Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

113 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методике коротко изложена процедура разработки и согласования документации по размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Рекомендации могут быть полезны для организаций и учреждений - разработчиков документации по обеспечению всего "жизненного цикла" объектов капитального строительства, организаций и учреждений - заказчиков объектов капитального строительства, санкционирующих развитие хозяйственной и иной деятельности и выдающих условия для осуществления строительства, органов государственной и общественной экологической экспертизы

 Скачать PDF

Оглавление

1. Введение

2. Анализ правовой базы в области охраны окружающей природной среды

3. Методические рекомендации по формированию критериев эколого-экономической оценки проектируемых предприятий, производственных зданий, сооружений (проект)

Приложение. Перечень нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды, принятых в 1992 - 1993 г.г.

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦентрогипрошахт
УтвержденМинистерство топлива и энергетики Российской Федерации
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации Государственное предприятие Научно-исследовательский и проектный институт угольной промышленности -ЦЕНТРОГИПРОШАХТ*

Методика формирования критериев эколого-экономической оценки оптируемых предприятии, производи ственных здании и сооружении

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМШТ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Научно-исследовательский и проектный институт угольной промышленности "ЦЕНТРОГЙПРОШАХТ"

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Москва - 1993

руют быстрое получонио прибыли нородко в ущорб долгосрочным экологическим интересам общества.

Развитие законодательство Российской Федерации, в том число и природоохранительного, совершенствование деятельности государственной экологической экспертизы и инспекции, другие моры, обеспечивающие охрану окружоющой сроды создают всо более жосткио условия кок для государственных иноооторов, ток и предпринимателей, вклад!лзающих свои доньги в роолизопию хозяйственных прооктов (строительство НОВЫХ, роконструкпию, расширонио, ТОХНИЧОСКОО ПОРОБООРУЖО-нио дойствуодих предприятий). Напримор, в г.Москво в 1992г. по разным причинам, в том число и по экологическим соображениям, приостановлено или прекращено сооружоние около 400 различных объектов, в большинство своом нужных городу.

Если попытаться вникнуть в причины неблагополучной экологичоской ситуации в многих районах страны, то слодует обратить внимание на связь можцу уровном организации хозяйственного развития и состоянием окружающей сроды.

Причом зависимость одного от другого - прямая. Чем менее совершенны технологии производства (большое количество отходов), чем ненадежнее инфраструктура (высокая вероятность аварийных ситуаций), чем больше несоответствие межпу затрачиваемым трудом и его оплатой (незаинтересованность персонала выполнять свою работу качественно), тем более неблагоприятной продстает окружающая среда. И наоборот.

Чом более ооворшонна используемая технология (малоотходная,

безотходная, ресурсосберегающая), чем надожнее инфраструктура (водотся профилактика технологического и другого оборудования, снижается риск аварийных оитуапий и т.д.), чем выше оплота труда за качественную работу, тем более благоприятна экологическая ситуация.

В то же время хозяйственное развитие осуществляется в соответствии о действующей в стране системой подготовки, принятия и реализация решений, которая в настоящее время перестраивается в овязи с переходом к рыночной экономике.

При этом ключевым вопросом для формирования различных видов природопользования является вопрос предоставления в пользование инициатору деятельности земельного участка.

В современном эомельном законодательстве Российской Федерации предусмотрен порядок, согласно которому заявитель (заказчик, предприниматель), выступающий от лица инициатора деятельности (государства, акционерного общества, товарищество с ограниченной ответственностью - инвестора), сначала получает у легитимной власти на территории предварительное согласие на представление зомольного участка под заявленный им вид деятельности, a через определенный пориод вромони, в течонио которого будущий природопольэоБатоль должон продотовить гарантии его реализации в границах данного зомлоотвода, зомольный участок изымается и предоставляется ему в пользование.

Такой порядок казалось бы позволяет инициатору оценить свои возможности по осуществлению им намечаемой деятельности

но донной площадко (трассе), в том число и в части обоспочо-1гия продотвращония отрицательного воздействия на окружающую сроду, и принять всесторонне обоснованное рошонио. Однако, на практико полпота учета окологического фактора в подготавливаемом, принимаемом и, главное, в реализуемом хозяйственном решении оставляет жолать много лучшего.

