Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Введение

II. Современное состояние малочисленных народов Севера

III. Принципы устойчивого развития малочисленных народов Севера

IV. Цель, задачи и основные направления Концепции

V. Механизмы реализации Концепции

VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

 
Дата введения04.02.2009
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

04.02.2009УтвержденПравительство Российской Федерации132-р
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 16.02.2009 г. № 7, ст. 876
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

Ст. 876    —    2248    —    №7

РАСПОРЯЖЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

* Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивою развития корен-пых малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Минрешону России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной пласт и 3-месячный срок разработан, и внести и Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2009—2011 годах Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Нрааительства Российской Федерации В. ПУТИН

Москва 4 февраля 2ТК>9 г. № 132-р

утверждена

распоряжением Принительспш Российской Фслсраиии от 4 фси|хин 2(Х)9 г.

№ 132-р

КОНЦЕПЦИЯ

устойчивого развития коренных малочисленных народов Суевера,

Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

1. Введение

Российская Федерация ныистся одним из крупнейших многонациональ-ных государств в мире, где проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенное гимн материальной н .духовной культуры. Преобладающее болыпинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыфавшими историческую роль в формировании российскою государства.

Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнею Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы Севера), нрава которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации и соответствии с общепризнанными принципами и нормами мсж;1унаро;июю права и международными договорами Российской Федерации.

Российское юсударство на протяжении столетий оказывало поддержку самобытному социально-экономическому и этнокультурному разви тию малочисленных народов Севера.

Сложные нриродпо-климатические условия, уязвимость традиционною образа жизни и малочисленность каждою нз народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их уезойчивою разви тия, предусматривающей системные меры но сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов.

Концепция устойчивою развития коренных малочисленных народен Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношении деятельности федеральных органов государственной власти, органов пх:у;|арстенной пласт субъектов Российской Федера-

№ 7

- 2249 -

Ст. 876

нии (далее — органы государственной пласт) и органов местного самоуправления в сфере обеспечения устойчивой) развитии малочисленных народов Севера.

Устойчивое развитие малочисленных народов Севера предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционною образа жизни и культурных ценностей на основе целевой но;|держки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.

Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами 1ражданского общества, включая объели пения малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов.

II. Современное состояние малочисленных народов Севера

В насгоящсе время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера (включая также вновь выделенных переписью камча, долов, тслеигитов, тубаларов, челканцев и чулымцев) составила 244 тыс. человек, причем численность отдельных народов колеблется ог 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. 11очти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20—70 процс1ггов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, неыщальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. 11исленность ряда народов сократилась, 'гго обменяется как общей офицагелыюй дсмофа<|)ической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических rpyuu, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

В конце XX — начале XXI веков произошел рост этнического самосознания малочисленных пародов Севера. Возникли общественные обьс;ишемия, учебные цсшры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная нодаержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы обпшны как традиционные формы организации совместной деягелыюсги, распределения продукции и взаимопомощи. 1 (оявились общественные лидеры и успешные нредиринимагели — руководители общин и предприятий из числа представителей малочисленных народов Севера. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закрепленные за представителями малочисленных народов Севера и их обивными.

Около 65 процентов 1раждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных селах и поселках общины этих пародов слали единственными хозяйсгвуюпщми субьсктами. выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия ЯВЛЯС1СЯ участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, нроживаюпшх в местах градицион-

- 2258 -

№ 7

В результате реализации мероприятий иторот папа вредно дагледся достигнуть 1ЮЛОЖ1ГГСЛЫ1ЫХ дсмофафичсских тенденций среди большинства малочисленных народов Севера, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни, увеличение в 1,3 раза но сравнению с 2(Х)7 шдом суммарного ко'х|>финиснта рождаемости, снижение смертности дегей первой) года жизни в 1,5 раза но сравнению с 2<Х)7 годом.

На третьем этане (2016—2025 годы) будуг с(|юрмироианм условия для устойчивого развития малочисленных народов Севера, в том числе включающие 'и|х1>сктин11ыс механизмы сохранения исконной среды обитании и традиционного образа жизни, завершение модернизации традиционной хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

В результате реализации меронриягий третьей) этана к 2025 ищу нредио-латется достигнув среднероссийских показателей качества жизни малочисленных народов Севера, а также снизить смертность детей первого года жизни не менее чем в 2 раза но сравнению с 2007 годом.

