Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

81 страница

Купить НД 2-020101-104 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части распространяются на закрытые (палубные) суда, плавающие в водоизмещающем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования настоящей части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие технические требования

     1.5 Опыты кренования и взвешивания

     1.6 Отступления от Правил

     1.7 Условия достаточной остойчивости

2 Общие требования к остойчивости

     2.1 Критерий погоды

     2.2 Диаграмма статической остойчивости

     2.3 Метацентрическая высота

     2.4 Учет обледенения

3 Дополнительные требования к остойчивости

     3.1Пассажирские суда

     3.2 Сухогрузные суда

     3.3 Лесовозы

     3.4 Наливные суда

     3.5 Рыболовные суда

     3.6 Суда специального назначения

     3.7 Буксиры

     3.8 Дноуглубительные суда

     3.9 Суда длиной менее 24 м

     3.10 Контейнеровозы

     3.11 Суда обеспечения

     3.12 Суда смешанного (река-море) плавания

4 Требования к остойчивости плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов

     4.1 Плавучие краны и крановые суда

     4.2 Транспортные понтоны

     4.3 Плавучие доки

     4.4 Стоечные суда

Приложение 1. Инструктивные указания по составлению Информации об остойчивости

Приложение 2. Определение опрокидывающего момента для плавучего крана

Таблица обозначений величин, принятых в части IV "Остойчивость"

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Завершение срока действия01.01.2019
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-104

Этот документ находится в:

Организации:

03.10.2017УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 03.10.17

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть IV

остойчивость

НД № 2-020101-104

СанктгПетербург

2018

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2018 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VTII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХШ «Материалы»;

часть XIV «Сварка»,

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part ХЕХ "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и 834 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I    XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае

расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVTTT — ХЕХ издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2018


Л характеристика выполнения судном критериев остойчивости и указания относительно безопасности судна против опрокидывания, вытекающие из выполнения требований Регистра к остойчивости;

Л рекомендации по поддержанию остойчивости судна и другие указания по безопасной эксплуатации;

А данные об остойчивости по типовым, предусмотренным заранее случаями загрузки;

.5 указания и материалы, необходимые для определения посадки и остойчивости судна для любого эксплуатационного случая полной и частичной загрузки судна.

Определение посадки и остойчивости судна всегда должно производиться расчетным путем;

.6 инструкции, касающиеся работы устройств перетока.

Информация об остойчивости должна быть составлена в соответствии с указаниями приложения I к настоящей части.

1.4.11.2 Информация об остойчивости должна быть составлена по материалам кренования судна.

Для «удов, для которых в соответствии с 1.5.2.1 разрешено заменить опыт кренования опытом взвешивания, в Информации должны использоваться данные го водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна горснснем, полученные го результатам взвеши-

ШНИЯ} А В&ЛИЧЙНА Я1111ЛИКаТЫ ЦбНТрА ТЯЖВСТИ судий

порОЕжнш принимается по шгериаяам кренования.

Для судов, у которых изменения характеристик веса порожнем находятся в пределах, указанных в 1,5.2,2, в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полученные по результатам взвешивания, а величина аппликаты центра тяжести судна порожнем принимается наибольшей из определенной по опыту кренования головного судна (предыдущего судна серии) и расчетной аппликатой.

Для судов, у которых изменения характеристик веса порожнем находятся в пределах, приведенных в 1.5.3, в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полученные по результатам взвешивания, а величина аппликаты центра тяжести судна порожнем принимается наибольшей из определенной по опыту кренования судна до переоборудования и расчетной аппликатой после переоборудования.

Для судов, которые освобождены от кренования согласно 1.5.7, в Информации об остойчивости должны использоваться водоизмещение и абсцисса центра тяжести судна порожнем, определенные по результатам опыта взвешивания, а аппликата центра тяжести судна порожнем определяется согласно 1.5.7. Одновременно в Информации указывается, что вместо кренования судно подвергалось взвешиванию, и аппликата центра тяжести судна порожнем вычислена согласно 1.5.7.

1,4.113 При перевозке незерновых навалочных грузов судно должно быть снабжено отдельной Информацией об остойчивости и прочности при перевозке незерновых навалочных грузов, разработанной в соответствии с 1.4.9.7 части П «Корпус».

1.4.12    Требования к прибору контроля остойчивости.

Если для определения посадки и остойчивости на судне применяются компьютерные программы, то они должны быть одобрены Регистром в соответствии с требованиями разд. 12 части П «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов; требования, относящиеся к аппаратному обеспечению, приведены в приложении 2 к части И «Корпус» настоящих Правил.

Наличие на судне одобренного Регистром программного обеспечения для контроля остойчивости и посадки судна не является основанием для исключения какого-либо раздела Информации об остойчивости.

Порядок использования программного обеспечения должен оговариваться в Руководстве пользователя прибором контроля остойчивости. Руководство должно быть составлено на языке пользователя и переведено на англ ийский язык. При этом в Руководстве должно указываться, что исправность прибора контроля остойчивости перед его использованием контролируется судовым персоналом.

1.4.13    Требования к Руководству по безопасной замене балласта в море.

Если эксплуатирующиеся суда посещают порты, перед заходом в которые требуется замена водяного балласта в море, то они должны быт снабжены Руководством по безопасной замене балласта в море, разработанным в соответствии с Инструкцией по разработке судовых руководств по безопасной замене балласта в море.

1.5 ОПЫТЫ КРЕНОВАНИЯ И ИЗИК1ИИНАНИЯ

1.5.1 Кренованию должны подвергаться:

Л суда серийной постройки согласно 1.5.2;

.2 каждое судно несерийной постройки;

Л суда после значительного ремонта, переоборудования или модернизации согласно 1.53;

.4 суда после укладки постоянного твердого балласта согласно 1.5.4;

.5 суда, остойчивость которых неизвестна или должна быть проверена;

.6 пассажирские суща, находящиеся в эксплуатации, через промежутки времени, не превышающие пяти лет; если это необходимо в соответствии с 1.5.5;


Правила классификации и постройки морских судов

.7 рыболонные суда длиной 30 м и менее, находящиеся в эксплуатации, через промежутки времени не более 15 лет; а также рыболовные суда длиной более 30 м, если это необходимо в соответствии с 1.5.5;

1.5.2    Из серии судов, строящихся на каждом заводе, кренованию должны быть подвергнуты:

Л первое, а затем каждое пятое судно серии (т. е. шестое, одиннадцатое и т. д.). Для остальных судов серии по согласованию с Администрацией (по каждому судну) опыт кренования может быть заменен опытом взвешивания в соответствии с 1.5.14;

2 серийное судно, на котором конструктивные изменения по сравнению с первым судном серии по данным расчета вызывают:

