Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»
Методическое пособие
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Москва 2017 г.
Содержание
1 Область применения............................................................................................................................3
2 Нормативные ссылки...........................................................................................................................4
3 Термины и определения......................................................................................................................6
4 Обозначения и сокращения...............................................................................................................22
5 Общие принципы планирования обеспечения транспортной безопасности на объектах
транспортной инфраструктуры на стадии проектирования, строительства и реконструкции......23
6 Принципы построения системы контроля и управления доступом людей и транспорта и
транспортной безопасности в целом на объектах транспортной инфраструктуры........................26
Требования к расположению мест размещения и оснащенности пунктов досмотра людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных для перемещения в зону транспортной безопасности.........36
8 Требования к размещению и составу систем и средств сигнализации, контроля доступа,
видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации...........................................................................................................................................82
9 Требования к размещению и составу технических средств, предназначенных для
воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства...........................................94
10 Требования к обработке и хранению данных с инженерно-технических систем обеспечения
транспортной безопасности, их передаче в Федеральные органы исполнительной власти........102
11 Требования к расположению и оборудованию помещений, из которых осуществляется
управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности........................................................................................................................................104
Библиография......................................................................................................................................108
2
Криминальная безопасность: состояние объекта защиты, при
котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры: строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Манипулирование: действия с устройствами контроля доступа, находящимися в рабочем режиме, без их разрушения, с целью получения действующего кода или приведения в открытое состояние УПУ. Устройства контроля доступа могут при этом продолжать правильно функционировать во время манипулирования и после него; следы такого действия будут незаметны. Манипулирование включает в себя также действия над программным обеспечением и действия по съему информации с каналов связи и интерфейсов устройств доступа.
Модель нарушителя: способы реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.
Мультиэкран (multiscreen): режим для отображения на экране изображений от нескольких видеокамер.
Наблюдение: действия с устройствами контроля и управления доступом без прямого доступа к ним с целью получения действующего кода.
Накопление кадров (accumulation of frame): Процесс буферизации последовательных изображений видеопотока с целью повышения его
11
информативности в условиях наличия искажающих факторов (искусственные и естественные помехи, слабая освещенность и др.).
Нарушитель: лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
Несанкционированные действия (НСД): действия с целью
несанкционированного проникновения в зону доступа через УПУ.
Несанкционированный доступ: доступ субъектов или объектов, не имеющих права доступа.
Обеспечение транспортной безопасности: реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Область интереса (region of interest, ROI): часть сцены видеокамеры или совокупность частей сцен управляемой (поворотной) видеокамеры, в которых должна выполняться целевая задача видеокамеры.
Объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ):
технологический комплекс, включающий в себя
- железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
- метрополитены;
- тоннели, эстакады, мосты;
- морские терминалы, акватории морских портов;
- порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, судоходные гидротехнические сооружения;
- искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
- аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и
управления движением транспортных средств;
- участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Отношение сигнал-шум (signal-to-noise, signal to noise ratio, SNR): безразмерная величина, представляющая собой отношение мощности полезного сигнала к мощности шума.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Оцифрованные видеоданные (digitizedvideodata): данные,
полученные путем аналого-цифрового преобразования видеоданных, представляющие собой последовательность байтов в некотором формате (RGB, YUV или др.).
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности: участок зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.
Поворотное устройство (angling device): исполнительное устройство, предназначенное для обеспечения перемещения (сканирования) видеокамеры или другого устройства по осям пространственных координат по командам оператора или в соответствии с заранее заданным алгоритмом.
Подавление шума (noise reduction): функция, с помощью которой можно уменьшить шумы, сопровождающие изображения.
Подразделения транспортной безопасности: подразделения
субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения
коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от акта незаконного вмешательства.
Пользователь СКУД: субъект, в отношении которого
осуществляются мероприятия по контролю доступа.
Правило двух (и более) лиц: правило доступа, при котором доступ разрешен только при одновременном присутствии двух или более лиц.
Предустановка (pre-set): сохраняемая именованная совокупность значений параметров настроек ТС, отвечающих за его определенное (заданное) состояние.
Принуждение: насильственные действия по отношению к лицу, имеющему право доступа, с целью несанкционированного проникновения через УПУ. Устройства контроля и управления доступом при этом могут функционировать нормально.
Прожектор, осветитель, ИК-прожектор (projector): искусственный первичный источник света, излучающий большую часть энергии в ограниченном телесном угле благодаря системе линз и/или зеркал.
Пропускная способность: способность средства или системы КУД пропускать через заданную точку доступа определенное число субъектов или объектов доступа в единицу времени.
Противокриминальная защита (anti-criminal protection): деятельность, осуществляемая с целью обеспечения криминальной безопасности.
Протоколирование (logging): Процесс записи в хронологическом порядке регистрируемых СОТ событий в энергонезависимую память.
Пропускной режим: порядок допуска физических лиц и
транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Пулестойкость: способность преграды противостоять сквозному пробиванию пулями и отсутствие при этом опасных для человека вторичных поражающих элементов.
14
Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ: специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Разрешение (resolution): свойство оцифрованных видеоданных,
выражающее возможность различать на отдельных кадрах детали исходного изображения, которое определяется как количество пикселей (элементов изображения) по горизонтали и по вертикали, содержащихся в кадре.
Рабочий диапазон освещенностей (effective range brightness): диапазон освещенностей в поле зрения видеокамеры от минимальной до максимальной, в котором разрешающая способность и отношение сигнал/шум видеокамеры должны быть не менее заданных.
Саботаж: преднамеренно созданное состояние системы или ее компонентов, при котором нарушается работоспособность, ухудшаются параметры, происходит повреждение системы.
Санкционированный доступ: доступ субъектов или объектов, имеющих права доступа.
Свет (light): излучение электромагнитных волн оптического
диапазона с длинами волн от 10 до 2000 нм.
Сектор свободного доступа: конфигурация и границы территории объекта транспортной инфраструктуры, доступ в который физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
Сетевая видеокамера (network camera): цифровая видеокамера, конструктивно и функционально объединенная с видеокодером, осуществляющая передачу сжатых видеоданных по компьютерной сети.
Примечание: одна видеокамера может иметь несколько зон в одной сцене, соответствующих различным целевым задачам.
Силы обеспечения транспортной безопасности: лица,
ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте
15
транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.
Система безопасности: совокупность персонала, задействованного в обеспечении транспортной безопасности ОТИ и инженерно-технических систем транспортной безопасности, существующая на ОТИ.
Система видеонаблюдения (video surveillance system, VSS): совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и/или технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой.
Система контроля и управления доступом (СКУД): совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью.
Система охранная телевизионная, СОТ (CCTV): система
видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для противокриминальной защиты объекта.
Система охранного освещения: совокупность средств освещения, позволяющих обеспечить видимость нарушителя и необходимый уровень освещенности для системы охранного телевидения в ночное время.
Система сигнализации: совокупность совместно действующих
технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде.
Система экстренной связи: система связи, предназначенная для организации экстренной связи людей со специальными службами. Например, службой спасения МЧС, полицией, скорой помощью и другими.
Системы телевизионного наблюдения: комплекс технических
средств, обеспечивающих наблюдение за объектами, периметрами протяженных объектов, территориями и внутренними помещениями в любых
16
физико-климатических условиях, в любое время суток, в том числе - при отсутствии естественного и демаскирующего искусственного освещения; совокупность совместно действующих технических средств, объединенных линиями связи, предназначенная для видеонаблюдения за состоянием охраняемого объекта (его части), а также при необходимости видеозаписи или подачи сигнала тревоги при изменении ситуации на нем.
Соблюдение транспортной безопасности: выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, установленных требований.
Средства контроля и управления доступом (средства КУД): механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом.
Средства управления (СУ): аппаратные средства (устройства) и программные средства, обеспечивающие установку режимов доступа, прием и обработку информации со считывателей, проведение идентификации и аутентификации, управление исполнительными и преграждающими устройствами, отображение и регистрацию информации.
Стоп-кадр (freeze frame): режим работы ТС СОТ, при котором циклически воспроизводится один кадр видеосигнала.
Субъекты транспортной инфраструктуры: юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Сцена видеокамеры (scene): часть пространства, телевизионный анализ которой осуществляется одной видеокамерой в определенный момент времени.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности:
системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра,
17
видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности: зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.
Термокожух (housing): устройство, предохраняющее видеокамеру от внешних воздействующих факторов (перепадов температуры, влажности, осадков, НСД и др.).
Техническое средство СОТ, ТС (device CCTV): конструктивно и функционально законченное устройство, входящее в состав СОТ.
Точка доступа: место, где непосредственно осуществляется контроль доступа (например, дверь, турникет, кабина прохода, оборудованные необходимыми средствами).
Транспортная безопасность: а) составная часть национальной безопасности; б) состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Транспортная инфраструктура: технологический комплекс,
предназначенный для перевозки пассажиров и перевалки (перевозки, транспортировки) грузов повышенной опасности в установленном порядке и включающий в себя совокупность объектов (зданий, сооружений, коммуникаций, устройств, оборудования) и транспортных средств.
Транспортный комплекс: объекты и субъекты транспортной
инфраструктуры, транспортные средства.
Транспорт общего пользования: железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных
18
национальных нормативных правовых актов.
Транспортные средства (ТС): устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.
Тревога: предупреждение о наличии опасности либо угрозы для жизни, имущества или окружающей среды.
Тревожное событие (alarm event): проявление угрозы на охраняемом объекте.
Угроза транспортной безопасности: совокупность условий и
факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.
Уровень безопасности: степень защищенности транспортного
комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Уровень доступа: совокупность временных интервалов доступа (окон времени) и точек доступа, которые назначаются определенному лицу или группе лиц, имеющим доступ в заданные точки доступа в заданные временные интервалы.
Устойчивость к взлому: способность конструкции противостоять разрушающему воздействию.
Устойчивость к взрыву: способность конструкции противостоять разрушающему воздействию взрывчатых веществ.
Устройства исполнительные (УИ): устройства или механизмы, обеспечивающие приведение в открытое или закрытое состояние УПУ (электромеханические, электромагнитные замки, электромагнитные защелки, механизмы привода шлюзов, ворот, турникетов и другие подобные устройства).
19
Устройства отображения, видеомонитор (videomonitor, analog video monitor): Устройство отображения видеоинформации в составе СОТ.
Устройство аналого-цифрового преобразования видеосигнала, кодер (encoder): стройство, предназначенное для формирования
оцифрованных видеоданных.
Устройства преграждающие управляемые (УПУ): устройства, обеспечивающие физическое препятствие доступу и оборудованные исполнительными устройствами для управления их состоянием (турникеты, шлюзы, проходные кабины, двери и ворота, оборудованные исполнительными устройствами СКУД, а также другие подобные устройства).
Устройство считывающее (УС), считыватель: устройство,
предназначенное для считывания (ввода) идентификационных признаков.
Устройства цифро-аналогового преобразования видеосигнала, декодер (decoder): устройство, предназначенное для формирования
видеоданных из восстановленных видеоданных.
Фокусное расстояние: расстояние между оптическим центром линзы объектива и фокальной плоскостью (ПЗС-матрицей) видеокамеры при фокусировке объектива, измеряемое в миллиметрах.
Функция корректировки баланса белого (white-balance, WB): функция видеокамеры, предназначенная для автоматической или ручной коррекции вносимых искажений цветов изображения сцены, связанных с различной цветовой температурой источников света.
Цифровая видеокамера (digitalcamera): видеокамера, конструктивно и функционально объединенная с устройством аналого-цифрового преобразования видеосигнала.
Цифровая СОТ: СОТ, в которой используют кодеры и декодеры, конструктивно и функционально выделенные или объединенные с другими ТС, а архив хранят в виде сжатых видеоданных.
20
Настоящее Методическое пособие разрабатывается в развитие положений СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт».
1 Область применения
1.1 Настоящее Методическое пособие предназначено для
специалистов и руководителей проектно-изыскательских и строительных организаций, учреждений и служб заказчика (инвестора), специализированных организаций, осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и других заинтересованных организаций с целью обеспечения их методическими материалами, которые позволяют разрабатывать и применять высокоэффективные технологические процессы проектирования транспортных предприятий, зданий и сооружений, обеспечивающие в дальнейшем выполнение требований транспортной безопасности.
1.2 Настоящее Методическое пособие распространяется на проектирование зданий и сооружений, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, (далее - объекты) и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим спланировать обеспечение транспортной безопасности на стадии проектирования и строительства, направленные на предотвращение актов незаконного вмешательства:
предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов;
- обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) в зону транспортной безопасности.
3
Чувствительность видеокамеры: нижняя граница рабочего
диапазона освещенностей в поле зрения видеокамеры, при которой разрешающая способность и отношение сигнал/шум видеокамеры должны быть не менее заданных.
Целевая задача СОТ: задача, выполнение которой достигается пользователем при использовании видеоданных, поступающих от видеокамеры.
PTZ-функции (PTZ-functions): функции панорамирования, наклона, зума (изменения масштаба).
В случае, если терминам даны определения в существующем законодательстве Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, национальных стандартах или нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за соответствующую область, то определения, приведенные в настоящем методическом пособии, утрачивают силу на время действия указанных документов.
21
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 60839-1-1:1988)* Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения
ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 51558-2014 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования
ГОСТ Р 53704-2009 Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования
ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования ГОСТ Р 57238-2016 Установки рентгено-телевизионные конвейерного типа (интроскопы). Общие технические требования
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
Примечание: При пользовании настоящим методическим пособием целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года,
и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим методическим пособием следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
5
3 Термины и определения
В настоящем документе использованы следующие термины с соответствующими определениями.
Автодиафрагма (auto iris): диафрагма, автоматически изменяющая размер апертуры объектива в ответ на изменение освещенности сцены.
Акт незаконного вмешательства (АНВ): противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб. Например: незаконное проникновение на автовокзал, захват автобуса террористами, размещение взрывчатки в поезде.
Алгоритм компрессии (compression algorithm): точный набор
инструкций и правил, реализуемый при помощи кодека видеоданных и описывающий последовательность действий, согласно которым исходные видеоданные преобразуются в сжатые, а сжатые видеоданные преобразуются в восстановленные.
Аналоговая видеокамера (analog camera): видеокамера, передающая полный видеосигнал.
Аналоговая система охранная телевизионная, аналоговая СОТ (analog CCTV system): система, в которой видеосигнал от видеокамер до видеомонитора и/или видеорегистратора передается в аналоговом виде, не подвергаясь аналого-цифровому преобразованию.
Антитеррористическая защищенность объекта: состояние здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта.
Аудиоданные (audio data), аудиосигнал (audio signal), моноканальный аудиосигнал (mono channel audio): аналоговый сигнал, несущий информацию об изменении во времени амплитуды звука.
6
Аутентификация: процесс опознавания субъекта или объекта путем сравнения введенных идентификационных данных с эталоном (образом), хранящимся в памяти системы для данного субъекта или объекта.
Биометрическая идентификация: идентификация, основанная на использовании индивидуальных физических признаков человека.
Вещественный код: код, записанный на физическом носителе (идентификаторе).
Видеоаналитика (video analytics): программное обеспечение,
реализующее алгоритмы автоматизированного получения различных данных на основании анализа последовательности изображений, поступающих с видеокамер в режиме реального времени или из архивных записей.
Видеоинформация (video information), видеоданные (video data), видеопоток (video stream): аналоговый сигнал, несущий информацию о пространственно-временных параметрах изображений.
Видеокамера (camera): устройство, предназначенное для
телевизионного анализа передаваемой сцены при помощи оптоэлектронного преобразования и передачи телевизионного сигнала.
Видеоканал (video channel): совокупность технических средств СОТ, обеспечивающих передачу телевизионного изображения от видеокамеры до экрана видеомонитора в составе СОТ.
Видеосервер (video server): устройство в составе цифровой СОТ, предназначенное для преобразования аналогового видеосигнала с выхода видеокамер в цифровой формат с целью его обработки, передачи по компьютерной сети и/или записи на цифровой носитель информации.
Видимый свет: свет с длинами волн от 380 нм до 760 нм.
Взлом: действия, направленные на несанкционированное разрушение конструкции.
Внутриобъектовый режим: порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Временной интервал доступа (окно времени): временной интервал, в течение которого в данной точке доступа устанавливается заданный режим доступа.
Вскрытие: действия, направленные на несанкционированное
проникновение через устройства преграждающие управляемые (УПУ), без их разрушения.
детектор движения (motion detector): устройство или функция СОТ, формирующие сигнал извещения о тревоге при обнаружении движения в поле зрения видеокамеры.
Двухпоточность (dual-streaming): свойство IP-видеокамер и
устройств кодирования видео предоставлять два видеопотока различного качества для каждого канала видео.
Примечание: Поток высокого разрешения используется для
сохранения в архив и для отображения в полноэкранном режиме. Поток низкого разрешения используется для отображения в режиме мультиэкрана. В общем случае возможно предоставление более двух потоков.
Доступ: перемещение людей (субъектов доступа), транспорта и других объектов (объектов доступа) в (из) помещения, здания, зоны и территории.
Запоминаемый код: код, кодовое слово (пароль), вводимый вручную с помощью клавиатуры, кодовых переключателей или других подобных устройств.
Защищенность объектов транспортной инфраструктуры:
состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ. Оценка уязвимости и реализация плана транспортной безопасности проводятся для обеспечения защищенности ОТИ и ТС.
Зона доступа: х\здание, помещение, территория, транспортное средство, вход и (или) выход которых оборудованы средствами контроля и управления доступом (КУД).
Зона транспортной безопасности: объект транспортной
инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим доступа - прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Идентификатор доступа, идентификатор (носитель идентификационного признака): уникальный признак субъекта или
объекта доступа. В качестве идентификатора может использоваться запоминаемый код, биометрический признак или вещественный код. Идентификатор, использующий вещественный код - предмет, в который (на который) с помощью специальной технологии занесен идентификационный признак в виде кодовой информации (карты, электронные ключи, брелоки и др. устройства).
Идентификация: процесс опознавания субъекта или объекта по присущему ему или присвоенному ему идентификационному признаку. Под идентификацией понимают также присвоение субъектам и объектам доступа идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов.
Извещатель (call point): устройство для формирования извещения о тревоге при проникновении или попытке проникновения, или для инициирования сигнала тревоги потребителем.
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности: конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные
устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ в зону транспортной безопасности.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: отнесение их к определенным категориям с учетом
9
степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Коммутация видеопотоков (commutation video streams): соотнесение видеопотоков с конкретными окнами отображения.
Компенсация встречной засветки (back light compensation): функция в видеокамерах с цифровой микропроцессорной обработкой видеосигнала, обеспечивающая повышение детализации изображения в случае, когда в сцене видеокамеры есть высоко контрастные участки (источники света большой мощности, на фоне которых присутствуют темные объекты), за счет увеличения яркости всего изображения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности: федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
К ним относятся: Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор,
Росавиация.
Композитный видеосигнал, полный видеосигнал (composite video signal, signal video complet): телевизионный видеосигнал, содержащий сигнал синхронизации.
Контроллер доступа (КД), прибор приемно-контрольный доступа (ППКД): аппаратное устройство в составе средств управления СКУД.
Контроль и управление доступом (КУД): комплекс мероприятий, направленных на предотвращения несанкционированного доступа.
Контрольно-пропускной пункт: специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Копирование: действия с идентификаторами, целью которых
является получение копии идентификатора с действующим кодом.
10