Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

28 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В указаниях содержатся рекомендации о порядке проведения согласования условий природопользования в территориальных органах Минприроды республик, краев, областей по экологии и природопользованию и в органах надзора; приведена принципиальная схема процесса выполнения указанных согласований дан перечень исходных данных о состоянии окружающей среды, необходимых для разработки проектных решений и получения согласования условий природопользования, в том числе справочный перечень санитарно-гигиенических, экологических требований (условий) и ограничений.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Ответственность за организацию проведения и согласование условий природопользования

3 Содержание процесса согласования условий природопользования

Приложение 1. Содержание используемых в тексте определений

Приложение 2. Принципиальная схема согласования условий природопользования и технических условий на подключение проектируемого объекта к инженерным сетям и коммуникациям

Приложение 3. Исходная информация о состоянии окружающей среды и условиях природопользования, необходимая для экологического обоснования принимаемых решений, при размещении, проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений

Приложение 4. Состав экологических требований и ограничений, включаемых в заключение о согласовании условий природопользования

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИпроект Госстроя России
УтвержденГоскомприрода СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28

У МЕТОДИЧЕСКИЕ I ЖАЗАНИЯ

* о порядке & согласования

4 УСЛОВИЙ

| природопользования I проектируемых I объектов и технических условий на их подключение к инженерным сетям и

коммуникациям

МОСКВА1991

Существующие нормативные акты и ведомственные инструкции, определяющие порядок согласования условий на отдельные виды природопользования, уже не соответствуют ни вновь вводимому союзному и республиканскому законодательству, ни изменившимся функциям (или ликвидации ряда министерств и ведомств) в связи с организацией в стране единой системы государственных органов по охране природы и возложением на них задач по контролю за охраной и использованием природных ресурсов, со» гласованию и выдаче разрешений на природопользование.

В связи с этим для оказан помощи предприятиям, учреждениям - эахазчикам - ннвесто м, проектным организациям, органам надзора, исполнительны комитетам местных Советов в их деятельности по учету прв оохранных требований при выборе площадки нового строительства, реконструкции, техническом перевооружении действующих дприятий в переходный период формирования рыночной эконом» и новых структур управления страной АСПОпроектом подготовлены данные Временные методические указания.

Р* б отчих и:

Уко-    сработаны    специалистами    ЦНИИпроекта    Четвериковой Л.    исполнитель),    Листвиной    Л.В.    с    участием

специалистов Госкомприроды РСФСР.

Адрес: 117393, г.Москва, уп.Архитектора Впасова, д.51, Телефон для справок: 128-05*91.

органы надзора для проведения согласования условий природопользования по отдельным природным ресурсам.

В заключении устанавливаются экологические требования, ограничения (условия) на планируемый вид деятельности с позиций;

состояния окружающей среды или ее компонентов и их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду от реализации планируемого вица деятельности;

состояния здоровья населения (предотвращение ухудшения условий жизни населения);

перспектив социально-экономического развития территории, где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия (при реконструкции, расширении, техническом перевооружении).

Перечень установленных условий природопользования, включаемых в заключение, определяется в зависимости от источников, видов воздействия, региональных особенностей района размещения нового воздействия, региональных особенностей района размещения нового строительства или действующего предприятия. Справочный перечень условий приведен в приложении 4.

В заключении о согласовании условий природопользования должен указываться срок его действия, который не должен превышать 5 лет.

9

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - осуществление всякой планируемой деятельности (при новом строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении действующего предприятия), связанной непосредственно с использованием природных ресурсов или оказывающей влияние на окружающую среду.

УСЛОВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - совокупность (комплекс) экологических требований, ограничений, при выполнении которых допускается ведение конкретной деятельности на соответствующей территории.

ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - комплекс требований к качеству воздуха, вод, топлива, сырья, пищевой и промышленной продукции, к технологии производства, технологическим выбросам (сбросам, отходам) и методам их очистки (складированию, захоронению).

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - комплекс требований санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы - официальные документы, содержащие критерии оценки санитарного состояния окружающей среды, а также оптимальные или допустимые уровни факторов среды, способные предотвратить или снизить прямое или косвенное влияние этих факторов на здоровье человека и обязательные для выполнения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями.

