Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

111 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе установлены виды технического обслуживания и ремонта (ТОР) оборудования шахтных стационарных компрессорных установок, их объем и периодичность; изложена последовательность работ по ТОР и меры, обеспечивающие безопасность их выполнения; приведены технические требования к исправному оборудованию, перечень инструментов, запасных частей и материалов, средняя трудоемкость выполнения работ по ТОР и сведения о смазке оборудования; указаны возможные неисправности и методы их устранения. Предназначено для обслуживающего и ремонтного персонала шахтных стационарных компрессорных установок угольных шахт

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Указание мер безопасности

     Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте механического оборудования компрессорной установки

     Меры безопасности при техническом обслуживания и ремонте электрического оборудования компрессорной установки

     Противопожарные мероприятия

3. Состав компрессорной установки

4. Правила хранения оборудования

5. Обеспечение компрессорных установок смазочными материалами

6. Ревизия, наладка и испытание компрессорных установок

7. Техническое обслуживание и ремонт компрессорных установок

8. Технологические карты технического обслуживания и ремонта механической части компрессорной установки с поршневым компрессором

     8.1. (41.1). Технологическая карта технического обслуживания и ремонта горизонтального поршневого компрессора

     41.1.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     41.1.2. Ежесменное ремонтное обслуживание РО1

     41.1.3. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     41.1.4. Полугодовой текущий ремонт Т2

     41.1.5. Годовой текущий ремонт Т3

     8.2. (42.1). Технологическая карта технического обслуживания и ремонта поршневого компрессора на угловой базе тела П

     42.1.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     42.1.2. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     42.1.3. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     42.1.4. Полугодовой текущий ремонт Т2

     42.1.5. Годовой текущий ремонт Т3

     8.3. (41.2). Технологическая карта технического обслуживания и ремонта вспомогательного оборудования поршневого компрессора

     41.2.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     41.2.2. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     41.2.3. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     41.2.4. Полугодовой текущий ремонт Т2

     41.2.5. Годовой текущий ремонт Т3

9. Технологические карты технического обслуживания и ремонта механической части компрессорной установки с центробежным компрессором

     9.1. (43.1). Технологическая карта технического обслуживания и текущего ремонта центробежного компрессора

     43.1.1 Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     43.1.2. Еженедельное техническое обслуживание ТО-3

     43.1.3. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     43.1.4. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     43.1.5. Полугодовой текущий ремонт Т2

     43.1.6. Годовой текущий ремонт Т3

     9.2. (43.2). Технологическая карта технического обслуживания и ремонта вспомогательного оборудования центробежного компрессора

     43.2.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

     43.2.2. Еженедельное техническое обслуживание ТО-3

     43.2.3. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     43.2.4. Ежеквартальный текущий ремонт Т1

     43.2.5. Годовой текущий ремонт Т3

10. Технологическая карта технического обслуживания и ремонта электрооборудования компрессорных установок

     43.3.1. Ежесменное техническое обслуживание

     43.3.2. Еженедельное техническое обслуживание ТО-3

     43.3.3. Ежемесячное ремонтное обслуживание РО1

     43.3.4. Ежеквартальной текущий ремонт Т1

     43.3.5. Полугодовой текущий ремонт Т2

     43.3.6. Годовой текущий ремонт Т3

11. Возможные неисправности компрессорной установки и методы их устранения

     11.1. Возможные неисправности поршневого компрессора и методы их устранения

     11.2. Возможные неисправности центробежного компрессора и методы их устранения

     11.3. Возможные неисправности вспомогательного оборудования компрессорной установки и методы их устранения

     11.4. Возможные неисправности электрооборудования компрессорной установки и методы их устранения

Приложение 1. Эксплуатационные показатели работы компрессорных установок

Приложение 2. Величины растворов и провалов контактов аппаратуры управления компрессорными установками

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.12.1980УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
РазработанВНИИ горной механики им. М.М. Федорова
ИзданИздательство Недра1983 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ

ШАХТНЫХ

СТАЦИОНАРНЫХ

КОМПРЕССОРНЫХ

УСТАНОВОК

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОРНОЙ МЕХАНИКИ им. М.М. ФЕДОРОВА

Утверждено

Энергомеханическим управлением Министерства угольной промышленности СССР 30 декабря 1980 года

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ

ШАХТНЫХ

СТАЦИОНАРНЫХ

КОМПРЕССОРНЫХ

УСТАНОВОК

Москва

"Недра'

1983

Виды ремонтов

Периодичность

ежемесячный ремонтный осмотр

ро1

ежеквартальный текущий ремонт Tj

полугодовой текущий ремонт Т2

годовой текущий ремонт Т3

капитальный ремонт К

В часах машинного времени

500

1500

3000

6000

30000

В месяцах календарного времени

1

3

6

12

60

компрессорных установок и включает: периодический контроль (визуальный, акустический, вибрационный и т.п.) исправности компрессорных установок по внешним признакам с последующей записью результатов в сменный журнал учета работы; регулировку давления, тока возбуждения и т.д.; дополнение по мере необходимости масла в смазочные устройства и запись сведений о его расходе; проверку срабатывания предохранительных клапанов; периодическую (не реже чем через каждые два часа) продувку влагомаслоотделителей, воздухосборников, воздухоохладителей; поддержание чистоты оборудования и помещений.

Для стационарных компрессорных установок предусматриваются следующие виды плановых ремонтов, отличающихся периодичностью и объемом выполняемых работ: ежемесячное ремонтное обслуживание — РС^ ; ежеквартальный текущий ремонт — Tj; полугодовой текущий ремонт — Т2; годовой текущий ремонт — Т3.

Периодичность ремонтов задается часами машинного времени.

В табл. 3 приведена для компрессоров различных типов периодичность ремонтов в часах машинного времени и в месяцах календарного времени.

Виды ремонтов, их периодичность и содержание выполняемых работ определены в соответствии с требованиями Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах. Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, инструкций заводов-изготовителей, ГОСТов по надежности и системам ТОР, а также на основании изучения передового опыта технического обслуживания и ремонта компрессорных установок на шахтах объединений.

Структура цикла технического обслуживания и ремонтного цикла имеет следующий вид:

для поршневых компрессорных установок структура цикла технического обслуживания ТО-1, структура ремонтного цикла К — 2POj — Tj — 2POj — Т2 — 2P0j    - Tj    -    2POj    -    T3    -    2POj    “    Tj    -    2P0X    -    T2    -    2POj    -    TJ    - 2?0\    — T* -

2P0j    — Tl    —    2PO,    -    T2    -    2POj    —    T4    —    2POj    -    T3    —    2POj    -    T]    - 2P0    -T2 -

2P°1Ti “ 2POi T3 2P01 - Tt -2P0J — T2 - 2P01 —Tt— 2P0j —K ;

для центробежных компрессорных установок структура цикла технического обслуживания (ТО-1) —(ТО-3), структура ремонтного цикла К — 2P0j —    —

2POf    — Т2    —    2POJ    -    Tj    -    2POj    -    T3    —    2POj    —    Tj    -    2POj    -    T2    - 2P0j    - T\ -

2POj    — T3    —    2P01    —    Tj    —    2POj    —    T2    —    2POt    —    Tj    —    2P0j    —    T3    — 2P0j    = T —

2POj    — T2    —    2POj    —    Tx    —    2POj    —    T3    —    2POj    —    Tx    —    2PO*    —    T2    — 2Po|    — T j —

2P0j — T3 — 2POj — Tj — 2POj — T2 — 2POj —    —    2POt    —K.    1    1

Плановые ремонты предусматривают проверку технического состояния оборудования, обеспечение или восстановление его работоспособности. Ежемесячное ремонтное обслуживание, текущие ремонты Т и Т2 выполняются ремонтными рабочими предприятия с участием дежурных машинистов компрессорных установок. Годовой текущий ремонт Т3 компрессорных установок выполняется совместно наладочными бригадами специализированной организации и ремонтными рабочими предприятия под руководством механика компрессорных установок. Обяза-

11

тельный объем работ, выполняемых наладочной бригадой, устанавливается Руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных компрессорных установок (М., Недра, 1980).

