Купить ПНСТ 242-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Определяет основные положения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, устанавливает состав и порядок проведения оценок условий, способствующих обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, а также оценок рисков, связанных с таким оборотом. Стандарт содержит рекомендации по выбору и реализации экономически целесообразных мер, направленных на предотвращение или снижения рисков материальных и нематериальных потерь, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции, а также по оценке эффективности таких мер. Стандарт распространяется на все виды промышленной продукции, безопасность применения которой требует принятия мер по контролю аутентичности. Стандарт предназначен для использования физическими лицами и всеми видами организаций, связанных с противодействием обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, независимо от их типа, размера или организационно-правовой формы, а также независимо от принадлежности к частному или государственному сектору. Требования и рекомендации, приведенные в стандарте, должны применяться с учетом потребностей, целей, задач, ресурсов и условий деятельности юридических и физических лиц.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Построение системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции
Приложение А (справочное) Пример таблицы с описанием правонарушений и рисков, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции
Библиография
Дата введения | 01.07.2018 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Завершение срока действия | 01.07.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
09.11.2017 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 43-пнст |
---|---|---|---|
Разработан | Международная ассоциация Антиконтрафакт | ||
Издан | Стандартинформ | 2017 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
пнет
242-
2017
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2017 |
1 РАЗРАБОТАН Международной ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт» (Международная ассоциация «Антиконтрафакт»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2017 г. № 43-пнст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта и проведение его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 109005 Москва, Николоямский пер., д. 5, стр. 1, и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2017
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
б) изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции в случайные моменты времени включает противоправные действия, предпринимаемые эпизодически или при определенных обстоятельствах. Указанные действия совершаются в редких случаях, зачастую в силу сложившихся обстоятельств. Как правило, данные действия носят случайный неплановый характер и имеют целью извлечение финансовой выгоды;
в) изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции, связанное с профессиональной деятельностью (как дополнительные действия), — противоправные действия, предпринимаемые (как дополнительные) по месту основной работы, при которых используются знания и навыки, полученные в процессе основной работы на предприятии или в государственном учреждении. Действия совершаются физическими лицами по предварительному сговору в целях извлечения финансовой выгоды;
г) изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции, связанное с основной профессиональной деятельностью, — противоправные действия, которые являются основным источником дохода правонарушителя;
д) изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции, связанное с идеологическими мотивами, — противоправные действия лица или группы лиц, направленные на достижение идеологических или политических результатов, или причинение ущерба государству или гражданам.
Таблица 2 — Классификация видов противоправных действий, направленных на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, в зависимости от мотива действий | ||||||||||||
|
4.4 Виды противоправных действий, направленных на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, исходя из содержания действий
В целях определения мер, направленных на противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, организация или физическое лицо должны проводить анализ видов противоправных действий, направленных на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, исходя из содержания действий, а также анализировать потенциальные последствия этих действий (см. таблицу 3).
Таблица 3 — Классификация противоправных действий, направленных на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, в зависимости от содержания действий и потенциальных последствий | |||||||||||||||||||||||||||
|
4.5 Виды участников противоправных действий, направленных на создание и введение
в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции
4.5.1 В целях определения мер, направленных на противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, организация или физическое лицо должны проводить анализ видов участников противоправных действий, направленных на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции.
4.5.2 По географическому признаку участники противоправных действий могут быть разделены на следующие группы:
а) изготовители и поставщики фальсифицированной и контрафактной продукции на региональном уровне;
7
б) изготовители и поставщики фальсифицированной и контрафактной продукции на национальном уровне, производящие, упаковывающие и реализующие фальсифицированную продукцию в цепях поставок в пределах одного государства;
в) изготовители и поставщики фальсифицированной и контрафактной продукции на международном уровне, действующие за пределами одного государства.
4.5.3 Классификация участников противоправных действий в зависимости от масштаба организационной структуры приведена в таблице 4.
Таблица 4 — Классификация участников противоправных действий в зависимости от масштаба организационной структуры | ||||||||||||||||||||||||
|
5.1.1 В рамках определения мер, направленных на противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, организация или физическое лицо должны определить цели построения системы. Такими целями могут являться:
а) защита безопасности людей и окружающей среды;
б) защита производителей;
в) обеспечение доверия потребителя к продукции;
г) защита рынков и национальной экономики;
д) иные цели.
