Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

116 страниц

Купить НД 2-020101-104 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на системы и трубопроводы, применяемые на судах

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Защита и изоляция трубопроводов

     1.5 Сварка и методы неразрушающего контроля сварных соединений

2 Металлические трубопроводы

     2.1 Материал, изготовление и применение

     2.2 Радиусы погибов труб, термическая обработка после гибки

     2.3 Толщина стенок металлических труб

     2.4 Типы соединений

     2.5 Гибкие соединения

     2.6 Материалы уплотнений и изоляции

3 Трубопроводы из пластмасс

     3.1 Определения

     3.2 Область распространения. Общие требования

     3.3 Требования к трубопроводам в зависимости от их назначения и расположения

     3.4 Требования к монтажу

     3.5 Соединения пластмассовых труб

     3.6 Прокладка пластмассовых трубопроводов

     3.7 Контроль при монтаже

     3.8 Испытания трубопроводов после монтажа на судне

4 Арматура

     4.1 Конструкция, маркировка, расположение и установка арматуры

     4.2 Фильтры

     4.3 Кингстонные и ледовые ящики. Донная и бортовая арматура. Отверстия в наружной обшивке

     4.4 Автоматически действующие закрытия воздушных труб

5 Прокладка трубопроводов

     5.1 Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые и противопожарные конструкции

     5.2 Прокладка трубопроводов в цистернах. .

     5.3 Прокладка трубопроводов в грузовых трюмах и других помещениях

     5.4 Прокладка трубопроводов в охлаждаемых помещениях

     5.5 Прокладка трубопроводов вблизи электро- и радиооборудования

     5.6 Прокладка трубопроводов в безвахтенных машинных помещениях

     5.7 Прокладка трубопроводов на судах катамаранного типа

     5.8 Трубопроводы с электрообогревом

6 Судовые шланги

     6.1 Конструкция шлангов

     6.2 Испытания шлангов

7 Осушительная система

     7.1 Насосы

     7.2 Диаметры трубопроводов

     7.3 Прокладка трубопроводов

     7.4 Осушение машинных помещений

     7.5 Осушение туннелей

     7.6 Осушение грузовых помещений

     7.7 Осушение грузовых насосных помещений нефтеналивных судов

     7.8 Осушение охлаждаемых помещений

     7.9 Осушение носовых помещений навалочных судов

     7.10 Осушение коффердамов

     7.11 Осушение пиков

     7.12 Осушение других помещений

     7.13 Осушение отсеков плавучих доков

     7.14 Осушение помещений, предназначенных для перевозки опасных грузов

8 Балластная, креновая и дифферентная системы

     8.1 Насосы

     8.2 Диаметры трубопроводов

     8.3 Прокладка трубопроводов

     8.4 Балластная система плавучих доков

     8.5 Креновая и дифферентная системы

     8.6 Балластная система навалочных судов

     8.7 Балластные системы для замены балласта в море

9 Специальные системы наливных и комбинированных судов

     9.1 Область применения

     9.2 Общие требования к трубопроводам в грузовой зоне

     9.3 Грузовая система

     9.4 Грузовые насосы

     9.5 Носовые и кормовые устройства погрузки и выгрузки

     9.6 Система подогрева груза

     9.7 Газоотводная система

     9.8 Продувка и дегазация грузовых танков

     9.9 Система выдачи паров груза

     9.10 Общесудовые системы в грузовой зоне

     9.11 Контроль уровня в грузовых танках и предотвращения перелива

     9.12 Система мойки грузовых танков

     9.13 Защита от статического электричества

     9.14 Контроль состава атмосферы в грузовой зоне

     9.15 Система сбора нефти нефтесборных судов

     9.16 Система инертных газов

10 Системы воздушных, переливных и измерительных трубопроводов

     10.1 Воздушные трубы

     10.2 Переливные трубы

     10.3 Переливные цистерны

     10.4 Измерительные устройства

11 Газовыпускная система

     11.1 Газовыпускные трубопроводы

     11.2 Глушители и искрогасители

     11.3 Системы уменьшения выбросов оксидов азота

12 Система вентиляции

     12.1 Общие требования к системам вентиляции

     12.2 Системы вентиляции грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и выше, пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров, судов специального назначения, на борту которых находится не более 240 чел., и стоечных судов

     12.3 Системы вентиляции пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, и судов специального назначения, на борту которых находится более 240 чел

     12.4 Системы вентиляции нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и ниже

     12.5 Вентиляция машинных помещений и туннелей

     12.6 Вентиляция помещений специальной категории и грузовых помещений, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках, а также закрытых помещений на накатных судах

     12.7 Вентиляция грузовых помещений, приспособленных для перевозки опасных грузов

     12.8 Вентиляция охлаждаемых помещений

     12.9 Вентиляция станций пожаротушения

     12.10 Вентиляция аккумуляторных помещений и ящиков

     12.11 Вентиляция ангаров для вертолетов

     12.12 Вентиляция помещений нефтесборных судов

     12.13 Вентиляция помещений, предназначенных для установки оборудования системы инертного газа

13 Топливная система

     13.1 Насосы

     13.2 Прокладка трубопроводов

     13.3 Устройства для подогрева топлива

     13.4 Устройства для удаления воды из топливных цистерн

     13.5 Устройства для сбора утечек топлива

     13.6 Наполнение цистерн запаса топлива

     13.7 Топливные цистерны

     13.8 Подвод топлива к двигателям внутреннего сгорания

     13.9 Подвод топлива к котлам

     13.10 Подвод топлива к газотурбинным установкам

     13.11 Применение сырой нефти и остатков нефтяного груза в качестве топлива для котлов на нефтеналивных судах

     13.12 Применение природного газа (метана) в качестве топлива

     13.13 Системы заправки топливом вертолетов

     13.14 Системы сжиженного газа для хозяйственных нужд

     13.15 Система подачи топлива для камбузного оборудования

14 Система смазочного масла

     14.1 Масляные насосы двигателей внутреннего сгорания, передач и муфт

     14.2 Подвод смазочного масла к двигателям внутреннего сгорания и передачам

     14.3 Масляные насосы паровых турбин и передач

     14.4 Подвод смазочного масла к паровым турбинам и передачам

     14.5 Масляные цистерны

     14.6 Устройства для сбора утечек смазочного масла

     14.7 Подвод смазочного масла к газотурбинным установкам

15 Система водяного охлаждения

     15.1 Насосы

     15.2 Прокладка трубопроводов

     15.3 Фильтры охлаждающей воды

     15.4 Охлаждение двигателей внутреннего сгорания

     15.5 Охлаждение газотурбинных установок

     15.6 Килевые системы охлаждения

16 Система сжатого воздуха

     16.1 Число воздухохранителей и запас пускового воздуха

     16.2 Компрессоры

     16.3 Прокладка трубопроводов

17 Система питательной воды

     17.1 Насосы

     17.2 Прокладка трубопроводов

     17.3 Цистерны

18 Паропроводы и трубопроводы продувания

     18.1 Прокладка трубопроводов

     18.2 Продувание паропроводов

     18.3 Расчет паропровода на тепловые расширения

19 Конденсационные установки

     19.1 Общие положения

     19.2 Насосы

     19.3 Прокладка трубопроводов

     19.4 Контрольно-измерительные приборы

20 Системы с органическими теплоносителями

     20.1 Определения

     20.2 Требования к теплоносителю

     20.3 Система циркуляции органического теплоносителя

     20.4 Расширительная цистерна

     20.5 Цистерна запаса и сливная цистерна

     20.6 Трубопроводы и арматура

     20.7 Воздушные трубы и измерительные устройства

     20.8 Устройства для сбора утечек органического теплоносителя

     20.9 Котлы с органическими теплоносителями

     20.10 Изоляция

     20.11 Подогрев жидких грузов

     20.12 Испытание трубопроводов систем с органическим теплоносителем

21 Испытания

     21.1 Гидравлические испытания арматуры

     21.2 Гидравлические испытания трубопроводов

     21.3 Испытания устройств по предотвращению проникновения пламени в грузовые танки нефтеналивных судов

     21.4 Испытания автоматически действующих закрытий воздушных труб

     21.5 Испытания пластмассовых труб

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 03.10.17

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

НД №2-020101-104



Часть VIII

СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

Санкт-Петербург

2018

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2018 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX. «Механизмы»,

часть X «Котлы, тешюобменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть ХШ «Материалы»;

часть XIV «Сварка»,

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVTTI «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XDC "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует У1Т МАКО Sll А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Фунщщональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVTI издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVTII — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2018


11


S — площадь защищаемой поверхности, м2, при этом защищаемую поверхность трубы принимают равной площади внутренней поверхности по длине 5 внутренних диаметров;

Л — коэффициент, равный 0,75 для цинкового протектора и 1,71 — для стального протектора.

