Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В инструкции изложены комплексы безопасных приемов работ при создании, выращивании и эксплуатации защитных лесонасаждений на железнодорожном транспорте, выращивании посадочного материала в лесопитомниках и цветочной рассады в парниках и оранжереях, а также при других работах, выполняемых в дистанциях защитных лесонасаждений;

рабочие, выполняющие эти работы, обязаны знать и выполнять требования настоящей инструкции и руководящие указания МПС, четко выполнять указания руководителя работ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Техника безопасности при работе на тракторах и агрегатах с навесными и прицепными механизмами

     Общие требования

     Технический осмотр трактора

     Меры безопасности при заправке трактора

     Меры безопасности при запуске двигателя

     Меры безопасности при работе трактора на транспортных работах

     Меры безопасности при лесокультурных работах, выполняемых почвообрабатывающими, посевными и посадочными машинами

     Меры безопасности при корчевке пней

     Меры безопасности при устройстве террас

     Меры безопасности на лесохозяйственных работах, выполняемых тракторными кусторезами и маятниковыми пилами

     Меры безопасности на работах по вывозке порубочных остатков из насаждений подборщиками-трелевщиками и тракторными волокушами

     Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте машин

3. Техника безопасности на лесокультурных работах

     Меры безопасности на лесокультурных работах, выполняемых ручным инструментом

     Меры безопасности при работе по сбору и переработке семян и плодов деревьев и кустарников

4. Техника безопасности на лесохозяйственных работах, выполняемых ручным и механизированным инструментом

     Меры безопасности при валке деревьев и срезке кустарника ручным и механизированным инструментом

     Меры безопасности при уборке опасных деревьев, а также деревьев, угрожающих движению поездов

     Меры безопасности на работах по обрубке сучьев и раскряжевке хлыстов деревьев

     Меры безопасности на работах по сжиганию порубочных остатков

     Меры безопасности при работе на электромоторных пилах, сучкорезках и обслуживании передвижной электростанции

5. Техника безопасности на работах по химической борьбе с вредителями и болезнями растений и семян

6. Техника безопасности при выполнении работ в парках, оранжереях и парниках

     Меры безопасности при обрезке крон деревьев с автомобильных вышек и приставных лестниц

     Меры безопасности при работе на газонокосилке

     Меры безопасности при работе в оранжерее и парниках

Приложение. Оказание первой помощи при несчастных случаях

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТИ


Типовая инструкция по охране труда для рабочих дистанций защитных лесонасаждений железнодорожного транспорта


-ТРАНСПОРТ" 1991


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТИ

Утверждено Главным управлением пути МПС СССР 19 декабря 1989 г.

Согласовано с отделом охраны труда ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта

и транспортного строительства 18 декабря 1989 г.

Типовая инструкция по охране труда для рабочих дистанций защитных лесонасаждений железнодорожного транспорта

МОСКВА "ТРАНСПОРТ" 1991

лом, а через небольшие углубления - под углом 15-20° к направлению движения. При преодолении препятствий обязателен перевод навесного (прицепного) оборудования в транспортное положение с дополнительной фиксацией его при переездах с одного участка на другой.

2.55.    При заглубленном орудии допускается поворачивать машину на угол не более 20°.

2.56.    Запрещается нахождение людей ближе 15 м от работающей лесной фрезы, а также работа фрезы без защитного кожуха.

2.57.    При работе машины на склонах не допускается нахождение людей внизу по склону на всю его длину. По границам рабочей территории должны быть установлены предупреждающие знаки.

2.58.    Подготовка почвы на склонах должна производиться по горизонталям колесными тракторами общего назначения при крутизне склона не более 8°, гусеничными тракторами общего назначения — не более 12°, специальными — согласно технической документации на конкретную марку трактора.

2.59.    При одновременной работе двух машин и более на одном склоне расстояние между ними по склону должно быть не менее 60 м, а по горизонтали — не менее 30 м. Работа на склоне на одной вертикали не разрешается.

2.60.    При вынужденной остановке трактора на склоне он должен быть заторможен, а двигатель выключен.

2.61.    Очищать дисковые бороны от сорняков при движении агрегата запрещается. Хранить зубовые бороны следует зубьями вниз.

2.62.    Запрещается:

переключать при движении агрегата рычаги глубины заделки у лесопосадочных машин;

подавать трактор задним ходом при работе лесопосадочных машин как в рабочем, так и в транспортном положении;

поворачивать тракторный посадочный агрегат в рабочем положении. Поворот следует выполнять только при транспортном положении машины и без сажальщиков.

При подаче сеянцев в желобок рабочий должен оберегать руки от попадания в рамки зажимов.

2.63.    Запрещается:

очищать высевающий аппарат сеялки руками (очищать только чистиками);

разравнивать семена во время работы руками. Разравнивать семена в ящике сеялки следует деревянной лопаткой.

2.64.    При высеве минеральных удобрений или протравленных семян крышки семянных (туковых) ящиков должны быть закрыты. Курить или принимать пищу при этом запрещается.

2.65.    Засыпать удобрения в туковые сеялки необходимо в защитных очках и респираторах. Стоять следует с наветренной сто-

11

роны так, чтобы пыль не летела в лицо.

2.66.    При работе трактора с прицепными машинами и механизмами и наличии карданной передачи (вала отбора мощности) тракторист должен тщательно проверить исправность защитного кожуха карданного вала на всем протяжении, включая сочленения.

Запрещается работать без ограждения карданной передачи.

2.67.    Перед началом работы с навесными механизмами следует убедиться в том, что центральная тяга механизма навески не имеет повреждений (трещин, изгибов и др.), так как это может привести во время работы к забрасыванию навесного механизма на трактор. Подъем и спуск навесных механизмов следует производить только в том случае, если нет опасности кого-либо задеть.

2.68.    При длительной остановке трактора запрещается оставлять навесной механизм поднятым.

Запрещается находиться в пространстве между продольными тягами механизма навески при навешивании его на трактор.

2.69.    При работе выкопочного плуга или выкопочной скобы разрешается приближаться к агрегату не ближе, чем на 5 м.

2.70.    Очищать режущие кромки выкопочной скобы или выкопочного плуга от сорняков и земли нужно чистиками или деревянными лопатками.

Ремонтировать и регулировать агрегат следует после опускания его на землю.

2.71.    Запрещается:

выходить трактористу-машинисту из кабины трактора при не-выключенном ямокопателе;

приближаться к работающему ямокопателю ближе 15 м.

2.72.    При приближении грозы необходимо остановить трактор, выключить двигатель и сойти с трактора. После дождя надо быть особенно осторожным при проезде на крутых склонах, поворотах, канавах, рытвинах.

2.73.    Запрещается отдыхать и спать в борозде, в копнах сена и соломы, в кустарниках, у обочин дорог, на участках, где работают тракторы, а также у машин и механизмов или под ними в поле или на стоянках. Места, отведенные для отдыха рабочих, следует обозначать вехами, а ночью освещать фонарями.

Меры безопасности при корчевке пней

2.74.    При корчевке пней не разрешается нахождение людей в радиусе 50 м от работающей машины. При обнаружении людей в зоне работы корчевальной машины работы по корчевке должны быть прекращены,

2.75.    Рабочим запрещается направлять корчеватель на пень.

2.76.    При корчевке пней зубовыми корчевателями, клиньями-корчевателями необходимо:

12

направлять корчеватель на пень средним зубом; заглублять зубья в землю на расстояние 1,5 м от пня; корчевать пни диаметром от 40 до 60 см с предварительным обрывом боковых корней;

раскалывать предварительно пни диаметром свыше 60 см средним зубом и корчевать в два—четыре захода трактора.

2.77.    При корчевке бульдозером пни диаметром до 20 см в грунтах I и II категорий необходимо корчевать ножом, заглубленным в грунт на 5—10 см. Более крупные пни следует корчевать в несколько приемов, подрезая ножом корни с одной или нескольких сторон.

2.78.    При корчевке пней корчевальными машинами удалять тонкие деревья и корни, попавшие в гусеницы или другие части, следует после остановки двигателя машины и при опущенном на землю рабочем органе.

2.79.    При остановке корчевательной машины рабочие органы (отвал, клин) необходимо опустить на землю, рычаги управления поставить в нейтральное положение и заглушить двигатель.

2.80.    При переездах корчевательной машины на расстояние более 500 м навесное оборудование должно быть установлено в транспортное положение и зафиксировано.

2.81.    Запрещается:

при работе корчевателя вспомогательному рабочему подходить к агрегату ближе 10 м;

высовываться из кабины трактора при подведении рабочего органа корчевателя под корчуемый пень;

при осмотре, регулировке и ремонте находиться под поднятым рабочим органом, не установив под него надежные подставки;

при разрыве троса корчевателя сращивать его узлами или скрутками.

Меры безопасности при устройстве террас

2.82. Нарезку террас начинают, когда сделана разбивка их трассы на местности и подготовлены безопасные подъезды к начальному пункту работы, а также заезды, развороты и переезды с одной террасы на другую.

Ширина переездов должна быть такой, чтобы при движении террасера или при его повороте гусеницы (колеса) не приближались на расстояние менее 1 м к бровкам полотна.

2.83.    Работать и передвигаться по горным склонам террасер должен на первой передаче, при открытой нагорной двери кабины.

Присутствие посторонних в кабине запрещается.

2.84.    Если при работе началось сползание трактора с террасы, следует немедленно остановить трактор и выйти из кабины в сторону, противоположную сползанию. Не пытаясь своими силами

13

выправить трактор, необходимо вызвать производителя работы и далее лоступать согласно его указаниям.

2.85.    При работе террасера запрещается:

движение поперек нетеррасированного склона с крутизной свыше 20°;

нарезка террас и движение террасера по горным склонам в сумерках и в темное время;

работа на мокром грунте и в дождь;

выполнение резких разворотов при работе и движение на склонах во избежание опрокидывания и сползания трактора;

при сбросе грунта под откос выдвижение отвала за край откоса;

выезд с насыпной части террасы подгорной гусеницей.

2.86.    Монтировать и демонтировать отвал разрешается под руководством механика и при участии подсобного рабочего.

2.87.    Регулировать механизм подъема и опускания отвала должна группа механизаторов из двух человек, один из которых находится у регулируемого механизма, а другой — у рычагов управления.

Меры безопасности на лесохозяйственных работах, выполняемых тракторными кусторезами и маятниковыми пилами

2.88.    Насаждения, в которых деревья валят ручным способом или маятниковой пилой, а кустарник срезают тракторными дисковыми кусторезами, являются опасной зоной. Место валки деревьев или срезки кустарника тракторным дисковым кусторезом ограждают на расстоянии 50 м переносными запрещающими знаками единого образца.

2.89.    Перед началом работы в лесонасаждении маятниковой пилы или тракторного кустореза необходимо убедиться в том, что на всем фронте работы удалены камни, металлические предметы, шпалы; разровнена противопожарная опашка при въезде и выезде из лесонасаждений; удалены сучья на деревьях в смежных рядах, высота которых ниже кабины трактора, и удалены деревья, диаметр которых превышает 20 см, или они наклонены навстречу движению трактора.

2.90.    Перед началом работы тракторного агрегата необходимо проверить:

исправность всех узлов агрегата;

наличие масла в гидросистеме;

исправность тросов, блоков, полиспастов, состояние фрикционных муфт и тормозов у кустореза с канатным управлением;

наличие смазки во всех подлежащих смазке подвижных соединениях;

надежность затяжки всех наружных креплений;

работу агрегата без нагрузки, на малой и номинальной частоте вращения двигателя.

14

2.91. При работе тракторного агрегата тракторист должен: убедиться-в том, что в рабочей зоне лесонасаждений отсутствуют люди и животные, а опасная зона ограждена переносными предупредительными знаками;

наезжать на ряды срезаемого кустарника или спиливаемых деревьев при номинальной частоте вращения двигателя;

включать или выключать задний вал отбора мощности трактора без рывков и на малой частоте вращения двигателя;

выборочно срезать тракторной пилой деревья диаметром от 12 до 20 см с остановкой агрегата около каждого срезаемого дерева, а тонкомерные деревья — без остановки;

для уменьшения воздействия шума дисковой пилы пользоваться индивидуальными противошумными ушными вкладышами “беру-ши“.

2.92.    Во время работы тракторного агрегата запрещается: присутствовать посторонним лицам в кабине трактора; снимать ограждение кабины, дзигателя трактора и его вращающихся узлов;

начинать движение без команды подсобного рабочего и подачи звукового сигнала;

выходить из кабины трактора с невыключенным валом отбора мощности и при неполной остановке вращающихся узлов механизма;

изменять направление движения при работе ножей кустореза; волочить срезанный кустарник;

допускать скопление на рабочем органе большого количества кустарника и попадание кустарника на кабину трактора.

Запрещается работать с тракторными агрегатами в сильно пересеченной местности после дождей до подсыхания грунта и на участке с искривленными и направленными навстречу движению машины деревьями.

2.93.    Рабочим, обслуживающим работающий кусторез, запрещается приближаться к нему на расстояние менее 30 м.

2.94.    При запуске двигателя зимой запрещается подогревать его факелом, паяльной лампой и т.п.

2.95.    Поднимать и опускать нож кустореза разрешается только после остановки трактора.

2.96.    На стоянках или при перерывах в работе нож кустореза должен быть опущен на землю или на упоры.

Меры безопасности на работах по вывозке порубочных остатков из насаждений подборщиками-трелевщиками и тракторными волокушами

2.97. При всех видах рубок ухода вывозить из насаждений хворост, порубочные остатки и раскряжеванную древесину тракторной

15

при работе в горных условиях во время чокеровки находиться с подгорной стороны зацепляемых хлыстов и бревен;

ездить на раме трелевочного трактора и его погрузочном устройстве.

2.117.    Во избежание аварии трактора и несчастных случаев с трактористом и рабочим, выполняющим чокеровку, необходимо:

бревна и канавы переезжать в направлении, перпендикулярном к их длине, а не под углом;

препятствия преодолевать на первой передаче, чтобы избежать ударов при наезде на препятствие и сходе с него;

в момент передвижения трактора через вершину препятствия выключать сцепление для того, чтобы трактор замедлил ход до тех пор, пока машина придет в равновесие; при спуске с препятствия сцепление также следует выключить;

трактор не разворачивать на пнях и других жестких препятствиях, которые могут привести к расклиниванию гусеничного хода двумя попавшими под трактор пнями или стаскиванию гусеничной ленты, а также вывести гусеницу из зацепления с ведущим колесом.

2.118.    При трелевке леса тракторами рабочему, выполняющему чокеровку, запрещается:

становиться сбоку или спереди тягового троса во избежание удара тросом в случае его разрыва при сборке пакета хлыстов или бревен и подтягивании их к трактору;

находиться возле трактора на расстоянии ближе 5 м при натаскивании или спускании хлыстов или бревен;

находиться при движении трактора вне кабины, на хлыстах или бревнах, а также подходить на расстояние ближе 3 м к трелюемым хлыстам или бревнам;

отцеплять и прицеплять хлысты или бревна при движении трактора или троса;

зачаливать хлысты, зажатые между пнями или деревьями, до их полного освобождения; такие хлысты должны освобождаться после остановки трактора и ослабления троса;

при движении трактора с возом находиться ближе 10 м от конца воза;

находиться как с внутренней, так и с наружной стороны разворачиваемых хлыстов при развороте хлыстов около препятствий;

снимать чокеры и прицепные приспособления до полного ослабления тросов;

находиться в момент расцепки сбоку воза. Рабочий, выполняющий расцепку воза, должен стоять впереди хлыстов;

работать с тросами без рукавиц, переходить через движущиеся тросы и цепи, наступать на них, трогать руками, перемещать трактором трос барабана лебедки с неснятыми с него свободными покерами и находиться от движущихся тросов на расстоянии ближе 15 м.

18

Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте

машин

2.119.    Машины и оборудование перед техническим обслуживанием и ремонтом должны быть очищены от грязи, масла, снега, порубочных остатков и вымыты.

