РУКОВОДСТВО
ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ НА ОБЪЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА, ХРАНЕНИЯ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ХЛОРА
Москва*2010
РУКОВОДСТВО ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ НА ОБЪЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА, ХРАНЕНИЯ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ХЛОРА
Москва
2010
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В настоящее время законодательством Российской Федерации сформирован блок требований к химическим предприятиям, в частности производящим и потребляющим хлор, как опасным производственным объектам в части обеспечения готовности к локализации и ликвидации аварий и их последствий, выполнение которых является одним из условий по осуществлению их эксплуатации. Этот блок включает в себя требования:
• Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;
• Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.1998 г. (в редакции Федеральных законов от 13.03.2002 г. № 28-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ);
• Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ:
• Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ;
• Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ;
• Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
• Постановления Правительства Российской Федерации «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» от 22 ноября 1997 г. № 1479;
• «Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 3 8 апреля 2003 г. № 14, зарегистрированных Минюстом России от 25 апреля 2003 г. № 4453;
10
• «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 5 мая 2003 г. № 29, зарегистрированных Минюстом России 15 мая 2003 г. № 4537;
• «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2003 г. № 61-А, зарегистрированных Минюстом России 28 ноября 2002 г. № 3968;
• «Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора» (ПБ 09-594-03);
• «Административного регламента Федеральной службы.по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах» — Приложение к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.02.2008 г. № 112, зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2008 г., регистрационный № 11363.
Указанные требования необходимо реализовать на опасных производственных объектах, в том числе на объектах, где обращается хлор.
Основополагающим является Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года. Этот закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на снижение рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Принятие этого и ряда других указанных выше законов изменило практику правового регулирования деятельности на опасных объектах, перенеся акцент с установления мер, направленных на ликвидацию последствий аварий, на принятие превентивных мер. Появление таких законов стало следствием осознания органами исполнительной и законодательной власти и общественностью невозможности достижения абсолютной безопасности, а также необходимости
11
и выгодности принятия мер, обеспечивающих максимально достижимый уровень безопасности, соответствующий данному этапу научно-технического развития и с учетом их экономической целесообразности.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
— иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
— разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
— заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
— выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
— планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
— заключать с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (далее — АСФ) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
— иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
— создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Предприятия, на которых производится, применяется и хранится хлор, относятся к опасным производственным объектам, деятельность которых должна производиться в соответствии с лицензиями.
Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.1998 г. (в редакции Федеральных законов от 13.03.2002 г. № 28-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ).
В соответствии с данным ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации Постановлением от 30.12.2003 г. № 794 (в редакции Постановления Правительства РФ от 7.11.2008 г. № 821) утвердило Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Единая система).
Указанное Положение определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - Единая система).
Координационными органами Единой системы являются:
— на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
— на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации
13
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
— на. муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
— на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 г № 335):
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил Единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств Гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08,1995 г. № 151-ФЗ в редакции Федеральных законов от 05.08.2000 г. № 116-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ, от 07.11.2000 г. № 135-ФЗ, от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ, от 29.12.2004 г №189-ФЗ, от 09.05.2005 г. №45-ФЗ определяются общие организационно-правовые и экономические
основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее — АСФ) на территории Российской Федерации, регулируются отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации. Федеральным законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» АСФ могут создаваться на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований.
Для руководства действиями производственного персонала, членов нештатных аварийно-спасательных формирований и привлекаемых в случае необходимости профессиональных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, предупреждению их распространения на другие блоки объекта (цеха, отделения, установки и т.д.) разрабатывается план локализации и ликвидации аварийных состояний (далее — ПЛАС).
ПЛАС разрабатывается с целью:
• определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации на опасном производственном объекте (в том числе на хлорном объекте) и ее развития;
• определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;
15
• планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;
• разработки мероприятий, направленных на повышение проти-воаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;
• выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.
ПЛАС разрабатывается в соответствии с «Методическими указаниями о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах» (далее -Указания) (РД 03-536-03), которые устанавливают порядок разработки ПЛАС, требования к его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра.
Перечень производств (цехов, отделений, участков, установок) и отдельных химико-технологических объектов, для которых разрабатываются ПЛАС, утверждается техническим руководителем организации.
ПЛАС, разработанный в организации для химико-технологических объектов, должен находиться у технического руководителя и диспетчера организации, в отделе (службе) охраны труда и промышленной безопасности, в аварийно-спасательной службе (формировании). ПЛАС производства, установки, цеха, отделения, участка должен находиться, соответственно, у начальника производства, установки, цеха, отделения, участка и у начальника смены. Оперативные части ПЛАС, разработанные с учетом технологических и других специфических особенностей объекта, должны находиться на соответствующих рабочих местах.
ПЛАС не реже чем один раз в пять лет пересматривается и уточняется в случае изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии.
Внесенные в ПЛАС изменения и дополнения должны быть изучены руководителями, специалистами и производственным персоналом организации, личным составом аварийно-спасательной службы (формирования). После обучения в установленном порядке должен быть проведен внеочередной инструктаж.
С помощью ПЛАС в аварийных ситуациях обеспечивается согласованность действий персонала организации и аварийно-спасательных
16
служб (формирований); устанавливается перечень должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных действий; устанавливается порядок осуществления связи аварийно-спасательных (служб) формирований с органами государственного надзора и органами местного самоуправления; определяются действия профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований по локализации и ликвидации аварийных ситуаций; приводятся опознавательные признаки уровней аварийных ситуаций и их значения, по которым проводится управление работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации.
В состав сил и средств каждого уровня Единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
Так, ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определен основной принцип защиты населения и территорий: «Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация», в связи с чем п. д) ст. 14 данного Федерального закона обязывает их «обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения».
При осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов ст. 10 Федерального закона «О промышленной
17
безопасности опасных производственных объектов» предусматривает «заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников».
Спецификой химически опасных и взрыво- и пожароопасных объектов в первую очередь является повышенная вероятность возникновения аварий с выбросом опасных веществ, поэтому аварийно-спасательные работы по локализации и ликвидации таких аварий являются газоспасательными.
В связи с этим выполнение требований ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ для химически опасных объектов связано с готовностью организации к обеспечению и проведению газоспасательных работ.
Важными условиями для аварийно-спасательных формирований и газоспасательных служб на химических предприятиях являются надлежащая подготовка и аттестация членов АСФ.
Так как газоспасательные работы являются одним из видов аварийно-спасательных работ, граждане Российской Федерации и члены АСФ, выполняющие данные работы, подпадают под действие Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».
' В соответствии со ст. 12 и ст. 24 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п. 1 и п. 2 «Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», все аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.
Кроме того, аттестации подлежат и сами профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, общественные аварийно-спасательные формирования.
Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.
В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.
В п. 4.1.8 и п. 4.2.1 «Методических указаний о порядке разработки плана локализации (ликвидации) аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах» указано, что работы в загазованной среде выполняют аварийно-спасательные формирования (профессиональные и/или нештатные), аттестованные на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.
Требования к подготовке и аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований и газоспасательных служб на химических предприятиях регламентируются в том числе:
19
УДК 661.91-404 ББК35.20-4Н Р 85Р 85 Руководство по ликвидации аварий на объектах производства, хранения, транспортирования и применения хлора. — М.: Российский центр «Хлорбезопасность»; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. — 212 с.ISBN 978-5-91070-057-8
«Руководство...» разработано специалистами Российского центра «Хлорбезопасность». Первое издание «Руководства...» было выпущено в 1997 году Российским центром «Хлорбезопасность» совместно со специалистами МЧС России. В связи с введением новых федеральных законов и постановлений Правительства в области нормативно-правового ре1улирования как промышленной безопасности в целом, так и специфических проблем, связанных с обращением с хлором, а также в связи с полным распространением .первого тиража и многочисленными обращениями со стороны предприятий и организаций, было принято решение о переработке и издании «Руководства...».
В новом издании изложены материалы, посвященные нормативно-правовому регулированию как промышленной безопасности в целом, так и специфических проблем, связанных с обращением с хлором. Приведены извлечения из основных федеральных законов и постановлений Правительства, принятых за последние годы, рассмотрены вопросы правового и нормативного регулирования, применения технических устройств на опасных промышленных объектах при ликвидации аварийных ситуаций.
В «Руководстве...» рассмотрен порядок действия спецподразделений и производственного персонала по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на производстве, при хранении (применении) и транспортировке хлора. Изложены основные функции предприятий, служб, должностных лиц и их задачи при возникновении аварий, сопровождающихся выбросом хлора в окружающую среду, локализации и ликвидации аварийных ситуаций. В «Руководстве...» рассмотрены вопросы взаимодействия привлекаемых для ликвидации аварии спецчастей, предприятий и организаций, мероприятия по эвакуации и спасению людей.
В Приложениях содержатся данные по техническим средствам, установкам и устройствам для локализации аварийных выбросов хлора, классификация, описание и технические характеристики средств индивидуальной защиты, приводятся практические рекомендации по их применению на опасных химических объектах.
Использование рекомендаций «Руководства...» позволит повысить уровень профессиональной подготовки аварийно-спасательных формирований и производственного персонала, обеспечит оперативность и эффективность их действий при возникновении аварий, сопровождающихся выбросом хлора.
Ответственные разработчики:
Б.Ю. Я гуд, Ы.О. Миславский, Е.И. Карева
© Российский центр «Хлорбезопасность», 2010
• Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ;
• Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 11 6-ФЗ;
• Постановлением Правительства Российской Федерации «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» от 22 ноября 1997 г. № Н79:
• Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ;
• «Положением об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей химических предприятий и организаций и образовательных учреждений по их подготовке в отраслевой комиссии Федерального агентства по промышленности Российской Федерации (ОАК№ 5/6)», утвержденным Приказом № 1 16 от 11 апреля 2005 г. Федерального агентства по промышленности Российской Федерации и согласованным с Межведомственной комиссией (протокол № 2 от 26 мая 2005 г.);
• «Методическими рекомендациями по проведению проверки и оценке оперативных возможностей профессиональных аварийно-спасательных формирований при аттестации на право ведения газоспасательных работ», утвержденными Межведомственной комиссией (протокол № 3 от 17 октября 2005 г.).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» основными задачами профессионального газоспасательного формирования являются:
— поддержание в оперативной готовности сил и средств к организации и ведению газоспасательных работ;
— проведение газоспасательных работ;
— оказание первой медицинской помощи;
— осуществление профессиональной работы по предотвращению аварий.
Основу профессиональных газоспасательных служб и формирований составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (ст. 1 п. 2 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»), В состав аварийно-спасательных
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................8
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ....................... 10
2. ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ..................................23
2.1. Общие положения........................................23
2.2. Обязанности ответственного руководителя..................26
2.3. Обязанности технического руководителя организации........28
2.4. Обязанности диспетчера организации ......................29
2.5. Обязанности руководителя аварийно-спасательной службы ... 30
2.6. Обязанности начальника цеха, участка, установки,
где произошла аварийная ситуация.........................30
2.7. Обязанности начальника смены (сменного мастера) цеха,
в котором произошла аварийная ситуация...................30
2.8. Обязанности заместителя начальника цеха (технолога цеха),
в котором произошла аварийная ситуация...................31
2.9. Обязанности мастеров, бригадиров, рабочих, аппаратчиков,
операторов и другого персонала цеха, в котором произошла аварийная ситуация ......................................31
2.10. Обязанности руководителей служб главного механика,
главного энергетика, главного технолога, главного прибориста организации..................................31
2.11. Обязанности инженерно-технических работников,
мастеров, бригадиров и рабочих других цехов................32
2.12. Обязанности начальника пожарной части организации......32
2.13. Обязанности работников медицинского пункта (здравпункта)
организации.............................................32
3
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ..................................33
4. ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ, СОПРОВОЖДАЮЩИХСЯ УТЕЧКАМИ ХЛОРА
В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ..................................36
4.1. Общий порядок первоочередных действий при возникновении
аварийных утечек при производстве, применении и хранении хлора в сосудах (танки, железнодорожные цистерны, контейнеры, баллоны)....................................37
4.2. Аварийные ситуации при производстве жидкого хлора
и порядок действий по их устранению ......................39
4.3. Аварийные ситуации при применении и хранении хлора в сосудах большой единичной емкости (более 25 тонн)
и порядок действий по их устранению ......................41
4.4. Аварийные ситуации у потребителей хлора в сосудах малой единичной емкости (контейнеры, баллоны)
и порядок действий по их устранению ......................51
4.5. Локализация и ликвидация аварийных ситуаций
при транспортировке хлора................................55
4.5.1. Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора из контейнера или баллона при их транспортировке автомобильным транспортом, и способы их устранения ... 56 Общий порядок первоочередных действий водителя
и сопровождающего лица (ответственного за перевозку
жидкого хлора) при обнаружении утечки хлора.........56
Возможные аварийные ситуации при перевозке контейнеров
(баллонов) и способы их устранения ..................58
4.5.2. Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора
из железнодорожной цистерны, контейнера, баллона при их перевозке железнодорожным транспортом,
и порядок действий по их устранению.................59
Общий порядок первоочередных действий администрации железной дороги при получении информации об утечке
хлора из вагона-цистерны, контейнера или баллона.....60
Аварийные ситуации, связанные с утечкой хлора
из железнодорожной цистерны, и порядок действий
по их устранению...................................61
4
5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ОПОРОЖНЕНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К УТИЛИЗАЦИИ АВАРИЙНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ И БАЛЛОНОВ С ХЛОРОМ...................65
5.1. Организационно-технические мероприятия по подготовке
объекта к проведению работ ...............................65
5.2. Описание временной технологической схемы и принципы
подбора технологического оборудования ....................67
5.3. Технология эвакуации и нейтрализации хлора
из аварийных контейнеров и баллонов......................71
5.4. Подготовка освобожденных от хлора контейнеров
и баллонов к утилизации..................................75
Приложение 7. Средства индивидуальной защиты....................76
1. Средства защиты для проведения аварийных работ ............76
2. Фильтрующие средства защиты органов дыхания..............79
3. Шланговые противогазы ...................................80
4. Изолирующие средства защиты органов дыхания..............82
4.1. Дыхательные аппараты на сжатом воздухе ................83
4.2. Изолирующие СИЗОД с регенеративным патроном........85
5. Костюмы химической защиты...............................89
Приложение 2. Устройства для устранения и локализации утечек хлора из аварийного оборудования и трубопроводов.....................94
Приложение 3. Магнитные герметизирующие устройства .............98
3.1. Типы и применение магнитных герметизирующих устройств ... 98
3.2. Другие возможные варианты применения магнитных
технологических устройств............................... 105
3.2.1. Для сварочных работ ............................... 105
3.2.2. Заделка трещин и разрывов длиной до 350—400 мм..... 107
3.2.3. Герметизация отверстий с вывороченными наружу
краями ...........................................108
3.2.4. Проведение крепежных операций и применение
на железных дорогах ............................... 108
3.2.5. Герметизирующая технологическая магнитная оснастка
типа «магнитная траверса»..........................109
3.2.6. Герметизирующая магнитная оснастка рычажновинтового типа .................................... ПО
3.2.7. Герметизирующая магнитная оснастка рычажновентильного типа .................................. 115
5
3.2.8. Устройства для ликвидации выбросов и утечек серии УЛУМ ... 119
Описание конструкции устройств......................... 119
Устройство для ликвидации утечек УЛУМ-400 ......... 119
Устройство для ликвидации утечек УЛУМ-80.......... 125
Устройство для ликвидации утечек УЛУМ-40..........129
Устройство для ликвидации утечек УЛУ-40............ 132
Выводы................................................132
Приложение 4. Рекомендации по локализации аварийных выбросов хлора ... 134
Пршюжение 5. Устройство для устранения утечки хлора
из предохранительного клапана................................143
Приложение 6. Коллекторно-шланговые системы (КШС)
для локального отсоса хлора..................................145
Приложение 7. Футляр для аварийной эвакуации хлора
из дефектных баллонов.......................................147
1. Описание и работа изделия................................. 147
1.1. Назначение...........................................147
1.2. Технические данные................................... 147
1.3. Состав изделия........................................148
1.4. Устройство и работа ................................... 148
2. Использование по назначению ............................151
2.1. Подготовка футляра к эксплуатации.....................152
2.2. Эвакуация хлора из баллонов, имеющих незначительную
утечку хлора в окружающую среду.......................154
2.3. Вскрытие футляра.....................................157
2.4. Эвакуация хлора из баллонов, имеющих значительную
утечку хлора в окружающую среду.......................159
2.5. Эвакуация хлора из баллонов с неисправным вентилем,
но не имеющих утечки хлора............................ 159
Организация и проведение работ по вывертыванию вентиля
из горловины аварийного баллона.......................160
3. Техническое обслуживание футляра.........................162
4. Перечень возможных неисправностей.......................163
5. Меры безопасности.......................................163
6. Транспортирование и хранение.............................165
Приложение 8. Кантователь бочки-контейнера для сжиженного
хлора емкостью 800 л ................................166
1. Назначение.............................................. 166
2. Технические данные ...................................... 168
3. Устройство, принцип и порядок работы ..................... 169
4. Принцип и порядок работы................................ 169
5. Указания мер безопасности ................................ 174
6. Техническое обслуживание ................................ 175
7. Порядок проведения технического освидетельствования ...... 176
8. Транспортирование и хранение............................. 177
Приложение 9. Устройство для аварийной эвакуации хлора
из дефектных контейнеров ................................... 178
1. Назначение, принцип действия, область применения......... 178
2. Технические данные ...................................... 180
3. Состав устройства для эвакуации хлора из дефектных
контейнеров............................................. 180
4. Материалы............................................... 180
5. Работа с устройством для эвакуации хлора из дефектных
контейнеров............................................. 180
5.1. Эвакуация хлора из контейнеров, имеющих утечку хлора
через неплотности в местах соединения его частей ......... 181
5.2. Эвакуация хлора из контейнеров с неисправными вентилями... 182
Порядок эвакуации хлора из контейнера......................... 183
6. Меры безопасности....................................... 186
7. Техническое обслуживание устройства для аварийной эвакуации
хлора из дефектных контейнеров........................... 187
Приложение 10. Устройство для эвакуации хлора из аварийных баллонов... 188
Приложение 11. Свойства хлора ................................. 191
Приложение 12. ............................................... 196
1. Химизм процесса поглощения хлора и разложения гипохлорит-иона в водных растворах кальцинированной соды
и тиосульфата натрия..................................... 196
2. Материальный баланс операции эвакуации хлора
из аварийных контейнеров ................................ 198
Приложение 13. Рекомендации по погрузочно-разгрузочным операциям с хлорными контейнерами и баллонами .........................203
Приложение 14. Табель оснащения аварийными средствами объектов,
связанных с производством, хранением и применением хлора.......206
Приложение 15. Приборы и системы индикации выбросов хлора......208
Приборы для измерения концентрации хлора в воздухе производственных помещений, выпускаемые в России
и за рубежом.............................................209
Индивидуальные (персональные) газоанализаторы хлора........210
ВВЕДЕНИЕ
Хлор по объему производства и области применения является одним из важнейших продуктов химической промышленности. В настоящее время в России производится свыше одного млн тонн хлора. Широкое использование хлора определяет высокую потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных его аварийными выбросами в окружающую среду Эти обстоятельства усугубляются физико-химическими и токсическими свойствами хлора, являющегося сильнодействующим ядовитым веществом удушающего действия.
Анализ аварий с выбросами хлора показывает, что в 80 % случаев причиной происшествий и их негативных последствий является человеческий фактор и слабая защищенность промперсонала и населения от воздействия высокотоксичного химического вещества.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует: там, где персонал обучен до автоматизма навыкам действий в аварийных ситуациях, оснащен современными средствами индивидуальной и коллективной защиты, современными техническими средствами ликвидации утечек хлора, частота и последствия возникающих аварийных ситуаций минимальны.
Хлор опасен только там, где производственный персонал может неадекватно действовать при возникновении аварийной ситуации, на объекте отсутствуют либо непрофессионально составлены планы локализации аварийных ситуаций, где в табеле оснащения аварийными средствами отсутствуют современные приспособления и устройства для оперативного устранения утечек хлора.
Практика ликвидации аварий с выбросами хлора показывает, что если в первые 15—20 минут не устранить утечку хлора, то вероятность перехода аварии в чрезвычайную ситуацию многократно возрастает.
В связи с этим эффективные действия производственного персонала в аварийных ситуациях, повышение оперативности этих действий, координация деятельности всех аварийных сил являются чрезвычайно важной задачей для любого хлорного объекта.
В настоящем «Руководстве по ликвидации аварий на объектах производства, хранения, транспортирования и применения хлора» (далее — «Руководство...») рассмотрен порядок действия спецподраз-делений и производственного персонала по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на производстве, при хранении (применении) и транспортировке хлора.
Изложены основные функции предприятий, служб, должностных лиц и их задачи при возникновении аварий, сопровождающихся выбросом хлора в окружающую среду.
Кроме того, в «Руководстве...» рассмотрены вопросы взаимодействия привлекаемых для ликвидации аварии спецчастей, предприятий и организаций, а также мероприятия по эвакуации и спасению людей.
Использование рекомендаций «Руководства...» позволит повысить уровень профессиональной подготовки аварийно-спасательных формирований и производственного персонала, обеспечит оперативность и эффективность их действий при локализации и ликвидации аварий, сопровождающихся выбросом хлора.
9