РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА
ПРАВИЛА
КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ
Часть XVII
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СИМВОЛА КЛАССА И СЛОВЕСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДНА
Санкт-Петербург
2019
Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходе!ва утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2019 года.
Настоящее тпдатше Правил составлено на основе издания 2018 юда с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту перешдания.
В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюшш Международной морской организации (ИМО).
Правила состоят in следующих частей: часть I «Классификация»: часть 11 «Корпус»;
часть HI «VcipoficiBa. оборудование и снабжение»;
часть IV «Остойчивость»;
часть V «Деление на отсеки»;
часть VI «Противопожарная защита»;
часть VII «Механические установки»;
часть VIII «Системы и трубопроводы»;
4acib IX «Механизмы»;
часть X «Котлы, теплообменные armapaiu и сосуды под давлением»;
часть XI «Электрическое оборудование»;
час(ь XII «Холодильные установки»;
часть XIII «Материалы»;
часть XIV «Сварка»;
часть XV «Автоматизация»;
часть XVI «Консфукцня и прочноеп. судов из полимерных композиционных материалов»: часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;
часть XVIII «Общие правила по консфукции и прочности навалочных и неф1еналивных судов» (Pari XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;
часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their l oad in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО SI 1А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные фсбовашит к вариантам нагрузки при проверке прочиосш контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).
Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и ашлнйском языках. В случае рас.хождсшш между текстами на русском и английском языках ickci на русском языке имеет преимущественную силу.
Части XVIII — XIX издаются в электронном виде только на английском языке.
£; Российский морской регистр судоходства. 2019
Правила классификации и постройки морских судов XVII-11
b - kg#,, аш Ьмпц?.. соответственно рассматриваемому району корпуса, м, >» wger или "feme,* соответственно рассматриваемому району корпуса, м.
1.2.3.4.2 В пределах участка нагрузки имсклся paiiom.i повышенно!о давления. Как правило, районы меньшего размера имеют большие местные давления. Для учета концеп фации давления на локалтовапиых конструктивных элеметах используются коэффициенты пикового давления, перечисленные в табл. 1.2.З.4.2.
К>1|ф4>111|1«'ЖЫ iiikimoiu lax.irHim
Таблица 1.23.1.2 |
Коис-фужтнкиый элемент |
Копффн1|>1скт пиковою .пиления РРУ, |
Обипвп |
Мри iKxiqiciHof) системе набора |
РРУр~ (I.S s) > 1.2 |
|
При щксюлмктй системе набора |
PPFp- (2.2 - 1.2 э) > 1.5 |
lllnstHivy 1ъа 14111 поиеречний chcivmc набора |
При 1МШЧИИ рилнчяшнд с'фмш еров |
PPF, = (1.6 а) > 1.0 |
|
При oicyiviBHH ралкчяишл притерев |
РРУ, = (1.8 а) > 1.2 |
Основной набор дншцм Несущие cipiiHiqiM 11|кс10льимс бортовые бедки Рамные шпангоуты |
PPF, = (1.6 - г) > 1.0 PPF, - 1. при 3. 3> 03»
РРУ, 2.0 - 2.(KV*r iqui S* < 03» |
где s — шпация основного продольного или поперечного набора, к Sw — шпация рамного набора.
w шцшиа учаока распределения ледовой ншруэш. м. |
|
1.2.3.5 Коэффициенты района корпуса судна.
Коэффициент района корпуса, регламенгирусмый д.1я каждого in районов ледовых усилений, представляет собой относительную величину нагрузки, ожидаемой в районе. Значения коэф-ф|щисн10в района корпуса AF для каждою из районов приведены в 1абл. 1.2.3.5-1.
Кс.ш кинет руктвный элем си I располагается в нескольких районах ледовых усилении, при определении его размеров необходимо у'штывать наиболыш1й in коэффициентов районов корпуса.
Значения коэффициентов района корпу са для районов .■?, и S, судов с винторулевымн колонками приведены в табл. 1.2.3.5-2.
Ко «(ф hi ЦК-him ряпома корт г и одна AF
Таблица 1.233*1 |
Район корпуса судна |
Район |
Полярный к.касс |
PCI |
PC *2 |
нсз |
РС4 |
PCS |
РС6 |
PC”? |
Носовой (Л) |
Везде |
Я |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
Носовой
|ромсжу7очный
№ |
Ледовый пояс |
Я1, |
0.90 |
0.85 |
0.85 |
0.80 |
0.80 |
1.00' |
1.00' |
НижннП район |
BI, |
0.70 |
0.65 |
0.65 |
0.60 |
0.55 |
035 |
0.50 |
Дни щепой |
Bh |
0.55 |
030 |
0.45 |
0.40 |
0.35 |
030 |
0.25 |
СрСЛШ1Й (АЛ |
Ледовый пояс |
м |
0.70 |
0.65 |
035 |
0.55 |
0.50 |
0.45 |
0.45 |
Нижний раной |
АС |
0.50 |
0.45 |
0.40 |
0.35 |
0.30 |
0.25 |
0.25 |
Дин щекой |
Уь |
0.30 |
0.30 |
0.25 |
а |
1 |
1 |
г |
Кормовой (S) |
Ледовый пояс |
S, |
0.75 |
0.70 |
0.65 |
0.60 |
0.50 |
0.40 |
0.35 |
Нижний район |
$ |
0.45 |
0.40 |
0.35 |
0.30 |
0.25 |
0.25 |
0.25 |
Дн in ценой |
St |
0.35 |
0.30 |
0.30 |
0.25 |
0.15 |
2 |
2 |
1 Сы. 1.23.13.
‘ Ледовые усиления ж требуются |
|
Правила классификации и постройки морских судов XVII-12
Таблица 1.23.5-2 |
Район корпусе сули» |
Райан |
Полярный касс |
РС1 |
РС2 |
РСЭ |
РС4 |
РС5 |
РС6 |
РС7 |
Кормовой (S) |
Ледовый миме |
S, |
0,9») |
0.85 |
0.8» |
0.75 |
0.65 |
«35 |
0,50 |
Нижний |
S |
0.60 |
0.55 |
0.50 |
0.45 |
0.40 |
0.40 |
0.40 |
Литиевой |
&. |
035 |
0.30 |
0.30 |
0.25 |
0.15 |
1 |
1 |
|
‘Ледовые усиления не требуются |
Значения коэффициентов района корпуса судов AF со такой ледовою класса Icebreaker приведены в табл. 1.2.3.5-3
Таблица 1.23.5-3 |
Pafcm корпус* сули» |
Район |
Полярный класс |
РС1 |
РС2 |
РСЭ |
РС4 |
РС5 |
РС6 |
РС7 |
Носовой (В) |
Воде |
В |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
1.00 |
Носовой промежутенмий
т |
Ледовый поме |
BJ, |
0.90 |
0.85 |
0.85 |
0.85 |
0.85 |
1.00 |
1.00 |
Нижний |
BI, |
030 |
0.65 |
0.65 |
0.65 |
0.65 |
0.65 |
0.65 |
/1мн щекой |
В1>, |
0.55 |
0.50 |
0.45 |
0.45 |
0.45 |
0.45 |
0.45 |
С^мдннй (АТ) |
Ледовый миме |
м, |
0.70 |
0.65 |
0.55 |
0.55 |
0.55 |
035 |
0.55 |
Нижний |
м |
0.50 |
0.45 |
0.40 |
0.40 |
0.40 |
0.40 |
0.40 |
Диишсвой |
|/с |
030 |
озо |
0.25 |
0.25 |
0.25 |
0.25 |
0.25 |
Кормокон (.S1 |
Ледовый миме |
S, |
0.95 |
0.90 |
0.8» |
0.8» |
0.80 |
0,80 |
0,80 |
Нижний |
S, |
0.55 |
0.50 |
0.45 |
0.45 |
0.45 |
0.45 |
0.45 |
Дн н щекой |
•Я, |
035 |
030 |
030 |
030 |
0.30 |
030 |
030 |
|
1.2.4 Требовании к наружной обшивке.
