УТВЕРЖДАЮ И.О. Председателя
Госкомс^кэпиднадэора Россия
Г.Г.Онищенк:
" uboJS1996 г.
or- 1J/9Z ~/й
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для органов и учреждений Госсанэпидслужбы России по планированию действий в функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой
Общие положения.
Настоящие рекомендации по планированию определяют основные задачи, организацию, порядок функционирования подсистемы РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и предназначены для действий структурных подразделений госсанэпидслужбы в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Целью планирования действий госсанэпидслужбы является выбор наиболее эффективных мероприятий и контрольных функций, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС.
Планирование должно проводиться заблаговременно в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 мая 1994 года N 420 "0 защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 5 ноября 1995 года N 1113 "0 единой государственной системе предуп-
.. ликвидации чрезвычайных ситуаций (приказ Госкомеанэ-пиднадзора России от 3 января 1996 года N 1), от 28 февраля 1995 года N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" (приказ Госкомсанэпиднадзора России от 29 март# lj996 года N 43), Положением о функциональной подсистеме РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, согласованным с МЧС России и утвержденным Г ос комсанэпид надзором России 29 марта 1996 года N 01-19/50-11 и другими документами по вопросам РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, меотном и объектовом уровнях.
В планах должны быть отражены основные задачи, дана оценка прогнозируемой обстановки, определены силы, средства госсанэпидслужбы и их резерв, вопросы взаимодействия и управления.
Планирование мероприятий должно начинаться о учета и характеристики потенциально опасных объектов, источников и территорий, которые при определенных условиях могут создать реальную угрозу здоровью людей и способствовать ухудшению санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности населения.
Планирование мероприятий .*
Раадел 1. Потенциально опасные для населения объекты (источники).
1.1. Санитарно-гигиеническая и санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории возможных ЧС о учетом местных природно-климатических и других особенностей.
1.2. Зоны возможных катастрофических затоплений, оейомически опасные районы, районы возможных леокых пожаров, селей,оползней, лавин, цунами и других стихийных бедотвий.
1.3. Краткая характеристика объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-взрыво-опасные, химические и биологические вещества или иные материалы опасные в эпидемиологическом отношении, создающие потенциальную или реальную угрозу здоровью людей и санитарноггигиеническим условиям жизнедеятельности населения.
Раадел 2. Мероприятия по предупреждению ЧС.
2.1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах и территориях.
Излагаются основные направления деятельности в области функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).
- a -
В учреждениях входящих в СНЛК должны быть разработаны и содержаться в плане:
2.1.1. соответствующий штат и табель к штату (для работы в условиях ЧС);
2.1.2. план-график перевода учреждений с мирного на военное положение;
2.1.3. план подготовки и развития учреждения СНЛК на текучи год и на перопективу;
2.1.4. схема оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
2.1.5. перечень опасных инфекционных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растении;
2.1.6. перечень сильнодействующих ядовитых веществ, нарабатываемых на химических Предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
2.1.7. перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
2.1.8. инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
2.1.9. инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
2.1.10. нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и СДЯВ з воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищезом и фуражном сырье на мирное и военное время;
2.1.11. журналы регистрации отобранных проб и радиационного, химического и биологического наблюдения (разведки );
2.1. 12. Положение (инструкция) о работе СНЛК к функциональные обязанности специалистов учреждения.
2.2. Выявление потенциально опасных объектов, анализ обстановки и прогнозирование возможных ЧС.
2.3. Разработка на объектах "Перечня возможных событий, которые могут привести к возникновению ЧС" и критериев, характеризующих ситуацию как чрезвычайную.
2.4. Участие в разработке и выполнении программ, направленных на обеспечение саяитарне-злкдемиодогическсгс благополучия населения.
2.5. Организация мероприятий санитарке-зпидекглслсгиче-гк:г;
надзора по прел упреждению, выявлению и пресечению нарушений требований санптзрнс-зпидемиэлегической безопасности и охране здо-розья на: едеииа.
2.f . Создание.и пополнение резерва финансовых, медицинских и материально-технически/: ресурсов для ликвидации ЧС.
