ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
-(РОСТЕХНАДЗОР)-1
п рЩркз
мииишрство ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ «вдглции!
3APErH6*gitPOBAHG |
Регистрационный Лв |
I
Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 26, ст. 3033; 2000, № 33, ст. 3348; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 25, ст. 2647; 2007, № 31, ст. 4010; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 31, ст. 4155; 2011, № 19, ст. 2707; № 30, ст. 4596, 2012, № 29, ст. 3992; 2013, № 9, ст. 874; 2014, № 42, ст. 5615; 2016, № 27, ст. 4216) приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Руководитель
УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от «ЯО » ujCUzfyjp 2017 г. № ЯМ)
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ДОБЫЧЕ (ПЕРЕРАБОТКЕ)
УГЛЯ (ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ)
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи
и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3478; 2015, № 1, ст. 67; № 29, ст. 4359; 2016, № 23, ст. 3294; №27, ст. 4216; 2017, № 9, ст. 1282; № 11, ст. 1540) (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 536 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 27, ст. 3596), Правилами организации и осуществления
производственного контроля за соблюдением требований промышленной
СУПБ эксплуатирующей организации;
к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ. План профилактических мероприятий и план мероприятий по совершенствованию СУПБ утверждает руководитель эксплуатирующей организации;
л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;
м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований ПБ, создающих угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работ, которые могут привести к аварии;
н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ на
ОПО;
о) доведение до сведения работников ОПО информации об изменениях требований ПБ, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области ПБ;
п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам ПБ;
р) изучение и распространение передового опыта в области ПБ.
18. Права работников эксплуатирующей организации должны быть определены руководителями эксплуатирующей организации.
19. Обязанности работников эксплуатирующей организации в области ПБ устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в области ПБ персонально для каждого работника эксплуатирующей организации:
а) руководитель эксплуатирующей организации должен самостоятельно
организовать:
техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ; работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;
разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;
определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер безопасного ведения работ в них;
разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по
ПБ;
контроль за работоспособностью многофункциональной системы безопасности (далее - МФСБ);
контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на
ОПО;
соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ; работу оперативно-диспетчерской службы;
контроль посещения рабочих мест ОПО лицами, ответственными за ПБ, на всех уровнях управления эксплуатирующей организации, а также анализирует причины аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
б) руководитель эксплуатирующей организации через своих заместителей, руководителей структурных подразделений должен организовать:
техническую реализацию корпоративной политики в области ПБ; работу службы ПБ и ОТ для проведения мероприятий по обеспечению требований ПБ;
разработку проектной и технической документации в соответствии с требованиями ПБ, ее согласование и утверждение, реализацию и контроль принятых технических решений;
определение особо опасных зон и выработку дополнительных мер
безопасного ведения работ в них;
разработку технических решений и контроль выполнения мероприятий по
ПБ;
контроль за работоспособностью МФСБ;
контроль за соблюдением технических решений локальных проектов на
ОПО;
соблюдение порядка выдачи заданий на производство работ, работу оперативно-диспетчерской службы, а также анализ причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
в) служба ПБ и ОТ должна:
организовать и координировать СУПБ в эксплуатирующей организации;
принимать решения по обеспечению и повышению уровня ПБ в эксплуатирующей организации (в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ);
ежеквартально (по решению руководителя эксплуатирующей организации) рассматривать и отчитываться по структурным подразделениям в управляющей комиссии по оценке состояния ПБ по вопросам ПБ по:
- идентификации опасностей, оценке и управлению рисками на ОПО;
- проведению проверок руководителем и главным инженером эксплуатирующей организации за соблюдением работниками ОПО требований ПБ;
- выполнению комплекса профилактических мероприятий с учетом потенциальной опасности, различных видов применяемых технологий на определенном производственном объекте ОПО;
рассматривать акты проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;
рассматривать акты расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОНО;
ежемесячно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ уровня безопасности ОПО;
ежемесячно рассматривать акты целевых и комплексных проверок ОПО соблюдения требований ПБ, проведенных службой ПБ и ОТ;
ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации комплекс мероприятий по обеспечению ПБ по всем основным направлениям деятельности ОПО и анализ причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации график проведения целевых и комплексных проверок соблюдения требований ПБ на ОПО;
ежегодно рассматривать и направлять на утверждение руководителю эксплуатирующей организации анализ эффективности СУПЬ, план профилактических мероприятий, план мероприятий по совершенствованию СУПБ;
осуществлять проверки за соблюдением работниками ОПО требований ПБ с выявлением опасностей и оценкой рисков;
