Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство предназначено для работников шахтостроительных и проектных организаций угольной и горнорудной промышленности. Освещает вопросы производства работ по сооружению монолитных железобетонных башенных копров в увязке с прохождением вертикальных стволов

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

     Общие положения

     Состав технической документации и требования к ней

     Последовательность возведения башенного копра

     Подготовительные работы

Возведение подземной части копра

     Земляные работы

     Бетонирование фундамента под башенный копер

Конструкция и монтаж скользящей опалубки

     Конструктивная характеристика форм скользящей опалубки

     Инвентарная металлическая опалубка

     Деревометаллическая опалубка

     Устройство рабочего пола

     Устройство подвесных лесов

     Сборка скользящей опалубки

     Монтаж домкратов и оборудования

     Заготовка и монтаж домкратных стержней

Возведение надземной части копра

     Транспортирование материалов

     Установка арматуры

     Бетонирование стен копра в скользящей опалубке

     Контроль за движением опалубки

     Раскрепление домкратных стержней

     Установка оконных и дверных блоков и временных коробок

     Устройство лестниц

     Устройство перекрытий

     Устройство фундаментов подъемных машин и консолей

     Устройство бункеров

     Устройство машинного зала

     Особенности остановки подвижной опалубки

     Отделка выходящего из форм бетона

     Утепление стен копра

     Разборка скользящей опалубки

     Бетонирование в зимних условиях

Правила по технике безопасности

Одновременное ведение работ по строительству башенного копра и проходки ствола

Приложение 1. Акт технического осмотра скользящей опалубки башенного копра

Приложение 2. Журнал производства работ по возведению башенного копра в скользящей опалубке

Приложение 3. Строительно-монтажное управление

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанДонецкий Промстройниипроект
РазработанСоюзметаллургстройниипроект
ИзданИздательство Будiвельник1965 г.
УтвержденГосстрой СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО СТРОИТЕЛЬСТВ»

БНШЕННЫХ

КОПРОВ

С ПРИМЕНЕНИЕМ

СКОЛЬЗЯЩЕЙ

ОППЛУБКИ

РУКОВОДСТВО

по СТРОИТЕЛЬСТВУ БАШЕННЫХ КОПРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ

ГОССТРОЙСССР СОЮЗМЕТАЛЛУРГСТРОЙНИИПРОЕКТ ДОНЕЦКИЙ ПРОМСТРОЙНИИПРОЕКТ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

«БУД1ВЕЛЬНИК»

ленных на кружала, займет наклонное положение и обеспечит необходимую конусность опалубки (рис. 2).

Увеличение ширины опалубки больше этих пределов не допускается, так как оно может вызвать выпадение несхвативше-гося бетона и утолщение стен сверх проекта, а уменьшение конусности затруднит движение опалубки, вызовет срыв бетона, изгиб домкратных стержней и перекос опалубки.

Рис. 2. Схема крепления щитов к кружалам:

Обратная и односторонняя (несимметричная относительно оси) конусность недопустима.

Расстояния между внутренними поверхностями обшивки стенок, взятые примерно по середине их высоты, должны равняться проектной толщине возводимой стены сооружения.

51.    При обивке щитов нужно пользоваться шаблоном, обеспечивающим правильное расположение сшивных (опорных) уголков па заданном расстоянии и строго перпендикулярным к отвесной линии щита.

УСТРОЙСТВО РАБОЧЕГО ПОЛА

52.    Рабочий пол устраивается обычно из досок толщиной не менее 30 мм, уложенных по деревянным прогонам сечением 50 X 180 мм, из леса хвойных пород не ниже II сорта, и устанавливаемых через 50— 60 см.

1    — деревянные щиты;

2    — верхние кружала;

3    — клямера 2X25. I — 200 или проволочные скрутки Q = 1 -г 1,5 им в две ветви; 4 — нижние кружала.

Несущие элементы рабочего пола подбираются по статическому расчету. Устройство рабочего пола должно быть детально разработано в рабочем проекте опалубки.

53.    По бортам наружного диаметра рабочего пола необходимо устраивать ограждение в виде козырьков, чтобы при укладке бетон не попадал за борт.

54.    Прогоны рабочего настила опираются на верхние кружала скользящей опалубки.

В тех случаях, когда рабочий пол устраивается над большими пролетами, под дощатые прогоны устанавливаются металлические балки.

55.    Для прохода тачек с бетоном во внутренних стенах, вместо проектной арматуры, следует устанавливать П-образные хомуты из арматурной стали того же диаметра, что и арматура стен. Хомуты наращиваются по мере движения опалубки и укладки слоев бетона.

56.    Для сообщения с подвесными лесами в рабочем полу

10

устраиваются люки с предохранительными крышками и устанавливаются лестницы.

УСТРОЙСТВО ПОДВЕСНЫХ ЛЕСОВ

Рис. 3. Схема подвесных лесов:

/ — люк; 2 — настил из досок; 3 — доски на ребро; 4 — тяги Q 18 мм\

5 — доски на ребро; 6 — двутавр № 24.

57. Наружные подвесные леса, состоящие из металлических рабочих и контрольных подвесок, настила и ограждения, должны собираться после подъема опалубки на высоту не более 3,0—


Й

3,5 м. До устройства рабочего пола леса раскладываются на проектные места в собранном виде, а при подъеме опалубки на эту высоту крепятся к кронштейнам козырька, которые устанавливаются на наружных кружалах по всему периметру сооружения.

58.    Опорами для рабочих и контрольных подвесок внутренних лесов служат прогоны рабочего пола, к которым они крепятся при помощи хомутов. Сборка подвесных лесов заканчивается установкой ходовых лестниц для сообщения с рабочей площадкой.

Схема подвесных лесов приведена на рис. 3.

СБОРКА СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ

59.    До сборки скользящей опалубки необходимо выполнить следующие работы:

2* 11

закончить бетонирование фундамента копра, установив при этом в строго проектное положение (при помощи специально изготовленного шаблона) вертикальные арматурные стержни, выступающие над поверхностью фундамента на 120 см, предназначенные для связи стен с фундаментом;

завезти на площадку строительства все элементы скользящей опалубки.

Рис. 4. Схема сборки скользящей опалубки на фундаменте:

I — временные распорки; 2 — шаблон-распарка; 3 — деревянная подкладка; 4—устройство для окончательной регулировки горизонтальности кружал; 5 — нижние кружала; 6 — верхние кружала.

Складирование элементов скользящей опалубки произвести на приобъектных складских площадках согласно схеме организации работ.

60. Сборку мелкоблочной опалубки (рис. 4) рекомендуется производить автокраном К-51 со стрелой /=12 м.

Работу по сборке должна выполнять комплексная бригада в следующей последовательности:

на фундаменте строящегося копра разбить и закрепить оси стен, возводимых в скользящей опалубке;

собрать контуры нижних и верхних кружал, предварительно выполнив контрольную сборку их на заводе-изготовителе на специальном бойке в виде деревянной платформы (схема расположения кружал в плане для копров круглой формы приведена на рис. 5);

по нивелиру выровнять верхние и нижние кружала в своих плоскостях и одновременно установить шаблоны-распорки, выве-

12

рить совпадение осей опалубки с осями стен. Горизонтальность кружал достигается с помощью встречных клиньев, укладываемых попарно на поверхности фундамента под стойки кружал. Это предварительно выравнивает опалубку, окончательная горизонтальность достигается вращением винтов в монтажных стойках.

Рис. 5. Схема расположения кружал в плане для копров круглой формы: / — кружала углового короба; 2 — кружала бокового короба; 3—кружала центрального короба.

Проверить отвесом расположение кромок верхних и нижних кружал, которые должны находиться в одной вертикальной плоскости в любой точке периметра;

установить в проектное положение дом-кратные рамы;

в отсеках опалубки заготовить все элементы подвесных лесов и разложить их на проектные места;

установить заглуши-ны, служащие для выгораживания проемов отверстий и т. п., закладные детали, горизонтальную арматуру монтировать на высоту 1,1 —1,2 м после навески щитов со стороны внутренних кружал;

вторично проверить правильность кружал;

установить прогоны и настил рабочего пола, устроить люки и ограждения;

навесить и закрепить щиты обшивки опалубки с соблюдением конусности: сначала по внутреннему контуру, а после установки арматуры в пределах высоты форм — по наружному;

зазор между низом щитов и поверхностью бетона фундамента (если он не более 30 мм в свету) зашить доской на ребро по всему периметру опалубки (рис. 6);

смонтировать кронштейны для подвески наружных лесов и устроить настил козырька с ограждениями; установить домкраты;

смонтировать гидросистему с разводкой трубопроводов (при установке гидродомкратов ОГД-56) или электрооборудования (при установке «шагающих» домкратов конструкции инж. Сту-канова), смонтировать сеть наружного освещения, кабельные сети для подключения вибраторов и электросварочных аппаратов;

13

на рабочий пол подать, учитывая предстоящий подъем опалубки на 1,5 мР домкратные стержни, закладные детали, заглушки, заполнение оконных и дверных проемов и т. пм а также инвентарь и приспособления для производства работ;

проверить в действии гидродомкраты и гидросистему. Во избежание расстройства форм ни в коем случае не следует допускать их подъема;

очистить формы от щепы и мусора;

в формы установить плиты утеплителя наружных стен и подвижные заглушки;


Рис. 6. Схема крепления низа щитов:

/ — арматура стены; 2 — домкратный стержень; 3 — опорная стойка кружал; 4 — встречные клинья; 5—скрутка из проволоки; в — брусок; 7— доска; 8 — приготовленные элементы подвесных лесов.