- 2250 -

№ 7

нот ирожипамия и традиционной хозяйственной деятельности и снимающихся традиционными пилами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налогоным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

'Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет в Российской Федерации были реализованы 3 федеральные целевые нро1раммы, а также многочислсн-ные решональные целевые нрофаммы и ноднрофаммы но социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для ilx устойчивого развития за счет средств федераль-ного бюджет, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счет средств ({клералыюго бюджет были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на i выдержку сснср-ного оленеводства и племенной) животноводства.

Во мнотх органах иснолнителыюй власти субъектов Российской Федерации созданы струкгуриые подразделения но делам малочисленных народов Севера, координирующие соответствующие решональные целевые ирограм-мы и вопросы социально-экономическою развита этих народов. Государственными органами статистики ведется сбор и анализ экономических и социальных показателей районов проживания малочисленных народов Севера.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том (шсле на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дет получают начальное образование с учетом традиционною обра за жизни малочисленных народов Севера.

В издазел готах но юсударстаенному заказу издастся учебно-методическая литература дтя изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий успешно дейст вует Институт народов Севера Российского государственного п еда гот веского университет имени А. И. Герцена — уникальный эшолишпистический образовательный и исследовательский центр.

Традиционно уделяя внимание вопросам устойчивого развития малочисленных народов Севера, Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством — членом ООН, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира. Реализуется комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы но защите нрав малочисленных народов Севера, разработке эффективных экономических механизмов обеспечения их традиционного образа жизни и традиционного природопользования, а также развитию системы мещшинских услуг и образования в районах их проживания. Ряд мероприятий направлены на исследование, сохранение и пропаганду культурного наследия, развитие фадиционной культуры малочисленных народов Севера, оказание содействия в обеспечении участия представителей малочисленных народов Севера в работе международных организаций.

За последние годы в рамках развития государственно-частного партнер-стиа с(|юрмировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров

№ 7

- 2251 -

Ст. 876

с органами госуздрсгненной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных пародов Севера, районными и поселковыми оСпедниеннями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами — владельцами «родовых угодий», что позволило создать внебкрикетные (|кшды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного обрата житии к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий но комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные наро.чы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний но Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих нас|бищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли свое рыбохозяйственное значение.

Требует совершенствования законодательное регулирование создания территорий традиционного природопользования, которые могут стать эффективным инструментом сохранения и развития традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Также необходимо внесение изменений в земельное зако! издательство в части установления безвозмездного срочного пользования малочисленными народом!! Севера земельными участками для традиционного природопользования, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — в части установления полномочий органов местного самоуправления но защите исконной среды обитании и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, в законодательство о рыболовстве и животом мире — в части приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к водным биолошчсским ресурсам и охотничьим живошым.

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше сре;шероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смергности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

111. Принципы устойчивого развития малочисленных пародов Севера

11рипцинами устойчивого развития малочисленных народов Севера являются:

гарашия прев» малочисленных народов Севера в ctxrmciununi с Конституцией Российской Федорации, общепризнанными принципами и нормами межзупарод-1ЮГО нрава и международными договорами Российской Федорации;

комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов Севера;

- 2252 -

№ 7

координация дейстний органон государстпсиной власти и органон местного самоуправления при решении номросон социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народом Севера;

обеспечение :х1>фектинного участия малочисленных народов Севера в достижении своего устойчивого развития;

признание значения земли, других приростных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной сре;(ы как основы традиционного образа жизни и тра; шпион ной хозяйственной дещелмюсти малочисленных народов Севера;

рациональное использование земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности ;

признание нрава малочисленных народов Севера па приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимость участия представителей и объединений малочисленных народов Севера в припиши решений по вопросам, затрагаиающим их нрава и иIПересы, при освоении природных ресурсов в местах градационного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимость оценки культурных, экологоческих и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, фадицион-ному образу жизни и здоровью малочисленных народов Севера.

IV. Цель, задачи и основные направления Концепции

Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потщиала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Дли достижения ;(анной цели необходимо решение ряда задач.

Первой за;1ачей является сохранение исконной срсмы обитания и гради-пионного природопользовании, необходимых дли обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

Решение ^данной задачи предусматривает:

установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа малочисленных народов Севера к управлению .данными территориями;

обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологоческим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

предоставление для осуществления фадшшонных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации;

разработку и внедрение методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субьсктами;

содействие адаптации малочисленных народов Севера к эколога чески м, экономическим и социальным последствиям изменения климата и другим (|х1Кторам, вызывающим стресс;

№ 7


- 2253 -


Ст. 876


определение порядка и методики проведении 'миологической же перш гм в местах традиционной) проживания и традиционной хозяйст:ценной деятель-ности малочисленных народов Севера;

каргиpoiuiinie и оценку природных ресурсов на территории традиниоиио-го проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочислсiшых народов Севера;

проведение мониторинга состояния исконной среды обитания и экологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Второй задачей является развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Решение данной задачи предусматривает:

совсрн1снсг1го1гапие практики реализации льгот, предусмотренных зако-нодательстном Российской Федерации;

расширение ipanciKipnio-логистических услуг и содействие <|>ормироианию рынков сбыга продукции традиционных видов хозяйствен ной .деятельности;

поддержка форм малого гг срсдггсго прсдприггиматсл1>ства малочисленных народов Севера, направленных на ноггышение эффскг гни гости традиционных видов хозяйствсггггой деятельности, включая развггтис системы финансовой но;|дсржки, кредитования и лизинга; развитие сети факторггй;

унрощение порядка и процедуры получения лицензий для осуществления малочисленными народамгг Севера охотничьего промысла в местах традицгг-огпгого 11рожи1гапия и традиционной хозяйственной деятельности;

охрану и рациональное использование паегбипг, а также завершение зс м с л мго-ка;гастровых работ для развития ссвергюго олсггсводства;

создание в местах традиционного ирожиггания и традиционной хозяйственной деятельности пехов по нерггичной и глубокой переработке продук-пигг олеггенодстгга и друг их традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий;

гхюударстггснную поддержку развития северного олсггсводстна и селекни-оппо-гглсмсиггой работгл для улучшения пород ссвергюго оленя;

оргаггизаггию природоохранных мероггриятий, включая меры гюжарггой безопасности, с привлечением представителей малочислсггггых народов Севера;

совсршснснгонанис процедуры предоставления малочисленным народам Севера участков ;гдя осуществления рыбологгспга и охоты;

развитие ггггготуризма и экологического туризма с учасшем ггредставите-лей малочисленных народов Севера в местах их традинионггогх) проживании и традиционной хозяйственной деятельности;

развитие гралициопных художественных промыслов, ремесел, ггключая изготовление сувенирной проекции, а также содействие их продвижению на внугреннем и внешнем рынках.

Третьей задачей является повышение качесига жизни малочисленных народов Севера до средггероссинекою уровня.

Решеггие указаггггой задачи предусматривает:

увеличеггие объемов жилищною строительства (включая традицгюгигыс формы жилища), обеспечение доступности и улучшения качества соцггалыгых услуг в местах традиционного проживания гг традиционной хозяйствсггггой деятельности;

оргаггизаггию бесперебойного завоза товаров народного потребления в места традиционного проживания и традиционной хозяйствсггггой деятельности;

повышение качества и доступности транспортных услуг; обеспечение качссшс|цгыми услугами связи, включая мобильную связь и сеть Итериет;

№ 7

- 2254 -

pciLiiiтипlo профаммы оптимизации локальной эиергегики, пре;(усмат-рш за вицей строителыпзо источников энергоснабжения малой мощности для обеспечения качественной) энергоснабжения и местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народен Севера;

стимулирование создания новых рабочих мест в местах фадзпшонного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

создание объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в местах проживания малочисленных народов Севера;

разработку и внедрение системы показателей качеств жизни малочисленных народов Севера ;ыя мониторинга их соответствия среднероссийским показателям.

Четвертой задачей является создание условий дня улучшения демо|рафи-чсских показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийскою уровня.

