Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ помогает обеспечить рациональное использование и охрану природных ресурсов на единой правовой и методической основе

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Методические основы составления комплексных схем охраны окружающей среды и повышения эффективности использования природных ресурсов для действующих предприятий

     2.1 Структура и содержание комплексных схем

     2.2 Формулировка главных стратегических задач комплексной схемы

     2.3 Составление структурной схемы природно-промышленного комплекса

     2.4 Обоснование плановых показателей повышения эффективности использования и охраны природных ресурсов

     2.5 Формирование комплексного плана мероприятий и определение его технико-экономических показателей

3 Порядок разработки, рассмотрения и реализации комплексных схем

4 Перечень методической и инструктивной документации, рекомендуемой для разработки отраслью

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

07.07.1976УтвержденГосплан СССР
РазработанЛенинградский горный институт им. Г.В. Плеханова
ПринятГКНТ СССР
ПринятАН СССР
ПринятГоскомприрода СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственный плановый Комитет СССР Государственный комитет СССР по науке и технике Академия наук СССР Министерство высшего и среднего специального образования ВЙСР Ленинградский горний институт им. Г.В. Плеханова

ИВГОДИЧВСКИК УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ (ПЛАНОВ) ОХРАНЫ о кружащей среды И ПОВЫШШ) ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ДЕЙСТВУОЯХ ГОРНЫХ ПРедПРИЯГИЯХ (ОБЪЕДИНЕНИЯХ)

(Проект)

Ленинград

1988

Основание:    Методические    указания    разработаны в соответствия

с планом НИР по подпрограмме 1.7 •Охрана недр и окружающей среды" Целевой комплексной программы "Рациональное, комплексное использование минерально-сырьевых рссурсои о народном хозяйстве на 1967-1990 годы и на период до 2000 года" (Постановление Госплана СССР Я 58 от 26.03.87 г.)«

Разработчик: Ленинградский горный институт мм. Г.В.Плеханова.

Проблемная лаборатория "Охраны недр и природной сроды".

Научный руководитель работы д.т.н. Ммрзаев Г.Г. ответственный исполнитель работы К.т.н. Иванов Б.А.

Апробация:    на    предприятиях    Лениногорского    iШ и ПО "Севурал-

бокоитруда" ад! СССР, иО нФосфаты"А*и* МЧ4 СССР,

НО Транит"    СССР,    в научно-исследовательских

и проектных институтах Ь^111ИГ0РЦВЬЛМ£ГГ 9 ШИИцвет-мет, Гипроникель, 1{азгипроцвв1мет МЦМ СССР,

БЛОГЕ* Ж СССР, ГИЗР Госагропром СССР, на конференциях и секциях министерств и ведомств в I96C-67 г.г.

данныэ об утверждении и

согласовании: Утверждены Госпланом СССР

от "    "_ 1968    г.    Г

по согласованию с ПОТ СССР

от *-    "    _ 1988    г.    Г

г,о согласованию с АН СССР

от "    "    _ 19Ъ8    г.    *

г.о согласованию с Госкомприродн от "    "_ 1988    г.    ?

- 10 -

ротных условий.

В соответствии с периодами разработки планов экономического и социального развития предприятия комплексные схемы составляются на 15 (прогнозы), 10 (схемы) и 5 (программы реализации) лет.

Комплексные схемы должны решать конкретные задачи по организации рационального природопользования с учетом возможностей экономического, материально-технического и энергетического обеспечения, а также с учетом ожидаемых и планируемых научно-технических достижений. В план должны включаться мероприятия, обеспечивающие экономический эффект и отвечающие интересам современных и будущих поколений людей.

Разработка и выбор окончательного варианта комплексной схемы с учетом перечисленных требований должна вестись на основе вариантного метода. Для этого формулируются два-три возможных варианта главных (стратегических) задач, решение которых может обеспечить необходимый уровень полноты использования природных ресурсов и качества окружающей природной среды. Для каждого варианта выделяется круг подлежащих репюнио конкретных практических и организационных вопросов и составляется предварительный технико-экономический расчет. Сопоставление результатов техникоэкономических расчетов и учет реальных возможностей предприятия по материально-техническому обеспечению программы предстоящих работ позволяет выбрать наиболее целесообразный вариант комплексной схемы.

2.1.2. Структура и содержание комплексной схемы действующего предприятия определяются характером и структурой производства, а также состоянием и продуктивностью основных природных объектов, сельскохозяйственных, лесных и других угодий, входящих в состав экологической системы района, где проявляется вредное влияние предприятий. Комплексная схема в общем случае состоит из шести взаимосвязанных частей.

2.I.2.I. Первая часть, вводная, содержит формулировку общей задачи по охране окружающей среды и повыиению эффективности использования природных ресурсов на современном этапе развития социалистического общества, главной стратегической задачи по по-

- II -

вышению эффективности использования природных ресурсов в данном конкретном районе и главных задач по охране каждого отдельно взятого природного ресурса. В разделе выделяются группы задач, связанных с повышением эффективности использования ресурсов непосредственно участвующих в технологическом процессе предприятия (предприятий), задач по охране окружающей природной среды и задач, связанных с повышением продуктивности сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, лесных и других угодий, оказавшихся в зоне влияния предприятий.

Главные задачи могут уточняться после выполнения других этапов комплексной схемы. Такая необходимость может возникнуть в том случае, если будет установлена нереальность решения предварительно сформулированной задачи (ее техническая невозможность, или экономическая нецелесообразность, или экологическая несостоятельность), а также в случае успешного решения конкретной научно-технической задачи, ранее не принимавшейся в расчет.

2.1.2.2.    Во второй части комплексной схемы дается структура природно-промьшленного комплекса и сводная инженерно-экологическая ведомость, которые характеризуют эффективность (состояние) использования и охраны природных ресурсов по каждому структурному звену и по каждому предприятие, входящему в их состав.

При этом выделяется предприятия промыпленного эвена, предприятия коммунально-бытового звена и предприятия аграрного эвена, объекты (угодья) которых оказались на территории природно-промышленного комплекса.

2.1.2.3.    Третья часть комплексной схемы включает систему (свод) нормативных, директивных и плановых показателей, обусловленных законодательством и действующими нормативами. В этом разделе каждого структурного звена природно-промьшленного комплекса, для каждого предприятия, структурны-, подразделений и отдельных технологических процессов, входящих в их состав, устанавливаются соответствующие плановые показатели по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Плановые показатели для каждого отдельно взятого предприятия устанавливаются в соответствии с его удельнш весом в общем г.оъеме освоения опрсделенного ресурса или его значения в общей

- 12 -

интенсивности нарушения и загрязнения окружающей природной среды. Общий суммарный эффект, получаемый при реализации плановых показателей на всех предприятиях природно-промышленного комплекса, должен соответствовать требованиям, установленным при формулировке главных стратегических задач.

Дли каждого предприятия выделяются три группы регламентирующих и плановых показателей. Первая объединяет все показатели, связанные с повышением эффективности использования природных ресурсов, непосредственно участвующих ь технологическом процессе рассматриваемого предприятия; ко второй группе относя* показатели по oxне окружающей природной с|юды; к третьей - показатели но повышению продуктивности еельскохозяйстиенных и других угодий, оказавшихся г зоне влияния н|«ОАприятия.

Г.Г.2.4. Четвертая uhcti комплексной схемы Сиде f asm комплексный план инженерши, экологических и организационных uejo-нркитий но повышенно эффективности иепользотиши нрир-ним ц— сурсон и охране окружающей среды для природно-промышленного комплекса в целом. Составными частями плана являются комплексные планы но каждому П[)сдирилтт>, входящему и состав ППЧ. 1W планы мероприятий составляются по разделам:

-    охрана недр и повышение эффективности использования минеральных ресурсов;

-    охрана и повышение эффективности использовании земельные ресурсов;

-    охрана и повышение эффективности использования водных ресурсов;

-    охрана и повышение эффективности использования энергетических ресурсов;

-    охрана и повышение эффективности использования атмосферного воздуха.

По каждому предприятию все мероприятия сводятся в единый план, в котором указываются сроки и последовательность выполнения всех работ. Результаты, ожидаемые от реализации планируемых мероприятий, должны соответствовать задачам, сфо^мулириванндо по каждому предприятию (третья часть комплексной схемы). В ряде-случаев .возможны несколько вариантов решения задач, поставлен-

- 13 -

них перед предприятием. Для выбора оптимального варианта необходима технико-эколого-оконоыическая оценка всех возможных вариантов. Выбор оптимального варианта обеспечивает решение поставленных задач с наименьшими материальной, экономическими и трудовыми затратами. На последнем этапе составления сводного плана указывается последовательность и увязываются сроки выполнения отдельных мероприятий.

2.1.2.5.    Пятый раздел комплексной схемы включает основные технико-околого-экономические показатели по разработке и внедрению комплексной схемы. В нем для каждого запланированного мероприятия указываются необходимые материальные, энергетические и другие затраты, определяется экономический, экологический и социальный эффекты, которые могут быть достигнуты при реализации каждого мероприятия и комплексной схемы в целом* Данные технико-эколого-экономического анализа позволяют оценить реальность и эффективность схемы в целом и отдельных ее частей. Если при анализе данных экономического расчета окажется, что необходимые затраты но согласуются с техническими и экономическими возможностями предприятия и ресурсами данного конкретного района или что реализация плана lie дает экономического эффекта, или он ниже установленных нормативов, то необходимо заново сформулировать общую стратегическую задачу по охране и рациональному использованию природных ресурсов и повторить все расчеты.

2.1.2.6.    В шестой части комплексной с^емф даются сроки и указывается последовательность выполнения всех мероприятий, приводятся графики робот па проектированию и внедрению мероприятий, предусмотренных комплексными планами. Графики, составленные для отдельных производств, цехов и объектов, являются составной частью общего графика выполнения робот для отдельного предприя** тия и для всего природно-промышленного комплекса в целом. На графиках всех рангов выделяются отдельные поресурсные линии, дающие возможность проследить взаимосвязь мероприятий, запланированных для разных предприятий и оценить соответствие сроков

их выполнения, установленных при формулировании стратегических задач.

- 14 -

2.2. Формулировка главных стратегических задач комплексной схемы,

2.2.1,    Основная стратегическая линия по обеспеченно рационального природопользования определяется на основе анализа результатов обследования всего природно-промдаленного комплекса, которое позволяет определить основные показатели, характеризующие использование Природных ресурсов и состояние окружающей природной среды, учесть наличие трудовых, материально-технических и других ресурсов, необходимых для решения выдвигаемых задач. Для каждого расчетного периода комплексной схемы формулируются свои стратегические задачи. При этом для наиболее продолжительного, 15-летнего периода эти задачи формулируются наиболее Полно и нацеливаются на достижение максимально возможного ре-вультата. Стратегические задачи для десяти- и пятилетних расчетных периодов формулируются как промежуточные.

2.2.2,    В зависимости от конкретных природных условий, достигнутого уровня развития производства и состояния природной среды вокруг предприятий можно рассмотреть четыре возможных базовых варианте основных стратегических задач. На основе этих базовых вариантов можно разработать дополнительные подварианты, которые также могут быть приняты как основные при составлении комплексных схем.

2.2.2.1.    Основной целью первого базового варианта является превыиенме достигнутого нормативного уровня использования природных ресурсов и улучшение естественного состояния природной среды. В такой постановке общая стратегическая задача формулируется в том случае, если харахтер производства и имеющиеся материально-технические и другие ресурсы позволяют исключить или локализовать возможные нарушения и загрязнения окружающей среды, обеспечить совершенствование производства, добиться по сравнению с действующими нормативными более рационального и экономного расходования всех природных ресурсов и обеспечить создание в зо* не действия предприятий новых агрокомплексов, более продуктивных, чем естественные * используя для этого отходы производства

и материей.ьно-техническую базу предприятий.

