Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

95 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций, составляющих проекты организации строительства и проекты производства работ.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Основные положения

2. Состав и содержание вопросов охраны труда в проектах

3. Правила, нормативные и расчетные источники для проектирования :

     Проверка монтажной технологичности конструкций

     Разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность труда при производстве работ

     Отбор существующих и разработка новых устройств и приспособлений

     Разработка (или подбор) устройств и приспособлений для безопасной эксплуатации строительных машин и механизмов

     Разработка мероприятий, обеспечивающих электробезопасность на строительной площадке

     Обеспечение безопасности и безвредности труда при применении токсичных материалов

     Обеспечение безопасности и безвредности труда при выполнении строительно-монтажных работ в цехах действующих предприятий

     Разработка дополнительных мер безопасности при выполнении работ в зимних условиях

     Обеспечение безопасности и безвредности труда при одновременной работе нескольких организаций на одном строящемся объекте

     Санитарно-гигиеническое обслуживание

     Выбор системы искусственного освещения строительной площадки, рабочих мест, проходов и проездов

     Обеспечение рабочих питьевой водой

     Ограждение опасных зон и защита каждого нижерасположенного рабочего места

     Устройство временных дорог со сборно-разборным железобетонным покрытием

4. Документация

5. Разработка вопросов техники безопасности в технологических картах на производство строительно-монтажных работ

     Земляные работы

     Опускные колодцы

     Каменные работы

     Монтаж конструкций

     Железобетонные работы

     Отделочные работы

     Погрузочно-разгрузочные работы

     Подъем опор линий электропередачи

     Перекрытие рек

     Организация ледовых переправ

     Кровельные работы

6. Пояснительная записка

7. Заключительные положения

Приложение 1 Значение угла внутреннего трения и объемного веса грунта

Приложение 2 Средние значения сцепления для некоторых грунтов

Приложение 3 Значение угла естественного откоса грунтов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

центральный научно-исследовательскип

И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫ Я ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

N0 РАЗРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ В ПРОЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Москва — 1971

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ В ПРОЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТАХ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва 1971

fi—коэффициент трения дерева по грунту, равный 0,5;

К—коэффициент устойчивости, равный 3;

&i и Ьг—ширина котлована якоря внизу и вверху в м;

Н—глубина заложения якоря (глубина котлована) в м;

L — длина бревна в м; у— объемный вес грунта в т/м3.

Давление на грунт <хгр, передаваемое якорем, определяется по формуле

стгр =< [огр],

где [агр1 — допустимое давление на грунт на глубине Н в кг/см2;

г)—коэффициент уменьшения допускаемого давления вследствие неравномерности смятия, принимаемый равным 0,25; d— диаметр бревна или сумма диаметра бревен, передающих давление, в см.

Сечение горизонтального якоря проверяют расчетом. При одной тяге максимальный изгибающий момент в бревне составит

М = кг-см,

8

где q— равномерно распределенная нагрузка на якорь; Я = —кГ /см,

Q—усилие в кг;

L—длина бревна в см.

При двух тягах сечение горизонтального якоря проверяют из условия изгиба и сжатия. Изгибающий момент в якоре равен

М = -— кг -см,

где а — расстояние от конца бревна до каната в см; q — усилие, действующее в направлении оси бревна,    tg    р    кг.

Суммарное напряжение в бревне

о. = — + '—< 120 кг/см\

W F

где W — момент сопротивления сечения бревна в см*> W=0,1 dzn\

F—площадь сечения бревна в см2, F = 0,785 d2n; d—диаметр одного бревна в см; п — количество бревен в якоре.

Расчетные схемы якорей показаны на рис. 1.

°)

Рис. 1. Расчетные схемы якорей

а — проверка устойчивости якоря на действие вертикальных сил; б — расчет сечения горизонтального якоря при одной тяге; в — то же, при двух тягах; гид — расчет инвентарных якорей

3.8.    При комплексной механизации строительно-монтажных работ система мероприятий по технике безопасности должна обусловливаться технологией комплекса механизированных процессов, обеспечивающей нормальные условия эксплуатации каждой машины и комплекса машин в целом.

