Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

134 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция распространяется на проектирование дымовых труб, предназначенных для отвода газов с температурой до 800 градусов, из обычного и жаростойкого железобетона с ненапрягаемой и предварительно напряженной арматурой.

 Скачать PDF

Оглавление

Принятые условные обозначения

I. Область применения

II. Указания по проектированию железобетонных дымовых труб

     Требования к проекту трубы

     Общие указания

     Ствол трубы

     Фундамент под трубу

     Футеровка и теплоизоляция

     Гарнитура трубы

III. Расчет ствола трубы

     Расчет температур

     Определение ветровой нагрузки

     Статический расчет ствола

     Общие указания

     Дополнительные указания по расчету предварительно напряженных труб

     Расчет горизонтальных сечений

     Расчет вертикальных сечений

     Расчет трубы на резонанс

IV. Расчет фундамента под трубу

     Расчет основания

     Расчет фундамента

Приложение 1. Расчетные характеристики бетона н арматуры

Приложение 2. Графики для определения напряжений в арматуре и бетоне и для расчета раскрытия трещин

Приложение 3. Графики для определения напряжений в арматуре и бетоне в кольцевых внецентренно сжатых сечениях, ослабленных одним и двумя проемами в сжатой зоне

Приложение 4. Карта районирования СССР по ветровой нагрузке

Приложение 5. Примеры расчета

Приложение 6. Статический расчет дымовых труб на продольно-поперечный изгиб с применением теории матриц

Приложение 7. Пояснительная записка к тексту инструкции

Приложение 8. Форма паспорта трубы

Приложение 9. Расчетные площади поперечных сечений и теоретический вес арматуры

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БЕТОНА И ЖЕЛЕЗОБЕТОНА (НИИЖБ)

ГЛАВТЕПЛОМОНТАЖ ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО И ССЛ ЕДО ВАТЕЛ ЬСК И И И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ (ТЕПЛОПРОЕКТ)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЫМОВЫХ ТРУБ

МОСКВА-1962

ГЛАВТЕПЛОМОНТАЖ ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ (ТЕПЛОПРОЕКТ)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БЕТОНА И ЖЕЛЕЗОБЕТОНА (НИИЖБ)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЫМОВЫХ ТРУБ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ. АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ

Москва — 1962

б)    горячекатаную сталь периодического профиля класса A-IV;

в)    проволоку высокопрочную холоднотянутую круглую с нормативным сопротивлением более 10 000 кг/см2 (ГОСТ 7348— 55), диаметром от 5 до 8 мм.

Сталь периодического профиля класса A-III, подвергнутую вытяжке без контроля напряжений, а также класса А-П, подвергнутую вытяжке как с контролем, так и без контроля напряжений, допускается к применению при отсутствии более эффективных видов сталей.

В трубах, предназначенных для отвода агрессивных газов, рекомендуется применение стержневой напрягаемой арматуры.

12.    Применение для армирования железобетонных дымовых труб стали марки Ст.О не допускается.

13.    Нагрев арматуры свыше 200° не допускается.

Арматура, подвергнутая механической обработке в холодном состоянии (волочению, вытяжке, сплющиванию), не должна иметь температуру, превышающую 100°.

14.    При конструировании ствола и фундамента под трубу следует руководствоваться указаниями нового СНиПа, инструкцией СН 10—57, «Инструкцией по конструированию элементов железобетонных конструкций» (СН 15—57), «Инструкцией по проектированию жаростойких бетонных и железобетонных конструкций» и дополнительными указаниями, приведенными ниже.

15.    При наличии условий к образованию внутри трубы конденсата внизу трубы предусматривают устройство для сбора и откачки конденсата.

16.    Для производства работ по строительству трубы в нижней части ствола (на уровне земли) следует оставить монтажный проем достаточных для ведения строительных работ размеров, который после возведения трубы закладывается кирпичной кладкой на цементном растворе с оштукатуриванием наружной поверхности.

17.    Все проемы в стволе монолитных труб и в стакане фундамента рекомендуется делать прямоугольной формы независимо от сечения подводящих газоходов.

18.    При наличии в одном горизонтальном сечении ствола или стакана фундамента двух или трех проемов последние должны быть расположены по окружности равномерно. При двух вводах с противоположных сторон проемы располагаются на одной оси, при трех вводах — под углом 120° один к другому. Суммарная площадь ослабления в одном горизонтальном сечении не должна превышать 40% от общей площади сечения.

19.    При двух или трех вводах газоходов при различных скоростях газов в них и одновременной их работе в стволе или в стакане фундамента устраивают разделительные стенки, вы-

полняемые вперевязку с футеровкой, причем верх разделительной стенки должен быть выше верха проема не менее чем на половину высоты проема.

20.    При подземном вводе газоходов в стакане фундамента при необходимости предусматривают проем для очистки стакана от оседающей золы.

21.    При надземном вводе газоходов делают зольное перекрытие и бункер с затвором для сбора и удаления золы механическим способом или посредством гидрозолоудаления; зольное перекрытие выполняется из монолитного или сборного железобетона.

Участок ствола в зоне ввода газоходов в трубе, собираемой из сборных элементов, рекомендуется выполнять в монолитном железобетоне.

22.    В сопряжении газоходов с трубой необходимо предусматривать осадочные швы. При подземном вводе газоходов швы следует осуществлять по наружной грани плиты фундамента, при надземном вводе — по наружной грани ствола. При скальных и малопросадочных грунтах осадочных швов можно не делать.

23.    Светоограждение и маркировку дымовых труб выполняют согласно правилам светоограждений и маркировки препятствий на территории СССР.

СТВОЛ ТРУБЫ

24.    Ствол дымовой трубы (рис. 1) должен иметь форму полого усеченного конуса или цилиндра.

Отношение высоты всего ствола или отдельного его участка соответственно к своему нижнему наружному диаметру должно быть не более 20. Для труб 2-й категории трещиностойкости (см. п. 83) это требование может не выполняться при условии, что прогиб верха трубы от нормативной ветровой нагрузки будет не более 1/500 И.

25.    Ствол конической формы принимают с постоянным или переменным уклоном наружной грани стенки трубы, в зависимости от условий прочности, экономичности, удобства изготовления, а также архитектурных соображений; переменный уклон рекомендуется принимать в пределах от 0,01 до 0,1, постоянный — 0,02.

26.    Ствол может выполняться из монолитного или сборного железобетона с ненапрягаемой или предварительно напряженной арматурой.

Ствол из сборного железобетона выполняется преимущественно цилиндрической формы и собирается из отдельных цилиндрических царг (рис. 2 и 3). Высота царг принимается в за-

висимости от грузоподъемности механизмов, применяемых при строительстве труб.

Рис. 1. Коническая железобетонная дымовая труба высотой 100 м

Горизонтальные швы между царгами заполняются раствором. Толщина шва не должна превышать 10 мм. Установка царг насухо не допускается.

Стволы сборных труб высотой 40 м и менее с предварительно напряженной арматурой могут монтироваться в горизонтальном положении на земле и в готовом виде устанавливаться на фундамент. В этом случае заполнение швов между царгами может производиться согласно рис. 4. Подъем и установка смонтированного на земле ствола производятся при помощи двух мачт (рис. 5).

27.    Толщину стенок ствола принимают согласно расчету.

Из производственных условий минимальную толщину стенок вверху монолитной трубы при внутреннем диаметре до 5 м принимают 160 мм, при диаметре от 5,1 до 7 м — 180 мм; при диаметре от 7,1 до 9 м —200 мм.

28.    Бетон для ствола монолитных труб следует применять только на портландцементе. Шлакопортландце-мент разрешается применять только для сборных труб.

Водоцементное отношение (без учета водопоглощения заполнителя) для бетона с шамотным заполнителем должно быть не выше 0,75, а для остальных бетонов — не выше 0,5.

