Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

31 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами, которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев), и подрядные организации, осуществляющие свою деятельность на ОПО эксплуатирующих организаций.

 Скачать PDF

Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.01.2018 г., регистрационный № 49554

Оглавление

I. Основные положения

II. Структура и основные положения системы управления промышленной безопасностью и охрана труда

III. Система управления промышленной безопасностью эксплуатирующей организации

     Задачи эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности

     Описание структуры системы управления промышленной безопасностью и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации

     Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасностью

     Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности

     Порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности

     Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью

     Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах

     Порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышения уровня промышленной безопасности

     Организация информационного обеспечения в рамках системы управления промышленной безопасностью

     Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующей организации

     Порядок проведения обучения и проверки знаний в области промышленной безопасности работников опасных производственных объектов

     Организация документационного обеспечения мероприятий осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью

     Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах

     Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных федеральным законом № 116-ФЗ

     Порядок идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах

IV. Производственный контроль

V. Система управления охраной труда

Приложение № 1 Перечень опасных производственных объектов, на которые распространяются действия системы управления промышленной безопасностью

Приложение № 2 Совмещение обязанностей в области промышленной безопасности и охраны труда

 
Дата введения20.01.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.11.2017УтвержденФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору520
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)№ 0001201801090010 от 09.01.2018
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

-(РОСТЕХНАДЗОР)-1

п рЩркз

мииишрство ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ «вдглции!

3APErH6*gitPOBAHG |

Регистрационный Лв    |

I

Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)

В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 26, ст. 3033; 2000, № 33, ст. 3348; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 25, ст. 2647; 2007, № 31, ст. 4010; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 31, ст. 4155; 2011, № 19, ст. 2707; № 30, ст. 4596, 2012, № 29, ст. 3992; 2013, № 9, ст. 874; 2014, № 42, ст. 5615; 2016, № 27, ст. 4216) приказываю:

А.В. Алёшин

Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Руководитель

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

от «ЯО » ujCUzfyjp 2017 г. № ЯМ)

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)

УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. №    81-ФЗ    «О    государственном регулировании в области добычи

и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3478; 2015, № 1, ст. 67; № 29, ст. 4359; 2016, № 23, ст. 3294; №27, ст. 4216; 2017, № 9, ст. 1282; № 11, ст. 1540) (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 536 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013,    №    27, ст. 3596), Правилами организации и осуществления

производственного контроля за соблюдением требований промышленной

СУПБ эксплуатирующей организации;

к)    ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ. План профилактических мероприятий и план мероприятий по совершенствованию СУПБ утверждает руководитель эксплуатирующей организации;

л)    отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;

м)    проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований ПБ, создающих угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работ, которые могут привести к аварии;

н)    привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ на

ОПО;

о)    доведение до сведения работников ОПО информации об изменениях требований ПБ, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области ПБ;

п)    взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам ПБ;

р)    изучение и распространение передового опыта в области ПБ.

18.    Права работников эксплуатирующей организации должны быть определены руководителями эксплуатирующей организации.

19.    Обязанности работников эксплуатирующей организации в области ПБ устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в области ПБ персонально для каждого работника эксплуатирующей организации:

а) руководитель эксплуатирующей организации должен самостоятельно

организовать:

техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ; работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;

разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;

определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер безопасного ведения работ в них;

разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по

ПБ;

контроль за работоспособностью многофункциональной системы безопасности (далее - МФСБ);

контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на

ОПО;

соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ; работу оперативно-диспетчерской службы;

контроль посещения рабочих мест ОПО лицами, ответственными за ПБ, на всех уровнях управления эксплуатирующей организации, а также анализирует причины аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

б) руководитель эксплуатирующей организации через своих заместителей, руководителей структурных подразделений должен организовать:

техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ; работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;

разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;

определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер

безопасного ведения работ в них;

разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по

ПБ;

контроль за работоспособностью МФСБ;

контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на

ОПО;

соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ, работу оперативно-диспетчерской службы, а также анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

в) служба ПБ и ОТ должна:

организовать и координировать СУПБ в эксплуатирующей организации;

принимать решения по обеспечению и повышению уровня ПБ в эксплуатирующей организации (в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ);

ежеквартально (по решению руководителя эксплуатирующей организации) рассматривать и отчитываться по структурным подразделениям в управляющей комиссии по оценке состояния ПБ по вопросам ПБ по:

-    идентификации опасностей, оценке и управлению рисками на ОПО;

-    проведению проверок руководителем и главным инженером эксплуатирующей организации за соблюдением работниками ОПО требований ПБ;

-    выполнению комплекса профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном производственном объекте ОПО;

рассматривать акты проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;

