Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ рабочих, занятых обслуживанием и подготовкой производства на открытых горных работах
Москва 1988
Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
Утверждено Государственным комитетом СССР по труду н социальным вопросам и ВЦСПС Постановление № 504/24-3 от 18 августа 1987 г.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ рабочих, занятых обслуживанием и подготовкой производства на открытых горных работах
Москва 1988
2. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ (КАРЬЕРНЫЕ И ОТВАЛЬНЫЕ БЕЗРЕЛЬСОВЫЕ ДОРОГИ)
2.1. Содержание и обслуживание тракторно-бульдозерного парка и карьерных дорог
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Дорожно-строительное оборудование используется для выполнения планировочных работ в карьере (разрезе) и на отвалах; на зачистке пласта полезного ископаемого, срезке и складировании чернозема; при передвижке забойного оборудования; для перемещения горной массы на отвалах и перегрузочных пунктах, материалов, оборудования и других грузов; для профилирования временных и постоянных участков автомобильных дорог; в различных карьерных работах с применением навесного и прицепного оборудования.
Разрыхленная горная масса выравнивается для горизонтальной установки и нормального перемещения горно-транспортного оборудования (буровых станков, экскаваторов и др.) на уступах, а также для создания трассы, подъездов и дорог для автосамосвалов и безопасной работы транспорта на отвалах.
Оперативная связь с диспетчером и мастером осуществляется через радиостанции забойных экскаваторов и буровых станков. На некотором оборудовании (бульдозеры, автогрейдеры), работающем в карьере или на отвале, установлены радиостанции типа «Гранит-2м» для связи с диспетчером. В кабинах машин имеется комплект необходимых инструментов.
Заправка бульдозеров водой и горюче-смазочными материалами производится непосредственно на рабочих местах (в карьере, на отвале) специальными заправочными машинами. На рабочих местах осуществляется профилактическое обслуживание и ремонт машин.
Дорожно-строительные машины, используемые на дорожных работах, возвращаются в тракторно-бульдозерный парк (автотракторный парк), где производится заправка водой и горюче-смазочными материалами и осуществляется профилактическое обслуживание и ремонт.
Дорожные рабочие участвуют в выполнении профилактического и аварийного ремонтов дорог под руководством технадзора с применением дорожных механизмов и инструментов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Осмотр и регулирование механизмов трактора, бульдозера, заправка их горюче-смазочными материалами. Управле-
11
ние бульдозерами, гусеничными и колесными тракторами различных типов, дорожно-транспортными машинами. Перемещение горной массы, разного оборудования и грузов. Выполнение планировочных работ в забоях карьера (разреза) и на отвалах. Профилирование и подчистка полотна дороги. Проходка траншей и передвижка железнодорожных путей. Зачистка пласта полезного ископаемого от покрывающих его пустых пород. Зачистка откосов и предохранительных берм. Очистка кузовов автосамосвалов, думпкаров от налипшей горной массы.
Участие в монтаже и демонтаже трубопроводов, линий электропередач, контактной сети.
Содержание трактора, бульдозера, тракторных прицепов, навесных приспособлений в чистоте и исправном состоянии. Ремонт, сборка, стендовое испытание и регулировка агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов. Соединение и пайка проводов, их изоляция и замена поврежденных участков.
Слесарная обработка узлов и деталей с применением универсальных приспособлений и специального инструмента. Общая сборка дорожно-строительных машин, тракторов, агрегатов электрооборудования и приборов. Выполнение монтажных работ с применением подъемно-транспортных механизмов и специальных приспособлений. Ведение сварочных и газосварочных работ. Выполнение профилактического ремонта и участие в других видах ремонта, кроме капитального.
Обслуживание оборудования зарядных станций (агрегатов). Заряд аккумуляторов и аккумуляторных батарей всех типов. Выполнение работ по ремонту аккумуляторов и аккумуляторных батарей различных типов и емкостей. Текущий ремонт зарядных агрегатов. Изготовление простых изделий из листового металла и труб. Выполнение медницких работ.
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Машинист бульдозера, машинист дорожно-транспортных машин; тракторист; слесарь-ремонтник; электросварщик ручной сварки; электрогазосварщик; медник; слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов; дорожный рабочий; вулканизаторщик; аккумуляторщик.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих устанавливается в зависимости от планового среднесуточного объема экскаваторных работ и количества приведенных единиц основного дорожно-строительного оборудования (табл. 3).
12
Нормативы численности рабочих тракторно-бульдозерного парка, чел. в сутки
Количество приведенных единиц основного дорожно-строительного оборудования в работе |
Среднесуточный объем экскавации, тыс. т |
до 20 |
свыше 20 до 30 |
свыше 30 до 40 |
свыше 40 до 50 |
свыше 50 до 60 |
свыше 60 ! до 70 |
свыше 70 до 80 |
свыше 80 до 90 |
свыше 90 до 100 |
свыше 100 до по |
свыше ПО до 120 |
свыше 120 ДО 130 |
свыше 130 до 140 |
свыше 140 до 150 |
свыше 150 до 160 |
свыше 160 до 170 |
свыше 170 |
с
2 |
До 25 |
15,0 |
22,5 |
30,0 37,5 |
45,0| 52,5 |
60,0 |
67,5175,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Свыше 25 до 50 |
16,0 |
23,5 |
31,0 |
38,5 |
46,0 |
53,5 |
61,0 |
68,5 76,0 |
, 83,5 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Свыше 50 до 75 |
17,0 |
24,5 |
32,0 |
39,5 |
47,0 |
54,5 |
62,0 |
69,5' 77,0 |
84,5 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Свыше 75 до 100 |
18,0 |
25,5 |
33,0 |
40,5 |
48,0 |
55,5 |
63,0 |
70,5, 78,01 |
1 85,5 |
93,0 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Свыше 100 до 125 |
19,0 |
26,3 |
34,0 |
41,5 |
49,0 |
56,5 |
64,0 |
71,79,0 |
86,5 : |
94,0 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Свыше 125 до 150 |
20,0 |
27,5 |
35,0 |
42,5 |
50,0 |
57,5 |
65,0 |
72,5' 80,0
1 |
87,5 |
95,0 |
102,5 |
|
|
|
|
1 6 |
Свыше 150 до 175 |
21,0 |
28,5 |
36,0 |
43,5 |
51,0 |
58,5 |
66,0 |
73,5 |
81,0 |
88,5 |
96,0 |
103,5 |
|
|
|
|
! 7 |
Свыше 175 до 200 |
22,0 |
29,5 |
37,0 |
44,5 |
52,0 |
59,5 |
67,0 |
74,5 |
82,0 |
89 (5 |
97,0 |
104,5 |
112,0 |
|
|
|
I 8 |
Свыше 200 до 225 |
23,0 |
30,5 |
38,0 |
45,5 |
53,0 |
60,5 |
68,0 |
75,5 |
83,0 |
90,5 |
98,0 |
105,5 |
113,0 |
|
|
|
|
9 |
Свыше 225 до 250 |
24,0 |
31,5 |
39,0 |
46,5 |
54,0 |
61,5 |
69,0 |
76,5, 84,0 |
91,5 |
99,0 |
106,5 |
114,0 |
121,5 |
|
|
|
10 |
Свыше 250 до 275 |
25,0 |
32,3 |
40,0 |
47,5 |
55,0 |
62,5 |
70,0 |
77,5 |
85,0 |
92,5
1 |
100,0 |
107,5 |
115,0 |
122,5 |
|
|
|
11 |
Свыше 275 до 300 |
26,0 |
33,5 |
41,0 |
48,1 |
56,0 |
63,5 |
71,0 |
78,5 |
86,0 |
j 93,5 |
j101,0 |
108,5 |
116,0 |
123,5 |
131,0 |
; |
12 |
Свыше 300 до 325 |
27,0 |
34,5 |
42,0 |
49,5 |
57,0 |
64,5 |
72,0 |
79,5 |
87,9| 94,5 |
1 102,0 |
109,5 |
117,0 |
124,5 |
132,0 |
i |
13 |
Свыше 325 до 350 |
1 |
35,5 |
43,0 |
50,5 |
58,о| 65,5 |
73,0 |
80,5
1 |
88,0
1 |
| 95,5 |
j
i 103,0 |
110,5 |
118,0 |
125,5 |
133,0 |
140,5 |
1 I14 |
1 |
1 а 1 |
б |
в 1 |
г 1 |
А 1 |
е 1 |
ж I |
3 1 |
и 1 |
К 1 |
л 1 |
м | |
Н 1 |
о | |
п 1 |
Р |
1 с |
1 |
|
Е
Среднесуточный объем экскавации, тыс. т |
Количество приведенных |
единиц основного дорожно-строительного |
оборудования в работе |
.е
В
2 |
8
§ |
свыше 20 до 30 |
свыще 30 до 40 |
свыше 40 до 50 |
свыше 50 до 60 |
свыше 60 до 70 |
1 свыше 70 до 80 |
1---
свыше 80 1 до 90 |
свыше 90 до 100 _ |
свыше 100 до 110 |
свыше ПО до 120 |
свыше 120 до 130 |
свыше 130 до 140 |
свыше 140 до 150 |
свыше 150 до 160 |
свыше 160 до 170 |
свыше 170 |
Свыше 350 до 375 |
|
|
44,0 |
51,5 |
59,0 |
66,5 74,0 |
81,5 |
89,0 |
96,5 |
104,0 |
111,5 |
119,0 |
126,5 |
134,0 |
141,5| |
|
15 |
Свыше 375 до 400 |
|
|
45,0 |
52,5 |
60,0 |
67,5 |
75,0 |
82,5 |
90,0 |
97,5 |
105,0 |
112,5 |
120,0 |
127,5 |
! 135,0 |
142,5 |
!150,0
j |
16 |
Свыше 400 до 4*25 |
|
|
|
53,5 |
61,0 |
68,5 |
76,0 |
83,5 |
91,0 |
98,5 |
106,0 |
113,5 |
121,0 |
128,5 |
136,0 |
143,51 |
151,0 |
17 |
Свыше 425 до 450 |
|
|
|
54,5 |
62,0 |
69,5 |
77,0 |
84,5 |
92,0 |
99,5 |
107,0 |
114,5 |
122,0 |
129,5 |
137,0 |
144,5 |
152,0 |
18 |
Свыше 450 до 475 |
|
|
|
|
63,0 |
70,5 |
78,0 |
85,5 |
93,0 |
100,5 |
108,0 |
115,5 |
123,0 |
130,5 |
138,0 |
145,5 |
153,0 |
19 |
Свыше 475 до 500 |
|
|
|
|
64,0 |
71,5 |
79,0 |
86,5 |
94,0 |
101,5 |
109,0 |
116,5 |
124,0 |
131,5 |
139,0 |
146,5 |
154,0 |
20 |
Свыше 500 до 525 |
|
|
|
|
|
72,5 |
80,0 |
87,5 |
95,0 |
102,5 |
110,0 |
117,5 |
125,0 |
132,5 |
140,0 |
147,5 |
155,0 |
21 |
Свыше 525 до 550 |
|
|
|
|
|
73,5 |
81.0 |
88,5 |
96,0 |
103,5 |
111,0 |
118,5 |
126,0 |
133,5 |
141,0 |
148,5 |
156,0 |
22 |
Свыше 550 до 575 |
|
|
|
|
|
|
82,0 |
89,5 |
97,0 |
104,5 |
112,0 |
119,5 |
127,0 |
134,5 |
142,0 |
149,5 |
157,0 |
23 |
Свыше 575 |
|
|
|
|
|
|
83,0 |
90,5 |
98,0 |
105,5 |
113,0 |
120,5 |
128,0j |
135,5 |
143,0 |
150,5 |
158,0 |
24 |
|
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
1
3 |
И |
К |
л
1 |
! -
1 |
н |
о |
П |
! р
1 |
с |
|
Примечания:
J. Нормативами не учитывается численность рабочих, занятых на станочных работах, которая учитывается нормативами на работы в электромеханических мастерских.
