ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ПРОМЫШЛЕННЫХ НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ПРИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ОБЩЕМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ НА СЛЕСАРНУЮ ОБРАБОТКУ
J1FTA ilFti
И СЛЕСАРНО-СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО СБОРКЕ МАШИН
МЕЛКОСЕРИЙНОЕ И ЕДИНИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ПРОМЫШЛЕННЫХ НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ПРИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ОБЩЕМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ НА СЛЕСАРНУЮ ОБРАБОТКУ ДЕТАЛЕЙ И СЛЕСАРНО-СБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО СБОРКЕ МАШИН
МЕЛКОСЕРИЙНОЕ И ЕДИНИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Москва
«МАШИНОСТРОЕНИЕ
1974
№ liepexo-j
да |
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
|
I. Сборка входного |
|
|
|
|
вала |
|
|
|
1 |
Установить призмати |
Размер шпонки — |
59—7 |
1,35 |
|
ческую шпонку 1—10 с подгонкой и зачисткой шпонки по пазу |
12X8X70 |
|
|
2 |
Запрессовать ролико |
0 запрессовки — |
77—1 |
0,8x1,1 = |
|
подшипник 1—6 на вал- |
50 мм. Длина запрессов |
Примеча |
=0,88 |
|
шестерню 1—1 до упора |
ки —160 мм. Посадка ту |
ние |
|
|
гая. Пресс |
/С=1 Л |
|
3 |
Установить распорную |
0 втулки 50 мм. Дли |
57—3 |
0,28 |
|
втулку 1—5 на вал-ше |
на продвижения — |
|
|
|
стерню 1—1 до упора |
120 мм. Посадка ходовая. Вес — 0,5 кг. Вруч |
|
|
|
|
ную |
|
|
4 |
Запрессовать радиаль |
0 запрессовки — |
134—10 |
1,2 |
|
но-упорный шарикопод |
.110 мм. Длина запрес |
|
|
|
шипник 1—7 в стакан 1—2 |
совки — 75 мм. Вручную |
|
|
5 |
Установить распорное |
0 кольца —110 мм. |
57—7 |
0,24 |
|
кольцо 1—8 в стакан |
Длина продвижения — |
|
|
|
1—2 |
48 мм. Посадка — ходовая. Вес — 0,02 кг. Вруч |
|
|
|
|
ную |
|
|
б |
Запрессовать стакан |
0 запрессовки — |
134—5 |
0,65x1,1= |
|
1—2 в сборе с подшип |
50 мм. Длина запрессов |
Примеча |
=0,72 |
|
никами на вал-шестер- |
ки — 60 мм. Посадка — |
ние: |
|
1 |
ню 1—1 |
тугая. Вручную |
К=Ы |
|
Продолжение |
№ перехода |
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
' 7 |
Установить сальник |
0 сальника — 40 мм. |
71—5 |
0,65 |
|
1—4 в канавку крышки |
Материал — войлок |
|
|
|
1—3 |
|
|
|
' 8 |
Установить жесткую |
0прокладки — 130' мм. |
130—8 |
0,23 |
|
прокладку 1—9 по от- |
Количество отверстий — |
|
|
|
верстиям |
6 |
|
|
! 9 |
Установить крышку |
0 вала — 40 мм. Дли- |
57—3 |
0,4 |
|
1—3 на вал-шестерню |
на продвижения — |
|
|
|
1—1 до упора |
145 мм. Вручную. |
|
|
10 |
Установить шайбу |
Вес — 1,7 кг |
133—1 |
0,07X0,95= |
|
1—13 |
0 шайбы —12 мм. |
|
=0,06-7 |
|
|
Длина продвижения — |
|
0,067x3= |
|
|
25 мм. Количество |
|
=0,2 |
|
|
шайб — 3 шт. |
|
|
И |
Установить и завер- |
0 болта —12 мм. |
137-10 |
0,55X0,9= |
|
нуть болт 1—14 гаечным |
Длина болта — 22 мм. |
|
=0,495 |
|
ключом |
Шаг—1,75 мм. Количе- |
|
0,495X3= |
|
|
ство — 3 шт. |
|
= 1,5 |
12 |
Отрегулировать под |
0 подшипника — |
135—4 |
8,4 |
|
шипник 1—7 |
110 мм. Осевой зазор |
|
|
|
|
0,04—0,1 |
|
|
13 |
Установить шайбу |
0 шайбы —12 мм. |
133—1 |
0,07x0,95— |
|
1—13 |
Длина продвижения |
|
=0,067 |
|
|
25 мм. Количество — |
|
0,067X3= |
|
|
3 шт. |
|
=0,2 |
14 |
Установить и завер |
0 болта — 12 мм. |
137—10 |
0,55x0,9= |
|
нуть болт 1—14 гаечным |
Длина болта — 22 мм. |
|
=0,495 |
|
ключом |
Шаг—1,75. Количест |
|
0,495X3= |
|
|
во — 3 шт. |
|
= 1,8 |
15 |
Установить стопорную |
0 шайбы — 27 мм. |
133—2 |
0,08 |
|
шайбу 1—11 на вал-ше |
Длина продвижения |
|
|
|
стерню 1—1 |
25 мм |
|
|
16 |
Установить и завернуть |
0 гайки — 27 мм. |
137—17 |
0,8 |
|
гайку 1—12 гаечным |
Длина завертывания |
|
|
|
ключом |
25 мм. Шаг—1,5 мм |
|
|
|
|
|
Итого ... |
19,73 |
|
11 |
0)
О,
w _
в §
SS |
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
|
II. Сборка промежу |
|
|
|
|
точного вала |
|
|
|
|
(быстроходного) |
|
|
|
1 |
Установить призма |
Размер шпонки — |
59—10 |
1,55 |
|
тическую шпонку 2—5 с подгонкой и зачисткой |
18X11X56 |
|
|
|
шпонки по пазу |
|
|
|
2 |
Запрессовать зубчатое |
0 запрессовки зубча |
63—6 |
0,85 |
|
колесо 2—2 на вал-ше |
того колеса — 50 мм. |
|
|
|
стерню 2—1 с призмати |
Длина запрессовки — |
|
|
|
ческой шпонкой на гид |
125 мм. Посадка — прес |
|
|
|
равлическом прессе |
совая. Вес — 10,7 кг |
|
|
а |
Установить распорную |
0 втулки — 50 мм. |
57—2 |
0,22 |
|
втулку 2—3 на вал-ше- |
Длина продвижения — |
|
|
|
стерню 2—1 до упора |
56 мм. Посадка — ходовая. Вес — 0,246 кг. Вручную |
|
|
4 |
Запрессовать подшип |
0 запрессовки — |
134—5 |
0,5X1,1 = |
|
ники качения 2—4 на |
50 мм. Длина запрессов |
Примеча |
=0,55 |
|
вал-шестерню 2—1 |
ки— 26 мм. Посадка — |
ние: |
0,55X2=1,1 |
|
|
тугая. Количество — 2 шт. Вручную |
/0=1,1 |
|
|
|
Итого . . . |
|
3,72 |
№ перехода |
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
|
III. Сборка промежуточного тихоходного вала |
|
|
|
1 |
Изготовить и установить призматическую шпонку со скругленным торцом без подгонки и зачистки |
Размер шпонки 18X16X75 |
58—27 |
14,9 |
2 |
3 апрессовать зубчатое колесо 3—2 на вал-ше-стерпю 3—1 со шпонкой на гидравлическом прессе подъемником |
0 запрессовки —
85 мм. Длина запрессовки— 130 мм. Посадка — прессовая. Вес — 21,3 кг |
63—7 |
1,5 |
3 |
Установить распорную втулку 3—3 на вал-шестерню 3—1 до упора |
0 втулки — 85 мм. Длина продвижения — 60 мм. Посадка — ходовая. Вес —0,165 кг |
со
1
ю |
0,31 |
4 |
Запрессовать подшипники качения 3—А на вал-шестерню 3—1 |
0 запрессовки —
85 мм. Длина запрессовки — 41 мм. Посадка — тугая. Количество — 2 шт. Вручную |
134—9
Примеча
ние:
/С=1,1 |
0,95x1,1 = =1,04 1,04x2= =2,08 |
|
|
Итого . . . |
|
18,79 |
|
13 |
№ перехода |
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
|
IV. Сборка выходного вала |
|
|
|
1 |
Установить призмати-ческую шпонку 4—6 с подгонкой и зачисткой шпонки |
Размер шпонки —4 20X18X130 |
59—11 |
1,75 |
2 |
Установить призматическую шпонку 4—5 с подгонкой и зачисткой шпонки |
Размер шпонки — 28X26x110 |
59—13 |
1,85 |
3 |
Запрессовать зубчатое колесо 4—2 на вал 4—1 со шпонкой на гидравлическом прессе подъемником |
Длина запрессовки — 180 мм. Вес — 76 кг. Посадка — прессовая |
63—9 |
1,7 |
4 |
Установить распорную втулку 4—4 на рал 4—1 до упора |
0 втулки — 85 мм. Длина продвижения — 80 мм. Посадка — ходовая. Вес — 0,15 кг |
57,8 |
0,31 |
5 |
Запрессовать подшипники качения 4—За и 4—36 на вал 4—1 |
Для подшипника За 0 запрессовки — 85 мм. Длина запрессовки — 41 мм. Посадка — тугая Для подшипника 36 |
134,9
Примеча
ние:
*=1.1
134—9 |
0,95x1,1 = = 1,04
1,05X1,1 = = 1.2 |
Продолжение |
№ перехода |
Содержание работы |
Факторы, влияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
|
|
0 запрессовки — 85 мм. Длина запрессовки — 68 мм. Посадка — тугая. Вручную |
Примеча
ние:
АС=1,1 |
|
|
|
Итого , » . |
|
7,85 |
|
V. Общая сборка |
|
|
|
1 |
Установить корпус редуктора 5 на место |
Наибольший размер детали — 1100 мм. Вес— 120 кг |
64—6 |
2,2 |
2 |
Установить выходной вал 4 в сборе в открытые гнезда подшипников подъемником |