рассматривать акты расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОНО;

ежемесячно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ уровня безопасности ОПО;

ежемесячно рассматривать акты целевых и комплексных проверок ОПО соблюдения требований ПБ, проведенных службой ПБ и ОТ;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным направлениям деятельности ОПО и анализ причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации график проведения целевых и комплексных проверок соблюдения требований ПБ на ОПО;

ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ эффективности СУПЬ, план профилактических мероприятий, план мероприятий по совершенствованию СУПБ;

осуществлять проверки за соблюдением работниками ОПО требований ПБ с выявлением опасностей и оценкой рисков;

выдавать руководителям служб и отделов, начальникам участков (цехов) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований ПБ;

отстранять от работы лиц, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;

приостанавливать работы, осуществляемые с нарушением требований ПБ, создающие угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работы, которые могут привести к аварии, инциденту и несчастному случаю на ОПО; привлекать к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ; доводить до сведения работников ОПО информацию об изменениях требований ПБ, а также обеспечить эксплуатирующую организацию указанными документами;

г) руководитель структурного подразделения должен: контролировать соблюдение в структурных подразделениях эксплуатирующей организации требований ПБ;

обеспечивать планирование средств в бюджет эксплуатирующей организации, необходимых для соблюдения требований ПБ;

обеспечивать разработку, финансирование и реализацию плана профилактических мероприятий и плана мероприятий по совершенствованию СУГТБ с учетом анализа эффективности СУПБ;

руководить работой по соблюдению требований ПБ эксплуатирующей организации;

определять перечень обязательной документации ПБ, организовывать контроль за ее наличием и правильным ведением;

руководить работой по безопасной эксплуатации на ОПО; организовать взаимодействие с контрольно-надзорными органами, структурными подразделениями эксплуатирующей организации;

организовать внесение изменений в производственно-технические документы при изменении законодательной и нормативной правовой базы;

принимать соответствующие организационные решения для укомплектованности штата в структурных подразделениях эксплуатирующей организации;

давать соответствующие указания о расследовании аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

распределять и закреплять ответственность за исполнение требуемых контрольно-надзорными органами мероприятий; организовать аттестацию работников ОПО;

принимать решение и организовать выполнение соответствующих организационных и технических мероприятий, обеспечивающих ПБ на ОПО;

принимать к исполнению предписывающие документы по устранению нарушений требований ПБ, ставить соответствующие задачи для устранения нарушений требований ПБ;

координировать действия всех служб и участков структурного подразделения с целью обеспечения достоверности, полноты, оперативности и своевременности информации об устранении нарушений требований ПБ;

инициировать расследование несчастных случаев на ОПО в соответствии с законодательством Российской Федерации;

давать соответствующие указания о проведении профессионального обучения работников ОПО, обучения безопасным методам выполнения работ;

организовать проведение поведенческих бесед в структурных подразделениях с нарушителями требований ПБ;

д) начальник производственного участка должен:

обеспечивать согласование нарядов участков и подрядных организаций с целью соблюдения технологии и ПБ на ОПО;

контролировать соблюдение нарядной системы, выдачу нарядов на устранение нарушений требований ПБ;

принимать меры по устранению нарушений технологии, отступлений от паспортов и проектов производства работ;

формировать сменные производственные задания участкам ОПО исходя из оперативного положения на рабочих местах;

утверждать наряды на производство работ на ОПО, учитывая необходимый объем работ по устранению выявленных нарушений требований ПБ, а также по выполнению предписаний контрольно-надзорных органов;

корректировать сменные наряды участкам при поломке механизмов, возникновении угрозы аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО, изменении горно-геологических и горнотехнических условий;

давать указания об устранении выявленных нарушений требований ПБ на участках и вносит их в наряды для производственных бригад;

контролировать соблюдение графика работы технологического транспорта, режим работы подъемных установок;

контролировать состояние оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность и безопасную работу на ОПО;

контролировать выполнение работ повышенной опасности; контролировать соблюдение требований ПБ на уровне производственных бригад;

организовать оперативное восстановление (ремонт) оборудования, оказывающего влияние на безопасную работу ОПО;

участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;

е)    мастер, бригадир производственной бригады должны:

проверять обеспеченность работников ОПО техническими инструментами, необходимыми для выполнения наряда;

производить расстановку исполнителей работ по рабочим местам в соответствии с квалификацией и опытом работы;

контролировать выполнение работ в течение смены, выявляет и устраняет причины нарушений требований ПБ;

обеспечивать соблюдение требований ПБ на ОПО;

принимать оперативные меры по устранению возникших неисправностей, отказов в работе технологического оборудования;

контролировать наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств тушения пожаров;

контролировать безопасную работу машин и механизмов при производстве работ на ОПО;

обеспечивать соблюдение требований к технической эксплуатации оборудования на ОПО;

запрещать выполнение работ при нарушении требований ПБ, технической документации на ведение работ, технологии производства;

участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;

ж)    работник ОПО должен:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих

требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

приостанавливать работу при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;

участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.