2. При количестве приведенных единиц дорожно-строительного оборудования свыше 170 ед. — норматив увеличивается на 5 чел. за каждые полные 10 ед.
2.2. Обслуживание конвейеров (кроме конвейеров дробильно-щебеночного комплекса, сортировки, отвальных
мостов)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Управление конвейерами, элеваторами, шнеками, питателями и перегрузочными тележками, приводными станциями конвейеров. Реверсирование их движения, регулирование степени загрузки. Регулирование натяжения ленты, цепи ковшей элеватора, приводных ремней и натяжных устройств. Наблюдение за исправностью перегрузочных течек, передвижных устройств и отражателей, автоматических устройств, установленных на конвейере; правильностью разгрузки материала в приемные агрегаты. Соединение ленты и цепей. Координация работы самоходного конвейера с работой экскаватора. Смазка роликов и привода; очистка ковшей, ленты, роликов, роликоопор и течек; удаление с конвейерной ленты (цепи) посторонних предметов, уборка просыпавшейся горной массы. Замена вышедших из строя роликов, разборка и сборка их. Ликвидация заторов, выявление и устранение неполадок в работе обслуживаемого оборудования. Участие в планировке новой трассы для конвейерных линий. Разборка, передвижка, переноска, установка и наращивание конвейеров и оснований под конвейеры. Опробование конвейеров после установки или наращивания.
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Машинист конвейера; горнорабочий.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих на обслуживание конвейеров (кроме конвейеров типа КЛ-5250) устанавливается из расчета: 0,4 человека на обслуживание конвейера протяженностью свыше 75 до 120 м; 0,6 человека — протяженностью свыше 120 до 250 м; 1,0 человека — протяженностью свыше 250 до 500 м; 2,0 человека—протяженностью свыше 500 м.
3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ГОРНЫХ УЧАСТКАХ
3.1. Обслуживание экскаваторов и другие вспомогательные работы на участках
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Участие в подготовке трассы для передвижки экскаваторов, расчистке площадок и укладке настила под экскаватор,
15
намотке на барабан и переноске кабеля, доставке топлива, воды, смазочных, горючих, обтирочных и других материалов и запасных частей, выборке пней и валунов из забоя, очистке габаритов пути и емкости ковша, зачистке откосов верхней бровки уступов, обборке линии забоя после экскавации или взрывных работ, смазке узлов экскаватора и других работах.
Ремонт на уступах лестниц, трапов, поручней. Очистка путей подхода к рабочим местам, посыпка песком дорожек. Выполнение вспомогательных работ при передвижке железнодорожных путей. Установка ограждений, предупредительных и дорожных знаков.
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Горнорабочий у экскаваторов, отвальных мостов и отва-лообразователей; горнорабочий; горнорабочий разреза.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих устанавливается из расчета один человек в сутки на участок.
3.2. Выгрузка породы на отвалах
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Прием груженых железнодорожных составов или автосамосвалов, регулирование их движения к местам разгрузки. Выгрузка породы из думпкаров, вагонеток и других транспортных средств. Наблюдение за образованием отвала, выравниванием его стругом, бульдозером или скрепером, своевременной планировкой отвала и дороги и раздельной выгрузкой кондиционного и некондиционного сырья.
Подача сигналов о начале и окончании разгрузки железнодорожных составов.
Участие в очистке приемных сосудов от налипшей и намерзшей горной породы, габаритов железнодорожных путей и автомобильных дорог от просыпавшейся горной массы; подбивке, передвижке, наращивании и подъеме откаточных отвальных путей; укладке настила под экскаватор; содержании, текущем ремонте железнодорожных путей рабочей части тупика; постановке сошедших с рельсов вагонов подвижного состава. Наблюдение за безопасностью маневров автосамосвалов при езде их по бровке отвалов и подача предупреждающих сигналов. Раскайловка негабарита. Открывание и закрывание люков, бортов и дверей вагонов. Ограждение сигналом опасных мест. Наблюдение за освещением дорог в пределах рабочего места (отвала). Учет разгруженных вагонов или автосамосвалов.
16
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Выгрузчик на отвалах.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих устанавливается из расчета один человек в смену на один работающий отвал, отвальный тупик или перегрузочный пункт.
При совмещении функций выгрузчика на отвалах рабочими других профессий численность выгрузчиков на отвалах не устанавливается.
3.3. Переукладка, ремонт н текущее содержание железнодорожных путей в карьере (разрезе)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Подготовка земляного полотна и передвижка рельсо-шпальной решетки производится с помощью путевых машин и механизмов. Группа монтеров пути направляет укладываемое звено по оси трассы. Вначале стыкуется и сболчивается стык одной рельсовой нити на два болта (временно). Затем на второй рельсовой нити производится подгонка стыка рельса с ликвидацией «забега».
После подгонки рельса второй нити двое рабочих сболчивают второй стык на полное количество болтов (четыре или шесть) и производят окончательное сболчивание первого стыка. Двое других производят пришивку и расшивку стыковых шпал. По окончании сболчивания и пришивки шпал подбивают грунт под шпалы для прохода крана. Кран передвигается на уложенное звено, монтеры пути делают переход, переносят инструмент и начинают укладку следующего звена.
Окончательная доделка пути (послеукладочный ремонт)— разгонка и замена старых шпал, добивка костылей в слабых местах, выправка и рихтовка пути — производится после прохода крана через звено.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Планировка откосов и подготовка земляного полотна к передвижке. Разъединение пути. Подрывка пути. Передвижка рельсошпальной решетки. Замена и добавление шпал, рельсов и рельсовых скреплений. Соединение и подъемка пути, засыпка швальных ящиков. Подбивка и рихтовка пути. Устройство тупиковых упоров. Очистка рельсов, скреплений и шпал от грязи. Подтяжка и одиночная смена болтов. Одиночная перегонка и смена шпал. Одиночная смена рельсов и скреплений. Рихтовка пути (частичная). Разгрузка и регу-
3 Зак. 109 17
лирование зазоров с укреплением противоугонов. Ремонт шпал и пути. Смена и добавление балласта. Содержание земляного полотна, дренажных и водоотводных устройств и искусственных сооружений в исправном состоянии. Ремонт переездов и подходов к ним. Работы по снегоборьбе и устройству отводов в пучинных местах. Подвозка материалов и инструментов. Постоянное наблюдение за состоянием пути на закрепленном участке.
Управление машинами и механизмами, применяемыми при переукладке, ремонте и текущем содержании пути. Обслуживание и профилактический ремонт соответствующих машин и механизмов.
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Монтер пути; машинист путеподъемника; машинист хоппер-дозатора; машинист шпалоподбивочнон машины; машинист выправочно-подбивочно-рихтовочной машины; машинист путепередвигателя; дорожно-путевой рабочий.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих устанавливается в зависимости ог планового среднесуточного объема горной массы, транспортируемой железнодорожным транспортом, и протяженности передвижных железнодорожных путей (табл. 4).
18
Нормативы численности рабочих, занятых переукладкой, ремонтом и текущим содержанием железнодорожных путей и в карьере (разрезе)
Таблица 4
Протяженность железнодорожных путей, км |
Среднесуточный объем горной массы, транспортируемой железнодо-рожным транспортом, тыс. т |
§ |
свыше 15 до 20 |
свыше 20 до 25 |
свыше 25 до 30 |
свыше 30 до 35 |
свыше 35 до 40 |
свыше 40 до 45 |
свыше 45 до 50 |
свыше 50 до 60 |
свыше 60 до 70 |
свыше 70 до 80 |
свыше 80 до 90 |
свыше 90 до 100 |
свыше 190 до 110 |
а
%
\ ^ |
По 25 |
15 |
21 |
27 |
33 |
39 |
45 |
51 |
57 |
63 |
69 |
75 |
81 |
85 |
91 |
1 |
Свыше 25 до 50 |
17 |
23 |
29 |
35 |
41 |
47 |
53 |
59 |
65 |
71 |
77 |
83 |
87 |
93 |
2 |
Свыше 50 до 75 |
19 |
25 |
31 |
37 |
43 |
49 |
55 |
61 |
67 |
73 |
79 |
85 |
89 |
95 |
3 |
Свыше 75 до 100 |
21 |
27 |
33 |
39 |
45 |
51 |
57 |
63 |
69 |
75 |
81 |
87 |
91 |
97 |
4 |
Свыше 100 до 125 |
23 |
29 |
35 |
41 |
47 |
53 |
59 |
65 |
71 |
77 |
83 |
89 |
93 |
99 |
5 |
Свыше 125 до 150 |
25 |
31 |
37 |
43 |
49 |
55 |
61 |
67 |
73 |
79 |
85 |
91 |
95 |
101 |
6 |
Свыше 150 до 175 |
27 |
33 |
39 |
45 |
51 |
57 |
63 |
69 |
75 |
81 |
87 |
93 |
97 |
103 |
7 |
Свыше 175 до 200 |
29 |
35 |
41 |
47 |
53 |
59 |
65 |
71 |
77 |
83 |
89 |
95 |
99 |
105 |
8 |
Свыше 200 до 225 |
31 |
37 |
43 |
49 |
55 |
61 |
67 |
73 |
79 |
85 |
91 |
97 |
101 |
107 |
9 |
Свыше 225 до 250 |
33 |
39 |
45 |
51 |
57 |
63 |
69 |
75 |
81 |
87 |
93 |
99 |
103 |
109 |
10 |
Свыше 250 |
35 |
41 |
47 |
53 |
59 |
65 |
71 |
77 |
83 |
89 |
95 |
101 |
105 |
111 |
П |
1 |
. 1 |
. 1 |
1 В 1 |
1 г 1 |
я I |
1
е 1 |
ж i |
3 1 |
и I |
к 1 |
л | |
м 1 |
н 1 |
о 1 |
|
|
Ппимечание Нормативы численности рабочих табл. 4 рассчитаны при протяженности передвижных путей до ПО км При увеличении протяженности передвижных путей нормативы численности увеличивать на 8 чел. на каждые по- |
следующие 10 км пути.
4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ЭНЕРГОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБЫ В КАРЬЕРЕ (РАЗРЕЗЕ) И НА ПОВЕРХНОСТИ
4.1. Ремонт, монтаж, демонтаж бурового, экскаваторного, конвейерного и другого оборудования карьера (разреза)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Ремонт и межремонтное обслуживание оборудования выполняются во время перерывов в работе машин в соответствии с утвержденными правилами технической эксплуатации.
Состояние и работоспособность оборудования отражается в журналах приема и сдачи смен. В них фиксируются: результаты осмотров оборудования, состояние работы оборудования в течение смены, дефекты и неисправности, нарушающие iero работоспособность, безопасность условий труда, меры, принятые для устранения дефектов и неисправностей, продолжительность простоя из-за неисправности оборудования, нарушение правил технической эксплуатации оборудования.
Проверка ремонта узлов и механизмов проводится на передвижном или стационарном рабочем месте. Передвижное рабочее место включает легкий портативный ящик с набором необходимого режущего, измерительного и слесарно-монтажного инструментов, передвижной столик с наладочными приспособлениями, технической, технологической и организационной документацией, подъемно-транспортные и другие приспособления. Кроме того, на участке и непосредственно на крупных экскаваторах имеются электросварочные аппараты. Стационарное рабочее место оборудуется в электромеханической мастерской.
При выполнении всех видов работ по межремонтному (эксплуатационному) обслуживанию, текущему ремонту, производству профилактических испытаний электроустановок, линий электропередач высокого и низкого напряжения (воздушных и кабельных), устройству электроосвещения рабочий должен быть обеспечен полным набором инструментов, содержащим ключи всех размеров, отвертки, электропаяльник, а также набор защитных средств, соответствующих требованиям техники безопасности.
Доставка инструмента, мелких запасных деталей, контрольно-измерительных приборов и других необходимых материалов, имеющих небольшой вес и габариты, производится самим рабочим.
Подробное описание и объемы работ по осмотру, устранению неисправностей или замене деталей записываются в специальный журнал осмотра и ремонта.
К обслуживанию электроустановок допускаются лица, имеющие специальные права.
20
Нормативы численности рабочих» занятых обслуживанием и подготовкой производства на открытых горных работах.
Сборник рекомендуется для применения на предприятиях Министерства черной металлургии СССР, Министерства цветной металлургии СССР, Министерства угольной промышленности СССР и Министерства по производству минеральных удобрений СССР.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 18 августа 1987 г № 504/24-3 установлен срок действия нормативов до 1993 г.
Объединениям и предприятиям при очередной аттестации рабочих мест следует проверить их на соответствие установленному в нормативах численности рабочих уровню техники, технологии, организации производства и труда, осуществить в плановом порядке необходимые меры по рационализации рабочих мест и привести их в соответствие с нормативами настоящего сборника.
Нормативы численности рабочих разработаны Центральным бюро нормативов по труду и Центральной исследовательской лабораторией по научной организации труда (ЦИЛ по НОТ) Министерства черной металлургии УССР при участии ЦНИС по труду по Кузбассу Министерства угольной промышленности СССР, ЦНОТцветмета Министерства цветной металлургии СССР и отдела научной организации труда и управления производством Государственного института горно-химического сырья (ГПГХС) Министерства по производству минеральных удобрений СССР, а также нормативно-исследовательских организаций горнодобывающих предприятий министерств черной и цветной металлургии СССР, угольной промышленности СССР и по производству минеральных удобрений СССР.
В конце сборника помещен бланк отзыва, который заполняется предприятием, организацией и направляется в адрес ЦБНТ (105043, Москва, Е-43, 4-я Парковая у л., 29).
Обеспечение межотраслевыми нормативными материалами по труду осуществляется централизованно по заявкам министерств и ведомств
© Научно-исследовательский институт труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
(НИИ труда), 1988
С целью улучшения проведения ремонтных работ предусматривается: внедрение годовых графиков проведения планового ремонта и технического обслуживания оборудования; применение агрегатно-зонального метода технического обслуживания и текущего ремонта; оснащение рабочих мест удобной оснасткой, инструментом, подъемно-транспортными средствами и источником местного освещения; внедрение маршрутных карт обслуживания.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Выполнение работ по текущему ремонту и ежесменному обслуживанию всех механических установок, машин, механизмов буровых станков, экскаваторов, воздушно-канатной дороги, загрузочных устройств, конвейеров, лебедок, землесосных установок, пусковой и регулирующей аппаратуры, трубопроводов, компрессоров, насосов и другого оборудования. Наладка и пробный пуск обслуживаемого оборудования, не требующего монтажа после ремонта. Сращивание и навеска транспортерных лент. Определение и регулирование натяжения ленты и конвейера.