Наибольший размер — 485 мм. Вес — 111 кг |
129—4 |
1,05 |
3 |
Установить промежуточный тихоходный вал 3 в сборе в открытые гнезда подшипников с зацеплением зубчатого колеса и вала-шестерни подъемником |
Наибольший размер — 320 мм. Вес — 46 кг |
129—4 |
0,95 |
4 |
Отрегулировать зацепление цилиндрической пары и проверить легкость вращения |
0 вала — 85 мм. Длина вала — 320 мм |
99—7 |
8,0 |
5 |
Установить промежуточный быстроходный вал 2 в сборе в открытые гнезда подшипников с зацеплением зубчатого колеса и вала-шестерни подъемником |
Наибольший размер — 270 мм. Вес 29,5 кг |
129—4 |
0,95 |
5 |
Отрегулировать зацепление цилиндрической пары и проверить легкость вращения |
0 вала — 50 мм. Длина вала — 270 мм |
99—3 |
3,3 |
7 |
Установить входной вал 1 в сборе в открытые гнезда подшипников с зацеплением зубчатого колеса и вала шестерни |
Наибольший размер— 375 мм. Вес — 16,5 кг |
129—4 |
0,48 |
8 |
Отрегулировать зацепление конической пары и проверить легкость вращения |
т—4; z—26. Осевой зазор 0,04—0,1 |
100—9 |
11,5 |
|
15 |
Продолжение |
№ перехода |
Содержание работы |
Факгрры, вчияющие на продолжительность сборки |
№ карты и позиции |
Время в мин |
9 |
Установить прокладку |
Размер пробки 1М24х |
85—11 |
1,3 |
|
18 и ввернуть пробку 17 |
Х2 |
|
|
|
|
Длина ввертывания — |
|
|
|
|
25 мм |
|
|
10 |
Установить крышку ре- |
0 болта 16 мм. Вес |
114—37 |
11,4 |
|
дуктора 6 с совмещением |
крышки — 86 кг. Коли- |
|
|
|
отверстий, установкой прокладки, шайб и креп- |
чество отверстий — 18 |
|
|
|
лением болтами гаечным |
|
|
|
|
ключом |
|
|
|
11 |
Запрессовать кониче- |
Размер штифта — 10Х |
78—8 |
0,28x2— |
|
ский штифт 25 |
Х45. Количество — 2 шт. |
|
=0,56 |
12 |
Установить крышку 8 в |
0 отверстия — 175 мм |
57-7 |
0,55x5= |
13 |
отверстие корпуса |
Длина продвижения — 13 мм. Вес — 2,0 кг. Количество крышек — 5 Посадка — скользящая |
|
—2,75 0,07 <0,8= |
Установить шайбу 23 |
0 шайбы — 12 мм |
133—1 |
|
Длина продвижения — |
|
=0,056 |
|
|
25 мм Количество |
|
0,056X30= |
|
|
шайб—30 шт. |
|
= 1,68 |
14 |
Установить и ввернуть |
Размер болта — М12х |
137—10 |
0,55X0,75= |
|
болт 24 гаечным ключом |
X25. Шаг — 1,75. Коли |
|
=0,41 |
|
|
чество болтов — 30 |
|
0,41X30= |
15 |
|
|
|
= 12,3 |
Установить фланцевую |
0 отверстия — 175 мм. |
57—8 |
0,65 |
|
крышку 11 в отверстие |
Длина продвижения — |
|
|
16 |
корпуса |
85 мм. Вес — 1,4 кг. Посадка — скользящая |
|
0,07X0,9= |
Установить шайбу 23 |
0 шайбы—12 мм. Длина продвижения — 25 мм. Количество шайб — 6 |
133—1 |
|
=0,063
0,063x6= |
|
|
|
|
=0,378 |
17 |
Установить и ввернуть |
Размер болта — М12х |
137—10 |
0,55x0,8= |
|
болт 24 гаечным ключом |
Х25. Шаг — 1,75. Коли |
|
=0,44 |
|
|
чество болтов — 6 |
|
0,44X6 = |
18 |
|
|
|
=2,64 |
Установить смотровую |
Наибольший размер — |
127—2 |
0,19 |
19 |
крышку 7 на корпус с совмещением отверстий |
225 мм. Вес ■— 1,32 кг |
137—6 |
0,34x0,8= |
Установить и ввернуть |
Размер болта — М8Х |
|
болт 12 гаечным ключом |
Х15. Шаг — 1,5. Количе |
|
=0,272 |
|
|
ство болтов — 6 |
|
0,272X6= |
20 |
|
|
|
= 1,63 |
Установить фирменную |
0 заклепки 3 мм. Ко |
75—3 |
3 |
|
табличку 19 и закрепить заклепками 20 |
личество заклепок — 4 |
|
|
|
Всего 7Ш на сборку ре |
Итого . . . |
|
67,158 |
|
дуктора |
|
|
117,25 мин |
|
I. СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ
РАЗМЕТКА ДЕТАЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЧЕРТИЛКИ, ЦИРКУЛЯ И МАСШТАБНОЙ ЛИНЕЙКИ
Содержание работы
1. Установить размечаемую деталь на плиту (верстак).
