Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

209 страниц

Купить НД 2-020101-117 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 года или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

2 Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов

     2.1 Подразделение судов на группы

     2.2 Состав навигационного оборудования

     2.3 Источники питания

     2.4 Антенные устройства

     2.5 Запасные части и снабжение

     2.6 Техническое обслуживание и ремонт навигационного оборудования

3 Устройство помещений, предназначенных для установки навигационного оборудования. Размещение навигационного оборудования и монтаж кабельной сети

     3.1 Общие положения

     3.2 Ходовой мостик

     3.3 Агрегатная

     3.4 Аккумуляторная

     3.5 Помещение для установки основного прибора гирокомпаса

     3.6 Шахта лага и/или эхолота

     3.7 Размещение навигационного оборудования на судне

     3.8 Монтаж кабельной сети

4 Антенные устройства и заземления

     4.1 Общие положения

     4.2 Антенны радиолокационных станций

     4.3 Антенны аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы.

     4.4 Антенны приемоиндикаторов систем радионавигации

     4.5 Датчики судового гидрометеорологического комплекса

     4.6 Заземления

5 Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию

     5.1 Общие положения

     5.2 Магнитный компас

     5.3 Гироскопический компас

     5.4 Лаг

     5.5 Эхолот

     5.6 Измеритель скорости поворота

     5.7 Радиолокационная станция

     5.8 Радиолокационный отражатель

     5.9 Радиомаячная установка

     5.10 Устройство дистанционной передачи курса

     5.11 Приемоиндикаторы систем радионавигации

     5.12 Объединенные пульты управления судном

     5.13 Интегрированная навигационная система

     5.14 Система единого времени

     5.15 Электронная картографическая навигационно-информационная система

     5.16 Система управления курсом судна

     5.17 Система управления траекторией судна

     5.18 Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС)

     5.19 Система приема внешних звуковых сигналов

     5.20 Регистратор данных рейса (РДР)

     5.21 Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР)

     5.22 Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП)

     5.23 Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР)

     5.24 Гидрометеорологический комплекс

     5.25 Аналого-цифровой преобразователь сигналов

     5.26 Размножитель цифровых сигналов

     5.27 Электронный кренометр

     5.28 Радиолокационный индикатор ледовой обстановки

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах отображения (дисплеях)

Приложение. Правила по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-117

Этот документ находится в:

Организации:

17.12.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ V

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Санкт-Петербург

2019

Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действу ющим положением и всту пают в силу 1 января 2019 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 20IX г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Между народной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответству ющие резолюции Между народной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следу ющих частей:

часть I «Положения об освидетельствованиях»;

часть II «Спасательные средства»:

часть III «Сигнальные средства»;

часть IV «Радиооборудование»:

часть V «Навигационное оборудование».

Вес части Правил издаются в электронном виде на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет пренму ществснну ю силу .

( Российский морской регистр судоходства. 2019

П/хтиа no оборудованию морских cyxkHt V-ll

Навигационны й и нет р у мент    судовой навигационный прибор, предназначенный

для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Нормальные условия (для судна со знаком ОМ ВО) условия, при которых все системы и оборудование ходового мостика находятся в рабочем состоянии, а мстеорологнчесие условия и интенсивность судоходства нс создают чрезмерной нагрузки для вахтенного помощника капитана.

Носитель информации средство, предназначенное для хранения данных и их ечнтыва-ння с помощью соответствующего оборудования.

Обобщен нос отображение совмещенное воспроизведение на дисплее информации от нескольких навигационных приборов или систем.

Обсервация определение места судна путем измерения нескольких навигационных параметров

ОМ ВО знак символа класса: управление судном одним вахтенным на ходовом мостике.

Опасная цель цель, у которой прогнозируемые (прсдвычнслснныс) дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д*р и Ткр) меньше величин, установленных судоводителем. Обозначается соответствующим символом (см. графу «Описание» в табл. 5.7.58-3).

Относительная скорость цели скорость цели относительно данных о скорости собственного судна.

Относительный курс цели — направление движения цели относительно направления движения собственного судна.

Относительный пеленг (курсовой угол цели) — направление на цель от собственной опорной точки местоположения судна, выраженное величиной у гла, отсчитываемого от диаметральной плоскости судна

Отображение воспроизведение на дисплее или другом индикаторном устройстве информации от навигационного прибора, устройства или системы.

Пассивная (не активизированная) цель ЛИС цель, у казывающая на назичие и ориентацию судна, оборудованного ЛИС. в определенной точке. Эта цель должна отображаться у словным символом «Пассивная цель». Никакой дополнительной информации по пассивной цели не должно представляться до тех пор. пока цель не будет активизирована.

Переброс сопровождения цели ситу ацня. при которой данные о сопровождаемой цели ложно ассоциируются с данными о дру гой сопровождаемой цели или несопровождаемым эхо-сигналом.

Последние местоположения равноудаленные по времени отметки предыдущих местоположений сопровождаемой радиолокационной цели или активной цели ЛИС и собственного судна Отметки последних местоположений могут быть истинные или относительные

Постоянная общая опорная точка — место на собственном судне, к которому привязаны все измерения в горизонтальной плоскости, такие как: дальность до цели, пеленг на цель, относн-тельный курс и скорость, дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д*р и Ткр). Такой точкой на судне, как правило, является место на ходовом мостике, откуда обычно осу ществляется управление судном.

Постоянная общая опорная система сопряжения функция или подсистема интегрированной навигационной системы (ИНС) для сбора, обработки, хранения, и распределения данных и информации, обеспечивающая единую и обязательную базу (эталон) для иных функций и подсистем в ИНС. а также для другого подключенного к ней оборудования, если оно преду смотрено на судне.

Потерянная цель цель, представляющая самое последнее действительное местоположение до того, как прием обновленных данных по этой цели прекратился. Эта цель должна отображаться условным символом «Потерянная цель».

П/хтиа по оборудованию морских cwkxt V-12

Предварительная прокладка действия, выполняемые при осуществлении планирования маршрута и решении сопутствующих навигационных задач.

Проигрывание (имитация) маневра — функция, используемая судоводителем в навигационных целях и для предотвращения столкновения и обеспечивающая содействие в принятии решения по выполнению намечаемого маневра, путем отображения прогнозируемого будущего состояния всех сопровождаемых радиолокационных целей и активных целей АИС в результате имитации маневра собственного судна.

Пульт устройство, объединяющее органы управления, контроля, средства отображения информации и связи, необходимые для решения одной или нескольких задач на определенном рабочем месте.

Путевая точка точка на заданной траектории движения судна, условное обозначение и координаты которой занесены в программу у правления

Рабочая зона экрана область экрана, в пределах которой отображается графическая информация карты и/или радиолокационное изображение, исключая области экрана, выделенные для отображения дру гой информации

Рабочее место место на ходовом мостике, оборудованное для решения одной или нескольких задач вахтенным помощником капитана, а также капитаном судна или лоцманом.

Радиолокационная прокладка полный процесс обнаружения цели, се сопровождения. вычисления параметров и отображения информации.

Радиолокационная цель любой объект, стационарный или подвижный, местоположение и передвижение которого определяются с помощью радиолокационной станции путем измерения дальности и пеленга

Растровая картографическая навигационно-информационная система (РКП И С ) режим работы электронной картографической навигационно-информационной системы, при котором отображается растровая навигационная карта (РНК), а также данные о местоположении судна, получаемые от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и. при необходимости, отображать дополнительную навигационную информацию.