Прежде всого обращаот на собя внимание тот факт, что в "Заявке (ходатайство) на предоставление зомольного участка’* от инициатора деятельности но требуется подготавливать какую-^либо информацию о вероятном воздействии намечаемой деятельности на окружающую сроду, Всо что ему следует указать в "Заявке", так это: приморныо размори испрашиваемого участка и сроки пользования зомлей.

Подбор участка, который затом осуществляется органом государственного управления в области использования и охраны земель, происходит практически без учета возможных экологических последствий, поскольку главны?-? образом при этом рассматриваются экономические показатели реализации намочаомой деятельности, а такжо наличие природных компо-нонтов, как ресурсов для ее осуществления.

Справедливости ради следует упомянуть, что в соответствии с Земельным Кодексом РФ (статья 20) по рошонию мостного Совота народных депутатов может быть проведен референдум для выяснения мнения населения о возможности (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы. Отсутствие на данном этапе требования о предоставлении инициатором накой->ллбо

информации о воздействии намечаемой деятельности на окружающую ороду может привести к ситуации, при которой общественное мнение стихийно сложится против осуществления хозяйственного проекта, содержащего много положительных результатов.

При этом переубедить общественность в обратном практически невозможно. Такая ситуация "ступора" возникает довольно часто даже при строительстве на первый взгляд безобидных объектов (например, жилого дома). Выход из нее только один: не допускать социально-экологичоокого конфликта.

Вторым важным моментом в процессе предоставления земельного участка является решение местной власти о предварительном согласовании места размещения объокта, которое одновременно является разрошониом на водоние проектно-изыскатольских работ. При наличии такого разрошония заказчик (проектировщик) получает право выхода "на натуру" и сбора данных, в том число о соотояшш природных компонентов и окружающей среды на территории в цолом. И опять жо, если при обсуждении и согласовании материалов к "Акту выбора земельного участка" (Зомоль-ный Кодоко РФ, статья 28) инициатором но были продставлоны органам государственного управлония и окологичоского контроля сводония о возможном воздойотвии намочаомой доятольиости на окружающую ороду, по которым они могли бы обоснованно выставить условия оо роализации, работа изыокатолой на "натуро" о самого начала ко будет орионтирована на охват необходимого круга вопрооов, в том число и экологических, тробующих отвота.

И, наконоц, тротьим принципиальным момонтом являотся раз]>аботка проектных рошоний по реализации намочаомой доятель-иооти, поело заворшония которой, прохождотш прооктной документацией государственной экспертизы (в том число л экологической) и включения объекта в план строительства, меотным Советом Народных депутатов принимается окончательное рошоние об изъятии и продоставлоюш ишшиатору предварительно вцдолон-ного зомольного участка. То ость, по сути дола, мо.'зду утвор-ядшшом "Акта выбора зомольного участка" и ого изъятиом в пользованию, происходит основная подготовь хозяйственного ро-шо)шя» ого всосторонноо обосноватю.

Имоя в виду, что к разного рода поолодотвилм приводот реализация собственно хозяйственного рошония, исключительно важно, чтобы оно само било подготовлено с учетом возможшгх экологических и связанных с ними социальных, экономиюских и других последствий. Ишлли словами в арсенале средств проектирования разработчик должон располагать способом проектной работы, который позволял бы ому эти последствия выявлять и учитывать в подготавливаемых проектных решониях.

Однако, современное проектирование очень ограничено в своих возможностях в данной области, что ставит инициатора деятельности в ситуацию, при которой он даже и не понимает, какому риску подвергает свои инвестиции, заказывая разработку проектной документации. При этом трудно утверждать, что разработчик документации (проектировщик) что-либо скрываот от заказчика и как бы намеренно не ставит его в известность о возможной неудаче. Большинство представителей проектных организаций уверены в том, что документация, выполненная в соответ-

стили о действующими строитолышми, оаш1тарш1МК, природоохранными и другими нормами и правилами (большой частью количосткон-ными) имеют гарантию реализации и бывают искренна удивлены, когда, например, население в каком-либо месте не дает строить объект по экологическим соображениям.

Это значит, что выполнение количественных технически*, технологических и других норм и нормативов являетоя условием обязательным, но недостаточным и еще не дает оснований инициатору быть уверенным в том, что реализация проекта не внесет в окружающую среду изменений, которые обществом будут расценены как ведущие и неприемлемым экологичоским последствиям.

