Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

92 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

Паспорт федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения

III. Мероприятия Программы

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления ее выполнением, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

Приложение № 1. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

Приложение № 2. Мероприятия федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", осуществляемые за счет средств федерального бюджета

Приложение № 3. Мероприятия федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года", осуществляемые за счет средств федерального бюджета по направлениям финансирования

Приложение № 4. Объемы финансирования федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

Приложение № 5. Объемы финансирования федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" за счет средств федерального бюджета

Приложение № 6. Объемы финансирования федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Приложение № 7. Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

     I. Общие положения

     II. Порядок детализации проектов Программы

     Приложение № 1. Показатели, рекомендуемые для оценки качественных критериев, характеризующих мероприятия по развитию инфраструктуры по защите населения и территорий от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

     Приложение № 2. Показатели, рекомендуемые для оценки количественных критериев, характеризующих мероприятия по развитию инфраструктуры по защите населения и территорий от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Приложение № 8. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных Российской академии наук на реализацию федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

Приложение № 9. Методика оценки эффективности реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

     Приложение. Основные показатели эффективности реализации Программы и методика их расчета

Приложение № 10. Распределение средств между государственными заказчиками (заказчиками) федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

 
Дата введения02.08.2011
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

07.07.2011УтвержденПравительство Российской Федерации555
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 25.07.2011 г. № 30 (часть II), ст. 4633
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

- 9966 -


Ст. 4633


№ 30


РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4633 0 ФеДеРальной целевой программе «Снижение рисков и смягчение ■тиии последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»

11равительство Российской Федерации поста» о в л я е т:

1.    Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Снижение рисков п смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» (далее — Профамма).

2.    Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Ирофамму в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.    Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных целевых нрофамм, указанных в пункте 3 настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН

Мскква 7 июля 2011 г. jNfe 555

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. .4* 555

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА*

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года*

Наименование Программы    -    федеральная    целевая программа «Снижение рисков

и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года*

Дата припягия решения    —    распоряжение Правительства Российской Федора-

о разработке Программы    ции от 29 марта 2011 г. № 534-р

(наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- 9967 -


Ст. 4633


Государственные заказчики Программы


Государственный заказчик координатор Программы


Основные разработчики Программы


Цели и задачи Программы


Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Феде ральная служба но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среда, Федеральное агентство лесного хозяйства. Федеральная служба но надзору в сфере транспорта

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба но экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среда. Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Российская академия наук

цели Программы:

снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Задачи 11 рограмм ы:

совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления с использованием технологий общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного И техногенного характера;

развитие систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания людей; создание системы мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов;

развитие инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсе» глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и с учетом возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий функции по руководству деятельностью военизированных горноспасательных частей; завершение работ по созданию инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на межрегиональном и региональном уровнях системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с теплоснабжением населения;


- 9976 -

№ 30

невозможность опенки эффективности вложения финансовых средств в мероприятия но защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера;

невозможность полного и ‘эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий но снижению рисков и смятению последствий чрезвычайных ситуаций;

отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на: развитии систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания и мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов и грузов, а также развитии механизмов координации управления на базе технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения и критически важных объектов инфраструктуры от уфоз природного и техногенного характера;

развитии инфраезрукгуры системы обеспечения безопасности на воде, в труднодоступных районах проживания, отдыха и работы людей, в Арктической зоне и при проведении подземных работ и работ в шахтах, а также при разработке и реализации системы мер но защищенности территорий, населения и объектов в случае выполнения крупных экономических и инфраструктурных проектов;

создании инфраструктуры системы вызова экстренных оперативных служб и развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций, в том числе на региональном уровне;

создании и внедрении современных технологий заши ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разработке и реализации системы мер но предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с опасными быстроразвивающимися природными явлениями и нарушением теплоснабжения населения и объектов жизнеобеспечения.