ВОЗДЕЙСТВИЕ - любые последствия планируемой деятельности (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение) для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальнь-с объекты или взаимосвязь между этими факторами; оно охватывает также последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, являющихся результатом изменения этих факторов.

10

ПРИНЦИПИАЛЬНА* СА4МА СО* ЛАСОВАМИ* *С«Ю**И ПРМИОДОПО ЛЬЮВАМИЯ И ТГХНМЧССКИЖ УСЛОВИЙ

ид лодклвжсмие проектируемого онектд и иияеисрмым сетям и коммуникациям



Приложение 3

ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЯХ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ. ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ*

В зависимости от природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот намечаемого к строительству предприятия, информация может быть получена:

Перечень органов, осуществляющих выдачу информации, определен в соответствии с установленным, действующим в настоящее время, раз граничением функций государственною управления и государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды и рационального использовав ния природных ресурсов, а также действующими в настоящее время норма-тивными документами, определяющими задачи функций органов государственного надзора за отдельными природными средами.

Механизм взаимодействия территориальных органов Минприроды и органов государственного надзора (организаций) - один из важнейших факторов обеспечения эффективности функционирования системы управления охраной окружающей среды и регулирования природопользованием (экологическое управление). В основе этого механизма должно быть сбалансированное распределение обязанностей, прав и ответственности между этими органами.

Представляется целесообразным формирование и ведение единого государственного банка данных о состоянии природной среды, источниках ее загрязнения и вредных воздействий, об использовании природных ресурсов, а также представление данной информации государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям и организациям.

II

ОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МИНПРИРОДЫ

СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК, КОМИТЕТОВ ПО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ:

1. Сведения о состоянии окружающей природной среды на 'данный момент'.

2. Сведения о прогнозируемом изменении в окружающей среде в соответствии с концепцией развития народнохозяйственного комплекса района строительства.

3. Наличие экологических проблем, которые уже проявляются в районе размещения объекта, так называемых 'проблемных ситуаций', уникальность природы территории.

4. Сведения об инвентаризации источников выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

5. Ведомственные, сводные тома 'Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы для города (норма ПДВ)'.

6. Отчеты ведомственных организаций об охране природы (формы 2ТП-ВОДХОЗ, 2-ТП-воэдух).

12

©В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (ОблСЭС, ГорСЭС):

1. Показатели санитарной ситуации и гигиенической характеристики качества окружающей срецы:

характеристика загрязнения атмосферного воздуха; характеристика качества питьевой воды (химический и бактериологический состав);

характеристика шумового и вибрационного воздействия в районе размещения предприятия.

2. Показатели заболеваемости населения, проживающего в районе предполагаемого размещения предприятия (реконструкции, расширения, технического перевооружения) действующего предприятия (производства, мощности) с учетом динамики изменения показателей состояния здоровья населения.

13

СОДЕРЖАНИЕ

2

6

7

10

1.    Обшио положения • ,..... •    .    ,

2.    Ответственность за организацию проведения и

согласование условий природопользования .....

3.    Содержание процесса согласования условий

природопользования ...................

Приложения:

1.    Содержание используемых в тексте определений .........................

2.    Принципиальная схема согласования условий

ВКЛ.

10-1

природопользования и технических условий на подключение проектируемого объекта к инженерным сетям и коммуникациям.......

3.    Исходная информация о состоянии окружающей

11

23

среды и условиях природопользования*, необходимая для эхологического обоснования принимаемых решений* при размещении, проектировании и строительстве предприятий* зданий и сооружений.............*.......

4.    Состав экологических требований и ограниче

ний, включаемых в заключение о согласовании условий природопользования............

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие Временные методические Указания разработаны с целью оказания помощи предприятиям, учреждениям - заказ-чикам-инвесторам, проектным организациям, органам надзора в их деятельности по организации проведения согласования условий природопользования при принятии решений о целесообразности (нецелесообразности) строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений.

1.2.    В указаниях содержатся рекомендации о порядке проведения согласования условий природопользования в территориальных органах Минприроды республик, краев, областей по экологии и природопользованию и в органах надзора;

приведена принципиальная схема процесса выполнения указанных согласований;

дан перечень исходных данных о состоянии окружающей среды, необходимых для разработки проектных решений и получения согласования условий природопользования, в том числе справочный перечень санитарно-гигиенических, экологических требований (условий) и ограничений.

