Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

66 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция определяет порядок н методику разработки нормативов по выбросам вредных веществ в атмосферу для действующих, реконструируемых, строящихся и проектируемых ТЭС и котельных Минэнерго СССР. Инструкция предназначена для ТЭС и котельных, производственных объединений, проектных организаций Минэнерго СССР

 Скачать PDF

Оглавление

1. Основные принципы нормирования выбросов в энергетике

2. Нормируемые выброси и источники выбросов ТЭС

3. Организация работ по нормированию выбросов ТЭС в атмосферу

4. Определение выбросов загрязняющих веществ с дымовыми газами ТЭС в исходный период

5. Определение выбросов ТЭС на перспективу

6. Оценка загрязняющего воздействия выбросов действующих ТЭС па состояние воздушного бассейна

7. Разработка предложений по ПДВ для действующих ТЭС

8. Определение ежегодных планируемых выбросов - лимитов выбросов (разовых н годовых) на перспективу до выхода на уровень ПЛВ

9. Разработка мероприятий по снижению выбросов и обеспечению устанавливаемых нормативов для действующих ТЭС

10. Определение нормативов ИД В для реконструируемых, расширяемых, строящихся и проектируемых ТЭС

11. Технологические нормы выбросов

12. Вопросы организации системы контроля выбросов н соблюдения устанавливаемых нормативов ПДВ н лимитов выбросов в проекте нормативов

13. Система регулирования выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях в проекте нормативов ПДВ

14. Оформление проекта нормативов выбросов. Состав и структура проекта

15. Перечень законодательных актов, государственных стандартов и нормативных документов, регламентирующих разработку нормативов ПДВ

Приложение 1. Перечень исходных данных для разработки проекта норм выбросов

Приложение 2. Формы таблиц, включаемых в проект нормативов выбросов ТЭС

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ОТРАСЛЕВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО НОРМИРОВАНИЮ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ДЛЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ И КОТЕЛЬНЫХ

РД 34.02.303-91

Предприятие «Уралтехэнерго» Сверддоаек — 1991

РАЗРАБОТАНО: предпр>*ятие «Урадтедэнерго», фирма : «ОРГРЭС».

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШУЛЬМАН В. Л., БЕИЛЬМАН В. И.,

ПОВОЛОЦКИЙ Ю. Б., ОРЛОВ А. В.,

СОГЛАСОВАНО: Госкомитет охраны природы СССР.

Зам. начальника ГУНТП С. Т. ЕВДОКИМОВА.

27.06.91.

УТВЕРЖДЕНО: Министерство энергетики и электрификации СССР.

Отдел охраны природы. Гл. инженер отдела В. И. ГУЩА. 28.06.91.

2.2.    Не устанавливаются нормативы выбросов золы мазута, так как основной содержащийся в ней токсичный компонент — пятиокись ванадия — нормируется непосредственно (15, 3, 23).

2.3.    Впредь до проведения специальных исследований по определению токсичности золы углей, применяемых в энергетике, для золы, выбрасываемой в атмосферу с дымовыми газами энергетических котлов, принимается ПДК, установленная для инертных взвешенных веществ — 0,5 мг/м\ за исключением тех видов золы, для которых на основе исследований установлено значение ПДК (например, угольная зола с содержанием окиси кальция — 35—40%; при содержании частиц до 3 мкм не менее 97% — ПДК мр — 0,05 мг/м*).

2.4.    Для веществ, для которых установлена только среднесуточная ПДК, допустимая максимальная разовая приземная концентрация вещества определяется зависимостью:

0,1С<ПДКс.с.    (2.4)

С учетом этого положения оценивается, например, загрязнение атмосферного воздуха выбросами пятиокнеи ванадия в отдельности, а также в результате совместного токсичного действия пятиокнеи ванадия и сернистого ангидрида.

2.5.    По заданию местных органов Минприроды ТЭС выполняет оценку выбросов других загрязняющих веществ.

2.5.1.    Выбросы углеводородов при сливе и хранения мазута и загрязняющих веществ, выделяющихся от ремонтно-механических мастерских, оцениваются расчетным путем (18).

2.5.2.    Выбросы загрязняющих веществ с отходящими газами автотракторной техники (легковой и грузовой автотранспорт, тракторы и др.) оцениваются расчетным путем (28).

2.6.    Пыление штабелей угля, заложенных на длительное хранение, действующих и отработанных золошлакоотвалов недопустимо. Выброс частиц угля и золы с их поверхностей рассматривается как сверхнормативный. Выбросы частиц угля и золы при перевалке топлива и выемке сухой золы нормируется. Расчет выбросов производится по (18).

2.5.3.    Выбросы загрязняющих веществ, содержащихся в уходящих газах в незначительном количестве, оцениваются по методикам, согласованным с Минприродой СССР.

2.7.    В проекте норм выбросов при наличии соответствующих рекомендаций местных органов Минприроды необходимо:

—    указывать и характеризовать источники возможных неорганизованных и вентиляционных выбросов;

—    оценивать их состояние и уровень эксплуатации;

—    указывать данные по их воздействию на воздушный бассейн прилежащей зоны (материалы обследований, наблюдений, эпизодических измерений);

И

— проводить конкретные мероприятия по уменьшению либо предотвращению вредного воздействия неорганизованных выбросов.

2.8.    Залповые выбросы ТЭС в атмосферу (осуществляемые при очистке поверхностей нагрева; в пусковых режимах при использовании на газовых и пылеугольных котлах мазута; при отключении электрофильтров на период пуска н останова, предусмотренном правилами технической эксплуатации) являются специфической составной частью технологического процесса ТЭС.

С учетом регулярности залповых выбросов, связанных с очисткой поверхностей нагрева, проводимой по графику, эти выбросы подлежат учету при оценке максимально разовых выбросов ТЭС и определении контрольных нормативов, лимитов выбросов в г/с (твердые частицы, пятиокись ванадия) в соответствии с существующими рекомендациями. Учитывая кратковременность пусковых режимов котлов (не более 1,0% годовой кампании), нормирование связанных с ними залповых выбросов загрязняющих веществ не проводится. При использовании специального растопочного топлива (мазута) годовой выброс соответствующих веществ учитывается при определении годовых выбросов загрязняющих веществ. В проекте норм выбросов оценивается разовая и суммарная за год продолжительность пусковых операций на котлах, значения залповых выбросов при пуске (г/с, тДод).

2.9.    Аварийные выбросы, связанные с использованием аварийного топлива, отключением газоочистных и пылеулавливающих установок и др., не нормируются. Организуется учет фактических аварийных выбросов за истекший год.

2.10.    Если доля отдельных видов топлива в годовом топливном балансе ТЭС не превышает 5%, то при расчете максимально разовых выбросов и определении контрольного норматива ПДВ возможность использования этого топлива не учитывается; выбросы, связанные с сжиганием этого топлива при растопке, подсветке факела и кратковременной работе котлов на нем не учитываются также при оценке соблюдения контрольного норматива. Вредные вещества, выделяющиеся при сжигании указанных видов топлива, должны быть учтены в годовых нормах выбросов.

2.11.    В проекте норм выбросов для предприятия указываются источники выбросов с обозначением их расположения на карте-схеме предприятия. Координаты нормируемых источников указываются в общегородской (условной) системе координат, либо (по согласованию с ГО) в «заводской» системе координат, устанавливаемой разработчиком проекта ПДВ. В последнем случае в ГО сообщаются координаты начала «заводской» системы координат и ориентация ее осей. Координаты источников выбросов указываются с точностью до 5 м.

12

2.12. Нумерация нормируемых источников выбросов (стационарных) — сквозная (единая по городу) либо (по согласованию с ГО) — станционная. В случае ликвидации отдельного источника выбросов его номер не присваивается никакому другому, в том числе н заменяющему его.

3. Организация работ по нормированию выбросов ТЭС в атмосферу

3.1.    Работы по нормированию выбросов заключаются в подготовке предложений по ПДВ и лимитам выбросов для каждого источника выбросов и для энергопредприятня в целом, срокам и путям достижения нормативов, согласовании их местными органами Минприроды и Минздрава.

3.2.    Разработка предложения по нормам выбросов для каждого энергопредприятня проводится в сроки, определенные местными органами Минприроды СССР и согласованные с местной санитарной службой.

3.3.    ГО устанавливает сроки подготовки ведомственных исходных предложений по ПДВ для ТЭС, выдает Головной ведомственной организации либо непосредственно энергопредприятию необходимую исходную информацию (допустимый долевой вклад в загрязнение приземного слоя атмосферного воздуха, способ учета фонового загрязнения, рекомендации по оформлению проекта норм выбросов и т. д.), проводит анализ ведомственных предложений по нормам в сроки, определенные инструкцией Минприроды СССР, передает замечания и предложения по корректировке проекта норм выбросов и осуществляет в дальнейшем согласование проекта норм. ГО определяет также порядок пересмотра нормативов.

3.4.    Региональная головная ведомственная организация (в энергетике для действующих ТЭС — обычно производственное объединение энергетики и электрификации) — ГВО обеспечивает:

1)    контроль соблюдения сроков подготовки проектов норм выбросов по отдельным ТЭС;

2)    оказание организационной и методической помощи ТЭС в разработке проектов ПДВ, инструментальном определении концентрации вредных веществ в дымовых газах, разработке мероприятий по обеспечению предлагаемых нормативов; содействие и участие в согласовании проектов норм выбросов в местных органах Минприроды и Минздрава СССР;

3)    утверждение подготовленных проектов;

4)    обобщение опыта разработки норм вредных выбросов в атмосферу и подготовку предложений по совершенствованию методики нормирования.

13

3.5.    Предприятие — природцпользователь:

1)    составляет исходные данные для разработки нормативов выбросов (приложение 1), утверждаемые главным инженером энергопредприятня;

2)    запрашивает в региональном органе Госкомгидромета СССР данные по фоновому загрязнению атмосферного воздуха, климатические характеристики района, отсутствующие в справочной литературе;

3)    запрашивает в местных органах власти карту-схему прилежащей зоны влияния ТЭС; данные по структуре этой зоны (доля населенной территории, плотность и численность населения; площадь промзоны, зон отдыха, лесов, пастбищ);

4)    получает в местных органах Минприроды данные по допустимому долевому вкладу в загрязнение атмосферного воздуха, а также иные рекомендации по подготовке проекта норм выбросов (сроки подготовки нормативов, нумерация источников выбросов — сквозная либо станционная; система координат — общегородская либо «заводская» и другие);

5)    непосредственно осуществляет работу по составлению проекта норм выбросов (самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций), а также по корректировке нормативов;

6)    несет все затраты, связанные с разработкой проекта норм выбросов.

Независимо от того, кто является разработчиком предложений по ПДВ (предприятие, головная ведомственная организация или сторонняя организация на хоздоговорных началах) предприятие— природопользователь представляет проект норм выбросов на согласование в местные органы Минприроды и Минздрава, проводит уточнение и переработку предложений по нормированию выбросов в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями (с участием по мере необходимости ГВО и организации-разработчика проекта нормативов), несет ответственность за обоснованность и своевременность подготовки и корректировки проекта нормативов.

3.6.    Организация — разработчик проекта норм:

1)    производит расчет максимальных и годовых выбросов и загрязнения атмосферы при наиболее неблагоприятных показателях исходного периода и на перспективу;

2)    оценивает значение и возможность достижения ПДВ;

3)    разрабатывает комплекс мероприятий по уменьшению выбросов, если приземная концентрация выбросов предприятия выше допустимого уровня загрязнения, определенного для этого предприятия;

4)    производит расчет выбросов и расчет рассеивания в условиях реализации мероприятий;

14

5)    оценивает возможный срок достижения ПДВ, дает экспертную оценку затрат на их достижение;

6)    разрабатывает план-график поэтапного снижения выбросов;

7)    участвует совместно с ГВО и предприятием в согласовании подготовленных материалов с ГО;

8)    определяет величину ущерба, наносимого народному хозяйству за счет загрязнения атмосферного воздуха выбросами ТЭС в исходный период и на перспеюгиву;

9)    оформляет проект нормативов и передает его предприятию;

10)    в случае получения предприятием указаний ГО по корректировке проекта норм принимает участие в ней.

3.7.    Для группы городских электростанций и котельных Минэнерго СССР при возможности наложения их зон влияния разработку нормативов рекомендуется проводить одновременно.

3.8.    При проектировании, а также при расширении, реконструкции предприятий, предложения по ПДВ разрабатываются проектирующей организацией. Предложения по нормативам выбросов в атмосферу являются неотъемлемой частью технической документации на всех стадиях проектирования н подлежат утверждению совместно с проектом.

3.9.    При изменении состава оборудования, режима работы, качества используемого топлива установленные нормативы ПДВ могут быть пересмотрены до истечения срока их действия по представлению предприятия и ГВО.

4. Определение выбросов загрязняющих веществ с дымовыми газами ТЭС в исходный период

4.1.    В качестве исходного периода (по данным нескольких лет, непосредственно предшествующих нормированию) рассматривается конкретный год, с наибольшими нагрузками, наиболее характерный по структуре топливного баланса, качеству используемого топлива. При существенном изменении режима работы ТЭС с первого года действия разрабатываемых нормативов выбросов (лимитов выбросов) указанный год принимается в качестве базового при оценке эффективности намечаемых воздухоохранных мероприятий.

4.2.    При оценке выбросов (максимально разовых и годовых) принимаются:

1)    фактическое качество каждого вида топлива, используемого на ТЭС при максимальной нагрузке;

2)    среднеэксплуатационная (за год) степень очистки дымовых газов.

4.3.    Максимально разовый выброс каждого загрязняющего вещества в целом по энергопредприятию определяется при наи-

15

большей его часовой нагрузке. Выбросы при эхом определяются как сумма выбросов всех источников организованных выбросов М = 2МД, исходя из фактического режима работы отдельных котлов в период максимума нагрузки предприятия.

4.4.. В ряде случаев при использовании на ТЭС различных видов топлива, а также одного вида топлива различного качества возможно несовпадение во времени режимов максимальной нагрузки и максимально разовых расходов наиболее загрязняющих топлив. Для оценки в этих случаях наиболее неблагоприятных в экологическом отношении режимов работы ТЭС дополнительно к п. 4.3. определяется разовый выброс каждого вещества при наибольшем фактическом потреблении наиболее загрязняющего (по данному веществу) топлива.

