Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для применения органами местного самоуправления при организации транспортного обслуживания населения на территории поселений, городских округов; благоустройстве территорий общего пользования, предназначенных для обеспечения движения транспортных средств и (или) пешеходов. Методические рекомендации распространяются на велосипедные дорожки, велопешеходные дорожки, велосипедные полосы, велосипедные парковки, иные элементы инфраструктуры велосипедного транспорта.

 Скачать PDF

Оглавление

Приложение 1. Основные подходы к созданию ВТС

Приложение 2. Характеристики элементов велотранспортной инфраструктуры

Приложение 3. Рекомендации по обеспечению безопасности движения велосипедистов

Приложение 4. Рекомендации по обустройству пересечений в одном уровне

Приложение 5. Нормативные ссылки

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

«СОГЛАСОВАНО»

Н.А. Асаул

Заместитель Министра транспорта Российской/Федерации

2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения.

«ОДОБРЕНО»

Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации

«ОДОБРЕНО»

Межведомственный Координационный комитет проекта ПРООН/ГЭФ -Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России»


Научно-технический совет открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта»


Протокол № 2 от 25.04.2017


05.10.2017

2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ТРАНСПОРТА ПОСЕЛЕНИЙ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.    «Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации» (далее - методические рекомендации) направлены на развитие инфраструктуры велосипедного транспорта и обеспечение безопасности движения велосипедистов на территории поселений, городских округов.

2.    Настоящие методические рекомендации предназначены для применения:

2.1.    Органами местного самоуправления при:

организации транспортного обслуживания населения на территории поселений, городских округов;

благоустройстве территорий общего пользования, предназначенных для обеспечения движения транспортных средств и (или) пешеходов.

2.2.    В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 27) и постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 2, ст. 326).

2.3.    В целях методической поддержки принятия управленческих решений в области развития транспортной инфраструктуры на территории поселений, городских округов1.

3.    Методические рекомендации распространяются на велосипедные дорожки (далее - велодорожки), велопешеходные дорожки, велосипедные полосы (далее - велополосы), велосипедные парковки (далее - велопарковки), иные элементы инфраструктуры велосипедного транспорта (далее - велотранспорт, велотранспортная инфраструктура соответственно).

4.    Для создания велотранспортной инфраструктуры необходимо выбрать вариант движения велосипедистов:

по проезжей части, или вне ее;

с использованием велополосы, совмещенной с другими участниками

5

транспорта до 40 км/ч.


Велосипедная улица

t.Qu-<

*—-4j5m- -

б)    в)


а)


4.11. Для снижения скорости движения автомобильного транспорта при совмещенном движении велосипедистов и автомобилей следует применять методы успокоения движения (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2. Варианты реорганизации схемы дорожного движения:

а) - существующий сквозной проезд или дорога с двусторонним движением и запаркованными автомобилями; б) - дорога, на которой велосипедисты имеют преимущественное право движения.

4.12. Использование тротуаров: ширина тротуаров должна соответствовать интенсивности пешеходного движения. В случае излишне широких тротуаров зона для пешеходов может быть сужена, а на освободившемся месте организована велодорожка. При этом необходимо предусматривать возможное увеличение пешеходного потока в часы пик, а также возможность уплотнения застройки на прилегающих территориях. В этих случаях следует рассмотреть возможность уширения тротуара с учетом устройства велополосы.

В случаях низкой интенсивности пешеходного потока допускается рассматривать вариант совмещенного движения велосипедистов и пешеходов. При этом необходима установка информационных знаков, указывающих на наличие участников движения с другими скоростными параметрами.

Ширина возможного проезда определяется по наиболее узкому участку и должна соответствовать минимальной нормируемой ширине велодорожки (1,5 м) при нормируемой ширине пешеходной части тротуара не менее 3 м.

Приложение № 2 к методическим рекомендациям по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения.

Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕЛОТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1. Общие требования

1.1.    При проектировании велодорожек за пределами населенных пунктов следует руководствоваться ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования».

1.2.    Проектируемые и существующие велопешеходные дорожки и иные объекты велотранспортной инфраструктуры должны обеспечивать безопасные условия движения велосипедистов и пешеходов.

1.3.    Устройство велодорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры не должно ухудшать условий обеспечения безопасности дорожного движения, использования и содержания проезжей части и тротуаров, элементов благоустройства сети дорог.

1.4. При проектировании велодорожек следует учитывать следующие факторы: назначение (категория);

пространственное окружение (тип застройки, в пределах застройки или вне застроенной территории);

общая транспортная ситуация (интенсивность движения и скорость движения транспортных средств);

функциональное назначение (связующая, распределяющая или обеспечивающая непосредственный доступ);

параметры велодорожек (в том числе доступная ширина, количество

полос).

1.5.    Устройство велопешеходных дорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры на тротуарах за счет сужения полос движения пешеходов допускается при наличии соответствующего технико-экономического обоснования при условии обеспечения прохода для пешеходов шириной не менее 3,0 м.

1.6.    Велополосы, устраиваемые на проезжей части в виде выделенных полос, обозначаются знаком 1.23.3 в соответствии с Правилами дорожного движения и отделяются от полос движения транспорта разметкой в соответствии с и. 1.2.1 (сплошной линией). Стоянка и остановка транспортных средств за исключением остановочных пунктов, устройство парковок на велополосах не допускается.

1.7.    Устройство велополос, велопешеходных дорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры следует предусматривать в качестве

2

самостоятельных элементов сети дорог на стадии проектирования, строительства и реконструкции участков сети дорог, зон жилой и исторической застройки, общественных центров, в том числе торговых центров, учебных заведений, зон рекреации, на объектах транспорта (включая автовокзалы, автостанции, станции поездов пригородного сообщения, остановочные пункты) и на подходах к ним.

1.8.    При устройстве велополос, велопешеходных дорожек и иных объектов велотранспортной инфраструктуры в пределах существующих объектов, указанных в и. 1.7, следует предусматривать разделение потоков транспорта, велотранспорта и пешеходов.

1.9.    При проектировании и устройстве велополос, велопешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:

велополосы, велопешеходные дорожки необходимо проектировать таким образом, чтобы они обеспечивали непрерывность всего комплекса пешеходных и велотранспортных маршрутов, а также свободный доступ для всех велосипедистов к объектам тяготения (зданиям, сооружениям, объектам транспортной инфраструктуры и пр.);

велотранспортные маршруты следует прокладывать по кратчайшим путям с учетом обеспечения безопасности движения;

велополосы и велопешеходные дорожки следует выполнять, по возможности, без изменения продольного профиля участка, с минимальным числом пересечений с проезжей частью улиц;

обустройство велопешеходных дорожек должно обеспечивать комфортность движения по ним всех предполагаемых (прогнозируемых) групп пользователей;

необходимо обеспечить полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков велосипедистов и пешеходов в зонах массового тяготения населения;

решетки водостока, размещаемые при необходимости на велопешеходных дорожках и велополосах, должны выполняться со щелями, направленными поперек направления движения велосипедистов.

1.10.    Велополосы на сети дорог выделяются и обозначаются дорожными знаками и разметкой в соответствии с Правилами дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004). При разработке архитектурно-планировочных решений участков массовой жилой застройки для нового строительства требуется в обаязательном порядке обеспечить наличие велополос вдоль внутриквартальных проездов и проходов.

1.11.    Велодорожки и велопешеходные дорожки образующие велотранспортные маршруты местного значения должны соединяться между собой с обеспечением сквозного проезда в соседние кварталы для создания непрерывной сети велодорожек. Веломаршруты внутри кварталов могут идти как элемент проезжей части с выделением разметкой или как элемент совмещенного с механическими транспортными средствами движения при условии применения мероприятий по снижению скорости движения, в том числе искусственных неровностей в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства

организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ Р 52605-2006).

1.12. Во дворах жилых домов велополосы не устраиваются.

2. Необходимо выбирать следующие параметры велополос и велодорожек:

2.1.    Ширина велополос в населенных пунктах при движении велотранспорта в одном направлении для вновь проектируемых, строящихся, реконструируемых или капитально ремонтируемых участков сети дорог принимается равной не менее 1,5 м для каждой полосы движения. При организации движения во встречных направлениях, или при устройстве велопешеходных дорожек на тротуарах шириной менее 4,5 м ширина каждой полосы движения велосипедистов принимается не менее 1,3 м.

2.2.    Условия доступности велодорожек и велополос для разных групп велосипедистов, в том числе мало подготовленных физически, без учета ширины велополосы и велодорожки, разделяются по следующим категориям:

а)    комфортные условия - велодорожки выполнены в виде выделенных полос, отделенных от пешеходов и транспорта ограждениями или зелеными насаждениями, преимущественно без изменения продольного профиля, имеют специальное покрытие; возможны отдельные участки с уклоном не более 25 %; поверхность велодорожек твердая, ровная, приспособленная для движения любых типов велосипедов, может иметь незначительное количество препятствий и неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности), не превышающих по высоте 6 мм; средняя протяженность веломаршрутов между основными объектами тяготения не превышает 2,5 км.

б)    нормальные условия - подразделяются на две подгруппы:

подгруппа «а» (умеренные) - велодорожки выполнены преимущественно без уклонов в плане продольного профиля; поверхность велодорожек твердая, ровная, может иметь незначительное количество препятствий и неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности), не превышающих по высоте 6 мм; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения не превышает 5 км, также возможно наличие:

одного или нескольких коротких участков с уклоном от 26 % до 40 % общей протяженностью не более 150 м, не имеющих препятствий и неровностей поверхности;

одного или нескольких участков с уклоном не более 25 % любой протяженности, высота препятствий и/или неровностей на которых не превышает 10 мм;

подгруппа «б» (удовлетворительные) - велодорожки имеют уклоны до 40 % (в зависимости от крутизны и протяженности), поверхность велодорожек твердая, ровная, имеет незначительное количество препятствий и неровностей (не более 10 % от общей площади поверхности), не превышающих по высоте 10 мм; присутствуют все основные элементы обустройства для движения велосипедистов; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения не превышает 10 км, допускаются иные особенности:

имеются уклоны 26...40% без препятствий и неровностей поверхности с неполным соответствием их обустройства для велосипедистов (не оборудованы

4

ограждениями, соответствующей разметкой);

на горизонтальных поверхностях и уклонах до 25 % имеется значительное количество неровностей (не более 30 % от общей площади поверхности) высотой до 6 мм и/или незначительное количество неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности) высотой до 15 мм;

на уклонах от 26 % до 40 % имеется значительное количество неровностей (не более 20 % от общей площади поверхности) высотой до 6 мм и/или незначительное количество неровностей (не более 5 % от общей площади поверхности) высотой до 10 мм;

средняя протяженность маршрутов движения (при отсутствии уклонов более 25 % и незначительном количестве неровностей поверхности, т.е. не более 10 % от общей площади поверхности, высотой до 10 мм) превышает 10 км.

в) Сложные условия, подразделяющиеся на три подгруппы: подгруппа а (умеренно сложные) - велодорожки имеют продольный уклон

40.. .60 % (в зависимости от крутизны и протяженности); поверхность велодорожки твердая, ровная, возможно незначительное количество неровностей (не более 10 % от общей площади поверхности), высотой не более 10 мм; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения превышает 5 км;

подгруппа б (сложные) - велодорожки имеют продольный уклон 60...80%; поверхность велодорожки твердая, ровная, неровности отсутствуют или их количество минимально (не более 2 % от общей площади поверхности при высоте неровностей, не превышающей 6 мм); условия движения стесненные; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения превышает 5 км;

подгруппа в (особо сложные) - велодорожки имеют продольный уклон

80.. . 100%; поверхность велодорожки преимущественно неровная, возможны незначительные препятствия (площадь неровностей и препятствий, высотой не более 15 мм составляет до 70 %, возможны участки со скользким, грязным, вязким покрытием); условия движения стесненные; средняя протяженность маршрутов движения между основными объектами тяготения превышает 5 км.

Велодорожки и велополосы, технические характеристики и обустройство которых не соответствуют условиям, приведенным в пунктах, а) - в), считаются недоступными для всех групп велосипедистов.

2.3. Расчетные параметры велодорожек и велополос следует принимать по таблице 2.12.

Таблица 2.1

Категория

велодорожки

Расчетная скорость движения одиночного велосипедиста км/ч

Ширина полосы движения, м

Число полос движения, шт.

Наименьший радиус кривых в плане, м

Наибольший продольный уклон, %о

Обособленная

20

1,50

1...2

30

40

Изолированная

30

1,50

2...4

50

30

2 СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (таблица 8)

5

2.4.    На проезжей части магистральных улиц общегородского значения устройство велополос и других элементов велотранспортной инфраструктуры не допускается.

На магистральных улицах районного значения (распределительных) допускается размещение велополос, отделенных от полос движения транспорта разделителями движения (защитные столбики, защитные барьеры, разделительные бордюры, отделение велополосы элементами благоустройства, парковка вдоль улицы).

На местных улицах устройство велополосы допускается в виде выделенной части полосы движения проезжей части или примыкающей к проезжей части с выделением велополосы цветом и/или разметкой при ограничении скорости не более 40 км/ч.

В случаях размещение велополосы в пределах проезжей части, велосипедисты являются участниками дорожного движения и подчиняются общим правилам дорожного движения, при этом:

велополосы должны быть непрерывными, при пересечении других улиц разрывы в велодорожках не допускаются;

на перекрестках изменение направления велополос с углом более 120° не допускаются;

правая сторона велополосы на проезжей части ограничивается сплошной линией, левая кромка которой должна проходить на расстоянии не менее 0,25 м от бортового камня;

пересечение улиц при невозможности выделения велополосы осуществляется велосипедистами по регулируемыми и нерегулируемым пешеходным переходам, ширина перехода в этом случае должна быть увеличена на 1,5 м.

велополоса должна быть выделена цветом, вдоль нее возможно устройство искусственных неровностей на дорожном покрытии.

2.5.    Рекомендуемые геометрические параметры велополос должны соответствовать таблице 2.2.