1.3.    При разработке Указаний учтены положения действующего законодательства по вопросам охраны окружающей природной среды, а также вновь изданных законов и постановлений по вопросам экономического развития, являющегося условием как для структурных изменений народного хозяйства, так и для экологической стабилизации, передачи местным Советам функций по обеспечению социально-экономического развития территории. (Законы СССР: "О предприятиях в СССР'', "О собственности в СССР", 'Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик", "Основы законодательства Союза ССР о земле", "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР", "Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР и др.).

Разработанный в "Указаниях" порядок организации согласования условий природопользования учитывает следующие положения:

- земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы.

рсспстоженные на территории суверенных республик, ресурсы прилегающего континентального шельфа, хуаожественные и культурные ценности являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с республиканским законодательством находятся в ведении Советов народных депутатов;

-    руководство природоохранной деятельностью осуществляется Советами народных депутатов, республиканскими комитетами по экологии и природопользованию и его органами на местах;

-    формирование экономического механизма управления охраной окружающей среды в условиях перехода на рыночные отношения предусматривает установление жестких экологических ограничений по территориям и экосистемам, в рамках которых должно осуществляться развитие и размещение производительных сил, а также экономической ответственности прироцопользователей за нарушение экологических ограничений;

-    практически для всех народнохозяйственных комплексов и объектов регламентируется необходимость снижения нагрузок на окружающую среду региона размещения нового или эксплуатации действующего предприятия при его реконструкции, расширении или техническом перевооружении;

запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, а также наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридическим лицам и государству;

важнейшим условием обеспечения эколого-экономической сбалансированности (совместимости с окружающей средой) планируемой деятельности в новых экономических условиях, а также при функционировании объектов других отраслей народного хозяйства в районе размещения нового или реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия должно стать согласование условий природопользования (назначение граничных (контрольных) условий и получение разрешения (лицензии) на природопользование), при выполнении которых допускается ведение этой деятельности;

формирование новой системы управления социально-экономическим развитием территорий с учетом экологического фактора предусматривает введение платежей за использование природных ресурсов и за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

в условиях функционировани новых методов хозяйствования изменение существующего процесса проектирования предусматривает

3

nouMiuojiuo роли договорных обязательств, упорядочении ( упрощение ) порядка согласования и утверждения документации, отказ от излишней регламентации, предоставление большей самостоятельности участникам инвестиционной деятельности в определении стадийности, объема и состава проектной документации (кроме строго регламентируемых материалов по выполнению санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик), а также сроки ее разработки и передачи заказчику в зависимости от конкретных условий строительства;

вопрос о целесообразности (нецелесообразности) строительства нового или реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия необходимо решать в соответствии с заключением экологической экспертизы с учетом общественного мнения населения региона. Документация, не имеющая положительного заключения экологической экспертизы, дальнейшей реализации не подлежит.

1.4.    Применение Указаний должно способствовать: внедрению в практику разработки технико-экономических

обоснований (ТЭО) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий необходимости изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий, санитарноэпидемической обстановки и социально-экономической инфраструктуры, сложившихся в районе размещения объектов;

учету в проектных решениях региональных особенностей территории, где намечается новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующего предприятия;

упорядочению рассмотрения и согласования предложений по размещению и выбору площадки (трассы) для строительства предприятий, производств, зданий и сооружений;

повышению качества и экологической обоснованности намечаемых проектных решений в технико-экономических обоснованиях и проектах строительства (реконструкции, расширения) предприятий, зданий и сооружений;

обеспечению сочетания отраслевого и территориального проектирования;

повышению роли Советов народных депутатов в обеспечении комплексного экономического и социального развития территорий.

1.5.    Указания предназначены для использования заказчиками-инвесторами при проведении ими технико-экономических исследований для разработки технико-экономических обоснований строи-

тельства нбвых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих объектов, осуществляемых за счет различных видов собственности, органами государственной экспертизы, проектными организациями, консультационными фирмами, органами, осуществляющими формирование и выдачу условий природопользования, и другими заинтересованными организациями.

1.6. Учитывая, что к настоящему времени в целом не сформулированы правовые основы управления природопользованием в условиях перехода к рыночной экономике и децентрализации функций государственного управления по природным ресурсам между субъектами государственного управления как по горизонтали, так и по вертикали, указания следует считать временными.

