Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

98 страниц

861.00 ₽

Купить ПНСТ 271-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает правила проектирования кольцевых пересечений автомобильных дорог для применения при планировании, проектировании, эксплуатации и развитии сетей автомобильных дорог и отдельных автомобильных дорог на федеральном, региональном и местном уровнях (вне населенных пунктов). Стандарт устанавливает требования к вновь устраиваемым или реконструируемым кольцевым пересечениям на участках автомобильных дорог общего пользования.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация кольцевых пересечений

6 Расчетный автомобиль

7 Геометрические параметры кольцевых пересечений

     7.1 Центральный островок и контроль скорости на кольцевом пересечении

     7.2 Ширина кольцевой проезжей части

     7.3 Число полос движения на кольцевой проезжей части

     7.4 Краевая полоса центрального островка

     7.5 Однополосное кольцевое пересечение

     7.6 Двухполосное кольцевое пересечение

     7.7 Внешний край проезжей части кольцевого пересечения

     7.8 Примыкание въездов и выездов к кольцевой проезжей части

     7.8.1 Ширины въезда и выезда

     7.8.2 Въезд/выезд с одной полосой движения

     7.8.3 Въезд/выезд с двумя полосами движения

     7.8.4 Угол въезда и выезда кольцевого пересечения

     7.9 Уменьшение и увеличение ширины проезжей части подходов к кольцевому пересечению. .

     7.10 Направляющий островок! Разделительная полоса на подходе

     7.11 Подходы к кольцевым пересечениям с высокими скоростями движения

     7.12 Правоповоротная полоса

8 Вертикальная планировка мест расположения кольцевых пересечений и кольцевой проезжей части

     8.1 Принципы вертикальной планировки кольцевого пересечения

     8.2 Расположение кольцевых пересечений на уклоне

     8.3 Поперечные уклоны кольцевой проезжей части — вираж

     8.4 Поверхностный водоотвод

9 Расстояние видимости на кольцевых пересечениях

     9.1 Общие положения

     9.2 Видимость кольцевой проезжей части на подходе к пересечению

     9.3 Наименьшее расстояние видимости из условий полной остановки

10 Обустройство кольцевых пересечений

     10.1 Освещение

     10.2 Свободные зоны

     10.3 Ландшафтное оформление кольцевых пересечений

     10.4 Расположение остановочных пунктов пассажирского транспорта общего пользования и парковок

11 Пешеходные переходы

12 Велосипедное движение на кольцевых пересечениях

13 Кольцевые пересечения со спиральными полосами движения

     13.1 Область применения спиральных полос движения и общие требования

     13.2 Геометрические параметры и построение

     13.3 Разделители полос движения на кольцевой проезжей части

     13.4 Организация дорожного движения при применении спиральных полос движения

     13.5 Проезд крупногабаритных автомобилей пересечения

14 Кольцевые пересечения в случае применения светофорного регулирования

     14.1 Основные положения

     14.2 Область применения светофорного регулирования

Приложение А (рекомендуемое) Контроль скорости на кольцевом пересечении

Приложение Б (рекомендуемое) Рекомендуемая и нерекомендуемая формы элементов кольцевого пересечения

Приложение В (рекомендуемое) Траектория свободного проезда кольцевого пересечения

Приложение Г (рекомендуемое) Ширина краевой полосы центрального островка

Приложение Д (рекомендуемое) Методика проектирования кольцевых пересечений со спиральными полосами движения

Приложение Е (рекомендуемое) Кольцевые пересечения со светофорным регулированием

Библиография

 
Дата введения01.09.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия01.09.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.06.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии10-пнст
РазработанООО ТрансИнжПроект
ИзданСтандартинформ2018 г.

Automobile roads of general use. Roundabout intersections. Rules of design

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет

271—

2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИ ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

КОЛЬЦЕВЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

Правила проектирования

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ТрансИнжПроект» (ООО «Транс-ИнжПроект»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2018 г. № 10-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТР 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление, 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ПНСТ 271—2018

7 Геометрические параметры кольцевых пересечений

7.1    Центральный островок и контроль скорости на кольцевом пересечении

7.1.1    Центральный островок, как правило, должен иметь форму круга. Допускается в отдельных обоснованных случаях применение центральных островков овальной, 8-образной или эллиптической формы.

Диаметр центрального островка должен быть не менее ширины проезжей части наиболее широкого подхода к кольцевому пересечению. Для автомобильных дорог категории IB шириной проезжей части следует считать сумму ширин обоих проезжих частей и центральной разделительной полосы.

Не рекомендуется проектирование вытянутых кольцевых пересечений овальной или эллиптической формы, дезориентирующих водителей на пересечении. Центры овала или эллипса нецелесообразно располагать на расстоянии более 4R (R — минимальный радиус внутреннего края кольцевой проезжей части). Не рекомендуется принимать больший радиус эллипса больше его меньшего радиуса более чем в 2,5 раза. Подходы к такому типу кольцевого пересечения должны быть перпендикулярны к оси кольцевой проезжей части.

При близком расположении кольцевых пересечений рекомендуется заменять их общим пересечением овальной, эллиптической или 8-образной формы в соответствии с Б.1 (приложение Б).

7.1.2    На кольцевых пересечениях следует контролировать скорость на въезде на пересечении. Контроль скорости на въезде осуществляется с помощью принудительного отклонения движения, которое обеспечивается смещением траектории свободного проезда кольцевого пересечения.

Принудительное отклонение траектории свободного проезда кольцевого пересечения достигается за счет изменения угла въезда на кольцевую проезжую часть в соответствии с 7.8.4 и за счет геометрических параметров направляющего островка.

Траектория свободного проезда кольцевого пересечения строится с учетом ширины легкового автомобиля 2,0 м и приближения к краю проезжей части от 1,0 до 1,5 м в соответствии с требованиями, приведенными в В.1 (приложение В).

Радиус траектории выезда с кольцевого пересечения должен быть равен или больше радиуса въезда на кольцевое пересечение. Минимальным радиусом траектории свободного движения через кольцевое пересечение может быть радиус траектории на участке въезда на кольцевое пересечение или радиус траектории проезда центрального островка.

7.2    Ширина кольцевой проезжей части

7.2.1    Ширину кольцевой проезжей части следует определять на основе:

-    необходимого числа полос движения, соответствующего прогнозируемой интенсивности движения;

-    расчетного автомобиля;

-    радиуса центрального островка;

-    доступной для размещения кольцевого пересечения площади земельного участка.

Ширина кольцевой проезжей части должна быть достаточной для пропуска расчетного автомобиля. На кольцевой проезжей части следует исключить возможность параллельного движения двух легковых автомобилей по одной полосе движения или обгона в случае ее однополосного исполнения.

Уменьшение ширины кольцевой проезжей части следует осуществлять:

-    однополосного кольцевого пересечения и внутренней полосы движения двухполосной кольцевой проезжей части — за счет устройства или увеличения ширины краевой полосы центрального островка;

-    внешней полосы движения двухполосной кольцевой проезжей части;

-    за счет увеличения ширины краевой полосы, имеющей дорожную одежду, отличающуюся по цвету и фактуре от дорожной одежды полосы движения, оказывающую физическое воздействие на автомобиль (может быть выделена с помощью текстурного покрытия).

7.3    Число полос движения на кольцевой проезжей части

7.3.1    На автомобильных дорогах с двумя полосами движения, как правило, следует принимать однополосные кольцевые пересечения; двухполосные кольцевые пересечения допускается применять на автомобильных дорогах с четырьмя полосами движения или при необходимости обеспечить повышенную пропускную способность пересечения.

7.3.2    На нерегулируемых кольцевых пересечениях не следует устраивать более двух полос движения на кольцевой проезжей части.

7.3.3    Кольцевые пересечения с числом полос более двух устраиваются, как правило, со светофорным регулированием, либо со спиральными полосами движения на кольцевой проезжей части. Кольцевые пересечения стремя полосами движения, не имеющими форму спирали, допускается устраивать большого диаметра (60 м и более) при условии устройства светофорного регулирования.

Достаточность пропускной способности кольцевого пересечения следует проверять расчетом.

7.4 Краевая полоса центрального островка

7.4.1 Краевая полоса центрального островка устраивается в следующих случаях (рисунок 2):

-    при радиусах центрального островка менее 15 м — за счет центрального островка шириной не менее 1 м;

Центральный

Краевая полоса центрального островка

Проезжая часть


Центральный островок


Краевая полоса


центрального островка о 2%


L


4 - 6 см


2 - 4 см


а) План центрального островка с краевой полосой    б)    Поперечный    профиль    центрального сотровка

с краевой полосой


-    при потребности снижения скорости движения легковых автомобилей и недостаточном размере центрального островка для создания необходимого для такого снижения скорости принудительного отклонения. В этом случае краевая полоса центрального островка устраивается за счет уменьшения ширины проезжей части.

Рисунок 2 — Краевая полоса центрального островка для проезда грузовых автомобилей и автобусов

7.4.2 Краевая полоса центрального островка должна обеспечить возможность наезда на нее прицепов большегрузных автомобилей, но должна быть непривлекательной для легковых автомобилей, выделена уклоном и/или должна отличаться по цвету и фактуре от покрытия проезжей части. Целесообразна поверхность с крупной шероховатостью или неровностями, вызывающими вибрацию (мощение и т. п.).

Ширина краевой полосы центрального островка определяется по графику, приведенному на рисунке Г.1 (приложение Г), или схеме в соответствии с рисунком Г.2 (приложение Г).

7.5 Однополосное кольцевое пересечение

7.5.1    Кольцевые пересечения с одной полосой движения на кольцевой проезжей части следует проектировать, как правило, для расчетного автомобиля А20.

В условиях коммунально-складских зон, грузовых терминалов, транспортных объектов (аэропорты, порты и т. д.), проектирование пересечений допускается выполнять исходя из типа расчетного автомобиля А16 или Г.

В горных условиях допускается принимать в качестве расчетного легковой автомобиль Л с возможностью проезда А20 через островок.

7.5.2    Ширину кольцевой проезжей части следует принимать по таблице 4, но не менее 4,0 м.

При назначении ширины кольцевой проезжей части рекомендуется осуществить проверку возможности проезда расчетного автомобиля в разных направлениях через пересечение с использованием соответствующего программного обеспечения. Как правило, наиболее сложными направлениями маневра являются левоповоротные движения через кольцевое пересечение.

Рекомендуется, чтобы ширина кольцевой проезжей части была больше самого широкого въезда на кольцевое пересечение, но не превышала его ширину более, чем в 1,2 раза.

8

Таблица 4 — Ширина кольцевой проезжей части для однополосных кольцевых пересечений

Радиус центрального островка, м

Для расчетного автомобиля Л, м

Для расчетного автомобиля Г, м

Для расчетного автомобиля А16, м

Для расчетного автомобиля А20, м

6

4,0

7,3

7,1

8

4,0

6,6

7,5

6,1

10

4,0

6,1

6,9

5,7

12

4,0

5,7

6,4

5,4

14

4,0

5,4

6,1

5,1

16

4,0

5,2

5,8

4,9

18

4,0

5,0

5,5

4,8

20

4,0

4,8

5,3

4,8

22

4,0

4,7

5,1

4,8

24

4,0

4,5

5,0

4,8

26

4,0

4,3

4,8

4,8

28

4,0

4,3

4,8

4,8

Примечание — Размеры, приведенные в таблице, — размеры, определяемые траекториями движения внешних габаритных точек автомобиля с добавлением зазора безопасности 0,3 м.

7.6 Двухполосное кольцевое пересечение

7.6.1 Кольцевые пересечения с двумя полосами движения на кольцевой проезжей части следует проектировать исходя из нахождения на кольцевой проезжей части двух расчетных автомобилей типов А16 и Л, проезжающих через кольцевое пересечение одновременно, параллельно друг другу.

В таблице 5 приведены рекомендуемые ширины кольцевой проезжей части для загородных пересечений.

Таблица 5 — Ширина кольцевой проезжей части для двухполосного кольцевого пересечения

Радиус центрального островка, м

Ширина кольцевой проезжей части, м

12

9,2

14

8,9

16

8,6

18

8,4

20

8,1

22

8,0

24

7,8

Примечание — Размеры, приведенные в таблице, — размеры габаритов движения автомобиля с добавлением зазора безопасности 1,0 м.

Ширина проезжей части за пределами застроенных территорий должна быть не менее 7,8 м.

7.7 Внешний край проезжей части кольцевого пересечения

7.7.1 Внешний край проезжей части кольцевого пересечения состоит из трех частей:

-    кривая въезда;

-    кривая выезда;

-    кривая связи между кривой въезда и кривой выезда.

7.7.2 Кривая связи может быть в виде переходной кривой между кривой въезда и кривой выезда, а также в виде обратной кривой, параметры которой определяются внешним радиусом кольцевой проезжей части.

В случае малого расстояния между кривыми въезда и выезда устройство обратной кривой не рекомендуется.

7.8 Примыкание въездов и выездов к кольцевой проезжей части

7.8.1 Ширины въезда и выезда

Количество полос на кольцевой проезжей части и на подходах к кольцевому пересечению определяется перспективной интенсивностью движения. Как правило, количество полос на кольцевой проезжей части должно соответствовать количеству полос на подходе и на выходе с пересечения с наибольшим количеством полос движения. Исключения составляют кольцевые пересечения с правоповоротной полосой, а также кольцевые пересечения со спиральными полосами движения и с постоянным светофорным регулированием.

При необходимости увеличения пропускной способности пересечения возможно предусмотреть две полосы движения на кольцевой проезжей части при наличии только одной полосы в каждом направлении на пересекающихся дорогах. При этом следует организовать добавление полос на подходах с сохранением требуемого принудительного отклонения, как показано на рисунке 3.

б) Тип Б. Локальное расширение подхода

И/еп — ширина въезда; И/ех — ширина выезда; Ren — радиус правого края проезжей части на въезде; Rex— радиус правого края проезжей части на выезде, радиус перехода — параметр переходной кривой от прямолинейного участка к круговой кривой

Рисунок 3 — Уширение подходов к кольцевому пересечению

ПНСТ 271—2018

Ширина въезда с подхода к кольцевому пересечению (и/еп) определяется исходя из требований пропускной способности подхода и геометрических параметров расчетного автомобиля.

Ширина въезда измеряется по сечению линии остановки автомобиля перед въездом на кольцевое пересечение.

Допускаются, как правило, две ситуации въезда и выезда с пересечения:

-    въезд/выезд с одной полосой движения;

-    въезд/выезд с двумя полосами движения.

При необходимости предоставить возможность опережения автомобилей, имеющих низкое ускорение разгона, на выезде с кольцевого пересечения допускается устраивать две полосы движения при наличии только одной полосы в каждом направлении на пересекающихся дорогах. Протяженность участка с двумя полосами движения в этом случае должна быть не менее 60 м, отгон дополнительной левой полосы — 1:30.

В случае необходимости пропуска через кольцевое пересечение автомобилей, габариты которых превосходят расчетный автомобиль, или при отсутствии бортового камня с внешней стороны края проезжей части на въезде и выезде устраиваются укрепленные участки, покрытие которых по цвету и фактуре отличается от покрытия проезжей части (рисунок 4). Фактура покрытия такихуширений должна иметь повышенную шероховатость или неровности, создающие вибрацию автомобилей при заезде на такое покрытие (мощение и т. п.).

Рисунок 4 — Уширение с внешней стороны кольцевой проезжей части 7.8.2 Въезд/выезд с одной полосой движения

На однополосном въезде минимальная ширина определяется на основании расчетного автомобиля и радиуса въезда.

Минимальные параметры въездов и выездов кольцевого пересечения приведены в таблице 6. Ширина однополосного въезда или выезда не должна позволять одновременного параллельного проезда двух расчетных легковых автомобилей.

Таблица 6 — Минимальная ширина въезда/выезда кольцевого пересечения

Радиус въезда/ выезда, м

Ширина въезда/выезда, м

для расчетного автомобиля Л, м

для расчетного автомобиля Г, м

для расчетного автомобиля А, м

для расчетного автомобиля А20, м

10

4,00

5,20

6,00

6,00

12

4,00

5,10

5,50

5,60

14

4,00

5,00

5,30

5,30

11

Окончание таблицы 6

Радиус въезда/ выезда, м

Ширина въезда/выезда, м

для расчетного автомобиля Л, м

для расчетного автомобиля Г, м

для расчетного автомобиля А, м

для расчетного автомобиля А20, м

16

4,00

4,90

5,00

5,00

18

4,00

4,80

4,85

4,95

20

4,00

4,70

4,65

4,95

25

4,00

4,50

4,50

4,95

Примечания

1    Максимальный радиус въезда составляет 20 м.

2    В любом случае ширина въезда/выезда не должна быть менее 4,00 м. Возможно уширение выезда с кольцевого пересечения до значений, указанных в таблице 6, с целью обеспечения более удобного выезда с пересечения. Ширину выезда рекомендуется увеличивать не более чем на 20 %.

7.8.3 Въезд/выезд с двумя полосами движения

Ширина въезда/выезда с двумя полосами движения определяется исходя из возможности проезда расчетного автомобиля А16 параллельно с расчетным автомобилем Л.

В таблице 7 указаны минимальные размеры двухполосной проезжей части на въезде или выезде.

Таблица 7 — Минимальная ширина двухполосного въезда/выезда кольцевого пересечения

Радиус въезда/выезда, м

Ширина въезда/выезда, м

пересечения на застроенных территориях

пересечения на не застроенных территориях

10

7,80

12

7,60

9,00

14

7,40

8,70

16

7,20

8,40

18

7,00

8,20

20

7,00

8,00

25

7,00

8,00

Примечания

1    Максимальный радиус въезда составляет 20 м.

2    Минимальная ширина не должна быть менее 7,00 м.

7.8.4 Угол въезда и выезда кольцевого пересечения

Угол въезда автомобиля на кольцевое пересечение измеряется как угол между направлением движения въезжающего на пересечение автомобиля и касательной к кривой оси кольцевой проезжей части на пересечении. Рекомендуемое значение данного угла от 30° до 40°. Рекомендации по назначению угла въезда приведены в Б.2 (приложение Б).

Угол выезда должен быть таким, чтобы радиус траектории свободного проезда на выезде был равен или больше радиуса такой траектории на въезде.

Необходимое соотношение радиусов въезда и выезда может быть обеспечено смещением въезда влево от центра кольцевого пересечения. Величина отклонения определяется на основе оценки фактических скоростей проезда по кольцевому пересечению и их соотношения, но не более 9 м. Разница скоростей на различных участках траектории свободного проезда кольцевого пересечения, как правило, не должна превышать 10 км/ч на въезде и 20 км/ч на выезде. При отсутствии пешеходного движения радиус выезда с кольцевого пересечения может быть увеличен.

ПНСТ 271—2018

Смещение въезда вправо от центра кольцевого пересечения не допускается. Рекомендуемые и нерекомендуемые варианты смещения приведены в Б.З (приложение Б).

Следует учитывать ограничения угла обзора водителя в соответствии с Б.4 (приложение Б).

7.9    Уменьшение и увеличение ширины проезжей части подходов к кольцевому

пересечению

Уменьшение ширины проезжей части подхода к кольцевому пересечению требуется, если сам подход является частью автомобильной дороги с тремя или четырьмя полосами движения, а въезд на кольцевое пересечение является однополосным. В таком случае есть необходимость выполнить слияние двух полос в одну на подходе.

Уменьшение ширины проезжей части подхода производится за счет левой полосы в случае, если наличие двух полос движения вызвано необходимостью обеспечения обгона (дополнительная полоса на подъеме или полоса обгона на трехполосной автомобильной дороге), с отгоном 1:30.

Уширение подхода требуется, когда дорога с двумя полосами движения (по одной полосе в каждом направлении) примыкает к двухполосному кольцевому пересечению, а также если интенсивность движения на пересечении превышает пропускную способность на подходе.

Существуют два основных типа уширения подхода (рисунок 3):

-    тип А. Уширение на дополнительную полную полосу движения с использованием диагонального отгона.

-    тип Б. Локальное уширение с помощью кривых.

Тип А. Данный тип уширения используется при отсутствии ограничений площади земельного участка для размещения кольцевого пересечения. Отгон уширения следует принимать 1:30. Длина дополнительной полосы в полной ее ширине должна быть, как правило, не менее 40 м.

Тип Б. Локальное уширение при наличии ограничений полосы отвода, в стесненных условиях. Такого типа уширение выполняется так, чтобы максимально использовать ту площадь отвода, которой располагает проектировщик. Минимальную длину дополнительной полосы движения в ее полной ширине и более рекомендуется принимать не менее 12 м.

7.10    Направляющий островок/разделительная полоса на подходе

7.10.1    Направляющий островок следует устраивать на каждом подходе, где это возможно выполнить. Направляющий островок на подходе к кольцевому пересечению разделяет потоки на въезд и выезд кольцевого пересечения, а также придает въезжающему на кольцевое пересечение движению правильный угол примыкания к кольцевой проезжей части. Длина направляющего островка, как правило, должна быть не менее расстояния от границы кольцевой проезжей части до наиболее дальней точки:

-    возврата сечения дороги в стандартное поперечное сечение,

-    либо кривых в плане на подходе к кольцевому пересечению, устраиваемых согласно 7.11.2,

-    либо начала снижения водителями скорости перед кольцевым пересечением.

7.10.2    Направляющий островок, как правило, должен быть с возвышением над проезжей частью и выделением бортовым камнем. Бортовой камень рекомендуется применять высотой 0,12—0,15 м. Допускается применение скошенного бортового камня высотой со стороны проезжей части 0,05—0,08 м и со стороны направляющего островка — 0,12—0,15 м от уровня проезжей части. При отсутствии движения пешеходов через направляющий островок и применении травмобезопасных опор дорожных знаков допускается уменьшать высоту бортового камня на закруглении, обращенном в сторону подхода к пересечению, до 0,02 м, с постепенным повышением.

7.10.3    Создание направляющего островка обеспечивает (рисунки 5 и 6):

-    принудительное отклонение движения за счет геометрических параметров островка;

-    разделение въезда и выезда с пересечения;

-    формирование островка безопасности для пешеходов, пересекающих подход к кольцевому пересечению;

-    формирование площади для размещения информационных знаков, дорожных знаков, других элементов обустройства дороги, без помех для видимости на пересечении.

Форма и расположение направляющего островка должны не допускать выполнение левого поворота без объезда центрального островка.

Геометрия направляющего островка определяется геометрией кривой въезда, кривой выезда и круговой кривой внутреннего края кольцевой проезжей части.

13

ПНСТ 271—2018

Размеры в метрах

Рисунок 5 — Пример устройства направляющего островка

Рисунок 6 — Пример устройства направляющего островка при необходимости снижения скорости на подходе к кольцевому пересечению с помощью обратных круговых кривых без прямых вставок между ними

7.10.4 Ширина направляющего островка должна быть не менее 2,4 м по внешнему краю кольцевой проезжей части и 1,2 м по краю островка со стороны подхода. Ширина островка в зоне пешеходного перехода должна быть не менее 2 м, ширина пешеходного перехода — согласно ГОСТ 32944. Зона ожидания пешеходов и/или велосипедистов должна располагаться как можно ближе к кольцевому пересечению, но, как правило, на расстоянии не менее 6 м от граничной линии кольцевого пересечения.

Для переходов с непрямой траекторией движения пешеходов («Z-образные») ширина направляющего островка в зоне расположения пешеходного перехода должна быть не менее 3 м.

14

ПНСТ 271—2018

7.10.5    Длина островка должна быть не менее 6,0 м. Устройство направляющего островка минимальной длины допускается только при отсутствии пешеходного перехода.

7.10.6    Все размеры установлены для островка в бортовом камне. Между бортовым камнем и кромками проезжих частей въездов и выездов, кольцевой проезжей части следует предусматривать полосу безопасности не менее 0,3 м.

Рекомендуется выполнить правый край проезжей части на подходе к кольцевому пересечению в бортовом камне, подчеркивающем створ въезда на кольцевое пересечение, как минимум на половину длины островка.

7.11    Подходы к кольцевым пересечениям с высокими скоростями движения

7.11.1    Перед кольцевым пересечением следует ограничивать максимальную скорость движения с применением знака 3.24 согласно ГОСТ Р 52289. Значение ограничения максимальной скорости на кольцевом пересечении должно быть не менее расчетной скорости на кольцевом пересечении.

7.11.2    При ограничении скорости движения на подходе к кольцевому пересечению более 80 км/ч на участке протяженностью более 1 км или на участке подхода к кольцевому пересечению со спуском к кольцевому пересечению с продольным уклоном более половины от наибольшего допустимого для автомобильной дороги, примыкающей к кольцевому пересечению, на подходе к пересечению следует применять одно из следующих решений:

-    устраивать одну или более кривых в плане с последовательно уменьшающимися радиусами в плане таким образом, чтобы разница между расчетными или фактическими скоростями (скоростями 85 % обеспеченности при реконструкции) на смежных кривых не превышала 20 км/ч, а также увеличивать протяженность направляющего островка. Значение ограничения максимальной скорости должно быть не менее чем на 10 км/ч меньше расчетной скорости на участке дороги перед кольцевым пересечением;

-    с помощью направляющего островка и устройства бордюра справа от проезжей части въезда создавать ощущение коридора на въезде на кольцевое пересечение;

-    применять иные, не связанные с геометрическими параметрами, мероприятия по снижению скорости движения перед кольцевыми пересечениями (шумовые полосы и т. п.).

Указанные мероприятия следует применять при реконструкции на любом подходе к кольцевому пересечению, на котором регулярно происходят попутные столкновения.

Примеры последовательного снижения скорости и методы оценки скорости на кольцевых пересечениях приведены в приложении В.

7.12    Правоповоротная полоса

7.12.1    Правоповоротная полоса может предусматриваться в случаях, когда:

-    интенсивность правоповоротного движения на определенном подходе составляет более 50 % от общей интенсивности сданного подхода;

-    интенсивность правоповоротного движения на определенном подходе более 200 прив. ед. в час

пик;

-    имеется достаточная площадь полосы отвода для устройства правоповоротной полосы.

Правоповоротная полоса позволяет:

-    увеличить пропускную способность подхода и улучшить условия движения на пересечениях;

-    уменьшить ширину подхода с двух полос до одной;

-    облегчить маневр крупногабаритных средств при повороте направо.

7.12.2    Радиусы кривых в плане и ширина правоповоротных полос определяются параметрами расчетного автомобиля, выбранного для проектирования кольцевого пересечения. Радиусы кривых в плане правоповоротной полосы должны быть не более, чем самый большой радиус траектории движения на кольцевом пересечении, к которому она относится. Радиус кривой в плане правоповоротной полосы на выезде должен быть больше или равен радиусу кривой в плане на въезде. На правоповоротной полосе рекомендуется устраивать вираже поперечным уклоном от кольцевой проезжей части в соответствии с ГОСТ 33475.

7.12.3    Слияние правоповоротных полос с выездом с кольцевого пересечения в конце полосы может быть организовано как:

-    продолжение полосы вдоль основного хода на значительное расстояние, обеспечивающее удобное и беспрепятственное слияние с транспортным потоком, выезжающим с кольцевого пересечения (рисунок 7);

15

ПНСТ 271—2018


Рисунок 7 — Правоповоротная полоса с примыканием с помощью полосы разгона - слияние без использования дополнительной полосы (рисунок 8).


16


ПНСТ 271—2018

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Общие положения...................................................................3

5    Классификация кольцевых пересечений.................................................5

6    Расчетный автомобиль................................................................6

7    Геометрические параметры кольцевых пересечений.......................................7

7.1    Центральный островок и контроль скорости на кольцевом пересечении...................7

7.2    Ширина кольцевой проезжей части..................................................7

7.3    Число полос движения на кольцевой проезжей части...................................7

7.4    Краевая полоса центрального островка..............................................8

7.5    Однополосное кольцевое пересечение...............................................8

7.6    Двухполосное кольцевое пересечение...............................................9

7.7    Внешний край проезжей части кольцевого пересечения.................................9

7.8    Примыкание въездов и выездов к кольцевой проезжей части...........................10

7.8.1    Ширины въезда и выезда.....................................................10

7.8.2    Въезд/выезд с одной полосой движения........................................11

7.8.3    Въезд/выезд с двумя полосами движения.......................................12

7.8.4    Угол въезда и выезда кольцевого пересечения...................................12

7.9    Уменьшение и увеличение ширины проезжей части подходов к кольцевому пересечению. . . .13

7.10    Направляющий островок/ разделительная полоса на подходе..........................13

7.11    Подходы к кольцевым пересечениям с высокими скоростями движения..................15

7.12    Правоповоротная полоса........................................................15

8    Вертикальная планировка мест расположения кольцевых пересечений и кольцевой проезжей

части ..............................................................................18

8.1    Принципы вертикальной планировки кольцевого пересечения...........................18

8.2    Расположение кольцевых пересечений на уклоне.....................................18

8.3    Поперечные уклоны кольцевой проезжей части — вираж...............................18

8.4    Поверхностный водоотвод........................................................19

9    Расстояние видимости на кольцевых пересечениях.......................................20

9.1    Общие положения...............................................................20

9.2    Видимость кольцевой проезжей части на подходе к пересечению........................22

9.3    Наименьшее расстояние видимости из условий полной остановки.......................23

10    Обустройство кольцевых пересечений.................................................24

10.1    Освещение....................................................................24

10.2    Свободные зоны...............................................................24

10.3    Ландшафтное оформление кольцевых пересечений..................................24

10.4    Расположение остановочных пунктов пассажирского транспорта общего пользования

и парковок........................................................................25

11    Пешеходные переходы..............................................................26

12    Велосипедное движение на кольцевых пересечениях....................................26

13    Кольцевые пересечения со спиральными полосами движения............................30

13.1    Область применения спиральных полос движения и общие требования.................30

13.2    Геометрические параметры и построение..........................................33

ПНСТ 271—2018

Рисунок 8 — Правоповоротная полоса с примыканием без полосы разгона

7.12.4    Правоповоротная полоса, как правило, отделяется от кольцевой проезжей части разделительным островком, имеющим вытянутую форму, с возвышением над проезжей частью и выделением бортовым камнем.

7.12.5    Ширина островка между правоповоротной полосой и кольцевой проезжей частью должна

быть:

-    при выделении островка разметкой не менее 1 м;

-    при выделении островка бордюром не менее 1,5 м;

-    при наличии движения пешеходов и велосипедистов не менее 2 м.

Направляющий островок правоповоротной полосы, как правило, должен устраиваться параллельно направляющим островкам на въезде на расстоянии не менее 1,5 м и на выезде — не менее 6 м. Расстояние от начала направляющего островка правоповоротной полосы до пешеходного перехода должно быть не менее 1,5 м.

7.12.6    Не рекомендуется применение правоповоротных полос при наличии пешеходного движения с интенсивностью более 150 чел./ч. В этом случае допускается только слияние без использования дополнительной полосы, с использованием знака «стоп» или «уступи дорогу» (рисунок 8).

Отгон правоповоротной полосы, как правило, следует принимать 1:30. В стесненных условиях и в горной местности в обоснованных случаях допускается изменение отгона до 1:10.

17

ПНСТ 271—2018

13.3    Разделители полос движения на кольцевой проезжей части...........................34

13.4    Организация дорожного движения при применении спиральных полос движения..........34

13.5    Проезд крупногабаритных автомобилей пересечения.................................34

14 Кольцевые пересечения в случае применения светофорного регулирования.................34

14.1    Основные положения...........................................................34

14.2    Область применения светофорного регулирования...................................35

Приложение А (рекомендуемое) Контроль скорости на кольцевом пересечении ................36

Приложение Б (рекомендуемое) Рекомендуемая и нерекомендуемая формы элементов

кольцевого пересечения..................................................37

Приложение В (рекомендуемое) Траектория свободного проезда кольцевого пересечения........50

Приложение Г (рекомендуемое) Ширина краевой полосы центрального островка................61

Приложение Д (рекомендуемое) Методика проектирования кольцевых пересечений

со спиральными полосами движения........................................65

Приложение Е (рекомендуемое) Кольцевые пересечения со светофорным регулированием.......83

Библиография.......................................................................93

IV

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования КОЛЬЦЕВЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ Правила проектирования

Automobile roads of general use. Roundabout intersections. Rules of design

Срок действия — с 2018—09—01 до 2021—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования кольцевых пересечений автомобильных дорог для применения при планировании, проектировании, эксплуатации и развитии сетей автомобильных дорог и отдельных автомобильных дорог на федеральном, региональном и местном уровнях (вне населенных пунктов). Настоящий стандарт устанавливает требования к вновь устраиваемым или реконструируемым кольцевым пересечениям на участках автомобильных дорог общего пользования.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования

ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования

ГОСТ 33150 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования

ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 54305 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ Р 55706 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы ГОСТ Р 55844 Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    граничная линия кольцевого пересечения: Выделяемая разметкой линия, отделяющая кольцевую проезжую часть от проезжей части участка примыкающей автомобильной дороги или улицы.

3.2    диаметр кольцевого пересечения: Диаметр внешней кромки кольцевой проезжей части.

3.3    кольцевое пересечение: Пересечение в одном уровне с центральным островком, как правило, в форме окружности, и кольцевой проезжей частью, по которой осуществляется движение автомобилей против часовой стрелки.

3.4    кольцевое пересечение со спиральными полосами движения (спиральные кольцевые пересечения): Кольцевое пересечение с несколькими полосами движения, имеющими форму спирали.

3.5    краевая полоса: Часть обочины, примыкающая к проезжей части и имеющая дорожную одежду, конструкция которой позволяет обеспечить безопасный заезд на нее транспортных средств и защиту кромки проезжей части основной полосы движения от обламывания.

3.6    краевая полоса центрального островка: Полоса центрального островка, расположенная с внешней его стороны и предназначенная для заезда задними колесами крупногабаритных автомобилей.

3.7    многополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка по двум и более полосам движения.

3.8    направляющий островок: Островок, расположенный в одном уровне с проезжей частью, либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.

3.9    однополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка транспортными потоками всех направлений по одной полосе.

3.10    отклонение траектории движения: Смещение траектории автомобилей левоповоротного и прямого (транзитного) транспортных потоков по отношению к положению автомобилей при въезде на кольцевую проезжую часть.

3.11    правоповоротная полоса: Дополнительная полоса, предназначенная только для движения автомобилей, выполняющих правый поворот; устраивается при высокой интенсивности правоповоротного транспортного потока в пределах кольцевой проезжей части или вне ее.

3.12    приоритетное направление движения в зоне кольцевого пересечения: Установленное преимущественное право на первоочередной проезд автомобилей по определенному направлению по отношению к другим участникам движения.

3.13    проезжая часть кольцевого пересечения: Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей при объезде центрального островка.

3.14    пропускная способность кольцевого пересечения: Максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевое пересечение в единицу времени.

Примечание — Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть.

3.15    пропускная способность въезда на кольцевое пересечение: Максимальное число автомобилей, которое может въехать на пересечение за единицу времени при заданной интенсивности движения на кольце и наличии постоянной очереди автомобилей на въезде.

ПНСТ 271—2018

3.16    радиус въезда: Радиус правой кромки проезжей части участка въезда на кольцевую проезжую часть.

3.17    радиус выезда: Радиус правой кромки проезжей части участка выезда с кольцевой проезжей части.

3.18    расчетная скорость движения кольцевого пересечения: Скорость одиночного автомобиля, обеспечивающая безопасность движения на кольце; используется при расчете геометрических элементов пересечения.

3.19    расчетная скорость движения на участке въезда на кольцо: Скорость одиночного автомобиля, обеспечивающая безопасность движения на кольце; используется при расчете геометрических элементов участка въезда на кольцевую проезжую часть.

3.20    траектории свободного проезда кольцевого пересечения: Траектории свободного проезда легковых автомобилей по каждому из направлений: при въезде на кольцевую проезжую часть, на участке движения по кольцевой проезжей части и при выезде с нее.

3.21    участок въезда на кольцевую проезжую часть: Участок перед граничной линией, на котором водитель принимает окончательное решение о режиме въезда на кольцевую проезжую часть.

3.22    участок выезда с кольцевой проезжей части: Участок примыкающей автомобильной дороги или улицы, расположенный за граничной линией при выезде с кольцевой проезжей части.

3.23    участок подхода к кольцевому пересечению: Участок автомобильной дороги, в пределах которого изменяют ее геометрические размеры для обеспечения удобных и безопасных условий въезда на кольцевую проезжую часть и выезда с нее на автомобильную дорогу.

3.24    фактические траектории проезда кольцевого пересечения: Траектории движения автомобилей каждого из направлений, выбираемые водителями с учетом организации движения в зоне кольцевого пересечения.

