Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает единый порядок пересмотра сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, действующих с 1 января 1984 г., а также разработки новых сметных норм и расценок, обусловливаемых внедрением новых видов, типов и типоразмерных групп машин в строительство, вводимых в действие с 1 января 1991 г. и применяемых на всей территории страны, включая районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие правила

2. Порядок формирования номенклатуры сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию

3. Порядок определения постоянных эксплуатационных затрат

4. Порядок определения переменных эксплуатационных затрат

5. Порядок начисления косвенных расходов

6. Этапы, организации разработки и согласования сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин

Приложение 1. Перечень машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой

Приложение 2. Сметная норма на эксплуатацию строительных машин

Приложение 3. Сметная расценка на эксплуатацию строительных машин

Приложение 4. Нормы расхода смазочных материалов

Приложение 5. Нормы косвенных расходов для определения сметных расценок на эксплуатацию строительных машин

Приложение 6. Пример расчета сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин

Приложение 7. Распределение работ по пересмотру сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин по министерствам (ведомствам) и проектным организациям

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

10.06.1988УтвержденГосстрой СССР24-Д
РазработанЦНИИЭУС Госстроя России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Госудярстгс-ьикЯ стс^тльмиЯ гсии::т СССР (ГОССЖ.;! СССР)

■?д1кгвдно

Государственным строительным комитетом СССР 10 июня 1УДО г. » 24-Д

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПЕРЕСМОТРУ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

т. Москва

Методические указания разработаны Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИШУС) Госстроя СССР (руководитель к.э.н. Солин А.А., тел. 133-22-81, ответственные исполнители: к.э.н. Солен А.А., инж. Апухтин Ы.В., 131-48-00, инженеры Курносенко А.А., Ыахо-ва И.В., Евсеев А.А., тел. 133-22-31, к.э.н. Горшкова Г.И., инж. Больвовский С.В.) и Отделом механизации и технологии строительства Госстроя СССР.

Рассмотрены Управлением сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР с участием соответствующих министерств и ведомств СССР.

II


накладных расходов на выполнение строительно-монтажных работ

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТОЯШШХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ

Ц • На_. Кд

"Т"~1о6

3.1. Постоянные эксплуатационные затраты, включающие амортизационные отчисления на полное восстановление машин,определяются по следующей формуле:

(2)

где: Ц - средневзвешенная оптовая цена машины по маркам и количеству машин в данной типоразиерной группе (для вида строительства, отдельного строительного министерства, отрасли строительства в целом), руб.;

На- головая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %;

Кд- коэффициент, учитывающий затраты по доставке строительных машин с заводов-изготовителей на базы механизации в долях от оптовых цен на машины;

Т - среднесменное время работы машины в году (годовой режим работы машины), маш.-час/год.

Средневзвешенная оптовая цена машины за период действия смотных норм и расценок определяется по каждой типоразмерной группе по формуле:

Ц = £Ui • д,-    .    (3)

I

где Ц| - оптовая цена i-той марки машины данной типоразиерной группы, используемой в составе napica в интервале действия сметных норм и расценок вновь подготавливаемого выпуска, включая рабочее оборудование, руб.; д - доля I-той марки машины в составе данной типоразыор-ной группы по парку министерства (отрасли), в долях единицы;

П - количество марок машин в типоразмерной группе.

В расчет пришила ют ся марки машин, с применением которых обеспечивается выполнение не менее 80 % объема строительных к монтажных работ данного вида. При этом в обязательном порядке должны учитываться перспективные марки машин*

n

Ikmi на машины и сменное рабочее оборудование принимаются по соответствующим прейскурантам оптовых цен с учетом установлению к ним надбавок и длительности их действия.

Расчет средневзвешенной оптовой цены машины и определение величины амортизационных отчислений на полное восстановление осуществляется по формам 4-7, приведенным в приложении 6.

3.2.    В тех случаях, когда оптовая цена машины не учитывает ео полную комплектацию сменным рабочим оборудованием, его стоимость следует учитывать дополнительно.

Так, например, к оптовым ценам стреловых кранов должна добавляться стоимость полного комплекта вставок к основной грузовой стрело, а к оптовым ценам экскаваторов - стоимость сменного рабочего оборудования. Комплект дополнительно учитываемого сменного рабочего оборудования формируется исходя из средней оснащенности машин этим оборудованием.

К оптовой цене башенных кранов добавляется стоимость инвентарных желеэоОетоншах блоков.

3.3.    При расчете средневзвешенной оптовой цены машины не следует учитывать стоимость быстроизнашивагадихсл частей (долота, бурильные трубы, шины, тросы, транспортерная лонта и т.д.), не входящих в комплект поставок, затраты на которые исчисляются дополнительно и учитываются в составе порвменных эксплуатационных затрат (см.приложение 2) или включаются в элементные сметные нормы и единичные расценки на строительные и монтажные работы по статье "материалы".

3.4.    Затраты на полное восстановление строительных машин определяются по Нормам амортизационных отчислений, подготовленным в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1985 г. Л 770 "О разработке новых норм амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства СССР",

В тех случаях, когда на сменное рабочее оборудование норма амортизационных отчислений на полное восстановление устанавливается отдельно, соответствующие постоянные эксплуатационные затраты определяются по формуле 2 отдельным счетом я суммируются с амортизационными отчислениями на машину.

13

3.5.    Затраты по доставке машин с заводов-изготовителей на базы механизации включаются в сметные нормы и расценки путем применения к оптовым ценам машин усредненных коэффициентов. Для районов действия единых расценок они принимаются в следующих размерах:

для машин, перевозимых с разборкой - 1,09;

для машин, перевозимых без разборки - 1,08.

Для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, эти коэффициенты принимаются соответственно в размерах 1,12 и 1,10.

3.6.    Годовое средиесменноо время работы строительных машин

в году (головой режим работы) по каждой типоразмерной группе определяется в машино-часах по следующей формуле:

Т = [ф - (В + М + Р + П)]    •    Кс    .    Крс    [1    -    +    Кр + Кд)], (4)

где: Ф - календарный головой фонд яромоки, дней/год;

В - выходные и праздничные дни в году;

М - средние по территориальному району целодневныо перерывы, обусловливаемые неблагоприятными для данной группы машин метеорологическими условиями, дней/год;

Р - продолжительность проведения сложных видов технического обслуживания, устранения сложных видов отказов и выполнения капитального ремонта, дней/год;

П - продолжительность перебазировок строительных машин, включая время их монтажа, демонтажа и перевозки, дней/год;

Кс~ средний коэффициент сменности работы машин, смена/день;

продолжительность рабочей смены, час/смона;

Км- средние по территориальному району внутрисменныо перерывы в работе машины по метеорологическим условиям в долях от рабочей смены;

Кр- внутрисменныо перерывы в работе машины, обусловливаемые проведением несложных видов технического обслуживания, технического обслуживания по потребности и устранением несложных отказов, в долях от продолжительности рабочей смены;

Кд- прочие перерывы в работе машин, в долях от продолжительности рабочей смены.

14

^личины показателей М, Р, П, Кс, Крс, К,Л, Кр и Кд, усредняемое длл отрасли, вида строительства, вида работ, территориального района, определяются на основании анализа статистических дан-шах с учетом перспективы повышения надежности машин, улучшения организации их обслуживания и использования, а также данных метео-пологичооаис наблпдонкй.

3.7.    Годовые режимы работы машин рассчитываются с учетом деления территории страт на две группы районов: районы действия единых расценок (ЕРЕР) и районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. При этом принимается во внимание делете территории страны на температурные зоны, принятые в Общей части единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕИиР).

3.8.    Годовые режимы рассчитываются о подразделением по следующим видам строительства, видам объектов и видам работ:

гидроенортичоекое строительство;

транспортное строительство (строитольотво мостов, автомобильных и железных дорог и г.д.); сельское строительство; жилищно-гражданское строительство; водохозяйственное строительство; строительство магистральных трубопроводов; культур - технические работы; свайные работы; линии электропередачи; монтаж технологического оборудования.

Допускается дифференциация величин годовых режимов работы машин и но другим видам строительства, вицам объектов и видам работ, что устанапливается на основе анализа исходных данных для их расчета, «'также уровня отклонений итоговых показателей, получаемых по формуле (4). Расчет годового режима работы по каждой позиции номенклатуры Сборников сметных норм и расценок будет осуществляться на основе конкретного анализа всех факторов, влияющих на уровень режима.

3.9» Для машин, применяемых в морском гидротехническом строительстве, учитываются условия выполнения работ в закрытой акватории и на открытом рейде. Годовые режимы их работы должны

Itl

устанавливаться с учотом различий в метеорологических условиях по морским бассейнам страны*

При определении головых режимов работы плавучих средств, используемых в рочиом гидротехническом строительстве, должна учитываться продолжительность ледостава.

Годовыо режимы роботы машин на объектах водохозяйственного строительства и культур-технических работах должны устанавливаться с учетом технологически обоснованных сезонных перерывов в проведении этих работ и рационального использования парка машин, используемых на этих работах. При этом следует учитывать, что во время этих пороршюп машины могут использоваться на других работах, a Taicso то, что смена рабочого оборудования машин может обоспочипать их круглогодичное применение.

3.10.    Расчот показателей годового режима работы машин производится по форме, приведенной в приложении 6 (форда 6).

3.11.    Полинина постоянных эксплуатационных затрат, исчисленная по формуле (2), приводится в графе 4 сметных норм эксплуатации строительных машин (см. приложение 2).

4. ПОРЯДОК ОПРЩЛЕНИБ ПБРШЕШЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОШШХ ЗАТРАТ

4.1. Общая ноличииа переменных эксплуатациошшх затрат, включающих заработную плату рабочих,заняты»эксплуатацией строи-телышх машин, затраты на замену быстроизнашиваюшихся частей, затраты энергоносителей, затраты на смазочные материалы и гидравлическую жидкость, ои|>ололяется по каждой типоразмерной грушго машин по следующей формуле:

Э в Зр + Ч +    +    С    +    Зр,    (5)

гдо: 3D - заработная плата рабочих,заняты! эксплуатацией строительных машин, руб./маш.-час.;

Ч - затраты ни замену бистроиэнашивающихся частей машин (тросы, транспортерная лента, шины, зубья ковшей экскаваторов), руб./маш.-час; а* затраты оноргоноситолей (бензин, дизельное топливо, электроэнергия, сжатый воздух), руб./маш.-час;

С - затрат па смазочные материалы, руб./маш.-час;

Зг - затраты на гидравлическую жидкость^ руб./маш.-час.

Показатели Зр, Ч, Эн, С и Зг приводятся в соответствующих графах, предусмотренных формой сметных норм эксплуатации строительных малин (см. пр;1ло:*ение 2). При этом в графе 5 над чертой показываются затраты труда в чел.-часах, под чертой - заработная плата в руб. рабочих, занятых эксплуатацией строительных машин, за ис.ытюч(!1П1ем ремонтного персонала, в графе б приводятся затраты на замену быстроиэиашвающихся частей машин, в графах 7-12 - затраты энергоносителей, смазочных материалов и гидравлической жидкости в натуральном (показывается над чертой) и денежном выражении (показывается под чертой).

1,15

T:~v"«p’ri£)'


Зр = (РХ ♦ Р2


(б)


4.2. Заработная плата рабочих (команды, экипажа по штатному расписанию на машину), занятых эксплуатацией строительных машин, определяется по формуле:

гдэ: Рр Р2, ... Р„ - часовые тарифные ставки звена рабочих (команды, экипажа), занятых управлением строительными машинами, руб./маш.-час;

Ку, Кр, Kjj - обозначения показатолой, приведенных выше в формуле (4);

1,15 - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты труда и дополнительную заработную плату рабочих при целодневных простоях, премиальные выплаты и доплаты.

4.3. Состав звена и тарифные разряды рабочих, занятых управлением строительными машинами, определяются по производственным нормам (единим, ведомственным, типовым, местным), а при их отсутствии - согласно инструкциям по эксплуатации машин и Единому та-ркфро-квалификационному справочнику работ и профоссий рабочих, раздел "Строительные, монтажные и ромонтно-строитолыше работы" (ЕТКС).

Заработная плата рабочих, занятых управлением и уходом за стронтольшсии машинами в процзосе их эксплуатации, исчисляется по чисошм мрнфниы «нивкам о соотшотиии о постановленном ЦК КПСС, Сопота Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г* В Ш5

4?

"О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства".

Часовые тарифные ставки, установленные для рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах, приведены в . Общей части единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР).

4.4.    В сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин не включается заработная плата рабочих, участвующих в механизированных строительных процессах, но но занятых непосредственно управлением и уходом за машинами (такелаюшков, монтажников» бурильщиков, трубоукладчиков и т.д.). Не учитывается также заработная плата рабочих, применяющих механизированный инструмент, затраты труда которых включаются в элементные сметные нормы, а заработная плата - в единичные расценки на строительные и монтажные работы.

4.5.    В сметные нормы и расценки на эксплуатацию несамоходшх машин непрерывного действия (ленточных транспортеров, насосов и др.) заработная плата рабочих, управляющих машинами, включается

с учетом того, что один рабочий или одно звено рабочих могут одновременно обслуживать несколько машин данного назначения. При этом величина учитываемой в смотных нордах и расценках заработной платы уменьшается пропорционально числу одновременно обслуживаемых машин.

4.6.    Суммарные затраты на замену быстроизнашипягшихся частей машин определяются по формуле:

где: Цц - средневзвешенная оптовая цена i-той быстроизнаши-вающейся части (или их комплекта) машины по данной типоразмерной группе, руб.;

- коэффициент, учитывающий затраты по доставке быстроиз-нашивающихсл чистой машин с эаводов-изготовителей на базы механизации, в долях от оптовой цены быстроиэна-шива опейся части;

Тч1 - средний ресурс (-той быстроизнашивающейся части,

m - количество видов быстроизнашивающихся частей (комплектов) на одной машине данного типоразмера.

Цени на быстроизнашивающиеся части принимаются по прейскурантам oiitoiujx цен на машины и оборудование. Определение средневзвешенной оптовой цены быстроизиашивающейся части осуществляется с применением показателей "д", приведенных в формуле (3).

Коэффициент, учитывающий затраты по доставке быстроизнашивающихся частей, принимается равным 1,03 для всех территориальных районов страны.

Средний ресурс бистроипнашивающихся частей устанавливается по технической документации, а при ее отсутствий - по. фактическим данным,

4.7. Затраты на бензин и дизельное топливо определяются с применением норм расхода в натуральных измерителях, утвержденных Госстроем СССР, по формуле:

Эг = Нт • Ц*.    (8)

где: Hf - норма расхода топлива, кг/маш.-час;

Цу - сметная цепа топлива, руб./кг.

Затраты на топливо для машин, но охваченных указанными нормами, исчисляются по следующей формуле:

Нт = 1,03-Мд • Д* • к, . Кв . Квд,    О)

где: М;( - номинальная мощность двих’ателя, принимаемая по паспортным данным, кВт;

- нормативный удельный расход топлива на единицу мощности двигателя, принимаемый но паспортным даиним, кг/кВт-час;

Кт - нормативный коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от cTenemi использования двигателя по мощности, принимаемый по паспортным данным;

Кд - коэффлционт использования .двигателя по времени;

коэффициент использования двигателя по мощности.

Коэ1рфи«и<жтм Кр и устанавливаются на основании статистических данных о работе машин*

б


4.В. Затрат электроэнергии определяются по форцуяе:


э


э


1,1 . мэ


ХП’


(10)


где: Мэ - номинальная мощность электродвигателя, принимаемая по паспортным лантал, кВт;

Ксп- нормативный коэффициент спроса.

Стоимость элоктроэпоргии устшипливается путем умножения величины Ээ 1и установленный сметный тариф на этот энергоноситель.


В том случае, когда машина имеет несколько двигателей, общие затраты па электроэнергию в полом на машину исчисляются как суммарные по всем двигателям.

4.9 . В натуральном выражении затраты на смазочные материалы определяются в соответствии с нормами их расхода, приведенными в приложений . Для определения затрат на эти материалы в денежном вырижешш применяются сметные цени на машинные масла.

Затраты гидравлической жидкости определяются по формуле:


Зг =


Дг • Кр



(II)


гдо: 0 - емкость гидросистем, да3;

Др - плотность гицраплнческоИ жидкости, кг/даэ;

Кр - коэффициент доливок жидкости (Кр = 1,5);

Пр - периодичность замет: жидкости в гидросистеме, мао,-час.

Величины 0, Др, Пр пршшмаются по па спорт! шм данным на машину.

Для определения затрат на гидравлическую жидкость в денежном выражении применяется сметная цена на этот ресурс.


4.10. Затраты на устройство и разборку временных рельсовых подкрановых путей, на устройство фундаментов под мачтовио опори, учитываемые в элементных cmotiojx нормах и одинк'ших расценках, в состав сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин включить нс допускается.


«и

5. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ

5.1.    Косвенные расхода подрядных организаций, связанные с обеспечением технологического применения строительных машин, включат: адмшшстративно-хоэнИстпе1Шые расходы (расходы на со-деркашш аппарата управления, расходы на содержание легковых автомобилей, отчисления на содержание вышестоящих хозрасчетных ор-ганизаний, прочие расхода); расходы по обслуживанию рабочих, связанных с эксплуатацией строительных машин (отчисления на социальное сграховашю, затраты на мероприятия по охране труда, затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства, прочие затраты); расходы на организацию и производство работ (затраты по амортизации и эксплуатации зданий н-здднояегнчвгкдоо оборудования, м» родоияних диагностических и ремонтных маотермсюе, затраты по амортизации и ремонту инвентаря и инструментов, расходы на содержание пожарной охрани, подготовки кадров); зиграты на перебазировку (монтаж, демонтаж и транспортировку) строительных машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку, затраты на содержание и ремонт рельсовых путей под баоюшпш и козловые краны*

Нормы KocBQHmjx расходов по видам строительных машин приведены в приложении 5.

5.2.    Косвенные расхода подрядных организаций, связанные с обеспечением технологического применения строительных машин в процессе выполнения строительно-монтажных работ, начисляются к сумме правдах постоянных и церемонных эксплуатационных затрат, связанных с эксплуатацией строитолыв»х машин, суммарный показатель прямых затрат и косвенных расходов представляет собой сметную расценку эксплуатации строительных машин (см. формулу I).

6, ЛАДО, ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ СМЕТНЫХ HQfM И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

6,1. Разработка сметных норм и расценок но эксплуатацию строительных машин 1У части СНиП осущестпляотся в следующей но-слолопа толыюсти:

в соответствии с положениями СНиП I.0I.02 "Порядок разработки и утппрядонил нормаTttnimx документов", проектными организация-

3


СОДЕРКАНИЕ

стр.

1.    ОЩПЕ ПОЖЖЕШЯ.................. 4

2.    ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НШЕНКШ/РЫ СБОРНИКОВ СШНЫХ

НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРОИТЕЛШХ МАЛИН 9

3.    ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТОЯННЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ

ЗАТРАТ...................... II

4.    ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРЕШЕННЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ

ЗАТРАТ...................... 15

5.    ПОРЯДОК    НАЧИСЛЕНИЯ    КОСВЕННЫХ    РАСХОДОВ    .......    20

6.    ЭТАПЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОШ И СОГЛАСОВАНИЯ СМЕТНЫХ

НОРЫ И РАСЦЕНОК    НА    ЭКСПЛУАТАЦИЮ    СТРШТЕЛИШХ    МАЛИН    22

7.    ПРИЛОШШ:

Приложение I. Перечень машин, затраты на перебазировку которых учитываются в сметах отдельной строкой............. 24

Приложение 2. Сметная норма на эксплуатацию строительных машин ............ 25

Приложение 3. Сметная расценка на эксплуатацию строительных машин . ........... 26

Приложение 4. Нормы расхода смазочных материалов.. .    27

Приложение 5. Порш косвенных расходов для определения сметных расценок на эксплуатацию строительных машин    .... ..... 28

Приложение 6. Пример расчета сметных норм и расценок

на эксплуатацию строительных машин . .    35

Црилахение 7. Распределение работ по пересмотру сборников сметных норм и расценок на эксп

44

луатацию строительных машин по министерствам (ведомствам) к проектным организациям ................

21

ми-исполнителями в соответствии с распределением работ по пересмотру сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин по министерствам (ведомствам) и проектным организациям, приведенным в приложении ?, подготавливаются технические задания. При этом в их составе по согласованию с ЦИИИЭУС Госстроя СССР проектные организации устанавливают перочонь намеченных к разработке сметных норм и расценок по типоразмериым группам машин;

на основе анализа машинного парка в рамках отдельных строительных министерств или отрасли строительства в целом проектные организации производят уточнение вышеупомянутого перечня и в соответствии о формой 4, приведенной в приложении 6, осуществляют распределение марок машин по типоразмериым группам и определяют их удельные весе но численности в целом за период доИогшш вновь разрабатываемых сметных норм и расценок (1991-2000 гг,) с учетом перспективы обновления машинного парка за этот период;

производится сбор исходигнх данных по маркам машин. На этой стадии проектные организации-исполнители устанавливают численные значения параметров, входящих в формулы определения сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин;

. определяются показатели сметных норм на эксплуатацию строительных машин;

определяются сметные расценки на эксплуатацию строительных машин.

ЦИИИЭУС Госстроя СССР осуществляет методическое руководство разработкой сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин.

6.2. Разработка сметных норм и расценок на эксплуатацию строителышх машин 1У части СНиП осуществляется проектными организациями министерств и ведомств по Планам пересмотра действующих и разработки новых нормативных документов и государственных стандартов, утверждаемым Госстроем СССР, в которых указываются проектные организации-исполнители, устанавливаемые министерствами и ведомствами.

Возникающие в процессе разработки сметных норм и расценок вопроси рассматриваются на совещаниях рабочих групп специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских и проектных институтов при Управлении сметных норм и ценообразования в строи-

4

I. ОЩШ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    ].лстояше Методические указ алия устанавливают единый порядок пересмотра сметных норм и расценок1 на эксплуатации строительных машин, действующих с I января 1984 г., а также разработки новых сметных норм и расценок, обусловливаемых внедрением новых видов, типов и типоразморных групп машин в строительство, вводимых в действие с I января 1991 г. и применяемых на всей территории страны, включая районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним,

Наотолщш Мотоличоскиз указания следует применять также при подготовке индивидуальных сметных норм и расценок на эксплуатации строительных машин.

Методические указания пре дуема тривают порядок разработки сметных норм и расценок, обеспечивающий их автоматизированную обработку средствами унифицированной сметно-нормативной базы на машинных носителях (УСНБ).

1.2.    Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин предназначаются для разработки единичных расценок на строительные и монтахнао работы, а также для определения сметной стоимости эксплуатации строительных машин непосредственно в сметах4в случаях, когда продолжительность их работы определяется по проекту и затраты по их эксплуатации в сметные нормы и единичные расценки на строительные и монтажные работы не включаются (работы по водо-понижени» и водоотливу, закреплению грунтов, цементационные работы, обшешахтные расходы на горнопроходческих работах и обслужива!>-щие процессы в тоннелестроении).

Сметные расценки допускается также использовать для укрупненных расчетов сметных затрат по эксплуатации строительных машин в целом па здание или сооружение, исходя из расчетного (нормативного) времени использования строительных машин на строительной площадке,

1.3.    Сметные нормы и расцонки на эксплуатацию строительных машин следует определять с учетом всего комплекса факторов и условий, существенно влияющих на уровень издержек: территориаль-

I, и составе смогних puоценок но учитшаотся иорианшная

прибыль (плановые накопления),

5

ких (удаленность районов строи тсльствд or транспортных коммуникаций, рассредоточенность строек по региону), природно-климатических (температурные условия, впсокогорпость, обводненность грунтов, сезонность выполнения работ и др.), технологических (виды строительства, виды работ и др.) и т.д.

Сметные нормы и расценки разрабатываются по видам, типам и типораэмерным группам машин с дифференциацией по видам строительства, видам объектов, видам работ. В случаях, когда условия работы машин существенно не различаются по вилам строительства, видам объектов, видам работ, в основу определения сметных норм и расценок принимаются среднеотраслевые показатели затрат трудовых и материально-технических ресурсов, связанных с эксплуатацией строительных машин.

1.4.    Сметные нормы п расценки следует разрабатывать по усредненным характеристикам (оптовым ценам, расходу энергоносителей, затратам на замену быотроизнашивающихся частей, затратам на заработную плату рабочих, управляющих машинами и т.д.) марок строительных машин, входящих в данную типоразмерную группу. Марки машин в рамках типоразмерных групп должны отбираться таким образом, чтобы величина сметных норм и расценок отражала в перспективе обновление машинного парка в течение 13-й пятилетки.

При этом должно при1шматьоя в расчет изменение о перспективе качественных характеристик строительных машин (повышение надежности, снижение удельного расхода энергоносителей и т.д.), а также повышение интенсивности их использования за счет совершенствования организации производства работ.

1.5.    Затраты, учитываемые сметными нормами и расценками, определяются в расчете на I машино-час, представляющий собой среднесменнос время работы машины продолжительностью I час, включающее время выполнения технологических операций, перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки, технологические перерывы в работе машин, время подготовки машины к работе в начале смены и ое сдачи в конце смены, время на ежесменное техническое обслуживание машин, регламентированный отдых рабочих, управляющих машинами.

В составе машино-часа не учитываются затрат времени на перебазировку машин о одной строительной площадки (базы механиза-@

Ij!h) из другую строительную площадку, включая их монтаж, демонтаж и транспортировку, периодическое и осуществляемое по потребности техническое обслуживание, диагностирование и ремонт, внут-рисмешше перерывы в работе по метеорологическим условиям, а также вьутрисменные потери рабочего времени по организационным причинам.

1.6.    Сметные нормы на эксплуатацию строительных машин разрабатываются по установленной номенклатуре по всем учитываемым в

их составе элементам затрат. Сметные расценки определяются на основе оценки всех элементов затрат в стоимостном выражении о добавлением в установленном размере косвенных затрат в расчете на I мааино-чао.

1.7.    Затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин, анализируются и учитываются в нормах и расценках с разбивкой на 3 группы: постоянные эксплуатационные, переменные эксплуатационные и косвенные.

Структура сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин шкет быть представлена следующим образом:

Сметная норма * А + 3;

Сметная расценка « (А + 3) • К,

где: А - постоянные эксплуатационные затраты - амортизационные

отчисления на полное восстановление машин, руб./маш-час;

3 - переменные эксплуатационные затраты, включающие заработную плату рабочих, заняты» эксплуатацией строительных машин, затраты на замену быстроизнашивающихся частей (тросы, шины, транспортера лента, зубья ковшей экскаваторов и т.д.), затраты энергоносителей (дизельное топливо, бензин, электроэнергия, сжатый воздух), затраты на смазочные материалы и гидравлическую жидкости, руб./маш.-чао.}

К - косвенные расходы трестов (управлений) механизации, а га юте строительных организаций, связанные с эксплуатацией строительных машин (за исключением косвенных расходов на ремонты) и включающие затраты на их перебазировки о одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку, затраты на содержание аппарата управления, затраты по амортизации и эксплуатации

7

дехихшшшссшш) вборудоыним-и зданий и г.л., в % к прямым

затратам па эксплуатацию строительных мццяш.

Прямые и косвенные затрат на осуществляло всех видов ремонтов, технического обслуживания (за исключением затрат на смазочное материал» и гидравлическую жидкость) и лиагноегирозанал, включающие заработную плату ремонтных рабочих, затраты на запасные части и ремонтные материалы, затраты на содержание аппарата управления, но амортизации и эксплуатации технологического оборудования и зданий и т.л., в сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин не включаются и подлежат учету в сметах отдельной строкой "Затраты на ремонт и техническое обслуживание строительных мншии" о составе затрат на ремонт основных фондов.

Порядок опродолония смоткой стоимости затрат на все виды ремонтов, диагностирование И техническое обслуживание строительных машин будет установлен дополнительно Госстроем СССР.

Для машин, требующих значительных затрат на перебазировки с одной строительной площадки на другую строительную площадку, включая их монтаж, демонтаж и перевозку, зги затраты в состав косвенных расходов не включаются, а рассчитываются индивидуально в соитинтствии с конкретными условиями строительства и учитываются в смита отдельной строкой. К таким машинам относятся шагающие ококапаторн, 1 охапка для тоннелопроходческих и вскрышных работ, краны большой грузоподъемности и т.д. Перечень этих машин приводом в приложении I. Сметные нормы и расценки на монтаж и демонтаж поре ч и ели hi о» х в нем машин разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами по Методическим указаниям по пересмотру расценок на монтаж оборудования, утвержденным Госстроем СССР IU фощмлл J* 5-Д, и представляются на утверждение в составе сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин.

1.8. Смотиыа iiojwh и расценки на эксплуатацию строительных машин приводятся соответственно в Сборнике сметных корм на эксплуатацию строительных машин и в Сборнике сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, включая районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. По номенклатуре учитываемых машин сборники полностью идентичны.

формы представления сметных норм и расценок в указанных сборниках припомни о приложениях 2 и 3.

о

В сметных расценках 1иряду с обсеИ величиной затрат всех видов j/'.c};сов в денежном выражении приводится показатели затрат труда в чел.-часах и за; аб-отноЯ платы рабочих, занятых эксплуатацией ст;.о;■ тельных ыа-ан за исключением ремонтного персонала.

1.9.    лзждый из сборников состоит из технической части, устанавливаю";! порядок применения сметных норы и расценок ш эксплуа-гацию строительных машин, и собственно сметных норы и расценок.

1.10.    Каждая позиция сборников имеет шестизначный отраслевой код следующего вида:

XX    XX    XX

„ код типоразмеркой

группы

код подраздела (обобщенная номенклатура)

I______... код раздела

В разделы включаются машины одного вида. Подразделы объединяют машины по их типам и при необходимости - по видам строительств (видам объектов, видам работ). Типоразмернне группы содержат детальную номенклатуру машин.

I«II. Разделы, подраздели и типораэморные группы колируются порядковыми номерами и должны иметь неповторяющиеся наименования. При этом наименования типораэмерных групп должны дополнять наименования подразделов.

В каждой позиции сборников наряду о отраслевым кодом указывается код ОКП.

1,12. Дифференциация сметных расценок на эксплуатацию строительных машин по территориальным районам в сборнике должна соответствовать территориальному делению, принятому в сборниках сметных цен на мдтсраддьнне ресурсы, а также учитывать различия в условиях экоплуцтацни строительных машин по морским и речным

9

бассейнам страны.

1.13.    Порядок пересмотра и изменения нормативных документов, в том числе сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, установлен СНиЛ 1.01.01-, СНиЛ 1.01.02., СНиП I.0I.03 "Система нормативных документов в строительстве".

1.14.    Наименования и единицы измерения физических величия, включаемых в расчеты сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, принимаются по системе СИ в соответствии с "Перечнем единиц физических величин, подлежащих применению в строительстве" (СН 528-80).

1.15.    Числовые значения приводятся в нормах и расценках с точностью ло трах знача идах цифр, при этом после запятой указываются не более двух значащих цифр. 0круглеш1е показателей производится в соответствии с приложением 5 к СН 528-80.

1.16.    Наименования машин в Сборниках сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин принимаются по прейскурантам оптовых цен на машины и оборудование.

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ СБОРНИКОВ СМЕТНЫХ НОРМ И РАСЦЕНОК НА ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

2.1. При формировании предварительной сводной номенклатуры вновь разрабатываемых Сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин следует ориентироваться на номенклатуру машин, учтенную в действующих Сборниках сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и в дополнениях к ним, а также в Сборниках элементных сметных норм и единичных расценок на строительные работы и в расценках на монтажные работы. Проектные организации-разработчики сметных норм и расценок на основании анализа машинных парков и с учетом прогноза их обновления уточняют номенклатуру указанных Сборников. При этом необходимо учитывать вицы, типи, тииоразмерниа группы и марки машин; используемых на строительно-монтажных работах, приникая во внимание изменение структуры машинного парка з период действия вновь разрабатываемых сметных норм и расценок. Анализ перспективной структуры парка малин по их маркам осуществляется как по отдельным строительным министерствам и ведомствам, видам объектов, видам работ и видам

ш

строительства, так и по отрасли строительства в целом в зависимости от г власти применения машин.

Прага:дрительная сводная номенклатура машин, формирующаяся на основании действующих Сборников сметных норм и расценок, подготавливается дополнительно к данным Методическим указаниям и передается ЦН»П!ЗУСом Госстроя СССР разработчикам сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин, разработчикам элементных сметных норм и единичных расценок 1И строительные работа и расценок на монтаж оборудования,

2.2.    При наличии нескольких марок машин одною и того же вида, типа и типоразмера (данной грузоподъемности, производительности, модности и т.д.) для расчетов сметных корм я расценок устанавливаются средневзвешенные по численности марок машин ка-чесгвешше характеристики (масса, мощность, цена, уровень потребления энергоносителей и т.д.), отражающие в целом типоразмерную группу машин в перспективе обновления машинного парка. Порядок определения этих характеристик приводится в соответствующих разделах Методических указаний.

2.3.    В номенклатуру Сборников включаются машины массового применения отечественного производства, а также производимые в порядке кооперации с зарубежными странами. Импортные машины в номенклатуру Сборников не включаются.

2.4.    Для определения сметных затрат на эксплуатацию строительных машин индивидуального или малосерийного изготовления, с применением которых выполняются незначительные объемы строитель-но-монтахшых работ данного вида, следует разрабатывать индивидуальные сметные нормы и расценки, предназначенные для составления индивидуальных расценок на строительные и монтажные работы. Эти машины в номенклатуру сборников включать не следует.

2.5.    Ъ номенклатуру сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию отрои голь них машин но включаются автомобили и другие транспортные средства, затраты на эксплуатацию которых учитываются тарифами на автомобильные перевозки, кроме специализированных, которые непосредственно используются в технологических строительных процессах (автоцементовозы, автогудронаторы и т.д.).

2.6.    В номонклатуру сборников также но включаются механизмы, затраты на приобретение и содержание которых учитываются нормами