Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

77 страниц

861.00 ₽

Купить ПНСТ 265-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на нежесткие дорожные одежды (далее дорожные одежды) автомобильных дорог общего пользования. Стандарт устанавливает правила проектирования при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, а также при разработке каталогов и альбомов типовых решений по конструкциям дорожных одежд. Допускается применение положений настоящего стандарта при проектировании дорожных одежд для улиц населенных пунктов. Наряду с учетом настоящего стандарта следует руководствоваться указаниями специальных региональных нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие положения

6 Классификация дорожных одежд и видов покрытий

7 Конструирование нежестких дорожных одежд

8 Расчетные нагрузки

9 Расчетные характеристики грунта рабочего слоя и конструктивных слоев дорожной одежды .

10 Расчет нежестких дорожных одежд на прочность

11 Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость

12 Осушение дорожных одежд и грунта рабочего слоя

13 Расчет дорожных одежд на обочинах и разделительных полосах

14 Расчет слоев усиления нежестких дорожных одежд

Приложение А (справочное) Расчетные характеристики грунта рабочего слоя

Приложение Б (справочное) Расчетные характеристики материалов конструктивных слоев для дорог общего пользования и улиц населенных пунктов

Приложение В (справочное) Расчетные характеристики материалов конструктивных слоев для улиц населенных пунктов

Приложение Г (справочное) Пример расчета конструкции дорожной одежды капитального типа

Приложение Д (справочное) Методика определения типа/вида асфальтобетонной смеси в зависимости от условий движения

Библиография

 
Дата введения15.05.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия15.05.2021
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

11.04.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии3-пнст
ИзданСтандартинформ2018 г.
РазработанООО НТЦ ГЕОТЕХНОЛОГИИ
РазработанАНО НИИ ТСК

Automobile roads of general use. Flexible pavement design

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет

265-

2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИ ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») при участии ООО «НТЦ «ГЕОТЕХНОЛОГИИ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 апреля 2018 г. № 3-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление, 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

7.7    При проектировании капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог рекомендуется использовать материалы существующих дорожных одежд после их снятия в слоях основания вновь проектируемой конструкции.

7.8    Если крупнопористый материал укладывают непосредственно на грунт земляного полотна, то следует предусматривать прослойку, препятствующую взаимопроникновению материалов смежных слоев. В качестве материалов прослойки можно применять мелкий щебень, высевки, гравийнопесчаные смеси, крупные и средней крупности пески, непылеватые шлаки, непучинистые золошлаки, геосинтетические материалы и т.д. Защитной прослойкой может служить слой из грунта, укрепленного вяжущими.

7.9    Эффективным мероприятием по повышению стабильности земляного полотна является укрепление его верхнего слоя небольшим количеством вяжущего. Укрепление верхнего слоя земляного полотна стабилизирует его физико-механические свойства и повышает модуль упругости, уменьшает расход стандартных материалов на устройство дорожной одежды, повышает ее технико-эксплуатационные параметры.

7.10    Проектирование дорожной одежды с применением геосинтетических материалов выполняют с учетом требований нормативных документов в данной области.

8 Расчетные нагрузки

8.1    Нормативные и расчетные нагрузки

8.1.1    Расчет нежестких дорожных одежд следует выполнять на нормативную нагрузку от одного колеса нагрузки АК согласно ГОСТ 32960. Равномерно распределенную нагрузку q вдоль направления движения не учитывают.

Значения осевой нормативной нагрузки следует принимать на автомобильных дорогах:

-    с капитальным типом дорожной одежды — 115 кН;

-    с облегченным и переходным типами дорожной одежды — 100 кН.

Давление колеса на покрытие от нормативной нагрузки АК при расчете нежестких дорожных одежд следует считать равномерно распределенным по площади отпечатка колеса, принимаемого в форме круга.

Величину нормативного давления р следует принимать равной:

-р = 0,8 МПа — для автомобильных дорог с капитальными дорожными одеждами;

-    р = 0,6 МПа — для автомобильных дорог с облегченными и переходного типа дорожными одеждами.

При расчете на кратковременную нагрузку вводят коэффициент динамичности /сдин= 1,3.

Расчетные параметры нормативных нагрузок принимаются по таблице 3.

Таблица 3 — Расчетные параметры нагрузок

Группа

расчетной

нагрузки

Нормативная статическая нагрузка Рср кН

Расчетные параметры нагрузки

на ось

на колесо

Давление на покрытие р, МПа

Диаметр Dfl/Dcp см

А-10

100

50,0

0,6

37/33

А-11,5

115

57,5

0,8

34/30

Примечание — В числителе приведен диаметр Од для движущегося колеса, в знаменателе DCT —для неподвижного колеса.

8.1.2 В случае, когда в составе движения проектируемой дороги предусматривается регулярное обращение автомобилей с осевой нагрузкой, превышающей нормативную нагрузку АК более чем на 5 %, в количестве более 5 %, за расчетную осевую нагрузку допускается принимать максимальную нагрузку на наиболее нагруженную ось автомобиля.

В этом случае DCT и Од, см, определяют по формулам:

(1)

ПНСТ 265—2018

°Д = n&Dct.    (2)

где Рст — нагрузка на колесо наиболее загруженной оси, кН; р — давление на покрытие, МПа;

/(дин — коэффициент динамичности, равный 1,3.

8.2 Учет интенсивности движения

8.2.1    При проектировании дорожной одежды целесообразно основываться на среднесуточной интенсивности движения в обоих направлениях, определяемой как сумма интенсивностей в каждом направлении. В случаях, когда разница между интенсивностями по направлениям составляет более 10 %, расчет дорожной одежды можно выполнять для каждого направления движения отдельно с учетом фактической интенсивности движения для каждого направления.

8.2.2    При расчете дорожных одежд используют следующие характеристики, отражающие интенсивность воздействия на нее подвижной нагрузки:

-    приведенное к расчетной нагрузке среднесуточное (на конец межремонтного срока проведения работ по капитальному ремонту) число проездов всех колес, расположенных по одному борту расчетного автомобиля, в пределах одной полосы проезжей части (приведенная интенсивность движения к воздействию расчетной нагрузки Л/р);

-    суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки к точке на поверхности покрытия за межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту ЕЛ/р.