выдавать руководителям служб и отделов, начальникам участков (цехов) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований ПБ;
отстранять от работы лиц, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по ПБ;
приостанавливать работы, осуществляемые с нарушением требований ПБ, создающие угрозу жизни и здоровью работников ОПО, или работы, которые могут привести к аварии, инциденту и несчастному случаю на ОПО; привлекать к ответственности лиц, нарушивших требования ПБ; доводить до сведения работников ОПО информацию об изменениях требований ПБ, а также обеспечить эксплуатирующую организацию указанными документами;
г) руководитель структурного подразделения должен: контролировать соблюдение в структурных подразделениях эксплуатирующей организации требований ПБ;
обеспечивать планирование средств в бюджет эксплуатирующей организации, необходимых для соблюдения требований ПБ;
обеспечивать разработку, финансирование и реализацию плана профилактических мероприятий и плана мероприятий по совершенствованию СУГТБ с учетом анализа эффективности СУПБ;
руководить работой по соблюдению требований ПБ эксплуатирующей организации;
определять перечень обязательной документации ПБ, организовывать контроль за ее наличием и правильным ведением;
руководить работой по безопасной эксплуатации на ОПО; организовать взаимодействие с контрольно-надзорными органами, структурными подразделениями эксплуатирующей организации;
организовать внесение изменений в производственно-технические документы при изменении законодательной и нормативной правовой базы;
принимать соответствующие организационные решения для укомплектованности штата в структурных подразделениях эксплуатирующей организации;
давать соответствующие указания о расследовании аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
распределять и закреплять ответственность за исполнение требуемых контрольно-надзорными органами мероприятий; организовать аттестацию работников ОПО;
принимать решение и организовать выполнение соответствующих организационных и технических мероприятий, обеспечивающих ПБ на ОПО;
принимать к исполнению предписывающие документы по устранению нарушений требований ПБ, ставить соответствующие задачи для устранения нарушений требований ПБ;
координировать действия всех служб и участков структурного подразделения с целью обеспечения достоверности, полноты, оперативности и своевременности информации об устранении нарушений требований ПБ;
инициировать расследование несчастных случаев на ОПО в соответствии с законодательством Российской Федерации;
давать соответствующие указания о проведении профессионального обучения работников ОПО, обучения безопасным методам выполнения работ;
организовать проведение поведенческих бесед в структурных подразделениях с нарушителями требований ПБ;
д) начальник производственного участка должен:
обеспечивать согласование нарядов участков и подрядных организаций с целью соблюдения технологии и ПБ на ОПО;
контролировать соблюдение нарядной системы, выдачу нарядов на устранение нарушений требований ПБ;
принимать меры по устранению нарушений технологии, отступлений от паспортов и проектов производства работ;
формировать сменные производственные задания участкам ОПО исходя из оперативного положения на рабочих местах;
утверждать наряды на производство работ на ОПО, учитывая необходимый объем работ по устранению выявленных нарушений требований ПБ, а также по выполнению предписаний контрольно-надзорных органов;
корректировать сменные наряды участкам при поломке механизмов, возникновении угрозы аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО, изменении горно-геологических и горнотехнических условий;
давать указания об устранении выявленных нарушений требований ПБ на участках и вносит их в наряды для производственных бригад;
контролировать соблюдение графика работы технологического транспорта, режим работы подъемных установок;
контролировать состояние оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность и безопасную работу на ОПО;
контролировать выполнение работ повышенной опасности; контролировать соблюдение требований ПБ на уровне производственных бригад;
организовать оперативное восстановление (ремонт) оборудования, оказывающего влияние на безопасную работу ОПО;
участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;
е) мастер, бригадир производственной бригады должны:
проверять обеспеченность работников ОПО техническими инструментами, необходимыми для выполнения наряда;
производить расстановку исполнителей работ по рабочим местам в соответствии с квалификацией и опытом работы;
контролировать выполнение работ в течение смены, выявляет и устраняет причины нарушений требований ПБ;
обеспечивать соблюдение требований ПБ на ОПО;
принимать оперативные меры по устранению возникших неисправностей, отказов в работе технологического оборудования;
контролировать наличие и исправность противопожарного инвентаря, средств тушения пожаров;
контролировать безопасную работу машин и механизмов при производстве работ на ОПО;
обеспечивать соблюдение требований к технической эксплуатации оборудования на ОПО;
запрещать выполнение работ при нарушении требований ПБ, технической документации на ведение работ, технологии производства;
участвовать в работе комиссии по внутреннему расследованию аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
участвовать в разработке предложений по структурным изменениям СУПБ в соответствии с должностными инструкциями;
ж) работник ОПО должен:
соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих
требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО и порядок действий при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;
проходить подготовку и аттестацию в области ПБ;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;
приостанавливать работу при авариях, инцидентах и несчастных случаях на ОПО;
участвовать в проведении работ по локализации аварии на ОПО.
20. Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять (сокращать) функции и обязанности работников эксплуатирующей организации исходя из специфики эксплуатируемых ОПО.
21. По решению руководителя эксплуатирующей организацией допускается совмещение функций в области ПБ и ОТ с учетом специфики ОПО. Рекомендуемый образец совмещения обязанностей в области ПБ и ОТ приведен в приложении № 2 к настоящему Типовому положению.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ С РАБОТНИКАМИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
22. В подразделе «Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются:
должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников ОПО по вопросам обеспечения ПБ;
время и место проведения устных консультаций;
форма и срок предоставления письменных консультаций;
места размещения стендов с информацией о дополнительных устных консультациях (в комнате выдачи нарядов технологического участка или в административно-бытовом комплексе ОПО).
Время проведения устных консультаций на ОПО определяется
техническим руководителем.
23. В подразделе «Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ» указываются вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:
права и обязанности работников ОПО в части выполнения требований ПБ на рабочих местах;
изменения действующих требований ПБ;
необходимость соответствия ОПО требованиям ПБ;
последствия несвоевременной подготовки и аттестации по ПБ, а также нарушения требования ПБ на ОПО;
иные вопросы, отнесенные к компетенции лиц, ответственных за ПБ.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
24. В подразделе «Организация материального и финансового
обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» указывается объем средств, необходимый для реализации мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, определяется руководителем
эксплуатирующей организации.
ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, И ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
25. В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» указываются планы мероприятий по обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий).
Структура и содержание планов мероприятий определяются руководителем эксплуатирующей организации.
Планы мероприятий пересматриваются по окончании календарного года
на основании анализа:
аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
эффективности СУПЬ эксплуатирующей организации.
В подразделе «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО» также указывается список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий: технический руководитель, руководитель
эксплуатирующей организации, представители контрольно-надзорных органов, а также при необходимости органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций для изучения динамики выполнения запланированных мероприятий.
Отчеты о выполнении планов мероприятий должны размещаться на официальном сайте эксплуатирующей организации (при наличии).
26. На основании планов мероприятий, указанных в пункте 25 настоящего Типового положения, работники, принимающие управленческие решения на производственных объектах, должны разрабатываться оперативные планы работы по ПБ служб, участков, цехов (далее - оперативные планы). Ежеквартально должна проводиться проверка реализации оперативных планов руководителем эксплуатирующей организации.
27. Перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО включает планы мероприятий, указанные в пункте 26 настоящего Типового положения, а также паспорта безопасности ОПО, разработанные в соответствии с типовым паспортом безопасности опасного объекта, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 ноября 2004 г. № 506 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г., регистрационный № 6218).
28. Руководитель эксплуатирующей организации вправе дополнять перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на
безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305; 2005, № 7, ст. 560; 2013, № 31, ст. 4214; 2014, № 32, ст. 4499; 2016, № 51, ст. 7390) (далее - Правила организации и осуществления
производственного контроля), Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 438н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г., регистрационный № 44037) (далее - Типовое положение о СУОТ).
2. Настоящее Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее - ОПО), которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее - эксплуатирующие организации), и подрядные организации, осуществляющие свою деятельность на ОПО эксплуатирующих организаций.
И. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ОХРАНОЙ ТРУДА
3. В эксплуатирующей организации должны применяться единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения требований промышленной безопасности (далее - ПБ) и охраны труда (далее - ОТ).
4. Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (далее - СУПБиОТ) должно включать следующие разделы:
«Система управления промышленной безопасностью» (далее - СУПБ);
«Производственный контроль» (далее - ПК);
«Система управления охраной труда» (далее - СУОТ).
5. Действие положения о СУПБиОТ должно распространяться на все ОПО эксплуатирующей организации.
ОПО в зависимости от их особенностей.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТРАНЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
29. В подразделе «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ» указываются:
порядок и результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области ПБ, определенных в СУПБ, за отчетный период (календарный год);
сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период (календарный год) с предыдущими годами;
выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период (календарный год) (в случае выявления недостатков вносятся изменения в СУПБ);
приоритеты рационального планирования и непрерывного совершенствования в части организации ПБ на ОПО.
30. При проведении анализа функционирования СУПБ необходимо учитывать:
результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на
ОПО;
количество аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за отчетный период (календарный год);
количество нарушений требований ПБ;
коэффициент частоты и тяжести травмирования в зависимости от количества отработанных человеко-часов;
коэффициент травмирования на миллион тонн угля;
индекс производственных несчастных случаев;
6. Раздел «Система управления промышленной безопасностью» должен включать подразделы:
«Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ»;
«Описание структуры СУПЬ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации»;
«Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ»;
«Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ»;
«Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ»;
«Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;
«Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО»;
«Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ»;
«Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ»;
«Порядок проведения предаттестационной подготовки и аттестации в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций»;
«Порядок проведения обучения и проверки знаний в области ПБ работников ОПО»;
«Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ»;
«Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО»;
«Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 116-ФЗ»;
«Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий на ОПО».
7. Раздел «Производственный контроль» должен включать следующие подразделы в соответствии с подпунктом 3(1) Правил организации и осуществления ПК:
«Должность работника, ответственного за осуществление ПК или описание организационной структуры службы ПК»;
«Права и обязанности работника или должностных лиц службы ПК, ответственных за осуществление ПК»;
«Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований ПБ, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах»;
«Порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО»;
«Порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с учетом результатов ПК»;
«Порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО»;
«Порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО»;
«Порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО»;
«Порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации»;
«Порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы ПБ»;
«Порядок подготовки и аттестации работников в области ПБ»;
«Порядок подготовки и представления сведений об организации ПК».
8. Раздел «Система управления охраной труда» должен включать следующие подразделы в соответствии с пунктом 8 Типового положения о СУОТ:
«Политика работодателя в области ОТ»;
«Цели работодателя в области ОТ»;
«Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами)»;
«Процедуры, направленные на достижение целей в области ОТ», включая процедуры:
- подготовки работников по ОТ;
- организации и проведения оценки условий труда;
- управления профессиональными рисками;
- организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
- информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
«Планирование мероприятий по реализации процедур»;
«Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур»;
«Планирование улучшений функционирования СУОТ»;
«Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания»;
«Управление документами СУОТ».
9. Допускается объединение подразделов положения о СУПБиОТ с учетом особенностей ОПО.
III. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
10. В подразделе «Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ» эксплуатирующая организация должна указывать основные задачи в области ПБ:
а) контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников ОПО к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации ОПО;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения уровня несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области ПБ и оценка уровня безопасности производства, выявления потенциально опасных технологий, участков и рабочих мест;
д) финансирование мероприятий в области ПБ;
е) управление основными производственными рисками;
ж) взаимодействие с:
федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - контрольно-
надзорные органы);
органами местного самоуправления;
профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее - профсоюзы);
научными организациями, деятельность которых связана с посещением ОПО (далее - научные организации);
з) подготовка и распространение на ОПО эксплуатирующей организации информации о состоянии ПБ.
Ежеквартальный контроль выполнения задач должен осуществлять руководитель эксплуатирующей организации.
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЕЕ МЕСТА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
11. В подразделе «Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации» должны указываться внешние и внутренние органы управления ПБ эксплуатирующей организации.
12. К внешним органам управления ПБ относятся уполномоченные контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы, а также по решению руководителя эксплуатирующей организации - научные организации.
13. К внутренним органам управления ПБ относится структурные подразделения эксплуатирующей организации, которые формируются с учетом специфики деятельности эксплуатирующей организации.
14. В подразделе должны быть указаны уровни управления эксплуатирующей организации.
В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.
С учетом специфики деятельности руководителя, структуры управления и численности работников эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут устанавливаться и иные уровни управления.
ПЕРЕЧЕНЬ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
15. В подразделе «Перечень ОПО эксплуатирующей организации, на
которые распространяется действие СУПБ» необходимо указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения и регистрационный номер ОПО. Перечень должен быть утвержден руководителем
эксплуатирующей организации.
Рекомендуемый образец перечня ОПО, на которые распространяются действия СУПБ, приведен в приложении № 1 к настоящему Типовому положению.
16. Регистрация ОПО осуществляется в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5938; 2017, № 21, ст. 3024), и Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2017 г., регистрационный № 45760).
ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
17. В подразделе «Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области ПБ», исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, должны быть указаны следующие функции работников эксплуатирующей организации:
а) организация и координация СУПБ;
б) принятие решений по обеспечению ПБ, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области ПБ;
в) ежеквартальная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния ПБ отчетной информации:
о выполнении плана мероприятий по обеспечению ПБ;
о проведении проверок соблюдения работниками ОПО требований ПБ;
об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на ОПО;
г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния ПБ на ОПО;
д) рассмотрение актов комплексных проверок соблюдения требований ПБ, проведенных контрольно-надзорными органами;
е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;
ж) ежемесячный анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на
ОПО;
з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению ПБ с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на ОПО эксплуатирующей организации, так и на аналогичных ОПО других эксплуатирующих организаций;
и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности