Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Сборник не является нормативным документом и предназначен для заказчиков, технических заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве в качестве справочного материала рекомендательного характера.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

I Получение исходных данных для проектирования

II Стадийность проектирования, состав и содержание разделов проектной документации

III Строительный контроль. Авторский надзор

IV Иные вопросы, связанные с разработкой и реализацией инвестиционных проектов

Приложение. Перечень законодательных и нормативных правовых актов, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, других источников информации, использованных при разработке Сборника (по состоянию на 01.03.2018 года)

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанОАО Центринвестпроект
ИзданОАО Центринвестпроект2018 г.
УтвержденОАО ЦЕНТРИНВЕСТпроект
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

(ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

(вопросы и ответы)

Выпуск 8

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

(ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

(вопросы и ответы)

Выпуск 8

Пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, установлено:

«этап строительства» - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства)...»

Как известно (см. пункт 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02 2008 №87), проектная документация подготавливается применительно к частям объектов капитального строительства в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Из изложенного следует, что:

а)    реконструкции подлежит только та часть объекта капитального строительства (т е здания, строения, сооружения), которая может эксплуатироваться автономно (это, в частности, может быть этаж здания, квартира, помещение и т.п.), и проектная документация в этом случае разрабатывается на этап строительства:

б)    цех является частью комплексного строительного объекта в виде предприятия, включающего несколько зданий и сооружений, каждое из которых является объектом капитального строительства и реконструкция цеха осуществляется применительно к этапу строительства, при условии, если эти работы не нарушают технологический цикл производства продукции на предприятии и если цех является частью здания

В случае, если цех представляет собой здание и предполагается только его реконструкция, то при указанном ранее условии автономности его эксплуатации подготавливается проектная документация применительно к объекту строительства. Когда осуществляется реконструкция всего предприятия, то в отношении такого цеха проектная документация разрабатывается применительно к этапу строительства.

Аналогичный подход касается и гостиницы в составе торгового центра.

2 Как указано в пункте 5 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 02.2008 № 87:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надёжности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий»

Следовательно, по нашему мнению разработка специальных технических условий (СТУ) может осуществляться только на объект капитального строительства (см. также часть 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утв. приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр).

Таким образом, представляется, что если при реконструкции части здания и сооружения недостаточно требований по надёжности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. то СТУ следует разрабатывать в отношении здания и сооружения в целом.

4 Допустимо ли ремонт отдельных помещений, расположенных на нескольких этажах здания общественного назначения, включающий восстановление отделочных покрытий стен и перегородок, полов и потолков, замену заполнений оконных и дверных проёмов, замену инженерных сетей, считать текущим ремонтом?

Как известно, в настоящее время основополагающим законодательным документом, определяющим все правила и порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Российской Федерации, является Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Иные нормативные документы, разработанные ранее даты введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, применимы в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов:

«капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и

(или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов».

Поскольку предполагаемые ремонтные работы на объекте капитального строительства (общественного здания) касаются восстановления отделочных элементов стен и перегородок, полов и потолков, заполнения оконных и дверных проемов (т.е. восстановления или замены элементов конструкций), а также замены инженерных сетей, считаем, что указанные работы следует относить к капитальному ремонту.

II СТАДИЙНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

5 При проектировании железнодорожных станций оформляется исходно-разрешительная документация: градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) или проект планировки территории (ППТ). Однако имеются случаи расположения объекта (депо, ДОЛБ, котельная и др.), проектируемого по отдельному титулу, на площадке проектируемой станции. При этом дополнительные ГПЗУ или ППТ на площадной объект не оформляются. При составлении сметы на проектно-изыскательские работы для площадного объекта, расположенного на станции площадкой строительства, считается территория существующего объекта, и инженерные сети, проектируемые вне площадки объекта - внеплощадочными. При проверке сметы на проектно-изыскательские работы в Гпавгосэкспертизе, эксперт считает площадкой строительства территорию станции в соответствии с ГПЗУ или ППТ, соответственно, все инженерные сети, проектируемые на площадке станции, являются внутриплощадоч-ными, их стоимость содержится в комплексной расценке и дополнительному учёту не подлежат. Просим подтвердить правомерность интерпретации понятия внутриплощадочных сетей при расположении объекта, проектируемого по отдельному титулу, на территории проектируемой станции.

Известно, что разъяснения, касающиеся архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, в настоящее время даёт Минстрой России, раннее эта функция принадлежала Минрегиону России (подпункт 2 «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).