Вследствие этого достижение целей защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, становится практически невозможным. Сроки и затраты, необходимые для достижения указанных целей, возрастут ориентировочно в 2—3 раза.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ И ЭТАПОВ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ,

А ТАКЖЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ,

ОТРАЖАЮЩИЕ ХОД ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Основными целями Профаммы являются снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами 11рограммы являются:

совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управлении с использованием технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера;

развитие системы информационного обеспечения населения в местах массового пребывания людей;

создание системы мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных фузов;

развитие инфраструктуры единой системы с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС и

- 9977 -

Ст. 4633

с учетом возложения на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре звычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий функции но руководству деятельност ью 1зоешпированных горноспасательных частей;

завершение работ по созданию инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на межрегиональном и региональном уровнях системы государственного управления и экстренного реагиро1занпя в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

разработка мероприятий но предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с теплоснабжением населения;

развитие технологий спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях на акваториях и в труднодоступных местах проживания, отдыха и работы населения с использованием ресурсов ГЛОНАСС;

развитие и совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений с учетом изменения климата и комплексных систем их мониторинга;

совершенствование научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности, системы подготовки должностных лиц и населения на основе современных информационных технологий.

Предполагается, «гго Программа будет реализована в течение 5 лет в 2 этана. На первом этапе (2011—2012 годы) предусматривается;

продолжение работ, проводимых в периоде 2006 но 2010 год в рамках I Iporpa.M-мы 2010 года но направлениям дальнейшего развития общероссийской системы информирования, существенно расширив ее функции, системы антикризисного управления с доведением ее возможностей до регионального и муниципального уровней с использованием ресурсов ГЛОНАСС, а также систем мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и потенциально опасных объектов, опасных грузов, федеральной системы сейсмологических наблюдений и системы предупреждения о цунами;

выполнение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС; развитие сети станций приема космической информации; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы снижения рисков чрезвычайных ситуаций, обследование территорий, на которых предполагается реализация крупных экономических и инфраструктурных проектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий по созданию системы комплексной безопасности и повышению защищенности критически важных объектов и об'1»екгов инфраструктуры;

продолжение работ по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций;

повышение уровня информационного обеспечения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях;

реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов от факторов природной и техногенной опасности;

выполнение работ но созданию экспериментальной научной базы в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разработка в полном объеме методических, экономических, организационных основ и механизмов реали зации мероприятий Программы;

реализация существующих и разработка новых региональных целевых нро-грамм, осуществление мероприятий, которые позво.шт повысить уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов и объектов инфраструктуры.

На втором этапе (2013—2015 годы) планируется завершить: создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

создание (строительство) в Арктической зоне и на прилегающих к ней территориях петров, обеспечивающих создание в труднодоступных местах системы комплексной безопасности населения, критически важных объектов и территорий

- 9978 -

№ 30

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при реализации крупных экономических м иифраструкгурных проектов;

создание инфраструктуры системы обеспечения вызова оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС;

создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций;

создание системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, федеральной системы сейсмологических наблюдений и системы предупреждення о цунами, общероссийской системы информирования и системы антикризисного управления на территории страны;

создание экспериментальной научной базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природною и техногенного характера.

Эффективность реализации 1 (рограммы оценивается но 3 группам показателей, характеризующих:

снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2010 года);

повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания (но отношению к показателям 2010 года);

соотношение уровня затрат на проведение мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба.

Показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении № 1.

В качестве базового года выбран 2010 год.

Показателями ущерба от чрезвычайных ситуаций являются: количество погибших людей — 8258 человек; количество пострадавшего населения — 39875 человек; предотвращенный экономический ущерб — 83,39 млрд, рублей.

Показателями эффскгииности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания являются:

полнота охвата системами мониторинга — 76 процентов; достоверность прогноза — 73 процента;

полнота информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при yi-розе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях — 42 процента;

полнота мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения — 5 процентов.

Соотношение уровня затрат на проведение мероприятий но снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба составляет 9 процентов.

Реализация Профаммы может быть досрочно прекращена Правительством Российской Федерации, если уровень риска чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации снизится до приемлемого значения, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.

III. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Весь комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется но статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие расходы по следующим 5 направлениям Профаммы: создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе с использованием технологий общероссийской системы информирования;

разработка и реализация системы мер по защищенности территорий, населения и объектов при реализации экономических и инфраструктурных проектов;

- 9979 -

Ст. 4633

развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций с учетом создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб и ресурсов ГЛОНАСС;

создание и внедрение современных технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация системы мер но предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями 11рограммы первого направления являются: внедрение систем комплексной безопасности жизнедеятельности населения и территорий;

внедрение современных инновационных технических средств и технологий информирования и оповещения населения.

Основными мероприятиями 11рограммы второго направления являются: создание инфраструктуры системы обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в труднодоступных местах, в Арктической зоне и в особо сложных условиях, в том числе с использованием ресурсов ГЛОНАСС;

создание инфраструктуры подготовки спасателей и проведение организационно-технических мероприятий по внедрению технологий комплексного мониторинга состояния защищенности критически важных объектов от угроз природного и техггогегггюго характера;

развитие инфраструктуры системы обеспечения безопасности на водных объектах с высоким риском чрезвычайных ситуаций и в местах проведения массовых мероприятий;

развитие инфраструктуры и технического оснащения военизированных горноспасательных частей;

создание инфраструктуры системы обеспечения безопасности на территории Северо-Кавказского федерального округа;

развитие инфраструктуры оказания медицинской помощи работникам аварий-Iю-спасателы гмх <|>орм ирований.

Основными мероприятиями Программы третьего направления являются: развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения систем межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях и мониторинга чрезвычайных ситуаций;

создание экспериментальных зон системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Основными мероприятиями Программы четвертого направления являются: создание и развитие лабораторно-экспериментальной базы единой системы для решения задач защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера;

создание технологий, учебно-тренировочных и экспериментальных моделирующих комплексов, тренажеров и стендов для отработки навыков применения новых технических средств и технологий ведения аварийно-спасательных работ и подготовки спасателей к действиям в особо сложных условггях.

Основными мероприятиями Программы пятого направления являются: развитие инфраструктуры гг программно-технического обеспечения федеральной системы сейсмологических наблюдений;

развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения системы предупреждения о цунами;

развитие инфраструктуры и программно-технического обеспечения системы предупреждения (профилактики) чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с нарушением теплоснабжения населения и объектов жизнеобеспечения;

подготовка населения, специалистов, студентов гг школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Мероприятия 11рограммы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении № 2.

Мероприятия 11рограммы. осуществляемые за счет средств федерального бюджета по направлениям финансирования, представлены в приложении № 3.

- 9980 -

№ 30

IV. ОБОС НОВАНИЕ РЕСУРС НОГО ОБЕС ПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджет и средств бюджегон субъектов Российской Федерации.

Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 34625,443 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета — 12130,843 млн. рублей; бюджетов субъектов Российской Федерации — 22494,6 млн. рублей.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета н бюджетов субылсгов Российской Федерации представлены в приложении № 4.

Объемы ресурсного обеспечения Профаммы и соотношение расходов бюджетов различных уровней учитывают региональные уровни риска чрезвычайных ситуаций и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Расходы на проведение научно-исследоыггельских и опытно-конструкторских работ определены но результатам сравнительного анализа стоимости аналогичных работ н на основании экспертных оценок требуемых трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Профаммы.

Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного анализа стоимости строительства новых и реконструкции существующих объектов в рамках запланированных мероприятий Профаммы.

Расходы на проведение мероприятий но предупреждению чрезвычайных ситуаций определены по результатам реализации ряда проектов и проведения в течение 2009—2010 годов работы по согласованию проекта Программы с предполагаемыми государственными заказчиками и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий Профаммы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности.

Основными направлениями финансирования мероприятий Программы с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерапин являются:

развитие систем информационного обеспечения населения в местах массового пребывания и мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов и опасных фузов, а также развитие механизмов координации управления на базе технологий общероссийской системы информирования в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера;

развитие инфраструктуры системы обеспечения безопасности на воде, в труднодоступных районах проживания, отдыха и работы людей, в Арктической зоне и при проведении подземных работ и работ в шахтах, а также разработка и реализация системы мер по защищенности территорий, населения и объектов при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов с учетом природно-климатических особенностей регионов;

создание опытных зон инфраструктуры системы вызова экстренных оперативных служб и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций и ее распространение на региональный уровень с учетом ресурсов ГЛОНАСС, развитие сети станций приема космической информации;

создание и внедрение современных технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие экспериментальной базы единой системы;

разработка и реализация системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с опасными быстроразвивающимися природными явлениями и нарушением теплоснабжения населения и объектов жизнеобеспечения.

Все мероприятия планируется проводить, широко используя механизмы их финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета представлены в приложении № 5.

Объемы финансирования Профаммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации представлены в приложении № 6.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,

ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ II МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование;

применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти;

организационную структуру управления реализацией Программы (обеспечение согласованности звеньев всех уровней управления, определение их состава и функций).

Важнейшим элементом реализации Профаммы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.

11рппятне управленческих решений в рамках 11рограммы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий Программы.

Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.

Устанавливается следующий механизм управления реализацией Программы. Государственный заказчик — координатор Профаммы в ходе ее реализации: осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Профаммы и Российской академии наук но подготовке и реализации мероприятий Программы, а также но анализу рационального использования ими средств федерального бюджета;

организует текущее управление реализацией Программы; осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и реализации мероприятий Профаммы, а также анализ и контроль рационального и эффективного использования ими средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

подготавливает ежеквартальные отчеты и ежегодные доклады о ходе реализации 11рограммы;

устанавливает квартальные прогнозные значения показателей оценки эффек-тивности реализации Программы в пределах годовых показателей, представленных в приложении № 1 к Профамме;

организует мошггоринг хода реализации Профаммы;

несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;

организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, в том числе организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Профаммы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации 1 (рофаммы и порядке участия в ней инвесторов.

Государственный заказчик — координатор Профаммы осуществляет проверки хода реализации Профаммы государственными заказчиками — федеральными органами исполнительной власти. Российской академией наук и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные заказчики Профаммы и Российская академия наук, которая является заказчиком (главным распорядителем средств федерального бюджета) по отдельным мероприятиям Профаммы:

действуют в рамках уста ношен них сфер деятельности, ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность о реализации Программы и пред-

Ст. 4633


- 9968 -


№ 30


Важиейшие i(слепые индикаторы и показатели Программы


Сроки и этапы реализации Программы


развитие технологий спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях на акваториях и в труднодоступных местах проживания, отдыха и работы населения с использованием ресурсов ГЛОНАСС; развитие и совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений с учетом изменения климата и комплексных систем их мониторинга;

совершенствование научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности, системы подготовки должностных лип и населения на основе современных информационных технологий

эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих показателей: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2010 года), в том числе:

снижение количества гибели людей; снижение количества пострадавшего населения; увеличение предотвращенного экономического ущерба;

повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания (по отношению к показателям 2010 года), включая: повышение полноты охвата системами мониторинга;

повышение достоверности прогноза; повышение полноты информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях;

повышение полноты мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения; уменьшение соотношения уровня затрат на проведение мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба

Программа будет реализована в течение 5 лет в 2 этапа.

На первом этапе (2011 2012 годы) предусматривается:

продолжение работ, проводимых в периоде 2006 но 2010 год в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. № 1, по направлениям дальнейшего развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, существенно расширив ее функции, системы антикризисного управления с доведением ее возможностей до регионального и муниципального уровней с использованием ресурсов ГЛОНАСС, а также систем мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и потенциально опасных объектов, опасных грузов, федеральной системы ссйсмонаблюдсний и системы предупреждения о цунами; выполнение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС; развитие сети станций приема космической информации;


1 C3N# 30


№ 30


- 9969 -


Ст. 4633


проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы снижения рисков чрезвычайных ситуаций, обследование территорий, на которых предполагается реализация крупных экономических и инфраструктурных проектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий но созданию системы комплексной безопасности и повышению защищенности критически важных объектов и объектов инфраструктуры;

продолжение работ но развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управ.ления рисками чрезвычайных ситуаций; повышение уровня информационного обеспечения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях; реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов от факторов природной и техногенной опасности; выполнение работ по созданию экспериментальной научной базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природною и техногенного характера;

разработка в полном объеме методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации мероприятий Программы; реализация существующих и разработка новых региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий, которые позволят повысить уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов и объекте» инфраструктуры.

На втором этане (2013—2015 годы) планируется завершить:

создание системы обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

создание (строительство) в Арктической зоне и на прилегающих к ней территориях центров, обеспечивающих создание в труднодоступных местах системы комплексной безопасности населения, критически важных объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при рсали киши крупных экономических и инфраструктурных проекте»; создание инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб с использованием ресурсов ГЛОНАСС;

создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций;

развитие систем мониторинга чрезвычайных ситуаций, критически важных и (или) потенциально опасных объекте» инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, федеральной системы сейсмологических наблюдений и системы предупреждения о цунами, общероссийской комплексной системы информире»ания и оповещения населения в местах массового пребывания людей, системы антикризисного управления на территории страны; создание экспериментальной научной базы в об-ласги защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


2 Зах. 3600


- 9970 -


№ 30


Объемы и источники финансирования Программы


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности


общий объем финансирования Программы в 2011—2015 годах (в ценах соответствующих дет) составит 34625,443 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета 12130.843 млн. рублей, из них: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 1154,9 млн. рублей; на капитальные вложения — 8106,436 млн. рублей; на прочие расхода 2869,507 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 22494,6 млн. рублей (в рамках реализации региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятий организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

снижение рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до приемлемого уровня, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях и на воде, предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и его снижение до уровня, обеспечивающего условия для устойчивого социально-экономического развития страны.

За весь период реализации Программы планируется достичь следующих показателей: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (процентов, по отношению к показателям 2010 года), в том числе:

снижение количества гибели людей — 12,15; снижение количества пострадавшего населения 7,91;

увеличение предотвращенного экономического ущерба — 36,1;

повышение эффективности информационного обеспечения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также населения в местах массового пребывания (процентов, по отношению к показателям 2010 года), включая: повышение полноты охвата системами монито ринга — 7.3;

повышение достоверности прогноза 6,9; повышение полноты информационного обеспечения населения в местах массового пребывания при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и в чрезвычайных ситуациях — 25,9; повышение полноты мониторинга состояния объектов теплоснабжения населения 47,9; соотношение уровня затрат на проведение мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и предотвращенного ущерба (процентов) — 6.

Общий экономический эффект от реализации мероприятий 11рограммы, обеспечивающих снижение материального ущерба, а также численности погибшего и пострадавшего населения, составит 512 млрд, рублей за весь период реализации Программы. При этом с учетом затрат на осуществление указанных мероприятий их общая экономическая эффективность составит 465,4 млрд, рублей


Ст. 4633

- 9971

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,

НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В последнее десятилетие количество опасных природных явлении и крупных техногенных катастроф на территории Российской Федерации ежегодно растет, при этом количество чрезвычайных ситуаций и погибших в них людей на протяжении последних лет неуклонно снижается. Это говорит о высокой м|к|)екгивности предупредительных мероприятий и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.

По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. 11а сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объекгов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения.

Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены в том числе глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами.

В зонах возможного воздействия поражающих факторезв при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны (60 процентов).

Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, ннипиируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа.

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры yipoi и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на воде, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными источниками чрезвычайных си туаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций составляет 1,5—2 процента валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд, рублей). Чрезвычайные ситуации <1>едералыюго и регионального характера в регионах с малым бюджетом могут существенно ограничивать их социально-экономическое развитие.

Основной задачей деятельности органов государственной власти в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения, сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития регионов и страны в целом с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — единая система), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

- 9972 -

№ 30

Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз различного характера — вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения.

Язя этого необходимо проведение следующих мер:

совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее — общероссийская система информирования);

развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищеннскти критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения;

завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях;

развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. 11роблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на (1>едералыюм и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.

Однако этот путь возможен лишь при четкой координации проводимых мероприятий на ({кдералыюм, решоналыюм и объектовом уровнях, постоянном их мониторите и анализе эффекгивности финансовых затрат на указанные мероприятия.

Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом

В 2000—2005 годах решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации осуществлялось ирофаммно-целевым методом в рамках федеральной целевой про-

- 9973 -

Ст. 4633

граммы «Снижение рисков и смятение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098, входе реализации которой был подучен первый опыт решения задач в этой области. Были начаты работы но созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, получены первые результаты в области комплексного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, созданы новые образцы техники в области борьбы с лавинами, ледовыми заторами и лесными пожарами, разработан и издан атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Начиная с 2006 года решение этих задач продолжилось в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смятение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. № 1 (далее — Программа 2010 года), и региональных целевых профамм аналогичной направленности.

Основные результаты Программы 2010 года:

создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях и начато создание 7 центров управления в кризисных ситуациях в федеральных округах, что позволило начать переход на управление рисками чрезвычайных ситуаций на базе новых информационных технологий и более чем в 2,5 раза повысить оперативность и эффективность реагирования в чрезвычайных ситуациях. Высокая эффективность новой системы управления в кризисных ситуациях была показана в ходе ликвидации последствий фузино-югоосетинского вооруженного конфликта в 2008 году, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, природных пожаров на территории Российской Федерации в 2010 году и других крупных чрезвычайных ситуаций. Однако для эффекгивного управления рисками чрезвычайных ситуаций на территории всей страны необходимо развитие инфраструкгуры и новых информационных гехноло-I ий управления рисками во всех субъектах Российской Федерации;

созданы первая и вторая очереди общероссийской системы информирования, которые функционируют в 33 крупных городах Российской Федерации. Проведение указанных мероприятий позволило охватить современными информационными средствами в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций более 60 млн. человек (более 40 процентов населения страны). Дальнейшее развитие общероссийской системы информирования требует создания информационных центров во всех субъектах Российской Федерации, дооснаiпения системы средствами химического и радиационного контроля и мобильными комплексами информирования и оповещения населения;

создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Всероссийскою метра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, соответствующих ведомственных орпшпзапий в рамках функциональных подсистем единой системы, центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в федеральных округах и во всех субъектах Российской Федерации, что позволило охватить указанной системой значительную часть территории страны, повысить достоверность прогнозов и эффективность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций;

модернизированы федеральная система сейсмологических наблюдений и система предупреждения о цунами, что позволило повысить оперативность обработки сейсмических данных и уменьшить время формирования срочных донесений о сильных землетрясениях за период с 2006 по 2009 год в среднем с 43 до 28 минут (на 34 процента). Время доведения информации о параметрах землетрясений до системы предупреждения о цунами сокращено с 20 до 10 минут;

созданы региональные системы мониторинга состояния защищенности от угроз природного и техногенного характера критически важных объектов (Калужская, Мурманская, Архангельская области и Республик!! Тыва). Дальнейшее развитие систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо осуществлять в рамках сохдания систем комплексной безопасности;

- 9974 -

№ 30

разработаны и изданы атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации (вторая редакция) и атласы природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций на территории (|х*деральных округов. Дальнейшее развитие работы необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с экономическими, демографическими, социальными и другими характеристиками регионов путем создания информационнокартографической системы визуализации социально-экономической эффективности результатов деятельности единой системы с учетом рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также инвестиционной привлекательности регионов;

получили дальнейшее развитие научно-методические основы и механизмы координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации и населения от угроз природного и техногенного характера, а также от опасности кризисных ситуаций. Полученные результаты позволяют перейти от общих теоретических исследований в этой сфере к конкретизации таких работ применительно к конкретным объектам защиты, несущим угрозу для населения и территорий;

внедрены современные формы подготовки специалистов различного уровня в области управления рисками с применением новых информационных технологий. В дальнейшем упор должен быть сделан на подготовку специалистов и населения с применением различных способов психологической подготовки.

Наличие Программы 2010 года и соответствующих региональных целевых upoipa.MM снижения рисков и смятения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — региональные целевые программы) позволило обеспечить достаточно эффективную координацию деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Предварительные итоги реализации Программы 2010 года свидетельствуют о том, что по основным мероприятиям ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано с тем, что удалось привлечь к реализации мероприятий Программы 2010 года финансовые средства субъектов Российской Федерации в объеме, запланированном при ее принятии. Однако потенциал для роста привлечения финансовых средств еще достаточно высок, так как лишь около 50 процентов субъектов Российской Федерации приняли активное участие в реализации ее мероприятий.

Реализация мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового ре 1улирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координацию действий федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. 11рограмма 2010 года обеспечила базовые условия для реализации неотложных мер в области обеспечения безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны с учетом необходимости реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.

В современных экономических условиях в целях повышения эффективности мероприятий антикризисной направленности возрастает важность реализации методов программно-целевого планирования.

Мероприятия федеральной целевой нрофаммы «Снижение рисков и смятение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» (далее — Программа) направлены на то, чтобы к 2012 году завершить формирование культуры экстренного реагирования, а также культуры информирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на основе создания перспективных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, более широкого использования в этих целях новых информационных технологий, а к 2015 году реализовать систему мероприятий но обеспечению комплексной безопасности населения и территории страны.

Как показала практика прошедшего десятилетия, эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и нримене-

№ 30    — 9975 -    Ст.    4633

нпя организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий п концентрации ресурсов субъектов экономики.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые Moiyr быть общими для разных но своей природе явлений и факгоров (природных н техногенных).

При применении программно-целевого метода осуществляется: развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновении чрезвычайных ситуаций (в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий) и особенностей их протекания;

информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;

координация действий но поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе и при реализации инфраструктурных проектов;

реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.

Формирование эффективной «вертикали реагирования» на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информаиионно-унравляющей системы в этой сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, коорлпнируюпщх информационные потоки. Реализация Программы на региональном уровне предполагает: утверждение в установленном порядке региональных целевых программ или планов реализации отдельных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

методическое сопровождение (при необходимости) мероприятий региональных целевых программ или отдельных мероприятий но снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализуемых в субъектах Российской Федерации, со стороны государственных заказчиков 11рограммы;

участие субьскгов Российской Федерации в реализации Профаммы на добровольной основе за счет собственных финансовых средств и средств организаций.

Региональные целевые программы и планы реализации отдельных мероприятий но снижению рисков и смятению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, могут приниматься и утверждаться в уста ноте ином порядке в течение всего периода реализации Программы по мерс изыскания необходимых собственных финансовых средств или средств организаций.

Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, обусловлены возможностью неполного ее финансирования из-за ухудшения экономической ситуации как в стране в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих и реализации Про1раммы. При этом возможны варианты решения проблемы, связанные с возможностью дополнительного подключения к реализации Программы субъектов Российской Федерации, не принимавших участия в ее реализации.

Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

Основными недостатками и издержками подхода к снижению рисков чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасной жизнедеятельности без использования программно-целевого метода являются:

невозможность определения и формирования показателей Профаммы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы в Российской Федерации;