1.2.4.1 Толщина наружной обшивки I, мм, определяется по формуле
' = (12.4 1)
|дс I толщина наружной обшивки, мм, требуемая для ьосиршлия ледовых нагрузок, согласно 1.2.4.2;
I, — надбавка на коррданю и абразивный износ сошасмо 1.2.11, мм
1.2.4.2 Толщина наружной обпп1вки tntl, мм, требуемая для восприятия расчетной ледовой нагрузки, зависит от системы набора.
Толщина нетто наружной обшивки при поперечной системе набора (£2>70с), в том числе н днищевой обшивки в районах В1^ Мь и определяемся по формуле
- S^AFPPF'P^la^Kl 4- sl2b). (1.2.4.2-1)
Толщина нетто наружной обшивки при продольной системе набора (Q<20°) при b^s определяемся но формуле
tmt = 5(}to<tiAF-PPF,-Pmgya>f*l(1 + sl2J). (1.2.4.2-2)
Толщина нетто наружной обшивки при продольной системе набора (0<2(Г) при b<s определяется но формуле
Правила классификации и постройки морских судов ХУП-13
/*, = SOto((AF-PPF,-Pmg)lo;i?Л-0Ы* - I + 5/20. (1 24 2-3)
где О —меньший угол между хордой ватерлинии и основным набором наружной обшивки в соответствии с рис. 1.2.4.2, град.; s —шпация основного набора обшивки, м;
.if — кгоффишгснт района корпуса в соответствии с 1.2.3.5;
РРР,, коэффициент учета максимального давления в соответствии с табл. 1.2.3.4.2;
P„g среднее давление на участке распределения нагрузки в соответствии с 1.2.3.4.1, МПа: а, —минимальный верхний передел текучести материала, Н мм^,
Ь — высота расчетною участка распределения нагрузки, м, при поперечной системе набора b^l—У4;
/ расстояние между опорами балки основного набора, м, определяемое как и пролет балки в соответствии с 1.2.5.5, ио бел учета размеров кшш. При наличии в перекрытии интеркостельного элемента (стрингер или шпангоут), длина / может не приниматься больше расстояния между ннтерностельным элементом и наиболее удаленной от него опоры балки основного набора
|
Ьье I» кориаш к o&mtm Sw го мо/тет к с4лмх>
Рис. 1.2.4.2 Угол наклона (2 KaOojm наружной обшивки |
П слу чае, если 20° < Q < 70% юлщина нетто наружной обшивки определяется линейной интерполяцией.
1.2.5 Маоор. Общ нс положения.
1.2.5.1 Элементы набора судов полярною класса должны нроекпфоваться на восприятие ледовых нагрузок, установленных в 1.2.3.
1.2.5.2 Термин «элемент набора» относится к шпангоутам, продольный балкам набора, несущим стрингерам и рамным шпангоутам в районе ледовых усилений (см. рис. 1.2.2.1).
1.2.5.3 Прочность элемента набора завнеш от условий его закрепления на опорах. Ьслнэлсмсш набора не разрезается на опоре или его конец закреплен кницами, то такое закрепление может считаться жестким. В остальных случаях ограничение вращения на опоре может быть показано на основании расчеш перекрытия прямыми расчсшими методами, в противном случае, элемент набора счшается свободно опертым. Опора .любою элемента набора, находящаяся внутри района ледовых усилений, должна быть жесткой.
1.2.5.4 Узлы пересечения элементов набора с листовыми конструкциями должны выполняться в соответствии с 3.10.2.4.5 части II «Корпус». Крепление концов элементов набора должно удовлетворять требованиям 1.7.2.2 и 2.5.5 части II «Корпус».
1.2.5.5 Пролет элемента набора определяем на основании ею теоретической длины. При установке концевых книц пролет может быть уменьшен в соответствии с 3.10.2.2.3 част II «Корпус». Конструкция книц должна обеспечивать ее устойчивость при работе в упругой и пластической области.
1.2.5.6 При определении момента сонро1ивлсиия и площади стенки элемента набора учптывакпея юлщина нетто стенки, пояска и присоединенного пояска балки. П площадь стенки элемента набора может быть включен весь материал по высоте стенки элемента, т.е. площадь стенки и часть площади пояска, при его налтгпш, но без учета присоединенного пояска.
1.2.5.7 Фактическая площадь стенки см2, продольной или поперечной балки набора определяется по формуле
Прочила классификации и тик-тройки морских судов XVII-14
Л* = Arwnsin«p„/100,
где U — высот* балки набора, мм. в соответствии с рис. 1.2.5.7;
— I слышна нетто стенки, мм;
fwn ш А» let
/„ — построечная толщина стенки, мм. в соответствии с рис. 1.2.5.7;
К надбавка на коррозию мм. на ветчину которой должна быть уменьшена толщин* стенки кии пояска балки набора. I- определяется в соответстит с 1.1.5.2 части II «Корпус», но не должна приниматься меньше требуемой 1.2.11.3;
О» — меньший из углов между наружной обшивкой и стенкой балки, измеренный посередине д.шны ее пролета (см рис. 1.2.5.7). В случае, если меньший ш углов составляет 75 ipoa и более, о» может быть принят равным 90 1рад
1.2.5.8 Фактический пластический момент сопротивлеття балки набора 7^ см3, для случая, когда площадь поперечного сечения балки набора меньше площади сечения ее присоединенного пояска, определяется но формуле
Ур ssAfmlfJ20 + + А^соеир»)10, (1.15.8-1)
где Л. A,.* U и qx* — см 1.2.5.7, a s приведено в 1.2.4.2;
Afl — птошадь поперечного сечения балки набора, см2.
t.„ к'.шшна нетто прткчк'штенного пояска балки, мм, соответствующая tm, согласно 1.2.4.2;
/»„ —высота стенки балки набора, мм, (см. рис. 1.2.5.7);
Ал, — часп. плошади пояска балки, учитываемая при определении атешади стенки, см2; hf: —высота балки табора, измеренная до цетпра площади пояска, мм, (см рис. 1.2.5.7);
|
Рис. 1.25.7 I 'соморни рсО|»а ЖСС1ШЧ.1И |
ЬЛ —расстояние от плоскости, проходящей через середину толщины стенки балки иабори до центра площади пояска, мм (см. рттс. 1.2.5.7).
Отстояние не((тральной оси балки 㹄 мм. от присоединенного пояска д,ит случая, когда площадь поперечною ссчснпя балки набора больше площади ссчсши ее нрисосд1ШС1шою пояска, н фактический пластический момент сопротивления попере'птой или продольной балки набора Zp, см3, для случая, когда площадь сечения присоединенного пояска больше площади поперечного сечения балки набора, определяются по следующим формулам:
:м = (КХЦ* + ht„„- (1.15 8-2)
Zp^l^nc+ t (fe-УА^-:па) sukPh.—6„cos<p.)' 1 o)
1.2.5.9П случае, если 20° < Q < 70®, где Q определяется в соответствии с 1.2.4.2, должна применяться линейная интерполяция.
1.2.6 Набор. Продольные днищевые балки и шпангоуты.
1.2.6.1 Размеры продольных днищевых Салок (т.с. районы корпуса В!^ А/* и St) и шпангоуты должны выбираться таким обратом, чтобы совместное действие изгиба и сдвига не приводило к предельному состояние элемента. Предельное состояние элемента определяется величиной нагрузки, приложенной в середине пролета, при которой начинает образовываться пластический механизм. Для конструкций днища пятно нагрузки должно быть расположено таким образом, чтобы его длина b была параллельна балке набора.
1.2.6.2 Фактическая площадь сдвига шпангоута , JM, см2, согласно 1.2.5.7, должна соответствовав условию Ам .4,. в котором
А г - 1 (ХГ-0, SLL siAF PPF P^tO, 5 77<т.,), (1.2.6.2)
iae U. - длина нагруженной части пролета; равна меныпей га а и Ь. я; а — пролет шпангоута согласно 1.2.5.5, м:
b высота расчетного участка распределения ледовой нагрузки соптасно 1.2.3.3; л — расстояние между балками основного набора, м,
AF — коэффициент района корпуса в соответствии с 1.2.3.5;
PPF — коэффициент учета максимального давлении, принимаемый равным PPF, аж PPF, согласно гаОл 1.2.3.12; Peg —среднее давление в пределах участка нагружения в соответствии с 1.2.3.4; в> мтптимальный верхний предел текучести материала. П м\г.
