Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

44 страницы

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие технические требования

     1.5 Условия удовлетворения требованиям к делению на отсеки

     1.6 Коэффициенты проницаемости

2 Вероятностная оценка деления судов на отсеки

     2.1 Общие положения

     2.2 Требуемый индекс деления на отсеки R

     2.3 Достижимый индекс деления на отсеки А

     2.4 Расчет фактора pi

     2.5 Расчет фактора si

     2.6 Проницаемость

     2.7 Специальные требования, касающиеся остойчивости пассажирских судов

     2.8 Оценка аварийной остойчивости судов, предназначенных для перевозки лесного палубного груза

     2.9 Повреждения днища

3 Аварийная посадка и остойчивость

     3.1 Общие положения

     3.2 Размеры расчетного повреждения

     3.3 Требования к элементам аварийной посадки и остойчивости

     3.4 Дополнительные требования к аварийной посадке и остойчивости

4 Специальные требования к судам типа В с уменьшенным надводным бортом и к судам типа А

     4.1 Общие положения

     4.2 Посадка и загрузка судна перед повреждением

     4.3 Размеры повреждений

     4.4 Аварийная посадка и остойчивость

5 Требования к судам, находящимся в эксплуатации

     5.1 Навалочные суда, рудовозы и комбинированные суда

Приложение 1. Руководство по оформлению расчетов деления на отсеки и аварийной остойчивости

Приложение 2. Определение расчетной глубины повреждения b

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

10.09.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть V ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2019 года

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 20IS года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной мореной организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корп\с»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»:

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»:

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по констру кции и прочности навалочных и нефтенативных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим гру зы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО SNA «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются в электронном виде только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства 2019

V-I1

отсеков. Эта Информация должна содержать сведения и документацию, указанные в 1.4.6.1, и результаты расчетов аварийной посадки и остойчивости судна при затоплении машинного отделения и каждого помещения для гру за. Расчеты должны выполняться для двух осадок, одной из которых должна быть осадка по летнюю грузовую марку . Максимально допустимое положение центра тяжести судна должно приниматься в соответствии с Информацией об остойчивости судна. Коэффициенты проницаемости грузовых помещений должны приниматься с учетом предполагаемых к перевозке грузов и должны находиться в пределах 0.60    0,90.    Информация о

последствиях затопления отсеков должна содержать сводимо таблицу результатов расчетов с указанием критических факторов и сведения, указанные в 1.4.6.1.5.

1.4.10 Каждое судно на носу и корме должно иметь четко нанесенну ю шкалу осаюк. В том слу чае, когда шкаты осадок расположены таким образом, что они нс могут быть ясно видимы, или условия эксплуатации затрудняют снятие показаний со шкат осадок, судно должно быть оборудовано надежной системой измерения осадок, с помощью которой можно легко определить осадку носом и кормой.

1.5 УСЛОВИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ К ДЕЛЕНИЮ НА ОТСЕКИ

1.5.1    Деление судна на отсеки считается отвечающим требованиям настоящей части, если:

.1 достижимый индекс деления на отсеки А, рассчитанный в соответствии с требованиями 2.3. не меньше требуемого индекса деления на отсеки R. рассчитанного в соответствии с требованиями 2.2. и сон, кроме того, частичные индексы Ат Ар и А, нс менее 0,9R для пассажирских судов и 0.5R для гру зовых судов;

.2 к судам, для которых в раза. 2 отсутствуют указания по расчету индексов А и или R. требование 1.5.1.1 не применяется;

.3 аварийная посадка и остойчивость отвечают требованиям разд. 3, с у четом 3.3.6.

1.5.2    Знак деления на отсеки вводится в символ класса судна в соответствии с 2.2.4 части I «Классификация», если при всех расчетных случаях загрузки, соответствующих назначению данного судна, деление его на отсеки признается удовлетворительным согласно 1.5.1. аварийная посадка и остойчивость соответствуют требованиям 3.3 при затоплении любого одного или любых нескольких смежных отсеков подлине судна, соответственно вводимому знаку деления на отсеки, и доказано соответствие констру ктивных мероприятий, связанных с делением судна на отсеки, требованиям, указанным в 1.1.6 и 2.7 части II «Корпус» и в разд. 7 части III «Устройства оборудование и снабжение».

В тех слу чаях, когда в соответствии с 3.4 число затапливаемых отсеков изменяется по длине судна, в знаке деления на отсеки у называется меньшее из них.

1.5.3    Дополнительные условия введения в символ класса знака деления на отсеки приведены в 3.4,

1.6 КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРОНИЦАЕМОСТИ

1.6.1    В расчетах аварийной посадки и остойчивости коэффициент проницаемости затоатенного помещения должен приниматься равным:

.1 0,85 для помещений, занятых механизмами, электростанциями, а также технологическим оборудованием на рыболовных и обрабатывающих судах;

.2 0.95 для жилых помещений, а также для пу стых помещений, включая порожние цистерны;

.3 0,6 для помещений, предназначенных для сухих запасов

1.6.2    Проницаемость затопленных цистерн с жидким грузом или жидкими запасами, или водяным балластом определяется, исходя из предположения, что весь гру з из цистерны выливается, а забортная вода вливается с учетом коэффициента проницаемости, равного 0,95.

Правгиа классификации и постройки морских с\хк>в V-12

1.6.3    Значения коэффициентов проницаемости помещений, предназначенных для твердых грузов, указаны далее в соответствующих пунктах разд. 2 — 5.

1.6.4    Значения коэффициентов проницаемости помещений могут быть приняты меньшими, чем указано выше, лишь в том случае, сели выполнен специальный расчет проницаемости, одобренный Регистром.

Дтя грузовых помещений, включая рефрижераторные, при выполнении специального расчета проницаемости коэффицногг проницаемости груза должен приниматься равным 0,6. а коэффициент проницаемости груза в контейнерах, трейлерах, роллтрейлерах и гру зовиках    0.71.

1.6.5    Если расположение помещений судна или характер его эксплу атации таковы, «гто очевидна необходимость применения других коэффициентов проницаемости, расчеты должны быть выполнены с уметом этих более жестких коэффициентов.

V-13

2 ВЕРОЯТНОСТНАЯ ОЦЕНКА ДЕЛЕНИЯ СУДОВ НА ОТСЕКИ

2.1 ОБЩИЕ ПаЮЖЕНМЯ

2.1.1    Требования настоящего раздела применяются к грузовым судам длиной ^ 80 м и ко всем пассажирским судам независимо от длины, за исключением тех судов, типы которых перечислены в 1.1.1.2. 1.1.1.3, 1.1.1.5, 1.1.1.6. 1.1.1.8, 1.1.1.9. 1.1.1.13 (если является судном обеспечения либо судном специального назначения), 1.1.1.17. 1.1.1.18. судов, указанных в 1.1.14. если они нс предназначены для перевозки патубного гру за, а также атомных судов и атомных плавучих сооружении.

Суда, указанные в 1. 1. 1.7 должны соответствовать требованиям настоящего раздела как указано

в 3.4.3.

2.1.2    При проверке вероятностных требовании для таких судов должны учитываться у казания пояснительных записок к главе 11-1 СОЛАС-74 (см. Сборник нормативно-методических матерн-аюв. книга девятнадцатая. 2010 г.).

2.2 ТРЕБУЕМЫЙ ИНДЕКС ДЕЛЕНИЯ НА ОТСЕКИ Я

2.2.1    Деление судна на отсеки считается достаточным, если достижимый индекс деления на отсеки А. рассчитанный в соответствии с 2.3. не меньше требу емого индекса деления на отсеки R. рассчитанного в соответствии с требованиями 2.2.2. и если, кроме того, частичные индексы AF Аг и А/ не менее 0.9 R для пассажирских судов и 0.5 R для грузовых судов.

2.2.2    Для всех судов, к которым применяются требования настоящей главы, касающиеся аварийной остойчивости, необходимо обеспечить степень деления на отсеки, которая определяется требу емым индексом деления на отсеки R следу ющим образом:

.1 для гру зовых судов длиной /., > 100 м

R 1-128/(^+152):

.2 для гру зовых судов длиной 80 м^А, ^ 100 м

где Яо величина Я. рассчитанная но формуле, приведенной в 2.2.2.1;

.3 для пассажирских судов

R= 1 5000 (Ar+2.5/V 15225),

где N =Л'| + 2ЛЬ;

Л’| число .испей, для коюрмх обеспечены места в спасательных шлюпках;

jVj число лкмей (включая лиц командною состава и жима ж). которое судну ра (решено псрсвонпь сверх Лу.

.4 если условия эксплуатации таковы, что соответствие 2.2.2.3. основанное на использовании формулы Ar = A’i+2As. является практически невозможным, и. если предстаатено убедительное обоснование того, «гго существующий уровень опасности в достаточной мерс снижен, может быть принята меньшая величина N. которая ни в коем слу чае не должна быть менее NmNi+N2.

V-14

2.3 ДОСТИЖИМЫЙ ИНДЕКС ДЕЛЕНИЯ НА ОТСЕКИ А

2.3.1    Достижимый индекс деления на отсеки А определяется путем суммирования частичных индексов А,. Аг и А/, рассчитанных для осадок </,, dp и d/, по следующей формуле:

А 0АА,^0ААр+0.2А/.    (2.3.1-1)

Каждый частичный индекс есть суммированный вклад всех учитываемых случаев повреждения с использованием следующей формулы:

А= 2>а,    (2.3.1-2)

me i миле КС каждою рассматриваемого шсска или группы окской;

р, —вероятность шолления только рассматриваемою отсека или труппы отсеков, исключая любое тори тотальное деление на отсеки, как определено в 2.4:

s, — вероятность выживания судна после затопления рассматриваемою отсека или труппы отсеков с учетом влияния любою тори тотальною дс.тсння на отсеки, определенною в 2.5.

2.3.2    При расчете индекса А для осадки при самой высокой ватерлинии деления на отсеки и частичной осадки деления на отсеки принимается, что судно не имеет дифферента. Для расчета индекса А при наименьшей эксплуатационной осадке используется фактический эксплуатационный дифферент. Если по условиям эксплу атации изменение дифферента по сравнению с рассчитанным дифферентом превышает 0.5 % L„ проводится один или более дополнительных расчетов индекса А для одних и тех же осадок, но с различными дифферентами, с тем чтобы для всех условий эксплуатации разница в дифференте по сравнению со справочным дифферентом, использованным для одного расчета, была менее 0.5 %

2.3.3    При определении положительного восстанавливающего плеча диаграммы остаточной остойчивости должен использоваться метод постоянного водоизмещения.

2.3.4    Суммирование, предусматриваемое приведенными выше формулами, производится по всей длине деления судна на отсеки /., дтя всех случаев затопления одного либо двух и более смежных отсеков В случае несимметричного затопления расчетная величина А принимается как средняя величина полученная в результате расчетов дтя обоих бортов. В качестве альтернативы следует принимать ту величину, которая соответствует борту, в отношении которого получен наи.худший результат

2.3.5    При наличии бортовых отсеков всегда когда рассматриваются варианты затопления, включающего эти отсеки, их затопление должно быть учтено при суммировании в соответствии с приведенной в (2.3.1-2). Кроме того, могу т добавляться случаи одновременного затопления одного или нескольких бортовых отсеков и смежного с ними одного или нескольких внутренних отсеков, исключая, однако, повреждение, протяженность которого в поперечном направлении более половины ширины И судна. Дтя целей требования 2.3 поперечная протяженность измеряется от борта судна вну трь под прямым у глом к диаметральной плоскости на у ровне осадки при самой высокой ватерлинии деления на отсеки.

2.3.6    В расчетах затопления, выполняемых в соответствии с правилами, предполагается, что имеется только одна пробоина в корпусе и одна свободная поверхность. Протя жен ноет ь повреждения по верти кати принимается от основной плоскости вверх до любой водонепроницаемой горизонтальной конструкции деления судна на отсеки над ватерлинией или выше. Однако если меньшая протяженность повреждения дает более неблагоприятный результат, должна быть принята такая протяженность.

2J.7 Если в пределах принятой протяженности повреждения расположены трубы, проходы или туннели, должны быть приняты меры, обеспечивающие, чтобы прогрессиру ющее затопление нс распространялось на отсеки, иные, чем отсеки, принимаемые затопляемыми. Однако Регистр может допустить незначительное прогрессиру ющее затопление, если доказано, «по его воздействие может легко контролироваться и безопасность судна не снижается.

V-15

2.4 РАСЧЕТ ФАКТОРА p,

2.4.1 Фактор p, для одного отсека или группы отсеков должен рассчитываться в соответствии с 2.4.1.1.1 и 2.4.1.1.2, с использованием следующих условных обозначений:

j номер зоны. затронутой повреждением, расположенной в корму, начиная с номера 1 в корме;

и количество смежных зон. затрону тых повреждением;

к номер конкреиюй продольной перезюрки. служащей барьером при поперечном повреждении. отечи-тывасмый от обшивки борти к диаметральной плоскости. Обшивка имео к И.

г1    расстояние от крайней кормовой точки длины /., до кормовой оконечности рассматриваемой юны.

.г2    расстояние от крайней кормовой точки длины /., до ттосовой оконечности рассматриваемой юны;

Ь среднее расстояние в поперечном направлении, м. измеренное над прямым утлом к диаметральной плоскости на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки между обшивкой борта и принимаемой вертикальной плоскостью, простирающейся между продольными пределами, используемыми .тля расчета <|>ак!ора р,. и являющейся касательной или общей со всей или частью наиболее удаленной от диаметральной плоскости секции рассматриваемой продольной переборки. 'Эта вертикальная плоскость должна быть ориентирована таким образом, чтобы среднее поперечное расстояние до обшивки борта было максимальным, но нс более двойною наименьшего расстояния между этой плоскостью и обшивкой борта. Если верхняя часть продольной переборки находится ниже самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки, вертикальная плоскость, используемая „для определения Ь. принимается доходящей до самой высокой ватерлинии деления на отсеки. В любом случае Ь нс должно приниматься больше чем В 2.

Если повреждение затрагивает только одну зону:

Р, р(х\гх2})\г{х\гх2гЬк) ф\rx2rbk.,)].

Если повреждение затрагивает две смежные зоны:

р, p(x\rx2JtX)[tix\rx2j+xJ}k) - ф 13д:2,чЛ_,)| - p(x\rx2j)\rix\rx2rbk) -

- г(х1>х2у.Л*_|)| -р(хI/• |д'2, |) |ф1;.|.дг2^1Л) - ф!у.|Д-27. ,Л_,)|.