4.5.    На основе сопоставления полученных данных определяется максимальный разовый выброс загрязняющего вещества,, который может по времени не совпадать с максимальной нагрузкой ТЭС и с максимальным выбросом других загрязняющих веществ.

4.6.    Рассчитывается также максимальный выброс вредных веществ с дымовыми газами ТЭС в режиме, соответствующем средней температуре наружного воздуха наиболее жаркого месяца года. Эти данные используются ГО при расчете загрязнения воздушного бассейна города от расположенных здесь источников промышленных выбросов.

4.7.    Параметры выбросов по каждому источнику (температура дымовых газов, избыток воздуха, концентрация вредных веществ) определяются как средневзвешенные характеристики уходящих газов, поступающих в данную дымовую трубу от отдельных котлов.

4.8.    Выбросы окислов азота, окиси углерода, золы твердого топлива, определяются по данным прямых измерений концентраций вредных веществ в дымовых газах, проводимых на данной ТЭС. Применение расчетных методов определения выбросов указанных веществ, не допускается. Для однотипного, оборудования в аналогичных условиях эксплуатации допускается использование данных измерений по одному котлу, по одной золоулавливающей установке.

4.9.    Допускается определение расчетными методами выбросов сернистого ангидрида, пятиокиси ванадия, исходя из качества используемого топлива.

4.10.    Годовые выбросы загрязняющего вещества определяются поIнаибольшему годовому расходу .топлива в исходный период при характерной структуре топливного баланса, среднегодовой нагрузке с учетом условий по п. 4.2. Определяются выбросы нормируемых загрязняющих веществ, выделяющихся при сжигании всех видов топлива, независимо от их.,доли в годовом .топливном балансе.

16

5. Определение выбросов ТЭС на перспективу

5.1.    Выбросы загрязняющих веществ с дымовыми газами ТЭС на уровне ПДВ рассчитываются с учетом:

1)    имеющихся плановых заданий по выработке топливной и электрической энергии;

2)    намечаемого топливопотреблення и структуры его;

3)    планируемой максимальной и годовой загрузки отдельных котлов:

4)    намечаемого развития ТЭС (реконструкция существующего оборудования, ввод новых мощностей); планов воздухоохранных мероприятий.

5.2.    Если не планируется реконструкция и изменение нагрузки, состава оборудования и структуры топливного баланса ТЭС, то максимально разовый выброс каждого загрязняющего вещества определяется для режима работы ТЭС исходного периода, в котором отмечался максимальный выброс этого вещества (при условии полного соответствия требованиям режимных карт) с учетом реализации намеченных воздухоохранных мероприятий.

5.3.    Для реконструируемого оборудования максимально разовые и годовые выбросы вещества определяются на каждый год, r началу которого завершены реконструктивные воздухоохранные работы на одном или нескольких котлах.

5.4.    В случае планируемого изменения нагрузки, вида и качества потребляемого топлива определяются максимально разовые и годовые выбросы по наибольшему планируемому расходу каждого вида топлива при раздельном их сжигании. В случае одновременного использования различных топлив расчет максимально разовых выбросов проводится при ожидаемой наиболее неблагоприятной для данного вещества структуре топливопотребле-ния.

5.5.    Для вновь вводимого оборудования выбросы (максимально разовые н годовые) рассчитываются по планируемой нагрузке — максимальной н годовой.

5.6.    При определении выброса газообразных вредных веществ концентрация вещества в дымовых газах принимается:

—    для оборудования, намечаемого к установке на ТЭС взамен существующего либо при расширении ТЭС, — соответственно гарантированной заводом-изготовителем предельной концентрации вредного вещества в дымовых газах и техническим условиям на постановку, не выше установленных удельных норм выбросов;

—    в случае комплектной поставки новых котлов с газоочнст-ным п пылеулавливающим оборудованием — в соответствии с утвержденными для данного класса оборудования удельными нормами выбросов;

17

—    для реконструируемого оборудования — по исходной фактической концентрации с учетом предполагаемой эффективности планируемых мероприятий;

—    для сохраняемого в эксплуатации оборудования — по данным прямых измерений и расчетов исходного периода.

-1

5.7. Для оценки выбросов золы действующих ТЭС на перспективу используются фактические значения степени улавливания золы исходного периода с учетом намеченных мероприятий по повышению эффективности золоуловителей. Для строящихся к проектируемых ТЭС значение эксплуатационной степени улав-ливания золы т)Э принимается на основе данных испытаний наилучших конструктивно-технических аналогов н передового опыта эксплуатации т)м. При этом эксплуатационная степень улавливания золы для электрофильтров определяется для режима проектной нагрузки с отключением одного поля:

(5.1)

тр=1—(1— цм)

где п — число полей электрофильтра (проектное).

Для мокрых и инерционных сухих золоуловителей:

ца=цм—0,1.    (5.2)

5.8.    При расчетах на перспективу определяются значения выбросов для каждого из намечен и цх этапов сокращения выбросов с учетом планируемой эффективности намеченных воздухоохранных мероприятий.