1.2.6.3 Фактический пластический момент сопротнвлс1шя Zp балки набора с присоединенным пояском, согласно 1.2.5.8, должен соответствовать условию Zp^Zph тле 7.рЬ см3, должен быть наибольшим, рассштаннмм на основе двух видов нагрузки, —действующей в середине пролета шпангоута и действующей вблизи опоры, и должен определяться по формуле
7pt - 1003 U, Y s(AF- PPF, Р„,)а -А А4вД (1.2.6.3)
где AF. PPF„ Pc,., U., b, s. а и а, приведены в I 2.6.2;
Г-1 - 0.5ШМ.
Д, —наибольшее га
Ли-1/(1+J/1 + kjQ Kl-cfr-lp;
Д,в -d - 1/(Ь, ПУ(0.275 * l,44A?r); j 1 для набора с одной свободной «торой вне районе» ледовых усилений;
J 2 дня набора без свободных опор;
«. =А/Л„,
А, — минимальная площадь сдвига шпангоута согласно 1.2.6.2, смг;
Ая —эффективная атошадь сдвтиа шпангоута (рассчитывается согласно 1.2.5.7), см2;
К» - 1/(1 *-2ДуДж), где Af, согласно 1.2.5 х.
k. mzJZp, как привило.
А, 0,0, если шпангоут имеет концевую брикету;
z. -сумме отдельных штастнческих моментов сопротивления пояска и листа наружной обшивки по фактической установке, см5;
Ь, ширима пояска, мм. (см рис. 1.2.5.7);
нетто-ташцина поиска, мм, tjb (А- согласно 1.2.5.7);
if— построечная толщина пояска, мм, (см. рис. 1.2.5.7);
tpK Hcno-Hvumma лисп наружной обшивки, мм. (не должна быть менее lvl сопиемо 1.2.4); brff—эффективная ширина ножка листа наружной обшивки, мм.
b<ff - 500г,
Zp эффективный рабочий пластический момент еопроштикиня шпангоута (рассчитывается согласно 1.2.5.8), см*
1.2.6.4 Размеры шпангоута до:1Жны отвечать требованиям к устот'гптвоспт в 1.2.9.
1.2.7 Набор. 11 родильные бортовые балки.
l. 2.7.1 Размеры продольных бортовых балок должны выбираться таким образом, чтобы совместное действие изгиба и сдвига не приводимо к предельному состоянию элемента. Предельное состояние элемента определяется величиной нагрузки, приложенной в середине продета, при которой начинает образовываться пластический механизм.
1.2.7.2 Фактическая площадь сдвига шпангоута Ат согласно 1.2.5.7, должна соответствовать условию . > Al. в котором
А, - HXfyFPPFsP*^) 0.5bM0,5VayX см2. (1.2.7.2)
Me АР лооффшр1е»гт района корпуса и соответствии с 1.2.3.5;
РРР, — сы. табл 1.2.3.4.2;
среднее давление и соогеетстинн с 1.2.3.4;
Ъ\ - кцЬ:. м;
Ао -1-0.3Л)';
h' —Ыг,
Ь — высота расчетного участка распределения ледовой наружи сопасно 1.2.3.3;
1 — расстояние между продольными связями, м-,
Ьг т А(1 — 0,25Ь'\ м. если Ь' < 2;
Ь2 - з. м. если Ь‘ ? 2;
« — пролет продольной бортовой балки согласно 1.2.5.5; бу минимальный верхний предел текучести штерна.ш, Н мм2.
1.2.7.3 Фактический пластический момент сопротивления 7.,, комбинации .uiei ребро жесткости, согласно 1.2.5.8. должен соответствовав условию 7.р ^ 7pL, в котором
ZpL- 100\AFPPF,Pa,g)bld*A4nay. см3, (1.2.7.3)
где AF. PPF{. Pm(, b|. а и о, приведены в 1.2.7.2.
Л. -1/(2 + МО-а^-Н);
ец - Ai/A„\
Al — минимальная плечи иль сдвига иродо-тьмой свят сопысно 1.2.7.2, см*;
Д, — эффективная аюшадь сдвига иродольной святи (рассчитывается согласно 1.2.5.7), см2;
Aw; =1/(1-24♦/.'!*.), (Де А*, согласно 1.2.5.8.
1.2.7.4 Размеры продольных святей должны отвечав ipeooBaiuuM к устойчивости в 1.2.9.
1.2.8 Набор. Рамные шпангоуты и несущие стрингеры.
1.2.8.1 Рамные шпангоуты и несущие стрингеры должны рассчшываться таким обратом, чтобы выдерживать ледовые нагрузки согласно 1.2.3. Участок нагрузки должен располагаться в районах, где несущая способность укатанных конструкшвных элементов при совместном действии изгиба и сдвига минимальна.
1.2.8.2 Размеры рамных шпангоутов и несущих стришеров должны выбираться таким образом, чтобы совместное действие изгиба и сдвига не приводило к предельному сосгоянию(ям). Наступление предельного состояния определяется величиной нагрузки, при которой начинает образовываться пластический механизм. Если upturnая консфукшвная схема нс являс!ся перекрытием с перекрестными связями, соответствующие значения коэффициентов учета максимального давления должны приниматься в cooibctcibiui с табл. 1.2.З.4.2. Расположите вырезов в стенке рамной ба.исн должно соотвс1С1вовать 3.10.2.4.8 части II «Корпус».
1.2.8.3 Размеры несущих стршиеров. рамных шпангоутов, являющихся опорой для балок основною набора. или рамных шлангоугов. являющихся опорой д.ы несущих сфишеров. образуя при этом перекрытие с перекрестными связями, могут быть определены в coot вс гс i вин с методами, указанными в 1.2.17.
1.2.8.4 Размеры рамных шпангоутов и несущих стрингеров должны отвечать требованиям к устойчивости в 1.2.9.
1.2.9 Набор. Конструктипная устойчивость.
1.2.9.1 Д.ы предо!вращения местной потери устойчивости стенки конструктивного элемента отношение высоты стенки /»„ к ее толщине tH„ дня любого элемента набора не должно превышать: для полосового профиля:
Ми.< 282/<у*5; (1.2.9.1-1)
д;м полособульбового. таврового и углового профиля:
805 Су5,
Правила классификации и постройки морских судов XVII-17
|де Л» — высота стенки,
/*„ - нетто-топцит стенки;
о, —чшпшальнын верхний предел текучести материала, Нмм’.
1.2.9.2 Стенки элементов набора, для которых невозможно обеспечить выполнение требовании 1.2.9.1 (например, несущие стрингеры или рамные шпангоуты) должны быть подкреплены ребрами жесткости. Размеры ребра жесткости должны обеспечивать устойчивость стенки элемента набора. Толщина нетто стенок таких элементов набора нс до.1Жна приниматься меньше, определенной по формуле
W 2.63 • Ю-»с1ч/«Д5.34 - 4(с,/с*Д (1-2.92)
где C| тК 0.8А. мм;
А, —высота стенки стрингера рамного шпангоута, мм, (см. рис. 1.2.9.2);
А — высота элемстгта набора, проходящего через рассматриваемую связь (0 при отсутствии такого элемента набора), мм. (см. рис. 1.2.9.2); су — расстояние между опорными конструкциями. ортктнроьанны.ш перпендикулярно рассматриваемой связи, мм, (см. рис. 1.2.9.2); af —минимальный верхний предел текучести материала, II мм7.
Г |
..... |
■")
( |
. я :• я " |
я |
|
. 6_J |
|
Рис. 1.2 9.2
Определение па)ммет)>с« ,vn rkvnq>cii ichu* стенки |
1.2.9.3 Кроме юго. подитежш выполненто следующее:
/^>035/^/235)°^, (1.2.9.3)
где а, — минимальный верхний предел текучести материала, Н W .
(м — толщина нетто стенки, мм,
— толщина нетто листа наружной обшивки в районе элемента набора, мм.
1.2.9.4 Д.ы IipeдоIвращения местной потери устойчивости пояска сварттых профилей до.тжно быть выпо.тнено следу ющее:
.1 ширина пояска 6/, мм. до.тжиа бы и. нс мсисс пяти нстто-то.тщнн стенки гип;
.2 отстояние кромки пояска от стенки Ьош. мм, должно отвечать условию
U</r.< 155/а*5, (1.2.9.4.2)
где Ip, — толщина нетто пояска, мм.
«ту мшпшалт.шяй верхний предел текучести ютериа-та. П 'мм2.
1.2.10 Листовые конструкции.
1.2.10.1 Листовые конструкции конструкции, сосюятцнс из листовых элементов, подкрепленных ребрами жесткости, примыкающие к наружной обшивке и подверженные ледовым нагрузкам. Настоящие требования распространяются на конструкщпт в пределах расстояния от борта внутрь судна, наименьшего in следующих:
.1 высоты стенки смежною мара.тле.тьмою рамною шпангоута тыи стртинсра; или .2 2,5 высоты набора, пересекающего листовую конструкцию.
1.2.10.2 Толщина листов и размеры примыкающих ребер жесткости должны быть такими, чтобы обеспечить степень закрепления концов, необходимую для набора наружной обшивки.
1.2.10.3 Устойчивость листовой конструкции должна бьпь достаточной для противостояния ледовым нагрузкам согласно 1.2.3.
1.2.11 Запас на корротню и истирание, допускаемая остаточная толщина.
1.2.11.1 Д.1Я танины всей внешней новсрхносш наружной оошнвкн от коррозии и ледовою истирания рекомендуется использован, эффективну ю защиту.
1.2.11.2 Запас на коррозию и истирание наружной обшивки судов полярных классов. /„ принимается по табл. 1.2.11.2.
Таблиц* 1.2.11.2
Надбавки на коррогню аора шкнми шнос на|Л'Ж1Юб обшивки |
Район деловых усилений |
|
|
|
мм |
|
|
'>ФФ«КТ1К1СМ АШ1ИГ.1 ИМСС1Ш |
Эффсктииная и шит uivyivmycr |
PCI РСЗ |
РС4 н PC? |
РС6 и PC" |
PCI - PCJ |
РС4 н PC? |
PC6 II PC7 |
В. BI, |
3.5 |
2.5 |
2.0 |
7.0 |
5.0 |
4.0 |
В1> А/, .9, |
2.5 |
2.0 |
2.0 |
5.0 |
4,0 |
3.0 |
м $ Bit. Ц. s> |
2.0 |
2.0 |
2.0 |
4.0 |
3.0 |
23 |
|
1.2.11.3 Запас на износ конструкций внутри корпуса, попадающих в район ледовых усилений, в г.ч. лис юных конструкций. с 1 енок и поясков балок набора. не должен принимался меньше ts - 1.0 мм.
1.2.11.4 Пели замеренная толщина консфукции внутри района ледовых усилений меньше, чем tn,., + 0.5 мм. то требуется се замена.
1.2.12 Материалы.
1.2.12.1 Категории стали корпусных конструкций опредслякмея в cootbctcibiih с табл. 1.2.12.4 и 1.2.12.5 в зависимости oi построечной юлщ1шы. знака но.ирною класса и iруины связей консфукшвного элемента в соответспшп с 1.2.12.2.
1.2.12.2 Для судов полярных классов вне зависимости от их длины применимы группы связей в соответствии с табл. 1.2.3.7-1 част II «Корпус». Дополнительно в 1абл. 1.2.12.2 устанавливаются 1 рутопы связен консфукцш1. соприкасающихся с окружающей средой, а также конструкций, примыкающих к наружной обшивке. В случае, если группы связей в табл. 1.2.3.7-1 части II «Корпус» и в табл. 1.2.12.2 отличаются, должна применяться более ответственная труппа связей.
Таблица 1.2.12.2
Группы спи 1гй конструкт иным х немотой под ирные судом |
КимС1р>к11ишы« жнешы |
Группы связей |
1Ц>\*|пд обшивка в пределах медок от пояса иосокиго и носовою цю межуточного районов (В. BI.) корпуса |
П |
Нее второстепенные и основные (согласии тябл 1 2.3.7-1 чачи II «Корпут») конструктивные мементы вис 0,4/. средней части судна и надводной и подводной частях корпуса |
1 |
. 1 истовые ииерналы носовых и кормовых ■ипаи1иук<в. кронштейна пора руля, пера рун*, направляющей насадки гребного вита. цюишгениои гребном вала. ледового снега, .кдоиото |и>|-а и другах выступающих частей. iio.piqvA'cHHUx у .тарным ледовым mipyutaxi |
II |
Все внутренние ллсмснгы наболи, примыкающие к надводной н подводной части обшивки, включая любой ipiticiaK)i«inT внутренний исмснт в ifie.'tciax 600 мм от наружной обшивки |
1 |
Открытая пенимому воздействию обшивка и примыкающий набор в ■ рудоеыд трюмах судов, хитрые но \а| хилеру эксплуатации ихтсют открытыми крышки трутовых трюмов при работе в условиях холодной погоды |
1 |
Все специальные (согдасно табл 1.2.3.7-1 части II «Корпус») сонет рчммвиые хкхкшы в ирис.ил 0.2/ от носового перпендикуляр* в надводной и подводной частях корпуса |
II |
|
1.2.12.3 Независимо от полярного класса судна категория стали листов наружной обшивки, расположенных ниже на 0,3 м от линии ИЛВЛ (см. рис. 1.2.12.3), и примыкающих к ним набора и выступающих частей принимается в соответствии с табл. 1.2.3.7-2 части II «Корпус» для фу пны связей, указанных в табл. 1.2.12.2.
Правила классификации и постройки морских судов XVII-19
Кетгзрии . • ...... , !
КаШфШ ctttMi •• .... з/^ ’ м
Рис. 1.2.123 1}>сби«инмя к ютсшрни стали ди нилкоцной н подводиов части наружной обшивки
1.2.12.4 Категория стали листов обшивки бори в районе переменных ваюр.шннй и выше в соот встсIвии е рис. 1.2.12.3, и примыкающих к ним набора и выступающих маетен принимаются в соответствии с табл. 1.2.12.4.
Таблица 1.2.12.4
Категории стали для ел крытой наружному воздуху обшивки |
Тимциия t мм |
Груши связей I |
Группа связей П |
Груши связей Ш |
РС1 |
РС5 |
РС6 |
ГС |
РС1 |
РС5 |
РСб |
.PC? |
РС1 |
РСЗ |
PC 4 |
РС5 |
РСб |
PC? |
|
MS |
НТ |
MS |
НТ |
MS |
НТ |
MS |
НТ |
MS |
НТ |
MS |
НТ |
MS |
НТ |
/<10 |
в |
АН |
н |
АН |
н |
АН |
н |
АН |
Е |
кн |
К |
КН |
в |
АН |
10 <f<15 |
в |
АН |
в |
АН |
1) |
ПН |
в |
АН |
Е |
ЕН |
К |
КН |
D |
ПН |
15 </<20 |
D |
D1I |
в |
.Ml |
D |
DII |
в |
АН |
Е |
□ 1 |
Е |
□ 1 |
D |
DII |
20 </<25 |
1) |
ПН |
в |
АН |
I) |
ПН |
в |
АН |
Е |
КН |
К |
КН |
И |
ПН |
25 </<30 |
1) |
1)Н |
в |
АН |
И |
□ 12 |
D |
ПН |
Е |
кн |
К |
кн |
Е |
КН |
30 < /< 35 |
I) |
1)Н |
в |
АН |
и |
ЕН |
D |
ПН |
Е |
кн |
К |
кн |
Е |
КН |
35 </<40 |
D |
D11 |
D |
DII |
Е |
ЕН |
D |
D11 |
F |
FII |
Е |
□I |
Е |
ЕН |
40 </< 45 |
К |
нн |
1) |
1>Н |
Е |
ЕН |
П |
ПН |
К |
FH |
К |
кн |
В |
КН |
45 </<50 |
Е |
БН |
D |
ПН |
Е |
ЕН |
П |
ПН |
F |
FH |
К |
FH |
Е |
КН |
|
II р и меч аи и я : 1 Включите обшивку корпусных конструкций и иысту пающнх частей, открытых натужному воздуху. и также абортных .элементов набора. распаюжсннмх выше уухжня 0.3 м ниже наименьшей ледовой натер шими
2. Кэтешрии I). 1>Н допуск* юте* для отельного пояс* бортовой наружной обшивки шириной не 6aiee 1.S м or 03 м ниже каимеимней ледовой катер шмни. |
1.2.12.5 Материал отливок должен соответствовать тре6ова>шям части XIII «Материалы» для заданной расчеши и температуры отливки.
1.2.13 Продольная прочность.
1.2.13.1 Область применения.
1.2.13.1.1 Расчсшым сценарием для оценки продольной прочпосш корпуса является работа набегами.
1.2.13.1.2 Требования 1.2.13 нс распространяются на суда с углом наклона форштевня yt,m большем или равным 80 град., так как режим района набегами не может счшаться расчетным д.ы судов с вер шкальной или бульбообразной носовой оконс'шосшю.
1.2.13.1.3 При определенш1 расчетной нагрузки у чт гтываюг с я только ледовая нагрузка и нагрузка на тихой воде. Сложное напряженное состояние оценивается по допускаемым нормальным и касательным напряжс>шям, во шикающим в разлшшых сечениях по длине судна. Кроме юю, должна быть выполнена проверка услойчивостн.
1.2.13.2 Расчетное вертикальное ледовое усилие в носу судна.
1.2.13.2.1 Расчетное вертикальное ледовое усилие в носу судна FIB, МН. должно пршшматься равным:
FjB minfFm.i, FibS),
Прочила классификации и постройки морских судов
XVII-20
1ДС Fai = 0r534K?4,einw(Ye„,) фК£>*а-\\ (1.2.1.1.2.1-2)
F/V-l20CPf, (1.2.13.2.1-3)
К! — параметр формы разрушении льда носом судна К/К*,
.1 дня тупых носовых обводов:
К, (2СВ'~*Ц\ (у,»») ол,**м;
.2 дня клиновых носовых обводов (а,-.,.» < 804), «ь 1 и формула выше имеет упрощенный вид К Л*-, . I/V-v,.r.
КЛ =0,01 A.f. МН м;
CFi —показатель класса но продольной прочности ю табл. 1.2.3.2.1; et — показатель формы носа, который наилучшим обритом описывает плоскость ватерлинии (см. рис 1.2.13.2.1-1 и 1.2.13.2.1-2):
е/. - 1,0 для простой клиновой формы носовых обводов:
*ь -- 0,4 0,6 для ложюобразной формы носовых обводов;
*ь - 0 для формы носовых обводов десантного судка, приемлемо приближенное значение опрсделсннос простым подбором. fa*- угон наклона форштевня, измеренный между юриэоктальиой осью и касательной к форштевню в точке верхней ледовой ватерлинии. ipuj. (уюл наклона битокса на рис. 1.2.3.2.1.1.1, измеренный на дмамстрыьнон плоскости); —утоп наклона верхней ледовой ватерпшии, определяемый в соответствии с рис. 1.2.13.2.1-1, трад;
С - l/(2(Lye)“);
В —теоретическая ширина судна, м; l.fi дшиа носовой части, используемая в уравмешш у BIHxlL£f bt ч. (см. рис 1.2.13.2.1-1 и 1.2.13.2.1-2);
D — водоизмещение судна, кг. но не менее 10 кг,
|
//««моя окоиемность Пасомая ок,т<юмкть
ложкообразной формы киоюобрагной формы |
А... — плошадь ватерлинии судна, м*;
Рис. 1.2.13.2.1-1 Оп|>счслемнс фирмам носиной оконтиоегм
|
Рис. 1J.13.2J-2
Иллюстрации В.1НН111И «г>, на форму носовом ouiiicmhociii при 8 20 и /.„ 16 |
12
10
8
6
4
2
О
Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие изменения и дополнения.
ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ ОДОВ
ЧАСТЬ XVII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СИМВОЛА КЛАССА II СЛОВЕСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ li.III 'ЖПЫУЛТЛЦПОИИЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДИЛ
1. Глава 1.3: в пункте 1.3.8.5 уточнены требования с учетом IJR 13 Согг.1 (Ос! 2007).
2. Глава 2.2: введен новый пункт 2.2.2.1.6 с учетом резолюции ИМО MSC.415(97).
3. Г.ыва 3.5: в пункты 3.5.2.2.4. 3.5.3.3.2. 3.5.3.3.3. 3.5.3.3.4 и 3.5.3.3.8 внесены изменения.
4. Глава 3.6: в пункты 3.6.2.2.1, 3.6.3.3.2, 3.6.3.3.3, 3.6.3.3.8 и 3.6.3.6.4 внесены тиснения: пункты 3.6.2.2.2 3.6.2.2.4 исключаются.
5. Глава 6.4: в пункт 6.4.1.4.5 внесены изменения с учетом требовании правила 11-218.5.1.7 COJIAC-74 и требованиями ИКАО.
6. Глава 7.1: пункт 7.1.3.4 исключен.
7. Глава 7.11: в пунктах 7.11.2.2 7.11.2.4 уточнены 1ребования.
8. Глава 9.1: в пункт 9.1.3 введено определение «Помеп(енне обвязки» с учетом УИ МАКО GF3 (Dec 2017).
9. Глава 9.2: в пуша 9.2.3.1 внесены изменения е учетом УИ МАКО GF2 (Sep 2017);
в пункт 9.2.4.11 внесены изменения с учетом 5Т! МАКО GF4 (Dec 2017) и GF6 (Dec 2017).
10. Глава 9.3: в пункт 9.3.1.4 внесены изменения с учетом УИ МАКО GF3 (Пес 2017); в пункт 9.3.2.2 внесены изменения с учетом }"И МАКО GF7 (Пес 2017).
11. Глава 9.4: в пункт 9.4.2 внесены изменения с учетом УИ МАКО GF8 (Пес 2017).
12. Глава 9.5: в пунш 9.5.2.1 внесены изменения с учетом УИ МАКО GF9 (Dec 2017).
13. Глава 9.6: введен новый пункт 9.6.1.8 с учетом 5TI MART) GF5 (Пес 2017).
14. Глава 9.7: в пункте 9.7.2.5 уточнены |рсбоваш1я.
15. Глава 9.8: введен новый пункт 9.8.1.11 с учетом УИ МАКО GF15 (July 2018);
в пункт 9.8.3.1 внесены |р.менения с учетом 5 "И МАКО GF10 (Пес 2017);
в пункт 9 8.6.2 внесены изменения с учетом 5 "И МАКО GF11 (Пес 2017);
в пункт 9.8.6.3 внесены измснеш1Я с учетом УИ МАКО GF12 (Пес 2017).
16. Глава 9.10: в пункт 9.10.3 внесены изменения с учетом УИ МАКО GF1 (Rev.l July 2017).
17. Глава 10 полностью переработана с учетом требова1шй Финско-шведских правил для судов ледовою класса. 2017.
18. Введен новый раздел 15 «Требования к судам, зкенлуатацня которых прсдусматривас! поездку на грунт (суда NAABSA)».
19. Введен новый раздел 16 «Требования к системам Moiunopiuiia котельных установок».
20. Введен новый раздел 17 «Требования к системам мониторинга корпуса судна».
21. Введен новый радце.т 18 «Требования к санитарно-гигиеническим условиям в помещениях».
22. Внесены 1пменеж1я редакционною характера.
Внесены изменения на основании ЦП Xs 313-39-1169ц от 15.11.2018: в пункте 9.7.4.5 уточнены требования.
Внесены изменения в cooibciciuimi с ЦП .Vs 314-56-1179 от 18.12.2018: в пункте 7.12.6.1 уточнены трсбоваш1Я.
Изменения, внесенные в настоящую часть Правил, начиная с 01.03.2019. приводятся в Перечне нзмснсш1Й. Изменения редакттиопного характера в Перечень не включаются.
CF, — кооффишкиг класса по отказу и результате изгиба из табл. 1.2.3.2.1.
Если применимо, величины, зависящие от осадки. ДОЛЖНЫ определяться иа уровне ватерлинии, соответствующей рассматриваемому случаю нагрузки.
1.2.13.3 Расчетах перерезывающая сила, действующая в вер шкальном плоскости.
