МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»
Методическое пособие
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВМЕСТНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение......................................................................................................4
2 Область применения..................................................................................7
3 Нормативные ссылки.................................................................................8
4 Термины и определения............................................................................10
5 Общие положения.....................................................................................13
6 Классификация, функциональные характеристики, основные параметры совместного использования парковочных мест, пустующих в течение значительной части суток, для объектов капитального строительства
различного функционального назначения..............................................................14
6.1 Организация хранения легковых автомобилей............................14
6.2 Организация паркирования легковых автомобилей....................17
6.3 Типы гаражно-стояночных объектов.................................................19
6.4 Повышение эффективности использования машино-мест.
Классификация ситуаций............................................................................21
7 Методика расчета минимально необходимого количества парковочных
мест для расположенных на смежных земельных участках объектов капитального строительства различного функционального назначения.............23
8 Требования к организации совместного использования парковочных
мест.............................................................................................................................32
8.1 Эффект экономии машино-мест за счет увеличения
оборачиваемости одного машино-места........................................................32
8.2 Эффект экономии машино-мест за счет совместного пользования
гаражно-стояночных объектов (кооперированные стоянки).........................33
8.3 Комплексные решения по организации кооперированных стоянок
многофункционального назначения.............................................................35
9 Рекомендации по правовому обеспечению совместного использования парковочных мест для объектов капитального строительства различного
либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы.
Приобъектные стоянки - стоянки, предназначенные для обслуживания отдельных объектов, размещаемые непосредственно вблизи объектов.
Перехватывающие стоянки - стоянки, размещаемые возле станций скоростного общественного транспорта (на подходах к центру города, по радиальным направлениям, на периферии города, на подходах к городу), предлагающие автовладельцу оставить на стоянке свой автомобиль и далее будет следовать на скоростном общественном транспорте.
Стоянки автомобилей - обобщенное понятие для обозначения гаражно-стояночных объектов различных типов (включая открытые автостоянки), предназначенных для хранения и (или) паркирования легковых автомобилей.
Хранение легковых автомобилей - пребывание автотранспортных средств постоянного населения города на стоянках (в том числе, в ночное время) вблизи мест проживания владельцев автотранспортных средств автовладельцев.
Примечания.
1. В разделе представлены определения терминов с учетом установленных понятий соответствующих терминов, указанных в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», Постановлении Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. №945-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения», Правилах подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 17 марта 2015 г. №43, СП 42.13330, СП 113.13330.
2. При пользовании настоящими Методическими рекомендациями целесообразно проверить действие сводов правил в информационной системе общего пользования на
11
официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими Методическими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии стандартов и сводов правил можно проверить в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в сети Интернет (gost.ru).
12
5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1 Парковочное пространство города, включающее совокупность гаражно-стояночных объектов различных типов, занимает значительное пространство города (территории и объемы), имея высокую стоимость. Задачей органов власти города и проектировщика является оптимизация типов, приемов размещения и объемов, занимаемым местами для парковки или стоянками, обслуживающими различные объекты в городе.
5.2 Требуемое количество машино-мест для хранения и паркирования легковых автомобилей для каждого объекта капитального строительства следует принимать в соответствии с требованиями пункта 11.31 СП 42.13330.2016 и региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Предельные значения доступности машино-мест следует принимать в соответствии с требованиями региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
5.3 Настоящие Методические рекомендации содержат принципы, подходы и конкретные приемы оптимизации параметров парковочного пространства города в процессе планирования развития территории, проектирования и строительства гаражно-стояночных объектов различных типов. Методические рекомендации основаны на результатах анализа зарубежного и отечественного опыта по повышению эффективности использования машино-мест в городах, с учетом соответствующих положений федеральных законов, включая Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-Ф3 «Земельный кодекс Российской Федерации», иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативно-технических документов, указанных в разделе 3.
13
6 КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКОВОЧНЫХ МЕСТ, ПУСТУЮЩИХ В ТЕЧЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СУТОК, ДЛЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗЛИЧНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
6.1 Формирование единого парковочного пространства в городе следует осуществлять с соблюдением требований эффективного использования территории муниципального образования и обеспечения экологической безопасности.
6.2 При применении методов повышения эффективности использования машино-мест необходимо иметь представление об общих подходах к формированию парковочного пространства в целом, что отражено на рис. 11.
6.3 Для размещения машино-мест в городе следует предусматривать:
- объекты для хранения легковых автомобилей постоянного населения города, расположенные вблизи от мест проживания;
- объекты для паркования легковых автомобилей постоянного и дневного населения города при поездках с различными целями.
6.1 Организация хранения легковых автомобилей
6.1.1 Для обеспечения хранения автомобилей постоянного населения и паркирования автомобилей гостей, в зонах жилой застройки размещаются объекты, соответствующие требуемому количеству машино-мест в полном объеме в границах земельного участка многоквартирного жилого дома. В случае комплексного развития территории, при наличии утвержденного проекта планировки территории - допускается размещать гаражно-стояночные объекты на специально выделенных земельных участках в пределах
пешеходной доступности не более 800 м.
6.1.2 На территориях жилых кварталов, жилых комплексов, групп жилых домов, отдельных жилых зданий количество машино-мест для легковых автомобилей населения следует определять исходя из нормативных требований СП 42.13330.2016.
6.1.3 Гостевые стоянки размещаются, как правило, на открытых автостоянках на расстоянии не более 150 м от входов в здания.
6.1.4 Общее количество машино-мест в жилых зонах определяется суммой требуемого количества машино-мест для хранения легковых автомобилей и на гостевых стоянках.
6.1.5 Доступность гаражей для маломобильных групп населения должна составлять не более 50 м от мест их проживания.
6.1.6 При проектировании отдельных объектов жилой застройки гаражно-стояночные объекты должны размещаться в пределах отведенного участка или на участке, специально выделенном для этих целей.
6.1.7 Не допускается размещение расчетного требуемого количества машино-мест для обслуживания проектируемых объектов (полностью или частично) на проезжих частях и тротуарах улично-дорожной сети.
6.1.8 Минимально допустимые расстояния от проездов или улиц, с которых осуществляется въезд (выезд) к гаражам-стоянкам, следует принимать: от перекрестков магистральных улиц - 50 м; от перекрестков улиц местного значения - 20 м; остановочных пунктов общественного транспорта - 30 м.
Схема формирования парковочного пространства города приведена на рисунке 6.1.
15
Размещение в жилых зонах |
Размещение в пределах отведенного участка |
Размещение на территориях общественного и производственного назначения |
Сеть объектов районного уровня (инвестор) |
Объекты
локального
уровня
(инвесторы) |
Система общегородского уровня (город и инвесторы) |
Виды и функциональное назначение объектов парковочного пространства |
\ |
\ |
|
Обслуживают постоянное население жилых зон
Обслуживают
объекты
посещения
Перехватывают поток легковых автомобилей на подходах к городу или к центральным районам, устраиваются с ТПУ
~v
Обслуживают
одновременно
несколько
объектов
посещения
Обслуживают посетителей жилых зон
Рисунок 6.1- Формирование парковочного пространства города
16
Хранение |
Паркирование |
легковых |
легковых автомобилей |
автомобилей |
при поездках с различными целями |
постоянного |
постоянного населения и приезжих |
населения города |
|
|
1 1 1 |
Автостоянки и |
Г остевые |
Приобъектная |
Кооперативные |
Перехватывающие |
гаражи-
стоянки |
стоянки |
стоянка |
стоянки |
стоянки |
6.2 Организация паркирования легковых автомобилей
6.2.1 Для паркирования легковых автомобилей при поездках с различными целями следует предусматривать объекты следующего функционального использования:
- приобъектные стоянки, размещаемые: от торговых центров, от гостиниц, поликлиник - не далее 150 м; от прочих объектов - не далее 400 м;
- кооперированные стоянки, обслуживающие группы расположенных рядом объектов, размещаемые не далее 600 м от наиболее удаленного объекта;
- перехватывающие стоянки, располагаемые на расстоянии не более 150 м от станций или остановочных пунктов скоростного транспорта.
6.2.2 Приобъектные стоянки устраиваются при размещении отдельных объектов различного функционального назначения для их обслуживания (торговых комплексов, объектов приложения труда, культурноразвлекательных центров и др.).
Требуемое количество машино-мест на приобъектных стоянках, зависящее от функционального назначения основного здания, общей площади объекта, зоны города, следует определять в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016, приложение Ж.
При расположении объектов в радиусе до 700 м от станций скоростного рельсового транспорта (метрополитен, железная дорога, скоростной трамвай), полученное расчетом количество машино-мест допускается снижать на 25%.
6.2.3 Приобъектные стоянки следует размещать в пределах земельных участков, отведенных под обслуживаемый объект.
6.2.4 Радиусы пешеходных подходов от стоянок для паркирования легковых автомобилей следует принимать не более:
- до входов в жилые дома - 150 м;
- пассажирских помещений вокзалов, входов в места крупных учреждений торговли и общественного питания - 150 м;
17
- прочих учреждений и предприятий обслуживания населения и административных зданий - 250 м;
- входов в парки, на выставки и стадионы - 400 м.
6.2.5 Кооперированные стоянки целесообразно размещать для обслуживания групп объектов, расположенных на территориях с высокой концентрацией объектов различного функционального назначения, имеющих различное время пиковых нагрузок.
6.2.6 Кооперированные стоянки целесообразно организовывать в центральных районах и зонах смешанной застройки. Такие стоянки могут устраиваться многоярусными. На местных улицах, магистральных улицах районного значения и общегородского значения 3 класса, боковых проездах могут применяться парковки на улично-дорожной сети.
6.2.7 Перехватывающие стоянки (Park&Ride) предусматриваются в целях разгрузки центра муниципального образования от транспорта с ориентацией на комбинированные поездки на легковом транспорте, т.е. с планируемой пересадкой на скоростные виды общественного транспорта. Перехватывающие стоянки следует размещать в транспортно-пересадочных узлах на подходах к территории центра муниципального образования и по периметру центральной зоны на расстоянии не более 450 м от станции скоростного общественного транспорта, на который производится пересадка с легкового автомобиля, до дальней точки парковки.
6.2.8 Требуемое количество машино-мест на перехватывающих стоянках определяется расчетом на основе анализа возможностей размещения машино-мест в каждой из рассматриваемых зон и возможностей улично-дорожной сети по пропуску транспорта к этой зоне.
6.2.9 Парковки на улично-дорожной сети. На местных улицах, магистральных улицах районного значения и общегородского значения 3 класса, боковых проездах допускается устройство парковок в карманах вдоль
проезжей части или под углом к ней.
Места для парковок обозначаются разметкой и дорожными знаками. Места для парковки вдоль проезжей части необходимо прерывать тротуарными выступами в бордюре не реже, чем через каждые 10 машино-мест.
6.2.10 Не допускается паркирование легковых автомобилей на отстойно-разворотных площадках.
6.3 Типы гаражно-стояночных объектов
6.3.1 Типы гаражно-стояночных объектов для хранения и для паркирования легковых автомобилей принимаются в зависимости от градостроительных условий территории.
6.3.2 Типы гаражно-стояночных объектов выбираются по условиям территориальных возможностей, гидрогеологической обстановки, архитектурно-планировочных решений застройки и других факторов.
Применяются следующие типы гаражно-стояночных объектов: автостоянки (площадки открытые или под навесом); рамповые, механизированные, автоматизированные гаражи-стоянки (наземного, подземного, комбинированного типов, устраиваемые отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными); обвалованные гаражи-стоянки (сформированные путем строительства наземных или наземно-подземных сооружений с последующей обсыпкой грунтом и использованием земляной кровли для спортивных и хозяйственных площадок).