В этой связи в отношении затрагиваемого в письме вопросу целесообразно учесть мнение Минрегионг России, изложенное в письме № 6180-ИП/08, в котором указано:

«Сети инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, проектируемые в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не являются самостоятельным объектом. Сети инженерно-технического обеспечения в этом случае, хотя и имеют по своим техническим свойствам признаки линейного объекта, не являются отдельным объектом капитального строительства, а являются частью объекта, на который разработана проектная документация. При этом государственная экспертиза проектной доку-

ментации по сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. No 87 (далее - Постановление) предусмотрены: раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

Аналогичное суждение содержится в письме Минстроя России № 26216-ВК/06 от 18.08.2015 применительно к сетям газораспределения и газопотребле-ния.

В этой связи считаем, что инженерные сети, находящиеся в границах ГПЗУ и ППТ, не являются самостоятельными объектами и подлежат оценке в составе проектируемого объекта капитального строительства.

6 Проектируется здание, для которого, в соответствии с действующими нормативами, не требуется получение разрешения на строительство и сдача в экспертизу проектной документации стадии «П». Заказчик предлагает выполнить проект в одну стадию «Р» и настаивает на определении стоимости проектирования в размере 60% от базовой стоимости, определенной по СБЦ. Такой метод представляется неправильным. Часть выполненных работ, учтенных в соответствии с Постановлением № 87, в стадии «П», остается без оплаты. Из содержания пункта 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 Ns 87, следует, что рабочая документация не является самостоятельной стадией, а разрабатывается в целях реализации проектных решений. В «Сборнике разъяснений по предпроект-ной и проектной подготовке строительства», выпуск 2, Москва 2015гм часть 1, вопрос 2, читаем актуализированный ответ на вопрос: «Существует ли сейчас стадия «рабочий проект?»:

«В этой связи представляется, что по договору подряда на выполнение проектных работ для проектирования строительства объектов капитального строительства, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вне границ охранных зон, в принципе, может быть предусмотрено одностадийное проектирование в виде рабочего проекта». Считаем, что наша ситуация сформулирована в вышеуказанном разъяснении. Просим подтвердить возможность применения норматива на разработку рабочего проекта (РП), указанного в п. 1.7 СБЦ «Объекты жилищно-гражданского строительст-

ва» 2003 г.: «Базовая цена рабочего проекта (РП) составляет 85% от общей базовой цены разработки проектной документации». А также, по аналогии, других СБЦ, где указана Базовая цена рабочего проекта.

Как известно, вопросы стадийности проектирования отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87, в котором пунктом 2 установлено, что все разъяснения о порядке применения его положений даёт Минстрой России (ранее - Минрегион России).

В связи с этим Центр может лишь представить свое мнение по данному вопросу, опираясь на мнение Минстроя России и Минрегиона России.

Согласно письму Минстроя России от 24.06 2016 № 23573-ОГ/08:

«Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.

В Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г № 87 указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль (технический и авторский надзор).

Пунктом 7 статьи 52 Кодекса установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 44 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 № 145 установлено, что проектная документация и (или)

результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Объём, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации».

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством и указаниями Минстроя России легитимными являются две стадии проектирования: проектная документация и рабочая документация. При этом рабочая документация не является самостоятельной стадией, т.к. её разработка возможна только после утверждения проектной документации.

Положение, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87, не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность её выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после её подготовки.

По мнению Минрегиона России (см. письмо от 22.06.2009 № 19088-СК/08), при одновременной разработке проектной и рабочей документации по решению заказчика и с согласия экспертной организации, вся документация может быть представлена на государственную экспертизу.

Что касается стадии «рабочий проект», то такая стадия законодательно не определена и представляется нелегитимной.

При этом обращается внимание, что в связи с наличием приказа Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 об утверждении Государственного сметного норматива Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства», СБЦ «Объекты жилищно-гражданского строительства» 2003 г. утратил силу.

7 В каком разделе проектной и рабочей документации должна разрабатываться документация кабельной системы противообледенения?

Согласно пункту 9.14 СП 17.13330.2011 «Кровли» (или пункту 9.13 СП 17.13330.2017) кабельная система противооблединения относится непосредственно к конструкции кровли.

Это значит, что данная кабельная система должна быть отражена в конструктивных решениях кровли и соответственно в разделе проектной документации

«Конструктивные и объёмно-планировочные решения» (см. подпункты «л» - «н» пункта 14 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87) с представлением, по нашему мнению, необходимых планов и разрезов крыши и кровли, а также с представлением схемы расположения нагревательных кабелей.

