Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

179 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник содержит нормы времени на работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей, приборов системы питания двигателя, электрооборудования, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, шиномонтажные, столярно-кузовные, арматурно-кузовные, обойные, малярные и прочие работы, выполняемые при текущем ремонте грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КАЗ-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б. Нормы времени проверены и рекомендуются для применения в условиях автотранспортных предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности, в том числе и на предприятиях производственных отраслей, переходящих на новые тарифные условия оплаты труда

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

2. Организация труда и технология работ

     2.1. Организация труда

     2.2. Технология ремонтных работ и организация рабочих мест

     2.3. Санитарно-гигиенические и производственно-эстетические условия выполнения ремонтных работ на участке

3. Характеристика основного технологического оборудования, специализированного инструмента и средств транспортировки, применяемых на автотранспортных предприятиях

4. Нормативная часть

     4.1. Ремонт автомобилей с карбюраторными двигателями и их агрегатов

     4.1.1. Постовые работы по замене агрегатов и узлов

     4.1.2. Постовые работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей

     4.1.3. Цеховые работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов

     4.1.4. Ремонт электрооборудования

     4.1.5. Ремонт приборов системы питания

     4.1.6. Станочные работы по обработке деталей

     4.1.7. Медницкие работы

     4.1.8. Жестяницкие работы

     4.1.9. Кузнечно-рессорные работы

     4.1.10. Шиномонтажные работы

     4.1.11. Столярно-кузовные работы

     4.1.12. Арматурно-кузовные работы

     4.1.13. Обойные работы

     4.1.14. Малярные работы

     Сводная ведомость итоговых норм времени на ремонт агрегатов автомобилей с карбюраторными двигателями

     4.2. Ремонт автомобилей с дизельными двигателями и их агрегатов

     4.2.1. Постовые работы по замене агрегатов и узлов

     4.2.2. Постовые работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей

     4.2.3. Цеховые работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов

     4.2.4. Ремонт электрооборудования

     4.2.5. Ремонт приборов системы питания

     4.2.6. Станочные работы по обработке деталей

     4.2.7. Медницкие работы

     4.2.8. Жестяницкие работы

     4.2.9. Кузнечно-рессорные работы

     4.2.10. Шиномонтажные работы

     4.2.11. Столярно-кузовные работы

     4.2.12. Арматурно-кузовные работы

     4.2.13. Обойные работы

     4.2.14. Малярные работы

     Сводная ведомость итоговых норм времени на ремонт агрегатов автомобилей с дизельными двигателями

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

07.07.1980УтвержденГосударственный комитет СССР по труду и социальным вопросам196/12-5
07.07.1980УтвержденВЦСПС196/12-5
ИзданИздательство Экономика1989 г.
РазработанЦБНТ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ на ремонт грузовых автомобилей марок

IA3, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий

•ЭКОНОМИКА-

ЦЁНТРА/lbHOE БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

Утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС. Постановление N5 196/12-5 от 7 июля 1980 г.

ТИПОВЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ

на ремонт грузовых автомобилей

марок

ГАЗ, ЗИЛ, КАЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий

МОСКВА ЭКОНОМИКА 1989

Износы седла и запорной иглы поплавковой камеры карбюратора устраняют притиркой.

Жиклеры с повышенным расходом топлива заменяют новыми. Течь в поплавке устраняют пайкой с проверкой его веса. Диафрагму топливного насоса с нарушенной герметичностью заменяют. Износившиеся детали привода насоса (рычаги) восстанавливают наплавкой металла. После ремонта все приборы подвергают контролю.

Приборы системы питания регулируют как на участке по ремонту топливной аппаратуры, так и непосредственно на автомобилях.

Все оборудование на участке топливной аппаратуры должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности работ по контролю, ремонту и регулировке приборов системы питания с таким расчетом, чтобы их перемещение с операции на операцию происходило кратчайшим путем и с наименьшей затратой времени.

2.2.6. Механический участок

Основные виды механических работ: обработка деталей после сварки под технологические размеры, изготовление крепежных и других мелких деталей (болтов, шпилек, гаек, втулок, пальцев).

Станки токарно-винторезные, сверлильные, фрезерные, строгальные и др. подбирают с учетом наиболее полного охвата комплекса деталей, обрабатываемых при ремонте, и максимальной загрузки станков.

Участок. следует располагать вблизи зоны текущего ремонта в изолированном помещении.

2.2.7. Медницкий участок

В медницком участке выполняют ремонт радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов. Эти работы осуществляют с применением готовых деталей (трубок, верхних и нижних бачков радиаторов).

Радиаторы, поступившие на ремонт, очищают снаружи от грязи, промывают водой. Накипь удаляют применением водного раствора соляной кислоты с добавлением ингибитора.

Для определения мест течи радиатор погружают в ванну с водой и испытывают, нагнетая в него воздух под давлением 0,25—0,4 кг/см2. Места подтекания определяют по выходящим пузырькам воздуха. Трещины в бачках и наружных трубках радиатора запаивают. Поврежденные внутренние трубки заменяют новыми. Топливные баки при ремонте испытывают на герметичность в ванне с водой под давлением воздуха 0,5 кг/см2; обнаруженные трещины или пробоины заваривают или запаивают.

10

Медницкий участок оснащают верстаком для испытания и ремонта радиаторов, ванной для испытания топливных баков, чугунной плитой для правочных работ, ручными ножницами для резки листового металла, слесарными верстаками, стеллажами и приспособлениями.

Участок целесообразно размещать вблизи зоны текущего ремонта автомобилей.

2.2.8. Жестяницкий участок

Жестяницкие работы производят при ремонте крыльев (устранение вмятин, трещин, разрывов), подножек, брызговиков, капотов, облицовки радиаторов, дверей и других частей кабины и кузова.

Помятые места обшивки и оперения кабины и кузова исправляют, как правило, вручную специальными инструментами (металлическими и деревянными молотками, различными оправками) и приспособлениями.

Сквозные пробоины, трещины и разрывы крыльев или облицовки кузова устраняют с помощью газовой сварки.

При изготовлении материала для заделки сквозных пробоин применяют механические и ручные ножницы для резки листового металла.

Жестяницкий участок дополнительно оборудуют слесарным верстаком с укрепленной на нем железной консольной балкой.

2.2.9. Кузнечно-рессорный участок

К кузнечно-рессорным работам относят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор, имеющих пониженную упругость, поломки рессорных листов и износ втулок коренных листов.

Разборку и сборку рессор производят на верстаках с тисками. Для завивки ушков коренных листов применяют специальные приспособления. Собранную рессору испытывают под нагрузкой на прессе для проверки величины остаточной стрелы прогиба.

Кузнечно-рессорный участок оснащают кузнечным горном с наковальней и комплектом кузнечных инструментов, печью для нагрева рессорных листов, правочной плитой, верстачным прессом, стеллажами для хранения рессор и рессорных листов, а также ванной для закалки рессор.

2.2.10. Шиномонтажный участок

На шиномонтажном участке выполняют демонтаж и монтаж шин, текущий ремонт ободов, бортовых и замочных колец, а также ремонт камер и покрышек.

11

Для вывешивания при снятии колес с автомобилей применяют гидравлические подъемники, а также для отвертывания гаек крепления дисков колес — электромеханические и пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту мойки или демонтажа на тележках или электротельферами.

Демонтаж шин производят на специальных стендах. Покрышки после демонтажа подвергают тщательному осмотру с внутренней и наружной сторон, с помощью инструментов комплекта мод. 6209 из протектора удаляют застрявшие предметы.

Камеры проверяют на герметичность в ванне, наполненной водой, оборудованной пневматическим утолителем, освещением и подводкой сжатого воздуха.

Покрышки (шины) хранят в специально оборудованном для этого месте. Камеры и ободные ленты вешают на вешалки, так как хранение их на полу не допускается.

Мелкие дефекты (погнутость, заусенцы и др.) ободов, бортовых и замочных колец устраняют на верстаке с применением слесарного инструмента. Для шероховки применяют специальный станок.

2.2.11. Столярно-кузовной участок

К столярным работам относят изготовление деревянных частей кабины грузового автомобиля, пола и бортов платформы, разборку и сборку платформы.

Мелкие дефекты кузова устраняют, не снимая его с рамы автомобиля. При более сложных кузовных работах кузов снимают, разбирают и заменяют негодные детали. При столярных работах используют деревообрабатывающий станок, электрорубанок, злектродолбежник, дисковую и шлифовальную машины.

2.2.12. Арматурно-кузовной участок

К арматурным работам относят снятие, ремонт и установку замков, петель, стеклоподъемников, кронштейнов, оковки, запорных крюков, а также вставку стекол и их окантовку. Работы производят в основном непосредственно на автомобилях.

2.2.13. Обойный участок

К обойным работам относятся ремонт спинок и подушек сидений, изготовление чехлов капотов и пологов для укрытия грузов.

12

Для раскройки материала применяют шаблоны; материал сшивается на швейной машине. Для ремонта сидений и спинок сидений используют верстаки. Обойные материалы, готовые сиденья и спинки хранят на специальных стеллажах.

2.2.14. Малярный участок

К малярным работам относятся частичная или полная окраска грузовых платформ и кабин, окраска номерных знаков и нанесение надписей по трафарету. Снаружи автомобили окрашивают нитрокрасками и эмалями. При местной окраске кузова старый слой краски, ржавчины и другие загрязнения удаляют скребками, смывочными растворами и наждачной шкуркой. Для обезжиривания поверхность протирают ветошью, смоченной в уайт-спирите, с последующей протиркой насухо чистой марлей или ветошью. Труднодоступные места обдувают сжатым воздухом. На подготовленную к окраске поверхность наносят грунт равномерным тонким слоем. Неровности, обнаруженные после грунтовки, выравнивают нитрошпаклевкой. Высохший слой шпаклевки шлифуют водостойкой шкуркой, промывают, вытирают насухо ветошью, затем окрашивают в один-два слоя. При окраске применяют краскораспылитель для распыления лакокрасочных материалов сжатым воздухом и установку ’’Радуга” для окраски безвоздушным распыливанием.

Помещение малярного участка должно быть разделено на два отделения: первое — для подготовительных работ, второе — для окраски пульверизационным способом.

2.3. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА УЧАСТКЕ

Важными факторами в повышении производительности труда являются улучшение санитарно-гигиенических и производственно-эстетических условий труда (вентиляция, отопление, освещение, цвета окраски производственных помещений и т.п.), а также обеспечение рационального режима труда и отдыха.

2.3.1. Вентиляция и отопление производственных помещений

Во всех закрытых помещениях автотранспортных предприятий, где находятся автомобили хотя бы с кратковременно работающими двигателями, следует предусмотреть при точно-вытяжную вентиляцию.

13

Кроме того, все помещения, за исключением подземных гаражей, должны естественно проветриваться.

В помещениях в зонах ремонта и технического обслуживания воздух в основном загрязняется вредными компонентами отработанных газов: окисью углерода, окисью азота и т.д.

В аккумуляторном цехе воздух загрязняется парами серной кислоты: аэрозолями свинца и его окислов; водородом, который при зарядке аккумуляторных батарей образует с кислородом воздуха гремучий газ. В кузнечно-рессорном цехе — теплоизбытками, окисью углерода и сернистым газом. В медницком цехе — аэрозолями свинца и парами кислот при заливке подшипников, лужении и пайке радиаторов. В обойном цехе — пылью, а в малярном — парами растворителей.

В целях обеспечения нормальных условий труда необходимо широко использовать различные средства индивидуальной защиты (хлопчатобумажные костюмы, резиновые сапоги, фартуки, перчатки, респираторы, защитные очки, диэлектрические рукавицы, обувь и др.). Все закрытые помещения, работы в которых связаны с выделением газов, пыли, излишнего тепла, должны быть оборудованы общей приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей в медницком цехе двукратный, в малярном, обойном, стол ярно-к у зов ном — трехкратный, в аккумуляторном — четырехкратный обмен воздуха. Кроме, того технологическое оборудование должно снабжаться местными отсосами. Все помещения должны иметь устройства для естественного проветривания. Общеобменную вентиляцию следует совмещать с отоплением и подачей в рабочую зону теплого воздуха с температурой не ниже 15° С и не выше 20° С, а в теплый период года не более чем на 3° С выше средней температуры самого жаркого месяца, но не более 28° С.

2.3.2. Освещение и окраска производственных помещений

Освещенность производственных помещений и отдельных рабочих мест регламентируется Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СМ245—71). Искусственное освещение должно нормироваться в зависимости от типа светильников и характера выполняемой работы. Так, при люминесцентном освещении освещенность рабочих мест должна быть не менее 200 лк.

Светильники располагают так, чтобы лучи света от лампы не попадали в глаза работающего, но хорошо освещали рабочее место. Для этого светильники должны иметь арматуру, которая предохраняет глаза от ослепления, а сами светильники — от механических повреждений.

На освещенность помещений и отдельных рабочих мест, а также работоспособность большое влияние оказывает цвет окраски стен и оборудования. Наиболее рациональными являются зеленый, голубовато-зеленый и зеленовато-желтый цвета. При этих цветах понижается внутриглазное давление, повышается слуховая чувствительность и мускульно-двигательная способность рук.


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНСТРУМЕНТА И СРЕДСТВ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ



п/п


1


2


3


4

5

6 7


Наименование оборудования


Модель


Краткая техническая характеристика


L Оборудование для уборочно-моечных работ


Установка для мойки грузо

’’РАСО”

вых автомобилей

мод.

1152

То же

’’РАСО”

мод.

129

Установка для мойки автомо

’’РАСО”

биля снизу

мод.

121

Установка моечная шланговая

"РАСО”

мод.

125

Установка для наружной

Мод.

мойки двигателей автомобилей

2067 П

Очиститель пароводоструй

Мод.

ный для шланговой мойки агрегатов автомобилей

ОМ3360

Щетка с подводом воды для

’’РАСО”

мойки автомобилей

мод.

906


Стационарная, струйная с дистанционным управлением; производительность 20-30 автомобилей в час; 5900x5150x2000 Стационарная, струйная автоматическая; производительность 50-70 автомобилей в час; 7500x5500x4000 Стационарная, струйная автоматическая, универсальная; производительность 30-40 автомобилей в час; 3540 х 3790 х х 1410

Передвижная шланговая, однопостовая; производительность 11-13 л/мин; 1220x 550x750 Передвижная; производительность 6 л/мин; 800 х 800 х 500

Передвижной; производительность 1000 л/ч; 1340 х 810 х х 1450

Ручная с подводом воды через рукоятку; 1500x274 x 180


1 Кран для смены агрегатов грузовых автомобилей


II. Подъемно-транспортное оборудование

Передвижной, гидравлический, с поворотной подъемной стрелой; грузоподъемность 250кг; 1840x850x 850


’’РАСО

мод.

П208


15


Продолжение

п/п

Наименование оборудования

Модель

Краткая техническая характеристика

2

Кран передвижной гидравлический

”РАСО”

мод.

423М

Передвижной, гидравлический с ручным приводом; грузоподъемность 200 кг; 2290 х х1160х1955

3

Тележка для снятия и установки колес грузовых автомобилей

”РАССГ

мод.

П217

Передвижная, с телескопиру-емой рамой, с ручным механическим приводом; грузоподъемность 700 кг; 1060 х 870 х х 930

4

Тележка для снятия подставок рессор грузовых автомобилей

"РАСО”

мод.

П216

Передвижная, гидравлическая, с поворотной подъемной стрелой; грузоподъемность 100 кг; 1450 х 834 х 860

5

Приспособление для снятия и установки коробок передач грузовых автомобилей

”РАСО”

мод.

2471

Переносное, механическое; грузоподъемность 250 кг; 850 х х 925 х 265

6

Домкрат гаражный гидравлический

’’РАСО”

мод.

П308

Грузоподъемность 12500 кг; 2010 х 310 х 350

7

То же

”РАСО”

мод.

П304

Грузоподъемность 6300 кг; 1630x430x 275

8

**

’’РАСО”

мод.

пзю

Г рузоподъемность 2500 кг; 2030 x 280 x 755

9

Подъемник двухплунжерный электро гидравлический для грузовых автомобилей

”РАСО”

мод.

П111 тип 215

Стационарный, с синхронным перемещением штоков; грузоподъемность 5000 кг; 680х х460х1000

10

Подъемник двухплунжерный электрогидравлический у нив ерсал ьн ый

"РАСО”

мод.

480 тип 218

Стационарный, с устройством для синхронного перемещения штоков; грузоподъемность 800 кг; 680 х 460 х 1220

11

Подъемник канавный передвижной для грузовых автомобилей

’’РАСО”

мод.

П113 тип RKPTA

Гидравлический, одноплунжерный, с ручным приводом; грузоподъемность 4000 кг; 1200 х х 660 х 975

12

Подъемник электрогидравлический двухплунжерный канавный

”РАСО”

мод.

П128

Стационарный; грузоподъемность 8000 кг; 740 х 384 х 750

13

Тележка для перевозки передних и задних мостов

Нестандарт

ная

14

Тележка для перевозки агрегатов

Нестандарт

ная

—’

HI. Оборудование для смазки автомобилей, промывки и заправки его маслами, воздухом и рабочими жидкостями

п/п

Наименование оборудования

Модель

Краткая техническая характеристика

2

Установка для заправки трансмиссионным маслом

’’РАСО”

мод.

3161

Стационарная, погружная, с автоматическим режимом работы; производительность 12 л/мин; 470 х 525 х 1590

3

Колонка масло раздаточная с насосной установкой

"РАСО”

мод.

367M3

Стационарная, с автоматической насосной установкой; 265х х 350 х 1200; 470 х 525 х1590

4

Колонка маслораздаточная с электроподогрево м

"РАСО”

мод.

3155М

Стационарная, с погружной насосной установкой; производительность 10-12 л/мин; 675 х х 650 х 1410; 450x340x1546; 525 х 258 х 790

5

Бак для заправки тормозной жидкостью

"РАСО”

мод.

326

Переносной, пневматический; емкость 10 л; 265 х 253 х 365

6

Солидолонагнетатель стационарный

"РАСО”

мод.

1127

Стационарный, 4-постовый, электромеханический, с дистанционным управлением; давление, развиваемое насосом, 400 кгс/см2; производительность 150 г/мин; 740 х 780 х х 1700

7

Нагнетатель смазочный

"РАСО”

мод.

3154М

Передвижной, пневматический; давление, развиваемое насосом, 400 кгс/см2; производительность 200 г/мин; 510 х х 485 х 920

8

То же

"РАСО”

мод.

С317

Переносной, портативный; давление, развиваемое нагнетателем, 138-184 кгс/см2; 206 х х 325 х 42; 410x217x205

9

Компрессор воздушный

”РАСО”

мод.

1101В5

Стационарный, автоматический, поршневой, максимальное давление воздуха 12 кгс/см2; 1869х670х1430

10

Бак маслораздаточный

"РАСО”

мод.

133М

Передвижной, с ручным поршневым насосом; производительность 3 л/мин; 460 х 380 х 900

11

Насос перекачной для смазок

"РАСО”

мод.

С306

Стационарный, подвесной, са-мопогру жной; производительность 4,5 л/мин; 790 х 270 х х 1526

12

Установка смазочно-заправочная

"РАСО”

мод.

С101

Стационарная, пневматическая; производительность 8 л/мин; 623 x 986 x 2160; 1152 х 982 х х 510; 623 x 982 x 510

13

Установка передвижная для заливки и прокачки гидротормозов автомобилей

"РАСО”

мод.

С905

Универ сал ьная, п не в матич ес-кая; давление при прокачке 2,5 кгс/см2 ; 440 х 600 х 1000

17

Продолжение

п/п

Наименование оборудования

1

Модель

Краткая техническая характеристика

14

Установка для промывки

’’РАСО”

Передвижная, с насосной и

маслосистем двигателя

мод.

1147

фильтрующей системами;, производительность 12 л/мин; 1035 x 640x995

15

Наконечник с манометром

’’РАСО”

Ручной; максимальное дав

для воздухораздаточного

мод.

ление 10 кгс/см2; 800 х 55 х

шланга

458-М2

х 130

IV* Оборудование для диагностики, контроля

и регулировки агрегатов, узлов и систем автомобиля

1

Прибор для определения тех-

’’РАСО”

Переносной, пневматический,

нического состояния цилинд-

мод.

рабочее давление воздуха, под

ропоршневой группы автомобильных двигателей

К69М

держиваемое редуктором прибора, 1,6 кгс/см2; 258 х 175 х х 132; 220 х 140 х 178

2

Измеритель эффективности

’’РАСО”

Переносной, электронный;

работы цилиндров

мод.

Э216М

300x 230 x 140

3

Компрессометр

’’РАСО”

мод.

179

Ручной, с фиксацией стрелки манометра; наибольшее значение измеряемого давления 10 кгс/см2; 365 х 70 х 170

4

Компрессометр для карбю

’’РАСО”

Переносной, с фиксацией мак

раторных двигателей регист

мод.

симального давления на бу

рирующий

К181

мажном бланке; 335 х150 х х60

5

Установка для проверки кар

’’РАСО”

Стационарная, вакуумная;

бюраторов автомобильных

мод.

2000 х 1700x 3000; 1300 х

двигателей

489А

х 630 х 3000

6

Прибор для определения тех

’’РАСО”

Переносной, гидравлический;

нического состояния бензи

мод.

наибольшее измеряемое дав

новых насосов карбюраторных двигателей

К436

ление 1,6 кгс/см2; 570 х 500 х х 465

7

Прибор для проверки бен

’’РАСО”

Переносной, наибольшее изме

зиновых насосов на автомобилях

мод. 5 27 Б

ряемое давление 1 кгс/см2

8

Прибор для проверки перед

’’РАСО”

Ручной, с измерительным ин

него моста автомобиля

мод.

Т1

дикатором часового типа; 280 х 180x50

9

Стенд для проверки уста

Мод.

Стационарный, с проверкой ус

новки передних колес грузовых автомобилей

КИ4872

тановки передних колес по осевым усилиям в контакте колес с барабанами стенда; 2870x 750x600

10

Прибор для проверки гид

’’РАСО”

Переносной, гидроэлектричес

роусилителя руля и гидронасоса ЗИЛ-130 непосредственно на автомобиле

мод.

К405

кий; 500 х 300 х 345

18

Наименование оборудования

Модель

Краткая техническая характе

п/п

ристика

11

Деселерометр

’’РАСО”

Ручной, инерционного дейст

мод.

вия, маятниковый* 140 х 50 х

1155М

х 124

12

Набор манометров для про-

’’РАСО”

465 х 345 х 105

верки тормозной системы

мод.

автопоездов

1131

13

Стенд для проверки пневмо-

’’РАСО 7

Стационарный, пнев матиче с-

оборудования автомобиля

мод.

К203

кий; 1100 х 835 х 1300

14

Анализатор двигателя (мо-

’’РАСО”

Стационарный, электронный;

тор-тесгер)

мод.

К461

700 х ЮООх 1500

15

Прибор для проверки руле-

’’РАСО”

Переносной, ручной; 125 х

вого управления автомобилей

мод.

К187

х116 х108; 190 х 136 х 90

16

Стенд для проверки тормо-

’’РАСО”

Стационарный, роликовый; до

зов грузовых автомобилей

мод.

пустимая нагрузка на ось

К207

10000 кгс; 5830x 1420 x555

17

Стенд для проверки тяговых

Мод,

Стационарный, роликовый,

качеств грузовых автомоби-

КИ4856

тормозная мощность 155 л. с.;

лей

4500 x 2200

V. Контрольно-измерительные приборы и стенды для

диагностики,

регулировки и ремонта

электрооборудования автомобиля

1

Стенд контрольно-испыта

”РАСО”

Стационарный; пределы изме

тельный для проверки гене

мод.

рений : напряжения - 20 - 40 В;

раторов, реле-регуляторов

532М

тока — 50 — 2000 А; 985 х

и стартеров

х960х1605

2

Стенд для проверки системы

Мод.

Настольный, для проверки пре

зажигания

завода

рывателей-распределителей, ка

ОКИП

тушек зажигания, конденсато

г, Таллинн

ров, центробежных и вакуум

ных автоматов опережения зажигания; 720x 380x 580

3

Прибор для проверки автомо

’’РАСО”

Переносной; пределы измере

бильного электрооборудова

мод.

ний: напряжения - 20 - 40 В,

ния

Э214

тока — 10-800 А; 395 х 154 х х 265

4

Комплект изделий для очист

’’РАСО”

Тип приспособления - настоль

ки и проверки свечей зажига

мод.

ное, пневматическое, прибо

ния

Э203

ра - настольный, пневматический; 196 x 176 x 280

5

Прибор для проверки и ре

’’РАСО”

Передвижной, оптический с

гулировки фар автомобилей

мод.

фотометрическим устройст

КЗОЗ

вом; 1150x 818 x 1400

6

Вилка нагрузочная

’’РАСО”

Ручная, пределы измерения

мод.

вольтметра 3 В; 210 х 130 х

ЛЭ2

х 105

19

ББК 39.33-08 Т43

Сборник содержит нормы времени на работы по общей разборке, ремонту и сборке автомобилей, приборов системы питания двигателя, электрооборудования, медницкие, жестяницкие, кузнечно-рессорные, шиномонтажные, столярнокузовные, арматурно-кузовные, обойные, малярные и прочие работы, выполняемые при текущем ремонте грузовых автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КАЗ-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б.

Типовые нормы времени разработаны Центром по научной организации труда и управления производством Министерства автомобильного транспорта РСФСР под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР при участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерств автомобильного транспорта РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Молдавской ССР, автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР.

Типовые нормы времени утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 7 июля 1980 г. №196/12-5.

В 1986 г. Типовые нормы времени проверены и рекомендуются для применения в условиях автотранспортных предприятий отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности, в том числе и на предприятиях производственных отраслей, переходящих на новые тарифные условия оплаты труда.

Срок действия Типовых норм времени установлен до 1991 г. (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1987 г. № 66/3-111).

В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием (организацией) и направляется в адрес ЦЕНТ (105043, Москва, 4-я Парковая ул., 29) по мере внедрения указанных Типовых норм, а также внедрения норм более прогрессивных.

Обеспечение межотраслевыми нормативными и методическими материалами по труду осуществляется по заявкам предприятий и организаций через книготорговую сеть на местах. Информация об этих книгах публикуется в аннотированных тематических планах выпуска литературы издательства ’’Экономика*’ или книготорговых бюллетенях.

3203030000- 043

т -КБ—59-105-88

011 (01)-89

ISBN 5-282-00714-2

©Издательство ’’Экономика”, 1989

п/п

Наименование оборудования

Модель

Краткая техническая характеристика

7

Установка универсальная для

’’РАСО”

Передвижная, электронная,

пуска автомобильных дви-

мод.

максимальный ток нагрузки

гателей в холодное время года

. Э307

600 А; 1300 х 760 х 1000

8

Прибор для проверки якорей

’’РАСО”

Переносной, индукционный;

генераторов и стартеров

мод.

Э236

диаметр проверяемых якорей от 25 до 180 мм; 380 х 160 х х 170

VI. Оборудование разборочно-сборочное и ремонтное

1

Стенд для сборки и разборки

’’РАСО”

Стационарный, обеспечивает

У-образных двигателей ЗИЛ

мод.

поворот в одной плоскости;

и ГАЗ

Р235

1150х662х1020

2

Стенд для сборки и регулировки сцепления автомобилей

’’РАСО”

мод.

Р207

Настольный; 625 х 565 х 405

3

Стенд для сборки и разборки коробок передач ЗИЛ-130

’’РАСО”

мод.

Р201

Стационарный; 692 х 195 х 540

4

Стенд для ремонта передних

’’РАСО”

Стационарный; 1303 х 1184 х

и задних мостов грузовых автомобилей ЗИЛ, МАЗ

мод.

2450

х 1006

5

Стенд для сборки, разборки

’’РАСО”

Стационарный; 1380х910х

рессор и рихтовки рессорных листов

мод.

Р275

х 1050

6

Гайковерт для гаек колес

’’РАСО”

Передвижной, реверсивный,

грузовых автомобилей

мод.

И318

инерционно-ударный; 1200 х х 650 х1100

7

Гайковерт напольный для

’’РАСО”

Передвижной, электромехани

гаек стремянок рессор грузовых автомобилей

мод.

И313

ческий; 1120х575х1090

8

Пресс монтажно-запрессо-

’’РАСО”

Стационарный; максимальное

вочный гидравлический

мод.

2135-1М

усилие на штоке гидроцилиндра 40000 кгс; 1470 х 640 х х 2000

9

Приспособление для шлифов

’’РАСО”

Настольное, электромеханичес

ки клапанов

мод.

Р108

кое; 870 х 575 х 430

10

Прибор для шлифовки кла

’’РАСО”

Переносной, электромеханичес

панных гнезд

мод.

2447

кий; 450 х 280 х 242

11

Станок для приточки кол

’’РАСО”

Настольный, токарный с фре

лекторов и фрезерования

мод.

зерной головкой; 1100х480х

пазов между ламелями

Р105

х 400

12

Станок для расточки тормоз

’’РАСО”

Стационарный, токарный, спе

ных барабанов и обточки

мод.

циальный; 1860 х 1700 х 1150;

тормозных накладок

P1I4

1000 х 2750 х1270

13

Пресс пневматический для

’’РАСО”

Стационарный, пневматичес

клепки фрикционных накла-

мод. Р304

кий; 660 х 400 х 1 230

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.    Типовые нормы времени на ремонт автомобилей марок ГАЗ, ЗИЛ, К АЗ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ в условиях автотранспортных предприятий предназначены для применения во всех автотранспортных предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности, для нормирования труда рабочих-сделыциков, а также для составления сменных и разовых бригадных и индивидуальных нормированных заданий при повременной оплате труда.

Типовые нормы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования (М.: Экономика, 1987).

В сборник включены нормы времени на ремонт грузовых автомобилей марок ГАЗ-53А, ГАЗ-51, ГАЗ-93, ЗИЛ-130, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-164, ЗИЛ-585, КА3-608, МАЗ-500, МАЗ-503, КамАЗ-5320 и КрАЗ-256Б.

1.2.    В основу разработки типовых норм времени положены:

данные фотохронометражных наблюдений и фотографии рабочего дня, проведенные в автотранспортных предприятиях;

технические характеристики оборудования, механизмов и инструмента;

данные результатов анализа организации труда и технологии производства работ в автотранспортных предприятиях;

технические расчеты;

Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве //Нормативные материалы по нормированию труда (М.: Экономика, 1987).

Нормы времени на ремонт автомобилей устанавливаются по формуле

Нвр = Топ ■    +    100

где НВр — норма времени на операцию, чел.-ч;

К - сумма времени на обслуживание рабочего места (Т0бс), подготовительно-заключительную работу (Тп.-з), на отдых и личные потребности (Тотл), % от оперативного времени;

Т0п — оперативное время на данную операцию, чел.-ч.

3

На основании анализа одноименных затрат и баланса рабочего времени установлено, что процент надбавок к оперативному времени по категориям затрат составит на Тп>.3 - 3,5 %, Т0бс - 2,5, Тл — 6,0 % с учетом одной физкультурной паузы, т.е. нормами учтено время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места, получение материалов, инструмента и приспособлений с подноской их к месту работы и сдачей после окончания работы, на заправку и заточку инструмента в процессе работы, на обслуживание приспособлений и оборудования, на получение заданий и оформление нарядов, а также перемещение материалов, деталей и оборудования на расстояние до 30 м.

1.3.    Типовые нормы времени выражены в чел.-ч и даны на весь объем работ, подлежащих выполнению одним исполнителем. Изменение числа исполнителей нормы не изменяет.

В пп. 4.1.1 и 4.2.1 нормы времени даны на работы, выполняемые в процессе эксплуатации автомобилей. Для ряда работ эти нормы даны комплексно с включением предшествующих операций, необходимых для выполнения основной работы.

В*пп. 4.1.9 и 4.2.9 (кузнечно-рессорные работы) с учетом специфики работ кузнеца ручной ковки в основном по каждому виду работ даны •две нормы.

1.4.    Разряды работ и наименования профессий указаны в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих^ вып. 1, раздел ’’Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства”, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3—30; вып. 2, разделы: ’’Кузнечно-прессовые и термические работы”, ’’Механическая обработка металлов и других материалов”, ’’Металлопокрытия и окраска”, ’’Слесарные и слесарно-сборочные работы”, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985 г. № 17/2—54; вып. 33, раздел ’’Производство, восстановление и ремонт шин”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 4 июля 1985 г. № 218/14—78; вып. 40, раздел ’’Общие профессии деревообрабатывающих производств”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 января 1985 г. № 7/2-13; вып. 56, раздел ’’Железнодорожный транспорт и метрополитен”, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. № 283/24-82.

Если в дальнейшем будут вноситься поправки в тарифно-квалификационный справочник, наименования профессий, разряды работ и рабочих, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.

1.5.    Выполнение работ рабочими не тех разрядов (квалификации), которые указаны в тарифно-квалификационном справочнике, не может служить основанием для каких-либо изменений типовых норм времени.

1.6.    Нормы времени, указанные в сборнике, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ, характерных для большинства автотранспортных предприятий.

1.7.    По каждой главе приведены итоговые нормы времени, которыми разрешается пользоваться только в случае, когда выполняется весь объем работ, предусмотренный перечнем.

1.8.    На работы, не предусмотренные сборником, устанавливаются местные нормы методом технического нормирования.

1.9.    До введения типовых норм времени необходимо провести организационно-технические мероприятия на рабочих местах в соответствии с запроектированными в нормах и осуществить производственный инструктаж рабочих.

1.10.    При внедрении на предприятиях более совершенных, чем это предусмотрено в Типовых нормах, организации производства, труда, технологии работы, оборудования и т.д., повышающих производительность труда рабочих, следует разработать методами технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы времени, соответствующие более высокой производительности труда.

1.11.    В нормативной части сборника профессии ’’слесарь по ремонту автомобилей”, ’’кузнец ручной ковки” и ’’ремонтировщик резиновых изделий” именуются сокращенно: ’’слесарь”, ’’кузнец” и ’’ремонтировщик”.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Работы по текущему ремонту автомобилей выполняются специализированными и комплексными бригадами ремонтною бел у живающих рабочих. Такая организация труда позволяет наиболее эффективно использовать рабочее время и оборудование.

Профессиональный и квалификационный состав бригад рабочих, занятых текущим ремонтом, устанавливаема в соответствии с Нормативами численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта (М.: Экономика, 1988).

Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа наиболее квалифицированных рабочих.

Каждой бригаде или рабочему на основании заявок на текущий ремонт выделяется нормированное задание в чел.-ч или натуральных показателях, например в количестве деталей, узлов или агрегатов, подлежащих ремонту.

5

Рис. 1. Схема технологического процесса текущего ремонта автомобилей (постовые работы)

Нормированные задания в чел.-ч в натуральных показателях рассчитываются по действующим технически обоснованным нормам времени.

2.2. ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Ремонт автомобилей состоит из ряда технологических операций. Совокупность этих операций, выполняемых в определенной последовательности, представляет собой технологический процесс ремонта.

Текущий ремонт автомобилей, выполняемый в условиях автотранспортных предприятий, подразделяется на постовые и цеховые работы.

Постовые работы по ремонту автомобилей предусматривают замену неисправных агрегатов, узлов и деталей, требующих ремонта, а также выполнения регулировочных работ непосредственно на автомобилях.

Постовые работы осуществляют, как правило, на участках, оборудованных осмотровыми канавами. Они зависят от уровня оснащенности автотранспортного предприятия оборудованием и наличия производственных площадей и производятся на тупиковых и прямоточных эстакадах с использованием гидравлических и электрогидравлических одно-и двухплунжерных подъемников.

Рис. 2. Схема технологического процесса текущего ремонта агрегатов (цеховые работы)

К цеховым работам относят ремонт агрегатов, узлов и изготовление деталей, которые производят на следующих участках: по ремонту агрегатов и двигателей, аккумуляторном, электротехническом, по ремонту топливной аппаратуры, механическом, медницком, жестяницком, кузнечно-рессорном, шиномонтажном, столярно-кузовном, арматурно-кузовном, обойном и малярном.

Каждое рабочее место должно быть оснащено картой комплексной организации труда, в которой указаны наиболее рациональные методы и приемы труда, последовательность выполнения работ, условия и система оплаты труда, порядок обслуживания рабочего места, требования к исполнителю.

2.2.1. УЧАСТОК ПО РЕМОНТУ АГРЕГАТОВ

Работы по ремонту агрегатов включают разборочно-сборочные и ремонтно-восстановительные операции. Агрегаты, снятые с автомобиля, частично или полностью разбираются на стендах. Сцепление, ступицы

7

колес и другие узлы разбираются в приспособлениях. Для выпрессовки подшипников, втулок и других деталей применяется гидравлический пресс.

Для выполнения ремонтных работ агрегаты и детали подвергаются мойке в моечной машине, расположенной в смежном помещении. Транспортируют их кран-балкой или погрузчиком.

2.2.2. Участок по ремонту двигателей

Основными видами ремонтных работ двигателя являются: замена кривошипно-шатунного механизма, разборка на узлы и детали, очистка, мойка, разбраковка, комплектовка, сборка из узлов и деталей, разборка, ремонт и сборка узлов двигателя, а также испытания и регулировка.

Все технологическое оборудование на участке ремонта двигателей должно быть расставлено с соблюдением технологической последовательности выполнения ремонтных работ.

Двигатели, прошедшие текущий ремонт с заменой деталей кривошипно-шатунного механизма, поступают в отделение по обкатке, испытанию и контрольному осмотру. Для обкатки двигатель доставляют на рабочее место электрической кран-балкой, а к автомобилям, находящимся на текущем ремонте, — погрузчиком.

2.2.3. Аккумуляторный участок

В соответствии с технологией производства и требованиями техники безопасности аккумуляторный участок должен располагаться в двух смежно-изолированных помещениях. В одном помещении — зарядное и кислотное отделения, а в другом — ремонтное и аппаратное отделения.

Ремонт аккумуляторных батарей выполняется в объеме капитального на базе готовых основных деталей (пластин, сепараторов, аккумуляторных баков) с изготовлением отливок межэлементных соединений батарей, клемм и выводных штырей.

Батареи, поступившие в ремонт, моют горячим 3—5 %-ным раствором кальцинированной соды, применяя волосяную кисть. После мойки ополаскивают холодной водой и протирают ветошью. Затем проводят наружный осмотр батареи и проверяют величины напряжения каждого аккумулятора с нагрузкой и без нагрузки.

Ремонтное отделение оборудуют верстаком для разборки аккумуляторных батарей с резервуаром для слива электролита, верстаком для сборки, приспособлением для снятия мастики и извлечения блоков пластин из баков, ванной для промывки аккумуляторных баков и стеллажами для сушки деталей.

В аппаратном отделении сосредоточены контрольно-измерительные приборы и пульт управления процессами формовки и зарядки аккумуляторов.

Кислотное отделение предназначается для хранения серной кислоты и дистиллированной воды (в стеклянных бутылях), а также для приготовления электролита.

Зарядное отделение служит для заряда аккумуляторных батарей.

Аккумуляторные батареи можно заряжать от осветительной сети постоянного тока напряжением 110—220 В через ламповый или проволочный реостаты, а также от сети переменного тока через преобразователь: электродвигатель-генератор или выпрямитель (селеновый, купоросный, ртутный).

2.2.4. Электротехнический участок

Электротехнические работы включают ремонт, обслуживание, регулировку и испытание приборов электрооборудования, снятых с автомобилей. Приборы очищают от пыли и грязи, осматривают и испытывают на специальных стендах. Агрегаты, подлежащие ремонту, разбирают на детали и узлы, промывают в керосине, просушивают и в зависимости от состояния заменяют или ремонтируют. Для контроля технического состояния и испытания изоляции при ремонте якорей генераторов, стартеров и электродвигателей постоянного тока используется прибор ’’РАСО” мод. Э 236. Для проверки генератора постоянного и переменного тока мощностью до 350 Вт, реле-регуляторов, стартеров мощностью до 70 л.с., прерывателей-распределителей и катушек зажигания применяют прибор ’’РАСО” мод. Э 214.

Собранные и отремонтированные узлы испытывают на стендах.

2.2.5. Участок по ремонту топливной аппаратуры

Работы по ремонту и регулировке систем питания карбюраторных и дизельных двигателей включают полную разборку и сборку карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, регулировку карбюраторов на экономичность подбором жиклеров, проверку уровня топлива в поплавковой камере, проверку работоспособности топливных насосов и форсунок с последующей регулировкой.

Для безмоторной проверки работы систем карбюратора и определения величины аэродинамического сопротивления впускных трубопроводов двигателя применяют установки модели ’’РАСО” НИИАТ-489А.

Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в ванне с керосином или ацетоном.

9