2. Разметить деталь.
3. Отложить деталь после разметки.
Разметка осей отверстий |
Расположение осей отверстий |
|
Количество размечаемых отверстий |
до |
|
1 |
1 2 |
1 з |
1 4 |
1 6 |
1 8 |
| 12 |
1 16 |
|
|
|
Время |
1 в мин |
|
|
|
По прямой .... По окружности . . |
0,6
0,67 |
0,9
0,98 |
1,05
1,35 |
1,43
1,65 |
1,8
2,1 |
2,25
2,55 |
2,85
3,15 |
3,45
3,9 |
|
Разметка контура чертилкой или линейкой
Расположение
отверстий
Периметр контура в мм до
100 | 200 ( 400 | 600 | 800 |1000 | 200Q | 3000 |
Горизонтальное
Вертикальное
Горизонтальное
Вертикальное
0,6
0,8
Разметка окружности циркулем |
|
|
Диаметр окружности в мм |
ДО |
|
Разметка |
50 |
| 100. | |
1 150 | |
200 | |
250 | |
300 | |
500 |
|
Время в мин |
V4 окружности ......
V2 окружности......
Окружность ...... |
0,09
0,12
0,18 |
0,11
0,14
0,2 |
0,12
0,15
0,22 |
0,14
0,18
0,23 |
0,15
0,2
0,25 |
0,18
0,23
0,27 |
0,23
0,27
0,32 |
|
Разметка отверстий через соприкасаемую деталь (шаблон) |
отверстия |
1 1 |
2 1 |
i з | |
i 4 |
1 6 | |
1 8 |
1 10 |
1 12 I |
1 16 I |
i 20 |
в мм до |
Время в мин |
10 |
0,16 |
0,24 |
0,32 |
0,4 |
0,55 |
0,7 |
0,82 |
0,98 |
1,45 |
1,65 |
20 |
0,2 |
0,33 |
0,45 |
0,6 |
0,83 |
1,05 |
1,3 |
1,5 |
1,95 |
2,55 |
30 |
0,25 |
0,4 |
0,54 |
0,7 |
1,05 |
1,35 |
1,5 |
1,95 |
2,55 |
3,0 |
40 |
0,3 |
0,48 |
0,68 |
0,9 |
1,3 |
1,65 |
2,1 |
2,4 |
3,15 |
4,05 |
50 |
0,35 |
0,65 |
0,95 , |
1,2 , |
1,6 , |
2,4 |
2,85 |
3,45 j |
4,5 |
5,85 |
|
Примечание. При разметке деталей из медных и Нормативное время принимать с коэффициентом 0,8.
алюминиевых сплавов |
ОКЕРНИВАНИЕ ЛИНИЙ (КОНТУРА)И КЕРНЕНИЕ ЦЕНТРОВ ОТВЕРСТИЙ
Содержание работы
L Установить деталь на плиту.
2. Кернить по разметке (шаблону)
3. Отложить деталь.
Окернивание линий по разметке |
|
|
|
|
|
Количество точек ло |
|
|
|
|
|
Линия |
i ! |
1 2 | |
1 з | |
5 I |
1 7 1 |
1 9 | |
1 12 1 |
1 15 | |
1 20 | |
1 25 | |
[ 30 1 |
1 40 ! |
1 50 | |
| 60 |
|
|
|
|
|
Время в миц |
|
|
|
|
|
Прямая . . . Криволиней |
0,12 |
0,15 |
0,23 |
0,3 |
0,38 |
0,45 |
0,53 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
1,05 |
1,25 |
1,5 |
1,8 |
ная ...... |
0,12 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
I-7 |
2,0 |
2,3 |
|
Окернивание контура по шаблону |
Количество точек до |
1 2 3 5 11 |
17 25 |
Время в мин |
0,12 | 0, К( |
2 | 0,3 | 0,4 | 0,6
?рнение центра окружности под сверле> Диаметр отверстия в мм до |
I 0,8 | 1,2
ние |
5 | 10 | 30 |
Время в мин |
0,12 | 0,15 | 0,2 |
|
Кернение центра и четырех точек на окруокности |
Диаметр окружности в |
мм до |
6 |
1 15 I |
21 | |
30 |
|
Время |
В мин |
|
0,4 |
1 0,45 | |
0,5 | |
0,55 |
|
Примечания: I. При кернении на деталях из медных сплавов норма
тивное время принимать с коэффициентом 0,9; алюминиевых сплавов — с коэффициентом 0,7; труднообрабатываемых сталей — с коэффициентом 1,5.
2. При кернении объемных деталей нормативное время принимать с коэффициентом 1,3. |
СВЕРЛЕНИЕ СКВОЗНЫХ ОТВЕРСТИЙ ЭЛЕКТРОСВЕРЛИЛКОЙ ИЛИ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СВЕРЛИЛЬНОЙ МАШИНОЙ Сверло Р18 Материал — сталь ав~40-ИЮ кгс/мм2
Содержание работы
1. Установить сверло в намеченный керном центр или по отверстию другой детали, включить электросверлилку или пневматическую сверлильную машину.
2. Сверлить отверстие.
3. Вывести сверло из отверстия и выключить электросверлилку или пневматическую сверлильную машину.
4. Очистить сверло и деталь от стружки.
5. Переместить электросверлилку или пневматическую сверлильную машину к следующему отверстию.
|
Сверление на плоскости |
Сверление на цилиндрической поверхности |
|
Модель сверлильной машины |
Глубина отверстия в мм до |
И-74,
СД-2 |
И-90
СД-8 |
И-28, РС-22 |
И-74
СД-2 |
И-90
СД-8 |
И-28, РС-22 |
|
|
|
|
Диаметр отверстия в |
мм до |
|
|
|
|
з 1 |
6 |
ю 1 |
16 1 |
22 | |
1 3 I |
6 |
10 |
16 |
22 |
|
Время на одно отверстие в мин |
5 |
0,33 |
0,36 |
0,48 |
0,6 |
0,7 |
0,43 |
0,47 |
0,62 |
0,78 |
0,91 |
8 |
0,40 |
0,45 |
0,60 |
0,75 |
0,9 |
0,52 |
0,58 |
0,78 |
0,97 |
1.17 |
10 |
0,50 |
0,55 |
0,75 |
1,0 |
1.1 |
0,65 |
0,71 |
0,97 |
1,3 |
1,43 |
15 |
— |
0,65 |
0,90 |
1,1 |
1,45 |
— |
0,84 |
1.17 |
1,43 |
1,9 |
20 |
— |
0,75 |
1,0 |
1,35 |
1,7 |
— |
0,97 |
1.3 |
1,71 |
2,2 |
25 |
— |
0,90 |
1,15 |
1,50 |
1,95 |
— |
1,17 |
1.5 |
1,95 |
2,5 |
30 |
|
1,05 |
1,40 |
2,00 |
2,4 |
|
1,36 |
1,82 |
2,5 |
3,1 |
|
19 |
0-28
УДК 621.757 (083.75)
Общемашиностроительные нормативы времени на слесарную обработку деталей и слесарно-сборочные работы по сборке машин. Мелкосерийное и единичное производство. Изд. 2-е, М., «Машиностроение», 1974, 220 с. (ЦБПНТ при НИИТруда).
Общемашиностроительные нормативы времени на слесарную обработку деталей и слесарно-сборочные работы по сборке машин (мелкосерийное и единичное производство) разработаны Центральным бюро промышленных нормативов по труду при участии нормативно-исследовательских организаций и прец приятий машиностроения
Сборник нормативов рассчитан на нормировщиков и технологов, а также других инженерно-технических работников, занятых расчетом технически обоснованных норм времени на слесарную обработку деталей и слесарно-сборочные работы по сборке машин в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, имеющих мелкосерийный и единичный характер производства.
Нормативы рекомендованы ЦБПНТ для применения на предприятиях машиностроения.
Настоящее издание повторяет издание, выпущенное в 1968 г. НИИТруда.
Замечания и предложения по сборнику просьба направлять по адресу: Москва, 103012, пл. Куйбышева, 1, ЦБПНТ.
© Издательство «Машиностроение», 1974 г.
СВЕРЛЕНИЕ СКВОЗНЫХ ОТВЕРСТИЙ ЭЛЕКТРОСВЕРЛИЛКОЙ ИЛИ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СВЕРЛИЛЬНОЙ МАШИНОЙ
Сверло Р18
Материал — сталь ав=40ч-60 кгс/мм2
|
Сверление на плоскости |
Сверление на цилиндрической поверхности |
|
Модель сверлильной машины |
|
И-74, |
И-90 |
|
|
1 |
И-74, |
И-ЧО |
|
|
|
|
С Д-2, |
С Д-8 |
И-28, РС-22 | |
С Д-2 |
сд-s |
И-2Ь, РС-22 |
|
|
|
|
Диаметр отверстия в |
мм ДО |
|
|
|
|
з ; |
1 6 |
1 ю , |
1 16 |
1 22 | |
1 3 | |
i 6 |
1 ю ; |
1 16 |
| 22 |
|
|
|
|
Время |
на одно отверстие в мин |
|
|
40 |
|
|
1,57 |
2,20 |
2,9 |
|
|
2,05 |
2,85 |
3,8 |
50 |
— |
— |
1,75 |
2,50 |
3,5 |
— |
— |
2,3 |
3,2 |
4,6 |
60 |
— |
— |
— |
2,80 |
4,0 |
— |
—. |
— |
3,6 |
5,3 |
70 |
— |
— |
— |
3,10 |
4,6 |
— |
— |
— |
4,0 |
6,0 |
80 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Примечания: 1. При сверлении удлиненными сверлами нормативное вре
мя принимать с коэффициентом 1,2.
2. При измененных условиях работы нормативное время принимать с поправочными коэффициентами.
Положение
поверхности
обработки |
Отверстие |
Материал |
Сталь |
, сг В КГ
в |
с/мм8 |
Чугун |
Сплавы |
60-80 |
о
СО i [ 1 9 |
до 40 |
мед
ные |
алюми-
HHeBbieJ |
Коэффициент К |
Горизонтальное |
Сквозное |
1,2 |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
|
Г духое |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
0,95 |
0,85 |
0,6 |
Вертикальное |
Сквозное |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
0,75 |
0,55 |
|
Глухое |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,05 |
0,9 |
0,65 |
Потолочное |
Сквозное |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,05 |
0,9 |
0,65 |
|
Глухое |
1,8 |
1.5 |
1,35 |
1,2 |
1,05 |
0,75 |
3, В зависимости от количества отверстий в детали нормативное время принимать с поправочными коэффициентами:
Количество отверстий в детали до
10
20
0,9
0,75
0,05
4. При применении указанных марок сверлилок, установленных на откидной скобе, нормативное время принимать с поправочным коэффициентом /<=0Д
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие нормативы времени предназначены для технического нормирования слесарных и слесарно-сборочных работ, выполняемых в механических и механосборочных цехах машиностроительных заводов в условиях мелкосерийного и единичного производства*
В разработке нормативов принимали участие Всесоюзный проектно-конструкторско-технологический институт (ВПКТИ), Всесоюзный проектно-технологический институт тяжелого машиностроения (ВПТИтяжмаш, г. Москва).
При разработке настоящих нормативов были использованы хронометражные, фотохронометражные наблюдения и фотографии рабочего дня, проведенные на заводах: Горьковском фрезерных станков, Горьковском дизелестроительном «Двигатель революции», Выксунском дробильно-размольного оборудования, Новосибирском «Тяжстанкогидропресс», Пермском торгового машиностроения, Кировском машиностроительном и металлургическом, Невском машиностроительном им. Ленина, Ленинградском «Русский дизель», Ленинградском станкостроительном им. Свердлова, Ленинградском металлическом им. XXII съезда КПСС, Электростальском тяжелого машиностроения, Коломенском тяжелого станкостроения, зуборезных станков, Саратовского станкостроительного объединения, Ульяновском заводе тяжелых и уникальных станков, Брянском машиностроительном, Нальчикском машиностроительном, Ставропольском «Красный металлист», Ростсельмаш, Стерлитамакском станкостроительном’ им. В. И. Ленина. Куйбышевском продовольственного машиностроения, Уралтяжмаш, Уралэлектротяжмаш, Бузулукском тяжелого машиностроения им. Куйбышева, Южуралмаш, Челябинском дорожных машин им. Колющенко, Старокраматорском машиностроительном им. Орджоникидзе, Донецком им. Лениско-го комсомола Украины, Смелянском машиностроительном, Фастовском «Красный Октябрь», Днепропетровском электровозостроительном, Бердянском дорожных машин и др.
Кроме того, были использованы местные и отраслевые нормативные материалы, разработанные заводскими нормативно-исследовательскими бюро и нормативно-исследовательскими отделами научно-исследовательских институтов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Сборник содержит нормативные карты на комплекты и приемы слесарных и сборочных работ, имеющих применение на большинстве заводов машиностроительной промышленности. В нормативных картах на сборочные работы наибольший размер собираемых деталей достигает до 4000 мм при максимальном весе 4000 кг.
Настоящие нормативы предназначены для расчета технически обоснованных норм времени на слесарную обработку и сборку машин в условиях мелкосерийного и единичного производства, для которых характерны следующие особенности.
1. Разнообразие конструкций выпускаемых изделий.
2. Малые размеры партий изделий, запускаемых в производство.
3. Отсутствие взаимозаменяемости деталей, узлов.
4. Наличие маршрутной технологической документации.
5. Укрупненность операций с большим числом различных комплексов приемов.
6. Разнообразие работ, выполняемых слесарем-сборщиком или бригадой слесарей-сборщиков.
7. Преобладание универсальных приспособлении, инструмента и оборудования.
Нормативы времени разработаны с учетом следующих организационно-технических условий выполнения слесарно-сборочных работ.
1. Наличие необходимого инструмента, приспособлений, испытательных стендов, подъемно-транспортных средств и другого оборудования.
2. Рациональная планировка и организация рабочих мест, оборудование их необходимыми стеллажами, ящиками с ячейками и т. п.
3. Комплектование деталей, доставка их к рабочему месту производится вспомогательными рабочими.
4. Получение из кладовой цеха инструмента, приспособлений производится самим слесарем-сборщиком.
5. Прием и оформление выполненной работы осуществляется мастером и контролером ОТК, как правило, на рабочем месте.
4
6. Нормальная освещенность рабочих мест и наличие других необходимых санитарно-гигиенических условий труда.
7. Соблюдение правил техники безопасности.
Карты нормативов рассчитаны на выполнение слесарно-сборочных работ при удобном положении рабочего с установкой деталей и узлов на вертикальную и горизонтальную плоскость; при выполнении работы в стесненном положении, ограничивающем движение слесаря-сборщика, к нормативам времени необходимо применять поправочные коэффициенты (см. карту 143).
В нормативах перемещение деталей, узлов при сборке принято на расстояние до 5 м. При перемещении на расстояние свыше 5 м предусматривается дополнительное время (см. карту 122).
При сборке деталей, узлов весом до 20 кг перемещение и установка производятся вручную, детали и узлы весом свыше 20 кг перемещаются и устанавливаются при помощи подъемных средств.
В карте на установку деталей или узлов с помощью подъемных средств предусмотрено применение тельфера, имеющего скорость перемещения 20 м/мин н скорость подъема 8 м/мин.
При установке деталей или узлов с применением мостового крана к нормативному времени следует добавлять время на вызов крана 1,3 мин.
Принятая скорость крана при передвижении 50 м/мин, при подъеме — 8 м/мин.
Указанное в нормативах время определено для средних значений факторов, влияющих на продолжительность приемов работы, с указанием «до». Поэтому нужные значения следует определять по ближайшим большим величинам факторов без интерполирования, кроме карт укрупненных комплексов, где предусмотрена интерполяция между принятыми величинами факторов.
Для упрощения расчета норм времени в нормативных картах дано штучное время, в котором подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места и время на отдых и личные надобности принято в размере 11 % от оперативного времени.
Время в нормативных картах рассчитано на длительность выполнения сборочных комплексов и приемов работы одним слесарем-сборщиком.
При выполнении работы по сборке узла или изделия одновременно двумя или большим количеством слесарей-сборщиков норму времени следует рассчитывать в зависимости от доли участия этих рабочих в выполнении сборочной операции, с учетом перекрытий и совмещения приемов работ.
Пример 1. Установка детали по риске
5
Исходные данные
Вес детали — 4000 кг.
Наибольший размер — 4000X2000 мм.
Количество деталей в партии — 3 шт.
Установка детали производится при помощи мостового крана грузоподъемностью 5 т.
Деталь находится от рабочего места на расстоянии 5 м.
Технологическим процессом предусмотрено, что установка такой детали должна производиться двумя рабочими. Определяем норму времени для двух рабочих. По карте 64, поз. 7 время для одного рабочего на установку на плоскость по риске детали весом 4000 кг и наибольшего размера 4000 мм равно 5,9 мин., А для выполнения работы двумя рабочими нормативное время будет равно
5,9X2=11,8 мин.
Пример 2. Установка детали на плоскость с совмещением отверстий, креплением болтами с гайками и шплинтовкой.
Исходные данные
Вес детали — 3000 кг.
Наибольший размер — 2500X1000 мм.
Количество отверстий — 24.
Диаметр болта — 20 мм, шаг резьбы — 2,5 мм.
Завертывание гаек производится гаечным ключом.
Диаметр шплинта — 4X30 мм.
Установка детали производится при помощи мостового крана грузоподъемностью 5 т.
Деталь находится от рабочего места на расстоянии 5 м.
Количество деталей в партии — 2 шт.
Технологическим процессом предусмотрено, что установка та-кой детали должна производиться двумя слесарями-сборщиками, а установка болтов, завертывание гаек и шплинтовка — одним рабочим. Весь комплекс работ выполняет бригада, состоящая из двух человек. Определяем норму времени на выполнение работы бригадой из двух человек.
По карте 114, поз. 13 нормативное время для выполнения работы одним рабочим равняется 29,5 мин.
На установку детали с совмещением отверстий технологическим процессом предусмотрено два рабочих. Тогда нормативное время для второго рабочего берется из карты 127, поз. 6 в раз-мере 6,4 мин, а на весь комплекс работы бригады рабочих из двух человек нормативное время составит 29,5+6,4 = 35,9 мин* или по 17,95 мин на одного рабочего.
Сборник нормативов содержит:
1. Нормативные карты слесарных работ.
6
2. Укрупненные нормативы штучного времени на комплексы слесарно-сборочных работ.
Нормирование укрупненными комплексами, приведенными в сборнике, значительно сокращает время расчета норм. При этом штучное время определяется путем суммирования штучного времени на отдельные приемы и комплексы сборочных работ:
7\п—2 (/jhj “Ь ^ш2“Ь ..*
где Тш — штучное время на укрупненный комплекс;
/Шл— штучное 1время на отдельные приемы и комплексы приемов работ;
К — коэффициент, учитывающий количество собираемых узлов, изделий в партии.