В то же время следует учитывать, что сама система противообледенения является частным случаем использования систем кабельного обогрева, включающих, как известно, нагревательные кабели, аппаратуру защиты и управления, силовые электрические кабели.

Следовательно, можно считать, что разработка самой системы противооб-лединения относится к разработке проектных решений системы электроснабжения объекта и их следует представлять в подразделе «Система электроснабжения» раздела 5 проектной документации (см. пункт 16 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87). Тогда рабочие чертежи на кабельную систему противооблединения могут быть, по нашему мнению, представлены под маркой ЭМ.

Ill СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. АВТОРСКИЙ НАДЗОР

8 Компания является проектной организацией и выполняет работы по разработке проектной документации для строительства многоквартирных домов, и является членом саморегулируемой организации (2 уровень ответственности). В ходе выполнения своих функций наша компания столкнулась с требованием Заказчика предоставить допуск на строительный контроль для осуществления авторского надзора за проверкой соответствия выполняемых работ проектной документации. Просим дать экспертное мнение по вопросу необходимости организации, осуществляющей подготовку проектной документации для заключения договора на проведение авторского надзора, получать свидетельство о допуске на работы по осуществлению строительного контроля.

Как известно, в соответствии с пунктом 4.1 СП 246 1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (далее -СП 246.1325800.2016):

«Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации».

Это положение основано на норме части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, в которой установлено:

«Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации».

Это значит, что за проведение строительного контроля в целом (т.е. включая технический надзор и авторский надзор) отвечает технический заказчик или застройщик, либо привлекаемое ими на основании договора физическое или юридическое лицо, коим может быть, в принципе, и проектировщик, если технический заказчик или застройщик заключит с ним договор на осуществление строительного контроля в целом (см. пункт 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объек-

тов капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468).

Тогда согласно пункту 34 раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту» Перечня видов работ по инженерным изысканиям. по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, указанным выше лицам, по нашему мнению, следует иметь допуск саморегулируемой организации на проведение строительного контроля.

К собственно авторскому надзору привлекается лицо, разработавшее проектную документацию, на выполнение которой ему следует иметь соответствующий допуск.

9 Просим дать разъяснения по пунктам СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений». Так, в пунктах 3.8 и 5.2, подпункт «с», указано, что генеральный проектировщик принимает участие в приёмке объекта в эксплуатацию. Подтвердить, что указанные формулировки носят рекомендательный характер, а решение о необходимости участия генерального проектировщика в приёмке объекта в эксплуатацию принимает заказчик. Также разъяснить процедуру участия приёмки объекта в эксплуатацию.

1    Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (пункты 1 и 12 статьи 2) свод правил относится к документам по стандартизации, т.е. к документам для добровольного применения, содержащим правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов и, в частности, Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утв. Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ.

Следовательно, применение положений утвержденного в установленном порядке СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (далее - СП 246.1325800.2016) является целесообразным (см. пункт 7.4 СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», включенного в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).

2    Необходимость участия генерального проектировщика при приемке объекта капитального строительства в эксплуатацию установлена действующим в настоящее время постановлением СМ СССР от 23.01.81 № 105 «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (подпункты «а» и «б» пункта 3), на которое имеется ссылка в СП 246.1325800.2016, а также на основании

Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы) Выпуск 8. - ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», М., 2018.

Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от министерств, ведомств, заказчиков, проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти, и других организаций.

Ответы даются на основании действующего на 01 марта 2018 года федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативноправовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Сборник не является нормативным документом и предназначен для заказчиков, технических заказчиков, инвесторов, • проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве в качестве справочного материала рекомендательного характера.

Контактные телефоны:

-    по вопросам разъяснения положений Сборника

-    по вопросам приобретения документации

Сборник разработан специалистами ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 125057, г.Москва, Ленинградский проспект, 63.

(499) 157-60-87 (499) 157-56-87

E-mail: cip@cip-pricing.ru

www.cip-pricing.ru

ЦЕНТРИНВЕСТпроект.РФ

©ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2018.

положений пункта 3 и подпункта «д» пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468.

Участие проектировщика в приёмке объекта в эксплуатацию указано, например в СНиП 3.01.04-87 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (приложение 1). пункт 4.7 СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87. Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», ГОСТ 32755-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приёмки в эксплуатацию выполненных работ» (пункт 5.1.2) и др

Следовательно, данный вид работ при осуществлении авторского надзора, представленный в пункте 5.2 СП 246.1325800.2016, является обоснованным.

3    Как определено в пункте 6.1 СП 246.1325800.2016:

«Авторский надзор осуществляется на основании договора (контракта) заключенного между застройщиком,, заказчиком,, техническим заказчиком (далее - заказчиком) и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика»

Это значит, что участие проектировщика в приёмке объекта в эксплуатацию уточняется в ходе заключения договора на осуществление авторского надзора.

4    Поскольку СП 246.1325800.2016 касается авторского надзора проектировщика, который является при заключении договора на осуществление авторского надзора подрядчиком, то функции заказчика в данном документе не рассматривались.

5    Процедуры осуществления работ, проводимых в процессе авторского надзора, таких как освидетельствование ответственных конструкций и скрытых работ, работ по приемке и других, в СП 246.1325800.2016 не рассматривались.

Представляется, что процедуры участия проектировщика в приёмке объекта в эксплуатацию должны соответствовать положениям СП 68.13330.217 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» и другим документам, регламентирующим в установленном порядке состав и содержание этих процедур

10 ФГУП «РНЦ Прикладная химия», являясь проектной организацией, участвует в реализации объектов капитального строительства, в том числе опасных производственных объектов. В процессе строительства (реконструкции) объектов возникает необходимость внесения изменений в рабочую документацию, связанных с вступлением в силу новых или изменением требований действующих норм и правил в области техни-

стр.

Введение.................................................. 4

1    Получение исходных данных для проектирования................. 7

И Стадийность проектирования, состав и содержание разделов проектной документации............................................ 13

III    Строительный контроль. Авторский надзор....................... 18

IV    Иные вопросы, связанные с разработкой и    реализацией инвестиционных проектов.............................................. 46

Приложение Перечень законодательных и нормативных правовых актов, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, других источников информации использованных при разработке Сборника (по состоянию на 01.03.2018г.)............................................ 60

Практика капитального строительства ставит перед проектировщиками все более крупные и важные задачи, увеличиваются масштабы объектов и расширяется объём применения отдельных проектов (проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация). При этом ошибки в проектах могут привести к значительным убыткам.

Настоящий Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства объектов капитального строительства (далее - Сборник); Выпуск 8, относится к пособиям, предназначенным для оказания помощи проектировщикам при решении ими отдельных практических вопросов, возникающих в процессе архитектурно-строительного проектирования, а также вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов Разъяснения, включённые в Сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков, технических заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач.

Пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера, поскольку они не являются нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти и документами по стандартизации (см. пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009), в связи с чем не могут служить в качестве обосновывающих материалов при решении спорных вопросов.

Кроме того, следует иметь в виду, что подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» установлено; «разъяснения о порядке применения Положения, утвержденного настоящим постановлением, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По вопросам, входящим в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанные разъяснения даются по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в соответствующей сфере».

Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых документов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в установленном законодательством порядке, со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.

Нормативная база в области предпроектной и проектной деятельности претерпевает систематические изменения.

Так, например. Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ часть 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее - Кодекс») дополнена пунктом 6.1, согласно которому с 30 декабря 2018 г. в состав проектной документации вводится новый раздел: «проект организации дорожного движения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 26.07.2017 № 191-ФЗ пункт 11 части 12 статьи 48 Кодекса изменён с 26 июля 2017, т.е. изменено наименование и состав раздела, представленное в редакции «смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов».

Федеральным законом от 29.07.2017 № 244-ФЗ Глава 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дополнена статьей 6.1 с 30 июля 2017 г.: «Статья 6.1. Идентификация объектов защиты», согласно которой Идентификация объектов защиты проводится путем установления соответствия по следующим существенным признакам:

1)    класс функциональной пожарной опасности;

2)    степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;

3)    категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2017 № 506 подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее - Положение), дополнен абзацем, согласно которому в Пояснительную записку проектной документации (раздел 1) в отношении опасных производственных объектов следует включать материалы, содержащие в подготовленном в установленном порядке обосновании безопасности опасного производственного объекта требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1081 пункт 10 Положения дополнен подпунктом «ж.1» с 20 сентября 2017 г.,

в связи с чем в Пояснительную записку проектной документации следует включать «сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов».

Перманентное внесение изменений в основополагающие в области градостроительной деятельности законодательные и иные правовые акты, а также активная актуализация стандартов и сводов правил, вызванная необходимостью внесения в ранее разработанные документы результатов научных исследований, современного опыта проектирования и гармонизации с международными техническими нормами, вызывает многочисленные вопросы у проектировщиков.