На самом доле, выполняя мотричоскую норму (отвечающую на вопрос: много - мало?) мы тем самым предотвращаем уже известные, а потому и занормированные отрицательные воздействия, не допускаем тох изменений окружающей среды, которые могут перейти в неблагоприятные последствия. Но ограниченность человеческих знаний о действительных факторах влияния, а отсюда и не столь обширное количество норм и нормативов по сравнению с томи бесчисленными воздействиями, которые имеют место, например, в хозяйственной деятельности, приводит к то?ду, что гарантии экологической безопасности намечаемой деятельности, основанные только на соблюдении регламентов и стандартов, но являются таковыми. Последствия все равно будут и они нормированию но подлежат. Но именно последствия, если будут признаны неприемлемыми, повлекут за ообой остановку деятельности или поропрофишрованио объекта или предприятия.

Поэтому исключительно важным для инициатора является уво-рокность в том, что приглашошшй хил проектировщик обдадаот таким средством, которое позволяет ему в процессе проектирования обхокта постоянно выявлять и, главное, учитывать в про-

0КТ1ШХ РОШОИИЯХ ОКОЛОГИЧОСКИО л овязшшио о ними соцполышо, окономачоокио и другие последствия.

Поело оформления проектных решений в тохшпео-экономическое обоснование строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) объекта при наличии положительного заключения государственной экологической экспортизы (Закон ТО "Об охрано окружащой природной среды", статья 36), как было указано выше, произойдет окончательное изъятие местным Советом народных депутатов и предоставление заявителю в пользование земельного участка. Далее разработчик обеспечит подготовку проектно-сметной документации на строительство соответствующего объекта.

Но именно тогда» когда приступят к реализации проектных решений, когда природопользоватоль проявится в кошфетном лице (в лицо директора строягцогося предприятия, начальника строительного участка, производителя работ и т.д.), тогда и могут начаться дойствитолыше воздойствия fra окружающую сроду, которые повлокут за собой множоствошшо ео измонония как в целом, так и отдельных компонентов. Одновременно станут проявляться и то экологические, социальные, экономические и другие последствия, которые разработчик проектных решений в интересах заказчика (инициатора) должен был предвидеть и для их предотвращения предусмотреть в проектной документации необходимые и достаточные меры.

Итак, подводя итог пзлононпому, можно сделать вывод о том,что в существующей в стране систомо подготовки и принятия хозяйствошшх рошоний, тробующих выдолонил зомольного участка

(опродоляющого, ключового момента природопользовагош), но предусмотрен механизм выявления и продупрождоняя экологи-чооких и связанных о ними социальных, экономических и других последствий их реализации. Аналогичная ситуация наблюдается в случае реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйство}щых объектов и комплексов. Такое полоЕокзе не укрепляет уверенность инициатора в эффективности инвестирования средств в материальное производство, в том числе и товаров народного потреблешш, и увеличивает риск инвестиция по экологическим соображениям.

В инторооах самого инициатора деятельности (но говоря ужо об общество в целом) потребовать от всох участников инвестиционного процесса использования имеющихся в распоряжении мирового сообщества методов и средств выявления различных последствий реализации хозяйственных решений, в том числе и экологических, а главное гарантированного их учета в процессе подготовки таких решений до того как они будут им приняты, а том более реолизовшш.

Таким мохшшзмом, ужо достаточно хорошо отработанным в миро, чтобы быть использованш/м в отечественной практике, являются процедуры ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС). Поскольку долью, о которой должны применяться процедуры ОВОС, является экологическая сообразность собственно хозяйственных решений, эти процедуры необходимо включить в сис-тему подготовки таких решений для того, чтобы лицо гос принимающее, полностью было информировано о том, к чему приведет реализация намечаемой деятельности, включая оо воздойст-вио на окружающую сроду.

б) ЭКОЛОГШЕСЮ© ТРЕЕОВМШ СОВРИЛИШОГО РОССИЙСКОГО- ЗШНОШШСЯт, ОБРАЩЕННЫЕ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

В кастоящоо вромя инвестиционная деятельность в Российской Федерации переживает но самые лучшие времона, но именно капитальное строительство создает основные фонды, которые в конечном счете во многом определяют благополучие любой страны. Объективно Россия, как и другие страны, заинтересована в притоке, в том число и иностратшх инвестиций, для чого, коночио, долж1гн быть созданы соответствующие условия.