3.9.    Производственные процессы следует, по возможности, автоматизировать. Автоматизация является высшей ступенью организации производственного процесса, она освобождает рабочего от физических операций по уп-

равлению машинами и устраняет опасности производственного процесса.

В целях внедрения автоматизации для обеспечения безопасности производства строи.ельно-монтажных работ рекомендуется предусматривать в ППР разработанные приборы безопасности при эксплуатации строительных машин.

Так, для предупреждения машинистов бульдозеров, скреперов и других машин, работающих на откосах и косогорах, рекомендуется прибор СКШ-30 автоматической сигнализации об опасном угле крена. Прибор разработан во ВНИИСтройдормаше и состоит из датчика крена и панели сигнализации. Габариты прибора позволяют устанавливать его в кабине машиниста.

При эксплуатации стреловых самоходных кранов для предупреждения об опасном угле крена рекомендуется применять указатель крена стреловых самоходных кранов СКМ-3 ВНИИСтройдормаша с устройством сигнализации об аварийном положении крана.

Прибор состоит из датчика крена и панели сигнализации с двумя лампами: зеленая лампа горит, когда крен крана допустимый, красная, когда крен крана в любой плоскости достигает опасного положения.

Устройство «УСОМ-Электростоп» Куйбышевского филиала Оргэнергострой предназначено для автоматической подачи светового и звукового сигнала при приближении движущегося крана на опасное расстояние к воздушной линии электропередачи и автоматической остановки его электропривода при сближении с ЛЭП на предельно допустимое расстояние.

Ограничитель грузоподъемности ОГП-1 ВНИИСтройдормаша применяется при производстве погрузочно-разгрузочных работ для предупреждения возникновения опрокидывающего момента крана из-за его перегрузки.

При проектировании механизации строительно-монтажных работ следует руководствоваться «Общими требованиями к эксплуатационным качествам строительных машин» (СН 222-62), разделом 3 главы СНиП Ш-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве», а также «Едиными требованиями безопасности к конструкции строительно-дорожных машин» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения по согласованию с ЦК профсоюза рабочих строительства и пром-стройматериалов.

Разработка мероприятий, обеспечивающих электробезопасность на строительной площадке

3.10.    Проектирование временного электроснабжения следует осуществлять в соответствии с «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Госэнергонадзора, утвержденными 12 апреля 1969 г.

Практические предложения имеются также в «Рекомендациях по обеспечению электробезопасности при строительно-монтажных работах» ЦНИИОМТП Госстроя СССР (Стройиздат, 1968 г.).

3.11.    Для временных линий, наружных проводов и ответвлений, а также линий с небольшими пролетами, расположенными на строительных площадках, необходимо применять изолированные провода. В этом случае изолированные провода в отношении прикосновения к ним следует рассматривать как неизолированные.

Расстояние от проводов до земли в месте наибольшей стрелы провеса должно составлять не менее 6 м при напряжении до 1000 в и не менее 7 м при напряжении свыше 1000 в.

Данное условие необходимо соблюдать во всех случаях прокладки линий на строительных площадках, а также над полотном автогужевой дороги; в случае прокладки линии в ненаселенных местностях это расстояние допускается уменьшать на 1 м, т. е. оно должно быть соответственно не менее 5 и 6 ж.

Наименьшее расстояние по горизонтали от проводов воздушной линии (при наибольшем отклонении их ветром) до строений должно быть при напряжении:

до 1000 в.............. 1,5 л

1—10 кв...............2 »

35 кв................не    менее    4    м

Наименьшее расстояние по вертикали от проводов воздушной линии напряжением до ПО кв до головки рельса железной дороги нормальной колеи должно быть не менее 7,5 м.

Наименьшее расстояние между проводами воздушных линий должно быть не менее:

при напряжении липни до 1000 в....... 1,25 м

То же, 1 —10 кв с грозозащитными устройствами    2    »

»    20»»    »    »    .3»

» I—20 кв без грозозащитных устройств .4    »

Совместная подвеска на опорах проводов воздушных линий и проводов линий связи всех классов запрещается. В виде исключения допускается с разрешения организации, являющейся основным .владельцем линии, совместная подвеска на опорах проводов линий напряжением не выше 250 в по отношению к земле и проводов трансляционных линий с минимальным напряжением между проводами не более 380 в.

При этом провода воздушных электрических линий всегда располагают выше проводов линий связи, а вертикальное расстояние между точками их подвеса должно быть не менее 1,5 м.

При пересечении линий напряжением до 1000 в расстояние по вертикали между проводами должно составлять не менее 2 м\ в остальных случаях — согласно указаниям по защите От перенапряжений.

Во всех случаях провода линий высокого напряжения надо располагать выше проводов линий низкого напряжения, так как первые обладают большей механической прочностью и подвеску их в пролетах пересечения выполняют с повышенной надежностью. Кроме того, при таком расположении линия низшего напряжения будет доступна для обслуживания без обязательного выключения линий высокого напряжения.

Прокладка воздушных линий напряжением до 1000 в осуществляется таким образом, чтобы расстояния по горизонтали между опорой линий и подземными водопроводными, газопроводными и канализационными линиями составляли не менее 1 м\ до пожарных гидрантов, колодцев подземной канализации, водоразборных колонок, колонок к постоянных питьевых колодцев для скота — не менее 2 м и до бензиновых колонок и надземных трубопроводов — не менее 5 м.

Проводку внутри здания следует выполнять изолированным проводом или кабелем.

Наименьшее сечение изолированных проводов для неподвижной прокладки при расположении опор (роликов) на расстоянии не более 1 м допускается не менее 1 мм(медь) и 6 мм2 (алюминий). При прокладке проводов на изоляторах наименьшее сечение медного провода должно быть 1,5 мм2.

3.12. Применяемое на строительстве электрооборудование должно соответствовать следующим основным требованиям:

1)    двигатели — закрытого исполнения;

2)    патроны для электроламп — из фарфора или огнестойкой пластмассы; в сырых и особо сырых помещениях— только фарфоровые с раздельным вводом проводов;

3)    осветительная арматура — водопыленепроницаемая;

4)    силовые ящики — защищенные от попадания внутрь пыли с надежным ограждением токоведущих частей и с блокировкой, позволяющей открывать ящик только при отключенном положении рубильника;

5)    рубильники — с ограждением токоведущих частей, не имеющим открытых отверстий и щелей для перемещения рукоятки. Рубильники должны иметь блокировку, исключающую возможность доступа к предохранителям при включенном рубильнике. На металлических корпусах силовых ящиков и рубильников необходима четкая маркировка включенного и отключенного положения и, кроме того, должны быть заземляющие винты с пружинной шайбой.

3.13.    Питающий провод сети присоединяют к утопленному контакту пробочного предохранителя, а провод от приемника тока — к винтовой гильзе. В сетях с глухим заземлением нейтрали фазный провод всегда присоединяют к утопленному контакту лампового патрона через выключатель, а нулевой провод — к винтовой части патрона.

В сетях с изолированной нейтралью фазный провод через выключатель присоединяют к винтовой части лампового патрона.

Присоединение строительных машин, механизмов и других передвижных приемников тока (краны, экскаваторы, транспортеры и т. п.) должно обеспечивать возможность отключения приемника тока до ввода в него питающего кабеля.

3.14.    В качестве естественных заземлителей передвижных строительных механизмов можно использовать: проложенные в земле водопроводные и другие металлические трубопроводы, обсадные трубы, металлические конструкции зданий и сооружений, имеющие соединения с землей, металлические шпунты и т. п.

Трубопроводы с горючими жидкостями, с горючими или взрывоопасными газами применять в качестве естественных заземлителей не допускается.

Применять в качестве естественных заземлителей чугунные трубопроводы из-за плохого контакта в стыках не допускается. Использование в качестве естественных заземлителей временных трубопроводов на строительных площадках запрещается.

Естественные заземлители должны быть связаны с заземляющими магистралями электроустановки не менее чем двумя проводниками, присоединенными к заземлите-лю в разных местах.

