МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минтруд России)
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, №8, ст. 1210), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)».
Министр
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный .Yj от 2,5'tuft (
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от « 5 » (jt*jQbf&- 2018 г. №
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Няня (работник по присмотру н уходу за детьми)
1219
Регистрационный номер
Содержание
I. Общие сведения........................................................................................................................................1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)...............................................................................................
III. Характеристика обобщенных трудовых функций........................................................................
3.1. Обобщенная трудовая функция «Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому»
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта............................
I. Общие сведения
Деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Присмо гр и уход за детьми для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации_
Группа занятий:
! 5311 ' Работники по уходу за детьми 1 - | -
(кодОКЗ1) (наименование) (кодОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
II. Описание трудовых функций, вхоляших в профессиональный станларт (функциональная карта вила
профессиональной леягельности)
Обобщенные трудовые функции |
Г рудовые функции |
КОД ' |
уровень наименование ,
квалификации |
наименование |
код |
уровень
(подуровень)
квалификации |
А |
Присмотр и уход за 1 3 |
Уход за детьми младенческою возраста (до 1 года) |
АЛ) 1.3 |
3 |
|
детьми в |
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) |
A/D2.3 |
3 |
|
организациях и на |
Присмотр за детьми дошкольною возраста от 3 лет |
ЛЛЗ.З |
3 |
|
дому |
11рисмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и |
АЛО |
3 |
|
|
1 дстьмн-инвалидями___1 |
|
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция
11рисмотр и уход за детьми в организациях и на дому
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код
оригинала |
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта |
|
Возможные |
Няня |
наименования |
|
должностей. |
|
профессий |
|
Требования к образованию и обучению |
Среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки |
Требования к опыту
практической
работы |
|
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации5 Соблюдение условий, изложенных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации4 |
Другие
характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Прохождение обучения оказанию первой помощи детям дошкольного возраста |
Дополнительные характеристики |
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
5311 |
Работники по уходу за детьми |
ОКПДТР5 |
15135 Няня |
|
3.1.1. Трудовая функция |
|
Уход за детьми младенческого |
|
|
Уровень |
|
Наименование |
возраста (до 1 года) |
Код |
А/01.3 |
(подуровень)
квалификации |
3 |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код
оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Смена белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня |
Приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста |
Осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста |
Укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна |
Проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении и на свежем воздухе |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей о самочувствии ребенка |
Необходимые
умения |
Осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости |
Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния |
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними |
Осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста |
Проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста |
Следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья |
Осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста с целью обеспечения их безопасности |
Оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников |
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности |
Осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима |
Необходимые
знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах |
Содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста |
Современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста |
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними |
Развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста |
....--------- |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья |
Способы оказания первой помощи детям младенческого возраста |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
Другие
характеристики |
■ |
3.1.2. Трудовая функция
|
Уход за детьми раннего возраста |
|
|
Уровень |
|
Наименование |
(от 1 года до 3 лет) |
Код |
А/02.3 |
(подуровень)
квалификации |
3 |
Происхождение |
| Оригинал |
У I Заимствовано из |
|
трудовой функции |
I оригинала |
|
|
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального стандарта |
Трудовые
действия |
Смена белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости |
Помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи |
Помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах |
Организация сна детей раннего возраста |
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
Необходимые
умения |
Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня |
Осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи |
Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния |
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними |
Осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну |
Организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья |
Осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах |
Осуществлять присмотр за детьми раннего возраста с целью обеспечения их |
1 |
безопасности |
|
Оказывать первую помощь детям раннего возраста; осуществлять вызов медицинских служб или работников |
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности |
1 Необходимые j знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных ipynnax |
Содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста |
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста |
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья |
Приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании Способы оказания первой помощи детям раннего возраста |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
1 Другие [ характеристики |
- |
3.13. Трудовая функция |
|
Присмотр за детьми |
|
|
Уровень |
|
Наименование |
дошкольного возраста от 3 лет |
Код |
А/03.3 |
(подуровень)
квалификации |
3 |
|
Происхождение |
Оригинал X |
Заимствовано из |
|
трудовой функции |
оригинала |
|
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые
действия |
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости |
Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи |
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены |
Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна |
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) |
Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях |
Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
Необходимые
умения |
Устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния |
Осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 |
|
лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми |
Оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи) |
Осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок |
Организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет) |
Организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна |
Проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья |
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности |
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников |
Необходимые
знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных jpynnax |
Формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет |
Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет |
Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет) |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья |
Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании |
Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет |
Способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
Другие
характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с |
Код |
А/04.3 |
Уровень
(подуровень) |
3 |
|
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами |
|
квалификации |
|
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код |
Регистрационный |
|
|
|
оригинала |
номер |
|
профессионального
стандарта |
j Трудовые действия |
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости |
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей |
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при шгиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей |
Организация полноценного отдыха, сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна |
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей |
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
Необходимые
умения |
Осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния |
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними |
Наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения |
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей |
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей |
Использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна |
Учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья |
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам; осуществлять вызов медицинских служб или работников |
Необходимые
знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в разных типах образовательных и иных организаций, работающих с детьми |
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий, прогулок |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья |
Формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни |
Способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
|
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними |
Способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и дстям-инвалидам |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
Другие
характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», |
город Москва |
|
Директор |
Волосовец Татьяна Владимировна |
4.2. Наименования организаций-разработчнков
1 |
Межрегиональная благотворительная общественная организация «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ», город Москва |
2 |
Автономная некоммерческая организация оценки регулирующего воздействия управленческих решений «Институт научно-общественной экспертизы», город Москва |
3 |
Общественное движение «Гражданское достоинство», город Москва |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
1 Приказ Минзлравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 221 ИХ с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г„ регистрационный № 50237).
* Трудовой кодекс Российской Федерации статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002, № 1, ст. 3; 2010, № 52, ст. 7002; 2015, № 1, ст. 42. № 29, ст. 4363).
5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.