5.9.    В тех случаях, когда государственные планирующие органы не могут определить расход, резервного топлива зля проектируемого энергопредприятия, целесообразно принимать соотношение основного и резервного топлив для проектируемой ТЭС (котельной) с учетом следующих данных:

1)    сложившаяся фактическая структура топливопотребления существующих энергопредприятий аналогичного назначения в данном регионе;

2)    статистические данные топливно-энергетических балансов региона (составляемых на каждые пять лет) за предыдущие годы с учетом прогнозных оценок, на перспективу.

Получаемая на основе обобщения указанной информации экспертная оценка доли резервного топлна в годовом топливопо-требленин проектируемой котельной может быть использована для определения выбросов вредных веществ в атмосферу яа перспективу.

6. Оценка загрязняющего воздействия выбросов действующих ТЭС на состояние воздушного бассейна

6.1. В качестве территориальной характеристики загрязняющего воздействия ТЭС на состояние воздушного бассейна, прилежа-

18

Щей зоны служит зона влияния — участок местности, где загрязнение приземного слоя воздуха от всей совокупности источников выбросов данного предприятия (без учета фона) превышает 0,05 ПДК. Граница зоны влияния рассчитывается отдельно по каждому веществу (либо комбинации веществ с суммирующимся вредным воздействием) согласно рекомендациям ОНД-86 (7, и. 2.12; 8.5.15) исходя из рассчитанного на ЭВМ значения Хм— расстояние от площадки ТЭС, на котором достигается максимальная концентрация вещества.

6.2.    В проекте нормативов дается оценка локального влияния предприятия на состояние воздушного бассейна прилежащей зоны в исходный период и на перспективу, которая включает следующие данные:

—    виды загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с дымовыми газами ТЭС;

—    максимально разовая прпземная концентрация выбросов ТЭС и распределение выбрасываемых вредных веществ в результате их рассеивания по прилежащей территории в пределах расчетного прямоугольника;

—    возможность наложения выбросов смежных энергопред-приятнй;

—    характеристика неорганизованных и вентиляционных выбро-* сов ТЭЦ, учет которых определен требованиями местных органов Минприроды;

—    влияние залповых выбросов;

—    структура зоны загрязнения (доля населенной территории, лесных и сельскохозяйственных угодий; зон отдыха, численность и плотность населения и т. д.);

—    величина ущерба, связанного с загрязнением воздушного бассейна выбросами предприятия;

—    изменение загрязнения атмосферного воздуха выбросами ТЭС в соответствии с планируемым развитием и реализацией воздухоохранных мероприятий;

—    возможность и величина аварийных выбросов.

6.3.    Загрязняющее воздействие ТЭС оценивается по результатам расчета рассеивания максимальных выбросов ТЭС, который выполняется в порядке, определенном ОНД-86 (7):

1)    по всем источникам выбросов предприятия совместно;

2)    с определением загрязнения, создаваемым каждой дымовой трубой в точке максимальной концентрации;

3)    для всей группы ТЭС, которые осуществляют совместное загрязнение воздушного бассейна рассматриваемой зоны (помимо расчета по каждому отдельному предприятию);

4)    отдельно по каждому нормируемому веществу и по группам суммации;

19

5)    в пределах расчетного прямоугольника со сторонами и шагом координатной сетки, согласованными с ГО; рекомендуемые для ТЭС размеры сторон расчетного прямоугольника 100—120 наибольшей высоты дымовых труб длиной ТЭС;

6)    с перебором следующих значений скорости ветра:

—    0,5 м/с (.штиль);

—    средневзвешенная опасная скорость ветра (для ТЭС с одной дымовой трубой — опасная скорость ветра);

— 0,5 средневзвешенной опасной скорости ветра;

— 1,5 средневзвешенной опасной скорости ветра;

—    среднемесячная скорость ветра в период, соответствующий максимальной нагрузке ТЭС;

—>■ максимальная скорость ветра с повторяемостью в течение года не менее 5%;

7)    при средней температуре наружного воздуха в 13 часов наиболее жаркого месяца (согласно ОНД-86), если зимний и летний максимум выбросов ТЭС различаются не более, чем на 10%. При большем различии расчет рассеивания проводится при средней температуре наружного воздуха самого холодного месяца по данным СНиП 2.01.01-82. Допускается дополнительно проводить расчет рассеивания для энергопредприятий, работающих по тепловому графику, при фактическом (либо расчетном) значении температуры окружающего атмосферного воздуха в период достижения максимальной нагрузки;

8)    при оценке загрязнения атмосферного воздуха, создаваемого группой ТЭС и котельных, — по максимальной нагрузке каждого из них (без учета возможной неодновременности их максимальных нагрузок) при температуре наружного воздуха, соответствующей максимуму выбросов наиболее загрязняющего предприятия.