В качестве искусственных заземлителей следует применять:

а)    вертикально забитые в землю обрезки угловой стали, а также металлические стержни. Рекомендуется для этой цели угловая сталь 60X60 и 50X50 мм, длиной 2— 2уЪ м;

б)    горизонтально проложенные в земле стальные полосы. Рекомендуется сталь полосовая 40X4 мм.

Могут быть использованы отходы стальных водогазопроводных труб, а также бракованные трубы диаметром порядка 2" и длиной 2—2,5 м.

Расположенные в земле заземлители и заземляющие проводники не должны иметь- окраски.

Для уменьшения влияния экранирования расстояние между вертикально забитыми заземлителями должно быть не менее 2,5—3 м, а между протяженными заземлителями — не менее 1,5 м.

Независимо от степени использования проводников в качестве заземлителей они должны быть соединены с заземляющим устройством или нулевым проводом надежным образом во всех помещениях, в которых применяется заземление.

Для прокладки, как правило, применяются стальные заземляющие проводники.

Размеры стальных заземляющих проводников должны быть не менее приведенных в табл. 1.

Указанное в таблице ограничение в отношении минимальных диаметров заземляющих проводников не относится к нулевым проводам электропроводок и воздушных линий, используемых для целей заземления.

При этом диаметры однопроволочных нулевых проводов должны быть равны диаметрам фазных. Минимальный диаметр стальных проводов воздушных линий согласно ПУЭ 11-4-11 равен 3 мм.

Таблица 1 Размеры заземляющих стальных проводников

Наименование

проводников

В зданиях

В наружных устройствах и в земле

Круглые

Диаметр 5 мм

Диаметр 6 мм

Прямоугольные

Сечение 24- мм1, тол-

Сечение 48 мм7, толщи-

Стальные трубы

щнна 3 мм

на 4 мм

Угловая сталь

Толщина стенок 2,5 мм Толщина полок 2 мм

Толщина стенок 2,5 и 3,5 мм (в земле) Толщина полок 2,5 и 4 мм (в земле)

3.15.    При заземлении строительных механизмов, передвигающихся по рельсовым путям, следует дополнительно:

а)    проложить соединительный проводник между под-ключательным пунктом и рельсовыми путями, концы проводника приварить к корпусу подключательного пункта и к рельсам;

б)    приварить электросваркой перемычки между стыками рельсов, а также между двумя нитками рельсов в начале и конце участка, по которому передвигается строительный механизм.

Для перемычек между стыками рельсов, а также в качестве соединительных проводников применять круглую сталь диаметром 6 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм2.

Повторное заземление как при наличии естественней, так и искусственных заземлителей присоединяется к рельсам отдельным проводником с помощью сварки.

3.16.    Заземление подкранового пути должно быть выполнено в соответствии с «Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента» (СН 38-58).

Заземление выполняется различно в зависимости от системы энергоснабжающей сети — с глухозаземленной или изолированной нейтралью трансформаторов (генераторов).

При глухозаземленной нейтрали заземление осуществляется путем соединения металлоконструкций и подкрановых путей крана с заземленной нейтралью через нулевой провод линии, питающей кран.

При наличии на стройплощадке водопроводной сети, проложенной в земле, повторное заземление можно вы-

17

2—868

полнять путем присоединения (сваркой) подкрановых путей к указанным водопроводным трубам двумя проврд-никами.

При изолированной нейтрали заземление осуществляется путем присоединения подкрановых путей к заземляющему контуру питающей подстанции либо путем выполнения местного очага заземления (с сопротивлением не более 4 ом), к которому подсоединяются (сваркой) подкрановые пути.

В этом случае также целесообразно использовать проложенную в земле водопроводную сеть (при ее наличии на стройплощадке).

3.17.    Следует предусмотреть в ППР и произвести отбор переносных понижающих трансформаторов для питания электрических светильников и инструментов, требующих напряжения 36 в и ниже.

3.18.    В проекте производства работ разрабатывают необходимые решения по защите рабочих от поражения током при производстве работ в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных, а также при выполнении мокрых процессов вне помещения (бетонирование конструкций, экскавация грунта экскаваторами, питаемыми от электросети, электропрогрев конструкций и т. п.).