Медлоиноо чом хотелось бы, но всо жо набираот силу процесс приватизации, открывающий дорогу новым формам собственности, происходит становление новой системы налогообложения, охватывающей, в том число, и участников инвестиционной деятельности, разворачиваются многие другие процессы, свидетельствующие о том, что в России происходят крупные перемены.

Перемены коснулись и российского законодательства, которое в последние три года можно сказать переживает настоящий бум. Ворховным Совотом и съоздами народных допутатов Российской Фодорации внесены значительные изменения в действующую Конституцию России, субъоктамл Российской ©одорацил заключен Федеративный Договор, в общоство обсуддоются проокты новой Конституции Российской Фодорации. Всого, начиная о 1989г. по наотолщоо вромя, Ворховным Совотом Российской Фодорации принято болоо 900 норматившле актов, закроплящих произошедшие и отполирующие новые поромоны в российском общостве.

Анализируя и оценивая происходящие поромоны в российском общоотво, слодуот иметь в виду, что в бившем СССР законодательство в целом большой частью било представлено не законами, как такошлш, а, так назнтомши, подзаконными актами -постановлениями директивных органов и огромным количеством водомствошшх инструкций, указаний, издаваомюс в юс развитио.

В законодательной же области на уровио СССР и ад авали о ь основы законодательства Союза ССР, а на ypoDiio союзных республик - республиканские законы и свои подзакотшо акты.

С распадом СССР и подписанием Федеративного договора, а главное с уходом о политической ароны Коммунистической партии Советского Союза, принятием курса на демократизацию российского общоства и создание правового государства закон стал постепенно приобретать свою истинную значимость.

Многолетняя практика следования в кошфвтных действиях не в соответствии о нормами права, а по директивным указаниям сверху и по инструкциям ведомств - монополистов оставила нам тяжелое наслодио правового ногилизма и во многом непредсказуемость в действиях хозяйственных субъектов и общества в целом.

По существу мы являемся свидетелями довольно опасной ситуации, особенно для иностранных инвесторов, старающихся наладить дело в России. С одной стороны они вынуждены ориентироваться на те законодательные акты, которые приняты легитимной влаотью и имеют соответствующую юридическую силу, но с другой стороны им приходится иметь в виду те структуры Пополнительной власти, которые в условиях сложившейся полита-

МИНИСТЕРСТВО ТОШН-ША и зшгргьтики российской федерации

ДЕПАРТАМЕНТ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Научно-исследовательский и проектный институт угольной промышленности "ЦЕНТРОШПРОШАХТ"

МЕТОДИКА ФОРМОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧВСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДСТВЕ;1КЫХ ЗДАНИИ И СООРУЖЕНИЙ

Москва - 1903

ческой обстановки получили значительную самостоятельность по организации и водонию хозяйственной деятельности на своей территории.

Российское законодательство в области охрани окружающей сроды также развивается, но часто но уменьшает, а в ряде случаев добавляет трудностей участникам инвестиционной деятельности. Прежде всого Фодоратшмпял Договором опродолоно, а Конституцией России закреплено, что " природ опользовшшо, охрана окружающей среди и обоспоченио экологической безопасности” отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе России, краев, областей, .автономного округа, автономных областей. По взаимной договоренности этих органов должен быть определен статус федеральных природных ресурсов, использование которых и определяет главное направление природопользования. Проект Закона РФ "О фодоральных природных росурсах" находится в начальной стадии обсутвдения в общостве.

Далее, в Российской Федерации, как и во всем миро, существуют законы, регламентирующие правоотношошпг в области использования и охрани отдольних видов природных ресурсов (и0б утвортедонил Водного кодекса РСФСР”; "Об охрано л использовании животного мира”; Зомолышй кодокс РСФСР, 1991 г.;

”0 иодрах”, 1992 г.; "Основы лесного законодательства Российской Фодорации", 1993 г.), ость законы, гдо экологические требования являются сопутствующими эломонтами ("О собственности в РСФСР”, 1990 г.; "О предприятиях и предприниматель-

Оглавление

Стр.

1.    Введение..*............................. 3

2.    Анализ правовой базы в области охраны

окружающей природной среды.............. 7

3.    Мотодические рекомендации по формированию

критериев эколого-экономической опенки проектируемых предприятий, производственных зданий, сооружений (проект)......... 44

Приложение:

Перечень нормативных актов по вопросам

охраны окружающей среды, принятых в

1992-1993 г.г...................,....... 86

Ii..gnMMirnQ

Перевод экономики стропы на путь интенсивного развития, необходимость порохода от экотоиспвных форм НОПОЛЬЗОБОния природных рооуроов к рациональному природопользованию тро-буот нового осмысления понятия производительных сил кок опродолладого фактора социального прогросса. Это связано о том, что у человека, кро?-*о материальных потребностей есть еще и потребность в чистом воздухе, безопасной воде, в рекреационных ресурсах и т.п. Однако непреднамеренное воздействие материального производства на состояние окружающей среды привело к противоречию между необходимостью ускорения развития производительных сил и экологическими потребностями общества, накладывающими ограничения на это развитие.

Разрешение возникшего противоречия должно осуществляться с помощью выполнения экологичоских требований, включающих природоохранные нормы и правила хозяйственной деятельности (экологические нормативы, регламенты,стандарты) прежде всего на стадии разработки проектов строительства хозяйственных объектов и комплексов.

В природоохранительном законодательстве Российской Фодераиии зафиксированы экологичоскио тробовашш к размещению и проектированию объоктов капитального строительства. Влт'^онио экологических требований учитывается при формировании показателей себестоимости, прибыли, ое распределения, образования фондов экономического стимулирования и других показателей.

Экологические требования представляют собой набор показателей по каждому виду воздействия на окружающую среду, которые о одной стороны, описывают воздействия, с другой, позволяют добшзатьоя снижения их уровня или ликвидации. Качоотвоииыо и количоотвониыо показатели воздействия позволяют оценить ого уровонь еще до того, кок будет принято рошонио о реализации намечаемой деятельности.

Эиологичоскио требования к хозяйственной или иной деятельности предъявляются но разных отодиях оо осущоотвлония, которыо в свою очородь, обосновывают сами тробовошш. В соответствии с Законом Российской Фодорашш "Об охране окружающей природной сроды" экологичоскио требования предъявляются но стадии выбора площадки, при разработке тохиико-окоиомичооких обоснований и прооктов строительства (рокоиотрук-шш, расширошш и тохничоском поровоору.дошш), вводо в эксплуатацию хозяйственных объектов и комплексов.

В закона Российской Оодораиии "Об охрано окружащой природной сроды" такжо сформулировав ochobiwo скологичоскио требования, продъ>тляомыо к различным стадиям прооктзровапия. При этом, под экологическими требованиям понимаются законодательно установленные рогламонты, обращенные к организациям и учреждениям, в том чиоле к заказчику и подрядчику, соблюдение которых позволяет предотвратить неблагоприятные экологи-ческио и связанные с ними социальные, экономические и другие последствия, в том число, создания объектов капитального строитольства. Экологические требования и их выполнено модот имоть смысл только тогда, когда прооктныо решения

доводены до уровня территории, на которой достаточно ясно могут проявиться природные условия и экологические ограниче-ния.

Задача,рошаомая в проиоссе проведения оионки прооктов, состоит в продввдонии потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую сроду, прогнозировании изменений в сроде обитания под влиянием оказанных воздействий,выивлошш и учото в прооктных решениях неприемлемых экологических последствий при их реализации. Основой такого предвидения является анализ ряда соииальио-экономичоских и эколопгчоекпх аль-торнатив по каздому варианту инженерных, технических, архи-токтурпопланировочных и других решоний.

Вопрос о длительности и сложности оценочных проподур, их излишиой иасыщонности информацией рошаотся только о помощью самих проиодур, "включошшх” в стадию проектирования но кок можно болоо ранних этапах, когда осущоствллотся экспортная опойка значимых воздействий при реализации каждой из ольторнатив и отбрасываются носущоствошшо, нооказииащио значительного воздействия на окружающую среду. Вось дорогостоящий качественный анализ осуществляется только для воз-дойстзнй, которые могут привости к нообратимым и ноприомло— мим для общоства экологичоским и другим последствиям. Проблема, таким образом, заключается в опродолоиии криториов значимости воздействия и оионке прооктных рошопий с позиции вылвлошгых последствий.

Любой проокт, разработанный боз учота результатов проводоиия эколого-экономичоской оионки, зараноо экологически носообразон, во-порвых, поскольку нарушоиы тробования

природоохранительного законодательства, во-вторых,только соблюдение нормативов (норм проектирования,включая природоохранные), как показывает опыт, явно недостаточно для удовлетворения потребностей общества в полноте информации о планируемой деятельности и в возможном качоство среды обитания в данном конкретном мооте после его реализации# В настоящее время, не количество дымящих труб - символ индустриализации 30-х годов, - а здоровье населения и количество оказываемых ому услуг, являются свидетельством благополучия государства.

В прилагаемых материалах очерчивается также некоторая последовательность действий, которые должен осуществить разработчик документации о развитии хозяйственной и иной деятельности, чтобы учость экологические требования, нормы и правила о полью предупреждения неприемлемых экологических и связанных о ними социальных,экономических и других последствий развития производительных сил. Коротко изложена процедура разработки и согласования документации по размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окрухающой природной сродц.

Рекомендации могут быть полезны для организаций и учреждений - разработчиков документации по обоспечопию всего "жизненного цикла" объектов капитального строительства, организаций и учреждений - заказчиков объектов капитального строительства, органов государственного управления, секционирующих развитие хозяйственной и иной деятельности и

выдающих условия для осуществления строительства, органов государственной (вневедомственной, ведомотвонной и экологической) и общественной экологической экспертизы.

2. Мадцц1гппоаоа,$а

ОКРУЖЛЮЩОЙ ПРИВОДНОЙ СРОКИ

а) Экология и эффективность инвестиций#

Прояде чем переходить к изложению собственно рекомендаций по обеспечению экологических требований современного законодательства Российской Федерации необходимо осветить современные представления об экологическом факторе и его влияние на эффективность инвестиций*

Эффективность инвестиций в общественное производство зависит от ряда условий, одним из которых является фактор окружащой среды, традиционно рассматриваемый как некая совокупность природных объектов (воды, земли, почвы,леса, недр, воздуха, животного и растительного мира)» часть из которых выступает в виде природных ресурсов, а пространство, в котором они пребывают, выступает как резервуар для складирования отходов жизнедеятельности общества.

Блеете о тем, в последние годы все больше утворждаетоя мнение о том, что рассматривать окружающую ороду исключительно как источник рооуроов (включая ироотгаиотво) для хозяйственного развития, отруктура и эффективность которого определяется

экономичоским механизмом, действующим в дойном общостоо, значит продолжать отстаивать движонио по пути, ужо привод-тому к глубочайшему экологическому кризису, Вродо бц очевидно, что у общоогва в иолом существуют много интересов, но главными из них являются: экономические и экологичоскио.

Но, в отличие от экономических инторооов инвестора, ради которых и затевается им реализация некой деятельности, экологические интереоы общества удовлетворяются в том случае, если изменения, вносимые предлагаемой деятельностью в окружающую среду, не вызывают ухудшения здоровья населения и условий жизни людей, И как выясняется выдержать некий балано, который бы позволил выйти на оамоподдорживащоеся, устойчивоо общественное развитие, ни одной стране в миро пока не удаетоя. Даже, ток называемые "развитие отраны Запада" вынуждоны признать, что их модель ооииольно-эконамического развития общества не способна обеспечить предотвращение деградации окружающей среды,

В настоящее время экологическую ситуацию во многих городах и промышленных понтрах России следуот признать неблагоприятной. IIodcomoctho загрязнонц источники питьового водоонабжоиил, загазованность атмосферного воздуха превышает продольно допуотимыо уровни по большинству контролируемых показателей в 2 или болоо раз, продолжительность жизни насолошш оиижаотоя. Дополнительную ооииальную напряженность в об'цоотво ооздают поолодотвия пороходиого пориода к рыночным отношениям, стимулирующио вложоиио инвоотиций в то направления хозяйотвонной деятельности, которые гарзнти-