Демонтаж (монтаж) оборудования до начала и после проведения взрывных работ. Участие в перегоне экскаваторов и других машин из забоя в забой, перевозке оборудования, навеске канатов.
Надзор за состоянием сопряжений и металлоконструкций, заклепок, болтов и др. Разборка, сборка и различный ремонт оборудования по чертежам и схемам. Выполнение несложных электросварочных и газосварочных работ.
Разделка концов и вулканизация соединений кабеля. Монтаж, наладка и испытание электрических схем экскаваторов, буровых станков, отвальных мостов. Выполнение работ по текущему ремонту, межремонтному обслуживанию, испытанию, наладке и пробному пуску электрооборудования (экскаваторов, буровых станков, загрузочных устройств, землесосных установок и др.)» надзор за работой распределительных устройств, электромоторов, генераторов, тормозных электромагнитов. Обслуживание преобразовательных подстанций и установок, кабельных линий. Выполнение всех видов ремонта электродвигателей, генераторов переменного и постоянного тока, пусковой и регулирующей аппаратуры; ревизия и переноска подстанций, трансформаторов и распределительных устройств; устройства заземляющего контура; заземление машин и механизмов. Сборка и проверка схем на полупроводниковых элементах. Разборка и сборка по чертежам. Замеры контрольно-измерительными приборами сопротивления, силы тока и напряжения в сети.
Наблюдение за исправным состоянием ЛЭП высокого и низкого напряжения. Отключение и включение участков ЛЭП,
21
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием и подготовкой производства на открытых горных работах, предназначены для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности.
2. В основу разработки нормативов положены:
а) результаты анализа организации производства и труда на карьерах и разрезах министерств черной и цветной металлургии, угольной промышленности и по производству минеральных удобрений СССР;
б) технические расчеты;
в) фотохронометражные наблюдения;
г) технические характеристики оборудования, машин и механизмов;
д) технико-экономические показатели работы предприятии, включая данные о плановых и фактических затратах труда на выполнение соответствующих видов работ;
е) правила техники безопасности и промсанитарии, режимы труда и отдыха.
3. Нормативами численности предусматривается явочная численность рабочих в сутки или смену, необходимая для выполнения определенного объема или вида работ, при 8-часовой рабочей смене и 41-часовой рабочей неделе. Списочная численность рабочих рассчитывается на месте.
4. Нормативами численности учтено время на подготовительно-заключительные работы, включая проверку и наблюдение за исправным состоянием механизмов и приспособлений, находящихся на рабочем месте, участие в профилактическом и текущем ремонтах обслуживаемого оборудования, отдых (включая физкультпаузу) и личные надобности.
5. Нормативы численности на техническое обслуживание и ремонт оборудования установлены с учетом привлечения к выполнению отдельных ремонтных работ эксплуатационного персонала. При этом количество приведенных по трудоемкости ремонта единиц основного и дорожно-строительного оборудования определяется по данным, указанным в приложении 1.
3
6. Нормативы численности в сборнике приведены по видам работ. Отдельные виды работ включают две и более профессии рабочих. Распределение численности рабочих по рабочим местам и профессиям производится руководством карьера (разреза) и руководителем участка (цеха) в пределах общего норматива в зависимости от производственной необходимости и фактической загрузки рабочих соответствующей профессии.
7. Наименования профессий в настоящем сборнике указаны в соответствии с «Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих» и «Квалификационным справочником профессии рабочих, которым установлены месячные оклады». Наименования и номера выпусков ЕТКС и перечень профессий рабочих, для которых предусмотрены нормативы, приведены в приложении 2.
Если в дальнейшем будут вноситься дополнения и изменения в «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» или «Квалификационный справочник профессий рабочих», наименования профессий и другие положения, указанные в сборнике, должны соответственно изменяться.
8. Выполнение работ исполнителями, квалификации которых не соответствуют Единому тарифно-квалификационному справочнику, не может служить основанием для каких-либо изменений нормативов.
9. Нормативы численности, приведенные в таблицах сборника, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ. Для других условий работ в сборнике приводятся поправочные коэффициенты к нормативам соответствующих таблиц.
10. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до», следует понимать включительно.
11. При определении нормативной численности дробное значение округляется до целого числа по видам работ, указанным в соответствующих разделах сборника. В тех случаях, когда численность округляется в сторону увеличения, то, по усмотрению администрации предприятия с учетом организационно-технических условий производства, в обязанности рабочим может вменяться выполнение дополнительных функций, а также допустимо совмещение профессии с целью полной загрузки рабочих на рабочих местах.
12. До введения нормативов численности необходимо привести организационно-технические условия на производственных участках в соответствие с запроектированными в нормативах численности и проинструктировать работников. Недостатки в организации труда и производства не могут служить основанием для увеличения норматива численности рабочих.
4
13. При внедрении на предприятиях более прогрессивной, чем это предусмотрено в нормативах, организации производства и труда или осуществлении организационно-технических мероприятий, повышающих производительность труда, для специфических условии производства, не учтенных нормативами или поправочными коэффициентами, а также при выполнении работ, не предусмотренных сборником, устанавливаются бассейновые или местные нормативы.
14. Если оборудование, участок, рабочее место обслуживаются меньшим количеством работников, чем это предусмотрено настоящими нормативами, и при этом соблюдаются требования правил техники безопасности, технологии и качества работ, то сохраняется фактическая численность работников.
15. С введением настоящих нормативов ранее действовавшие нормативы численности на соответствующие работы отменяются, кроме более прогрессивных.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПРОИЗВОДСТВО И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЗРЫВНЫХ
РАБОТ
1.1. Доставка взрывчатых материалов и производство взрывных работ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
На участке по производству взрывных работ взрывники получают задание (наряд) и документы на получение и доставку взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания с базисного или расходного склада.
Взрывники производят проверку расположения скважин, их глубины и направления в соответствии с паспортом буровзрывных работ. Затем они переезжают или переходят на склад, где совместно с горнорабочими производят погрузку взрывчатых материалов (ВМ) в соответствующей упаковке на машины вручную или механизированным способом. После погрузки машины в сопровождении рабочих следуют к месту производства взрывных работ. Разгружают машины также вручную или механизированным способом с отноской ВМ на расстояние от 5 до 15 м по скважинам. При механизированном заряжании скважин ВМ доставляются на место производства взрывных работ специальными машинами.
После доставки ВМ устанавливается ограждение и обеспечивается охрана взрывной зоны и производится заряжание скважин.
По окончании заряжания скважин производится погрузка тары и мешков на автомашины, часть взрывников и горнорабочих развозится по постам, другая производит взрывные работы. По окончании взрывных работ рабочие возвращаются автотранспортом на участок.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Выписка, получение и доставка ВМ к месту работ, приготовление и подноска забойки, патронов, боевиков. Проверка
6
количества и порядка расположения скважин, шпуров, их глубины и направления. Определение безопасной зоны и наличия постов. Временная охрана ВМ на месте нроизводства взрывных работ, заряжаемых блоков, скважин, взрывоопасной зоны во время производства взрывных работ. Установка ограждений и предупредительных знаков, подача и прием сигналов.
Монтаж взрывной сети и проверка ее исправности и сопротивления. Заряжание шпуров, камер, скважин и других выработок. Механизированная забойка скважин. Взрывание шпуров, камер, скважин в соответствии с паспортом буровзрывных работ. Взрывание шпуров при дроблении негабарита.
Осмотр забоя и ликвидация невзорвавшихся зарядов. Испытание и уничтожение непригодных ВВ. Учет расхода ВМ и сдача остатков на склад. Ведение журнала взрывных работ. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ при доставке ВМ на склад и к месту производства взрывных работ.
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Взрывник; горнорабочий.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих устанавливается в зависимости от планового среднесуточного расхода ВВ и планового среднесуточного объема взрываемых скважин (табл. 1).
1.2. Работы на складах взрывчатых материалов ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Склады ВМ располагаются в отдаленных местах от населенных пунктов, производственных участков и служб. Склады, хранилища оборудуются световым устройством, специальной сигнализацией, стеллажами, огнетушителями и другими средствами в соответствии с едиными правилами безопасности при хранении взрывчатых материалов. На рабочем месте должны находиться стол, стул, шкаф, телефон. Склад должен быть обеспечен инструментом для вскрытия и ремонта тары (гвоздодером, молотком и др.), химраствором, маркировочным штемпелем, бланками пропусков и приходно-расходных документов. Учет прихода и расхода ВВ и средств взрывания, оформление документов, доставка с базисного склада производятся под руководством заведующего складом (кладовщика).
