Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе определен состав задач по единой системе подготовки строительного производства, связанный с общей организационно-технической подготовкой, подготовкой строительных организаций, строительства объектов и строительно-монтажных работ. Рассмотрены вопросы применения экономико-математических методов и вычислительной техники в организации и управлении строительным производством. Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников строительно-монтажных организаций, занимающихся подготовкой строительного производства

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Общая организационно-техническая подготовка

3. Подготовка к строительству объекта

4. Подготовка строительной организации

5. Подготовка к производству строительно-монтажных работ

6. Применение экономико-математических методов и вычислительной техники для решения задач ПСП

7. Управление подготовкой производства в строительных организациях

Приложение 1. Перечень программ, рекомендуемых для решения задач ПСП на ЭВМ

Приложение 2. Порядок организационно-технологического обоснования производственной программы строительной организации

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИОМТП Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1986 г.
УтвержденЦНИИОМТП Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Рекомендации

Москва 1986

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) ГОССТРОЯ СССР

Рекомендации

по подготовке строительного производства

с и

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1986

2.21.    Дата передачи РД определяется днем вручения комплекта чертежей и смет с отметкой «В производство работ» в установленном количестве экземпляров, а в случае нарушения комплектности передачи — днем вручения последнего документа.

Проверка соответствия утвержденной заказчиком сметной документации и РД условиям производства СМР, выполняемых субподрядными организациями, осуществляется этими организациями.

2.22.    Титульные списки строек разрабатываются в соответствии с утвержденными формами.

Титульные списки строек являются основным документом планирования капитальных вложений, финансирования строительства и его материально-технического обеспечения.

Содержание титульных списков должно соответствовать: государственным заданиям по освоению капитальных вложений и ввода мощностей;

планируемой структуре капитальных вложений по источникам финансирования и статьям бюджета;

планам капитальных вложений и ввода мощностей по министерствам и ведомствам, имеющимся строительно-монтажным мощностям;

планам производства и распределения строительных конструкций и материалов;

состоянию и перспективам развития инженерного оборудования объектов и комплексов, включаемых в титульные списки;

техническому состоянию объектов, включая состояние ПСД и площадок;

нормам продолжительности строительства;

требованиям к ритмичности строительного производства и формированию задела.

Утвержденные титульные списки являются неизменными документами на весь период строительства и обязательными для заказчиков, подрядчиков, плановых, финансовых и снабженческих органов, поставщиков оборудования и конструкций.

2.23.    Общие организационно-технические мероприятия осуществляются заказчиком с участием проектных и строительных организаций и включают решение следующих вопросов:

отвод в натуре площадки (трассы) для строительства; оформление разрешения на право производства работ; своевременное освобождение отведенных под строительство площадок от расположенных на них зданий, сооружений и строений и переселение граждан, проживающих в этих зданиях;

обеспечение строительства подъездными путями, электро-, водо- и теплоснабжением, системой связи;

организация поставки на строительство оборудования, конструкций, материалов и готовых изделий.

3. ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТА

3.1.    Подготовка к строительству объекта включает:

разработку проектов производства работ (ППР);

разработку нормативно-технологической документации по комплектации объекта материальными ресурсами.

3.2.    Проекты производства работ разрабатываются с целью решения вопросов организации строительного производства, определения наиболее эффективных способов выполнения строительно-монтажных работ, способствующих снижению их себестоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности строительства объектов и сроков производства отдельных видов работ, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества строительно-монтажных работ, а также обеспечения безопасности труда и сохранения окружающей природной среды.

3.3.    Проекты производства работ на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ проекты производства работ разрабатываются организациями, выполняющими эти работы. Проекты производства работ по заказу генеральной подрядной или субподрядной строительно-монтажной организации могут разрабатываться специализированными проектными, проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими организациями, а также проектно-технологическими трестами (институтами) Оргтехстрой (Оргстрой).

3.4.    Состав проекта производства работ определяется СНиП 3.01.01-85.

3.5.    Проект производства работ утверждается главным инженером генподрядной строительной организации. На специальные работы ППР утверждаются главными инженерами субподрядных организаций по согласованию с генподрядной строительной организацией.

3.6.    Основанием для разработки проекта производства работ является задание на разработку проекта производства работ, выдаваемое (утверждаемое) заказчиком проекта производства работ и содержащее исходные данные об объеме и сроках разработки.

Проект производства работ составляется на основе проекта организации строительства, разработанного в составе рабочего проекта (проекта), а также необходимой рабочей документации.

3.7.    Проекты производства работ должны разрабатываться с учетом прогрессивных методов и способов организации строительного производства, внедрения бригадного подряда на основе хозяйственного 1

расчета, применения эффективных технологических процессов, обеспечивающих сокращение трудозатрат и высокий уровень качества строительно-монтажных работ.