2.2.2.2.    Второй базовый вариант предусматривает недолуще-

15

нив ухудшения естественного состояния природной среди и сохранение достигнутого нормативного уровня полноты я эффективности использования природных ресурсов. На основе етого базового варианта могут разрабатываться дополнительные под варианты, согласно которым, например, эффективность использования природных ресурсов сохраняется на достигнутом уровне, а качество {продуктивность) окружающей среды повивается или, наоборот, предусматривается рост эффективности использования природных ресурсов при сохранении естественного уровня качества окружающей среды,

2.2.2.3.    Третий базов^ вариант предусматривает недопущение снижения качества окружающей среды и эффективности использования природных ресурсов ниже уровня установленных нормативных показателей, Такая стратегическая задача ставится, когда при организации основного производства с использованием современных методов и средств невозможно : исключить нарушения и загрязнения окружающей среды, накопления значительных объемов отходов и наличие безвозвратных потерь материальных ресурсов в вида газообразных, жщцких и твердых выбросов. Такая формулировка основной стратегической задачи возможна только тогда, когда уровень показателей, характеризующих состояние окружающей среды и эффективность использования природных ресурсов на момент составления комплексной схемы, находится не ниже установленных норм,

2.2.2.4.    Четверим вариантом предусматривается обеспечить повышение эффективности использования природных реоурсов и улучшение качества окружающей среды до уровня нормативных показателей. Такая стратегическая задача может ставиться, если на момент составления комплексной схемы эффективность использования природных ресурсов ниже нормативной, а качество окружающей среды

не соответствует установленный кормам. На основе этого базового варианта можно составить дополнительные подаарианты,

2.2*3, Вариантный подметод, рекомендуемый пря разработке комплексных схем, определяется возможности) постановки нескольких стратегических задач и выбором нескольких путей их достижения. Задачи и пути их достижения могут выбираться в зависимости от требований нормативов (показателей), которые, в свою очередь, для разных районов и регионов страны и разных отраслей промыв-

Оглавление

I* Общие положения •    • .....................

2. Методические основы составления комплексных

схем охраны окружающей среды и повышения эффективности использования природных ресурсов для дсГ. -

Стр.

3-9

ствухмци* предприятий ......................... 9-29

2Л. Структура и содержание комплексных схем .. 9 - It

2.2.    Формулировка главных стратегических

задач комплексной схемы .................. И - 21

2.3.    Составление структурной схемы природою -

промышленного комплекса.................. 21 - 23

2.4.    Обоонооание плановых показателей повыше -

кия эффективности использования и охраны природных ресурсов ....................... 23 - 27

2.5.    Формирование комплексного пламя мероприятий и определение его технико-экономичо -

ских показателей......................... 27 - 29

3. Порядок разработки, рассмотрения и Ачглиэяции

комплексных схем.............................. 29 - 22

•1. Перечень методической и инструктивной дг .умсн-тации, рекомендуемой для разработки отрасль*} .. 32

I. Обфв положения.

IЛ. В соответствии с целями развития социалистического об* щвства на современном етаие качество окружающей природной среды необходимо рассматривать как важнейший показатель благосостояния народа, а повывение эффективности использования и охрану природных ресурсов - как необходимо# условие дли дальне Ныв го ускоренного развития социалистической экономиям. В процессе перехода предприятий на самофинансирование и самоокупаемость необходшо обеспечить рациональное использование к охрану природное ресурсов на единой правовой и методической основе.

1.2.    Правовой основой природопользовании при строительстве и эксплуатации предприятий является законодательство Союза ССР и союзных республик по вопросам охраны природы и расроиальмого использования природных ресурсов, а нормативное базой - комплекс обцв технических и природоохранные государственных стандартов, строительные нормы и правила и прогрессивные техиико-экономические нормы и нормативы. Основные требования и предприятии* по охране окружающей среди и рациональному использование природных ресурсов сформулированы в Законе СССР "О государственном предприятии (объединении)".

1.3.    Предприятие (объединение) - далее предприятие, в своей работе по охране окружающей вреди и рациональному использовав нию природных ресурсов подконтрольно местному Совету народных депутатов и другим органам, осуществлтнщш государственный контроль в данной области. По их предписание предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды И нерациональ-нш использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы. Указанные органы ыогут приостановить деятельность предприятия, грубо нарушившего режим природопользования до устранения допущенных нарушений.

1.4.    Комплексные схеыы (планы) охраны округло щей среды и повдаения эффективности использования природных ресурсов на действующих предприятиях (далее комплексные схемы) разрабатываются с целью выполнения решений ШП съезда КПСС, соблюдения

- 4 -

требований действующего Природоохранного Законодательства Союза ССР и еоюанж республик, постановлен*! ЦК КПСС, Верховного Совета СССР м Совета Министров СССР по улутвнто деятельности министерств и ведомств, местных Советов депутатов трудящихся, про-мысленных предприятие и объединения по вопросам планирования мероприятий по охране окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

1.6* Разработка комплексных схем ведется с использованием территориально-отраслевого принципа плакирования и реализации мероприятий по охране окружающей среды и повьиенио эффективности использований природных ресурсов. Стратегические задачи и плановые показатели по воем разделам комплексной схемы должны согласовываться с задачами и показателями» принять** в территориальных комплексных схемах охраны природы промысленных узлов, территориально-промыяленных комплексов или горно-промшленного района, в состав которого входит данное конкретное предприятие. Комплексность ревеныл задач рационального природопользования достигается путем одновременного учета трех аспектов!

-    соблюдение нормативов и повьшение эффективности использования минеральных, водных, земельных и других природных ресурсов, необходимых для функционирования высокопроизводительного промышленного производства;

-    охрана здоровья людей, соблюдение необходимого уровня качества окружающей природной среды, выполнение установленных требований охраны и использования недр, поверхностных и подземных вод и атмосферного воздуха;

-    соблюдение интересов всех отраслей народного хозяйства, обеспечение оптимального уровня продуктивности сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, лесохозяйственных и других угодий, оказавшихся в зоне вредного влияния отдельного промышленного предприятия.

Сущность системного подхода заключается в представлении природных и промшленных элементов и компонентов, как единой системы, как целостного образования, состоящего из территориально и функционально взаимосвязанных природных и промысленных объектов. 5 этом случае это образование может рассматриваться

-6 -

ш природно -оросимекнъ* хомолеко (ШК)» рмроммыюе фуишро-нированне которого определяется как природными» ми к техмодоги-ческжи факторами.

1.6. ШЖ в общем случае включает в себя противнице пред* приятия (промыпленное звено), бытовые и коммунальные предприятия и организации, объекты социального назначения, обаспе чипе дне жизнедеятельность людей (коммунально-бытовое звено), сельскохозяйственные, водохозяйственные, лесохозяйственные, рыбохозяйственные и другие предприятия (колхозы, совхозы, лесхозы, подсобные хозяйства и др.), в ведении которых находятся соответствующие угодья и природные объекты, оказавшиеся в зоне действия промышленного производства (аграрное звено).

Границей ПИК является граница зоны влияния всех его производств, находящихся в постоянном взаимодействии с природной оре-дой, а полнота и рациональность использования природных ресурсов, достижение требуемого уровня качества природной среды могут быть обеспечены только при условии учета и использования процессов упомянутого взаимодействия.

1.Б.1. Направление и характер функционирования ППК определяет его промышленное звено. В состав оромывденного звена входят Предприятия промышленных отраслей хозяйства и производственных отраслей инфраструктуры, их структурные подразделения, отдельные производственные звенья и элементарные технологические единицы.

В структуре промышленного звена выделяются объекты основного и вспомогательного производства. В пределах границы ППК могут оказаться промышленные предприятия разных отраслей промивланности, которые в той или иной степени используют природные ресурсы района, эагряэняот и нарушают окружающую природную среду.

Продукцией промышленного звена считается вся промышленная продукция, независимо от места ее потребления, все отходы производства, хранение (консервация) которых осуществляется на территории ППК, а также газообразные, жидкие и пылевидные выбросы. Последние относятся к разряду безвозвратных потерь, загряэняо-цих природною среду.

При разработке месторождений полезных ископаемых к объектам

- 6 -

основного прояэводстж* относятся:

-    предпринят оо добыче к обогащению минерального сырья (рудники, карьеры, обогагмгедьине фабрики);

-    отдельные уюющиося сооружения, отвалы и хвостохранилища, где складируются и консервируются некондиционные минеральные и другие отходы производства.

Вспомогательное производство включает в себя:

-    промышленные предприятия, деятельность которых связана с обслуживанием основного производства и ремонтом технологического оборудования (ремонтно-механическая база, промышленный транспорт, склады готовой продукции, сырья и оборудования);

-    предприятия, обеспечивающие строительство новых и реконструкцию действующих карьеров, заводов, отдельных цехов, энергетических объектов, технологических транспортных магистралей

и т.п.;

-    объекты энергетики: тепло- и электростанции, гидростанции, компрессорное хозяйство, линии электропередач, газопроводы и другие энергетические сооружения.

1.6.2.    Коммунально-бытовое звено ППК обеспечивает жизнедеятельность людей, занятых на промышленных предприятиях и на предприятиях по производству сельскохозяйственной и другой продукции в пределах ППК. Основными организациями коммунально-бытового звена являются службы и хозяйства непроизводительных отраслей инфраструктуры: предприятия по строительству и эксплуатации жилого фонда, предприятия питания, торговли, общественного транспорта, медицинского обслуживания, культурные и общеобразовательные учреждения, рекреационные объекты (парки, пляжи, стадионы, зоны отдыха). Продукцией коммунально-бытового эвена являются продукты потребления, используемые населением, возможные услуги, а также отходы и выбросы, которые образуются на ком мунально-бытовых предприятиях.

1.6.3.    Аграрное звено ППК включает сельскохозяйственные, водохозяйственные, лесохозяйственные и другие предприятия, использующие природные объекты и угодья, расположенные в предела* ППК. В большинстве случаев восстановление или поддержание продуктивности и народнохозяйственной ценности этих угодий и при-

- 7 -

родных объектов на заданном оптимальном уровне требует проведения специальных инженерных агротехнических, лесохозяйственных, мелиоративных и других мероприятий. В структуру аграрного эвена в общем случае могут входить четыре группы предприятий:

-    предприятия местного агропрома (колхозы, совхозы, подсобные хозяйства), а ведении которых находятся окультуренные сельскохозяйственные угодья (пола, сады, огороды), животноводческие (птицеводческие) комплексы и другие сельскохозяйственные предприятия, занятые производством сельскохозяйственной продукции;

-    предприятия лесного, лесовосстановительного хозяйства,

а также организации, занятые сбором и переработкой продуктов леса, предприятия охотничьего и другого промыслового хозяйства;

-    предприятия водохозяйственного м>рыбохозяйственного назначения: рыбоводческие, рыбопромысловые и другие предприятия, перерабатывающие полезную продукция* водоемов;

-    предприятия, обеспечивающие восстановление или повышение продуктивности рекультивированных земель, сельскохозяйственных, лесных и других угодий.

Основная продукция аграрного звена включает в себя всю продукцию, получаемую с сельскохозяйственных угодий, животноводческих комплексов, экологическую продукт» природных объектов, а также продукцию, получаемую на рекультивировавших участках, К продукции аграрного звена относятся также отходы и выбросы его предприятий. Отходи складируются и в дальнейшем могут использоваться, а выбросы, загрязняя водный, ьоэдущшй бассейны м почву, теряются безвозвратно,

1.6,4. Национально функционирующий 11ПК характеризуется ми-юшальнши энергетическими, материал ьнши, трудовыми и другими затратами цри условии достижения запланированного уровня производительности труда по выпуску необходимого объема и определенного качества промышленной и сельскохозяйственной продукции и при условии соблюдения установленных нормативов качества почв, водного и воздушного бассейнов и обеспечения оптимальной продуктивности всех угодий, входящих в состав ПИК.