1.4.3.5 При невозможности использования других способов защиты от контактной коррозии допускается применение «жертвенных» патрубков.

1.43.5.1    «Жертвенный» паггрубок — толстостенный цилиндрический участок трубы из углеродистой стали, предназначенный для смещения зоны контакта элементов трубопроводов, изготовленных из цветных металлов и сплавов, от ответственных стальных конструкций и оборудования. «Жертвенный» патрубок не должен иметь внутреннего покрытия.

1.4.3.5.2 «Жертвенные» патрубки должны изготавливаться механическим способом из поковок или проката. Длина «жертвенного» патрубка должна быть не менее 1,5 внутреннего диаметра трубы.

Уплотнительную поверхность фланца «жертвенного» патрубка, находящуюся в контакте с разнородным металлом, необходимо защитить от контактной коррозии путем наплавки или другим одобренным способом нанесения металла на ко тактирующий элемент.

1.43.53 Запас на износ стенок «жертвенного» патрубка должен обеспечивать срок службы трубопровода не менее 10 лет из расчета суммарной скорости коррозии стенок 1,5 мм/год.

1.43.5.4    «Жертвенный» патрубок должен располагаться в доступном для осмотра и замены месте. На судне должен находиться запасной «жертвенный» патрубок.

1.43.5.5    Разборка, осмотр поверхностей контакта и замеры толщин стенок «жертвенных» патрубков должны производиться не реже одного раза в 5 лет.

1.4.4    Защита от избыточного давления.

1.4.4.1    Трубопроводы, в которых может возникнуть давление, превышающее расчетное, должны быть оборудованы предохранительными устройствами, которые должны исключать повышение давления в трубопроводах выше расчетного.

Отвод жидкости от предохранительных клапанов насосов, перекачивающих воспламеняющиеся жид-кости, должен НЭГГрЙВДЯТЬСЯ НО ВСЙСНВЙЮЩуЮ полость насоса или приемный трубопровод. Указанное требование не распространяется на центробежные насосы.

14А2 Если на трубопроводе предусматривается редукционный клапан, за ним должен устанавливаться манометр и предохранительный клапан.

Допускается устройство байпаса редукционного клапана.

1.4.5    Изоляция трубопроводов.

Изоляция трубсшрсоводов должна отвечать требованиям 4.6 части VTI «Механические установки» и 8.2 части ХП «Холодильные установки».

1.4.6 Защита от волнового воздействия.

1.4.6.1    Требования 1.4.6 распространяются на все морские суда длиной 80 м и более, у которых высота открытой палубы от летней ватерлинии в носовой части судна на расстоянии 1/4/, менее 0,1/, или 22 м, смотря по тому, что меньше.

Требования 1.4.6.1 — 1.4.6.5 не применяются к судам, построенным в соответствии с Общими правилами по конструкции и прочности нефтеналивных судов с двойными бортами. Для указанных судов необходимо применять требования 11.1.2 н 11.13 части XVTII «Общие правила по конструкции и прочности нефтеналивных судов с двойными бортами».

1.4.6.2    Воздушные трубы цистерн, вентиляционные трубы и их закрытия, располагаемые в носовой части открытой палубы на расстоянии 1/4 длины судна, должны обладать прочностью, достаточной для преодоления волнового воздействия в открытом море. Требования 1.4.6 не распространяются на трубы газоотводной системы.

1.4.63 Расчетные нагрузки.

1.4.63.1    Волновое давление р, кН/м2, воздействующее на воздушные, вентиляционные трубы и их закрытия, может быть рассчитано по формуле

р = 0,5р V2C<£SCP,    (1.4.63.1)

где р — плотность морской воды (1,025 т/м3);

V — скорость потока воды по носовой палубе, м/с;

У= 13,5 дли значений d *5 0,5г/|-У=    для ОМ <</<</,;

4— расстояние от летней ватерлинии до открытой палубы, м;

>/, tss П 1 / тл 1Ш    1»    ГУТ    XFW4    ичтпыа. QJr»

\J> 1 V) А.мп1 JrlJtn ЖгЛг М. К*    InusHUvJtIn vl JtUJtU,    ВД,

Cd — вдэффицмевт формы, пр#шимвеммй равным;

0,5 — длж труб,

1,3 — для воздушных труб щи вентиляционных головок,

0,8 — для вертикально расположенных воздушных труб

timer    ЯШ1 tlfl trUt_TV ГУТлАпАЬ" ттчгягтдщт tTWH’ini'llcxMim-tlJ <§мтЯ*ЫиТЮ»

tUIn    lЦlUrkliC 1Дг^1ИдтДр^чКАЗВ|и11п1 Ч^А/^л№11ш1,

Cs — коэффициент, учитывающий ударную нагрузку, принимаемый равным 3,2;

Ср — коэффициент; учитывающий степень защищенности, принимаемый равным:

0,7 — для труб и вентиляционных головок, раезюло-

jatffflcrtnt-w tii4"ii5f*nAnf‘4m4aji5 эй пАЕпат'т’выли югти rmtimfiftBUrtUr wnCrliOlmA. НС.III JCyf у.. I nCHnl J Л* ElUiLl54,lJ HJIVli,lil ИЛлЧ I Uli

1,0 — где-либо еще или непосредственно за

фальшбортом.

1.4.63.2    Силы, воздействующие на трубы и закрытия в горизонтальном направлении, могут бьпъ рассчитаны по формуле (1.4.63.1) с учетом наибольших проектных площадей каждого из компонентов.

1.4.6.4 Требования к прочности.

1 А6.4.1 Изгибающие напряжения и нагрузки для воздушных и вентиляционных труб должны определяться в наиболее опасных .зонах: районе палубной втулки, сварных или фланцевых соединениях, нижних углах поддерживающих книц. Изгибающие напряжения не должны превышать 0,8 с,,, где Оу — предел текучести или условный предел текучести стали при удлинении 0,2 % при комнатной температуре. Независимо от наличия защиты от коррозии, прибавка на коррозию должна доставлять не менее 2 мм.


Правила классификации и постройки морских судов


1.4.6*4.2 Для стандартных воздушных труб высотой 760 мм с закрывающими головками стандартной площади толщина труб и укрепляющих элементов указана в табл. 1.4.6 А2. В качестве подкрепления должны устанавливаться радиально располагаемые кницы числом не менее трех.

Толщина книц должна быть не менее 8 мм, минимальная длина — не менее 100 мм, высота — соответствовать указанной в табл. 1А6А2, но не выше фланца для подсоединения закрытия. Основания книц на палубе должны быть соответствующим образом подкреплены.

1,4,6АЗ Для труб другой высоты нагрузки и подкрепления должны выбираться в соответствии с L4.6.3 и 1.4.6.4. Кницы при установке должны быть необходимой длины и толщины, соответствующей их высоте. Толщина труб должна выбираться не менее указанной в 10,1,4,

1А6А4 Толщина труб и высота книц для стандартных вентиляционных труб е вентиляционными головками высотой 900 мм указаны в

табл, 1.4.6.4.4. Кницы, кшда это требуется, должны соответствовать указаниям 1.4.6.4.2.

1А6А5 Для вентиляционных труб высотой более 900 мм использование подарепляющих книц или альтернативных подкреплений должны быть проверены расчетом на прочность,

1А6А6 Все комплектующие части и соединения воздушных и вентиляционных труб должны быть способны выдержать нагрузки, определенные в соответствии с 1.4.6.3.

1,4*6,5 Вентиляционные головки вращающегося типа для установки в районе, упомянутом в 1.4.6.2, не допускаются.

1.5 СВАРКА И МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

1*5*1 Сварка и метода неразрушаюидао контроля сварных соединений трубопроводов должны соответствовать требшаниям 2.5 н рад 3 части XIV «Сварка».

Таблица 1.4.6.42

Толщина стенок и укрепляющих элементов для стандаргньи воздушных труб высотой 760 мм

Диаметр трубы номинальный^ мм

Толщина трубы минимальная,

мм

Максимальная площадь проекции закрытия, ск2

Высота кницы, мм

50

6,0

520

65

6,0

480

80

6,3

460

100

7,0

380

125

7*8

300

150

8,5

300

175

8,3

309

200

8,5»

1900

300»

250

8,5»

2500

300»

300

8,5»

3200

300»

350

8,5»

3800

300»

400

8,5»

4500

300»

’^Кнмцы должны устанавливаться при толщине трубы менее 10,5 мм или когда площадь закрыта превышает указанную в таблице. 2*Для воздушных труб иной высоты должны применяться требования 1.4.6.43.


Таблица 1.4.6.4.4

Толщина иен гиляцнонных труб и укрепляющих элементов для труб высотой 900 мк

Диаметр трубы номинальный,

mm#

MJrt

Толщина трубы минимальная, мм

Максимальная площадь

проекции закрытия, см2

Высота кницы, мм1*

80

6*3

460

100

7*0

_

380

150

8*5

300

200

8*5

550

250

8*5

880

300

8,5

1200

350

8,5

2000

400

8,5

2700

450

8,5

3300

500

8*5

4000

^Дгш труб другой высоты должны применяться требования 1.4.6.4.5.



13


2 МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

2.1 МАТЕРИАЛ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

2.1.1    Материалы труб и арматуры, их испытание должны отвечать требованиям части ХП1 «Материалы».

Топливные трубопроводы должны быть выполнены из стали или другого материала, отвечающего требованиям Регистра в отношении прочности и огнестойкости. Эти требования распространяются на масляные трубопроводы, расположенные в машинных помещениях, и трубопроводы, прово-дящие другие воспламеняющиеся нефтепродукты, включая гидравлические и термальные жидкости, если они расположены в помещениях, имеющих источники воспламенения.

Применяемые при изготовлении арматуры покрытия или детали из неметаллических материалов должны быть совместимы с проводимой средой при рабочем давлении во всем диапазоне рабочих температур.

Трубы и арматура систем пожаротушения должны соответствовать 3,1.4,2 части VI «Противопожарная защита».

2.1.2    Трубы и арматура из углеродистой и углеродисто-марганцевой стали, как правило, должны применяться для сред с темперйгурои не выше 400 °С, низколегированной — не выше 500 °С.

Применение этих сталей для сред с температурой выше указанной может быть допущено при условии, что их механические свойства и предел длительной прочности за 100000 ч отвечают действующим стандартам и гарантируются изготовителем стали при данной повышенной температуре.

Трубы и арматура для сред с температурой выше 500° С должны изготавливаться из легированной стали. Это требование не распространяется на газовыпускные трубопроводы.

2.1.3    Т^убы из меди и медных сплавов должны быть бесшовными или другого типа, одобренного Регистром,

Медные трубы для трубопроводов классов I и II должны быть бесшовными.

Трубы и арматура го меди и медных сплавов, как правило, должны применяться для сред с температурой не более 200 °С, а медно-никелевых сплавов — для сред с температурой не более 300 °С. Бронзовая арматура может быть допущена для сред с температурой до 260 °С.

2.1.4    Трубы и арматура из серого чугуна могут применяться для трубопроводов класса Ш, используемых при температуре окружающей среды не ниже —15 °С, при этом предел прочности серого чугуна для труб должен быть не менее 200 МПа, а

для корпусов арматуры и фасонных элементов - не менее 300 МПа. За исключением грузовых трубопроводов, допустимое рабочее давление в трубопроводах из серого чугуна не должно превышать 1 МПа, а для паропроводов 0,3 МПа.

Применение труб и арматуры из серого чугуна допускается для трузоиж трубопроводов с давлением до 1,6 МПа, проходящих по верхней палубе, внутри грузовых танков и отстойных цистерн, да исключением манифолъдов, их клапанов и соединений для подключения грузовых шлангов.

/1 М.    II-II- I II ,1, 11-11 II- „■    л......    ..

Серый чугун не должен применяться для:

Л труб и арматуры с температурой среды выше 220 °С;

.2 труб и арматуры, подвергаемых гидравлическим ударам, повышенной деформации и вибрации;

.3 труб, непосредственно связанных с наружной обшивкои корпуса,

,4 арматуры, устанавливаемой непосредственно на наружной обшивке корпуса и таранной переборке;

.5 арматуры, устанавливаемой непосредственно на топливных и масляных цистернах, находящихся под гидростатическим напором, если она не защищена от механических повреждений одобренным Регистром способом;

.6 систем объемного пожаротушения;

.7 балластных Трубопроводов внутри грузовых и отстойных танков.

2Л.5 Трубы и арматура го чугуна с шаровидным графитом могут применяться для трубопроводов классов П и Ш, включая трубопроводы балластной, осушительной и грузовой систем, если относительное удлинение этого чугуна составляет не менее 12 %, При относительном удлинении менее требуемого область применения труб и арматуры из шаровидного графита должна быть такой же, как эго указано в 2.1.4 для серого чугуна.

Рабочая температура для элементов трубопроводов из шаровидного чугуна на перлитной или ферритно-перлитной основе не должна превышать 300 "С, а для чугуна на ферритной основе — 350 °С.

Ударная вязкость (KCU) чугуна с шаровидным графитом для трубопроводов и арматуры, используемых при температуре ниже —15 °С, должна быть не менее 20 Дж/см2,

Донная и бортовая арматура, арматура, упомянутая в 4.3.2.4, 4.3.2.6 - 4.3.2.7, а также арматура, устанавливаемая на таранной переборке, топливных и масляных цистернах может быть изготовлена го чугуна с шаровидным графитом, имеющего полностью ферритную структуру согласно табл. 3.9.3.1 части Х1П «Материалы».


Правша классификации и постройки морских судов

2.1.6    Трубы диаметром до 50 нм и арматура из ювкого чугуна ферритной структуры с относительным удлинением более 12 % могут применяться для систем трубопроводов, упомянутых в 2.1.5, при рабочей температуре не ниже —15 “Сине выше 350 °С и при рабочем давлении до 2 МПа.

Область применения труб и арматуры из ковкого чугуна с относительным удлинением менее 12 % должна быть такой же, как указано в 2.1.4 для изделий из серого чугуна.

2.1.7    Применение труб, фасонных элементов, а также корпусов фильтров, арматуры и других элементов трубопроводов из алюминиевых сплавов не допускается в топливной системе и системе смазочного масла. Требования настоящего пункта применимы в полном объеме для систем гидравлики с горючими жидкостями в машинных помещениях категории А и других помещениях повышенной пажароопасноетп.

2.1.8    Пробки и резьбовая часть палубных втулок измерительных труб на открытых палубах должны быть из бронзы или латуни.

2.1.9    Смотровые стекла на топливных и масляных трубопроводах должны быть жаростойкими.

2.1.10    Материалы, отличные от стали, с температурой плавления менее 930 °С и относительным удлинением менее 12 % могут применяться для компонентов двигателей, турбин, зубчатых передач и других механизмов, содержащих топливо, масло для следующего применения:

Л внутренние трубопроводы, которые в случае отказа не могут вызвать выброс воспламеняющейся жидкости на дангатвдъ или а машинное помещений}

Л компоненты, на которые возможно попадание жидкого аэрозоля только изнутри во время работы двигателя, например, крышки двигателей, лючки картеров, крышки распределительных валов, контрольные лючки и поддоны. При этом давление внутри этих компонентов и всех их элементов, должно составлять менее 0,18 Н/мм2, а объем жидкости в них после отстоя должен быть не более 100 л, или

.3 в случае, отличном от 2.1.10.1 и 2.1.10.2, компоненты, установленные на двигателе должны удовлетворять критериям испытаний на огнестойкость в соответствии со стандартами ISO 19921: 2005/19922: 2005 или другими стандартами, признанным Регистром эквивалентными, и сохранять при пожаре механические свойства, достаточные для своего назначения.

Внутренний радиус погиба стальных и медных труб, работающих под давлением более 0,49 МПа или с температурой среды, прнышающей 60 “С, а также радиус погиба труб, компенсирующих тепловые расширения, должен быть не менее 2,5d (d — наружный диаметр трубы).

По согласованию с Регистром может быть допущена технология гибки с меньшим радиусом при условии, что в процессе гибки не происходит утонения стенки трубы ниже величин, определенных в 2.3.

2.2.2    Горячая гибка стальных труб, как правило, должна производиться при температуре 1000 — 850 °С с возможным снижением этой температуры в процессе гибки до 750 °С.

Для труб, гибка которых производится при температурном режиме, указанном выше, применяется следующее:

.1 для труб из углеродистой, углеродистомарганцевой и углеродисто-молибденовой стали термообработка после гибки не требуется;

.2 трубы из хромомолибденовой стали 1 С г — 0,5 Мо с толщиной стенки более 8 мм должны подвергаться термообработке со снятием напряжений при температуре 620 — 680 °С;

3 трубы из хромамопибценовой стали 2,25 Сг — 1 Мо и из хромомолибденаванадиевай стали 0,5 Сг — 0,5 Мо — 0,25 V любой толщины должны подвергаться термообработке со снятием напряжений при температуре 650 - 720 °С, кроме труб с толщиной стенки не более 8 мм, диаметром не более 100 мм и с максимальной рабочей температурой до 450 °С, для которых термообработка может не производиться.

2.2.3    Если горяча* гибка производится при температурах, находящихся за пределами, указанными в 2.2.2, трубы после гибки должны подвергаться термообработке в соответствии с табл. 2.2.3.

Таблица 2.23

Сталь

Гермообрвботьа и темшрагурв, °С

Утлеродястая и ушероднето-

Нормализация, 8 S0 — 940

шргшщевая

'Vii'iujuaiiiiukfuncww*»

«г И дИДдХ уНИШ г.ЦИ1 удШм

Нормализация, 900 — 940

0,3 Мо

Хромомолибдешвая

Нормализации, 900 — 960

1 Сг — 0,5 Мо

Отпуск, 640 — 720

Y IftrtBJm JuSrt 1ШП fl ASSrtKMMdf я11И1ур!1тТ1 TKIkH

Нормализация, 900 — 960

2,25 Сг— 1 Mo

Отпуск, 650 — 780

Хромомшшбдшовштадиевая

Нормализация, 930 — 980

0,5 Сг — 0,5 Мо — 0,25V

Отпуск, 670 — 720


2.2 РАДИУСЫ ПОГИБОВ ТРУБ, ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОСЛЕ ГИБКИ

2.2,1 Внутренний радиус погиба труб продувания котлов должен быть не менее 3,5 d^ (d^ — внутренний диаметр трубы).

2,2.4 После холодной гибки с радиусом, равным четырем наружным диаметрам и менее, как правило, трубы должны подвергаться полной термообработке в соответствии с табл. 2.2.3. Однако во веет случаях термообработке со снятием напряжений должны подвергаться углеродистомолибденовые 0,3 Мо


15


трубы с толщиной стенки не менее 15 мм при 580 — 640 °С, хромомолибденовые 1 Сг — 0*5 Мо трубы е толщиной стенки не менее 8 мм при 620 — 680 °С, а хромомолибденовые 2,25 Сг — 1 Мо и хромомолибденаванадиевые 0,5 Сг - 0,5 Мо — 0,25 V трубы с толщиной стенки не менее 8 мм* диаметром не менее 100 мм и рабочей температурой выше 450 °С должны подвергаться термообработке со снятием напряжений при 650 — 720 йС.

2-2.5 Трубы из меди и медных сплавов, за исключением труб контрольно-измерительных приборов, должны быть подвергнуты отжигу до гидравлического испытания,

2-2.6 Предварительный нагрев перед сваркой и термическая обработка после сварки должны производиться в соответствии с требованиями 2.5.5 — 2.5.7 части XIV «Сварка».


2.3 ТОЛЩИНА СТЕНОК МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБ


2.3.1 Толщина стенок металлических труб (кроме чугунных), работающих под внутренним давлением, должна соответствовать большему из значений, определенных из табл. 23.8 или из следующей формулы:


Sp + ftH" с

1 — (<*/юо)'

dp

где Soш "—г~ ;

2<ЗГф+!р


(2.3.1)


С»    ТОTfTni'Wba'Q ЛТч#А‘ЁЗТСН1Иа'

J.    Я.    Ш    м,иЛ.    w J,ЛИП.,W..j

d — наружный диаметр трубы, мм; р—расчетное давление, определяемое согласно 2.3.2, МПа;

Ф — коэффициент прочности, принимаемый согласно 2.3.3;

Ь —прибавка, учитывающая фактическое утонение трубы

тгтсл гчайигщц тти1^,бзтипичепича‘    *5    Ч    Л    lunur*

ХХужл, I в,чм j    vk/J. р АмпьОА/ *    iIj

<у — допускаемое нормальное напряжение, определяемое согласно 2,3.5 —2,3,7, МПа; с — прибавка на коррозию, принимаемая по табл. 2.3.1-1

rrtia .'■та mLtj"L.i4w Twnffi их Tafitr Til „*5 rrira1 Tnutfi tot's tTia#!>a4tJft.,fv

1ы> J, ln*| АМнП.    JA    llwUpli    riMtuIra J. тим* yUiplJi. ipjv Hj U|R$ y 1 1пШ||мП|

металлов, мм;

a — минусовый производственный допуск на толщину стенки трубы, %, (если используются трубы без минусового допуска, а=0).


2,3.2 За расчетное давление, по которому производится расчет на прочность трубопроводов, должно приниматься максимальное рабочее давление в системе. При установке предссфанитсльных клапанов за расчетное принимается наибольшее давление их опфытня. Трубопроводы и элементы систем трубопроводов, которые не защищены предохранительным клапаном или могут быть отключены от своего предохранительного клапана, должны быть рассчитаны на максимально возможный напор на выходе присоединенных насосов.

Для трубопроводов, содержащих подогретое топливо, расчетное давление должно выбираться в соответствии с табл. 2.3.2.


Таблица 2.3.1-1 Прибавка с на коррозию для стальных труб

Рабочая ерцде, назначение трубопровода

с3 мм

Перегретый пар

0,3

Насыщенный пар

0,8

Змеевики для подогрева воды и нефтепродуктов в цистернах и грузовых танках

2,0

Питательная вода в открытых систошх

и

То же, в закрытых системах

0,5

Продувание котлов

Сжатый воздух

1,0

Гидросистемы (масляные)

0,3

Смазочное масло

03

Топливо

1,0

Грузовые трубопроводы

2,0

й^аплзкиэнттой

03

Трубопроводы холодильного агента

0*3

Пресная вода

0*8

Морская вода

3,0

Примечания: 1. Коррозионная прибавка может быть

снижена по согласованию с Регистром для труб, защищенных от

коррозии нанесением специальных покрытий, облицовок и т. п.

2, Если применяются трубы из стали с достаточной

коррозионной стойкостью, прибавка на коррозию уменьшена до нуля.

может быть

3. Для труб, проходящих в цистернах н на отхршъгх

палубах, табличные значения должны быть увеличены на

прибавку от влияния наружной среды, погорая принимается для соответствующей среды по данной таблице.


Таблица 2.3.1-2 Прибавка с на коррозию для труб нз цветных металлов н сплавов

Материал труб

с, мм

Медь, латунь, медно-оловянистые и подобные

0,8

сплавы, за исключением содержащих свинец Медно-никелевые сплавы (с содержанием никеля >10 %)

0,5

Примечание. Если применяются трубы из

специальных сплавов с достаточной коррозионной стой-

костью, прибавка на коррозию может быть уменьшена до нуля.


Таблица 2,3,2 Определение расчетною давления для топливных систем

Рабочее давление Р, МПа

Рабочая температура Tf °С

Не более 60

Более 60

Не более 0,7 Более 0,7

0,ЗМПа или Р(большее из двух)

р

1 шах

0,3 МПа или Р.,1ЛГ (большее из двух)

1,4 МПа или (большая вели чина)


Для трубопроводов рулевого привода расчетное давление принимается в соответствии с 6.2.8.1 части IX «Механизмы».

В особых случаях, не предусмотренных Правилами, расчетное давление подлежит специальному рассмотрению Регистром.

2.3.3 Коэффициент прочности ф в расчетах на прочность принимается равным единице для


Правит классификации и постройки морских судов

бесшовных труб и одобренных сварных труб, признанных эквивалентными бесшовным.

Для других сварных труб значение коэффициента прочности (р назначается с учетом требований пункта 2.1.6.1-1 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

2.3.4    Прибавка, учитывающая фактическое утонение трубы при гибке, должна назначаться таким образом, чтобы напряжения в изогнутой части трубы от внутреннего давления не превышали допускаемых.

Мели значения фактических утонений при гибке отсутствуют, прибавка, Ь мм, может быть определена по формуле

b = 0,4So — ,    (2.3.4)

где R — средний радиус попнба трубы, мм.

2.3.5    В расчетах на прочность допускаемые напряжения для труб принимаются с учетом следующих свойств материала и условий работы:

R,„i2o — временного сопротивления при комнатной температуре, МПа;

Да£/, — минимального предела текучести при расчетной температуре, МПа;

RQt2/t — условного предела текучести при расчетной температуре, МПа;

Rmjt 000 — предела длительной прочности за 100 ООО ч при расчетной температуре, МПа;

1ПП ПОТ)

Щл%/1    — 1 -прюцентного предела ползучести за

100 ООО ч при расчетной температуре, МПа.

За расчетную температуру t для определения допускаемых напряжений принимается максимальная температура среды внутри труб.

2.3.5.1 Для труб из углеродистой или легированной стали допускаемые напряжения принимаются равными наименьшему значению из следующих:

Дт/зо/2,7; ReL/tl 1.8 или Дод/,/1,8; Rmfi °°°/1,8;

пЮО ООО/) л

Лр10/0/г /1,и.

Если расчетная температура не входит в область ползучести материала, допускаемые напряжения по пределу ползучести можно не рассматривать.

2.3.5.2    Для труб из меди и медных сплавов допускаемые напряжения определяются по табл. 2.3.5.2.

2.3.5.3    Допускаемые напряжения для труб из алюминиевых и титановых сплавов при расчетах на прочность принимаются равными наименьшему значению из следующих: Rmi2oftfii /?02/(/1,6;

пЮО 000/, /■

Дти/1 /1.6-

Если расчетная температура не входит в область ползучести материала, допускаемые напряжения по пределу ползучести можно не рассматривать.

2.3.6    Паропроводы с наружным диаметром 80 мм и более для перегретого пара с температурой 350 Т и выше должны рассчитываться на прочность от усилий, вызываемых тепловыми расширениями, а фланцевые соединения — на прочность и плотность.

Расчет паропровода на прочность от усилий, вызываемых тепловыми расширениями, должен отвечать требованиям 18.3.

2.3.7    Детали трубопроводов из чугуна должны иметь толщину стенки fmim мм, не менее определяемой по формуле

^ = £(0,5 + 0,0010,),    (23.7)

тда D, — условный диаметр, мм;

к — коэффициент, принимаемый равным;

9 — для труб;

14 — дин тройников и корпусов клапанов;

1 V ............ ттт»Н

А л*    1^н, я    ИдДСПИ-

Кроме этого, толщина стенок труб и арматуры го чугуна под внутренним давлением должна быть пе менее определяемой по формуле (23.1), при этом:

поправка на утонение при изгибе 6 = 0;

коэффициент запаса прочности ф принимается равным:

1 для труб и соединительных муфт;

0,4 — для колен, тройников и трестовик;

0,25 — для корпусов арматуры;

допускаемое напряжение ст определяется с учетом 2.1.43, 2.1.4.6 и 2.1.5.5 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

прибавка на коррозию с для забортной воды составляет:

Таблица 2,35.2

Допускаемые напряжения для труб из меди и медных сплавов

Материал труб

Термическая

обработка

Временное

сопротивление,

МПа

сТдои, МПа, при температуре среды.

°С

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

300

Мвдь

Отжиг

220

41

41

40

40

34

27

19

_

_

_

_

Алюминиевая бронза

То же

320

78

78

78

78

78

51

25

Медно-ниведежый сплав 95/5 и 90/10

It

270

69

69

68

66

64

62

59

56

52

48

44

Мсдно-никслевый сплав 70/30

_ II _

360

81

79

77

76

74

72

70

68

66

64

62

Примечания: 1. Промежуточные значения определяются интерполяцией.



Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 2017 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1.    Пункты: 1.4.6.4.5, 2.1.7, 2.1.8, 2.3.3, 2.3.5, 2.3.5.1,2.4.3.1,2.6, 5.1.8, 5.3.3, 6.1.3, 6.1.9, 7.1.1, 8.1.5, 9.3.5,

9.5.5,    9.5.6, 9.6.1, 9.10.1, 9.15.4, 11.1.5, 12.1.9, 12.2.7, 13.12.9, 13.14.2, 14.1.2, 14.1.6, 14.3.3, 15.2.1, 16.1.3,

16.1.5,    16.2.1, 20.6.2;

примечание 1 к таблице 1.3.2, примечания к таблице 1.4.1.1.6, примечание 9 к таблице 2.3.8: уточнены требования с целью исключения нечеткой формулировки «специальное рассмотрение».

2.    Пункт 1.4.3.4.7, 2.3.5.2, примечание 2 к новой таблице 2.3.5.2 удалены с целью исключения нечеткой формулировки «специальное рассмотрение».

3.    Глава 1.3: в таблице 1.3.2 текст примечания 4 изменен с учетом уточненной ссылки.

4.    Раздел 2: введен новый пункт 2.1.10 с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC282 (Dec 2016);

пункт 2.3.5.2 исключен, соответственно изменена нумерация последующих пунктов; уточнено требование пункта 2.4.5 с учетом унифицированного требования МАКО Р2.7.4 (Rev.8 Маг 2016); введена новая глава 2.6 «Материалы уплотнений и изоляция»;

5.    Глава 3.3: в пункт 3.3.2.1 внесены изменения с учетом требований резолюции ИМО MSC.399 (95).

6.    Глава 4,3: уточнено требование пункта 4.3.2.10 с учетом опыта технического наблюдения.

7.    Глава 9.5: уточнено требования пункта 9.5.5 с учетом опыта технического наблюдения.

8.    Глава 10.1: уточнены требования пункта 10.1.12.

9.    Раздел 11: введена новая глава 11.3 «Системы уменьшения выбросов оксидов азота» с учетом унифицированного требования МАКО М77.

10.    Глава 12.1: уточнены требования пунктов 12.1.19 и 12.1.20.

11.    Глава 12.6: в пункт 12.6.1 внесены изменения с учетом требований резолюции ИМО MSC.392(95).

12.    Глава 13.2: уточнено требование пункта 13.2.4.

13.    Глава 13.7: введен новый пункт 13,7.8 с учетом унифицированного требования МАКО М76 (Apr 2016).

14.    Глава 14.5: уточнено требование пункта 14.5.4.

15.    Глава 15.5: уточнено требование пункта 15.5,2.

16.    Глава 15.6: внесено уточнение в наименовании главы,

17.    Глава 16.1: в пункте 16.1.5 уточнены требования, допускающие отсутствие на судне воздухохраннтеля для пуска вспомогательных ДГ.

18.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ vm. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1    Общие положения.............

1.1    Область распространения.........

1.2    Определения................

1.3    Объем освидетельствований........

1.4    Защита и изоляция трубопроводов.....

1.5    Сварка и методы неразрушаюшего

контроля сварных соединений......

2    Металлические трубопроводы.....

2.1    Материал, изготовление и применение . .

2.2    Радиусы погибов труб, термическая

обработка после гибки..........

2.3    Толщина стенок металлических труб. . .

2.4    Типы соединений ............

2.5    Гибкие соединения............

2.6    Материалы уплотнений и изоляция ....

3    Трубопроводы из пластмасс......

3.1    Определения...............

3.2    Область распространения. Общие

требования................

3.3    Требования к трубопроводам в зависимости от их назначения и расположения ....

3.4    Требования к монтажу..........

3.5    Соединения пластмассовых труб.....

3.6    Прокладка пластмассовых трубопроводов ,

3.7    Контроль при монтаже..........

3.8    Испытания трубопроводов после

монтажа на судне............

4    Арматура................

4.1    Конструкция, маркировка, расположение

и установка арматуры..........

4.2    Фильтры.................

4.3    Кингстонные и ледовые ящики. Донная и бортовая арматура. Отверстия

в наружной обшивке...........

4.4    Автоматически действующие закрытия

7

6.2

Испытания шлангов............

37

7

7

Осушительная система..........

39

7

7.1

Насосы..................

39

8

7.2

Диаметры трубопроводов.........

40

8

7.3

Прокладка трубопроводов.........

41

7.4

Осушение машинных помещений.....

42

12

7.5

Осушение туннелей............

43

13

7.6

Осушение грузовых помещений......

43

13

7.7

Осушение грузовых насосных помещений

нбфтбншжвных судов

45

14

7.8

Осушение охлаждаемых помещений. . . .

45

15

7.9

Осушение носовых помещений

18

навалочных судов.............

45

22

7.10 Осушение коффердамов...... . . . .

46

.

7.11

Осушение пиков. , . . ..........

46

25

7.12 Осушение других помещений .......

46

25

7.13 Осушение отсеков плавучих доков. . . . .

47

7.14

Осушение помбщений^ прбднэзншенных

25

для перевозки опасных грузов.......

47

8

БзллестнзMj крсновзя и диффбр&нтнЕя

25

системы. ............. . . . .

48

27

8.1

Насосы ..................

48

27

8.2

Диаметры трубопроводов.........

48

28

8.3

Прокладка трубопроводов.........

48

28

8.4

Балластная система плавучих доков ....

48

8.5

Креновая и дифферентах системы ....

49

28

8.6

Балластная система навалочных судов. . .

49

29

8.7

Балластные системы для замены балласта

в море. ..................

49

29

9

Специальные системы для перевозки

29

грузов наливом. .............

51

9.1

Область применения. . ..........

51

9.2

Общие требования к трубопроводам

30

в грузовой зоне ..............

51

9.3

Грузовая система .............

52

32

9.4

Грузовые насосы .............

52

33

9.5

Носовые и кормовые устройства погрузки

и выгрузки................

53

33

9.6

Система подогрева груза.........

53

34

9.7

Газоотводная система...........

53

9.8

Продувка и дегазация грузовых танков . .

55

34

9.9

Система выдачи паров груза........

56

9.10

Общесудовые системы в грузовой зоне . .

56

34

9.11 Контроль уровня в грузовых танках

и предотвращения перелива........

57

35

9.12

Система мойки грузовых танков......

58

9.13 Защита от статического электричества. . .

59

35

9.14 Контроль состава атмосферы

в грузовой зоне..............

60

35

9.15 Система сбора нефти нефтесборных

35

судов ...................

61

36

9.16 Система инертных газов..........

61

36

«Л in

воздушных труб.............

Прокладка трубопроводов.......

.1 Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые и противопожарные конструкции

5.2    Прокладка трубопроводов в цистернах. .

5.3    Прокладка трубопроводов в грузовых

трюмах и других помещениях......

5.4    Прокладка трубопроводов в охлаждаемых

помещениях...............

5.5    Прокладка трубопроводов вблизи

электро- и радиооборудовании......

5.6    Прокладка трубопроводов в безвахтенных

машинных помещениях.........

5.7    Прокладка трубопроводов на судах

кагамаранного типа...........

5.8    Трубопроводы с элеюгрообогревом....

б Судовые шланги............

6.1 Конструкция шлангов..........


5

Содержание

и измерительных трубопроводов ....    68

10.1    Воздушные трубы............ 68

10.2    Переливные трубы............ 69

10.3    Переливные цистерны.......... 70

10.4    Измерительные устройства........ 70

11    Газовыпускная система......... 72

11.1    Газовыпускные трубопроводы...... 72

11.2    Глушители и искрогасители....... 73

11.3    Системы уменьшения выбросов

оксидов азота.............. 73

12    Система вентиляции.......... 75

12.1    Общие требования к системам

вентиляции. ...............    75

12.2    Системы вентиляции грузовых

10 Системы воздушных, переливных

судов валовой вместимостью 500 и более, нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и выше, пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров, судов специального назначения, на борту которых находится не более 240 чел., и стоечных судов....... 79

12.3    Системы вентиляции пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, и судов специального назначения, на борту которых находится

более 240 чел.......... 79

12.4    Системы вентиляции нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов

с температурой вспышки 60 ' С и ниже. .    80

12.5    Вентиляция машинных помещений

и туннелей................ 81

12.6    Вентиляция помещений специальной

категории и грузовых помещений, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках, а также закрытых помещений на накатных судах.    82

13.11    Применение сырой нефти и остатков нефтяного груза в качестве топлива

для котлов на нефтеналивных судах . ... 91

13.12    Применение природного газа (метана)


12.8    вентиляция охлаждаемых помещений    .    .    84

12.9    Вентиляция станций пожаротушения.    .    ,    84

12.10    вентиляция аккумуляторных помещений

и ящиков................. 84

12.11    Вентиляция ангаров для вертолетов ...    85

12.12    Вентиляция помещений нефтесборных

судов................... 85

12.13    Вентиляция помещений, предназначенных

для установки оборудования системы инертного газа.............. 85

13    Топливная система........... 86

13.1    Насосы.................. 86

13.2    Прокладка трубопроводов........ 86

13.3    Устройства для подотрева топлива ....    87

12.7    Вентиляция грузовых поме1ценлй, приспо— собланных для перевозки опасных грузов , , 83

13.4    Устройства для удаления воды из

топливных цистерн............87

13.5    Устройства для сбора утечек топлива ... 88

13.6    Наполнение цистерн запаса топлива. ... 88

13.7    Топливные цистерны...........88

13.8    Подвод топлива к двигателям

внутреннего сгорания...........89

13.9    Подвод топлива ж котлам.........91

13.10    Подвод топлива к газотурбинным

установкам................91

в качестве топлива............93

13.13    Системы заправки топливом вертолетов . . . 95

13.14    Системы сжиженного газа

для хозяйственных нужд.........95

13.15    Система подачи топлива

для камбузного оборудования.......96

14    Система смазочного масла........ 98

14.1    Масляные насосы двигателей внутреннего сгорания, передач и муфт ...... 98

14.2    Подвод смазочного масла к двигателям

внутреннего сгорания и передачам    ....    98

14.3    Масляные насосы паровых турбин

и передач.................99

14.4    Подвод смазочного масла к паровым

турбинам и передачам...... 99

14.5    Масляные цистерны............99

14.6    Устройства для сбора утечек смазочного

масла.................. 100

14.7    Подвод смазочного масла к газотурбинным установкам....... ....    100

15    Система водяного охлаждения..... 101

15.1    Насосы............. 101

15.2    Прокладка трубопроводов........ 102

15.3    Фильтры охлаждающей воды ......    102

15.4    Охлаждение двигателей внутреннею

сгорания................. 102

15.5    Охлаждение газотурбинных установок.    .    102

15.6    Забортные системы охлаждения .    ....    102

16    Система сжатого воздуха. .......    104

16.1    Число воздухохранителей и запас

пускового воздуха............ 104

16.2    Компрессоры.......... 105

16.3    Прокладка трубопроводов........ 105

17    Система питательной воды...... 106

17.1    Насосы................. 106

17.2    Прокладка трубопроводов........ 106

17.3    Цистерны................ 106

18    Паропроводы и трубопроводы

продувания............... 107

18.1    Прокладка трубопроводов........ 107

18.2    Продувание паропроводов........ 107


Содержание

18.3 Расчет паропровода на тепловые

расширения...............

19    Конденсационные установки......

19.1    Общие положения............

19.2    Насосы..................

19.3    Прокладка трубопроводов........

19.4    Контрольно-измерительные приборы. . .

20    Системы с органическими

теплоносителями............

20.1    Определения...............

20.2    Требования к теплоносителю.......

20.3    Система циркуляции органического

теплоносителя..............

20.4    Расширительная цистерна........

20.5    Цистерна запаса и сливная цистерна . . .

20.6    Трубопроводы и арматура........

20.7    Воздушные трубы и измерительные

устройства................

20.8    Устройства для сбора утечек органического теплоносителя.......... 112

20.9    Котлы с органическими теплоносителями ................ 112

20.10    Изоляция................ 112

20.11    Подогрев жидких грузов......... 112

20.12    Испытание трубопроводов систем

с органическим теплоносителем..... 112

21 Испытания............... ИЗ

21.1    Гидравлические испытания арматуры . .    113

21.2    Гидравлические испытания трубопроводов.    113

21.3    Испытания устройств по предотврагценжю

проникновения пламени в грузовые танки нефтеналивных судов ..........    1.14

21.4    Испытания автоматически действующих

закрытий воздушных труб. .......    1.14

21.5    Испытания пластмассовых труб .....    115


ЧАСТЬ УП1. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1 Требования настоящей части Правил распространяются на следующие системы и трубопроводы, применяемые на судах:

Л осушительные и сточные;

Л балластные, хреновые и дифферентные;

3 специальные системы наливных и комбинированных судов;

.4 сжиженных газов;

.5 с токсичными средами;

.6 паропроводы и трубопроводы продувания;

Л питательные и конденсатные;

.8 топлива;

.9 смазочного масла;

Л 0 водяного охлаждения;

.11 сжатого воздуха;

.12 воздушные, газоотводные, переливные, измерительные;

.13 газовыпускные;

Л4 вентиляции;

Л 5 открытые паропроводы от предохранительных клапанов;

Л б очистки и мойки танков;

Л 7 гидравлических приводов;

Л 8 е органическими теплоносителями.

Специальные требования к системам, не указанным выше, приведены в есютвегствующих частях Правил.

Системы и трубопроводы стоечных судов должны отвечать требованиям настоящей части Правил в той мере, насколько они применимы и достаточны, если ниже не оговорено иное.

Дополнительные требования к системам судов полярных классов (см. 2.23,1 части I «Классификация») содержатся в разд. 3 части XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

1Л.2 Жидкое топливо, применяемое на судах, должно отвечать требованиям 1.1.2 части VII «Механические установки».

1Л.З Механизмы и другие элементы систем, указанных в 1.1.1, должны сохранять работоспособность в условиях окружающей среды, приведенных в 2.3 части VH «Механические установки».

1.1.4 Насосы, вентиляторы, компрессоры и их электроприводы, применяемые в системах, которые регаамеитируются требованиями настоящей части, должны отвечать требованиям частей IX «Механизмы» и XI «Электрическое оборудование».

Устройства автоматизации систем должны отвечать требованиям части XV «Автоматизация».

Теплообменные аппараты и сосуды под давлением, применяемые в системах, должны отвечать требованиям части X «Котлы, теплообмениые аппараты и сосуды под давлением».

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Арматура — запорные, регулирующие и предохранительные устройства, предназначенные для управления движением, распределения и регулирования расхода и других параметров перемещаемой среды путем полного или частичного открытия или закрытия проходного сечения.

Донно-бортовая арматура - запорная арматура, установленная на наружной обшивке судна или на кпнгстонных и ледовых ящиках, предназначенная для закрытия отверстий в наружной обшивке судна.

Килевой охладитель (keel cooler) — забортный охладитель, представляющий из себя одни или несколько герметичных каналов, являющихся частью корпуса судна, через которые прокачивается охлаждаемая среда.

Огнестойкость трубопровода — способность трубопровода сохранять прочностные и функциональные характеристики в течение установленного времени при воздействии пламени.

Проточный охладитель (box cooler) — забортный охладитель, представляющий го себя теплообменный аппарат, в котором охлаждаемая среда прокачивается через змеевики охлаждения, расположенные в специальной выгородке с отверстиями в бортовой обшивке для обеспечения естественной циркуляции забортной воды.

Система — совокупность трубопроводов, механизмов, аппаратов, приборов, устройств и емкостей, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению эксплуатации судна.

Трубопровод — совокупность труб, арматуры, фасонных элементов, соединений труб, любых внутренних и наружных облицовок, покрытий изоляции, деталей крепления и защиты труб от повреждений, предназначенных для транспортировки жидких, газообразных и много-фазных сред а также передачи давления и звуковых толи.

Трубопровод ответственного назначения — трубопровод, повреждение


которого может привести к разливу горючей среды в машинных помещениях, затоплению, утечке токсичных сред, отказу системы, обеспечивающей работу главных и вспомогательных двигателей, потере хода или управления.

Фасонные элементы трубопроводов — колена, тройники, переборочные и палубные стаканы и другие детали трубопроводов, предназначенные для разветвлений линий трубопроводов, изменения направления движения транспортируемой среды и обеспечения непроницаемости корпусных конструкций.


Класс 7


Рг


а


Ктсс1П.

h


h

Температура °С


Рис. 1.3.2


соединения (включая компенсаторы), а также арматура, устанавливаемая на форпиковой переборке, подлежат освидетельствованию Регистром в процессе их изготовления.


13 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ


1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидеггепьствованиям при постройке, а также требования к технической документации, предъявляемой на рассмотрение Регистру, излажены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    По виду проводимой среды и ее параметрам трубопроводы подразделяются на три класса в соответствии с рис. 13.2 и табл. 13.2. В зависимости от класса трубопровода определяются виды испытании, типы соединений, режимы сварки и термообработки.

1.3.3    Трубы, арматура трубопроводов классов I и П, донная и бортовая, дистанционно-управляемая, газоотводная, закрытия воздушных труб, гибкие

1.4 ЗАЩИТА И ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ

1.4.1    Конструктивные меры по за!ците от коррозии.

1.4.1    Л При проектировании и монтаже судовых трубопроводов забортной воды с целью уменьшения их коррозионно-эрозионного износа должно учитываться следующее:

.1 число разъемных соединений должно быть минимальным. Разъемные соединения должны располагаться в местах, доступных для осмотра, обслуживания и ремонта;

Класс II


Таблица 132

Проводимая среда

Класс I (Р>р2 или 1>12)

Класс II

Класс III

(p<pl или

Токсичные или агрессивные коррозионные среды

Без специальных мер предосторожности1

При наличии специальных мер предосторожности 1

-

Воспламеняющиеся среды, подогретые до температуры выше темпершуры вспышки или с температурой вспышки ниже 60 аС2)1 сжиженные гада

Без специальных мер предосторожности1

При наличии спшишьнмк мер предосгшрожнскгш

-

Пар3

Органические теплоносители3

Топливо, смазочное масло, масло для гидравлических систем3

р> 1,6 или t>300 р>1,б или f>300 р> 1,6 или t>300

Любое сочетание давлетга/темлералуры, «роме значений, указанных для классов I и Ш Любое сочетание даалвшя/тсмпериуры, кроме значений, указанных для пассов I и Ш Любое сочетание давления/температуры, кроме значений, указанных для нптяотн I и 111

psS0,7H*sS170 p*S0,7 и г«5150 0,7 и <а$60

Прочие чреды 3,4,5

р > 4 или t > 300

Любое сочетание давления/температуры, кроме значений, указанных для классов I и Ш

psgl,6 и к200

'Класс II не применяется для токсичных сред.

^Грузовые трубопроводы имеют класс III.

ър — расчетное давление, МПа (см. 2.3.2.); f — расчетная температура, СС (см. 2.3.5).

‘’Включая воду, воздух, газы, невосиламешшхциеся гидравлические жидкости.

^Безнапорные трубопроводы (сточные, переливные, воздушные, газоныпускные и отводные от предохранительных клапанов) независимо от температуры имеют класс III.



9


Л число запорных устройств на трубопроводах должно быть минимальным при условии нормального функционирования системы. Арматура должна располагаться в местах, доступных для осмотра, обслуживания и ремонта;

3 трубопроводы должны выполняться с минимальным числом погибов. Радиусы погибов труб должны быть не менее 2,5 их наружных диаметров. При необходимости применения погибов с меньшими радиусами следует использовать специальные фасонные элементы;

А применение сварных шлея из секторов для труб с условным диаметром менее 200 мм не допускается. Число секторов для колена 90° должно быть не менее трех. Применение изогнутых или сварных фасонных элементов для изготовления бортовых или кингстонных патрубков не допускается (см. 43.2.10);

.5 применение тройников, отростков, ответвительных штуцеров, приварышей и других элементов не должно приводить к уменьшению проходного сечения магистрали в местах их установки;

,6 средняя расчетная скорость потока, определенная по формуле (1.4.1.1.6), не должна превышать значений, указанных в табл. 1.4.1.1.6.

Соответствие настоящим требованиям средней скорости потока 1 в упомянутых выше участках трубопроводов, а также межкингстонных каналах должно быть подтверждено расчетом по формуле

1.4.2    Защита от общей равномерной коррозии.

1.4.2.1    Стальные трубы забортной воды, а также воздушные и измерительные трубы балластных цистерн после гибки и сварки должны быть защищены от коррозии способом, одобренным Регистром. В качестве защиты могут применяться:

.1 цинковое покрытие, наносимое горячим способом. Толщина слоя цинкового покрытия должна быть не менее 50 мк. В зависимости от назначения трубопроводов Регистр может потребовать увеличения толщины покрытия;

.2 цингонаполненные лакокрасочные покрытия толщиной же менее 120 мк;

^    ......-.......-     -    п    ,1    .-Ц.-И-ЖИЖ     щ    „

эффектвные лашкрасотные зшцитаые покрыпгия (эпоксидное или аналогичное ему по водостойкости).

При выборе типа покрытия следует принимать во внимание его стойкость к среде, транспортируемой системой, в соответствии с условиями эксплуатации трубопровода.

Допускаются алюминиевые покрытия трубопроводов в балластных танках, в грузовых инертизируемых танках, а также во взрывоопасных зонах на открытой палубе при условии защиты их от ударов. Применение цинкового или другого металлического покрытия труб не освобождает от мер по защите трубопроводов от контактной коррозии,

1.4.3    Защита от контактной коррозии.

1.4.3    Л При соединении труб из разнородных металлов в системах забортной воды должен быть принят один из следующих способов защиты от контактной коррозии: нанесение защитного покрытия на внутренние поверхности трубопроводов, злек-троизоляция, протекторная зашита, применение «жертвенных» патрубков (см. 1.4.3.5).

1.4.3.2    Защитное гидроизолирующее покрытие (полимерное, лакокрасочное или другое одобренного Регистром типа) наносится на поверхности контактирующих металлов, омываемых забортной водой, по длине не менее 5 номинальных диаметров трубы от точки контакта (ио не требуется более 1 м). Для титановых сплавов вместо гидроизоляции допускается поверхностное оксидирование. Рекомендуется применять покрытия вместе с другими способами защиты от контактной коррозии.

1.4.3.3    Элежтроизоляция разнородных металлов производится путем установки электроизолирующих соединений. При этом должны выполняться следующие требования:

.1 для защиты от контактной коррозии теплообменных аппаратов, другого оборудования и подсоединяемых к ним труб следует устанавливать одно электроизолирующее соединение в месте контакта разнородных металлов, а второе — на расстоянии те менее 5 номинальных диаметров этих труб;

.2 для защиты от контактной коррозии труб и соединяемой с ними арматуры, сильфонных ком-

К* = 354Qjd1,    (1.4.1 Л.6)

где Q — максимальный расход на расчетом участке, м*/ч; d — внутренний диаметр трубопровода, мм.

Таблица 1.4.1.1.6

Материал трубопровода

Допустимая скорость потом», м/с

Сталь, в том числе оцинкованная,

2,5

чугун с шаровидным графитом

Медь

0,9

А тгазШ|Г'сг'пм1й(г ггвгчлигь. Ли*ич IWJrl.Д.ЛД.1WlKKbH. J 1.iIaJ. V1ПШ

2,0

Медно-никелевые сплавы.:

CuNiSFe

2,0

CuNi 10 Fe

2,5

CuNi 30 Fe

3,5

Титановые сплавы

10,0

Примечания: 1. Для трубопроводов диаметром более 50 мм с фасонными элементами, имеющими радиусы округления в местах сопряжений с магистралью 0,15 диаметра последней и более, гнутыми обводами радиусом погиба более 2,5 наружных диаметров, без сварных поворотов и дроссельных диафрагм, скорости потока могут быть на 30 % выше указанных в таблице.

2.    В осушительной, балластной, днфферентной и хреновой системах допустимые скорости потока могут быть на 30 % выше указанных в таблице с учетом возможного увеличения спорости согласно примечания 1.

3.    В незаполненных постоянно водой трубопроводах водопожарной системы, орошения, водяных завес, спринклерной допускается увеличение скорости потока до 5 м/с.

4.    В системах с титановыми трубами и арматурой из других материалов при определении допустимых скоростей определяющими являются элементы, изготовленные из других материалов.


Правила классификации и постройки морских судов


пенсаторов и других подобных элементов трубопроводов, изготовленных из разнородных металлов, электроизолирующие соединения следует устанавливать с обеих сторон этих элементов;

3 для защиты от контактной коррозии соединяемых между собой труб, изготовленных из разнородных металлов, между ними следует установить с помощью электроизолирующих соединений с обоих концов трубу длиной не менее 5 номинальных диаметров этих труб, изготовленную из материала любой из соединяемых труб;

«4 для защиты корпусных конструкции от контакта с донно-бортовой арматурой из цветных сплавов следует устанавливать электроизолирующие соединения с обоих концов донно-бортовой арматуры, а также на самой трубе и ее отростках на расстоянии не менее 5 номинальных диаметров трубы, если материалы трубы и корпуса судна образуют электрическую пару. Донно-бортовую и путевую арматуру следует также элекгроизолировать от всех видов соединений (трубопроводов управления, обогрева, продувания и т. п.), способных образовать контакт по металлу между арматурой и корпусом судна. При установке на донно-бортовой арматуре второй запорной арматуры из того же металла их следует элекгроизолировать как единую конструкцию;

.5 трубы с двумя и более электроизолирующими соединениями должны изолироваться от подвесок;

.6 конструкция электроизолирующего соединения должна быть одобрена Регистром, должна обладать необходимой герметичностью, испытываться гидравлическим давлением в соответствии с 21 .2 и обладать электрическим сопротивлением в сухом состоянии (до заполнения системы) не менее 10 кОм и не менее 1 кОм после заполнения системы и гидравлических испытаний.

1.4.3,4 Протекторная защита должна применяться при контакте элементов систем забортной воды, изготовленных из металлов, указанных в табл. 1.4.3.4.

1.4.3.4.1    Протекторы должны устанавливаться непосредственно между поверхностями сопряженных разнородных металлов. При невозможности установки протекторов в месте сопряжения допускается устанавливать их на защищаемой поверхности как можно ближе к месту контакта (не более одного внутреннего диаметра) трубы.

1.4.3.4.2    В трубопроводах с арматурой и трубами из разнородных металлов необходимо устанавливать протекторы за каждым клапаном по ходу потока. Для постоянно закрытых клапанов и на участках с переменным направлением движения потока протекторы должны быть установлены с обеих сторон клапана.

1.4.3.4.3    Коррозионно-стойкая сталь, оловя-1шстэя и мзргэнцовист&я лэтунь^ ЭЛЮМИНИбВдЯ бронза могут применяться для работы в морской водб только при нлличш! протекторной ТЯЩИТЪТ.

1.4.3.4.4    При монтаже протекторов должен быть обеспечен надежный электрический контакт протектора с защищаемым изделием.

1.4.3.4.5    Конструкция протектора должна допускать его замену, которая осуществляется после окончания срока его службы. При этом герметичность соединений не должна нарушаться.

1.4.3.4.6    Срок службы протекторов должен быть не менее 2,5 года (для защиты кингстонных и бортовых патрубков — не менее трех лет) и должен определяться по формуле

Т= A Jr,    (1.4.3.4.6)

тде Т — срок службы протектора, лет;

М — масса рабочего металла протектора, кп

Таблица 1.4.3.4

Сочетание металлов

Материал, подверженный коррозии

Материал

протектора

Углеродистая, низколегированная сталь, чугун

Медь, латунь, бронза, медно-никелевые сшивы, коррозионно-стойкая сталь, титановые сплавы

Углеродистая, низюлегнро-

ПцППДд vaw4luC&, у я у KS

Цинковый

Медь, латунь, бронза, медно-тагае-левые сплавы

Коррозионно-стойкая сталь аустенитного класса, титановые сплавы

Медь, латунь, бронза, медно-никелевые сплавы

Углеродистая

сталь

Медь, лату нь

Коррозионно-стойкая сталь, не являющаяся аустенитной

Медь, латунь

Углеродистая

сталь

Бронза, медно-никелевые сплавы

Коррозионно-стойкая сталь, не являющаяся аустенитной

Возможна коррозия любого указанного материала

Углеродистая

сталь

Коррозионно-стойкая сталь

Титановый сплав

Коррозионно-стойкая сталь

Углеродистая

сталь

Корршионн!> стойкая сталь аустенитного класса, титановые сплавы

Коррозионно-стойкая сталь, не являющаяся аустенитной

Возможна коррозия любого указанного материала

Углеродистая

сталь

Латунь

Бронза, медь, медно-ншяшевые сшивы

Латунь

Углеродистая

сталь