МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАШ И ОХРАНЫ ОКРУДАЩБЙ СРЕДЫ СССР
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР КОНЦЕРН "ТРА1СНАГГ
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЛЗНЯЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ О ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДИЗЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ТЕПЛОВОЗОВ
Москва - 1991
В разработка 'фромонних норм-,.," принимали участие;
- от Харькопокого института инженеров др* юанолорояного транспорта; д.т.н. .проф. Сахарекич В. Д. ,аци. оиид
К, т. н. Ибригимор С. А.
- от Всесоюзного научно-исследовательского тепловозного института: к. т. н. Соин П a f к. т. и. Кабанов а. Д.
от Министерства природопользования и охраны окру дампе Я средц СССР; инх. Горяйнов А. Я , инк. реэчикон R R
Авторский коллектив будет благодарен всем, кто пришлет опои замечания И предложения по нормам в Министерство природопользования и охраны окрудакдой среды по адресу: 103009, Москва, уд. Не клановой, д. 11, Главное управление методологии И организации экологического контроля, т. Горяйнову А. Я
По вопросам, возникав хцим в связи С применением п Рр*м°нНИХ норм.,.*’, организации контроля токсичности дизелей тепловозов И проведения непосредственных работ по определенно токсичности модно обращаться на Коядру " Теплотехника и тепловые двигатели Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта по адресу; 310050 г. Харьков, пд. ^йер^аха, У ( телефоны 21-2Я-93» 20-G0-36).
• 3 • |
Наименование и номер документа I
1 |
Срок ввода |
|Срок окончания 1 действия |
"Временные нормы ...... " |
1 |
1.01,1992 |
I *.07,1993 1 |
•
И 15-1-12/10 ОТ 10.10,91 |
1 |
|
1
1
1 |
|
Настоящие временные нормы устанавливают допустимые значения удельны:- выбросов загрязняющих вещоотв о отработавшими газами и методы их определения для магистральных и маневровых тепло, jbob, находящихся в эксплуатации на сети железных дорог.
Определение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими гаааыи производится при проведении реостатных испытаний тепловозов после плановых видов ремонта
нормы ргарпгхж плггя^няхтиих веществ
1.1. Устанавливается следующая номенклатура нормируемых параметр л выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами дизелей топлопозов:
удольный выброс окислов азота...............» г/( кВт. ч)
удельный рыброс окиси углорода..............Рсл , г/(кВт. Ч)
выброс окислов азота на I кг раохода топлива Руа4 , г/кг выброс окиси углерода на I кг расхода топлива , г/кг Терминология соответствует принятой в ГОСТ £4505-81,
1.2, |1ормн выбросов загрязняющих веществ в )ависимости от Нагрузки и частоты вращения коленчатого вала дизеля - по поаици-ям контроллера - для оснорных типов тепловозов приведены в табл. ]
Д*я тепловозов, эксплуатирующихся более 2-х лет после пост-роГки, нормы выбросов, указанные в табл. 1 увеличиваются на процентов.
ToSnutja 1 |
1 ^
0 i* I*.
1 *5
$ S 5 |
Фиксируемые
Sem/чины |
Значение |
параметров |
’ |
*"4
V >1. |
/V- позиции |
л /л |
& |
ут |
£/ |
& |
pp .дДг |
— |
54 € |
1152 |
1596 |
2250 |
3 3 |
tl, мин Г* |
350 |
4 SO |
660 |
620 |
ЮОО |
>5 S |
^ *(0, (£■*■)доп. |
(120) |
ZO |
32 |
45 |
4S |
* & |
£ СО ^) доп. |
(SO) |
Ю |
ю |
ГО |
/О |
Sf |
Н* позиции |
л/X |
\J |
\ш |
& |
лу |
|
Ре . *&* |
— |
463 |
1000 |
1519 |
2020 |
^ s'
cv ^ |
tl, мин'1 |
400 |
495 |
62S |
120 |
650 |
« 5: & |
^*Og №"0, ) доп. |
иго) |
35 |
42 |
42 |
45 |
|
^ со (&со ) доп. |
(SO) |
10 |
<0 |
Ю |
/О |
*♦
I'T
Q ч <
S * |
//• позиции |
л/х |
ш |
W |
Ю |
ш |
Ре , хБг |
— |
300 |
590 |
680 |
1200 |
tl, мин."1 |
400 |
4 60 |
580 |
700 |
650 |
^*ол (^МО, ) доп. |
(100) |
г4 |
30 |
30 |
35 |
J? |
^СО (^с о) доп. |
(so) |
to |
10 |
Ю |
10 |
|
/V- позиции |
X /х |
& |
Ш |
а |
& |
*>
Vf> |
Рг,«вГ |
— |
410 |
825 |
1235 |
1550 |
2. * V ^ |
К, мин. “ 1 |
400 |
415 |
550 |
650 |
150 |
о, (СМО, ) доп. |
(120) |
30 |
35 |
35 |
40 |
- |
^СО (^со)доп. |
(SO) |
ю "r |
10 |
10 |
Ю |
|
N* позиции |
л/л |
а |
Гл |
Я? |
ЗУ |
s. ^ |
Рс, хБт |
— |
550 |
1260 |
1640 |
2S00 |
vJ JO
*> 5
4: ^
5 £ |
П , минГ1 |
350 |
620 |
7 90 |
695 |
ЮОО |
^VO/ (^мО,)д0П. |
(120) |
25 |
40 |
42 |
45 |
'o
*4 |
*~со со )доп. |
(SO) |
10 |
10 |
Ю |
/О |
•o
. ^ > to
V* V,- |
Л'* позиции |
л/л |
Ш |
V |
£> |
\Ш |
Р, , «й г |
- |
135 |
345 |
490 |
740 |
tl , мин' 1 |
300 |
330 |
460 |
570 |
750 |
^ £ |
|
(СО) |
46 |
45 |
42 |
42 |
'q |
^Vfl (^Co)d.Mf |
(SO) |
10 |
Ю |
10 |
10 |
|
SVS поз' *'/£/£/ |
л/х |
Ш |
2 |
V/ |
Wl |
*o
Г» .*> |
^. *ar |
— |
270 |
450 |
600 |
880 |
*o ^ *> |
/1, мин.'1 |
350 |
425 |
S1S |
57S |
7SO |
£ § *-0 |
^*o, (^*ot)don |
(120) |
42 |
40 |
35 |
36 |
|
£<qACcordon. |
(50) |
10 |
10 |
ГО |
10 |
|
2. метол?] ОПГКШ1Е1Ш
2.1. Условия проведения испытаний
Олродолекио выбросов загрязняющих версте (ЗВ) с отработавшими газами (ОГ) дизелей тепловозов ссус^ствляется методом не-посредственнного анализа проб отработавших и враоывае\ьп ъ атмосферу газов при реостэ-чых испытаниях.
При изменении выбросов ЗВ с ОГ дизелей тепловозов определяемые параметры и единицы измерения должш соответствовать указанным в та^л.2.
Таблица 2.
Наименование параметра I Обозначение I Допускаемая
I параметра I погрешность
-------------------------------1 -*«
1. Концентрация окислов азота в ОГ,
X
2. Концентрация окиси углерода в ОГ,
X
3. Уделъный BiX5poc окислов азота,
г/(кВг ч)
4. Удельный выброс окиси углерода,
г/(кВг ч)
б. Выброс окислов азота на 1 кг топлива. г/кг топлива
6. Выброс окиси углерода на 1 кг топлива. г/кг топлива
± 10 t 10 ± 12 1 12 ± 12 ± 12
Примерный перечень приборов, устанавливаемых на пункте реостатных испытаний для определения выбросов ЗВ с ОГ, удовлетворяющих требованиям табл. 2, приведен в табл. 3.
Отбор проб ОГ производится согласно инструкциям по эксплуатации соответствующих приборов.
Таблица 3.
Наименование прибора | Измеряемы* I Диапазон I Предприятие - |
|
|
1 параметр |
1 измерений ( |
изготовитель |
t. |
Газоанализатор |
да. |
* J
0.,,.. 5000мл | Г |
Аиалитприбор |
|
344ХЛ-01 |
|
|
Г. Киор |
2. |
Газоанализатор |
СО |
о..,, и |
Аиалитприбор |
|
D1AM 14-И |
|
о.... гг |
г. Смоленск |
а. |
Газоанализатор |
со. |
0.... 51 |
Аиалитприбор |
|
ГИАМ 14-12 |
|
0...10Z |
Г. Смоленск |
4. |
"Инфралит" |
СО |
м
о
о |
Германия |
5. |
123ФЛ-01 |
со |
0.....1000мл и"' |
Аиалитприбор Г. Киев |
|
Отсчет показаний газоанализаторов следует производит» на режимах, указанных в табл.\, по три раза с интервалом в 1 мин, причем первый отсчет следует шюводить ке ранее чем через 2 мин после установления температурного состояния дизеля на режимах испытаний. Результаты трех отсчетов Н* должны отличаться друг от друга более чем на to процентов.
За результат измерений принимается среднеарифметическое значение трех отсчетов.
2.2 Обработка результатов измерений
Обработка результатов измерений концентрации вкбросоц зд с ОГ дизелей тепловозов щюизводится согласно ГОСТ 24585-01:
- удельные выбросы окислов азота вуа,и окиси углерода Рср на единицу мощности г/кОг ч вычисляются соответственно по формул. ы (1) и ч2):
-7-
SJZ'JO*С**л ((Lai* ~ (LW9Z*Gf) j/кВг 4; (1)
|
>Ы1 '1 |
где |
Л;» |
|
Gj
п . |
ний, кЕПГ. |
V |
P*
в
Расход воздуха дизелем тепловоз* определяй*! o.i ро следующей зависимости:
Q . -■ SLLshJtL- .кг/с; (3)
1000
L\u » -[о.Ог^{С** WiCjfJ+d.WMti-t.UO'l кг ; (4)
Где If/г - количество воздуха, теоретически неоОходимое
Длд сгорания \ ИР топлива;
О\ - массовая доля кислорода в окружающем воздухе;
С*Х№ " состав жидкого топлива на рабочую массу в X;
Ы - суммарный коэффициент избытка воздуха, который определяется ро результатам анализ* ОГ и известных реакций го|*о-Ния для нзлосериистых топлив по формуле;
j + sot Сл. *1 Cq, 9(Го» ТАл)С>*A ^ ~ ^^i ^M/f
'O.SCco)'2 9W£ • (Cf'/Cj'OMC** • c„j\
0 n /
где oVxl£y*~ объемные доли и Нг в окружающем воздухе; (*ф (Uf Объемные составляющие продуктов сгорания в Z;
- s -
- приведенная топливная характеристика;
Н*-0/ff99t. о1' Г/, С°± _
Гл' * 0,37 If -С {. S.**rrsCMtJ>,t{H'-0.№»(f)
c:fi-cr-cf
где ГЖХоУ'- состав жидкого топлива в 7. на равочу» массу;
Сс - массовая доля сади в кг/кг топлига;
/Ъл - плотность азота при нормальных условиях# Количество сади определяется но величине дымности ОГ дизе-й тепловозов по корреляционным записимостим, приведенным в Ол. 4.
Таблица 4
N , * |
1 Сс , X 1 |
Z , уел. ед. 1 |
Сс , Z |
\о |
0,029 |
1 |
0.033 |
20 |
0,095 |
2 |
0.094 |
30 |
0,140 |
3 |
0.185 |
40 |
0.2Г9 |
4 |
0.332 |
50 |
0.314 |
5 |
0.57 |
Г.0 |
0.422 |
0 |
0.907 |
70 |
0.549 |
6.55 |
1.150 |
во |
0,724 |
7 |
1,351 |
90 |
2.004 |
|
|
N.1 - дымность ОГ, измеренная дымомером оптического типа
с Chiзпй 0,43 м, лиОо приведенная к этой Лазе в соответствии с ГОСТ 24029-00 ; t,y..* число единиц дымности. измеренное дымомером фильтрационного типа марки RFAV 00/08, лиОо аналогичным ему, в. радоиноо в услппных единицах десятибальиой шкалы.
Гас ход жидкого -оплина определяется объемно-весовым методом.
Рыброс окислов азота и окиси углерода на 1 кг топлива
- 9 •
eL. ( if -о.омт)
Рсо*0.07С10*‘ С го (ff -000037b) _ г/кг .
вычисляется по формулам (7) и (8):
Результаты анализа и обработки данных измерений заносятся в проток* *!м испытаний.
3. ТРЕБ0РЛ1Ш ТЕХНИ17/ БЕЗОПАСНОСТИ
К испытаниям тепловозов на реостатном пункте допускауугся лица, пошедшие обучение безопасным методам работы и соответет-ьукхций инструктаж.
Оборудование пункта реостатных испытаний должно соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.3.003-74 и ГОСТ 12. 3. 002-75.
Персонал, обслухиватщий испытания, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ 12. 4.051-07.
Не допускается сброс ОГ дизеля тепловоза в помещение пункта реостатных испытаний после прохождения их через газоанализирующие приборы.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник отдела охраны природы - Заместитель начальника Главного экономического управления МНС
п/п К1 И. Koj>o6ob
Заместитель директора Всесо-пзного научно-исследовательского тепловозного института
п/п Э. И. Нестеров |
&1мест..тель иач^альника Плавного управления локомотивного хозяйства МПС
п/п И А. Кллько
Заместитель директора Все • со тзного научно-исследовательского института железнодорожного -ранспорта
п/п а А. Матмиин |