Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Сборник содержит нормы времени на работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей, приборов системы питания двигателя, электрооборудования, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, шиномонтажные, столярно-кузовные, арматурно-кузовные, обойные, малярные и прочие работы, выполняемые при текущем ремонте грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КАЗ-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б. Нормы времени проверены и рекомендуются для применения в условиях автотранспортных предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности, в том числе и на предприятиях производственных отраслей, переходящих на новые тарифные условия оплаты труда
1. Общая часть
2. Организация труда и технология работ
2.1. Организация труда
2.2. Технология ремонтных работ и организация рабочих мест
2.3. Санитарно-гигиенические и производственно-эстетические условия выполнения ремонтных работ на участке
3. Характеристика основного технологического оборудования, специализированного инструмента и средств транспортировки, применяемых на автотранспортных предприятиях
4. Нормативная часть
4.1. Ремонт автомобилей с карбюраторными двигателями и их агрегатов
4.1.1. Постовые работы по замене агрегатов и узлов
4.1.2. Постовые работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей
4.1.3. Цеховые работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов
4.1.4. Ремонт электрооборудования
4.1.5. Ремонт приборов системы питания
4.1.6. Станочные работы по обработке деталей
4.1.7. Медницкие работы
4.1.8. Жестяницкие работы
4.1.9. Кузнечно-рессорные работы
4.1.10. Шиномонтажные работы
4.1.11. Столярно-кузовные работы
4.1.12. Арматурно-кузовные работы
4.1.13. Обойные работы
4.1.14. Малярные работы
Сводная ведомость итоговых норм времени на ремонт агрегатов автомобилей с карбюраторными двигателями
4.2. Ремонт автомобилей с дизельными двигателями и их агрегатов
4.2.1. Постовые работы по замене агрегатов и узлов
4.2.2. Постовые работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей
4.2.3. Цеховые работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов
4.2.4. Ремонт электрооборудования
4.2.5. Ремонт приборов системы питания
4.2.6. Станочные работы по обработке деталей
4.2.7. Медницкие работы
4.2.8. Жестяницкие работы
4.2.9. Кузнечно-рессорные работы
4.2.10. Шиномонтажные работы
4.2.11. Столярно-кузовные работы
4.2.12. Арматурно-кузовные работы
4.2.13. Обойные работы
4.2.14. Малярные работы
Сводная ведомость итоговых норм времени на ремонт агрегатов автомобилей с дизельными двигателями
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
07.07.1980 | Утвержден | ВЦСПС | 196/12-5 |
---|---|---|---|
07.07.1980 | Утвержден | Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам | 196/12-5 |
Разработан | ЦБНТ | ||
Издан | Издательство Экономика | 1989 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ на ремонт грузовых автомобилей марок
IA3, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий
•ЭКОНОМИКА- |
ЦЁНТРА/lbHOE БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС. Постановление N5 196/12-5 от 7 июля 1980 г.
ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ
на ремонт грузовых автомобилей
марок
ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий
МОСКВА ЭКОНОМИКА 1989
Износы седла и запорной иглы поплавковой камеры карбюратора устраняют притиркой.
Жиклеры с повышенным расходом топлива заменяют новыми. Течь в поплавке устраняют пайкой с проверкой его веса. Диафрагму топливного насоса с нарушенной герметичностью заменяют. Износившиеся детали привода насоса (рычаги) восстанавливают наплавкой металла. После ремонта все приборы подвергают контролю.
Приборы системы питания регулируют как на участке по ремонту топливной аппаратуры, так и непосредственно на автомобилях.
Все оборудование на участке топливной аппаратуры должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности работ по контролю, ремонту и регулировке приборов системы питания с таким расчетом, чтобы их перемещение с операции на операцию происходило кратчайшим путем и с наименьшей затратой времени.
2.2.6. Механический участок
Основные виды механических работ: обработка деталей после сварки под технологические размеры, изготовление крепежных и других мелких деталей (болтов, шпилек, гаек, втулок, пальцев).
Станки токарно-винторезные, сверлильные, фрезерные, строгальные и др. подбирают с учетом наиболее полного охвата комплекса деталей, обрабатываемых при ремонте, и максимальной загрузки станков.
Участок. следует располагать вблизи зоны текущего ремонта в изолированном помещении.
2.2.7. Медницкий участок
В медницком участке выполняют ремонт радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов. Эти работы осуществляют с применением готовых деталей (трубок, верхних и нижних бачков радиаторов).
Радиаторы, поступившие на ремонт, очищают снаружи от грязи, промывают водой. Накипь удаляют применением водного раствора соляной кислоты с добавлением ингибитора.
Для определения мест течи радиатор погружают в ванну с водой и испытывают, нагнетая в него воздух под давлением 0,25—0,4 кг/см2. Места подтекания определяют по выходящим пузырькам воздуха. Трещины в бачках и наружных трубках радиатора запаивают. Поврежденные внутренние трубки заменяют новыми. Топливные баки при ремонте испытывают на герметичность в ванне с водой под давлением воздуха 0,5 кг/см2; обнаруженные трещины или пробоины заваривают или запаивают.
10
Медницкий участок оснащают верстаком для испытания и ремонта радиаторов, ванной для испытания топливных баков, чугунной плитой для правочных работ, ручными ножницами для резки листового металла, слесарными верстаками, стеллажами и приспособлениями.
Участок целесообразно размещать вблизи зоны текущего ремонта автомобилей.
2.2.8. Жестяницкий участок
Жестяницкие работы производят при ремонте крыльев (устранение вмятин, трещин, разрывов), подножек, брызговиков, капотов, облицовки радиаторов, дверей и других частей кабины и кузова.
Помятые места обшивки и оперения кабины и кузова исправляют, как правило, вручную специальными инструментами (металлическими и деревянными молотками, различными оправками) и приспособлениями.
Сквозные пробоины, трещины и разрывы крыльев или облицовки кузова устраняют с помощью газовой сварки.
При изготовлении материала для заделки сквозных пробоин применяют механические и ручные ножницы для резки листового металла.
Жестяницкий участок дополнительно оборудуют слесарным верстаком с укрепленной на нем железной консольной балкой.
2.2.9. Кузнечно-рессорный участок
К кузнечно-рессорным работам относят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор, имеющих пониженную упругость, поломки рессорных листов и износ втулок коренных листов.
Разборку и сборку рессор производят на верстаках с тисками. Для завивки ушков коренных листов применяют специальные приспособления. Собранную рессору испытывают под нагрузкой на прессе для проверки величины остаточной стрелы прогиба.
Кузнечно-рессорный участок оснащают кузнечным горном с наковальней и комплектом кузнечных инструментов, печью для нагрева рессорных листов, правочной плитой, верстачным прессом, стеллажами для хранения рессор и рессорных листов, а также ванной для закалки рессор.
2.2.10. Шиномонтажный участок
На шиномонтажном участке выполняют демонтаж и монтаж шин, текущий ремонт ободов, бортовых и замочных колец, а также ремонт камер и покрышек.
11
Для вывешивания при снятии колес с автомобилей применяют гидравлические подъемники, а также для отвертывания гаек крепления дисков колес — электромеханические и пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту мойки или демонтажа на тележках или электротельферами.
Демонтаж шин производят на специальных стендах. Покрышки после демонтажа подвергают тщательному осмотру с внутренней и наружной сторон, с помощью инструментов комплекта мод. 6209 из протектора удаляют застрявшие предметы.
Камеры проверяют на герметичность в ванне, наполненной водой, оборудованной пневматическим утолителем, освещением и подводкой сжатого воздуха.
Покрышки (шины) хранят в специально оборудованном для этого месте. Камеры и ободные ленты вешают на вешалки, так как хранение их на полу не допускается.
Мелкие дефекты (погнутость, заусенцы и др.) ободов, бортовых и замочных колец устраняют на верстаке с применением слесарного инструмента. Для шероховки применяют специальный станок.
2.2.11. Столярно-кузовной участок
К столярным работам относят изготовление деревянных частей кабины грузового автомобиля, пола и бортов платформы, разборку и сборку платформы.
Мелкие дефекты кузова устраняют, не снимая его с рамы автомобиля. При более сложных кузовных работах кузов снимают, разбирают и заменяют негодные детали. При столярных работах используют деревообрабатывающий станок, электрорубанок, злектродолбежник, дисковую и шлифовальную машины.
2.2.12. Арматурно-кузовной участок
К арматурным работам относят снятие, ремонт и установку замков, петель, стеклоподъемников, кронштейнов, оковки, запорных крюков, а также вставку стекол и их окантовку. Работы производят в основном непосредственно на автомобилях.
2.2.13. Обойный участок
К обойным работам относятся ремонт спинок и подушек сидений, изготовление чехлов капотов и пологов для укрытия грузов.
12
Для раскройки материала применяют шаблоны; материал сшивается на швейной машине. Для ремонта сидений и спинок сидений используют верстаки. Обойные материалы, готовые сиденья и спинки хранят на специальных стеллажах.
2.2.14. Малярный участок
К малярным работам относятся частичная или полная окраска грузовых платформ и кабин, окраска номерных знаков и нанесение надписей по трафарету. Снаружи автомобили окрашивают нитрокрасками и эмалями. При местной окраске кузова старый слой краски, ржавчины и другие загрязнения удаляют скребками, смывочными растворами и наждачной шкуркой. Для обезжиривания поверхность протирают ветошью, смоченной в уайт-спирите, с последующей протиркой насухо чистой марлей или ветошью. Труднодоступные места обдувают сжатым воздухом. На подготовленную к окраске поверхность наносят грунт равномерным тонким слоем. Неровности, обнаруженные после грунтовки, выравнивают нитрошпаклевкой. Высохший слой шпаклевки шлифуют водостойкой шкуркой, промывают, вытирают насухо ветошью, затем окрашивают в один-два слоя. При окраске применяют краскораспылитель для распыления лакокрасочных материалов сжатым воздухом и установку ’’Радуга” для окраски безвоздушным распыливанием.
Помещение малярного участка должно быть разделено на два отделения: первое — для подготовительных работ, второе — для окраски пульверизационным способом.
2.3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА УЧАСТКЕ
Важными факторами в повышении производительности труда являются улучшение санитарно-гигиенических и производственно-эстетических условий труда (вентиляция, отопление, освещение, цвета окраски производственных помещений и т.п.), а также обеспечение рационального режима труда и отдыха.
2.3.1. Вентиляция и отопление производственных помещений
Во всех закрытых помещениях автотранспортных предприятий, где находятся автомобили хотя бы с кратковременно работающими двигателями, следует предусмотреть при точно-вытяжную вентиляцию.
13
Кроме того, все помещения, за исключением подземных гаражей, должны естественно проветриваться.
В помещениях в зонах ремонта и технического обслуживания воздух в основном загрязняется вредными компонентами отработанных газов: окисью углерода, окисью азота и т.д.
В аккумуляторном цехе воздух загрязняется парами серной кислоты: аэрозолями свинца и его окислов; водородом, который при зарядке аккумуляторных батарей образует с кислородом воздуха гремучий газ. В кузнечно-рессорном цехе — теплоизбытками, окисью углерода и сернистым газом. В медницком цехе — аэрозолями свинца и парами кислот при заливке подшипников, лужении и пайке радиаторов. В обойном цехе — пылью, а в малярном — парами растворителей.
В целях обеспечения нормальных условий труда необходимо широко использовать различные средства индивидуальной защиты (хлопчатобумажные костюмы, резиновые сапоги, фартуки, перчатки, респираторы, защитные очки, диэлектрические рукавицы, обувь и др.). Все закрытые помещения, работы в которых связаны с выделением газов, пыли, излишнего тепла, должны быть оборудованы общей приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей в медницком цехе двукратный, в малярном, обойном, стол ярно-к у зов ном — трехкратный, в аккумуляторном — четырехкратный обмен воздуха. Кроме, того технологическое оборудование должно снабжаться местными отсосами. Все помещения должны иметь устройства для естественного проветривания. Общеобменную вентиляцию следует совмещать с отоплением и подачей в рабочую зону теплого воздуха с температурой не ниже 15° С и не выше 20° С, а в теплый период года не более чем на 3° С выше средней температуры самого жаркого месяца, но не более 28° С.
2.3.2. Освещение и окраска производственных помещений
Освещенность производственных помещений и отдельных рабочих мест регламентируется Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СМ245—71). Искусственное освещение должно нормироваться в зависимости от типа светильников и характера выполняемой работы. Так, при люминесцентном освещении освещенность рабочих мест должна быть не менее 200 лк.
Светильники располагают так, чтобы лучи света от лампы не попадали в глаза работающего, но хорошо освещали рабочее место. Для этого светильники должны иметь арматуру, которая предохраняет глаза от ослепления, а сами светильники — от механических повреждений.
На освещенность помещений и отдельных рабочих мест, а также работоспособность большое влияние оказывает цвет окраски стен и оборудования. Наиболее рациональными являются зеленый, голубовато-зеленый и зеленовато-желтый цвета. При этих цветах понижается внутриглазное давление, повышается слуховая чувствительность и мускульно-двигательная способность рук.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНСТРУМЕНТА И СРЕДСТВ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
№
п/п
1
2
3
4
5
6 7
Наименование оборудования
Модель
Краткая техническая характеристика
L Оборудование для уборочно-моечных работ
Установка для мойки грузо |
’’РАСО” |
вых автомобилей |
мод. 1152 |
То же |
’’РАСО” мод. 129 |
Установка для мойки автомо |
’’РАСО” |
биля снизу |
мод. 121 |
Установка моечная шланговая |
"РАСО” мод. 125 |
Установка для наружной |
Мод. |
мойки двигателей автомобилей |
2067 П |
Очиститель пароводоструй |
Мод. |
ный для шланговой мойки агрегатов автомобилей |
ОМ3360 |
Щетка с подводом воды для |
’’РАСО” |
мойки автомобилей |
мод. 906 |
Стационарная, струйная с дистанционным управлением; производительность 20-30 автомобилей в час; 5900x5150x2000 Стационарная, струйная автоматическая; производительность 50-70 автомобилей в час; 7500x5500x4000 Стационарная, струйная автоматическая, универсальная; производительность 30-40 автомобилей в час; 3540 х 3790 х х 1410
Передвижная шланговая, однопостовая; производительность 11-13 л/мин; 1220x 550x750 Передвижная; производительность 6 л/мин; 800 х 800 х 500
Передвижной; производительность 1000 л/ч; 1340 х 810 х х 1450
Ручная с подводом воды через рукоятку; 1500x274 x 180
1 Кран для смены агрегатов грузовых автомобилей
II. Подъемно-транспортное оборудование
Передвижной, гидравлический, с поворотной подъемной стрелой; грузоподъемность 250кг; 1840x850x 850
’’РАСО
мод.
П208
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
HI. Оборудование для смазки автомобилей, промывки и заправки его маслами, воздухом и рабочими жидкостями
№ п/п |
Наименование оборудования |
Модель |
Краткая техническая характеристика |
2 |
Установка для заправки трансмиссионным маслом |
’’РАСО” мод. 3161 |
Стационарная, погружная, с автоматическим режимом работы; производительность 12 л/мин; 470 х 525 х 1590 |
3 |
Колонка масло раздаточная с насосной установкой |
"РАСО” мод. 367M3 |
Стационарная, с автоматической насосной установкой; 265х х 350 х 1200; 470 х 525 х1590 |
4 |
Колонка маслораздаточная с электроподогрево м |
"РАСО” мод. 3155М |
Стационарная, с погружной насосной установкой; производительность 10-12 л/мин; 675 х х 650 х 1410; 450x340x1546; 525 х 258 х 790 |
5 |
Бак для заправки тормозной жидкостью |
"РАСО” мод. 326 |
Переносной, пневматический; емкость 10 л; 265 х 253 х 365 |
6 |
Солидолонагнетатель стационарный |
"РАСО” мод. 1127 |
Стационарный, 4-постовый, электромеханический, с дистанционным управлением; давление, развиваемое насосом, 400 кгс/см2; производительность 150 г/мин; 740 х 780 х х 1700 |
7 |
Нагнетатель смазочный |
"РАСО” мод. 3154М |
Передвижной, пневматический; давление, развиваемое насосом, 400 кгс/см2; производительность 200 г/мин; 510 х х 485 х 920 |
8 |
То же |
"РАСО” мод. С317 |
Переносной, портативный; давление, развиваемое нагнетателем, 138-184 кгс/см2; 206 х х 325 х 42; 410x217x205 |
9 |
Компрессор воздушный |
”РАСО” мод. 1101В5 |
Стационарный, автоматический, поршневой, максимальное давление воздуха 12 кгс/см2; 1869х670х1430 |
10 |
Бак маслораздаточный |
"РАСО” мод. 133М |
Передвижной, с ручным поршневым насосом; производительность 3 л/мин; 460 х 380 х 900 |
11 |
Насос перекачной для смазок |
"РАСО” мод. С306 |
Стационарный, подвесной, са-мопогру жной; производительность 4,5 л/мин; 790 х 270 х х 1526 |
12 |
Установка смазочно-заправочная |
"РАСО” мод. С101 |
Стационарная, пневматическая; производительность 8 л/мин; 623 x 986 x 2160; 1152 х 982 х х 510; 623 x 982 x 510 |
13 |
Установка передвижная для заливки и прокачки гидротормозов автомобилей |
"РАСО” мод. С905 |
Универ сал ьная, п не в матич ес-кая; давление при прокачке 2,5 кгс/см2 ; 440 х 600 х 1000 |
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
№ |
Наименование оборудования |
Модель |
Краткая техническая характе |
п/п |
ристика | ||
11 |
Деселерометр |
’’РАСО” |
Ручной, инерционного дейст |
мод. |
вия, маятниковый* 140 х 50 х | ||
1155М |
х 124 | ||
12 |
Набор манометров для про- |
’’РАСО” |
465 х 345 х 105 |
верки тормозной системы |
мод. | ||
автопоездов |
1131 | ||
13 |
Стенд для проверки пневмо- |
’’РАСО 7 |
Стационарный, пнев матиче с- |
оборудования автомобиля |
мод. К203 |
кий; 1100 х 835 х 1300 | |
14 |
Анализатор двигателя (мо- |
’’РАСО” |
Стационарный, электронный; |
тор-тесгер) |
мод. К461 |
700 х ЮООх 1500 | |
15 |
Прибор для проверки руле- |
’’РАСО” |
Переносной, ручной; 125 х |
вого управления автомобилей |
мод. К187 |
х116 х108; 190 х 136 х 90 | |
16 |
Стенд для проверки тормо- |
’’РАСО” |
Стационарный, роликовый; до |
зов грузовых автомобилей |
мод. |
пустимая нагрузка на ось | |
К207 |
10000 кгс; 5830x 1420 x555 | ||
17 |
Стенд для проверки тяговых |
Мод, |
Стационарный, роликовый, |
качеств грузовых автомоби- |
КИ4856 |
тормозная мощность 155 л. с.; | |
лей |
4500 x 2200 | ||
V. Контрольно-измерительные приборы и стенды для | |||
диагностики, |
регулировки и ремонта | ||
электрооборудования автомобиля | |||
1 |
Стенд контрольно-испыта |
”РАСО” |
Стационарный; пределы изме |
тельный для проверки гене |
мод. |
рений : напряжения - 20 - 40 В; | |
раторов, реле-регуляторов |
532М |
тока — 50 — 2000 А; 985 х | |
и стартеров |
х960х1605 | ||
2 |
Стенд для проверки системы |
Мод. |
Настольный, для проверки пре |
зажигания |
завода |
рывателей-распределителей, ка | |
ОКИП |
тушек зажигания, конденсато | ||
г, Таллинн |
ров, центробежных и вакуум | ||
ных автоматов опережения зажигания; 720x 380x 580 | |||
3 |
Прибор для проверки автомо |
’’РАСО” |
Переносной; пределы измере |
бильного электрооборудова |
мод. |
ний: напряжения - 20 - 40 В, | |
ния |
Э214 |
тока — 10-800 А; 395 х 154 х х 265 | |
4 |
Комплект изделий для очист |
’’РАСО” |
Тип приспособления - настоль |
ки и проверки свечей зажига |
мод. |
ное, пневматическое, прибо | |
ния |
Э203 |
ра - настольный, пневматический; 196 x 176 x 280 | |
5 |
Прибор для проверки и ре |
’’РАСО” |
Передвижной, оптический с |
гулировки фар автомобилей |
мод. |
фотометрическим устройст | |
КЗОЗ |
вом; 1150x 818 x 1400 | ||
6 |
Вилка нагрузочная |
’’РАСО” |
Ручная, пределы измерения |
мод. |
вольтметра 3 В; 210 х 130 х | ||
ЛЭ2 |
х 105 |
ББК 39.33-08 Т43
Сборник содержит нормы времени на работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей, приборов системы питания двигателя, электрооборудования, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, шиномонтажные, столярнокузовные, арматурно-кузовные, обойные, малярные и прочие работы, выполняемые при текущем ремонте грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КАЗ-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б.
Типовые нормы времени разработаны Центром по научной организации труда и управления производством Министерства автомобильного транспорта РСФСР под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерств автомобильного транспорта РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Молдавской ССР, автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР.
Типовые нормы времени утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 7 июля 1980 г. №196/12-5.
В 1986 г. Типовые нормы времени проверены и рекомендуются для применения в условиях автотранспортных предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности, в том числе и на предприятиях производственных отраслей, переходящих на новые тарифные условия оплаты труда.
Срок действия Типовых норм времени установлен до 1991 г. (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1987 г. № 66/3-111).
В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием (организацией) и направляется в адрес ЦЕНТ (105043, Москва, 4-я Парковая ул., 29) по мере внедрения указанных Типовых норм, а также внедрения норм более прогрессивных.
Обеспечение межотраслевыми нормативными и методическими материалами по труду осуществляется по заявкам предприятий и организаций через книготорговую сеть на местах. Информация об этих книгах публикуется в аннотированных тематических планах выпуска литературы издательства ’’Экономика*’ или книготорговых бюллетенях.
3203030000- 043
т -КБ—59-105-88
011 (01)-89
ISBN 5-282-00714-2
©Издательство ’’Экономика”, 1989
№ п/п |
Наименование оборудования |
Модель |
Краткая техническая характеристика |
7 |
Установка универсальная для |
’’РАСО” |
Передвижная, электронная, |
пуска автомобильных дви- |
мод. |
максимальный ток нагрузки | |
гателей в холодное время года |
. Э307 |
600 А; 1300 х 760 х 1000 | |
8 |
Прибор для проверки якорей |
’’РАСО” |
Переносной, индукционный; |
генераторов и стартеров |
мод. Э236 |
диаметр проверяемых якорей от 25 до 180 мм; 380 х 160 х х 170 | |
VI. Оборудование разборочно-сборочное и ремонтное | |||
1 |
Стенд для сборки и разборки |
’’РАСО” |
Стационарный, обеспечивает |
У-образных двигателей ЗИЛ |
мод. |
поворот в одной плоскости; | |
и ГАЗ |
Р235 |
1150х662х1020 | |
2 |
Стенд для сборки и регулировки сцепления автомобилей |
’’РАСО” мод. Р207 |
Настольный; 625 х 565 х 405 |
3 |
Стенд для сборки и разборки коробок передач ЗИЛ-130 |
’’РАСО” мод. Р201 |
Стационарный; 692 х 195 х 540 |
4 |
Стенд для ремонта передних |
’’РАСО” |
Стационарный; 1303 х 1184 х |
и задних мостов грузовых автомобилей ЗИЛ, МАЗ |
мод. 2450 |
х 1006 | |
5 |
Стенд для сборки, разборки |
’’РАСО” |
Стационарный; 1380х910х |
рессор и рихтовки рессорных листов |
мод. Р275 |
х 1050 | |
6 |
Гайковерт для гаек колес |
’’РАСО” |
Передвижной, реверсивный, |
грузовых автомобилей |
мод. И318 |
инерционно-ударный; 1200 х х 650 х1100 | |
7 |
Гайковерт напольный для |
’’РАСО” |
Передвижной, электромехани |
гаек стремянок рессор грузовых автомобилей |
мод. И313 |
ческий; 1120х575х1090 | |
8 |
Пресс монтажно-запрессо- |
’’РАСО” |
Стационарный; максимальное |
вочный гидравлический |
мод. 2135-1М |
усилие на штоке гидроцилиндра 40000 кгс; 1470 х 640 х х 2000 | |
9 |
Приспособление для шлифов |
’’РАСО” |
Настольное, электромеханичес |
ки клапанов |
мод. Р108 |
кое; 870 х 575 х 430 | |
10 |
Прибор для шлифовки кла |
’’РАСО” |
Переносной, электромеханичес |
панных гнезд |
мод. 2447 |
кий; 450 х 280 х 242 | |
11 |
Станок для приточки кол |
’’РАСО” |
Настольный, токарный с фре |
лекторов и фрезерования |
мод. |
зерной головкой; 1100х480х | |
пазов между ламелями |
Р105 |
х 400 | |
12 |
Станок для расточки тормоз |
’’РАСО” |
Стационарный, токарный, спе |
ных барабанов и обточки |
мод. |
циальный; 1860 х 1700 х 1150; | |
тормозных накладок |
P1I4 |
1000 х 2750 х1270 | |
13 |
Пресс пневматический для |
’’РАСО” |
Стационарный, пневматичес |
клепки фрикционных накла- |
мод. Р304 |
кий; 660 х 400 х 1 230 |
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Типовые нормы времени на ремонт автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, К АЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий предназначены для применения во всех автотранспортных предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности, для нормирования труда рабочих-сделыциков, а также для составления сменных и разовых бригадных и индивидуальных нормированных заданий при повременной оплате труда.
Типовые нормы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования (М.: Экономика, 1987).
В сборник включены нормы времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КА3-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б.
1.2. В основу разработки типовых норм времени положены:
данные фотохронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня, проведенные в автотранспортных предприятиях;
технические характеристики оборудования, механизмов и инструмента;
данные результатов анализа организации труда и технологии производства работ в автотранспортных предприятиях;
технические расчеты;
Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве //Нормативные материалы по нормированию труда (М.: Экономика, 1987).
Нормы времени на ремонт автомобилей устанавливаются по формуле
Нвр = Топ ■ + 100
где НВр — норма времени на операцию, чел.-ч;
К - сумма времени на обслуживание рабочего места (Т0бс), подготовительно-заключительную работу (Тп.-з), на отдых и личные потребности (Тотл), % от оперативного времени;
Т0п — оперативное время на данную операцию, чел.-ч.
3
На основании анализа одноименных затрат и баланса рабочего времени установлено, что процент надбавок к оперативному времени по категориям затрат составит на Тп>.3 - 3,5 %, Т0бс - 2,5, Т0Тл — 6,0 % с учетом одной физкультурной паузы, т.е. нормами учтено время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение материалов, инструмента и приспособлений с подноской их к месту работы и сдачей после окончания работы, на заправку и заточку инструмента в процессе работы, на обслуживание приспособлений и оборудования, на получение заданий и оформление нарядов, а также перемещение материалов, деталей и оборудования на расстояние до 30 м.
1.3. Типовые нормы времени выражены в чел.-ч и даны на весь объем работ, подлежащих выполнению одним исполнителем. Изменение числа исполнителей нормы не изменяет.
В пп. 4.1.1 и 4.2.1 нормы времени даны на работы, выполняемые в процессе эксплуатации автомобилей. Для ряда работ эти нормы даны комплексно с включением предшествующих операций, необходимых для выполнения основной работы.
В*пп. 4.1.9 и 4.2.9 (кузнечно-рессорные работы) с учетом специфики работ кузнеца ручной ковки в основном по каждому виду работ даны •две нормы.
1.4. Разряды работ и наименования профессий указаны в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих^ вып. 1, раздел ’’Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства”, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3—30; вып. 2, разделы: ’’Кузнечно-прессовые и термические работы”, ’’Механическая обработка металлов и других материалов”, ’’Металлопокрытия и окраска”, ’’Слесарные и слесарно-сборочные работы”, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 г. № 17/2—54; вып. 33, раздел ’’Производство, восстановление и ремонт шин”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 июля 1985 г. № 218/14—78; вып. 40, раздел ’’Общие профессии деревообрабатывающих производств”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 января 1985 г. № 7/2-13; вып. 56, раздел ’’Железнодорожный транспорт и метрополитен”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. № 283/24-82.
Если в дальнейшем будут вноситься поправки в тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
1.5. Выполнение работ рабочими не тех разрядов (квалификации), которые указаны в тарифно-квалификационном справочнике, не может служить основанием для каких-либо изменений типовых норм времени.
1.6. Нормы времени, указанные в сборнике, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ, характерных для большинства автотранспортных предприятий.
1.7. По каждой главе приведены итоговые нормы времени, которыми разрешается пользоваться только в случае, когда выполняется весь объем работ, предусмотренный перечнем.
1.8. На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы методом технического нормирования.
1.9. До введения типовых норм времени необходимо провести организационно-технические мероприятия на рабочих местах в соответствии с запроектированными в нормах и осуществить производственный инструктаж рабочих.
1.10. При внедрении на предприятиях более совершенных, чем это предусмотрено в Типовых нормах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования и т.д., повышающих производительность труда рабочих, следует разработать методами технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы времени, соответствующие более высокой производительности труда.
1.11. В нормативной части сборника профессии ’’слесарь по ремонту автомобилей”, ’’кузнец ручной ковки” и ’’ремонтировщик резиновых изделий” именуются сокращенно: ’’слесарь”, ’’кузнец” и ’’ремонтировщик”.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Работы по текущему ремонту автомобилей выполняются специализированными и комплексными бригадами ремонтною бел у живающих рабочих. Такая организация труда позволяет наиболее эффективно использовать рабочее время и оборудование.
Профессиональный и квалификационный состав бригад рабочих, занятых текущим ремонтом, устанавливаема в соответствии с Нормативами численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта (М.: Экономика, 1988).
Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа наиболее квалифицированных рабочих.
Каждой бригаде или рабочему на основании заявок на текущий ремонт выделяется нормированное задание в чел.-ч или натуральных показателях, например в количестве деталей, узлов или агрегатов, подлежащих ремонту.
5
Рис. 1. Схема технологического процесса текущего ремонта автомобилей (постовые работы) |
Нормированные задания в чел.-ч в натуральных показателях рассчитываются по действующим технически обоснованным нормам времени.
2.2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
Ремонт автомобилей состоит из ряда технологических операций. Совокупность этих операций, выполняемых в определенной последовательности, представляет собой технологический процесс ремонта.
Текущий ремонт автомобилей, выполняемый в условиях автотранспортных предприятий, подразделяется на постовые и цеховые работы.
Постовые работы по ремонту автомобилей предусматривают замену неисправных агрегатов, узлов и деталей, требующих ремонта, а также выполнения регулировочных работ непосредственно на автомобилях.
Постовые работы осуществляют, как правило, на участках, оборудованных осмотровыми канавами. Они зависят от уровня оснащенности автотранспортного предприятия оборудованием и наличия производственных площадей и производятся на тупиковых и прямоточных эстакадах с использованием гидравлических и электрогидравлических одно-и двухплунжерных подъемников.
Рис. 2. Схема технологического процесса текущего ремонта агрегатов (цеховые работы) |
К цеховым работам относят ремонт агрегатов, узлов и изготовление деталей, которые производят на следующих участках: по ремонту агрегатов и двигателей, аккумуляторном, электротехническом, по ремонту топливной аппаратуры, механическом, медницком, жестяницком, кузнечно-рессорном, шиномонтажном, столярно-кузовном, арматурно-кузовном, обойном и малярном.
Каждое рабочее место должно быть оснащено картой комплексной организации труда, в которой указаны наиболее рациональные методы и приемы труда, последовательность выполнения работ, условия и система оплаты труда, порядок обслуживания рабочего места, требования к исполнителю.
2.2.1. УЧАСТОК ПО РЕМОНТУ АГРЕГАТОВ
Работы по ремонту агрегатов включают разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные операции. Агрегаты, снятые с автомобиля, частично или полностью разбираются на стендах. Сцепление, ступицы
7
колес и другие узлы разбираются в приспособлениях. Для выпрессовки подшипников, втулок и других деталей применяется гидравлический пресс.
Для выполнения ремонтных работ агрегаты и детали подвергаются мойке в моечной машине, расположенной в смежном помещении. Транспортируют их кран-балкой или погрузчиком.
2.2.2. Участок по ремонту двигателей
Основными видами ремонтных работ двигателя являются: замена кривошипно-шатунного механизма, разборка на узлы и детали, очистка, мойка, разбраковка, комплектовка, сборка из узлов и деталей, разборка, ремонт и сборка узлов двигателя, а также испытания и регулировка.
Все технологическое оборудование на участке ремонта двигателей должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности выполнения ремонтных работ.
Двигатели, прошедшие текущий ремонт с заменой деталей кривошипно-шатунного механизма, поступают в отделение по обкатке, испытанию и контрольному осмотру. Для обкатки двигатель доставляют на рабочее место электрической кран-балкой, а к автомобилям, находящимся на текущем ремонте, — погрузчиком.
2.2.3. Аккумуляторный участок
В соответствии с технологией производства и требованиями техники безопасности аккумуляторный участок должен располагаться в двух смежно-изолированных помещениях. В одном помещении — зарядное и кислотное отделения, а в другом — ремонтное и аппаратное отделения.
Ремонт аккумуляторных батарей выполняется в объеме капитального на базе готовых основных деталей (пластин, сепараторов, аккумуляторных баков) с изготовлением отливок межэлементных соединений батарей, клемм и выводных штырей.
Батареи, поступившие в ремонт, моют горячим 3—5 %-ным раствором кальцинированной соды, применяя волосяную кисть. После мойки ополаскивают холодной водой и протирают ветошью. Затем проводят наружный осмотр батареи и проверяют величины напряжения каждого аккумулятора с нагрузкой и без нагрузки.
Ремонтное отделение оборудуют верстаком для разборки аккумуляторных батарей с резервуаром для слива электролита, верстаком для сборки, приспособлением для снятия мастики и извлечения блоков пластин из баков, ванной для промывки аккумуляторных баков и стеллажами для сушки деталей.
В аппаратном отделении сосредоточены контрольно-измерительные приборы и пульт управления процессами формовки и зарядки аккумуляторов.
Кислотное отделение предназначается для хранения серной кислоты и дистиллированной воды (в стеклянных бутылях), а также для приготовления электролита.
Зарядное отделение служит для заряда аккумуляторных батарей.
Аккумуляторные батареи можно заряжать от осветительной сети постоянного тока напряжением 110—220 В через ламповый или проволочный реостаты, а также от сети переменного тока через преобразователь: электродвигатель-генератор или выпрямитель (селеновый, купоросный, ртутный).
2.2.4. Электротехнический участок
Электротехнические работы включают ремонт, обслуживание, регулировку и испытание приборов электрооборудования, снятых с автомобилей. Приборы очищают от пыли и грязи, осматривают и испытывают на специальных стендах. Агрегаты, подлежащие ремонту, разбирают на детали и узлы, промывают в керосине, просушивают и в зависимости от состояния заменяют или ремонтируют. Для контроля технического состояния и испытания изоляции при ремонте якорей генераторов, стартеров и электродвигателей постоянного тока используется прибор ’’РАСО” мод. Э 236. Для проверки генератора постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторов, стартеров мощностью до 70 л.с., прерывателей-распределителей и катушек зажигания применяют прибор ’’РАСО” мод. Э 214.
Собранные и отремонтированные узлы испытывают на стендах.
2.2.5. Участок по ремонту топливной аппаратуры
Работы по ремонту и регулировке систем питания карбюраторных и дизельных двигателей включают полную разборку и сборку карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, регулировку карбюраторов на экономичность подбором жиклеров, проверку уровня топлива в поплавковой камере, проверку работоспособности топливных насосов и форсунок с последующей регулировкой.
Для безмоторной проверки работы систем карбюратора и определения величины аэродинамического сопротивления впускных трубопроводов двигателя применяют установки модели ’’РАСО” НИИАТ-489А.
Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в ванне с керосином или ацетоном.
9