2.120.    Операции, связанные с мойкой, очисткой,техническим обслуживанием и ремонтом машин и оборудования, должны выполняться при неработающем двигателе. При техническом обслуживании или ремонте машину следует затормозить ручным тормозом, заглушить двигатель, а под колеса (гусеницы) подложить упоры (башмаки, шпалы).

2.121.    Перед снятием кабины или кузова разбитые стекла должны быть вынуты.

2.122.    При снятии агрегатов и узлов с наличием смазки, воды и других жидкостей необходимо предварительно слить жидкость в специальную тару. Особую осторожность следует соблюдать при отсоединении трубопроводов или шлангов гидравлической системы машин. Перед выполнением этой операции необходимо убедиться, что рабочие органы навешиваемой машины опущены на землю. Следует помнить, что травмирование может произойти и от струи масла, вытекающей под большим давлением.

2.123.    При техническом обслуживании аккумуляторных батарей уровень электролита необходимо проверять с помощью стеклянной трубки. Приготовлять электролит следует в чистой кислотостойкой посуде (керамической, фаянсовой, эбонитовой и т.п.). Применять стеклянную посуду нельзя, так как она может лопнуть от разогрева при смешивании кислоты и воды. Вначале посуду заливают необходимым количеством воды, а затем, непрерывно перемешивая,тонкой струей вливают серную кислоту.

Переносить аккумуляторные батареи нужно только с помощью специальных приспособлений — захватов.

2.124.    Узлы и детали, снятие которых связано с неудобством и опасностью (тормозные, амортизационные и клапанные пружины и т.п.) необходимо снимать специальными съемниками и приспособлениями. При этом размеры и конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.

2.125.    Проведение работ (даже кратковременных) под поднятым кузовом,щитом, стрелой и другим навесным, технологическим оборудованием допускается только после укрепления их прочными металлическими упорами (штангами), исключающими самопроизвольное опускание поднятого оборудования.

2.126.    Обслуживать и ремонтировать высоко расположенные узлы машин и оборудования необходимо со специальных подмостей или лестниц-стремянок.

2.127.    Снимать и устанавливать тяжелые узлы машин следует при помощи подъемных приспособлений (талью,кран-балкой), ко-

19

торые совместно с их грузозахватными приспособлениями должны быть технически освидетельствованы, испытаны и промаркированы с указанием даты следующего испытания.

2.128.    Перед работой подъемных механизмов их необходимо осмотреть, особенно внимательно несущие и тяговые канаты, а также грузозахватные приспособления. В остальных случаях грузо-подъемные механизмы эксплуатируют согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

2.129.    При разборке и сборке машин, когда их узлы или крупные детали поднимают талью или кран-балкой, запрещается производить какие-либо работы под ними или стоять под грузом.

2.130.    При ремонте машин со снятием колеса следует подставлять под них прочные козлы, а также упоры под неснятые колеса.

Применять случайные подкладки (диски, колеса, кирпичи) запрещается.

2.131.    Запрещается ремонтировать трактор или автомобиль, а также подползать под них, если они подняты только одними подъемными механизмами, домкратами и т.д.

2.132.    Поднимать (вывешивать) подвижной состав за буксирные крюки и ударно-упряжные приборы не разрешается.

2.133.    Монтировать и демонтировать шины следует на стенде или с использованием специальных инструментов и приспособлений.

Накачивать шины после монтажа следует, применяя предохранительные ограждения или приспособления, предотвращающие вылет стопорного кольца.

2.134.    Снимаемые с машин и оборудования узлы и детали должны размещаться в специально отведенных местах, на стеллажах, не занимая проходов и проездов. Снятые полуоси, рессоры, карданные валы и другие длинные детали должны укладываться на специальные подставки только горизонтально.

2.135.    Разбирать и собирать мелкие узлы следует на верстаках, а крупногабаритные (двигатели, коробки перемены передач, задние мосты и др.) — только на специальных стендах.

2.136.    Испытывать и регулировать двигатели в мастерских следует только на оборудованных стационарных испытательных стендах с использованием накидных шлангов или труб для отвода отработанных газов за пределы помещения.

2.137.    При работе на металлорежущих станках запрещается:

смазывать, исправлять и регулировать механизмы оборудования во время их работы;

обрабатывать на станках незакрепленные детали;

удалять стружку из-под режущего инструмента на ходу, делать это необходимо при полной остановке инструмента специальной щеткой.

2.138.    Рабочий инструмент должен быть исправным.

Запрещается применять молотки, зубила с разбитыми бойками,

20

так как частицы разбитого бойка могут отлететь и травмировать рабочего.

Ручки инструмента должны быть прочно насажены, а концы расклепаны железными клиньями.

Верстачные тиски должны быть прочно прикреплены к верстаку, а их губки иметь насечку для крепкого зажима детали.

Слесарные верстаки должны быть прочными, гладкими и покрыты листовым железом.

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов.

Запрещается наращивать гаечный ключ вторым ключом или трубками,

2.139.    Соединительные муфты двигателя следует надежно защищать ограждением.

2.140.    При сверлении нужно пользоваться зажимными приспособлениями.

2.141.    Запрещается при разборке гусениц выбивать пальцы твердым металлом; для этого применяют выколотку из мягкого металла.

2.142.    Собирать узлы, имеющие пружины, необходимо на приспособлениях, предотвращающих внезапное действие пружин.

Вставлять сжатые пружины необходимо при помощи специальных приспособлений.

Совпадение отверстий в соединяемых деталях проверяют только металлическим стержнем.

2.143.    При ручной рубке металла необходимо ставить сетчатые заградительные экранчики, чтобы куски металла не ранили работающих.

2.144.    Запрещается очищать верстак от металлических осколков и обрезков непосредственно руками, даже в рукавицах, во избежание травмирования рук; для этого необходимо пользоваться специальными щетками или метелками.

2.145.    При работе с паяльной лампой необходимо соблюдать следующие правила:

перед разжиганием лампы проверить ее исправность;

резервуар лампы не должен иметь трещин и запаек легкоплавким припоем;

пробка сливного отверстия должна быть завернута до отказа;

разбирать паяльную лампу можно только после стравливания сжатого воздуха;

гасить пламя паяльной лампы следует только запорным вентилем.

Запрещается:

разжигать неисправную паяльную лампу;

заливать лампу бензином более чем 3/4 емкости ее резервуара;

использовать для заправки этилированный бензин;

21

разжигать паяльную лампу, наливая горючее через ниппель горелки;

наливать горючее в неостывшую лампу;

спускать сжатый воздух через наливное отверстие горящей лампы.

2.146.    При пользовании ручным электроинструментом следует соблюдать правила безопасности. Необходимо при получении тщательно осмотреть его, особое внимание обратить на изоляцию токоведущих проводов. Работать с неисправным электроинструментом запрещается.

Работать с электроинструментом необходимо в диэлектрических перчатках. Если пол помещения сырой, то под ноги следует подкладывать диэлектрический коврик.

2.147.    Подключать ручной электроинструмент нужно только через специальную розетку с заземляющим проводом.

Запрещается подключать электроинструмент концами шлангового провода к открытым электропроводам или клеммам рубильника.

2.148.    При работе с электроинструментом вблизи машины необходимо избегать прикосновения к ее металлическим частям.Если невозможно избежать соприкосновения с металлическими частями, необходимо сделать деревянное ограждение (щитами).

2.149.    Уходя с рабочего места, электроинструмент необходимо выключать.

2.150.    При использовании инструмента с пневматическим приводом необходимо следить за плотностью присоединения шлангов, не допускать перелома шлангов. Присоединять их можно только после перекрытия воздушных кранов сети.

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЕСОКУЛЬТУРНЫХ РАБОТАХ

Меры безопасности на лесокультурных работах, выполняемых ручным инструментом

3.1.    Инструмент и приспособления, применяемые на лесокультурных работах, должны быть исправными. Работать неисправным инструментом запрещается.

3.2.    Все лесокультурные орудия и инструменты бригады во время перерыва в работе следует устанавливать в одно место режущими рабочими органами вниз.

3.3.    Укорачивание надземной части и корней сеянцев производят только на устойчивой деревянной подкладке. Рабочий должен поддерживать сеянцы другой рукой на расстоянии не менее 35 см от места удара топором.

3.4.    При рубке топором или срезке ножовкой кустарников рабочий должен держать руку на срубаемом хлысте не ближе, чем 35

22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В инструкции изложены комплексы безопасных приемов работ при создании, выращивании и эксплуатации защитных лесонасаждений на железнодорожном транспорте, выращивании посадочного материала в лесопитомниках и цветочной рассады в парниках и оранжереях, а также при других работах, выполняемых в дистанциях защитных лесонасаждений;

рабочие, выполняющие эти работы, обязаны знать и выполнять требования настоящей инструкции и руководящие указания МПС, четко выполнять указания руководителя работ.

L2. К управлению механизированным ручным инструментом, автомобилем, трактором, лебедкой, дорожной машиной допускаются лица:

в возрасте не моложе 18 лет;

прошедшие медицинское освидетельствование и получившие разрешение на работы с этим инструментом или машиной, механизмом;

прошедшие инструктаж и обучение по технике безопасности и получившие соответствующее удостоверение.

1.3.    Рабочие, занятые управлением или обслуживанием машин, агрегатов, механизированного ручного инструмента и других механизмов, обязаны знать:

устройство и назначение всех частей механизмов, аппаратуры, а также правила ухода за ними;

правила обмена сигнализации между рабочими в процессе работы, установленные на данном производстве;

правила пользования индивидуальными средствами защиты в процессе подготовки и выполнения работы.

1.4.    Все машины, механизмы, оборудование, инвентарь и инструменты, применяемые на работах, должны быть технически исправными.

1.5.    Рабочих на месте работы необходимо обеспечивать питьевой водой, которая должна содержаться согласно установленным правилам.

1.6.    В местах производства работ, на тракторах и автомобилях постоянно должна находиться аптечка с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

1.7.    Работники при выполнении служебных обязанностей должны находиться в спецодежде, спецобуви и применять индивидуальные предохранительные приспособления, предусмотренные нормами для соответствующих процессов.

1.8.    Идти от места сбора на работу и с работы следует в стороне от пути или по обочине земляного полотна. При групповом про-

3

см от места удара топором или реза ножовкой. При рубке толстых побегов кустарника или тонкомера запрещается нагибать побеги или деревья до сильного напруживания.

3.5.    Запрещается заделка руками высеянных в борозду семян, засоренных строительным мусором, острым щебнем, стеклом и прочими острыми предметами, которые могут поранить руку рабочего. Заделывать семена на таких почвах следует граблями или другим инструментом.

3.6.    Выкапывать, переносить, погружать, сажать саженцы и сеянцы, имеющие колючки, следует только в рукавицах.

3.7.    Запрещается допускать подростков к заготовке черенков топором, а также к рубке кустарников на пень.

Меры безопасности при работе по сбору и переработке семян и плодов деревьев и кустарников

3.8.    Собирать семяна (шишки) с растущих деревьев должно звено, состоящее не менее чем из двух человек, в непосредственной близости друг от друга, под руководством опытною рабочего с обязательным применением ножных когтей и предохранительных поясов, а также специальных лестниц.

Запрещается влезать на деревья без указанных приспособлений.

3.9.    Семена, плоды и шишки на лесосеках следует собирать не ближе 50 м от срубаемых и сваливаемых деревьев (не заходя в опасную зону).

3.10.    Запрещается влезать на деревья для сбора плодов, семян и шишек во время дождя и после него до высыхания стволов и сучьев, а также при сильном ветре, снегопаде по обледеневшим деревьям и при температуре ниже -10° С.

3.11.    Лесницы, устанавливаемые у деревьев, опирают о стволы верхней ступенькой, которая обита войлоком. Нижние концы лестниц и подпорки должны иметь острые металлические наконечники, препятствующие их скольжению.

У верхнего конца лестницы-стремянки должны быть устроены поручни.

Запрещается под нижние концы лестниц подкладывать камни, обрезки досок, обрубки дерева и т.п.

3.12.    Без рукавиц запрещается собирать семена или плоды с колючих деревьев или кустарников, а также семена и плоды, раздражающие кожу рук.

Перетирать плоды и семена сквозь решето, а также обрабатывать плоды бересклета, скумпии, амурского бархата, шиповника, маклюры, ореха грецкого, черного, серого, зибольда следует только в резиновых перчатках.

23

ходе по обочине земляного полотна необходимо соблюдать меры предосторожности: идти по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания и движения толпой.

1.9.    Если невозможно пройти в стороне от пути или по обочине, допускается проход по пути под руководством мастера лесозащитных насаждений с соблюдением особой осторожности.

В условиях плохой видимости (в кривых малого радиуса, в глубоких выемках, в лесистой или застроенной местности), а также в темное время, при тумане, метели необходима особая бдительность.

1.10.    На участке пути, где разрешается движение поездов со скоростью до 120 км/ч, при появлении поезда необходимо отойти в сторону от крайнего рельса не менее чем на 2 м, на участке пути со скоростью движения поездов до 160 км/ч —не менее чем на 4 м, при скорости движения поездов свыше 160 км/ч — не менее чем на 5 м.

1.11.    При проходе мест, где снег расчищен траншеями, рабочие к моменту подхода поезда должны находиться в нишах.

1.12.    На двухпутных участках при проходе по пути необходимо идти навстречу правильному движению поездов. На станциях при проходе вдоль путей нужно идти по междупутью или обочине земляного полотна, не ослабляя внимания за передвижением подвижного состава* проходящего по смежным путям. При этом следует помнить, что на междупутьях могут быть предельные столбики, лотки, канавы и другие препятствия, мешающие свободному и безопасному передвижению.

1.13.    На станциях необходимо переходить пути под прямым углом, предварительно убедившись в том, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава (локомотивов, вагонов, моторно-рельсового транспорта несъемного типа и т. д.).

При выходе на путь позади стоящего состава, около стрелочных постов, платформ и других сооружений, закрывающих видимость соседних с ним путей, предварительно следует убедиться в отсутствии движения по ним состава.

1.14.    При переходе через пути запрещается наступать на рельсы, становиться между рамными рельсами и остряками стрелочных переводов.

1.15.    Запрещается переходить и перебегать пути перед приближающимся составом или локомотивом.

При необходимости обхода вагонов, стоящих на пути, надо переходить путь не ближе, чем за 5 м от крайнего вагона.

1.16.    Запрещается пролезать под вагонами, перетаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы, переходить по сцепным приборам или между вагонами, стоящими на расстоянии менее 10 м друг от друга.

1.17.    Запрещается прикасаться к опорам, оттяжкам и другим частям воздушных линий и контактной сети, а также к кх назем-

4

ным обустройствам; отсасывающим фидерам, джемперам и перемычкам.

Запрещается приближаться ближе 8 м к оборванным проводам воздушных линий и контактной сети.

1.18.    При проезде в оборудованных автомобилях запрещается: входить в кузов и выходить из него до полной остановки автомобиля;

ездить на подножках, бортах кузова, а также стоять в кузове грузового автомобиля.

1.19.    При проезде в пассажирских вагонах запрещается: проезд на переходных площадках и подножках вагонов; входить в вагон и выходить из него при движении поезда.

2. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРАХ

И АГРЕГАТАХ С НАВЕСНЫМИ И ПРИЦЕПНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ

Общие требования

2.1.    При движении и работе трактора запрещается:

садиться на трактор, машину, агрегат или прыгать с них, переходить с трактора на прицепные или навесные машины и механизмы и обратно;

работать с прицепными или навесными машинами и механизмами, на которых место для размещения рабочего не оборудовано или оно находится в технически неисправном состоянии;

сидеть на крыльях, подножках, лесенках, площадках, прицепных серьгах и других местах, кроме специального сиденья;

делать крутые повороты на косогорах;

передавать управление трактором другим лицам независимо от занимаемой ими должности;

смазывать, регулировать и устранять неисправности в

тракторах;

работать ночью без освещения или с неисправным освещением (одной фарой или со слабым светом).

2.2.    Во время работы тракторного агрегата трактористу и рабочему, обслуживающему прицепной механизм, запрещается оставлять рабочие места.

2.3.    Тракторист и рабочие, обслуживающие прицепные или навесные механизмы, должны работать в заправленной и в застегнутой на все пуговицы одежде.

Запрещается работать в одежде с развевающимися или свисающими полами, а также в фартуках. Женщинам следует завязывать головные платки так, чтобы не развевались их концы и не выступали волосы из-под платка.

2.4.    Перед троганием трактора с места стоянки тракторист обязан:

5

убедиться, что нет людей под трактором, прицепными машинами или механизмами, у гусениц (колес), а также между трактором и прицепными машинами или механизмами;

проверить, заняли ли рабочие на прицепах свои места;

дать предупреждающие сигналы;

дождаться ответного сигнала от каждого рабочего на прицепе.

2.5.    Подавать трактор к прицепной машине или механизму необходимо при самой малой частоте вращения двигателя, без рывков, внимательно следя за рабочими, сцепляющими трактор с прицепной машиной или механизмом.

В момент сцепки следует остановить трактор.

2.6.    Двигаться назад необходимо на малой скорости, не снимая ноги с педали муфты сцепления, чтобы в любой момент можно было остановить трактор.

Запрещается подавать трактор задним ходом во время работы с прицепными машинами или механизмами, когда они находятся в рабочем положении.

2.7.    При движении трактора с прицепными машинами или орудиями тракторист должен:

наблюдать за состоянием пути;

прислушиваться к сигналам, подаваемым рабочими на прицепе при движении.

2.8.    Запрещается перевозить людей на тракторе, прицепных машинах или орудиях.

2.9.    Наименьшее безопасное расстояние между наивысшей точкой тракторного агрегата и проводами линий электропередачи должно быть следующее:

Напряжение линии, кВ    до    35    110-150    200    330    и    выше

Расстояние, м .............. 3    4    5    6

Технический осмотр трактора

2.10.    Перед началом работы тракторист-машинист должен тщательно проверить исправность трактора и прицепленных к нему машин и механизмов.

Необходимо проверить следующие узлы: рулевое управление, муфту сцепления, тормоза, топливный бак, топливопровод, карбюратор, прицепное устройство, осветительные приборы, шины и колеса.

2.11.    Запрещается работать:

на пло^о отрегулированном или технически неисправном тракторе;

с неисправными (протекающими) топливными баками, топливопроводными трубками, поплавковой камерой в карбюраторе, топливной аппаратурой дизеля и радиатором.

6

2,12. Перед началом работы следует проверить состояние изоляции электропроводки зажигания пускового двигателя трактора, неисправность которой приводит к возникновению пожара или поражению током тракториста.

Меры безопасности при заправке трактора

2.13.    Заправлять трактор (через воронку с медной сеткой) необходимо до начала смены.

2.14.    При отсутствии указателя уровня топлива в топливных баках его следует измерять мерной линейкой, для чего необходимо открыть отверстие бака.

Во избежание взрыва запрещается применять открытый огонь (зажженные спички и т. д.).

2.15.    Отвертывать пробки у бочек с топливом разрешается только оцинкованными или покрытыми медью гаечными ключами, не вызывающими искрообразования.

2.16.    Запрещается открывать бочки, ударяя по ним металлическими предметами, так как может произойти взрыв паров топлива. Отвертывать пробки в горловине бочки следует медленно, без рывков и ударов.

2.17.    Ночью для освещения места заправки трактора топливом необходимо пользоваться взрывобезопасной электрической лампой.

2.18.    Запрещается разводить огонь и курить вблизи мест заправки и стоянки тракторов, а также оставлять трактор после работы или после заправки вблизи заправочного пункта.

2.19.    При осмотре емкости из-под топлива (топливных баков и т. п.) запрещается пользоваться открытым огнем и курить.

2.20.    Запрещается работать в промасленной и пропитанной бензином спецодежде, так как она может воспламениться.

2.21.    Запрещается открывать крышку радиатора перегретого двигателя без рукавиц или не обернув руки ветошью. При этом тракторист должен стоять на расстоянии вытянутой руки от радиатора с наветренной стороны таким образом, чтобы ветер относил от лица пар и горячие брызги.

2.22.    Пламя при воспламенении нефтепродуктов необходимо гасить огнетушителем, землей, песком или накрыть одеждой, брезентом или войлоком с тем, чтобы перекрыть к нему доступ воздуха.

Запрещается заливать пламя водой, так как вода, растекаясь вместе с горючим, способствует распространению пламени,

2.23.    Промасленная пакля, ветошь и прочий обтирочный материал должны храниться только в металлических ящиках с крышками.

7

Меры безопасности при запуске двигателя

2.24.    Перед запуском двигателя необходимо убедиться в том, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении.

2.25.    При пуске двигателя при помощи рукоятки нужно стоять сбоку радиатора и вращать заводную рукоятку правой рукой полуоборотами на себя.

При запуске двигателя запрещается обхватывать рукоятку большим пальцем; все пальцы должны находиться с одной стороны рукоятки.

2.26.    Запрещается допускать посторонних лиц к запуску двигателя.

Заводить перегретый двигатель не разрешается, так как от преждевременной вспышки рабочей смеси может произойти обратный удар. Следует выждать, чтобы двигатель немного остыл.

2.27.    Запрещается наматывать пусковой шнур на руку при запуске пускового бензинового двигателя без электростартера на дизельных тракторах всех марок, так как при пуске двигателя коленчатый вал может вращаться в обратную сторону и затянуть руку между шкивом и шнуром. Необходимо конец шнура взять в руку и резким рывком потянуть его на себя.

Запрещается при пуске двигателя применять какие-либо рычаги, удлиняющие заводную рукоятку.

2.28.    Запрещается выполнять какую-либо работу находясь под трактором при работающем двигателе.

2.29.    Запрещается надевать или снимать ремни вентилятора, а также регулировать их натяжение при работающем двигателе.

Меры безопасности при работе трактора на транспортных работах

2.30.    Все тракторные прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины трактора. Они должны обеспечить торможение прицепа на ходу, включение тормоза при обрыве прицепа от трактора, удержание прицепа во время стоянки на склонах, предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения и движении под уклон.

2.31.    Необходимо помнить, что траектории движения тягача и прицепа не совпадают и увеличивается ширина поворотной полосы.

2.32.    При работе на тракторах К-700 и Т-150К запрещается выключать двигатель для использования движения наката, так как в гидросистеме не будет создаваться необходимое давление для торможения.

2.33.    При комплектовании транспортных поездов обязательно

8

применение предохранительного троса или цепи для предупреждения отрыва прицепа от трактора. Скорость тракторного прицепа при повороте не должна превышать 5 км/ч.

2.34.    При спуске с горы с включенным двигателем плавное выключение муфт механизма поворота без торможения может вызвать поворот трактора в сторону, противоположную желаемой, вследствие наката выключаемой гусеницы. Поэтому поворачивать нужно быстро, оттягивая до отказа рычаг, чтобы полностью затормозить гусеницу той стороны, в которую необходимо повернуть трактор.

Для выравнивания движения трактора следует выключать муфту противоположной стороны без торможения.

На крутых склонах при остановках и переключениях скоростей тракторист должен затормозить трактор.

Запрещается делать крутые повороты под полной нагрузкой или при большой скорости движения.

2.35.    Для экстренной остановки трактора необходимо оттянуть на себя оба рычага управления до отказа. При длительной остановке следует застопорить рычаги управления, выжать педаль главной муфты сцепления и поставить рычаг перемены передач в нейтральное положение.

2.36.    Буксировать машины и сельскохозяйственные орудия необходимо только жестким буксиром.

2.37.    При одновременном движении нескольких тракторов между ними должен быть интервал не менее 30 м, а под гору не менее 50 м.

2.38.    Спуск и подъем при переезде через овраги следует выполнять на первой скорости по прямой линии. Запрещается переезжать через овраги, уклон которых превышает 15°.

2.39.    Необходимо при спуске и поворотах внимательно следить за прицепными машинами или орудиями и вовремя тормозить.

2.40.    При переезде реки вброд уровень воды для гусеничного трактора не должен быть выше верхнего полотна его гусениц, а для колесного - уровня оси заднего колеса.

2.41.    Водитель при проезде через железнодорожные переезды должен лично убедиться в отсутствии поездов, полном обеспечении безопасности движения и строго руководствоваться требованиями Правил дорожного движения и Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов.

2.42.    При встречном разъезде тракторов необходимо держаться правой стороны на расстоянии не менее 2 м от встречного трактора.

2.43.    Если в полевых условиях необходимо устранить неисправность под трактором или подтянуть крепления, то трактор следует установить на ровном месте, остановить двигатель и поставить рычаг управления в нейтральное положение.

2.44.    Запрещена перевозка людей на тракторных прицепах и

9

других устройствах, не предназначенных для этой цели.

2.45.    Запрещается применение на транспортных работах колесных тракторов хлопковой модификации ввиду их низкой продольной и поперечной устойчивости.

2.46.    При проезде мостов, дамб, плотин и других сооружений, состояние которых не обусловлено дорожными знаками, необходимо предварительно убедиться в их исправности.

Меры безопасности при лесокультурных работах, выполняемых почвообрабатывающими, посевными и посадочными машинами

2.47.    Обрабатываемый участок необходимо обследовать до начала работы. Площади предварительно очищают от обломков щитов, кольев, проволоки и прочих предметов, мешающих работе тракторного агрегата.

Опасные места (пни, обрывы, ямы, крупные камни) ограждают вешками.

2.48.    Не разрешается проводить лесокультурные работы при скорости ветра более 11 м/с, в грозу, в период ливневых дождей и при густом тумане (при видимости менее 50 м).

2.49.    При работе с прицепными машинами и механизмами,обслуживаемыми группой рабочих, обязательно из их числа выделяют старшего, который отвечает за пуск и остановку машины или механизма, В его обязанность входит подача сигналов о пуске машины или механизма или об их остановке.

2.50.    Перед пуском агрегата и перед его остановкой следует заранее дать установленный сигнал.

На сигнал тракториста рабочий с прицепной машины должен дать ответный сигнал. Работа без сигналов запрещается.

2.51.    Запрещается очищать,смазывать, ремонтировать и регулировать машины и орудия при движении агрегата, а также при остановке его без выключения передачи к рабочим органам машин и орудий.

Рабочие органы прицепных и навесных машин и орудий очищают специальными щетками.

2.52.    Заменять и регулировать рабочие органы почвообрабатывающих машин и орудий разрешается только после принятия мер, предупреждающих самопроизвольное их опускание или падение.

2.53.    Нахождение людей на навесных орудиях и рядом с ними при их подъеме и опускании не допускается.

2.54.    Разворачивать машину следует в местах, где нет препятствий, мешающих выполнению разворота.

Движение машины при преодолении препятствий должно быть только на первой передаче.

Переезжать через поваленные деревья следует под прямым уг-

ю