6.4.    Если фоновое загрязнение атмосферного воздуха задается ГО постоянным по всей зоне влияния ТЭС, то расчет рассеивания выбросов проводится на ЭВМ по программе УПРЗА при нулевом фоне, что облегчает анализ результатов расчета. Затем фон, из которого исключен вклад рассматриваемой ТЭС, прибавляется к результатам на ЭВМ вручную. Если же фон дифференцирован по отдельным стационарным постам наблюдения, градациям скорости и направлениям ветра, необходимо проверить расчеты по УПРЗА с учетом фона согласно ОНД-86.

6.5.    Основным методом оценки степени загрязнения атмосферного воздуха выбросами предприятия является сопоставление создаваемой им максимальной приземной концентрации веществ в прилежащей зоне при нулевом и фактическом фоновом загрязнении с соответствующим значением максимально разовой ПДК.

6.6.    Фоновая концентрация вещества, из которой исключен вклад ТЭС, определяется расчетным путем по заданному местным

2Q

ОТРАСЛЕВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО НОРМИРОВАНИЮ

ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ    РД    34.02.303-91

ДЛЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ И КОТЕЛЬНЫХ

Срок действия установлен с 1. 08. 1991 г. по 1. 01. 1996 г.

Инструкция определяет порядок и методику разработки нормативов по выбросам вредных веществ в атмосферу для действующих, реконструируемых, строящихся и проектируемых ТЭС и котельных Минэнерго СССР.

Инструкция предназначена для ТЭС и котельных, производственных объединений, проектных организаций Минэнерго СССР.

Настоящая инструкция заменяет ранее действующие отраслевые нормативные материалы, касающиеся методических вопросов нормирования вредных выбросов ТЭС: Методические указания *•. определению предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временьо согласованных выбросов (ВСВ) вредных веществ в атмосферу для тепловых электростанций. М., СПО Союзтехэнерго, 1981. Инструкция по нормированию вредных выбросов в атмосферу для тепловых электростанции и котельных. И 34-70-011-84 М., СПО Союзтехэнерго, 1984. 1

органом Госкомгпдромета СССР значению общего фонового загрязнения воздушного бассейна в пределах рассматриваемой территории без вычета вклада ТЭС в соответствии с ОНД-86:

1)    при оценке исходного периода для отдельных веществ и группы суммации токсичного действия:

Сф'=Сф (1—0,4 Сф ) прн С«2Сф;    (6.1.)

С'ф=0,2Сф    при С>2Сф;    (6.2.)

где:

Сф — фоновая концентрация вредного вещества с учетом вклада выбросов ТЭС, мг/м1, исходный период;

С'ф — фоновая концентрация вредного вещества, в исходный период, из которой исключен вклад ТЭС, мг/м*;

С — максимальная расчетная концентрация выбросов ТЭС в точке размещения поста наблюдения атмосферного воздуха (если фоновое загрязнение задается по показаниям отдельных постов), мг/м*. Если же общая фоновая концентрация задается единым значением по всей рассматриваемой территории, то в этом случае в формулу подставляется значение См — максимальная приземная концентрация выбросов ТЭС в исходный период;

2)    при оценке перспективного фона С'фп (без вклада ТЭС):

С'фп= См+с^- ПДК при См+С'ф>ПДК    (6.4.)

С'фп=ПДК—См    при См+С'ф<ПДК.    (6.5.)

Таким образом, в этом случае исходят из равной степени снижения выбросов по всем источникам данной зоны до выхода на безопасный уровень загрязнения воздушного бассейна;

3)    для веществ, обладающих свойствами суммации токсичного действия, фоновая концентрация веществ группы суммации, выражаемая безразмерной суммарной концентрацией ч'фп, определяется аналогичным образом:

Чп=    при Чм+Ч'ф>1    (6.6.)

ч'фм=1—чм при чм+ч'ф-<1    (6.7)

6.7. В состав проекта нормативов ПДВ включаются следующие расчеты рассеивания выбросов ТЭС в атмосферу:

— для действующих предприятий:

1)    в режиме максимальных выбросов исходного периода;

2)    для режима максимальных выбросов ТЭС на перспективу

с учетом утвержденных планов развития ТЭС и имеющихся на предприятии планов    воздухоохрэнных мероприятий (расчеты

выполняются на первый год каждого пятилетнего периода);

2!

содержание

Стр.