Объем работ по каждому виду технического обслуживания или ремонта, последовательность их выполнения, требования к исправному оборудованию, приборы, инструменты и материалы, среднее число рабочих, их квалификация и продолжительность выполнения работ изложены в технологических картах технического обслуживания и текущего ремонта оборудования компрессорных установок по трем группам компрессоров.

8. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОМПРЕССОРНОЙ УСТАНОВКИ С ПОРШНЕВЫМ КОМПРЕССОРОМ

8.1. (41.1). ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПОРШНЕВОГО КОМПРЕССОРА

41.1.1. Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

№ работы

Наименова-

Описание последовательности

Технические тре-

Приборы, инструменты, приспособления, запасные части и материалы для выполнения работ

Профес-сия и сред-нее число рабочих

Средняя про-д олж ител ьность выполнения работ, мин

Меры, о бес печи-вающие безопас-ность выполнения работы

нив работы

выполнения операций и номера иллюстраций

бования к исправному оборудованию

1-

ю

00

ю

in

lT

m

CM

00

1

6

i

со

2ВМ1050/8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

41.1.1.

Ежесменное техническое обслуживание ТО-1

Получить сведения у машиниста, сдающего смену, как работает компрессор, ознакомиться с записями предыдущей смены в журнале учета работы компрессорной установки. Осмотреть внешне компрессор, систему смазки, запорную арматуру.

Об обнаруженных неисправностях оборудования, утечках масла и воздуха из неподвижных соединений сделать запись в журнале учета работы ком-

Корпус компрессора не должен иметь трещин. Утечки масла и воздуха в неподвижных соединениях не допускаются.

Дежурный

машинист

В течение смены

Машинист компрессорной установки должен находиться на рабочем месте в специальной одежде, не имеющей свисающих концов. Рукава одежды должны быть застегнуты. Запрещается находиться во время работы без головного убора. Пуск

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прессорной установки Прослушать шум, издаваемый компрессором, убедиться в отсутствии посторонних тонов. При металлическом звуке и стуках немедленно остановить комгрессор, при обнаружении посторонних тонов сделать запись в журнале учета работы компрессора и повысить внимание к узлу, издающему ненормальный звук. Ознакомиться с состоянием и показаниями контрольно-измерительных приборов. Об обнаруженных неисправностях контрольно-измерительных приборов сделать запись в журнале учета работы компрессора. При отклонении значений измеряемых величин за допустимые пределы остановить компрессор. Проверить срабатывание предохранительных клапанов (рис. 1) на промежуточном и концевом охладителях, буферной емкости, воздухопроводе после компрессора; исправность аварийного освещения, наличие противопожарных средств и инвентаря.

При неисправности предохранительного клапана остановить ком грессор и сделать запись в журнале учета работы ком грее-сорной установки.

Приняв смену, расписаться в

Металлический звук и стуки гри работе компрессора масляного насоса не допускаются.

Контрольно-измерительные приборы не должны иметь видимых повреждений. Значения измеряемых величин не должны выходить за допустимые пределы, указанные в приложении 1.

При нажатии на рычаг пружинного клапана и поднятии груза с помощью тяги рычажно-грузового клапана они должны безотказно открываться. Закрытые клапаны должны быть герметичными.

Слуховая труба или стетоскоп медицинский

и остановку компрессорной установки необходимо гр оизводить с резинового коврика, находящегося около пускового щита. Удалять пыль с компрессора можно только на неработающем оборудовании. Температура цилиндров должна понизиться до 70 °С.


журнале учета работы ком* прессорной установки. Ежечасно записывать в сменный журнал учета работы компрессорной установки показания следующих контрольно-измерительных приборов: термометров, измеряющих температуру воздуха всасываемого, после цилиндров первой ступени, после промежуточного охладителя, после цилиндров второй ступени, после концевого охладителя;

Знамения измеряемых величин не долиты выходить за пределы, указанные в приложении.

термометров, измеряющих температуру воды после промежуточного и масляного охладителей, цилиндров первой и второй ступеней;

термометров, измеряющих температуру масла в механизме движения;

манометров, измеряющих давление воздуха после цилиндров первой и второй ступеней, масла в механизме движения.

В случае обнаружения неис-гравностей контрольно-измерительных приборов сделать запись в журнале учета работы компрессора. При отклонении знтений измеряемых величин за допустимые пределы, а также при обнаружении неисправности манометров, показывающих давление после ступеней сжатия, остановить компрессор и сделать запись в журнале учета работы компрессорной установки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ежечасно осматривать и прослушивать компрессор и масло-систему. При металлическом звуке и стуках немедленно остановить компрессор, при обнаружении посторонних тонов сделать запись в журнале учета работы компрессора и повысить внимание к узлу, издающему ненормальный звук.

Через каждые 2 ч выпускать конденсат из промежуточного охладителя; проверять подачу масла лубрикаторами через смотровые окна (рис. 2). В случае отсутствия подачи масла с какой-нибудь точки смазки остановить компрессор. Продуть сжатым воздухом водяные полоски промежуточного охладителя, водяные полости цилиндров.

Вытереть пыль с компрессора. Удалить натеки масла с компрессора, маслонасоса.

Об обнаруженных утечках масла, воды, воздуха сделать запись в журнале учетаработы компрессорной установки.

Сделать влажную уборку помещения компрессорной станции.

Сообщить машинисту, прини-

Металлический звук и стуки при работе компрессора, масляного насоса не допускаются.

Продолжительность продувки охладителя 8—10 с. Лубрикатор должен обеспечивать равномерную подачу масла к точкам смазки.

Воздух-один раз в смену подается на 2—3 с два-три раза подряд.

Компрессор и другое оборудование, расположенное в помещении компрессорной станции, должно быть чистым от пыли и масла.

Полы и стены помещения, фундамент компрессора должны быть чистыми от грязи, пыли и масла.

Ведро для сбора потеков масла, сухая чистая тряпка.

Ведро, половая тряпка, стиральный порошок или моющее средство 50 г.

мающему смену, о всех замеченных неисправностях оборудования. Сдав смену, расписаться в журнале учета работы компрессорной установки.

В случае отказа от росписи в приемке смены вызвать механика компрессорных установок или главного механика предприятия.

41.1.2: Ежемесячное ремонтное обслуживание РО}

№ работы

Наименование работы

Описание последовательности

Технические тре-

Приборы,

инструменты,

приспособле-

Профес-

Средняя продолжительность выполнения работ, мин

Меры, обеспечивающие беэопас-ность выполнения работы

выполнения операций и номера иллюстраций

бования к исправному оборудованию

части и материалы для выполнения работ

нее число рабочих

L.

to

со'

40

Ю

U

00

сч

4ВМ10-100/8

2ВМ10-50/8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

41.1.2.1.