/ — фундамент; 2 — цоколь; 3 — железобетонное перекрытие; 4 — вводы газоходов; 5 — ствол; 6 — ходовая лестница; 7 — светофорная площадка, в-футерон-ка; 9 — слезниковый кирпич; 10 — грозозащита

29.    При наличии условий к образованию внутри трубы конденсата (при отсутствии в газах вредных примесей) для внутренней поверхности ствола следует предусматривать гидроизоляцию в виде затирки или торкретирования поверхности цементным раствором с последующим покрытием за 2 раза битумным лаком. Бетон ствола в этом случае должен быть с минимальным водоцементным отношением (не более 0,45).

30.    Рекомендуемая подвижность

бетонной смеси, определяемая по осадке стандартного конуса, находится в пределах 3—4 см для обычного бетона и до 2 см для жаростойкого бетона.

Рис. 3. Железобетонная царга сборной предварительло напряженной дымовой трубы



Рис. 2. Железобетонная царга сборной дымовой трубы / — кольцевая арматура; 2 — продольная арматура; 3 — ниша для соединения царг; 4 — монтажный болт; 5 — монтажная петля; 6 — ходовая лестница

31. В качестве рабочей ненапрягаемой арматуры, назначаемой по расчету на прочность, рекомендуется применять преи-

/ — кольцевая арматура; 2 — какал для продольной напрягаемой арматуры; 3 — ниша для соединения царг; 4 — тройник для инъекции канала; 5 — монтажная петля; 6 — ходовая лестница

мущественно горячекатаную сталь периодического профиля диаметром до 28 мм.Стержни диаметром более 28 мм применяются для армирования участков, ослабленных двумя-тремя проемами, расположенными в одном уровне.

Применение арматуры периодического профиля, не требующей на концах устройства крюков, обеспечивает лучшие условия для вибрирования бетона.

Продольную напрягаемую арматуру следует применять в

виде стержней из горячекатаной стали или пучков из высокопрочной проволоки.
32. Сечение растянутой арматуры (в проценте от площади расчетного сечения) в горизонтальных и вертикальных сечениях ствола трубы должно быть не менее указанного в табл. 2.

Рис. 4. Узел соединения царг предварительно напряженных труб с пучковой арматурой

Рис. 5. Установка предварительно напряженной трубы с пучковой арматурой


/— железобетонная стенка трубы; 2 — футеровка из жаростойкого керам зитобстона; 3 — кольцевая арматура; 4 — продольная пучковая арматура; 5 — канал для пропуска продольной арматуры; б — шов. заполняемый раствором; 7 — резиновые шайбы; 8 — шов. заполняемый раствором путем чеканки; 9 — асбестовое волокно на огнеупорной глине; 10 — асбестовый картон 10-мм

/—труба; 2 — фундамент под трубу; 3 — мачта; 4— вант; 5 —тяговый трос подъемной лебедки; 6 — тяговый трос горизонтального перемещения трубы; 7 — подъемная лебедка; 5 —лебедка горизонтального перемещения

Минимальный процент содержания растянутой арматуры в бетоне

Таблица 2

Марка

бетона

150-200

250-400

Минимальное содержание арматуры в бетоне в %:

0,15

0,2

продольной ..........

0,3

0,4

Требования настоящего пункта не относятся к предварительно напряженным железобетонным трубам 2-й категории тре-щиностойкости, рассчитываемым на образование трещин.

33. Арматура ствола трубы может выполняться в виде сварных каркасов (в трубах из сборных элементов) или в виде отдельных стержней. Примерное расположение арматуры в стволе монолитной трубы показано на рис. 6.

Применение арматуры, не имеющей сцепления с бетоном, не допускается.

34. Стыки растянутой арматуры монолитных труб выполняются внахлестку без сварки. Стыки продольной и горизонтальной

арматуры должны располагаться вразбежку так, чтобы число стыков в сечении было не более 25% от общего количества стержней. Расположение стыков продольной арматуры должно согласоваться с ярусами перестановки опалубки при выполнении труб из монолитного железобетона в переставной опалубке.

Продольную арматуру ствола следует стыковать с выпусками арматуры фундамента.

Длину нахлестки в стыках следует принимать равной:

40 диаметрам стыкуемых стержней при гладких стержнях из стали класса A-I и стержнях периодического профиля из стали класса A-II;

50 диаметрам при стержнях периодического профиля из стали класса A-III.