В этой связи в проектной практике возникает потребность в получении справочных материалов по отдельным не прописанным законодательством вопросам организации и методологии проектирования, что определяет актуальность и практическую значимость настоящего Сборника.

Разъяснения, содержащиеся в Сборнике, выражают точку зрения специалистов ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основании анализа действующей нормативно-правовой и нормативно-технической базы в данной области. При этом все положения данного Сборника изложены в форме вопросов и ответов, в которых отражены основные проблемы, возникающие в практике проектирования и строительства объектов капитального строительства, что дает возможность наиболее наглядно знакомить пользователя с законами и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы инвестиционной деятельности.

Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 01 марта 2018 года.

I ПОЛУЧЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1 Разрабатывается проектная документация на системы СКУД видеонаблюдения для спортивных сооружений (стадион, ледовый дворец и т.п.). В задании на проектирование точно не обозначен тип данного комплекса: является ли он объектом капитального строительства или же это линейный объект капитального строительства. В заключении экспертизы на подобные системы для другого стадиона он значится именно как линейный объект капитального строительства, соответственно, состав документации определён как для линейного объекта капитального строительства. Нигде чётко в Градостроительном кодексе определение линейного объекта не дается. Просьба разъяснить.

Как указано в пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»:

«спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные гранииы».

Исходя из установленного определения представляется, что стадионы следует относить к линейным объектам.

Это мнение согласуется, в частности, со следующими положениями частей 18 и 19 статьи 27 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

«18. Разрешения на строительство объектов инфраструктуры, указанных в части 2 настоящей статьи, а также разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

19. Для получения разрешений на строительство линейных объектов инфраструктуры и на ввод таких объектов в эксплуатацию предоставление градостроительных планов земельных участков не требуется. При этом правила, установленные пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы государственной власти или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации объектов инфраструктуры проектам планировки территории и проектам межевания территории».

При этом согласно части 2 статьи 27 указанного Федерального закона: «Проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства».

Таким образом, считаем, что отнесение стадионов к линейным объектам нормативно обосновано.

2 Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ проектируемый объект электросетевого хозяйства, представляющий собой главную понизительную подстанцию напряжением 10/0,4 кВ и здание высоковольтного ввода 220 кВ, не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам. Просим дать разъяснение, является ли данный объект особо опасным, если он располагается непосредственно на территории нефтеперерабатывающего завода, являющимся, в свою очередь, особо опасным объектом.

«Здания и сооружения, отнесенные Гоадостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, идентифицируются в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) как здания и сооружения повышенного уровня ответственности.

В то же время в сфере промышленной безопасности опасные производственные объекты часто понимаются не только в техническом смысле (здания и сооружения), но и административном (предприятие, учреждение, цех, организация и т.п ). Эти административные ячейки, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон No 116-ФЗ), должны регистрироваться как опасные производственные объекты и являются объектами надзора.

Таким образом, категория «особо опасные, технически сложные или уникальные объекты», установленная статьей 48.1 Кодекса, и категория «опасные производственные объекты», установленная Федеральным законом № 116-ФЗ (приложения 1 и 2), совмещаются лишь частично и не являются тождественными.

Из непонимания этого обстоятельства возникает распространенное заблуждение, что все здания и сооружения, расположенные на территории опасного производственного объекта (например, предприятия), должны быть отнесены к повышенному уровню ответственности».

Как видим, в данном письме содержится исчерпывающее разъяснение о различиях между понятиями «опасные производственные объекты» и «особо опасные. технически сложные или уникальные объекты».

В связи с изложенным считаем, что хотя нефтеперерабатывающий завод, на территории которого находится проектируемый объект электросетевого хозяйства. и относится к особо опасным объектам, к которому применяется повышенный уровень ответственности, однако проектируемый объект по своим характеристикам таковым не является, поскольку подобные объекты не включены в перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, установленный статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

3 В Сборнике разъяснений по предпроетной и проектной подготовке строительства (выпуск 6, ОАО «Стройпроект») сообщается о возможности выполнения реконструкции части здания, а не всего здания. Прошу уточнить, в каких случаях возможно проведение реконструкции части здания? Например, выполнение дополнительного 2-го этажа в одном из цехов одноэтажного производственного цеха? Или возможность изменения назначения одного из этажей общественного здания (гостиница в составе торгового центра)? Необходимо ли для частичной реконструкции здания разработка СТУ? если необходимо, то в какие инстанции нужно обращаться по данному вопросу и какие мероприятия должны быть прописаны в СТУ?

1 Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

«реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов».

При этом следует иметь в виду, что пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение.