Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

123 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Целью положений является обеспечение методического единства разрабатываемых нормативных материалов и отражение в них основных требований, которым они должны отвечать; определение состава отраслевой нормативной базы, порядка разработки, апробации, согласования и утверждения норм и нормативов. Методические положения предназначены для предприятий и организаций Минуглепрома СССР, участвующих в создании отраслевой системы нормативов или применяющих нормативную информацию для планирования добычи и переработки угля, шахтного строительства и стройиндустрии, угольного машиностроения

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Основные принципы и требования, предъявляемые к Системе норм и нормативов

3. Методы разработки норм и нормативов, исходная информация для расчетов

4. Основные положения разработки норм и нормативов

     4.1. Нормы расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов

     4.1.1. Нормирование расхода материальных ресурсов в основном производстве

     4.1.2. Нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов

     4.1.3. Нормирование расхода сырья, материалов на вспомогательные и прочие нужды производства

     4.1.4. Нормативы и показатели использования материальных ресурсов

     4.1.5. Нормирование расхода материалов на ремонт и эксплуатацию основных фондов

     4.1.6. Нормирование расхода материалов в капитальном строительстве

     4.2. Нормы запасов сырья, материалов, топлива и готовой продукции

     4.3. Нормы и нормативы использования производственных мощностей

     4.4. Нормативы удельных капитальных вложений

     4.5. Нормы и нормативы использования оборудования и потребности в оборудовании и кабельных изделиях

     4.6. Нормативы и нормы плановых переходящих складских запасов оборудования в капитальном строительстве

     4.7. Нормы и нормативы затрат труда и заработной платы

5. Организация разработки и обновления норм и нормативов

Приложение 1. Укрупненный состав, организация разработки и область применения норм и нормативов первой очереди Системы

Приложение 2. Перечень действующих в народном хозяйстве типовых (межотраслевых) и важнейших отраслевых документов, использованных при подготовке «Методических положений...» и рекомендуемых для применения при разработке методического обеспечения и расчете норм и нормативов для планирования экономического и социального развития угольной промышленности

Приложение 3. Перечень институтов и организаций, разрабатывающих систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов в угольной промышленности, управлений Министерства, ответственных за состояние нормативного хозяйства

Приложение 4. Форма «Состояние разработки нормативных материалов на «___» ______ 19 __ г.

Приложение 5. Оформление титульного листа проекта нормативного документа, представляемого в Минуглепром СССР

Приложение 6. Оформление обложки утвержденного нормативного документа

Приложение 7. Оформление титульного листа утвержденного нормативного документа

Приложение 8. Оформление первой страницы утвержденного нормативного документа

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.08.1982УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
РазработанЦНИЭИуголь
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство угольной промышленности СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УТВЕРЖДАЮ:

(ЦНИЭИуголь)

Министра нности СССР

г.

1982

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМ И НОРМАТИВОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

МОСКВА

Методические положения по совершенствованию системы прогрессивных технико-экономических норы и нормативов для планирования экономического и социального развития угольной промышленности разработаны во исполнение приказов Министра угольной промышленности СССР от 12.05.80 и от 30.07.81. Они завершают очеред-ной цикл работ, необходимых для создания новой и обновления действующей нормативной информации. К другим основным работам этого цикла относятся программы создания норм и нормативов на 1981-1985гг.: для годового и пятилетнего планирования добычи и переработка угля и для десятилетнего планирования (добыча и переработка угля; шахтное строительство и стройиндустрия; угольное машиностроение), утвержденные Минутлепромом СССР 03.03.80 г. и 08.08.80 г.

Методические положения основываются на "Системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, норм и .нормативов определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях (порядок их разработки и утверждения)", одобренной постановлением Госплана СССР от II.01.80, а также на ряде других директивных документов по вопросу нормативного планирования, основные из которых прилагаются.

Настоящие положения предназначены для предприятий и организаций Минуглепрома СССР, участвующих в создании отраслевой системы нормативов или применяющих нормативную информацию для планирования добычи и переработки угля, шахтного строительства и стройиндустрии, угольного машиностроения.

Методические положения разработаны в лаборатории «еходологии нормативного обеспечения ЩШЭИуголь: докт.экон.наук Майзель Л.Л.-научный руководитель, канд.техн.наук Мартемьянов Е.А. - ответственный исполнитель, канд.экон.каук Дисянский Б.Я., инж. Воронович Е.И* (Минуглепром СССР).

ментов, непосредственно алгоритмы расчета с дополнительным!" требованиями и пояснениями к ним);

- рекомендации по повышению эффективности использования ресурсов*

При необходимости применения нормы или норматива на различных уровнях планирования методики должны содержать указания и алгоритмы расчета для каждого уровня*

10.    Нормативная база - совокупность норм и нормативов, отвечающих принципу необходимости и достаточности для решения планово-экономических задач на всех уровнях управления*

Нормативная база для долгосрочного планирования должна состоять только из норм и нормативов, выраженных фиксированными числовыми величинами для воех уровней планирования, предусмотренных Программами выполнения работ (в отдельных случаях доверительным интервалом), с приложением необходимых обосновывающих материалов»

Нормы и нормативы для долгосрочного планирования разрабатываются по установленной номенклатуре на последний год второго пятилетия (по капитальным вложениям - на второе пятилетие в целом).План первого пятилетия разрабатывается на основе действующих норм и нормативов для годового и пятилетнего планирования.

11.    Яри формировании нормативной базы прежде всего необходимо определить, для каких уровней управления предназначается норма шш яорматиз.

Например:

-    нормы выработки и нормы времени могут быть использованы только на первом у^вне управления, а именно по видам и местам работ, но не на уровнях предприятия, объединения, отрасли;

-    нормативы сроков и уровней освоения проектной мощности новых и реконструируемых предприятий используются при планировании объемов производства по каждому отдельному предприятию и не распространяются на объединение и отрасль.В то же время нормативы прироста мощности действующих предприятий с учетом увеличения ее за счет технического перевооружения (включая оргтехыеролриятия) могут быть установлены

по бассейнам, экономическим районам и отрасли в целом.

-    нормы расхода материалов, топливно-энергетических ресурсов, кабельных изделий разрабатываются, как правило, для всех уровней управления.

12.    Документами, на основе которых формируется нормативная база, являются:

-    перечни норм, нормативов, инструкций и методик, сгруппированные по определенным классификационным признакам и подлежащие разработке в конкретные плановые периоды;

9

“ перечни материальных ресурсов, распрецеляешгх центральными ведомствами (Госплан СССР, Госснаб СССР);

-    типажи машин и оборудования с их расшифровкой по маркам, видам и назначению в производстве;

-    планы мероприятий, обеспечивающие снижение норм и нормативов и задания по их среднему снижению;

-    государственные стандарты, технические условия, требования к химическому составу и механическим свойствам сырья и материалов, показатели по категориям качества продукции и др.

Эти нормативные документы, как правило, разрабатываются центральными ведомствами и их подведомственными организациями. Отдельные нормативные документы, в которых должна быть отражена отраслевая специфика, разрабатываются по распоряжению Мняуглепрома СССР головными институтами по созданию отраслевой системы норм и нормативов.

13. Развитие Системы норм и нормативов, включая расширение состава норм и нормативов, разработку методических вопросов нормирования, совершенствование организации и технологии подготовки норм и нормативов, осуществляется поэтапно.

13.I. На первом этапе осуществляется формирование*^ и разработка следующих групп норм и нормативов, вошедших в состав первой очереди создания "Системы прогрессивных технико-зкономйческих норм и нормативов...", утвержденной постановлением Госплана СССР от II.01.80:

нормы и Нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива ж энергии;

нормы и нормативы использования производственных мощностей;

нормативы удельных капитальных вложений;

нормы и нормативы использования оборудования и потребности в оборудовании и кабельных изделиях;

нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.

Параллельно на первом этапе осуществляется реализация Программ на I98I-I985 гг. по созданию, обновлению и пополнению Системы норм и нормативов для годового, пятилетнего и долгосрочного планирования в угольной промышленности, утвержденных Минуглепромом СССР,

На последующих этапах работ по созданию и совершенствованию Системы норм и нормативов ее состав последовательно дополняется.

х) Под формированием в данном случае подразумевается подготовка номенклатуры норм и нормативов для этих групп, согласование ее в Минуглепроме СССР ж Госплане СССР,

10

13,2. Система формируется под методическим руководством и коят-ролем центральных ведомств следующими основными подсистемами (группами) норм ж нормативов.

Госплан СССР

Госкомтруд СССР, ЩСПС, Госплан СССР, Госстрой СССР Госплан СССР, Госснаб СССР, Госстрой СССР

Госплан СССР

1.    Нормативы эффективности общественного производства

2.    Нормы я нормативы затрат труда и заработной платы

3.    Нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии

Госплан СССР, Госстрой СССР Госплан СССР, Госснаб СССР

4.    Нормы и нормативы использования производственных мощностей и нормы продолжительности освоения проектных мощностей

5.    Нормативы капитальных вложений и капитального строительства

Минфин СССР, Госплан СССР Госплан СССР, Минфин СССР

6.    Нормы и нормативы потребности и запасов оборудования, кабельных изделий и показатели использования оборудования

7.    Финансовые нормы и нормативы

8* Нормы денежных (комплексных) затрат на производство (обслуживание), отчисления на целевые мероприятия и

т.п.

9. Социально-экономические нормы и    Госплан СССР, Госком-

нормативы    труд СССР, Минфин

СССР, Минздрав СССР,

Минкультуры СССР

10. Нормы и нормативы охраны окружающей среды

Гидрометеосд ГКНТ СССР, А Госплан СССР

&жба СССР, СССР,

, Минздрав СССР, Минвод-хоз СССР, Гослесхоз СССР

Наряду с указанными основными группами норм и нормативов разрабатываются нормы и нормативы, отражающие специфику угольной промышленности. По мере развития и внедрения Системы нош и нормативов должно также обеспечиваться использование в плакировании норм расхода материальных ресурсов, рассчитываемых в стоимостном выражении -

14, Внедрение Системы норм и нормативов предполагает реализа-

II

цию мероприятий, направленных на улучшение первичного учета и отчетности , более широкое использование нормативного метода учета на предприятиях и в объединениях (сопоставление фактических и нормативных затрат, материальных, трудовых и финансовых ресурсов). Наряду с этим должно осуществляться дальнейшее совершенствование отчетности в угольной промышленности в соответствии с отраслевой Системой норм и нормативов.

2. Основные принципы и требования, предъявляемые к Системе норм и нормативов

15.    Система норм и нормативов создается и совершенствуется на основе соблюдения принципов:

методического единства разработки норм и нормативов, исподь-эуежшс при годовом, пятилетием и долгосрочном планировании на всех уровнях управления;

прогрессивности норм и нормативов на основе максимального отражения в тх планируемых достижений научно-техничеокого прогресса, передовых методов организации производства и труда и использования этих норм и нормативов в качестве средства внедрения научно-технических достижений;

комплексного формирования нормативной базы дда всех разделов планов (производство, материальные балансы и планы раопроделения. труд ж кадря, капитальные вложения и другие разделы);

систематического обновления норм и нормативов на основе отражения факторов научно-технического прогресса, передовых методов организации производства и труда;

обеспечения сопоставимости норм и нормативов, формируемых на различных уровнях плакирования» путем агрегирования и дезагрегирования, а также их взаимосвязи.

16.    Разрабатываемые и обновляемые нормы и нормативы должны отвечать следующим основным требованиям: прогрессивности, динамичное-» ти, сопоставимости, взаимообусловленности, напряженности, экономической целесообразности, научней обоснованности..

Показателями, оценивающими эффективность использова-


17.    Прогрессивность разрабатываемых и обновляемых (в сравнении с действущими) норм и нормативов обеспечивается максимальным учетом в нормообразующих факторах применения и рационального использования новых видов продукции, сырья и материалов, применения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, автоматизированных систем управления, передового опыта и научной организации труда, предусматриваемых к внедрению в плановом периоде.

12

ния материальных ресурсов и прогрессивность норм расхода сырья ж материалов, являются коэффициенты использования материалов, выход продукта, коэффициенты извлечения продукта из исходного сырья, удельный расход сырья и материалов на единицу выбранного наранет-ра технической характеристики изделий.

Прогрессивность норм и нормативов надо рассматривать не только как качественную и количественную характеристику самих норм и нормативов, но и как направление* обеспечивающее внедрение в планирование достижений научно-технического прогресса.

18.    Динашчность норм и нормативов обеспечивается своевременным их обновлением в связи с изменяющимися условиями производства, уточнением отраслевых прогнозов развития науки и техники и конкретизацией комплексной народнохозяйственной программы научно-технического прогресса (по пятилетиям), где формируются показатели экономии ресурсов и мероприятия, обеспечивающие их достижение.

Периоды времени, по истечении которых Нормы и нормативы, разрабатываемые на первом этапе создания Системы, подлежат обязательному уточнению, указаны в приложении I настоящих Методических положений. Нормы и нормативы, входящие в состав номенклатур Госплана СССР, Госснаба СССР и других центральных ведомств, разрабатываются или уточняются в установленные ими сроки.

19.    Нормы и нормативы одного и того же наименования для разных уровней управления должны быть сопоставимы, т.е. должны иметь одну и ту же единицу измерения для возможности их агрегирования и дезагрегирования от одного уровня к другому.

Так, например, норма расхода одного какого-либо материала или норма потребности в оборудовании должна иметь для всех уровней планирования в качестве единицы измерений расход (в принятых физических единицах учета материалов - кг, т, м3,* пог.м; топлива - кг условного топлива; электроэнергии - квт.ч, тепловой энергии - ккал) или потребность в оборудовании - шт., отнесенные на однозначную единицу измерения плана производства - объем добычи или переработка углй (сланца), объем строительно-монтажных работ и цр.

Этим достигается соответствие единицы измерения объема продукции (производства), планируемого к выпуску, и.измерителя нормы расхода (потребности) и, соответственно, упрощаются расчеты потребности, агрегирование и дезагрегирование.

13


Требование сопоставимости обязательно для всех норм и нормативов, разрабатываемых для двух и более уровней управления, но не относится к индивидуальным нормам. Последние могут иметь единицы измерения, отнесенные,например, к одному метру проведения подготовительной выработки, одной детали какого-либо изделия и др.

Средневзвешенные нормы по производственной единице, предприятию, рассчитанные на основе индивидуальных норм, должны отвечать требованиям сопоставимости.

20.    Некоторые нормативы должны быть вуаша^-обусловлены, т.е. одни из них .являются нормообравующими факторами для расчета других.

Например, норматив нагрузки на очистной забой - с эксплуатационной производительностью добычного оборудования; нормативы продолжительности освоения проектной мощности предприятий - с уровнем освоения ими проектной мощности по годам работы;-норматив срока службы-с нормой расхода материалов на РЭН.

При разработке или обновлении нормативов необходимо установить, с какими другими нормативами они взаимообусловлены, какие из них являются первичными и должны учитываться как нормообразующие факторы при расчете других. При разработке взаимообусловленных нормативов различными организациями эти вопросы должны быть ими согласованы.

21.    Напряженность норматива - это отношение предлагаемого норматива при существующей технологии, технике и организации производства к фактическому среднему значению расхода соответствующего ресурса без учета отходов и потерь, вызванных отступлениями от установленных реглашентов, рецептур, технологии, а также всякого рода неполадками в организации производства и снабжении. Напряженность норматива при этом определяется с учетом расширенного применения передового опыта. Одним из возможных путей обеспечения напряженности норматива в указанных условиях может быть принятие в качестве исходной базы для расчета лишь тех данных динамического ряда, которые превышают среднеарифметическое значение.

Требование напряженности не распространяется на нормативы, определяемые на основе только экономических оценок (кондиции угольных и сланцевых пластов, потери полезных ископаемых в недрах), а также на индивидуальные нормативы, определяемые на основе технической документации.

22.    Новый или обновляемый норматив должен быть экономически целесообразным, т.е. должен способствовать: снижению себестоимости продукции, повышению производительности труда, повышению надежности и долговечности оборудования при условии , что это не противоречит требованиям техники безопасности и промышленной санитарии; приросту производственных мощностей предприятий, отрасли при меньшей фондоемкости, капиталоемкости, трудоемкости и материалоемкости по сравнению с предыдущим плановым периодом.

23.    Нормы и нормативы должны разрабатываться на основе системно-

14

го подхода с учетом всех основных нормообразующих факторов и перечисленных выше требований. Соблюдение этих условий обеспечивает должную научную обоснованность разрабатываемых или обновляемых норм и нормативов.

3. Методы разработки норм и нормативов, исходная информация для расчетов

24* При выборе метода разработки норм необходимо учитывать, для какого периода планировання-годового, пятилетнего, долгосрочного -предназначены эти нормы и нормативы.

24.1.    Нормы и нормативы для годового и пятллетнего планирования разрабатываются раочетно-анашгтическим, опытным, статистическим, расчетно-статистическим методами.

24.1.1.    Расчетно-аналитический метод является наиболее прогрессивным, точным и ему следует отдавать предпочтение при выборе метода разработки норм и нормативов. Он представляет собой метод определения норм и нормативов на основе технически и экономически обоснованных расчетов с учетом всех нормообразующих факторов, показателей и элементов.

Этот метод применяется при разработке норм и нормативов:

-    основанных на экономической оценке, например, нормативов потерь угля (сланца) в недрах путем экономического сравнения разных технически возможных вариантов разработки конкретного участка; кондиций угольных (сланцевых) пластов; норштивов обеспеченности шахт и разрезов запасами, готовыми к выемке; резерва очистной линии забоев и пр.;

-    основанных на технической или технологической документации, например, индивидуальных норм расхода лесных материалов, металлоконструкций, сборного железобетона для крепления очистных забоев или подготовительных выработок по паспортам крепления; взрывных материалов по паспортам буровзрывных работ; материалов для заводских изделий по технологическим картам их изготовления; норм потребности и нормативов использования оборудования; нормативов технологических отходов и потерь по видам производства и технологическим процессам или на единицу продукции и вида работ и др.

Расчетно-аналитический метод предусматривает выполнение анализа экономических тенденций, влияющих на формирование нормируемого ресурса, изучение наиболее рациональных и эффективных технологических процессов, приемов и методов работы, предпосылок и возможностей совершенствования организационно-технических и экономических условий производства.

15

24.1.2.    Опытный метод разработки норм и нормативов заключает» ся в прямом измерении величин ыормообразующих факторов и элементов в производственных и лабораторных условиях и рекомендуется в случаях, когда не представляется возможным использовать расчетно-аналитический метод. Он применим, например, для разработки индивидуальных норм расхода горнорежущего инструмента и запасных частей, норма-тивев стойкости деталей и сборочных единиц, дизельного топлива для тепловозов, повторного использования материалов из погашенных выработок, затрат внерабочего времени рабочих, уровней организация труда и в других аналогичных случаях.

24.1.3.    Статистический метод заключается в использовании удельных показателей, исчисленных по годам отчетного периода на основе данных статистической отчетности. Значения норм определяются как среднеарифметические величины или путем экстраполяции соответствующих удельных показателей, составляющих динамический ряд.

Ввиду того, что исходной информацией для этого метода расчета являются данные за прошедший период, которые включают в себя разнообразные необоснованные для планируемого периодапотери и излишки материальных ресурсов, недостатки процессов производства и пр., нормы и нормативы, разработанные статистическим методом, не позволяют правильно выявить и мобилизовать резервы рационального и экономного использования ресурсов* поэтому статистический метод можно использовать только в исключительных случаях при невозможности применения других методов.

24.1.4. Расчстпо-статистхгчссюзй метод основан на сочетания расчетно-аналитического и статистического методов и заключается в сопоставлении фактических показателей использования ресурсов прошлого и текущего периодов, анализе динамики норм ж нормативов за ряд лет и определении норм и нормативов на планируемый период с помощью поправочных коэффициентов, определенных расчетно-аналитическим методом.

отот метод также должен иметь ограниченное применение, т.к. он обладает многими недостатками статистического метода (д.24.1.3).

24.1.5.    При использовании статистического шш расчетно-статистического методов исходная расчетная информация должна отвечать требованиям:

сопоставимости отчетных данных о фактическом использовании нормируемого ресурса за прошлый период с одноименными данными за текущий период (условие сопоставимости);

наличия устойчивой динамики показателей использования нормируемого ресурса за представительный ряд лет (условие динамичности);

полноты отчетно-статистических данных для правильного опрецеле-

16

ния допустимых отклонений показателей использования нормируемого ресурса за отчетный период от ожидаемых показателей в планируемом периоде (условие объективности).

24.2. Нормы и нормативы для долгосрочного планирования разрабатываются традиционными методами прогнозирования - моделированием, экстраполяцией, экспертными оценками - с использованием аппарата математической статистики и теории вероятностей.

24.2.1.    Метод моделирования основан на установлении определенного соответствия между знаниями об исследуемых экономических, научных и технических тенденциях, объектах нормирования и самими этими явлениями, связями, объектами и состоит из этапов:

определения и отбора факторов, оказывающих существенное влияние на показатели использования нормируемого ресурса в прошлом и позволяющих правильно оценить их динамику;

изучения характера связи между определяемыми нормами (нормативами) и отобранными факторами, выбора на этой основе математической функции (модели), наиболее полно выражающей искомую форму связи;

анализа выбранной математической функции, состоящего в определении необходимости ее уточнения, корректировки и последующей экономической интерпретации рассматриваемого явления;

расчета нормы(норматива)*

Эти этапы осуществляются традиционными методами и приемами, широко освещенными в специальной литературе.

Важным моментом является обоснованный выбор формы связи в виде математической функции, наиболее близко описывающей реальную динамику явления или объекта. Предпочтение следует отдавать таким формам связи, в расчетной модели которых совместное влияние входящих факторов учитывается в функции времени (авторегрессия, совместный учет динамических изменений влияния факторов й др.). На стадии изучения характера связи между определяемыми нормами и отобранными факторами для правильного определения динамики и выбора формы связи необходимо, чтобы ретроспективный период был не меньше прогнозируемого и равнялся 10-15 годам.

24.2.2.    Методы экстраполяции основываются на предположении о неизменности' или хотя бы относительной стабильности наличных тенденций и переносе их на прогнозируемый период, Задачи, решаемые этими методами, определяются средствами регрессионного анализа. Предпочтение следует отдавать таким методам экстраполяции, где задача решается на основе динамических рядов, отражающих изменение основных нормообразующих факторов в функции времени.

17

Расчет этими методами в общем заключается в выполнении следующих операций:

приведение исходной информации к виду» удобному для предварительной интерпретации ряда;

аппроксимация дзшашпоокого ряда фу щадят, определяющая связь главного признака с фактором времени;

проверка точности расчета по главному признаку и проверка остаточного члена на автокорреляцию;

корректирование аппроксимирующей функции в случае автокорреляции.

В эту групцу методов входят различные модификации, связанные с особенностями полиномов или специальных функций, применяемых при аштроксшации, или же их различат1 по способу определения кооффи циентов регрессии динамического ряда.

Использование этих методадопускается при определении укрупненных, стабильных норм ж нормативов с обязательным соблюдением следующих требований:

глубина ретроспектквности экстраполируемой тенденции должна быть равна ее дальности в перспективе, т.е. быть не меньшей десятилетнего периода;

для обеспечения необходимой точности расчета должны применяться кшг минимум две модификации экстраполяции о последующей штамм-нацией расхождений конечных результатов, при этом точность расчета каждого в отдельности метода оценивается приемами теории вероятностей ж математической статиатшск.

24.2.3. Методы экспертных оценок основаны на том, что груше опвтделдаотов^зксгтртпи или отдельным специалистам ставится ряд вопросов, кяоаштщхс.я разьд'йая данного технического направления, экономической тенденции или какого-либо объекта техники. Конечные оценки разработчики норм ж нормативов подучают после соответствующей обработки ответов экспертов. Примедяеше методы экспертных оценок подрандйляетрся на индивидуаньиын - аналитические оценки, типа "интервью" w коллективные - метод комиссии, отнесенной оценки; метод "Делкфн” « его мот^икяциямн. Предпочтение следует отдавать коллективным методам экспертных оценок.

Эти методы рекомендуется применять только как вспомогательное средство, которое можно использовать, например, при качественном ранжировании динамических рядов, определении полноты исходной расчетной информации ж др.

Применение экспертных методов в качестве-самостоятельного средства расчета норм и нормативов недопустимо»

24,2*5. В качестве исходной шформации при расчетах норм ж нор-

18

МВГГОдаЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ по совершенствованию системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов для планирования экономического и социального развития угольной промышленности

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12*07.79 "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" является программным документом, прецусматрзшащим улучшение планирования народного хозяйства и совершенствование системы экономических рычагов и стимулов в промышленности и строительстве. Постановлением определено, что одним из основных направлений совершенствования планирования является внедрение системы научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов в целях усиления обоснованности, пропорциональности, сбалансированности планов ж повышения эффективности производства.

В соответствии с этим 1Ъсплан СССР постановлением от II.01,80 ”0 системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов и мерах по ее внедрению в планирование" одобрил "Систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат (экономии) труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, норм и нормативов определения потребности в оборудовании и кабельных изделиях (порядок их разработки и утверждения)4. Этот документ является методическим руководством межотраслевого назначения по созданию первой очереди езщной Системы научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов для годового, пятилетнего и долгосрочного (10 лет) периодов планирования. Дальнейшими этапами развития единой Системы является ее последовательное пополнение следующими подсистемами норм и нормативов: эффективность общественного производства; финансовые; денежные (комплексные) затраты на производство (обслуживание, отчисления на целевые мероприятия и т.п.); сощально-эко комические; охрана окружающей среды. Формирование этих подсистем в угольной промышленности осуществляется отраслевыми научно-исследовательскими, проектными и щюектно-консгрукторскими институтами под методическим руководством и контролем центральных ведомств и Министерства,

В угольной промышленности в период 1976-1900 гг. выполнен ряд работ по созданию отраслевой системы норм к нормативов, которая ох-

матквов используются среднапрарессишв показатели действующих предприятий, которые будут устойчиво функционировать в зазааршанзщх годах планового периода, проектные показатели новых и подлежащих реконструкции предприятий, вводимых в действие к этому периоду, разработанные с учетом норм освоения их проектных мощностей и экономических показателей. Допустимо использовать сведения патентной ж проектно-конструкторской документации на новое оборудование и технологию, предусмотренные отраслевыми планами научно-технического прогресса для промышленного применения в планируемом десятилетнем периоде. Патентная документация может использоваться только в том случае, если информация, заложенная в ней, формализована в количественном выражении.

24.2.6. Для обеспечения необходимой представительности исходной информации при разработке норм и нормативов для уровня производственного объединения при ограниченном числе предприятий в

объединении нормы и нормативы для них следует формировать на основе показателей предприятий соответствующего месторождения или бассейна со сходными горяоГеологическими условиями.

4. Основные положения разработки норм и нормативов

4.1. Нормы расхода сырья» материалов и топливно-энергетических ресурсов

25.    Для определения потребности в материальных ресурсах разрабатываются в установленной номенклатуре индивидуальные и- рассчитываются групповые (средневзвешенные) нормы расхода сырья и материалов (но видам), котельно-печного топлива, нефтепродуктов, тепловой и электрической энергии на производство единицы планируемой продукции и работ, на ремонтйо-зкеплуатацяоннне нужды, капитальное строительство и нормы запасов сырья и материалов.

26.    В соответствии с установленным порядком методики и инструкции по нормированию расхода сырья, материалов, топлива и электрической энергии по направлениям юс потребления разрабатываются и утверждаются :

-    межотраслевые методики и инструкции - Госпланом СССР шш НМШиНом до поручению Госплана СССР;

-    отраслевые методики и инструкции - Министерством по согласованию с ИЙИПиНом яри Госплане СССР.

хГ”состав норм' ж'т^тШвоъ (в укрупненном виде), порядок их разработки» утверждения и область применения изложены в приложении 1.

19

ватывает основные подотрасли: добычу и переработку угля (сланца), угольное машиностроение, шахтное строительство и стройиндустрию - и предназначена для применения при годовом, пятилетием ж долгосрочном (десятилетнем) периодах планирования на всех уровнях управления от-раслью. В разработке этой системы принимают участие научно-исследовательские , проектные и проектно-конструкторские отраслевые институты о

Формирование отраслевой системы норм и нормативов осуществляется посредством выполнения трехстадийного цикла работ. На первых двух стадиях (организационной и методической), выполняемых параллельно во времени, в угольной промышленности в 1972-1976 гг. была сформирована и представлена в виде номенклатурных групп нормативная база; подготовлены "Общие методические положения по разработке новых и обновлению действующих норм и нормативов для планирования в угольной промышленности" и "Программа создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1976-1980 гг. для годового и пятилетнего планирования основного производства в угольной промышленности (добыча и переработка угля и сланца)". Эти методические документы утверждены Министерством, соответственно, 30.07,76г. и 06.01.76г. Дня угольно;-го машиностроения - "Программа создания новых и обновления действующих норм и нормативов на 1978-1980 гг. для годового и ххятилеткего планирования основного ж вспомогательного производства..." утверждена Министерством 18.07*78 г. Расчетная стадия, назначением которой является разработка, апробация, согласование с соответствующими управлениями Мкнуглепрома СССР и организациями центральных ведомств, утверждение и внедрение нормативных документов, выполняется конкретными исполнителями на основе состава работ и в сроки, установленные Программами создания норм и нормативов на пятилетний период.

В период десятой пятилетки разработано около 250 нормативных материалов (методик, жнотрукций, норм, нормативов).

В одиннадцатой пятилетке ж в последующие за ней периоды работы по совершенствованию отраслевой системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов будут продолжены. Эти работы должны состоять в решении задач организационной, методической и расчетной стадий формирования и совершенствования отраслевой системы норм и нормативов. Министерством утверждены программы работ на Х981-1985гг. по созданию, обновлению и пополнению отраслевой системы норм и нормативов для годового, пятилетнего и долгосрочного планирования добычи и переработки угля и сланца, угольного машиностроения, шахтного строительства и стройиндустрии. Этими программами предусмотрено разработать или обновить более 700 норм, нормативов, методик и инструкций. Будут продолжены работы по решению ряда методических и организационных вопросов.

2

Целью настоящих положений является обеспечение методического единства разрабатываемых нормативных материалов и отражение в них основных требований, которым они должны отвечать; определение состава отраслевой нормативной базы, порядка разработки, апробации, согласования и утверждения норм и нормативов.

Методические положения разработаны во исполнение постановления Госплана СССР от II.0I.80r; и приказа Министра угольной промышленности СССР от 12.05.80 г, ”0 системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов и мерах по ее дальнейшему развитию и внедрению в угольной промышленности" взамен утвержденных приказом Министра от 30.07.76 п "Общих методических положений по разработке новых и обновлению действующих норм и нормативов для планирования в угольной промышленности".

В них с учетом специфики угольной промышленности нашли отражение новые положения и рекомендации центральных ведомств по методическому обеспечению, формированию нормативной базы, а также уточнены некоторые организационные вопросы, способствующие дальнейшему совершенствованию отраслевой системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

Методические положения предназначены для использования при создании ж совершенствовании системы норм и нормативов для годового,пятилетнего и долгосрочного планирования добычи и переработки угля, угольного машиностроения, шахтного строительства и стройиндустрии и являются руководством: для планирующих органов на всех уровнях управления отрасли; предприятий производственных объединений, комбинатов и других организаций, разрабатывающих нормативные материалы (инструкции и методики расчета норм и нормативов, задания и мероприятия по экономии ресурсов и снижению норм расхода на планируемый период), рассчитывающих нормы и нормативы, а также для управлений и всесоюзных объединений Министерства угольной промышленности СССР, ответственных за создание и совершенствование отраслевого нормативного хозяйства и осуществляющих контроль за выполнением норм и нормативов.

В вопросах создания и совершенствования комплексной автоматизированной системы сбора, накопления, обновления норм и нормативов в угольной промышленности (RACH) организации и институты, участвующие в разработке отдельных подсистем, должны руководствоваться соответствующими отраслевыми методическими и инструктивными материалами института ВНЙИУуголь. 1

I. Общие положения

При создании и дальнейшем совершенствовании системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов для планирования экономического и социального развития угольной промышленности необходимо руководствоваться следующими положениями и понятиями.

1.    Систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов для планирования в угольной промышленности (далее именуемая Системой норм м нормативов) составляют комплекс норм, нормативов, методик и инструкций, сгруппированных по функциональному признаку

в подсистемы (затрат труда, расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений, потребности в оборудовании и пр.), а также плановая организация непрерывного процесса формирования, обновления и использования их при разработке текущих и перспективных планов на всех уровнях управления- Реализация функций Системы норы и нормативов осуществляется комплексной автоматизированной системой сбора, накопления и обновления норм и нормативов (КАСН).

Целью создания и совершенствования Системы норм и нормативов является усиление научной обоснованности, пропорциональности и сбалансированности планов, более глубокое выявление и использование резервов производства, дальнейшее повышение его эффективности.

2.    Технико-экономическая норма - максимально допустимое плановое количество материальных, трудовых, финансовых, природных ресурсов, времени на единицу выпускаемой про пуклям или выполняемой работы установленного качества, обусловленное горисгеологическими факторами, техникой, технологией ж. организацией производства и труда, критериями экономической эффективности с учетом мероприятий но внедрению я штнируемом периоде достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

Например, нормы расхода сырья, материалов, энергии, топлива на единицу продукции и.ш работы; нормы запасов материалов и изделий; нормы выработки, времени, амортизационных отчислений и цр.

Размерность (измеритель) норм в каждом отдельном случае должна наиболее полно и точно характеризовать сущность процесса потребления и выбираться применительно к физическим свойствам конкретного ресурса, соответствовать единицам его учета, принятым в планировании и статистической отчетности, а также обеспечивать практическую возможность контроля за выполнением норм (т/тыс.т добычи, м1/тыо.т добычи, т/млн.руб. ,ад усл.т/тыс.т добычи, тыс.ккал/тыс.т добычи, кг/т нм и др)

3.    Технико^экономичеокиЙ норматив - показатель степени использования ресурса или величина параметра, регламентирующего плановые показатели.

4

Например:

-    нормативы нагрузки на очистные забои шахт по горкогеологическим условиям и способам механизации выемки угля (сланца);

-    скорость проведения стволов и капитальных горных выработок;

-    эффективность и технологическая структура капитальных вложений;

-    удельные объемы проведения (поддержания) подготовительных выработок;

-    размеры отчислений от себестоимости единицы продукции, прибыли;

-    размеры технологических отходов и потерь сырья и материалов по видам производственных процессов и т.п.

Измеряются нормативы в натуральных (физических) единицах или процентах (т/сут., пог.м/смену, кг/м2, т/м37 т/кВт*ч, т/м, кг/м3, а,

% и др.).

4.    Нормы и нормативы разрабатываются или обновляются:

4.1* по периодам планирования:

-    квартальным (месячным);

-    годовым и пятилетним;

-    долгосрочным (10 лет);

4.2. по уровням управления:

4.2.1.    для годового и пятилетнего планирования:

-    место (участок, цех) и (зли) виц работы;

-    производственная единица, предприятие;

-    производственное и научно-производственное объединение* трест, комбинат;

-    всесоюзное объединение, Минуглепром УССР;

-    Минуглепром СССР;

4.2.2.    идя долгосрочного планирования добычи и переработки угля и сланца, шахтного строительства и предприятий стройиндустрии:

-    производственное объединение, комбинат;

-    всесоюзное объединение, Минуглепром УССР;

-    Минуглепром СССР;

4.2.3.    для долгосрочного планирования угольного машиностроения:

-    заводы и научно-производственные объединения;

-    всесоюзное объединение;

-    Минуглепром СССР.

5.    Нормы и нормативы классифицируются по следующим основным признакам:

принадлежности к видам нормируемых ресурсов ш разделам плана;

степени агрегации;

степени укрупнения номенклатуры сырья и материалов.

5.1.    По принадлежности к видам нормируемых ресурсов или разделам плана в соответствии с класс:ификацией АСН выделяются следующие подсистемы, которые будут дополняться по мере развития Системы:

расход сырья, материалов, топлива и анергии;

запасы сырья, материалов, топлива и готовой продукции;

потребность ж использование оборудования;

затраты труда и заработной платы;

капитальное строительство;

производственные мощности;

финансовые;

социально-экономические; охрана окружающей среды; использование ресурсов угля (сланца).

5.2.    Нормы расхода сырья и материалов по степени агрегации классифицируются на индивидуальные и групповые (средневзвешенные).

5.2.1. Индивидуальные нормы расхода материальных ресурсов устанавливают величину расхода нормируемого вида сырья и материалов на- производство единицы продукции (работы) (продукт в единицах массы или объема, деталь, сборочную единицу, изделие) для видов ж мест работ на конкретных предприятиях и определяются на основе технической или технологической документации.

Наррвмер: расход лесных материалов, проката черных металлов, взрывных материалов, бурового и горнорежущего инструмента для определенных условий очистного забоя или подготовительной выработки на конкретной шахте; расход металла и других материалов для изготовления определенного типоразмера какого-либо изделия на заводе или ремонтной базе (определенного типа скребкового конвейера, типоразмера железобетонной стойки, металлической рамы для крепления горных выработок и др.)„

Индивидуальные нормы устанавливают количеотвекный расход сырья и материалов не только в специфицированном, т.е. по сортам, типо-сорторазмерам, мартам, профилям, составу, но и в сводном виде - в целом по объекту.

5.2*2. Групповые нормы рассчитываются на аснове индивидуальных как средневзвешенные величины расхода сырья и материалов по установленной отраслевой номенклатуре на планируемые объемы производства одноименных видов продукции (вагонеток, железобетонных стоек для крепления горных выработок и др.) или работ по Министерству в целом, а при необходимости и по подотраслям, объединениям, предприятиям,

5.3.    Нормы потребности в оборудовании по степени агрегации классифшщруются на индивидуальные, групповые ж укрупненные:

- индивидуальные, рассчитываемые для низших уровней планирования (предприятие);

6

-    групповые .рассчитываемые путем усреднения индивидуальных норм для уровня производственного объединения;

-    укрупненные, получаемые путем агрегирования групповых норм и рассчитываемые на уровнях Всесоюзного объединения, Мияуглепрома УССР, Мжнуглепрома СССР*

5,4. По степени укрупнения номенклатуры сырья и материалов нормы расхода подразделяются на спецйфзщированяые (в номенклатуре для производства) ж сводные (в номенклатуре для планирования экономического и социального развития).

5.4.1. Специфицированные нормы - это расход на производство единицы продукции (работы) конкретных видов сырья ж материалов в ассортименте, т.е. по сортам, типосорторазмерам, маркам, профилям, составу.

В течение года в спего^щэдюванных нормах расхода оперативно отражаются текущие изменения конструкции изделия, рецептуры продукции, технологии производства, которые учитываются при обеспечении текущей потребности участков и цехов в материалах ж сырье, контроле за их расходом. По истечении года эти изменения суммируются ж учитываются в шдЕШИдуалъных нормах на производство единицы продукции (работы) при их пересмотре на планируемый год.

Изменения, не вызывающие увеличения утвержденных норм расхода, принимаются предприятиями без согласования с вышестоящими организациями. Изменения, вызывающие увеличение утвержденных норм расхода, допуска&згся только по согласованию с вышестоящей организацией.

5.4.2. Сводные нормы - это расход однородных видов сырья ж материалов на изготовление изделия или номенклатурной груши изделий, но которым ведется расчет потребности и составляются балансы при разработке планов экономического ж социального развития.

6. Нормы расхода сырья и материалов, потребности в оборудовании ж кабельных изделиях на производственные нужды по периоду действия подразделяются на годовые ж по годам пятнлетнего периода.

6.1.    Годовые нормы (индивидуальные, групповые) определяют среднегодовую плановую величину расхода сырья ж материалов на производство единицы продукции (работы), потребности в оборудовании ж кабельных изделиях на запланированный объем производства ж являются основой для определения плановой потребности производства в этих видах ресурсов при годовом планирований.

6.2,    Нормы расхода ж потребности по годам пятшеетнего периода разрабатываются по важнейшим видам сырья, материалов, оборудования и кабельных изделий на производство продукции (работ) по установ-

7

ленной номенклатуре и используются для балансовых расчетов при разработке планов экономического и социального развития на пятилетний период.

7. Состав норм расхода сырья и материалов устанавливается соответствующими отраслевыми методиками и инструкциями применительно к особенностям производства данного вида продукции (работы).

В нормах расхода на производство единицы продукции (работы) учитываются полезный расход (масса, теоретический расход) сырья и материалов, овеществляемых в составе данной продукции или теоретически необходимых для осуществления соответствующих производственных процессов (работ), а также отходы и потери, обусловленные установленной технологией производства.

Б норму расхода сырья и материалов на производственные нужды не включаются:

отходы и потери, вызванные отступлениями от технологии, регламентов, рецептур, а также различного рода неполадками в организации производства и снабжении;

отходы и потери, вызванные отступлениями от предусмотренного технической документацией сортамента, требований стандартов и технических условий по качеству сырья и материалов;

расход сырья и материалов, связанный с браком продукции, испытанием образцов, ремонтом*зданий и оборудования, изготовлением оснастки, инструментов, средств механизации и автоматизации, наладкой оборудования, упаковкой готовой продукции и другие виды расхода, прямо не относящиеся к изготонлению-щюдукции.

В. Нормы или нормативы выражаются фиксированными числовыми значениями и представляются в виде таблиц зависимости нормируемой величины от кормообразующих факторов с необходимыми пояснениями.

9. В случаях, когда нормы или нормативы должны рассчитываться для конкретных условий производства (например, нормы расхода материалов на 1000 т добываемого угля, норматив собственных оборотных средств, эксплуатационная производительность какого-либо типа добычного оборудования и цр.), руководством для такого расчета является инструкция (методика), представляющая собой нормативный документ, содержащий:

-    методические указания по расчету нормируемой величины с учетом основных нормообразующих факторов;

-    индивидуальные нормы (нормативы);

-    алгоритмы расчета, включающие содержательную и формализованную постановку задачи (описание методов решения с указанием ограничений на область применения, перечень и описание всей исходной информации и источники ее получения, формы входных и-выходных доку-

В

1