Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

145 страниц

Купить Руководство — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для руководителей и специалистов Территориального управления и территориальных отделов по железнодорожному транспорту, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", врачей по гигиене труда, специалистов территориальных лечебно-профилактических учреждений, НУЗ ОАО "РЖД", студентов медикопрофилактических факультетов и курсантов факультетов послевузовского профессионального образования.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Общие положения, термины и определения

2 Особенности аварий с опасными химическим грузами на железнодорожном транспорте и роль территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, а также территориальных отделов территориального управления, гигиенические критерии оценки аварийного загрязнения окружающей среды

3 Принципы организации и специфика санитарных и эколого-гигиенических мероприятий в зоне аварий с опасными грузами на железной дороге

4 Санитарные и эколого-гигиенические мероприятия при ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами

     4.1 Режим повседневной деятельности. Подготовительный этап

     4.2 Режим чрезвычайной ситуации. Этап непосредственного участия в аварийно-спасательных и восстановительных работах

     4.3 Устранение отдаленных медико-социальных и экологических последствий аварий с опасными химическими грузами

     4.4 Заключительный этап

     4.5 Особенности ведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами отдельных классов

     4.6 Порядок предотвращения и тушения пожаров

     4.7 Мероприятия по локализации загрязнений и нейтрализации опасных грузов

5 Экологические, медико-санитарные и защитные мероприятия при ликвидации последствий аварий с радиоактивными грузами

     5.1 Гигиенические, медико-санитарные и защитные мероприятия при ликвидации последствий аварий с радиоактивными грузами

     5.1.1 Характеристика аварий с радиоактивными грузами, особенности проведения аварийных работ

     5.1.2 Медико-санитарные, эколого-гигиенические и защитные мероприятия при ликвидации последствий аварий с радиоактивными грузами

Приложение 1. Типы упаковок

Приложение 2. Категории радиационных упаковок

Приложение 3. Выдержки из перечня номеров ООН радиоактивных грузов класса 7

Приложение 4. Дезактивирующие рецептуры

Приложение 5. Объем и содержание основных лечебно-эвакуационных мероприятий при транспортных авариях с радиоактивными грузами

Приложение 6. Рекомендуемый порядок проведения санитарной обработки пострадавшего

Приложение 7. 1. Ранняя диагностика поражений на месте транспортной радиационной аварии. 2. Критерии ранней диагностики радиационных поражений на месте транспортной радиационной аварии и сортировки пораженных по проявлениям первичной реакции на облучение

Приложение 8. Перечень рекомендуемых фармакологических аппаратов противорадиационной защиты работающих в зоне радиационной аварии

Приложение 9. Порядок проведения санитарной обработки на ПСО

Приложение 10. Классификация опасных грузов

Приложение 11. Основные средства и способы обезвреживания местности и грузовых вагонов при проливах (россыпях) наиболее токсичных ядохимикатов

Приложение 12. Материалы к формированию санитарно-гигиенического раздела индивидуальной аварийной карточки на опасный химический груз, реализуемого на местном и объектовом уровнях развития СЧ на железнодорожном транспорте

Приложение 13. Организация санитарно-химического контроля загрязнения при химических авариях

Приложение 14. Перечень (схема) основных сведений для заключительного отчета и предоставляемых в ДЗ донесений о характере аварий с ОХГ и о мероприятиях по ликвидации последствий аварии

Приложение 15. Копии приказ МЗ и Социального развития РФ от 11.01.2005 года

Приложение 16. Временный регламент взаимодействия территориального управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей

Приложение 17. Порядок надзора

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанМПФ ППО ММА им И.М. Сеченова
РазработанФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора
ИзданФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора2006 г.
УтвержденФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ/ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ П Р И ЛИК В И Д А Ц И И П О С Л Е Д СТ В И Й А Б А Р И Й С ОПАСНЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Руководство

Федеральное государственное унитарное предприятие «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ1юй гигиены ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Кафедра железнодорожной гигиены МИФ НПО ММА им. И. М. Сеченова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ, ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ С ОПАСНЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

РУКОВОДСТВО

МОСКВА OCX.) Фирма «РНИНФОР» 2006

К авариям относя гея взрыв и возгорание О Г в вагоне или его высвобождение из вагона или контейнера с тяжёлыми последствиями, которыми являются:

-    гибель и нанесение вреда здоровью людей;

-    проведение эвакуации персонала или (и) населения;

-    причинение ущерба окружающей среде и загрязнение источников водоснабжения.

Очагами химической аварии (зоной аварии) считается территория, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по глубине (радиусу) на дополнительную полосу шириной не менее 15 м.

Опасной зоной считается зона аварии, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, заболеваний химической этиологии, облучения, ожогов, обморожения людей и животных.

Очагом химического поражения (зоной поражения) считается территория, в пределах которой в результате химической аварии произошли поражения людей, животных и растений.

К)

2. ОСОБЕННОСТИ АВАРИЙ С ОПАСНЫМИ ХИМИЧЕСКИМИ ГРУЗАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И РОЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ, А ТАКЖЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АВАРИЙНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Министерство транспорта и ОАО «РЖД» России выполняют функции компетентных органов по перевозке опасных грузов.

Для быстрого и эффективного решения важных и сложных задач предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе и на железнодорожном транспорте, необходимо объединение усилий территориальных и ведомственных организаций, сил и средств в единую систему. Такой системой является созданная 18 апреля 1992 года Российская, а с 1995 года - Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Она объединяет органы управления, силы и средства всех органов исполнительной власти (от федеральных до местного самоуправления), различных министерств, ведомств и организаций, в задачи которых входит решение вопросов предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС (ЕГСЧС) состоит из территориальных и ведомственных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Ее составной частью является также железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЖТСЧС). Основными задачами РСЧС являются:

-    организация Гражданской обороны страны, территорий, объектов;

-    мобилизационная подготовка экономики;

-    поддержание устойчивости функционирования экономики;

-    предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

-    защита населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций;

-    обеспечение готовности органов управления, сил и средств РСЧС.

Общее руководство РСЧС осуществляет Председатель Правительства РФ — Начальник Гражданской обороны (ГО) России.

Непосредственными органами управления по делам ГОЧС являются: на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); на региональном — региональные центры (РЦ ГОЧС); на территориальном — министерства и главные управления (ГУ ГОЧС) субъектов РФ; на местном - - управления и

11

отделы ГОЧС районов, городов, поселков; на объектовом — отделы, секторы или специально уполномоченные лица по делам ГОЧС на объектах экономики и транспорта.

Координирующими органами на всех уровнях государственного управления являются территориальные и ведомственные Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС). На федеральном уровне образована Межведомственная КЧС (МВКЧС). Ее возглавляет министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Он же является первым заместителем начальника ГО РФ.

Основу сил РСЧС составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы (поисково-спасательные отряды), МЧС, специально подготовленные спасательные и пожарные подразделения МО и МВД аварийно-спасательные формирования и гражданские организации ГО (на базе строительных, транспортных, ремонтных, медицинских и других организаций и предприятий) территориальных и местных органов исполнительной власти, а также других министерств и ведомств, государственных и иных органов, расположенных на территории России, в том числе железнодорожного транспорта.

Железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее звенья включают в себя комиссии по чрезвычайным ситуациям:

-    в Министерстве транспорта — ЦКЧС с подкомиссиями по природным катастрофам, по безопасности движения и по чрезвычайным ситуациям (в том числе АС с ОГ); специальное управление, Департамент по безопасности движения и экологии;

-    на железных дорогах -......НКЧС и соответствующие службы;

-    на отделениях железных дорог — НОДКЧС и соответствующие отделы;

-    на объектах железнодорожного транспорта — ОКЧС и штабы ГОЧС;

-    органы повседневного управления (руководящий состав, ревизорский, дежурный и диспетчерский аппарат всех уровней и звеньев управления на железнодорожном транспорте);

-    силы и средства ликвидации ЧС — восстановительные (ВП) и пожарные (ПП) поезда, аварийно-полевые команды (АПК), федеральное территориальное Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также территориальные отделы. Деятельность территориального Управления обеспечивает Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» (далее ФГУЗ), его филиалы по отделениям и линейным участкам железных дорог, их лаборатории (бактериологические, санитарно-химические, радиологические), медицинские бригады железнодорожных больниц, другие формирующиеся профессиональные и добровольные аварийно-

12

спасательные подразделения.

В с о от в етст вин с приме р н ы м та б ел ем оспа щ е н и я в о с ста н о в и -тельного поезда (ВП) в его состав, как правило, включают:

-    вагон-гараж для тягачей и бульдозеров — 2-4;

-    вагон электроснабжения и накаточного оборудования — I;

-* пассажирский вагон для команды — 1;

-    пассажирский вагон-столовая - - I;

-    пассажирский санитарно-штабной вагон — 1;

-    пассажирский вагон для перевозки дополнительной рабочей силы ........- 1;

-    грузовой вагон для такелажного оборудования, инвентаря и защитной одежды — 1;

-    железнодорожные краны (грузоподъемностью 80, 250 т) — 2;

-    подстреловые платформы — 2;

-    платформа для крана на автомобильном или гусеничном ходу...........1;

-    платформы для размещения запасных вагонных тележек, рельсов и шпал, опор и оборудования контактной сети и других материалов 2-3.

Для защиты личного состава ВП оснащены защитными костюмами (Л-1, КГ-611, КГ-612), респираторами (Ф-62ш, «Астра-2», ШБ-1 «Лепесток», РИГ), противогазами (ГП-5М), изолирующими противогазами (ИП-4), запасом регенеративных патронов, аппаратами на сжатом воздухе (АСВ-2) или изолирующими (АКР-217, АКР-317), а также войсковым прибором химической разведки (ВПХР - 1 комплект), дозиметром ДП-5В (1 комплект), метеокомплектом и другими дозиметрическими приборами и газоанализаторами.

Примерный штат ВП составляет 12-18 человек. Штат и табель ВП устанавливаются начальником отделения дороги по согласованию с главным ревизором по безопасности движения на железной дороге с учетом местных условий, особенностей ведения аварийно-восстановительных работ и оснащенностей ВГ1.

Расстояние между пунктами постоянной дислокации ВГ1 должно быть не более 200 км.

Состав пожарных поездов может включать:

-    вагон для насосных установок, электростанции и пожарного инвентаря;

-    пассажирский вагон для личного состава и инвентаря;

-    вагон-га раж для пожарного автомобиля;

-    цистерны для запаса воды.

Боевой расчет составляет 4-6 человек. Защитные средства такие же. как и в В ГГ

На базе лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) по железнодорожному транспорту для оказания врачебной помощи постра-

13

давшим при ликвидации последствий ЧС созданы и действуют выездные медицинские бригады:

-    медицинские аварийные (по месту дислокации восстановительных поездов) в составе: врач с хирургической подготовкой -— I, фельдшер

-    1, санитары — 2;

-    хирургические (на базе хирургических отделений ЛПУ отделений железных дорог) в составе: врач-хирург (травматолог) — 1, врач-реаниматолог — 1, анестезиолог — 1, медицинские сестры — 2, санитары — до 4;

-    реанимационные (на базе отделений реанимации дорожных больниц) в составе: врач-реаниматолог— 1, медицинские сестры операционные — 2, санитары — 2.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства, ведомства и организации, в том числе отправители и получатели опасных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.

Аварийно-спасательные, газоаварийные, горноспасательные и другие формирования этих министерств и ведомств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят не только на своих объектах, но когда требует обстановка — и на других предприятиях, и даже в других регионах, в том числе и на объектах железнодорожного транспорта.

Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся, при условии совместной работы органов и учреждений территориального Управления Роспотребнадзора, территориальными отделами Роспотребнадзора с подключением ФГУЗ и его филиалов для проведения исследований с применением лабораторного контроля, с использованием утвержденных методов, методик и средств измерений, после получения разрешения руководства МЧС и на основании первичных данных разведки МЧС, в целях:

-    установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания человека;

-    установления причин возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Особенностью аварий с опасными грузами является массовость и одномоментность возникновения санитарных потерь, скопление пострадавших на этапах медицинской эвакуации, необходимость эвакуации и временного размещения населения на новых местах; нарушение санитарно-гигиенических норм жизнеобеспечения, наличие повреждений в системе водоснабжения и канализации.

Отличительной особенностью аварий на железной дороге является возникновение мест массового скопления людей (в т.ч. детей) на объектах федерального железнодорожного транспорта в результате

14

нарушения движения поездов и одновременное сосредоточение специалистов различного профиля - участников ликвидации аварии.

Особенностью аварий с ОГ на железных дорогах является участие в них многочисленных и разнообразных по физико-химическим свойствам веществ (грузов), перевозимых в больших объемах на дальние расстояния в специфической транспортной таре, что в аварийной ситуации создает комплекс вредных факторов, воздействующих на человека и окружающую среду.

Особенностью аварий с ОГ на железных дорогах является возможность массовых поражений людей в связи с систематическими маршрутными перевозками больших групп веществ повышенной опасности и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

Массовость поражения людей в очаге химической аварии определяется абсолютной численностью пораженных лиц и удельным весом пораженных среди населения. Массовые случаи условно разделяют по интенсивности поражения (число случаев на 1000 человек населения) следующим образом: низкая - до 20 на 1000 человек, средняя - от 21 до 50 на 1000, высокая - от 51 до 100 на 1000, очень высокая -свыше 100 на 1000.

Воздействие вредных факторов на человека при авариях с ОГ может быть однократным или повторным, прямым или опосредованным, изолированным (отдельным веществом), комбинированным (несколькими веществами) или сочетанным (химическими веществами при дополнительных воздействиях физических факторов).

Следствиями вредного воздействия опасных веществ на человека при авариях с ОХГ могут быть отравление, заболевание химической этиологии, ожог, обморожение (отморожение), травмы

Все опасные грузы представляют экологическую опасность. Особенно опасны вещества, вызывающие постоянное и длительное (стой-кое) загрязнение обширных территорий. Это ведет к тому, что обеззараживание территории естественным путем происходит в течение длительного времени, а удаление их из природной среды является проблематичным. К таким грузам, в первую очередь, стоит отнести нефть и нефтепродукты, продукты органического синтеза и другие «массовые» наливные грузы.

Опасны загрязнением воздушного пространства на больших расстояниях многочисленные газообразные продукты, перевозимые в сжиженном состоянии и под давлением.

Важной особенностью аварийной ситуации с ОГ на железных дорогах является то, что они создают реальную опасность поражения

МУ 1.1.724-98 Организация и проведение санитарно-гигиенических мероприятии в зонах химических аварии / Утв. Первым зам. министра 'здравоохранения РФ. Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации 03. 12.1998. М.: ВЦМК «Защита» - 1999 - 26с.

15

УДК 656.2.086 (083.131) ББК 51.245 Г 46

Руководство разработано:

Сотрудниками ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора: д. м. н. М. Ф. Вильк, член-корр. РАМН, д. м. и., проф. В. А. Капцовьш, к м. н. Л. П. Коротич, к. м. н. Т. С. Тиховой, к. х. н. И. В. Ковалевой, к. м. н. В. В. Романовым, ст. инж. И. В. Зюзликовой.

Руководителем территориального управления по железнодорожному транспорту Роспотребнадзора Ю. Н. Каськовым.

Заведующим кафедрой общей гигиены МПФ НПО ММА им. И. М. Сеченова, д. м. н., проф. А. М. Большаковым.

Главным государственным санитарным врачом на транспорте Республики Казахстан, к. м. н. К. Ш. Шайсултановым

Под общей редакцией члеиа-корреспондента РАМН, доктора медицинских наук, профессора В. А. Капцова.

УДК 656.2.086(083.131)

Гигиенические, противоэпидемические мероприятия и экологическая безопасность при ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами на железнодорожном транспорте: Руководство / Под общей редакцией члена-корреспондента РАМН, доктора медицинских наук, профессора В. А. Капцова - М; ООО Фирма «РЕИНФОР», 2006. - 144 с.

Предназначено для руководителей и специалистов Территориального управления и территориальных отделов по железнодорожному транспорту, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», врачей по гигиене труда, специалистов территориальных лечебнопрофилактических учреждений, НУЗ ОАО «РЖД», студентов медикопрофилактических факультетов и курсантов факультетов послевузовского профессионального образования.

© ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора, 2006 © Оформление. ООО Фирма «РЕИНФОР», 2006

ISBN 5-94944-024-2

ПРЕДИСЛОВИЕ

Железнодорожный транспорт - отрасль, обеспечивающая реализацию национальных, государственных интересов, где на первый план выдвигается насущная необходимость обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, профилактика чрезвычайных ситуаций и мер по ликвидации аварий с опасными грузами.

Сегодня под этим понимается система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, юридическими и физическими лицами направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижения риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц.

При этом безопасное функционирование железнодорожного транспорта в значительной степени определяется потенциальной возможностью предотвращения внутренних и внешних рисков.

К основным внутренним рискам следует отнести износ производственных фондов, эксплуатацию морально устаревших технических средств, незавершенность преобразования системы управления железнодорожным транспортом, вследствие административной реформы и реформы железнодорожной отрасли и состояние базы нормативных правовых актов, приведшие к возникновению предпосылок для ухудшения состояния безопасности на железнодорожном транспорте.

Административная реформа, проходящая в нашей стране последние несколько лет, была задумана как мероприятие, которое должно было привести к дебюрократизации общества, ликвидации лишних бюрократических звеньев и, в конечном итоге, к оптимизации управленческой вертикали.

Не претендуя на оценку и анализ этой реформы в масштабах страны, следует отметить, что применительно к железнодорожному транспорту эти изменения не всегда приводят к ожидаемому позитивному результату.

Ликвидация ведомственного санэпиднадзора, создание новой службы - Роспотребнадзора, переподчинение ему системы санэпиднадзора на железнодорожном транспорте с радикальным изменением структуры и кадрового состава привело к ослаблению, а в отдельных случаях и разрушению старых взаимосвязей между ведомствами.

Все вышесказанное привело к осознанию необходимости подготовки настоящего руководства, которое, по нашему мнению, поможет руководителям территориального управления Роспотребнадзора и отделов по железнодорожному транспорту, специалистам ФГУЗ «Центров гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте» в их

практической деятельности.

В его основу был положен многолетний опыт нашего института по разработке организационно-распорядительных документов для санитарной службы МПС СССР и России, творчески переработанный с учетом современных реалий.

Авторы рассматривают это руководство как методический инструмент, призванный помочь практической службе до введения в действие в полном объеме системы технического регулирования и нормативно-правовых актов для железнодорожного транспорта.

В то же время, признавая невозможность одномоментной замены всей базы нормативных документов техническими регламентами, и всю сложность создания и увязки технических регламентов между отраслями, авторы искренне надеются, что настоящее руководство внесет свой вклад в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте и с благодарностью примут все замечания в свой адрес.

4

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В соответствии с законодательством ОАО «РЖД» выполняет функции компетентного органа по перевозке опасных грузов (далее по тексту ОГ). При возникновении аварий и крушений органы управления ОАО «РЖД» наряду с общими сведениями об аварийной ситуации в установленном порядке сообщают в формирования МЧС России о виде перевозимых грузов, об отправителях (получателях) грузов и их подчиненности, номера аварийных карточек на ОГ.

МЧС России организует ликвидацию чрезвычайной ситуации (ЧС) с ОГ своими силами и средствами с привлечением при необходимости аварийно-спасательных команд других министерств и ведомств, входящих в территориальные подсистемы ЕГСЧС.

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок и условия ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами различной транспортной опасности на железной дороге, являются «Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» (в дальнейшем по тексту Правила безопасности).

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия проводятся с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия железнодорожников и населения в зоне аварии для профилактики возникновения и распространения массовых инфекционных и неиифекционных заболеваний и отравлений, сохранения здоровья железнодорожников и их работоспособности включают в себя:

-    своевременное выявление и оценку радиационной, химической и биологической обстановки на объектах и территориях федерального железнодорожного транспорта;

-    обнаружение и индикацию радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) загрязнения (заражения) окружающей природной среды (воздуха, почвы, растительности, воды открытых водоемов и т.д,), продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды на объектах и территориях федерального железнодорожного транспорта при ЧС мирного и военного времени;

-    принятие экстренных мер по защите работников федерального железнодорожного транспорта, членов их семей, пассажиров, предприятий, организаций, учреждений федерального железнодорожного транспорта и транспортных средств от РВ, АХОВ, ОВ и БС.

Права, обязанности и ответственность работников территориальных отделов территориального Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту и ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» при ликвидации аварийных ситуаций и 01 \ в том числе с радиоактивными и взрывчатыми

веществами, на железной дороге регламентируются Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.95г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 28.02.96 № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», от 03.08.96 г. №924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций», от 24.07.2000г. № 524 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», Положением о специализированных формированиях Госсанэпидслужбы России от 20.07.96 г., Положением о силах и средствах Министерства путей сообщения Российской Федерации, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций от 31.10.97 г. № ЦУВС-520, Положением о санитарно-эпидемиологических отрядах на федеральном железнодорожном транспорте от 21.02.2000 г. № ЦУВС-739, Положением о взаимодействии Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановлением по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства путей сообщения Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 12.05.97 г., № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30,12.2003г., которое прошло корректировку с присвоением постановлению № 335 от 27.05.2005г. В настоящее время постановление № 335 находится в стадии переработки в связи с реформированием отрасли. Подготовлен проект постановления о Всероссийской службе медицины катастроф.

В проекте постановления подчёркивается, что Всероссийская служба медицины катастроф является межведомственной системой и функционально- объединяет службу медицины катастроф, органы управления, учреждения и формирования здравоохранения федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных органов, а также организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной подчиненности, предназначенные для медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, террористических актах и военных действиях.

В связи с реформированием Всероссийская служба медицины катастроф создаётся на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

6

На современном этапе обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения возможно лишь при условии совместной работы органов и учреждений Роспотребнадзора и юридических лиц (предприятий, организаций) призванных с одной стороны осуществлять контроль за неукоснительным выполнением требований санитарного законодательства и с другой стороны - выполнять эти требования.

Настоящее Руководство обозначает задачи учреждений и органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора, территориальных управлений, территориальных отделений, а также Федерального государственного учреждения здравоохранения на железнодорожном транспорте в режиме повседневной деятельности при перевозке (переработке) опасных грузов, взрывчатых и радиоактивных веществ железной дорогой, в режиме чрезвычайной ситуации во время ликвидации аварийных ситуации с радиоактивными ОГ (взрывчатыми веществами), при устранении отдалённых медико-социальных последствий аварий с ОГ, а также обязанности и права ликвидаторов аварийных ситуаций в части, касающихся работников территориального управления, территориальных отделений, филиалов ФГУЗ железной дороги.

Руководство определяет основные вредные факторы, воздействующие на людей и компоненты окружающей природной среды (воздух, вода, почва) при взрывах (пожарах) опасных грузов - взрывчатых и радиоактивных веществ, особенности проявления вредности в условиях перевозки (переработки) ОГ железной дорогой, их вклада в токсикологическую и санитарно-гигиеническую характеристики условий работы в аварийной зоне, рабочей зоне, в местах скопления пассажиров, а также на территориях прилегающих к железной дороге населенных пунктов (селитебной зоне). Руководство содержит общие требования по обеспечению безопасности работников железной дороги, аварийно-восстановительных подразделений, пассажиров и жителей селитебной территории.

Медико-профилактическое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий аварий (аварийной ситуации) на железнодорожном транспорте включает в себя комплекс организационных, в том числе, контрольных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, эколого-гигиенических (в том числе, инженерно-экологических) мероприятий. Данные указания определяют организационно-методическую сторону комплексных мероприятий при авариях с опасными грузами (ОГ).

Организация и контроль за проведением гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мероприятий в связи с загрязнением объектов железнодорожного транспорта и окружающей природной среды в результате аварии с О Г осуществляется терригори-

7

альными отделами территориального управления ФГУЗ и филиалами ФГУЗ.

Требования безопасности обусловливают необходимость до проведения любых аварийно-восстановительных работ осуществлять адекватные сложившейся ситуации мероприятия по нейтрализации опасных химических веществ (ОХВ), оказавшихся на грунте, подвижном составе (таре), и обеспечивать необходимыми средствами индивидуальной защиты лиц, участвующих в этих работах.

К опасным грузам относятся вещества, химические соединения и изделия, которые в условиях транспортировки и хранения могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и оказать отрицательное воздействие на окружающую среду.

Степень опасности перевозимых грузов для людей и окружающей среды зависит от следующих условий:

-    физико-химических свойств и биологического действия входящих в него компонентов (веществ), определяемых как класс опасности;

-    вида товарной упаковки груза и типа подвижного состава, на котором он перевозится;

-    количества вещества, попавшего во внешнюю среду;

™ продолжительности выброса;

-    времени года и метеорологических условий;

-    рельефа местности и отдаленности места аварии от населенных пунктов, источников водоснабжения, водоемов и т.д.

На железнодорожном транспорте встречаются следующие виды аварийных ситуаций с опасными грузами:

-    крушение или сход подвижного состава;

-    нарушение целостности вагонов и цистерн;

-    разгерметизация тары, упаковки;

-    возгорание подвижного состава.

Классификация опасных грузов приведена в приложении 10. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в том числе применения возможным противником средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение вероятности (риска) возникновения

чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций это аварийно-спасательные. аварий но-восстановительные и другие неотложные работы, (работы по первоочередному жизнеобеспечению населения), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

По масштабам ЧС делятся на:

-    частные — чрезвычайные ситуации, ограниченные производственными помещениями;

-    объектовые.....чрезвычайные ситуации, ограниченные территорией

объекта;

-    местные - чрезвычайные ситуации, ограниченные территорией города, района, области (края, республики);

-    региональные - чрезвычайные ситуации, ограниченные территорией города, района, области (края, республики);

-    глобальные - чрезвычайные ситуации, которые охватывают значительную территорию Российской Федерации.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Под аварийной ситуацией с опасным химическим грузом (ОХГ) понимаются условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с возгоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

В свою очередь, аварийные ситуации с опасными грузами, в зависимости от их последствий, подразделяются на инциденты (аварийные происшествия) и аварии.

'Этот термин и его аббревиатура (ОХР) используются преимущественно в официальной документации и при обшей характеристике аварийных сшулний. При рассмотрении специальных медико-профилактических вопросов (воздействие на живые организмы, вопросы санхимразвслкп и санхимкоптроля. нейтрализации и др.) наравне с ОХГ используется аббревиатура ОХВ (опасное химическое вещество).