20.    Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять (сокращать) функции и обязанности работников эксплуатирующей организации исходя из специфики эксплуатируемых ОПО.

21.    По решению руководителя эксплуатирующей организацией допускается совмещение функций в области ПБ и ОТ с учетом специфики ОПО. Рекомендуемый образец совмещения обязанностей в области ПБ и ОТ приведен в приложении № 2 к настоящему Типовому положению.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ С РАБОТНИКАМИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

22.    В подразделе «Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются:

должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников ОПО по вопросам обеспечения ПБ;

время и место проведения устных консультаций;

форма и срок предоставления письменных консультаций;

места размещения стендов с информацией о дополнительных устных консультациях (в комнате выдачи нарядов технологического участка или в административно-бытовом комплексе ОПО).

Время проведения устных консультаций на ОПО определяется

техническим руководителем.

23.    В подразделе «Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:

права и обязанности работников ОПО в части выполнения требований ПБ на рабочих местах;

изменения действующих требований ПБ;

необходимость соответствия ОПО требованиям ПБ;

последствия несвоевременной подготовки и аттестации по ПБ, а также нарушения требования ПБ на ОПО;

иные вопросы, отнесенные к компетенции лиц, ответственных за ПБ.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

24.    В подразделе «Организация материального и финансового

обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» указывается объем средств, необходимый для реализации мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в    рамках    СУПБ,    определяется руководителем

эксплуатирующей организации.

ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, И ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

25.    В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» указываются планы мероприятий по обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий).

Структура и содержание планов мероприятий определяются руководителем эксплуатирующей организации.

Планы мероприятий пересматриваются по окончании календарного года

на основании анализа:

аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

эффективности СУПЬ эксплуатирующей организации.

В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» также указывается список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий:    технический руководитель, руководитель

эксплуатирующей организации, представители контрольно-надзорных органов, а также при необходимости органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций для изучения динамики выполнения запланированных мероприятий.

Отчеты о выполнении планов мероприятий должны размещаться на официальном сайте эксплуатирующей организации (при наличии).

26.    На основании планов мероприятий, указанных в пункте 25 настоящего Типового положения, работники, принимающие управленческие решения на производственных объектах, должны разрабатываться оперативные планы работы по ПБ служб, участков, цехов (далее - оперативные планы). Ежеквартально должна проводиться проверка реализации оперативных планов руководителем эксплуатирующей организации.

27.    Перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО включает планы мероприятий, указанные в пункте 26 настоящего Типового положения, а также паспорта безопасности ОПО, разработанные в соответствии с типовым паспортом безопасности опасного объекта, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 ноября 2004 г. № 506 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный № 6218).

28.    Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на

безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305; 2005, № 7, ст. 560; 2013, № 31, ст. 4214; 2014, № 32, ст. 4499; 2016, №    51,    ст. 7390) (далее - Правила организации и осуществления

производственного контроля), Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г., регистрационный № 44037) (далее - Типовое положение о СУОТ).

2.    Настоящее Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее - ОПО), которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее - эксплуатирующие организации), и подрядные организации, осуществляющие свою деятельность на ОПО эксплуатирующих организаций.

И. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА

3.    В эксплуатирующей организации должны применяться единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения требований промышленной безопасности (далее - ПБ) и охраны труда (далее - ОТ).

4.    Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (далее - СУПБиОТ) должно включать следующие разделы:

«Система управления промышленной безопасностью» (далее - СУПБ);

«Производственный контроль» (далее - ПК);

«Система управления охраной труда» (далее - СУОТ).

5.    Действие положения о СУПБиОТ должно распространяться на все ОПО эксплуатирующей организации.

ОПО в зависимости от их особенностей.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

29.    В подразделе «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ» указываются:

порядок и результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области ПБ, определенных в СУПБ, за отчетный период (календарный год);

сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период (календарный год) с предыдущими годами;

выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период (календарный год) (в случае выявления недостатков вносятся изменения в СУПБ);

приоритеты рационального планирования и непрерывного совершенствования в части организации ПБ на ОПО.

30.    При проведении анализа функционирования СУПБ необходимо учитывать:

результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на

ОПО;

количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за отчетный период (календарный год);

количество нарушений требований ПБ;

коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от количества отработанных человеко-часов;

коэффициент травмирования на миллион тонн угля;

индекс производственных несчастных случаев;

6. Раздел «Система управления промышленной безопасностью» должен включать подразделы:

«Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ»;

«Описание структуры СУПЬ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации»;

«Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ»;

«Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ»;

«Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ»;

«Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;

«Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО»;

«Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ»;

«Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ»;

«Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций»;

«Порядок проведения обучения и проверки знаний в области ПБ работников ОПО»;

«Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;

«Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО»;

«Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 116-ФЗ»;

«Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий на ОПО».

7. Раздел «Производственный контроль» должен включать следующие подразделы в соответствии с подпунктом 3(1) Правил организации и осуществления ПК:

«Должность работника, ответственного за осуществление ПК или описание организационной структуры службы ПК»;

«Права и обязанности работника или должностных лиц службы ПК, ответственных за осуществление ПК»;

«Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований ПБ, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах»;

«Порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО»;

«Порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с учетом результатов ПК»;

«Порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО»;

«Порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО»;

«Порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО»;

«Порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации»;

«Порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы ПБ»;

«Порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ»;

«Порядок подготовки и представления сведений об организации ПК».

8. Раздел «Система управления охраной труда» должен включать следующие подразделы в соответствии с пунктом 8 Типового положения о СУОТ:

«Политика работодателя в области ОТ»;

«Цели работодателя в области ОТ»;

«Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами)»;

«Процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ», включая процедуры:

-    подготовки работников по ОТ;

-    организации и проведения оценки условий труда;

-    управления профессиональными рисками;

-    организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

-    информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

-    обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха    работников;

-    обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

-    обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

-    обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

«Планирование мероприятий по реализации процедур»;

«Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур»;

«Планирование улучшений функционирования СУОТ»;

«Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания»;

«Управление документами СУОТ».

9.    Допускается объединение подразделов положения о СУПБиОТ с учетом особенностей ОПО.

III. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

10.    В подразделе «Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ» эксплуатирующая организация должна указывать основные задачи в области ПБ:

а)    контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б)    создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников ОПО к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации ОПО;

в)    обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения уровня несчастных случаев;

г)    разработка методов сбора информации в области ПБ и оценка уровня безопасности производства, выявления потенциально опасных технологий, участков и рабочих мест;

д)    финансирование мероприятий в области ПБ;

е)    управление основными производственными рисками;

ж)    взаимодействие с:

федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - контрольно-

надзорные органы);

органами местного самоуправления;

профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее - профсоюзы);

научными организациями, деятельность которых связана с посещением ОПО (далее - научные организации);

з) подготовка и распространение на ОПО эксплуатирующей организации информации о состоянии ПБ.

Ежеквартальный контроль выполнения задач должен осуществлять руководитель эксплуатирующей организации.

ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЕЕ МЕСТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

11.    В подразделе «Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации» должны указываться внешние и внутренние органы управления ПБ эксплуатирующей организации.

12.    К внешним органам управления ПБ относятся уполномоченные контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы, а также по решению руководителя эксплуатирующей организации - научные организации.

13.    К внутренним органам управления ПБ относится структурные подразделения эксплуатирующей организации, которые формируются с учетом специфики деятельности эксплуатирующей организации.

14.    В подразделе должны быть указаны уровни управления эксплуатирующей организации.

В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:

а)    уровень производственной бригады;

б)    уровень производственного участка;

в)    уровень производственного цеха (структурного подразделения);

г)    уровень филиала (обособленного структурного подразделения);

д)    уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);

е)    уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.

С учетом специфики деятельности руководителя, структуры управления и численности работников эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут устанавливаться и иные уровни управления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

15.    В подразделе «Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на

которые распространяется действие СУПБ» необходимо указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения и регистрационный номер ОПО. Перечень должен быть    утвержден руководителем

эксплуатирующей организации.

Рекомендуемый образец перечня ОПО, на которые распространяются действия СУПБ, приведен в приложении № 1 к настоящему Типовому положению.

16.    Регистрация ОПО осуществляется в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2017, № 21, ст. 3024), и Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2017 г., регистрационный № 45760).

ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. В подразделе «Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ», исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, должны быть указаны следующие функции работников эксплуатирующей организации:

а)    организация и координация СУПБ;

б)    принятие решений по обеспечению ПБ, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ;

в)    ежеквартальная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния ПБ отчетной информации:

о выполнении плана мероприятий по обеспечению ПБ;

о проведении проверок соблюдения работниками ОПО требований ПБ;

об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на ОПО;

г)    ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния ПБ на ОПО;

д)    рассмотрение актов комплексных проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;

е)    рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

ж)    ежемесячный анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на

ОПО;

з)    ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению ПБ с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на ОПО эксплуатирующей организации, так и на аналогичных ОПО других эксплуатирующих организаций;

и)    ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности