Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

60 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В сборник включены типовые документы, предназначенные для работы предприятий и объединений в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, а также отраслевая инструкция о порядке учета и определения уровня выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции

 Скачать PDF

Оглавление

1. Типовое положение о нормативном методе распределения прибыли на 1988 - 1990 годы по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

2. Типовое положение об образовании и использовании в 1988 - 1990 годах централизованного фонда развития производства, науки и техники министерств, объединений, предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

3. Рекомендации о порядке образования и использования в 1988 - 1990 годах финансового резерва по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

4. Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 гг. фонда материального поощрения объединений, предприятий, организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

5. Типовое положение о порядке образования и использования с 1988 - 1990 гг. фонда развития производства, науки и техники предприятий, организаций и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет или самофинансирование

6. Типовое положение о порядке образования и использования в 1988 - 1990 гг. фонда социального развития предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

7. Типовое положение об образовании фонда заработной платы на 1988 - 1990 гг. для предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

8. Инструкция о порядке учета и определения уровня выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами при оценке деятельности объединений, предприятий и организаций

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.09.1987ПринятКомиссия по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма84
03.11.1987УтвержденМинистерство финансов СССР
РазработанЦНИЭИуголь
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ЦНИЭИуголь)

"Учебно-методические рекомендации для производственно-экономического образования"

1988

ТИПОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ПОЛНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ

МОСКВА

АННОТАЦИЯ

В настоящий сборник включены типовые документы, предназначенные для работы предприятий и объединений в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, а также отраслевая инструкция о порядке учета и определения уровня выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции.

При изучении типовых методических документов следует иметь в виду, что в угольной' промышленности их применение будет связано с некоторыми особенностями, которые будут сообщены дополнительно.

покрытие затрат по организации и проведению постоянно действующих научно-технических выставок;

содержание аппарата управления министерства (ведомства, ГПО);

повышение квалификации руководящих работников и специалистов;

финансирование расходов подведомственных высших, средних, профессионально-технических, институтов повышения квалификации и других учебных заведений;

частичное возмещение затрат по подготовке молодых специалистов, привлекаемых на работу на вновь вводимых предприятиях;

оказание временной финансовой помощи предприятиям и на другие цели.

Средства централизованного фонда развития производства, науки и техники могут также направляться на пополнение фондов социального развития для финансирования капитальных вложений предприятий, коллективы которых особо нуждаются в улучшении жилищных условий.

3.    Средства резерва по фонду материального поощрения направляются на следующие цели:

создание фондов материального поощрения для вновь вводимых в действие предприятий, объектов и мощностей;

создание фондов материального поощрения планово-убыточных и малорентабельных предприятий;

увеличение фондов материального поощрения предприятий, обеспечивающих рост выпуска новой высокоэффективной техники и новых товаров народного потребления;

премирование за работы по новой технике общеотраслевого и межотраслевого характера;

премирование работников аппарата министерства в установленном порядке;

единовременное поощрение работников отрасли за выполнение особо важных работ и заданий, а также оказание им единовременной материальной помощи, в том числе и ранее выплачиваемых из фонда министра;

премирование по итогам Всесоюзного социалистического соревнования и другие затраты, связанные с материальным поощрением.

4.    Средства резерва по фонду социального развития направляются на следующие цели:

создание фонда социального развития для вновь вводимых в действие предприятий, объектов и мощностей;

долевое участие в совместном строительстве жилых домов,

9

приобретение путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты, на туристические базы, па экскурсии и путешествия, на проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий для работников аппарата управления министерства по установленным нормативам;

на увеличение фонда социального развития коллективам победителям во Всесоюзном и отраслевом социалистическом соревновании;

создание фондов социального развития планово-убыточных и малорентабельных предприятий;

другие затраты, связанные с социальным развитием.

5.    Средства централизованного фонда и резервов могут быть направлены па увеличение фонда материального поощрения предприятий за полное выполнение договорных обязательств по поставкам, а также обеспечивающих выполнение договорных обязательств по вводу в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, жилых домов и других объектов социального назначения.