5.1.2 Меры, направленные на противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, должны быть основаны на систематической количественной и качественной оценке риска. Рекомендации по [4], [5], [6], [7].
5.1.3 В рамках оценки риска должен проводиться анализ:
а) ключевых характеристик продукции, в том числе уникальных;
б) уязвимости продукции для противоправного воздействия;
в) частоты выявленных случаев противоправного воздействия;
г) готовности потребителя приобретать неаутентичную продукцию;
д) величины экономических потерь и ущерба репутации для заинтересованных сторон.
5.1.4 В рамках построения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции необходимо проводить оценку риска путем анализа возможных видов участников противоправных действий в отношении отдельных видов продукции, возможных мотивов противоправных действий, учета особенностей рынка в определенной географической области.
5.1.5 Должен быть проведен анализ факторов, благоприятных для осуществления противоправных действий на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе в отношении управления цепью поставок, дистрибуции, закупки и потребления, вывода из употребления и утилизации.
5.1.6 На основе оценки рисков, связанных с противоправными действиями, должна быть выработана рациональная и экономически обоснованная система мер, направленных на снижение вреда здоровью и безопасности потребителей, увеличение продаж и повышение доверия покупателей.
5.1.7 Методы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции следует применять, исходя из особенностей видов противоправных действий и видов участников таких действий.
5.1.8 Для выбора метода противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции рекомендуется использовать указанные ниже подходы, виды направлений действий (стратегии) для основных заинтересованных сторон.
5.1.9 Рекомендуемыми подходами для разработки и внедрения предупреждающих действий являются:
а) управленческий подход;
б) информационно-коммуникационный подход;
в) нормативно-правовой подход;
г) правоприменительный подход.
5.1.10 Виды рекомендуемых стратегий приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Рекомендуемые направления действий (стратегии) в рамках системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции | ||||||
|
Окончание таблицы 5 | ||||||||||||
|
5.1.11 Заинтересованными сторонами в создании системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции являются:
а) владельцы прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации;
б) отдельные потребители и объединения (ассоциации) потребителей;
в) промышленные и торговые предприятия, а также их объединения (ассоциации);
г) органы власти, уполномоченные в области противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции;
д) правоохранительные органы;
е) соответствующие международные и региональные организации.
5.1.12 Заинтересованные стороны разрабатывают и применяют меры, направленные на противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции и защиту потребителей. Выбор определенных мер и действий по управлению рисками должен основываться на оценке вероятностей противоправных действий и ожидаемого ущерба. Управление риском включает действия, представленные на рисунке 3.
10
Высокий (10) уровень
Низкий (1) уровень
Ограничение риска
противоправных действий
Недопущение риска противоправных действий
Снижение риска
противоправных действий
Передача риска противоправных действий
(1)
Низкий
уровень
Последствия ущерба
(10)
Высокий
уровень
Рисунок 3 — Управление риском, связанным с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции
фальсифицированной и контрафактной продукции
5.2.1 В рамках построения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции необходимо осуществлять анализ, оценку и выбор мер по защите от фальсификаций и контрафакта и контроль их результативности.
5.2.2 Описание правонарушений и рисков (профилирование правонарушений, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции) включает результаты анализа видов продукции, особенностей рынка, участников оборота продукции, мотивов и участников правонарушений, оценок рисков и потенциального ущерба. Точность описания зависит от количества и качества собранных и рассчитанных данных. Пример таблицы с описанием правонарушений и рисков приведен в приложении А к настоящему стандарту.
5.3.1 В рамках построения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции необходимо проводить оценку риска для оценки уязвимости потребителей, определения вероятности и последствий правонарушений. Оценка риска должна проводиться в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 и включать в себя идентификацию, анализ и оценку риска. Результат оценки риска должен быть использован при выработке мер, необходимых для минимизации риска.