5

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1.    Ответственность за организацию работ цля получении заключения о согласовании условий прироаопользования при выборе площадки" (трассы) нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих объектов несет инвестор-заказчик. Инвестор может по договору привлекать для выполнения данных работ проектные, научно-исследовательские организации, а также создавать для этих целей группы из компетентных специалистов.

2.2.    В соответствии с условиями заключенного договора исполнители вышеуказанных работ несут ответственность перец заказчиком за сбор, полноту и анализ получаемой информации, а также за качественную разработку необходимых обосновывающих материалов и расчетов.

2.3.    Органы (ем. приложение 2), представляющие данные о состоящий окружающей природной среды, должны нести в установленном порядке юридическую и финансовую ответственность перец заказчиком за полноту и достоверность выдаваемой информации по условиям природопользования, что должно в дальнейшем исключить необходимость проведения с ними повторных согласований проектной документации.

6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОГЛАСОВАНИЯ УСЛОВИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

3.1.    Согласование условий природопользования, а также технических условий на подключение объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования проводится при обосновании намечаемых вариантов размещения нового строительства или реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих предприятий.

3.2.    Процесс согласования условий природопользования включает.

3.2.1.    Сбор и анализ информации о;

состоянии окружающей среды (на 'данный момент' и прогнозируемом) в районе размещения или эксплуатации действующего предприятия (производства, мощности), включая характеристики воздушной и водной среды, земель, отводимых в постоянное и временное пользование, описание климатических, геологических и других природных условий, флоры, фауны, рекреационных и особо охраняемых территорий и другие экологические характеристики;

сложившихся социально-экономических условиях территории в районе размещения нового или эксплуатации действующего предприятия (при реконструкции, расширении, техническом перевооружении);

демографических показателях и заболеваемости населения, проживающего в районе предполагаемого размещения или эксплуатации предприятия с учетом динамики изменения показателей состояния здоровья людей.

Состав необходимой информации и перечень органов, представляющих эти данные, приведен в приложении 3.

3.2.2.    Подготовку обосновывающих материалов и расчетов (по вариантам), в которых должны быть приведены:

описание планируемой деятельности (новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение);

описание тех элементов окружающей среды, которые вероятно будут существенно затронуты в результате реализации планируемой деятельности;

принципиальные положения по ожидаемому воздействию на окружающую среду планируемой деятельности (описание возможных видов воздействия, оценка их масштабов);

7

описание намечаемых прецохранительных мер, направленных на то, чтобы свести к минимуму врецное возцействие на. окружающую среду;

конкретные указинии на исхоцлыО положения, ё Т6КЖ0 соответствующие данные об окружающей среде, лежащие в основе обоснования принимаемых решений;

выявленные пробелы и неопределенности, которые были обнаружены при подготовке материалов.

При оценке возможных видов воздействия необходимо учитывать:

масштабы планируемого вица деятельности;

район размещения нового или эксплуатации действующего предприятия (при реконструкции, расширении, техническом перевооружении): осуществление планируемого вица деятельности в особо чувствительных или важных с экологической точки зрения районах или в непосредственной близости от них (например, заказчики, заповедники, памятники археологии, культуры или истории), а также в районах, в которых особенности планируемой деятельности могут оказывать значительное воздействие на население;

последствия: планируемый вид деятельности оказывает особенно сложное и потенциально врецное возцействие, включая такие виды воздействия, которые влекут за собой серьезные последствия для людей и ценных видов флоры и фауны.

3.2.3, Получение заключений о согласовании условий природопользования.

Подготовленные обосновывающие материалы и расчеты направляются на рассмотрение и получение заключений в управлениях (отделах) исполкомов местных Советов о социально-экономических и инженерно-технических условиях функционирования объекта

® схема приложения 2); в территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора о согласовании санитарно-

гигиенических условий размещения объекта ( I ) схема приложения 2).

Полученные в указанных органах заключения вместе с обосновывающими материалами и расчетами направляются в территориальные органы Минприроды для получения заключения о согласовании условий природопользования.

В необходимых случаях по решению органов Минприроды обосновывающие материалы и расчеты могут направляться и в другие

8