3.19.    При проектировании работы машин вблизи высоковольтных линий электропередачи следует учитывать, что производство строительных работ, складирование материалов и устройство стоянок машин в охранной зоне запрещается.

При необходимости выполнения работ краном на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи следует разработать меры безопасности труда, которые в последующем включаются в выдаваемые крановщику наряды-допуски.

Следует предусмотреть передвижение строительных машин и механизмов, а также перевозку оборудования, конструкций и прочего груза под линией напряжением 1000 в и выше только в том случае, если машины, механизмы и транспорт с грузом имеют высоту от отметки дороги или земли не более 5 л — при передвижении по автомобильным дорогам; 3,5 м — при передвижении по другим дорогам и без дорог.

Работа и перемещение строительных машин вблизи линии электропередачи производятся под непосредственным руководством инженерно-технических работников.

При невозможности соблюдения указанных выше условий с линии электропередачи должно быть снято напряжение как на время работы машин, так и на время их перемещения.

Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя-упора, не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы и заземлении крана.

Обеспечение безопасности и безвредности труда при применении токсичных материалов

3.20. При производстве работ с применением веществ и материалов, вредно действующих на здоровье людей, следует предусмотреть естественную или искусственную вентиляцию.

При проектировании производства работ следует учесть, что на строительстве могут применяться материалы и изделия на основе полимеров только прошедшие проверку и соответствующие требованиям ГОСТ.

При рекомендации использования импортных клеев и мастик особое внимание должно быть обращено на вопросы, связанные с безопасностью труда работающих с ними.

Нельзя допускать использование импортных клеев и мастик, не имеющих фирменных указании и инструкций по технике безопасности на производство работ с этими материалами.

При использовании материалов, содержащих токсичные компоненты, следует предусматривать защитные средства (маски, очки, перчатки, пасты и т. п.). Рабочее место, где производится механическая обработка (резка, опиловка, сверловка и т. п.) полимерных материалов, а также отвердевших клеев, содержащих токсичные компоненты, должно быть оборудовано местным отсосом пылевидных частиц.

Порожнюю тару из-под бензина и других легковоспламеняющихся жидкостей, а также из-под ядовитых веществ необходимо хранить на специально отведенной площадке, удаленной от места работы, согласно требованиям действующих противопожарных норм.

В проекте производства работ следует предусмотреть специальные места для обтирочного материала, требую-

Рекомендации разработаны Центральным научно-ис-следовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) Госстроя СССР с участием Государственного проектного института Приднепровский Промстройпроект и Куйбышевского филиала Орг-энергостроя Министерства энергетики и электрификации СССР.

Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников строительных и проектных организаций, составляющих проекты организации строительства и проекты производства работ.

В Рекомендациях приведены основные положения и методика решения вопросов техники безопасности и производственной санитарии в ПОС и ППР, учитывающие промышленное, жилищное, энергетическое и сельское строительство.

Рекомендации помогут составителям ПОС и ППР в выборе безопасных способов выполнения строительномонтажных работ, а линейному инженерно-техническому персоналу снизить травматизм в строительстве.

3-2-4

План IV кв. 1970 г., Л'? 18


щегося при работе с этилированным бензином и другими ядовитыми жидкостями.

При проектировании помещений для производства работ с применением клеев, мастик и красок (приготовление составов и нанесение их на изделия), выделяющих взрывоопасные и вредные для здоровья людей летучие пары, необходимо предусмотреть принудительную приточно-вытяжную вентиляцию.

3.21. При проектировании производства работ по нанесению арзамит-замазок на обрабатываемую поверхность необходимо предусмотреть защиту кожи и глаз работающих от контакта с арзамит-замазками и ее составными частями (арзамит-порошком и арзамит-рас-твором). Следует предусмотреть применение защитных мазей для смазывания кожи и рук работающих (ХИОТ-6; ИЭР2-1, Селисского, Ялот).

При приготовлении и применении арзамит-замазок в закрытых помещениях необходимо предусмотреть постоянное проветривание помещений (особенно в первые 12 дней после нанесения арзамит-замазок), а также для снижения выделения формальдегида в воздух обильно увлажнять обработанные арзамит-замазкой поверхности.