б.З.ЗКлассификация типов гаражно-стояночных объектов представлена на рисунках 6.2 и 6.3.
19
Типы объектов парковочного пространства для хранения и паркирования легковых автомобилей (стоянок)
|
Классификация многоярусных гаражей-стоянок по способу перемещения автомобиля между этажами |
Рамповые и .. Механизированные .
Наклонные полы , 7 Автоматизированные
полурамповые (лифт)
Рисунок 6.2 - Типы объектов парковочного пространства для хранения и паркирования легковых автомобилей (стоянок)
20
функционального назначения..................................................................................36
9.1 Правовые положения, регулирующие понятие автостоянок,
парковок..................................................................................36
9.2 Правовое регулирование деятельности автостоянок и
парковок...................................................................................................37
9.3 Рекомендации по правовому обеспечению совместного
использования парковочных мест для объектов капитального строительства функционального назначения...................................41
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример расчета............................................................44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Примеры подготовленных материалов натурных обследований аналогичных объектов для расчета требуемого количества
машино-мест..............................................................................................................48
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Договор оказания услуг по хранению
автомототранспортного средства на автостоянке.......................................62
1ЛРИЛОЖЕНИЕ Е. Договор аренды парковочного места......................77
1ЛРИЛОЖЕНИЕ Д (справочное). Результаты анализа отечественного и зарубежного опыта по повышению эффективности использования машино-мест
в городах............................................................................................................81
Список используемой литературы..............................................107
3
Классификация гаражей-стоянок
(одноярусных и многоярусных) |
|
|
Относительно окружающей застройки |
Относительно уровня земли |
—> |
Отдельно стоящие |
|
Наземные |
|
|
|
|
Встроенные |
|
........................Ъг Нал темные |
|
|
|
|
|
•V |
Пристроенные |
|
и I— |
|
|
|
|
|
|
Встроенно-
пристроенные |
|
Подземные |
|
Рисунок 6.3 - Классификация гаражей-стоянок
6.4 Повышение эффективности использования машино-мест. Классификация ситуаций
Повышение эффективности использования машино-мест может потребоваться и быть достигнуто в различных градостроительных ситуациях. Для центра города решение этой проблемы является наиболее актуальным.
Можно выделить несколько основных направлений получения эффекта экономии машино-мест (без снижения обеспеченности ими):
- увеличение оборачиваемости одного машино-места;
совместное пользование гаражно-стояночных объектов (кооперированные стоянки) - применяется для типа совмещения «хранение + паркирование» при концентрации объектов жилой застройки и объектов общественного и (или) производственного назначения на общих территориях. В этих случаях допускается организовывать совмещенное использование
21
1 ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается интенсивный рост автомобильного парка населенных пунктов, в связи с чем возникла проблема нехватки парковочных мест, и, как следствие - необходимость принятия практических мер для решения указанной проблемы.
Первоочередное значение для ее решения имеет совершенствование нормативно-технической и методической базы, в части разработки методов и процедур, обеспечивающих возможность оптимального совместного использования парковочных мест.
Методические рекомендации по совместному использованию парковочных мест для объектов капитального строительства различного функционального назначения (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью оказания методической помощи при выполнении работ по организации парковочных мест в городской среде, направленных на оптимизацию проектных решений по использованию стоянок легковых автомобилей постоянного и дневного населения городов, а также при проектировании парковочного пространства для пользователей зданий и сооружений.
Методические рекомендации составлены с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Федеральных законов от 30 декабря 2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 8 августа 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иных нормативны правовых актов и нормативно-технических документов.
4
Методические рекомендации разработаны Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве» с привлечением ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»; авторский коллектив: Немчинова Д.М., Боровик Е.Н, Давыдов В.В, Каряева С.А., Иванова Н.А., Лавров Н.В., Шамеев В.Э., Еромченко В.Ю., Бородина А.Н.
В настоящих Методических рекомендациях представлены способы проектирования совместного использования парковочных мест, позволяющие снижать общее количество мест для парковки у объектов различного функционального назначения - за счет сдвига часов пиковой посещаемости объектов, не снижая при этом требуемую обеспеченность парковочными местами.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в развитие положений «СП 42.13330.2016. Свод правил. Ерадостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», проекта СП «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила проектирования», проекта СП «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования» - в части требований по повышению эффективности использования машино-мест при формировании парковочных пространств в городах.
Методические рекомендации направлены на повышение эффективности использования земельных участков при наличии на них объектов капитального строительства различного функционального назначения путем организации совместного использования парковочных мест в условиях плотной городской застройки. При этом обеспечиваются законные права и интересы всех заинтересованных сторон.
В методических рекомендациях учтены результаты анализа зарубежного и отечественного опыта по повышению эффективности использования матттиио-
мест в городах, а так же результаты анализа действующей к моменту разработки документа законодательной и нормативной базы по правовому обеспечению совместного использования парковочных мест для объектов капитального строительства.
Указанные материалы являются неотъемлемой частью настоящих Методических рекомендаций.
В состав Методических рекомендаций включены:
• методика расчета минимально необходимого количества парковочных мест для объектов капитального строительства различного функционального назначения, расположенных на смежных или расположенных близко друг к другу земельных участках;
• технические и организационные требования, для совместного использования парковочных мест и методика выполнения указанных требований;
• рекомендации для органов власти муниципальных образований по правовому обеспечению совместного использования парковочных мест для обслуживания объектов капитального строительства различного функционального назначения.
• результаты прогрессивного отечественного и зарубежного опыта совместного использования парковочных мест.
6
2 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1 Настоящие Методические рекомендации распространяются на комплекс работ по организации и проектированию объектов парковочного пространства в условиях плотной застройки с целью повышения эффективности использования земельных участков.
2.2 Настоящие Методические рекомендации распространяются на: осуществление расчета требуемого количества парковочных мест в соответствии с положениями нормативных документов, применительно к объектам капитального строительства различного функционального
назначения; способы и процедуры по организации и проектированию объектов парковочного пространства с учетом совместного использования парковочных мест.
2.3 Методические рекомендации предназначены для заказчиков, технических заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве, заинтересованных физических и юридических лиц.
7
3 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих Методических рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. №136-Ф3 «Земельный кодекс Российской Федерации»;
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87;
Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №795;
Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса России от 17 марта 2015 г. №43;
Постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. №945-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения»;
ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СП 82.13330.2016 «СНиП Ш-10-75 Благоустройство территорий»;
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»;
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением №1);
СП 120.13330.2012 «СНиП 32-105-2004 Метрополитены» (с изменением
№1);
СП 153.13130.2013 «Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности»;
СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования».
9
4 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих Методических рекомендациях использованы следующие термины и их определения.
Автостоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.
Гаражи - здания, предназначенные для размещения автотранспортных средств и их технического обслуживания.
Гаражи-стоянки - здания и сооружения, предназначенные для хранения и (или) парковки автомобилей, не имеющие оборудования для технического обслуживания автомобилей, за исключением простейших устройств - моек, смотровых ям, эстакад. Гаражи-стоянки могут иметь полное или неполное наружное стеновое ограждение.
Гостевые стоянки - открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилой застройки.
Кооперированные стоянки - стоянки для обслуживания групп объектов капитального строительства.
Машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией.
Паркирование легковых автомобилей - временное пребывание легковых автомобилей на стоянках при поездках населения с различными целями. Для паркирования легковых автомобилей предусматриваются: приобъектные, кооперированные и перехватывающие стоянки.
Парковка (парковочное место) - специально обозначенное место на улице, примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, эстакаде или мосту,
ю