2Л изменение водоизмещения судна порожнем длиной! < 50 м более чем на 2 %, длиной £ ^ 160 м более чем на 1 % (для промежуточных значений L допускаемая величина отклонения определяются линейной интерполяцией); или

22 изменение абсциссы центра тяжести судна порожнем более чем на 0,5 % длины деления на отсеки Ls первого судна серии; или

.2.3 возрастание аппликаты центра тяжести судна порожнем, превышающее одновременно 4 см (а для плавучих кранов и крановых судов — 10 см) и величину, вычисленную по формулам:

8zg = 0,l ^ /ща,.;    (1.5.2.2.3-1)

8zs-0,05 д-h,    (1.5.2.2.3-2)

ще Aq — водоизмещение судна порожнем, г#

А\ —    судна    при наихудшем, по величине h

или /тпятг, случае загрузки, т;

Ахш* — максимальное плечо диаграммы статической остойчивости при наихудшем, по его значению, расчетном случае загрузки;

А — исправленная начальная метадентрическая высота при наихудшем, по ее значению, расчетном случае загрузки,

в зависимости от того, что меньше; или

«2»4 нарушение требований настоящей части для расчетных случаев загрузки при *,-1.2*,2-0,2*,ь где <z*2) - расчетная аппликата центра тяжести судна порожнем до (после) конструктивных изменений; zg — условная аппликата центра тяжбсш судна порожнем*

Такое судно считается первым, в отношении остойчивости, судном новой серии, и порядок кренования последующих судов должен соответствовать требованиям 1.5.2.1.

1.5.3    После значительного ремонта, переоборудования или модернизации кренованию должны быть подвергнуты суда, на которых конструктивные изменения по данным расчета вызывают;

.1 изменение нагрузки (суммарная масса снимаемых и добавляемых грузов) более чем на 6 % водоизмещения судна порожнем; или

.2 изменение водоизмещения судна порожнем более чем на 2 % или 2 т в зависимости от того, что больше; или

3 изменение абсциссы центра тяжести судна порожнем более чем на 1,0 % длины деления судна на отсеки Ls; или

.4 возрастание аппликаты центра тяжести судна порожнем более чем на величину, вычисленную согласно 1.5.2.2.3; или

.5 нарушение требований настоящей части Правил для расчетных случаев загрузки при условии, оговоренном в 1.5.2.2.4.

Если в соответствии с результатами расчета кренование не требуется, должно быть проведено взвешивание в соответствии с 1.5.14.

Независимо от представленных расчетов Регистр может согласно 1.5.1.5 потребовать проведения кренования, исхода из технического состояния судна.

1.5.4    После укладки постоянного твердого балласта каждое судно должно быть подвергнуто кренованию.

Судно может быть освобождено от кренования в том случае, если будет установлено, что при укладке балласта налажен надежный контроль, обеспечивающий проектные значения массы и положения центра тяжести балласта, либо они могут быть достаточно надежно подтверждены расчетным путем.

1.5.5    С целью определения необходимости проведения опыта кренования в соответствии с 1.5Л .6 и 1.5Л .7 должно производиться периодическое взвешивание судна (опытное определение водоизмещения порожнем и абсциссы центра тяжести) для:

Л пассажирских судов;

.2 рыболовных судов длиной более 30 м после 10 лет эксплуатации с момента постройки или последнего кренования.

Взвешивание должно производиться через промежутки времени, не превышающие 5 лет.

Если по результатам взвешивания будет обнаружено отклонение водоизмещения судна порожнем более чем иа 2 % или отклонение продольного положения центра тяжести более чем на 1 % длины деления судна на отсеки Ls по сравнению с одобренной Информацией об остойчивости, то в этом случае судно должно быть подвергнуто кренованию.

1.5.6    Если по результатам кренования вновь построенного судна аппликата центра тяжести судна порожнем превышает проектную величину настолько, что это вызывает нарушение требований настоящей части, к Протоколу кренования должно быть приложено расчетное разъяснение причин таких изменений.

По результатам анализа представленных материалов, либо при их отсутствии. Регистр может потребовал, проведения повторного (контрольного)


13


кренования судна. В этом случае на рассмотрение Регистра представляются оба протокола кренования.

.2

1.5.7    За исключением судов, совершающих международные рейсы, по желанию судовладельца Регистр может заменить опыт кренования вновь построенного судна опытом взвешивания, если при аппликате центра тяжести судна порожнем, увеличенной на 20 % по сравнению с проектной, требования настоящей части не нарушаются.

Если по результатам взвешивания величина водоизмещения порожнем отличается от расчетной величины более чем на 2 % или величина продольного положения центра тяжести судна порожнем отличается от расчетной величины более чем на 1 % длины деления судна на отсеки Ls, к Протоколу взвешивания должно быть приложено расчетное разъяснение причин такого расхождения.

1.5.8    Нагрузка судна при креиовании должна быть максимально близкой к его водоизмещению порожнем. Масса недостающих грузов не должна превышать 2 % водоизмещения судна порожнем, а масса излишних грузов, исключая крен-балласт и балласт согласно 1.5,9, — 4 %,

1.5.9    Метацентрическая высота судна при креиовании должна быть не менее 0,20 м. Для достижения этою допускается прием необходимого балласта. В случае приема жидкого балласта цистерны должны быть тщательно запрессованы.

< е,1дее=0,05Аиш0,104шх. (1.5.11,3)

1.5.10    Для замеров углов наклонения при проведении опыта кренования на судне должно быть установлено не менее трех вестов длиной не менее 3 м. Для судов длиной менее 30 м допускается установка двух веское длиной не менее 2 м.

Один или более вестов могут быть заменены другими одобренными Регистром измерительными устройствами.

1.5.11    При качественно выполненном кренова-нии полученное значение метацентрической высоты принимается в расчет без вычета из него вероятной ошибки опыта.

Кренование признается качественным:

.1 если для каждого замера выполняется условие

\hi-hK\<2^/^-^2,    (1.5.11.1)

ще hi — метацентрическая высота, полученная по отдельному замеру:

йг=£й|/я — метацентрическая высота, полученная при креиовании;

п — число замеров.

Замеры, не отвечающие этому условию, исключаются из обработки с соответствующими изменениями их общего числа п и повторным вычислением метацентрической высоты А*;

Из расчета исключается не более одного замера;

если вероятная ошибка опыта

т-Ак)2

п(п-1)

отвечает условию

У <°’°2(1+ кк) 14)11 h«<2 м; 0-5-] 1-2-1)

<°>01 (4 +А*) при А*>2 м, (1.5.11.2-2)

ще коэффициент fm принимается по табл. 1.5.11.2;

.3 если с учетом величин А и L, при наихудпшх, по их знэчениям^ расчет ых вариантах загрузки выполняется условие

исходя из того, что меньше, но не менее 4 см;

.4 если общее число удовле творительных замеров не менее 8.

1.5.12    При невыполнении требований 1.5.11 следует принимать в расчет полученное при креиовании значение метацентрической высоты за вычетом из него вероятной ошибки опыта, вычисленной согласно 1.5.11.2.

1.5.13    Кренование должно проводиться в соответствии с Инструктивными указаниями по креноваиию судов (см. 2.17 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов) в присутствии инспектора Регистра.

Могут применяться и другие одобренные Регистром способы опытного определения веса судна порожнем и координат его центра тяжести.

1.5.14    Взвешивание судна должно проводиться в соответствии с Инструктивными указаниями по взвешиванию (см. 2.17 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовле-

Таблица 1.5.11 Д

Коэффициент гм

п

п

8

5,4

13

4,3

9

5,0

14

4,2

10

4,8

15

4,1

11

4,6

16

4,0

12

4,5


Правила классификации и постройки морских судов

нием материалов и изделий для судов) в присутствии инспектора Регистра.

Взвешивание выполняется с целью:

Л определения необходимости проведения опыта кренования в соответствии с 1.5.S;

Л корректировки документации по остойчивости серийных и переоборудованных судов как определено в 1.4 Л 1.2;

3 определения характеристик судна порожнем, освобожденного от кренования в соответствии с 1.5.7.

1.6 УСЛОВИЯ ДОСТАТОЧНОЙ остойчивости

1.6.1    При наихудших, в отношении остойчивости, случаях загрузки остойчивость судов, кроме плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов, должна отвечать следующим требованиям:

Л судно должно, не опрокидываясь, противостоять одновременному действию динамически приложенного давления ветра и бортовой качки, параметры которых определяются, как указано в разд. 2;

.2 числовые значения параметров диаграммы статической остойчивости судна на тихой воде и исправленной начальной метацеитричеекой высоты должны быть не ниже указанных в разд. 2;

3 должно быль учтено согласно разд. 2 влияние на остойчивость последствий возможного обледенения;

А остойчивость судна должна отвечать требованиям разд. 3,

1.6.2    Остойчивость плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов должна отвечать требованиям разд. 4,

1.63 Для судов, на которые распространяются требования части V «Деление на отсеки», остойчивость в неповрежденном состоянии должна

быть достаточной для того, чтобы в аварийных условиях она отвечала этим требованиям.

1.6.4    Остойчивость судна, в символе класса которого имеется знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах, считается достаточной во время тушения пожара, если при одновременной работе всех лафетных стволов с максимальным расходом в направлении, соответствующем минимальной остойчивости судна, образующийся статический угол крена не превышает 5°.

ТТрн определении кренящего момента в качестве кренящего плеча следует принимать расстояние по вертикали между осью лафетного ствола и серединой средней осадки. При оборудовании судна подруливающим устройством расчетный кренящий момент должен быть увеличен на значение момента, возникающего при работе подруливающего устройства, относительно середины осадки судна.

1.6.5    При расширении или изменении установленных для судия постоянных ограничении по району плавания должна быть выполнена дополнительная проверка мореходности судна по методике оценки риска потери динамической остойчивости судна, приведенной в Сборнике нормативно-методических материалов, книга двадцать четвертая, 2016 г.

1.7 ПЕРЕГОН СУДОВ

1.7.1    При перегоне остойчивость судна должна соответствовать требованиям, предъявляемым к судам, плавающим в бассейне, через который предполагается совершить перегон.

1.7.2    Судно, остойчивость которого не может быть доведена до требуемой 1.7.1, Регистр может допустить к перегону при условии, что ограничения по погоде будут соответствовать его остойчивости.


15


2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСТОЙЧИВОСТИ

Z1 КРИТЕРИЙ ПОГОДЫ1

2.1 Л Требования к остойчивости, изложенные в настоящей части, дифференцированы в зависимости от района плавания судна.

Определения ограниченных районов плавания приведены в 2.2.5 части I «Классификация».

2,1.2 Остойчивость судов неограниченного и ограниченных Ш, R2, R2-RSN, R2»RSN(4,5) и R3-RSN районов плавания считается по критерию погоды К достаточной, если при указанном ниже условном действии ветра и волнения выполняются требования 2Л .2.5, при этом:

Л судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента 4а (см, рис. 2.1.2.1);

*2 от статического угла крена вызванного постоянным ветром и соответствующего первой точке пересечения горизонтальной прямой 4а с кривой восстанавливаю1дих плеч /(0), под воздействием волн судно кренится на наветренный борт на угол, равный амплитуде бортовой качки 0 (см. рис. 2Л.2.1);

3 на накрененное судно динамически действует порыв ветра, которому соответствует плечо кренящего момента I#2;

А вычисляются и сравниваются площади а и Ь9 заштрихованные на рис. 2.1.2.1. Площадь b ограничена кривой /{0} восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу 4-2» и углом крена 0w2= 50°, либо углом

заливания 0^ либо углом крена Qc, соответствующим точке второго пересечения прямой 4д с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из этих унтов меньше.

Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой ^2 и углом крена, равным 0W, — 0;

.5 остойчивость судна по щштерию погоды К=Ыа считается достаточной, если площадь Ъ равна или больше площади а, т.е. 1.

2.1.3 Статический угол крена 0wl от действия постоянного ветра не должен превышать 16°, либо угла, равного 0,8 угла входа в воду кромки открытой палубы, в зависимости от того, какой из них меньше.

Требования к статическому углу крена лесовозов и контейнеровозов изложены в 33 и 3.10.

2Л.4 Расчет плеча кренящего момента от давления ветра.

2ЛА1 Кренящее плечо 4,ь м, принимается постоянным для всех углов крена и рассчитывается по формуле

l^=pvAvzyfldddgA,    (2ЛА1-1)

—давление ветра, Па, определяемое по табл. 2Л .4.1 в зависимости от района шшвшшя судна;

zv — плечо парусности, м, принимаемое равным измеренному по вертикали расстоянию от центра площади парусности Ау до центра площади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость, шщ, приближенно, до середины осадки судна;

Av — площадь парусности, м2, определяемая согласно 1.4.6;

Л — водоизмещение судна, т;

g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2.

Кренящее плечо 4# определяется по формуле 1Я,.    (2Л.4.1-2)

2,1,4.2 Для рыболовных судов длиной от 24 до 45 м давление ветра в формуле (2ЛА1-1) может приниматься но табл. 2.1.4.2 в зависимости от расстояния Z от центра площади парусности до ватерлинии.