Таблица 2.2

Нормируемый параметр

Минимальные значения при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте дорог

Минимальные значения в стесненных* и особо стесненных** условиях

Расчетная скорость движения, км/ч

20

30

20* (15**)

Ширина проезжей части одной полосы велодорожки, м, не менее:

однополосного одностороннего

1,5

1,5

1,3* (1,2**)

двухполосного одностороннего

1,5

1,5

не применяется

двухполосного со встречным движением

1,5

1,5

не применяется

Ширина велодорожки и тротуара с выделением велодорожки цветом покрытия, м

4,5

4,5

4,5*

Ширина обочин отдельно устроенной велодорожки, м

0,5

0,5

не применяется

Наименьший радиус кривых в плане, м:

6

Нормируемый параметр

Минимальные значения при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте дорог

Минимальные значения в стесненных* и особо стесненных** условиях

- при отсутствии виража

45

50

15

- при устройстве виража

30

45

15

Максимальный продольный уклон, %о***

80

70

60

Габарит по высоте, м

2,5

2,8

2,5

* под стесненными условиями понимаются ширина тротуара 3,0...4,5 м, улицы с одной полосой движения в каждом направлении, размещение рельсового наземного городского электрического транспорта (трамваи) на одной из сторон проезжей части.

** под особо стесненными условиями понимаются ширина тротуара 3,0 м и менее вдоль улиц с одной полосой движения в каждом направлении.

*** с учетом требований п.п. а- в.

2.6.    При размещении велодорожек необходимо обеспечить расстояние:

до проезжей части, опор, деревьев - 0,5...0,75 м;

до тротуаров - 0,25... 0,5 м;

до парковок автомобилей, киосков, остановочных пунктов - 0,5...0,75 м;

до элементов озеленения, урн, малых архитектурных форм - 0,5 м.

2.7.    При разработке архитектурно-планировочных решений для строительства, реконструкции, капитального ремонта сети дорог, пешеходных тротуаров, пешеходных зон, пешеходных улиц, иных объектов городской транспортной инфраструктуры в части размещения и благоустройства велополос, велопешеходных дорожек, велодорожки, пешеходных тротуаров, пешеходных зон рекомендуется пользоваться действующими нормативными документами с учетом положений настоящих Методических рекомендаций.

2.8.    Велодорожки в пределах городских кварталов и районов массовой жилой застройки должны проектироваться с учетом пи. а - в настоящего приложения.

2.9.    В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать выделенные велодорожки, предназначенные для рекреационного использования (прогулок и занятий физкультурой и спортом), иные элементы велотранспортной инфраструктуры.

2.10.    Ширина велодорожки в зонах массового отдыха населения должна быть не менее 3,0 м и предусматривать возможность встречного движения велосипедистов.

2.11.    Велодорожки для занятий спортом проектируются в виде замкнутых кривых с устройством ограждений для предотвращения выхода пешеходов на велодорожку.

3. Требования к покрытиям велодорожек.

3.1.    Устройство покрытий велодорожек выполняются в соответствии с общими правилами устройства дорожных покрытий для улиц и тротуаров населенных пунктов.

3.2.    Верхний слой покрытия велодорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона или каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек с выделением полос для движения велосипедистов - с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753-2014 «Дороги

7

автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования». Применение несвязных материалов для устройства покрытий - щебня, гравия, песка, щебеночно-песчаных смесей не допускается за исключением покрытий участков для спортивно-оздоровительной езды в специально отведенных зонах.

Таблица 2.3

Значение коэффициента сцепления для велодорожек_

Покрытие

Тип покрытия

асфальтобетон

цементобетон

каменный материал, обработанный вяжущим материал

цветное покрытие противоскольжения

сухое

0,65

0,65

0,6

0,75

мокрое

0,55

0,55

0,45

0,70


3.3. Коэффициент сцепления колеса с покрытием определяется по ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием» при скорости движения 30 км/ч и должен быть не ниже значений, указанных в таблице 2.3. 2

Рисунок 2.1. Рекомендуемые размеры велопарковки

уО.З мДА-0.5 нД Ь-С.5 i*y0 I-0.5_

1.2 и

Рисунок 2.2. Диагональное расположение велосипедов

4.7. Рекомендуемые значения количества парковочных мест для велосипедов указаны в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Типы объектов

Число парковочных мест для велосипедов

Основной торговый центр

4... 6 на 100 м^ площади

Районный торговый центр (универмаг)

5...7на100м площади

Местный торговый центр

6... 8 на 100 м^ площади

Офисные учреждения

2...4на100м площади

Начальная школа

до 30 на 100 школьников

Средняя школа

до 50 на 100 школьников

Высшего образования

до 60 на 100 студентов

Закрытый спортивный центр

до 3 5 на 100 посетителей

9

Типы объектов

Число парковочных мест для велосипедов

Спортивная площадка с трибуной

до 20 на 100 посетителей

Спортивная площадка

до 20 на поле

Бассейн

до 15 на 100 м2 водной поверхности

Театр

до 20 на 100 посетителей

Концертный зал

до 25 на 100 посетителей

Кинотеатр

до 25 на 100 посетителей

Крупная дискотека; городская

до 25 на 100 посетителей

Крупная дискотека; негородская

до 5 на 100 посетителей

Больница; городская

до 30 на 100 кроватей

Больница; областная

до 20 на 100 кроватей

Дом престарелых

до 10 на 100 кроватей

Места отдыха

20...35 на 100 посетителей

Аттракционы/тематические парки развлечений

10... 15 на 100 посетителей

4.8.    Уличные велопарковки для кратковременного хранения рекомендуется размещать на расстоянии не более 30 м от входа в учреждения, в хорошо освещенных местах с высокой интенсивностью пешеходного движения, в зоне обзора существующих камер видеонаблюдения. Велопарковки не должны препятствовать движению пешеходов и проезду спецтехники. В конструкции велопарковок рекомендуется использовать антивандальные материалы.