3.8.    По сложным объектам генподрядные строительные организации до 15 сентября года, предшествующего планируемому, направляют Минстрою союзной республики (главку, объединению, территориальному управлению строительства) проект плана обеспечения объектов строительства проектами производства работ с указанием их ориентировочной стоимости и сроков разработки.

Минстрой союзной республики (главк, объединение, территориальное управление строительства) до 1 октября составляет по всем объектам сводный план разработки ППР с указанием разработчика и после утверждения в пятидневный срок доводит этот план до строительной организации.

На основании утвержденного плана разработки ППР строительные организации заключают договора на разработку ППР с уточнением сроков и стоимости их разработки.

Субподрядные организации представляют генпорядной организации на согласование план разработки ППР на выполняемые ими работы в соответствии со сроками, указанными в сводном плане разработки ППР.

3.9.    Проект производства работ по реконструкции или расширению действующего предприятия должен быть согласован с дирекцией предприятия.

Утвержденный проект производства работ должен быть передан на строительную площадку за два месяца до начала работ.

4. ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1.    Подготовка строительной организации включает в себя решение следующих задач:

разработку документации по организации работ на годовую (двухлетнюю) программу;

разработку годового производственно-экономического плана (строй-финплана) строительной организации;

разработку оперативных производственно-экономических планов на квартал;

разработку системы оперативно-диспетчерского управления строительным производством.

4.2.    Документация по организации работ производственной про-граг мы2 строительной организации представляет собой совокупность

организационно-технологических документов, направленных на обеспечение своевременного непрерывного и ритмичного ввода в действие объектов строительства при рациональном использовании трудовых и материально-технических ресурсов.

4.3.    Документация по организации работ содержит: календарный план строительства объектов годовой (двухлетней)

производственной, программы строительно-монтажной организации;

график распределения объемов работ по исполнителям и объектам производственной программы;

график движения строительных бригад по объектам годовой производственной программы;

график движения строительных машин и механизмов по объектам производственной программы;

ведомость поставки технологических комплектов строительных материалов, деталей, конструкций и инженерного оборудования на объекты.

4.4.    Календарный план работ является основным документом, обеспечивающим согласование организационных и технологических решений по строительству всех объектов производственной программы строительной организации. Задача календарного планирования состоит в организационной и технологической увязке работ, выполняемых различными подразделениями на различных объектах, с учетом возможностей обеспечения этих работ всеми видами трудовых и материально-технических ресурсов, соблюдения установленных сроков ввода объектов в действие и организации строительного производства непрерывным долговременным потоком.

4.5.    Исходными данными для разработки календарного плана работ является:

проект титульных списков;

проект производственной программы строительной организации; проектно-сметная документация;

достигнутые бригадами технико-экономические показатели; данные о наличии трудовых ресурсов в строительных подразделениях в разрезе специализированных (комплексных) бригад;

организационно-технологические решения возведения объектов, принятые в проектах организации строительства (ПОС) и проектах производства работ (ППР).

4.6.    Разработка календарного плана работ строительной организации (треста, объединения) осуществляется в следующем порядке:

строительная организация, на основе полученных от заказчиков проектов внутрипостроечных титульных списков, составляет проект производственной программы на планируемый год и план распределения объектов и объемов работ по подведомственным строительно-монтажным управлениям (СМУ) с учетом их территориального расположения, специализации и мощности:

13

в строительно-монтажных управлениях, на основе проекта производственной программы, разрабатываются календарные планы подрядных работ СЛ4У;

строительная организация, получив от СМУ календарные планы подрядных работ, анализирует их с точки зрения обеспечения ресурсами, а также равномерности и ритмичности их использования в течение планируемого года в целом по строительной организации (тресту).

Расчетные потребности в ресурсах сопоставляются с наличными ресурсами в разрезе бригад, номенклатуры строительных материалов и конструкций, типов (марок) строительных машин и механизмов; в случае превышения потребностей по отдельным видам трудовых, материальных и технических ресурсов разрабатываются мероприятия (рекомендации) по обеспечению строительных подразделений недостающими видами ресурсов, либо производится корректировка календарных планов работ СМУ.

С учетом корректировки формируется календарный план работ строительно-монтажной организации как совокупность взаимоувязанных календарных планов СМУ.

Проект календарного плана работ строительной организации разрабатывается одновременно и в увязке с разработкой проектов титульных списков. Этот процесс носит итеративный характер. Проект титульных списков подлежит утверждению после полной увязки его содержания с решениями календарного плана работ строительной организации.

4.7.    Разработка календарного плана подрядных работ СМУ осуществляется в следующем порядке:

выделение и расчет специализированных (комплексных) потоков;

определение достигнутых бригадами технико-экономических показателей;

обработка проектно-сметной документации по всем объектам, включенным в производственную программу;

разработка организационно-технологических моделей объектов;

построение организационно-технологической модели годового плана подрядных работ СМУ (календарного плана работ).

4.8.    На основе обработки данных бригадного учета определяются следующие технико-экономические показатели, достигнутые бригадами:

расчетная численность бригады;

средняя выработка в стоимостных показателях, руб. на 1 чел.-дн.;

средняя выработка в натуральных показателях по основным видам работ на 1 чел.-дн.

4.9.    В результате обработки проектно-сметной документации формируются следующие данные, характеризующие структуру сметной стоимости и трудоемкости строительства объекта:

перечень видов работ;

сметная стоимость и нормативная трудоемкость по видам работ;

физический объем работ, приведенный к натуральной единице измерения.

Полученные в результате обработки ПСД технико-экономические показатели работ используются для разработки организационно-технологических моделей строительства объектов и графиков движения бригад по объектам.

4.10.    На основе анализа исходных данных по каждому объекту в соответствии с проектно-сметной документацией выделяются специализированные потоки, соответствующие подразделениям генподрядной и субподрядных строительно-монтажных организаций, принимающих участие в строительстве данного объекта.

Специализированные потоки рекомендуется выделять по следующим видам работ: земляным; устройству подземных коммуникаций, устройству фундаментов под каркас здания; возведению надземной Пасти здания; устройству фундаментов под оборудование; устройству подготовки под полы; кровельным; плотничным; штукатурным; малярным; облицовочным; чистопольным; работам по благоустройству, электротехническим; теплотехническим; сантехническим; устройству слаботочных сетей; газовой разводки; монтажу термоизделий; монтажу технологического оборудования; монтажу технологических трубопроводов; устройству лифтов.

При выполнении одного вида работ различными подразделениями генподрядной и субподрядной организаций каждому из них выделяются соответствующие спецпотоки. Это дает возможность формирования планов по каждому подразделению генподрядной и субподрядной организаций на планируемый год.

4.11.    После закрепления объектов и объемов работ между бригадами ведущей специальности объекты распределяются между бригадами других специальностей. При закреплении объектов за бригадами учитываются: размещение бригад по объектам, строительство которых продолжается в планируемом году, специализация бригады (строительство школ, детских садов, жилых домов и т. д.); ее квалификационный состав; производительность труда и другие показатели, достигнутые бригадой.

4.12.    Организационно-технологическая модель представляет собой сетевой или линейный график строительства объекта, в котором предусматривается рациональная разбивка на технологические законченные конструктивные элементы.

В модели отображаются перечень основных работ, последовательность их выполнения и характер взаимосвязи между ними.

Основная задача, которая решается при построении организационно-технологических моделей, состоит во взаимной увязке основных видов работ, выполняемых специализированными потоками при строительстве объектов.

15

Взаимоувязка работ производится в части организационной и технологической последовательности, совмещенности, направления развития, методов организации строительных процессов и сроков их выполнения. Взаимоувязка строительных процессов (потоков) предполагает согласованное их выполнение во времени разными исполнителями (звеньями, бригадами).

В прил. 2 приведен рекомендуемый порядок организационнотехнологического обоснования производственного плана строительной организации.

4.13.    В организационно-технологической модели на основе расчета параметров специализированных потоков устанавливаются: структура модели; интенсивность потребления ресурсов; продолжительность выполнения каждой работы; время начала и окончания каждой работы.

4.14.    Разработка организационно-технологической модели годового плана подрядных работ СМУ производится на основе разработанных моделей строительства отдельных объектов в следующем порядке:

устанавливается среднее число исполнителей по определяющему (ведущему) строительному процессу—монтажу строительных конструкций и определяется продолжительность выполнения работ на каждом объекте как отношение трудоемкости к числу исполнителей;

строится график выполнения ведущего процесса;

производится построение графиков суммарной потребности в трудовых ресурсах по каждому виду работ на объектах.

4.15.    Организационно-технологическая модель годового плана служит основой для формирования календарного плана работ строительномонтажной организации (треста), распределения материально-технических и трудовых ресурсов, поставки технологического оборудования, разработки проектов производства работ, графиков работы субподрядных организаций и других документов по организации работ производственной программы.

4.16.    На основе сформированного календарного плана работ строительно-монтажной организации составляется график распределения объемов работ по исполнителям и объектам производственной программы с указанием их сметной стоимости.

4.17.    График движения основных строительных машин и механизмов по объектам производственной программы строительномонтажной организации разрабатывается на основе календарного плана.

Закрепление машин и механизмов за объектами и бригадами осуществляется на основе анализа архитектурно-планировочных и конструктивных характеристик возводимых зданий и сооружений.

4.18.    График поставки материально-технических ресурсов на объекты с распределением их по исполнителям, поставщикам, объектам

16

и срокам составляется на основе календарного плана работ строительно-монтажной организации.

4.19.    Документация по организации работ на годовую программу является организационно-технологической расчетной основой годового производственно-экономического плана (стройфинплана) строительно-монтажной организации.

4.20.    Распределение по периодам (квартал, месяц) финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов производится на основе календарного плана работ строительно-монтажной организации.

4.21.    Основой для разработки оперативных производственноэкономических планов на квартал является утвержденный годовой производственно-экономический план (стройфннплан) строительно-монтажной организации.

Целью разработки квартальных документов ПСП является детальная проработка по месяцам, уточнение и корректировка объемов и сроков производства строительно-монтажных работ и планов материально-технического обеспечения.

4.22.    Строительно-монтажная организация за 30 дн. до начала планируемого квартала формирует оперативный производственно-экономический план на квартал с разбивкой по месяцам. Руководителям строительных организаций запрещается производить работы (отвлекать материально-технические и другие ресурсы) на объектах, не предусмотренных квартальными планами.

4.23.    На стадии квартального планирования решается следующий комплекс задач по материально-техническому обеспечению и комплектации:

определение потребности в технологических комплектах материальных ресурсов объектов в соответствии с их приоритетом и потребностью в конструкциях, изделиях и материалах;

определение потребности в сырье для промышленных подразделений строительной организации;

формирование нарядов на поставку конструкций от заводов-изготовителей;

разработка наряд-заказов на комплексную поставку сборных конструкций и изделий для объектов строительства по промышленным предприятиям стройиндустрии;

составление плана комплектного изготовления и поставок конструкций, изделий и полуфабрикатов по промышленным подразделениям треста (объединения);

разработка квартальных заказов на материалы для территориальных органов Госснаба СССР.

4.24.    Результатами квартального планирования материально-технического обеспечения и комплектации строительной организации являются:

17

утвержденный график поставок технологических комплектов материально-технических ресурсов;

план изготовления конструкций и изделий по промышленным предприятиям строительной организации;

наряд-заказы на комплектную поставку изделий и конструкций по заводам-изготовителям;

сводный квартальный заказ на поставку материалов; сводный календарный план комплектации по строительной организации.

4.25.    Система оперативно-диспетчерского управления в строительстве создается для обеспечения выполнения оперативных графиков производства строительно-монтажных работ.

Система оперативно-диспетчерского управления включает диспетчерскую службу, сеть диспетчерских пунктов и комплекс технических средств связи.

4.26.    Диспетчерская служба создается в установленном порядке на всех уровнях управления строительным производством. Кроме того, может создаваться объединенная диспетчерская служба, в состав которой входят диспетчеры организаций, участвующих в строительстве.

Основой для оперативного диспетчерского контроля и регулирования работ на объектах строительства являются оперативные (недельно-суточные) графики.

Недельно-суточные графики разрабатываются в строительно-монтажных трестах и приравненных к ним организациях (трестах механизации, автотранспортных трестах, ДСК, ССК и т. п.), а также в подведомственных им подразделениях по каждому объекту и строительному подразделению.

4.27.    Порядок разработки и утверждения недельно-суточных графиков устанавливается руководством строительно-монтажного треста, производственного строительно-монтажного объединения и приравненных к ним организаций.

4.28.    В качестве исходных данных для разработки недельносуточных графиков должны использоваться:

документация по организации работ на годовую (двухлетнюю) производственную программу;

годовой производственно-экономический план;

оперативные производственно-экономические планы на квартал (с разбивкой по месяцам);

данные о состоянии работ на отдельных объектах к началу планируемого периода;

данные об условиях поставок оборудования, о возможностях и сроках обеспечения трудовыми и материально-техническими ресурсами на планируемый период.

5. ПОДГОТОВКА к ПРОИЗВОДСТВУ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

5.1.    Подготовка к производству строительно-монтажных работ

включает в себя разработку:    ППР    на отдельные виды работ;

типовых технологических карт; карт трудовых процессов; мероприятий по организации труда, в том числе методом бригадного подряда с применением механизированных комплексов, а также документации для осуществления контроля и оценки качества работ; схем комплексной механизации; организации инструментального хозяйства для обеспечения строительных бригад необходимыми средствами малой механизации, измерения и контроля.

5.2.    Разработка ППР на отдельные виды работ осуществляется в соответствии с требованиями разд. 3 Рекомендаций.

5.3.    Типовые технологические карты разрабатываются для обеспечения выполнения строительных работ рациональными организационными и технологическими решениями, принимаемыми с учетом новейших достижений науки и техники и передового опыта строителей, с тем чтобы получить продукцию высокого качества с минимальными затратами материально-технических и трудовых ресурсов. Типовые технологические карты разрабатываются строительными организациями с привлечением проектно-технологических трестов Орг-техстрой или научно-исследовательских организаций.

5.4.    В типовых технологических картах необходимо предусматривать организационно-технологические решения, которые должны обеспечивать высокие технико-экономические показатели, качество и безопасность выполнения работ; выполнение строительных процессов с применением способов и методов, отвечающих современным требованиям организации, технологии, планирования и управления строительным производством, ритмичное выполнение' работ и их максимальное совмещение; комплектную поставку конструкций, изделий, полуфабрикатов и материалов, поставку конструкций и технологического оборудования укрупненными блоками; внедрение комплексной механизации работ с максимальным использованием наиболее производительных машин; применение малой механизации; соблюдение правил производственной санитарии, охраны труда и техники безопасности.

5.5.    Привязка типовых технологических карт к конкретным объектам и условиям строительства состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

5.6.    Технологические карты на строительную площадку передаются в. двух экземплярах, один для прораба (мастера), другой вручается строительной бригаде вместе с нарядом на выполнение работ.

5.7.    Карты трудовых процессов разрабатываются с целью внедрения

Рекомендовано к изданию решением секции организации строительного производства Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Рекомендации по подготовке строительного производства/ ЦНИИОМТП.— М.: Стройиздат, 1986.—40 с.

Определен состав задач по единой системе подготовки строительного производства, связанный с общей организационно-технической подготовкой, подготовкой строительных организаций, строительства объектов и строительно-монтажных работ.

Рассмотрены вопросы применения экономико-математических методов и вычислительной техники в организации и управлении строительным производством.

Для инженерно-технических работников строительно-монтажных организаций, занимающихся подготовкой строительного производства.

Нормативно-производственное издание

ЦНИИОМТП ГОССТРОЯ СССР Рекомендации по подготовке строительного производства

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Л. Г. Вальян Редактор Я. А. Шатерникова Технический редактор Г. Н. Орлова Корректор Л. А. Егорова

Н/К

Сдано в набор 17.11.85. Подписано в печать 17.11.86. Т-23604. Формат 84ХЮ81/з2 д. л. Бумага тип. № 2. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л. 2,10. Уч.-изд. л. 3,10. Уел. кр.-отт. 3,41. Тираж 15 000 экз. Изд. № XII—754. Заказ № 1112. Цена 15 к.

Стройиздат, 101442, Москва, Каляевская, 23а

Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 129041 Москва, Б. Переяславская, д. 46

3201000000—309 Р -

Инструкт.-нормат., / вып.—94—87

047(01)—86

© Стройиздат, 1986

в строительное производство высокоэффективных трудовых процессов и регламентации создания на стройках необходимых условий улучшения организации труда рабочих на научной основе

6. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПСП

6.1.    Наиболее эффективное применение ЭВМ при подготовке строительного производства достигается при комплексной автоматизации решения всех задач в составе автоматизированной системы управления строительным производством.

6.2.    Программное обеспечение ЭВМ, используемое на вычислительных центрах Минстроя СССР, Минтяжстроя СССР и Минпромстроя СССР и республиканских строительных министерств и ведомств, позволяет автоматизировать решение следующих задач:

формирование и обработка проектно-сметной документации (1, 10)* разработка документации по выполнению производственной программы строительной организации;

формирование и расчет календарных графиков производства строительно-монтажных работ (6,7);

расчет потребности в строительных машинах и механизмах (И); разработка годового плана производственно-экономической деятельности строительной организации;

расчет себестоимости строительно-монтажных работ и потребности в материально-технических ресурсах;

расчет нормативной базы строительной организации (3). формирование календарного плана производства работ (2,4); расчет графика поставки на объект строительных конструкций, деталей, полуфабрикатов, материалов и оборудования с применением комплектовочных ведомостей (9);

*

расчет графика потребности в рабочих кадрах (4,6); расчет графика потребности в основных строительных машинах (4); формирование унифицированной нормативно-технологической документации (УНТД) по комплектации объектов материально-техническими ресурсами (8)

Номера программ соответствуют приведенным в прил. 1.

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рост объемов строительства, разнообразие строительного производства выдвигают перед строителями первоочередную задачу — повышение уровня организации строительного производства. В связи с этим возникает острая необходимость совершенствования подготовки строительного производства на основе разработки и массового внедрения Единой системы подготовки строительного производства (ЕС ПСП).

Настоящие Рекомендации разработаны на основе исследований, проведенных ЦНИИОМТП и отраслевыми научно-исследовательскими организациями, и содержат требования к основным задачам и мероприятиям по подготовке строительного производства, выполняемым на уровне заказчика, проектных и генподрядных строительных организаций.

Рекомендации подготовлены ЦНИИОМТП Госстроя СССР (кандидаты техн. наук В. В. Шахпаронов, П. П. Олейник, Л. П. Аблязов, Л. В. Киевский, В. С. Попов, инж. В. 3. Перльштейн.

В подготовке Рекомендаций принимали участие также Бел-ТНИЛОЭ СБПИ Минвуза СССР (канд. техн. наук И. Т. Хачатрянц), Главмособлстрой при Мособлисполкоме (инж. Б. К. Байков), НИИП Госстроя УССР (кандидаты техн. наук В. С. Балицкий, В. И. Садовский) .

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При подготовке строительного производства необходимо учитывать следующие особенности отрасли:

подвижность средств производства и неподвижный характер строительной продукции, что вызывает необходимость заблаговременного принятия решений по обустройству строительной площадки, источникам покрытия потребности в ресурсах, целесообразности создания или наращивания местной производственной базы, подготовки необходимого жилого фонда для строителей и эксплуатационников;

многообразие конструктивных решений и технологических компоновок зданий и сооружений, природно-климатических условий района строительства с необходимостью выделения этапов и узлов для проектирования и строительства, формирования графиков выдачи проектно-сметной документации, разработки специальных организационно-технологических решений и местных норм и др.;

разнообразие организационных форм подрядных строительных организаций (строительных подразделений, парка машин, техникоэкономических показателей работы), многочисленность сооружаемых объектов у одного подрядчика от различных заказчиков (особенно

3

в непроизводственном строительстве), что обусловливает необходимость в разработке соответствующей организационно-технологической документации;

длительность инвестиционного цикла, что предопределяет значительный период ПСП, которая для каждого отдельного объекта носит дискретный характер, а применительно к организациям — участникам строительства и городу в целом осуществляется непрерывно.

1.2.    При большом разнообразии проектных решений, методов и средств строительства, разнохарактерности систем ПСП необходимым условием коренного совершенствования организационно-технического уровня строительства является унификация и стандартизация мероприятий и задач ПСП на основе массового внедрения достижений научно-технического прогресса и обобщения передового опыта.

Главная задача создаваемой в настоящее время единой системы состоит в том, чтобы через комплекс государственных и отраслевых стандартов обеспечить обязательное выполнение необходимых мероприятий по ПСП для всех организаций — участников строительства.

1.3.    Государственные и отраслевые стандарты должны обеспечить обязательное выполнение мероприятий по ПСП для генеральных подрядных и субподрядных строительных организаций, заказчи-ка-застройщика, проектных организаций и органов материально-технического обеспечения и позволить установить в организационно-технологических документах жесткие технологические режимы выполнения СМР, регламентировать применение индустриальных ресурсосберегающих технологий.

Стандарты должны охватывать наиболее общие задачи ПСП, решение которых обеспечивает сокращение продолжительности строительства, высокий качественный уровень разрабатываемой организационно-технологической документации, и допускать возможность развития и конкретизации государственных стандартов через систему отраслевых стандартов, ведомственных положений, инструкций.

Объектами стандартизации при этом могут служить: терминология; структура ПСП; нормативы ПСП; формы документов; ОТД (состав, содержание, порядок разработки, согласования и внедрения); методы организации ПСП; должностные инструкции и положения о службах ПСП.

1.4.    Единая система подготовки строительного производства представляет собой установленный государственными стандартами и другими нормативными документами комплекс взаимоувязанных мероприятий и задач организационного, технического, технологического, планово-экономического и социального характера, обеспечивающих планомерное развертывание строительства и ввод в действие производственных мощностей и объектов в эксплуатацию в заданные сроки с высокими технико-экономическими показателями и требуемым качеством строительно-монтажных работ.

4

1.5. Единая система предназначена для обеспечения целенаправленной деятельности заказчика и всех участников проектирования и строительства, сбалансированности имеющихся и требуемых трудовых и материально-технических ресурсов на запланированный объем строительно-монтажных работ; выбора рациональной организации и технологии производства строительно-монтажных работ.

! .6. Содержание и целевая направленность ЕСПСП выдвигают следующие основные принципы, которые необходимо учитывать при ее создании:

межведомственный характер ПСП, единство применяемых методов, средств и терминологии;

упорядочение и унификация организационно-технологических решений и документооборота;

широкое использование экономико-математических методов и средств вычислительной техники;

обязательность мероприятий по ПСП для исполнения.

1.7.    Единая система ПСП включает:

общую организационно-техническую подготовку;

подготовку к строительству объекта;

подготовку строительной организации к строительству объектов;

подготовку к производству строительно-монтажных работ.

1.8.    Общая организационно-техническая подготовка включает мероприятия и задачи, которые являются общими и обязательными для обеспечения строительства каждого объекта, деятельности строительных организаций и производства отдельных видов строительномонтажных работ.

Подготовка к строительству объекта должна обеспечивать своевременность начала его возведения и осуществление на нем комплекса строительно-монтажных работ с высоким организационно-техническим уровнем в заданные сроки.

Подготовка строительной организации осуществляется с целью создания необходимых организационно-экономических условий для эффективной реализации производственной программы при равномерном и полном использовании собственной производственной мощности и мощностей, привлекаемых для строительства специализированных организаций и их подразделений.

Подготовка к производству отдельных видов строительно-монтажных работ направлена на создание необходимого фронта работ для развития специализированных потоков и обеспечение организационнотехнологических условий, позволяющих выполнять каждый вид работ эффективными методами и поддерживать заданные параметры функционирования специализированных потоков на отдельных объектах и в строительной системе в целом.

5

Все направления подготовки взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и не могут развиваться изолированно.

2 Зак. 1112

2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

2.1.    Общая организационно-техническая подготовка предусматривает выполнение следующих мероприятий:

обеспечение строительства проектно-сметной документацией (ПСД);

составление титульных и внутрипостроечных титульных списков строек;

заключение договоров подряда и субподряда;

оформление финансирования строительства;

выполнение других организационно-технических мероприятий.

2.2.    Заказчик должен передать генеральному подрядчику не позднее 1 июля года, предшествующего планируемому, утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию, а также рабочую документацию на годовой объем работ.

При продолжительности строительства (по нормам) предприятия, здания и сооружения или их очередей до двух лет в состав рабочего проекта включается рабочая документация, а при большей продолжительности — рабочая документация на годовой объем строительно-монтажных работ.

2.3.    Раздел «Организация строительства» (в дальнейшем проект организации строительства) является неотъемлемой частью раоочего проекта (проекта) и составляется одновременно с разработкой других его разделов.

Проект организации строительства является обязательным документом для заказчика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение строительства.

2.4.    Проект организации строительства разрабатывается с целью обеспечения своевременного ввода в действие производственных мощностей и объектов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов при высоком качестве строительства за счет повышения его организационно-технического уровня.

2.5.    Проекты организации строительства являются основой для решения вопросов подготовки строительного производства, распределения объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ по календарным периодам строительства с учетом норм продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений и учитываются при обосновании сметной стоимости строительства,

2.6.    Проект организации строительства разрабатывается генеральной проектной организацией или по ее заказу другой проектной организацией. Специальные разделы проекта разрабатываются суб-

подрядными проектными организациями, ведущими разработку соответ-ствующих разделов утверждаемой проектно-сметной документации.

2.7.    Проект организации строительства предприятия, здания, сооружения должен разрабатываться на полный объем строительства, предусмотренный (проектом) рабочим проектом. При строительстве отдельными очередями проект организации строительства на первую очередь должен разрабатываться с учетом полного объема строительства.

2.8.    С целью обеспечения строительной площадки сжатым воздухом, ацетиленом и кислородом в ПОС определяются:

мощности, типы и количество компрессорных установок на строительной площадке;

расход кислорода и ацетилена, м3, по укрупненным показателям на 1 млн. руб. сметной стоимости годового объема строительномонтажных работ.

С целью обеспечения строительной площадки водой определяются расход воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды, расход воды на пожаротушение, осуществляются выбор источников водоснабжения, системы и схемы водоснабжения.

2.9.    Для теплоснабжения строительных площадок определяются потребное количество топлива в кг/ч условного топлива, расход тепла на отопление, горячее водоснабжение и производственнохозяйственные нужды строительной площадки, производится выбор видов и основных параметров теплоносителей и принципиальной схемы теплоснабжения, а также ориентировочный расчет тепломаги-стралей с определением рациональной трассы и диаметра прокладываемых труб.

2.10.    Для электроснабжения строительной площадки в ПОС определяется потребная мощность трансформаторов. Производится выбор источников и принципиальной схемы электроснабжения с нанесением источников электроснабжения и основных сетей на стройгенплан.

2.11.    Обеспечение строительства водой, теплом, паром, сжатым воздухом и электроэнергией, как правило, должно осуществляться от действующих систем, сетей и установок с учетом использования для нужд строительства запроектированных постоянных инженерных сетей и сооружений. Временные источники энергоснабжения следует использовать только в начальный период строительства.

2.12.    Внеплощадочные и внутриплощадочные строительно-монтажные работы должны проводиться в объеме и в сроки, установленные документацией по организации работ. Работы подготовительного периода должны быть выполнены до начала строительства объекта, взаимоувязаны между собой и с основными строительными работами, опережать их и обеспечивать фронт работ строительным подразделениям.

7

2.13.    В проекте организации строительства должны приводиться следующие технико-экономические показатели:

2*

общая продолжительность строительства, в том числе подготовительного периода и периода монтажа оборудования, мес;

максимальная численность работающих, чел.;

затраты труда на выполнение строительно-монтажных работ, чел.-дн.

2.14.    Проекты организации строительства должны разрабатываться с учетом прогрессивных форм и методов организации, планирования и управления строительством, в том числе узлового, комплектноблочного и экспедиционно-вахтового методов.

При разработке проектов организации строительства Должны учитываться особенности различных отраслей народного хозяйства, природно-климатические особенности районов строительства и другие особые условия.

2.15.    В проекте организации строительства должны быть отражены вопросы опережающего развития производственной базы строительной организации и строительства объектов жилищного и социально-бытового назначения и коммунального хозяйства, необходимых для нужд строительства и обеспечения эксплуатационных и строительных кадров.

2.16.    Запрещается открытие финансирования строек, не обеспеченных проектами организации строительства, а также осуществление строительно-монтажных работ без утвержденного проекта организации строительства и не допускаются отступления от решений проектов организации строительства без согласования с организацией, разработавшей и утвердившей проект.

2.17.    Заказчик проекта согласовывает с генподрядной строительной организацией раздел рабочего проекта (проекта) «Организация строительства», а также сметы, составленные по рабочим чертежам.

Конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства представляются заказчиком генподрядчику на заключение.

Генподрядчик представляет заказчику замечания в срок не более 45 дней.

Согласование, проверка и приемка проектно-сметной документации производятся подразделениями генподрядной строительной организации с привлечением работников строительно-монтажных управлений и субподрядных организаций.

ПСД должна быть рассмотрена на техническом совете генподрядной организации с участием представителей генпроектной организации, заказчика, субподрядных организаций, предприятий строительной индустрии, треста (института) Оргтехстрой.

Генподрядная строительная организация готовит с учетом всех замечаний субподрядных организаций заключение, с которым ПСД возвращается заказчику для внесения в нее соответствующих изменений. В случае, если в течение 45 дней со дня получения

материалов генподрядной строительной организацией заказчик не получает замечаний, то ПСД считается согласованной и утверждается заказчиком.

2.18.    Рабочий проект (проект) до его утверждения должен подвергаться экспертизе в установленном порядке.

Вносимые на стадии экспертизы или утверждения ПСД изменения должны быть предварительно сообщены субподрядным организациям и дополнительно согласованы с ними. Защита перед заказчиком замечаний производится генеральным подрядчиком с привлечением субподрядных организаций.

2.19.    При рассмотрении и согласовании ПСД производятся:

проверка соответствия состава и содержания материалов ПСД

требованиям инструктивных документов;

проверка соответствия принятых в проекте решений заданию на проектирование;

проверка наличия в составе проекта разработанной документации не менее чем на объем СМР первого года строительства;

согласование ПОС;

рассмотрение и приемка рабочей документации (РД);

проверка и согласование сметной документации.

При рассмотрении ПСД особое внимание следует уделить вопросам повышения технологичности проектных решений объектов с выделением информации о планируемом сокращении затрат и экономии материальных ресурсов.

2.20.    Срок согласования сметной документации субподрядными организациями и передача заключения по ним генподрядному ПСМО (тресту) не должен превышать 20 дней. Субподрядные организации представляют генподрядной строительной организации .все необходимые технико-экономические обоснования внесенных ими предложений и непосредственно участвуют в их обследовании.

При задержке субподрядной организацией согласования в установленные сроки, генподрядные строительные организации направляют заказчику свои замечания по объектным сметам без учета замечаний субподрядной организации.

В случае выявления ошибок в сметной документации она возвращается заказчику для переработки с заключением.

При несогласии заказчика с замечаниями генподрядной строительной организации, возникающими при согласовании смет на строительство, окончательное решение по разногласиям принимается руководителем министерства — заказчика по согласованию с руководством строительного министерства в месячный срок. При разногласиях между министерствами окончательное решение принимается Госстроем СССР.

Внесение исправлений в сметную документацию входит в обязанности заказчика.

9

1

2

Документация по организации работ производственной программы далее по тексту именуется документацией по организации работ.