35. Стыки элементов сборных труб с ненапрягаемой арматурой рекомендуется выполнять одним из следующих способов:

а) посредством накладок из арматурной стали, привариваемых к стальным косынкам в специальных нишах царг, с последующим замоноличиванием ниш раствором или бетоном (рис. 7);

б) установкой стержней арматуры в продольных пазах царг с приваркой их к стальным косынкам, специально заложенным в стенку трубы и приваренным к кольцевой арматуре, с последующим замоноличиванием пазов раствором посредством торкретирования (рис. 8).

Стыки элементов сборных труб с предварительным напряжением стержневой арматуры выполняются посредством пропуска через каналы или пазы стыкуемых элементов стержней

Рис. 7. Деталь стыка продольной арматуры труб из сборных железобетонных царг

/ — продольная арматура; 2 — стальная косынка; 3— арматурный стержень, привариваемый к косынкам; 4 — монтажная планка; 5 — монтажный болт; б — арматурная сетка; 7 — ниша

арматуры с последующим натяжением их и заливкой пазов и инъецированием каналов цементным тестом или раствором.

Стержневую продольную арматуру можно соединять между собой участками длиной 6—10 м посредством нарезных муфт (рис. 9).

Если применяется арматура, подвергнутая до сварки механическому упрочнению (без повторной вытяжки после сварки), то рекомендуется применять такие типы сварных соединений, при которых практически не снижаются механические свойства упрочненного металла; в противном случае расчетное сопротивление арматуры следует принимать как для неупрочненной стали.

Арматура из холоднотянутой проволоки в предварительно напряженных трубах должна, как правило, выполняться без стыков.

36. Количество стержней продольной арматуры на 1 пог. м горизонтального сечения ствола из монолитного железобетона при возведении трубы в переставной опалубке назначается в пределах от 5 до 8 шт.

Шаг продольной предварительно напряженной арматуры сборных труб рекомендуется принимать в пределах 0,5—0,8 м (в зависимости от диаметра дымовой трубы).

37. Горизонтальная (кольцевая) арматура делается в виде колец или спирали.

арматуры, устанавливаемой в продольных пазах царг

/ — продольная арматура; 2 — кольцевая арматура; 3 — стальная косынка, привариваемая к кольцевой арматуре; 4 — продольный паз: 5 — анкер; 6 — тонкая проволока; 7 — шов между царгами

/ — стенка железобетонной царги; 2 — стержень продольной напрягаемой арматуры; 3 — нарезная часть стержня (приваривается к стержню); 4 — нарезная муфта; 5 — гайка фиксирования; 6 — стальная шайба; 7 — канал, заполняемый цементным раствором или тестом путем инъекции; 8 — ниша, заполняемая бетоном или раствором; 9—» кольцевая арматура; 10 — сварка

Кольцевую арматуру целесообразно располагать с внешней стороны относительно продольной. Однако при возведении конических труб в переставной опалубке из условия удобства производства работ кольцевая арматура располагается с внутренней стороны. Каждый узел пересечения кольцевой и продольной арматуры должен быть перевязан проволокой.

Применение напрягаемой кольцевой арматуры рекомендуется только в трубах второй категории трещиностойкости.

38. Толщина защитного слоя бетона для рабочей арматуры, не подвергаемой предварительному напряжению, а также для предварительно напрягаемой арматуры, натягиваемой на упо-

ры, должна приниматься не менее 30 мм и не менее диаметра арматуры. При систематических воздействиях дыма, паров кислот и т. п. толщина защитного слоя должна назначаться с учетом требований глав нового СНиПа.

а)

6)

г

-

'\

1

‘У

1

г

' У

Up j

ш

са

7

1

Ш -

1

\

л

/уЛ V/

Y/

ЩГу -

5

Рис. 10. Детали устройства футеровки в конических монолитных трубах

В элементах с напрягаемой продольной арматурой, натягиваемой на бетон и располагаемой в каналах, толщина защитного слоя от наружной поверхности элемента до внутренней поверхности канала должна приниматься:

а)    при расположении в канале по одному пучку или стержню — не менее 30 мм и не менее половины диаметра канала;

б)    при групповом расположении пучков или стержней — не менее 80 мм и не менее половины ширины канала.

а — при отсутствии конденсата в трубе; б — при образовании конденсата; /— стенка ствола; 2 — неармированная консоль; 3 — футеровка; 4 — слезннко-вый кирпич; 5 — теплоизоляция

При расположении арматуры в пазах или снаружи сечения элемента толщина защитного слоя, образуемого последующим торкретированием или обетониров-кой, принимается не менее 30 мм.

39. Консоли для опирания футеровки в конических монолитных трубах образуются посредством установки внутренней опалубки под соответствующим углом, поэтому высота их равна 1250 мм (рис. 10). Консоли, как правило, не армируются. Однако, допускается установка конструктивной арматуры.

Рис. 11. Деталь консоли в цилиндрической монолитной трубе

/ — стенка ствола; 2 — консоль для опирания футеровки; 3 — температурный шов

Консоли для опирания футеровки в цилиндрических трубах, возводимых в скользящей опалубке, армируются (рис. 11). Рабочая арматура консолей устанавливается одновременно с арматурой ствола. При передвижении скользящей опалубки через участки расположения консолей арматура подгибается, а затем выправляется в проектное положение с установкой монтажных стержней.

В целях уменьшения температурных напряжений, вызванных утолщением стенки ствола трубы в местах расположения консолей, последние разрезаются вертикальными температурными швами шириной 10—25 мм с шагом по окружности не

Рис. 12. Расположение арматуры вокруг проема в трубе

г

более 1 м. Шов доводится до внутренней поверхности железобетонной стенки.

В пределах расположения консолей количество горизонтальной арматуры конструктивно увеличивают.

гй

40.    Для снижения расхода растянутой арматуры, потребной для восприятия усилий, вызванных температурным перепадом по толщине стенки ствола трубы, можно устраивать вертикальные компенсационные швы с внутренней стороны трубы на необходимую глубину, но не более половины толщины стенки.

/ ~ продольная арматура ствола; 2— кольцевая арматура; 3 — дополнительно устанавливаемая продольная арматура ствола; 4 — дополнительно устанавливаемая горизонтальная арматура; 5 — дополнительно устанавливаемая арматура по углам проема

41.    Все проемы в стволе трубы следует армировать по всему периметру проемов дополнительно устанавливаемыми вертикальными и горизонтальными стержнями.

Сечение вертикальных, а также горизонтальных обрамляющих стержней должно быть равно площади продольной арматуры, перерезанной проемами.

Дополнительную арматуру выше и ниже проемов следует ставить в количестве не менее четырех стержней над проемом, четырех стержней под проемом и не менее восьми стержней по углам проема (рис. 12).

Если ослабление проемами настолько велико, что компенсировать это ослабление утолщением стенки ствола и постановкой дополнительной арматуры не представляется возможным, ослабленную часть ствола необходимо усилить железобетонными пилястрами.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей инструкции освещены основные вопросы расчета и конструирования дымовых труб из обычного и жаростойкого железобетона с ненапрягаемой и предварительно напряженной арматурой. Приведены графики и таблицы для расчета элементов трубы с соответствующими пояснениями к ним и примеры расчета.

Инструкция основана на опыте ВНИПИ Теплопроект, ЭКБ НИИ-200 и треста Тепломонтаж по проектированию и строительству железобетонных дымовых труб и на экспериментально-теоретических исследованиях НИИЖБ АСиА СССР.

Инструкция разработана лабораторией жароупорных и химически стойких конструкций Научно-исследовательского института бетона и железобетона (канд. техн.наук Б. А. Альтшулером) и строительным отделом Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института Теплопроект (инженерами И. А. Шишковым, В. В. Сидоровым и А. 3. Кузьминовой).

Инструкция рекомендована отделом норм проектирования, стандартов и научно-исследовательских работ Госстроя СССР в качестве пособия при проектировании железобетонных дымовых труб.

Все замечания по содержанию настоящей инструкции просим направлять по адресу: Москва, Ж-389, 2-я Институтская ул., НИИ бетона и железобетона АСиА СССР.