установить домкратные стержни;

установить и выравнять по нивелиру рейки контроля движения опалубки. Нанести нивелировочные метки на домкратные стержни;

оснастить площадку рабочего пола вспомагатель-ными устройствами;

смонтировать подъем ные механизмы для подачи арматуры и бетона при заполнении форм;

освидетельствовать готовность скользящей опалубки к производству работ и устранить замеченные неполадки.

61.    При применении крупноблочной опалубки следует пользоваться инструкцией ЦНИЛ Госкомитета заготовок 1962 г.

62.    Сборка опалубки должна быть выполнена с соблюдением следующих допусков:

смещение осей форм относительно осей сооружения 10 мм; отклонение верхних кружал или поверхности рабочего пола от горизонтальной плоскости 10 мм;

отклонение стоек домкратных рам от вертикали 1 : 2000; отклонение размещаемых домкратных рам вдоль стен ± 10,нм; отклонение конусности стенок подвижной опалубки на одну сторону (обратная конусность недопустима) + 4 мм;

отклонение отметок верхних схваток однотипных домкратных рам от горизонтальной плоскости 10 мм;

отклонение ширины форм (толщина стен сооружения) ±2 мм;

14

отклонение оси домкратов от вертикали 1 : 2000;

смещение осей домкратов от оси стены +2 мм.

отклонение рисок на домкратных стержнях от горизонтальной плоскости не должно превышать 5 мм.

МОНТАЖ ДОМКРАТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

63.    Для подъема опалубки рекомендуется применять гидравлические домкраты ОГД-56, электромеханические «шагающие» домкраты конструкции инж. Стуканова, а также электротермические домкраты, разработанные ДонНИИ.

64.    Домкратные установки должны располагаться по контуру наружных и внутренних стен возводимого сооружения. Расстояние между ними зависит от воспринимаемых нагрузок. На рис. 7 показано расположение домкратных рам для копра круглой формы, на рис. 8 — для прямоугольной.

«Шагающие» домкраты следует устанавливать на расстоянии до 1,5 м друг от друга, домкраты ОГД-56 — до 2 м.

65.    Домкратные рамы (рис. 9) должны устанавливаться точно в местах, предусмотренных проектом.

66.    Стойки рам должны устанавливаться строго вертикально, а верхние ригели всех рам — горизонтально и лежать в одной плоскости.

67.    Рамы надеваются на опалубку свободно и крепятся к верхним кружалам посредством специального упора и костыля, а к нижним — крепежной лапкой.

68.    Для лучшей регулировки конусности рекомендуется оставлять зазор 3—4 мм между стойкой рамы и крепежной лапкой, заполняемый прокладкой.

69.    До монтажа гидравлического и электромеханического оборудования необходимо проверить правильность сборки форм и произвести ревизию гидравлического оборудования.

70.    После ревизии и устранения дефектов гидравлические домкраты крепятся на болтах к верхней поперечине рамы, при этом ось домкрата должна проходить точно по центру кружал (по линии, делящей расстояние между кружалами пополам).

71.    Отвесность гидродомкратов регулируется постановкой на болты прокладок-шайб между верхней или нижней траверсой обоймы и поперечной рамы (в зависимости от типа домкратной рамы).

72.    Для питания гидравлических домкратов применять два основных типа насосных станций:

ПНС и ПС-РУ, укомплектованные малогабаритными сдвоенными лопастными насосами МГ12-4С 12/12 или 12Г 12-42А, работающие только на чистых минеральных маслах с вязкостью от 2,6 до 3,31° £50 (вязкость в градусах Энглера);

ТНГ, укомплектованные трехплунжерными гидравлическими

15

насосами ТНГ, работающие как на чистых минеральных маслах, так и на водных эмульсиях.

Рис. 7. Схема расположения домкратных рам копра круглой формы:

I—кружала; 2 — домкратная рама; 3 — кронштейн;

4 — щиты; 5 — балки рабочего настила.

Насосные станции первого типа могут монтироваться как на специальных площадках, возвышающихся над рабочим полом на2,5ле, так и непосредственно на рабочем полу опалубки.

Насосные станции второго типа монтировать только на помосте, возвышающемся над уровнем рабочего пола на 2,0—2,5 м.

Для трубопровода в основном применять волоченые стальные

электросварные трубы с наружным диаметром 18 мм и толщиной стенки 2 мм.

73.    Площадка для насосной распределительной установки должна быть установлена согласно проекту.

74.    Перед установкой насосно-распределительного устройства его детали подвергаются ревизии.


Рис. 9. Домкратная рама. -*


Рис. 8. Схема расположения домкратных рам копра прямоугольной формы: 1 — домкратная рама; 2 — кружала.


75.    Испытание насосно-распределительной установки производить рабочей жидкостью под нагрузкой, при этом особое внимание следут обратить на работу клапанов.

Рис. 10. Схема присоединения разводящей магистрали к гидродомкрату ОГД-56:

76.    Монтаж насосно-распределительной установки производить таким образом, чтобы всасывающая труба насоса всегда была заполнена рабочей жидкостью, а при сливе ее из цилиндра магистраль оставалась заполненной. Для этого конечная сливная труба должна быть выше уровня всего трубопровода на 20—25 см.

11. После монтажа насосно-распределительного устройства и гидродомкратов следует монтировать трубопровод по отдельным сетям. Целесообразно начинать с сети, близлежащей к насосно-распределительной станции, последовательно удаляясь от нее.

1 — разводящая магистраль; 2 — кронштейн из уголковой стали; 3 — кран игольчатый; 4 — дом-кратный стержень; 5 — гидродомкрат ОГД-56;    6—рабочий

пол.

78.    Монтаж сети начинать с установки стояков, затем смонтировать и прикрепить к ним горизонтальный трубопровод, один конец которого присоединяется к насосно-расределитель-ной установке, а другой должен быть закончен вентилем или пробковым краном для выпуска воздуха. На рис. 10 показано присоединение разводящей магистрали к гидродомкрату ОГД-56.

79.    После сборки каждая сеть подлежит опрессовке, проверке на течь под давлением 40—45 атм, причем опрессовка производится до зарядки домкратов стержнями и должна быть не ниже рабочего давления в цилиндре принятого типа домкрата.

ЗАГОТОВКА И МОНТАЖ ДОМКРАТНЫХ СТЕРЖНЕЙ

80.    Стержни второго яруса делаются разных размеров, кратных стандартной длине стали, например, 1; 2/3; 1/2 этой длины и устанавливаются так, чтобы стыки соседних домкратных стержней не совпадали по высоте. В последующих ярусах ставят стержни одинаковой длины, при этом сохраняется принятое чередование стыков, что облегчает их последующее наращивание.

81.    Стержни должны заготовляться из круглой стали марки А-И 0 25 мм.

17

82.    После зарядки домкратов стержнями на каждой раме устанавливается кронштейн с рейкой. Рейки дложны быть установлены так, чтобы одноименные деления всех реек находились

3240

в одной горизонтальной плоскости. Эта плоскость обозначается рисками на домкратных стержнях.

83. Стыки, не имеющие резьбы, следует скреплять электросваркой. Соединение стержней в стыке на резьбе дает возможность извлекать их из бетона при помощи специального рычажного приспособления РП-60.

ВОЗВЕДЕНИЕ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ КОПРА

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

84.    При интенсивности бетонирования, не превышающей 20 mz в смену, и высоте подъема до 40 м следует применять струнные подъемники, мачтовые подъемники Т-41 или башенные краны.

85.    Если количество бетона, укладываемого в течение смены, не более 50 мг, а высота подъема до 100 м, следует применять одношахтный подъемник или самоподъемный кран Т-178-2.

86.    При сменном потоке бетонной смеси более 50 м3 на высоту подъема 100 м и выше применяют различного типа шахтные подъемники.

87.    Транспортирование бетона по рабочему полу может осуществляться при помощи передвижных колесных и других раз-датчиков.

УСТАНОВКА АРМАТУРЫ

88.    Арматуру следует распределить равномерно на формах или стеллажах, устроенных над домкратными рамами. Чтобы не перегружать домкраты, арматуру необходимо хранить на рабочем полу в объеме, не превышающем полусменной потребности.

89.    Укладка горизонтальной арматуры должна строго соответствовать проекту.

90.    Вертикальную арматуру стен монтировать из плоских каркасов (лесенок), предварительно заготовленных в мастерских на станке контактной точечной сваркой.

Расстояние между вертикальными стержнями-«лесенками» должно соответствовать расстоянию между стержнями горизонтальной арматуры в одном ряду. На выступающие в обе стороны отогнутые кверху горизонтальные стержни «лесенок» укладывается и крепится горизонтальная арматура стен здания.

91.    «Лесенки» размещаются на расстоянии не менее 3,5—4 м друг от друга.

Для фиксирования установленных в опалубку плоских каркасов вертикальной арматуры верхние концы ее крепятся к вспо-

могательному горизонтальному арматурному стержню вязальной проволокой на уровне около 1,5 м над рабочим полом.

92.    Во избежание зацепления арматуры за рабочий пол и другие элементы опалубки хомутики стен и контрольные «лесенки» выполнять точно по проекту, а вертикальную арматуру стен готовить без крюков. Стыки стержней этой арматуры, соединяемые внахлестку, при помощи вязки перепускать один от другого на расстоянии 50 диаметров и располагать вразбежку.

93.    Горизонтальная арматура стен должна крепиться к вертикальной армартуре вязальной проволокой в каждом пересечении.

94.    Для контроля правильности установки горизонтальной рабочей арматуры верхний ряд ее должен всегда находиться выше уровня уложенного бетона.

95.    Стыкование стержней горизонтальной и вертикальной арматуры производить вразбежку в строгом соответствии с проектом.

96.    Осуществлять неослабный контроль за правильностью установки арматуры и составлять акты скрытых работ на каждый метр высоты стен башенного копра.

БЕТОНИРОВАНИЕ СТЕН КОПРА В СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКЕ

97.    До начала бетонирования в скользящей опалубке необходимо провести следующие подготовительные работы:

установить режим бетонирования, скорость подъема опалубки, схему расстановки рабочих и др.;

обеспечить строительство копра песком и щебнем крупностью до 40 мм в объеме 70% общей потребности, а цементом марки не ниже 400—100% потребности;

заготовить и доставить на стройплощадку полный объем арматуры, закладных частей, деталей лестниц и домкратных стержней;

проверить исправность и привести в рабочее состояние все ме* ханизмы, приспособления, инвентарь, инструменты;

мощность энергетических, смесительных и транспортных установок должна обеспечить первоначальное заполнение скользящей опалубки слоями по 30 см на высоту 100 см в течение 3,5— 4 ч;

провести все необходимые мероприятия по технике безопасности: устроить ограждения, нанести предупредительные надписи и др.

98.    Перед первоначальным заполнением опалубки бетоном выполнение всех перечисленных мероприятий, а также правильность установки опалубки должны быть проверены главным инженером строительства совместно с производителем работ и сменными мастерами.

19

6П1.4

P85

Настоящее «Руководство» разработано на основе анализа передового опыта проектирования и строительства промышленных зданий и сооружений. В нем приведены: состав и последовательность работ по возведению башенных копров с применением скользящей опалубки, состав технической документации, технология и организация производства работ и др.

«Руководство» предназначено для проектных и шахтостроительных организаций, занимающихся проектированием и строительством поверхностей угольных шахт и рудников.

«Руководство» разработали: В. Е. Андреев (руководитель работы), В. П. Дегтярева, П. М. Кричевский, В. Г. Кушмет, А. Н. Понамарев, Е. Н. Рогачев, С. П. Сабешко.

КИЕВСКАЯ ТИПОГРАФИЯ № 6.

О готовности к подъему скользящей опалубки составить «Акт технического осмотра скользящей опалубки и проверки готовности к бетонированию» (см. Приложение 1), служащий основанием для начала работ по возведению сооружения.

Одновременно завести «Журнал производства работ по возведению сооружений в скользящей опалубке» (см. Приложение 2).

99.    Первоначальный подъем опалубки производить после приобретения первым слоем уложенного бетона способности сохранять форму. Это определяется путем пробного подъема опалубки.

Смещение опалубки производить последовательным подъемом домкратов на шаг 2,5 см. Постепенное движение опалубки начинают, когда бетон перестает оплывать.

100.    Первые 100 см опалубку поднимают с замедленной скоростью 3—5 см/ч и одновременно укладывают бетон ниже уровня рабочего пола на 10—15 см.

101.    Скорость движения опалубки определяется опытным путем в процессе бетонирования на основе наблюдений за состоянием бетона, выходящего из форм.

102.    Опалубку поднимают со скоростью, при которой освобождающийся бетон обладает достаточной прочностью (не менее 5—10 кг/см2) для сохранения приданной ему формы.

103.    Бетонную смесь укладывают равномерными слоями толщиной 25—30 см по всему периметру опалубки, чтобы выходящий бетон был одного возраста.

Примечание. Указанное условие является основным требованием правильной организации бетонирования копра в скользящей опалубке, так как обеспечивает большую устойчивость ее, уменьшает вероятность изгиба домкратных стержней, предупреждает налипание раствора на опалубку и допускает ее движение с оптимальной скоростью.

Уровень бетона в скользящей опалубке должен поддерживаться на 20—25 см ниже верха опалубки, но не менее 2/з высоты.

К укладке следующего слоя бетона разрешается приступить только после укладки предыдущего слоя на заданную высоту по всему периметру опалубки.

104.    При бетонировании не допускать налипания бетона и постоянно очищать опалубку скребками.

105.    Строго следить за чистотой рабочего пола, не допускать попадания в бетон мусора.

106.    Уплотнение бетонной смеси производить вибраторами с гибким валом, при этом не допускать соприкосновения вибраторов с арматурой и ранее уложенным слоем бетона.

107.    При бетонировании стен башенного копра и лестничной клетки устанавливать закладные части и одновременно произ водить монтаж лестниц.

20

ВВЕДЕНИЕ

1.    Настоящее «Руководство» разработано в соответствии с «Планом важнейших научно-исследовательских работ в области строительства, промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения на 1959—1961 гг.», утвержденным Госстроем СССР.

2.    «Руководство» предназначено для работников шахтостроительных и проектных организаций угольной и горнорудной промышленности.

3.    «Руководство» освещает вопросы производства работ по сооружению монолитных железобетонных башенных копров в увязке с прохождением вертикальных стволов.

4.    При разработке «Руководства» были использованы: «Инструкция по возведению железобетонных сооружений в, скользящих формах», 1957 г., «Указания по возведению железобетонных силосов в скользящей опалубке», 1955 г., «Инструкция по возведению сооружений в подвижной опалубке в зимних условиях», 1957 г., рекомендации по строительству башенных копров, разработанные ДонНИИ в 1960 г., материалы проектных институтов «Южгипрошахт» и «Донгипрошахт» по башенным копрам, а также опыт строительства башенных копров в СССР и за рубежом.

5.    В результате использования «Руководства» достигается снижение стоимости и сокращение продолжительности строительства шахт или рудников.

6.    Работы выполнять в соответствии с действующими «Техническими условиями на производство и приемку строительных и монтажных работ» с соблюдением «Правил по технике безопасности строительно-монтажных работ».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СОСТАВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

3

7. Проектные материалы должны быть переданы строительным и монтажным организациям не позднее, чем за 6 месяцев до начала года строительства башенного копра.

1*

8.    Строительство башенных копров должно осуществляться по проектам производства работ, разработанным до начала строительства.

9.    Основным направлением при составлении проекта производства работ должно быть максимальное совмещение строительных, монтажных и горнопроходческих работ. Проект выполняется организацией, проектирующей копер. Привязка оргстрой-лроекта производится строительной организацией.

10.    Состав проекта производства работ следующий; ситуационный план строительства; строительный генеральный план;

календарный график строительства; график обеспечения строительства рабочими кадрами; график поступления основных материалов, полуфабрикатов и стройдеталей;

технологическая карта по производству земляных работ; технологическая карта по возведению фундаментов копра; технологическая карта по сборке подвижной опалубки; технологическая карта по возведению стен в подвижной опалубке и устройству перекрытий;

технологическая карта по разработке подвижной опалубки; технологическая карта на монтаж металлических конструкций;

технологическая карта по выполнению сантехнических работ;

технологическая карта по устройству фундаментов под многоканатные подъемные машины;

технологическая карта по возведению покрытия копра; схема подачи сжатого воздуха на рабочий пол; расчет расхода воды и требуемого давления в водопроводной сети для подачи воды на верхнюю отметку здания для противопожарных и строительных нужд и расчет устройства, вспомогательной насосной установки при недостаточном напоре;

расчет расхода и подачи электроэнергии для осветительных нужд и питания механизмов;

карта установки закладных деталей и проемов; схема оснащения проходки вертикального ствола; указания по технике безопасности; пояснительная записка.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОЗВЕДЕНИЯ БАШЕННОГО КОПРА

11.    Проект производства работ должен устанавливать следующую очередность выполнения работ:

планировка промплощадки; разбивка и закрепление осей башенного копра; земляные работы под фундаменты башенного копра и примыкающие к нему каналы;

4

прохождение устья ствола; бетонирование фундаментов копра и каналов; монтаж скользящей опалубки и гидравлического оборудования;

монтаж домкратных стержней и установка арматуры; бетонирование стен копра с установкой оконных и дверных блоков;

устройство перекрытий с некоторым отставанием от возведения стен;

устройство бункеров;

устройство фундаментов многоканатных подъемных машин; устройство покрытия башенного копра; разборка подвижной опалубки; отделочные работы.

Одновременно следует предусматривать монтаж технологического оборудования.

12.    Строительство башенного копра и монтаж подъемных машин должны быть закончены к началу прохождения горизонтальных горных выработок с тем, чтобы для этой цели использовались многоканатные постоянные подъемные машины.

13.    Начало строительства башенного копра должно быть увязано с технологической схемой оснащения проходки вертикальных стволов.

14.    Сооружение башенных копров и проходку вертикальных стволов целесообразно производить одновременно.

15.    При использовании башенного копра для проходки вертикальных стволов одновременно с его строительством должно выполняться оснащение ствола.

16.    Очередность выполнения строительно-монтажных работ устанавливается с учетом рационального использования строительных машин и механизмов.

17.    Строительство башенного копра обязательно должно быть увязано с поточным строительством всей шахтной поверхности.

Производство строительно-монтажных работ организуется таким образом, чтобы выполнение одних видов работ не задерживалось и не нарушалось другими.

18.    При строительстве башенных копров в условиях действующего предприятия производство строительно-монтажных работ не должно препятствовать нормальной его эксплуатации.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

19.    К началу сооружения башенного копра должны быть закончены все подготовительные работы, проводимые перед началом строительства шахт (устройство дорог, подведение различного рода коммуникаций и др.).

5

20.    До начала возведения копра должно быть пройдено и закреплено постоянной крепью устье ствола с учетом возможности оснащения проходческим оборудованием.

21.    До начала бетонирования необходимо:

сосредоточить в зоне строительства все нужные материалы в

количестве, обеспечивающем бесперебойное ведение работ;

подобрать состав бетонной смеси с осадкой конуса 10—12 см при уплотнении вручную и 7—8 см — при укладке с вибрированием, проверить прочность бетона подобранного состава;

заготовить и доставить не менее 50% арматуры от общей потребности, закладные детали на весь объем сооружения, оконные и дверные коробки, кондукторы и другие элементы, закладываемые в скользящую опалубку во время ее подъема;

выправить прутья и обработать концы домкратных стержней (25 мм); домкратные стержни должны быть заготовлены на весь объем сооружения;

завезти элементы металлической постоянной лестницы.

22.    Привести в рабочее состояние и испытать все механизированные устройства и установки, а также приспособления, инвентарь и инструменты, необходимые для возведения сооружений в скользящей опалубке. Создать аварийный запас домкратов и запасных частей к ним. Аварийный запас должен составлять 10% от общего количества домкратов.

23.    Ознакомить инженерно-технический персонал и обучить рабочих, занятых на производстве, со всеми особенностями технологии и организации возведения копров с применением скользящей опалубки, а также с проектом возводимого сооружения.

24.    Провести необходимые мероприятия по технике безопасности (устроить ограждения, вывесить предупредительные надписи и т. д.).

25.    Перед пуском скользящей опалубки главный инженер строительства и представители треста проверяют правильность ее установки, готовность к пуску и составляют об этом акт (Приложение 1), служащий основанием для начала работ.

Одновременно необходимо завести специальный журнал производства работ (Приложение 2).

ВОЗВЕДЕНИЕ ПОДЗЕМНОЙ ЧАСТИ КОПРА

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

26.    До начала рытья котлована под фундамент копра произвести планировку площадки и геодезическую разбивку осей возводимого сооружения в соответствии с проектом, закрепить оси здания и отметки на фундаментах близлежащих постоянных зданий или на специально устроенных бетонных реперах.

27.    Рытье котлована под фундамент копра и прилегающих

6

к нему каналов рекомендуется выполнять экскаватором Э-651, оборудованным прямой или обратной лопатой, с емкостью ковша 0,5 mz,

28.    Зачистку дна котлована производить вручную непосредственно перед возведением фундамента, грунт выбрасывать внутрь котлована.

29.    Обратную засыпку пазух котлована производить после возведения фундаментов слоями толщиной 200 мм с уплотнением грунта пневмотрамбовками ТР-1.

30.    Пазухи между откосами котлованов и фундаментами, засыпаемые грунтом, должны быть предохранены от воздействия поверхностных вод.

31.    При рытье котлована отклонение от проектных отметок дна, учитывая недобор, оставляемый для зачистки, должно находиться в пределах 5—20 см; отклонение от проектных размеров по ширине и длине не должно превышать 30 см, допускаемых в сторону увеличения.

БЕТОНИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТА ПОД БАШЕННЫЙ КОПЕР

32.    Для возведения подземной части здания копра необходимо произвести следующие работы:

проверить разбивочные оси;

зачистить до проектных отметок дно котлована на участке возводимого фундамента копра и примыкающих к нему каналов; не допускать увлажнения грунта на дне котлована и предусматривать средства для откачки грунтовых, ливневых вод;

завезти на приобъектный склад щиты опалубки, арматуру, металлическую сетку (при безопалубочном бетонировании) и другие материалы в объеме, необходимом для устройства фундаментов.

33.    Работы вести в следующей последовательности: бетонная подготовка под фундамент; бетонирование башмака фундамента;

установка арматуры и опалубки (или металлической сетки с ячейками от 5x5 до 7X7 мм при диаметре проволоки 0,7— 1,0 мм) с внутренней стороны на всю высоту стены фундамента;

непрерывное бетонирование стены слоями 25—30 мм с постепенным наращиванием наружной стороны опалубки (сетки); установка поддерживающих лесов и опалубки перекрытия; установка арматуры и бетонирование перекрытия над фундаментом.

34.    При бетонировании башмака и стен фундаментов бетон в опалубку рекомендуется подавать вибробункером-«туфелькой» емкостью 0,8 мг с помощью крана-экскаватора Э-651, а также бетононасосами и пневмоподатчиками бетонной смеси.

7

Бетонирование стен фундаментов производить с подмостей, устраиваемых по месту.

35. Бетонную смесь уплотнять электровибраторами И-21А и И-116.

КОНСТРУКЦИЯ И МОНТАЖ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ

КОНСТРУКТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКИ

36.    Для бетонирования башни копра должна применяться скользящая опалубка, состоящая из металлических несущих кружал и их обшивки из навесных щитов (деревянных или металлических).

37.    Металлические элементы опалубки должны быть заводского изготовления и комплектоваться на стройплощадке.

38.    Кружала выполнять из уголковой стали или швеллера. Сечение уголков и швеллеров следует рассчитывать в каждом конкретном случае в зависимости от размеров и конфигурации копра.

39.    Отдельные элементы кружал соединяются в пространственную систему (по форме бетонируемого сооружения) посредством стыковых накладок.

40.    Скользящую опалубку как металлическую, так и деревометаллическую выполнять по рабочим чертежам проектов и ТУ на изготовление и сборку.

ИНВЕНТАРНАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОПАЛУБКА

41.    Инвентарную металлическую опалубку выполнять из стали централизованно, на заводах в соответствии с рабочими чертежами и ТУ.

42.    Размеры металлических щитов следует принимать: по высоте 1100 мм, по ширине 150, 200 и 300 мм. Совокупностью щитов фиксируется форма бетонируемого сооружения.

43.    Инвентарные элементы скользящей опалубки должны быть одинаковыми по конструкции и взаимозаменяемыми.

44.    Все металлоконструкции опалубки завод-изготовитель должен окрашивать масляной краской за два раза (о чем делается соответствующая отметка в проекте). Поверхности металлических щитов, соприкасающихся с бетоном, должны быть очищены от ржавчины и смазаны минеральным маслом.

45.    Завод-изготовитель должен сделать контрольную сборку металлоконструкций скользящей опалубки.

ДЕРЕВОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОПАЛУБКА

46.    Деревянные элементы опалубки должны изготавливаться из воздушно-сухой древесины хвойных пород не ниже II сорта, влажностью не более 25%.

8

47.    Размеры деревянных щитов принимаются по ширине не более 60 см и по высоте ПО см. Ширина досок рекомендуется 10—12 см с расстоянием между клепками 3 мм. На рис. 1 показана конструкция щита опалубки. Ширина опалубочного щита должна в каждом случае определяться в зависимости от диаметра копра и от расположения внутренних перегородок.

По й-й

Рис. 1. Конструкция щитов деревометаллической опалубки.

Элементы металлических кружал выполнять инвентарными, аналогичными элементам металлической опалубки.

48.    Изготовленные деревянные элементы скользящей опалубки должны строго соответствовать проектным размерам.

При их приемке необходимо руководствоваться следующими допусками отклонения размеров клепки ( в мм):

По ширине . . d= 30 По длине . . db Ю По толщине . . ±0,5

Отклонения в количестве и диаметре гвоздей в узлах не допускаются.

49.    Поверхности опалубки, соприкасающиеся с бетоном, должны быть гладкими и ровными, хорошо оструганными и обильно (не менее 2 раз) промазанными минеральным маслом или олифой, подогретой до 40—45°, или пропитанными петролатумом.

50.    В целях обеспечения движения опалубки ее вертикальным поверхностям необходимо придавать конусность, равную 10—14 мм, симметрично оси формы (по 5—7 мм с каждой стороны).

9

Конусность опалубки достигается соответствующим расположением сшивных (опорных) уголков на щитах: вертикальная полка опорного уголка должна быть направлена вниз, а нижнего — вверх. Лицевая сторона щитов такой конструкции, установ-

2240