Таблица 2Л.4.1

Район плавания судна

Давление ветра Па

Неограниченный

504

Офшичешшй R1

353

Ограничашый К2, R2-RSN, R2-BSN^S),

252

R3-RSN


Таблица 2ААЛ

Z, м

1

2

3

4

5

>6

Р* Па

316

зт

429

460

485

504

Правит классификации и постройки морских судов

2.1.4.3 Суда, остойчивость которых по критерию погоды не отвечает требованиям, предъявляемым к судам ограниченного района плавания R2, могут быть допущены к эксплуатации как суда ограниченного района плавания R3 с установлением для них дополнительных ограничений с учетом особенностей района плавания и характера эксплуатации.

Требования к остойчивости плавучих кранов и крановых судов изложены в 4.1.

2.1.5 Расчет амплитуды качки.

2.1.5.1 Амплитуда качки судна с круглой скулой, град, вычисляется по формуле

0lr = №kXiX2jrS,    (2.1.5.1)

где к — коэффициент учитывающий влияние скуловых и/или брускового килей и определяемый в соответствии с 2.1.5.2; значение к принимается равным 1, если кили Отсутствуют^

Хх — безразмерный множитель, определяемый по табл. 2.1.5.1-1 в зависимости от отношения ширины я осадке ВМ;

Хг — безразмерный множитель, определяемый по табл. 2.1.5.1-2 в зависимости от коэффициента общей полноты судна Ся; г — параметр, определяемый по формуле г-0,73+0,б(^—ifyd Значение г не должно приниматься болыпе 1;

S—безразмерный множитель, определяемый по табл. 2.1.5.1-3 в зависимости от района плавания судна и периода качки Т, который рассчитывается по формуле

T=2cBlJh,

где с- 0,373+0,023B/d—0,043iw/l00;

h — исправленная мстацснтрическан высота (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов);

L^t — ддана судна по ватерлинии.

2.1.5.2 Для судов, имеющих скуловые кили или брусковый киль, или то и другое вместе, коэффициент к определяется по табл. 2.1.5.2 в

зависимости от отношения Aj/LwlB, в котором Ак — суммарная габаритная площадь скуловых килей, либо площадь боковой проекции брускового киля, либо сумма этих площадей, м2.

Скуловые кили не принимаются во внимание для

судов ледовых классов Агс4 — Агс9

2.1.5.3    Ори расчете амплитуды качки по формуле (2.1.5.1) для судна с острой скулой коэффициент к следует принимать равным 0,7.

2.1.5.4    Амплитуда качки судов, снабженных успокоителями качки, должна определяться без учета их работы.

2.1.5.5    Промежуточные величины в табл. 2.1.5.1-1 —

2.1.5.2 должны определяться путем линейной интерполяции. Расчетные значения амплитуды качки следует округлить до целых градусов.

2.1.5.6    Таблицы и формулы, используемые при расчете амплитуды качки, получены применительно к судам со следующими характеристиками: В/4^ 6,5; 0,7 < Zj/af < 1,5; Т< 20с. Для судов, имеющих значения перечисленных характеристик вне указанных диапазонов, амплитуда качки может быть определена с помощью модельного эксперимента по методике, приведенной в Сборнике нормативно-методических материалов, книга восемнадцатая, 2008 г.

2.2 ДИАГРАММА СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ

2.2.1 Площадь под положительной частью диаграммы статической остойчивости должна быть не менее 0,055 м-рад до угла крена 30° и не менее 0,09 м-рад до угла крена 40° либо до угла заливания 0/, в зависимости от того, какой из них меньше. Дополнительно, площадь между углами крена 30° и 40° или, если 0,- < 40°, между 30° и Of должна быть не менее 0,03 м-рад.

Максимальное плечо диаграммы статической остойчивости /т„ должно быть не менее 0,25 м для судов длиной 2,^80 м и 0,20 м для судов длиной 105 м при угле крена 0^ 30' , Для промежуточных значений Ъ величина плеча определяется линейной интерполяцией.

Угол, соответствующий максимуму диаграммы статической остойчивости, может быть уменьшен на величину, вычисленную, как указано в 2.2.2.

При наличии у диаграммы статической остойчивости двух максимумов вследствие влияния

Таблица 2.1.5.2

Коэффициент к

4АД%

0

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

>4,0

к

1,00

0,98

ода

0,88

0,79

0,74

0,72

0,70

Таблица 2.1.5.1-1

Множитель X,

Bj’d

а4

2,6

2,8

3,0

3,2

3,4

3,5

3,6

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

5» 6,5

Х\

1,00

0,96

ода

0,90

0,86

0,82

0,80

0,79

0,78

0,76

0,72

0,68

0,64

0,62

Таблица 2.1.5.1-2

Множитель Хг

С„

«50,45

0,50

0,55

0,60

0,65

>0,70

х2

0,75

0,82

0,89

0,95

0,97

1,00

Таблица 2.1.5.1-3

Множитель S

Район

Г, с

судна

<5

6

7

3

10

12

14

16

18

>20

Неогршы-

чеиный

0,100

0,100

0,098

0,093

0,079

0,065

0,053

0,044

0,038

0,035

Ограни-

И, R2, K2-RSN,

R3-HSN

0,100

0,093

0,083

0,073

0,053

0,040

0,035

0,035

0,035

0,035


Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 2017 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ IV. остойчивость

1.    Пункты 1.1.3, 1.1.4, 1.2.1, 1.4.7.1, 1.4.7.5.2, 1.5.2.1, 1.5.4, 1.5.11.1, 1.5.12, 1.5.13, 2.1.2.5, 2.1.4.3, 2.2.1, 2.3.1, 2.4.5, 3.2.5, 3.4.4.4, 3.5.2, 3.5.6, 3.6.4, 3.7.2.5, 3.7.3.4, 3.9.2.6, 3.104, 3.11.1, 3.11.4, 3.11.5, 3.12.4, 4.1.1.2,

4.1.2.4,4.1.4,4.1.5.3,4.1.6.1,4.1.6.2.9,4.1.8.1.1,4.1.8.9,4.1.9.4,4.1 Л 0.1, таблица 4.1.10.2, пункт 4.3.5, пункт 1.2 приложения 1: уточнены требования с целью исключения нечетких формулировок, таких как «специальное рассмотрение», «по согласованию с Ретстром» и т,п.

2.    Пункт 3.9.11 удален е целью исключения нечеткой формулировки «специальное рассмотрение».

3.    Глава 1.6 исключена.

4.    Глава 1.7: нумерация главы изменена на 1.6, гаава дополнена новым пунктом 1.6.5 по результатам НИР ЛЬ РС-б/2015.

5.    Глава 1.8: нумерация главы изменена на 1.7, ссылка на пункт 1.8.1 изменена на 1.7.1.

6.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1

Общие положения...........

. 5

3.7

Буксиры ..................

25

1.1

Область распространения.......

. 5

3.8

Дноуглубительные суда..........

26

1.2

Определения и пояснения.......

. 5

3.9

Суда длиной менее 24 м..........

28

1.3

Объем освидетельствований......

. 6

3.10

Контейнеровозы..............

30

1.4

Общие технические требования ....

. 7

3.11

Суда обеспечения.............

30

1.5

Опыты кренования и взвешивания . . .

. 11

3.12

Суда смешанного (река-море)

1.6

Условия достаточной остойчивости . .

14

плавания.................

31

1.7

Перегон судов.............

14

4

Требования к остойчивости плавучих

2

Общие требования к остойчивости. .

15

кранов, крановых судов, транспортных

2.1

Критерий погоды............

15

понтонов, доков и стоечных судов . . . .

33

2.2

Диаграмма статической остойчивости . .

. 16

4.1

Плавучие краны и крановые суда.....

33

2.3

Метацентрическая высота.......

17

4.2

Транспортные понтоны . .........

41

2.4

Учет обледенения..........

17

4.3

Плавучие доки...............

41

3

Дополнительные требования

4.4

Стоечные суда...... .........

43

к остойчивости............

19

Приложение 1. Инструктивные указания

3.1

Пассажирские суда...........

. 19

по составлению Информации

3.2

Сухогрузные суда...........

. 19

об остойчивости. .............

44

3.3

Лесовозы................

. 20

Приложение 2. Определение опрокида-

3.4

Наливные суда.............

, 21

вающего момента дам плавучего крана . .

54

3.5

Рыболовные суда............

. 24

Таблица обозначений величин, принятых

3.6

Суда специального назначения.....

, 24

в части IV «Остойчивость» ........

57

ЧАСТЬ IV. остойчивость

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части распространяются на закрытые (палубные) суда1, плавающие в водоиэмещающем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования настоящей части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

1.1.2    Если не оговорено иное, требования настоящей части распространяются на суда, находящиеся в эксплуатации, в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо, однако являются обязательными для судов, подвергающихся восстановительному ремонту, значительному ремонту, переоборудованию или модернизации, если в результате этого изменяется их остойчивость.

Остойчивость судов длиной менее 24 м после восстановительного ремонта, значительного ремонта, переоборудования или модернизации должна отвечать или требованиям настоящей части, или требованиям, которые предъявлялись к остойчивости этих судов до восстановительного ремонта, значительного ремонта, переоборудования или модернизации.

1.1.3    Требования настоящей части не распространяются на случай загрузки «судно порожнем».

1.1.4    На основании обоснования, представленного проектантом, включающего оценку остойчивости, мореходности, заливаемоеги и условий конкретного района эксплуатации, значения величин, требуемых настоящей частью, могут быть снижены.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация».

В настоящей части приняты следующие определения и пояснения.

Амплитуда качки — условная расчетная амплитуда качки.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания

’в раза. 1 настоящей часто термин «с>дно» также включает плавучий кран, крановое судно, док, транспортный понтон и стоечное судно, если нет особой оговорки и отсутствуют специальные требования.

внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до верхней кромки бимса верхней непрерывной палубы у борта, т. е. палубы, ниже которой объем корпуса судна учитывается в расчетах остойчивости. На судах, имеющих закругленное соединение указанной палубы с бортом, высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней непрерывной палубы и борта, как если бы это соединение было угловым, Если верхняя непрерывная палуба в продольном направлении имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается над точкой измерения высоты борта, высота борта должна измеряться до условной линии, являющейся продолжением нижней части палубы параллельно возвышенной части.

Гидростатические кривые — кривые элементов теоретического чертежа судна.

Давление ветра — условное расчетное давление ветра.

Диаграмма предельных моментов — диаграмма предельных статических моментов, по оси абсцисс которой отложены водоизмещение, дедвейт или осадка судна, а по оси ординат — предельные величины статических моментов массы по высоте, отвечающие совокупное™ различных требований настоящей части к остойчивости судна.

Длина судна — длина, как определено в Правилах о грузовой марке морских судов.

Жидкий груз — все имеющиеся на судне жидкости, включая груз наливных судов, жидкие судовые запасы, балласт; воду в успокоительных цистернах и плавательном бассейне и др.

Запасы — топливо, пресная вода, провизия, масло, расходный материал и т.п.

Зерно — пшеница, кукуруза (маис), овес, рожь, ячмень, рис, сорго, семена бобоных и других культур и таковые в обработанном виде, если их свойства аналогичны свойствам зерна в натуральном виде.

Информация — Информация об остойчивости судна.

Колодец — открытое пространство на верхней палубе длиной не более 30 % длины судна, ограниченное надстройками и сплошным фальшбортом, снабженным портиками.

Кр енящий момент от давления ветра — условный расчетный момент от действия ветра.

Мидель — середина длины судна.

Навалочный груз — зерно и незерновой груз, состоящий из отдельных частиц и погруженный без тары.


Правила классификации и постройки морских судов


Надстройка — закрытое палубой сооружение на верхней непрерывной палубе, простирающееся от борта до борта или не доходящее до борта судна на расстояние не более 4 % максимальной ширины судна. Возвышенный квартердек рассматривается как надстройка.

Однородный груз — груз, имеющий постоянный удельный погрузочный объем.

Опрокидывающий момент —условный расчетный минимальный кренящий момент, опрокидывающий судно.

Отверстия, считающиеся открытыми — отверстия в верхней палубе или бортах корпуса, а также в палубах, бортах и переборках надстроек и рубок, устройства для закрывания которых в отношении непроницаемости при воздействии моря, прочности и надежности не отвечают требованиям разд, 7 части Ш «Устройства, оборудование и снайжшие». Малые отверстия, такие как забортные отверстия судовых систем и трубопроводов, отверстия для проводов или цепей, снастей и якорей, а также отверстия шпигатов, в случае, если они погружаются в воду при угле крена, большем 30°, не считаются открытыми. Если перечисленные отверстия погружаются при угле 30° и менее и при этом, могут явиться причиной значительного затопления внутренних помещений судна, они должны рассматриваться как открытые.

Палубный лесной груз — груз леса, перевозимый на открытых частях палубы надводного борта или надстройки. Термин не распространяется на древесную массу или на подобный ей груз.

Перегон — плавание судна вне пределов установленного ему района плавания.

Переход — плавание судна технического флота в пределах установленного ему района плэвшшя.

Площадь парусности — площадь проекции надводной части судна (кроме плавучего крана и кранового судна) на диаметральную плоскость в прямом положении.

Поправка на свободные поверхности — поправка, учитывающая снижение остойчивости судна, обусловленное влиянием свободных поверхностей жидких грузов.

Рубка — закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4 % максимальной ширины судна, измеренной на миделе между наружными кромками шпангоутов, и имеющее двери, окна и подобные отверстия в наружных переборках.

Серийные суда —это суда, построенные на одной и той же верфи по одним и тем же чертежам.

Специальное устройство — система, постоянно установленная на судне дня оперативной

оценки его начальной остойчивости (например, креновые цистерны с указателями углов крена).

Судно порожнем — полностью готовое судно, но без дедвейта. В состав дедвейта включается жидкий балласт.

Угол заливания —угол крена, при котором происходит заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми, или отверстия, которые могут быть открытыми в рабочем состоянии судна по условиям эксплуатации.

Универсальная диаграмма — диаграмма остойчивости судна с неравномерной, пропорциональной синусам углов крена шкалой абсцисс, семейством кривых плеч остойчивости формы для различных водоиэмещений и шкалой метацентрических высот (или аппликат центра тяжести судна) по оси ординат для построения прямых лучей, определяющих остойчивость веса.

Ширина судна — наибольшая ширина, измеренная на уровне летней грузовой ватерлинии между наружными кромками шпангоута на судах с металлической обшивкой и между наружными поверхностями корпуса на судах с обшивкой из другого материала.

Обозначения величин, принятые в настоящей части, приведены в таблице, расположенной в юнце

Ч8СТИ.

13 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации и освидетельствований, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение и одобрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    Для каждого судна, на которое распространяются требования настоящей части. Регистр осуществляет:

.1 до постройки и переоборудования судна: рассмотрение и одобрение технической документации, относящейся к остойчивости судна;

.2 во время постройки, переоборудования и испытания судна:

наблюдение за проведением опыта кренования или взвешивания;

рассмотрение и одобрение Информации об остойчивости;

рассмотрение и одобрение Руководства по безопасной замене балласта в море;

.3 при очередных освидетельствованиях для возобновления класса, а также после ремонта и модернизации судна:


7


установление изменений в нагрузке судна порожнем с целью заключения о дальнейшей пригодности Информации об остойчивости;

определение веса судна порожнем опытным путем на пассажирских и рыболовных судах и наблюдение за проведением опыта кренования и взвешивания.

М ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4.1    Расчеты должны выполняться общепринятыми в теории корабля методами. При испсшьзоншши вычислительных мяшин методика расчета и программа вычислений должны быть одобрены Регистром.

1.4.2    Расчет остойчивости формы,

1.4.2.1 Расчеты плеч остойчивости формы должны выполняться по ватерлишпо^ параллельною конструктивной.

Для судов, эксштуаткруЮЩИХС Я С постоянным значительным начальным дифферентом, расчеты плеч ОСТОЙЧИВОСТИ формы должны выполняться с учетом начального дифферента.

Расчеты плеч остойчивости формы следует выполнять с учетом сопутствующего дифферента

В случае наличия асимметрии судна относительно диаметральной плоскости (включая помещения на палубе) плети остойчивости формы должны рассчитываться при крене в сторону того борта, для которого характеристики остойчивости имеют меныпие значения.

1 А2.2 При расчете шея остойчивости формы могут полностью учитываться те ярусы надегройки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части ПТ «Устройства, оборудование и снабжение» к первому ярусу надстройки (считая от палубы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3 — 7JZ.1.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

.2 имеют доступ для экипажа с вышележащей открытой палубы в рабочие помещения внутри этих надстроек, а также в машинное отделение другими путями во все время, когда отверстия в переборках надстройки закрыты.

Если средняя надстройка и ют отвечают требованиям 7.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение», но двери в переборках надстроек являются единственными выходами на палубу и при этом верхняя кромка комингсов дверей надстроек погружается в веду у судна в полном грузу при угле крена, меньшем 60°, расчетная высота надстроек условно должна приниматься равной половине действительной высоты, а д вери в надстройке считаются закрытыми. Если верхняя кромка комингсов дверей

погружается в воду при угле крена судна в полной грузу, равном или большем 60°, расчетная высота надстройки над палубой принимается равной действительной высоте.

1.42.3    При расчете плеч остойчивости формы могут быть также учтены те ярусы рубки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение» к первому ярусу рубки (считая от палубы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3 — 7.2.1.5 части ПТ «Устройства, оборудование и снабжение»;

,2 имеют дополнительный выход на вышележащую палубу.

При выполнении перечисленных условий рубки засчитываются на полную высоту. Если рубки отвечают требованиям 7.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение», но отсутствует дополнительный выход на вышележащую палубу, то такие рубки при расчете плеч остойчивости формы не учитываются, а находящиеся под ними отверстия в палубе судна условно считаются закрытыми независимо от того, имеют они закрытия или нет. Рубки, закрытия которых не отвечают требованиям 7.5 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение», при расчете плеч остойчивости формы не должны приниматься во внимание. Паходягциеся иод ними отверстия в палубе считаются закрытыми только в том случае, если их комингсы и устройства для закрывания отвечают требованиям 7.3, 7.7 — 7.10 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение».

Рубки на палубах, расположенных выше палубы надводного борта, не должны учитываться при расчетах плеч остойчивости формы.

1.4.2.4    У, судов, имеющих закрытия люков, отвечающие требованиям рачд. 7 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение», могут быть учтены объемы люков.

1.4.2.5    На чертеже кривых плеч остойчивости формы должна быт в малом масштабе приведена схема учитываемых надстроек и рубок с указанием отверстий, считающихся открытыми.

Должно был, указано положение точки, относительно которой рассчитаны плечи остойчивости формы.

1.4.3    Схема отсеков.

Схема непроницаемых отсеков должна содержат данные, необходимые для расчета положения центров тяжести отдельных цистерн, заполненных жидкими грузами, и величин поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов на остойчивость.

1.4.4    План палуб.

1.4.4.1 Планы палуб должны содержат все данные для определения центров тяжести палубных грузов.


Правша классификации и постройки морских, судов

1.4.4.2 На планах палуб для пассажирских судов должна быть указана площадь палубы, по которой могут свободно передвигаться пассажиры, и показано максимально возможное скопление людей на свободных площадях палубы при переходе пассажиров на один борт судна (см. 3.1.2).

14.5 Схема расположения дверей, сходных люков и иллюминаторов. Угол заливания.

1.4.5.1    Схема расположения дверей и сходных люков должна включать все двери и сходные люки, ведущие на открытые палубы, а также все двери и люки в наружной обшивке с соответствующими ссылками на их конструкцию.

1.4.5.2    Схема расположения иллюминаторов должна включать в себя все иллюминаторы, расположенные ниже верхней непрерывной палубы, а также в надстройках и рубках, учитываемых при вычислении плеч остойчивости формы.

1.4.5.3    К расчетам плеч остойчивости формы каждого судна должна быть приложена кривая углов заливания через самое низкое считающееся открытым отверстие в борту, палубе или надстройке судна. Отверстия вентиляции машинных помещений, отверстия вентиляции пассажирских помещений и другие отверстия, которые должны быть открыты для поступления воздуха внутрь судна при плавании в штормовых условиях, должны рассматриваться как открытые отверстия даже если они оборудованы непроницаемыми при воздействии моря закрытиями.

1.4.6 Расчет парусности судна (кроме плавучего крана и кранового судна).

1.4.6.1 В площадь парусности должны быть зачтены проекции всех сплошных стенок и поверхностей корпуса, надстроек и рубок судна на диаметральную плоскость, проекции мйчт, вентиляторов, шлюпок, палубных механизмов, всех тентов, которые могут оказаться натянутыми при штормовой погоде, а также проекции боковых поверхностей палубных грузов, включая лесной, перевозка которых на судне предусматривается проектом.

Для судов, имеющих вспомогательное парусное вооружение, площадь парусности свернутых парусов должна учитываться отдельно по чертежу бокового вида и включаться в общую площадь парусности сплошных поверхностей.

Парусность несплошншх поверхностей лееров, рангоута (кроме мачт) и такелажа судов, не имеющих парусного вооружения, и парусность разных мелких

предметов рекомендуется учитывать путем увеличения вычисленной для минимальной осадки <4лЛ суммарной площади парусности сплошных поверхностей на 5 % и статического момента этой площади относительно основной плоскости на 10 %.

Для определения парусности несплошных поверхностей у судов, подвергающихся обледенению, площадь и статический момент площади парусности сплошных поверхностей относительно основной плоскости, рассчитанные для осадки Дпт, увеличиваются в условиях обледенения соответственно на 10 и 20 % или на 7,5 и !5 % в зависимости от норм обледенения, указанных в 2.4. При этом площадь парусности несплопшых поверхностей и положение ее центра тяжести по высоте относительно основной плоскости принимаются постоянными для всех случаев загрузки.

Для контейнеровозов боковая проекция палубных контейнеров должна быть зачтена в площадь парусности как сплошная стенка, без учета зазоров между отдельными контейнерами.

1.4.6.2 Применение указанных приближенных приемов для учета парусности несплошных поверхностей и мелких предметов не является обязательным. По желанию проектанта эти части парусности могут был. определены более детально.

В этом случае при вычислении парусности лееров, крановых ферм решетчатого типа, засчитываемые габаритные площади должны умножаться на коэффициенты заполнения, которые принимаются:

Для рангоута, снастей и вант судов, не имеющих парусного вооружения, коэффициенты заполнения должны приниматься по табл. 1.4.6.2 в зависимости от отношения z0fbo, где z0 — возвьппение точки крепления вант к мачте над фальшбортом; 60 — величина разноса вант у фальшборта.

Проекции надводной части корпуса, рубок и надстроек должны засчитываться с коэффициентом обтекания 1,0. Проекции конструкций круглого сечения, отдельно расположенных на палубе (труб.

Коэффициет

заполнения

Без

обледенения

При

обледенении

Длм лееров, затянутых сеткой

0,6

Длм лееров, не затянутых сеткой

од

0,8

Для крановых ферм решетчатого

0,5

1,0

типа

Коэффициенты заполнения

Таблица 1.4,6.2

zq/Ьо

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Коэффициенты заполнения: без обледенив

0,14

0,18

0,23

0,27

0,31

0,35

0,4

0,44

0,48

0,52

0,57

0,61

при обледенении

0,27

0,34

0,44

0,51

0,59

0,66

0,76

0,84

0,91

1,0

1,0

1,0



9


вентиляторов, мант), должны приниматься с коэффициентом обтекания 0,6. При детальном подсчете площади парусности мелких предметов, нестшошных поверхностей рангоута, такелажа, лееров, ваш; снастей и т. п. следует принимать коэффициент обтекания равным 1,0. Если проекции отдельных частей площади парусности полностью или частично перекрывают одна другую, в расчет следует вводить площадь толью одной из пережры-вающих проекций.

Если перекрывающие проекции имеют различные коэффициенты обтекания, в расчет должны вводиться проекции с более высокими коэффициентами обтекания,

1 .4.6.3 Для расчета плеча кренящего момента от давления ветра согласно 2.1.4 плечо парусности должно определяться как расстояние, м, между центром парусности и центром площади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость в прямом положении судна иа спокойной воде. Положение центра парусности должно определяться способом, обычно применяемым для нахождения координат центра тяжести плоской фигуры.

1.4.6.4 Площадь парусности и ее статический момент должны вычисляться для осадки судна d^m. Элементы парусности при остальных осадках определяются пересчетом. Допускается пользоваться линейной интерполяцией, приняв вторую точку по осадке, соответствующей летней грузовой марке,

1.4.7 Расчет влияния жидких грузов.

1.4.7.1    Влияние свободной поверхности жидкости должно учитываться в случае, тоща уровень заполнения цистерны менее 98 % от максимального объема.

Влияние свободной поверхности жидкости может не учитываться, тоща цистерна считается номинально полной, т.е. уровень заполнения составляет 98 % или более от максимального объема.

Для грузовых цистерн, считающихся номинально полными, при заполнении на 98 % от максимального объема влияние свободней поверхности должно учитываться. При этом, поправка к начальной мегацентричес-кой высоте должна быть вычислена как результат деления момента инерции свободной поверхности жидкости при угле крена 5° на водоизмещение судна, а поправка к плечам диаграммы статической остойчивости должна быть вычислена на основании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистерне для положения судна без крена.

Влияние свободной поверхности в малых цистернах может не учитываться в расчетах при выполнении условий, указанных в 1.4.7.7.

1.4.7.2    Цистерны, учитываемые при определении поправки на влияние свободной поверхности, могут быть отнесены к одной та двух категорий:

цистерны с постоянным уровнем заполнения (например, грузовой танк с жидким грузом,

цистерна водяного балласта). Поправки на влияние свободной поверхности должны определяться для фактического уровня заполнения, предусмотренного для каждой цистерны;

цистерны с переменным уровнем заполнения (например, расходуемые жидкости, такие как, топливо, масло, пресная вода, а также жидкий груз и балласт при выполнении операций по их приему, расходыванито или перекачке). За исключением того, что оговорено в 1.4.7.4, поправки на свободную поверхность должны иметь максимальные значения, определенные в пределах нижней и верхней границы заполнения каждой цистерны, предусмотренных рекомендациями по эксплуатации судна.