2. ^ Участие ? разработке нормативных и методических документ-:* по вопросам защиты населения в ЧС (санитарно-гигиеническое :: псс?::?Ггп::дтм::ческое обеспечение ЧС).
Я.г. Установление порядка связи и оповещения с возникновении ЧС, зга:»:.?действия с другими учреждениями и ведомствами.
2.3. Поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы к действиям в ЧС.
Раздел 3. Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения
ЧС.
3.1. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды., обстановкой на потенциально опасных для населения объектах и территориях, прогнозирование осложнений санитарно-эпидемиологического характера.
3.2. Постоянный сбор и анализ информации при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, санитар-нс-эпидемиологической, сейсмической и гидрометеорологической обс-таксвки.
3.3. Проверка действий оперативного дежурного, системы оповещения и доведения информации об- угрозе и возникновении ЧС. Доклад органу управления в установленном порядке.
3. %. Определение порядка перевода органов и учреждений госсанэпидслужбы в режим повышенной готовности.
3.5. Организация работы комиссий по ЧС и санитарно-противоэпидемических комиссий.
3.6. Подготовка формирований и групп экспертов для работы в районах ЧС.
3.?. Повышение готовности сил и средств, предназначенных для санитарка-гигиенического и противоэпидемического обеспечения возможных ЧС, уточнение их планов и действий.
-.8. Направление (при необходимости) оперативной группы •чгруппы * экспертов; г район возможной ЧС для уточнения и оценки обстановки на-месте •: псслегуюзшм докладом в вышестоящий орган
- 5 -
управления.
Раздел 4. Мероприятия, проводимые при возникновении ЧС.
%Л. Оповещение органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы согласно установленному порядку и схемам.
4.2. Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки.
4.3. Перевод органов и учреждении госсанэпидслужбы в чрезвычайный режим функционирования.
4.4. Выдвижение отрядов., бригад, групп экспертов, другие -:.-г и средств госсанэпидслужбы в район ЧС.
4.5. Организация санитарно-эпидемиологического надзора, .-;е-нитарнс-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в райене
ЧС и очагах поражения.
4.6. Осуществление постоянного наблюдения и контроля за дл-.. тоянием окружающей среды в v районах ЧС, обстановкой на зварийнгг: объектах и на прилегающих к ним территориях.
4.7. Организация материально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы.
4.8. Восполнение резерва и создание оперативных запасов медицинского, санитарке-хозяйственного имущества, диагностических, профилактических и дезинфекционных средств для ликвидации ЧС.
Раздел 5. Мероприятия по защите населения.
5.1. Участие в подготовке населения к действиям в ЧС (по санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим вопросам).
5.2. Контроль за обеспечением населения медицинскими средствами защиты.
5.3. Санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных .мероприятий по жизнеобеспечению пострадавшего населения.
5.4. Организация профилактики массовых заболеваний и санитарно-просветительной работы среди населения.
Раздел 6. Организация взаимодействия.
6.1. Организация взаимодействия с органами неполное лън г*/ власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также заинтересованными предприятиями и учреждениями по з:пр:-сам ликвидации Ч? у их неблагоприятных санитарно-эшяемиологичес-
ках последствий.
6.2. Взаимодействие органов и учреждений госсанэпидслужбы: :-:з различных уровнях подсистемы РСЧО надзора за санитарке-эп::лэкологической обстановкой с органами управления функционально
- 5 -
егкяяааей к/, ^российской службой медицины катастроф.
6.3. участке специалистов госсанэпидслужбы, в экспертной сценке потере ущерба и неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствии ЧС.
Раздел 7. Организация управления.
7.1. Установление порядка связи и оповещения во всех режимах сунагиен:сеяния подсистема РСЧС надзора за саяитаряо-зпидемиоло-пгчесхой обттанозксй .’в режиме повседневной деятельности, поза-2cy.scй гттогнсст:: к чрезвычайном;.
?.‘i. Срганизация управления силами и средствами госсанэпидс-при ликвидации 4*7.
*• г планам прилагается схемы, карты, таблицы, формативе ванные документы :: справочные материалы.
Н ача:ь ник Управления госсанэпидслужбы Госкомсанэгиднадзора Россия
Псп. Губбогкн б.Г. Г*Л. :2
Г: гге.ог