Проверка герметичности маслопроводов и обратных масляных клапанов

При работающем под нагрузкой компрессоре осмотреть каждый соединительный узел трубопроводов смазки цилиндропоршневой группы и механизма движения и убедиться в отсутствии утечек масла. При обнаружении утечек масла из системы смазки механизма движения разобрать и уплотнить узел.

Утечек масла, даже незначительных, не должно быть.

Слесарный ком плект, салфетка с подрубленными краями.

Электрослесарь—1

20

20

20

Работы, связанные с разборкой узлов трубопроводов маслосистемы производить на выклю ченной компрессор ной установке. На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают люди"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Открывая поочередно контрольные краники перед цилиндрами и сальниками, проверить герметичность масляных обратных клапанов (рис. 3).

Утечки масла из системы смазки цилиндро-поршневой группы устранить подтяжкой соединений при работающем компрессоре. Негерметичные обратные клапаны снять, прочистить и продуть сжатым воздухом, неисправные детали заменить.

Обратные клапаны не должны пропускать сжатый воздух из цилиндров. При открытых краниках из отверстий в них должно вытекать только масло.

41.1.2.2.

Наружный осмотр и проверка работы Продувочных устройств на промежуточном охладителе и буферной емкости

При работающем компрессоре поочередно открыть вентили продувочных устройств на промежуточном охладителе и буферной емкости цилиндров второй ступени; по увеличению температуры продувочных трубопроводов и характерному шуму выходящего воздуха убедиться в исправности продувочных устройств. Заменить сальниковую набивку на всех продувочных вентилях.

В случае повышенного нагрева продувочного трубопровода при закрытом вентиле разобрать и отремонтировать вентиль

При закрытых продувочных вентилях температура трубопроводов продувки должна быть приблизительно равна температуре окружающей среды. После открытия вентилей температура продувочных трубопроводов должна возрастать. Утечек сжатого воздуха через сальники и места соединений труб не должно быть.

Слесарный

комплект,

асбестовая

сальниковая

набивка.

Электрослесарь—1

40

40

40

Работы, связанные с ремонтом вентилей производить на выключенной компрессорной установке.

На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают люди".

При выполнении работы следует пользоваться исправным инструментом.


41.1.2.3.

41.1.2.4.

Если при открытом вентиле температура продувочного трубопровода равна температуре окружающей среды, разобрать вентиль, прочистить продувочный трубопровод до и после

вентиля.

При обнаружении утечек воздуха или конденсата из трубопровода продувки герметизировать трубопровод.

Очистка

Прокрутить фильтрующие

Фильтрующие эле

Слесарный

Электро

120

120

120

фильтров

элементы фильтра грубой очист

менты должны

набор, ведро,

слесарь—1

в системе

ки, поочередно снять горшки.

быть чистыми.

керосин или

смазки

слить из них грязное масло, на

соляровое

механиз

полнить керосином или соляро

масло, сал

ма дви

вым маслом, подставить их под

фетки с под

жения

фильтрующие элементы, про

рубленными

крутить фильтрующие элементы 10—15 раз, слить загрязненный керосин или масло, протереть фильтрующий элемент салфеткой, установить горшки на место. Поврежденные фильтрующие элементы заменить

краями.

новыми.

Снять крышку фильтра тонкой

Детали фильтра.

очистки (рис. 4), разобрать ро

сетки и отверстия

тор, слить загрязненное масло,

центрифуги долж

протереть детали салфеткой, смоченной в керосине, прочистить сопла, собрать ротор и установить его на место.

ны быть чистыми.

Провер

Ключом без удлинителя прове

Шпильки, соеди

Слесарный

Электро

90

90 90

ка затяж

рить затяжку шпилек, соеди

няющие цилиндры

набор

слесарь— 1

ки гаек

няющих цилиндры компрессо

с фонарями и фо

фунда

ра с фонарями и фонари с ра

нари с рамой, долж

ментных

мой. Проверить затяжку фун

ны быть затянуты

болтов

даментных болтов. При обнару-

моментом не менее


Выключить ком -

прессор. На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают люди".

При выполнении работ следует пользоваться исправным инструментом.


Выключить компрессор.

На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают


го


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

стяжных

жении ослабленных шпилек

120 Н • м, фунда-

люди".

шпилек

подтянуть их. При обнаружении

ментные болты —

При выполнении

крепле-

ослабленных фундаментных бол-

моментом 200—

работы следует

ния ци-

тов снять крышку рамы, уста-

250 Н -м.

пользоваться ис-

линдров

новить на раму уровни в про-

правным инстру-

к рамам

дольном и поперечном направлении, выставить их с помощью подкладок до примерно горизонтального положения, записать показания уровней. Подтянуть ослабленные фундаментные болты, наблюдая за показаниями уровней. При отклонении показаний какого-либо уровня более 0,05 мм на 1 м длины для компрессоров 4ВМ10-100/8 и 2ВМ10-50/8 и 0,1 мм для остальных ком-

ментом.

прессоро в выяснить и устра-. нить причину чрезмерной дефор-

мации рамы.

41.1.2.5.

Осмотр,

Ослабить упорные болты, снять

Слесарный

Электро-

900

900

900

Выключить ком-

очистка

крышки клапанов, извлечь ста-

набор, бачок

слесарь —2

прессор.

от негара

каны и клапаны (рис. 5). Осмот-

для приго-

На щите управле-

и провер-

реть видимые поверхности ци-

товления

ния вывесить ппа-

ка герме-

линдров.

раствора

кат "Не вклю-

тинности

При обнаружении царапин, за-

каустической

чать — работают

всех

диров на поверхности цилиндра

соды, сухая

люди".

кольце-

снять его крышку и устранить

чистая тряп-

К выполнению ра-

вых кла-

причину, вызвавшую гговрежде-

ка, твердая

бот приступать

панов.

ния; прошлифовать зеркало ци-

или жидкая

после того, как

осмотр

линдра. Очистить стаканы от

каустическая

температура ци-

через

масляных отложений. Взамен

сода, чистое

линдров понизит-

клапан-

снятых установить комплект

компрессор-

ся до 70-80 °С.

ные от-

очищенных и исправных клала-

ное масло.

При работе следу-

верстия

нов, поставить стакан и крыш-

ет пользоваться


видимой поверх* ности цилиндров


ки на место.

Загрязненные клапаны разобрать, очистить от нагара, промыть 5%-ным раствором каустической соды, осмотреть пластины, пружины, стаканы. Лопнувшие, покоробленные и изношенные пластины, пружины и стаканы заменить новыми. Собрать клапаны, нажатием проверить ход пластин и высоту их подъема. Проверить наливом керосина герметичность клапанов. При недостаточной герметичности клапана разобрать его, притереть контактные поверхности седла клапана, заменить пластины. Зашплинтовать гайку стяжного болта, смазать собранный клапан компрессорным маслом.


Пластины клапанов должны быть плоскими с ровными краями. Пружины не должны иметь трещин, остатков деформации.

При нажатии на пластину последняя должна легко, без заеданий перемещаться, высота подъема пластин должна быть в пределах 2,5—3,5 мм. Утечки керосина при проверке герметичности не должны быть большими, чем 5 капель в минуту.


исправным инструментом. При приготовлении раствора каустической соды электрослесари должны быть в резиновых сапогах, перчатках, прорезиненном фартуке, головном уборе и хлопчатобумажной производственной одежде. Глаза должны быть защищены специальными очками, а брюки надеты поверх сапог.

Бочки с твердой каустической содой следует вскрывать при помощи специальных инструментов: ключа типа консервного или ударника с удлиненной рукояткой; применение зубила запрещается.

При дроблении больших кусков каустической соды их следует заворачивать в мешковину.

Жидкую каустическую соду нужно заливать в раствор


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

41.1.2.6.

Очистка и промывка лубрикаторов

Отсоединить маслопроводы от лубрикатора (рис. 6). Пометить кернением каждую насосную секцию относительно корпуса, снять все секции с корпуса, извлечь смотровые стекла из каплеуказателей, промыть все в керосине, прокачать керосин через секции от руки, вытереть секции и смотровые стекла чистой салфеткой, установить стекла на место, залить каплеуказатель прозрачным глицерином. Промыть керосином корпус и смотровое окно в нем, протереть чистой салфеткой.

При помутнении смотровых стекол каплеуказателей или корпуса лубрикатора отшлифовать их пастой ГОИ или заменить. При обрыве проволочной нити в каплеуказателе заменить ее. Собрать лубрикатор, устанавливая каждую насосную секцию на свое место: присоединить маслопроводы; залить в корпус компрессорное масло; включить лубрикатор на 5—

8 мин; проверить подачу масла по каждому маслоуказателю.

Корпус лубрикатора и все насосные секции должны быть совершенно чистыми. Смотровые окна в корпусе и в маслоуказате-лях должны позволять определять уровень и подачу масла. Утечки масла не должно быть. Каждая насосная секция должна подавать масло при работе электропривода и вручную. Вибрация и шум при работе лубрикатора недопустимы.

Слесарный набор, чистая тряпка, керосин, глицерин, чистая сухая салфетка, компрессорное масло.

Электрослесарь—1

420

420

420

тонкой струей. Запрещается хранение и прием пищи в помещении, где производится очистка клапанов

Выключить компрессор.

На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают люди".

При выполнении работы следует пользоваться исправным инструментом.


Выключить компрессор.

41.1.2.7.

Проверка

Ослабить упорные болты, снять

Клапаны не долж

Слесарный

Электро

360

360

180

целости

крышки клапанов, извлечь ста

ны иметь поломан

набор

слесарь—2

пластин

каны и клапаны (рис. 7). Не

ных, выкрошенных

всех пря

очищая клапаны от пыли и на

или треснувших

моточ

гара, осмотреть их на просвет с

пластин. Все сто

ных кла

целью обнаружения поломанных

порные планки

панов

и выкрошенных пластин, ото

должны удержи

гнуть каждую пластину ножом

вать стяжные коль

со стороны выходного канала,

ца от выпадания из

по упругости пластины проверить отсутствие трещин у места заземления (при наличии трещины жесткость пластины заметно снижается). Клапаны с поломанными, выкрошенными или треснувшими пластинами, а также с поломанными стопорными планками заменить. Установить клапаны, стаканы и крышки на место.

пакета.

На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают люди”.

При выполнении работы пользоваться исправным инструментом.

41.1.3. Ежеквартальный текущий ремонт

№ работы

Наименование работы

Описание последовательности выполнения операций и номера иллюстраций

Технические требования к исправному оборудованию

Приборы, инструменты, приспособления, запасные части и материалы для выполнения работ

Профес-сия и среднее число рабочих

Средняя продолжительность выполнения работ, мин

Меры, обеспечи-вающие безопасность выполнения работы

1_

in

со'

in

in

m

CN

со

о

0

6

1

со

2ВМ10-50/8

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

41.1.3.1.

Ежеме-

Выполнить работы ежемесячно-

Температура под-

Слесарный

Электро-

300

300

180

Проверки произво-

сячное ре-

го ремонтного обслуживания

шипников не долж-

набор, ем-

слесарь —2

дить на выключен-


Если в ряду обнаружены стуки, но зазоры в шатунном подшипнике находятся в пределах нормы, извлечь палец и втулку крейцкопфного подшипника, проверить зазоры между ними; при увеличенном диаметральном зазоре заменить втулку.

Если зазор между верхней направляющей и башмаком крейцкопфа превышает 0,4 мм, разобрать крейцкопфный подшипник, развернуть крейцкопф, снять важный башмак и подложить под него прокладки. Установить крейцкопф в нормальное положение, проверить зазоры вверху по всей длине башмака, собрать крейцкопфный подшипник, проверить биение штока. Проверить наличие и исправность шплинтов на всех шатунных болтах и болтах крейц-копфных пальцев, наличие и исправность стопорных шайб на шпильках крепления штоков к крейцкопфам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

монтное

POi

на превышать

кость 0,5 л.

ной компрессорной

обслужи-

60 °С. Диаметраль-

установке.

вание

ные зазоры должны

На щите управле-

составлять: в ко-

ния вывесить пла-

41.1.3.2.

Проверка:

Для компрессоров: 4ВМ10-

ренных подшипни-

кат "Не вклю-

крепле-

100/8 и 2ВМ10-50/8.

ках наименьший

чать — работают

ния паль-

Снять крышки с рамы и всех

0,10 мм, наиболь-

люди".

цев крейц-

фонарей, проверить на ощупь

ший 0,20 мм; в

При выполнении

копфов и

температуру всех коренных и

кривошипных под-

работы пользо-

узлов

шатунных подшипников, опре-

шипниках монтаж-

ваться исправным

крепле-

делить подшипники с повышен-

ный 0,06—0,10 мм,

инструментом.

ния што-

ным нагревом. Щупом измерить

предельный

Отбор масла из

ков к

зазоры во всех коренных и ша-

0,15 мм; в крейц-

картера компрес-

крейцкоп-

тунных подшипниках, зазоры

копфных подшип-

сора следует про-

фам;

"а" между верхними направ-

никах монтажный

изводить с помо-

устройств

ляющими фонарей и башмака-

0,08—0,16 мм; пре-

щью специальной

стопоре-

ми крейцкопфов (рис. 8). При

дельный 0,23 мм.

емкости с ручкой.

ния ша-

Обнаружении подшипников с

Монтажные зазоры

тунных

повышенной температурой или

"а" между верхни-

болтов;

зазорами, не соответствующи-

ми направляющими

зазоров в

ми норме, разобрать подшип-

и башмаками крейц-

коренных

ник и осмотреть вкладыши;

копфов (по всей

и шатун-

включив масляный насос, про-

длине башмака) —

ных под-

верить поступление масла к

0,15—0,25 мм, пре-

шипни-

подшипникам. Вкладыши с по-

дельные — 0,4 мм.

ках, за-

вышенными зазорами заменить

Каждый болт дол-

зоров в

новыми того же ремонтного

жен иметь шплинт с

крейц-

размера.

двумя отогнутыми

копфах

усиками, места сгиба усиков не долж-

ны иметь трещин. Каждая гайка со-

единения штока с крейцкопфом должна иметь стопорную шайбу с отогнутым краем.


Предельное биение штоков не должно превышать 0,3 мм. Допустимая величина биения штока после регулировки должна лежать в пределах 0,03— 0,07 мм.


го

сл

При обнаружении неисправных шплинтов заменить их. Если обнаружена неотогнутая стопорная шайба, проверить затяж-

ков с повышенной температурой или зазорами, не соответствующими норме, изменить толщину набора прокладок между вкладышами. Если зазор между верхней направляющей и башмаком крейцкопфа превышает 0,5 мм, разобрать крейцкопфный подшипник, развернуть крейцкопф, снять нижний башмак, увеличить толщину комплекта прокладок. Установить крейцкопф в нормальное положение, проверить зазор между башмаком и верхней направляющей по всей длине башмака, собрать крейцкопфный подшипник. Проверить наличие и исправность шплинтов на всех шатунных болтах, фиксацию кривошипных болтов и узла соединения штока с крейцкопфом. Изогнутым ломиком проверить величину осевого перемещения крейцкопфного подшипника. При обнаружении неисправных шплинтов заменить их новыми. Отобрать из картера компрессора 0,5 л масла. Установить крьицки картеров и крейцкопфов на место.

Провернуть компрессор вручную на один оборот.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ку гайки и зафиксировать ее шайбой. Установить индикатор часового типа так, чтобы его измерительный стержень упирался в верхнюю образующую штока, провернуть компрессор вручную на один оборот, измерить биение штоков. Если биение штока превышает 0,3 мм, ослабить четыре шпильки на фланце крепления штока к крейцкопфу и регулировочными болтами переместить хвостовик штока в нужном направлении, проверить биение штока. Зафиксировать положение регулировочных болтов, затянуть гайки крепления штока к крейцкопфу, зафиксировать их стопорными шайбами. Отобрать из картера компрессора 0,5 л масла.

Установить крышки рамы и фонарей на место. Провернуть компрессор вручную на один оборот. Для компрессоров 55В, 2ВГ, 5Г-100/8 снять крышки картеров и крейцкопфов, проверить на ощупь температуру коренных и шатунных подшипников, определить подшипники с повышенным нагревом. Щупом измерить зазоры в коренных и шатунных подшипниках, между верхними направляющими и башмаками крейцкопфбв (рис. 9)/.

При обнаружении подшипни-

Температура подшипников не должна превышать 65 °С. В коренных подшипниках наименьшие диаметральные зазоры должны составлять для компрессоров 2ВГ 0,15 мм, 55В 0,13 мм, 5Г-100/8 0,10 мм.

Наибольшие — для

Слесарный набор, изогнутый ломик, емкость 0,5 л


компрессоров 2ВГ 0,20 мм, 55В 0,18 мм, 5Г-100/8 0,20 мм.

В кривошипных подшипниках монтажные диаметральные зазоры должны быть для компрессоров 2ВГ 0,08— 0,10 мм, 55В 0,06-0,08 мм, 5Г-100/8 0,05—0,08 мм; предельные — для компрессоров 2ВГ 0,27 мм, 55В 0,18 мм, 5Г-100/8 0,16 мм. В крейц-копфных подшипниках монтажные диаметральные зазоры должны быть для компрессоров 2ВГ 0,03—0,05 мм, 55В 0,05—0,06 мм, 5Г-100/8 0,05-0,08 мм; предельные — для компрессоров 2ВГ, 55В, 5Г-100/8 0,15 мм. Монтажные зазоры между направляющей рамой и башмаком крейцкопфа по всей длине башмака должны составлять для компрессоров 2ВГ, 55В 0,20-0,30 мм, 5Г-100/8 0,25—0,30 мм; пре-

го

•О


УДК 622.002.5:621.515—83.004.67 (083.96)

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту шахтных стационарных компрессорных установок. М., Недра, 1983.    174    с.

Установлены виды технического обслуживания и ремонта (ТОР) оборудования шахтных стационарных компрессорных установок, их объем и периодичность; изложена последовательность работ по ТОР и меры, обеспечивающие безопасность их выполнения; приведены технические требования к исправному оборудованию, перечень инструментов, запасных частей и материалов, средняя трудоемкость выполнения работ по ТОР и сведения о смазке оборудования; указаны возможные неисправности и методы их устранения.

Предназначено для обслуживающего и ремонтного персонала шахтных стационарных компрессорных установок угольных шахт.

Рецензент: ЭнергомехантескоеуправлениеМинуглепрома СССР.

Руководство подготовлено: И.К. Бабенко, В.М. Бирюковым, В.И. Боров-левым, В.М. Вишневским, С.П. Зильбертом, А.А. Каплуном, В.П. Паршинцевым, Г.М. Нечушкиным, В.А. Поповым, В.А. Сидоренко, Л.Н. Архангельским, В.П. Франксом.

Редакционная коллегия: А.И. Григорьев, А.И. Захарченко, Ю.А. Матвеев, В.А. Калайда, О.К. Помазан, В.М. Гуляев, В.М. Науменко, И.Д. Толошный.

Выпущено по заказу Всесоюзного научно-исследовательского института горной

механики им. М.М. Федорова

2501020000 —348 043(01)- 83

заказное

Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М.М. Федорова (ВНИИГМ), 1983

1

2

3

4

5

6

7

8 9

10

41.1.3.3.

Лабораторный анализ масла на соответствие допустимым эксплуатационным отклонениям показателей качества, предусмотренным ГОСТом

Сдать масло в химическую лабораторию для проверки кислотности, вязкости, количества механических примесей и воды. Если масло не соответствует хотя бы одному проверяемому показателю, слить его из картера, промыть картер керосином, вытереть насухо, залить свежее масло.

дельные — для компрессоров 2ВГ, 55В 0,50 мм, 5Г-100/8 0,55 мм. Каждый болт должен иметь шплинт с двумя отогнутыми усиками, места сгиба усиков не должны иметь трещин.

Показатели свойств масла не должны превосходить значений предельно допустимых норм: вязкость на 25 % выше нормальной; пилотность более 1,5 мг КОН на 1 г масла; механические примеси 0,02 %; вода 2,5 %; зольность 0,06 %; обнаружено присутствие водорастворимых кислот и щелочей.

Электрослесарь— 1

90

90

90

41.1.3.4.

Осмотр с разборкой всех клапанов-байпасов системы

Наметить кернером крышки и корпуса клапанов относительно мест установки в цилиндрах, отсоединить импульсные трубки, снять крышки, извлечь мембраны, корпусы и крибки с за-

Мембраны не должны иметь порывов и трещин, грибок должен быть зафиксирован на штоке и удерживаться пру-

Слесарный набор, чистая тряпка

Электрослесарь— 2

480

390

Выключить компрессор.

На щите управления вывесить плакат "Не включать — работают


41.1.3.5.

регулиро

порными органами, проверить

жиной в верхнем

вания

отсутствие трещин и порывов

положении, запор

произво

на мембранах, надежность креп

ный орган должен

дительно

ления к штокам грибков и за

быть надежно со

сти ком

порных органов, исправность

единен с нажимной

прессоров

верхних пружин, отсутствие за

гайкой, зафикси

4ВМ10-

боин на уплотняющих поверх

рован стопорным

100/8 и

ностях (рис. 10).

винтом и прижат к

2ВМ10-

При обнаружении дефектов

штоку нижней пру

50/8 (ра

мембраны заменить ее, выре

жиной, гайка и за

бота вы

зав из листовой резины с запа

порный орган

полняет

сом по диаметру на прогиб при

должны иметь пол

ся лишь

открытии клапана. Неисправ

ные резьбы, уплот

в случае

ные детали заменить. Если обна

няющие поверхно

система

ружены забоины на уплотняю

сти должны быть

тическо

щих поверхностях, проточить и

ровными и гладки

го исполь

прошлифовать их на токарном

ми. Сжатый воздух

зования

станке, притереть друг к другу.

должен выходить

клапанов

При недостаточно сильной струе

из импульсных

для регу

сжатого воздуха из импульсной

трубок сильной

лирова

трубки прочистить и продуть ее.

струей.

ния про

Отсоединить нажимную гайку

изводи

от запорного органа, проверить

тельности

исправность штифта, нижней

компрес

пружины и резьб на гайке и за

сора)

порном органе. Очистить детали от пыли, прочистить отверстия в корпусах, собрать клапаны, установить на место. Продуть сжатым воздухом импульсные трубки, присоединить к клапа

нам.

Очистка

Очистить от накипи промежу

Температура сжато

Указаны в

Электро

540

540 420

от накипи

точный охладитель (работы вы

го воздуха после

Инструкции

слесарь— 2

промежу

полняются в соответствии с Ин

промежуточного

точного

струкцией по очистке шахтных

охладителя не долж

воздухо

компрессорных установок от

на превышать тем

охлади

нагаро-масляных отложений и

пературу охлаждаю

теля

накипи РТМ 07.04.005—77).

щей воды более

люди .

При выполнении работы пользоваться исправным инструментом.

Очистка производится гри выключенной компрессорной установке. На щите управления вывесить плакат "Не вклю-

1. ВВЕДЕНИЕ

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту шахтных стационарных компрессорных установок разработано в соответствии с требованиями ОСТ 12.44.024—76 ’’Изделия угольного машиностроения. Порядок разработки эксплуатационных документов”.

В Руководстве изложены основные правила и нормы эксплуатации компрессорных установок общего назначения с поршневыми И центробежными компрессорами номинальной подачей 0,166 м3/с (10 м3/мин) и выше, избыточным давлением до 1,0 МПа (10 кгс/см2). В нем устанавливается единый для всех предприятий Минуглепрома СССР порядок выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования компрессорных станций, обеспечивающий исправное техническое состояние и экономное использование установок, безотказность и долговечность их узлов и деталей.

Руководство обязательно к исполнению всеми лицами обслуживающего и ремонтного персонала стационарных компрессорных установок. Требования Руководства рекомендуется учитывать всем организациям, разрабатывающим и проектирующим стационарное компрессорное оборудование для угольной промышленности.

2. УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту компрессорных установок должно осуществляться с учетом требований Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах. Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт, Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и инструкций заводов-иэготовите-лей по эксплуатации оборудования компрессорных установок.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОМПРЕССОРНОЙ УСТАНОВКИ

К обслуживанию шахтной компрессорной установки допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и имеющие образование не менее восьми классов, прошедшие обучение по специальной программе, имеющие удостоверение на право обслуживания этих установок и удостоверение о присвоении второй квалификационной группы по технике безопасности.

Все вращающиеся части компрессорных установок должны быть закрыты кожухами или ограждены.

Запрещается во время работы машины производить ремонт, смазку и чистку деталей компрессора.

При проведении текущих ремонтов необходимо выключать высоковольтный разъединитель, а на рукоятке разъединителя и на щите управления компрессором вывешивать запрещающий плакат ”Не включать — работают люди”.

Запрещается пользоваться инструментом, имеющим дефекты: повреждения рабочих поверхностей (сколы, выбоины); заусеницы и острые ребра на боковых гранях в местах зажима их рукой; трещины, сколы, заусеницы на вспомогательных поверхностях.

Запрещается пользоваться гаечными ключами больших размеров с подкладкой металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинять гаечные ключи путем присоединения другого ключа или трубы (кроме специальных ключей).

3

Тяжелые и громоздкие детали и узлы необходимо перемещать .при помощи подъемных механизмов и приспособлений (кранов-балок, лебедок, блоков, талей, домкратов и т.д.). Подъемные устройства и приспособления должны быть тщательно осмотрены и опробованы вхолостую. К управлению подъемными механизмами допускаются электрослесари, имеющие соответствующее удостоверение.

Перемещаемый груз должен быть надежно прикреплен к подъемному устройству стропами, цепями или другими приспособлениями. Масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемности механизма.

Крепить стропы к грузу следует только за специально предназначенные для этой цели места (приливы, проушины и др.)- Если таких нет, то стропы нужно заводить за массивные части оборудования так, чтобы они не соскользнули при перемещении груза. Во избежание опрокидывания поднимаемого груза стропы нужно крепить выше его центра тяжести.

При подъеме, перемещении и опускании груза необходимо убедиться, что он не зацепится за окружающие предметы, не сможет опрокинуться, упасть или сползти, и что под грузом или на пути его движения не находятся люди.

Для подсветки при выполнении ремонтов необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 В с питанием от аккумуляторов. Запрещается питание переносных ламп от автотрансформаторов.

Присоединение к трубопроводу и отсоединение пневматических шлангов допускается только после прекращения подачи воздуха. Перед началом работы шланги необходимо продуть.

При внутреннем осмотре, чистке или ремонте влагомаслоотделителей, воздухосборников или других емкостей они должны быть надежно отключены от соответствующей сети заглушками с хвостовиками, полностью освобождены от оставшегося там воздуха и продуты чистым воздухом (продувать не менее 10 мин). Все люки и аппараты во время нахождения там работающего должны быть открыты, а весь аппарат — непрерывно вентилироваться. Работник, находящийся внутри аппарата, должен быть снабжен спецодеждой (комбинезон) и защитными очками. Внутренний осмотр, чистка или ремонт аппарата должны производиться не менее чем двумя работниками, из которых один находится снаружи и непрерывно следит за состоянием работающего внутри.

Работы внутри аппарата могут производиться только по разрешению лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, который должен проинструктировать работающих о правилах безопасного ведения работ и методах оказания первой помощи.

На эти работы должен выдаваться специальный наряд, как на особо опасные работы.

На аппарате, находящемся в ремонте или чистке, должен быть вывешен предупреждающий плакат. Снимать плакат разрешается только ответственному лицу.

Запрещается производить очистку промежуточных и концевых холодильников, влагомаслоотделителей, а также воздухопроводов выжиганием их.

При работе с агрессивными промывочными жидкостями персонал должен быть в резиновых сапогах, перчатках, прорезиненном фартуке, головном уборе и грубошерстном костюме. Глаза должны быть защищены специальными очками, а брюки надеты поверх сапог.

При гидравлических испытаниях охладителей компрессоров обслуживающий персонал должен находиться в безопасном месте. Предохранительные устройства (клапаны) следует отрегулировать на давление, превышающее рабочее на 10 %.

Ремонт компрессорных установок можно производить только после снятия давления в системе.

После очистки и ремонта частей или узлов компрессорной установки необходимо удостовериться в том, что в них не осталось каких-либо посторонних предметов.

Работы пс техническому обслуживанию и ремонту считаются законченными, если приведена в порядок зона работ, все защитные устройства установлены на свои места.

4

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОМПРЕССОРНОЙ УСТАНОВКИ

К обслуживанию и ремонту электрического оборудования компрессорных установок допускаются лида, имеющие удостоверения на право производства работ на электроустановках напряжением до и свыше 1000 В. Удостоверения на право производства работ выдаются и продлеваются электротехническому персоналу после периодической* проверки знаний в объеме, предусмотренном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Работы на электроустановках должны производиться по письменному наряду или устному распоряжению. Перечень таких работ устанавливается главным энергетиком шахты с учетом конкретных условий и требований Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Для обслуживания электрооборудования на компрессорной станции должны быть следующие защитные средства: диэлектрические перчатки, резиновые коврики или изолирующие подставки, набор предупредительных плакатов по технике безопасности, указатели напряжения.

