Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

110 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методическое пособие предназначено для специалистов и руководителей проектно-изыскательских и строительных организаций, учреждений и служб заказчика (инвестора), специализированных организаций, осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и других заинтересованных организаций с целью обеспечения их методическими материалами, которые позволяют разрабатывать и применять высокоэффективные технологические процессы проектирования транспортных предприятий, зданий и сооружений, обеспечивающие в дальнейшем выполнение требований транспортной безопасности. Методическое пособие распространяется на проектирование зданий и сооружений, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим спланировать обеспечение транспортной безопасности на стадии проектирования и строительства, направленные на предотвращение актов незаконного вмешательства, предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов,

обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) в зону транспортной безопасности.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие принципы планирования обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на стадии проектирования, строительства и реконструкции

6 Принципы построения системы контроля и управления доступом людей и транспорта и транспортной безопасности в целом на объектах транспортной инфраструктуры

7 Требования к расположению мест размещения и оснащенности пунктов досмотра людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных для перемещения в зону транспортной безопасности

8 Требования к размещению и составу систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации

9 Требования к размещению и составу технических средств, предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства

10 Требования к обработке и хранению данных с инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, их передаче в Федеральные органы исполнительной власти

11 Требования к расположению и оборудованию помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

Методическое пособие

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Москва 2017 г.

Содержание

1    Область применения............................................................................................................................3

2    Нормативные ссылки...........................................................................................................................4

3    Термины и определения......................................................................................................................6

4    Обозначения и сокращения...............................................................................................................22

5    Общие принципы планирования обеспечения транспортной безопасности на объектах

транспортной инфраструктуры на стадии проектирования, строительства и реконструкции......23

6    Принципы построения системы контроля и управления доступом людей и транспорта и

транспортной безопасности в целом на объектах транспортной инфраструктуры........................26

Требования к расположению мест размещения и оснащенности пунктов досмотра людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных для перемещения в    зону транспортной безопасности.........36

8    Требования к размещению и составу систем и средств сигнализации, контроля доступа,

видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации...........................................................................................................................................82

9    Требования к размещению и составу технических средств, предназначенных для

воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства...........................................94

10    Требования к обработке и хранению данных с инженерно-технических систем обеспечения

транспортной безопасности, их передаче в Федеральные органы исполнительной власти........102

11    Требования к расположению и оборудованию помещений, из которых осуществляется

управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности........................................................................................................................................104

Библиография......................................................................................................................................108

2

Криминальная безопасность:    состояние    объекта    защиты, при

котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы.

Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры: строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Манипулирование: действия с устройствами контроля доступа, находящимися в рабочем режиме, без их разрушения, с целью получения действующего кода или приведения в открытое состояние УПУ. Устройства контроля доступа могут при этом продолжать правильно функционировать во время манипулирования и после него; следы такого действия будут незаметны. Манипулирование включает в себя также действия над программным обеспечением и действия по съему информации с каналов связи и интерфейсов устройств доступа.

Модель нарушителя: способы реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

Мультиэкран (multiscreen): режим для отображения на экране изображений от нескольких видеокамер.

Наблюдение: действия с устройствами контроля и управления доступом без прямого доступа к ним с целью получения действующего кода.

Накопление кадров (accumulation of frame): Процесс буферизации последовательных изображений видеопотока с целью повышения его

11

информативности в условиях наличия искажающих факторов (искусственные и естественные помехи, слабая освещенность и др.).

Нарушитель: лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Несанкционированные действия (НСД):    действия    с    целью

несанкционированного проникновения в зону доступа через УПУ.

Несанкционированный доступ: доступ субъектов или объектов, не имеющих права доступа.

Обеспечение транспортной безопасности: реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Область интереса (region of interest, ROI): часть сцены видеокамеры или совокупность частей сцен управляемой (поворотной) видеокамеры, в которых должна выполняться целевая задача видеокамеры.

Объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ):

технологический комплекс, включающий в себя

-    железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

-    метрополитены;

-    тоннели, эстакады, мосты;

-    морские терминалы, акватории морских портов;

-    порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, судоходные гидротехнические сооружения;

-    искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

-    аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и

управления движением транспортных средств;

- участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Отношение сигнал-шум (signal-to-noise, signal to noise ratio, SNR): безразмерная величина, представляющая собой отношение мощности полезного сигнала к мощности шума.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Оцифрованные видеоданные (digitizedvideodata):    данные,

полученные путем аналого-цифрового преобразования видеоданных, представляющие собой последовательность байтов в некотором формате (RGB, YUV или др.).

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности: участок зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.

Поворотное устройство (angling device): исполнительное устройство, предназначенное для обеспечения перемещения (сканирования) видеокамеры или другого устройства по осям пространственных координат по командам оператора или в соответствии с заранее заданным алгоритмом.

Подавление шума (noise reduction): функция, с помощью которой можно уменьшить шумы, сопровождающие изображения.

Подразделения транспортной безопасности:    подразделения

субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения

коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от акта незаконного вмешательства.

Пользователь СКУД:    субъект,    в отношении которого

осуществляются мероприятия по контролю доступа.

Правило двух (и более) лиц: правило доступа, при котором доступ разрешен только при одновременном присутствии двух или более лиц.

Предустановка (pre-set): сохраняемая именованная совокупность значений параметров настроек ТС, отвечающих за его определенное (заданное) состояние.

Принуждение: насильственные действия по отношению к лицу, имеющему право доступа, с целью несанкционированного проникновения через УПУ. Устройства контроля и управления доступом при этом могут функционировать нормально.

Прожектор, осветитель, ИК-прожектор (projector): искусственный первичный источник света, излучающий большую часть энергии в ограниченном телесном угле благодаря системе линз и/или зеркал.

Пропускная способность: способность средства или системы КУД пропускать через заданную точку доступа определенное число субъектов или объектов доступа в единицу времени.

Противокриминальная защита (anti-criminal protection): деятельность, осуществляемая с целью обеспечения криминальной безопасности.

Протоколирование (logging): Процесс записи в хронологическом порядке регистрируемых СОТ событий в энергонезависимую память.

Пропускной режим:    порядок    допуска    физических    лиц    и

транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Пулестойкость: способность преграды противостоять сквозному пробиванию пулями и отсутствие при этом опасных для человека вторичных поражающих элементов.

14

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ: специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Разрешение (resolution):    свойство    оцифрованных    видеоданных,

выражающее возможность различать на отдельных кадрах детали исходного изображения, которое определяется как количество пикселей (элементов изображения) по горизонтали и по вертикали, содержащихся в кадре.

Рабочий диапазон освещенностей (effective range brightness): диапазон освещенностей в поле зрения видеокамеры от минимальной до максимальной, в котором разрешающая способность и отношение сигнал/шум видеокамеры должны быть не менее заданных.

Саботаж: преднамеренно созданное состояние системы или ее компонентов, при котором нарушается работоспособность, ухудшаются параметры, происходит повреждение системы.

Санкционированный доступ: доступ субъектов или объектов, имеющих права доступа.

Свет (light):    излучение    электромагнитных    волн    оптического

диапазона с длинами волн от 10 до 2000 нм.

Сектор свободного доступа: конфигурация и границы территории объекта транспортной инфраструктуры, доступ в который физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.

Сетевая видеокамера (network camera): цифровая видеокамера, конструктивно и функционально объединенная с видеокодером, осуществляющая передачу сжатых видеоданных по компьютерной сети.

Примечание: одна видеокамера может иметь несколько зон в одной сцене, соответствующих различным целевым задачам.

Силы обеспечения транспортной безопасности:    лица,

ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте

15

транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.

Система безопасности: совокупность персонала, задействованного в обеспечении транспортной безопасности ОТИ и инженерно-технических систем транспортной безопасности, существующая на ОТИ.

Система видеонаблюдения (video surveillance system, VSS): совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и/или технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой.

Система контроля и управления доступом (СКУД): совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью.

Система охранная телевизионная, СОТ (CCTV):    система

видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для противокриминальной защиты объекта.

Система охранного освещения: совокупность средств освещения, позволяющих обеспечить видимость нарушителя и необходимый уровень освещенности для системы охранного телевидения в ночное время.

Система сигнализации:    совокупность совместно действующих

технических средств для обнаружения появления признаков нарушителя на охраняемых объектах, передачи, сбора, обработки и представления информации в заданном виде.

Система экстренной связи: система связи, предназначенная для организации экстренной связи людей со специальными службами. Например, службой спасения МЧС, полицией, скорой помощью и другими.

Системы телевизионного наблюдения:    комплекс технических

средств, обеспечивающих наблюдение за объектами, периметрами протяженных объектов, территориями и внутренними помещениями в любых

16

физико-климатических условиях, в любое время суток, в том числе - при отсутствии естественного и демаскирующего искусственного освещения; совокупность совместно действующих технических средств, объединенных линиями связи, предназначенная для видеонаблюдения за состоянием охраняемого объекта (его части), а также при необходимости видеозаписи или подачи сигнала тревоги при изменении ситуации на нем.

Соблюдение транспортной безопасности: выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, установленных требований.

Средства контроля и управления доступом (средства КУД): механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом.

Средства управления (СУ): аппаратные средства (устройства) и программные средства, обеспечивающие установку режимов доступа, прием и обработку информации со считывателей, проведение идентификации и аутентификации, управление исполнительными и преграждающими устройствами, отображение и регистрацию информации.

Стоп-кадр (freeze frame): режим работы ТС СОТ, при котором циклически воспроизводится один кадр видеосигнала.

Субъекты транспортной инфраструктуры: юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Сцена видеокамеры (scene): часть пространства, телевизионный анализ которой осуществляется одной видеокамерой в определенный момент времени.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности:

системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра,

17

видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности: зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.

Термокожух (housing): устройство, предохраняющее видеокамеру от внешних воздействующих факторов (перепадов температуры, влажности, осадков, НСД и др.).

Техническое средство СОТ, ТС (device CCTV): конструктивно и функционально законченное устройство, входящее в состав СОТ.

Точка доступа: место, где непосредственно осуществляется контроль доступа (например, дверь, турникет, кабина прохода, оборудованные необходимыми средствами).

Транспортная безопасность: а) составная часть национальной безопасности; б) состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Транспортная инфраструктура:    технологический комплекс,

предназначенный для перевозки пассажиров и перевалки (перевозки, транспортировки) грузов повышенной опасности в установленном порядке и включающий в себя совокупность объектов (зданий, сооружений, коммуникаций, устройств, оборудования) и транспортных средств.

Транспортный комплекс:    объекты    и    субъекты транспортной

инфраструктуры, транспортные средства.

Транспорт общего пользования: железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт, обеспечивающий перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных

18

национальных нормативных правовых актов.

Транспортные средства (ТС): устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.

Тревога: предупреждение о наличии опасности либо угрозы для жизни, имущества или окружающей среды.

Тревожное событие (alarm event): проявление угрозы на охраняемом объекте.

Угроза транспортной безопасности:    совокупность    условий    и

факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере.

Уровень безопасности:    степень защищенности транспортного

комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Уровень доступа: совокупность временных интервалов доступа (окон времени) и точек доступа, которые назначаются определенному лицу или группе лиц, имеющим доступ в заданные точки доступа в заданные временные интервалы.

Устойчивость к взлому: способность конструкции противостоять разрушающему воздействию.

Устойчивость к взрыву: способность конструкции противостоять разрушающему воздействию взрывчатых веществ.

Устройства исполнительные (УИ): устройства или механизмы, обеспечивающие приведение в открытое или закрытое состояние УПУ (электромеханические, электромагнитные замки, электромагнитные защелки, механизмы привода шлюзов, ворот, турникетов и другие подобные устройства).

19

Устройства отображения, видеомонитор (videomonitor, analog video monitor): Устройство отображения видеоинформации в составе СОТ.

Устройство аналого-цифрового преобразования видеосигнала, кодер (encoder):    стройство,    предназначенное    для    формирования

оцифрованных видеоданных.

Устройства преграждающие управляемые (УПУ): устройства, обеспечивающие физическое препятствие доступу и оборудованные исполнительными устройствами для управления их состоянием (турникеты, шлюзы, проходные кабины, двери и ворота, оборудованные исполнительными устройствами СКУД, а также другие подобные устройства).

Устройство считывающее (УС), считыватель:    устройство,

предназначенное для считывания (ввода) идентификационных признаков.

Устройства цифро-аналогового преобразования видеосигнала, декодер (decoder):    устройство, предназначенное для формирования

видеоданных из восстановленных видеоданных.

Фокусное расстояние: расстояние между оптическим центром линзы объектива и фокальной плоскостью (ПЗС-матрицей) видеокамеры при фокусировке объектива, измеряемое в миллиметрах.

Функция корректировки баланса белого (white-balance, WB): функция видеокамеры, предназначенная для автоматической или ручной коррекции вносимых искажений цветов изображения сцены, связанных с различной цветовой температурой источников света.

Цифровая видеокамера (digitalcamera): видеокамера, конструктивно и функционально объединенная с устройством аналого-цифрового преобразования видеосигнала.

Цифровая СОТ: СОТ, в которой используют кодеры и декодеры, конструктивно и функционально выделенные или объединенные с другими ТС, а архив хранят в виде сжатых видеоданных.

20

Настоящее Методическое пособие разрабатывается в развитие положений СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* «Промышленный транспорт».

1 Область применения

1.1    Настоящее    Методическое пособие    предназначено для

специалистов и руководителей проектно-изыскательских и строительных организаций, учреждений и служб заказчика (инвестора), специализированных организаций, осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и других заинтересованных организаций с целью обеспечения их методическими материалами, которые позволяют разрабатывать и применять высокоэффективные технологические процессы проектирования транспортных предприятий, зданий и сооружений, обеспечивающие в дальнейшем выполнение требований транспортной безопасности.

1.2 Настоящее Методическое пособие распространяется на проектирование зданий и сооружений, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, (далее - объекты) и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим спланировать обеспечение транспортной безопасности на стадии проектирования и строительства, направленные на предотвращение актов незаконного вмешательства:

предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов;

- обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) в зону транспортной безопасности.

3

Чувствительность видеокамеры:    нижняя    граница    рабочего

диапазона освещенностей в поле зрения видеокамеры, при которой разрешающая способность и отношение сигнал/шум видеокамеры должны быть не менее заданных.

Целевая задача СОТ: задача, выполнение которой достигается пользователем при использовании видеоданных, поступающих от видеокамеры.

PTZ-функции (PTZ-functions): функции панорамирования, наклона, зума (изменения масштаба).

В случае, если терминам даны определения в существующем законодательстве Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, национальных стандартах или нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за соответствующую область, то определения, приведенные в настоящем методическом пособии, утрачивают силу на время действия указанных документов.

21

2 Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 60839-1-1:1988)* Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения

ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51558-2014 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования

ГОСТ Р 53704-2009 Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования

ГОСТ Р 56461-2015 Безопасность транспортная. Общие требования ГОСТ Р 57238-2016 Установки рентгено-телевизионные конвейерного типа (интроскопы). Общие технические требования

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения»

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

Примечание: При пользовании настоящим методическим пособием целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года,

и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим методическим пособием следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

5

3 Термины и определения

В настоящем документе использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Автодиафрагма (auto iris): диафрагма, автоматически изменяющая размер апертуры объектива в ответ на изменение освещенности сцены.

Акт незаконного вмешательства (АНВ): противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материальный ущерб. Например: незаконное проникновение на автовокзал, захват автобуса террористами, размещение взрывчатки в поезде.

Алгоритм компрессии (compression algorithm):    точный    набор

инструкций и правил, реализуемый при помощи кодека видеоданных и описывающий последовательность действий, согласно которым исходные видеоданные преобразуются в сжатые, а сжатые видеоданные преобразуются в восстановленные.

Аналоговая видеокамера (analog camera): видеокамера, передающая полный видеосигнал.

Аналоговая система охранная телевизионная, аналоговая СОТ (analog CCTV system): система, в которой видеосигнал от видеокамер до видеомонитора и/или видеорегистратора передается в аналоговом виде, не подвергаясь аналого-цифровому преобразованию.

Антитеррористическая защищенность объекта: состояние здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта.

Аудиоданные (audio data), аудиосигнал (audio signal), моноканальный аудиосигнал (mono channel audio): аналоговый сигнал, несущий информацию об изменении во времени амплитуды звука.

6

Аутентификация: процесс опознавания субъекта или объекта путем сравнения введенных идентификационных данных с эталоном (образом), хранящимся в памяти системы для данного субъекта или объекта.

Биометрическая идентификация: идентификация, основанная на использовании индивидуальных физических признаков человека.

Вещественный код: код, записанный на физическом носителе (идентификаторе).

Видеоаналитика (video analytics):    программное обеспечение,

реализующее алгоритмы автоматизированного получения различных данных на основании анализа последовательности изображений, поступающих с видеокамер в режиме реального времени или из архивных записей.

Видеоинформация (video information), видеоданные (video data), видеопоток (video stream): аналоговый сигнал, несущий информацию о пространственно-временных параметрах изображений.

Видеокамера (camera):    устройство, предназначенное для

телевизионного анализа передаваемой сцены при помощи оптоэлектронного преобразования и передачи телевизионного сигнала.

Видеоканал (video channel): совокупность технических средств СОТ, обеспечивающих передачу телевизионного изображения от видеокамеры до экрана видеомонитора в составе СОТ.

Видеосервер (video server): устройство в составе цифровой СОТ, предназначенное для преобразования аналогового видеосигнала с выхода видеокамер в цифровой формат с целью его обработки, передачи по компьютерной сети и/или записи на цифровой носитель информации.

Видимый свет: свет с длинами волн от 380 нм до 760 нм.

Взлом: действия, направленные на несанкционированное разрушение конструкции.

Внутриобъектовый режим: порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Временной интервал доступа (окно времени): временной интервал, в течение которого в данной точке доступа устанавливается заданный режим доступа.

Вскрытие:    действия,    направленные    на    несанкционированное

проникновение через устройства преграждающие управляемые (УПУ), без их разрушения.

детектор движения (motion detector): устройство или функция СОТ, формирующие сигнал извещения о тревоге при обнаружении движения в поле зрения видеокамеры.

Двухпоточность (dual-streaming):    свойство IP-видеокамер и

устройств кодирования видео предоставлять два видеопотока различного качества для каждого канала видео.

Примечание:    Поток высокого разрешения используется для

сохранения в архив и для отображения в полноэкранном режиме. Поток низкого разрешения используется для отображения в режиме мультиэкрана. В общем случае возможно предоставление более двух потоков.

Доступ: перемещение людей (субъектов доступа), транспорта и других объектов (объектов доступа) в (из) помещения, здания, зоны и территории.

Запоминаемый код: код, кодовое слово (пароль), вводимый вручную с помощью клавиатуры, кодовых переключателей или других подобных устройств.

Защищенность объектов транспортной инфраструктуры:

состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ. Оценка уязвимости и реализация плана транспортной безопасности проводятся для обеспечения защищенности ОТИ и ТС.

Зона доступа: х\здание, помещение, территория, транспортное средство, вход и (или) выход которых оборудованы средствами контроля и управления доступом (КУД).

Зона транспортной безопасности:    объект транспортной

инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим доступа - прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Идентификатор доступа, идентификатор (носитель идентификационного признака):    уникальный признак субъекта или

объекта доступа. В качестве идентификатора может использоваться запоминаемый код, биометрический признак или вещественный код. Идентификатор, использующий вещественный код - предмет, в который (на который) с помощью специальной технологии занесен идентификационный признак в виде кодовой информации (карты, электронные ключи, брелоки и др. устройства).

Идентификация: процесс опознавания субъекта или объекта по присущему ему или присвоенному ему идентификационному признаку. Под идентификацией понимают также присвоение субъектам и объектам доступа идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов.

Извещатель (call point): устройство для формирования извещения о тревоге при проникновении или попытке проникновения, или для инициирования сигнала тревоги потребителем.

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности:    конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные

устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ в зону транспортной безопасности.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: отнесение их к определенным категориям с учетом

9

степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Коммутация видеопотоков (commutation video streams): соотнесение видеопотоков с конкретными окнами отображения.

Компенсация встречной засветки (back light compensation): функция в видеокамерах с цифровой микропроцессорной обработкой видеосигнала, обеспечивающая повышение детализации изображения в случае, когда в сцене видеокамеры есть высоко контрастные участки (источники света большой мощности, на фоне которых присутствуют темные объекты), за счет увеличения яркости всего изображения.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности:    федеральные органы исполнительной власти,

уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

К ним относятся:    Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор,

Росавиация.

Композитный видеосигнал, полный видеосигнал (composite video signal, signal video complet): телевизионный видеосигнал, содержащий сигнал синхронизации.

Контроллер доступа (КД), прибор приемно-контрольный доступа (ППКД): аппаратное устройство в составе средств управления СКУД.

Контроль и управление доступом (КУД): комплекс мероприятий, направленных на предотвращения несанкционированного доступа.

Контрольно-пропускной пункт: специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Копирование:    действия    с    идентификаторами, целью которых

является получение копии идентификатора с действующим кодом.

10