Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

53 страницы

Купить Методические рекомендации — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

  Скачать PDF

Оглавление

Значение субъективного фактора в проблеме загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта

Задачи обучения и воспитания населения по проблеме

Правовые основы гигиенической подготовки населения по проблеме

Система технико-гигиенического обучения и воспитания населения по вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта, ее организационное и методическое обеспечение

Система гигиенического обучения населения вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта

Основные организационные формы гигиенического обучения и воспитания населения по проблеме

Тематическая пропаганда через каналы массовой коммуникации

Устная пропаганда

Наглядные средства пропаганды

Пропагандистские кампании по проблеме

Показатели эффективности гигиенического обучения и воспитания населения по проблеме

Показатели эффективности пропаганды вопросов охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта

Литература

Научная литература

Научно-методическая литература

Научно-популярная литература

Наглядные пособия

Кинофильмы

Приложение 1. Комплексный план технико-гигиенического обучения населения вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта (примерная схема)

Приложение 2. Краткая характеристика приборов для определения токсичности отработавших газов карбюраторных двигателей

Показать даты введения Admin

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОР

ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА

1*79

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МОСКВА

Большое внимание улучшению образования в области окружающей среды уделяется в нормативно-правовых актах местных органов государственной власти и управления. Так, Моссовет решением от 16/П1-73 г. «Об усилении охраны и улучшении состояния окружающей среды в гор. Москве» обязал подведомственные ему отдел народного образования и управление кадров учебных заведений усилить внимание к преподаванию в школах и учебных заведениях основ природоведения, рационального использования и защиты окружающей природной среды. На руководителей автотранспортных главков возложена ответственность за обучение работников автопредприятий вопросам снижения токсичности выбросов двигателей автомобилей. Редакциям газет, телевидения и радиовещания также поручено усилить пропаганду знаний в области охраны окружающей среды.

По линии здравоохранения тематическую пропаганду регламентируют:

—    приказ Министра здравоохранения СССР № 315 от 25/IV-73 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»;

—    инструкция о работе санитарно-эпидемиологических станций по санитарному просвещению № 1206-74 от 9/XII-74 г.;

—    методические рекомендации М3 СССР № 1409-76 от 31/III-76 г. «Гигиеническая пропаганда в период подготовки и проведения декадника (месячника) по уменьшению загрязнения атмосферы города вредными выбросами автотранспорта»;

—    данные методические рекомендации.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР

1977 года «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» на министерства и ведомства возложена обязанность обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных на 1978—1980 годы комплексными планами и, в частности, планом по гигиеническому обучению и воспитанию населения. В последнем в адрес Министерств автомобильного транспорта и Минздрава СССР записано: «Разработать и внедрить наиболее действенные формы гигиенического обучения работников автохозяйств от выхлопных газов автомобилей».

По Минавтотрансу РСФСР в этой связи был издан приказ № 46 от 29/XI-77 г. «О мерах по совершенствованию системы гигиенической подготовки и повышению санитарной культуры работников автомобильного транспорта». Согласно приказу, в системе Минавтотранса обеспечивается руководство, организация и проведение гигиенического обучения рабочих, водителей,

ю

инженерно-технических работников с выделением для этого учебного времени без отрыва от производства и ежегодным охватом не менее 25% работающих. Гигиеническое обучение про* водится в системе профессиональной подготовки, повыщения квалификации, а также целевым назначением по программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР. Разработка рекомендаций по улучшению образования в области окружающей среды ведется странами — членами СЭВ и СФРЮ по специальной программе в рамках Соглашения о научно-техническом сотрудничестве по комплексной проблеме «Разработка мероприятий по охране природы» Вопросами образования в области окружающей среды занимаются МСОП, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие органы и организации, действующие в соответствии с нормами и принципами международного права.

Система технико-гигиенического обучения и воспитания населения по вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспортаг ее организационное и методическое обеспечение

Полнота использования подготовки различных групп специалистов для их технико-гигиенического обучения по проблеме может быть обеспечена в рамках их формального и неформального образования через:

обучение в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

обучение в системе профессиональной подготовки и целевым назначением на производстве;

факультативную гигиеническую подготовку лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта;

санитарно-просветительные мероприятия среди определенных кругов населения (смотрите схему), Данная система учитывает специфику обучаемых контингентов, мест приложения пропаганды и основных ее организационных форм. Однако эта система будет действующей только при соответствующем методическом и организационном ее обеспечении, а также при правильной поэтапной организации управления гигиеническим обучением.

Управление системой технико-гигиенической пропаганды по проблеме является обязанностью санитарно-эпидемиологических

U

СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОПРОСАМ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА

ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

подготовки

И ЦЕЛЕВЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

О

О

КОНТИНГЕНТЫ

СТУДЕНТЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ И Автодорожным зов, УЧАЩИЕСЯ АВТОМЕХАНИЧЕСКИХ И автодорожным техникумов; УЧАЩИЕСЯ ПТУ; УЧАЩИЕСЯ КУРСОВ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ

КОНТИНГЕНТЫ

ИТР АВТОПРЕДПРИЯТИЙ; ЛИЦА,СВЯЗАННЫЕ С РЕМОНТОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВТОТРАНСПОРТА; ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСПЕКТОРЫ ГАИ

<5

О

МЕСТА ПРИЛОЖЕНИЯ

ВУЗЫ, СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕ-ДЕННв СИСТЕМЫ МИМАВТОТРАИСА, ЫИНАВТОЛРОМА» МИНАВТОДОРА; ПТУ; КУРСЫ подготовки ВОДИТЕЛЕЙ /ДОСААФ и др./

МЕСТА ПРИЛОЖЕНИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ КОМБИНАТЫ; УЧЕБНЫЕ ПУНКТЫ ПРИ ОБЪЕКТАХ; ШКОЛЫ МИЛИЦИН (ШКОЛЫ ГАИ)

о

о

ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Сочные, очно-Заочные, заочные) лекции; семинарские и курсовые занятия;

ЗАНЯТИЯ ТИПА УРОКА, КОНФЕРЕНЦИИ

ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Точные, очно-заочные, заочные)

ЗАНЯТИЯ ТИПА УРОКА, СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ИНСТРУКТАЖИ; НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ; ПУБЛИКАЦИИ В МНОГОТИРАЖНОЙ ПЕЧАТИ, РАДИОТРАНСЛЯЦИИ,КИНОПРОПАГАНДА, ВЫСТАВКИ ЛИТЕРАТУРЫ; АННОТИРОВАННЫЕ КАРТОТЕКИ

О

О

ЛИЦА, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ К ПРОПАГАНДЕ

ПРОТВОООПС КО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

кафедр охраны титл; преподаватели предмета «охрана труда»; НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ НИИ АВТОТРАНСПОРТА

ЛИЦА, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ К ПРОПАГАНДЕ

САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ, ОБЛАСТНЫХ СЭС; медицинские и инжемерно-ТЕХН*НЕСКИЕ работники; обслуживающие

автопрсдприятмя; госавтоинспекторы

12

ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦ, СВЯЗАННЫХ С РЕМОНТОМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВТОТРАНСПОРТА

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СРЕДИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КРУГОВ НАСЕЛЕНИЯ

О

О

КОНТИНГЕНТЫ работники автотранспортных управлений, работники АВТОПРСДПРИЯТИЙ; СЛУЖБА ГАИ, 061ЦССТМИНЫС АВТОИНСПЕКТОРЫ; ОСИ; ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ИНСПЕКТОРЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ АВТОТРАНСПОРТА

КОНТИНГЕНТЫ

НАСЕЛЕНИЕ, ПРОЖИВАЮЩЕЕ В РАЙОНЕ С ПОВЫШЕННЫМ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (КОНТИНГЕНТЫ С «ФАКТОРОМ РИСКА»]; АВТОЛЮБИТЕЛИ; ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫЕ В СИСТЕМЕ АВТОСЕРВИСА

О

О

МЕСТА ПРИЛОЖЕНИЯ учебные пункты; автопред приятии; ДОМА КУЛЬТУРЫ; СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛВТОМ ОБИ ЛЕЙ;

КУРСЫ ДОСААФ; ОБЩЕСТВА АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

МЕСТА ПРИЛОЖЕНИЯ микрорайоны; ж эн и; двтодормехбаэы бензоколонки, ГАЗОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ,ПЛАТНЫЕ АВТОСТОЯНКИ, КООПЕРАТИВНЫЕ ГАРАЖИ

О

<5

ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ (очные,очно*заочные, заочные)

ЛЕКЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА; НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ; факультеты; шиолы; текстовые ИНСТРУКТАЖИ; ККМОПРОГАГАНДА; наглядная агитация; выставки литературы; аннотированные КАРТОТЕКИ

ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

РАДИО- и телепередачи; публикации в прсс-СЕ^ВЫПУСК ТЕМАТИЧЕСКОЙ С АНПРОС BE ТЛ К ТЕРАТУРЫ ‘ КИНОДЕМОНСТРАЦИИ, ВЫСТАВОЧНАЯ

И ЛЕКЦИОННАЯ пропаганда; месячники /декад-НИКкУПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХ А ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТОМ

о

о

ЛИЦА, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ К ПРОПАГАНДЕ

лекторы НТО; лекторы общества «Знание»;

ПРЕПОДАВАТЕЛИ АВТОДЕЛА; САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ И МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ; ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ . АВТОЛ РСДЛ РИЯТИ Я

ЛИЦА, ПРИВЛЕКАЕМЫЕ К ПРОПАГАНДЕ

САНИТАРНЫЕ ВРАЧИ, ИТР, РАБОТНИКИ ГАИ; НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ НИИ АВТОТРАНСПОРТА

и гигиены; лекторы НТО; лекторы общества «Знание»

13

станций и домов санитарного просвещения н состоит из четырех этапов:

I    этап. Изучение состояния проблемы.

Анализ состояния загрязнения воздушного бассейна выбросами автотранспорта;

анализ результатов изучения санитарной культуры различных групп населения по проблеме;

анализ состояния пропаганды вопросов оздоровления воздуха городов от загрязнения выбросами автотранспорта (охват обучением, используемые каналы информации, формы пропаганды; обеспечение медицинских и немедицинских учреждений литературой и наглядной агитацией по проблеме).

II    этап. Разработка санитарно-просветительных мероприятий.

Включение вопросов пропаганды по данной проблеме в директивные документы:

разработка, обсуждение, утверждение планов технико-гигиенической пропаганды по проблеме, обеспечение ими подведомственных учреждений;

разработка критериев эффективности тематической пропаганды;

разработка методических и популярных материалов по проблеме.

III    этап. Подготовка системы технико-гигиенического обучения населения.

Формирование сети обучения;

введение в систему необходимых компонентов для организации работы:    подготовка    кадров, материально-техническое

оснащение учреждений.

IV    этап. Контроль за выполнением намеченных мероприятий.

Оценка эффективности проведенной работы;

сдвиг в показателях, отраженных на I этапе.

Методическое обеспечение тематической пропаганды возлагается на дома санитарного просвещения, в функции которых входит:

изучение уровня и динамики санитарной культуры населения по проблеме (смотрите раздел «Показатели эффективности») ;

определение роли субъективного фактора в решении проблемы (анализ показателей, зависимых от гигиенического поведения лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта);

14

подготовка инструктивно-методических материалов (рекомендации, письма, материалы в помощь лектору, программы) по профильной пропаганде;

подготовка кадров по методике технико-гигиенической пропаганды.

Организация технико-гигиенической пропаганды вопросов охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта в условиях крупного города координируется: городским отделом здравоохранения (СЭС, ДСП); управлением внутренние дел горисполкома (ГАИ); городским обществом охраны природы (отдел пропаганды); секцией по охране атмосферного воздуха межведомственных советов по охране природы при горисполкоме.

Планирование гигиенического обучения населения по проблеме осуществляется отдельными организациями, координирующими ее, либо, что более эффективно, проблемными комплексными планами (смотрите приложения).

Основные организационные формы гигиенического обучения и воспитания населения по проблеме

Внедрение в сознание людей чувства заинтересованности и озабоченности по отношению к окружающей среде и связанным с нею проблемам (усвоение знаний, умений, отношений, убеждений и уверенности в отношении охраны окружающей среды) становится возможным только тогда, когда система природоохранительного просвещения одновременно служит исходной точкой и природоохранительного воспитания. В формировании правильного гигиенического поведения человека в вопросах профилактики загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта гигиеническая подготовка играет решающую роль. Наряду с обучением, о котором рассказывается ниже, немаловажным является организация воспитывающей гигиенической ситуации, то есть преднамеренное создание условий и обстоятельств, которые бы максимально способствовали гигиеническому воспитанию человека. Под этим подразумевается: обеспечение автопредприятик современными приборами по замеру токсичности и дымности отработавших газов автомобилей; обеспечение автопредприятий оборудованием для регулировки двигателей по токсичности, запчастями к двигателю внутреннего сгорания;

плановый систематический контроль за техническим состоянием автопарка;

15

широкий диапазон мер поощрения и наказания лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта, за соблюдение ГОСТов, регламентирующих ограничение токсичности выбросов автотранспорта;

привлечение общественных организаций к решению проблемы и т. д.