6.    Средства централизованного фонда и резервов министерства (ведомства, ГПО) могут выделять предприятиям на возвратной основе, в том числе и для расчетов за продукцию (работы, услуги) при отсутствии у них средств и права на получение кредита.

7.    Источниками покрытия убытков и образования фондов экономического стимулирования планово-убыточных и малорентабельных предприятий являются средства централизованного фонда развития производства, пауки и техники и резервов в размерах, соответствующих лимитам дотации, устанавливаемым министерствам (ведомствам, ГПО) с прогрессивным их сокращением по годам пятилетки.

8.    Сметы расходования средств централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов министерства (ведомства) согласовываются с соответствующим комитетом профсоюзов. Остатки средств фонда и резервов изъятию не подлежат и используются в следующем году в установленном настоящим Положением порядке в соответствии со сметами.

9.    Взносы отчислений в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы производятся предприятиями в сроки, установленные органом, образующим указанные фонд и резервы.

10.    Средства централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов фондов поощрения хранятся на расчетном счете министерства (ведомства, ГПО).

11.    Настоящее Типовое положение вводится в действие с 1 января 1988 года.

12.    При необходимости министерства (ведомства) по согласованию с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и

10

ВЦСПС могут вносить особенности в настоящее Типовое положение применительно к специфике работы отрасли.

13. Считать утратившим силу Типовое положение об образовании и использовании централизованного фонда развития производства, пауки и техники и резервов министерства, объединения и предприятия которых переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, одобренное решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма 23 октября 1986 г., протокол № 30 и утвержденное Министерством финансов СССР 30 октября 1986 г. № 179/2 (сообщено письмом Минфина СССР от 10 декабря 1986 г. № 215).

Текст настоящего Типового положения приведен в соответствии с письмом Госплана СССР от 24 ноября 1987 г. № СА-622/15-506.

11

ОДОБРЕНО

решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма

от 29 сентября 1987 г.

(протокол № 84)


утверждаю

Заместитель Министра финансов СССР


В. К- Сенчагов


№ 40 В от 3 ноября 1987 г.


РЕКОМЕНДАЦИИ


о порядке образования и использования в 1988—1990 годах

финансового резерва по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

1.    Настоящие Рекомендации предусматривают порядок образования и использования финансового резерва предприятиями, объединениями и организациями 1, которые работают в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

2.    Финансовый резерв создается:

а)    по предприятиям, где применяется нормативное распределение прибыли, — за счет части плановой и фактической прибыли, остающейся в распоряжении предприятия до ее направления в соответствии с утвержденными нормативами на образование фондов экономического стимулирования или за счет смет расходования фондов социального развития и фонда развития производства, науки и техники;

б)    по предприятиям, где осуществляется нормативное распределение дохода, — за счет части планового и фактического хозрасчетного дохода коллектива до его распределения, или за счет сметы расходования фонда социального развития и фонда развития производства, науки и техники.

Размер отчислений в финансовый резерв не должен превышать 5 процентов суммы прибыли (дохода), направляемой в фонд социального развития и фонд развития производства, науки и техники.

3.    Финансовый резерв увеличивается на сумму уменьшения фонда материального поощрения (единого фонда оплаты труда) за невыполнение договорных обязательств по поставкам.

4.    Средства финансового резерва могут быть направлены на дополнительные затраты по производственному и социальному

развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение его недостатка, а также другие затраты, за исключением расходов, связанных с оплатой труда.

Кроме того, средства финансового резерва могут направляться на дополнительные отчисления в фонд материального поощрения (единый фонд оплаты труда) за полное выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами.

5.    Неиспользованные средства финансового резерва остаются в распоряжении предприятия, переходят на следующий год и не могут быть у него изъяты.

6.    Начисление финансового резерва производится предприятием по результатам работы за квартал.

В бухгалтерском учете отчисления в финансовый резерв предприятия отражаются по кредиту счета 88 «Фонды специального назначения» (субсчет «финансовый резерв») в корреспонденции со счетом 81 «Использование прибыли (дохода)».

7.    Считать утратившим силу Типовое положение о порядке образования и использования финансового резерва по объединениям и предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, одобренное решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма 23 октября 1986 г., протокол № 30 и утвержденное Министерством финансов СССР 30 октября 1986 г. № 179/1 (сообщено письмом Минфина СССР от 10 декабря 1986 г. № 215).

13

ОДОБРЕНО

решением Комиссии nQ совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма от 29 сентября 1987 г,

(протокол № 84)

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке образования и использования в 1988—1990 годах фонда материального поощрения предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

Настоящее Типовое положение разработано на основании Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и предусматривает порядок образования и использования в 1988— 1990 годах фонда материального поощрения предприятий (объединений) и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование и применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли *.

L Порядок расчета стабильных нормативов образования фонда материального поощрения

1.    Фонд материального поощрения предприятий образуется по стабильным нормативам от прибыли, остающейся в их распоряжении, являющейся фондообразующим показателем.

Для расчета нормативов образования фонда материального поощрения в условиях перехода на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в первую очередь определяется размер средств, направляемых в этот фонд в соответствии с расчетами пятилетнего плана.

В этих целях фонд материального поощрения, установленный в расчетах пятилетнего плана на 1988—1990 годы (по годам), увеличивается на сумму премиальных фондов, источником образования которых является прибыль и себестоимость продукции.

Перечень средств, включаемых в фонд материального поощрения для расчета нормативов приведен в приложении № 1 к настоящему Типовому положению.

2.    Размеры нормативов образования фонда материального поощрения планово-прибыльных предприятий определяются путем

Далее именуются «предприятия».

14

деления средств, исчисленных в соответствии с пунктом I настоящего Типового положения, на сумму прибыли, остающейся в рас-поряжении предприятий, на 1988—1990 годы (по годам) *.

Для обеспечения стабильности условий работы планово-прибыльных предприятий нормативы отчислений в фонд материального поощрения от прибыли, остающейся в их распоряжении, исчисленные в соответствии с настоящим пунктом, усредняются по годам пятилетки.

Пример расчета усредненных нормативов отчислений в фонд материального поощрения приводится в приложении № 2 к настоящему Типовому положению.

3.    Фондообразующим показателем для малорентабельных предприятий является сумма прибыли и прогрессивно снижающейся дотации, для планово-убыточных предприятий — сумма экономии от снижения убытков и прогрессивно снижающейся дотации.

4.    Нормативы образования фонда материального поощрения для малорентабельных и планово-убыточных предприятий определяются путем деления средств, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящего Типового положения, на сумму прибыли и прогрессивно снижающейся дотации на 1988—1990 годы — для малорентабельных предприятий и сумму экономии, полученной от уменьшения убытков, исчисленной нарастающим итогом к 1988 году, и прогрессивно снижающейся дотации на 1988— 1990 годы, — для планово-убыточных предприятий.

Пример расчета нормативов для малорентабельных и плановоубыточных предприятий приводится в приложении № 3 к настоящему Типовому положению.

5.    Стабильные нормативы образования фонда материального поощрения предприятий утверждаются министерствами (ведомствами) , государственными производственными объединениями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов.

При утверждении нормативов необходимо обеспечить соответствие между размерами фонда материального поощрения предприятий и размерами этого фонда по министерству (ведомству), государственному производственному объединению в целом (с учетом резерва по этому фонду).

Министерство (ведомство), государственное производственное объединение может по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов дифференцировать по отдельным предприятиям нормативы образования фонда материального поощрения.

6.    По предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года, размеры ут-

* Величина плановой прибыли планово-прибыльных предприятий по пяти-летнему плану на 1988—1990 годы увеличивается на сумму премиальных фондов, включенных в фонд материального поощрения, источником образования которых являлась себестоимость продукции.

15

вержденных на 1988—1990 годы экономических нормативов сохраняются.

II. Порядок образования фонда материального поощрения

7.    Фонд материального поощрения определяется предприятием в плане и фактически путем умножения норматива, установленного в соответствии с пунктом 5 настоящего Типового положения, на величину фондообразующего показателя, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Фонд материального поощрения определяется по утвержденным нормативам поквартально.

По планово-прибыльным предприятиям, в плане которых на отдельные кварталы планируются убытки, отчисления в фонд материального поощрения производятся в планово-прибыльных кварталах исходя из планируемой годовой суммы прибыли.

8.    Размер фонда материального поощрения предприятия, рассчитанный в соответствии с пунктом 7 настоящего Типового положения, может быть повышен за счет средств резерва по фонду материального поощрения министерства (ведомства), государственного производственного объединения в связи с увеличением выпуска новой высокоэффективной техники и новых товаров народного потребления.

За счет средств указанного резерва предусматривается также создание фонда материального поощрения на вновь вводимых в действие предприятиях и объектах по нормативам, установленным с учетом нормативных сроков освоения производственных мощностей. Суммы, выделяемые на эти дели, предусматриваются в плана* отдельно.

По истечении нормативного срока освоения производственных мощностей указанные средства для поощрения работников, занятых освоением производственных мощностей, не выделяются.

9.    Фонд материального поощрения дополнительно увеличивается (уменьшается) в зависимости от выполнения договорных обязательств по поставкам.

При выполнении обязательств по поставкам продукции (работ, услуг) на 100 процентов фонд материального поощрения, предусмотренный на соответствующий квартал, в котором обеспечено выполнение обязательств по поставкам нарастающим итогом с начала года, увеличивается на 15 процентов.

Указанное увеличение фонда материального поощрения производится за счет финансового резерва, хозрасчетного дохода (без учета фонда заработной платы) до его распределения по нормативам в фонды экономического стимулирования или централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов министерства (ведомства), государственных производственных объединений.

При невыполнении предприятиями обязательств по поставкам продукции (работ, услуг) фонд материального поощрения, предусмотренный на соответствующий квартал в финансовом плане, уменьшается на 3 процента за каждый процент невыполнения, а высвободившиеся средства перечисляются в финансовый резерв предприятий.

Сумма, на которую был уменьшен плановый фонд материального поощрения в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в последующих периодах текущего года не восстанавливается.

10.    В случае нарушения предприятиями установленного по годам пятилетки нормативного соотношения между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда (или их разности в случае снижения уровня производительности труда по сравнению с базовым годом) в плане (и в отчете), исчисленного нарастающим итогом с начала пятилетки, соответствующая часть фонда материального поощрения, образованного по нормативу, резервируется для использования при достижении нормативного соотношения или перечисляется в фонд социального развития на финансирование капитальных вложений.

11.    В тех случаях, когда распределение дополнительной прибыли, полученной за счет поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, соответствующую по своим параметрам лучшим отечественным и зарубежным образцам, и на продукцию с государственным Знаком качества, в общем порядке по утвержденным нормативам должно привести к существенному снижению премиальных выплат работникам предприятий, часть этой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, может быть, в виде исключения, по решению трудового коллектива распределена между фондами экономического стимулирования не по утвержденным нормативам, а таким образом, чтобы не допускать указанного снижения премиальных выплат *.

12.    В фонд материального поощрения в конце года могут быть перечислены средства в размере неиспользованной экономии по фонду заработной платы, полученной против установленного норматива, при условии выполнения предприятием утвержденного плана по росту производительности труда. При этом указанные средства перечисляются за счет фактической прибыли, полученной сверх сумм, предусмотренных предприятием до ее распределения по установленным нормативам.

III. Порядок использования фонда материального поощрения

13.    Средства фонда материального поощрения расходуются по смете. Проект сметы расходования указанного фонда выносится на обсуждение трудового коллектива предприятия и после его

* Указанный порядок действует в 1988—1989 годах.

17

одобрения утверждается совместным решением администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета и прилагается к коллективному договору. Об исполнении указанной сметы администрация и профсоюзный комитет информируют трудовой коллектив.

При составлении сметы средства на выплату премий и вознаграждений предусматриваются с учетом установленных нормативных соотношений между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда нарастающим итогом с начала дятилетки.

14.    Фонд материального поощрения расходуется на выплату премий, вознаграждений, иные формы поощрения за труд и на материальную помощь. Указанный фонд используется также на оплату работникам очередных отпусков в части, соответствующей доле их заработной платы, выплачиваемой за счет фонда материального поощрения, и районных коэффициентов к премиям, начисленным из этого фонда.

15.    Предприятия могут с согласия трудового коллектива направлять средства фонда материального поощрения на выплату заработной платы при превышении фактического фонда заработной платы над нормативным (плановым).

16.    В отдельных случаях, с согласия трудового коллектива, в год перевода на новые условия оплаты труда на повышение тарифных ставок и должностных окладов может быть направлена часть средств фонда материального поощрения. В последующие годы двенадцатой пятилетки эти средства предусматриваются в смете расходования фонда материального поощрения за счет плановых отчислений в этот фонд.

17.    В фонд материального поощрения направляются средства, предназначенные для премирования за поставку продукции на экспорт.

18.    Неиспользованные остатки средств фонда материального поощрения изъятию не подлежат и используются в последующие годы в общем порядке в соответствии с утвержденной сметой его расходования.

19.    Министерства (ведомства) определяют по согласованию с Госпланом СССР, Минфином СССР и ВЦСПС отраслевые особенности применения настоящего Типового положения.

Заместитель Председателя Госплана СССР

С. А. Ситарян

18

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра финансов СССР


В. К. Секчагов


№ 3 8 В от 3 ноября 1987 г.


ОДОБРЕНО

решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма

от 29 сентября 1987 г.

(протокол № 84)


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


о нормативном методе распределения прибыли на 1988—

1990 годы по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

Настоящее типовое положение разработано в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и распространяется на объединения, предприятия и организации *, которые используют форму хозяйственного расчета и самофинансирования, основанную на нормативном распределении прибыли.

1.    Плановая и фактическая прибыль предприятия от всех видов деятельности распределяется по утвержденным вышестоящим органом долговременным нормативам, которые определяются исходя из пропорций распределения прибыли, вытекающих из расчетов пятилетнего плана.

Нормативы доводятся министерствами до предприятий заблаговременно и являются стабильными до конца пятилетки.

2.    Предприятиям устанавливаются следующие нормативы распределения прибыли:

норматив платы за производственные фонды;

норматив платы за трудовые ресурсы (кроме предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года);

норматив отчислений от расчетной прибыли в государственный (в том числе местный) бюджет;

норматив отчислений от расчетной прибыли в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы ми-


13 дальнейшем именуются «предприятия».


1


Приложение № 1 к Типовому положению о порядке образования и использования в 1988—1990 годах фонда материального поощрения предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

ПЕРЕЧЕНЬ

средств, включаемых в фонд материального поощрения для расчета норматива его образования

Фонд материального поощрения, рассчитанный по фондообразующим показателям нарастающим итогом к 1985 году.

Фонд ширпотреба в части, направляемой на премирование (35 процентов).

Дополнительный фонд материального поощрения, направляемый на стимулирование прироста производства товаров народного потребления на рубль фонда заработной платы.

Премии за создание, освоение и внедрение новой техники (за вычетом средств, направляемых в централизованный фонд министерства), передачу технических достижении.

Премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов.

Авторские вознаграждения изобретателям и рационализаторам.

Премии за содействие изобретательству и рационализации из фонда, создаваемого в объединении и на предприятии.

Премии за увеличение степени компенсации реактивной мощности в электроустановках.

Другие виды премий, отражающих специфику работы объединений и предприятий, источником образования которых являются прибыль и себестоимость.

Фонд предприятия (в фонд материального поощрения направляется 40 процентов фонда предприятия).

Примечание. Для расчета норматива образования фонда материального поощрения по министерству (ведомству) в целом, кроме того, учитывается:

дополнительный фонд материального поощрения на освоение новых мощностей,

фонд министра.

19

нистерства (ведомства, государственного производственного объединения (ГПО)) *;

нормативы отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, в фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, науки и техники; фонд социального развития; фонд материального поощрения.

3.    Норматив платы за производственные фонды в условиях действующих оптовых цен и тарифов устанавливается по предприятиям в размере, как правило, 2, 4, б или 8 процентов к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Норматив платы за трудовые ресурсы устанавливается в размере 300 рублей на одного работающего среднесписочного состава, а по отдельным трудоизбыточным регионам 200 рублей.

Планово-убыточные и малорентабельные предприятия могут быть временно освобождены вышестоящим органом от платы за производственные фонды и трудовые ресурсы или от одного из этих платежей.

4.    Под расчетной прибылью понимается плановая и фактическая прибыль от реализации продукций, работ, услуг и другие финансовые результаты, учитываемые при планировании прибыли, за вычетом платы за производственные фонды и трудовые ресурсы и процентов за краткосрочный кредит.

5.    Расчеты с бюджетом по отчислениям от прибыли осуществляются из прибыли, учитываемой в соответствии с методологией ее планирования.

Непланируемые доходы, расходы и потери, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий.

Скидки с оптовых цен в 1988—1989 гг. к указанным неплани-руемым расходам (потерям) не относятся.

6.    Учет и отражение в отчетности финансовых результатов предприятий осуществляется в порядке, утвержденном Министерством финансов СССР**.

7.    Плановая и фактическая прибыль направляется на:

а)    взносы в бюджет платы за производственные фонды и трудовые ресурсы по установленным нормативам;

б)    уплату процентов за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенных правами юридических лиц (за исключением предприятий, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование до 1 января 1988 года);

* Централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы могут образовываться также в других органах управления в соответствии с действующим законодательством.

** Сообщено министерствам, ведомствам и финансовым органам письмом Минфина СССР и ЦСУ СССР от 16 марта 1987 г. № 67/13-09.

2

в)    отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет* по установленным нормативам к расчетной прибыли;

г)    отчисления Министерству (ведомству, ГПО) на образование централизованного фонда и резервов по нормативу, установ* ленному к расчетной прибыли.

Примеры распределения прибыли приведены в приложении.

8.    Из фактической прибыли до ее распределения на цели, указанные в пункте 7, исключается прибыль, полученная в дни коммунистических субботников.

Фактическая прибыль, полученная сверх сумм, предусмотренных в плане, уменьшается на сумму отчислений в конце года в фонд материального поощрения в пределах неиспользованной экономии по фонду заработной платы против установленного норматива.

Дополнительная прибыль, фактически полученная предприятием за счет: поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, соответствующую по своим параметрам лучшим отечественным и зарубежным образцам, и на продукцию с государственным Знаком качества, включается в фактическую прибыль и используется в общем порядке по утвержденным нормативам распределения прибыли**. Отчисления в бюджет от этой прибыли по квартальным и годовым отчетам за 1988 и 1989 годы не должны превышать 30 процентов от суммы надбавки.

9.    Остающаяся в распоряжении трудового коллектива плановая и фактическая прибыль направляется на образование по установленным нормативам:

фонда развития производства, науки и техники;

фонда социального развития;

фонда материального поощрения.

10.    Фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий до ее распределения на цели, указанные в п. 9, уменьшается (увеличивается):

на суммы непланируемых доходов, расходов и потерь, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещений убытков, а также прибыли, внесенной в бюджет в случае преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки производства и обращения не связанных с ними затрат;

* Порядок зачисления в местные бюджеты части прибыли предприятий союзного подчинения установлен Министерством финансов СССР письмом от 29 мая 1987 г. № 143.

** С учетом особенностей направления части этой прибыли в фонды экономического стимулирования, предусмотренной в пункте П Типового положения о порядке образования и использования фонда материального поощрения объединений и предприятий, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, утвержденного Госпланом СССР,

3

на сумму премий, присужденных по итогам Всесоюзного и республиканского социалистического соревнования, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1986 г. № 989;

на сумму дополнительных отчислений в фонд материального поощрения при полном выполнении договорных обязательств по поставкам;

на суммы отчислений от прибыли, полученной за счет поощрительных надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию и на продукцию с государственным Знаком качества, или от снижения себестоимости продукции (выполнения работ или услуг) в результате использования предложенных решений по новой технике, причитающиеся в соответствии с действующим законодательством научным организациям-разработчикам и соисполнителям работ. Указанные отчисления производятся за работы по созданию, освоению и внедрению новой техники, выполняемые в соответствии с договорами, заключенными до перехода научных организаций на полный хозрасчет и самофинансирование.

11.    Предприятия могут создавать финансовый резерв за счет части плановой и фактической прибыли, остающейся в их распоряжении до ее направления в соответствии с утвержденными нормативами на образование фондов экономического стимулирования, или за счет смет расходования фонда социального развития и фонда развития производства, науки и техники.

12.    По малорентабельным предприятиям, которым не установлены нормативы отчислений от прибыли в бюджет, а также по планово-убыточным предприятиям, фактически получившим прибыль, отчисления в бюджет из прибыли не производятся.

13.    Расчеты с бюджетом по платежам из прибыли осуществляются в децентрализованном порядке.

14.    При определении фактической суммы платежей в бюджет (платы за производственные фонды и трудовые ресурсы и отчислений от расчетной прибыли) следует иметь в виду, что до 1990 года суммы премий за поставку продукции на экспорт в установленные сроки и высокого качества перечисляются в фонд материального поощрения за счет уменьшения платежей в бюджет в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР.

15.    Контроль за соблюдением стабильности нормативов, утвержденных предприятиям, производится в соответствии с письмом Госплана СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и Стройбанка СССР от 24 июня 1987 г. № 56/153/990/223.

16.    Настоящее Типовое положение вводится в действие с 1 января 1988 года.

17.    При необходимости министерства (ведомства) по согласованию с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС могут определять особенности применения настоящего Типового положения с учетом специфики работы отрасли,

4

18. Считать утратившим силу Типовое положение о нормативном методе распределения прибыли на двенадцатую пятилетку по объединениям и предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет, одобренное решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма (протокол № 54 от 3 марта 1987 г.) и утвержденное Министерством финансов СССР (сообщено письмом Министерства финансов СССР от 5 марта 1987 г. JVb 58).

5

Приложение к Типовому положению

о

ПРИМЕРЫ

распределения прибыли по предприятиям, работающим в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования

(в тыс: руб.)

По

плану

Фактически —

варианты

I

11

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1. Сумма прибыли от реализации продукции, работ

t

и услуг и других финансовых результатов, учитываемых при планировании прибыли ....

5000

5000

5000

5000

5000

5090*

5000

5000

5150

4200

2. Плата за производственные фонды ....

1000

1000

1300

950

1000

1000

1000

1000

1000

1000

3. Плата за трудовые ресурсы.....

500

500

500

500

540

500

500

500

500

500

4. Проценты за краткосрочный кредит ....

100

100

100

100

ПО

100

100 ,

100

100

100

5.    Расчетная прибыль (стр. 1—стр. 2—стр. 3—стр. 4)

6.    Отчисления от расчетной прибыли:

3400

3400

3100

3450

3350 |

3490

3400

3400

3550

2600

а) в бюджет (норматив — 15%) ....

510

510

465

518

503

524

510

510

533

390

б) министерству (норматив — 10%) .... 7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприя

340

340

310

345

335

349

340

340

355

260

тия (стр. 5—стр. ба—стр. 66).....

В. Премии по итогам Всесоюзного социалистического

2550

2550

2325

2587

2512

2617

2550

2550

2662

1950

соревнования .........

40

9. Сальдо внереализационных расходов и доходов,

относимых на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия ........

+ 400

—400

10.    Финансовый резерв предприятия ....

11.    Прибыль, направляемая по нормативам в фонды

2550

2510

2325

100

экономического стимулирования.....

2587

2512

2617

2950

ю

СЛ

о

2562

1950

В том числе дополнительная прибыль за счет поощрительных надбавок за эффективность и качество—90 тыс. руб.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра финансов СССР


В. К. Сенчагов


JVb 39 В от 3 ноября 1987 г.


ОДОБРЕНО

решением Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма

от 29 сентября 1987 г.

(протокол № 84)


ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


об образовании и использовании в 1988—1990 годах централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов министерств, объединения, предприятия и организации которых переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

1. Централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы по фонду материального поощрения и фонду социального развития образуются за счет отчислений министерству (ведомству, государственному производственному объединению (ГПО)) * от расчетной прибыли (дохода) объединений, предприятий и организаций **, а также от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, по установленным стабильным нормативам.

При установлении предприятиям норматива отчислений от расчетной прибыли (дохода) в централизованный фонд й резервы исходить из следующего:

отчисления от расчетной прибыли (дохода) производятся предприятиями по общему нормативу, учитывающему суммы, подлежащие направлению как в централизованный фонд развития производства, науки и техники, так и в резервы;

норматив отчислений в централизованный фонд и резервы устанавливается министерством (ведомством, ГПО) по согласованию с соответствующим комитетом профсоюзов;

резервы по фонду социального развития и фонду материального поощрения не должны превышать 15 процентов плановых размеров каждого из этих фондов в целом по министерству, ведомству (включая резервы ГПО), за исключением сумм единовременного поощрения и материальной помощи, выплачиваемых ранее из фонда министра;


* Централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы могут образовываться также в других органах управления в соответствии с действующим законодательством.

** В дальнейшем именуются «предприятия».


7


отчисления в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы министерства (ведомства, ГПО) производятся всеми планово-прибыльными предприятиями. При этом размер этих отчислений не должен превышать величину платежей в государственный бюджет.

2. Средства централизованного фонда развития производства, науки и техники используются на следующие цели:

финансирование капитальных вложений общеотраслевого и межотраслевого характера (включая новое строительство) и на развитие технически отсталых предприятий в случае отсутствия у них собственных средств. В особых случаях предприятиям могут выделяться централизованные финансовые ресурсы на проведение крупномасштабных мероприятий по техперевооружению, реконструкции и расширению производства. При этом перечень соответствующих предприятий и объектов утверждается в государственном плане. Часть средств фонда может направляться министерством (ведомством) на финансирование централизованных капитальных вложений;

финансирование конкретных важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и других расходов общеотраслевого и межотраслевого характера;

возмещение убытков и образование фонда развития производства, науки и техники планово-убыточных и малорентабельных предприятий;

компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

взносы в бюджет платы, взимаемой с заказчика по новому строительству при срыве установленных планом сроков ввода в действие мощностей и объектов и других экономических санкций, относимых на министерство (ведомство) в соответствии с действующим законодательством, а также перечисление средств подрядной организации при досрочном вводе новых производственных мощностей и объектов;

содержание Дирекции строящегося предприятия на стадии проектирования объекта с последующим возмещением израсходованных за этот период средств1 (из затрат, предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства объекта);

погашение банковских ссуд и долгосрочных кредитов, предоставленных непосредственно министерству (ведомству, ГПО), а также уплату процентов по ним;

выполнение обязательств перед банками, вытекающих из предоставленных министерством (ведомством, ГПО) гарантий в отношении подведомственных объединений и предприятий;

образование резерва средств ГКНТ СССР;

8

1

В дальнейшем изложении — предприятия.