Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

12 страниц

127.00 ₽

Купить МР 2268-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для работников органов и учреждений здравоохранения и профессионально-технического образования, предприятий, научно-исследовательских учреждений, проектных организаций, разрабатывающих и изготовляющих строительную технику и специализированные тренажеры

 Скачать PDF

Оглавление

Список материалов, которыми надлежит пользоваться при проведении медицинского контроля за режимом и условиями производственного обучения и медицинским обеспечением подростков, обучающихся в ПТУ профессии - машинисты строительных машин

Приложение. Отрывной лист учета использования методов профилактики, диагностики и лечения

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке рабочих профессиям, связанным с управлением и обслуживанием строительной техники, и требования к оборудованию помещений мастерских

1981

(Методические рекомендации)

Москва

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке рабочих профессиям, связанным с управлением и обслуживанием строительной техники, и требования к оборудованию помещений мастерских

(Методические рекомендации)

Москва — 1981

Приложение

Пункты 3, 4, 5, 6 заполняются учреждением,    Пункты 1 и 2 печатаются

применившим методы    в    соответствии    с    издаваемым

документом

к Положению о порядке внедрения достижений медицинской науки в практику здравоохранения

ОТРЫВНОЙ ЛИСТ УЧЕТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

Направить по подчиненности (см. пункт 4.3)

1__

(наименование методического документа)

2__

(кем и когда утвержден)

3__

(кем и когда получен)

4.    Количество лечебно-профилактических уч

реждений, которые внедрили методы профилактики, диагностики и лечения, предложенные данным документом _

5.    Формы внедрения (семинары, подготовка и

переподготовка специалистов, сообщения и пр.) и результаты применения метода (количество наблюдений за 1 год и эффективность)__

6. Замечания и пожелания (текст)

Подпись_

(фамилия, и., о. лица, заполнявшего карту, должность)

Некоторые рекомендации по подготовке рабочих профессиям, связанным с управлением и обслуживанием строительной техники, и требования к оборудованию помещений мастерских

(Методические рекомендации)

Г. Г. Ястребов, Г. И. Куценко, В. В. Стан, А. А. Якубович

Л78293. Подп. в печ. 13/11-81 г. Объем 0,75 п. л. Зак. 246. Тир. 3000. Типография изд-ва «Московская правда»

Методические рекомендации разработаны сотрудниками Московского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана кандидатами медицинских наук Г. Г. Ястребовым и Г. И. Куценко, Министерства здравоохранения СССР — В. В. Стан, Государственного комитета СССР по профтехобразованию — А. А. Якубовичем.

Ответственный редактор член-корреспондент АМН СССР профессор А. П. Шицкова

Рекомендации предназначены для работников органов и учреждений здравоохранения и профессионально-технического образования, предприятий, научно-исследовательских учреждений, проектных организаций, разрабатывающих и изготовляющих строительную технику и специализированные тренажеры.

Утверждаю

Зам. Главного государственного санитарного врача СССР

Э. М. СААКЪЯНЦ

25 ноября 1980 г.

№ 2268—80


Утверждаю

Зам. председателя Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию

В. И. ЛЕБЕДЕВ

25 ноября 1980 г.


№ 08-9


Некоторые рекомендации по подготовке рабочих профессиям, связанным с управлением и обслуживанием строительной техники, и требования к оборудованию помещений мастерских

Возросшие темпы строительства, повышение уровня механизации строительных работ требуют массовой подготовки квалифицированных рабочих кадров по управлению и обслуживанию строительной техники. Их подготовка в настоящее время в значительной степени осуществляется в средних профессионально-технических и технических училищах.

В число наиболее распространенных профессий входят машинисты экскаваторов, бульдозеров, башенных и автомобильных кранов и др. Для обучения указанным профессиям в ПТУ принимаются подростки 16—17 лет.

Сложность профессиональной подготовки молодежи на строительной технике обусловливается тем, что производственное обучение учащихся в ряде училищ за неимением специализированных учебных мастерских и полигонов нередко ведется на строительных площадках в условиях воздействия на их организм неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, дискомфортный микроклимат, запыленность, загазованность) и нерациональной организации рабочих мест (габариты, расположение оборудования, кресел и т. п.) в кабинах строительных машин.

С целью снижения отрицательного воздействия факторов производственной среды на растущий организм подростков и сохранения их здоровья, сосредоточения внимания учащихся на отработке навыков по управлению строительными маши-

3

нами, экономии энергетических ресурсов и сохранности дорогостоящей техники, широкое распространение на начальном этапе профессиональной подготовки в строительных ПТУ получило внедрение в учебный процесс различного рода технических средств обучения (ТСО) — специализированных тренажеров, а также учебных полигонов.

Применение их на начальном этапе профессионального обучения в ПТУ способствует сосредоточению внимания учащихся на отработке конкретных профессиональных навыков по управлению строительной техникой, ведет к экономии энергетических ресурсов и сохранности дорогостоящей техники, дает возможность имитирования при подготовке на тренажерах сложных рабочих ситуаций, не подвергая в то же время подростков воздействию комплекса указанных производственных факторов.

В последние годы Всесоюзным трестом производственных предприятий Госпрофобра СССР разработано и налажено производство тренажеров экскаватора ТР Э652А, автотренажера ТР ЗИЛ-130, тренажеров башенного крана и др. В ряде профтехучилищ сконструированы и используются в учебном процессе самодеятельные тренажеры автомобильного крана КС-2561 и других строительных машин.

С целью организации режима подготовки учащихся по профессии машинист строительных машин рекомендуется:

—    обратить особое внимание на освоение основных приемов и навыков выполнения работ по управлению строительной техникой с использованием специализированных тренажеров;

—    проводить тренажерную подготовку учащихся в начальный период обучения управлению техникой, а также при прохождении тем и заданий по изучению работы отдельных узлов строительных машин;

—    иметь общий объем тренажерной подготовки в течение учебного дня не свыше двух часов с обязательным чередованием занятий на тренажерах с изучением узлов и механизмов конструкций строительных машин;

—    проводить тренажерную подготовку в учебных мастерских с 10-минутными перерывами через каждые 50 минут занятий;

—    не превышать занятость подростков во время профессиональной подготовки с использованием специализированных тренажеров 70—75-процентной общей длительности занятий;

—    допускать к обучению на тренажерах учащихся, прошедших инструктаж по безопасности труда и электробезопасности управления механизмами;

4

—    проводить подготовку учащихся на тренажерах переД их обучением управлению строительной техникой.

Организация производственного обучения учащихся на строительных машинах на объектах строек должна предусматривать:

—    проведение его под руководством мастеров производственного обучения;

—    закрепление учащихся за опытными машинистами-на-ставниками в период производственной практики на объектах строек;

—    соблюдение длительности рабочей смены для учащихся 18-летнего возраста, установленной действующим законодательством на предприятии для рабочих соответствующих профессий и возрастов;

—    проведение производственного обучения для лиц, не достигших 18-летнего возраста, непосредственно на строительной технике не более четырех часов (постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам № 283/П-9 от 10 сентября 1980 г.);

—    организацию отдыха и питания учащихся вне кабин в бытовых помещениях строительных площадок, оборудованных в соответствии с санитарными требованиями.

Профессиональное обучение будущих машинистов строительных машин должно проводиться на современных тренажерах и строительной технике, отвечающих гигиеническим и эргономическим требованиям. Ответственность за его проведение в условиях профтехучилищ возлагается на администрацию ПТУ; на строительных площадках и технике — на базовые предприятия, обеспечивающие соответствующие санитарно-гигиенические требования к условиям труда учащихся.

Важное место в системе мероприятий по снижению действия производственных вредностей, охране и укреплению здоровья учащихся-строителей принадлежит организации их медицинского обслуживания, включающего:

—    тщательное проведение предварительных медицинских осмотров в соответствии с перечнем медицинских показаний и противопоказаний к работе и производственному обучению учащихся строительным профессиям;

—    ежегодное проведение периодических медицинских осмотров с целью принятия своевременных мер по предупреждению заболеваний.

С целью улучшения использования в учебно-производственном процессе профессионально-технических училищ специализированных тренажеров рекомендуется проведение следующих организационных и эргономических мероприятий:

5

—    создание в строительных ПТУ, ведущих подготовку машинистов строительных машин, специализированных тренажерных кабинетов (мастерских, лабораторий), оборудованных в соответствии с требованиями гигиены и эргономики необходимой учебной аппаратурой;

—    размещение тренажеров в учебных помещениях профтехучилищ под углом в 45° по отношению к источникам естественного освещения на расстоянии друг от друга, достаточном для прохода учащихся и возможности безопасного проведения одновременной подготовки на всех тренажерах;

—    разработка специальных конструкций кресел тренажеров, обеспечивающих регулировку по высоте и углу наклона с наличием полужесткого сиденья, спинки и подлокотников.

Сиденье тренажера должно обеспечивать достаточную площадь опоры и иметь следующие размеры: ширину не менее 550 мм, глубину сиденья не менее 400 мм; высоту сиденья, регулируемую в пределах 420—470 мм; регулировку сиденья «вперед—назад» ±150 мм с надежной фиксацией положения; угол наклона сиденья спереди-назад не более 3—5°.

Высота спинки сиденья тренажера должна составлять не менее 500 мм, угол наклона спинки по вертикали в пределах 5—15°, пределы перемещения спинки по высоте (от нижнего края сиденья) должны составлять 100—255 мм.

Рычаги управления рабочими органами тренажеров и щитки приборов контроля должны соответствовать их расположению на реальной строительной технике и находиться в оптимальной рабочей зоне сидящего подростка.

Форма и размеры рукояток рычагов управления должны соответствовать таковым на реальной строительной технике; усилия на ручных рычагах управления должны составлять не более 3 кГс, на ножных рычагах управления (педалях) — не более 7—8 кГс; рабочий ход рычагов не должен превышать 300 мм; самопроизвольное перемещение рычагов должно быть исключено благодаря наличию надежной фиксации; тренажеры должны быть снабжены специальными табличками с несмываемыми надписями, указывающими схему их переключения и назначение.

Внедрение комплекса вышеперечисленных мероприятий при профессиональной подготовке учащихся — машинистов строительных машин — позволит сохранить и укрепить здоровье молодежи, повысить качество подготовки рабочих кадров для данной отрасли строительного производства.

список

материалов, которыми надлежит пользоваться при проведении медицинского контроля за режимом и условиями производственного обучения и медицинским обеспечением подростков, обучающихся в ПТУ профессии — машинисты строительных машин

1.    Список производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста (постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 283/П-9 от 10 сентября 1980 г.).

2.    СНиП 11-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования». М., Стройиздат, 1978.

3.    Методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся средних профессионально-технических училищ. М., 1978.

4.    Санитарные правила по устройству и содержанию учебных помещений системы профтехобразования. М., 1980.

5.    СНиП 11-Г.7-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования».

6.    СНиП 11-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». М., Стройиздат, 1980.

7.    ГОСТ 12.1.003-76 «Шум. Общие требования безопасности».

8.    ГОСТ 12.1.005-76 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

9.    ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».

7

10.    ГОСТ 12.1.012-78 «Вибрация. Общие требования безопасности».

11.    Санитарные нормы и правила по ограничению шума и вибрации на рабочих местах машинистов тракторов, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительно-дорожных машин й грузового автотранспорта. № 1102-73. М., 1973.

12.    Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов. № 1204-74. М., 1975.

13.    Методические рекомендации по профилактике неблагоприятного действия производственного шума на организм подростков. М., 1978.

14.    Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям строительства, промышленности строительных материалов, легкой, деревообрабатывающей, мебельной, спичечной и целлюлозно-бумажной промышленности (сборник № 4. М., 1965).

15.    Инструктивно-методические указания по проведению врачебно-профессиональной консультации подростков. № 10-61/14-128 и № 567-65. М., 1965.

16.    Инструктивно-методические указания по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров подростков. № 06-14/15. М., 1967.

17.    Методические рекомендации по оптимизации производственного обучения подростков на строительной технике. М., 1978.

18.    Рационализация профессиональной подготовки учащихся ПТУ на специализированных строительных тренажерах. М., 1980.

19.    Санитарные правила для временных (стационарных) и передвижных пунктов питания строительных рабочих. Утверждены М3 СССР от 10.02.69 г.

20.    ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования».

21.    ГОСТ 12.2.032-78 «Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования».

22.    СНиП 111-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1970.

23.    Сборник изменений и дополнений главы СНиП 111-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1977.

8

24.    О повышении организационного и методического уровня использования тренажеров в учебно-воспитательном процессе учебных заведений профтехобразования (методическое письмо). М., 1980.

25.    Положение о производственной практике учащихся городских профессионально-технических и технических училищ, подготавливающих квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи, торговли, общественного питания и отраслей, обслуживающих население. № 4 от 22 января 1975 г. М„ 1975.

26.    ГОСТ 12.1.013-78 «Строительство. Электробезопасность. Общие требования».

27.    Положение о профессионально-технических учебных заведениях СССР. № 296 от 11 апреля 1980 г.