ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ JVt 57
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТИРОВЩИКА ШИН
(Руководствоваться с учетом требований Инструкции
по охране труда для работников всех профессий)
I. Общие требования безопасности
1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обученные безопасным методам работы, а также прошедшие проверку знаний.
Монтировщик шин, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.
2. При поступлении на работу' монтировщик шин должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические медосмотры в установленные сроки.
3. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ в автотранспортном предприятии.
Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
- при снятии и установке колес автомобиля;
- при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия;
- по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов.
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, монтировщик шин должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
3
4. Монтировщик шин должен соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
Продолжительность рабочего времени монтировщика не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
5. Монтировщик шин должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:
- узлы и детали автомобиля;
- оборудование и инструмент.
Узлы и детали автомобиля - падение колеса, вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса - приводят к травмам с тяжелыми последствиями, а иногда и к смертельному исходу.
Оборудование и инструмент - применение неисправного инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда может привести к травмам.
6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми монтировщик шин не обучен и не проинструктирован.
7. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
8. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты монтировщику шин выдаются:
- фартук хлопчатобумажный с нагрудником;
- рукавицы комбинированные.
9. Монтировщик шин должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
10. Монтировщик шин во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
11. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты монтировщик шин обязан сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.
12. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной, монтировщик шин несет ответственность согласно действующему законодательству.
4
II. Требования безопасности перед началом работы
14. Монтировщик шин обязан:
а) надеть средства индивидуальной защиты;
б) осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;
в) проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;
г) проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.
III. Требования безопасности во время работы
15. Монтировщик шин обязан:
а) осуществлять демонтаж и монтаж шин только на шиномонтажном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом;
б) перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма автомобиль или его часть. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля - специальную подставку (козелок);
в) перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов (специальных устройств). Запрещается перекатывать их вручную.
При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера фиксировать поднятую покрышку стопорным устройством;
г) следить, чтобы во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом;
д) перед демонтажем шины с обода колеса или бездискового колеса со ступицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины, плотно прилипшей к ободу, осуществлять при помощи специального стенда или съемника;
е) для осмотра внутренней поверхности покрышки применять спредер (расширитель);
ж) изъятие из шин металлических предметов, гвоздей и т.п. производить клещами, а не отверткой, шилом или ножом;
з) проверить перед монтажом шины исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец;
5
и) при монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью;
к) накачку шин производить только с применением предохранительного ограждения или предохранительной вилки достаточной прочности и величины;
л) при накачке шин без дозатора давление воздуха проверять манометром;
м) накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции;
н) подкачку шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
В случае падения давления в шине более чем на 40% от нормы необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном состоянии и правильном положении камеры, затем смонтировать шину и накачать.
16. Монтировщику шин запрещается:
а) монтировать шины на ободы несоответствующего размера, а также применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;
б) применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины, заусенцы и т.п.);
в) закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом, поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;
г) накачивать шину свыше установленной нормы;
д) выбивать диск кувалдой;
е) регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на давление свыше установленного заводом-изготовителем, а также класть на клапан дополнительный груз.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
17. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, монтировщик шин должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
6
Если несчастный случай произошел с самим монтировщиком шин, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
V. Требования безопасности по окончании работы
18. Монтировщик шин обязан:
а) привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место;
б) снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
в) вымыть руки с мылом;
г) обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
7