Решение этой задачи предусматривает:

осуществление мер по улучшению экологической ситуации в местах градиционного проживания и фадициоиной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;

реали зацию программ укрепления здоровья малочисленных народов Севера; реализацию мер но сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивною здоровья малочисленных народов Севера;

проведение рсчулярных профилактических мероприятий в целях раннею выявления нарушений состоянии здоровья малочисленных народов Севера и социально значимых заболеваний;

укрепление материально-технической базы стационарных учреждений лечебного и лечебно-оздоровительною профилей, включая фельдшерско-акушерские пункт ы в местах традиционною проживания и традиционной хозяйстве 111 юй деятель!юсти;

развитие мобильных форм мсдшшнской помощи и повышение доступности экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

сознание сети консультационных петров тслсмс;шцинм на ба зе районных и областных больниц и сети уделенных пунктов телемедицины дня получения первичной информации о состоянии здоровья нацистов;

реализацию мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, раулиронапне продажи и потребления алкогольной проекции в местах традиционного прожшзания и традиционной хозяйственной деятельности, осуществление в образовательных учреждениях профилактических нро|рамм, направленных на недопущение нигребления алкоголя и табачных и зделий детьми и но;(ростками;

Iвыдержку и развитие физической культуры и спорта малочисленных народов Севера;

разработку показателей состояния здоровья малочисленных народов Севера и санитарно-эпидемиологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мониторинг их соответствия среднероссийским показателям.

1 Ьггой задачей является повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей. Решение ука занной задачи предусматривает:

развитие сети кочевых и лрупзх специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; ■выдержку малокомплекгных детских садов и школ;

№ 7


- 2255 -


Ст. 876


оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса; внедрение современных технологий дистанционного обучения; повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров национальных школ и .других образовательных учреждений;

организацию подготовки и переподготовки кадров но специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;

изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства;

разработку и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения ро;щых языков и национальной культуры малочисленных народов Севера.

Шестой задачей является содействие развитию общин и других <|х>рм самоуправления малочисленных народов Севера.

Решение згой задачи предусматривает:

привлечение уполномоченных нредегавшелей малочисленных народов Севера к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных про-|рамм освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и зрали пион ной хозяйственной дся11‘лмюсти;

проведение консультаций с малочисленными наро;щми Севера до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

развитие <|х>рм социального и государственно-частного наргнсрства представителей малочисленных народов Севера, opianoB государствен ной власти и органов местного самоуправления, промышленных компаний;

привлечение представителей малочисленных народов Севера к участию в охране объектов животного и растительного мира в местах традиционного проживания и гради пион ной хозяйственной деятельности в соответствии с законо;ипельспюм Российской Федерации;

поддержку развита территориального общественного самоуправления и общинных форм самоуправления малочисленных народов Севера.

Седьмой задачей является сохранение кулыурного наследия малочисленных народов Севера.

Решение указанной задачи предусматривает:

создание информационной базы объектов культурного наследия малочисленных народов Севера;

издание произведений устного народного творчества, художественной и иной литературы на национальных языках;

поддержку традиционных художественных промыслов и ремесел; поддержку создания многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных центров малочисленных народов Севера, модернизацию учреждений культуры;

популяризацию кулыурного наследия малочисленных народов Севера в средствах массовой ин<1>ормации.

V. Механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется путем:

совершенствования законодательства Российской Федерации в с<|>срс защиты нрав, традиционного образа жизни и исконной среды оби'гания малочисленных народов Севера с учетом цели и задач Концепции, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

№ 7

- 2256 -

реализации федеральных, региональных, иедомстиеппых целевых иро-1рамм и планов мероприятий, направленных на социально-экономическое и этнокультурное развитие малочисленных пародов Севера;

учета целей и задач устойчивой) развития малочисленных народов Севера при формировании федерального и региональных бюджетов, привлечения внебюджетных средств на эти цели;

информационною обеспечения мероприятий но реализации государственной политики в сфере устойчивого развития малочисленных народов Севера как внутри страны, гак и за рубежом;

взаимодействия органов н>су;1арстиепной власти с общественными организациями и обьсдинсниями малочисленных народов Севера;

организации системы государственною статистическою мониторинга состояния малочисленных народов Севера, соответствующей международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов;

проведения научных исследований социально-экономического развития малочисленных народов Севера.

VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализацию Концепции пре/зусмафинастся осуществить в 2009— 2025 годах в 3 этапа.

На нервом этапе (2009—2011 юды) будет реализован комплекс первоочередных мер, нре;1усмятрииающих совершенствование нормативной правовой базы в облает защиты прав малочисленных народов Севера, в том числе в части упорядочения терм и полоши, используемой в нормативных правовых актах, pci улирующих вопросы гарантии прав и традиционного природопользования, совершенствования разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения приоритетною доступа малочисленных народов к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, водным биологическим ресурсам и охотничьим животным, безвозмездного срочного пользования земельными участками ;1ля традиционною природопользования малочисленными народами Севера, утверждения перечня мест традиционною проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также фадиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, разработки и утверждения методики расчета ущерба, наносимою исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйст вующими субъектами.

1 1редполагается внести изменения в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнею Востока Российской Федерации» с целью обеспечения создания в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера модельных территорий тради-ционного природопользования федерального значения.

Также будет оказана государственная поддержка экономического и социального развития малочисленных народов Севера путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджет бюджетам субг1>ектов Российской Федерации. В рамках государственной поддержки планируется создать новые кочевые школы, <1>актории, обз^кты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, развивать шнювашюнные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций.

Увеличение размеров субсидий за счет средств федерального бюджет бюджетам субъектов Российской Федерации на но>здержку северного оленеводства и племенного животноводства с одновременным снижением платы за единицу площади лесных участков дня ведения северною оленеводства позво-

№ 7

- 2257 -

Ст. 876

лит сделать эту отрасль одной из важных составляющих роста качества жи пш н благосостояния в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Одновременно в целях увеличения ресурсов охошичьих животных, повышения занятости местного населения и обеспечения продовольственной безопасности районов Крайней) Севера планируется проведение мер государственной поддержки но рассслению obiief>ыков.

Будут разрабоганы и вне;(рены меры государственной нодюржки сохранения традиционной народной культуры малочисленных народов Севера.

11реднолагастся реализовать комплекс первоочередных мер но подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

Предусматривается создать с нечем у государственною статистическою наблюдения, мониторинга и анализа состояния малочисленных народов Севера, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в облает защиты нрав коренных народов.

По иттиам Всероссийской переписи населения 2010 года будет проведен анализ динамики демографических показателей и показателей уровня жизни малочисленных народов Севера.

Задача сохранения и поддержки традиционною обра ш жизни малочисленных народов Севера яндяется одной из приоритетных при реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востхжа и Байкальского ре то на на период до 2025 годе и стратегии социально-экономического ра шит ия Сибири на период до 2020 года.

В результате реализации мероприягий первого этана будуг созданы нормативные правовые и экономические условия для развития традиционного природопользования, роста качества жизни и улучшения демографической ситуации среди малочисленных народов Севера, сформированы системы информационного и методического обеспечения.

Па втором этапе (2012—2015 годы) предусматривается продолжить осуществление мероприягий но созданию условий для устойчивою развития малочисленных народов Севера.

Ожидается, что на втором этапе в результате реализации мер государственного стимулирования и поддержки произойдут существенные изменения уровня качества жизни малочисленных народов Севера, их занятости в традиционных видах хозяйственной деятельности, снизится зависимость мест тра-дш тонного проживания и традиционной хозяйственной деятельности от завоза топлива и нефтепродуктов в связи с использованием местных (в том числе альтернативных) источников тсплоэнсргоснабжсния, будет обеспечен доступ малочисленных народов Севера к медицинским услугам (включая возможности мобильной медицины и телемедицины), сети Интернет и мобильной связи.

11рсдполя1яется создать необходимые условия для занятости представителей малочисленных народов Севера в традиционных отраслях хозяйственной деятельности, а также в этнотуризме, эколошчсском туризме, организации лесо!юсстановительных, землеустроительных, природоохранных работ, мониторите состояния окружающей природной среды в местах традиционного проживания и традиционной хотяйственной деятельности. Усилия пюудар-ства в подготовке национальных ка;(рон для работы в бюджетной с(()ере позволят увеличить долю малочисленных пародов Севера среди сельских врачей и учителей.

Па основе осуществления модельных проектов территорий традицион-ного природопользования начнется <|>ормироианис сети территорий традиционного природопользования ({юдералыюго значения.

В 2015 году будут подведены morn проведения в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.