Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

229 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе дается методика, состав и объемы работ для получения исходных данных проектирования земляного полотна автомобильных дорог, малых искусственных сооружений, путепроводов, зданий эксплуатационной службы и временных сооружений для строительства дороги

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Общие положения

2 Состав инженерно-геологических изысканий

3 Инженерно-геологические изыскания, выполняемые для составления технико-экономического обоснования

4 Инженерно-геологические изыскания для составления техпроекта

     Подготовительный период

     Полевые инженерно-геологические работы

     а/ равнинная местность

     б/ горная местность

     в/ инженерно-геологические изыскания для реконструкции автомобильных работ

     г/ камеральная и лабораторная обработка материалов

5 Места индивидуального проектирования земляного полотна

     а/ инженерно-геологическое обследование мест устройства высоких насыпей

     б/ инженерно-геологические исследования участков насыпей на слабом основании

     в/ инженерно-геологические изыскания в местах выемок сооружаемых по индивидуальным проектам

     г/ инженерно-геологическое обследование в местах образования осыпей

     д/ инженерно-геологические обследования в местах образования осыпей

     е/ инженерно-геологические обследования мест, подверженных скальным обвалам

     ж/ инженерно-геологические обследования в районах развития снежных обвалов (лавин)

     з/ инженерно-геологическое обследование участков селевых выносов

     и/ инженерно-геологическое обследование в карстовых районах

     к/ инженерно-геологические изыскания в районах распространения просадочных грунтов

     л/ инженерно-геологическое обследование в местах развития растущих оврагов

     м/ инженерно-геологические исследования в местах распространения засоленных грунтов

     н/ инженерно-геологические исследования в районах распространения подвижных песков

6 Инженерно-геологическое обследование мест устройства малых искусственных сооружений

7 Инженерно-геологические обследования мест устройства путепроводов

8 Инженерно-геологическое обследование площадок гражданских зданий дорожной и автотранспортной служб, временных производственных зданий и сооружений для строительства дорог

Приложение 1. Категории геологической сложности местности по трудоемкости производства инженерно-геологических работ

Приложение 2. Масштабы инженерно-геологической съемки

Приложение 3. Рекомендуемые буровые станки и установки

Приложение 4. Классификация грунтов для проектирования и возведения земляного полотна (по СН 449-72)

Приложение 5. Виды лабораторных испытаний грунтов при инженерно-геологических изысканий

Приложение 6. Отбор образцов грунтов для анализов. Земляное полотно

Приложение 7. Рациональные конструкции грунтоносов применяемых при инженерно-геологических изысканиях

Приложение 8. Краткая характеристика болот, торфов, сапропелей и других илистых грунтов

Приложение 9. Строительные типы болот (по СН 449-72)

Приложение 10. Лабораторные определения физико-механических и химических характеристик грунтов при инженерно-геологических изысканиях

Приложение 11. Виды полевых испытаний грунтов и опытных работ, условия их применения и основные результаты

Приложение 12. Элементы рельефа земной поверхности

Приложение 13. Типы местности по характеру и степени увлажнения (по СНиП II-Д.5-72)

Приложение 14. Основные формы рельефа песков

Приложение 15. Рекомендации по определению расчетного уровня грунтовых вод при изысканиях автомобильных дорого в умеренных широтах

Приложение 16. Состав отчета об инженерно-геологическом обследовании при подробных изысканиях автомобильных дорог

Приложение 17. Классификация оползней

Приложение 18. Карта инженерно-геологического районирования (макет)

Приложение 19. Карта инженерно-геологических условий (макет)

Перечень использованной литературы

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

26.04.1979УтвержденСоюздорпроект Минтрансстроя
РазработанСоюздорпроект Минтрансстроя
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

« союз дор п роект»


rzsass


Методические

УКАЗАНИЯ

по

инженерно-геологическим изысканиям автомоБильных дорог

МОСКВА 1979


СССР

М1ВСЯРСХВ0 ТРАШ ПОРТНОГО СТРОИШЬСЯ! ПАВТР! НСПРОЕКТ

сосвдорпржкт

ИЕТрДИЧЮШ УКАЗАНИЯ

по 1вжо&«рво-геодогичбокш1 ивуоканял! автомобильных дорог

Утверждаю: для практического применения Главный инженер Сиюэдорпроедта СмлКиВ В £.

”26"0У 1У7УГ.

г Москва-1^7>г

При разработке ТЭО инженерно-геологические карты составляются на основе уже имегются топографических, геологических карт и данных аэрофотосъемки с производством инженерно-геологического дешифрирования.

Перед началом полевых работ производят камеральное дешифрирование аэроснимков с использованием архивной литературы и фондовых материалов по району работ.

Камеральное дешифрирование сопровождается аэровизуальными наблюдениями и полевым выборочным дешифрированием на отдельных, типичных для данного района ключевых участках.

Нарты для ТЭО составляют в масштабе 1:10000-1:500000 в зависимости от протяженности объекте и характера ТЭО.

При подробных технических изысканиях /или при подробном ТЭО с выносом трасса з натуру/ для горных участков или участков со сложными инженерно-геологическими условиями производят крупномасштабную, не ив. :>че 1:10000, съемку притрассовой полосы /на ширину не менее 200м/.

Работы по крупномасштабной инженерно-геологической съемке производят а следуодей последовательности:

Подготовительные работы

а/ Получение задания от Ш1а с перечЕзм объектов, для которых требуется съемка, я вариантов трассы, которые должны быть изучены.

б/ Составление программы работ.

ъ/ Изучай же имеющихся материалов изыскг ?ий про.опых лет. лиг.ретуркыг ж фондов1/. материалов1 Предварительное дешяфриро-ыдее аероф/тоснхиков. аэровизуальные наблюдения, составление предварите, ьчо 2 ккхснъряс-.еологичвсжс1 карты.

ДОДеад дв$ещ

Инженерно-геологическая крумомосятпбкая съемка производятся вместе с трассировочны»» работая» несколько опережая их.

При оъешса я составлении икжваерно-геолаппвско* жарты используют выработка» закладываемые по осж трассы, для составления грунтового профиля и поперечных геолого-литологических резрезов. К ним добавляют данные по точкам наблюдения /естественна обнажения* и выреботкам/» количество которых не должно быть менее, чем это указано в табл.162 Сборника цен изд. 1967г.

Охрана полосы съемки зависит от расположения возможных маотных вариантов трассы. Ори удалении вариантов трассы на расстояние более О«5 км съемка производится по каждому варианту отдельно.

Для трассы меряна съемки должна быть не монее 200м /по 100м в сторону от оси проектируемся дороги/.

В местах индивидуального проектирования эта полоса может быть раслирена.

На мостовых переходах съемка захватывает ЭООм вверх и 200м вниз от оси перехода.

Ыаспггаб съемки притрассовой полосы    принимают

от 1:2000 до 1:10000, как правило 1:2000. Масштаб съемки отдельных мест прин;здают 1:500 - 1:2000. Съемка заканчивается и окончательно уточняется после проложения пикетажа /теодолитного хода/. Составляемые инженернс-геологические круг-.оьасштаб-ные карты используют при разработке проекта дороги в случаях камеральных сдвижек троссы, проектировании защитных сооружений, водоотводных канав и т.п.

Эти карты являются одаш 1га основных, обопиочаньяпипс проект* домументов.

В горек районах, где наблодьтся солевые явления ■ иаваяо-обрвеавашга, соотвдеяюгоя карт О олео мелко—еаггабаив 1:25000, 1:5000 , «оторве должна осветить селевае баооойвв, места свого-оборов, пути сходе давни а зоны трепанге солей..

Все эоиисж при шгенврао-геологтчеснвй схем» дохают в журнале из юиьишетровой бумага /нШо использовать обычную пикетажную книжку/4 На девой стороне курвам додавт необходим» плдае-вие эариеовкж* наносят в принятом масштабе границ: литодогйИбб-гхх разностей, отражаю современны* фшпсо-геодогнтаскав процессы.

На эреьой стороне журнала помещают текстовое описана* участка траосы с зарисовками ь горной местности характерных поперечных профилей /разрезов/. Все точки наблюдения заносят в журнал ж нуиер7от в единой системе. Описание, относящееся к данной точке наблюдения, также делают на правой стороне журнала.

При ориентировке на местности нопользуют детали, отмеченные яа тогоосвоье. Точки наблюдения привязывают к пикетажу или станциях теодолитного хода; для срлвязк/. могут быть такие и о пользованы опознавательные пункта на аэроснимках, Записи я плановые зарисовки жэ нолевого дневника переносят из топоснову, аэрофото-снгюгж Х-~ж глазомерную карту, составляют экземпляр полевой карты,

Гаижье иженерно-х зол опасной схемки при необходимости деридьхтсл геологом начальнику изыскательской партии ь процесса солевых р*бот есе до составления «иженерно-геолог/.ческой карты.

It

Прежде -воете аявДО* изучить, наиболее характерна» естественные обнажат®*, даюте представление о геешхгачеокоя строении местности. При это* изучают стратиграфическую поале довательноств состава пород, мееднаяв отдельных слоев, характер контактов между ш», фадайльную изменчивость,

Д»я вйаойнзния геологических наблюдений при необходимости делают специальнее маршруты, про клада вая их, по воз нежности, в кроет простирания слоев с пересечением наиболее характерных ге(яюрфологических элемента.

При описании обнажен** следует точно показать их положение на карте или схеме. При описана» отмечают положение в рельефе, размер, тйтё обнажения.

Необходимо уотаневдивотв абсолютную или относительную отметку обнажений. Для ©того в пояевкмнкуржале рисуют схематично профили, ыа которах показывают обмшюн&я над трассой или уровнем воды в реке, дном оврага и т.п.

При описании необходимо преидодайБ зарисовку и, желательно, фотографирование обнажений. Описание производятся в о о от во то те яг о "Указаниями по полевой документации при ияженерно-геологвчоокжх из цоканиях автомобильных дорог4 /1971г. ОДП/.

Геоыоргбо^.огичесдяа иегЗлвдецая

Геоморфологические наблюдения производят о п.елью выявления и оконтурявания различннх иле ментов рельефа.

По каждому элементу рельефе уотаиавляьают его гхыоошетрм-ческое положение, генезис и возраст, размеры, хароктер поверхности, связь элементов рельефе со слагэпдиия его породам** оо*ро-

IV

пенными физико-геологическими процессами; устанавливают влияние рельефе на условия увлажнения грунтов*

Геоморфологические наблюдения способствуют выделению участков с однотипными инженерно-геологическими условиями, границы которых обычно совпадают с границами выделенного геоморфологического элемента*

Кроме крупных форм рельефе подробно описывают микрорельеф /западины, блюдца, взбугрения, конуса выноса, карстовые веранды и др.Л

При описании следует отмечать границы форм рельефа. Привязка производится к пикетажу, станциям теодолитного хода, характерным местам перегиба склона, обнажениям и т.п. Ори описании составляют характерные для той или иной формы рельефа профиле и делают необходимые зарисовки.

Ери геоморфологическом описании речных долин отмечают ориентировку долины, форму поперечного сечения, ширину по дну п на уровне коренных берегов, форму склонов, их крутизну, характер нарушения устойчивости, расчлененность эрозионными процессами, наличие на склонах перегибов, характер русла реки, наличие боковой и глубинной эрозии, наличие стариц речных террас, их формы, размеры, высоту Н8Д руслом реки.

При картирований речных террас отмечают порядковой номер террасы, абсолютную отметку ее уровня, превышение над руслом реки, ширину и протяженность, угол и направление наклоне поверхности, геологическое строение.

Гй дроге ог.ог/.чъ с у ие н а б л .оде и и я

В задачу гидрогеологических наблюдений входит сбор донных, характеризующих условия увлажнения грунтов, уровень грунтовых

вод я возможные его колебания. Кроме этого устанавливается степень агрессивности, грунтовых вод в сфере взаимодействия проектируемого сооружения с окружащей средой.

При съемке документируются естестве иные выходы /ключи, оы-рые места/ и искусственные вскрытия /колодцы, скважины, котлованы, шурфы и т.п./ подземных вод. Устаны лвают положение мест обнаружения грунтовых вод по рельефу и высоту их по отношению к уровню ближайшего водоема /реки, озера/. Выясняется связь подземных вод с теми или иными породами, описывают свойотва воды, цвет, температуру, запах. Замеряют дебит источников.

В выработках и колодцах замеряют уровень воды от поверхности земли. По опросным данным отмечают его колебания в течение года и по отдельным годам.

Образцы оформления инженерно-геологических карт показаны в приложении. Предлагаемые формы могут быть в зависимости от конкретных условий изменены и дополнены. Например, вторую от поверхности породу при ее малой мощности и необходимости показать разрез более глубоко - удобнее показывать не цветом, а врезками, на которых отразить 2-3 слоя. В основу выделения однородных по инхеиерыо-геологическим условиям участков могут быть положены не только геоморфологические признаки /что в большинстве случаев является наиболее правильным/, по и другие -например, литология или в однородных условиях рельефа - степень бл ai о приятности для строительства. Как правило, рольеф поверхности изображают ла карте горизонталями.

Карты могут дополяягьоя характерными хоолого-литологичео-

клин разрезами

*

© СОВЗЛОРПРОККТ I379r.

IXUJJLU

Методические указания рноомнтршвают методику инленерпо-геоло-тмИШ КДЖДОКнЦ 1 условие* П-У климатических зон.

И "ймиакня*" днтоя методика • ооотав и объемы работ для подучеш догоняй* mw№ проектирования земляного полотна автомобильных дорог, мам искусственных сооружений, путепроводов, зданий эксплуатационной службы и временных сооружений для строительства дороги.

Интезерно-геологнчеокне взыскания в I-ой климатической зоне /зове распространения вечной мерзлоты/, работы на больших и средних мостовых переходах, а также работы по поискам и разведке месторождений строительных материалов в "Указаниях" не рассматриваются.

"Методические указания" разработаны главным специалистом технического отдела Союз дор проект а В.С.Смирновым взамен выпущенных Сотадорпрооигом в 1971 году "Указаний”, в которые внесен рях изменений и дополнений.

Сэтадорпроект просит сообщить о всех замечаниях и пожеланиях, возникающих при использовании "Методических указаний" по адресу: Москва Х-89, наб.Мориса Торезе, д.34

Начальник технического отдела    Ротштейн    К.Ы.

1.1.    Инженерно-геологические изыскания наряжу в геодезическими работами являются основным видом изысканий, выполняемых ддя строительства автомобильных дорог.

Задачей Едхенерно-геалогических изысканий является:

а/ совместно с экономическими, геодезическими и гидрологическими из цоканиями обосяоьать правильный виЗор трассы проектируемой дороги;

б/ собрать псхсддне да^н^’в для проектирования автомобиль-lick дорога д вцявкть условия се строите:&ства я эксгшуатапда в toi части, в дакои о ли определяются щлрсдаюва факторами решена строительства /климат, геологическое строенко, рельеф, гидрогеологические условия, почва и грунты, современные физике-геологкчесняе процессы/.

1.2.    3 состав работ, выполняемых при иннонерио-геологлчес-ZZZ. азысканпях, входят:

-    сбор и обобщение данных о природных условиях района йэ**скш1яЛ в материалов изысканий прошлых лет;

-    ендеыгрЕС-геологячзскея съемка с пряманениеи азромето-

пов:

-    горне-буро ваг- работы;

-    <гбор проб грунтов и воды определение их сзоЯстз чо-евымт: п лабораторными методами;

- солевгге опытные работы по определению (;/зико-мех/ни-ч$сктх уьой'тх* грунте* /о пределе иле сопротивлочкя грунтов схвггг, «кстрсдог, хспытанлг: ггемпом т.д./;

• reolx'-хческле хссл*де^ния;

$

• отадоварвяе наблюдения;

- камвральаай обработка к о оставление отчетных материалов.

1.3. Объем и характер инженерно-геологических изысканий зависит от сложности и степени изученности природных условий района изысканий, а также от стада проектно-изыскательских работ /технико-экономическое обоснование, технический или техно-рабочий проект, рабочие чэртеди/.

1.4.    Инженерно-геологические нзкскалия на стадии ТЗО имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия района изысканий в объеме, достаточном д/ш оценки намеченных варнзнтов трассы к выбора основного нацравления.

Изучение природных условий осуществляется путем ознакомления с нмещимпся литературными и фондовыми материалами н матер -халами из исканий прошлых лет /материалами аэрофотосъемки, инженерно-геологического дешифрирования, с осмотром в натуре трассы и выполнения наземных изысканий на отдельных сложных участках/.

1.5.    Лнжеяерно-геолэгкческяе взыскания для составления технического проекта выполняются, в основном, в поле и заключаются в детальном изучении природной обстановки района прояснения трассы но выбранному направлению и конкурирующим вариантом в объеме, достаточном для проектирования эом>.япого полотна, дородной одежды а дорожных, сооружений.

1.6. Икхзнерпо-геологические работы при рабочее ирооктв-роьании выполняются:

а/ на участках трассы, где но том хли цричигыб аа-

tie чаются ее изменения;

б

6/ в местах индивидуального проектирования /оползни ,осшш, одабы* грунты и др,/, а также в районах о особыми природными услаааши /места с наличием просадочных грунтов, карста, вод-винных пеоков и др./ с целью уточнения данных, полученных при подробных изысканиях;

а/ в местах устройства дорожных сооружений, в случаях изменения их схемы, смещения сооружений в плане, а также в сложных случаях для уточнения отметок заложения и условий фундирования опор мостов, труб, гражданских зданий и по тре ;оам отдельных инженерных сооружений /подпорные и одевающие стенки, регуляционные сооружения, разного вида дренажиье устройства, коммуникации и ?*Д«/. Производятся опытные испытания грунтов в котлованах;

г/ при поисках и разведке месторождений строительных материалов и сосредоточенных резервов грунта в случаях невозможности использования ранее разведанных месторождений или изменения в потребных объемах добычи,

2. Состав инженерно-геологических изысканий

2.1. Основным методом изучения инженерно-геологи веских условий района про л оженил трассы и отдельных сложных мест при изысканиях автомобильных дорог является яыженерно-геологическам съемка.

Инженерно-геологическая съемка при из исканиях автомобильных дорог - это полевое изучение, описание и нанесение на план или карту инженерно-геологических условий местности, существен-амх для проектирования, строительства и эксплуатации будущей

7

Хорош. Такое изучение производится по возможем вариантом трасом ■а полосе, в границах которой намечается размещение проектируемых сооружений и осуществление не ос годные: мероприятий Для обеспечения хх нормальной работы.

Изучение производится, в основном, по визуальным признакам о производством некоторого количества полевых и лабораторных испытаний грунтов.

В задачи инженерно-геологической съемки входят: а/ изучение геологического строения, гидрогеологических уоловнй, определение литологических особенностей и границ рас-простроив ни я различных типов грунтов поверхности ых отложений и коренных пород;

б/ изучение грунтов с точки зрения использования их в качестве основания земляного полотна и фундаментов проектируемых сооружений, как материала для возведения земляного полотна я устройства дорожной одежды;

в/ изучение современных фязико-геологичеоких процессов и кх. влияния на выбор оптимального варианта треооы;

г/ выявление перспективных районов дня поисков месторождений строительных материалов я резервов грунта для отсыпки насыпи.

при тлвччя геолсмчеопсх ка;-т лочвтвврг,!»Ш1лс и чвтьвртич-НчХ отложен '0 того же или болев крупного масштаба тектоника и от pan: граф/я нс изучается.

2.2. Особенность иижвнврно-гоологичвской съемки, отличавшая •е от других полевых методов исследований, состой! в npootpehot-ионном отображении, т.е. картировать элампнтов, изучаемых Природных условий.

8

Топографической основой для цроведения ниженэрио-геологических съемок в составления карт олужат топографические карты, плавы, аэрофотоснимки, фото планы, фотосхемы. Велы таковые отсутствуют, то в качестве основы может служить план глаз омарвой съемки, составляемый геологом в процессе съемочных работ.

Геологической основой инженерно-геологической съемки служат геологические карты дочетвертичных и четвертичных отложений.

2.3. Инженерно-гвологнчеокив карты при изыскания:' автомобильных дорог составляются:

-    при разработке 190;

-    при подробных изысканиях в горной местности;

-    при обследовании мест индивидуального проектирования;

-    для средних и больших мостовых переходов;

-    для сложных по геологическим условиям площадок гражданских зданий и мест устройства путепроводов;

Составляемые при дорожных изысканиях инженерно-геологические карты, является сдоциализированньши картами, на которых отражаются лишь существенные для проектирования и службы дороги я линейных сооружений особенности природной обстановки. Карты не должны содержать данных, не нужных проектировщику для решения тех или иных зелач.

Карты должны отражать инженерно-геологические условия на необходимую для проектирования глубину, быть легко читаемыми и понятными для проектировщиков.

Инженерно-геологические карты наравне с топографическими являются одним из основных обосновывагощих трассу документов.

На инженерно-геологических картах должно найти отражение:

- состав, мощность и контуры поверхностных отложений,

глубина залегания кордиту лор од;

9

-    глубже* залегания грунтовых вод;

-    современные фмэжко-геологические процессы ■ устойчивость горных пород;

- границы однотипных дея проектирования строительства в службы дороги ни» верно-геологических районов /учестксв/.

В каждом отдельном случае инженерно-геологическая карта может бить дополнена теш или ниша денными в зависимость от конкретной обстановки и характера объекта.

В сложных условиях в дополнение к инженерно-геологической карте прилагаются геологическая и геоморфологическая карты.

В зависимости от стадия проектирования, особенностей геологического отроения и длины трассы могут составляться карты инженерно-геологичеоного районирования, иля карты инженерно-геологических условий.

Последние составляются для небольших по протяжению участков /оползни, карсты, мостовые переходы и т.а./ или же при частой смене литологических разностей и пестроте инженерногеологических условий, что часто имеет место в горных районах.

flu картах инженерно-геологического районирования показываются таксономические оливины - "районы" в пределах шгооади съемки, однородные в инженерно-геологической отношении применительно к строительству дорог, как правило, приуроченные к определенному геоморфологическому элементу местности.

На картах ияженержкгеологячесххх условий показывают в устиаыт обозначениях литологический состан пород, гидрогеологический условия, современные фиэико-ге олагнче окне процессы, стромтэльныв свойства грунтов.

ю

1