4.9.    К велопарковкам долговременного хранения относятся индивидуальные ячейки, предназначенные для размещения одного или нескольких велосипедов (рисунок 2.3). Индивидуальные ячейки рекомендуются к устройству вблизи входов в станции метрополитена и других транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ).

Рисунок 2.3. Размеры секций (в метрах) велопарковок долговременного (постоянного) хранения

4.10.    При проектировании нового жилого дома рекомендуется предусматривать наличие мест постоянного хранения в количестве не менее 0,8 места на каждое домохозяйство (квартиру). В существующих жилых зданиях количество мест определяется текущим спросом. Рекомендуется размещение велосипедов на место постоянного хранения в подвальных помещениях, специально отведенных помещениях в подъездах домов, велосипедных гаражах.

4.11.    Места постоянного хранения рекомендуется устраивать в одном уровне с

движения (пешеходами или автомобилями);

с использованием велодорожки с односторонним или двухсторонним движением велосипедистов.

5.    Вариант создания велотранспортной инфраструктуры в каждом конкретном случае выбирается с учетом транспортных, эксплуатационных и градостроительных особенностей данной территории.

6.    В рамках комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, включающего планирование и развитие велотранспортной инфраструктуры, направленного на создание условий для возможности использования различных видов транспортных средств в зависимости от цели передвижения, развитие велотранспортной инфраструктуры должно обеспечивать безопасное, комфортное и поощряемое использование велотранспорта в качестве альтернативы поездок на автомобиле.

Целями создания велотранспортной инфраструктуры являются: повышение удобства передвижения на расстояния до 10-15 км; повышение доступности территорий;

решение транспортных, экологических, социальных проблем; сокращение затрат на здравоохранение;

повышение качества среды обитания за счет сокращения числа поездок на автомобилях на расстояния до 10-15 км.

7.    При проектировании велотранспортной инфраструктуры осуществляется:

а)    выявление возможностей использования территории поселения, городского округа для обеспечения движения велосипедистов, включая:

совершенствование планировки за счет реорганизации и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры для увеличения их пропускной способности (в том числе сокращение или увеличение полос движения, реконструкция перекрестков, создание отдельных улиц, пересечений в разных уровнях);

поиск возможностей перераспределения велосипедного и пешеходного движения с использованием территорий, расположенных за пределами дорог (в том числе озелененные территории, полосы отчуждения вдоль железнодорожных путей);

б)    повышение эффективности совершаемых поездок за счет: дифференцирования велосипедного движения по расстоянию, скорости,

времени;

совмещения и разделения движения велосипедистов; развития интермодальности; реорганизации дорожного движения;

в)    внедрение новых транспортных решений и видов транспортного обслуживания населения;

г)    анализ существующих условий и перспектив развития и размещения велотранспортной инфраструктуры, оценка нормативной правовой базы, необходимой для функционирования и развития велотранспортной инфраструктуры, и оценка объемов финансирования транспортной инфраструктуры с учетом развития велотранспорта.

10

проезжей частью или тротуаром. Если доступ к ним в одном уровне невозможен, то их обустраивают рампами, пандусами или лифтами. Помещения для хранения велосипедов должны быть защищены от неблагоприятных погодных условий, иметь освещение, закрываться и быть доступными только для их пользователей.

4.12. В составе транспортно-пересадочного узла необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие развитие BTC. С учетом повышенной плотности пешеходных потоков на территории транспортно-пересадочного узла, размещение велопарковок и путей, ведущих к ним, должно осуществляться вне основных направлений движения пешеходов, но на удалении не более 50 м от выходов из станции метрополитена или иного внеуличного транспорта.

4

8.    При проектировании сети дорог должна учитываться необходимость снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП) с велосипедистами и тяжести их последствий для участников дорожного движения.

9.    При планировании создания велотранспортной инфраструктуры функции маршрутов движения велосипедистов (далее - велотранспортные маршруты), включая пересечения, должны соответствовать функциям элементов совокупности дорог на территории поселения, городского округа (далее - сеть дорог), по которым проложены указанные маршруты.

Принципы формирования эффективной велотранспортной сети, представляющей собой сеть велотранспортных маршрутов (далее - ВТС) и отдельных велосипедных маршрутов, представлены в таблице 1. Принципы построения иерархии ВТС представлены в таблице 2.