Директор НИИ бетона и железобетона В. В. МАКАРИЧЕВ

42. Фундамент под железобетонную дымовую трубу следует проектировать в виде полого усеченного конуса или цилиндра

Плита принимается сплошной

Рис. 13. Фундамент под железобетонную дымовую трубу

а — план; б — разрез по А— А\ I — ствол; 2 — стакан фундамента; 3 — плита фундамента; 4 — щебеночная подготовка

»

Рис. 14. Фундамент под железобетонную дымовую трубу с подземным вводом газохода


(стакан фундамента) и плиты.

л — план по Б—Б-, б — разрез по А—А\ I — выпуска арматуры; 2 — стакан фундамента; 3 — плита фундамента

по всей площади основания или в виде кольца. Кольцевые плиты принимаются при грунтах с высоким расчетным сопротивлением (скальных, полускальных, крупнообломочных, плотных глинистых и крупнозернистых песчаных) с учетом конструктивных, производственных и экономических соображений.

В плане плиту принимают круглого или многоугольного очертания. Плита квадратного или прямоугольного очертания допускается в виде исключения только в случаях, когда из-за крайне стесненного состояния строительной площадки применить круглую или многоугольную плиту невозможно.

Толщину стенки стакана фундамента на отметке ±0,0 из-за производственных соображений следует предусматривать больше толщины стенки нижней части ствола с уступом внутрь трубы (рис. 13).

43. При высоком уровне грунтовых вод и подземных газоходах должен быть предусмотрен дренаж как основное меро-

ПРИНЯТЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Внешние и внутренние силы

М — изгибающий момент;

N — продольная сила;

N0—равнодействующая усилий в напрягаемой арматуре до обжатия бетона или при напряжении в бетоне (по всему сечению или на уровне арматуры), равном нулю;

N„— равнодействующая усилий в напрягаемой арматуре после обжатия бетона.

Характеристики материалов

R— кубиковая прочность бетона;

Рпр/ и — соответственно расчетное и нормативное сопротивление бетона осевому сжатию (призменная прочность);

Rul — расчетное сопротивление бетона сжатию при изгибе;

Rpi и — соответственно расчетное и нормативное сопротивление бетона растяжению;

RT— расчетное сопротивление бетона растяжению при расчете предварительно напряженных конструкций на образование трещин;

Е6, и Еб — соответственно расчетный и начальный модули упругости бетона при сжатии;


Еа —модуль упругости арматуры;

Rat и R" — соответственно расчетное и нормативное сопротивление растянутой арматуры;

Rac—расчетное сопротивление сжатой арматуры;

Те и fjj — коэффициенты, учитывающие изменение сопротивлений бетона соответственно при изгибе и растяжении (Тб) и ПРИ осевом сжатии (-jg) с изменением температуры;

7a — коэффициент, учитывающий изменение сопротивления арматуры с изменением температуры ее нагрева;

V,— коэффициент упругости бетона при центральном сжатии в условиях воздействия температуры;

р6— коэффициент, учитывающий влияние температуры на модуль упругости бетона; o6h абу и сгбр—соответственно коэффициенты линейного расширения, линейной усадки и суммарной линейной деформации бетона; аа,— коэффициент линейного расширения арматуры;

X — коэффициент теплопроводности.

Внутренние напряжения

оас—среднее напряжение в арматуре на участках между трещинами; оа—напряжение в арматуре в сечении с трещиной;

сан и °а/ — напряжение в арматуре в сечении с трещиной, вызванное соответственно внешними нагрузками и температурным перепадом;

Фа/ и Фа — коэффициенты, учитывающие влияние растянутого бетона на участках между трещинами на напряжения в арматуре, соответственно при температурном воздействии и без температурного воздействия (зас = фаа);

аби и зб/ — сжимающие напряжения в бетоне, вызванные соответственно внешними нагрузками и температурным перепадом;

<?бр/—растягивающее напряжение в бетоне, вызванное температурным перепадом;

0--напряжение в напрягаемой арматуре до обжатия бетона (при натяжении арматуры на упоры) либо в момент снижения величины предварительного напряжения бетона до нуля (на уровне рассматриваемой арматуры) воздействием на элемент внешних сил; <?принимается с учетом коэффициента точности натяжения тт и потерь напряжений, определяемых для рассматриваемой стадии работы элемента;

он — напряжение в напрягаемой арматуре, контролируемое при натяжении арматуры на затвердевший бетон:

°н = °о — паб.

Характеристики сечения

а —характеристика    железобетонного    элемента

прямоугольного сечения для всей второй стадии, т. е. от начала образования трещин до наступления текучести арматуры;

ctj — характеристика    железобетонного    элемента

кольцевого сечения с распределенной по высоте арматурой;

WT и Wt—упруго-пластический момент сопротивления сечения соответственно до и после появления трещин;

Вт — средняя жесткость сечения до появления трещин;

Ва и Вс — средняя жесткость сечения после появления трещин, выраженная соответственно по растянутой и сжатой зонам.

Геометрические характеристики

h — высота прямоугольного сечения или толщина стенки кольца;

h0 — полезная высота прямоугольного сечения или расстояние от внутренней поверхности кольца до оси арматуры;

b — ширина прямоугольного сечения;

F — площадь всего бетона в поперечном сечении элемента;

Fn — площадь приведенного поперечного сечения элемента с учетом всей продольной арматуры;

FH — площадь сечения всей напрягаемой арматуры; /а и /„ — площадь сечения соответственно ненапрягае-мой и напрягаемой арматуры на 1 пог. м длины окружности трубы или ее образующей;

Ja — момент инерции приведенного поперечного сечения элемента с учетом всей напрягаемой арматуры;

Н — полная высота трубы от верхнего обреза фундамента до верха головки трубы.

1.    Настоящая инструкция распространяется на проектирование дымовых труб, предназначенных для отвода газов с температурой до 800°, из обычного и жаростойкого железобетона с нена-прягаемой и предварительно напряженной арматурой.

2.    При проектировании труб, помимо настоящей инструкции, необходимо учитывать требования специальной инструкции по определению высоты и диаметра трубы в зависимости от разрежения, состава газа, высоты эффективного выброса и расчетного расхода газа и требования «Инструкции по проектированию и устройству противокоррозионной защиты вытяжных труб предприятий с агрессивными средами» (СН 163—61) в части выбора материала для трубы, конструктивного решения трубы и способа защиты, которые устанавливаются в зависимости от агрессивности среды и данных о долговечности труб при службе их в различных отраслях промышленности.

Проектирование дымовых труб, возводимых в сейсмических районах, должно вестись с учетом требований глав нового СНиПа или «Норм и правил строительства в сейсмических районах» (СН 8—57) и «Инструкции по определению расчетной сейсмической нагрузки для зданий и сооружений»1.

При проектировании предварительно напряженных железобетонных труб и фундаментов, помимо настоящей инструкции, следует руководствоваться главой нового СНиПа или «Инструкцией по проектированию предварительно напряженных железобетонных конструкций» (СН 10—57).

II. УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ДЫМОВЫХ ТРУБ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ ТРУБЫ

3.    Проект дымовой трубы должен выполняться на основе следующих исходных данных:

а)    режима работы трубы и характеристик отводимых газов (состава, концентрации, температуры, влажности, количества и скорости движения газов в стволе, состава и количества пылевидных частиц, химического состава и количества конденсата) ;

б)    эскизов поперечного сечения газоходов у ввода в трубу с указанием основных размеров и отметки пода;

в)    данных о грунтах (геологических разрезов буровых скважин в количестве не менее трех скважин глубиной 10—12 м, равномерно расположенных с наружной стороны предполагаемого под трубу фундамента на расстоянии не более 5 м от края плиты), о возможном закисловании или защелочении грунта в период эксплуатации трубы, о положении грунтовых вод и их химическом составе;

г)    схем фундаментов смежных с трубой сооружений и давлениях на грунт под ними;

д)    данных о высоте трубы и диаметре ее устья;

е)    данных об отнесении трубы к аэродромному или линейному препятствию на трассе полетов самолетов военной и гражданской авиации;

ж)    для сейсмических районов — о максимальной силе землетрясений за последние 20 лет;

з)    для районов вечной мерзлоты — о мощности и глубине заложения деятельного и вечномерзлого слоя грунта.