Если повреждение захватывает три и более смежных зоны:

р, pix\j^2j^n.x)[iix\jjc2j^ubk) - r\x\^2j,n , А ,)1 -    2А)    -

- rixlj^2,^2J>k-i)\ -/Чх17»|^.^1)Их17+,^2/жЖ-1Л)-ф1^ь-х27.ж_1^*-|)|+ P(xlj+iJc2j.n »)|ф1^ь х22,bk)-r{x\j+xjc2j.„ 2,bk |)1,

гае К * I. .г2. А,,) о.

2.4.1.1 Фактор [Н.х\. х2) рассчитывается в соответствии со следующими формулами:

предельная нормализованная максимальная длина повреждения: Jmax = 10/33;

точка перегиба в распределении: Jk„ = 5/33;

кумулятивная вероятность в./*„: рк = 11/12:

максимальная абсолютная длина повреждения: /тах = 60 м;

длина, на которой нормализованное распределение заканчивается: I* = 260 м;

плотность вероятности в точке ./ = 0:

K=2(pkJkn - (\-pt)/(JmKX-Jb,)).

Если /,,<£•:

lyn»x/‘!•*} •

Л -JJ2 + (1 -V I +(I -2рк)/>„/,„+1 /4b<t~Jnr-)/b0:

Ь\2 ~ V

V-16

Если Л, > /.*:

./„,*=min{7mix. W/*}; JS=Jm*/2H l-v 1+<

Jm=Jm*lML■

Л - Jk*l * Ls\

Ь\тг2\PkJk - (    -    Л)1;

A„= 4<1-#ъШ. -Л)ЛЬ2р*/^; Л2.= -2(1-аК(^-Л)2:

Л22=

безразмерная длина повреждения:

./ ^2 х1/Л,;

нормализованная длина отсека или группы отсеков:

./„ должна приниматься как меньшее из значений ./ и

2.4.1.1.1 Если ни одна из границ рассматриваемого отсека или группы отсеков не совпадает с крайними кормовой или носовой точками:

J^iJk'-

р(х 1, д-2) = pi = 1/6|./2(Л,,./+ЗЛ|2)|;

./ > Л:

/3(А'1. х2) Р2 = -\/3b\i.fl + \/2{Ьц,/ — Ь\2\/к 4" Ь|    “ */к) 4- |/2(б2|^/ — Ь22К*^п -/г) 4"    ~-А).

2.4.1.1.2    Если кормовая граница рассматриваемого отсека или группы отсеков совпадает с крайней кормовой точкой или носовая граница рассматриваемого отсека или группы отсеков совпадает с крайней носовой точкой:

J ^Jk-

р(х 1. х2) = 1 /2(/>,+ ./);

./ > ./*:

/Н-vl. х2) = \/2{р2 +./).

2.4.1.1.3    Если рассматриваемый отсек или группа отсеков простираются по всей длине деления на отсеки судна Lt:

p(xl.x2) = 1.

2.4.1.2 Фактор фг1д-2,/>) определяется по следующей формуле:

r(xl, х2, Ь) = 1 - (1 - Г)| \-G!p(x\.x2)],

1ДС С- 12/*( 45Л * 4у,

Л - А (15В).

2.4.1.2.1 Если рассматриваемый отсек или группа отсеков простираются по всей длине деления на отсеки с>дна 1.,\

G С/i=\/2hujj, + V>V

2.4.1.2.2 Если ни одна из границ рассматриваемого отсека или группы отсеков не совпадает с крайней кормовой или крайней носовой точками:

G=G2=-l/3bn4 + \/2(buJ- bi2)4 + biyUo,

V-I7

2.4.1.2.3 Если кормовом граница рассматриваемого отсека или группы отсеков совпадает с крайней кормовой точкой или носовая граница рассматриваемого отсека или группы отсеков совпадает с крайней носовой точкой:

g= |/2(с;2~ад

2.5 РАСЧЕТ ФАКТОРА s,

2.5.1    Фактор v, должен быть определен для каждого случая предполагаемого затопления отсека или группы отсеков в соответствии с нижеследующими условными обозначениями и положениями

0. угол крена в состоянии равновесия на любой стадии затопления, град:

0V угол на любой стадии затопления, когда восстанавливающее плечо становится отрицательным. или угол, при котором отверстие, которое не может быть закрыто непроницаемо при воздействии моря. погру жается в воду;

максимальное положительное восстанавливающее плечо, м. вплоть до угла 0,.: Протяженность протяженность по.лож1ггс.льных восстанавливающих плеч. град, измеряемая от угла 0... Положительная протяженность должна приниматься вплоть до угла 0У;

Стадия затопления любой отдельный этап в процессе затопления, включая стадию перед спрямлением (если оно выполняется), до достижения конечного равновесия.

2.5.1.1    Фактор s, для любого случая повреждения в любом начальном случае загрузки J, должен быть по.л> чен с помощью формулы

3’/—ПЛШ^Л'промсж., ИЛИ SmnJ X 'uoni).

1.ЧС 5|цяшеж( ВСроЯ1НОС1Ь ВЫЖИВаНИЯ 1*0 ВССХ мромежу ТОЧНЫХ стадиях НПОПЛСНИЯ ВПЛОТЬ ДО ДОСТИЖСНИЯ С1Я.1ИИ oKoii4aic.ii.noiо равновесия. Рассчитывается в cooihcicikhh с 2.5.2;

Зкчи НСрОЯЖОС1Ь ВЫЖИВАНИЯ в конечной стадии равновесия после затопления.

Рассчитывается в cooibcicibhh с 2.5.3;

Jmom, всроя1Нос1Ь выживания при воздействии кренящих моментов. 1’ассчи1ываск'я в cooibcicibhh с 2.5.4.

2.5.2    Фактор лпроч1сж, применяется только к пассажирским судам (для грузовых судов л'происЖ1 принимается равным единице) и должен приниматься как наименьший из v-факторов, полученных из всех стадий затопления, включая стадию перед спрямлением, если выполняется. Рассчитывается следующим образом

^промежа ЦС2^лиа.05>МПротяженностьП)\х 4, где GZmn не может приниматься более 0.05 м. а Протяженность нс более 7 .

Ьфонеж! ~ 0. сели промежуточный угол крена превышает 15". В тех случаях, когда требуются оборудование судна ус1ройс1вами нереюка. время спрямления судна не должно превыннпь 10 мин

2.5.3    Фактор *»>„., должен быть получен с помощью формулы

vtt4i I KK^^max/O- • 2)(Протяженность!16)11 4.

где (i/m** нс принимается более 0,12 м.

Протяженность 16';

К I, если К - О. если 0, > ОЦю,;

К - o.ww о»«)

в дру гих случаях.

17»с (\„г,    7    для пассажирских судов и 25 для грузовых судов;

15 для пассажирских судов и 30 для т ру юных судов.

V-18

2.5.4 Фактор    применяется    только    к    пассажирским    судам    (для    грузовых    судов    Vu,

принимается равным единице) и должен рассчитываться в конечном состоянии равновесия с помощью формулы

S^ottj ((/Znux O.OA)H<K><)IIJ.\ICIIICHUC А/крс.1,

где Немкнпиещеиие водоизмещение в неповрежденном состоянии при осадке но ватерлинию деления на отсеки: 4/«р*и максимальный принимаемый кренящий момент, рассчитанный в соответствии с 2.5.4.1;

*(ЮЯ.1 ^ I •

2.5.4.1 Кренящий момент MtveH должен рассч!гтываться следующим образом:

Нтреи Шах(А/пвес, MrKtp* J^cn*ccpc.KiB»)'

2.5.4.1.1    М1аж максимально возможный кренящий момент в результате перемещения пассажиров, т м, который определяется следующим образом:

М,жс = (0.075NpX0A5B),

|дс Хр — максимальное число пассажиров, разрешенное для перевозки на судне при загрузке, соответствующей самой высокой рассматриваемой осадке деления на отсеки:

И —ширина судна.

В качестве альтернативы кренящий момент может быть рассчитан, предполагая, что пассажиры распределены на свободных пространствах палуб в направлении одного борта из расчета 4 чел. на I м на тех палубах, где расположены места сбора и таким образом, «глотая они создавали наиболее неблагоприятный кренящий момент. При этом предполагается, что вес каждого пассажира составляет 75 кг.

2.5.4.1.2    Л/цср максимально возможный кренящий момент от ветра, т-м, действу ющий в аварийной ситуации

А/вср = (/MZ)/9806,

где Р- 120 Н/м2;

.1 проекция боковой повермюеш судна выше вазердинии.

7. рассюянис oi ценipa проекции Гюкшюй поверхности судна выше вазерлинии до 72.

Т — осадка судна, d,.

2.5.4.1.3    А/С1ИвСрслста максимально возможный кренящий момент, возникающий при спу ске с одного борта всех спасательных шлюпок и плотов с полным комплектом людей и снабжения, спускаемых с помощью шлюпбалок и кран-балок. Рассчитывается с использованием следующих предположений:

все спасательные и дежу рные шлюпки, установленные на борту, на который судно накренилось после повреждения, должны приниматься вываленными с полным комплектом людей н снабжения и готовыми к спу ску ;

для спасательных шлюпок, устроенных таким образом, что они спускаются с полным комплектом людей и снабжения с мест их установки, должен приниматься максимальный кренящий момент при спу ске;

спускаемый с помощью плотбалкн спасательный плот с полным комплектом людей и снабжения, прикрепленный к каждой плотбалке. установленной на борту, на который судно накренилось после повреждения, должен рассматриваться вываленным и готовым к спуску;

лица, которые не находятся в спасательных средствах, вываленных за борт, не должны учитываться при расчетах дополнительных моментов, как кренящего, так и восстанавливающего;

спасательные средства на борту судна, противоположном накрененному, должны рассматриваться как находящиеся на местах их у становки.

2.5.5 Несимметричное затопление должно быть сведено к минимуму с помощью эффективных средств. Если необходимо умснышгтъ большие утлы крена то применяемые для этого средства должны быть, где это практически возможно, автоматически действующими; но в любом случае, если

rifkieiaa классификации и мктроики морских с\хУов V-I9

предусмотрены средства > правления устройствами спрямления, они должны приводиться в действие с мест, расположенных выше палубы переборок. Устройства спрямления и средства управления ими должны быть одобрены Регистром'. Капитан судна должен быть снабжен соответствующей информацией отноагтельно пользования устройствами спрямления

2.5.5.1    Танки и отсеки, у частвующие в таком спрямлении, должны быть оборудованы воздушными трубками или эквивалентными средствами достаточного сечения таким образом, чтобы предотвратить задержку их заполнения водой.

2.5.5.2    Фактор s, должен приниматься равным ну лю, в тех случаях, когда конечная ватерлиния, учитывая увеличение осадки, крен и дифферент, проходит так. что погружаются:

.1 нижняя кромка отверстий, через которые может происходить прогрессиру ющее затопление, и такое затопление не принимается во внимание в расчетах фактора 5,. В число таких отверстий включаются воздушные трубки, вентиляторы и отверстия, закрываемые посредством непроницаемых при воздействии моря дверей или люковых крышек: или

.2 любая часть палубы переборок на пассажирских судах, принимаемая как горизонтальный путь эвакуации для целей соответствия части VI «Противопожарная зашита».

2.5.5.3    Фактор s, должен приниматься равным нулю. если, учитывая увеличение осадки, крен и дифферент, на любой промежуточной или конечной стадии затопления:

.1 происходит погружение в воду любого люка вертикального пути эвакуации на палубе переборок, предназначенного для целей соответствия части VI «Противопожарная защита»;

.2 становятся недосту пными или выходят из строя любые органы у правления водонепроницаемыми дверями, устройствами спрямления, клапанами на трубопроводах или на вентиляционных каналах, предназначенных для поддержания целостности водонепроницаемых переборок. с мест, расположенных выше палубы переборок;

.3 происходит погружение в воду любой части трубопроводов или вентиляционных каналов, проходящих через водонепроницаему ю ограничивающую констру кцию, расположенну ю в пределах любого отсека, включенного в случаи повреждения, которые повышают достижимый индекс А. если эти трубопроводы или каналы не оборудованы водонепроницаемыми средствами закрытия на каждой ограничивающей конструкции.

2.5.5.4    Однако, если в расчетах аварийной остойчивости у читываются отсеки, принимаемые затопленными в результате прогрессирующего затопления, могут быть рассчзгганы несколько значений .'„ромежу,,. предполагая спрямление на дополнительных стадиях затопления.

2.5.5.5    За исключением предусмотренного в 2.5.5.3.1, могут не рассматриваться отверстия, которые закрываются при помощи водонепроницаемых крышек лазов и палубных иллюминаторов, небольшие водонепроницаемые крышки люков, дистанционно управляемые водонепроницаемые скользящие двери, бортовые иллюминаторы неоткрывающегося типа, а также водонепроницаемые двери проходов и крышки люков, которые требуется держать закрытыми при нахождении судна в море.

2.5.6 Если горизонтальные водонепроницаемые границы устано&лсны выше рассматриваемой ватерлинии, величина S, рассчитываемая для находящегося ниже отсека или гру ппы отсеков, должна быть получена путем умножения величины, определенной в 2.5.1 I. на редукционный фактор v,*. согласно 2.5.6.1, который представляет собой вероятность того, что помещения, находящиеся выше горизонтального деления на отсеки, нс будут затоплены

2.5.6.1 Фактор vm должен быть получен с помощью следу ющей формулы:

где //,ч„ наименьшая высота над основной нлосиктыо. м. и пределах продольном протяженности .rly>.дг2у

юри (октальной Iранний т. которая, как прсдна-инается, ограничивает вертикальное распространение затопления для рассматриваемых поврежденных отсеков:

'См. рслалюцию ИМО MSC 245(83)

V-20

НjNnt |— наименьшая nucoia над «кнопкой плоскостью, м, в пределах продольной протяженности    ц

тори юталыгай границы (т-1), коюрля. как прсдпола-гастся. ограничивает вертикальное расupoeiранение затопления для рассматриваемых поврежденных отсеков. j — означает крайнюю кормовую точку рассматриваемых поврежденных отсеков;

т представляет собой каждую тори тотальную границу, отсчитываемую вверх от рассматриваемой ватерлинии;

</ является рассматриваемой осадкой, определенной в 1.2;

.т1 и *2 — представляют крайние точки отсека или труппы отсеков, рассматриваемых в 2.4.

Факторы }ЩЛЯ. it) и v{Hj^m |, it) должны быть получены из следу ющих формул; v(H.d) = 0.8(Я - t/)/7.X. если (Нт it) менее или равно 7.Х м;

\\H.it) = О.Х + 0.2|(// - it) -7.8|/4.7 — во всех дру гих слу чаях.

|дс »<//,. „ it) принимается равным единице, сели ttm совпадает е самой верхней водонепроницаемой границей судна в пределах протяженности .г1у)..-г2,_,.„ ^ и v<//,„j„d) принимается равным нулю.

Ни в коем слу чае vm не должен приниматься менее нуля или более единицы

2.S.6.2 Как правило, каждый вклад JA в индексе А в слу чае горизонтального деления на отсеки должен быть получен с помощью формулы

dA-    ^    (^2    “    ^1 )^mm2    (I    “ '’«я- l^min ml»

где vm — величина v, рассчитанная в соответствии с 2.5.6.1;

•*min наименьший юр а .тля всех сочетаний повреждений, полученный, если принимаемое повреждение распространяется вниз от высоты //„ предполагаемого повреждения

2.6 ПРОНИЦАЕМОСТЬ

2.6.1 Дтя целей проведения предусмотренных правилами расчетов деления на отсеки и аварийной остойчивости проницаемость каждого негру зового отсека или его части должна быть следующей:

Помещения

Проницаемость

Предназначенные дтя запасов

0.60

Жатые

0.95

Занятые механизмами

0.85

Пустые пространства

0.95

1 1 редка шачеиные для жалкое тей

0 аж 0.951

'Выбирается та величина, которая приводит к более тяжелым последствиям

2.6.2 Дтя целей проведения предусмотренных правилами расчетов деления на отсеки и аварийной остойчивости проницаемость каждого грузового отсека или его части должна быть следующей;

Помещения

11ропиттаемосп. при оедзке d.

|[ронга»:х*.'ч;!1. цчт осаткс d,

Проттмиаемость при оедчке d/

Для сухих грузов

0.70

0.70

0.80

Для контейнеров

0.70

0.80

Грузовые по метис имя ро-ро

0.90

0.90

Дня ЖНЛМТХ Трук*

2.6.3 Могут использоваться другие значения проницаемости, если они подтверждены расчетами.

Настоящее иикшие П/нтил. по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ V. ЛЕЛКННЕ НА ОТС'ККИ

1.    По всем части термин «Информация об аварийном посадке и остойчивости» заменен на «Информация об аварийной остойчивости»; термины «вариант загрузки» и «условие загрузки» заменены на термин «случаи загрузки», а термин «случай нагрузки» заменен на «вариант нагрузки», кроме третьего абзаца 1.4.6.1.3, где термин «случай нагру зки» заменен на «случаи загрузки».

2.    В пункт 1.1.1 внесены изменения с целью приведения в соответствие с правилом 11-1/4 СОЛАС-74 с поправками;

пункты 1.1.1.13 и 1.1.1.14 исключены;

нумерация пунктов 1.1.1.15 — 1.1.1.21 и ссылки на них измены на 1.1.1.13 — 1.1.1.19 соответственно.

3.    Глава 1.4: в пу нктах 1.4.5 и 1.4.6.1.3 уточнена терминология.

4.    В пункт 2.1.1 внесены изменения с целью приведения в соответствие с правилом 11-1/4 СОЛАС-74 с поправками.

5.    В пункте 2.9.3 уточнена терминология (касается только английской версии Правил).

6.    Глава 3.4: в пу нкты 3.4.4 — 3.4.4.1 внесены изменения с целью приведения в соответствие с правилом II-I/4 СОЛАС-74 с поправками;

пу нкты 3.4.4.2 и 3.4.4.3 исключены;

в пунктах 3.4.11.1 и 3.4.11.2 (касается только английской версии Правил) уточнена терминология;

в пункт 3.4.13.1 внесены изменения с целью приведения в соответствие с правилом 11-1/25 СОЛАС-74 с поправками.

7.    Глава 5.1: в пунктах 5.1.1 и 5.1.3.3 уточнена терминология (касается только английской версии Правил).

8.    Приложение I: в пунктах 2.1.1, 2.2.1.6 и 2.2.1.7 уточнена терминология (касается только английской версии Правил).

9.    Внесены изменения редакционного характера.

V-21

2.7 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. КАСАЮЩИЕСЯ ОСТОЙЧИВОСТИ ПАССАЖИРСКИХ

СУДОВ

2.7.1    Пассажирское судно, рассчитанное на перевожу 4(К) или более человек, должно иметь водонепроницаемое деление на отсеки в корму от таранной переборки таким образом, чтобы s, = I для трех случаев загрузки, на которых основан расчет индекса деления на отсеки, и для повреждення. охватывающего все отсеки в пределах 0.08/.i от носового перпендикуляра

2.7.2    Пассажирское судно, рассчитанное на перевозку 36 чел. или более, должно быть способно выдерживать повреждение в бортовой обшивке, имеющее размеры, указанные в 2.7.3.3. Соответствие этому требованию считается достигнутым демонстрацией того, что s„ как определено в 2.5. не менее 0.9 для трех случаев загрузки, на которых основан расчет индекса деления на отсеки,

2.7.3    Размер повреждения, предполагаемого при демонстрации соответствия требованию 2.7.2. должен зависеть одновременно от N определенного в 2.2. и от /.„ определенного в 1.2. следующим образом:

.1 верIикавшая протяженность повреждения должна приниматься от теоретической основной линии судна до места расположенною на 12.5 м выше осадки при самой высоюй ватерлинии деления на отсеки, определенной в 1.2. од паю если меньшая вертикальная протяженность повреждения привела бы к мсньшем> значению s, то должна применяться такая меньшая протяженность.

.2 если судно рассчитано на перевозку 400 чел. или более, то протяженность повреждения должна приниматься равной 0.03/.,. но не менее 3 м в любом месте вдоль бортовой обшивки вместе с повреждением от борта внутрь судна глубиной 0.1//. однако не менее 0.75 м. отмеряемой от наружной бортовой обшивки под прямым углом к диаметральной плоскости на у ровне осадки при самой высокой ватерлинии деления на отсеки:

.3 если перевозится менее 400 чел., длина повреждения должна приниматься в любом месте вдоль бортовой обшивки между поперечными водонепроницаемыми переборками, при условии что расстояние между двумя соседними поперечными водонепроницаемыми переборками не менее принимаемой длины повреждения. Если расстояние между соседними поперечными водонепроницаемыми переборками менее принимаемой длины повреждения, то для целей демонстрации соответствия требованиям 2.7.2 эффективной должна считаться только одна из этих переборок:

.4 если перево:з1гтся 36 чел., то длина повреждения должна приниматься равной 0,015/.,, но нс менее 3 м. вместе с глубиной повреждения 0.05//. но не менее 0.75 м:

.5 если перевозится более 36, но менее 400 чел., то значения длины и глубины повреждения, используемые для определения принимаемых размеров повреждения, должны быть получены линейной интерполяцией между значениями длины и глубины повреждения, которые применяются для судов, перевозящих 36 и 400 чел., как указано в 2.7.3.2 и 2.7.3.4.

2.7.4    Водонепроницаемые помещения, расположенные ниже патубы переборок пассажирского судна, перевозящего 36 чел. или более, должны оборудоваться системой аварийно-предупредительной сигнализации поступления воды, подающей звуковой и визуальный сигналы. Любые водонепроницаемые помещения, отдельно оборудованные системой наблюдения за уровнем их заполнения (цистерны пресной воды, балласта топлива и т.п.) с панелью индикации или другими средствами наблюдения на ходовом мостике (в центре безопасности, если он расположен вне ходового мостика), освобождаются от настоящего требования

2.7.4.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации посту, пленяя воды должна быть установлена во всех водонепроницаемых помещениях, расположенных ниже патубы переборок пассажирского судна и имеющих объем, м . больший, чем водоизмещение судна на I см осадки при наибольшей осадке деления на отсеки, или 30 м\ в зависимости от того, что больше

2.7.4.2    Число и местоположение датчиков у ровня воды должны быть такими, чтобы система аварнйно-иредупред1ггельной сигнализации фиксировала любое значительное поступление воды при эксплуатационных углах крена и дифферента. Для удовлетворения этому условию датчики должны в общем с.лччае устанавливаться в соответствии со следующими указаниями

СОДЕРЖА II И Е

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОТСЕКИ

1    Общие положения......................................... 5

1.1    Область распространения..................................... 5

1.2    Определения и пояснения.................................... 5

1.3    Объем освидетельствований................................... 7

1.4    Общие технические    требования................................. 7

1.5    Условия удовлетворения требованиям к делению на отсеки..................II

1.6    Коэффициенты проницаемости..................................II

2    Вероятностная оценка деления судов на отсеки........................13

2.1    Общие положения.........................................13

2.2    Требуемый индекс деления на отсеки R.............................13

2.3    Достижимый индекс деления на отсеки А............................14

2.4    Расчет фактора р,.........................................15

2.5    Расчет фактора s,.........................................17

2.6    Проницаемость..........................................20

2.7    Специальные требования, касающиеся остойчивости пассажирских судов..........21

2.Х Оценка аварийной остойчивости судов, предназначенных

для перевозки лесного палубного груза...............................23

2.9 Повреждения днища.......................................23

3    Аварийная посадка и остойчивость...............................25

3.1    Общие положения.........................................25

3.2    Размеры расчетного повреждения................................26

3.3    Требования к элементам аварийной посадки и остойчивости.................26

3.4    Дополнительные требования к аварийной посадке и остойчивости..............27

4    Специальные требования к судам типа В с уменьшенным надводным бортом

и к судам типа А...........................................35

4.1    Общие положения.........................................35

4.2    Посадка и загрузка судна перед повреждением.........................35

4.3    Размеры повреждений.......................................36

4.4    Аварийная посадка и остойчивость...............................38

5    Требования к судам, находящимся в эксплуатации .....................39

5.1 Навалочные суда, рудовозы и комбиннрованые суда......................39

Приложение I. Рхководство по оформлению расчетов деления на отсеки

и аварийной остойчивости......................................41

Приложение 2. Определение расчетной глубины повреждения b.................43

ЧАСТЬ V. ДЕЛЕНИЕ НА ОГСЕКП

1 ОЫЦИК ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части распространяются на:

.1 пассажирские суда;

.2 нефтеналивные суда:

.3 рыболовные суда длиной Lx > 100 м и имеющие на борту более 100 чел.;

.4 суда типа А и суда типа В с уменьшенным надводным бортом, указанные в 4.1.2.1 и 4.1.3.3 11равнл о грузовой марке морских судов;

.5 химовозы;

.6 газовозы;

.7 суда специального назначения;

.8 суда обеспечения.

.9 с>да. предназначенные для перевозки радиоактивных матернатов;

.10 грузовые суда длиной L \ ^80 м. нс перечисленные выше;

.11 сухогрузные суда длиной Ц <80 м (см. 1.4.9);

.12 ледоколы длиной Z.| ^ 50 м;

.13 спасательные суда.

.14 буровые суда;

.15 плавучие маяки;

.16 суда ледовых классов Агс4 Агс9;

.17 стоечные суда, используемые как плавгоетшпщы и или имеющие на борту более 100 чел.;

.18 навалочные суда рудовозы и комбинированные суда, находящиеся в эксплуатации, время постройки которых оговорено в разд. 5.

.19 грузовые суда длиной < 100 м. не являющиеся наваточными. которые имеют только один гру зовой трюм или грузовые трюмы, не разделенные водонепроницаемой переборкой до пату бы надводного борта (см. 3.4.13).

1.1.2    Для судов, на которые действие требовании настоящей части нс распространяются, рекомендуется принимать все меры, допускаемые назначением и условиями эксплуатации для достижения возможно лучших характеристик деления на отсеки

Однако, если, по желанию судовладельца, в символе класса такого судна предусматривается знак деления на отсеки, оно должно отвечать требованиям настоящей части в полном объеме.

1.1.3    Требования разд. 4 применяются к судам типа А и судам типа В с у меньшенным надводным бортом при подтверждении выполнения требований 4.1 Правил о гру зовой марке морских судов к делению на отсеки этих судов При выполнении расчетов, требу емых разд 4. могут быть учтены расчеты, выполненные в соответствии с требованиями разд 2 и 3.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, у казаны в части I «Классификация».

В настоящей части приняты следующие определения и пояснения.

Аварийная ватерлиния ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких смежных отсеков

Высота борта D наименьшее расстояние, измеренное но вертикали от верхней кромки горнэон-талыюго киля или от линии пртыкания внутренней поверхности обшивки к бру сковому килю до внутренней линии пр|лыкания паз у бы переборок к борту. На судах, имеющих закругленный

V-6

ш прорек. это расстояние измеряется до пересечения продолженных внутренних поверхностен сильного наел па палубы переборок и бортовой обшивки у борта, как если бы это соединение было угловой конструкции На неметаллических судах все указанное до.тжно относиться к наружным поверхностям палубы и обшивки.

Высота борта теоретическая — измеряется так же. как высота борта D. но до верхней кромки бимса палубы надводного борта.

Грузовая ватерлиния деления на отсеки ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки.

Дифферент — разность между осадкой носом и осадкой кормой, измеряемыми, соответственно. в крайней носовой и крайней кормовой точках, без учета наклона киля.

Длина деления на отсеки L, - самая большая теоретическая длина проекции судна на уровне или ниже палчбы или палуб. ограничивающих вертикальную протяженность затопления при осадке судна, соответствующей самой высокой ватерлинии деления на отсеки

Длина судна L л длина судна по ватерлинии, соотвстству юшей осадке d„.

Длина судна L| 96 % полной длины по ватерлинии, проходящей на высоте, равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина от передней кромки форштевня до оси баллсра руля по той же ватерлинии, если эта длина больше.

Коэффициент проницаемости (проницаемость) помещения ц — отношение объема, который может быть заполнен водой при полном затоплении помещения, к полному теоретическому' объему помещения.

Крайняя кормовая точка кормовая граница длины деления судна на отсеки.

Крайняя носовая точка носовая граница длины деления судна на отсеки

Линия киля линия, проходящая в сечении мидель-шпангоута параллельно наклону киля:

.1 через верхнюю кромку киля в диаметральной плоскости или через линию пересечения внутренней стороны обшивки борта с килем, если брусковый киль проходит ниже этой линии на судне с металлической обшивкой:

.2 на деревянных и композитных судах это расстояние измеряется от нижней кромки шпунта в киле. Если днище судна в сечении мидель-шпангоута имеет вогнуту ю форму или если имеются утолщенные шпунтовые поясья. то это расстояние измеряется от точки пересечения продолженной плоской части днища с диаметральной плоскостью на мидель-шпангоуте.

Машинные помещения пространства между водонепроницаемыми ограничивающими констру кциями помещения, содержащего главные и вспомогательные механизмы, включая котлы, генераторы и электромоторы, предназначенные в перву ю очередь для обеспечения движения.

Мидель-шпангоут судна находится на середине длины судна L\.

Наименьшая эксплуатационная осадка <// эксплуатационная осадка соответствующая наименьшей ожидаемой загру зке и связанной с ней емкости цистерн, включая, однако, такое количество балласта, которое может быть необходимо для обеспечения надлежащей остойчивости и/или посадки. Для пассажирских судов при определении загрузки необходимо учитывать всех пассажиров и экипаж на борту .

Осадка судна d расстояние по вертикали от линии киля до данной ватерлинии, измеренное на середине длины судна

Осадка судна d я — наименьшая из осадок судна: осадки, соответствующей ватерлинии, от которой установлена верхняя граница ледовых усилений корпуса и осадки, при которой выполняются требования к ледовой аварийной посадке и остойчивости, содержащиеся в 3.4.10.

Осадка при самой высокой ватерлинии деления на отсеки d, осадка соответствующая ватерлинии по летнюю грузовую марку судна.

Отсек часть внутреннего пространства судна, ограниченная днищем, бортами, палубой переборок и двумя соседними поперечными водонепроницаемыми переборками или пиковой переборкой и оконечностью.

V-7

Палуба переборок на пассажирском судне самая верхняя палуба в любой точке по длине деления судна на отсеки /,„ до которой доводятся главные водонепроницаемые переборки и обшивка судна, а также самую нижнюю патубу, эвакуация с которой пассажиров и экипажа не будет затруднена из-за пост> пившей воды в любой стадии затопления для случаев повреждения, определенных в разд 2 Патуба переборок может иметь уступы На грузовом судне в качестве палубы переборок может приниматься палуба надводного борта

Самая высокая грузовая ватерлиния деления на отсеки ватерлиния, соотвстству юшая наибольшей осадке, при которой еще выполняются требования, предъявляемые к делению судна на отсеки.

Середина длины середина длины деления судна на отсектт.

Спрямление судна — процесс устранения или уменьшения крена и или дифферента

Ширина судна В наибольшая теоретическая ширина судна на уровне самой высокой ватерлинии деления на отсеки или ниже нее.

Частичная осадка деления на отсеки </;, наименьшая эксплуатационная осадка судна плюс 60 % разности между этой осадкой и осадкой при самой высокой ватерлинии деления с>дна на отсеки.

1.2.2    Во всех расчетных случаях затопления принимается только одна пробоина в корпусе и учитывается только одна свободная поверхность влившейся после аварии забортной воды. При этом пробоина считается нмеюшей форму прямоугольного параллелепипеда.

1.2.3    Все линейные размеры величин, имеющиеся в настоящем разделе, приняты в метрах.

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1 J.1 Положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке и классификационных! освидетельствованиям, а также требования к технической документации, предстаатяемой на рассмотрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части II «Техническая докххюнтацня» Правил технического наблюдения за постройкой судов и нзготоатенисм материалов и изделий для судов.

1.3.2 Для каждого судна, отвечающего требованиям настоящей части. Регистр осу ществляет:

.1 проверку соответствия конструктивных мероприятий, связанных с делением на отсеки, требованиям, указанным в 1.1.6 и 2.7 части II «Корпус», разд. 7 части III «Устройства, оборудование и снабжение», разд. 2, 4. 5 и 7.1    7.11, 10.1. 10.2, 10.4. 12.1 части VIII «Системы и

трубопроводы»:

.2 рассмотрение и одобрение Информации об аварийной остойчивости. Наставления по использованию аварийно-г1редупред!пельной сигнализации поступления воды, гтредусхютренного 3.4.11.4. Схемы по борьбе за живучесть и рассмотрение предусмотренной 1.4.9 Информации о последствиях затопления отсеков (принимается к сведению):

.3 проверку правильности назначения и нанесения дополнительных грузовых марок, соответствующих грузовым ватерлиниям деления судна на отсеки;

.4 рассмотрение и одобрение установленной на судне ЭВМ и соответству ющего программного обеспечения в случае, если для оценки аварийной посадки и остойчивости предусмотрено се использование.

1.4 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4.1 Суда должны иметь как можно более эффективное деление на отсеки с учетом характера эксплуатации, для которой они предназначены. Степень деления судна на отсеки должна изменяться в зависимости от района плавания, размеров судна и числа людей на борту таким образом, чтобы высшая степень деления на отсеки соответствовала судам, имеющих» наибольшу ю

V-8

длину и замятым преимущественно перевозкой пассажиров, а также судам, совершающим рейсы в Арктике и Антарктике.

1.4.2    Ни в косм слу чае ни одна из гру зовых ватерлиний деления на отсеки не должна приниматься выше самой высокой грузовой ватерлинии в соленой воде, определенной, исходя из у словия обеспечения прочности судна или в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов.

Положение установленной для данного судна грузовой ватерлинии деления на отсеки отмечается на бортах судна и в документах Регистра в соответствии с Правилами о грузовой марке морских судов,

1.4.3    Объемы и площади во всех случаях должны вычисляться до теоретических обводов. Количество влившейся воды и элементы свободных поверхностей в отсеках железобетонных, пластмассовых, деревянных и композитных судов должны вычисляться до вну тренних обводов

1.4.4    При определении начазьной метацеитрнческой высоты поврежденного судна поправки на влияние свободных поверхностей жидкого груза судовых запасов и балласта должны учитываться таким же образом, как в расчетах остойчивости неповрежденного судна в соответствии с 1.4.7 части IV «Остойчивость».

При построении диаграмм статической остойчивости поврежденного судна закрытые надстройки. ящики и рубки, углы заливания через считающиеся открытыми отверстия в бортах, палу бах и переборках корпу са и надстроек, а также поправки на влияние жидких гру зов должны учитываться таким же образом, как при построении диаграмм неповрежденного судна в соответствии с 1.4.9 части IV «Остойчивость».

Надстройки, ящики и рубки, получившие повреждения, могут приниматься в расчет только с коэффициентами проницаемости, у казанными в 1.6. или вообще не учзгтывзться. Находящиеся внутри них отверстия для досту па в нс затопленные помещения считаются открытыми для заливания при соответству ющих ут.лах крена в тех случаях, когда они не имеют штатных у стройств для закрытия, непроницаемых при воздействии моря

1.4.5    При выполнении расчетов аварийной посадки и остойчивости должно быть учтено изменение исходного (до повреждения) варианта нагрузки судна от замещения жидких грузов в поврежденных цистернах и танках забортной водой, с у четом исчезновения свободной поверхности этих грузов в затопленных танках, находящихся ниже аварийной ватерлинии.

1.4.6    Суда, на которые распространяются требования настоящей части, должны быть снабжены одобренной Регистром Информацией об аварийной остойчивости судна при затоплении отсеков и Схемой по борьбе за живу честь. Эти доку менты разрабатываются с целью предоставить экипажу ясную информацию о делении судна на водонепроницаемые отсеки и оборудовании, предназначенном для сохранения водонепроницаемости судовых конструкций, образующих границы отсеков, и поддержания эффективности деления судна на отсеки, для того, чтобы в случае полу чения судном повреждения, вызывающего последующее затопление, могли быть предприняты надлежащие меры по предотвращению прогрессиру ющего затопления через отверстия в этих конструкциях и оперативно осуществлены эффективные мероприятия по уменьшению и, по возможности, компенсации потерн остойчивости судна

Информация об аварийной остойчивости и Схема по борьбе за живучесть должны быть простыми для понимания и исключать возможность их дву смысленной трактовки Они не должны включать информацию, которая напрямую не связана с контролем повреждения, и быть выпу-щены на рабочем языке экипажа. В случае если рабочий язык экипажа не является русским или английским, то должен быть выполнен их перевод на один из этих языков.

1.4.6.1 Информация об аварийной остойчивости должна содержать:

.1 сведения о судне, включая его размерения и допу стимые осадки при плавании на чистой воде и во льдах, схематический чертеж его продольного разреза, планов палуб и двойного дна. а также характерные поперечные сечения с указанием всех непроницаемых переборок и выгородок, отверстий в них. характера закрытий этих отверстий и приводов, отверстий воздушных и вентиляционных труб;

V-9

.2 сведения, необходимые для поддержания остойчивости неповрежденного одна, достаточной для того, чтобы оно могло, в соответствии с требованиями настоящей части, выдержать самое опасное расчетное повреждение: инструктивные данные по загрузке и балластировке одна с рекомендациями по целесообразном) в отношении принятого деления на отсеки распределению грузов, запасов и балласта одновременно удовлетворяющему условиям дифферента, остойчивости и прочности одна в целом: краткий перечень требований к аварийной посадке и остойчивости одна:

.3 диаграмму предельных возвышений центра тяжести судна (предельных моментов или минимальных метацентрических высот), построенную с учетом обеспечения выполнения требований настоящей части и части IV «Остойчивость». Для судов, к которым применяются требования раза. 2. диаграмма предельных возвышений центра тяжести судна (или минимальных метацентрических высот) строится с учетом индекса деления судна на отсеки следующим образом: минимальные значения метацентрических высот (или предельные возвышения центра тяжести судна) для трех осадок ds. dp и d\ принимаются равными значениям метацентрических высот (или возвышений центра тяжести судна) в соответствч юших случаях загрузки, использованных при расчете фактора s,\

значения минимальной метацентрической высоты изменяются линейно между осадками d, и Jr и осадками dp и d\ соответственно:

в случае если индекс деления судна на отсеки рассчитывается для различных дифферентов, диаграмма предельных возвышений центра тяжести судна строится с учетом вышеуказанных дифферентов;

.4 сводку результатов расчетов симметричного и несимметричного затоплений, в которой должны быть приведены данные об исходной и аварийной посадке, крене, дифференте и метацентрической высоте как до. так и после принятия мер по спрямлению судна или улучшению остойчивости, а также рекомендуемые меры для этого и необходимое время. Должны быть приведены характеристики диаграмм статической остойчивости для худших случаев затопления судна. При необходимости для судов ледовых классов Агс4 Агс9 должны быть также приведены сведения о характеристиках ледовой непотопляемости, об аварийной посадке и остойчивости при получении расчетных ледовых повреждений;

.5 указания общего характера по контролю влияния повреждения, такие как: немедленное закрытие всех отверстий, имеющих водонепроницаемые и непроницаемые при воздействии моря закрытия;

определение местоположения и степени безопасности людей на судне, проверка цистерн и отсеков для оценки размеров повреждения и их повторные (периодические) проверки для оценки интенсивности поступления воды:

указания о возможных причинах крена и операциях по перекачке жидких грузов с целью уменьшения крена и/нли дифферента, а также о влиянии образующихся при этом дополшггельных свободных поверхностей и о начале откачки влившейся воды с целью уменьшения объема поступающей внутрь судна забортной воды:

.6 сведения о расположении систем определения уровня затопления, измерительных устройств, средств вентиляции цистерн н перелива, не простирающихся выше открытой палубы, производительности насосов, схемы трубопроводов, инструкции по управлению системами перетока сведения о средствах доступа и эвакуации из водонепроницаемых отсеков, расположенных ниже палубы переборок, для использования их аварийными партиями, а также оповещения операторов судна и других органи заций для обеспечения их готовности и координационной деятельности, если требуется;

.7 расположение отверстий, нс имеющих водонепроницаемых автоматически действующих закрытий, через которые возможно прогрсссиру юшее затопление, а также указания по возможности замедления процесса затопления судна забортной водой, связанного с наличием легких переборок и дверей или других преград, вызывающих, по крайней мере, временную несимметричность затопления.

V-10

1.4.6.2 Схема по борьбе за живучесть должна быть разработана в масштабе, приемлемом для работы, но нс менее чем 1:200. На пассажирских одах Схема по борьбе за живучесть должна быть постоянно вывешена или находиться под рукой на ходовом мостике, в центральном посту управления судном (ЦТ 1У). месте сбора экипажа по тревогам и т.п. На грузовых судах схема должна постоянно висеть или находиться под ру кой на ходовом мостике, в посту у правления грузовыми операциями. ЦПУ и т.п. Схема должна включать продольный разрез, планы всех палуб и двойного дна. а также поперечные сечения, в количестве, необходимом для наглядного и однозначного представления следу ющей информации

.1 границ водонепроницаемых отсеков и цистерн:

.2 расположения и устройств систем перетока, вышибных заглушек и любых механических средств спрямления крена вызванного затоплением, а также всех клапанов и средств дистанционного управления ими в случае их установки;

.3 расположения всех средств водонепроницаемого закрытия отверстий внутри корпу са судна включая на накатных судах внутренние аппарели или двери, рассматриваемые как продолжение таранной переборки, средств местного и дистанционного у правления ими, датчиков положения дверей и средств аварийно-предупредительной сигнализации Расположение средств водонепроницаемого закрытия отверстий, открытие которых не допускается во время рейса, должно быть ясно обозначено на схеме;

.4 расположения всех дверей в наружной обшивке судна, а также датчиков их положения, датчиков системы определения протечек и устройств наблюдения:

.5 расположения всех наружных средств водонепроницаемого закрытия отверстий на грузовых судах, датчиков их положения и средств аварийно-предупредительной сигнализации:

.6 расположения всех непроницаемых при воздействии моря средств закрытия отверстий, в местных водонепроницаемых констру кциях, расположенных выше палубы переборок и на самой нижней открытой палу бе, средств у правления ими и датчиков их положения в случае их у становки:

.7 расположения всех осушительных и балластных насосов, постов у правления ими и соответствующих клапанов.

1.4.7    Информация об аварийной остойчивости должна быть состаалена по данным Информации об остойчивости судна. Порядок распространения Информации об аварийной остойчивости с одного судна на другое аналогичен порядку распространения Информации об остойчивости, указанному в 1.4.11.2 части IV «Остойчивость». Информацию об аварийной остойчивости допускается вводить в Информацию об остойчивости неповрежденного судна в виде отдельного раздела.

1.4.8    Для оценки аварийной посадки и остойчивости судна рекоменду ется использовать судову ю ЭВМ При этом соответствующее бортовое программное обеспечение должно иметь допуск Регистра

ЭВМ не заменяет Информацию об аварийной остойчивости. Информация об аварийной остойчивости и Схема по борьбе за живу честь должны храниться на судне в печатном виде. Бортовое программное обеспечение для расчета аварийной остойчивости, разработанное для конкретного судна и одобренное Регистром, может быть использовано только надлежащим образом подготовленными членами экипажа в качестве средства для быстрого дополнения информации, содержащейся в Информации об аварийной остойчивости и Схеме по борьбе за живу честь данного судна.

Если на судне организован быстрый досту п к признанной PC компьютеризованной береговой службе, осуществляющей оперативную оценку аварийной остойчивости и остаточной констру юг йеной прочности, ‘гго может также использоваться в качестве средства для дополнения информации, содержащейся в Информации об аварийной остойчивости В этом слу чае контактная информация для получения быстрого доступа к береговой службе и список данных, необходимых для выполнения оперативной оценки аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности береговыми слу жбами, должны быть включены в Информацию об аварийной остойчивости

1.4.9    Су хогру зные суда длиной L, < 80 м вместо Информации об аварийной остойчивости должны быть снабжены Схемой по борьбе за живу честь и Информацией о последствиях затопления