1.    Основные принципы нормирования выбросов в энергетике    7

2.    Нормируемые выброси и источники выбросов ТЭС    10

3.    Организация работ по нормированию выбросов ТЭС в атмосферу 13

4.    Определение выбросов загрязняющих веществ с дымовыми газами

ТЭС в исходный период    15

5.    Определение выбросов ТЭС на перспективу    17

6* Оценка загрязняющего воздействия выбросов действующих ТЭС па состояние воздушпого бассейна    18

7.    Разработка предложений по ПДВ для действующих ТЭС    23

8.    Определение ежегодных планируемых выбросов — лимитов выбросов (разовых и годовых) на перспективу до выхода на уровень ПДВ    27

9.    Разработка мероприятий по снижению выбросов и обеспечению

устанавливаемых нормативов для действующих ТЭС    27

10.    Определение нормативов ПДВ для реконструируемых, расширяемых, строящихся и проектируемых ТЭС    29

И. Техпологнческие нормы выбросов    30

12.    Вопросы организации системы контроля выбросов н соблюдения

устанавливаемых нормативов ПДВ н лимитов выбросов в проекте нормативов    31

13.    Система регулирования выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях в проекте нормативов ПДВ    32

14- Оформление проекта нормативов выбросов. Состав и структура проекта    34

15. Перечень законодательных актов, государственных стандартов н нормативных документов, регламентирующих разработку нормативов ПДВ 37

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1.    Перечень исходных данных для разработки проекта поры выбросов 39

2.    Формы таблиц, включаемых в проект нормативов выбросов ТЭС    42

Б

1. Основные принципы нормирования выбросов в энергетике

1.1.    Нормирование выбросов ТЭС н котельных* в атмосферу производится в полном соответствии с едиными общегосударственными нормативными требованиями с учетом специфики энергетического производства и направлено на максимально возможное предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и (как следствие) вредного воздействия на здоровье населения и природную среду.

1.2.    Основными нормативными документами, составляющими методическую основу нормирования выбросов ТЭС, являются законы СССР и. союзных республик ЯЬ охране атмосферного воздуха, государственные стандарты, инструктивные н методические материалы Минприроды, Госкомгидромета и Минздрава СССР, отраслевые нормативные документы, а также указания и рекомендации по разработке проектов ПДВ республиканских и местных органов Минприроды (см. раздел 15).

1.3.    Непосредственной целью нормирования выбросов ТЭС является ограничение вредного воздействия на состояние воздушного бассейна прилежащей зоны путем:

—    установления для каждого энергопредприятия (и каждого его источника выбросов) предельно допустимых выбросов' ПДВ (контрольных в г/с и годовых в т/год), обеспечивающих экологическую безопасность ТЭС:

—    установления сроков н конкретных планов-графиков мероприятий по достижению уровня ПДВ,

—    определения годовых лимитов выбросов (ежегодных — на ближайшие пять лет) и далее на последний год каждого последующего пятилетнего периода до выхода на уровень ПДВ.

1.4.    Предельные нормы выбросов в атмосферу ПДВ для веществ, поступающих в атмосферу с дымовыми газами котлоагрегатов, устанавливаются для каждого энергопредприятия (существующего, строящегося, проектируемого, расширяемого, реконструируемого). Норматив ПДВ устанавливается на срок не более 5 лет, после чего он должен быть подвержен либо пересмотрен. 2 3

1.5.    Лимиты выбросов должны соответствовать наиболее полному и эффективному использованию установленного на ТЭС природоохранного оборудования, соблюдению технологии энергетического производства, постепенному и неуклонному снижению выброса загрязняющих веществ соответственно планируемому темпу реализации воздухоохранных мероприятий, обеспечивающих достижение нормативов Г1ДВ. План указанных мероприятий является составной частью проекта норм выбросов и утверждается одновременно с нормативами.

1.6.    Несоблюдение установленных нормативов выбросов рассматривается как нарушение природоохранного законодательства СССР и союзных республик, определяющего материальную ответственность предприятия, а также материальную и административную ответственность должностных лиц.

1.7.    Нормативы ПДВ и лимиты выбросов являются основой для:

—    получения разрешения на выброс;

—    оценки соблюдения энергопредприятием воздухоохраиного законодательства;

—    установления платы за выбросы;

—    формирования системы материального .поощрения персонала ТЭС за соблюдение установленных нормативов;

—    разработки экологического паспорта.

1.8.    В качестве критериев при определении ПДВ служат:

1.8.1.    Устанавливаемый местными органами Минприроды СССР допустимый долевой вклад предприятия в загрязнение воздушного бассейна прилежащей зоны, определяемый по принципу минимизации суммарных затрат на обеспечение санитарных норм качества атмосферного воздуха либо (в отсутствии соответствующих данных) расчетным путем согласно ОНД-86 (7).

1.8.2.    Санитарно-гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха:

1)    максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в приземном слое воздуха с усреднением за период не более 20 минут — ПДК (мг/м*), которая используется при определении контрольного норматива ПДВ (г/с);

2)    положение о суммации токсичного действия ряда загрязненных веществ в определенном их сочетании, предусматривающее для этих веществ их суммарную допустимую относительную концентрацию в приземном слое не выше 1,0.

1.8.3.    Установленные планово-расчетные задания по снижению валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу для ТЭС (т/год), формируемые с учетом необходимого уменьшения вклада отрасли в загрязнение амосферною воздуха соответственно существующим государственным планам и международным обязательствам по уменьшению промышленных выбросов, а также 8

с учетом требований, вытекающих из экологической ситуации в зоне размещения ТЭС.

1.8.4. Удельные нормы выбросов (г/м3), устанавливаемые для вновь выпускаемых типов котлов, в том числе поставляемых комплектно с газоочистным оборудованием в соответстии с (27, 30). Удельные нормы выбросов для вновь выпускаемого энергетического оборудования являются государственными нормативами, определяющими экологические характеристики котлоагрегата и связанного с ним природоохранного оборудования, которые обеспечиваются как заводом-нзготовителем, так и эксплуатирующим энергопредприятием. Удельные нормы выбросов для существующих котлов не устанавливаются.

1.9.    С учетом динамики отпуска тепловой и электрической энергии для ТЭС наибольший период усреднения устанавливается 1 час. При этом исключается возможность превышения максимально-разового выброса (г/с) в любой-часовой период времени.

1.10.    Наряду с государственными нормативами выбросов, устанавливаемыми для ТЭС и отдельных его источников выбросов (дымовых труб), предприятие разрабатывает и устанавливает для каждого действующего котлоагрегата совокупно со связанным с ним природоохранным оборудованием технологические нормы выбросов, фиксирующие предельный уровень выбросов загрязняющих веществ при различных режимах работы котла (в рабочем диапазоне нагрузок, при сжигании различных видов топлива). Технологические нормы выбросов, устанавливаемые в форме удельных показателей (мг/м3), соответствуют возможностям оборудования (при данном его состоянии) по ограничению вредных выбросов, которые обеспечиваются оптимальным режимом его эксплуатации. Технологические нормы выбросов являются внутренними нормативами энергопредприятия, нарушение их не является основанием для санкиий по отношению к ТЭС со стороны контролирующих организаций.

1.11.    Технологические нормы выбросов служат для:

—    контроля состояния и уровня эксплуатации природоохранного оборудования;

—    определения условий материального поощрения эксплуатационного и ремонтного персонала;

—    разработки нормативов ПДВ, лимитов выбросов, устанавливаемых для ТЭС, и определения способов их обеспечения.

1.12.    В проекте нормативов устанавливается размер санитарно-защитной зоны, определяемый в соответствии с рекомендациями Минздрава СССР (33) и ГГО им. Воейкова (34) — 1000 м по периметру промплощадки ТЭС, для ТЭС, расположенных в стесненной застройке — 500 м.

1.13.    Для ТЭС, по которым приказом Минэнерго СССР установлен срок проведения реконструкции и ведется разработка про-

9

ектных материалов, нормативы ПДВ разрабатываются Генпроек-тнровщиком с учетом планируемого изменения состава и режима работы оборудования.

Для ТЭС, у которых срок и объем реконструкции не определен, а проектная документация не разработана и не разрабатывается, в проекте нормативов ПДВ следует разрабатывать нормативы ПДВ только для действующих источников выделения и выбросов загрязняющих веществ, рассматривая для них соответствующие атмосфероохранкые мероприятия. При этом в проекте нормативов ПДВ характеризуются также перспективы развития ТЭС.

1.14.    Расчет контрольных нормативов (г/с) и разработка соответствующих воздухоохранных мероприятий проводятся исходя из планируемой максимальной либо номинальной производительности оборудования ТЭС (с учетом плановых ремонтов, вывода в резерв) с тем, чтобы обеспечить возможность наиболее полного использования установленных энергетических мощностей. Годовые нормативы выбросов (лимиты) рассчитываются по планируемой нагрузке и структуре топлнвопотребления и могут корректироваться к концу периода по фактическим значениям указанных показателей.

1.15.    Для проектируемых и строящихся предприятий соблюдение нормативов ПДВ должно быть обеспечено к моменту приемки их в эксплуатацию.

1.16.    Для строящихся и расширяемых ТЭС помимо конечных предельных нормативов ПДВ, рассчитываемых для проектного состава и проектного режима работы оборудования, устанавливаются также промежуточные нормативы выбросов, соответствующие отдельным этапам развития ТЭС с относительно стабильным составом и режимом работы в каждом из них. Промежуточные нормативы выбросов поэтапно возрастают соответственно приросту мощности ТЭС, достигая с выходом ТЭС на проектную мощность конечного значения, не превышающего ПДВ.

2. Нормируемые выбросы и источники выбросов

2.1. Нормированию подлежат выбросы загрязняющих веществ, содержащихся в дымовых газах, при условии, что они создают максимальные расчетные приземные концентрации в селитебной зоне без учета фона не менее 0,05 ПДК. Такие концентрации могут создаваться выбросами:

—    двуокиси азота,

—    окиси азота,

—    сернистого ангидрида,

—    золы твердого топлива,

—    пятнокиси ванадия,

—    окиси углерода.

1

2

*) Далее в тексте ТЭС,

3