Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Документ предназначен для нормирования труда слесарей по ремонту автомобилей, занятых разборочно-сборочными работами и ремонтом автобусов, а также жестянщиков, газосварщиков, наплавщиков пластмассы на металл, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, маляров и мойщиков. Нормы времени рекомендуются для применения на авторемонтных заводах отраслей народного хозяйства, независимо от ведомственной подчиненности
Общая часть
Организация труда
Нормативная часть
Раздел 1. Разборочные работы
§ 1. Снятие электрооборудования
§ 2. Разборка кузова
§ 3. демонтаж внешней отделки кузова
§ 4. Снятие стекол
§ 5. Разборка автобуса
§ 6. Снятие пневмооборудования
Раздел 2. Разборка агрегатов и узлов шасси автобуса
§ 7. Разборка двигателя
§ 8. Разборка водяного насоса
§ 9. Разборка масляного насоса
§ 10. Разборка маслоприёмника и масляного фильтра
§ 11. Разборка сцепления
§ 12. Разборка компрессора
§ 13. Разборка коробки передач
§ 14. Разборка карданного вала
§ 15. Разборка переднего моста
§ 16. Разборка заднего моста
§ 17. Разборка рулевого управления
Раздел 3. Сборка агрегатов и узлов шасси автобуса
§ 18. Сборка рулевого управления
§ 19. Сборка заднего моста
§ 20. Сборка переднего моста
§ 21. Сборка коробки передай
§ 22. Сборка карданного вала
§ 23. Сборка водяного насоса
§ 24. Сборка маслоприемника я масляного фильтра
§ 25. Сборка масляного насоса
§ 26. Сборка компрессора
§ 27. Сборка сцепления
§ 28. Сборка двигателя
§ 29. Обкатка и испытание двигателя на стенде
§ 30. Сборка кузова
§ 31. Монтаж внешней отделки
§ 32. Установка стекол
§ 33. Сборка автобуса
§ 34. Установка электрооборудования
Раздел 4. Ремонтные работы
§ 35. Подготовка кузова автобуса к ремонту
§ 36. Ремонт каркаса основания (695Е-5102010)
§ 37. Ремонт облицовки кузова
§ 38. Ремонт каркаса кузова
§ 39. Ремонт каркаса крыши
§ 40. Ремонт дверей
§ 41. Ремонт остова сидения водителя
§ 42. Ремонт остова двухместного сидения
§ 43. Ремонт остова сидения кондуктора
§ 44. Ремонт санитарной дверки
§ 45. Ремонт дверки запасного колеса
§ 46. Ремонт бампера
§ 47. Ремонт арматурного щитка
§ 48. Ремонт дверки аккумуляторного люка
§ 49. Ремонт дверки мотоотсека
§ 50. Ремонт каркаса основания кузова
§ 51. Окраска кузова
Раздел 5. Ремонт топливной аппаратуры и электрооборудования
§ 52. Разборка карбюратора
§ 53. Сборка карбюратора
§ 54. Ремонт генератора переменного тока типа Г2-В
§ 55. Ремонт выпрямителя переменного тока типа РС-300
§ 56. Ремонт стартера СТ 130
§ 57. Ремонт электрооборудования
§ 58. Ремонт стеклоочистителя
§ 59. Ремонт электропроводов
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
19.05.1976 | Утвержден | Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы | 128 |
---|---|---|---|
Разработан | Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР | ||
Принят | ВЦСПС |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ПРИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ АВТОБУСА ЛАЗ-695Е В УСЛОВИЯХ АВТОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
Москва — 1977
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ПРИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Утверждено:
Государственньим комитетом
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Постановление А§ 128 от 19 мая 1976 г.
ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА РЕМОНТ АВТОБУСА ЛАЗ-695Е В УСЛОВИЯХ АВТОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
Рис. 9. Типовая схема планировки рабочего места сборки коробки передач. 1 — пресс гидравлический; 2 — стеллаж; 3 — верстак; 4 — стенд для сборки КПП; 5 — стенд для обкатки КПП; 6 — площадка для готовой продукции |
| ||||||||||||||||||||
§ 1. СНЯТИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ |
| ||||||||||
* Наименование профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» в сборнике дано сокращенно — «слесарь». |
0,05
0,14
0,10
0,09
0,04
0,06
0,06
С к |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица объема работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
3 |
Выключатель сигнала кондуктора |
Вывернуть винты крепления, отсоединить клеммы проводов и снять выключатели сигнала кондуктора |
Выключа тель |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,07 |
4 |
Плафон кабины водителя |
Открепить и снять ободок, рассеиватель, лампу, корпус плафона с отсоединением клемм проводов |
Плафон |
Пассатижи, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,04 |
5 |
Пучок проводов маршрутных фонарей |
Вынуть лампы из патронов плафонов, отсоединить и снять пучок проводов маршрутных фонарей |
Комплект |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
6 |
Головка переключателя стеклоочистителя |
Вывернуть стопорные винты и снять головки переключателей стеклоочистителей |
Головка переключателя |
То же |
Слесарь — 2 |
0,03 |
7 |
Крышка кожуха |
Вывернуть винты крепления и снять крышку кожуха соединительных панелей ПС-2А |
Крышка |
» |
Слесарь — 2 |
0,02 |
8 |
Панель ПС-2А соединительная |
Вывернуть винты крепления, отсоединить клеммы проводов пучка щитка приборов главного пучка; вывернуть винты и снять панели ПС-2А соединительные четырехклеммные |
Комплект |
Слесарь — 2 |
0,10 |
|
0,05 |
09
У
№ п/п |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица объема работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
17 |
Плафон инструментального ящика и выключатель |
Вывернуть винты крепления, отсоединить провода, снять плафон и выключатель плафона инструментального ящика |
Комплект |
Ключ 14—17, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
18 |
Соединительная панель ПС-1 Б |
Отсоединить клеммы проводов главного пучка, заднего фонаря, фонаря камерного знака и указателей поворота; открепить и снять 3-клеммные панели |
» |
Отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
19 |
Выключатель блокировки стартера |
Отсоединить клеммы проводов; отвернуть гайки винтов крепления и снять выключатель блокировки стартера |
Выключа тель |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь— 2 |
0,05 |
20 |
Габаритные фона-ри |
Отвернуть винты крепления, отсоединить провода и снять габаритные фонари в сборе |
Комплект |
Отвертка 150X0,5, пассатижи, ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
21 |
Задние фонари |
Отсоединить клеммы проводов, отвернуть гайки винтов крепления ободков, снять ободки, стекла, прокладки, открепить и снять задние фонари |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
|
0,09 0,03 0,03 0,10 0,13 0.08 0,05 0,07 |
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ш лв£ |
|
oo
Продолжение | |||||||||||||||||||||
|
о
46 |
Панель реле и сигналов |
Открепить и снять панель в сборе с 2 реле, прерывателем поворота, выключателем ПР-26 и зуммером с отсоединением клемм проводов |
Панель |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,03 |
47 |
Панель предохранителей |
Отвернуть гайки крепления и снять панель в сборе с предохранителями ПР-11В с отсоединением проводов |
» |
Ключ торцовый 10 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
48 |
Пучок проводов щитка приборов |
Открепить и снять пучок щитка приборов |
Пучок проводов |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,12 |
49 |
Стеклоочистители |
Открепить и снять держатели с рычагами и щетками; отвернуть гайки винтов крепления и снять стеклоочистители в сборе с пучками проводов и переключателями |
Комплект |
Ключ 14—17 |
Комплект |
0,12 |
50 |
Ножной переключатель |
Снять колпачки ножных переключателей, вывернуть винты крепления и снять ножные переключатели света |
» |
Отвертка механическая |
Слесарь — 2 |
0,03 |
51 |
Пучок проводов мотоотсека |
Открепить и снять пучок проводов мотоотсека |
Пучок |
Ключ 9—11, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,12 |
52 |
Пучок проводов главный |
Открепить скобы пучка, кронштейны, хомуты крепления, прокладки хомутов и снять пучок проводов главный |
Пучок главный |
Ключ 9—11, ключ торцовый П, отвертка 150Х Х0,5 |
Слесарь — 2 |
0,42 |
53 |
Пучки проводов потолочные |
Вывернуть винты крепления, снять скобы и пучки проводов потолочные правый и левый |
Комплект |
Ключи 9—11, 10—12, отвертка 150X0,5 |
Слесарь — 2 |
0,13 |
54 |
Свечи зажигания |
Вывернуть свечи из головок блока и снять прокладки |
Ключ свечной 22 |
Слесарь — 2 |
0,09 |
to
Продолжение | ||||||||||||||
|
§ 2. РАЗБОРКА КУЗОВА | ||||||||||
|
58 59 60 61 62 |
|
0,05 0,05 0,04 1,20 0,36 |
Продолжение | |||||||||||||||||||||
|
|
0.14 0,16 0,13 0,25 0,09 |
0,12
е * |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица объема работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
71 |
Телескопический поручень |
Открепить и снять поручень ограждения водителя (телескопический поручень) в сборе |
Поручень |
Молоток, плоскогубцы, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,04 |
72 |
Кронштейны крепления телескопического поручня (8202152, 8202153-Б) |
Отвернуть винты и снять кронштейны крепления телескопического поручня |
Кронштейны 2 шт. |
Пассатижи, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,04 |
73 |
Фирменная заводская табличка |
Открепить и снять заводскую табличку с перегородки в салоне пассажиров |
Табличка |
Молоток, зубило, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,02 |
74 |
Держатель (опора) огнетушителя |
Отвернуть гайки и снять держатель (опору) огнетушителя |
Держатель |
Ключ 14—17, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,04 |
75 |
Рукоятка (6406028) и поручень двери водителя (8405027) |
Вывернуть винты крепления, снять рукоятку (на панели кабины водителя) и поручень двери водителя |
Комплект |
Отвертка, ключ 10—12 |
Слесарь — 2 |
0,06 |
76 |
Противосолнечный козырек (8204012) |
Отвернуть винты и снять пластину противосолнечного козырька с вилкой и осью в сборе |
Козырек |
Отвертка |
Слесарь — 1 |
0,04 |
77 |
Кронштейн проти-восолнечного козырька (8204040) |
Отвернуть гайки, вывернуть винты, снять кронштейны и скобу противосолнечного козырька |
Комплект |
Отвертка, ключи 10—12, 11—14 |
Слесарь — 1 |
0,05 |
78 |
Вешалка шторы кабины водителя (8205012) |
Отвернуть и снять вешалку шторы кабины водителя |
Вешалка |
Отвертка |
Слесарь — 1 |
0,03 |
79 |
Сумка водителя |
Отвернуть гайки винтов крепления и снять сумку водителя |
Сумка |
Ключ 10—12, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,02 |
80 |
Ограждение стекол задней перегородки (8202076) |
Отвернуть винты и снять прутки ограждения стекол задней перегородки |
Комплект 3 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,06 |
81 |
Кронштейн зеркала заднего вида салона (8201068) |
Отвернуть болты крепления и снять кронштейн зеркала заднего вида салона |
Кронштейн |
Ключ 9—11, отвертка |
Слесарь — 1 |
0,03 |
82 |
Сопла обдува ветровых стекол (8104105) |
Отвернуть гайки винтов и снять сопла обдува ветровых стекол в сборе |
Комплект |
Ключ 10—12, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,05 |
83 |
Вентилятор кабины водителя (8104105) |
Открепить и снять вентилятор кабины водителя в сборе |
Вентилятор |
Ключи: 10—12, 11—14, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,04 |
84 |
Щит вентиляционного люка крыши (5705152) (для первого выпуска) |
Отвернуть винты и снять щит вентиляционного люка крыши |
Комплект 3 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,21 |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица объема работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-ча* |
Планка окантовки вентиляционного люка крыши (5702052) для второго выпуска) |
Отвернуть винты и снять планку окантовки вентиляционного люка |
Комплект 4 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,36 |
Панель вентиляционного люка крышки (5705114) |
Расшплинтовать, отвернуть гайки винтов крепления и снять панель вентиляционного люка крышки (по необходимости) |
Панель 4 шт. |
Плоскогубцы, бородок, молоток, ключ 10—12, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,24 |
Наконечник рычага привода механизма подъема вентиляционного люка крыши (5705156-Б) (для первого выпуска) |
Отвернуть наконечник рычага привода механизма подъема вентиляционного люка крыши |
Комплект 6 шт. |
Слесарь — 2 |
0,06 | |
Снять наконечник декоративного шнура, салонов водителя пассажиров и перегородки водителя |
Снять наконечники декоративного шнура салона водителя, пассажиров и перегородки водителя |
Комплект на кузов |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,15 |
Декоративный шнур штапиков салона пассажиров, водителя и перегородки водителя |
Снять декоративный шнур штапиков салона пассажиров, водителя и перегородки водителя |
» |
Слесарь — 2 |
0,33 | |
Уголки, облицовочные профили и коврики передней подножки (5109104, 6109105) |
Отвернуть винты и снять: уголки, облицовочные профили и коврики передней подножки |
Комплект на переднюю подножку |
Молоток, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,19 |
Облицовочные панели передней подножки |
Отвернуть винты и снять-облицовочные панели передней подножки |
Комплект 3 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,12 |
Уголки, облицовочные профили и коврики задней подножки (5109106, 5109107) |
Отвернуть винты и снять: уголки, облицовочные профили и иковрики задней подножки |
Комплект |
Отвертка, молоток |
Слесарь — 2 |
0,16 |
Панель облицовочная задней подножки (5104155-В) |
Отвернуть и снять облицовочные панели задней подножки |
Молоток .отвертка |
Слесарь — 2 |
0,11 | |
Штапики арматурного щитка (5302019-Б, 5302018, 5302022, 5302024) штапики кожуха |
Отвернуть винты крепления, снять штапики арматурного щитка, штапики кожуха отопителя и штапики передка |
То же |
Слесарь — 2 |
0,20 |
Типовые нормы времени на ремонт автобуса ЛАЗ-695Е в условиях авторемонтных заводов.
Предназначены для нормирования труда слесарей по ремонту автомобилей, занятых разборочно-сборочными работами и ремонтом автобусов, а также жестянщиков, газосварщиков, наплавщиков пластмассы на металл, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, маляров и мойщи-ков.
Типовые нормы времени утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы постановлением от 19 мая 1976 г. за № 128 согласованы с ВЦСПС и рекомендованы для применения во всех отраслях народного хозяйства.
Разработаны Центральным бюро нормативов по труду совместно с нормативно-исследовательскими организациями и предприятиями Министерства автомобильного транспорта РСФСР, Министерства автомобильного транспорта Украинской ССР, Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР, Министерства автомобильного транспорта Казахской ССР и Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР.
Все замечания и предложения по нормам времени следует направлять по адресу: 103012, г. Москва, К-12, пл. Куйбышева, дом 1, ЦЕНТ.
© Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда), 1977
Я
С И * |
Наименование агрегата, узла или детали |
Содержание работы |
Единица объема работы |
Оборудование, приспособление, инструмент |
Профессия исполнителя и разряд работы |
Норма времени на единицу объема работы в чел.-час |
отопителя (5302215) и штапики передка (5302281-Б, 53022882) | ||||||
95 |
Штапики и панели обивки боковины |
Отвернуть винты крепления, снять штапики боковины №1,2, 4, 5, горизонтальные передние и штапики задка боковины. Отвернуть винты крепления и снять панели обивки левой и правой боковины |
Комплект |
Отвертка, |
Слесарь — 2 |
0,63 |
96 |
Плинтуса боковины (5402287-В, 5402288, 5402292-Б, 5402293) |
Отвернуть винты крепления и снять плинтуса левой и правой боковины |
Комплект 4 шт. |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,15 |
97 |
Штапики задка кузова |
Отвернуть винты крепления и снять штапики задка кузова |
Комплект |
Слесарь — 2 |
0,10 | |
98 |
Штапики перегородки водителя и профиль ниши |
Отвернуть винты крепления, снять штапики перегородки водителя и профиль ниши |
» |
> |
Слесарь — 2 |
0,08 |
99 |
Облицовочные профили (8101322-Б, 8101324-Б) и настил кожуха вентилятора |
Отвернуть винты крепления, снять облицовочные профили и настил кожуха вентилятора |
» |
» |
Слесарь — 2 |
0,02 |
100 |
Штапик канала отопления задней арки ,(5101322) |
Отвернуть винты крепления и снять штапик канала отопления задней арки |
Штапик |
» |
Слесарь — 2 |
0,05 |
101 |
Панель арматурного щитка 5302010 (торпеда левая) |
Отвернуть гайки винтов крепления и снять панель арматурного щитка с отсоединением проводов |
Панель |
Ключи: 9—11, 10—12, отвертка |
Слесарь — 2 |
0,12 |
102 |
Кожух передка 5302325-Б (Торпедо левое) |
Открепить и снять кожух передка в сборе |
Кожух |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,17 |
103 |
Панели обивки передка левые (5302021-Б, 5302026) |
Отвернуть винты и снять панели обивки передка левые |
Панели 2 шт. |
. » |
Слесарь — 2 |
0,07 |
104 |
Панель обивки передка правая |
Отвернуть винты крепления и снять панель обивки передка правую |
Панель |
» |
Слесарь — 2 |
0,04 |
105 |
Уголки крепления сидений (7201070-Б, 7201071-В) |
Отвернуть гайки шпилек крепления уголков левой и правой боковины, снять уголки крепления сидений и вынести из салона |
Уголки 2 шт. |
Ключ 14—17 |
Слесарь — 2 |
0,25 |
106 |
Кожух цилиндра передний правый 5402045-Б |
Отвернуть винты крепления и снять кожух цилиндра передний правый |
Кожух |
Отвертка |
Слесарь — 2 |
0,05 |
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Типовые нормы времени на ремонт автобуса ЛАЗ-695Е в условиях авторемонтных заводов являются межотраслевыми и рекомендуются для применения «а авторемонтных заводах отраслей народного хозяйства, независимо от ведомственной подчиненности.
Настоящие типовые нормы времени предназначены для нормирования труда слесарей по ремонту автомобилей, занятых раэборочно-сборочными работами и ремонтом автобусов, а также жестянщиков, газосварщиков, газорезчиков, на плавщиков пластмассы на металл, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, маляров и мойщиков.
2. В основу разработки типовых норм времени положены следующие данные:
а) фотохронометражные наблюдения;
б) технические характеристики оборудования, механизмов, приспособлений и инструмента;
в) результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
г) технологический процесс ремонта, разработанный Центральным конструкторско-технологическим бюро Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
3. Типовые нормы времени рассчитаны на полный объем работ, предусмотренный содержанием операций в нормативной части сборника.
Нормы времени указаны в человеко-часах и рассчитаны по формулеа
где Н вр— норма времени на операцию в человеко-часах; ton—оперативное время на данную операцию в человеко-часах;
К —сумма времени на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительную работу, на отдых ц личные надобности в процентах от оперативного времени.
4. Типовые нормы времени установлены с учетом времени на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительной работы в размере 6% и времени на отдых и личные надобности в размере 6% от оперативного времени.
Нормами времени учтено и отдельно не оплачивается время:
3
а) на очистку и продувку сжатым воздухом деталей при сборке агрегатов и автомобилей;
б) на перемещение деталей, узлов, материалов, инстру-;мента и приспособлений на рабочих местах на расстояние 15 м от рабочего места;
в) на постановку захватов и подвешиваниях на подвесной конвейер наружной мойки, а также снятия после мойки при разборке агрегатов и узлов.
5. Наименование профессий и разряды работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих», выпуск I и II утвержденными постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 г. № 14, 28 октября 1968 г. № 344, и 21 января 1969 г. № 22 и согласованы с ВДДОПС.
Если в дальнейшем будут вноситься поправки в Единый тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих, указанные в данном сборнике, должны изменяться в соответствии с изменениями и дополнениями ЕТКС
6. Выполнение работ рабочими не тех разрядов (квалификации) которые указаны в сборнике, не может служить основанием для каких-либо изменений типовых норм времени.
7. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы.
8. До введения типовых норм времени необходимо привести организационно-технические условия в цехах и на производственных участках авторемонтных предприятий в соответствии с условия!ми, предусмотренными настоящим сборником, и осуществить производственный инструктаж рабочих, занятых на работах, где эти нормы будут применяться.
9. При внедрении на предприятиях более совершенной, чем это предусмотрено в типовых нормах, организации производства, труда и технологии, повышающих производительность труда рабочих, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы, соответствующие более высокому уровню производительности труда.
10. С введением настоящего сборника все ранее действовавшие нормы времени на соответствующие работы отменяются (хроме более прогрессивных).
Организация труда
При ремонте автобусов в зависимости от сложности и трудоемкости выполняемых работ может применяться как
4
индивидуальная, так и бригадная организация труда.
Для большинства авторемонтных заводов характерен специализированный вид производственной бригады, обеспечивающий наиболее полную загрузку рабочих и эффективное использование оборудования, что достигается специализацией каждого члена бригады по выполнению технологически однородных операций, но в необходимых случаях исполнители могут быть заменены любым другим членом бригады.
Рациональное разделение и кооперацию труда исполнителей в процессе работы обеспечивает бригадир.
Количественный состав в бригадах определяется производственной программой, трудоемкостью работ, режимом работы завода и другими организационными и техническими факторами.
В нормативной части сборника технологическим содержанием работ предусматривается выполнение операций на специализированных постах, оснащенных стендами подъемно-транспортными средствами, соответствующим инструментом и приспособлениями.
Перемещение деталей, узлов, (материалов, инструмента и приспособлений на рабочих местах допускается на расстояние до 15 ж и входят в обязанности рабочих занятых ремонтом автобусов.
При разборке автобуса в обязанности слесарей по ремонту автомобилей входит установка захватов и подвешивание на подвесной конвейер наружной мойки всех узлов и агрегатов автобуса.
Снятие узлов и агрегатов с подвесного конвейера после их ручной мойки производят рабочие, занимающиеся разборкой этих узлов и агрегатов.
При разборке автобуса детали агрегатов и узлов укладываются в корзины, помещенные на транспортерах, рольгангах или непосредственно на рабочих местах, с последующей их установкой на транспортеры или рольганги рабочими, занятыми на этих работах.
Двигатель снимается в сборе с коробкой передач. Рулевое управление разбивается и собирается на одном рабочем месте.
Основные агрегаты разбиваются на детали в две стадии: предварительно ((частично) и окончательно (пол
ностью) .
Правильная организация рабочего (места определяется наличием и размещением необходимого оборудования, приспособлений и инструмента, а также расположением постов с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями и размерами ремонтируемых агрегатов и узлов.
Для этого на авторемонтных заводах применяется специализированное оборудование (различные стенды, гидравлические и ручные прессы, подъемно-транспортные средства, приспособления), а также универсальное оборудование (слесарные верстаки, стеллажи, инструментальные шкафчики, удобная тара и др.).
Применение стендов позволяет устанавливать разбираемый и собираемый агрегат или узел на удобную для выполнения работ высоту, закреплять, а иногда и изменять его положение в процессе работы.
К рабочему месту подводится сжатый воздух для продувки (очистки) деталей «перед сборкой и подключения гайковертов, а также электроэнергия для освещения и включения инструмента.
Количество единиц ремонтируемых агрегатов и узлов, находящихся одновременно в зоне ремонта, не должно превышать установленной проектом нормы.
Для удобной и безопасной работы при снятии узлов и деталей расстояние между ремонтируемыми агрегатами должно быть не менее 1,5 м чтобы не было затруднений в использовании приспособлений и другой технологической оснастки (съемников, специальных тележек, гидравлических, пневматических, электрических устройств, кранов и т. п.).
Готовые детали и узлы комплектуются на дневную программу и подаются в конце смены на рабочие места для сборки агрегатов.
Транспортировка агрегатов из моечной машины на рабочие места для разборки, а также готовых агрегатов и узлов производятся подсобными рабочими.
Для выполнения этих работ используются следующие транспортные средства: мостовой кран, кран-балки, моно-рельсы, электрокары или тележки.
Каждый слесарь по ремонту автомобилей должен иметь индивидуальный набор инструмента за исключением съемников и мерительного инструмента, находящихся в инструментальной кладовой.
Ремонт инструмента и заточка его производятся в. инструментальном цехе (централизованно).
Наладку, ремонт и профилактическое обслуживание технологического оборудования, подъемно-транспортных средств, механизмов и аппаратуры производит отдел главного механика завода.
Необходимо, чтобы окраска помещений и оборудования, освещенность рабочего места, вентиляция, производственная одежда и чистота производственных помещений отвечали санитарно-техническим нормам и правилам техники безопасности.
6
f
[
‘■I
Рис. 1. Типовая схема планировки рабочего места разборки и сборки узлов двигателя 1 — верстак; 2 — стеллаж; 3 — стенд для проверки водяных насосов; 4 — стенд для проверки масляных насосов; 5 — стенд для обкатки компрессоров; 6 — сверлильный станок; 7 — пресс; 8 — стеллаж |
Рис. 2. Типовая схема планировки рабочего места разборки коробки передач / — верстак разбороч-ный; 2 — верстак раз-борочнын; 3—пресс гидравлический; 4—транспортер |
7
I
[
Рис. 3. Типовая схема планировки рабочего места разборки карданных валов 1 — верстак; 2 — стенд для разборки |
Рис. 4. Типовая схема планировки рабочего места разборки передней оси / — стенд для разборки ступицы; 2 — эстакада для разборки; 3 — пресс |
Рис. 5. Типовая схема планировки рабочего места разборки заднего моста 1 — эстакада разборки; 2 — стенд для разборки ступиц; 3 — пресс |
Рис. 6. Типовая схема планировки рабочего места разборки и сборки механизма рулевого управления / — стенд для сборки механизма рулевого управления; 2 — стеллаж; 3 — верстак; 4 — площадка для хранения |
Рис. 7. Типовая схема планировки рабочего места сборки заднего моста 1 — стеллаж; 2—стол; 3— подвеска гайковерта; 4 — :теллаж для деталей; 5 — верстдк; 6 — стол для установки рессор; 7 — стел-паж для рессор; 8 — эстакада сборки задних мостов; 9 — стенд для сборки редуктора |
Рис. 8. Типовая схема планировки рабочего места сборки передней оси 1 — стеллаж для рессор; 2 — стеллаж; 3 — верстак; 4 — станок для развертывания втулок поворотных кулаков; 5 — эстакада для сборки |