Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Единые нормы выработки являются обязательными для применения на открытых горных работах горнодобывающих предприятий независимо от их ведомственного подчинения.
Общая часть
Организация труда
Нормативная часть
1Нормы выработки на погрузку горной массы экскаваторами типа механическая лопата в автосамосвалы грузоподъемностью свыше 70 т
Определение приведенного расстояния транспортирования
2 Нормы выработки ка транспортирование горной массы автосамосвалами
БелАЗ—549Б (емкость кузова 35 м3)
БелАЗ-549В,-549Е (емкость кузова 35 м3)
БелАЗ—549Б (емкость кузова 40,5 м3)
БелАЗ—549В,—549Е (емкость кузова 40,5 м3)
БелАЗ-75191
БелАЗ-7519
БелАЗ—7521 (емкость кузова 70 м3)
БелАЗ-7521 (емкость кузова 85 м3)
Комацу НД—1200
Юклид Р-170
М-120-17
Поправочные коэффициенты
Нормативы времени
Технические и расчетные данные, принятые для расчета норм выработки
Расчетное число рейсов в смену
Методика расчета норм выработки
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
15.06.1984 | Утвержден | Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам | 186/11-53 |
---|---|---|---|
Разработан | ЦБНТ | ||
Разработан | Лаборатория НОТ института Гипроникель | ||
Издан | НИИ труда | 1985 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Нейтральное бюро нормативов ао труду при Научно-нооледоввтельоком анстмтутв тру»* Государственного комитете СССР по труду * социальным вопросам
ДОПОЛНЕНО
К ЕШШ НОРМАМ ВЫРАНШИ НА ОТКШТЫЕ ГОРШЕ РАБОТЫ Ш ПРЕДПРгаТИЙ горнодобывающей промышлвдюсти, экскшгая и траноюртирование
Чаоть Ш
ЭКСКАВАПШ И таНСГГОРТШЮВАНИБ ГОРНОЙ МАССЫ АВТО САМО СВА ЛАМИ
Москве 1985
Центральное бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
ДОПОЛНЕНИЕ
К ЕДИНЫМ НОРМАМ ВЫРАБОТКИ НА ОТКНШЕ ГОРШЕ РАБОТЫ да ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРГОДОШВАЮЩЕЙ ПГОМШЛЕНЮСТИ. ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
Часть Ш
ЭКСКАВАПШ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ АВТОСАМОСВАЛАМИ
Москва 1985
Таблица I
о
Нормы выработки на догрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы, мэ в целине
Модель автосамое ала |
Грузо- |Геомет- (Категория подъем-} рнчеокая(горных по-яость, (емкость (род по f т кузова, (трудности ; м3 (экскавации |
Ёмкость ковша экскаватора. |
1?— |
п- J 1 | |||||||
4,6 |
—1- ! 5,0 | |
j 6.0 ! |
j 6,3 |
~Т | 8,0 ! |
у 1 Ю.о 1 |
\ 12.5 1 |
! п/в 1 i | ||||
Во фронтальном |
забое | ||||||||||
I |
3553 |
379В |
4115 |
4017 |
4925 |
5761 |
6445 |
I | |||
Q |
3003 |
3245 |
3591 |
3406 |
4193 |
4925 |
5541 |
2 | |||
35 |
0 |
2388 |
2566 |
2861 |
2715 |
3350 |
4018 |
4455 |
3 | ||
БелАЗ-549Б |
и |
1956 |
2III |
2345 |
2222 |
2754 |
3092 |
3697 |
4 | ||
У |
1703 |
1832 |
2031 |
1924 |
2378 |
2701 |
3144 |
5 | |||
БелАЗ-5498, |
75 | ||||||||||
БелАЗ-54 SB |
I |
3643 |
3896 |
4233 |
4114 |
5104 |
6050 |
6622 |
6 | ||
0 |
3074 |
3321 |
3682 |
3467 |
4334 |
5156 |
5678 |
7 | |||
40,5 |
ш |
2452 |
2633 |
2930 |
2759 |
3445 |
4103 |
4704 |
8 | ||
и |
1959 |
2118 |
2361 |
2235 |
2750 |
3123 |
3730 |
9 | |||
У |
1703 |
1832 |
2031 |
1924 |
2378 |
2701 |
3144 |
10 | |||
а |
6 |
и |
Г |
X |
* |
X |
I
П
БелАЗ-75191 100 44 Ш
П
У
I
п
БелАЗ-7519 НО 44 Ш
U
У
I
п
М-120-17 109 53 Ш
ЕГ
У
I
п
Комаьу НД-1200 120 46 Ш
ХУ
У
Груз о- 1геомет- | Категория \ подъем * рическая} горных по-яость, {емкость ;род по т {кузова, {трудности } [ м3 экскавации
Т
Модель
автоса
мосвала
I
1
»-ч
Дродолхенже тайл* X Емкость ковша экскаватора, м3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«о
Продолжение табл. I | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Модель автоса-мое вала |
Т ! I ! ! * |
Грузо- (Геомет- (Категория под(рическая;горных поемное ть»} емкость ;род по т Jкузовар (трудности ; мэ (экскавации |
т 1 |
Ёмкость |
ковша экскаватора, |
и5 |
т~— ! » | ||||
j 4,6 1 |
, j S 5,0 i |
! |
I | б.з * |
I г 1 8-° ! _! ! |
10,0 |
! | 12,5 i |
* , 1 н/п 1 1 | ||||
В тупиковом |
забое | ||||||||||
I |
3333 |
3545 |
3827 |
3739 |
4514 |
5210 |
5761 |
46 | |||
Я |
2832 |
3045 |
3353 |
3189 |
3871 |
4484 |
4988 |
47 | |||
35 В |
2271 |
2430 |
2683 |
2566 |
3123 |
3697 |
4063 |
48 | |||
БелАЗ-549Б# |
ГГ |
1869 |
2012 |
2222 |
2108 |
2584 |
2879 |
3396 |
49 | ||
БелАЗ-54 9В# |
75 |
т |
1614 |
1729 |
1905 |
1810 |
2206 |
2482 |
2851 |
50 | |
БелАЗ-54 SE |
I |
3445 |
3674 |
3964 |
3854 |
4721 |
5518 |
5993 |
51 | ||
Q |
2920 |
3143 |
3463 |
3272 |
4030 |
4735 |
5172 |
52 | |||
40,5 В |
2345 |
2509 |
2779 |
2624 |
3244 |
3814 |
4245 |
53 | |||
ЗУ |
1873 |
2016 |
2238 |
2124 |
2586 |
2913 |
3432 |
54 | |||
У |
1614 |
1729 |
1905 |
1810 |
2206 |
2482 |
2851 |
55 | |||
I |
3504 |
3743 |
4039 |
3944 |
4780 |
5602 |
6195 |
56 | |||
о |
2970 |
3172 |
3520 |
3348 |
4079 |
4866 |
5332 |
57 | |||
БелАЗ-75191 |
100 |
44 В |
2373 |
2544 |
2812 |
2670 |
3280 |
3924 |
4310 |
58 | |
ЗУ |
1938 |
2085 |
2312 |
2186 |
2698 |
3057 |
3619 |
59 | |||
У |
1690 |
1816 |
2024 |
1921 |
2366 |
2665 |
3127 |
60 | |||
I |
3504 |
3743 |
4039 |
3944 |
4780 |
5602 |
6195 |
61 | |||
п |
2970 |
3172 |
3520 |
3348 |
4079 |
4866 |
5332 |
62 | |||
БелАЗ-7519 |
ПО |
44 В |
2373 |
2544 |
2812 |
2670 |
3280 |
3924 |
4310 |
63 | |
ЗУ |
1938 |
2085 |
2312 |
2186 |
2696 |
3057 |
3619 |
64 | |||
У |
1716 |
1848 |
2050 |
1ъо8 |
2423 |
2727 |
3223 |
65 | |||
& |
6 |
8 |
г |
Ж |
е |
ж |
J Грузо-
(ПОДЬеМ-
^НОСТЬ,
i т
S Геоме три- j Категория !
(пеская ;емкость [кузова,
* ||Э
-t м
Емкость ковша экскаватора, и*
109
53
JJ
У
I
120
46
У
I
154
86,4
Ш
ЗУ
У
- * ua i ci uyim i I горных ДО-1 род ПО j {трудности j экскавации |
|
ся
Модель автоса-нос вала
Грузо- 5Геометр»»{Категория I подъем-j ческая ^горныг ncv-\ ность, ;емкость ;род по
; ? :ХуЗОВа„ в ТОУДКОСТШ
\ , м3 }экскавапин
4вб
X 3759
П 3X78
70 Ш 2508
ЗУ 2041
У 1820
БедАЗ-7521 180
I 3844
П 3239
85 Ш 2558
U 2067
У 1820
а
Емкость кониа экскаватора» м3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОПВДЩШИЕ ПРИВВДЕННОГО РАССТОЯНИЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
Нормы выработки, приведенные в табл, 2-12 с разработан» на транспортирование горной массы автосамосвалами по горизонтальному пути о щебеночным покрытием из фронтального забоя.
Для учета подъемов, спусков участков с усовершенствованным покрытием определяется приведенное расстояние транспортирования г
где - фактическое расстояние транспортирования, км?
А/?- высота подъема груза, км;
А г- высота спуска груза, км;
Ко - коэффициент приведения высоты подъема к горизонтальному пути;
Кс- коэффициент приведения высоты спуска к горизонтальному пути;
удельный вес участков пути с усовершенствованным покрытием, обеспечивающим реализацию скоростных возможностей автомобиля;
(> ^ус
где 'Сус - длина участков пути с усовершенствованным покрыта-ем, обеспечивающим реализацию скоростных возможностей автомобиля, км.
Коэффициенты приведения высоты подъема и спуска к горизонтальному пути принимаются в зависимости от фактического расстояния транспортированая в следующем размере:
Фактическое расстояние |Ко №шенты приведения к горизонтальному транспортирования, км ! *
{высоты подъема (Кп) | высоты спуска (Kq)
до 1,5 10 6,5
1,51 - 3,0 12 8
более 3,01 13 8,5
При транспортировании горной массы из тупикового забоя приведенное расстояние транспортирования, определенное по формуле, увеличивается на 0,1 км.
При разгрузке на перегрузочном пункте приведенное расстояние транспортирования, определенное по формуле, увеличивается на 0,1 км.
16
§ 2. Нормы выработки на транспортирование горной массы автосамосвалами
Содержат, з работы
Прием смены, получение и оформление путевого листа, осмотр и опробование автосамосвала ^устранение мелких неисправностей, заправка автосамосвала топливом и смазочными материалами, заливка воды в радиатор, подкачка шин, запуск двигателя и вывод автосамосвала с участка стоянки; движение от гаража до карьера, установка под погрузку; движение с грузом, установка под разгрузку, разгрузка, движение порожняком, движение от карьера до гаража, чистка iмойка) автосамосвала, установка автосамосвала на участок стоянии, сдача автосамосвала и путевого листа, сдача смены.
Исполнитель: водитель автомобиля - I чел.
ТаОлита 2
Нормы выработки на транспортирование горной массы автосамосвалами БелАЗ-549Б, л3 в пелике
Модель автос. ос вала
БелАЗ-549Б (емкость кузова 35 м3) м3 п/п | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
км
Приведенное]Категория j расстояние $пород по транспорта-;трудности роваяия, ; экскаваг-;даи
0,5
0,7
I?
■■■* " —^—J— —————————fc—у—
Приведен- ; Категория ; Модель автосамосвала •
яое рас- }пород по ■ ■ ■ «- ■{ А
стояние | трудности | БелАЗ-549Б (емкость кузова 35 мэ) транспорт ) экскава- ■■ ■ ■ ■ :п'1
тирова- |ции j Емкость ковша экскаватора, мэ j
t AM |
I r |
|4,6-5 |
!б-в,з |
| 8 |
j 10 |
| 12,5 |
1 j |
0,8 |
I |
1292 |
1330 |
1409 |
1474 |
1516 |
16 |
П |
1155 |
1200 |
1270 |
1337 |
1375 |
17 | |
Ш |
1010 |
1056 |
II2I |
1189 |
1231 |
18 | |
u |
876 |
916 |
978 |
1024 |
1086 |
19 | |
У |
689 |
719 |
761 |
796 |
832 |
20 | |
0t9 |
I |
1254 |
1292 |
1364 |
1428 |
1466 |
21 |
П |
1127 |
1169 |
1232 |
1295 |
1333 |
22 | |
Ш |
964 |
1027 |
1088 |
1153 |
1192 |
23 | |
1У |
855 |
893 |
951 |
995 |
1051 |
24 | |
У |
669 |
699 |
742 |
768 |
806 |
25 | |
1,0 |
I |
1219 |
1257 |
1326 |
1383 |
1421 |
26 |
П |
1095 |
1134 |
1197 |
1256 |
1291 |
27 | |
Ш |
959 |
1001 |
1059 |
III7 |
1156 |
28 | |
1У |
832 |
870 |
925 |
966 |
1022 |
29 | |
У |
652 |
680 |
719 |
746 |
781 |
30 | |
I.I |
I |
1189 |
1223 |
1288 |
1о45 |
1379 |
31 |
П |
1067 |
1106 |
1162 |
1218 |
1253 |
32 | |
Ш |
936 |
975 |
1030 |
1088 |
1124 |
33 | |
и |
814 |
8.9 |
902 |
940 |
992 |
34 | |
У |
635 |
663 |
699 |
725 |
757 |
35 | |
1,2 |
I |
1159 |
1189 |
1254 |
1303 |
1337 |
36 |
П |
1039 |
1078 |
ИЗО |
П83 |
1214 |
2Г7 | |
Ш |
913 |
952 |
1004 |
1059 |
1091 |
38 | |
ЗУ |
794 |
829 |
878 |
916 |
963 |
39 | |
У |
620 |
646 |
680 |
706 |
736 |
40 | |
1,3 |
I |
1128 |
1159 |
1219 |
1269 |
1299 |
41 |
п |
1015 |
1050 |
1102 |
II5I |
1179 |
42 | |
ш |
894 |
966 |
978 |
1030 |
1062 |
43 | |
ЗУ |
776 |
808 |
858 |
893 |
937 |
44 | |
У |
J05 |
629 |
663 |
686 |
714 |
45 |
18
Приведен- |
Г 1 Категория |
т- 1 |
Модель автосамосвала | ||||
ное расстояние |
!пород по ! трудности |
{ БелАЗ-549Б (емкость кузова 35 м3) |
! # '! п/п | ||||
транспор- тирова- |
! экскава-!шш |
| Емкость ковша экскаватора, м3 | |||||
ЯИЯ, км |
! т |
|4,6-5 |
(6-6,3 |
1 8 ! |
1 10 1 |
12,5 | |
1.4 |
I |
1102 |
1132 |
1185 |
1235 |
1261 |
46 |
П |
990 |
1025 |
1074 |
1120 |
1148 |
47 | |
ш |
874 |
907 |
955 |
1004 |
ЮЗЗ |
48 | |
ЗУ |
759 |
791 |
838 |
870 |
913 |
49 | |
У |
592 |
614 |
646 |
667 |
695 |
50 | |
1.5 |
I |
1075 |
1102 |
1155 |
1200 |
1227 |
51 |
п |
969 |
1001 |
1046 |
1092 |
IIX6 |
52 | |
ш |
855 |
884 |
933 |
978 |
1007 |
53 | |
и |
744 |
773 |
817 |
849 |
890 |
54 | |
У |
577 |
601 |
631 |
650 |
678 |
55 | |
1.6 |
I |
1052 |
1079 |
1128 |
НТО |
1197 |
56 |
п |
945 |
976 |
1022 |
1264 |
1088 |
57 | |
ш |
835 |
865 |
910 |
о52 |
981 |
58 | |
ЗУ |
730 |
756 |
800 |
829 |
ёб? |
59 | |
У |
567 |
586 |
616 |
635 |
66Х |
60 | |
1.7 |
I |
1026 |
1052 |
1098 |
1140 |
1X66 |
6Х |
п |
924 |
952 |
997 |
1036 |
Х060 |
62 | |
ш |
816 |
845 |
887 |
929 |
955 |
63 | |
ЗУ |
712 |
741 |
779 |
808 |
846 |
64 | |
У |
554 |
573 |
601 |
618 |
644 |
65 | |
1,8 |
I |
1003 |
1029 |
1075 |
ШЗ |
1X36 |
66 |
п |
906 |
931 |
973 |
ЮН |
1036 |
67 | |
ш |
800 |
829 |
868 |
910 |
933 |
68 | |
1У |
700 |
724 |
765 |
791 |
826 |
69 | |
У |
541 |
560 |
586 |
605 |
627 |
70 | |
1.9 |
I |
984 |
1007 |
1048 |
1086 |
1X09 |
71 |
п |
885 |
913 |
952 |
987 |
1008 |
72 | |
ш |
784 |
810 |
848 |
887 |
910 |
7w | |
ЗУ |
686 |
709 |
747 |
773 |
808 |
74 | |
У |
530 |
549 |
573 |
590 |
612 |
75 |
1Э
Дополнение к Единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодоиывающей промышленности. Экскавация и транспортирование о Часть Ш. Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами.
В сборнике приведены нормы выработки на экскавацию и транспортирование горной массы автосамосвалами грузоподъемностью свыше 40 т# которые не были даны в сборнике ИЕНВ на открытые горные работы дли предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортировали е. Часть Ш. Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами". М., НИИ труда., 1979.
Сборник утвержден постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзного Нейтрального Совета Профессиональных Союзов от 15 июня 1964 г. Л 186Д1-53.
Настоящие Единые кормы выработки разработаны лабораторией НОТ' института "Гипроникель" Министерства цветной металлургии СССР под методическим руководством ПБНТ при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерства цветной металлургии СССР, Министерства черной металлургии СССР, Министерства по производству минеральных удобрений, сектора НОТ лаборатории технико-экономических исследований Государственного института горно-химического сырья (ГИПС).
Единые нормы выработки являются обязательными для применения на открытых горных работах предприятий горнодобывающей промышленности независимо от ведомственной подчиненности. Срок действия ворм-5 лет о момента выхода их из печати.
В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием, организацией и направляется в адрео ПБНТ: 105043, Москва, 4-я Парковая, 29.
Обеспечение межотраслевыми нормативными материалами по труду осуществляется в централизованном порядке по заявкам министерств г ведомств.
© Научно-исследовательский институт труда Несущественного комитета СССР по труду а социальным вопрооам (НИИ труда), 1985
Модель автосамосвала
-!-Г Приведен» !Категория I ное раю— ! пород по “ стояние !трудности } БелАЗ-549Б (емкость кузова 35 и3) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
20
ОЩАЯ ЧАСТЬ
I* Дополнение к Единым нормам выработки разработано: на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты с нормальным рабочим оборудованием ЭКГ-4,6, ЭКГ-5А, ЭКГ-8, ЭКГ-8И, ЭКГ-6,ЗУС, ЭКГ-12,5;
на транспортирование горной массы автосамосвалами БелАЗ~549Бр БелАЗ-549В, БелАЗ-549Е, БелАЗ-7519, БелАЗ-75191, БелАЗ-7521, Комацу НД-1200, Юклдд М70, M-I20-I7.
Единые нормы выработки являются обязательными для применения на предприятиях горнодобьшающей промышленности*
2. В основу разработки единых норм выработки полечены следующие данные: фотохронометражные наблюдения; технические расчеты; технические характеристики оборудования; утвержденные типовые проекты организации труда и рабочих мест на экскаваторные работы и на транспортирование горной массы автосамосвалами; результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствовании.
3. Единые нормы выработки установлены дья одного исполнителя иди бригады на рабочую смену продолжительностью 8 час. при 41-часовой неделе о учетом: соблюдения условий труда» предусмотренных правилами технической эксплуатации, едиными правилами безопасности и промышленной санитарии; выполнения работ рабочими соответствующей квалификации; инструкотонно-технологических карт. Нормы выработки указаны в м3 горной массы в целике на смену.
Численный и квалификационный состав исполнителей приводится в каждом параграфе норм.
4. Наименование профессий и разряды работ в настоящем сборни
ке указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником рвбот и профессий рабочих, выпуск 4, (М., НИИ труда,
1974), утвержденный постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 21 января 1969 г. Л 21 и Квалификационным справочником профессий рабочих, не вошедших в ЕТКС, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопрооам труда и заработной штаты от 17 августа 1976 г.
№ 235/18.
Если в дальнейшем будут вноситься дополнения и изменения в ЕдвтцА тарифно-квалификапиояный справочник работ и профессий рабочих, то указанные в данном сборнике наименования профессий должны соответственно изменяться.
5. Выполнение работ исполнителями не тех разрядов (квалификаций), которые указаны в Едином тарифно-квалификашонном справочнике, не может служить основанием для каких-либо изменений единых норм.
3
6* Нормы выработки, приведенные в таблицах сборника, уставов* лены для наиболее распространенных факторов и рациональных условий выполнения работ. Для других условий и факторов в сборнике приводятся поправочные коэффициенты к нормам выработки. При одновременном действии нескольких факторов, учитываемых поправочными коэффициентами, соответствующие коэффициенты перемножаются.
7. На работы, не предусмотренные сборником, предприятиям предоставляется право устанавливать местные нормы по аналогии с едиными.
8. Если действующие на предприятиях нормы выработки являются более прогрессивными, чем приведенные в настоящем сборнике, то сохраняются действующие нормы.
9. При внедрении на предприятиях нового оборудования, механизмов и более совершенной технологии, организации производства и труда, повышающих производительность труда исполнителей, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы.
10. До введения единых норм выработки необходимо привести организационно-технические условия на производственных участках в соответствие с запроектированными в нормах и осуществить производственный инструктаж рабочих.
11. С введением единых норм выработки ранее действовавшие нормы на предприятиях на соответствующие работы отменяются (кроме более прогрессивных).
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Организация труда на экскаваторных работах и транспорте осуществляется в соответствии с типовыми проектами организации производства и рабочих мест. Типовые проекты предусматривают рациональный режим работы, обеспечивающий высокопроизводительное использование машин и механизмов, прогрессивную организацию труда рабочих о учетом передового опыта, максимальную безопасность ведения работ, возможность облегчения условий труда и создания условий для выполнения технически обоснованных норм выработки.
На экскаваторных работах
Для обеспечения высокопроизводительной работы экскаваторов и экскаваторных бригад необходимо соблюдать следующие основные условия:
I. Типы экскаваторов и все оборудование, входящее в технологический комплекс произ. детва вскрышных, добычных и отвальных работ, должно быть экономически целесообразным и соответствовать горнотехническим условиям карьера и установленной мощности.
4
2. буровзрывные работы должны вестись с достаточным опережением, исключающим простои экскаваторов из-за отсутствия подготовленных забоев. При правильно произведенном взрыве наибольший размер основной массы кусков не должен превышать 2/3 наименьшего измерения коша экскаватора типа механической лопаты.
Яри налит, негабаритов их следует отбрасывать в сторону и обрабатывать с последующим раздроблением. Взрывы производить только в отведенные дни.
3» Интервалы в подаче транспорта к экскаватору под погрузку должны быть сокращены до минимума в зависимости от расстояния транспортирования и принятой схемы подъезда к экскаватору.
4. Состояние дорог и почвы забоя должно обеспечивать стоянку
и подход транспорта к экскаватору без задержек и нормальное передвижение экскаватора, правильное расположение экскаватора в забое.9
5. Вспомогательные работы (очистка ходовой части экскаватор и пути в пределах рабочего места экскаватора, перемещение негабарита, маневры экскаватора в забое, очистка ковша, перенос кабеля и подключение кабеля) частично должны производиться в перерывах между обменом транспорта.
6. При работе в ночное время должно быть обеспечено правильное в достаточное освещение забоя, отЕала, дорог.
Одним из основных факторов повышения производительности экскаватора является увеличение коэффициента наполнения ковша и сокращения длительности цикла экскавации.
Ковш необходимо заполнять до отказа, ровно, без рывков, ритмично сочетая движение рабочего оборудования с движением корпуса экокл-в а тора. Сокращение длительности пикла экскавации достигается эе счет ускорения отдельных операций цикла и совгчцения некоторых из них. Сокращение времени на операцию - заполнение ковша (черпание) - производится за счет лучшей подготовки забоя и обеспечения оптимального развала взорванной породы; для сокращения длительности поворота ковша необходимо экскавацию проводить при наименьшем среднем угле поворота стрелы экскаватора.
При работе экскаватора возможны совмещения следующих операций:
а) подъем груженого ковша совмещается с поворотом экскаватора к месту разгрузки; при повороте груженого ковша к разгрузке подъем его производится с таким расчетом, чтобы разгрузку можно было плавно произвести с хода; открывать днище ковша необходимо к моменту окончания поворота стрелы, после чего нужно немедленно начинать обратный ход стрелы к забою;
б) поворот порожнего ковша к забою совмещается с его опусканием, при этом поворот стрелы к забою прекращается к моменту соприкосновения ковша с горной массой;
5
г) подача ковша на забой напорным механизмом начинается несколько раньше, прежде чем кош, опустившись, ляжет на грунт, и точнов в момент касания зубьями начинается подъем.
При совмещении операций следует добиваться не только непрерывной смены одной операции другой, но и по возможности, частичного совмещения конца одной операции с началом следующей.
Показателем правильной работы машиниста является непрерывность движения рабочих органов экскаватора и отсутствие значительного ослабления и про ей сания канатов.
Экскаваторы обслуживаются сменными бригадами в составе, предусмотренном для каждой марки экскаватора. При сдаче смены бригада, обслуживающая экскаватор, должна дать исчерпывающие сведения о состоянии забоя и экскаватора за прошедшую смену. Бригада тщательно осматривает экскаватор, проверяет исправность механизмов и электрооборудования, проводит профилактический ремонт экскаватора, смазку его и устраняет неисправности, а также приводит в безопасное состояние рабочее место экскаватора.
Б пелях повышения ответственности за состояние и качество ремонта узлы и агрегаты экскаватора пелесообразгл закреплять за отдельными членами сменных бригад (экипажей), которые следят за их техническим состоянием и проводят профилактический ремонт. Для проведения профилактического ремонта в течение смены максимально должно использоваться время технологических перерывов и простоев из-за атмосферных явлений (туман, сильный снегопад, гололед).
Для предупреждения и своевременного устранения неизбежных технических неисправностей экскаватора необходимо разборчиво и технически грамотно веста вахтенный журнал. Это первичный документ, по которому ведется учет работы, простоев экскаватора и продолжительности 1ШР.
За правильность записей в вахтенном журнале несет ответственность машинист экскаватора. Лица участкового надзора контролируют правильность ведения записей в вахтенном журнале.
В целях правильного использования оборудования, установления прогрессивной организации труда с учетом передового опыта, максимальной безопасности ведения работ, улучшения условий труда рабочих разрабатывается инструкционно-технологическая карта, один экземпляр которой должен находиться в кабине экскаватора.
На транспорте
Эксплуатация автотранспорта в карьерах организуется таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную работу экскаваторов при соблюдении принятой четкой организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Непосредственным рабочим местом водителя является автосамосван. Однако, ввиду подвижного характера работы водителей, его трудовая деятельность осуществляется не только на рабочем месте, но и в рабочей зоне* Под рабочей зоной водителя понимается комплекс участков в автотранспортном хозяйстве и вне его, на которых осуществляются обслуживание автосамосвала, вспомогательные и другие операции транспортного процесса.
К участкам рабочей зоны в автотранспортном хозяйстве могут быть отнесены: профилакторий, места заправки водой, топливом'и другими эксплуатационными материалами, места подогрева автомобиля, диспетчерская, коятрольно-измерительный-пропускной пункт, места стоянки автосамосвалов и т.д*„ а вне автотранспортного хозяйства - погрузочно-разгрузочные площадки, заправочные пункты, расположенные на бортах карьера, в карьере, и передвижные автозаправочные.
Для бесперебойной работы автосамосвалов необходимо: совершенствовать техническое обслуживание автосамосвалов; внедрять техническую диагностику, систему бездефектной сдачи работы с первого предъявления при ремонте и техническом обслуживании автосамосвалов, создавать (укреплять) службы отдела технического контроля, систематически проводить дни качества;
обеспечивать необходимыми инструментами, приспособлениями, вспомогательным оборудованием, своевременно производить замену неисправных инструментов. Для этого рекомендуется создавать специальные кладовые для инструментов водителей;
совершенствовать обеспечение заправки автосамосвалов эксплуатационными материалами на основе анализа затрат времени на заправку, которые зависят от размещения заправочных пунктов, технологического процесса заправки, степени его механизаш , организации технического обслуживания и ремонта заправочных пунктов. Рекомендуется разрабатывать планы размещения и закрепления заправочных пунктов на территории автотранспортного хозяйства, учитывающие расстановку автомобилей и предусматривающие максимально допустимое сокращение расстояния между автосамосвалами и пунктами заправки; графики профилактического осмотра и ремонта заправочных пунктов;
производить заправку автосамосвалов передвижными автозаправочными;
применять передвижные автостартеры, водомаслогрейхи и различные системы подогрева двигателя (паро-, воздухо , злектро-, газопо-догрев и т.дв) в целях облегчения пуска двигателя в зимних условиях при безгаражном содержании автосамосвалов;
совершенствовать процесс оформления путевой документации и оперативной инфоршшии водителей о ходе выполнения ими планового задания. Одной из прогрессивных форм организации этого процесса являет-
7
ся беэдиспетчерская выдача путевых листов. Путевые листы выписываются накануне и вкладываются в специальные ящики (вращающиеся барабаны) вместе с техническим талоном.
Для сокращения потерь рабочего времени и повышения производительности экскаваторов и автосамосвалов необходимо:
улучшать и содержать в хорошем состоянии подъездные пути к местам погрузки и разгрузки;
устанавливать рациональные маршруты движения, рассчитанные с помощью математических методов линейного программирования, схемы подъезда и установки автосамосвалов в местах погрузки;
внедрять информационные и автоматизированные системы управления экскаваторно-автомобильными комплексами (при работе по закрытому пиклу системы "Карат", "Искра", при работе по открытому циклу системы "Карьер");
составлять совместные планы научной организации труда автотранспортного хозяйства и карьера;
разрабатывать инструкционно-технологические карты для водителей автосамосвалов; карты должны находиться в кабине автосамосвалов.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
5 I* Нормы временя на погрузку горной массы экскаваторами типа механической лопаты в автосамосвалы грузоподъемностью свыше 70 т
Содержание работы
Прием и сдача экскаватора с опробованием на ходу, подноска мелких деталей ва пределами радиуса действия экскаватора, проверка и крепление узлов экскаватора, смазка и чистка узлов экскаватора, устранение мелких неисправностей экскаватора, подготовка забоя о перемещением негабарита, погрузка горной массы в автосамос^алы, передвижка экскаватора вдоль забоя (маневры в забое), отгон экскаватора в безопасное место перед взрывными работами и возврат в забой после взрывных работ, планировка почвы забоя, очистка ковша, ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места, перенос . абеля, заземление экскаватора и систематическая проверка состояния заземления ъ устранением неисправностей, уборка рабочего места, заполнение вахтенного журнала.
Численный и квалификационный состав исполнителей
Наименование
профессии
Модель экскаватора |
Количество, чел. |
Машинист экскаватора Помощник машиниста
6
I
I
экскаватора;
при наличии прав машиниста экскаватора
без прав машиниста экскаватора
5
I
2
4
Итого
2
3
9