Воспитывающая гигиеническая ситуация на автопредприя-ткях должна дополняться воспитывающей гигиенической ситуацией на дорогах. 60,2% госавтоинспекторов, попавших в массив проводимого ЦНИИСП исследования, считают целесообразным с воспитательной точки зрения за превышение СО в отработавших газах делать владельцу (водителю) автотранспорта «просечку» в «талоне предупреждений к водительскому удостоверению». Уже сейчас в практике работы ГАИ к водителям, автотранспорт коюрых превышает нормативный уровень токсичности выбросов, применяются следующие меры наказания или порицания: устное замечание, сообщение в автохозяйство, к котсфому приписан автомобиль, снятие номерного знака, штрафные санкции. Назрела необходимость экзаменовать водителя, получающего водительские права или пересдающего Правила дорожного движения, по вопросам о мерах снижения токсичности отработавших газов.

Вовлечение лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта, в ситуацию, где есть все объективные предпосылки для решения проСлемы и где их действия находятся под контролем, потребует от них лишь умения использовать ранее полученные знания, принимать соответствующие решения.

В пропаганде вопросов профилактики загрязнения атмос* ферно'го воздуха выбросами автотранспорта могут применяться все известные формы и средства санитарного просвещения. При этом наилучший эффект воздействия следует ожидать при умелом сочетании последних, их комплексном и комбинированном использовании.

Проведенное сотрудниками ЦНИИ санитарного просвещения специальное исследование пэ изучению конкурентоспособности используемых в практике форм и средств гигиенического обучения населения по проблеме позволили расположить их по силе воздействия в следующем логическом порядке: телевидение, кинопропаганда, печать, радиопропаганда, месячник, лекции, популяризация нормативных документов, изучение инструкции по регулировке двигателя. Исследование показало, что индекс популярности телепропаганды и кинопропаганды высок у всех групп специалистов. За пропаганду через печать ратуют, в основном, инженерно-технические и медицинские работ-

16

ники. Высокий индекс популярности радиопропаганды поддерживается за счет 40% водителей. Изучение нормирующих выброс государственных стандартов считают целесообразным, в основном, инженерно-технические работники автопредприятий и врачи СЭС. Водители же видят в этом необходимость только в 5,3% случаев.

Изучение популярности форм тематической пропаганды является важной предпосылкой их эффективного использования, так как в зависимости от шкалы общественного предпочтения, от интереса специалистов к тому или иному каналу информации должна планироваться дифференцированная гигиеническая подготовка населения по проблеме.

Как показывает практика, пропагандистская работа по проблеме оказывается менее эффективной, нежели систематическое обучение. Обучение может формировать не только ориентировочные знания, но и через систему знаний — экологическое мышление. В этом смысле очень важным является обучение по проблеме в системе формального образования специалистов на всех этапах их подготовки:    ПТУ, техникум, ВУЗ.

Функция службы санитарного просвещения здесь сводится лишь к контролю за учебными программами и выполнением часовой нагрузки по теме. Что же касается технико-гигиенического обучения населения в системе профессиональной подготовки и целевого назначения на производстве, то служба санитарного просвещения не только ведет контроль за ним, но и отвечает за его организационное и методическое обеспечение, а санитарно-эпидемиологическая служба принимает непосредственное участие в* его проведении.

Курсовая гигиеническая подготовка. В отличие от апробированных форм курсового гигиенического обучения, когда содержание излагается только медицинскими работниками, обучение вопросам санитарной охраны атмосферного воздуха может проводиться двумя специалистами: медицинским и инженерно-техническим работниками. Такое положение оправдано психологическими особенностями аудитории, в которой проводится обучение. Сознательный, познавательный интерес к проблеме у адресата пропаганды формируется при условии, если содержание обучения является, во-первых, субъективно значимым для него и, во-вторых, доступно в изложении. В проблеме загрязнения воздуха городов вредными выбросами автотранспорта наибольшее опасение вызывает угроза здоровью человека. Здоровье занимает важнейшее место в системе социальных ценностей. Этот компонент является субъективно значимым для слушателей.

17

Субъективно значимой является и проблема сохранения природной среды. Естественно поэтому, что на успех обучения работников автопредприятий мерам оздоровления атмосферного воздуха можно рассчитывать, если программа обучения построена на медико-экологических позициях. Ведущими вопросами в курсовой технико-гигиенической подготовке по проблеме, таким образом, должны быть: действие отработавших газов автомобилей на здоровье человека и действие автомобильного выброса на окружающую среду. Если эта часть проблемы будет осознана слушателями, то у них появится внутреннее побуждение к действию, т. е. цель. Следующий этап — этап осуществления цели, в связи с чем работники автопредприятий должны знать о доступных им способах санитарной охраны атмосферного воздуха. Поэтому программа обучения должна включать в себя такие вопросы, как мероприятия по охране воздушного бассейна городов от загрязнения отработавшими газами; причем и, главным образом, те, которые выполнимы сегодня в условиях крупного города. Программа обучения практически состоит из двух частей, находящихся соответственно в компетенции врача и инженерно-технического работника. Врач вводит слушателей в проблему, раскрывает ее методологические основы и возбуждает у них познавательный интерес. Инженер подробно останавливается на средствах снижения токсичности выбросов автотранспорта. Обучение может проводиться как очно, так и очно-заочно, когда слушатели наряду с получением знаний от преподавателя могут готовиться по программе сами по напечатанным для них тематическим материалам.

