Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

159 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве установлены виды технического обслуживания и ремонта (ТОР) оборудования шахтных подъемных установок, их объем и периодичность; изложена последовательность работ по ТОР и меры, обеспечивающие безопасность их выполнения; приведены технические требования к исправному оборудованию, перечень инструментов, запасных частей и материалов, средняя трудоемкость выполнения работ по ТОР и сведения о смазке оборудования; указаны возможные неисправности и методы их устранения. Руководство предназначено для обслуживающего и ремонтного персонала подъемных установок угольных шахт.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Указания мер безопасности

Общие положения

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте механического оборудования подъемной машины

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте электрического оборудования подъемной установки

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов

Противопожарные мероприятия

Состав подъемной установки

Правила хранения оборудования шахтных подъемных установок

Обеспечение оборудования подъемной установки смазочными материалами

Техническое обслуживание н текущий ремонт

Технологические карты технического обслуживания и ремонта оборудования шахтных подъемных установок с вертикальными стволами

     11.1. Технологические карты технического обслуживания и ремонта механического оборудования шахтных подъемных машин

     11.1.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     11.1.2. Ежесуточное техническое обслуживание ТО-2

     11.1.3. Еженедельное техническое обслуживание ТО-3

     11.1.4. Двухнедельное техническое обслуживание ТО-4

     11.1.5. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     11.1.7. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     11.1.8. Полугодовой текущий ремонт Т2

     11.1.9. Годовой текущий ремонт Т3

     11.2. Технологические карты технического обслуживания и ремонта электрического оборудования шахтных подъемных машин

     11.2.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     11.2.2. Ежесуточное техническое обслуживание ТО-2

     11.2.3. Еженедельное техническое обслуживание ТО-З

     11.2.4. Двухнедельное техническое обслуживание ТО-4

     11.2.5. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     11.2.8. Полугодовой текущий ремонт Т2

     11.2.9. Годовой текущий ремонт Т3

     11.3. Технологические карты технического обслуживания и ремонта оборудования вертикальных стволов

     11.3.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     11.3.2. Ежесуточное техническое обслуживание ТО-2

     11.3.3. Еженедельное техническое обслуживание ТО-З

     11.3.4. Двухнедельное техническое обслуживание ТО-4

     11.3.5. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     11.3.6. Двухмесячное ремонтное обслуживание РО2

     11.3.7. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     11.3.8. Полугодовой текущий ремонт Т2

     11.3.9. Годовой текущий ремонт Т3

Возможные неисправности и методы их устранения

Возможные неисправности механического оборудования подъемной машины и методы их устранения

Возможные неисправности электрического оборудования подъемных установок и методы их устранения

Возможные неисправности оборудования вертикального шахтного ствола и методы их устранения

Ревизия, наладка и испытание шахтной подъемной установки

Список литературы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОРНОЙ МЕХАНИКИ им. М.М. ФЕДОРОВА

Утверждено

Энергомеханическим управлением Министерства угольной промышленности СССР 15 октября 1980 года

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ

ШАХТНЫХ

ПОДЪЕМНЫХ

УСТАНОВОН

Москва

"Недра"

1983

УДК 622.673.1.004.67 (083.96)

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту шахтных подъемных установок. М., Недра, 1983. 231 с.

Установлены виды технического обслуживания и ремонта (ТОР) оборудования шахтных подъемных установок, их объем и периодичность; изложена последовательность работ по ТОР и меры, обеспечивающие безопасность их выполнения; приведены технические требования к исправному оборудованию, перечень инструментов, запасных частей и материалов, средняя трудоемкость выполнения работ по ТОР и сведения о смазке оборудования; указаны возможные неисправности и методы их устранения.

Предназначено для обслуживающего и ремонтного персонала подъемных установок угольных шахт.

Рецензент: Энергомеханическое управление Минуглепрома СССР.

Руководство подготовлено:    И.К.    Бабенко,    В.М. Бирюковым, В.И. Бо

ров левым, В.Е. Захаровым, И.Г. Манец, Г.М. Нечушкиным, ВЛ. Паршинцевым, В .А. Поповым, В.А. Пристром, ЕЛ. Розвадовским, В .А. Сидоренко.

Редакционная коллегия: АЛ. Григорьев, А.И. Захарченко, Ю.А. Матвеев, В.И. Лавренчук, О.К. Помазан, В Л. Дворников, М.Г, Жебеленко, В.Ф. Гуляев, В.Ф. Науменко, АЛ. Самородов, Ю.В. Гребешков.

Выпущено по заказу Всесоюзного научно-исследовательского института горной механики им. ММ. Федорова

2501020000— 263 043 (01) —83

заказное

© Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М.М. Федорова (ВНИИГМ), 1983

менять жидкопенные огнетушители* Для этих целей необходимо применять порошкоструйные огнетушители или сухой песок.

Устья стволов и надшахтные здания должны быть оборудованы противопожарными устройствами — спринклерными и дренчерными установками, противопожарным водопроводом, противопожарными лядами.

Огневые работы в стволах действующих шахт должны производиться в соответствии с Инструкцией по ведению огневых работ в подземных выработках и надшахтных зданиях и Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства с предварительным оформлением документов на производство этих работ в установленном порядке.

СОСТАВ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ

Шахтная подъемная установка — совокупность подъемной машины с электроприводом, аппаратуры управления, сигнализации и защиты, шкивов, подъемных сосудов, подъемных и уравновешивающих канатов, проводников, загрузочных и разгрузочных устройств и других механических и электрических изделий.

Шахтный подъемный комплекс — совокупность подъемных установок, зданий подъемных машин и копра, объединенных одним стволом.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК

После разгрузки оборудования следует проверить состояние заводской упаковки, загрунтованных и окрашенных поверхностей узлов, транспортировавшихся без упаковки, лакокрасочного или консервационного покрытия, выявленные дефекты следует устранить.

Сборка главного вала подъемной машины (с органами навивки), отклоняющие шкивы и редукторы должны храниться на складских площадках, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков и грунтовых вод (под навесом).

Запасные блоки футеровки для приводного шкива должны храниться при температуре воздуха от —5 до +40 °С, на расстоянии не менее 2 м от нагревательных приборов.

Осмотр состояния консервации внутренних поверхностей редуктора следует производить не реже одного раза в год.

Узлы управления, защиты и блокировки (панель тормоза, привод тормоза, аппарат задания и контроля хода, пульт управления и другое электро-, гидро- и пневмооборудование) должны храниться в обогреваемых помещениях с температурой не ниже +10 °С.

Копровые шкивы необходимо хранить защищенными от попадания атмосферных осадков в подшипниковые узлы, в вертикальном положении на специальных подставках. Шкивы клепаной конструкции перед установкой на хранение необходимо собрать. Нарушенную консервацию восстановить.

Срок хранения шкивов без переконсервации — 12 месяцев.

Хранение клетей и скипов должно производиться на деревянных брусьях в местах, исключающих прямое воздействие атмосферных осадков, солнечных лучей и механических повреждений. Укладывать клети или скипы друг на друга запрещается.

Запасные части должны храниться в закрытом помещении на стеллажах или в таре.

Канаты при хранении должны быть защищены от попадания атмосферных осадков. Ось барабана должна быть параллельна полу. При многоярусной укладке барабанов первый ряд барабанов прочно закрепляется с помощью клиновых брусьев.

Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната смазкой.

11

При длительном хранении канаты должны периодически,, не реже чем через 6 месяцев, осматриваться по наружному слою и смазываться.

Каждый барабан с канатом должен быть снабжен металлическим ярлыком, на котором указываются наименование или товарный знак предприятия изготовите-ля; номер каната в системе нумерации предприятия-изготовителя; условные обозначения каната, длина каната или каждого отрезка в метрах, масса каната брутто, дата изготовления каната.

Ярлык прибивается гвоздями на видном месте диска барабана, а к бухте крепится мягкой проволокой или бензельным канатом.

Парашюты, подвесные устройства и электродвигатели должны храниться на деревянных брусьях в складских помещениях. В воздухе не должно быть веществ, вредно действующих на изоляцию электродвигателей (пары кислот и щелочей, угольная и металлическая пыль).

Нд оборудовании, поступившем на хранение, должны быть прикреплены таблички, на которых необходимо делать отметки о сроках проведения проверки состояния оборудования.

Проверка проводится не реже одного раза в 3 месяца, если оборудование хранится на площадках под навесом, и не реже одного раза в 6 месяцев, если оборудование хранится в закрытых вентилируемых помещениях.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Своевременная и качественная смазка узлов оборудования шахтных подъемных установок является одним из основных условий, позволяющих увеличить их долговечность, повысить работоспособность, сократить простои. В связи с этим организация смазки узлов оборудования подъемных установок требует выполнения следующих положений: использовать рекомендуемые для смазки сорта масел; соблюдать установленные режимы смазки; поддерживать в исправности смазочные, удаляющие, промывочные, контрольные устройства и средства смазки; обеспечивать безопасность применения, хранения и распределения смазочных материалов.

В комплект масло заправочного инвентаря должны входить ведра с крышками, воронки с сетками, масленка клапанная, шприцы, солидолонагнетатель, мерные кружки, лопатки для консистентных смазок.

В комплект инструмента при проведении смазывания оборудования должна входить гаечные клк>чи необходимых размеров, отвертки, молоток.

На все используемые на подъеме смазочные материалы должны быть заводские сертификаты или их дубликаты, выданные организацией, осуществляющей централизованную поставку смазочных материалов.

Все отработанные смазочные материалы нефтяного происхождения должны собираться и сдаваться на последующую переработку в соответствии с постановлением № 13 от 9.03.77 г. Госснаба СССР.

Головные канаты шахтных подъемных установок с машинами барабанного типа в процессе эксплуатации должны периодически смазываться антикоррозионными высоковязкими, тугоплавкими консистентными смазками. Рекомендуется к применению канатная смазка Торсиол-35Э, представляющая собой раствор смазки Торсиол-35 в органическом грудногорючем (температура самовоспламенения 380 °С) растворителе типа трихлорэтилен и тетрахлорэтилен.

Головные канаты многоканатных подъемных установок и одноканатных установок со шкивами трения должны смазываться антикоррозионными смазками (послеосвоения серийного производства).

Нанесение смазки производится на очищенную от старой смазки и грязи поверхность каната через устанавливаем зло на канат разъемную воронку, закрываемую крышкой. Нижнее отверстие воронки по периметру каната должно быть уплотнено войлоком или ветошью. Смазка должна заливаться в воронку непосредственно из поставляемой тары. Нанесение смазки на канаты необходимо произво-

Подъемная

Смазываемые

Марка, ГОСТ или ТУ

оияялиилгп МЯТО*

Периодичность выполнения операций по:

машина

сборочные единицы

риала

замене

доливке

(пополнению)

Все типы машин

Подшипники качения вала органа навивки

Смазка Яитол-24 ГОСТ 21150-75 (смазка Фиол-3 ТУ-38 УССР 2-01-189-74)

Один раз в 6 месяцев

Многоканатная

Подшипники качения оси отклоняющих шкивов

То же

То же

Один раз в 3 месяца

Двухбара банная

Подшипники качения (роликоопо-ры) переставного барабана

_1*

Один раз в месяц и перед каждой перестановкой

Однобарабанная,

двухбарабанная

Свободно посаженная ступица заклиненного барабана

Один раз в месяц

Двухбарабанная

Зубчатое зацепление, поверхность шестигранника, шарнирные соединения механизма перестановки

99

Один раз в месяц и перед каждой перестановкой

Многоканатная

Подшипники качения свободно посаженных отклоняющих шкивов

и _

-

Один раз в месяц

Бронзовые втулки свободно посаженных отклоняющих шкивов

М

Один раз в неделю

Все типы машин производства завода им. ЛКУ

Шарнирные соединения и трущиеся поверхности штоков тормозной системы

99

То же

Трущиеся поверхности поршней тормозной системы

Масло индустриальное И-ЗОА (И-40А) ГОСТ 20799-75

Все типы машин

Шарнирные соеди

Смазка Литол-24

Один раз в две

производства

НКМЗ

нения, трущиеся поверхности штоков и поршневой тормозной системы

ГОСТ 21150-75 (смазка Фиол-3 ТУ-38 УССР 2-01-189-74)

недели

Все типы машин

Муфта зубчатая

Смазка ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73 (смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74)

Один раз в год

Один раз в месяц

Однобарабанные, двухбарабанные

Муфта пружинная

Смазка смесь ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73 (смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74) с

То же

Один раз в три месяца

13

Подъемная

Смазываемые

Марка, ГОСТ или ТУ

AtjQ олиил сл ьдято*

Периодичность выполнения операций по:

машина

сборочные единицы

CMajUMnUV U МО 1 с

риала

замене

доливке

(пополнению)

Все типы машин

Муфта шарнирная

маслом индустриальным И-ЗОА (И-40А)

ГОСТ 20799-75 в соотношении 3:1 Смазка

Один раз в

Один раз в месяц

Все типы машин

Редуктор

ЦИАТИМ-203 ГОСТ 8773-73 {смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74) Масло индустри

год

99

По необходимости

Все типы машин

Централизованная

альное И-50А ГОСТ 20799-75 (масло цилиндровое 11

ОСТ 380185-75) То же

99

(контроль уровня масла ежесменно)

То же

Все типы машин

система масло-

смазки

Подшипники

Масло индустри

99

99

Все типы машин

скольжения с кольцевой смазкой

Воздушная маслен

альное И-ЗОА (И-40А)

ГОСТ 20799-75 Масло индустри

По необходимости

ка панели тормоза

альное И-20 А (И-25А)

ГОСТ 20799-75

(контроль уровня масла ежесуточно)

дить только со специальных площадок, установка которых не долхша приводить к нарушению вентиляционного режима.

Расход смазки должен быть не более: для круглопрядных канатов

Q =3,5(dK + 3)/к : 1000,

где £?к — диаметр каната, мм; / — длина каната, м; для трехгранно прядных канатов

Q- (2,5d + 0,026с£)/ : 1000;

К    К    1ч

для канатов закрытой конструкции G=2,3^K/K : 1000.

Скорость движения каната в стволе со свежей струей воздуха при нанесении смазки должна быть не более 0,3 м/с.

Допускается наносить смазку при большой скорости. При этом во избежание превышения предельно допустимой концентрации растворителя в воздухе (10 кг/м3 ) скорость движения каната v должна быть не более

v = lKQBq : 1000,

14

где QB — количество воздуха, проходящего по стволу, м3/с; Q — расход смазки, кг; Q — 1 г/м3 — нормируемое количество смазки на 1 м3 воздуха, проходящего по стволу.

Подъемную машину необходимо смазывать в соответствии с картой, прилагаемой к машине в комплекте технической документации. Карта смазки некоторых крупных подъемных машин приведена в табл.1, в которой все типы подъемных машин разбиты на три группы: однобарабанные (машины типа Ц); двухбарабанные (машины типа ЦР, 2Ц, Б ЦК); многоканатные (машины типа ЦШ).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

Техническое обслуживание и ремонт шахтных подъемных установок осуществляется по непрерывному методу, т.е. элементы оборудования осматриваются и ремонтируются поочередно в установленном порядке в течение принятого ремонтного цикла.

Целью технического обслуживания оборудования подъемных установок являются предупреждение преждевременного износа деталей и узлов, а также своевременное обнаружение и устранение неисправностей и дефектов. При этом обслуживающий персонал (машинисты, электрослесари) обязан:

вести наблюдение за работой оборудования, проверять показания контрольно-измерительных приборов, степень нагрева узлов трения и достаточность поступления к ним смазочных материалов;

проверять исправность работы аппаратуры управления, сигнализации и защиты;

устранять мелкие неисправности и неполадки в работе оборудования;

проверять надежность крепления узлов и деталей оборудования, регистрировать наличие износа, вибраций и необычного шума в приводных и других ответственных элементах оборудования;

содержать оборудование в чистоте и не допускать утечек смазочного материала.

Текущие ремонты включают работы по частичной замене быстроизнвшивающихся деталей или узлов; очистке, промывке и ревизии механизмов; смене масла в емкостных системах смазки; проверке креплений и замене вышедших из строя крепежных деталей и т.д.

В зависимости от вида и назначении элементов оборудования подъемной установки, их ответственности с точки зрения обеспечения безопасности работы предусмотрены следующие виды технического обслуживания и текущего ремонта подъемной установки, периодичность выполнения которых регламентирована требованиями Правил безопасности, Правил технической эксплуатации, директивными указаниями Минуглепрома СССР, нормативно-технической документацией, инструкциями по эксплуатации предприятий-изготовителей, а также практическим опытом эксплуатации и наладки действующего парка шахтных подъемных установок:

ТО-1 — ежесменное техническое обслуживание;

ТО-2 — ежесуточное техническое обслуживание;

ТО-3 — еженедельное техническое обслуживание;

ТО-4 — двухнедельное техническое обслуживание;

РО( — ежемесячное ремонтное обслуживание;

Р02 — двухмесячное ремонтное обслуживание;

Tj — ежеквартальный текущий ремонт;

Т2 — полугодовой текущий ремонт;

Т3 — ежегодный текущий ремонт;

НРП — полугодовая ревизия и наладка;

НРГ — годовая ревизия и наладка.

Ремонтный цикл шахтной подъемной установки определяется ремонтным цик-

15

лом подъемной машины (сроком службы до первого капитального ремонта, устанавливаемым зав о дом-изготовителем).

Структура цикла технического обслуживания подъемной установки при четырехсменном режиме работы имеет вид:    28    (ТО-1)—6 (ТО-2)—(ТО-3)—28

(ТО-1) -6 (ТО-2) - (ТО-4).

Последовательность чередования различных видов ремонта для подъемной установки повторяется каждый год без изменения. При этом годовая часть структуры ремонтного цикла без Р02 имеет вид: 2POJ — Т( — 2РО( — (Т2-НРП) — 2POt — Т1 —2РОг - (Тз-НРГ).

Примечание: при составлении структуры цикла технического обслуживания и структуры ремонтного цикла принято, что каждый следующий вид обслуживания и ремонта включает в себя все работы, предусмотренные предыдущими видами, т.е. в объем ТО-3 включается объем ТО-2, в ТО-4 объем работ ТО-3 и т.д.

Число отдельных видов обслуживания, осмотров и ремонтов подъемной установки в течение года составляет:

ежесменное техническое обслуживание ТО-1.........................1460

ежесуточное техническое обслуживание ТО-2 ......................... 313

ежёнедельное техническое обслуживание ТО-3........................ 26

двухнедельное техническое обслуживание ТО-4....................... 14

ежемесячное ремонтное обслуживание РО ........................... 8

двухмесячное ремонтное обслуживание Р02............ 4

ежеквартальный текущий ремонт Tj.............................. .    2

полугодовой текущий ремонт...................................... 1

ежегодный текущий ремонт........................................ 1

Объем работ по каждому виду технического обслуживания и ремонта, последовательность их выполнения, требования к исправному оборудованию, приборы, инструменты и материалы, средняя численность рабочих и продолжительность выполнения работ изложены в технологических картах технического обслуживания и ремонта оборудования шахтных подъемных установок, представленных ниже.