7
Таблица I
Нормативы численности рабочих, занятых доставкой взрывчатых материалов и производством взрывных работ, чел. в сутки
Среднесуточный объем взрываемых скважин, м |
Среднесуточный расход ВВ, т |
ез
£ |
до 5 |
1C
2; ю э ~-3 _ (В о
О е* |
свыше 15 до 25 |
свыше 25 до 35 |
свыше 35 до 45 |
свыше 45 до 55 |
свыше 55 до 65 |
свыше 65 до 75 |
свыше 75 до 85 |
свыше 85 до 95 |
свыше 95 до 105 |
свыше 105 до 115 |
свыше 115 до 125 |
До 500 |
4,0 |
8,2 |
12,4 |
16,6 |
20,8 |
25.0 |
29,2 |
33,4 |
|
|
|
|
|
1 |
Свыше 500 до 1000 |
5,6 |
9,8 |
14,0 |
18,2 |
22,4 |
26,6 |
30,8 |
35,0 |
39,2 |
|
|
|
|
2 |
Свыше 1000 до 1500 |
7,2 |
11,4 |
15,6 |
19,8 |
24,0 |
28,2 |
32,4 |
36,0 |
40,8 |
45,0 |
|
|
|
3 |
Свыше 1500 до 2009 |
8,8 |
13,0 |
17,2 |
21,4 |
25,6 |
29,8 |
34,0 |
38,2 |
42,4 |
46,6 |
50,8 |
|
|
4 |
Свыше 2000 до 2500 |
10,4 |
14,6 |
18,8 |
23,0 |
27,2 |
31,4 |
35,6 |
39,8 |
44,0 |
48,2 |
52,4 |
56,6 |
|
5 |
Свыше 2500 до 3000 |
12,0 |
16,2 |
20,4 |
24,6 |
28,8 |
33,0 |
37,2 |
41,4 |
45,6 |
49,8 |
54,0 |
58,2 |
62,4 |
6 |
Свыше 3000 до 3500 |
13,6 |
17,8 |
22,0 |
26,2 |
30,4 |
34,6 |
38,8 |
43,0 |
47,2 |
51,4 |
55,6 |
59,8 |
64,0 |
7 |
Свыше 3500 до 4000 |
15,2 |
18,4 |
23,6 |
27,8 |
32,0 |
36,2 |
40,4 |
44,6 |
48,8 |
53,0 |
57,2 |
61,4 |
65,6 |
8 |
Свыше 4000 до 4500 |
|
20,0 |
25,2 |
28,4 |
33,6 |
37,8 |
42,0 |
46,2 |
50,4 |
54,6 |
58,8 |
63,0 |
67,7 |
9 |
Свыше 4500 до 5000 |
|
|
26,8 |
30,0 |
35,2 |
39,4 |
43,6 |
47,8 |
52,0 |
56,2 |
60,4 |
64,6 |
68,8 |
10 |
Свыше 5000 до 5500 |
|
|
|
31,6 |
36,8 |
42,0 |
45,2 |
49,4 |
53,6 |
57,8 |
62,0 |
66,2 |
70,4 |
11 |
2 Зак. 109 |
Свыше 5500 до 6000 Свыше 6000 |
|
|
|
|
38,4 |
42,0
44,2 |
46,8
48,4 |
51,0
52,6 |
55,2
56,8 |
59,4
61,0 |
63,6
65,2 |
67,8
69,4 |
72,0
73,6 |
12
13 |
|
а |
б |
в |
г |
Д |
е |
ж |
3 |
и |
к |
л |
м |
н |
|
|
Поправочные коэффициенты:
I. При ведении работ по трещиноватым или обводненным породам и удельном весе среднесуточного расхода ВВ в этих породах в общем среднесуточном расходе: свыше 25 до 50% —К* 1,10; свыше 50 до 75%—К= 1,15; свыше 75% — К =1,20.
2. При ведении взрывных работ на вечной мерзлоте и удельном весе среднесуточного объема взрываемых скважин, производимых на вечной мерзлоте, в общем объеме взрываемых скважин: свыше 25 до 50% — К—1,1; свыше 50 до 75%— К= 1,2; свыше 75% — К* 1,3.
3. При удельном весе заряжания скважин механизированным способом в общем объеме взрываемых скважин: от 25 до 50% — К=0,9; от 50 до 75% — К=0,8; свыше 75% — К=0,7.
4. При удельном весе расхода ВВ на ведение взрывных работ на глубине свыше 400 м: свыше 25 до 50% — К=1 I* свыше 50 до 75% — К—1,2; свыше 75%—К=1,3.
Примечания:
1. Нормативы численности рабочих, занятых доставкой взрывчатых материалов и производством взрывных работ, устанавливаются в целом по карьеру (разрезу).
2. При среднесуточном расходе ВВ свыше 125 т нормативы численности рабочих табл. I увеличиваются на 3,5 человека на каждые полные 10 т.
содержание работы
Получение взрывчатых материалов. Участие в погрузке их в транспортные средства и сопровождение до места назначения (базисные и раздаточные склады, хранилища). Участие в разгрузке и сдача взрывчатых веществ и средств взрывания. Оформление документов. Раскладка, хранение, просушка, оттаивание ВМ. Маркировка патронов. Заготовка и нарезка огнепроводного шнура. Выдача и прием остатков ВВ и средств взрывания. Участие в испытании и уничтожении непригодных ВМ. Учет прихода и расхода ВМ. Подбор электродетонаторов по сопротивлению и на цельность мостика. Упаковка и укладка патронов в пакеты и ящики. Пропитка гильз и пакетов гидроизолирующим составом. Контроль за очередностью расхода ВВ и средств взрывания в порядке поступления и выпуска их со складов. Возвращение и маркировка зажигательных трубок, уборка помещения склада. Возвращение тары из-под ВМ на базисный склад.
ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ
Раздатчик взрывчатых материалов.
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
Численность рабочих устанавливается в зависимости от планового среднесуточного расхода взрывчатых веществ (табл. 2).
Т а блица 2
Нормативы численности раздатчиков взрывчатых материалов, чел. в сутки |
Среднесуточный расход ВВ, т |
Норматив численности |
№ п/п |
Свыше 5 до 15 |
1 |
1 |
Свыше 15 до 30 |
9 |
2 |
Свыше 30 до 45 |
3 |
j3 |
Свыше 45 до 60 |
4 |
4 |
|
Примечания:
1. При наличии на карьере (разрезе) нескольких складов взрывчатых материалов норматив численности рабочих определяется для каждого склада в отдельности.
2. При разгрузке ВМ из железнодорожных вагонов непосредственно на месте производства взрывных работ (минуя раздаточные склады) нормативная численность раздатчиков ВМ не устанавливается.
3. При среднесуточном расходе ВВ свыше 60 т норматив численности (строка 4) увеличивается на одного человека за каждые последующие 15 т расхода ВВ в сутки. |
10