Таблица 1

Принцип

Методы обеспечения

Безопасность

Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать минимальный риск ранения или травмы, а также чувство безопасности у велосипедистов

Последовательность

Велотранспортная инфраструктура должна представлять собой единую систему, связывающую основные места начала поездок и места назначения, быть непрерывной, однородной по условиям передвижения, иметь информационные указатели, позволять выбирать варианты маршрута движения

Прямолинейность и

равномерность

движения

Велотранспортный маршрут должен иметь минимальное количество участков с изменением направления движения. Велосипедисты не должны задерживаться на пересечениях с потоками автомобильного транспорта. Велосипедисты должны иметь возможность двигаться с допустимой максимальной скоростью

Привлекательность

Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать освещение, эстетику, интеграцию с окружающим пространством, доступ к объектам сервиса, торговли

Комфорт

Велотранспортная инфраструктура должна обеспечивать качество покрытия, минимальные уклоны, исключение сложных маневров, минимизацию потребности спешиваться, минимальные помехи со стороны транспортных средств и пешеходов

Таблица 2

Вид ВТС

Функция

Обеспечиваемая скорость движения велосипедистов, км/ч

Общегородская

Велотранспортные маршруты, обеспечивающие быстрое и беспрепятственное передвижение между частями поселения или городского округа

25...40

Местная

Велотранспортные маршруты, соединяющие внутриквартальные велотранспортные маршруты с общегородскими

20...30

Внутриквартальная

Велотранспортные маршруты обеспечивающие доступ к жилым зданиям и другим местам притяжения, характеризующиеся низкой скоростью, низкой интенсивностью движения

<20

5

10.    На этапе планирования создания и проектирования ВТС необходимо обеспечить:

выделение элементов велотранспортной инфраструктуры на сети дорог; наличие участков велотранспортных маршрутов между местами выезда велосипедистов с территории жилой зоны и пунктами назначения;

удобный доступ в жилые, коммерческие и производственные здания; возможность содержания покрытий велодорожек и велополос, обеспечивающие ровность и сцепление;

снижение скорости движения транспортных средств на внутриквартальных проездах;

безопасность велотранспортных маршрутов в школы; возможность перевозки велосипедов на общественном транспорте; наличие возможности долгосрочной и краткосрочной парковки велосипедов на автостоянках или специализированных стоянках;

ВТС информационными указателями.

11.    При планировании создания и проектировании ВТС должны учитываться потребности и возможности разных категорий (групп) велосипедистов, вид поездки и требования к ВТС в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Категория

велосипедиста

Виды поездок

Особенности велосипедиста

Требования к ВТС

Дети -учащиеся младших классов

развлекательные

Навыки пользования велосипедом не развиты, мало знаний правил дорожного движения, требуют наблюдения и контроля.

Вне проезжей части, выделенная на тротуаре велополоса, отдельная велодорожка

Дети -учащиеся старших классов

развлекательные, целевые (поездки в школу, магазин)

Хороший уровень владения велосипедом, развитая уверенность, низкий уровень соблюдения правил дорожного движения.

Велодорожки и велополосы вне проезжей части

из пригорода в город и обратно

Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения неоднородны.

Велодорожки и велополосы с обеспечением мероприятий для успокоения транспортных потоков

Взрослые,

семьи

целевые (поездки за покупками, деловые поездки)

Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения неоднородны.

Поездки для определенных целей, поездки на расстояние до 10-15 км, регулярные поездки.

Велодорожки и велополосы по местным дорогам с обеспечением мероприятий для успокоения транспортных потоков

рекреационные

Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения неоднородны.

Поездки к местам отдыха (паркам, водоемам).

Велодорожки и велополосы вне проезжей части

6

Категория

велосипедиста

Виды поездок

Особенности велосипедиста

Требования к ВТС

туристические

Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения.

Поездки на расстояние более 10-15 км, часть поездок группами по объектам туристической привлекательности.

Использование всех видов ВТС

спортивные

Опыт, развитые навыки пользования велосипедом, знания и соблюдение правил дорожного движения.

Поездки на расстояние более 10-15 км, часто в группах по два в ряд, наличие спортивной подготовки.

Велополосы для шоссейных видов соревнований,велотреки и внедорожные полигоны для других видов соревнований

12.    Основные подходы к созданию ВТС приведены в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

13.    Характеристики элементов велотранспортной инфраструктуры приведены в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

14.    Рекомендации по обеспечению безопасности движения велосипедистов приведены в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

15.    Рекомендации по обустройству пересечений в одном уровне приведены в приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

16.    Особенности создания велотранспортной инфраструктуры с учетом типа и размеров поселений, городских округов приведены в приложениях №№ 1 - 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

17.    Планирование развития велотранспортной инфраструктуры основывается на исходной информации, сбор и анализ которой осуществляется в соответствии с Примерной программой регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.12.2016 № HA-197-p.

Приложение № 1 к методическим рекомендациям по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ втс

1.    В зависимости от показателей, характеризующих текущее состояние и

проблемы развития перемещения велосипедистов в поселении, городском округе, определяемых в соответствии с Приложением № 8 Примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.12.2016    №НА-197-р, учет потребности в

велотранспортной инфраструктуре осуществляется в рамках градостроительной деятельности на уровне поселения, городского округа.

2.    Планировочная структура ВТС на уровне поселения, городского округа включает:

а)    велотранспортные маршруты городского значения, обеспечивающие деловые поездки по взаимосвязным велотранспортным маршрутам на расстояние 5-15 км и рекреационные поездки протяженностью 10-50 км, включающие участки маршрутов движения велосипедистов между муниципальными образованиями. В черте поселения, городского округа указанные велодорожки располагаются в зоне наиболее активных перемещений велосипедистов, формируя велотранспортный маршрут, соединяющий территориальные образования (жилые зоны, офисные и образовательные центры, др.);

б)    велотранспортные маршруты районного значения протяженностью 2-10 км, обеспечивающие связность и наиболее короткую корреспонденцию между центром и участками жилой застройки с размещением, в основном, вдоль улиц с интенсивным движением автомобильного транспорта;

в)    велотранспортные маршруты местного значения (внутриквартальные дороги и проезды), обеспечивающие связи внутри районов и микрорайонов).

3.    По планировочным требованиям характеризуются следующие типы велотранспортных маршрутов:

а) велотранспортные маршруты городского значения - характеризуются максимальным разделением велосипедистов, пешеходов и механических транспортных средств. Для таких маршрутов отсутствует доступ автомобилей для сквозного проезда, пересечение с автомобильными дорогами с интенсивным движением транспорта следует обеспечивать в разных уровнях, с автомобильными дорогами с низкой интенсивностью движения транспорта - за счет создания

2

приоритетных условий движения для велосипедистов, возможностью движения велосипедистов в двух направлениях, должны быть предусмотрены минимальные уклоны на подъемы и спусках;

б)    велотранспортные маршруты районного значения - размещаются в основном вдоль доорог с интенсивным движением транспортных средств. Для таких маршрутов преимущественно требуются создание велодорожек с разделением движения на тротуарах или выделенных полос на проезжей части, пересечения с автомобильными дорогами регулируются светофорами, используются дополнительные методы обеспечения безопасности (информационные таблички, снижение скорости, кольцевые перекрестки), допускается совмещение противоположных направлений движения велосипедистов или совмещение с пешеходными зонами, размещение на проезжей части и в виде выделенной велополосы рекомендуется в основном в зонах ограничения скорости движения транспорта до 40 км/ч;

в)    велотранспортные маршруты местного значения предназначены для перемещений велосипедистов в рамках жилого массива или двух смежных жилых массивов. Для таких маршрутов безопасность движения обеспечивается преимущественно ограничением скорости автотранспорта и снижением интенсивности транспортного потока, специальной разметкой не выделяются.

4. В рамках проектирования ВТС необходимо следовать следующим принципам:

4.1. Проведение анализа территории, при котором:

а)    определяются:

наличие естественных преград (пересеченная местность, речные поймы, овраги, затапливаемые территории, зеленые зоны, незастроенные территории);

наличие искусственных преград (железных дорог, магистралей, промышленных объектов, территорий, въезд на которые не допускается, др.);

достаточность существующего количества автомобильных и пешеходных мостов, тоннелей и других надземных и подземных конструкций, возможность их использования для проезда велосипедистов, наличие пандусов;

расположение имеющихся проходов и проездов, которые можно использовать для объезда территории, на которой ведутся ремонтные работы или работы по благоустройству;

планировочные особенности зеленых зон общего пользования, их связность и расположение;

б)    изучаются места и причины возникновения затруднений движения транспорта и график их возникновения. При этом следует выявить основные направления перемещений велосипедистов и при размещении велотранспортных маршрутов по возможности избегать зон интенсивного движения автомобильного и городского пассажирского транспорта. При анализе участков затруднения движения транспорта следует обращать внимание не только на участки их возникновения в часы пик, но и на зоны с постоянно затрудненным движением. Такие участки сети дорог, требующие проведения значительных объемов комплексных работ для повышения пропускной способности, рекомендуется исключать из зоны возможного размещения элементов ВТС;

в)    исследуются существующие пути перемещения велосипедистов, что позволяет выявить удобные проходы и проезды на отдельных и неиспользуемых другими жителями участках территории. При этом не рекомендуется планировать ВТС, повторяя существующие пути перемещений, без проведения анализа альтернативных маршрутов, так как данные пути могут использоваться из-за отсутствия других вариантов при недостаточно развитой велотранспортной инфраструктуре;

г)    рассматриваются места размещения пунктов пересадки на скоростной транспорт, расположение других точек притяжения населения.

4.2.    Определение основных мест притяжения. Места притяжения рассматриваются в масштабе поселения, городского округа, затем в рамках каждого района и микрорайона.

4.3.    Выявление основных потенциальных направлений велотранспортных маршрутов, в рамках которого ведется поиск возможных альтернативных проездов по параллельным дорогам, озелененным территориям для обеспечения проезда велосипедистов между отдельными городскими территориями.

4.4.    Учет:

возможности ВТС активно задействовать внеуличное пространство; необходимости максимального удаления ВТС от автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения;

наличия существующих веломаршрутов в условиях отсутствия велотранспортной инфраструктуры, позволяющих выявить приоритетные цели, дополнительные возможности проездов и пересечений сложных участков.

4.5.    Основными направлениями велотранспортных маршрутов в рамках поселения, городского округа являются:

жилая зона - исторический центр;

жилая зона - крупная зона отдыха городского значения, спортивный центр; жилая зона - торгово-развлекательный центр; жилая зона - пригород.

Указанные веломаршруты характеризуются перемещением велосипедистов с максимальной возможной скоростью и в отношении территории размещения носят транзитный характер. На транзитных отрезках направление движения велосипедного транспорта должно быть наиболее прямым и коротким.

4.6.    Для трассировки следует выбирать дороги-дублеры по периметру жилых зон, районов, улицы с низкой интенсивностью движения автомобильного транспорта, короткие пути через озелененные территории общего пользования, обозначив преимущественное право движения велосипедистов.

Основными элементами транзитной ВТС являются велодорожки, либо велополосы.

4.7.    При проектировании велотранспортной инфраструктуры для формирования велотранспортных маршрутов местного значения рекомендуется учитывать принцип обеспечения велосипедной доступности и ограничение движения автомобильного транспорта.

Первоочередные задачи проектировании велотранспортной инфраструктуры: обеспечение непосредственной и безопасной доступности социальных

4

объектов (детских садов, школ, спортивных и детских площадок, государственных учреждений, образовательных и досуговых центров);

разделение потоков велосипедистов, пешеходов и автомобильного транспорта.

4.8. При обосновании мероприятий по обеспечению безопасности велотранспортной инфраструктуры необходимо учитывать принцип максимального предупреждения опасной ситуации.

При проектировании следует предусмотреть максимальную визуальную информированность участников дорожного движения друг о друге.

4.9. Основными направлениями перемещений внутри районов и микрорайонов являются:

дом - место пересадки на скоростной транспорт (станция метро, ж/д, автовокзал);

дом - школа, детский сад, поликлиника, бытовой сервис, магазин;

дом - зона отдыха районного значения;

дом - дом.

Основное перемещение велосипедистов рекомендуется рассматривать вдоль маршрутов движения пешеходов и по территории межквартального озеленения внутри жилых зон (рисунок 1.1). Сквозные связи обеспечивают безопасное перемещение через весь район всем категориям велосипедистов без выезда на проезжую часть. Сквозные автомобильные проезды в зонах жилой застройки следует преобразовать в улицы с преимущественным правом проезда велосипедистов. Дорожная разметка и знаки должны определять преимущество велосипеда, со снижением скорости автомобильного транспорта до 20 км/ч.

маршрут движения пешеходов велодорожка;

рблогешехсщная дорожка

велополоса

детские образовательные учреждения

Рисунок 1.1- Формирование ВТС внутри района жилой застройки

4.10. Для транзитного проезда допускается использовать совмещенное движение велосипедистов и автомобилей по дублерам основной дороги (с преимуществом велосипедистов и обязательным снижением скорости автотранспорта) или, в случае отсутствия дороги-дублера - велополосы. При использовании дорог-дублеров для велосипедного движения вдоль улиц районного значения необходимо обеспечить снижение скорости автомобильного

1

Положения настоящих методических указаний могут применяться для территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

2

Велосипедные парковки.

4.1.    Велопарковки устраиваются возле учебных заведений, кинотеатров, магазинов площадью более 100 м2, торговых центров, обзорных площадок, музеев, пересадочных узлов, иных объектов.

4.2.    Габаритные размеры велопарковки на 1 велосипед принимаются в размере не менее 1,2 м2 при длине парковочного места не менее 2 м.

4.3.    При устройстве многорядной велопарковки должен быть обеспечен проезд (проход) между рядами шириной не менее 1,5 м.

4.4.    Велопарковка может быть организована с диагональным расположением велосипедов, когда велосипеды припаркованы под углом 45°, рули не так сильно мешают велопарковке. Расстояние между велосипедами можно уменьшить до 50 см (или до 40 см в стесненных условиях) см, а глубину велопарковки - до 1,4 м. При такой велопарковке пройти к ней можно только в одном направлении (рисунки 2.1 и 2.2).

4.5.    Рекомендуемая площадь, приходящаяся на один велосипед на велопарковке - 1,7 м2, включая парковочную площадь (1,2 м2) и проход (0,5 м2 на каждый велосипед). Парковочная площадь может варьироваться от 1,2 м2 для компактных решений до Зм2 там, где используются комфортные стойки с шириной ячеек 80 см.