Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

70 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция предназначается для инженерно-технических работников, занятых на изыскании и проектировании вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок, а также для персонала летных подразделений гражданской авиации. Инструкция распространяется на проектирование вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации. Отступление от инструкции допускается при надлежащем обосновании и по согласованию с МГА.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения и основные определения

2 Классификация вертолетных станций

3 Требования к местам расположения вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок

4 Требования к элементам вертодрома

5 Служебно—техническая территория

6 Надводные вертодромы и посадочные площадки

7 Вертолетные станции в аэропортах

8 Временные вертодромы и посадочные площадки

9 Светосигнальное оборудование

10 Режимно—охранное обеспечение

Приложение 1. Примерные площади участков, необходимых для строительства вертолетных станций

Приложение 2. Основные характеристики вертолетов, необходимые для расчета искусственных покрытий

Приложение 3. Примерный состав зданий и сооружений вертолетных станций

Приложение 4. Схемы генеральных планов транспортных вертолетных станций

Приложение 5. Схемы заправки вертолетов

Приложение 6. Дневная маркировка вертодромов и посадочных площадок

 
Дата введения01.07.1977
Добавлен в базу01.01.2018
Завершение срока действия01.07.1987
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

28.03.1977УтвержденМинистерство гражданской авиации СССР
РазработанГПИ и НИИ ГА Аэропроект
РазработанГОСНИИГА
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государствеммый проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЕРТОЛЕТНЫХ СТАНЦИЙ, ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Азропроект

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЕРТОЛЕТНЫХ СТАНЦИЙ. ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Отдел научно-технической информации Москва 1977

закрыта свладками местности, лесопосадками, зданиями,не выходящими за пределы условной плоскости ограничения препятствий. Вне ПВП ЛЭ11 должны быть удалены от ЛП не менее чем на ЗОО м. Это расстояние может быть сокращено до 120 м,если ЛЭП закрыта на всем протяжении затеняющими объектами (рис. I).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ВЕРТОДРОМА ЛЕТНЫЕ ПОЛОСЫ

4.1.    Основными составными элементами вертодрома, как правило, являются:

-    летная полоса;

-    рулежные дорожки;

-    места стоянки вертолетов;

-    перрон;

-    девиационная площадка;

-    швартовочная площадка.

4.2.    В зависимости от способа взлета и посадки постоянные и временные вертодромы (посадочные площадки) подразделяются на два типа. К первому типу относятся вертодромы,обеспечивающие взлет и посадку вертолета по-самолетному или с использованием влияния "воздушной подушни". Ко второму -вертодромы (посадочные площадки), обеспечивающие взлет и посадку только по вертикали, то есть без использования влияния "воздушной подушки**.

4.3.    При проектировании вертодромов рекомендуется (если это возможно) обеспечивать взлет вертолета по-самолетному, который является наиболее экономичным по сравнению с вертолетным, тан как позволяет увеличить загрузку вертолета.

4.4.    Допустимые скорости встречного и бокового ветра даны на рис. 2.

Ветровая звгрузка вертодрома должна быть не менее приведенной в табл. 2.

10

Pic. I. Взаиморасположение вертодрома (посадочной пдоиадвм) и высоковольтной линии электропередач (ЛЭП): 1 - летная полоса; 2 - ЛЭП; 3 - условная боковая плоскость ограничения высоты препятствий; * - условная плосвость ограничения высоты препятствий в направлении вздета и посадки

Скорость ветра ( и/оек.)

Рис. 2. Изменение допустимых составляющих бонового ветра в зависимости от углов направления ветра н оси ВПП вертодромов


12


Тип вертолета

Минимальная ветровая загрузка, £

Максимально допустимая снорость нормальной (под 90°) составляющей ветра, м/сек

Ми-6, Ми-8

97

10

Ка-26

94

8

Ми-2, Ми-4

87

5

Ми-1

85

4

Примечания: I. Расчет ветровой загрузни должен производиться по 8 или 16 румбам, исходя из данных наблюдений ближайшей в вертодрому метеорологической станции за возможно длительный период, но не менее чем за 5 лет.

2. В случаях, когда не обеспечивается требуемая минимальная ветровая загрузка вертодрома с одной ВПП, следует предусматривать вспомогательную, которую желательно располагать по отношению к главной под углом, близким к 90°.

4.5.    В том случае, когда по условиям рельефа нельзя оборудовать двусторонний старт, допуснается устройство одностороннего старта. При этом, расстояние от торца летной полосы до препятствия, преграждающего второе направление старта, должно составлять не менее 50 м (рис. 3).

4.6.    Рабочая площадь посадочных площадок может иметь форму квадрата или круга.

4.7.    При недостаточной несущей способности грунта,когда эксплуатация вертолетов не обеспечивается в любое время года,на грунтовой летной полосе,в ее центральной части устраивается,независимо от класса вертолетной станции,взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ИВПП).

13

Направление ветра

Рис. 3. Вертолетная площадка с односторонним стартом: I - летная полоса (посадочная пло-щадиа); 2 - условная плоскость ограничения высоты препятствий в направлении взлета и посадки; 3 - взлетная траектория вертолета

4.8. Конструкция искусственных покрытий элементов вертодромов (посадочных площадок) рассчитывается согласно Указаниям по проектированию аэродромных покрытий СН 120-70. Прочность ледовых вертодромов необходимо рассчитывать согласно НАС ГА-71, с учетом коэффициента динамичности 1,5. Необходимые для этого данные приведены в табд. приложения 2.

4.9. Поверхность летных полос вертодромов должна иметь уклоны, обеспечивающие нормальную работу вертолетов, а также стон поверхностных вод.

Максимально допустимые уклоны ВДП постоянных наземных вертодромов приведены в табл. 3.

14

Весовая

Грунтовая ВПП

ИВПП

категория

вертолетов

продольный уклон

поперечный уклон

продольный уклон

поперечный уклон

Тяжелые и средние

0,025

0,02

0,02

0,015

Легкие

0,03

0,02

0,025

0,015

4*10. В целях обеспечения водоотвода минимальные уклоны ЛВПП должны быть:

продольные - 0,0025;

поперечные - 0,005.

4.11.    Продольные и поперечные уклоны вертодромов и посадочных площадок, расположенных на нрышах зданий и приподнятых платформах, не должны превышать 0,01.

4.12.    Размеры летных полос вертодромов и посадочных площадок, воздушных подходов к ним даны в табл. 4 (см. рис. 4).

Места стоянки

4.13. Места стоянки для вертолетов могут быть групповые и индивидуальные.

Групповые МС требуют меньшей площади, так как совращается протяженность рулежных дорожек. Индивидуальные 1C предусматриваются при наличии небольшого количества вертолетов (до 5 машин; и в случае необходимости выполнения с них взлетно-посадочных операций.

15

УДК 625.712.65:620.435.45

Инструкция по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации разработана Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Аэропроект при участии ГосНИИ ГА.

Инструкция предназначается для инженерно-технических работников, занятых на изыскании и проектировании вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок, а также для персонала летных подразделений гражданской авиации.

С введением в действие настоящей Инструкции утрачивает силу Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации издания 1970 г.

Инструкция утверждена Министерством гражданской авиации 28 марта 1977 г.

Работа выполнена канд. техн. наук А.И. Бородачом, инж. А.А. Бубновым.

Редактор О.А. Шитова Подписано в печать 27.5.77. Закав X? 500. Тираж 800. Отпечатано в ШИ и НИИ Аэропроевт. 4 уч.-изд. листа.

Инструкция по проектированию

Взамен Руководства по

Министерство

гражданской

проектированию

вертолетных станций,

вертодромов и

вертодромов и посадочных

посадочных

(ИГЛ)

площадок для вертолетов

площадон для

гражданской авиации

вертолетов

гражданской

авиации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящая Инструкция распространяется на проектирование вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации. Отступление от ннструяции допускается при надлежащем обосновании и по согласованию с ИГА.

1.2.    При проектировании зданий и сооружений вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок кроме настоящей Инструкции надлежит руководствоваться соответствующими документами, утвержденными Госстроем СССР и УГА.

1.3.    Проектирование вертолетной станции необходимо производить с учетом перспективного расширения составных ее элементов - вертодрома и служебно-технической территории, что позволит обеспечить переход вертолетной станции в следующий, более высокий класс.

Срок введения в действие I июля

1977 г.

Утверждена Министерством гражданской авиации 28 марта 1977 г.

Внесена Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской авиации Аэропроект

1.4.    Проектирование вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадон следует вести применительно в весовым категориям вертолетов в зависимости от их максимального взлетного веса: легкие от 2 до 5 т, средние от 5 до 15 т, и тяжелые свыше 15 т.

1.5.    При проектировании вертолетных станций за расчетный вертолет принимается вертолет Ми-8.

1.6.    Данная Инструкция предусматривает возможность регулярной эксплуатации вертолетных станций в дневное время суток, а также вертодромов и посадочных площадок в любое время суток.

1.7.    Данная Инструкция не распространяется на проектирование вертолетных площадок, предусмотренных "Общими техническими требованиями к авиационно-техническим средствам обеспечения гражданских вертолетов на судах ММФ, UPX и морских приподнятых платформах", утвержденными МГА 29.12.76 г.

Основные определения

1.8.    Вертолетная станция - самостоятельное предприятие или входящее в другое авиапредприятие,подразделение, осуществляющее регулярный прием и отпрввку пассажиров, багвжа, почты и грузов.

Вертолетная станция может также обеспечивать выполнение народнохозяйственных работ.

1.9.    По эксплуатационно-техническому назначению вертолетные станции могут быть базовыми, конечными и промежуточными.

Базовая - имеет приписной вертолетный парк и выполняет техническое обслуживание по оперативным видам работ, предусмотренных регламентом.

Конечная - пункт окончания полета п„ заданному маршруту. Производится уборна пассажирского салона, техническое обслуживание вертолета, высадка и посадка пассажиров.

Промежуточная - пункт краткосрочной остановки вертолета согласно расписанию при выполнении рейса по установленному маршруту*

1*10* Вертодром - земельный (водный) участок иди специально подготовленная площадь (на крыме здания, на приподнятой надводной платформе), имеющие комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающие вэлет и посадку по-самолетному или по-вертолетному, руление, хранение и обслуживание вертолетов*

I.II* Постоянный вертодром должен быть оборудовав для регулярной эксплуатации, зарегистрирован в установленном порядке и иметь свидетельство о регистрации*

1*12* Временный вертодром должен быть подготовлен для полетов на ограниченный срок и не требует регистрации (подлежит учету в УГА).

Примечание. Временный вертодром может состоять только

из одной летной полосы.

1*13* Летная полоса (ЛП) - естественный или специально подготовленный участок вертодрома (аэродрома) выбранный по условиям ветровой загрузки, рельефа, воздушных подходов и состоянию поверхности, обеспечивающий взлет и посадку вертолетов. ЛП включает в себя взлетно-посадочную полосу (ВПП), концевые и боковые полосы безопасности (КПБ и БПБ),

I.I4. Взлетно-посадочная полоса - часть летной полосы, специально подготовленная или естественная, которая должна быть оборудована для взлета и посадки вертолетов.

1*15* Концевые полосы безопасности (КПБ) - специально подготовленные или естественные участки летной полосы, пролегающие к торцам ВПП, предназначаются для повышения безопасности полета при взлете и посадке вертолетов*

1*16. Боковые полосы безопасности (БПБ) - боковые уча* стки летной полосы, примыкающие к ВПП, предназначаются для повышения безопасности при возможных выкатываниях вертола-

5

тэв за пределы ВПП во время взлета и посадки,

1*17. Посадочная площадка - земельный участон или спа-циадыо подготовленная площадь минимально допустимых размеров на квних-либо сооружениях (крыши зданий, надводные платформы и т.п.), предназначенная для регулярных или эпизодических взлетов и посадок вертолетов (рассчитывается без использования влияния "воздушной подушки"). Она состоит из рабочей площади, обеспечивающей стоянну, отрыв и приземление вертолета, и полос безопасности, расположенных по периметру рабочей площади.

Примечание. При расположении посадочных площадок на

крышах зданий, судах и тому подобных сооружениях полосы безопасности могут не предусматриваться.

1.18.    Полосы воздушных подходов (ПВП) - часть привер-тодромной территории, примыкающая к концам летной полосы и расположенная в направлении продолжения ее оси, над которой производится набор высоты при взлете и снижение при посадке вертолетов.

1.19.    Препятствия - естественные и искусственные возвышения,находящиеся на территории, прилегающей к вертодрому (посадочной площадке), которые по своей высоте могут угрожать безопасности полетов вертолетов.

1.20.    Плоскости ограничения препятствий - условные плоскости, необходимы для ограничения высоты препятствий как в полосе воздушных подходов, так и с боковых сторон летной полосы.

1.21.    Рулежные дорожки (РД) - специально подготовленные пути, соединяющие между собой отдельные элементы вертодрома (посадочной площадки), предназначаются для руления или буксирования вертолетов.

1.22.    Места стоянки (ЫС) - специально подготовленные (оборудованные) площадки, предназначаются для стоянки, хранения и обслуживания вертолетов.

6

1.23.    Перрон - площадка кратковременной стоянки вертолетов, необходима для посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки почты и грузов и технического обслуживания вертолетов,

1.24.    Швартовочные площадни (ШП) - специально подготовленные и оборудованные швартовочными креплениями площадки, как правило, с искусственным покрытием, предназначаются для опробования двигателей вертолетов в подвесном режиме на максимальных оборотах и при проведении регламентных испытаний,

1.25.    Служебно-техничесная территория (СТТ) - часть территории вертолетной станции,необходима для расположения служебно-пассажирского здания с командно-диспетчерским пунктом (КДП), привокзальной площади, дона, гаража, складов и других объектов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕРТОЛЕТНЫХ СТАНЦИЙ И ВЕРТОДРОМОВ

2.1,    Класс вертолетной станции определяется годовым объемом пассажирских перевозок, то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая пассажиров транзитных рейсов.

2.2.    Класс вертолетных станций при проектировании устанавливается в соответствии с табл. I.

Таблица I

Класс вертолетной

Годовой объем пассажирских перевозок.

станции

тыс. чел.

I

О

I

свыше 30

I

п

п

свыше 15 до 30

ш

до 15

Примечание. Приписной пари вертолетов для вертолетных станций состоит из четырех вертолетов для вертолетной станции I нласса, трех для П иласса и двух для вертолетной станции Ш нласса, в том числе в каждом классе вертолетной станции один вертолет является резервным.

2.3. Постоянные вертодромы (посадочные площадки) подразделяются на три класса: I - для эксплуатации вертолетов всех классов; П - для эксплуатации вертолетов П, Ш и 1У классов; Ш - для эксплуатации вертолетов Ш и 1У нлассов.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВЕРТОЛЕТНЫХ СТАНЦИЙ, ВЕРТОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК

3.1. Предназначаемый для строительства вертолетной станции, вертодрома или посадочной площадки земельный участок должен удовлетворять следующим требованиям:

-    на прилегающей в участку местности не должно быть каких-либо препятствий, представляющих опасность при взлете, маневрировании и заходе на посадку вертолетов, а также балов и других складок местности, способствующих возникновению неблагоприятных потоков воздуха, усложняющих технику пилотирования;

-    располагаться в том районе,где регулярно наблюдаются благоприятные атмосферные условия,отсутствуют низная облачность,туманы,затопляемость ливневыми и паводковыми водами,а также расположенные вблизи заводы,фабрики,теплоэлектростанции и другие объекты,создающие задымление и ухудшающие условия видимости;

8

-    обеспечивать направления вертолетных трасс, не препятствующих полетам воздушных судов соседних авиапредприятий;

-    располагаться не ближе 2 км от селитебной территории в направлении взлета (посадки) и иметь разрыв между боковой границей летной полосы (посадочной площадки) и селитебной территорией не менее 0,3 км;

-    располагаться вблизи источников электроснабжения, линий теплофикации, водоснабжения, связи и канализации;

-    иметь минимальные затраты на освоение.

3.2.    При расположении вертолетных станций (посадочных площадон) в ущельях гор ширина ущелья (расстояние между выступами гор) должна быть не менее 1500 м для тяжелых и 1000 м для средних и легких вертолетов.

3.3.    Вертодромы (посадочные площадки), совмещенные с транспортными и другими сооружениями города, располагаются на плоских крышах зданий только в том случае, если рядом отсутствует необходимый земельный участок.

3*4. На крыше здания надлежит располагать только ВПП или посадочную площадку, диспетчерскую и при необходимости МС и швартовочную площадну. Служебно-пассажирские и подсобные помещения следует размещать на техническом этаже,находящемся непосредственно под крышей.

Примечание. В направлении взлета и посадки необходимо предусмотреть свободную площадь (газон, снвер с низкорослым кустарником) на случай аварийной посадки. Размеры принимать по табл. 4 для взлета по-вертолетному без использования влияния "воздушной подушни".

3.5. Воздушные высоковольтные линии электропередач (ЛЭП), расположенные в пределах полос воздушных подходов (ПВП), нроме ограничений по высоте, должны быть удалены от торца летной полосы (ЛП) вертодрома (посадочной площадки) не менее, чем на I км. Это расстояние может быть сокращено до 500 м, если ЛЭП, пересекающая ПВП, со стороны вертодрома

9