Необходимо предусмотреть постоянный контроль за воздухом производственных помещений (содержанием в нем формальдегида и дихлоргидрина глицерина). Суммарное содержание указанных веществ в воздухе не должно превышать количеств, вычисленных по формуле:

где аи^—обнаруженные в воздухе концентрации веществ;

х и —предельно допустимые концентрации формальдегида (0,5 мг/м3) и дихлоргидрина глицерина (5 мг/м3) в воздухе производственных помещений.

Необходимо ограничить содержание свободного формальдегида в фенолформальдегидной смоле до 1%, используемой для приготовления арзамит-замазок. Дихлор-гидрин глицерина должен быть заменен другими менее токсичными веществами.

Необходимо предусмотреть разработку специальной герметичной аппаратуры для приготовления арзамит-замазок, а также механизировать процесс нанесения их на обрабатываемый объект.

Рекомендации разработаны взамен «Методических указаний по разработке вопросов техники безопасности и производственной санитарии в проектах организации строительства и производства работ».

Разработка вопросов- техники безопасности и производственной санитарии в ПОС, ППР и других технологических документах по организации и технологии производства направлена на создание безопасных и безвредных условий труда при выполнении строительно-монтаж--ных работ.

Изданные в 1963 и 1966 гг. «Методические указания» распространялись на жилищное и частично промышленное строительство.

Настоящие Рекомендации переработаны и значительно дополнены (учтена специфика энергетического, промышленного и сельского строительства).

Даны рекомендации по технике безопасности при подъеме опор линий электропередачи, по перекрытию рек и переправам по льду.

Освещены вопросы безопасности труда при строительстве опускных колодцев.

Дополнительно предусмотрена разработка вопросов техники безопасности при составлении технологических карт на производство погрузочно-разгрузочных, железобетонных и отделочных работ.

Включен материал по методике расчета крутизны откосов грунта и креплений траншей и котлованов, добавлены методы расчета шпунтовых и анкерных креплений.

Рекомендации составлены отделом техники безопасности ЦНИИОМТП Госстроя СССР — ответственный исполнитель канд. техн. наук Л. А. Баранов.

В разработке Рекомендаций принимали участие: канд. техн. наук. Ю. К. Моисеев, инженеры И. С. Санин, Н. Д. Левинсон, 3. И. Липкович, Г. М. Алешина (НЦИИОМТП Госстроя СССР); инженеры Б. X. Дкубман и А. Н. Жиров (Приднепровский Промстройпроект Госстроя СССР (пп. 3.10—3.16; 5.2; 5.3; 5.7), инж. Н. Н. Поручиков (Куйбышевский филиал Оргэнергостроя Министерства энергетики и электрификации СССР (пп. 5.20— 5.23).

1.1.    Настоящие Рекомендации распространяются на проектные и строительные организации, составляющие проекты производства работ (ППР) по капитальному строительству.

1.2.    В соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-67) и главой СНиП 1II-A.6-62 «Организационно-техническая подготовка к строительству. Основные положения» каждое строительство должно быть обеспечено проектной документацией по организации строительства и производству работ.

Без указанной документации производство строительно-монтажных работ запрещается.

1.3.    Проекты производства работ по строительству технически несложных объектов (1—2-этажные жилые здания, трансформаторные подстанции, одноэтажные сельскохозяйственные здания) могут состоять только из календарного плана работ, стройгенплана, и при необходимости, схемы производства основных работ и краткой пояснительной записки.

1.4.    Разработка мероприятий по технике безопасности должна производиться на стадии:

а)    составления проекта организации строительства— в виде проектных соображений по основным вопросам охраны труда;

б)    составления проектов производства работ — в виде конкретных технических решений по отдельным вопросам безопасности и безвредности выполнения работ;

в)    осуществления проекта производства работ при изменении условий работ или обеспечения ресурсов — в виде дополнительных решений по технике безопасности.

1.5.    В качестве исходного материала для решения вопросов охраны труда в ППР используют:

а)    действующие нормативные документы, указания и требования по технике безопасности и производственной санитарии, изложенные в главе СНиП III-A.11-70, ведомственных инструкциях по технике безопасности, сквозных нормах и правилах по технике безопасности Госгортехнадзора СССР, Энергонадзора и Минздрава СССР и ВЦСПС;

б)    опыт передовых строек в области работы по охране труда.

1.6. Проектные решения по технике безопасности должны быть конкретными и соответствовать реальным условиям данного строительства.

Вопросы техники безопасности должны отражаться в ППР в виде конкретных инженерных решений.

Мероприятия по технике безопасности должны входить в комплекс вопросов, решаемых проектными и строительными организациями.

Однако это не исключает текстового изложения в специальном разделе пояснительной записки (или указаний по производству работ), отдельных, особо важных, требований правил техники безопасности.

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЕКТАХ

2.1. Основные вопросы, которые должны быть отражены в проектной документации, делятся на две группы: технологические и общеплощадочные.

К технологическим вопросам относятся:

Проверка монтажной технологичности конструкций; разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ;

отбор существующих или разработка новых устройств и приспособлений для безопасного выполнения работ;

разработка (или подбор) устройств и приспособлений по безопасной эксплуатации машин и механизмов при механизации строительно-монтажных работ;

разработка мероприятий, обеспечивающих электробезопасность на стройплощадке;

обеспечение безопасности и безвредности труда при применении токсичных материалов;

обеспечение безопасности и безвредности труда при выполнении строительно-монтажных работ в цехах действующих предприятий;

разработка дополнительных мер по обеспечению безопасных и безвредных условий труда при выполнении работ в зимних условиях;

обеспечение безопасности и безвредности труда при одновременной работе нескольких организаций на одном строящемся объекте.

К общеплощадочным вопросам относятся: организация санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работающих на строительной площадке;

выбор системы искусственного освещения строительной площадки, рабочих мест, проходов и проездов;

обеспечение рабочих питьевой водой;

ограждение опасных зон и защита каждого нижерас-положенного рабочего места;

устройство временных автодорог, обеспечивающих безопасность движения автотранспорта.

В главе СНиП III-A.11-70 «Техника безопасности в строительстве» имеются ссылки на проектную документацию. Все перечисленные в этих пунктах вопросы должны найти решения в проектах производства работ.

2.2.    Мероприятия по обеспечению санитарно-гигиенического обслуживания работающих на строительстве, а также порядок обеспечения основных устройств по технике безопасности должны быть предусмотрены в проектах организации строительства, в которых даются:

перечень типовых временных зданий: душевых, гардеробных, умывальников, обогревательных помещений и т. п. для обслуживания рабочих на строительной площадке;

перечень основных устройств по технике безопасности (леса, подмости и т. п.) для производства строительномонтажных работ;

обоснование необходимости иметь временные здания для санитарно-бытового обслуживания работающих на строительстве и устройства, обеспечивающие выполнение правил техники безопасности.

Остальные перечисленные в п. 2.1 мероприятия разрабатывают в проектах производства работ.

2.3.    Разработку вопросов техники безопасности осуществляют:

а)    в проектах организации строительства — ведущая проектная организация, составляющая проектное задание;

б)    в проектах производства работ — генеральные подрядные и субподрядные строительно-монтажные организации или специализированные проектные организации, выполняющие ППР по заданию строительных организаций.

3. ПРАВИЛА, НОРМАТИВНЫЕ И РАСЧЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проверка монтажной технологичности конструкций

3.1.    Задача проверки монтажной технологичности заключается в рассмотрении монтируемой конструкции с точки зрения удобства и безопасности ее монтажа, а также соответствия требованиям монтажа и возможности применения необходимых средств механизации.

Желательно изучить конструкцию заранее в стадии ее проектирования, когда еще можно оказать влияние на повышение ее технологичности, и по согласованию с автором конструкции внести соответствующие изменения.

Разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность труда при производстве работ

3.2.    При проектировании организации строительства и производства работ необходимо руководствоваться основным принципом, что проектируемые методы производства работ должны обеспечивать полную безопасность выполнения работ.

В проектах должны даваться решения по всем сложным вопросам техники безопасности и производственной санитарии, разработка которых непосредственно на строительстве представляет трудность для производственников и требует проектных решений.