8.2.3    Приведенную интенсивность движения к воздействию расчетной нагрузки Л/р на полосу движения на конец межремонтного срока проведения работ по капитальному ремонту Тсл определяют по формуле

Np=UZA//K/.    О)

/ = 1

где fnon — коэффициент распределения интенсивности движения для самой нагруженной полосы движения, зависящий от числа полос движения, принимаемый при отсутствии данных натурных наблюдений по таблице 4;

/V, — число автомобилей i-й марки в одном или в обоих направлениях на конец срока службы дорожных одежд, авт/сут;

Kj — коэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного средства i-й марки с нагрузкой на колесо Р;- к расчетной нагрузке.

Таблица 4 — Значения коэффициента распределения интенсивности движения в зависимости от количества полос

Число полос движения в обоих направлениях

Коэффициент распределения интенсивности движения для самой нагруженной полосы движения f пол

1

1,0

2

0,55

3

0,50

4

0,45

5

0,40

6 и более

0,35

На перекрестках и подходах к ним (в местах перестройки потока автомобилей для выполнения левых поворотов и др.) при расчете одежды в пределах всех полос движения следует принимать fnon = 0,50, если общее число полос проезжей части проектируемой дороги более трех.

Коэффициенты приведения К, к расчетной нагрузке определяют по формуле

(4)

где Pi — нормативная статическая нагрузка на колесо /-го автомобиля, определяемая по паспортным данным;

Рст — нормативная статическая расчетная нагрузка на колесо;

(3 — показатель степени, принимаемый равным: 4,0 — для дорожных одежд капитального типа;

3,0 — для дорожных одежд облегченного и переходного типов.

8.3 Учет нагрузок от многоосных автомобилей

8.3.1 Для многоосных автомобилей и тягачей с прицепами фактическую номинальную нагрузку на колесо в формуле (4) следует умножать на коэффициент Кс, учитывающий влияние нагрузок от колес соседних осей, расположенных на расстоянии менее 2,5 м, вычисляемый по формуле

Кс=а- Ь^ВТ - с,    (5)

где а, Ь, с — параметры, определяемые в зависимости от капитальности дорожной одежды и числа осей тележки по таблице 5;

Вт — расстояние между крайними осями автотранспортного средства, м.

Таблица 5 — Параметры, зависящие от капитальности дорожной одежды и числа осей тележки

Тип тележки

Численное значение параметра

а

Ь

С

Двухосная

и

0.43

05

1,52

0,36

0,5

Трехосная

0.46

10

1,60

0,28

1,0

Примечание — В числителе даны значения для дорожных одежд капитального типа, в знаменателе — для облегченного и переходного типов.

8.3.2 Допускается не осуществлять расчет коэффициентов приведения транспортных средств к расчетным нагрузкам А-11,5 и А-10 , а принимать их по таблице 6.

Таблица 6 — Коэффициенты приведения транспортных средств по ГОСТ 32965 к расчетным нагрузкам А-11,5 и А-10

Категория

транспортного

средства

Схема

Тип транспортного средства

Kj для капитального типа дорожной одежды (для нагрузки А-11,5)

Kj для облегченного и переходного типов дорожной одежды (для нагрузки А-10)

в

Легковые автомобили, небольшие грузовики (фургоны) и другие автомобили с прицепом и без него

0,01

0,02

с

Чрчр

Двухосные грузовые автомобили

0,60

1,11

мр

Трехосные грузовые автомобили

2,49

3,18

ПНСТ 265—2018

Окончание таблицы 6

Категория

транспортного

средства

Схема

Тип транспортного средства

Kj для капитального типа дорожной одежды (для нагрузки А-11,5)

Kj для облегченного и переходного типов дорожной одежды (для нагрузки А-10)

с

Вшш

Четырехосные грузовые автомобили

3,62

4,41

дшяяш

Четырехосные автопоезда (двухосный грузовой автомобиль с прицепом)

1,81

2,98

Пятиосные автопоезда (трехосный грузовой автомобиль с прицепом)

2,15

4,03

Трехосные седельные автопоезда (двухосный седельный тягач с полуприцепом)

2,39

3,62

Четырехосные седельные автопоезда (двухосный седельный тягач с полуприцепом)

4,13

5,56

Пятиосные седельные автопоезда (двухосный седельный тягач с полуприцепом)

6,48

7,42

Пятиосные седельные автопоезда (трехосный седельный тягач с полуприцепом)

4,70

6,15

Шестиосные седельные автопоезда

7,94

8,93

Автомобили с семью и более осями и др.

8,47

9,94

D

ошш

Автобусы

0,75

1,46

Для осевых расчетных нагрузок, отличных от А-11,5 и А-10, а также при расчете для транспортных средств, отличных от приведенных в ГОСТ 32965, расчет коэффициентов приведения следует выполнять по формуле (4) с учетом формулы (5).

8.4 Определение суммарного числа приложений приведенной расчетной нагрузки

Суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки ЕЛ/р к точке на поверхности покрытия за нормативный срок службы дорожных одежд определяют по формуле

2 Л/р =0,7Л/р °    >    (6)

ч

где Л/р — суммарное расчетное число приложений приведенной расчетной нагрузки на полосу движения за нормативный межремонтный срок службы проведения работ по капитальному ремонту, авт/сут;

11

Кс — коэффициент суммирования, определяемый по следующей формуле:

q — показатель изменения интенсивности движения (знаменатель геометрической прогрессии);

Тсл — нормативный межремонтный срок службы дорожных одежд между капитальными ремонтами (см. таблицу 8), годы;

Трдг — расчетное число дней в году, зависящее от района проектирования, соответствующее определенному состоянию деформируемости дорожной конструкции, определяемое по таблице 7 и рисунку 1, дни;

кп — коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого (см. таблицу 9).

При значении показателя изменения интенсивности движения q = 1 коэффициент Кс принимают равным Тсл.

Показатель изменения интенсивности движения q определяют по формуле

q=1+ г/100,    (8)

где г— ежегодный прирост интенсивности движения, %.

Таблица 7 — Рекомендуемые значения Трдг в зависимости от номера района на карте

Номер района на карте

Географические границы районов

Рекомендуемое количество расчетных дней в году Грдг

1

Зона распространения вечномерзлых грунтов севернее семидесятой параллели

70

2

Севернее линии, соединяющей Онегу, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, шестидесятый меридиан, до побережья Европейской части

145

3

Севернее линии, соединяющей Смоленск, Калугу, Рязань, Саранск, сорок восьмой меридиан, до линии, соединяющей Онегу, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар

125

4

Севернее линии, соединяющей Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Оренбург, шестидесятый меридиан, до линии районов 2 и 3

135

5

Севернее линии, соединяющей Ростов-на-Дону, Элисту, Астрахань, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару

145

6

Южнее линии Ростов-на-Дону, Элиста, Астрахань для Европейской части, южнее сорок шестой параллели —для остальных территорий

205

7

Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток (кроме Хабаровского и Приморского краев, Камчатской области), ограниченные с севера семидесятой параллелью, с юга — сорок шестой параллелью

130—150 (меньшие значения для центральной части)

8

Хабаровский и Приморский края, Камчатская область

140

Примечание — Значения Трдг на границах районов следует принимать по наибольшему из значений.

ПНСТ 265—2018

Рисунок 1 — Карта районирования по количеству расчетных дней в году Трдг Таблица 8 — Нормативные межремонтные сроки проведения работ по капитальному ремонту и ремонту

Категория дороги

Нормативный межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту Гсл

Нормативный межремонтный срок проведения работ по ремонту

1

24 года

12 лет

II

24 года

12 лет

III

24 года

12 лет

IV

24 года

12 лет

V

10 лет

5 лет

Таблица 9 — Значения коэффициента кп

Тип дорожных одежд

Значение коэффициента кп для категорий дорог

1

II

Ill

IV

V

Капитальный

1,49

1,49

1,38

1,31

Облегченный

1,32

1,26

1,06

Переходный

1,16

1,04

9 Расчетные характеристики грунта рабочего слоя и конструктивных слоев дорожной одежды

9.1    Характеристики грунтов и песка дренирующего слоя

9.1.1    Расчетные характеристики грунтов и песка дренирующего слоя: модуль упругости Егр, угол внутреннего трения фгр и удельное сцепление сгр назначают в следующей последовательности:

- определяют суммарное число приложении приведенной расчетной нагрузки;

13

-    для грунтов вычисляют расчетную влажность И/р по методике, изложенной в А.1 (приложение А);

-    затем устанавливают Егр , фгр и сгр грунта и песка дренирующего слоя.

9.1.2    Прочностные и деформационные характеристики грунтов определяют:

-    модуль упругости Егр — в зависимости от расчетной влажности по таблице А.5 (приложение А);

-    сдвиговые характеристики: угол внутреннего трения фгр и удельное сцепление сгр — в зависимости от расчетной влажности и числа приложений приведенной нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице А.6 (приложение А).

9.1.3    Расчетные характеристики песка принимают:

-    модуль упругости Егр, независимо от расчетной влажности, — одинаковым во всех дорожно-климатических зонах по таблице А.7 (приложение А);

-    сдвиговые характеристики: угол внутреннего трения фгр и удельное сцепление сгр — в зависимости от числа приложений приведенной нагрузки за срок службы дорожной одежды по таблице А.8 (приложение А).

9.2    Расчетные характеристики материалов для оснований дорожной одежды

Расчетные характеристики материалов для оснований дорожной одежды, обработанных и не обработанных вяжущими, не зависят от погодно-климатических условий и принимаются при расчетах постоянными во всехклиматическихзонахпри кратковременном и длительном (статическом) нагружении (см. таблицы Б.1—Б.З, приложение Б).

9.3    Расчетные характеристики асфальтобетона

9.3.1    Асфальтобетонное покрытие обладает упруго-вязко-пластическими свойствами, поэтому модули упругости асфальтобетона в значительной мере зависят от температуры, цикличности приложения нагрузки и режима нагружения, а также скорости приложения нагрузки и продолжительности ее действия. При многократном приложении нагрузки в асфальтобетоне развиваются усталостные деформации, приводящие к потере прочности на растяжение при изгибе.

9.3.2    Расчет асфальтобетонного покрытия на прочность необходимо проводить исходя из температурных условий, при которых дорожные одежды в конкретных условиях работают наиболее напряженно.

Расчет по допускаемому упругому прогибу целесообразно выполнять на умеренную весеннюю температуру воздуха, равную для всех регионов 10 °С.

К концу весны при полном оттаивании грунта рабочего слоя модуль упругости асфальтобетона уменьшается, что неблагоприятно сказывается на сопротивлении сдвигу грунта земляного полотна и промежуточных слоев одежды. Поэтому в различных дорожно-климатических зонах температуру асфальтобетона при расчете по критериям сдвигоустойчивости следует принимать: в I и II зонах — 20 °С, III — 30 °С, IV — 40 °С, V — 50 °С.

В районах сезонного промерзания дорожных конструкций, независимо от того, в какой дорожноклиматической зоне они находятся, наиболее неблагоприятные условия для работы покрытия на растяжение при изгибе наступают в начале весны при температуре покрытия, близкой к нулю.

9.3.3    Расчетные значения модулей упругости асфальтобетона зависят от характера приложения нагрузки. При длительном приложении нагрузки (более 10 мин) они значительно меньше, чем при кратковременном приложении нагрузки.

Расчетные характеристики асфальтобетона разных типов и видов, рекомендованных в 7.5.1, при расчете на подвижную нагрузку приведены в таблицах Б.4 и Б.5 (приложение Б), на статическую нагрузку — в таблице Б.6 (приложение Б).

При проектировании улиц населенных пунктов расчетные характеристики материалов допускается принимать по приложению В.

10 Расчет нежестких дорожных одежд на прочность

10.1    Основные критерии расчета нежестких дорожных одежд на прочность

10.1.1    Прочность нежестких дорожных одежд оценивается их способностью сопротивляться процессу развития остаточных деформаций и разрушений под воздействием нормальных и касательных напряжений, возникающих в конструктивных слоях и подстилающем грунте от расчетной нагрузки, приложенной к поверхности покрытия.

14

ПНСТ 265—2018

10.1.2    Методика оценки прочности нежестких дорожных одежд включает оценку прочности как конструкции в целом, так и напряжений, возникающих в отдельных конструктивных слоях. При расчете дорожных одежд используют решения теории упругости для слоистого пространства, лежащего на упругом основании при сцеплении слоев на границе контакта.

10.1.3    Расчет нежестких дорожных одежд на прочность выполняют по следующим критериям:

-    допускаемому упругому прогибу;

-    условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев;

-    сопротивлению монолитных слоев покрытия и промежуточных монолитных слоев основания усталостному разрушению на растяжение при изгибе.

Превышение значения одного из критериев (имеющего минимальное значение) должно быть не более 5 % при условии выполнения остальных критериев прочности.

10.1.4    Облегченные и переходные дорожные одежды, рассчитывают только по двум критериям:

-    допускаемому упругому прогибу;

-    условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев.

10.1.5    Расчет на прочность по всем критериям можно выполнять в любой последовательности. Однако методически целесообразно при больших перспективных интенсивностях движения и низкой влажности грунтов начинать расчеты по допускаемому упругому прогибу, а при малых интенсивностях и высокой влажности грунтов — по условию сдвигоустойчивости грунта.

10.1.6    Дорожные одежды на перегонах рассчитывают на кратковременное многократное действие подвижных нагрузок, используя прочностные и деформационные характеристики материалов и грунтов при многократном приложении нагрузки длительностью 0,1 с.

Дорожные одежды на остановках и остановочных полосах, расположенных на обочинах, перекрестках, на съездах транспортных развязок и подходах к пересечениям с железнодорожными путями должны быть дополнительно проверены на однократное нагружение длительностью не менее 10 мин, используя статические значения расчетных параметров.

Для дорожных одежд укрепленных полос обочин, парковок, а также тротуаров, пешеходных улиц и площадей в городах расчет выполняют только на однократное нагружение длительностью не менее 10 мин.

Расчет на прочность на однократное нагружение выполняют по условию сдвигоустойчивасти в грунте и в слабосвязных материалах.

Расчет на однократное нагружение ведется на нагрузку в соответствии с 8.1.1.

10.2 Уровни надежности и коэффициенты прочности

10.2.1 Дорожные одежды следует проектировать с уровнем надежности, под которым понимают вероятность безотказной работы в течение межремонтного срока.

Отказ нежестких дорожных одежд из-за недостаточной прочности может возникнуть в результате:

-    образования необратимых деформаций на поверхности покрытия (просадок, трещин, выбоин и др.) под воздействием многократно прилагаемой нагрузки по полосам наката в связи с общей недостаточной несущей способностью дорожных одежд;

-    накопления недопустимых остаточных деформаций под воздействием касательных напряжений, возникающих в конструктивных слоях и подстилающем грунте от транспортной нагрузки, с потерей ровности поверхности покрытия и соответствующего снижения скорости движения до истечения заданного срока службы конструкции;

-    усталостных разрушений материала монолитных слоев конструкции под воздействием растягивающих напряжений от многократного приложения транспортной нагрузки с интенсивной потерей транспортно-эксплуатационных свойств.

Уровень надежности (коэффициент надежности) Кн назначается в задании на проектирование в зависимости от категории дороги и типа дорожных одежд или принимается по таблице 10.

Таблица 10 — Уровни надежности дорожных одежд

Категория дороги

Тип дорожных одежд

Коэффициент надежности Кн

IA, 1Б, IB

Капитальный

0,98

II

Капитальный

0,95

Окончание таблицы 10

Категория дороги

Тип дорожных одежд

Коэффициент надежности Кн

III

Капитальный

0,92

Облегченный

0,90

IV

Капитальный

0,90

Облегченный

0,85

Переходный

0,82

V

Облегченный

0,82

Переходный

0,65

10.2.2 Требуемые значения коэффициентов прочности назначают в зависимости от типа дорожных одежд, категории дороги и критерия расчета на прочность (см. таблицу 11).

Таблица 11 — Коэффициенты прочности дорожных одежд

Тип дорожных одежд

Категория дороги

.. тр

Требуемый коэффициент прочности Апр по критерию

упругого прогиба

сдвигоустойчивости и растяжения при изгибе

Капитальный

1

1,50

1,10

II

1,20

1,00

III

1,17

1,00

IV

1,15

1,00

Облегченный

III

1,15

1,00

IV

1,06

0,94

V

1,02

0,87

Переходный

IV

1,02

0,87

V

0,98

0,87

Для городских улиц и дорог уровень надежности и коэффициенты прочности принимают по аналогии с автомобильными дорогами в соответствии с таблицей 12.

Таблица 12 — Соответствие городских улиц и дорог категориям автомобильных дорог общего пользования

Категория улиц и дорог

Аналог категории дороги общего пользования

Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения

1

Магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, магистральные улицы районного значения

II

Улицы и дороги местного значения: в общественно-деловых и торговых зонах, в производственных зонах, улицы в зонах жилой застройки в крупных и крупнейших городах, основные улицы сельских поселений

III

Улицы в зонах жилой застройки, проезды, улицы и дороги сельских поселений, велосипедные дорожки, тротуары, пешеходные улицы и площади

IV

10.3 Расчет конструкции нежестких дорожных одежд по допускаемому упругому прогибу

10.3.1 Расчетом на прочность по допускаемому упругому прогибу проверяют конструкцию нежестких дорожных одежд в целом.

16

ПНСТ 265—2018

Конструкция дорожных одежд удовлетворяет требованиям надежности и прочности по величине упругого прогиба при условии:

^общ - ^rnirAnp'    (9)

где Еобщ — общий модуль упругости на поверхности дорожной конструкции;

Emin — минимальный требуемый модуль упругости;

— требуемый коэффициент прочности, определяемый по таблице 11.

Минимальный требуемый модуль упругости с учетом ГОСТ 32960, где давление на покрытие для дорожных одежд капитального типа отличается от 0,6 МПа, определяют по формуле

98,65[|д£Л/р-с],    (Ю)

где р — расчетное давление на покрытие;

£Л/р — суммарное расчетное число приложений приведенной расчетной нагрузки на полосу движения за нормативный межремонтный срок службы проведения работ по капитальному ремонту [см. формулу (6)];

с — эмпирический параметр, равный для расчетной нагрузки:

А-10 —3,55; А-11,5 —3,20.

Расчет по допускаемому упругому прогибу не проводят при нагрузке на ось 120 кН и более.

10.3.2 Независимо от результата расчета, полученного по формуле (10), требуемый минимальный модуль упругости Emin должен быть не менее указанного в таблице 13.



Таблица 13 — Требуемый минимальный модуль упругости нежесткой дорожной одежды

Категория

дороги

Суммарное минимальное расчетное число приложений расчетной нагрузки на наи-более нагруженную полосу

Минимальный требуемый модуль упругости дорожной одежды Emin, МПа, в зависимости от типов дорожных одежд

капитальный

облегченный

переходный

1

1285000

330

и

1090000

325

N1

820000

310

235

IV

240000

250

180

110

V

50000

150

75


Для определения общего модуля упругости многослойную дорожную одежду представляют в виде расчетной схемы, указанной на рисунке 2.


Г


D

Рисунок 2 — Расчетная схема нежесткой дорожной одежды

Х7 ^общ

УЕ0бщ

сП

Уь0бщ

^F111

\А общ



17


ПНСТ 265—2018

Содержание

1    Область применения .................................................................1

2    Нормативные ссылки .................................................................1

3    Термины и определения ..............................................................2

4    Сокращения ........................................................................3

5    Общие положения ...................................................................3

6    Классификация дорожных одежд и видов покрытий .......................................4

7    Конструирование нежестких дорожных одежд ............................................5

8    Расчетные нагрузки ..................................................................8

9    Расчетные характеристики грунта рабочего слоя    и    конструктивных слоев дорожной одежды .... 13

10 Расчет нежестких дорожных одежд на прочность ........................................14

11    Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость .................................30

12    Осушение дорожных одежд и грунта рабочего слоя......................................35

13    Расчет дорожных одежд на обочинах и разделительных полосах ..........................42

14    Расчет слоев усиления нежестких дорожных одежд .....................................43

Приложение А (справочное) Расчетные характеристики грунта рабочего слоя ..................45

Приложение Б (справочное) Расчетные характеристики материалов конструктивных слоев

для дорог общего пользования и улиц населенных пунктов ....................52

Приложение В (справочное) Расчетные характеристики материалов конструктивных слоев

для улиц населенных пунктов .............................................58

Приложение Г (справочное) Пример расчета конструкции дорожной одежды капитального типа ...61 Приложение Д (справочное) Методика определения типа/вида асфальтобетонной смеси

в зависимости от условий движения .......................................71

Библиография    .......................................................................73

10.3.3 Общий модуль упругости на поверхности /-го слоя определяют по номограмме, полученной на основе решения теории упругости для двухслойной модели (см. рисунок 3): слой конечной толщины h с модулем упругости Ев лежит на упругом полупространстве (неограниченном снизу) с модулем Ен.

Рисунок 3 — Расчетная схема двухслойной системы

10.3.4    Расчет дорожной одежды по допустимому упругому прогибу ведут в следующей последовательности:

-    назначают нормативный межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту (см. таблицу 8);

-    определяют суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки £Л/р;

-    назначают уровень надежности (см. таблицу 10) и коэффициент прочности (см. таблицу 11);

-    назначают предварительные толщины слоев дорожной одежды;

-    принимают модули упругости конструктивных слоев основания по таблицам Б.1—Б.З, приложение Б;

-    принимают модули упругости слоев асфальтобетона и других битумосодержащих материалов во всех дорожно-климатических зонах при температуре 10 °С (таблица Б.4, приложение Б);

-    определяют минимальный требуемый модуль упругости по формуле (10).

Примечание — В отдельных случаях при проектировании улиц в населенных пунктах допускается принимать расчетные значения по таблице В.З (приложение В).

Если по результатам расчета минимальный требуемый модуль упругости получится менее указанного в таблице 13, то принимают минимальный требуемый модуль упругости в зависимости от категории дороги и типа дорожной одежды по таблице 13.

10.3.5    Общий модуль упругости на поверхности дорожной одежды определяют по номограмме (см. рисунок 4). Расчет конструкции ведут сверху вниз или снизу вверх.

При расчете конструкции сверху вниз выполняют следующие действия:

-    определяют общий минимальный требуемый модуль упругости Еобщ на поверхности дорожной одежды по следующей формуле

^общ ^min^np’    (И)

-    устанавливают с использованием номограммы (см. рисунок 4) по отношениям Еобщв (значение на кривой) и hB/D значение на оси абсцисс) общие модули упругости на поверхности каждого конструктивного слоя, вплоть до грунта рабочего слоя.

При известных значениях общего модуля упругости на поверхности нижнего слоя дорожной одежды и модулях нижнего слоя и грунта рабочего слоя по номограмме (см. рисунок 4) можно определить толщину нижнего слоя дорожной одежды.

При расчете конструкции снизу вверх выполняют следующие действия:

-    последовательно рассматривая два слоя: верхний слой конечной толщины и нижний — полупространство по номограмме (см. рисунок 5), определяют общий модуль упругости на поверхности дорожной одежды.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования ПРОЕКТИРОВАНИЕ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Automobile roads of general use. Flexible pavement design

Срок действия — с 2018—05—15 до 2021—05—15

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на нежесткие дорожные одежды (далее — дорожные одежды) автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, а также при разработке каталогов и альбомов типовых решений по конструкциям дорожных одежд.

Допускается применение положений настоящего стандарта при проектировании дорожных одежд для улиц населенных пунктов.

Наряду с учетом настоящего стандарта следует руководствоваться указаниями специальных региональных нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 3344 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 8267 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 23558 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25607 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 30491 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 31015 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 32826 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования

ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока

Издание официальное

ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины ГОСТ 33100, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    выравнивающий слой: Слой переменной толщины, устраиваемый между новым покрытием и слоем существующего покрытия или основания для обеспечения технологических и эксплуатационных параметров дорожного покрытия и не учитываемый в расчетах на прочность.

3.2    дополнительные слои основания дорожной одежды: Слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые для обеспечения требуемой морозоустойчивости и дренирования конструкции, позволяющие снижать толщину вышележащих слоев из материалов дорожной одежды.

3.3    капитальная дорожная одежда: Дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.

3.4    защитный слой покрытия дорожной одежды: Слой, устраиваемый на поверхности верхнего слоя покрытия, предназначенный для его защиты от непосредственного воздействия колес автомобильного транспорта и/или комплекса погодно-климатических факторов и не учитывающийся при расчетах на прочность.

3.5    коэффициент динамичности: Коэффициент увеличения нагрузки при динамическом воздействии по сравнению со статическим.

3.6    максимальный размер зерен минерального заполнителя асфальтобетона: Размер зерен минерального заполнителя, который на один размер больше номинального максимального размера зерен минерального заполнителя.

3.7    межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту: Срок службы между капитальными ремонтами (периодичность проведения работ по капитальному ремонту).

3.8    межремонтный срок проведения работ по ремонту: Срок службы между ремонтами (периодичность проведения работ по ремонту).

3.9    надежность дорожной одежды: Комплексный показатель способности дорожной конструкции в целом сохранять заданные эксплуатационные характеристики (ровность, прочность, шероховатость) в течение расчетного срока службы.

3.10    номинальный максимальный размер зерен минерального заполнителя асфальтобетона: Размер зерен минерального заполнителя, соответствующий размеру ячейки сита, который на один размер больше размера ячейки первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10 %.

ПНСТ 265—2018

3.11    осевая расчетная нагрузка: Максимальная нагрузка на наиболее нагруженную ось для двухосных автомобилей или на приведенную ось для многоосных автомобилей, доля которых в составе движения с учетом перспективы изменения к концу межремонтного срока составляет не менее 5 %.

3.12    относительная влажность грунта: Отношение естественной влажности к влажности на границе текучести.

3.13    прочность дорожной одежды: Способность сопротивляться процессу развития остаточных деформаций и разрушений под воздействием касательных и нормальных напряжений, возникающих в конструктивных слоях и подстилающем грунте от расчетной нагрузки (кратковременной, многократной или длительно действующей однократной), приложенной к поверхности покрытия.

3.14    рабочий слой земляного полотна (подстилающий грунт): Верхняя часть земляного полотна в пределах от низа дорожной одежды до уровня, соответствующего 2/3 глубины его промерзания, но не менее 1,5 м, считая от поверхности покрытия дорожной одежды.

3.15    расчетный период года: Наиболее неблагоприятный по условиям увлажнения период года, в течение которого прочность дорожных конструкций достигает минимальных значений.

3.16    слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.

4 Сокращения

АБ ТР ТС — асфальтобетоны, запроектированные на основе межгосударственных стандартов на каменные материалы, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента [1];

АВ — асфальтобетон для верхнего слоя покрытия;

АК — нормативная нагрузка от автотранспортных средств;

АН — асфальтобетон для нижнего слоя покрытия;

АО — асфальтобетон для верхнего слоя основания;

БНД — битум нефтяной дорожный;

ДКЗ — дорожно-климатическая зона;

ПБВ — полимерно-битумное вяжущее;

СПАС — система проектирования асфальтобетонных смесей по методологии «Superpave»;

УГВ — уровень грунтовых вод;

ЩМА — щебеночно-мастичный асфальтобетон;

ЩМА ТР ТС — щебеночно-мастичные асфальтобетоны, запроектированные на основе межгосударственных стандартов на каменные материалы, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента [1];

ЭООН — эквивалентная одноосная нагрузка;

PG — обозначение марки битумного вяжущего, установленное в соответствии с температурным диапазоном эксплуатации дорожного покрытия, определяемого с учетом расчетных температур;

SMA — щебеночно-мастичный асфальтобетон, запроектированный по методу объемного проектирования;

SP — асфальтобетон, запроектированный по методу объемного проектирования по методологии «СПАС».

5 Общие положения

5.1    В районах с влажным и холодным климатом на участках с неблагоприятными грунтово-гидро-логическими условиями должны быть предусмотрены меры по осушению и обеспечению морозоустойчивости дорожной одежды и земляного полотна. В соответствии с грунтово-гидрологическими условиями строительства выбирают значения расчетных характеристик грунтов земляного полотна для расчета дорожных одежд на прочность.

5.2    Конструкции дорожных одежд, их общая толщина и толщина отдельных слоев, а также применяемые материалы должны обеспечивать стабильную во времени сплошность, ровность и шероховатость покрытия при воздействии расчетных транспортных нагрузок.

3

5.3    Запроектированные дорожные одежды должны быть не только прочными и надежными в эксплуатации, но и экономичными и наименее материалоемкими, особенно по расходу дорогостоящих материалов и энергоресурсов, а также должны соответствовать экологическим требованиям. Выбор конструкций дорожных одежд и тип покрытия обосновывают технико-экономическим анализом вариантов.

5.4    При проектировании дорожных одежд необходимо выбирать оптимальные дорожно-строительные материалы и назначать их рациональное размещение в конструкции с учетом грунтово-гидро-логических условий земляного полотна.

5.5    Проектирование дорожных одежд ведется комплексно с учетом свойств земляного полотна и представляет собой единый процесс конструирования и расчета их на прочность, морозоустойчивость и осушение, а также технико-экономического обоснования вариантов.

Таким образом, проектирование дорожной одежды состоит из последовательно выполняемых этапов:

-    конструирование — предварительное назначение конструкций дорожных одежд;

-    расчет — проверка предварительно назначенных дорожных одежд на прочность, морозоустойчивость и осушение;

-    технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд, заключающееся в выборе наиболее целесообразного варианта с учетом строительных и эксплуатационных затрат до следующего капитального ремонта.

5.6    Расчеты дорожных одежд выполняют для однотипных участков дороги, имеющих:

-    один тип земляного полотна (насыпь, нулевые отметки или выемка);

-    схожие грунтово-гидрологические условия (один вид грунта и одна схема увлажнения рабочего слоя грунта).

5.7    Дорожные одежды по ширине проезжей части проектируют, как правило, равнопрочными, при этом следует учитывать положения 8.2.1.

5.8    При проектировании дорожных одежд для конкретных объектов или при разработке типовых конструкций дорожных одежд наряду с положениями настоящего стандарта следует учитывать данные научно-практического опыта (в том числе в части применения местных материалов, уточнения их расчетных характеристик и т. п.), отраженные в документах, утвержденных в установленном порядке.

6 Классификация дорожных одежд и видов покрытий

Классификация дорожных одежд и видов покрытий в зависимости от капитальности приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация типов дорожных одежд и видов покрытий

Тип дорожных одежд

Вид покрытий и применяемые материалы

Усовершенствованные покрытия

Капитальный

Из асфальтобетонных смесей, в том числе щебеночно-мастичных

Облегченный

Из органоминеральных смесей

Из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим

Переходные покрытия

Переходный

Из щебеночно-гравийно-песчаных смесей

Из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими

Из грунтов, укрепленных различными вяжущими и местными материалами

Из булыжного и колотого камня (мостовые)

Дорожные одежды низшего типа конструируются и рассчитываются в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проектирование дорожных одежд с низкой интенсивностью движения.

ПНСТ 265—2018

7 Конструирование нежестких дорожных одежд

7.1    Задачи конструирования дорожных одежд

Задачами конструирования дорожных одежд являются:

-    обоснование типов дорожных одежд и вида покрытия;

-    назначение числа конструктивных слоев и выбор материалов для их устройства, размещение их в конструкции в такой последовательности, чтобы с учетом уменьшения по глубине напряжений от колесной нагрузки, климатических и грунтово-гидрологических условий наилучшим образом проявлялись их прочностные, деформативные и теплоизолирующие свойства;

-    назначение ориентировочных толщин слоев (при расчете дорожных одежд с использованием специализированных расчетных программ — минимальных, максимальных толщин и шага перебора);

-    назначение мероприятий по обеспечению морозоустойчивости дорожной конструкции с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы его увлажнения на различных участках;

-    назначение мероприятий по осушению дорожных одежд и снижению притока воды.

7.2    Конструирование нежестких дорожных одежд проводят, учитывая следующие факторы:

-    категорию дороги;

-    интенсивность и состав движения;

-    дорожно-климатическую зону и подзону;

-    вид грунта рабочего слоя земляного полотна;

-    схему увлажнения грунта рабочего слоя земляного полотна;

-    наличие и качество дорожно-строительных материалов;

-    возможность стадийного усиления дорожной одежды путем устройства сверху новых слоев покрытия по мере увеличения интенсивности движения.

7.3    При конструировании нежестких дорожных одежд необходимо руководствоваться следующим:

-    типы дорожных одежд, их конструкция, вид покрытия должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге соответствующей категории, в зависимости от ожидаемого состава и интенсивности движения с учетом их изменения в течение заданных межремонтных сроков и предполагаемых условий ремонта покрытия и содержания дороги;

-    конструкции дорожных одежд могут быть повторного применения (типовыми) или разрабатываться индивидуально для каждого участка или ряда участков дороги, характеризующихся сходными природными условиями (грунт рабочего слоя земляного полотна, условия его увлажнения, климат, обеспеченность местными материалами и др.) и расчетными нагрузками. При выборе конструкции для данных условий предпочтение следует отдавать проверенной на практике типовой конструкции;

-    в районах, не обеспеченных стандартными каменными материалами, допускается применять местные каменные материалы, побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, битум, известь, активные золы уноса и др.). Одновременно надо стремиться к созданию наименее материалоемкой конструкции;

-    конструкции дорожных одежд должны быть технологичными и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных процессов. Для достижения этой цели число слоев и видов материалов в конструкции должно быть минимальным;

-    необходимо учитывать реальные условия проведения строительных работ (летняя или зимняя технология и др.).

7.4    Развитие прочности дорожной одежды должно идти за счет увеличения толщины слоев из местных материалов. Из привозных материалов следует назначать верхние слои дорожной одежды минимальной толщины.

Минимальные толщины конструктивных слоев из минеральных материалов в уплотненном состоянии принимают не менее двукратного размера наиболее крупной фракции применяемого минерального материала.

Независимо от результатов расчета на прочность дорожных одежд толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 2.

Минимальные толщины конструктивных слоев из различных материалов представлены в таблице 2.

5

Таблица 2 — Минимальные толщины конструктивных слоев дорожных одежд

Материал покрытий и других слоев дорожных одежд

Минимальная толщина слоя, см

Асфальтобетон для верхнего слоя покрытия из смесей с номинальным максимальным размером минерального заполнителя не более 12,5 мм

4

Асфальтобетон из смесей с номинальным максимальным размером минерального заполнителя более 12,5 мм

Не менее 2,5-кратного номинального максимального размера

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим

8

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные неорганическим вяжущим

8

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные комплексным вяжущим

8

Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки

8

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим на песчаном основании

15

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущим на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта)

8

Грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими

10

Песок

20

Примечания

1    В случае применения асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128 и щебеночно-мастичных смесей по ГОСТ 31015 на улицах населенных пунктов минимальную толщину слоя асфальтобетона назначают не менее двукратного размера наиболее крупной фракции.

2    Минимальную толщину слоев из асфальтобетона рекомендуется округлять до 0,5 см в большую сторону.

7.5 Конструирование покрытий и оснований дорожных одежд капитального

и облегченного типов

7.5.1 Дорожные одежды капитального типа устраивают на автомобильных дорогах I—IV категорий, облегченного типа — на автомобильных дорогах III—V категорий.

Дорожные одежды капитального и облегченного типов с усовершенствованным покрытием проектируют с таким расчетом, чтобы за межремонтный срок не возникло недопустимых разрушений и остаточных деформаций, превышающих предельные значения, а воздействие природных факторов не приводило к недопустимым изменениям в их структуре.

На поверхности верхнего слоя покрытия для продления срока его службы и восстановления транспортно-эксплуатационных качеств могут быть устроены защитные слои покрытия дорожной одежды, периодически восстанавливаемые и выполняющие функцию слоя износа.

Толщину защитного слоя назначают в зависимости от технологии устройства и рекомендаций по применению и не учитывают в расчете на прочность.

При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ 33220.

Срок службы верхнего слоя асфальтобетонного покрытия может быть меньше расчетного срока службы дорожной одежды. Допускается восстановление верхнего слоя асфальтобетонного покрытия между капитальными ремонтами дорожной одежды.

При конструировании дорожных одежд необходимо учитывать, что процесс деформирования и прочностные качества материалов, содержащих органическое вяжущее, обусловливающие проявление упруго-вязко-пластических свойств композиции, существенно зависят от температуры и режима нагружения (скорости изменения и продолжительности действия нагрузки), тогда как свойства зернистых материалов (щебеночных, гравийных и подобных им), а также материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими, сравнительно мало зависят от температуры и режима нагружения.

6

ПНСТ 265—2018

7.5.2    Для устройства асфальтобетонных слоев рекомендуется применять следующие материалы:

а)    для верхнего слоя покрытия — АВ:

1)    ЩМА ТР ТС: ЩМА-22, ЩМА-16, ЩМА-11 на ПБВ по ГОСТ Р 52056, на БНД по ГОСТ 33133 на битумном вяжущем, классифицируемом по PG;

2)    SMA-19 и SMA-12,5 на битумном вяжущем, классифицируемом по PG;

3)    АБ ТР ТС: А22В, А16В, All В на ПБВ по ГОСТ Р 52056, на БНД по ГОСТ 33133 на битумном вяжущем, классифицируемом по PG;

4)    асфальтобетонные смеси: SP-19, SP-12 на битумном вяжущем, классифицируемом по PG;

б)    для нижнего слоя покрытия — АН:

1)    АБ ТР ТС: А32Н, А22Н, А16Н на БНД по ГОСТ 33133 или на битумном вяжущем, классифицируемом по PG;

2)    асфальтобетонные смеси: SP-25, SP-19 на битумном вяжущем, классифицируемом по PG.

в)    для верхнего слоя основания — АО:

1)    АБ ТР ТС: А320, А220 на БНД по ГОСТ 33133 или на битумном вяжущем, классифицируемом по PG;

2)    асфальтобетонные смеси: SP-37, SP-25, SP-19 на битумном вяжущем, классифицируемом

по PG.

При проектировании улиц населенных пунктов в течение года с момента вступления в действие настоящего стандарта допускается применение асфальтобетонов по ГОСТ 9128 и ГОСТ 31015.

Для капитальных дорожных одежд толщину асфальтобетонного покрытия и/или основания, устраиваемого из сравнительно дорогих материалов, следует назначать близкой к минимальной конструктивной.

7.5.3    Основание из несвязных материалов должно быть, как правило, двухслойным: несущий слой основания устраивается из фракционированного щебня, уложенного по способу заклинки, щебеночной, щебеночно-, гравийно- или щебеночно-гравийно-песчаной смеси; дополнительный слой — из щебеночно-, гравийно- или щебеночно-гравийно-песчаной смеси и песков различной крупности (I и II классов по ГОСТ 32824).

7.5.4    Нижние слои основания, особенно из зернистых материалов, должны сопротивляться сдвиговым напряжениям. Во многих случаях целесообразно предусматривать их укрепление вяжущим.

При выборе материала для верхнего слоя основания необходимо учитывать капитальность (тип) дорожных одежд, вид покрытия, а также деформационные и теплофизические свойства материалов и грунтов, укрепленных органическими и неорганическими вяжущими.

На дорогах с тяжелым и/или скоростным движением несущие слои основания целесообразно устраивать преимущественно из укрепленных неорганическими или органическими вяжущими материалов.

При использовании в несущих слоях основания щебня или грунта, укрепленного цементом, толщина вышележащих слоев, укрепленных органическим вяжущим, для ограничения появления «отраженных» трещин должна быть не менее толщины слоя основания, укрепленного цементом. При этом минимальная толщина слоев, укрепленных органическими вяжущими, должна быть 18 см для дорожных одежд капитального типа и 12 см — для дорожных одежд облегченного типа.

В случаях применения материалов, обработанных комплексными и медленно твердеющими минеральными вяжущими, толщина слоев, обработанных органическими вяжущими, может быть уменьшена на 20 %, а в условиях жаркого и сухого климата (в IV и V дорожно-климатических зонах) — на 30 %.

7.5.5    Конструкции дорожных одежд в местах остановок общественного транспорта, на регулируемых пересечениях и в других местах изменения скорости или движения на пониженных скоростях должны обеспечить повышенную сдвигоустойчивость при высоких летних температурах. Для обеспечения этого требования в покрытии предусматривают применение асфальтобетонных смесей с повышенной стойкостью к колееобразованию, а в основании — асфальтобетонных смесей с номинальным максимальным размером зерен минерального заполнителя 22,4 мм и более либо каменных материалов, укрепленных цементом.

7.6 Конструирование покрытий и оснований дорожных одежд переходного типа

Одежды переходного типа следует предусматривать на дорогах IV и V категорий.

При проектировании дорожных одежд с покрытием переходного типа необходимо стремиться к тому, чтобы конструкции состояли из одного или двух слоев.

7