Указанная в технологических картах средняя продолжительность выполнения работ, связанных с перемещением по стволу, соответствует глубине ствола Я = — 1000 м, принятой за базовую. При глубине, отличной от базовой, продолжительность выполнения работ определяется умножением приведенной продолжительности на коэффициент кт:

Я, м............ 200    250    300    350    400    450    500    550    600

кр.............. 0,29    0,33    0,38    0,43    0,47    0,52    0,56    0,61    0,65

Я, м............ 650    700    750 800 850 900 950 1000 1050 1100 1200

кг.............. 0,69    0,70    0,78 0,82 0,870,91 0,96 1,00 1,05 1,1 1,18

В технологических картах принято кодовое обозначение выполняемых работ. Полный Код состоит из 4 кодовых блоков. Первый двухразрядный кодовый блок (11) обозначает вид установки — шахтные подъемные установки поверхностные с вертикальными стволами. Второй одноразрядный кодовый блок обозначает часть оборудования установки, т.е. 1 — механическое оборудование подъемной машины, 2 — электрическое оборудование подъемной установки, 3 — оборудование ствола. Третий одноразрядный кодовый блок обозначает вид технического обслуживания и ремонта, т.е. 1 — ежесменное техническое обслуживание, 2 — ежесуточное техническое обслуживание, 3 — годовой текущий ремонт. Четвертый двухразрядный кодовый блок обозначает порядковый номер выполняемой работы по данному виду технического обслуживания и ремонта.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК С ВЕРТИКАЛЬНЫМИ СТВОЛАМИ

11.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ МАШИН

11.1.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

№ работы

Наименование

работы

Описание последовательности выполнения операций и номера иллюстраций

Технические требования к исправному оборудованию

Приборы, инструменты, приспособления, запасные части и материалы для выполнения рабо1

Профессия и среднее число рабочих

Средняя продолжительность выполнения работ, мин

Меры, обеспечивающие безопасность выполнения работы

1

2

3

4

5

6

7

8

Проверка 'противопожарных средств

Внешним осмотром проверить наличие и состояние противопожарных средств в машинном зале, а также на отметках в башенном копре (многоканатный подъем), где расположено оборудование, подлежащее ежесменному обслуживанию

П рот и вопожарн ые средства (огнетушители, ящики с песком, лопаты и др.) должны быть полностью укомплектованы и не иметь видимых дефектов

Машинист подъемной машины — 1

20—30 мин на все работы ТО-1

Т1.1.1.2.

Проверка чистоты в помещении

Внешним осмотром проверить чистоту в машинном зале, подвальном помещении. При обнаружении на полу масла, его необходимо немедленно удалить

Пол в машинном зале и подвальном помещении должен быть чистым

Ветошь, ведро, смачиватель ДБ — 0.1 л

Работупо удалению с пола масла или грязи вблизи вращающихся частей машины выполнять при остановленной подъемной машине

11.1.1.3.

Проверка тар» мозных устройств (на

Внешним осмотром при работающей подъемной машине убедиться ■ в отсутствии постороннего шума.

При работе тормозных устройств не должно наблюдать-

00


1


2


3


4


5


6


7


8


примере устройств, представленных на рисунках)


вибрации тормозных колодок и тяг (рис. 3 — машины завода ЯКУ, рис. 4 — машины НКМЗ), проверить величину хода поршня цилиндра рабочего торможения (рис. 5 или 6 — машины завода ЯКУ, рис 7 — машины НКМЗ) по шкале, установленной в период наладки.

Внешним осмотром проверить состояние тормозных грузов, убедиться в отсутствии под ними посторонних предметов.


Проверить величину зазора между тормозными колодками и ободом (см. рис. 3 или рис. 4) при оттор-моженном положении машины. При этом необходимо, чтобы порожние подъемные сосуды были установлены в середине ствола (на перевес), а орган навивки взят на стопор


ся постороннего шума, вибрации колодок и тяг. Ход поршня цилиндра рабочего торможения должен быть в пределах, определенных в период наладки. Тормозные грузы должны быть надежно закреплены, а в яме под ними не должно быть воды, масла или каких-либо предметов.

Зазор между тормозными колодками и ободом должен быть в пределах, установленных в период наладки (но не более 2 мм)


11.1.1.4.


11.1.1.5


11.1.1.6.


11.1.1.7.


11.1.1.8.


Проверка панели тормоза машин завода ЯКУ (на примере панели, представленной на рис. 9)


Проверка панели тормоза машин НКМЗ


Проверка компрессорной установки


Проверка механического указателя глубины


Проверка барабана и футеровки


Проверить надежность соединения золотника 13 электромагнитного клапана с толкателем 14 и электромагнита 1 с пневмоусилителем 2 (рис. 8).


Убедиться в исправной работе воздушной масленки 3 (рис. 9) путем визуального контроля через смотровое стекло 4 за подачей масла. При необходимости отрегулировать подачу масла винтом 7 (рис. 10


Убедиться в исправной работе воздушной масленки (рис. 11) путем визуального контроля через колпачок 12 за подачей масла. При необходимости отрегулировать подачу масла дросселем 14


Внешним осмотром при работающей компрессорной установке проверить состояние ее элементов. Убедиться в отсутствии утечек воздуха в системе.


При остановленном компрессоре по масломеру 16 (рис. 12) проверить уровень масла в компрессоре. При необходимости пополнить масло


Внешним осмотром при остановленной подъемной машине проверить состояние элементов указателя глубины, убедиться в соответствии показаний стрелок 7 и 9 (рис. 13) указателя положению подъемных сосудов.

Внешним осмотром при работающей подъемной машине убедиться в исправной работе указателя глубины


Внешним осмотром при работающей подъемной машине проверить состояние элементов барабана 5 (см. рис. 4), убедиться в отсутствии скрежета и другого постороннего шума


валик, соединяющий золотник 13 с толкателем 14 (рис. 8), не должен иметь изгиба и видимого износа. Шпильки должны быть целыми Исправной работе масленки соответствует подача одной капли масла за врем* впуска воздуха в тормозные цилиндры


Исправной работе масленки соответствует подача одной капли масла за время впуска воздуха в тормозные цилиндры


Элементы компрессорной установки не должны иметь дефектов и должны быть чистыми. При работе компрессора не должно наблюдаться постороннего шума

Уровень маспа в компрессоре должен быть выше нижней риски масломера


Элементы указателя глубины должны быть целыми и надежно закреплены. Зубчатые передачи, подшипники и ходовые винты 1 (рис. 13) должны быть смазаны


Канат при навивке на барабан должен ложиться свободно, без трения между витками. Футеровка не должна иметь


Лейка, ветошь, масло компрессорное К-12 (К-19) (ГОСТ 1861-73) 0,5 л


Во время проверки следить, чтобы одежда не была за хвачена вращающимися частями*


1

2

3

4

5

6

7

8

треснутых или выломанных тростей и должна быть надежно закреплена

11.1.1.9.

Проверка приводного, отклоняющих шкивов и футеровки

Открыть крышку ТЗ смотрового окна щитка 12 приводного шкива (рис. 14) и внешним осмотром, при медленном вращении шкива, проверить состояние футеровки 2 и ее крепление

Футеровка 2. крепежные колодки 3, 4, болты 5 (рис. 14) должны быть целыми. Болты должны быть попарно застопорены проволокой

Переносной аккумуляторный светильник

11.1.1.10.

Проверка подшипников

Внешним осмотром при работающей подъемной машине проверить состояние.подшипниковых опор органа навивки, температуру их нагрева, которая не должна превышать для подшипников качения 100 °С, а для подшипников скольжения — 80 °С

При работе машины шум в подшипниках должен быть незначительным и ровным, без стуков и других посторонних звуков.

Утечки смазки из подшипников не допускаются

11.1.1.11.

Проверка смазки в подшипниках и редукторе

При централизованной системе смазки при работающей машине проверить по указателям течения 6 подачу масла к узлам редуктора 9 и подшипникам 7 (рис. 15). При необходимости отрегулировать указатели течения.

При остановленной машине проверить уровень масла в баке 4 масло-станции (в картере редуктора).

Струя масла в указателе течения должна составлять в диаметре 3—5 мм. Масло в указателе не должно скапливаться

Уровень масла в баке маслостанции (в картере редуктора) должен находиться в пределах меток, нанесенных на масло-указателе

Ветошь


При эксплуатации подшипников скольжения с кольцевой смазкой необходимо проверить в них уровень масла при остановленной машине.

Уровень масла в подшипнике скольжения с кольцевой смазкой не должен быть ниже метки маслоуказателя Кольца смазки должны свободно вращаться на ходу машины

При работающей машине проверить состояние колец смазки 3 (рис. 16)

11.1.2. Ежесуточное техническое обслуживание ТО-2

№ работы

Наименование

работы

Описание последовательности выполнения операций и номера иллюстраций

Технические требования к исправному оборудованию

Приборы, инструменты, приспособления, запасные части и материалы для выполнения работ

Профессия и среднее число рабочих

Средняя продолжительность выполнения работ, мин

Меры, обеспечивающие безопасность выполнения работы

1

2

3

4

5

6

7

8

11.1.2.1.

Получение информации о состоянии оборудования

Ознакомиться с записями во II разделе Книги осмотра подъемной установки, а также в Книге приемки и сдачи смен за период времени после выполнения предыдущего ТО-2. У машиниста подъемной машины получить информацию о работе механического оборудования машины

Электрослесарь подземный — 1

5

11.1.2.2.

Осмотр барабана

Внешним осмотром проверить состояние заклиненного и переставного барабанов (рис. 17 или 18), а также механизма перестановки. Убедиться, что механизм перестановки находится во включенном

Канат должен быть надежно закреплен на барабане соответствующими для данного каната жим-ками. Количество

Ключи гаечные, молоток, ветошь, ацетон (бензол) — 0,1. л

Электрослесарь подземный — 2

10

Во время выполнения работы машинист подъемной машины не имеет права включать машину без предвари-

to

to


1 2


3


4


5


6


7


8


положении, а его элементы в исправном состоянии.


Проверить надежность крепления конца каната на барабане, целостность и чистоту тормозных ободов При обнаружении воды или грязи рабочую поверхность тормозных ободов необходимо очистить и промыть ацетоном или бензолом


У машин с бицилиндроконическими барабанами (см. рис. 18) внешним осмотром проверить целостность желобов 2 на конической части барабана.

При обнаружении дефектов необходимо сделать соответствующую запись во II разделе Книги осмотра подъемной установки и устранить их в ближайшие дни


жим ков должно соответствовать заводским требованиям. Жимки должны быть туго затянуты


Тормозные ободы не должны иметь трещин, а их рабочие поверхности должны быть гледкими и чистыми


Желоба на конической части бицилиндроконического барабана не должны иметь дефектов


тельного согласования с исполнителями данной работы


Работы внутри барабана необходимо производить при застопоренной машине, в ватной куртке и каске с переносным светильником


11.1.2.3.


Осмотр приводного и отклоняющих ШКИВОВ


Внешним осмотром убедиться в отсутствии грязи между ребордами 6 приводного шкива и боковыми поверхностями щитка 12 (см. рис. 14). При необходимости следует очистить их


Проверить состояние рабочих поверхностей тормозных ободов 7 приводного шкива. При обнаруже


Между ребордами приводного шкива и боковыми поверх ностями щитка не должно быть грязи


Тормозные ободы не должны иметь трещин, а их рабочая по-


Ветошь, ацетон (бензол) — 0,1 л


Электрослесарь подземный — 2


10


Во время выполнения работы машинист подъемной машины не имеет права включать машину-без предварительного согласования с исполнителями данной работы.


to

со


нии воды или грязи рабочую по

верхность должна

верхность тормозных ободов необ

быть гладкой и чи

ходимо очистить и промыть ацетоном или бензолом

стой

Убедиться в целостности тормозных

Диски 5, ободы 6,

ободов.

футеровка 7 (рис.

Внешним осмотром проверить со

19) отклоняющих

стояние отклоняющих шкивов.

шкивов не должны

Обнаруженные неисправности

иметь дефектов, ко

устранить

торые могут привести к нарушению работоспособности

Осмотр тормоза

Внешним осмотром проверить со

Тормозные тяги.

Ключи гаеч

Электро

20

машин завода

стояние тяг 7, рычагов 4, стоек 2,

шарниры, рычаги,

ные, молоток.

слесарь

ЯКУ (на приме

тормозных колодок 9, шарниров

стойки, тормозные

щупы, ветошь

подзем

рю тормоза,

10 (см. рис. 3), пружин и опорных

колодки, пружины.

ный — 2

представленного

дисков (см. рис. 5 или 6)

опорные диски долж

на рис. 3, 5,6)

Путем простукивания молотком

ны быть целыми, а элементы крепления надежно застопорены

При простукивании

убедиться в надежном креплении

резьбовых соедине

тормозных тяг, грузов 1 (см. рис.

ний не должно быть

5). При необходимости подтянуть

дребезжащего звука.

гайки 2

Проверить величину зазора и равно

Зазор между тормоз

мерность его распределения по дуге

ными ободами и ко

между тормозными ободами 8 и ко

лодками должен

лодками 9 (см. рис. 3) при оттор-

быть в пределах.

моженном положении машины. При

установленных в пе

этом необходимо, чтобы порожние

риод наладки (но не

подъемные сосуды были установле

более 2 мм) и дол

ны в середине ствола (на перевес).

жен быть равномер

а приводной шкив взят на стопор.

но распределен по

Не освобождая приводной шкив от

дуге охвата колодка

стопора, проверить исправность ра

ми тормозного ободд

бочего и предохранительного тор

При медленном за

можения. Убедиться, что величина

тормаживании маши-


Во время выполнения работы машинист подъемной машины не имеет права включать машину без предварительного согласования с исполнителями данной работы


ВВЕДЕНИЕ

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту шахтных подъемных установок разработано в соответствии с требованиями ОСТ 12.44.024—76 "Изделия угольного машиностроения. Порядок разработки эксплуатационных документов".

Настоящее Руководство распространяется на основные типы действующих поверхностных подъемных машин с диаметром органа навивки более двух метров, их привод, аппаратуру управления, сигнализации и защиты, а также оборудование вертикальных стволов.

Приведенные в технологических картах настоящего Руководства содержание, объемы и трудоемкость работ являются усредненными и при необходимости должны корректироваться применительно к конкретным видам оборудования и условиям их эксплуатации.

Руководство обязательно к исполнению всеми лицами обслуживающего и ремонтного персонала подъемных установок угольных шахт и рекомендуется также к использованию организациями, имеющими отношение к проектированию, изготовлению, эксплуатации и ремонту данного оборудования.

1

2

3

4

5

6

7

8

выхода штока из цилиндра рабочего торможения находится в пределах, определенных в период наладки

Внешним осмотром убедиться в целостности воздухопроводов 11 (см. рис. 5), подводящих воздух к тормозным цилиндрам Очистить от грязи и пыли шкаф и узлы панели тормоза (см. рис. 9).

Открыть вентиль 9 (см. рис. 9) и выпустить конденсат из воздухосборника 6 панели тормоза.

ны давление воздуха в цилиндрах рабочего торможения (см. рис. 5 или 6) должно уменьшаться плавно, без скачков. При от-тормаживании машины давление в цилиндрах рабочего торможения должно быть не ниже величины, указанной в отчете по ревизии и наладке. При установлении рукоятки рабо* чего торможения в положение "Оттор-можено" (клапаны предохранительного торможения 11 (см. рис. 9) должны быть обесточены, а клапаны рабочего торможения 14 — включены) должны опуститься тормозные грузы.

Через воздухопроводы не должно быть утечки воздуха

Шкаф и узлы панели тормоза должны быть чистыми.

В воздухосборнике панели тормоза не должно быть кон-


Закрыть вентиль 9.

Убедиться в отсутствии чрезмерно го гудения электромагнитов 1 (см рис. 8) клапанов 14, 11 и 12 (см. рис. 9) во включенном положении Внешним осмотром проверить чи

денсата

стоту элементов тормоза. При необ ходимости очистить их от грязи. Обнаруженные неисправности устранить. Снять шкив со стопора

Осмотр тормоза

Внешним осмотром проверить со

Тормозные тяги,

Ключи 1 веч

Электро

20

машин НКМЗ

стояние тяг 10, рычагов 8, стоек 11

шарниры, рычаги.

ные, молоток.

слесарь

(на примере

тормозных колодок 9, шарниров 7

стойки, тормозные

щупы, ветошь,

подзем

тормоза, пред

(рис. 4), буферных пружин 11 (рис

колодки, буферные

линейка

ный — 2

ставленного на

7), цилиндров предохранительного

пружины должны

рис. 4 и 7)

торможения 10

быть целыми, а элементы крепления надежно застопорены

Путем простукивания молотком

При простукивании

гаек убедиться в надежном крепле

гаек не должно про

нии грузов 12 (см. рис. 7).

слушиваться дре

При необходимости подтянуть гайки.

безжания

Проверить величину зазора и равно

Зазор между тормоз

мерность его распределения по дуге

ными ободами и ко

между тормозными ободами 12 и

лодками должен

колодками 9 (см. рис. 4) при от-

быть в пределах,

торможенном положении машины.

установленных в пе

При этом необходимо, чтобы по

риод наладки (ноне

рожние подъемные сосуды были

более 2 мм) и дол

установлены в середине ствола (на

жен быть равномер

перевес), а барабан взят на стопор.

но распределен по дуге охвата колодками тормозного обода.

Не освобождая барабан от стопора.

При затормаживании

проверить исправность рабочего и

машины давление

предохранительного торможения.

воздуха в цилиндрах

Проверить величину выхода порш

рабочего торможе

ня цилиндра рабочего торможения.

ния 2 (см. рис. 7)

Во время выполнения работы машинист подъемной машины не имеет права включать машину без предварительного согласования с исполнителями работы

I. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования шахтных подъемных установок должны производиться с соблюдением требований Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах (глава IV, разделы 5—7), Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт (раздел 8), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (главы Э1-3—Э1-7, ЭП-3— ЭП-5, ЭП-9— ЭП-13), Правил технической безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (главы Б1-1—Б1-2, ВП-1, БШ-1—БПГ-7), Инструкции по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт (директивные письма Минуглепрома СССР № Д—121 от 21.07.76 г. и № Д—130 от 08.Обе?8 г.), а также Инструкции по эксплуатации за-водов-изготовителей оборудования подъемных установок.

Для каждой подъемной установки должна быть следующая документация: режим работы подъема, утвержденный главным инженером с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров элементов подъемной установки;

паспорт подъемной машины, редуктора, подвесных и прицепных устройств, подъемных сосудов, парашютов, копровых шкивов, воздухосборника, подъемного электродвигателя;

детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров; исполнительные электрические схемы (принципиальные); схема парашютных устройств с контролируемыми размерами; инструкция для машинистов подъемных установок; инструкция по проверке ограничителей скорости;

годовой и месячный графики планово-предупредительных ремонтов; отчеты по ревизии, наладке и испытанию подъемной установки; технологические паспорта технического обслуживания оборудования подъемного комплекса;

акты—сертификаты и свидетельства об испытании канатов; акты технического осмотра и испытания подъемной установки; акты маркшейдерской проверки подъемной установки; акты испытания парашютов;

приказы о закреплении машинистов подъема и электрослесарей за подъемной установкой;

паспорт вертикального шахтного ствола;

книга инструктажа рабочих по безопасности работ;

прошнурованные книги: Книга осмотра подъемной установки, Книга осмотров подъемных канатов и их расхода, Книга приемки и сдачи смен, Книга осмотра стволов шахт, Книга выдачи нарядов на техническое обслуживание и ремонт.

В машинном зале не должны находиться посторонние люди. Посещение машинного зала разрешается следующим работникам шахты: директору, главному инженеру, главному механику, главному энергетику, старшему механику по стационарному оборудованию, старшему механику по подъемным установкам, механику по подъему, электро слесарям подземным по обслуживанию и ремонту подъемных установок, машинистам подъемных установок. Остальные работники шахт, а также представители других организаций могут посещать машинный зал подъемной установки только с разрешения главного механика или его помощников по подъему.

Перед каждым спуском-подъемом смены машинист, принимающий смену, и машинист, сдающий смену, обязаны произвести контрольные перегоны клетей и о выполнении данной работы должны расписаться в Книге приемки и сдачи смен (в графе 21 или в специально отведенной графе). Кроме того, машинист обязан произвести перегоны сосудов при длительных перерывах в работе подъема (особенно в зимнее время), а также после окончания ремонтных работ на подъеме.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ

Соединительные муфты, ременные, цепные и зубчатые передачи подъемной машины должны быть закрыты защитными кожухами (щитками).

В машинном отделении все ямы, проемы в полах, переходы, лестницы и мостики должны быть ограждены перилами, а каналы — закрыты стальными листами и бетонными плитами.

Все работы, связанные с ремонтом и наладкой тормозного устройства, следует проводить при надежно застопоренной подъемной установке. Для этого необ* ходимо порожние подъемные сосуды поставить на перекрытия ствола, закрепить многоболтовым зажимом канат (канаты) подъемного сосуда, находящегося внизу, и застопорить барабан (приводной шкиф) стопором.

Во время проверки работы тормозных устройств запрещается находиться под грузами и рычагами, чтобы при включении тормоза не получить травму.

Запрещается ремонтировать на ходу движущиеся и вращающиеся узлы подъемных машин.

Запрещается одновременно вести работы на двух уровнях (на барабане и в подвале) с одной стороны барабана.

Для выполнения такелажных работ надо применять надежные испытанные подъемные средства. Такелажные работы производить под наблюдением лица технического надзора.

Строповку грузов следует производить в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Строповку крупногабаритных грузов необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.

На рис. 1 в качестве примера представлены схемы возможной строповки элементов исполнительного органа тормоза, а на рис. 2 — крышек и вкладышей подшипников, полумуфт и других элементов. Демонтированные элементы удалять из зоны работы.

При перемещении грузов запрещается: находиться под грузом или на нем, оставлять груз длительное время на весу, применять для оттяжки канаты с перетертыми прядями.

Перед подъемом тяжелого груза его необходимо приподнять на 50—100 мм и проверить состояние строповки.

Узлы смазывать при неработающей подъемной машине или агрегате. Течь масла из узлов не допускается. Пролитое масло немедленно удалить.

Не допускается проводить подтягивание соединений, сварочные и другие виды работ на установленных в системе пневмопривода пневмолиниях и других элементах, находящихся под давлением.

Работы по ремонту пневмоприводов и устройств следует выполнять только после полного снятия давления в системе и отключения от сети электропитания с обязательным вывешиванием в местах отключения предупредительных плакатов.

5

Рис. 1. Схема строповки элементов исполнительного органа тормоза / - / вариант; 2 — И вариант

Оборудование к электросети отключается и подключается к электросети с разрешения технического надзора и после установки на местах всех оградительных и предохранительных устройств.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ

К обслуживанию и ремонту электрического оборудования подъемных установок допускаются лица, имеющие удостоверение на право производства работ на электроустановках напряжением до 1000 В и свыше. Удостоверения на право производства работ выдаются и продлеваются электротехническому персоналу

6

Рис. 2. Схемы строповок элементов подъемной машины:

а — кожуха редуктора малого; б — кожуха редуктора большого; в — крышки подшипника коренного; г — вкладыша подшипника коренного; д — крышки подшипника вал-шестерни; е — вкладыша подшипника вал-шестерни; ж — пол у муфты пружинной; 3 — кожухе полумуфты пружинной; и — втулки зубчатой; к — обоймы зубчатой в сборе; л — вал-шестерни в сборе.

после периодической проверки знаний в объеме, предусмотренном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Работы в электроустановках должны производиться по письменному наряду или устному распоряжению. Перечень работ, выполняемых по письменному наряду или устному распоряжению, устанавливается главным энергетиком шахты с учетом конкретных условий и требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил технической безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Для обслуживания электрооборудования на подъемной установке должны

7

быть следующие защитные средства: диэлектрические перчатки, резиновые коврики или изолирующие подставки, указатели напряжения, переносные защитные заземления, набор предупредительных плакатов по технике безопасности и в* ®-менные переносные ограждения.

Около высоковольтного оборудования должны быть резиновые коврики-дорожки шириной не менее 750 мм. Высоковольтное распределительное устройство включается и выключается в диэлектрических ботах.

Все электрические устройства должны быть ограждены, изолированы или расположены на площадке высотой 2—3 м, чтобы исключить случайное прикосновение обслуживающего персонала к частям, находящимся под напряжением.

Все токоведущие части электродвигателей должны быть защищены от случайного прикосновения. Выводы обмоток и кабельные воронки электродвигателей должны быть закрыты ограждениями. Вращающиеся части электродвигателя (контактные кольца, шкивы, муфты, вентиляторы, открытые части валов) должны быть ограждены. Никаких работ в электрических цепях и аппаратуре, находящихся под напряжением, производить не разрешается.

Для обеспечения безопасности работ на электрооборудовании подъемных установок напряжением выше 1000 В необходимо выполнить следующие мероприятия:

выключить масляный выключатель и вводные разъединители; на всех ключах управления и приводах масляных выключателей и разъединителей, с помощью которых может быть подано напряжение к месту работы, вывесить плакаты ”Не включать — работают люди!”;

проверить отсутствие напряжения с помощью указателя высокого напряжения на всех зажимах отключенного оборудования, а у выключателей — на всех выводах;

после этого наложить переносное заземление на отключенные токоведущие части со всех сторон, с которых может быть подано напряжение.

После окончания ремонтных работ необходимо осмотреть оборудование, проверить, не остались ли посторонние предметы, инструменты на месте, где производились работы.

При осмотре электроустановок напряжением выше 1000 В одним лицом запрещается проникать за ограждения, входить в камеры распределительного устройства. Камеры осматриваются с порога или стоя перед барьером.

Все металлические части электрических устройств и оборудования подъемной установки, которые могут оказаться под напряжением из-за нарушения изоляции, должны быть заземлены. На подъемных установках должны быть заземлены:

станины и кожухи, электрических машин, трансформаторов, выключателей и других электрических аппаратов;

приводы электрической аппаратуры;

вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока и напряжения; каркасы распределительных устройств, магнитных станций управления, роторных сопротивлений, щитов управления;

корпуса кабельных муфт, металлические оболочки кабелей; барьеры, металлические ограждения частей, находящихся под напряжением, площадки управления, рамы подъемной машины и другие металлические части, доступные для прикосновения обслуживающего персонала.

Присоединение заземляющих проводов к корпусам электрических устройств и оборудования к заземлителям должно осуществляться болтовыми соединениями или сваркой с обеспечением надежного контакта. От каждого заземляемого устройства должен идти отдельный провод непосредственно к заземлителю или к общей заземляющей сети, соединенной с заземлителем.

Производить какие-либо работы по заземлениям за исключением очистки, окраски и измерений величины сопротивления во время работы машины запрещается.

После каждого ремонта оборудования необходимо проверить надежность присоединения заземляющих проводов.

8

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ОБОРУДОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ

Задания исполнителям на производство ремонтных работ в стволе должны оформляться нарядом с записью в Книге выдачи нарядов на техническое обслужи* вание и ремонт.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ствола должны выполняться бригадой в составе, определенном технологическим паспортом, но не менее двух человек.

Рабочие по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ствола при выполнении работ должны иметь спецодежду, каску с ремешком, светильник, предохранительный пояс, комплект инструмента. Корпус батареи должен быть закреплен под курткой. При одевании предохранительного пояса необходимо убедиться в его исправности и наличии гарантийного срока службы. Каска и водозащитный зонт должны прикрепляться так, чтобы они не сползли с головы в любом положении работающего.

Перед началом работы в стволе необходимо произвести его оборку выше места производства работ.

При ведении работ в зоне действия радиоизотопных приборов их необходимо отключить.

Все доступы к стволам должны быть ограждены, а при отсутствии ремонтного персонала — заперты замками.

Переход лиц с приемной площадки ствола или с рабочего полка на подъемный сосуд и обратно должен производиться после установки крышки клети или о смотровой площадки скипа на один уровень с местом посадки.

Во время технического обслуживания и ремонта ствола все посторонние предметы, обнаруженные на расстрелах, крепи, кабельных муфтах, узлах крепления оборудования, должны сниматься в нисходящем порядке и помещаться в подъемный сосуд. Эти работы должны выполняться при полной остановке сосуда.

Очистку и отбивку льда в стволе следует производить сверху вниз, не оставляя плохо отбитых кусков льда или кусков, зависших на расстрелах. Запрещается отбивать лед большими глыбами.

При обледенении крыши клети или о смотров ой площадки скипа запрещается производить техническое обслуживание оборудования ствола. Прежде чем разрешить движение подъемного сосуда, необходимо отбить лед на жимках каната, на крыше и о смотровой площадке.

При техническом обслуживании и ремонте оборудования ствола лица, обслуживающие ствол, должны находиться на рабочих местах, выполнять указания бригадира или руководителя работ и не удаляться без их разрешения.

Стволовые и рукоятчики при выполнении ремонтных работ в стволе должны следить за их ходом и подавать четкие сигналы ремонтной сигнализацией на лебедки и подъемные машины.

Все действия рабочих в стволе должны быть строго согласованы, указания при выполнении работ должны исходить от бригадира или руководителя работ.

Перед техническим обслуживанием и ремонтом оборудования ствола необходимо убедиться в исправности защитных зонтов подъемных сосудов. При наличии съемных зонтов они должны быть установлены над сосудами и надежно закреплены.

Техническое обслуживание и ремонт оборудования ствола разрешается производить с крыши клети, о смотров ой площадки скипа или многоэтажного устройства для замены проводников. Рабочее место должно иметь ограждение. В местах посадки и выхода людей ограждение может быть гибким.

Осмотр ствола должен производиться при скорости движения подъемных сосудов не более 0,3 м/с. Скорость перемещения сосудов с персоналом на осмотро-вой площадке или крыше в случаях, не связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, не должна превышать 1 м/с.

9

При маневрах рабочие на подъемном сосуде должны находиться спиной к головному канату и при наличии опорной стойки защитного зонта держаться за нее рукой.

При техническом обслуживании и ремонте ствола с крыши клети или осмотро-вой площадки скипа персоналу необходимо прикрепляться к подъемному канату, центральному стержню или несущим конструкциям прицепного устройства и находиться под защитным зонтом.

Запрещается прикрепляться цепью предохранительного пояса к элементам жесткой армировки при работе с крыши клети или о смотров ой площадки скипа.

В случае выполнения работ за пределами подъемного сосуда необходимо прикрепляться к нему через предохранительное устройство ПВУ-2, автоматическое предохранительное устройство АПУ. Запрещается перемещаться по металлоконструкциям ствола без предварительного закрепления.

Запрещается находиться на открытой площадке подъемного сосуда при его движении по стволу.

Работы, выполняемые с помощью электроинструмента, должны производиться в диэлектрических перчатках.

В случае появления постороннего шума в стволе или падения предметов сверху работающие на подъемном сосуде должны немедленно прекратить работу и приблизиться к головному канату под прикрытие защитного зонта, а рукоятчики и стволовые обязаны дать сигнал ’’Стоп” и выяснить причину шума.

При подаче аварийного сигнала вспомогательный подъем, используемый при техническом обслуживании и ремонте, должен быть остановлен и подготовлен к ликвидации аварий.

При получении сигнала о возникновении аварийной ситуации в шахте ремонтный персонал обязан прекратить все работы в стволе и принять меры для немедленного функционирования подъемного комплекса.

Все снимаемые при техническом обслуживании и ремонте ствола двери, решетки и другие ограждения после окончания работы должны быть установлены на место и зафиксированы.

После окончания работ запрещается оставлять на крыше подъемного сосуда запасные части, горючие и смазочные материалы, ветошь и инструмент.

Запрещается совмещение операций по техническому обслуживанию и ремонту в стволе, на копре, в зумпфе, на приемных площадках и в разных отделениях ствола, кроме условия, указанного ниже.

Допускается совместное техническое обслуживание и ремонт оборудования в смежных отделениях ствола при разности не более 5 м по высоте между подъемными сосудами, с которых проводятся работы.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В машинном здании подъемной установки должен находиться комплект противопожарного инвентаря — сухие огнетушители, ящик с песком, лопаты и пр.

Смазочные материалы должны храниться в специальных емкостях: масла — бидонах или канистрах вместимостью 10—20 л, а консистентные смазки — в банках, в которых они поставляются. Данные емкости рекомендуется размещать в специально устроенном металлическом шкафу.

Использованные обтирочные материалы необходимо складывать в металлические ящики.

Категорически запрещается вблизи места нанесения смазки, а также ее хранения курить, пользоваться огнем и предметами, нагретыми до температуры 125 °С и выше.

Категорически запрещается поджигать остатки смазки в таре или мыть тару щелочью или кислотой.

При воспламенении проводов электроустановок необходимо прежде всего отключить эту установку от сети. Для тушения воспламенившихся обмоток электрических установок, кабелей и проводов, находящихся под током, запрещается при-