8

IЛ* Комплекс*** схема являете* составной частью пятилетиях я перепек тквшк адамов экономического я ооцяадыюго раэвмтяя предприятия по разделу "Охрана окружаю»* среды м рациональное использование природных ресурсов", документом, где дается научное обоснование и план внедрения технически возможных, экономически целесообразных * экологически необходимых мероприятий, обеспечивающих заданную эффективность использования природных ресурсов, нормативное качество окружаемой среды и оптимальную продуктивность воех угодий, оказавшие* а зоне действия предприятия. Комплексную схему целесообразно разрабатывать сроком на 16 лет с выделением пятклетяих периодов. Схема должна носить целевой характер и являться директивном и адресным документом, включающим свод плановых показателей, план конкретных мероприятий для каждого предприятия, по каждому структурному подразделен», входящему а его состав и графики организации и выполнения работ по периодам планирования. Одновременно инженерные, экологические и организационные природоохранные мероприятия, принятые к исполнен» на предприятия, входят в состав соответствующих разделов территориальной комплексной схемы более высокого ранга и их выполнение постоянно находится под контролем винестоящих орт ШИТ ПИЙ.

1,6. Основным результатом разработки и внедрения комплексных схем является истечение я предупреждение вредного влияния загрязнен» и нарушили природной среды ма здоровье населения, оптимизация качества природной среды с учетом ее воздействия ма яиамедеятедъюсть человека, основанная ма рационально эксплуатация естественник ресурсов, их охране, расширенном воспроизводстве, а также чводт п и сохранении генофонда и эталонен живой и неживой природы.

1.9. Одним из есшжиих направлений ори разработке комплексных схем является исшяьвомише достижений научно технического прогресса при планирован» природоохранных мероприятий я установления рационального ясшожьэоыаиия природмк ресурсов с учетом не только имеющихся мячик технических решений, но также оищцвами* в ближайше 15-20 жег на базе Комплексной программы научно-технического прогресса, разрабатшаавшай Академией наук

- 9 -

СССР, ГКНТ и Госстроем СССР, отраслевыми министерствами и ведомствами.

1.10.    При проработке вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов следует руководствоваться соответствующими методическими указаниями и материалами министерств и ведомств СССР, на которые возложены функции контроля за состоянием природной среды, и, в частности, по вопросам охрани атмосферы - указаниям 1 оскомгидромета; гидросферы - Гос-комгидромета, Ыинводхоза СССР и Мингео СССР; земли, флоры и фауны - Минсельхоза СССР, Госкомгидромета, Гослесхоэа СССР и Мин-рыбхоза СССР; по вопросам охраны недр - Госгортехнадзора СССР.

1.11.    При разработке природоохранных мероприятий следует учитывать социальные, экономические и экологические аспекты, а при сопоставлении и выбор*? вариантов строительства различных предприятий и сооружений руководствоваться соответствующими инструкциями по определение экономической эффективности капиталь-ны'л вложений п стжительстве и при реализации природоохранных мероприятий.

2. Методические основы составлении комплексных схем охраны окружающей среды и повышения эффективности использовании природных ресурсов для действующих предприятий.

2.1.    Структура и содержание комплексных схем.

2.1.1.    Комплексная схема предприятия представляет собой программу и планы конкретных инженерных, экологических и организационных мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное использование всех природных ресурсов, предупреждение деградации окружающей природной среды и является составной частью схемы охраны природы территориально-промышленного комплекса или горнопромышленного района.

Комплексная схема является также приложением к плану экономического и социального развития предприятия, документом, где дается научное обоснование и план внедрения технически возможных, экономически целесообразных и экологически необходшых мероприятий, обеспечивающих охрану окружающей среды и повычение эффективности использования природных ресурсов с учетом конк-