Растровая навигационная карта (РНК) факсимильная копня бумажной карты или коллекции карт, подготовленная и распространенная уполномоченной гидрографической службой.

Регистратор данных рейса (РДР) устройство, предназначенное для сбора, записи и хранения данных о рейсе, включающее в себя: средства кодирования и записи информации: средства сопряжения с датчиками информации: носитель информации, заключенный в специальный контейнер: источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Резервный помощник капитана — лицо, которое необходимо вызвать, в случае, если требу ется помощь на ходовом мостике.

Рулевая рубка закрытая часть ходового мостика, где размещается главный пост управления судном.

Сигнал тревоги с мостика сигнал, поступивший с ходового мостика капитану и резервному помощнику капитана в слу чае недееспособности вахтенного помощника.

Система опознавания судов и сложения за ними на дальнем расстоянии (Система О С Д Р ) система предназначенная для обеспечения глобальной идентификации судов и контроля их местоположения со стороны договаривающихся правительств.

Системная растровая навигационная карта (СРНК) база данных, включающая в себя: базы данных РНК. корректурную информацию, дополнительную навигационную информацию.

Системная электронная навигационная карта (СЭНК) база данных во вну треннем формате изготовителя электронной картографической навигационно-информационной системы, полу ченная точным трансформированием всего содержания электронной навигационной

П/хнтла no обору(к>ванию морских си)ов V-13

карты и сс корректоры, используемая в ЭКНИС для формирования отображения карты и для решения других навигационных задач. Отображенная карта является эквивалентом откорректированной бумажной навигационной карты и может содержать информацию, дополненную судоводителем, и информацию, полученную от других источников.

Сопровождение процесс последовательного учета изменения положения цели для определения параметров ее движения.

Средство отображения дисплей или другое индикаторное устройство, которые являются составной частью навигационного оборудования или системы и обеспечивают отображение навигационной информации.

Стабилизация относительно воды режим отображения, при мотором информация о скорости и курсе определяется относительно воды, с использованием гирокомпаса и относительного лага

Стабилизация относительно грунта режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно грунта с использованием данных электронной системы определения координат

Стандартное отображение режим отображения минимальной информации СЭНК. предназначенный для выполнения предварительной и исполнительной прокладок. Объем отображаемой информации может быть изменен судоводителем.

Суда построенные данное определение приведено в 1.2 части IV «Радиооборудование». Судно со знаком О М В О судно, управляемое одним вахтенным на ходовом мостике. Тенденция движения цели отображение вектора экстраполированного перемещения цели через минуту после начата сопровождения с допустимыми погрешностями.

Упрощенны й регистратор данных рейса ( У-РДР) -устройство, включающее в себя блоки, обеспечивающие сопряжение с источниками входных данных, обработку и кодирование полученных данных: носитель зарегистрированной информации: источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Устойчивое состояние сопровождения сопровождение цели, движущейся с постоянными элементами движения:

после завершения захвата и обработки цели, или

без маневра цели или собственного судна или

без переброса сопровождаемого объекта или каких-либо иных помех.

Устройство дистанционной передачи курса электронный прибор, позволяющий получать информацию о курсе от датчика и передавать сс в другое навигационное оборудование.

Ходовой мостик место, откуда обычно осуществляется навигация и управление движением судна. включая рулевую рубку и крылья мостика.

Целостность способность системы радионавигации обеспечивать своевременные предупреждения о невозможности использования этой системы в навигационных целях.

Цель А И С цель, представленная по данным сообщений от аппаратуры АИС.

Шахта лага и/и л и эхолота специальное водонепроницаемое помещение в корпусе судна ниже ватерлинии, имеющее водонепроницаемое закрытие.

Штурман (судоводитель) лицо, имеющее специальную подготовку и управляющее движением и маневрированием судна с помощью оборудования на ходовом мостике.

Экстраполированное перемещение цели отображение на экране экстраполированного вектора перемещения цели, полученного измерением текущих дальности и пеленга за определенный промежуток времени.

Электронная картографическая нав и га ц ионно-информационная система (ЭКНИС) система, которая при обеспечении дублирования может признаваться в качестве средства, заменяющего применение откорректированной навигационной карты. Указанная цель достигается путем объединения информации, поступающей из системной электронной навигационной карты (СЭНК). с данными о местоположении судна, получаемыми от

П/xieiua по об<>;>у<)ованию мо/кких cwkxi V-14

иавигациомныч датчиков, что позволяет выполнять прсдвар1гтсльную и исполнительную прокладки и при необходимости отображать дополнительную навигационную информацию.

Электронная навигационная карта (ЭНК) — база данных, стандартизованная по содержанию, структуре и формату, созданная для использования в ЭКНИС с разрешения уполномоченных государственных гидрографических служб. ЭНК содержит в себе всю картографическую информацию, необходимую для безопасного мореплавания, и может включать в себя дополн1гтсльн\ ю навигационную информацию.

1.2.3 Определения, относящиеся к правилам по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты, приведены в приложении.

1.3 ОЬЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения о порядке освидетельствования навигационного оборудования, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, и указания о документах, выдаваемых Регистром на навигационное оборудование, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности, в части II «Техническая докууюнтацня» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов и в части I «Положения об освидетельствованиях» Правил

1.3.2    Регистр осу ществляет техническое наблюдение за разработкой и провод!гт освидетельствования при изготовлении, установке и эксплуатации перечисленного ниже судового навигационного оборудования:

.1 компасов магнитных основных, запасных, шлюпочных, включая компасы с системами дистанционной передачи показаний:

.2 у стройств дистанционной передачи курса.

.3 гироскопических коузпасов:

.4 гиромагнитных компасов и гнроазнмутов;

.5 лагов (относительных. абсолютных):

.6 эхолотов:

.7 измерителей скорости поворота:

.8 радиолокационных станций, включая радиолокационные станции со средствами электронной прокладки (СЭГ1). автосопровождення (САС) и автоузатнческой радиолокационной прокладки (САРП);

.9 радиолокационных отражателей:

.10 радиоузаячных установок;

.11 присуюннднкаторов различных систем радионавигации:

.12 пультов у правления судном;

.13 интегрированных навигационных систем;

.14 систем судового единого времени;

.15 электронных картографических иавигационно-пнфору|ационных систем (ЭКНИС) и электронных средств их дублирования:

.16 систем управления курсом судна;

.17 систем у правления траекторией судна:

.18 аппарату ры универсальной автоматической идентификационной системы (АИС):

.19 системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП):

.20 систем приема внешних звуковых сигналов:

.21 регистраторов данных рсйса/> прощенных регистраторов данных рейса:

.22 оборудования системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР);

.23 гидрометеорологических комплексов:

.24 аналого-цифровых преобразователей сигналов:

II/XHitiMi no оборикнишию mo/k kiix cytkHt V-15

.25 размножителей цифровых сигналов;

.26 электронный кренометр;

.27 радиолокационный индикатор ледовой обстановки;

.28 других, не перечисленные выше навигационных систем, оборудования и устройств по требованию Регистра.

Навигационные приборы и устройства, указанные в пп. 21    28 табл. 2.2.1. подлежат освиде

тельствованию Регистром только в отношении проверки наличия их на судне.

1.3.3    При техническом наблюдении за разработкой и в процессе освидетельствования при изготовлении судового навигационного оборудования Регистр осу ществляет свою деятельность в следующем объеме:

.1 рассмотрение технической доку ментации на навигационное оборудование;

.2 рассмотрение программы и методики заводских испытаний опытного образца.

.3 освидетельствование при проведении заводских испытаний опытного образца;

.4 рассмотрение программы и методики судовых испытаний опытного образца;

.5 освидетельствование при проведении судовых испытаниях опытного образца;

.6 рассмотрение технической документации, отражающей изменения, произведенные по результатам заводских и судовых испытаний опытного образца;

.7 освидетельствование при серийном изготовлении навигационного оборудования.

1.3.4    Техническая доку ментация на навигационное оборудование, представляемая Регистру на рассмотрение, должна содержать (если применимо) следутощую информацию:

.1 техническое описание;

.2 стру кту рну ю схему;

.3 чертеж общего вида.

.4 ру ководство по эксплу атации;

.5 инструкцию по монтажу;

.6 перечень запасных частей.

Вместе с технической документацией могут быть представлены протоколы ранее проведенных испытаний, а также имеющиеся свидетельства и сертификаты В зависимости от типа оборудования Регистр может потребовать представления дополнительной технической документации По результатам рассмотрения представленной технической документации заявителем должна быть согласована и представлена для одобрения программа испытаний

Указанная техническая документация должна быть предстаыена не менее чем в двух экземплярах.

Опытный образец навигационного оборудования, разработанный и изготовленный по технической документации, должен пройти заводские и судовые испытания в целях у становления соответствия его эксплуатационно-технических данных Правилам Регистра и технической доку ментации Испытания должны проводиться под техническим наблюдением Регистра

По окончании заводских и судовых испытаний опытного образца навигационного оборудования Регистру должны быть предста&тены акты и протоколы испытаний, а также фотографии нового оборудования. Все эти материалы остаются в Регистре и являются основанием для заключения о возможности применения навигационного оборудования на судах с оформлением соотвстству юших документов

1.3.5    Навигационное оборудование после установки его на судно должно быть соответствующим образом отрегулировано и подлежит освидетельствованию, испытаниям его в действии и на электромагнитную совместимость.

На судах в эксплуатации при установке нового навигационного оборудования или замене устаревшего (вышедшего из строя и нс подлежащего ремонту ) до начата освидетельствования этого оборудования на рассмотрение Регистру должен быть представлен технический проект установки и рабочие чертежи.

После одобрения технического проекта и рабочих чертежей освидетельствованию на судне подлежит установленное навигационное оборудование и испытание его в действии.

rifxieiuo no оборудованию морских cwkxt V-I6

На судах в постройке испытания навигационного оборудования в действии и испытания на электромагнитную совместимость всего радио- и навигационного оборудования, установленного на ходовом мостике и воли sit него, проводятся в процессе швартовных и ходовых испытаний по программам, одобренным Регистром.

1.3.6    Признание изделий, разработанных и и згото&зенных без освндстельствоваш1я Регистром, осуществляется на основании рассмотрения технической документации (технического описания, схем, протоколов испытаний и т.д.) и проведения испытаний в соответствии с требованиями настоящей части.

1.3.7    Техническая документация для судов со знаком ОМ ВО.

1.3.7.1 До начала постройки или переоборудования судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена следующая техническая документация:

.1 план палхбы ходовою мостика с расположением установленного оборудования На чертежах должны быть показаны размеры рулевой рубки, а также компоновка размеры, углы наклоне1шя окон и расстояние между ними, крылья мостика и входы в рулевую рубку ;

.2 чертеж расположения пультов управления, лицевых панелей и их конфигурация с указанием всех приборов и у стройств;

.3 чертеж рабочих мест с указанием оборудования, размещенного на рабочем месте.

На чертежах должны быть показаны зоны затенения в рулевой рубке, а также зоны видимости в горизонтальной и вертикальной плоскостях с рабочего места. Зона видимости в вертикальной плоскости должна быть пока зана для судна в балласте;

.4 чертеж расположения оборудования, фу нкционально связанного с ходовым мостиком, но размещенного за его пределами;

.5 чертеж размещения антенн и всего радиооборудования;

.6 чертеж системы связи ходового мостика с жилыми и служебными помещениями и системы сигнализации;

.7 чертеж электрического питания всего оборудования, размещенного на ходовом мостике;

.8 чертеж системы вы зова резервного помощника н/нли капитана судна (да!жая система может быть заменена системой контроля дееспособности вахтенного помощника капитана с функцией экстренного вызова резервного помощника и/илн каш пана судна);

.9 спецификация интегрированной навигационной системы;

.10 чертеж системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана;

.11 перечень оборудования, устанавливаемого на ходовом мостике, с у казанием сведений об изготовителе. Titnc оборудования, действующем типовом одобрении Регистра (если типовое одобрение оборудования требуется номенклатурой объектов технического наблюдения Регистра).

1.3.8    На каждом судне должна постоянно находиться следу ющая техническая документация:

.1 описание и инструкция по обслуживанию каждого типа навигационного оборудования, на

русском или английском языке;

.2 схемы соединений всего навигационного оборудования, откорректированные в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации

.3 документ, выданный предприятием, уполномоченным изготовителем или признанным Регистром, подтверждающий выполнение работ по у становке радиолокационной станции в полном соответствии с технической документацией изготовителя, проектом, одобренным Регистром, и содержащий информацию:

о теневых секторах и возможных технико-эксплуатационных ограничениях; о сопряжении РЛС с другими системами и оборудованием, а также о смещении местоположения постоянной общей опорной точки.

П/ювта по оборудованию лю/кких cwkte V-17

2 КОМПЛЕКТАЦИЯ НАВИГАЦИОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ МОРСКИХ

САМОХОДНЫХ СУДОВ

2.1 ПОДРАЗДЕЛ Е Н И Е СУДОВ НА ГРУППЫ

2.1.1 Применительно к настоящей части все самоходные морские суда подразделяются на группы по валовой вместимости (см. табл. 2.2.1).

2.2 СОСТАВ НАВИГАЦИОННОГО ОЬОРУДОВАННЯ

2.2.1    Состав навигационных приборов, устройств и инструментов, которые должны быть установлены на судне или которыми должно быть снабжено судно, определяется в зависимости от его валовой вместимости с учетом районов плавания и назначения судна в соответствии с табл. 2.2.1.

Определения районов плавания приведены в 1.2 части I «Положения об освидетельствованиях».

2.2.2    В дополнение к требованию 2.2.1 рекомендуется оборудовать суда:

.1 системой единого времени;

.2 интегрированной навигационной системой (суда валовой вместимостью более 10000);

.3 измерителем скорости поворота (суда с носовым расположением ходового мостика, а также суда, оборудованные интегрированной навигационной системой);

.4 радиомаячной установкой (суда, имеющие вертолетное обеспечение);

.5 гидрометеорологическим комплексом (суда валовой вместимостью 3000 и более).

