Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

75 страниц

Купить НД 2-020101-104 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на судовые механические установки, оборудование машинных помещений, валопроводы, движители, системы мониторинга технического состояния механизмов механической установки. Запасные части и средства активного управления судами

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

2 Общие требования

     2.1 Мощность главных механизмов

     2.2 Число главных котлов

     2.3 Условия окружающей среды

     2.4 Материалы и сварка

     2.5 Контрольно-измерительные приборы.

     2.6 Применение показателей надежности механических установок

3 Устройства и посты управления. Средства связи

     3.1 Устройства управления

     3.2 Посты управления

     3.3 Средства связи

4 Машинные помещения, расположение механизмов и оборудования

     4.1 Общие положения

     4.2 Расположение механизмов и оборудования

     4.3 Расположение топливных цистерн

     4.4 Установка механизмов и оборудования

     4.5 Выходные пути из машинных помещений

     4.6 Изоляция нагревающихся поверхностей

5 Валопроводы

     5.1 Общие положения

     5.2 Конструкция и размеры валов

     5.3 Соединение валов

     5.4 Бесшпоночные соединения гребного винта и муфт валопровода

     5.5 Расположение опор валопровода

     5.6 Подшипники валов

     5.7 Дейдвудные уплотнения

     5.8 Тормозные устройства

     5.9 Гидравлические испытания

6 Движители

     6.1 Общие положения

     6.2 Толщина лопасти

     6.3 Ступица и детали крепления лопасти

     6.4 Балансировка винтов

     6.5 Винты регулируемого шага

     6.6 Гидравлические испытания

7 Средства активного управления судами

     7.1 Общие положения

     7.2 Требования к конструкции

     7.3 Средства аварийно-предупредительной сигнализации

     7.4 Гидравлические испытания

8 Крутильные колебания

     8.1 Общие положения

     8.2 Допускаемые напряжения для коленчатых валов

     8.3 Допускаемые напряжения для промежуточных, упорных, гребных валов и валов генераторов

     8.4 Допускаемый момент в редукторе

     8.5 Допускаемые момент и температура упругих муфт

     8.6 Прочие элементы установки

     8.7 Измерения крутильных колебаний

     8.8 Запретные зоны частот вращения

9 Вибрация механизмов и оборудования. Технические нормы

     9.1 Общие положения

     9.2 Нормируемые параметры вибрации

     9.3 Нормы вибрации двигателей внутреннего сгорания

     9.4 Нормы вибрации главных паровых турбозубчатых агрегатов и упорных подшипников

     9.5 Нормы вибрации роторных вспомогательных механизмов

     9.6 Нормы вибрации поршневых воздушных компрессоров

     9.7 Нормы вибрации котлов и теплообменных аппаратов

     9.8 Нормы вибрации газотурбозубчатых агрегатов

     9.9 Нормы вибрации винторулевых колонок с механическим приводом

10 Системы мониторинга технического состояния механизмов

     10.1 Общие положения

     10.2 Объекты и параметры контроля

     10.3 Общие требования к системам мониторинга технического состояния

     10.4 Техническая документация

     10.5 Требования к контролю показателей рабочих масел

     10.6 Требования к контролю параметров рабочего процесса дизеля

     10.7 Требования к контролю параметров износа цилиндро-поршневой группы дизеля

     10.8 Требования к контролю параметров вибрации

     10.9 Требования к контролю ударных импульсов

     10.10 Требования к анализу тенденции изменения диагностических параметров и прогнозу технического состояния

11 Качественный анализ отказов пропульсивной установки и рулевого устройства на пассажирских судах

     11.1 Область распространения

     11.2 Системы, подлежащие анализу

     11.3 Критерии отказов

     11.4 Проверка решений

Приложение 1. Запасные части. Рекомендуемый перечень

Приложение 2. Оценка усталостной прочности промежуточных валов, изготовленных из высокопрочных сталей

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Завершение срока действия01.01.2019
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-104

Этот документ находится в:

Организации:

03.10.2017УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 03.10.17

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть VII

МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

НД 2-020101-104

СанктгПетербург

2018

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2018 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть \ТП «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part ХЕХ "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО SI1А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и 834 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов?? (май 2015).

Части I XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае

расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части ХУНТ — ХЕХ издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2018


11

Часть VIL Механические установки

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2,1 МОЩНОСТЬ ГЛАВНЫХ МЕХАНИЗМОВ

2*1,1 Требования: к мощности на гребных валах ледоколов и судов ледовых классов приведены в 2.1Л Л --2ЛЛ.4 в зависимости от их ледового класса.

2*1,1*1 Мощность на гребных валах ледоколов должна быть обоснована и соответствовать их ледовому классу согласно 2.2.3 части I «Классификация».

2*1*1,2 Минимально требуемая мощность на гребных валах судов ледовых классов 1се2 и 1сеЗ должна быть не менее любого из значений* огфедепмемьгх согласно 2.1Л.З и 2ЛЛ.4.

Минимально требуемая мощность на гребных валах судов ледового класса Агс4 должна быть не менее меньшего из значений, определяемых согласно 2.1 Л.3 и 2ЛЛА

Минимально требуемая мощность на гребных валах судов ледовых классов А.гс5 - Агс9 должна определяться согласно 2.1.1,3.

2,1 Л.3 Мощность    кВт,    определяется    по

формуле

Pmm=fifMf^ + Po),    (2 Л.    1.3)

ще fi= 1,0 — для винтов фиксированного шага;

f\ = 0,9 — да пропуиьсивных установок с ВРШ или электроприводом;

/а- ф/200+ 0,675* но не более 1,1;

Ф—угол наклона форштевня (см, ЗЛ0Л.2 части II «Корпус»);

/г= 1,1 — для бупьбообрааной формы носовой оконечности судна; произведение f\ во всех случаях должно приниматься не менее 0,85;

/з = 1ДВД/А, но не менее чем 1,0;

В —ширина судна, м;

А —водоизмещение судна по летнюю грузовую ватерлинию (см. 1.2.1 части III «Устройства, оборудование и снабжение»), т. При вычислении для судов ледовых классов 1се2 и 1сеЗ величина А может приниматься не более 80000 т; fin Ро —принимаются по табл. 2ЛЛ.З.

Независимо от результатов определения мощности по формуле (2.1 Л.3) минимальная мощность* кВт, должна быть не менее:

10000 — доя судов ледового класса Агс9;

7200 — доя судов ледового класса Агс8;

5000 — доя судов ледового класса Агс7;

3500 — доя судов ледового класса Агсб;

2600 — для судов ледового класса Агс5;

1000 — для судов ледового класса Агс4;

740 — для судов ледовых классов Ice2 и 1сеЗ. 2.1.14 Мощность Ртт+ кВт, определяется как наибольшее значение^ рассчитанное дня верхней (ВДВЛ) и нижней лешвых ватерлиний (НцЩГП, как указано в 1,1,3 чаши XVTI Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна», по формуле

'■*=■*• ^Т0^.    ‘2-и-4

р

ще К9- коэффициент; принимаемый по табл. 2.1.1.4-1;

Rch - параметр, определяемый по формуле

Rch = 845С(?^+ Н^(В\С^И^М21ш &Н%+

+ 825(2ЛЛ.4-2)

ще Сц = 0,15eos<p2 4й sim|f sina, но не менее 0,45; #*-=О*2б+(#^)0,5;

Нм = 1,0 ддя судов ледового класса Агс4;

ш 0,8 да судов ледовош класса 1сеЗ;

Им = 0,6 для судов ледового класса 1ее2;

В -ширина судна, м (см, рис. 2ЛЛ .4);

С*=0,047ф-2Д15;

Сф = 0 при ф < 45 ';

L/*r — длина щшиндричетеой вставки, м;

L — длина судна между перпендикулярами, м;

Т—осадка при ВЛВЛ или НЛВЛ, м;

Аур- площадь ватерлинии носового заострения, м2; а - угол наклона ватерлинии, измеряемый в плоскости бшшса, отстоящего от диаметральной плоскости судна на расстояние 3/4, град,;

~~ ЧЛтПЕ ВгвИГСТПВга    а    члас^ддгяиаииги.«та К> ШШ«(Щmnwi

jf Hull ж*(ввь*1    IvImIaIi    JfliJiftflt    1»удА»дмД|1И»    I#    V1 j/uJedIHIvkI

плоскости судна, трад,;

Ф1 = 90° длл бульбообразной формы носовой охоиечшетк судна;

Ф2 - угол наклона носа в точке форштевня, измеряемый в плоскости батокса, отстоящего от диаметральной плоскости судна на расстояние Ш4, град.; ф = arctan(tanq>2/sina);

Dp - диаметр гребного винта, м;

LBOfr - длина носового заострения, м.

Величина (LTiFPf должна находиться в диапазоне 5    20.

Формула (2.1 Л.4-1) может быть использована при выполнении условий, указанных в табл, 2.1,1.4-2.

2*1Л*5 Минимальные значения мощности могут бы ть уменьшены при представлении на рассмотрение

Таблица 2.1,1,3

Водоизмещение А, т

Величина

Суда ледовых классов

1се2

1сеЗ

Агс4

Агс5

Агсб

Arc?

Агс8

Агс9

А <30000

л

0,18

0,22

0*26

о,з

0,36

0,42

0,47

0,5

Р<5, кВт

0

370

740

2200

3100

4(Ю0

5300

7500

А £30000

л

0,11

0,13

0,15

0,22

0,24

0,25

0,26

Ро» кВт

2100

3070

4040

5200

7300

9400

11600

14700



Правила классификации и постройки морских судов

Lbow

Рис. 2.1.1.4 Геометрические характеристики судна при определении мощности на гребных валах судов ледовых классов


Регистра технического обоснования в каждом конкретном случае.

2.1.2    На ледоколах и суд ах ледовых классов Агсб— Агс9 использование в качестве тайных механизмов турбин и ДВС с механической передачей мощности на гребной винт может быть допущено при условии применения устройств, предохраняющих турбины, редукторы ГТЗА и дизель-редукгорные агрегаты от нагрузок, превышающих расчетный крутящий момент, определяемый с учетом эксплуатации этих судов в ледовых условиях в соответствии с требованиями 4.2.32 части IX «Механизмы».

2.1.3    Пропульсивная установка судна должна обеспечивать возможность работы на задний ход

для необходимой маневренности судна при всех нормальных условиях эксплуатации.

2.1.4    Пропульсивная установка должна обеспечивать при установившемся свободном заднем ходе судна не менее 70 % расчетной частоты вращения механизмов переднего хода в течение не менее 30 мин.

Под расчетной частотой вращения механизмов переднего хода понимается частота вращения, соответствующая максимальной длительной мощности главных механизмов.

Мощность заднего хода должна быть достаточной для торможения судна, идущего полным передним ходом, в пределах приемлемого расстояния, что должно быть подтверждено во время испытаний.

2.1.5    В пропульсивных установках с реверсивными передачами или ВРШ, а также в гребных электрических установках работа на задний ход не должна приводить к перегрузке главных механизмов сверх допустимых значений.

2.1.6    Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие ввод в действие механизмов при нерабочем состоянии судна без помощи извне (см. 16.2.3 части VIII «Системы и трубопроводы»).

Па судах, двигатели внутреннего сгорания которых запускаются сжатым воздухом, состав оборудования для пуска должен обеспечивать получение воздуха в достаточном для первоначального запуска количестве без помощи извне.

Если на судне не предусмотрен аварийный генератор, или он не отвечает требованиям 2.9.4 части IX «Механизмы», оборудование для ввода в действие главных и вспомогательных механизмов должно быть таким, чтобы первоначальный запас пускового воздуха, электроэнергии или любого другого вида энергии для привода мог быть

Таблица 2.1.1.4-1 Значения коэффициента К,_

Количество

Пропульсивная

Пропульсивная

гребных

установка с ВРШ или

установка с винтом

ВИНТОВ

электроприводом

фиксированного шага

1

2,03

2,26

2

1,44

1,60

3

1,18

1,31

Таблица 2.1.1.4-2 Условия применимости формулы (2.1.1.4-1)

Параметр

Минимальное значение

Максимальное

значение

«, град.

15

55

Фи град.

25

90

Фг. град.

10

90

L, м

65,0

250,0

В, м

11,0

40,0

Г, и

4,0

15,0

Laow/L

0,15

0,40

Lnu/L

0,25

0,75

Df/T

0,45

0,75

ARAL'S)

0,09

0,27


13


получен на борту судна без помощи извне. Если для этого необходимо использовать аварийный воздушный компрессор или электрогенератор, то они должны получать энергию от ДВС с ручным запуском или ручного компрессора.

Аварийный генератор и другие необходимые средства для ввода в действие главных механизмов должны иметь мощность, достаточную для восстановления возможности пуска последних в течение 30 мин после наступления нерабочего состояния или обесточивания (см. 1.2).

Технические средства, предназначенные для пуска аварийного дизель-генератора, не должны напрямую использоваться для запуска главных механизмов, основных источников электроэнергии и/или других вспомогательных механизмов ответственного назначения (искпкная аварийный дизель-генератор).

Для судов с паросиловой установкой под 30-минутным периодом восстановления энергии понимается время с момента наступления нерабочего состояния или обесточивания до момента включения первого котла.

2.1.7    Пропульсивная установка с одним главным двигателем внутреннего сгорания в случае выхода из строя одного или всех турбонагнетателей (см. 2.5.1 части ГХ «Механизмы») должна обеспечить скорость судна, при которой сохраняется управляемость судном. При этом главный двигатель должен обеспечить не менее 10 % от номинальной мощности.

2.1.8    Мощность главных механизмов судов смешанного (река-море) плавания должна обеспечивать скорость судна в грузу на тихож воде не менее 10 уз.

2.1.9    Форсированные высокооборотные двигатели (свыше 750 об/мин), повышенная шумность которых будет создавать затруднения в непосредственном (с местных постов) управлении и контроле за работой, могут быть допущены .Регистром ^щя использования их в качестве пивных двигателей на морских судах при условии обеспечения дастанционного контроля и управления, исютючэющйх необходимость постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинном отделении.

Применяемые при этом средства дистанционного контроля и управления должны отвечать требованиям части XV «Автоматизация».

2.1.10    Для судов кагамаранного типа выход из строя механической установки одного из корпусов судна не должен служить причиной выхода из строя механической установки другого корпуса

2.1.11    Длительная работа пропульсивной установки на всех спецификационных режимах судна при его эксплуатации в условиях, соответствующих присвоенному классу, не должна приводить к перегрузке. Должен быть предусмотрен технически обоснованный запас мощности.

2.1.12    Пропульсивные установки и вспомогательные механизмы пассажирских судов, имеющих длину, определенную согласно 1.2.1 Правил о грузовой марке морских судов, 120 м и более или имеющих три или более главные вертикальные зоны, должны отвечать требованиям 2.2.б.7.1 и 2.2.6.8 части VI «Противопожарная защита».

2.2 ЧИСЛО ГЛАВНЫХ КОТЛОВ

2.2.1 На судах неограниченного района плавания, как правило, должно быть не менее двух главных котлов. Применение паросиловой установки с одним главным котлом может быть допущено при условии представления на рассмотрение Регистра технического обоснования.

2.3 УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.3.1 Установленные на судне механизмы, оборудование и системы должны сохранять работоспособность в условиях окружающей среды, указанных в табл. 2.3.1-1 и 2.3.1-2, если в других частях Правил не указано иное.

Температура забортной воды принимается равной 32 “С. Для судов, предназначенных для плавания в географически ограниченных районах.

Таблица 2.3.1-1

Крен, качка и дифферент1'2, град

Механизмы и оборудование

Дшпеиьньи крен при статических уелоикях на ТОГ ИДИ ИНОЙ борт

Крен при д инамических условиях на таг или мнем борт (бортовая качка)

дкффередт на шс или па корму

Дишшнесвнй дифферент на нос или на корму (килевая гонка)

Главные и вспомогательные механизмы Механизмы и оборудование аварийного назнэтотия (аварийные источники энергии, аварийные поягдоные насосы и их устройства)

15,0

22^

22,5

22,5*

5,03 10,0

7,5

10,0

'Длительные крен и дифферент должны учитываться одновременно. Бортовая и килевая качка также должны учитываться Одновременно.

2По согласованию с Регистром величины наклонений могут быть изменены в зависимое™ от типа и размерений судна, а шке условий его эксплуатации.

’При длине судна, превышающей 100 м, длительный дифферент на нос или на корму может был. принят равным (50(ЩГ, где L — длина судна, м, определяемая в соответствии с 1.1.3 части П «Корпус».

4На газовозах и химовозах аварийные источники энергии должны сохранять работоспособность три крене судна до 30°.



Правила классификации и постройки морских судов

могут устанавливаться другие значения температуры при наличии технического обоснования.

2,4 МАТЕРИАЛЫ И СВАРКА

2ЛЛ Материалы, предназначенные для тагшовлення деталей валопроводов и движителей, должны отвечать требованиям соответствующих глав части ХШ «Материалы», указанных в колонке 4 тайл. 1.З.2.З. Материалы деталей валспроюдов, указанных в п, 1,7 табл. 13.2.3, выбираются по стандартам. Материалы деталей,

указанных в ют. 1.2...............1.6, 1.8, 22.3 и 2.3 тайл. 13.2.3.

могут быть также выбраны по стандартам, В эош случае применение материалов подлежит согласованию с Регистром при рассмотрении технической документации.

Материалы деталей (полуфабрикатов), указанных в ют. 1.1, 2.1, 2.2.1 и 2.2.2 табл. 132.3, подлежат освидетельствованию Регистром при изготовлении; освидетельствование материалов для других деталей, перечисленных в указанной таблице, может быть потребован по усмотрению Регистра.

2А2 Промежуточные, упорные и гребные валы должны изготовляться, как правило, из стали с временным сопротивлением Rm от 400 до 800 МПа.

2.43 Механические свойства и химический состав материалов, примеаяшых для гребных винтов, должны отвечать требованиям 3.12 и 42 части ХШ «Материалы». При этом сталь мартенситного класса допускается для шготовлшия гребных винтов всех судов, сталь аустенитного класса—для изготовления требных винтов судов без ледовых усилений. Возможность применения угжродистой стали для взгогоинш гребных винтов должна быть согласована с Регистром с учетом требований 3.8 части ХШ «Материалы».

Медные сплавы типов CU3 и CU4 допускаются для гребных винтов всех судов, кроме ледоколов и судов ледовых классов Агс7 — Агс9; медные сплавы типов CU1 и CU2 — только для требных винтов судов, не имеющих ледовых классов Ieel — 1сеЗ.

2.4.4 При применении для валопроводов и движителей легированной стали, в том числе коррозионностойкой или высокой прочности. Регистру должны быть представлены данные по

химическому составу, механическим и специальным свойствам, подтверждающие возможность ее применения по назначению.

2.4.5    Промежуточные, упорные и гребные валы, а также соединительные болты (шпильки) могут быть изготовлены из катаной стали в соответствии с

3.7.1 части ХШ «Материалы».

2.4.6    Детали крепления и стопорения лопастей, обтекателей, дейдвудных труб, втулок дейдвудных подшипников и уплотнений должны изготовляться из коррозионно-стойких материалов.

2.4.7    Сварка и неразрушающий контроль сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями части XIV «Сварка».

2.4.8    На всех судах запрещается использование материалов, содержащих асбест, в механических установках, механизмах и оборудовании, на которые {испроотраняются требования частей VI «Противопожарная защита», VII «Механические установки», УПТ «Системы и трубопроводы», IX «Механизмы», X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением» и ХП «Холодильные установки».

2.5 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

2.5.1    Контрольно—измерительные приборы, за исключением жидкостных термометров, должны быть проверены компетентными органами.

Манометры, установленные на котлах, теплообменных аппаратах, сосудах под давлением и холодильных установках, должны отвечать, соответственно, требованиям 3.3.5 и 6.3.8 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением» и

7.1 части XII «Холодильные установки».

2.5.2    Точность измерения тахометров должна быть не ниже +2,5 %. При наличии запретных зон частот вращения точность измерения должна быть не ниже 2,0 %, а запретные зоны должны быть отмечены хорошо видимой краской на шкалах тахометров или другим способом.

2.6 ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ МЕХАНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

2.6.1 Показатели надежности устанавливаются и нормируются при проектировании и/или закате элементов механической установки согласованием соответствующей технической документации между заказчиком (судовладельцем) и проектантом или поставщиком. Конкретный состав нормируемых показателей надежности должен устанавливаться для каждого вида изделий с учетом особенностей его использования, последствий отказов, принятой системы технического обслуживания и ремонта.

Таблица 2.3.1-2

Температура воздуха

Место расположения

Пределы температуры

Закрытые помещения

от 0 до +45 "С

Места на механизмах и котлах, подверженные воздействию температур выше 45 и нише 0 °С

В соответствии с местными условиями

Открытые палубы

от —25 до +45 “С

Примечание. Для судов, предназначенных для плавания в географически ограниченных районах, по согласованию с Регистрам могут устанавливаться другие значения температуры.


15


3 устройства и посты управления, средства связи

3.1 УСТРОЙСТВА УПРАВЛЕНИЯ

3.1.1    Главные и вспомогательные механизмы, необходимые для обеспечения движения, управления и безопасности судна, должны быть оборудованы эффективными средствами, обеспечивающими их работу и управление. Все системы управления, необходимые для обеспечения движения и управления судном, а также его безопасности, должны быть независимыми или устроены так, чтобы отказ одной системы не ухудшал работу другой.

3.1.2    Конструкция и расположение пусковых и реверсивных устройств должны обеспечивать возможность пуска и реверсирования каждого механизма одним человеком.

3.1.3    Направление перемещения рычагов и маховиков управления должно обозначаться стрелками и соответствующими надписями.

ЗЛА Перемещение рычагов управления главными механизмами в направлении от себя и вправо или вращение штурвала по часовой стрелке в постах управления на ходовом мостике должны соответ-ствовшъ движению судна в направлении переднего хода.

Указанное перемещение органов управления в постах с обзором только в корму судна должно соответствовать движению судна в направлении заднего хода.

3.1.3    Конструкция устройств управления должна исключать возможность самопроизвольного изменения заданного им положения.

3.1.6    Устройства управления главными меха-низмами должны блокироваться таким образом, чтобы исключалась возможность пускн этих механизмов при включенных валоповоротных устройствах.

3.1.7    Рекомендуется блокировка машинного телеграфа с пусковыми и реверсивными устройствами, исключающая возможность работы механизма в направлении, отличном от заданного.

ЗЛ.8 Конструкция системы дистанционного управления шавиьвш механизмами при управлении с ходовою мостика должна предусматривать подачу аварийно-предупредительного сигнала в случае выхода ее из строя. До перехода на местное управление должны сохраняться заданные частота вращения и направление упора гребного винта, если это возможно. В частности, потеря питания (электроэнергии, воздуха, гидроэнергии) не должна вести к значительному изменению мощности главных механизмов или направления вращения движителей.

3.1.9 Дистанционная система управления главными механизмами из рулевой рубки должна

быть независимой от другой передающей команды системы, однако допускается один рычаг управления для обеих систем.

3.1.10    Управление главными механизмами с местного поста должно быть обеспечено при выходе из строя любого узла системы дистанционного управления.

3.1.11    Для судов смешанного (река-море) плавания продолжительность реверсирования (период от момента перекладки органа управления до начала работы движителя с противоположным по направлению упором) в зависимости от скорости судна не должна превышать:

25 с на полном ходу;

15 с та малом ходу.

.3.2 ПОСТЫ УПВАВЛЕНПЯ

3.2.1 Посты управления главными механизмами и движителями на ходовом мостике, а также ЦПУ при любом виде дистанционного управления должны быть оборудованы:

.1 устройствами для управления главными механизмами и движителями. Дл я установок с ВРШ, крыльчатыми и подобными им движителями в постах управления на ходовом мостике допускается предусматривать устройство для управления только движителями. В этом случае сигнализация низкого давления пускового воздуха в соответствии с 3.2.1.10 может не предусматриваться;

.2 указателями частоты и направления вращения гребного вала, если установлен вит фиксированного шага, частоты вращения гребного вала и положения лопастей, если установлен винт регулируемого шага, частоты вращения пивных механизмов при наличии разобщительной муфты;

Л индикацией, указывающей на готовность к работе главных механизмов и систем дистанционного управления;

А индикацией, указывающей, с какого поста ведется управление;

.5 средствами связи в соответствии с 3.3;

.6 устройством для экстренной остановки главных механизмов, независимым от системы управления.

Если для отключения главных механизмов от движителей применяются разобщительные муфты, в постах управления на ходовом мостике допускается предусматривать экстренное отключение только муфт;


Правила классификации и постройки морских судов

Л устройством принудительного отключения автоматической защиты по всем параметрам, за исключением тех, превышение которых может привести к серьезному повреждению, полному выходу из строя или взрыву;

.8 индикацией об отключении защиты, сигнализацией срабатывания защиты и сигнализацией срабатывания устройства экстренной остановки;

.9 сигнализацией минимального давления в гидросистеме ВРШ, сигнализацией о перегрузке главных механизмов, работающих па ВРШ, если не выполнена рекомендация 6.S.3;

.10 сигнализацией низкого давления пускового воздуха, настроенной на давление, обеспечивающее трехкратный запуск подготовленных к действию реверсивных главных двигателей;

.11 устройством дистанционного отключения подачи топлива к каждому двигателю для многомашинных установок в случае, когда топливо ко всем двигателям установки подается от одного общего источника подачи (см. 13.8.3.2 части VIII «Системы и трубопроводы»);

.12 репитером скорости (с учетом 3.7.3.6 части V «Навигационное оборудование» Правил по оборудованию морских судов).

3.2.2    Посты управления на крыльях ходового мостика должны комплектоваться приборами водозащитного исполнения и иметь регулируемую подсветку. Посты управления на крыльях ходового мостика могут не отвечать требованиям 3.2.1.3, 3.2,1.5, 3.2,1.7 — 3.2.1.10.

3.2.3    Конструкция устройств для экстренной остановки главных механизмов и принудительного отключения защиты должна исключать случайное их включение.

ЗЛА В установках, состоящих из нескольких главных механизмов, рябогяютцнх на один валопро-вод, должен быть предусмотрен общий пост управления,

3.2.5    При дистанционном управлении должны быть предусмотрены местные посты управления главными механизмами И движителями. При дистанционном управлении с помощью механических связей по согласованию с Регистром местные посты управления могут не предусматриваться.

3.2.6    Дистанционное управление главными механизмами и движителями должно осуществляться только с одного поста управления. Переключение управления между ходовым мостиком и машинным отделением должно быть возможным только из машинного отделения или из ЦПУ. Устройства переключения должны быть выполнены таким образом, чтобы исключалось значительное изменение упора гребных винтов.

При наличии постов управления на крыльях ходового мостика одновременное дистанционное управление главными механизмами должно быть

возможно только с одного поста. На таких постах допускается применение взаимосвязанных устройств управления.

3.2.7    Дистанционное управление главными механизмами из рулевой рубки должно осуществляться одним органом управления для каждого движителя. В установках с ВРШ может применяться система с двумя эяашнтами управления.

3.2.8    Режимы работы главных механизмов, задаваемые из рулевой рубки, включая реверсирование с полного переднего хода в случае крайней необходимости, должны выполняться с временными интервалами, приемлемыми для главных механизмов. При этом задаваемые режимы должны индицироваться в ЦПУ н на местных постах управления главными механизмами.

3.2.9    ЦПУ плавучих доков должен быть оборудован;

.1 органами управления насосами и приемноотливной арматурой балластной системы;

.2 приборами для гонтроля крена, дифферента и прогиба дока,

.3 сигаализацией работы насосов и положения («открыто», «закрыто») приемно-отливной арматуры балластной системы;

А сигнализацией пределмых крена и дифферента;

.5 указателями уровня воды в балластных

отсеках;

,6 средствами внутрндог^эвой связи.

3.2.10    ПУГО должны быть удалены от машинных помещений, насколько эго практически возможно. На наливных судах ПУГО должны быть расположены в соответствии с 2.4.9 части VT «Противопожарная защита».

Кроме этого, расположение ПУГО на химовозах должно отвечать требованиям разд. 3 части II «Конструкция химовоза» Правил классификации и постройки химовозов, а на газовозах — требованиям разд. 9 части VI «Системы и трубопроводы» Правил классификации и постройки газовозов.

3.2.11    Если на судне предусмотрен ПУГО с добавлением к основному символу класса знака ССО (см. 2.2.18 части I «Классификация»}, то помимо выполнения требований, указанных в 3.2.10, ПУГО должен быть оборудован:

.1 средствами связи в соответствии с 3.3.2;

.2 средствами управления:

.2.1 грузовыми, зачистными и балластными насосами;

.2.2 вентиляторами, которые обслуживают помещения в грузовой зоне или грузовые трюмы;

.2.3 дистанционно управляемой арматурой грузовой и балластной систем;

.2.4 насосами системы гидравлики (если такие предусмотрены);


Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 2017 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ VII. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

1. Пункты: 1.1.2, 2.1.1.5, 2.1.11, 2.2.1, 2.3.1, 2.4.3, 4.4.7, 5.3.1, 5.3.2, 5.4.2, 6.1.2, 7.1.2, 7.1.5, 7.2.15, 8.4.2,

8.8.5, 9.1.6;

примечание 3 к таблице 1.3.2.3;

сноска 1 к таблице 5.2.5 и сноска 1 к таблице 5.4.3-2: уточнены требования с целью исключения нечеткой формулировки, такой как «специальное рассмотрение» и т.п.

2.    Глава 1.1: в пункте 1.1.1 уточнены применимые требования к судам валовой вместимостью менее 500 и стоечным судам.

3.    Глава 1.2: в пункт 1.2.1 введены новые определения «Валопровод» и «Рулевое устройство»; определение «Машинные помещения категории А» уточнено в соответствии с Правилом II-2/3.31.3 Конвенции СО ЛАС-74,

4. Глава 1.3: в табл. 1.3.2.3 уточнены требования к применяемым материалам для компонентов и деталей САУС.

5.    Глава 4.2: в пункте 4.2.3 уточнены требования к ограждению топочных устройств вспомогательных котлов.

6.    Глава 4.5: в пункте 4.5.13.3 уточнены требования к выходным путям из помещения рулевого привода в соответствии с унифицированной интерпретацией МАКО SC269 (Rev.l Dec 2016), пункт 3.

7.    Глава 6.2: в экспликации к формулам 6.2.1-2 и 6.2.1-3 уточнено определение относительного радиуса расчетного сечения,

8.    Глава 7.2: в пунктах 7.2.3, 7.2.5,7.2.7 и 7.2.14 требования приведены в соответствие с унифицированной интерпретацией МАКО UR SC242 (Rev.l Apr 2016);

пункт 7.2.10 дополнен ссылкой на пункт 17.3.4 част XI «Электрическое оборудование» в отношении тормозного устройства 1ребного вали.

9.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ VII. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

1

Общие положения............

. 7

8.2

Допускаемые напряжения для коленчатых

1.1

Область распространения........

. 7

валов ...................

37

1.2

Определения и пояснения........

. 7

8.3

Допускаемые напряжения для

1.3

О&ьем освидетельствований.......

. 9

промежуточных, упорных, гребных

2

Общие требования...........

. 11

валов и валов генераторов.........

38

2.1

Мощность главных механизмов.....

. 11

8.4

Допускаемый момент в редукторе.....

39

2.2

Число плавных котлов..........

13

8.5

Допускаемые момент и температура

2.3

Условия окружающей среды.......

13

упругих муфт...............

39

2.4

Материалы и сварка...........

14

8.6

Прочие элементы установки........

39

2.5

Контр о ль но-измер итсльнъ! 6 приборы ■ . •

14

8.7

Измерения крутильных колебаний.....

39

2.6

Применение показателей надежности

8.8

Запретные зоны частот вращения.....

39

механических установок.........

14

9

Вибрация механизмов и оборудования.

3

Устройства н посты управления.

Технические нормы...........

41

Средства связи.............

15

9.1

Общие положения.............

41

3.1

Устройства управления..........

15

9.2

Нормируемые параметры вибрации ....

41

3.2

Посты управления............

15

9.3

Нормы вибрации двигателей внутреннего

3.3

Средства связи..............

1.7

сгорания..................

42

4

Машинные помещения, расположение

9.4

Нормы вибрации главных паровых турбозуб-

механизмов и оборудования......

18

чатых агрегатов и упорных подшипников .

44

4.1

Общие положения............

18

9.5

Нормы вибрации роторных

4.2

Расположение механизмов и оборудования ,

18

вспомогательных механизмов.......

44

4.3

Расположение топливных цистерн ....

19

9.6

Нормы вибрации поршневых воздушных

4.4

Установка механизмов и оборудования. ,

19

компрессоров...............

51

4.5

Выходные пути из машинных помещений .

20

9.7

Нормы вибрации котлов и теплообменных

4.6

Изоляция нагревающихся поверхностей .

22

аппаратов.................

51

5

Валопроводы..............

24

9.8

Нормы вибрации газетурбозубч аты х

5.1

Общие положения ............

24

агрегатов .................

52

5.2

Конструкция и размеры валов......

24

9.9

Нормы вибрации винторулевых колонок

5.3

Соединение валов ............

26

с механическим приводом.........

54

5.4

Бесшпоночные соединения гребного

10

Системы мониторинга технического

винта и муфт валопровода ........

26

состояния механизмов..........

55

5.5

Расположение опор валопровода.....

28

10.1

Общие положения.............

55

5.6

Подшипники валов............

29

10.2

Объекты и параметры контроля......

55

5.7

Дейдвудные уплотнения .........

29

10.3 Общие требования к системам мониторинга

5.8

Тормозные устройства..........

29

Т6ХНИЧ6СКОГО состояния..........

55

5.9

Гидравлические испытания. .......

29

10.4 Техническая документация........

56

6

Движители ...............

30

10.5 Требования к контролю показателей

6.1

Общие положения............

30

рабочих масел...............

56

6.2

Толщина лопасти.............

30

10.6 Требования к контролю параметров

6.3

Ступица и детали крепления лопасти . .

31

рабочего процесса дизеля.........

57

6.4

Балансировка винтов...........

32

10.7 Требования к контролю параметров

6.5

Винты регулируемого шага........

32

износа цилиндро-поршневой группы

6.6

Гидравлические испытания........

32

дизеля...................

57

7

Средства активного управления судами.

33

10.8 Требования к контролю параметров

7.1

Общие положения............

33

вибрации .................

57

7.2

Требования к конструкции........

33

10.9 Требования к контролю ударных

7.3

Средства аварийно-предупредительной

импульсов.......

58

сигнализации...............

35

10.10 Требования к анализу тенденции

7.4

Гидравлические испытания........

35

изменения диагностических параметров

8

Крутильные колебания.........

37

и прогнозу технического состояния ....

59

8.1

Общие положения............

37

5

Содержание

II Качественный анализ отказов пропуль-сивной установки и рулевого устройства

на пассажирских судах......... 60

11.1    Область распространения........ 60

11.2    Системы, подлежащие анализу...... 60

11.3    Критерии отказов............ 60

11.4 Проверка решений.............61

Приложение 1. Запасные части.

Рекомендуемый перечень.........62

Приложение 2. Оценка усталостной прочности промежуточных валов, изготовленных из высокопрочных сталей.........65


ЧАСТЬ VII. МЕХАНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на судовые механические установки, оборудование машинных помещений, валопроводы, движители, системы мониторинга технического состояния механизмов механической установки, запасные части и средства активного управления судами (см. 7.1.1).

При этом требования разд.1 — 4, 9 и рекомендации Приложения 1 к механическим установкам и оборудованию машинных помещений судов валовой вместимостью менее 500, а также требования части IX «Механизмы» могут применяться в той мере, насколько они применимы и достаточны. Это же относится к стоечным судам.

Требования к механическим установкам судов полярных классов (см. 2.23.1 части I «Классификация») содержатся в разд. 1 части XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

Требования к механическим установкам судов балтийских ледовых классов (см. 2.2.3.1 части I «Классификация») содержатся в разд. 10 части XVH «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

Примечание. Рекомендуемый минимальный перечень запасных частей приведен в Приложении 1 к настоящей части.

1.1.2    Требования настоящей части составлены, исходя из условия, что температура вспышки топлива (см. 1.2 части VI «Противопожарная защита»), используемого на судах неограниченного района плавания, для двигателей и котлов не ниже 60 °С, а для аварийных дизельгенераторов — не ниже 43 °С.

На судах, эксплуатация которых будет осуществляться в ограниченных районах с такими климатическими условиями, что температура в помещениях, где хранится и используется топливо, будет не менее чем на 10 °С ниже температуры вспышки топлива, может применяться топливо с температурой вспышки не ниже 43 °С. При этом должны быть выполнены мероприятия, обеспечивающие контроль и поддержание этого температурного режима в указанных помещениях.

Использование топлива с температурой вспышки ниже 43 °С может быть допущено только для грузовых судов при условии представления на рассмотрение Регистра технического обоснования.

При этом топливо не должно храниться в машинных помещениях.

На нефтеналивных судах в качестве топлива для котлов может применяться сырая нефть и остатки нефтяного груза. Условия их применения изложены в 13.11 части VIII «Системы и трубопроводы».

На газовозах для работы ГТД и двухтопливных ДВС допускается применение перевозимого природного газа (метана) в качестве топлива. Условия применения газового топлива изложены в 13.12 части VIII «Системы и трубопроводы», а такзке в 8.10 и разд. 9 части IX «Механизмы».

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИИ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения, которые также действительны для частей VIII «Системы и трубопроводы» и IX «Механизмы».

Валопровод — конструктивный комплекс, кинематически соединяющий главный двигатель или главную судовую передачу (при наличии) с движителем и включающий в себя гребные, промежуточные и другие валы с деталями их соединений и подшипниками, а также дейдвудное устройство с подшипниками, уплотнениями, системами смазки и охлаждения, прочими устройствами (например, устройство для замеров просадки гребного вала, защитные кожухи, тормозное устройство и т.п.) и служащий для передачи крутящего момента от двигателя к движителю.

Вспомогательное средство активного управления судном — даижительно-рзшевое устройство, обеспечивающее движение судна и его управляемость на малых ходах или управляемость судном без хода при наличии основных средств движения и управления судном и используемое либо совместно с последними, либо при неработающих основных средствах движения и управления.

Вспомогательные механизмы — механизмы, обеспечивающие работу главных механизмов, снабжение судна электроэнергией и другими видами энергии, а также функционирование систем и устройств, подлежащих освидетельствованию Регистром.

К вспомогательным механизмам ответственного назначения относятся:

генераторный агрегат, служащий основным источником электроэнергии; источник снабжения паром;


Правила классификации и постройки морских судов

конденсатный насос и устройства, служащие для поддержания вакуума в конденсаторах;

устройства механической поддай воздуха к котлам; воздушный компрессор с воздушным баллоном, предназначенные для пуска или управления,

а также механизмы, обеспечивающие работу или функционирование:

систем питательной воды котлов; топливных систем котлов или двигателей; устройств подачи воды под давлением; гидравлических, пневматических или электрических систем управления главными механизмами, включая гребные винты регулируемого шага.

Выход — отверстие в переборке или палубе, снабженное закрытием и предназначенное для прохода людей.

Выходной путь —путь, ведущий от самого нижнего уровня настила машинного помещения к выходу из этого помещения.

Главное средство активного управления судном — движительно-рулевое устройство в составе пропульсивной установки.

Главные механизмы — механизмы в составе пропульсивной установки.

Диагностирование технического состояния — процесс определения причин 0ТКЛОН6НКЯ ДИЯГНОС1.ИНМЖИХ идрЯМбТрОВ при проведе-

нии мониторинга технического состояния и/или установления неисправностей, как правило, безразборными методами, с целью осуществления технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию. Дистанционное управление — дистанционное изменение частоты вращения, направления вращения, а также дистанционный пуск и остановка механизмов.

Машинное отделение — машинное помещение, в котором находятся главные механизмы, а на судах с гребными электрическими установками — главные генераторы.

Машинные помещения — все машинные помещения категории А и все другие помещения, содержащие главные механизмы, валопроводы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, станции приема топлива, установки вентиляции и кондицио-нирования воздуха, холодильные установки, рулевые машины, оборудование успокоителей качки и другие подобные помещения, а также шахты этих помещений.

Машинные помещения категории А — помещения и ведущие в них шахты, в которых расположены:

двигатели внутреннего сгорания, используемые как главные механизмы; или

двигатели внутреннего сгорания, используемые для других целей, если их суммарная мощность составляет не менее 375 кВт; или

любые котлы, работающие на жидком топливе, или установки жидкого топлива, или оборудование, работающее на жидком топливе, иное чем котлы, а такое как генераторы инертных газов, инсинераторы и хп.

Местный пост управления — пост, оборудованный органами управления, контрольноизмерительными приборами и, если необходимо, средствами связи, предназначенными для управления, расположенный вблизи механизма или непосредственно на нем.

Напряжения от крутильных колебаний — напряжения от переменного момента, наложенного на средний момент.

Нерабочее состояние судна (равно, как и обесточивание) — состояние, при котором главные механизмы и котлы, а также обслуживающие их вспомогательные механизмы и оборудование не работают из-за отсутствия энергии. Кроме этого, отсутствует энергия для ввода в действие главных механизмов. Одновременно предполагается, что имеются исправные основной источник электроэнергии и другие вспомогательные мсхвнизмы ответственного НЙЗНЗЧ6НИЯ.

Оборудование —различного рода фильтры, теплообменные аппараты, цистерны и другие устройства, служащие для обеспечения нормальной работы механической установки.

О б щ ий пост управления ............... ноет,

предназначенный для одновременного управления двумя или несколькими главными механизмами, оборудованный контрольно-измерительными приборами, приборами авдаийно-прецупредительной сигнализации и средствами связи.

Пост управления грузовыми операциями (П У Г О ) —помещение или его часть, в котором расположены средства управления, контроля и сигнализации, связанные с выполнением грузовых операций, а на наливных судах, кроме того, — средства контроля и сигнализации параметров груза, балласта, атмосферы грузовых и балластных танков и грузовых насосных отделений, а также сброса нефтесодержаших и промывочных вод.

Прогнозирование технического состояния — процесс определения изменения технического состояния объекта контроля на предстоящий период времени, основанный на тенденции изменения значений диагностических параметров в предшествующий период.

Пропульсивная установка —комплекс механизмов и устройств, предназначенный для выработки, преобразования и передачи энергии.


обеспечивающей движение судна на всех специфи-кационных режимах хода, и состоящий из движителей, валопроводов, главных судовых передан и главных двигателей, в том числе гребных электродвигателей.

Расчетная мощность —максимальная,не ограниченная по времени мощность, принимаемая в расчетах, регламентируемых Правилами, и указываемая в документах, выдаваемых Регистром.

Расчетная частота вращения — частота вращения, соответствующая расчетной мощности.

Рулевое устройство — комплекс управления направлением движения судна, включающий главный рулевой привод, вспомогательный рулевой привод, систему управления рулевым приводом и перо руля (при наличии) (см. 1.2.9 части III «Устройства, оборудование и снабжение»).

Система мониторинга технического состояния — совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом контроля по требованиям, установленным соответствующей документацией. Система мониторинга технического состояния обеспечивает определение вида технического состояния объекта и систематическое наблюдение (слежение) за его изменением на остове измерения значений контролируемых (диагностических) параметров и сравнения этих значений с установленными нормами.

Средства активного управления судами (САУС) — специальные движитеяьно-рулевые устройства и их любое сочетание либо между собой, либо с главными движителями, способные создавать упор или тягу, направленные как под фиксированньш углом к диаметральной плоскости судна, так и под изменяющимся углом, либо на всех ходовых режимах (главные САУС), либо на части режимов, включая малые хода, а также при отсутствии хода (вспомогательные САУС) (см. также 1.2.8 части Ш «Устройства, оборудование и снабжение»).

Установки жидкого топлива —любое оборудование, используемое для подготовки и подачи жидкого топлива (подогретого или неподо-гретого) в котел, генератор инертного газа или двигатель (включая газовые турбины) и включающее топливные насосы, сепараторы, фильтры и подогреватели с давлением более 0,18 МПа.

Топливоперекачивающие насосы не являются установками жидкого топлива.

Центральный пост управления (ЦПУ) — помещение, в котором расположены

органы дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, ВРШ, главными и вспомогательными САУС, контрольно-измерительные приборы, приборы аварийно-предупре-дительной сигнализации и средства евши.

Тенденция изменения диагностического параметра (тренд параметра) — закономерность изменения диагностического параметра во времени, представленная в графической или иной форме (предыстория изменения параметра).

U ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации и освидетельствованиям при постройке и эксплуатации, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    Освидетельствованию Регистром, включая техническую документацию в соответствии с 3.2.8 части I «Классификация», подлежат следующие детали и изделия:

Л валопроводы в сборе, включая гребные валы с облицовками и гидроизоляцией, подшипники опорные, упорные и дейдвудные в сборе, муфты соединительные, уплотнения дейдвудных устройств;

,2 движители, в том числе крыльчатые и водометные, винторулевые колонки, подруливающие устройства и движителъные комплексы активных рулей, механизмы изменения шага ВРШ, буксы маеловвода и системы управления движителями;

3 детали, указанные в табл. 1.3.23, а -также соответствующие запасные части, приведенные в 10.2.

133 Освидетельствованию Регистром подлежит монтаж механического оборудования машинных помещений, а также испытания следующих составных талей механической установки:

.1 главных механизмов, их редукторов и муфт;

.2 котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением;

3 вспомогательных механизмов;

Л систем управления, контроля и сигнализации механической установки;

.5 валопроводов и движителей;

.6 средств активного управления судами.

13.4 Механическая установка после монтажа на судне механизмов, оборудования, систем и трубопроводов должна быть испытана в действии под нагрузкой по одобренной Регистром программе.


Таблица 1.3.2.3

Детали, подлежащие надзору

Ns

п/п

Наименование

Материалы

Глава части XIII «Материалы»

1

Валопроводы

1.1

Валы промежуточные, упорные, гребные

Сталь кованая

3.7

1.2

Облицовки гребных валов

Сплав медный

4.1

Сталь коррозионноетонкая

По согласованию с Регистром

1.3

Полумуфггы соединительные

Сталь кованая

3.7

Сталь литая

3.8

1»4

Боты соединительные

Сталь кованая

3.7

13

Трубы двйднудные

Сталь катаная

3.2

Сталь литая

3.8

пгь. wvBttta'oe

ъ** л мм М3 ВА/13ъ11!л11а19[

3.7

Чугун

3.9

1.6

Втулки подшипников дейдвудные и

Сталь литая

3.8

кронштейнов

Г"1ТТ ft ft'B tuf ГШ"ЫГЙ Jrtl 1 мяЗ МСДоШИ

4.2

Сталь кованая

3.7

Чугун

ЗА ЗЛО

1.7

Набор и заливка дейдвудаых подшипников

MownTif апо цгшцрЛ1гаР атА8*1 Ш1 ш IrCSm57I ЦД “vv ntelv

По согласованию с Регистром

Сплавы металлические

3.2

1.8

Корпуса упорных

OfenrL ■вчтй'Н'ав

3.8

подшипников

Сталь литая

3.9

Чугун

2

Движители

2.1

Винты цельнолитые

Сталь литая

3.12

Сплав медный

4.2

2.2

Винты сборные

2.2.1

Лопасти

Сталь литая

3.12

Сплав медный

4.2

гол

Ступили

Сталь литая

3.12

Сплав медный

4.2

2.2.3

Боты (пжшльки) крашения лопастей, обгега-

Сплав медный

4.1

теней и уплотнении

Сталь кованая

3.7

2.3

Обтекатели

Сталь литая

ЗЛ2

Сплав медный

4.1, 4.2

Ползуны ВРШ судов ле-дового плавания

Сталь кованая

3,7

категорий Агс4 — Агс9 и ледоколов

Сталь литая

3.8

23

Корпуса главных САУС судов ледового

Сталь кованая

3.7

плавания категорий Аго4 — Агс9 и ледоколов

Сталь литая

3.8

Сталь катаная

3.2

Примечания: 1. Выбор материала производится в соответствии с 2.4,

2. Гребные, упорные н промежуточные валы,

лопасга винтов пре иаишовлении должны подвергаться неразрушающему

контролю. Методы, объем и нормы этого контроля подлежат сот&саванию с Регистрам.

3. Номенклатура и материал деталей ВРШ:

шайб пальцевых, ползунов (за исключением указанных в п.2.4), штанг

тодроцидиндров и др., а также деталей САУС (за исключением указанных в п.2.5) должны быть согласованы с Регистром.