3.25    центральный островок кольцевого пересечения: Расположенный в центре элемент кольцевого пересечения, вокруг которого происходит перераспределение движения автомобилей по разным направлениям.

3.26    ширина кольцевой проезжей части: Сумма ширин полос движения, равная расстоянию от центрального островка до внешней кромки кольцевой проезжей части.

4 Общие положения

4.1    Кольцевые пересечения допускается применять:

-    на пересечениях в одном уровне автомобильных дорог категорий II—IV между собой и с дорогами категории V;

-    в составе неполных пересечений в разных уровнях при размещении кольцевых пересечений на второстепенной автомобильной дороге;

-    на пересечениях в одном уровне автомобильных дорог категории IB с автомобильными дорогами категорий II—V вместо светофорного регулирования при наличии достаточной пропускной способности, если число полос движения на каждой из пересекающихся автомобильных дорог не превышает четырех.

Кольцевые пересечения могут также применяться в качестве граничного элемента, указывающего на изменение дорожных условий.

При выборе типа пересечения в одном уровне следует выполнять экономическое сопоставление вариантов пересечения, пропускной способности, безопасности и стоимости отводимых под строительство земель, а также учитывать снижение взаимной скорости автомобилей, траектории движения которых могут приводить к столкновению автомобилей, на кольцевом пересечении по сравнению с обычным пересечением в одном уровне. Пример такого учета приведен в приложении А.

На участках, где проектируемое кольцевое пересечение может оказать влияние на функционирование смежного пересечения либо наоборот, следует, как правило, исключать взаимное влияние пересечений от образования очередей.

4.2    Кольцевые пересечения следует проектировать с приоритетом автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части в соответствии с [1]. Приоритет автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части, как правило, следует подтверждать установкой перед въездом на кольцевую проезжую часть дорожного знака 4.3 (в соответствии с ГОСТ Р 52290).

4.3    Основные планировочные элементы кольцевого пересечения приведены на рисунке 1.

3

а) Кольцевое пересечение с одной полосой движения

б) Кольцевое пересечение с двумя полосами движения


1 — ширина проезжей части примыкающей дороги; 2 — разметка проезжей части, указывающая граничную линию кольцевого пересечения (1.7); 3 — разметка проезжей части участка въезда, указывающая приоритет движения по кольцевому пересечению (1.13); 4 — ширина въезда с кольцевой проезжей части; 5 — ширина кольцевой проезжей части; 6 — островок безопасности для пешеходов, велосипедистов; 7 — тротуар (пешеходная/велосипедная дорожка); 8 — центральная разделительная полоса; 9 — радиус кромки проезжей части участка въезда; 10 — центральный островок; 11 — направляющий островок; 12 — диаметр кольцевого пересечения; 13 — ширина въезда на кольцевую проезжую

часть; 14 — обочина

Рисунок 1 —Основные планировочные элементы кольцевого пересечения

ПНСТ 271—2018

5 Классификация кольцевых пересечений

5.1 Классификация кольцевых пересечений приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация кольцевых пересечений по диаметру

Тип кольцевого пересечения

Наибольшая расчетная скорость движения на кольцевом пересечении, км/ч

Диапазон диаметра внешний кромки кольцевой проезжей части, м

Кольцевые пересечения малого диаметра

25

24—30

Кольцевые пересечения среднего диаметра

35

30—40

40

35—50

Кольцевые пересечения большого диаметра

40

40—55

50

50—70

5.2 Область применения типов кольцевых пересечений приведена в таблице 2.

Таблица 2 — Область применения типов кольцевых пересечений

Категория автомобильной дороги основного направления

Тип кольцевого пересечения

Кольцевые пересечения большого диаметра

Кольцевые пересечения среднего диаметра

Кольцевые пересечения малого диаметра

Основные

IB

(+)

-

-

II

(+)

-

-

III

(+)

-

-

IV

-

(+)

-

Допускается в стесненных условиях

IB

(+)

-

-

II

(+)

-

-

III

-

(+)

-

IV

-

(+)

(+)

Допускается в условиях горной местности

IB

-

(+)

-

II

-

(+)

(+)

III

-

-

(+)

IV

-

-

(+)

Примечания

1 Стесненные условия — условия, обусловленные ограничениями использования придорожной территории: ценные земли, сложный рельеф.

2 Свободные условия — рельеф.

отсутствие ограничений использования придорожной территории, несложный

3 Горная местность— местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км, а также местность с абсолютной высотой рельефа 1000 м и более.

5

6 Расчетный автомобиль

6.1    Требования к размерам автомобилей принимаются в соответствии с требованиями [2].

6.2    Габариты автомобилей, которые могут использоваться как расчетные при проектировании кольцевых пересечений, приведены в таблице 3.

Максимальная ширина согласно [2] не должна превышать 2,6 м. Для легкового автомобиля допускается принимать габаритную ширину 1,9 м.


Таблица 3 — Габариты расчетных автомобилей Размеры в метрах


Обозначение


Расчетный автомобиль


СП*


ТР*


Схема расчетного автомобиля


Легковой автомобиль


4.90


Грузовой автомобиль


N3


19 0


Автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа


А16


N2+04


1,43


16,50

13,61

1,61

7,75

' ^0,73 *

mi

3,80

1,33

2,92


тзз/


Автопоезд, состоящий из грузового автомобиля и прицепа


А20


N3+04



* Обозначение расчетного автомобиля, принятое в настоящем стандарте. ** Обозначение автомобиля согласно [2].