2.2.3    Все суда с дополнительными знаками в символе класса Icebreaker6 Icebreaker4) (ледоколы), PCI РС7 (суда полярных классов МАКО) должны быть оснащены, с учетом требования 2.2.1, следующим оборудованием:

устройством дистанционной передачи курса (на базе Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС));

аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы (АИС);

лагом, обеспечивающим измерение скорости и пройденного расстояния относительно фу нта (допускается использование отдельного приемоиндикатора глобальной навигационной спутниковой системы (GPS. ГЛОНАСС или GPS/ГЛОНАСС), обеспечивающего измерение и индикацию скорости и пройденного расстояния относительно фунта);

эхолотом, независимым от эхолота установленного в соответствии с табл. 2.2.1;

радиолокационной станцией, работающей в диапазоне 3 ГГц (длина волны 10 см);

средством отображения навигационной информации (многофу нкциональный дисплей);

отдельными индикаторами углового положения пера руля для каждого из независимо управляемых рулей;

приемной аппаратурой, обеспечивающей получение информационных ледовых карт и карт погоды;

средством визу ального отображения ледовой информации (ледовой обстановки).

2.2.4    Навигационное оборудование, требуемое согласно табл. 2.2.1, может быть заменено другим, вновь изобретенным, разработанным или модернизированным, при условии, что оно является равноценным по назначению, имеет требуемые или лучшие эксплуатационные и технические характеристики и одобрено Регистром.

2.2.5    Навигационное оборудование, не предусмотренное настоящей частью, может быть допу щено к установке на суда как дополнительное при условии, что его размещение и эксплу атация не будут создавать 'затруднений при работе с основными навигационными приборами, влиять на их показания и снижать безопасность мореплавания

IIfxieu ui no обору<)ов(тию мо/кких cyOo<i V-18

Та6.1 и ца 2.2.1

2ft

Количество для судов патовой вместимосттао

n H

IlMuraiiMiMiutv iVk^nv't^iaHItC

Пояснения

> зоо1

<150

>150'

>500

>3ооо

>1000С

>50000

1

Компас мл |пший основной'

1

1

1

1

1

1

1

11 комплект компаса должно входить пеленг.норное устройство, обеспечивающее наитие пеленгов по дуге гормтоита в 360 и исивискмос от любого источника электрической энергии

2

Компас Mai питый запасной

1

1

1

1

1

1

Должен быть взаимозаменяемым с

основным мл питым компасом.

Не требуется, если обеспечивается полное дублирование основного MaiHHiiioro компаса (см. прим 6)

J

Ирисмоинликатор системы систем

1

1

1

1

1

1

1

Текущие координаты местополо-

ралионаят л цин ’

жения судна должны опрс.тсляпся автоматически

4

Радио локанжчшла х шпиня* со ере.китом.

1

1

2

2

2

Одна радиолокационная станция

.1 чемроппой прокладки (ОН)

1

должна работать в диапазоне 9 П и

.2 авгосопровождсиия (САС)

1

2

1

1

(длина полны 3 см)

J авюма1И‘К'см'Й радиолокационной прокладки (САРИ)

1

1

5

Упрошенный pciHcipaiop данных

1*

1*

1’

Нс требуется на судах, нс со вер-

рейса (У-РЛР)

шлющих международных рейсов

6

Устройство дистанционной псрс.тачи курса’

1^

7

Компас гироскопический*

1

1

1

1

1) комплект 1иросконичсского компаса должен входить репитер

■>хи.ют10

(репитеры), обеспечивающий взятие пеленгов по ду ге горитоша в 360 4

X

1

1

1

1

1

9

Лат10

——

1

1

1

1

1

Должен обеспечивать измерение скорости и про Ате н нот о расстояния

относительно to.ua

10

Лат абсо-нотный10

““

1

Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния

1"

относительно трудив в про.юлыюм и поперечном направлениях

11

Аппаратура универе а. в.1г>й аигозьпичсс-М’й и.кнтифпклди<ямк>й системы (АИС)1

1

1

1

1

12

Система управления курсом или |раекюрией судна

1

1

1J

Измеритель с изроет поворота

1

14

Система приема внешних твуковмх

1

1

1

1

1

1

1

Требуется iu супах с икрытым ммояым

сит патов

хкч'тимзм н судах со знаком ОМНО

15

Ретистратор данных рейса (РДР)1-

1

1

1

Нс требуется на судах, пе совершающих меж'Тутыро.нпах рейсов

16

'Хкктрониая картографическая навита-

1

1

1

1

Дояваю быть обеспечено дубпирово-

пионно-информационная система

иие в соответствии с 5.15.90

(ЭКНИС)|>

5.15.107

17

(Кнтрулованис системы опотиавания

1

1

1

1

1

Не требуется на судах, пе совер-

и слежения и ними ил /ильнем

шлющих международных рейсов.

расстоянии (системы ОСДР)14

Пассажирские суда, совершающие между iiapo.ueae рейсы. должны быть оснащены данным оборудованием

неиписичо of paiMCfu

IK

Система контроля дееспособности

1

1

1

1

1

1

Суда долазы быть оснащены системой

вахтенною помощника капитана

КДВП в сроки, опре кчешвае в 1.1.7

(КДВП)

Показания индикаторов ло.тжны быть

19

Индикаторы:

видны с места, откуда обычно

.1 угловою положения пера руля

1

1

1

1

осуществляется управ.книс судном

.2 частоты вращения, усилия и наг трак. 1C кия упора требною винта

1

'

1

.3 шла и режима работы пинта (винтов) регулируемого тага1'

1

1

1

1

.4 усилия н направления упора под-руливающето устройства (устройств)16

1

1

1

1

И/твила по оборудованию мо/кких су<>ов V-19


Окончание modi 2.2.1

Нлви1 анионное оборудование

Количество .гтя судов вхювой вместимостью

Пояснении

It II

<150

>150'

>300'

>500

>3000

>10000

>500Ш

20

Радиолокационный отражатель'

1"

21

22

Лот просюй (ручной) KOMiLK-Ki Секстан нави! апионшай

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

На пассажирских судах и судах

23

Хронометр

1

'

1

'

1

специальною назначении вхювой вместимостью более 300 требу ются два хронометра

24

Секундомер

1

1

2

3

3

3

25

Глобус лисиный иди равнозначный прибор

1

1

1) oipaiiii4CiHiux районах плавании К2. R2-R8N. R2-RSN(4.5). RJ, RJ-RSN — нс требуется

26

Бинокль цри тменный

1

1

1

2

3

4

4

27

Анемометр

1

2

2

2

2

Не требуется на судах ограниченною района плавания R3

28

Баромстр-анероад

1

2

2

2

2

2

29

Кренометр

1

1

2

2

2

2

На судах, на которых требуется установка РДР и построенных после 01.01.2019. как минимум один кренометр должен быть зле стройным


| Включая пассажирские суда, иеявисимо oi размеров

'Должна обеспечиваться дистанционная передача поклиннй осиоаиою мат шиною компаса к основному посту > нрав. 10 мня рулем.

'Используемая система радионяни!ации (глобальная h.i»hiанионная спулниылвая система ши наземная радионавигационная система) должна бита доступна ли испо.тыования а любое время в течение прслпола1аемото рейса.

4Ксли |ребуе1ся ycianoBka двух рхдио.ижациопних С1анций. они должны работам, независимо .трут от .трута.

'Не требуется на судах, построенных I июля 2002 юда иди после ной даты (см. 1.1.5)

‘Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование, предусмотренное пп. 4. 4.1. II таблицы.

Не требуется, если на судне установлен гироскопический компас, обеспечивающий передачу итн|)ормации о курсе в оборудование, предусмотренное пп. 4. 4.1. II таблицы

'Должна обеспечиваться передача ит|формации о курсе в оборудование. предусмотренное пунктами 4. 4.2. 4.3. 11 таблицы. а также визуальной информации о курсе иа аварийный ноет умрахтсния рулем. Витухтьная информация о курсе на аварийном посту управления рулем .толжна обеспечиваться репитером тирокомпаса

'На судах вхювой вместимостью менее 1600 требуется, насколько но практически возможно.

Днищевые устройства mwioi и доплеровских латов. нрс.и1а1начсниих дтя установки iu суда. совершающие рейсы в полярных водах (см. резолюцию И МО MSC\386(94)) и имеющие в симиоле класса знак дедовою класса Ict-brrakt-r ати Arc4    Агс9. лоджии

быть затциикнм от повреждения льдом

"Не требуется на трутовых судах, нс совсршаюшнх международных рейсов.

''Пассажирские суда, совершающие между пародиыс рейсы, должша Гии. оборудованы pci истратором .данных рейса псивисимо от размера

’’Суда, совсритаюшис между народные рейсы, должны быть ocuauicixi хкктроииой карютрафической навитанионпо-кнфор-маииошюй системой в сроки, определенные в 1.1.8. На судах, к которым требования I 1.8 ие применимы, установка 'ЖНИС не требуется при ихтичии иа судне откорректированных бумажных морских иавитациошпах карт для выполнения прелтирителыюй и исполнительной прокзхюк на протяжении iipe.uio.iai асмою рейса

" Суда псивисимо от дана их постройки, оборудованные annapaiypoft универсх1Ы«ой автома1Ической нлешифмкационной системы и предназначенные к плаванию исключительно в пределах морского района AI. освобождаются от оснащения оборудованием системы ОСДР.

1 'Устаивал мвастся при нхтичии виша (винюв) регулируемою шага.

'6Ус1анакзивас1СЯ при нх1ичии ткируливаюшею устройства (устройств).

1 7Нс требуется, если лффсынвная гиошхдь рассеяния судна достаточна для его обнаружения с помощью рхдио.юкационной станции в диапазонах 9 и 3 ГГц (.длина волны — 3 и 10 см. соответственно).

"‘Ус.ювия снабжения ихюжены в части III "Синильные средства»

Примечания: I. Несамоходные суда, предназначенные для буксировки и толкания в море или для длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов, имеющие на борту лютей, должны быть снабжены биноклем, ручным лотом и кренометром.

2.    На судах смешанною (река-морс) плавания, совершающих рейсы по внутрстишм водным путям (знаки о|раничсния района п.ивлння в символе класса судна R2-RSN и RJ-RSN) должна быть предусмотрена дополнительная радио локационная станция, отвечающая требованиям 5.7.59. В с.тучае. если на таких судах установлена радиолокационная станция, в полной мерс отвечающая всем требованиям 5.7. iixiinine дополнительной радио.юкациоиной стаццют не требуется

3.    На судах вхювой вместимостью до 3000 допускается установка второй радиолокационной станции с минимальным диаметром рабочей зоны не менее требуемою 5.7.2.

4.    На судак оборудованных рхтио-юкаинонной станцией со средством ирокиики (ОН. САС ати САРН) и ати системой управ.кеиин траекторией супы, должен быть установлен лат. «'.меряющий скорость судна относительно воды

5 На судах вхювой вместимостью 500 и более, но менее 10000. построенных до I сентября 1984 г., наличие дата не требу ется при условна чю он ие был предусмотрен проектом судна 1фи сю постройке.

6. На судах, контракты на постройку которых 1юднисаны I января 2007 т. ати после ной даты, в качестве запасною магнитною компаса допускается ис1юльтювать i ироскопический компас, который должен паду чать питание от основного и аварийною источников исктричсской мтертиа а также от переходною источника, которым может и вдамся аккумудаюрная батарея. 11|>и атом такой I ироскопический компас не М0ИКI рассматриваться как требуемый п. 7 иасюящей таГхтицы в онюшеиии судов валовой вместимостью 500 и бакс.


IIfkien.ui no оборудованию мо/к-ких cytUxi

V-20

Таблица 2.3.3

№ м и

Навит анионное оборудование

Источник

питания

Миниматытос ЧИС.Ю часов непрерывной работы оборудования для расчета емкости аккумудоторов

1

Компас Mai ни i кий (основной и запасной)

(Кмовиой и аварийный источники электрической лнер'ии (питание от аварийного источника з.тсктричсской зиертии может быть заменено питанием от аккумуляторов)

6

2

Компас 1 нрос топический

(Кновиой и аварийный исгочштки хтсктрической «иертии

3

Лат

Основной и аварийный источники злсктрнчсской чк-pi ни

-4

(1 тмеритель скорости поворота

Основной и аварийный источники электрической эткрт ни

5

')хагот

(Кновиой и аварийный источники злсктрнчсской эиср1 ни

6

РАзиодоканионмая станция

Основной и аварийный источники электрической зиертии

7

Средства автоматической радиолокационной прокладки

Основной и аварийный источники злсктрнчсской эткрт ни

X

Ириемоииликаторы системы рАДНонавитации'

(Кновиой и аварийный иеючштки злсктрнчсской эткртии

1

9

Система еди1»о«о времени

(Кновиой источник з.тсктричсской ЗНерТИИ

Рятиомаячная установка

(Кновиой Ис-ГОЧНИК злсктрнчсской зиертии Н аккумуляторы (НН1ЛИИС от аккумуляторов может быть итмсиено питанием от аварийного источника хтсктрической зиертии)

6

11

Чтектрошия клрготрлфи'тсская навит ационно-информациом-кая система

(Кновиой И аварийный ИСТОЧНИКИ ХЗСКТрНЧССКОЙ зиертии

12

Резервная электронная карто-|рафнческая навит анионно-информационная система

(Кновиой и аварийный источники злсктрнчсской чк-рпгн

13

Сметена ирисмл аисшних my-

копмх СИНЮ.ЮН

(Кновиой и аварийный источники злсктрнчсской чк-ртии

14

Регистратор данных рейса, упрощенный ретнетратор .тайных рейса

(Кновиой и аварийный источники хкктричсской зиертии. аккумуляторы (встроенные)*

2

15

Аппаратура универсальной автоматической идент ифика-пионной системы (ЛИС)