В проекте должны быть предусмотрены меры по устранению опасных напряжений, которые могут возникнуть при выполнении строительно-монтажных работ, например при подъеме и установке конструкций, кладке консольных элементов зданий (карнизов), зимней кладке стен, рытье грунта и т. п.

Отбор существующих и разработка новых устройств и приспособлений

3.3.    Проектная организация в соответствии с конкретными условиями проектируемого объекта подбирает имеющиеся типовые решения по технике безопасности для данных работ.

Для этой цели рекомендуется пользоваться пособиями

«Типовые инвентарные устройства и приспособления по безопасному ведению строительно-монтажных работ» НИИОМТП Госстроя СССР (Стройиздат, 1965 г.). «Приспособления и устройства для безопасного ведения монтажных работ» (ЦБТИ Минмонтажспецстроя СССР, 1967 г.) и альбомами оргтехстроев.

Проектирование неинвентарных устройств и приспособлений допускается только в исключительных случаях при отсутствии типовых решений.

Подобранные типовые решения применяют с учетом условий местности, где будут выполняться работы (например, при выполнении земляных работ учитывается категория грунта данного участка, уровень грунтовых вод, расстояние выемок от существующих сооружений, путей и т. д.).

В ведомость материально-технических ресурсов вносится вся оснастка по технике безопасности, необходимая для строительства данного объекта (леса, подмости, люльки, оградительные и защитные устройства и т. п.).

Разработка (или подбор) устройств и приспособлений для безопасной эксплуатации строительных машин и механизмов

3.4. При выборе строительных машин и механизмов для производства строительно-монтажных работ в ППР должны быть предусмотрены способы установки и закрепления в положение, исключающее их опрокидывание или самопроизвольное смещение.

При строительстве крупных объектов на предприятиях тяжелой индустрии (например, черной металлургии) стесненность строительных площадок, наличие существующих сооружений и действующих транспортных проездов создают дополнительные трудности при расстановке строительно-монтажных механизмов.

В указанном случае часто приходится решать вопросы одновременной безопасной работы нескольких монтажных механизмов, зоны действия которых соприкасаются или пересекаются. При этом одновременная работа механизмов допускается только при условии четкого определения зон запрета работы механизмов и установки ограничителей поворота.

При выборе машины следует убедиться в том, что под-

вижные части ее, опасные для обслуживающего персонала, надежно ограждены.

Основание подкрановых путей должно быть горизонтальное и без просадок. Допускаемый продольный уклон подкранового рельсового пути и возвышения одного рельса над другим указываются в паспорте крана.

При отсутствии на кране барабана для автоматического наматывания кабеля следует запроектировать деревянный лоток параллельно подкрановому пути или другое устройство для предохранения кабеля от преждевременного износа и разрыва.

3.5.    Учитывая запрещение использования строительномонтажных кранов для подъема и спуска людей при строительстве высотных зданий и сооружений, необходимо предусмотреть первоочередную установку грузо-пассажирских лифтов.

3.6.    Правила Госгортехнадзора допускают в отдельных случаях подъем и перемещение груза несколькими кранами.

В этих случаях в проекте производства работ приводятся схемы строповки и перемещения груза.

При этом следует оговорить условия подготовки и содержания пути и дать указания по безопасному подъему и перемещению груза.

В случае применения вантовых мачто-стреловых и мачтовых кранов необходимо предусмотреть натяжение вант. Ванты крепятся к якорям, которые должны устанавливаться по типовым схемам.

При устройстве креплений по индивидуальной схеме необходимо произвести расчет якоря.

В случае применения стреловых кранов и монтажных стрел необходимо предусмотреть стяжение муфты для регулирования натяжения вант и крепления их к якорям.

3.7.    Расчет якорей производят следующим образом.

Устойчивость якоря на действие вертикальных сил проверяют по формулам:

G + T>KN,;G = h±h.HLy,

где G— вес грунта в г;

Т—сила трения в г (Г = /,У,);

Ni — горизонтальная составляющая усилия Q, действующего на якорь, в г;

Nt— вертикальная составляющая усилия Q в г;