1.2.13.3.1 Ледовая перерезывающая сила, МП, действующая в вертикальной плоскосттл. определяется по формуле
Ft = CfFa. (12.13.3.1)
где С/— коэффициент распределения натру-жн по длине судна, принимаемый равным для положительной перерезывающей силы С г = 0,0 в сечениях 0,0 0,6;
С/ = 1,0 в сечениях 0,9 £ x/L < 1,0,
ЛД1Я отрицательной перерезывающей ami С< _ 0,0 в сечении x/L ш 0.0;
Cj = 0,25 x/L в сечениях 0.0 < x/L < 0,2;
Cf = -0,5 в сечениях 0,2 £ хД. < 0,6;
С, = 2,5 x/L — 2 в сечениях 0,6 < x/L < 0,8;
С/ - 0.0 в сечениях £ x/L £ 1.0; х — отстояние расчетного сечения от кормового перпендикуляра, м;
L —длина судка иа уровне ВЛВЛ в соответствии с 1.1.3 части II «Корпус».
1.2.13.3.2 Действующие касательные напряжения определяются в соответствии с 1.6.5.1 части 11 «Корте» посредством замены расчетной во.шовой вертикальной силы Л’„, к11. на расчсшую ледовую перерезывающую силу Fh действующую в вершкальной плоекоеш. кП.
1.2.13.4 Расчетный ледовый изгибающий момент А//, МПм, действующий в вертикальной плоскости.
1.2.13.4.1 Расчетный ледовый (шибающий момент М1% действующий в вертикальной плоскости, определяется но формуле
М, - Oil Casin’ (1.2.13 41)
где L —длина судна на уровне ВЛВЛ в соответствии с 1.1.3 части II «Корпус»; ут* — в соответствии с 1.2.13.2.1;
Ра —расчетная ледовая перерезывающая аша в носу, действующая в вертикальной плоскости, МП;
Сщ коэффициент распределения изпгбающего момента по длине судна, пргопгмаемый равным Ся = 0,0 в сечении x/L = 0,0;
С„ - 2,0 x/L в сечениях 0,0 < x/L < 0,5;
Сп 1.0 в сечениях 0.5 £ x/L 4 0.7;
Ст 2,96 2.8 x/L в сечениях 0,7 < х/L < 0,95;
Сп - 0,3 в сечении x/L = 0,95:
Ст = 6,0 - 6,0 x/L в сечениях 0,95 < x/L < 1,0;
Сщ = 0,0 в сечении x/L - 1,0; х — отстояние расчетного сечения от кормового перпендикуляр*, м.
Если применимо, велт плоты, зависящие от осадки, должны определяться для ватерлинии, соответствующей рассматриваемому случаю загрузки.
1.2.13.4.2 Действующие сжимающие напряжения па определяются в соответствии с 1.6.5.1 части II «Корпус» посредством замены расчетного волнового изгибающего момента АкН. на расчетный ледовый ниибающнй момент. кН. действующий в вертикальной плоскости. Изгибающий момент на тихой воде принимается равным максимальному изгибающему моменту ты тихой воде при прогибе.
1.2.13.5 Критерии продольной прочности.
1.2.13.5.1 Должны выполняться критерии прочности, указанные в табл. 1.2.13.5-1. Действующие напряжения нс дозтжиы превышать допускаемые.
HrtXIUCMUC пункты палы |1асклы |
Ммфорсации по изменениям |
.4» и дата циркулярного такси которым внесены тиснения |
Дат вегун кию в силу |
Пункт 9.13 |
У tiki иска ссылка на документ ИМО |
328.03*1200ц от 01.03.2019 |
01.03.2019 |
Пункт 9.14.20 |
Уточнена ссылка на документ IIMO |
328-03-1200и от 01.03.2019 |
01,03 2019 |
Пункт 97.2.2 |
Уточнены требования в отношении конструктивной м|хпико1к»жарной пнцпм с уметом УН МАКО OF17 (1)ес 2018) |
313-13-I264U от 1609.2019 |
01 01 2020 |
Пункт 9.10.5 |
Мвеленм требования В отношении систем кенпыяцни с учеюм УН МАКО OF!5 (July 2018) |
315-06-I218U от 17.04.2019 |
01.07 2019 |
Пункт 9.11.23 |
Уточнена классификация взрывоопасной зоны 1 с учетом УН МАКО GF14 (July 2018) |
315-06-12180 от 17.04.2019 |
01.072019 |
Пункт 9.11.2.4 |
Уточном классификация взрывоопасной зоны 2 с учетом требований 125.3 Кодекса МП* |
31 $-06-1218и от 17.04.2019 |
01.072019 |
Пни 18.2 |
Введены требования в отиошеиии у|>инией шума в судовых помещениях для присвоения дополнительных знаков COMF(N - 1 млн 2 или 3) |
312-I1-I273U от 16 10 2019 |
16.102019 |
Глава 183 |
Нведенм требования и отношении допустимых уровней санитарной вибрации к судовых иомешеинял 4-1 к присвоении дополнительных жаков COMF(V _ 1 или 2 или 3) |
312-11-1273ц от 16.102019 |
16.102019 |
Раздел 19 |
Часть дополнена новым разделом 19 «Требования к конструкции ледовых усилений корпуса судов, преднашаченньгх д.е« эксплуатации кормой enq>c,i» |
314-47-126Su От 17.09.2019 |
17.09.2019 |
ЧАСТЬ XVII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СИМВОЛА КЛАССА И СЛОВЕСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДНА
I ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ ПОЛЯРНЫХ КЛАССОВ
1.1 ОПИСАНИИ: ПО 1ЯГНМХ классов и их иримкненик
1.1.1 Область применения.
1.1.1.1 Требования к судам полярных классов прнмснякнся к сдельным самоходным судам, предназначенным д.1я самостоятельного плавания в полярных водах, покрытых льдом.
Требования настоящего раздела применяются к судам, контракт на постройку которых заключен 1 июля 2017 года или после зтой даты.
Примечание. Под датой «контракта иа постройку» понимается дата, на котирую контракт на строительство судна подписан между будущим судовладельцем и судостроителем. Подробнее о дате «контракта на постройку» см. 1.1.2 части I «Классификация».
1.1.1.2 Знаки полярных классов, перечисленные в табл. 1.1.1.2. могут бьиь присвоены судам. соо1Всгс1вующпм требованиям 1.2 и 1.3. Данные фсбовлния являкмея дополи тельными к требованиям Регистра в отношении судов, не имеющим ледовых классов. Если корпус н механизмы соответствуют требованиям разлшптых полярных к.ыссов. то и корте); и механизмам присваивается в Классификационном свпдстсмьсгвс наименьший из этих классов. Соответствие корпуса или мсханшмов требованиям более высокою по.ыриою класса также должно быть указано в Классификационном свидетельстве в разделе «прочие характеристики».
Diiih-jhiu' молярных клиник
Таблица 1.1.1.2 |
Знак полярного класса |
Описание лм*
(на ocikwmiihii «Номсиктуры морских лиое» Всемирной мекоролеч пческой оргашиации! |
РС1 |
Круг.ютсцичкая эксплуатация ко всех полярных но,pot |
РС2 |
Кругюладичиая жеплулгация в ухкренных условиях многолегнего льда |
PCJ |
круглотщнчная эксплуатация в двухлетних льдах. которые могут иметь включения многолетнего льда |
РС4 |
Круглогодичная эксплуатация в толстом однолетнем льду. который может mien, включения старого льда |
PCS |
Крупен «личная эксплуатация в среднем однолетнем яму. который может иметь включении старого лма |
РС6 |
Летне-осенняя эксплуатация в среднем одно кггнем яму. который может иметь включения старого льда |
РСГ7 |
Летне-осенняя эксплуатация в тонком однолешем яму. который может иметь включении старено льда |
|
1.1.1.3 Судам, которым присваивается знак полярного класса и отвечающим соответствующим требованиям 1.2 и 1.3, может быть дополнительно присвоен знак ледового класса Icebreaker (ледокол). «Ледоколом» назывался любое судно, в функциональные задачи ко юрою вкиочены ледовая проводка и ледовое сопровождентк п которое обладает достаточной мощностью и размерениями, позволяющими осуществлять интенсивные действия в водах, покрытых .1ЬДом.
1.1.1.4 У судов, которым присваивается знак полярного класса, форма корпуса и мощность пронульспвной установки до.ькны быть дековы. чюбы судно моыо 'жендуашрова! ься в режиме самостоятельного плавания и с постоянной скоростью в характерных ледовых условиях, указанных в табл. 1.1.1.2 для соответствующего ледового класса.
Для судов и плавучих сооружений с судовыми обводами, которые нс предназначены д.ы эксплуадеции в режиме самостоятельного плавания во льдах, такие условия эксплуадешш или ограничения должны быть подробно указаны в Классификационном свидетельстве.
Правила классификации и постройки морских судов XVII-6
1.1.1.5 Для судов, которым присваивается полярный класс 14'1 - РС5, носовая оконечность судна с вертикальными бортами и бульбообразная носовая оконечность должны, как правило, избегаться. Углы носовой оконечности должны, как правило, быть в пределах, укатанных в 1.2.3.1.5.
1.1.1.6 Для судов, которым присваивается полярный класс PC6 и РС7 и которые спроектированы с носовой оконечностью судна с вертикальными бортами и бульбообратной носовой оконечностью, эксплуагацногшыс ограничения (ограничение преднамеренной рабогы набегами) при расчетных условиях должны быть указаны в Классификационном свидетельстве.
1.1.2 Полярные классы.
1.1.2.1 В табл. 1.1.1.2 перечислены символы и описания полярных классов (PC). Полярный класс выбирает судовладелец. Описания полярных классов в табл. 1.1.1.2 предназначены д.гя судовладельцев, ироекганюв и Администраций при выборе подходящего знака полярною класса, соответствующего требованиям, предъявляемым к судну в предполагаемых районах эксплуагацигг.
1.1.2.2 Знаки полярного класса используются во всех главах настоящего раздела для передачи разнш(м функциональных возможностей и прочности судна.
1.1.3 Верхняя и нижняя ледовые ватерлинии.
1.1.3.1 Верхняя и нижняя ледовые ватерлинии. пргпгяшс в проекте, до.скиы быгь указаны в Классификационном свидс1сльс1вс. Верхняя ледовая вагерщишя (ВЛВЛ) онрсдс.гясгся максимальной осадкой в носовой, мг где левой и кормовой частях судна. Нижняя ледовая ватерлиния (IUIBJI) определяется мгггшмалыюй осадкой в носовой, мидслсвой и кормовой частях судна.
1.1.3.2 ПЛВЛ определяется с учетом балластного состояния при движении в ледовых условиях. Гребной винт должен быгь полностью погружен под ПЛВЛ.
1.2 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРККОНАНИЯ К СУДАМ ПОЛЯРНЫХ КЛАССОМ
1.2.1 Область применения.
1.2.1.1 Требования настоящею раздела применяются к судам полярных классов в соответствгпг с 1.1.
1.2.2 Районы корпуса судна.
1.2.2.1 Корте всех судов полярных классов подразделяется на районы, в зависимости от величины ожидаемых в данном районе нагрузок. В продольном направлении выделены 4 района: носовой (В), носовой промежуточный (BI), средний (АО и кормовой (.S). Кроме тою, но выеогс борта носовой промежуточный, средний и кормовой районы подрагделяются на днищевой (6), нижний (/) районы и район ледовою пояса. Протяженное гь районов ледовых усилений определяется в сшиве гс г вин с рис. 1.2.2.1.
1.2.2.2 Определения верхней ледовой ват ер. гш игл (ВЛВЛ) н нижней ледовой ватерлгшии (НЛВЛ) нрнведеггы в 1.1.3.
1.2.2.3 Во всех случаях, несмотря на рис. 1.2.2.1, граница между носовым н носовым промежуточным районами нс должна располагаться в нос от точки пересечения линии форштевня с основной плоскостью судги.
1.2.2.4 Во всех случаях, несмотря на рис. 1.2.2.1. кормовую границу носовою района не следует располагагь более чем на 0,45/. в корму от носового перпендикуляра (НИ).
1.2.2.5 Границу между днищевым и нижним районами следует принимать в точке, где обшивка имеет наклон к горизонту Т.
1.2.2.6 Гели судно предназначено д.гя эксплуатации кормой вперед в ледовых условиях, го его кормовая оконечность должна проектироваться с учетом требований к носовому и носовому промежуточному районам корпуса судна.
1.2.2.7 У судов со знаком ледовою класса Icebreaker носовая граница кормового района должна раснолагагься нс менее чем на 0,04/, в нос ог сечения, где ВЛВЛ имеет максимальную ширину.
Правила классификации и постройки морских судов ХУП-7
&и классов PCI. PCI РСЗ и PC4 X-1.5 м dm кнксм PCS. PCi и PC7 т-1.0 м
х к/мфмося от •'.vitd.-J /роками района
0.04 L « корму от тонки |
|
Угол наклона ВЛВЛ-КР
2.0м |
Ь-расстояние от гористого перепенОикуляра (КП) до наибольшей полушироты на уровне ВЛВЛ |
|
|
Рис. 1.2.2.1 1]к*ющм районов KOfinycst сумм |
1.2.3 Расчетные ледовые нагрузки.
1.2.3.1 Общие положения.
1.2.3.1.1 Расчетным сценарием д.1я определения требуемых размеров элементов корпусных консфукцпй в районе ледовых усилений является внецетрепный удар судна о льдину.
1.2.3.1.2 Параметрами расчетной ледовой нагрузки являются среднее давление Р,П1Г равномерно распределенное на прямоуго.и.ном участке высоюй b и шириной и\
1.2.3.1.3 П пределах носовою района судов всех полярных к.тассов и в пределах носового промежуточного района ледовою пояса судов полярных классов РС6 и РС7 параметры ледовой наружи ЯВ.1ЯЮIея функциями фактической формы носовой оконечности. Для определения параметров ледовой нагрузки Paiv Ь и >»• требуется рассчитать следующие характеристики ледовой нагрузки для носовой части: коэффициент формы /а, полное усилие бокового удара F,, погонную нафузку Q, и давление 1\.
1.2.3.1.4 В других районах .1едовых усилений параметры ледовой иатрузкн P<n>r bSonB(/H. и и'хопВо* определяются независимо от формы корпуса и основаны на фиксированном соотношении размеров участка нагрузки AR 3.6.
1.2.3.1.5 Расчетные ледовые нагрузки, определенные в соответствии с 1.2.3.2.1.1. применяются д.тя формы корпуса судна с положительным углом наклона форштевня у менее 80 |рад. и утлом наклона шпангоутов, измеряемым по нормали к наружной обшивке. (V в середине длины носового участка, определенного в соответствт! с 1.2.3.2.1 и составляющим более 10 град.
1.2.3.1.6 Расчетные ледовые нагрузки, определенные в соответствии с 1.2.3.2.1.2, применяются д.тя судов полярных кмссов РС6 или РС7. имеющих форму носовой оконечности с прямосгснны-мн борымн. Требования 1.2.3.2.1.2 также применяется в случае, когда угол наклона шпангоутов,
Правила классификации и постройки морских судов ХУП-8
измеряемый по нормали к наружной обшивке, (V в середине длины носового участка, определенного в соответствт! с 1.2.3.2.1, составляет от 0 до 10 град.
1.2.3.1.7 Расчетные ледовые нагрузки для судов полярных классов РС6 или РС7 с бульбообразнон носовой оконечное шо определяю!ся в eooiBciciBiui с 1.2.З.2.1.2. При лом величина ледовых нагрузок нс должна пр1пшмат1>ся меньше определяемой в соответствии с 1.2.3.2.1.1 при fa - 0,6 и AR - 1,3.
1.2.3.1.8 Расчетные ледовые нагрузки для судов, форма корпуса которых отличается от
перечисленных в 1.2.3.1.5 1.2.3.1.7, определяю кя по методикам, одобренным Регистром.
1.2.3.1.9 Судовые конструкции, нс испытывающие непосредственно ледовых нагрузок, могул все же подвергаться инсрционтам нагрузкам от перевозимого груза и оборудования в результате взаимодействия судна со льдом. Инерционные нагрузки, вызванные ускорениями, велтпшы коюрых могут быть определены по согласованной с Регистром методике, должны учитываться при проектировании таких конструкций.
1.2.3.2 Характеристики нагрузки от внецентренного удара.
Параметры, определяющие характеристики бокового удара отражены в козффииисшах класса, перечисленных в табл. 1.2.3.2-1 и 1.2.3.2-2.
Таблиц» 1.23.2-1
Ко аффинном м класса, испсиьлемме .им расчетов к ojoiim-tcihiui с I2J.2.I.1 |
11о 1 ирный КПСС |
Коэффициент К.1ЖЛЛ.
учитывающий |афу темпе от сжатия
СРс |
Коэффициент кипел.
учитывающий 1>атрушеинс от шгиба
СРГ |
Коэффициент мисс*, учитывающий pai'iep участка при южения нигрутки CFz |
Коэффициент мисс*.
учитывающий ■одой:смещение СРоа |
Коэффициент мисс* но продольной прочности
CPi |
PC! |
17.69 |
68.60 |
2.01 |
250 |
7.46 |
РС2 |
9.89 |
46.80 |
1.75 |
210 |
5.46 |
РСЗ |
6.06 |
21.17 |
133 |
18П |
4.17 |
РСТ |
4.50 |
13.48 |
1.42 |
130 |
3.15 |
РС5 |
3.10 |
9.00 |
131 |
70 |
2.50 |
РС6 |
2.40 |
5.49 |
1.17 |
40 |
2.37 |
|
1.80 |
4.06 |
1.11 |
22 |
1.81 |
|
Таблица 1.23.2-2
Ко аффинном м класса, мсиалыусммс .ми расчпон и cuomm-tcihiih с 1.23.2.1.2 |
Полярный класс |
Коэффициент класса, учитывающий |
Коэффициент класса, учитывнющий |
Коэффициент класса, учитывающий |
|
|кс!||ушсиис от сжима CF? |
■киониую иафу'ску CFqv |
джлемие CFpy |
РС6 |
3.43 |
2.82 |
0.65 |
РС7 |
2.60 |
2.33 |
0.65 |
|
1.2.3.2.1 Носовой район.
П носовом районе в соответствии с моделью внецентренного удара сила F. погонная нагрузка О, давление Р и соотношение размеров участка распределения нагрузки AR зависят от узлов формы корпуса, измеренных на уровне ВЛВЛ. Данная зависимость выражайся через коэффициент формы носовой оконечности fa. Углы формы корпуса обозначены на рис. 1.2.3.2.1.
Д.шна по ватерлинии носового района должна быть разделена на 4 участка равной длины. Сила Ь\ погонная нагрузка Q, давление Р и cooTHomeinie размеров участка распределения нагрузки AR должны определяйся на середине длины каждого участка (в расчете параметров ледовой нагрузки Pavg, Ь п w должны использоваться максимальные значе1шя /% Q и Р).
1.2.3.2.1.1 Для судов с формой корпу са в соответств1ти с 1.2.3.1.5, характеристики ледовой нагрузки в носовом районе определяются следующим образом:
Правили классификации и гиктройки морских судов XVII-9
|
Угол наклона яатерлшич а Уяи наклона фариютн /
Сечгмнг Л-А Семемке R Я |
Уллштжташнтерртр У*м ноккма шпанл/ута тмеряемнй по марлини к наружной обнимке. f
Рис 1.2.35.1
0ц1сдс1снис \|.к*о павлина
Примечания: 0- — угон наклона шпангоута, намеренный но нормали к иаружвон обшиккс. фвд;
а уши наклона ВЛВЛ, три, у — угол наклона форштевня, троа; tgP = tgxtgy; igP' - tg^cowt.
коэффициент формы fa,:
fa, - minCfa,; /а,* /а,,Л (1 2.3.2.1-1)
fa. - (0.097 - 0.68(x'L - 0,15)“) • a/O/)0-5;
Д, - 1,2CF//(»in(P,')CFc D0-61);
A, = 06<);
ciLia MH:
F, - A CFc If-6*. (1 2.3.2.1 -2)
соотношение размеров участка нагрузки ,4Я:
ЛК = 7.46-sbCP*1» 1 а (1.2 3.2.1-3)
ноюиная нагрузка Q, МН/м:
Q, - (1.2 3.2.1 -4)
давление Р, МПа:
Р, = (1.2.3.2.1 -5)
|де I рассматриваемый участок носового района.
L - длина судка, м. в соответствии с 1.1.3 части II «Корпус», измеренная на уровне ВЛИЛ; х расстояние, м. от носового перпендикуляр! FP до рюсмафивасмого сечения, а утоп наклона ватерлинии, трал. (см. рис. 1.2.3.2.1);
Р' утоп наклона шпангоута, трад, измеренный но нормали к наружной обшивки (см рис. 1.2 3.2.1);
D водоизмещение судна, кг, но не менее 5 кг,
СРс - коэффициент класса, учитывающий разрушение от сжатия для полярного класса в соответствии с табл I 2.3.2-1; CF, коэффициент класса, у•штываюший разрушение от изгиба дня полярного класса » соответствии с табл. 1.2.3.2-1.
1.2.3.2.1.2 Для судов с формой корпуса в соответствии с 1.2.3.1.6 характеристик!! ледовой нагрузки в носовом районе определяются по следующим формулам: коэффициент формы Д:
А “«,/30;
Правила классификации и тктройки морских судов
Ft faCFcvtf,4Т; |
|
давление 1*. МПа: |
где I рассмагрилаемш! участок носового района,
я угон наклона ватер ihhhii, фад. (см. рис. 1.2.3.2.1);
D - водоизмещение судна, кг, но не менее 5 кг;
CFcv -коэффициент класса, учшьиыюший разрушение or сжатия для полярного класса и соответа ими с табл I 2.3.2-2; CFqt коэффициент. уштываюший погонную нафузку для полярного класса ь соответствии с табл 1 2 3 2-2;
CFn, коэффициент класса, ушпывающий давление для нотщрного класса в соответствии с табл. 1.2.3.2-2
1.2.3.2.2 Районы корпуса за пределами носового района.
Пне носового района ледовых усилений сила FXonBois. МП. н погонная нагрузка 0.Vonfio>,, МП м. используемые при определении размеров участка распределения нагрузки и w,WtmBtrm а
также расчешого давления Р^ онрсдс.ыюгся но следующим формулам:
Fs-cBo, - 0,36CFcDP,
0.639FMU,JOFo,
где CFc — козффиии-'нт класса. уштываюший разрушение от сжатия для полярной.' Kiacca в ссответсгап! с табл. 1 2.3.2-1; DF коэффициент учета водоизмещения DP - 1)оы при 1) Ц CPDB-,
DF CF& - 0,l0(D-CFcs) при D > CFDz,
D —воаенз.млиенне судна, кт. но не мгнее 10 кт;
CFas —коэффициент класса, уч1гтывающнн водоизмещение, принимаемый 1ю таб.1 1.2.3.2-1
1.2.3.3 Расчетный участок распределения нагрузки.
В носовом районе и ледовом поясе носовою промежуточною района судов с полярными классами РС6 и РС7 ширина м. и высота ЬВоч* м, участка распределения нагрузки
определяются по следующим формулам:
где Р&_„, наибольшее значение F., кН, и носовом районе в соответствии с 1.2.3.2.1; Qtvw наибольшее значение Q.. МН/м. в носовом районе в соответствии с 1 2..3.2.1; Рво*~ наибольшее значение МРа, м носовом районе в соответствии с 1.2.3.2.1.
В остальных районах ледовых усилений ширила wNatBam м. и высота bNonBam м. участка распределения нагрузки определяются по следующим формулам:
** ЛЬиДо» I ’ .\MW Л’опЛои*
bxatfov. ~ H’iV»nA»w/3.6,
где F^gew — сила, кН. определяемая в соответствии с 1.2.3.2.2;
(?лйилз* — погонная нагрузка, МН/м, в соответствии с 1.2 3.2.2.
1.2.3.4 Давление в пределах расчснюю участка нагрузки.
1.2.3.4.1 Среднее давление P,nyr МПа. в пределах расчетного участка нагрузки определяется следующим образом:
P<*g “ Fj(bw
где F — Fyт или Fffynto, соответственно рассматриваемому району корпуса. МН;