(Кновиой и аварийный ИСТОЧНИКИ электрической зиертии

16

Система управления курсом султта

(Кновиой источник электрической зиертии

~~~

17

Система управления траекторией судна

(Кновиой источник электрической зиертии

IX

Устройство дистанционной псрс тачи курса

(Кновиой и аварийный источники хтсктрической зиертии

19

Оборудование системы опоша-вания судов и слежении та ними на дштытем расстоянии (системы ОСЛР)

(Кновиой и аварийный источники электрической зиертии1

Система контроля дееспособности вахтенного помощника Kaimiaiu <КД1Ш)

(Кновиой источник злсктрнчсской зиертии

6’

21

Судовой т идромстеоролот и-

ЧССКИЙ КОМ1ЫСКС

(Кновиой и аварийный исгочштки ысктричсской «нертин

22

АнАЮто-цнфровой преобразователь сит матов

(Кновиой и аварийный источники злсктрнчсской зиертии

23

Размножитель цифровых СИ1НАТОВ

(Кновиой и аварийный исгочштки хтсктрической чкртии

24

Электронный кренометр

(Кномтой и аварийный источники злсктрнчсской зиертии

'Присмоинднкатсры систем ралионавитлции. используемые доя автоматического ввода в радиоустановки ГМС'СЬ информации о

координатах судна и времени их определения, должны также получать питание о» резервною источника доя питания рАПТоустановки.

требуемого 2.3.3 части IV «1*А1ноо(хзру,|о«лнис».

*В РДРУ-РДР должно Сыть предусмотрено собственное автоматическое ирилное устройств, обсспсчиваиицсс иолтержанис

аккумуляторов в иряженном состоянии и 1 к-ре заря т полностью разряженных акку муляторов в течение 10 ч после восстановления

питания РДР от основною источника злсктрнчсской жертии

Кепи на судах, построенных

до 1 имхтя 2002 г., авар нишам источником хтсктрической чь-ртн является аккумулятортия

батарея, то ее емкость должна быть достаточной .гтя того, чтобы обеспечить работу в течение по крайней мере 1 ч. *См. также 5.23.3.5.

•См. также 5.22.15.

Настоящее инУание Праею, по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА НО ОБОРУДОВАН ИЮ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.    Раздел 1: введен новый пункт 1.3.2.27. Нумерация изменена.

2.    Раздел 2: в пункте 2.2.1 внесено требование об установке электронного кренометра на судах, на которых требуется установка РДР и построенных после 01.01.2019.

3.    Раздел 3: в пункте 3.6.1.4 уточнены ссылки относительно испытаний шахты лага на непроницаемость.

4.    Раздел 5: в пункт 5.11.8 внесено дополнение в требования к многосистемным радионавигационным приемникам в соответствии с резолюцией ИМО MSC’.432(98);

дополнен пунктом 5.28 с требованиями к ратнолокационным индикаторам ледовой обстановки

5.    Внесены изменения редакционного характера

П[хтиа по обору()ованию морских с\ч)ов V-21

Навигационное оборудование, устанавливаемое на судне в дополнение к основном) оборудованию. прсд\ смотренному табл. 2.2.1. должно быть одобренного Регистром типа и должно отвечать эксплуатационно-техническим требованиям, предъявляемым к основному оборудованию

2.2.6    Если на судне предусматривается абсолютный лаг. он должен отвечать требованиям 5.4.

На судах валовой вместимостью 50000 и более, а также на дру гих судах, где требуется

установка абсолютного лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта и лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно воды, должно быть установлено два независимых устройства

2.2.7    Электронный кренометр, предназначенный для целей навигации и/или передачи информации в регистратор данных рейса (РДР), должен отвечать требованиям 5.27.

Требования 5.27 применяются к электронным кренометрам, установленным 1 июля 2015 г. или после этой даты, и не применяются к электронным кренометрам, предназначенным для дру гих целей, например, для мониторинга состояния груза.

2.3 ИСТОЧНИКИ ПИТАНИИ

2.3.1    Все навигационное оборудование, установленное на судне, должно быть обеспечено питанием от основного и аварийного источников электрической энергии.

2.3.2    Распределительный щш навигационною оборудования должен подучать питание от главного распределительного щита и аварийного распределительного щита по двум независимым фидерам (см. также часть XI «Электрическое оборудование» Правит классификации и постройки морских судов).

2.3.3    П|ттание судового навигационного оборудования должно обеспечиваться в соответствии с требованиями табл. 2.3.3.

На судне рекомендуется предусматривать устройство бесперебойного питания, обеспечивающее работоспособность навигационного оборудования и сохранность навигационной информации в случае выхода из строя основного и аварийного источников электрической энергии, а также в течение периода времени, требу емого для перехода с питания от основного источника электрической энергии на питание от аварийного источника или обратно. При этом, в месте, откуда обычно осуществляется у правление судном, должны быть предусмотрены световая и зву ковая сигнализации о переходе на шгтанне с использованием источника бесперебойного питания. Сигнализация должна быть неотключаемой и должна автоматически возвращаться в исходное состояние после восстановления подачи электрической энергии от судовой сети. Должна быть предусмотрена возможность квитирования вручную звуковой сигнализации

2.3.4    Все навигационные приборы и устройства (за исключением гироскопического компаса и снс-темы у правления ку рсом или траекторией судна), рассчитанные на питание электрической энергией, должны получать питание по отдельным фидерам от одного общего щита навигационного оборудования

Гироскопический компас должен полу чать питание в соответствии с 3.7.2.3.

Система управления курсом судна н система управления траекторией судна должны «юлучать питание в соответствии с 5.5.14 части XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов

2.3.5    Если отдельные виды навигационного оборудования должны полу чать питание от различных первичных родов тока или различных первичных напряжений, допускается, в порядке исключения, питание такого оборудования от дру гих распределительных щитов при обязательном расположении их вблизи основного щита навигационного оборудования.

2.3.6    При питании отдельных видов оборудования от дополнительных распределительных щитов эти ионы должны получать питание от соответству ющих источников по отдельным фидерам

2.3.7    На распределительном щнте (щитах) навигационного оборудования должны быть предусмотрены выключатели и предохранители или установочные автоматические выключатели на отходящих линиях к каждому виду навигационного оборудования.

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Общие положения......................................... 6

I. I Область распространения..................................... 6

1.2    Определения и пояснения.................................... 9

1.3    Объем освидетельствовании...................................14

2    Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов........17

2.1    Подразделение судов на группы.................................17

2.2    Состав навигационного оборудования..............................17

2.3    Источники питания........................................21

2.4    Антенные устройства.......................................22

2.5    Запасные части и снабжение...................................22

2.6    Техническое обслуживание и ремонт навигационного оборудования.............22

3    Устройство помещений, предназначенных для установки навигационного оборудования. Размещение навигационного оборудования и монтаж кабельной сети ... 23

3.1    Общие положения.........................................23

3.2    Ходовой мостик1.........................................23

3.3    Агрегатная.............................................37

3.4    Акку муляторная..........................................38

3.5    Помещение для установки основного прибора    гирокомпаса..................38

3.6    Шахта лага и/или эхолота....................................38

3.7    Размещение навигационного оборудования на    судне......................39

3.8    Монтаж кабельной сети......................................45

4    Антенные устройства н заземления...............................47

4.1    Общие положения.........................................47

4.2    Антенны радиолокационных станций..............................47

4.3    Антенны аппарату ры у ниверсальной автоматической зиентнфикационной системы.....48

4.4    Антенны приемоиндикаторов систем радионавигации.....................48

4.5    Датчики судового гидрометеорологического    комплекса....................48

4.6    Заземления.............................................49

5    Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые

к навигационному оборудованию.................................50

5.1    Общие положения.........................................50

5.2    Магнитный компас........................................54

5.3    Гироскопический компас.....................................57

5.4    Лаг.................................................58

5.5    Эхолот...............................................60

5.6    Измеритель скорости поворота..................................61

5.7    Радиолокационная станция....................................62

5.8    Радиолокационный отражатель..................................82

5.9    Радномаячная установка.....................................83

5.10    Устройство дистанционной передачи курса..........................83

5.11    Присмоиндикаторы систем радионавигации..........................84

5.12    Объединенные пульты у правления судном...........................97

5.13    Интегрированная навигационная система...........................99

5.14    Система единого времени................................... 118

5.15    Электронная картографическая навигационно-информационная система......... 118

5.16    Система управления ку рсом судна.............................. 129

5.17    Система управления траекторией судна........................... 131

5.18    Аппарату ра универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) ....    134

П/хкпио по оборудованию mo/kkux сучкт V-5

5.19    Система приема внешних звуковых сигналов........................ 136

5.20    Регистратор данных рейса (РДР)............................... 137

5.21    Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР)...................... 140

5.22    Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВГ1)....... 142

5.23    Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем

расстоянии (системы ОСДР).................................... 144

5.24    Гидрометеорологический комплекс.............................. 146

5.25    Аналого-цифровой преобразователь сигналов........................ 147

5.26    Размножитель цифровых сигналов.............................. 148

5.27    Электронный кренометр.................................... 148

5.28    Радиолокационный индикатор ледовой    обстановки..................... 149

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах

отображения (дисплеях)...................................... 151

Приложение. Правила по констру кции ходового мостика, размещению оборудования

и процеду рам организации вахты................................. 160

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИ К ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части распространяются на суда, построенные I июля 2002 г. или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда. Требования 5.7 настоящей части Правил распространяются на радиолокационные станции, установленные I июля 2008 г. или после этой даты.

Требования 5.15 настоящей части распространяются на электронные картографические навигационно-информационные системы, установленные I января 2009 г. или после этой даты.

На суда валовой вместимостью менее 150. совершающие любые рейсы, суда валовой вместимостью менее 500. не совершающие международных рейсов, и рыболовные суда требования настоящей части распространяются в случае, если адмн-ннстрацнсй. под флагом которой судно совершает плавание, не принято иное решение о комплектации этих категорий судов навигационным оборудованием.

1.1.2    Суда, построенные до I июля 2002 г., должны отвечать требованиям части V Правил, действовавших до I июля 2002 г.1, и требованиям 1.1.3 — 1.1.5 настоящей части.

1.1.3    На судах, построенных до I июля 2002 г., не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г. должен быть установлен прнемонндикатор системы или систем радионавигации, отвечающий требованиям 5.11 и пригодный для постоянного использования в районе эксплуатации судна для автоматического определения и корректировки текущих координат судна

1.1.4    Все пассажирские суда, независимо от размера, и суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы аппарату рой автоматической идентификационной системы (АИС) в следующие сроки:

пассажирские суда — не позднее 1 июля 2003 г.;

нативные суда нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2003 г.;

суда ватовой вместимостью 50000 и более (иные, чем пассажирские и наливные суда) не позднее I июля 2004 г.:

суда ватовой вместимостью 300 и более, но менее 50000 (иные, чем пассажирские и нативные суда) не позднее первого освидетельствования оборудования н снабжения после I июля 2004 г. или 31 декабря 2004 г. в зависимости от того, что насту пит ранее.

Пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая нативные, ватовой вместимостью 500 и более, не совершающие между народных рейсов и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентифнка-цнонной системы (АИС) не позднее I июля 2008 г.

1.1.5    Пассажирские суда, совершающие международные рейсы и построенные до I июля 2002 г. должны быть оборудованы регистратором данных рейса (РДР) в следующие сроки:

пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро) не позднее первого освидетельствования после I июля 2002 г:

пассажирские суда (иные, чем пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро)) не позднее I января 2004 г.

'Правила по оборудованию морских судов и или и и 1999 г., с. 211    264    (с учеюм Бтатлстснсй изменений и

дополнений Sf 1 (2000 г.) и № 2 (2<Х)| г.)).

•Определение наливною судна приведено в части 1 «Классификация» Правил классификации и постройки морских

судов.

Ilfxieu.ui no оборудованию мо/кких cwkw V-7

Грузовые с>ла. включая ма.швныс. совершающие международные peiicu и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы упрощенным регистратором данных рейса (У-РДР) в следующие сроки:

суда валовой вместимостью 20000 и более во время первого планового докованпя после 1 июля 2006 г., но не позднее I июля 2009 г.;

суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 20000 во время первого планового докованпя после 1 июля 2007 г., но нс позднее I июля 2010 г.

РДР. установленные I июля 2014 г. или после этой даты, должны отвечать эксплуатационно-техническим требованиям 5.20.

Регистратор данных рейса считается установленным I июля 2014 г. или после этой даты если: контракт на постройку судна заключен I июля 2014 г. или после этой даты: либо судно построено 1 июля 2014 г. или после этой даты (см. определение «Суда построенные» в 1.2). Дзя судов иных, чем у помяну тые выше. РДР считается у становленным 1 июля 2014 г. или после этой даты, если:

контрактной датой поставки РДР на судно является I июля 2014 г. или последу ющие даты: либо фактической датой поставки РДР на судно (в слу чае, если контрактом нс определена дата поставки) является I июля 2014 г. или последу ющие даты.

РДР. у становленные до I июля 2014 г., должны отвечать эксплу атационно-техническим требованиям 5.20, действовавшим до 1 января 2014 г.

1.1.6    Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и гру зовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие между народные рейсы и построенные 31 декабря 2008 г. или после этой даты, должны быть оснащены оборудованием системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и гру зовые суда, включая высокоскоростные гру зовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие между народные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах А1 и А2 или в морских районах Al, А2 и АЗ должны быть оснащены оборудованием ОСДР нс позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и гру зовые суда, включая высокоскоростные гру зовые суда, вазовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах Al. А2. АЗ и А4. должны быть оснащены оборудованием системы ОСДР не позднее первого освидетельствования радиооборудования после I июля 2009 г. Однако в том случае, если такие суда совершают рейсы в пределах морских районов Al. А2 и АЗ. то оборудование системы ОСДР должно быть у становлено на них не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Суда, независимо от даты их постройки, оборудованные аппарату рой универсальной автоматической идентификационной системы и предназначенные к плаванию исключительно в пределах морского района AI. освобождаются от оснащения оборудованием системы ОСДР

1.1.7    Все пассажирские суда независимо от размера и грузовые суда вазовой вместимостью 150 и более, построенные 1 июля 2011 г. или после этой даты, должны быть оборудованы системой контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП)

1.1.7.1 Все пассажирские суда независимо от размера, и гру зовые суда вазовой вместимостью 150 и более, построенные I июля 2002 г. или после этой даты вплоть до 1 июля 2011 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки:

пассажирские суда не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после I июля 2012 г.:

грузовые суда вазовой вместимостью 3000 и более нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2012 г.:

IlfKidii.io no oCtopytUteanwo мо/кких cy<><m V-8

грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2013 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, но менее 500 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2014 г.

1.1.7.2 Все пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные до I июля 2002 г, должны быть оборудованы системой КДВГ1 в следующие сроки:

пассажирские суда не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 1 января 2016 г.;

гр\ зовые суда валовой вместимостью 3000 и более не позднее первою освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2016 г;

грузовые суда вазовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2017 г.:

грузовые суда вазовой вместимостью 150 и более, но менее 500 нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 января 2018 г.

1.1.8    Электронной картографической навигационно-информационной системой (ЭКНИС) должны быть оснащены следующие суда. совершающие международные рейсы:

пассажирские суда вазовой вместимостью 500 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;

нативные суда вазовой вместимостью 3000 и более, построенные I июля 2012 г. или после этой даты;

грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более (иные, чем нативные суда), построенные 1 июля 2013 г. или после этой даты;

грузовые суда вазовой вместимостью 3000 и более, но менее 10000 (иные, чем нативные суда), построенные 1 июля 2014 г. или после этой даты,

Суда совершающие между народные рейсы, должны быть оборудованы ЭКНИС в следу ющие сроки:

пассажирские суда вазовой вместимостью 500 и более, построенные до I июля 2012 г. не позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 30 нюня 2014 г.;

нативные суда вазовой вместимостью 3000 и более, построенные до 1 июля 2012 г., не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 нюня 2015 г.;

фу зовые суда вазовой вместимостью 50000 и более (иные, чем нативные суда), посфоснныс до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2016 г.;

ф\ зовые суда вазовой вместимостью 20000 и более, но менее 50000 (иные, чем нативные суда), построенные до I июля 2013 г. не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2017 г.;

фу зовые суда вазовой вместимостью ЮО(К) и более, но менее 20000 (иные, чем нативные суда), построенные до 1 июля 2013 г. не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 нюня 2018 г.

1.1.9    Настоящая часть Правил устанавливает требования, которым должно отвечать навигационное оборудование, а также помещения, в которых оно устанавливается, и определяет количество навигационных инстру ментов, приборов, у стройств и их размещение на судне.

1.1.10    Требования настоящей части также распространяются на суда в постройке и в эксплуатации, независимо от размеров, тоннажа и даты постройки, оборудование на ходовом мостике которых позволяет осу щсствлять безопасное судовождение одним человеком, и в символе класса которых введен дополнительный знак ОМ ВО в соответствии с 2.2.7 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.1.11    К жестко сочлененному плавучему средству, состоящему из толкающего и толкаемого судов, спроектированному в качестве специально предназначенного единого соединения буксира и баржи, требования настоящей части применяются как к единому судну .

Hfkiau.ia no обормУованию мо/кких cy<km V-9

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.2.2    В настоящей части приняты следующие определения.

Автономный контроль целостности в приемнике метод или алгоритм, посредством которого вся информация, принимаемая приемной частью ирнемоннднкатора системы /систем радионавигации, автоматически обрабатывается для осуществления контроля целостности навигационных сигналов,

Активизация цели А ПС    активизация пассивной цели АИС для отображения

дополнительной графической и буквенно-цифровой информации по ней.

Активная цель АИС цель, активизированная автоматически или вручную для отображения дополнительной информации о параметрах ее движения в графическом виде.

Альманах — данные и параметры находящихся на орбите сттннков навигационной системы.

Базовое отображение объем данных С'ЭНК. который не может быть удален с экрана и отображается постоянно для любых районов плавания и при любых обстоятельствах, но не рассматривается как достаточный для безопасного мореплавания.

Вахтенный помощник капитана лицо, ответственное за безопасность мореплавания. осуществляющее судовождение, маневрирование и использование оборудования, установленного на ходовом мостике, до смены другим помощником капитана

Время перестроения изображения на дисплее ЭКНИС промежуток времени с момента, когда изображение начинает перестраиваться, до момента, когда построение нового изображения завершено

Время регенерации изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента выполнения соотвстств) ющего действия оператором до момента, когда последующее перестроение завершено.

Выбранная цель выбранная вручную цель для отображения подробной информации в буквенно-цифровом виде на отдельной зоне средства отображения данных. Цель должна обозначаться условным символом «Сопровождаемая выбранная цель».

Главный пост управления судном рабочее место на ходовом мостике, обеспечивающее вахтенном) помощник) капитана обзор, и оборудованное всем необходимым для ос) ществлсния им маневрирования и > правления судном.

Глуби на вертикальное расстояние от поверхности воды до грунта.

Дееспособность вахтенного помощника капитана способность лица, несущего вахт), выполнять свои служебные обязанности в полном объеме без посторонней помощи и своевременно реагировать на все аварийно-предупредительные енгнаты. а также сигналы проверки дееспособности.

Дисплей электронное средство отображения информации в буквенном, цифровом или графическом виде.

Дкр/Ткр — дистанция кратчайшего сблнжсния/врсмя до точки кратчайшего сближения. Предельные значения этих величин относительно собственного судна устанавливаются оператором радиолокационной станции.

Закрытый ходовой мостик ходовой мостик без крыльев с шириной рулевой рубки, равной или превышающей ширину судна.

Захват выбор целей и ввод их для сопровождения.

Захват радиолокационной цели — процесс обнаружения цели, взятия се в обработку с последующим сопровождением.

Зона видимости горизонтальный угол, в пределах которого возможно беспрепятственное наблюдение за окрчжающен обстановкой с рабочего места на ходовом мостике.

П/хтиа по оборудованию морских судов V-IO

Зона запрета захвата зона, установленная оператором радиолокационной станции, в которой не осуществляется захват целей.

Зона з а х в а т а / а к т и в и з а ц и и зона, установленная оператором, в которой автоматически захватываются радиолокационные цели и активизируются цели АИС'.

Излучаемые помехи помехи, излучаемые корпусом оборудования (кроме нспос-рсдствен-ного излучения антенных устройств оборудования).

Изобата линия на карте, соединяющая точки равных глубин.

Исполнительная прокладка действия по контролю плавания по запланированном) маршруту.

Истинная скорость цели скорость движения цели относительно грунта или воды.

Истинное движение цели комбинация истинного курса и истинной скорости цели.

Истинный ветер реально существ)юшее над водной поверхностью горизонтальное движение воздуха, обнаруживаемое с помощью приборов

Истинный курс цели направление движения цели относительно грунта или воды, выраженное величиной угла, отсчитываемого от направления на север

И с т и н н ы й пеленг ц с л и направление на цель от общей опорной точки собственного судна или от местоположения другой цели, выраженное величиной угла, отсчитываемого от направления на истинный север.

Кажущийся ветер движение воздуха, получающееся в результате геометрического сложения истинного и ку рсового ветров

Компас магнитный основной — магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечивающий определение ку рса судна и представление показаний на главный пост у правления рулем.

Компас магнитный запасной — резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение фу нкций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним.

Крылья ходового мостика части ходового мостика по обе стороны от рулевой рубки судна, которые обычно доходят до борта судна.

Курс судна направление носа собственного судна, выраженное величиной угла от 0 до 360 . отсчитываемого от направления на север.

Курсовой ветер движение возду ха, направление которого противоположно курсу судна, а скорость равна скорости судна.

Курсовой угол цели направление на цель от постоянной обшей опорной точки собственного судна, измеряемое величиной у гла от 0 до 180 на правый или левый борт, между носовой частью продольной оси судна и направлением на цель.

Наблюдение одна из основных функций вахтенного помощника капитана, осу ществляемая с помощью зрения и слу ха, а также имеющихся на судне технических средств, для целей оценки навигационной ситуации и риска столкновения.

Наведение судна на цель маневрирование, которое выполняется для выведения судна на курс, соответствующий пеленгу на заданну ю цель, и удержания его на этом курсе.

Навигация процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в дру гой, с учетом окружающих у словий и интенсивности судоходства

Наливное судно для целей настоящей части означает нефтеналивное судно, нефтеналивное судно (> 60 С), нефтеналивное судно (> 55 С), нефтесборное судно, нефтесборное судно ( >60 С), газовоз1, химовоз1, комбинированное судно, определения которых приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

Навигационное оборудование судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигационное устройство судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

' I IllCIOMIIICC ОПрСДСЛСНИС применимо при нсрсвожс IIИVIи судами ИОСН.1аМСНЯЮН1ИХСЯ жидких грузов.