3. Нормативы штучного времени на комплексы приемов слесарно-сборочных работ (установочные, крепежные, пригоночные, регулировочные и прочие приемы).
4. Нормативы штучного времени на отдельные приемы, связанные с выполнением сборочных операций*
5. Приложение — карты на приемы и комплексы приемов работ, включенные в укрупненные нормативы штучного времени.
Регулировочные работы, выполняемые при сборке узлов и механизмов, даны для наиболее распространенных случаев регулировок, встречающихся при сборке зубчатых зацеплений и установке подшипников. Картами предусмотрена регулировка с помощью болтов, прокладок, колец и стопорных винтов (см. карты 95—101).
В комплекс включены приемы, связанные с установкой регулируемых деталей в нужном положении путем перемещения их по валу вручную с помощью рычага или специального молотка, с провертыванием шестерен на валу для проверки заданных параметров, с измерением размеров под компенсаторные прокладки и т. п.
В нормативных картах предусмотрены установка регулируемых деталей, технологических валиков и втулок, а также снятие их по необходимости. Повторная установка деталей в картах не предусматривается.
Время на регулировку, приведенное в нормативах, дано как среднее для работ этого типа.
Для слесарных и слесарно-сборочных работ по сборке машин мелкосерийного и единичного производства предусматривается применение поправочных коэффициентов на величину партии.
Количество собираемых узлов, изделий в партии......1—3 4—5 б—7 8 и св. 8
Коэффициент...... 1,0 0,95 0,9 0,85
7
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМЫ ВРЕМЕНИ
Операция: сборка редуктора и узлов.
Исходные данные
Общий вес редуктора — 429 кг.
Количество деталей — 170 шт.
Количество узлов, предварительно собираемых — 4 шт. Партия одновременно собираемых редукторов — 1—3 шт.
Технические условия сборки
Шпонки посажены плотно.
Подшипники качения также посажены плотно до упора. Зацепление шестерен нормальное, без смещения и биения. Крышки прилегают плотно, без зазоров.
Вращение валов плавное, легкое.
|
|
|
|
|
Вес |
в кг |
№
детали |
Наименование |
Основные
размеры |
Коли
чество |
Материал |
одной
едини
цы |
общий |
1 |
Вал входной |
Узел |
1 |
Сталь |
16 |
16 |
2 |
Вал промежуточный быстроходный |
Узел |
1 |
Сталь |
29,5 |
29,5 ! |
3 |
Вал промежуточный тихоходный |
Узел |
1 |
Сталь |
46 |
46 |
4 |
Вал выходной |
Узел |
1 |
Сталь |
111 |
111 . |
5 |
Корпус редуктора |
Узел |
1 |
СЧ 15-32 |
120 |
120 , |
6 |
Крышка редуктора |
Узел |
1 |
СЧ 15-32 |
86 |
86 | |
7 |
Крышка смотровая |
Узел |
1 |
Сталь |
1,32 |
1,32 ■ |
8 |
Крышка |
— |
1 |
Сталь
35Л |
1,95 |
1,95 ; |
9 |
Крышка |
— |
2 |
Сталь
35Л
Сталь
35Л
Сталь
35Л
СтЗ |
1,82 |
3,64 ! |
10 |
Крышка |
— |
2 |
1,7 |
3,4 ! |
11 |
Крышка фланцевая |
— |
1 |
1,4 |
М ! |
12 |
Болт |
М8Х15 |
12 |
0,011 |
0,132 ! |
13 |
Болт |
М 16x55 |
4 |
СтЗ |
0,108 |
0,432 i |
14 |
Болт |
М16Х180 |
10 |
СтЗ |
0,274 |
2,74 , |
15 |
Г айка |
М16 |
18 |
СтЗ |
0,041 |
0,738 , |
16 |
Шайба пружинная |
0 16 |
18 |
65 Г |
0,008 |
0,144 |
17 |
Пробка спускная |
1М24х2 |
1 |
СтЗ |
0,123 |
0 „123 |
18 |
Прокладка уплотнительная |
— |
1 |
Кожа |
0,0015 |
0,0015' |
19 |
Табличка фирменная |
- - |
1 |
Жесть |
0,06 |
0,06 } |
20 |
Заклепка |
0 3X8 |
4 |
Медь |
0,0005 |
0,002 > |
21 |
Болт |
M16X110 |
4 |
СтЗ |
0,18 |
0,72 , |
22 |
Болт |
М12Х45 |
6 |
СтЗ |
0,47 |
0,282 ! |
23 |
Шайба пружинная |
М 12 |
42 |
65 Г |
0,05 |
2,1 ■ |
24 |
Болт |
М 12x25 |
36 |
СтЗ |
0,033 |
1,188 |
25 |
Штифт конический |
10x45 |
2 |
Сталь 45 |
0,032 |
0,064 |
!4} /Sf 16