Около высоковольтного оборудования должны быть резиновые коврики-дорожки шириной не менее 750 мм. Включение и выключение высоковольтного распределительного устройства производить в диэлектрических ботах.

Все металлические части электрических устройств и оборудования компрессорной установки, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, должны быть заземлены. Присоединение заземляющих проводов к корпусам электрических устройств и оборудования и к заземлителям должно осуществляться болтовыми соединениями или сваркой с обеспечением надежного контакта. От каждого заземляемого устройства должен идти отдельный провод непосредственно к заземлению или к общей заземляющей сети, соединенной с заземлением.

Производить какие-либо работы по заземлениям, за исключением очистки, окраски и измерений величины сопротивлений, во время работы машины запрещается.

После каждого ремонта оборудования необходимо проверить надежность присоединения заземляющих проводов.

Измерение сопротивления заземляющих устройств должно производиться не реже одного раза в год. Результаты его необходимо оформлять протоколом. Заключение после измерений должно заноситься в паспорт заземляющего устройства.

Все токоведущие части электродвигателей должны быть защищены от случайного прикосновения. Никаких работ в электрических цепях и аппаратуре, находящихся под напряжением, производить не разрешается. Вращающиеся части электродвигателя (муфты, вентиляторы) должны быть ограждены защитными кожухами.

Для обеспечения безопасности работ на электрооборудовании компрессорных установок напряжением свыше 1000 В необходимо выполнить следующие мероприятия :

выключить масляный выключатель и вводные разъединители;

на приводах масляных выключателей и разъединителей, с помощью которых может быть подано напряжение к месту работы, вывесить плакаты ”Не включать — работают люди’*;

проверить отсутствие напряжения на всех зажимах отключенного оборудования, а у выключателей — на всех выводах с помощью указателя высокого напряжения, предварительно проверенного приближением к токоведущим частям.

После окончания ремонтных работ необходимо осмотреть оборудование, тщательно убрать рабочее место: уложить приборы, инструмент и приспособления на соответствующие места.

5

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В помещении компрессорной станции должен находиться комплект противопожарного инвентаря: огнетушители, ящик с песком, лопаты, ведра. Для тушения пожаров в электроустановках следует применять углекислотные огнетушители ОУ-2 и ОУ-5.

Производство монтажных и ремонтных работ с применением открытого огня и электросварки в помещении компрессорной станции, на воздухосборниках и воздухопроводах осуществляется в соответствии с Инструкцией по ведению огневых работ в подземных выработках и надшахтных зданиях и Правилами пожарной безопасности при ведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства под наблюдением ответственного лица при наличии письменного разрешения главного инженера предприятия и представителя пожарной охраны.

Ведение сварочных работ на воздухосборнике, промежуточном охладителе, а также на трубопроводах сжатого воздуха, находящихся под давлением, не допускается .

Сварочные работы на воздухосборнике следует проводить только после его предварительной очистки и промывки.

Для предупреждения самовозгорания нагаромасляных отложений воздухосборники, влагомаслоотделители, промежуточные и концевые охладители, буферные емкости и нагнетательные воздухопроводы всех ступеней должны очищаться от нагаро масляных отложений не реже одного раза за шесть месяцев работы компрессора в соответствии с Инструкцией по очистке шахтных компрессорных установок от нагаро масляных отложений и накипи (РТМ 07.04.005—77).

При обнаружении признаков самовозглашения нагаромасляных отложений в нагнетательных коммуникациях компрессоров (чрезмерный, явно выраженный местный нагрев стенок воздухоохладителя, трубопроводов: местные выгорания краски, масляного покрытия) понизить давление в сети выпуском сжатого воздуха в атмосферу, а затем остановить компрессор.

На воздухосборниках не допускается наличие глухих отводов и заглушенных штуцеров, способствующих скоплению и самовоспламенению масляных отложений.

В качестве прокладочных материалов для фланцевых соединений воздухопроводов должны применяться паронит, асбест и теплостойкая резина с температурой тления не ниже 350 °С.

В машинном зале компрессорной станции не допускается хранение бензина, керосина и других легковоспламеняющихся веществ, а также очистка деталей этими веществами.

Промасленную ветошь (концы и тряпки) следует хранить в специальных металлических ящиках вне машинного зала.

3. СОСТАВ КОМПРЕССОРНОЙ УСТАНОВКИ

Воздушным компрессором называется машина, служащая для сжатия атмосферного воздуха до давления не ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2) и подачи его потребителю.

Компрессорная установка — совокупность компрессора, приводного электродвигателя, охладителей, воздухопроводов до коллектора, устройств управления и другого механического и электрического оборудования, обеспечивающего работу данного компрессора.

Компрессорная станция — расположенные в одном помещении компрессорные установки, общее для них вспомогательное оборудование, здание и сооружения.

К вспомогательному оборудованию относятся: воздушный фильтр, воздухосборник, концевой охладитель, насосы системы охлаждения, градирня.

Характеристика основного компрессорного оборудования, применяемого в отрасли, приведена в табл. 1.

4. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Механическое оборудование компрессорной установки должно храниться в закрытых неутепленных помещениях, оснащенных подъемно-транспортными средствами. Электродвигатели, контрольно-измерительные и регулирующие приборы должны храниться в закрытых утепленных складах. Хранение осуществляется согласно правилам, изложенным в технической документации, поступающей вместе с оборудованием.

Компрессорное оборудование при хранении должно находиться в заводской упаковке и консервации. По истечении гарантийного срока консервации, указанного заводом-изготовителем, производится повторная консервация. При консервации предохранительному покрытию подвергаются наружные и внутренние обработанные поверхности всех узлов и деталей компрессора, а также комплект запасных частей.

При хранении необходимо обеспечить:

сохранность оборудования от механических повреждений и деформаций;

возможность осмотра, перемещения и комплектной выдачи оборудования в монтаж.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Смазка компрессора и применяемые масла должны соответствовать инструкции зав ода-изготовителя либо рекомендациям специализированной организации.

Для смазки механизма движения поршневых компрессоров применяются масла следующих марок: для оппознтных компрессоров 4ВМ10-100/8, 2ВМ10-50/8 и угловых — масло индустриальное И-50А, И-40А ГОСТ 20799-75, для компрессоров старых выпусков (В-300-2К, 2ВГ, 55В, 5Г-100/8) — компрессорное масло К-12, К-19 ГОСТ 1861-73 и КС-19 ГОСТ 9243-75.

Смазка цилиндров и сальников компрессоров производится компрессорными маслами К-12, К-19 и КС-19.

При применении масла КС-19 следует учитывать его склонность к повышенному нагарообразованию и чаще (через 200 ч работы) производить осмотр и промывку цилиндров, клапанов и нагнетательных коммуникаций компрессора.

Для смазки подшипников, зубчатых муфт и передачи турбокомпрессоров ОК-500-92, К-500 и К-250 применяется турбинное масло марки 22 ГОСТ 32-74, для турбокомпрессоров ЦК-135/8 — турбинное масло марки 30 ГОСТ 32-74.