1.4.7.3    В число цистерн, учитываемых при подсчете влияния жидкого груза на остойчивость, должны включаться цистерны каждого вида жидкого груза и балласта, в которых по условиям эксплуатации могут быть одновременно свободные поверхности, а также противокреновые цистерны и цистерны системы успокоителей качки независимо от типа цистерн. Для учета влияния свободных поверхностей надлежит составить расчетную комбинацию из одиночных цистерн или их сочетания по каждому виду жидкого груза Из числа возможных в эксплуатации сочетаний цистерн по отдельным видам жидкого груза и балласта либо одиночных цистерн следует выбрать такие, у которых влияние свободных поверхностей оказывается наибольшим. Полученная расчетная комбинация цистерн распространяется на все случаи загрузки, кроме докового, независимо от фактического наличия свободных поверхностей, в том числе и для судна с полными запасами. При этом углы крена, для которых определяются максимальные поправки, выбираются в зависимости от применяемых к судну критериев остойчивости (с учетом требований к делению судна на отсеки и аварийной посадке и остойчивости, если эти требования применимы к судну),

1.4.7.4    Для судна, осуществляющего операцию по перекачке жидкостей, поправка на влияние свободных поверхностей на любой стад ии операции может определяться для фактического уровня заполнения каждой цистерны на данной стадии перекачки.

1.4.7.5    Поправки к начальной метацентричесюй высоте и к диаграмме остойчивости должны рассчитываться по отдельности следующим образом.

1.4.7.5.1    Поправки к начальной метацент-рической высоте Ат/, определяются как произведение плотностей жидких грузов на собственные поперечные моменты инерции свободных поверхностей в цистернах, рассчитанные для положения судна без грела в соответствии с категориями цистерн, определенными в 1.4.7.2.

1.4.7.5.2    Поправки к плечам диаграммы остойчивости могут быть определены одним из


Правила классификации и постройки морских судов

двух следующих способов, определяемым в зависимости от степени изменения площади свободной поверхности жидкости в цистерне при накренении судна и запаса остойчивости судна:

.1 расчет поправки базируется на использовании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистернах для каждого рассматриваемого угла крена судна;

Л расчет поправки базируется на использовании собственного поперечного момента инерции свободных поверхностей в цистернах при положении судна без крена, корректируемого для каждого рассматриваемого угла крена судна 9 путем умножения на sin 0.

1.4.7.6    В информации об остойчивости должен быль представлен только метод, использованный при расчете поправок к плечам диаграммы остойчивости. В случае, если в инструкции по оценке остойчивости вручную для нетипового случая загрузки предложен альтернативный способ, инструкция должна включать пример расчета поправки на влияние свободной поверхности с разъяснением причин отличия результатов расчета поправки вручную от результатов расчетов по принятому методу.

1.4.7.7    В расчет могут не включаться цистерны, в сумме отвечающие условию

АМ30 < 0,01 А^;    (1.4.7.7-1)

для плавучих кранов в расчет могут не включаться цистерны, отвечающие условию

АМ,5 < 0,02Amin,    (1.4.7.7-2)

где ДМзо, AMjs — кренящие момент от переливания жидкости при крене 30” и 15”.

Суммарная поправка АМ15 для цистерн, которые не включаются в расчет, не должна превышать 0,05Amill. В противном случае соответствующие поправки должны учитываться в расчете.

Обычные остатки жидкостей в опорожненных цистернах в расчетах не учитываются при условии, что общее количество таких остатков не повлечет за собой значительного увеличения влияния свободных поверхностей на остойчивость судна.

1.4.8 Случаи загрузки.

1.4.8.1    Остойчивость должна проверяться при всех случаях загрузки, указанных для отдельных типов судов в раэд. 3 и 4.

1.4.8.2    Для судов тех типов, по которым в разд. 3 отсутствуют специальные указания, в число случаев загрузки, подлежащих проверке, должны быть включены следующие:

.1 судно с полным грузом, с полными запасами;

Л судно с полным грузом, с 10 % запасов;

.3 судно без груза, с полными запасами;

.4 судно без груза, с 10 % запасов.

1.4.8.3    Если в процессе нормальной эксплуатации судна предусматриваются худшие, в от

ношении остойчивости, случаи загрузки, по сравнению с перечисленными в 1.4.8.2 либо указанными в разд. 3, та для них также должна быть проверена остойчивость.

1.4.8.4    При наличии ил судне твердого балласта его масса должна включаться в состав нагрузки «судно порожнем».

1.4.8.5    При всех вариантах нагрузки, возможных в эксплуатации суща, за исключением указанных в 1.4.8.2.1 и особо оговариваемых в разд. 3, допускается, если необходимо, включать в состав нагрузки водяной балласт.

1.4.9    Диаграммы остойчивости,

1.4.9.1    Для всех рассматриваемых случаев загрузки должны быть построены диаграммы остойчивости, рассчитанные с учетом поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов.

1.4.9.2    При наличии отверстий, считающихся открытыми, в борту, верхней палубе или в надстройках судна, через которые вода может попадать внутрь корпуса, диаграммы остойчивости считаются действительными до угла заливания. При накренениях судна, превышающих угол заливания, судно следует считать полностью утратившим остойчивость, и диаграммы остойчивости при этом угле обрываются.

1.4.9.3    Если распространение воды, поступающей в надстройку через отверстия, считающиеся открытыми, ограничивается лишь данной надстройкой или частью ее, такая надстройка или часть ее при углах крена, превышающих угол заливания, должна рассматриваться как несуществующая. Диаграмма статической остойчивости при этом получает уступ, а диаграмма динамической остойчивости — излом.

1.4.10    Расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости, и сводные таблицы.

1.4.10.1    Для обследуемых судов должны быть представлены на рассмотрение Регистру все расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости (расчет нагрузки, начальной остойчивости, диаграмм остойчивости, парусности, амплитуд качки, крена от скопления пассажиров на одном борту, крена да циркуляции, обледенения и т.п.)

1.4.10.2    Для всех расчетных случаев загрузки должны быт составлены сводные таблицы результатов расчета водоизмещения, положения центра тяжести, начальной остойчивости и дифферента, а также сводные таблицы результатов проверки остойчивости на соответствие требованиям настоящей части.

L4.ll Требования к Информации об остойчивости.

1.4.11.1 Для обеспечения остойчивости судна в эксплуатации да каждое судно должна быть выдана одобренная Регистром Информация об остойчивости, содержащая следующие сведения:

.1 общие данные по судну;


1

При расчете критерия погоди допускается использовать результаты модельных испытаний, выполненных в соответствии

2

с требованиями Временного руководства по альтернативной оценке критерия погоды (см. Сборник нормативнометодических материалов, книга восемнадцатая, 2008 г.).