Количество часов, отведенное на очную часть программы, не должно превышать 8 часов. Программами гигиенической подготовки водителей и рабочих ремонтной службы Минавто-транса РСФСР на вопросы охраны атмосферного воздуха от загрязнения автотранспортом предусмотрено 2 часа, программами гигиенического обучения ИТР предприятий автомобильного транспорта — 4 часа.

Экспериментальное обучение по проблеме, проведенное на автопредприятиях сотрудниками ЦНИИСП, показало целесообразность объяснения материала слушателям с помощью демонстрационных слайдов, использования на первом, вступительном, занятии кинофильма «Чистый воздух и автомобиль» и на заключительном занятии кинофильма «Внимание: автомобильные газы».

Желательно, чтобы в период обучения на автопредприятии была усилена функция контроля за работой по регулировке двигателей на рациональный минимум содержания СО в отра-

18

ботавших газах* проводились массовые замеры токсичности отработавших газов автомобилей при выезде их на линию, была усилена наглядная агитация по проблеме, всем водителям выдавались памятки «Долг каждого водителя», руководство автопредприятия проводило оперативные совещания о ходе гигиенической подготовки работающих.

При обучении по 8-часовой программе можно рекомендовать следующее распределение учебных часов.

Хз занятия

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Проблемы охраны окружающей среды. Охрана атмосферного воздуха в СССР.

1

Кинофильм «Чистый воздух и автомобиль»

0,5

Автотранспорт как источник загрязнения атмосферного воздуха

0,5

2

Факторы, от которых зависит токсичность двигателей внутреннего сгорания. Действие токсичных компонентов отработавших газов на здоровье человека и состояние окружающей среды.

2

3

Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта. Нормирование состава отработавших газов. Организация контрольно-регулировочных работ.

2

4

Меры по снижению токсичности отработавших газов на рабочих* местах.

0,5

Кинофильм — «Внимание: автомобильные газы»

0,5

Зачет

1

Итого: . . -

8

На первом занятии важно выделить социальный характер проблемы загрязнения воздуха выбросами автотранспорта, показать, что социализм создает благоприятные условия и неограниченные возможности для оздоровления окружающей среды, ее сохранения и улучшения, рассказать о природоохранном законодательстве в нашей стране. Перейдя к проблеме, следует подчеркнуть, что автотранспорту как источнику загряз-

19

УДК 656.13 : 614.711:374


Методические рекомендации разработаны Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР

© Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва, 1979.


нения воздушной среды присущ ряд отличительных особенно-* стей:

во-первых, численность автомашин в крупных городах быст-ро растет, увеличивается и интенсивность эксплуатации транспорта, что сопровождается ростом валового выброса вредных продуктов в атмосферу;

во-вторых, автомобиль является передвижным источником загрязнения атмосферы и встречается в жилых районах города и местах отдыха населения;

в-третьих, автомобильный выброс поступает в приземный слой воздуха, где его рассеивание в условиях городской застройки затруднено, и все загрязнение находится на уровне дыхания человека;

в-четвертых, современные возможности ограничения токсичности выбросов автотранспорта еще не в состоянии обеспечить желаемую степень оздоровления атмосферы.

Подробно нужно остановиться на местах образования вредных выбросов автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и с дизельным двигателем, на составе отработавших газов автомобилей, их токсичности и дымности, рассказать об условиях прохождения и сущности фотохимических реакций в атмосфере.

На втором: занятии внимание слушателей останавливают на факторах, от которых зависит токсичность двигателей внутреннего сгорания. Их следует преподнести так, чтобы обучаемые могли увидеть те моменты образования продуктов неполного сгорания топлива, которые зависят от гигиенического поведения человека. Особенно важно показать влияние технического состояния и регулировки двигателя на уровень токсичности отработавших газов. Менее подробно, практически вскользь, следует говорить об уровне концентрации загрязнителей в атмосферном воздухе в зависимости от интенсивности автомобильного движения, ширины магистрали, ее рельефа, сезона, времен ни суток.

Что касается вопроса о действии отработавших газов на здоровье человека и окружающую среду, то его нужно считать «краеугольным камнем» технико-гигиенической подготовки. Излагать его следует так, чтобы озадачить слушателей, застан вить их задуматься над проблемой, но не испугать.

Преподавателю при объяснении данной темы не должно изменять чувство меры. Влияние на здоровье человека отработавших газов автотранспорта не должно рассматриваться изолированно, поскольку они являются только одним из многих источников загрязнения городов. Однако на отдельные компоненты автомобильного выброса, присутствие которых в атмос*

20

УТВЕРЖДАЮ Начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР

В. £. КРВШИЛО

б июня 1978 г.

Главным врачам санитарно-эпидемиологических станций Главным врачам домов санитарного просвещения

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ПРОБЛЕМЕ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА

Методические рекомендации

Здоровье человека находится в прямой зависимости от состояния окружающей его среды, в частности, от уровня загрязнения атмосферного воздуха. Одним из источников этого загрязнения является автомобиль, выбросы которого составляют в общем балансе значительную долю: в ряде городов высокоразвитых капиталистических стран 57—95%.

Бурные темпы автомобилизации, увеличение интенсивности эксплуатации транспорта в нашей стране могут в ближайшие годы привести к росту загрязнения воздуха городов отработавшими газами автомобилей. В этой связи проблема оздоровления атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта становится особенно актуальной.

Возможно несколько путей ее решения как за счет осуществления различных градостроительных и планировочных приемов, так и за счет технологических и организационных мероприятий.

В настоящее время наиболее реальным и экономически оправданным средством снижения выброса токсичных веществ с отработавшими газами автомобилей является осуществление мероприятий по улучшению технического состояния автотранспорта и проведение контроля за его техническим обслуживанием. 2

На практике эти средства используются неоправданно слабо, что в 30% случаев является следствием неправильных навыков и ошибочного поведения лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта. В этой связи одним из важнейших условий эффективности осуществления мер санитарной охраны атмосферного воздуха является гигиеническое обучение и воспитание указанных контингентов, призванное обеспечить экологическую культуру их производственной деятельности и поведения.

Значение субъективного фактора в проблеме загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта

Качество и своевременность выполнения технического обслуживания автомобилей, правильность эксплуатации автотранспорта как важнейшее условие снижения токсичности отработавших газов обеспечивают люди, их опыт, знания, навыки, квалификация и поведение. От людей зависит и качество регулировочных операций, и уровень организации борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и воздушной среды кабин автомобилей на автопредприятиях, и многие другие аспекты решения проблемы.

При этом роль субъективного (личностного) фактора не однозначна: от руководителя автопредприятия зависит решение проблемы в рамках подчиненного ему целого хозяйства, от начальника ремонтной зоны — подчиненного ему участка, от водителя — снижение токсичности выбросов только одного автомобиля, эксплуатируемого им самим. Личностный фактор в данной проблеме не только ранжируется в зависимости от административного положения лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта, но и рассматривается раздельно для лиц, ведущих инспекционную проверку автотранспорта, а также лиц, контролирующих санитарное состояние атмосферного воздуха.

Роль субъективного фактора может меняться в зависимости от некоторых объективных предпосылок: степени разработанности и доступности к внедрению способов снижения токсичности выбросов автомобилей, от наличия измерительных приборов, нормативных документов, запасных частей и т. д. С другой стороны, субъективный фактор может изменять объективные ситуации: ускорять разработку и совершенствование методов охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автомобилей. Следовательно, долю субъективного фактора в решении 1

проблемы нельзя считать раз и навсегда установленной и стабильной, она периодически должна подвергаться переоценке с учетом региональных условий и достижений научно-технического прогресса. Вычленение роли субъективного фактора, изучение уровня и динамики санитарной культуры населения по проблеме является отправным моментом в организации тематической пропаганды, так как без этого становится невозможным определить ее содержание, методику, направленность и эффективность.

Проведенная. Центральной научно-исследовательской и конструкторско-технологической лабораторией токсичности двигателей большая статистическая работа показала, что девяносто и более процентов новых отечественных автомобилей массовых моделей может укладываться в требования ГОСТа 16533-70. В действительности в эксплуатации находится огромное количество разрегулированных автомобилей, выброс которых значительно превышает нормативный уровень токсичности: 65% автомобилей серийного производства имеют в среднем концентрацию окиси углерода в выбросе 6—7%. Причиной такого положения является отсутствие в эксплуатации контроля за составом отработавших газов, выполнение регулировочных и наладочных операций на двигателях автомобилей без одновременного газового анализа, недостаток запасных частей топливной аппаратуры, умышленное изменение регулировок для удовлетворения каких-либо особых условий эксплуатации.

Регулировочные работы в эксплуатации автомобилей имеют большое значение как с точки зрения безопасности движения, экономичности, долговечности автомобилей, так и с санитарной точки зрения — уменьшения шума, загрязнения воздуха и т. п. Последнее обстоятельство часто выпадает из поля зрения организаций, эксплуатирующих автомобили.

При изучении состояния технического обслуживания транспорта в автопредприятиях ряда городов оказалось, что у 45% автомашин такси и 49% автомашин индивидуального пользования содержание окиси углерода в отработавших газах после технического обслуживания превысило допустимые нормы.

Был констатирован и другой факт: согласно литературным данным отрегулированность карбюратора на нормативное содержание окиси углерода не должна изменяться от одного ТО-2 до другого, между тем, у автомашин такси с увеличением длительности пробега после ТО-2 несколько увеличивается содержание окиси углерода в отработавших газах. Как выяснилось, это было связано с самовольным регулированием карбюратора водителями машин.

5

Если имеет место самовольная регулировка дизельного двигателя, это сказывается на оптической плотности выбрасываемого им дыма. Желая повысить мощность двигателя, некоторые водители дизельных автомобилей самовольно повышают подачу топлива, не представляя себе, что увеличивая количество подаваемого топлива на 10%, они добиваются роста мощности только на 3%, а интенсивность дымления тем самым усиливают на 80%. Водители панелевозов, работающих с большой нагрузкой, очень часто прибегают к увеличению цикловой подачи топлива, повышая тем самым дымность отработавших газов двигателей. Количество дыма, поступающего в атмосферу от дизельных двигателей, в значительной степени зависит от исправности двигателя и вспомогательного оборудования, от ухода за двигателем, от своевременности его регулировки и профилактического ремонта, а также от умелого управления машиной.

Манера вождения автомобиля (плавно или рывками, частота использования стартера и т. п.) существенно влияет на объем выделяемых машиной вредных примесей.

Опыт водителя проявляется, прежде всего, сдержанностью и плавностью хода. Подсчитано, что интенсивность и количество торможений у опытного и неопытного водителей соотносится, как 1 :5. Естественно это сказывается на токсичности отработавших газов. Водители порой не только не применяют умелого и экономичного вождения автомобилей, но даже и не знают тех рекомендаций, использование которых позволило бы ограничить вредный выброс автотранспорта. Они превышают скорость движения, допускают длительную работу двигателя на режимах полной нагрузки, на режимах принудительного холостого хода, не выбирают рациональные маршруты движения и т. д.

Довольно распространенным явлением можно считать работу двигателя на холостом ходу во время стоянок автомобиля, отдых водителей в кабине автомобиля при работающем двигателе. Без учета токсичных режимов работы автомобиля многие водители оставляют автомашины на стоянке выпускной трубой к тротуару, обдавая прохожих при старте наиболее ядовитыми продуктами неполного сгорания топлива.

Одной из частых причин повышенного выделения вредных выбросов автотранспортом является использование неоднородного топлива. В то же время нередко проверки качества топлива на бензоколонках показывают его несоответствие государственному стандарту. Причиной этому является бесхозяйственность: заполнение топливом одной марки емкости, в которой раньше хранилось топливо другой марки, засорение емкости, несоблю-

6

дение режимов хранения топлива, разбавление топлива, определение сортности бензина «на глаз» и т. д.

Повышенной токсичностью обладают и отработавшие газы двухтактных мотоциклетных двигателей, заправляемых водителями увеличенной по сравнению с нормой порцией масла, добавленного в бензин. Некоторыми водителями, даже в условиях повышенной загазованности в карьерах, допускается снятие с глушителя или поломка дорогостоящих нейтрализаторов. С точки зрения водителя они мешают достижению максимального количества ездок, что снижает величину его заработной платы. По вине водителей теряют свою эффективность разрегулированные газомобили.

С учетом того, что валовый токсичный выброс одного загруженного грузового автомобиля меньше суммарного выброса отработавших газов двух малозагруженных автомобилей, холостые пробеги машин становятся неоправданными не только с экономической, но и экологической точки зрения.

От работников автопредприятий зависит и уровень организации контрольно-регулировочных работ, и качество мероприятий, направленных на оздоровление условии труда водителя. Исследование, проведенное сотрудниками ЦНИИСП, показало, что несмотря на требования государственного стандарта, только на 37,2% автопредприятий организован пост токсичности выбросов автомобилей, выделено ответственное лицо за контролем и регулированием автомобилей по токсичности. Не узаконен круг лиц, которым вменяется в обязанность производство замеров содержания окиси углерода в выбросе автомобилей. Этим занимается и мастер, и работник ОТК, и карбюраторщик, и автослесари. Причем лица, которым поручен замер, в 70,1% случаев не проходят специального обучения, а лишь знакомятся с инструкцией к прибору самостоятельно.

Данные анкетирования восьми с половиной тысяч специалистов, в силу служебных обязанностей сталкивающихся с данной проблемой (инженерно-технические работники автопредприятий, водители, работники ГАИ и др.), свидетельствуют о том, что проблему загрязнения воздуха городов выбросами автотранспорта опрошенные специалисты считают серьезной в 87,5% случаев, однако по изучаемому вопросу они осведомлены недостаточно. Роль гигиенического обучения водителей в вопросах ограничения токсичности отработавших газов по мнению специалистов велика, но при этом эффект зависит в 22,5% случаев от .материального стимулирования водителей, в 26,2% — от уровня классности и профессиональной подготовленности, в 43,5% — от развитого у водителя чувства общественного долга.

7

Интересно, что 84% водителей не верят в возможность сниже-ния токсичности выбросов автомобилей доступными способами.

Очень низкий процент работников автопредприятий разбирается в существе понятия «токсичность», в отличие его от «дымности», около 20% знают состав отработавших газов, меньше 10% — признаки воздействия отработавших газов на здоровье, только 80% — о нормировании токсичности выброса автомобиля и о влиянии на токсичность регулировки двигателя, лишь 10—20% автотранспортников видят возможность личного участия в оздоровлении атмосферного воздуха. Естественно, что без правильного понимания особенностей образования и выделения в атмосферный воздух токсичных продуктов двигателя внутреннего сгорания, без убеждения в необходимости охраны окружающей среды нельзя рассчитывать на активное и сознательное участие лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта, в санитарной охране атмосферного воздуха. Необходимой предпосылкой серьезного подхода указанных контингентов к природоохранительным мероприятиям является их гигиеническое обучение и воспитание, которое должно быть включено в рамки всей системы формального и неформального образования на всех уровнях.

Задачи обучения и воспитания населения по проблеме

Для санитарного просвещения населения по вопросам охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотран-спорта могут быть сформулированы три основные задачи.

1)    Знакомить специалистов, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта, с проблемой и принципами охраны атмосферы от загрязнений; пытаться формировать сознательное и ответственное отношение указанных лиц к охране своего здоровья и здоровья всего общества.

2)    Добиться, чтобы работники автотранспорта, водители личных автомобилей и сотрудники ГАИ не только участвовали в общественных мероприятиях по оздоровлению атмосферы от выбросов автотранспорта, но и активно выступали со своими предложениями по улучшению работы всех заинтересованных в этом деле организаций.

3)    Обеспечить тесное сотрудничество между официальными лицами, ответственными за охрану атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта, и лицами, от гигиенического поведения которых зависит уровень борьбы с токсичностью отработавших газов.

8

Правовые основы гигиенической подготовки населения по проблеме

Гигиеническое обучение и воспитание населения по проблег ме как часть образования в области охраны окружающей среды регулируется большой совокупностью различающихся по юридической силе, но единых по целям и задачам правовых норм.

Основополагающими являются положения Конституции СССР, регламентирующие образование граждан и меры улучшения окружающей среды в нашей стране. Эти положения отражаются и развиваются в текущем законодательстве в подзаконных нормативно-правовых актах следующим образом. Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании от 19/VI1-73 г. закрепляют цель народного образования — подготовку строителей нашего общества, готовых беречь и охранять природу. Постановлением Верховного Совета СССР от 20/IX-72 г. «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» Совету Министров СССР поручено разработать мероприятия, предусматривающие подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов в области защиты природной среды. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 29/XII-72 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» определили широкую программу работ по улучшению образования и подготовки специалистов в вопросах охраны окружающей среды. В данном постановлении говорится: «Считать необходимым усилить среди населения распространение знаний по охране природы и разъяснение важности рационального использования ее богатств... Министерства и ведомства, в ведении которых находятся учебные заведения, должны усилить внимание к преподаванию основ... защиты окружающей природной среды».

Закон об охране природы в РСФСР от 27/Х-60 г. и аналогичные законы ряда других союзных республик предусматривают включение преподавания основ охраны природы в школьные программы и соответствующие разделы учебников, введение обязательных курсов охраны природы и воспроизводства ее ресурсов в высших и средних специальных учебных заведениях с учетом их профиля.

Вопросы образования в области окружающей среды регламентируются уставами республиканских обществ охраны природы.

9

1

2