Применяемые для смазки поршневых и центробежных компрессоров масла должны иметь заводские паспорта качества (сертификаты), подтверждающие соответствие данного масла требованиям ГОСТа.

Перед применением компрессорное масло из каждой поступившей партии должно быть проверено лабораторным анализом на соответствие его ГОСТу.

Перевозка и хранение компрессорного и индустриального масла должны отвечать требованиям ГОСТа и производиться в специально предназначенных для этого закрытых емкостях, имеющих отличительную окраску и надпись ’’Чистое компрессорное (индустриальное) масло марки...”. Выполнение требований ГОСТа должно систематически проверяться ответственным лицом. На компрессорной станции должен храниться недельный запас масла.

Запрещается использовать для других целей сосуды, предназначенные для транспортирования и хранения масла. Сосуды необходимо постоянно содержать в чистоте и периодически очищать от осадков. Загрязненные сосуды использовать для масла запрещается.

Масло в смазочные устройства должно заливаться через воронки с фильтрами.

При сборе отработанных масел и промывке смазочных систем рекомендуется пользоваться передвижными тележками, на которых смонтирован комплект специального оборудования: всасывающий и нагнетательный насосы, фильтры, промывочные устройства.

7

Оборудование

Технические

Компрессор

2ВГ; 55В

5Г-100/8

4М10-

2М10-

ВП-50/8

100/8

50/8

Объемная подача при условиях всасывания, м3/мин

100

100

100

50

50

Конечное давление (избыточное, МПа (кгс/см2)

ОД (8)

0,8 (8)

ОД (8)

ОД (8)

ОД (8)

Частота вращения, об/мин

167

187

500

500

375

Потребная мощность, кВт

592

570

540

565

275

Ч исло цилиндров

2

2

4

2

2

Диаметр цилиндра

900

880

620

620

600

1 ступени, мм

Диаметр цилиндра

530

520

370

370

350

II ступени, мм Ход поршня, мм

550

550

220

220

320

Масса, кг

25700

21500

14800

7500

6600

Редуктор

Передаваемая мощность, кВт

Передаточное отношение

Масса, кг

Э лектродвигатель

ДСК-

ДСК-

СДК-1-

СДК-14-

ДСК-

260/24-36

260/20-32

15-34-12

31-12

173/16-16М

Номинальная мощность, кВт

625

625

630

320

300

Частота вращения, об/мин

167

187

500

500

375

Напряжение, В

6000

6000

6000

6000

6000

Масса, кг

13600

10750

4600

3100

4200

Воздушный фильтр Тип

Ячейковый

Пропускная способность, иг /мин

100

100

100

50

50

Рабочее сечение, м2

1,5

1,5

0Д8

0,44

0,44

Пылеем кость, кг

3,0

3,0

2,0

1,0

0,66

Масса, кг

184

137

18

Воздухоохладитель концевой

ХК-100

ХК-100

ХК-100

ХК-50

ХК-50

Поверхность охлаждения, м2

34

34

34

14

14

Расход воды, м3

16

16

16

8

8

Ч исло труб

184

184

184

106

106

Емкость межтрубного

925

925

925

515

515

пространства, л Масса, кг

1460

1460

1460

1040

1040

Таблица 1

компрессорных установок

данные

ВП-30/8

ВП-20/8

ВП-10/8

К-250-61

К-250-61-2

К-500-61-1

ЦК-135

30

20

10

250

225

525

135

ОД (8)

ОД (8)

0,8 (8)

ОД (8)

ОД (8)

ОД (8)

0,68 (6,8)

500

500

735

11230

10920

7636

13645

159

110

57

1575

1470

3000

680

-2

2

2

_

_

470

400

305

-

-

-

-

300

230

190

-

-

-

-

220

210

125

_

_

37770

2200

1400

11000

11000

14500

2440

*

р-

1500/3,69

р-

1500/3,64

Р-

3000/2,55

Р-

1500/4,548

1500

1500

3000

680

3,69

3,64

2,55

4,548

-

1700

1800

2360

БСДК-

ДСК-12-

АВ-101-8

СТМ-

СТМ-

СТМ-

АЗ-

15-21-12

24-12

1500-2

1500-2

3600-2

1000/6П00

200

12*

75

1750

1750

3500

1000

500

500

735

3000

3000

3000

3000

6000

6000

380

6000

6000

6000

6000

1650

1070

510

1050

1050

КТ-30

19300

7160

Ячейковый

50

25

25

525

525

525

135

0,44

0,22

0,22

3,155

3,155

3,155

_

0,66

0,33

0,33

_

18

8,39

8,39

600

600

600

ХРК-9/8

ХРК-9/8

ХРД-2

ВОК-250-

9-1

ВОК-250-

9-1

ВОК-500-

9-1

8,8

зд

100

100

100

-

2

2

1

85

85

160

4

4

1

256

256

304

_

232

232

90

-

-

-

-

347

347

134

1685

1685

2739

9

Таблица 2

Компрессор

Значения коэффициентов

Компрессор

Значения коэффициентов

а,

кг/ч

ь.

кг/ч

с, кг

d

в»

кг/ч

ь,

кг/ч

с, кг

d

ОК-500

_

0,02

1260

0,3

55В-100/8

0,266

0,16

180

2

К-500

0,03

1800

0,3

2 ВГ^ОО/8

0,26

0,16

145

3

К-250

0,03

1650

0,3

B1V50/8

0,115

0,002

65

2

ЦК-135/8

0,06

1350

0,3

В П-30/8

0,07

0,002

85

2

4ВМ10-100/8

0,25

0,003

180

3

ВП-20/8

0,06

0,002

32

2

2ВМ10-50/8

0,15

0,002

90

3

В П-10/8

0,03

0,002

32

2

5 Г-100/8

0,25

0,15

400

2

Отработанное марло должно сливаться в емкость, находящуюся вне помещения компрессорной станции.

Для поршневых компрессоров, установленных на угольных шахтах, регенерированное масло применять запрещается.

Годовая потребность в свежем масле для смазки цилиндров и сальников поршневых компрессоров каждого типа рассчитывается по формуле

о = 24•365* па .

и

Годовая потребность в масле для смазки механизма движения поршневых и центробежных компрессоров каждого типа определяется по формуле

9 = 24*365 knb + ncdt ц    и

где *и — коэффициент использования компрессора, равный в среднем 0,7; а — часовая норма расхода масла для смазки цилиндров и сальников одного компрессора; п — число установленных компрессоров одного типа; Ь — часовая норма расхода масла для смазки механизма движения одного компрессора; с — количество масла, заливаемого в масло систем у при замене; d — ожидаемое число замен масла в компрессоре в течение года.

Величина коэффициентов а, Ь, с, d определяется путем статистической обработки сведений о фактических расходах масла установленными на предприятиях компрессорами. Значения этих коэффициентов для компрессоров различных типов приведены в табл. 2.

6. РЕВИЗИЯ, НАЛАДКА И ИСПЫТАНИЕ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК

Ревизия, наладка и испытание компрессорных установок производятся один раз в год специализированной организацией.

Перечень выполняемых при ревизии и наладке работ определяется Руководством по ревизии, наладке и испытанию шахтных компрессорных установок (М., Недра, 1980).

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания: для поршневых компрессорных установок — ежесменное техническое обслуживание (ТО-1), для центробежных компрессорных установок — ежесменное (ТО-1) и еженедельное (ТО-3) техническое обслуживание.

Ежесменное техническое обслуживание выполняется дежурным машинистом