5.3.2 Применяют следующие виды данных для анализа и оценки рисков:
а) частота выявленных случаев противоправных действий (далее — событий);
б) последствия от событий, в том числе величины непосредственного, среднесрочного и долгосрочного финансового, репутационного и иного ущерба, а также оценка степени потенциальной угрозы для всех заинтересованных сторон;
в) характеристики уязвимости продукции, привлекательности и ценности объекта противоправных действий;
г) особенности рынка в географических районах возникновения событий;
д) иные виды данных.
5.3.3 Виды последствий событий, рассматриваемые при проведении анализа и оценки рисков, приведены в таблице 6.
11
Таблица 6 — Виды последствий событий | ||||||
| ||||||
Матрица оценки риска приведена на рисунке 4. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 4 — Матрица оценки риска и уровень предпринимаемых действий (контрмер) в зависимости от показателя риска |
5.4 Оценка эффективности действий по снижению риска
5.4.1 Выбор предпринимаемых действий осуществляют на основе проведенных оценок и анализов, описания правонарушений и рисков. Предпринимаемые действия по снижению риска должны быть экономически эффективны.
5.4.2 Оценка эффективности предпринимаемых действий по снижению риска должна проводиться на постоянной основе.
5.4.3 Для количественного анализа ущерба организации от конкретного случая противоправных действий используют формулу
Lq = Lr + La + L|, (1)
где Lr — затраты на восстановление нарушенных прав законного изготовителя (затраты на экспертизы, судебные и административные издержки),
/_А — действительный ущерб для законного изготовителя (от снижения доверия потребителей, сокращения доли рынка, неполучения лицензионных платежей и прибыли, повышенных затрат на рекламу),
L| — косвенный ущерб (неполученные законным изготовителем доходы, полученные правонарушителем).
5.4.4 При оценке инвестиций в безопасность следует проводить анализ величины потенциальных потерь, которые можно предотвратить с помощью инвестиций. Таким образом, денежный эквивалент инвестиций следует сравнить с денежным эквивалентом снижения риска. Этот денежный эквивалент
риска следует оценивать в рамках количественной оценки риска. Оценка риска должна проводиться в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000, методы оценки риска — по ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010.
5.4.5 Количественную оценку риска рекомендуется выполнять для компонентов риска, таких как:
- ожидаемый единичный ущерб [или возможные риски (single loss expectancy (SLE)];
- частота возникновения за год [annual rate of occurrence (/4RO)];
- ожидаемый ущерб/Возможные риски за год [annual loss expectancy/exposure (ALE)].
SLE — это ожидаемый объем денежных средств, которые будут потеряны в случае, если событие произойдет. В данном подходе SLE следует рассматривать как общую стоимость ущерба от события, предполагая, что оно возникло однократно.
Указанные данные являются приблизительными оценками и зависят от многих факторов, таких как стихийные бедствия, климатические условия, противоправные действия.
Потери за год в денежном исчислении:
ALE = (ARO ■ SLE). (2)
Вычисления показателя Отдачи от инвестиций в безопасность [return on security investment, (ROSI)] должны сочетать количественную оценку риска и расходы на выполнение предпринимаемых действий по обеспечению безопасности (контрмер) для данного риска. Отдача от инвестиций в безопасность (ROSI) определяется следующим образом:
Уменьшение убытков в денежном исчислении - Расходы на решение
Расходы на решение '
Выполнение эффективного решения по обеспечению безопасности должно снижать величину показателя ALE. Чем более эффективно решение, тем больше снижение ALE. Подобное уменьшение убытков в денежном исчислении следует определять посредством разности значений ALE без принятия мер по обеспечению безопасности и значения ALE (mALE), рассчитанного с условием выполнения мер по обеспечению безопасности
_ ALE - mALE - Расходы на решение
Расходы на решение ' '
5.4.6 Для оценки экономической эффективности различных составляющих мер по защите от фальсификата и контрафакта следует оценивать динамику значений показателя ROSI в результате выполнения отдельных решений, таких как применение защитной маркировки, средств защиты упаковки и других.
13
Приложение А (справочное)
Пример таблицы с описанием правонарушений и рисков, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции
Виды действий и участников |
Мотив действий | |||||
Изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции для развлечения |
Изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции в случайные моменты времени |
Изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции, связанное с профессиональной деятельностью (как дополнительные к основной работе действия) |
Изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции, связанное с основной профессиональной деятельностью |
Изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции, связанное с идеологическими мотивами | ||
Вид противоправных действий |
Смешение законных и незаконных компонентов продукции | |||||
Внесение незаконных изменений в продукцию, упаковку или средства защиты | ||||||
Незаконная замена компонентов | ||||||
Выпуск продукции в объемах, превышающих контрактные соглашения, незадекларированной и с фальсифицированной отчетностью | ||||||
Хищение законно изготовленной продукции и незаконный ввод ее в оборот | ||||||
Реализация законно изготовленной продукции за пределами предназначенных для нее рынков | ||||||
Имитация | ||||||
Изготовление контрафактной продукции |
Окончание таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
15
1 Область применения................................................................ 1
2 Нормативные ссылки ............................................................... 1
3 Термины и определения............................................................. 2
4 Общие положения.................................................................. 3
5 Построение системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной
продукции......................................................................... 9
Приложение А (справочное) Пример таблицы с описанием правонарушений и рисков,
связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции......... 14
Библиография....................................................................... 16
| ||||||||||||||
(Introduction to Return on Security Investment) |
[7] Spink, J. (2011), Анализ выбора программ стратегической аутентификации и отслеживания (Часть 9). Контрафактные лекарственные средства. Том 1: Основные принципы, экономические принципы и контрмеры [Overview of the Selection of Strategic Authentication and Tracing Programs (Chapter 9). Book: Counterfeit Medicine Vol 1: Policy, Economics, and Countermeasures]
16
К настоящему времени в Российской Федерации накоплен достаточный объем данных, подтверждающих широкую распространенность фальсифицированной и контрафактной продукции, включая такие типы товаров, как детские молочные смеси, рецептурные лекарственные средства, потребительские товары, комплектующие для автомобилей, самолетов и атомных электростанций. Эти товары производятся и поставляются на рынок с целью получения финансовой выгоды значительными группами физических и юридических лиц, занятых противоправной деятельностью, которая причиняет существенный ущерб здоровью населения и безопасности государства.
При распространении фальсифицированной и контрафактной продукции через глобальные сети поставщиков легальной продукции потребители подвержены существенным рискам безопасности и здоровью. Примерами такой продукции являются детские молочные смеси со смертельным количеством меланина, лекарственные средства с очень малым содержанием или не содержащие активных ингредиентов, неаутентичные комплектующие воздушных судов, которые не отвечают требованиям летной годности, а также не соответствующие техническим требованиям электрические кабели, применение которых приводит к короткому замыканию и возгоранию.
Международная и отечественная юридическая практика расценивает изготовление и сбыт фальсифицированной и контрафактной продукции как правонарушение.
Классические стратегии предотвращения правонарушений включают анализ юридического состава правонарушений, которым называется описание признаков правонарушений по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
На основе анализа определенные типы правонарушений классифицируют в соответствии со способом и мотивом их совершения, после чего разрабатывают мероприятия по предотвращению правонарушений, оценивают эффективность мероприятий.
Настоящий предварительный национальный стандарт содержит основные положения, применяемые для построения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции. Построение системы начинают с анализа юридического состава, способов и мотивов правонарушений, связанных с выводом на рынок фальсифицированной и контрафактной продукции. На основе анализа разрабатывают средства и методы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции.
В настоящее время Международной организацией по стандартизации разрабатывается стандарт «Security and resilience — General principles for product authenticity, integrity and trust». При разработке настоящего предварительного национального стандарта использованы подходы разрабатываемого международного стандарта. Стандарт разработан в целях апробации установленных в нем требований и дальнейшей гармонизации требований национального стандарта с требованиями международного стандарта.
На рисунке 1 представлен процесс построения и применения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции.
IV
Выбор и реализация мер противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции
Классификация видов противоправных действий, связанных с производством и сбытом фальсифицированной и контрафактной продукции
Составление описания правонарушений и рисков, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции
Классификация участников противоправных действий, связанных с производством и сбытом фальсифицированной и контрафактной продукции
Рисунок 1 — Процесс построения и применения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции
V
System of protection against fraud and counterfeiting. Basic provisions
Срок действия — с 2018—07—01 до 2020—07—01
Настоящий стандарт определяет основные положения системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, устанавливает состав и порядок проведения оценок условий, способствующих обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, а также оценок рисков, связанных с таким оборотом.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по выбору и реализации экономически целесообразных мер, направленных на предотвращение или снижение рисков материальных и нематериальных потерь, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции, а также по оценке эффективности таких мер.
Настоящий стандарт распространяется на все виды промышленной продукции, безопасность применения которой требует принятия мер по контролю аутентичности.
Настоящий стандарт предназначен для использования физическими лицами и всеми видами организаций, связанных с противодействием обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, независимо от их типа, размера или организационно-правовой формы, а также независимо от принадлежности к частному или государственному сектору. Требования и рекомендации, приведенные в настоящем стандарте, должны применяться с учетом потребностей, целей, задач, ресурсов и условий деятельности юридических и физических лиц.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 57881 Системы защиты от фальсификаций и контрафакта. Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска
ГОСТ Р 51897 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ Р 55256 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Процедуры проведения работ по оценке аутентичности компонентов воздушных судов гражданской авиации. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом ут-
Издание официальное
верждения. Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 57881, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями.
3.1 аутентичная продукция (изделие) [authentic product (part)]: Продукция (изделие), отвечающая требованиям утвержденной для данной продукции нормативной и технической документации, нормативных правовых документов в области оборота данной продукции, изготовленная организацией, наделенной соответствующими правами, проходящая в течение жизненного цикла техническое обслуживание, ремонт и/или модификации в соответствии с требованиями разработчика, государства-изготовителя либо государства регистрации продукции соответственно и допущенная к дальнейшей эксплуатации (применению) уполномоченными лицом или организацией.
Примечания
1 Продукция, не отвечающая определению аутентичной продукции, относится к неаутентичной продукции/ изделию.
2 Понятие «неаутентичная продукция» шире, чем совокупность понятий «фальсифицированная продукция» и «контрафактная продукция». К неаутентичной продукции относится та продукция, в отношении которой не выполнены работы по техническому обслуживанию или они выполнены организацией (лицом), которая не имела право на проведение работ. Если нет поддельных записей в документации о проведенных работах, то такая продукция неаутентична, но не является фальсифицированной.
3.2 продукция (изделие) с известной аутентичностью [known authentic product (part)]: Продукция, закупленная непосредственно у изготовителя, его уполномоченного дистрибьютора или имеющая подтверждение аутентичности от изготовителя в сопроводительной документации.
3.3 контрафактная продукция (изделие) [counterfeit product (part)]: Продукция/изделие, в которой при изготовлении, внесении изменений, продаже, обмене, распространении, импорте или ином введении в оборот нарушены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Примечание — К контрафактной продукции относятся:
- изготовленные, измененные, введенные в оборот с нарушением законодательства об авторском праве либо с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, либо содержащие наряду с правомерно используемыми объектами авторского права неправомерно используемые;
-содержащие изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, находящиеся в обороте (от производства до использования) с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований патентного законодательства либо существенных условий лицензионного договора;
- имеющие средства индивидуализации, находящиеся в обороте (от производства до использования) с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований законодательства либо существенных условий лицензионного договора;
- содержащие секреты производства, полученные в результате неправомерного разглашения, завладения и использования с нарушением прав и законных интересов правообладателя, требований законодательства о коммерческой тайне.
3.4 сомнительная продукция (изделие) [suspect product (part)]: Продукция или изделие, имеющие признаки, которые свидетельствуют о возможности введения заказчика в заблуждение поставщиком или изготовителем и которые могут отвечать определению неаутентичной, фальсифицированной или контрафактной продукции/изделия.
3.5 фальсифицированная продукция (изделие) [fraudulent product (part)]: Продукция или изделие, сопровождаемые при производстве и обороте заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о соответствии продукции или изделия требованиям к качеству по договору закупки и поставки, обязательным требованиям к данному виду продукции, установленным нормативными правовыми документами, техническими регламентами, документами по стандартизации, технической документацией на данную продукцию.
Примечание — К фальсифицированной продукции относятся изделия, имеющие:
- заведомо неполную или недостоверную (ложную) информацию о соответствии продукции установленным требованиям, содержащуюся в информации для потребителя, предоставление которой установлено в законодательстве Российской Федерации;
- заведомо неполную или недостоверную (ложную) информацию о реализации жизненного цикла и характеристиках продукции, соответствии установленным требованиям, содержащуюся в маркировке продукции, в технической, коммерческой, сопроводительной документации на продукцию, установленной к применению на этапах производства, поставки, хранения, импорта, технического обслуживания, ремонта, эксплуатации продукции.
3.6 оборот продукции: Движение продукции путем перехода права собственности на нее начиная с момента введения ее в оборот и заканчивая потреблением, использованием или изъятием из оборота.
Примечание — Оборот продукции реализуется в процессе разработки, производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения, ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации, эксплуатации (применения по назначению), ремонта, списания, утилизации продукции.
продукции
4.1.1 Организация или физическое лицо, причастные к обороту продукции, должны проводить оценку внешних и внутренних условий, способствующих обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, определить факторы, оказывающие влияние на риск появления в обороте такой продукции, оценить состав мер по предотвращению оборота фальсифицированной и контрафактной продукции и их предполагаемую результативность. Рекомендации по оценке и терминология представлены в [1], [2], [3], [4], [5].
4.1.2 Оценка внешних условий появления и вывода в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции включает:
а) проведение анализа социальных, культурных, политических, юридических, нормативно-правовых, финансовых, технологических, экономических условий, способствующих обороту фальсифицированной и контрафактной продукции;
б) проведение анализа конкурентной среды, в том числе международные, национальные, региональные или внутренние особенности рынков сбыта и цепей поставок;
в) проведение анализа ключевых показателей и тенденций рынка, которые оказывают влияние на изготовителей, поставщиков и потребителей конкретных видов продукции и владельцев прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
г) проведение анализа взаимоотношений, потребностей и ценностных ориентиров участников оборота фальсифицированной и контрафактной продукции.
4.1.3 Оценка внутренних условий появления и вывода в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции включает:
а) проведение анализа организационной структуры, распределения ответственности, обязанностей, прав и полномочий в организациях или у физических лиц, причастных к обороту продукции;
б) проведение анализа руководящих принципов, политики и целей организаций или физических лиц, причастных к обороту продукции, а также стратегии для их достижения;
в) проведение анализа производственного потенциала изготовителя или поставщика продукции, в том числе наличия необходимых ресурсов (материальных, человеческих, информационных ресурсов, ресурсов времени), наличия необходимых процессов, систем и технологий;
г) проведение анализа применяемых информационных систем, информационных потоков и процессов принятия решений;
д) проведение анализа взаимоотношений, взглядов и ценностных ориентиров заинтересованных лиц внутри организации;
е) оценку деловой культуры организации;
ж) проведение анализа документов по стандартизации, иных нормативных документов, используемых организацией или физическим лицом при взаимодействии с заинтересованными сторонами.
и контрафактной продукции
4.2.1 Организация или физическое лицо, причастные к обороту продукции, должны проводить оценку возможностей противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, вырабатывать меры такого противодействия и оценивать эффективность мер противодействия.
3
4.2.2 Стратегия, вырабатываемая организацией в целях противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, должна основываться на должном понимании мотивов, видов и участников противоправных действий, связанных с производством и сбытом фальсифицированной и контрафактной продукции.
4.2.3 В целях определения мер, направленных на противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, организация или физическое лицо должны учитывать все факторы, имеющие значение для возникновения условий совершения противоправных действий, связанных с производством и сбытом фальсифицированной и контрафактной продукции. На рисунке 2 представлена схема взаимоотношений участников противоправных действий, потерпевших от противоправных действий (потребителей фальсифицированной и контрафактной продукции), системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, которая включает правоохранительные органы, организации и физические лица, вовлеченные в противодействие.
4.2.4 Следует учитывать, что правонарушение, связанное с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции, происходит в тех случаях, когда обладающий мотивацией на совершение правонарушения изготовитель и/или поставщик фальсифицированной и контрафактной продукции и потерпевшая сторона (потребитель фальсифицированной и контрафактной продукции) одновременно присутствуют на рынке, и при этом система противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции не обладает необходимой эффективностью, чтобы предотвратить производство, поставку и передачу потребителю такой продукции.
(-N Изготовитель и/или поставщик фальсифицированной и контрафактной продукции S_У |
Рисунок 2 — Схема взаимоотношений участников противоправных действий, потерпевших от противоправных действий, системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции |
4.2.5 Следует анализировать уязвимость потребителя, которая является необходимым условием совершения правонарушения, в отношении возможных противоправных действий участников оборота продукции. Изготовители и/или поставщики фальсифицированной и контрафактной продукции совершают правонарушения в тех случаях, когда осознают, что объект противоправных действий (потребитель) в необходимой степени уязвим, то есть имеет достаточно низкую степень защищенности, при этом существует достаточная экономическая выгода от правонарушения, а риски для правонарушителей, связанные с наличием системы противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, оцениваются ими как приемлемые.
4.2.6 Следует создавать системы контроля и оценки аутентичности изделий на всех стадиях жизненного цикла продукции. Требование обеспечения аутентичности изделий обусловлено требованиями к безопасной эксплуатации изделия в течение его жизненного цикла, установленными соответствующими государственными нормативными документами, а также международными нормативными документами. Все материалы, используемые при изготовлении изделий, имеющие существенное значение для
его безопасной эксплуатации, должны отвечать утвержденным техническим требованиям. Утвержденные технические требования должны в полной мере определять основные свойства изделия.
Процесс оценки аутентичности конкретной продукции является неотъемлемой частью управления жизненным циклом продукции и представляет техническое исследование, направленное на подтверждение достоверности информации о жизненном цикле этой продукции и ее сопроводительной документации (при наличии), а также на контроль соответствия установленным требованиям к обороту продукции и требованиям технической документации.
Аутентичность изделий должна устанавливаться по результатам выполнения работ по оценке аутентичности. Применяемые методы оценки аутентичности включают контроль документации (проверка сведений о продукции по сопроводительной, эксплуатационной, иной технической и коммерческой документации), а также инструментальные проверки (инженерно-технический анализ продукции), объем которых зависит от вида и назначения исследуемой продукции.
При проведении оценки аутентичности изделий проверяется соответствие установленным требованиям технической документации состояния оцениваемого экземпляра продукции, а также соответствие установленным требованиям нормативных правовых документов организации разработки, производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения, ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации, эксплуатации (применения по назначению), ремонта, списания, утилизации продукции. Результаты оценки аутентичности могут использоваться заинтересованными организациями в качестве доказательной и/или другой необходимой документации.
Порядок проведения работ по оценке аутентичности продукции должен формироваться на отраслевом уровне и отвечать особенностям оборота продукции. Примером системы оценки аутентичности продукции является система оценки аутентичности компонентов воздушных судов гражданской авиации по ГОСТ Р 55256.
на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции,
исходя из мотивов действий
4.3.1 В составе сомнительной продукции выделяют продукцию, вводящую в заблуждение потребителя относительно ее подлинности, и продукцию, не вводящую в заблуждение потребителя относительно ее подлинности.
4.3.2 Для продукции, вводящей в заблуждение относительно ее подлинности, привлекательность обеспечивается введением потребителя в заблуждение относительно ее подлинности и высоких потребительских свойств.
4.3.3 Для продукции, не вводящей потребителя в заблуждение относительно ее подлинности, привлекательность обеспечивается позиционированием на рынке товаров с низкой стоимостью и заведомо низким качеством (см. таблицу 1).
Таблица 1 — Виды сомнительной продукции | ||||||
|
4.3.4 Исходя из мотивов правонарушений, различают следующие виды противоправныхдействий, направленных на создание и введение в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции (таблица 2):
а) изготовление фальсифицированной и контрафактной продукции для развлечения является действиями по преднамеренному созданию фальсифицированной или контрафактной продукции, совершаемыми без цели извлечения финансовой выгоды (для развлечения);