ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 93 ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЕ АВТОМОБИЛЯ
(Руководствоваться с учетом требований Инструкции
по охране труда для работников всех профессий)
I. Общие требования безопасности
1. К самостоятельной работе по ремонту топливной аппаратуры допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. Для ремонта газобаллонной аппаратуры дополнительно необходимо иметь соответствующее удостоверение.
2. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры (далее - слесарь) должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
- для слесаря по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей;
- при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия.
3. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.
4. При поступлении на работу слесарь проходит медицинский осмотр, вводный инструктаж по безопасности труда и первичный инструктаж на рабочем месте, что должно быть подтверждено его подписью в контрольном листе прохождения инструктажа по безопасности труда и в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Слесарь должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми его обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.
196
5. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 часов в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется Правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми командиром воинской части по согласованию с профсоюзным комитетом.
6. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него в процессе выполнения работ, являются:
а) легко воспламеняющиеся жидкости, их пары, газы;
б) этилированный бензин;
в) оборудование, инструмент, приспособления.
Легко воспламеняющиеся жидкости, пары и газы при нарушении правил пожарной безопасности в обращении с ними могут стать причиной пожара и взрыва. Кроме того, пары и газы, попадая в органы дыхания, вызывают отравление организма.
Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.
Оборудование, инструмент, приспособления при неисправности и неправильном их применении могут привести к травмам.
7. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
8. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:
- костюм хлопчатобумажный - 1 на год;
- фартук хлорвиниловый - 2 на год;
- сапоги резиновые - 1 пара на год;
- нарукавники хлорвиниловые - 2 пары на год;
- рукавицы комбинированные - 4 пары на год.
9. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
10. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми слесарь не обучен и не проинструктирован.
11. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений,
197
инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.
13. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работ и перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).
14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной, слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.
II. Требования безопасности перед началом работы
15. Слесарь обязан:
а) подготовить и надеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды;
б) осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов;
в) проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;
г) проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования;
д) проверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему непосредственному руководителю;
е) включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости местную вентиляцию.
III. Требования безопасности во время работы
16. Во время работы слесарь обязан:
а) при техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания;
б) при ремонте топливной аппаратуры на автомобиле снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы;
198
в) при ремонте газовой аппаратуры на автомобиле дополнительно закрыть расходный и магистральный вентили;
г) перед разборкой обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином;
д) производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели;
е) моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками;
ж) производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах;
з) пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями;
и) продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом;
к) при продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя;
л) проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов (если посты расположены в помещении ТО);
м) перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение;
н) для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами;
о) при попадании этилированного бензина на кожу немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их теплой водой и немедленно обратиться в здравпункт или к врачу.
Если специальная одежда облита бензином, обратиться к своему непосредственному руководителю для ее замены;
п) пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин предварительно обезвредить раствором хлорной извести и удалить тем же способом.
199
17. Слесарю запрещается:
а) приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллоном автомобиле;
б) пользоваться открытым огнем в помещении, где проводится ремонт и регулировка топливной аппаратуры;
в) засасывать бензин ртом через шланг;
г) для мытья деталей пользоваться бензином;
д) продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом;
е) во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю;
ж) применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
18. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать мастеру (командиру подразделения), а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
V. Требования безопасности по окончании работы
19. Слесарь обязан:
а) выключить вентиляцию и оборудование;
б) привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать их в отведенное для них место.
Сливать остатки керосина и другие легко воспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается;
г) снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
д) вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином;
е) обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
200