4.    Проект дымовой трубы должен содержать:

а)    статический расчет (хранится в архиве проектной организации);

б)    рабочие чертежи с перечнем чертежей и спецификациями;

в)    пояснительную записку;

г)    сметы стоимости строительства трубы;

д)    паспорт трубы (см. приложение 8).

5.    Пояснительная записка должна включать следующие разделы:

а)    назначение проекта с указанием места строительства и объекта;

б)    исходные материалы, на основании которых выполнен проект;

в)    основные параметры трубы;

г)    краткое описание и обоснование принятой в проекте конструкции;

д)    дополнения, не получившие отражения в графической части проекта;

е)    основные указания к производству работ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

6.    При проектировании железобетонных дымовых труб выбор их конструктивного решения должен производиться в увязке с методом шготовления и возведения с учетом:

а)    экономии металла, цемента и лесоматериалов, а также максимального снижения трудоемкости изготовления и возведения труб;

б)    условий эксплуатации труб;

в)    стандартизации и унификации труб, их элементов, соединений и арматуры.

Элементы сборных железобетонных труб рекомендуется укрупнять, насколько это позволяют грузоподъемность монтажных механизмов, габариты и условия транспортирования и изготовления элементов.

В целях индустриализации работ по возведению труб и повышения их трещиностойкости и долговечности можно применять предварительное напряжение продольной арматуры. В этом случае вся расчетная продольная арматура должна выполняться напрягаемой.

7.    Температура газов, отводимых трубой из обычного бетона, при наличии футеровки и теплоизоляции не должна быть более 500°, при этом температура внутренней поверхности обычного бетона не должна превышать 200°. При температуре свыше 200° следует применять жаростойкий бетон.

Температура внутренней поверхности бетона определяется согласно п. 70 в зависимости от температуры отводимых газов.

В табл. 1 приведены значения возможных марок бетона и предельных температур службы бетона различных видов в грубах.

8.    Составы обычного бетона должны удовлетворять требованиям глав нового СНиПа, а составы жаростойких бетонов — требованиям «Инструкции по технологии приготовления и по применению жаростойких бетонов» (СН 156—61).

В жаростойком бетоне не допускается применять в каче-

Таблица 1

Марка и предельная температура службы бетона в трубах

Вид бетона

Возможная марка бетона в трубах

Предельная допустимая температура применения бетона в трубах в град.

Обычный бетон на портландце-

менте.............. .

Жаростойкий бетон на портландцементе с тонкомолотой добавкой

150-400

200

из шамота и с заполнителями из ба-зальта, диабаза, андезита.....

200—400

700

То же, с заполнителями из шамота ..............

200—300

800

стве мелкого и крупного заполнителя, а также тонкомолотой добавки материалы, содержащие кварц, магнезит, известь, хромит, шлаки, карбонаты кальция и магния.

9. Проектные марки бетона по прочности на сжатие для железобетонных дымовых труб должны быть не менее: для ствола и стакана фундамента из обычного бетона — 200, для ствола и стакана фундамента из жаростойкого бетона на портландцементе— 250, для плит фундаментов из обычного бетона—150, для плит фундаментов из жаростойкого бетона на портландцементе — 200.

Марка бетона для предварительно напряженных труб должна быть не ниже 300, а кубиковая прочность при его обжатии напрягаемой арматурой — не ниже 200 кг1см2.

Примечания. 1. За проектную марку бетона по прочности на сжатие принимается соответствующая прочность бетона в конструкции, оцениваемая в кг/см2 по кубику размером 20 x 20 X 20 см, в возрасте 28 дней.

2. Контрольной характеристикой жаростойкого бетона, а также обычного бетона при нагревании его до температуры свыше 100® является величина среднего предела прочности при сжатии в кг/см2 кубиков 10X10X10 см, изготовленных из рабочего состава, выдержанных во влажных условиях при температуре 15—25° в течение 7 дней, затем высушенных при 100° и испытанных в охлажденном состоянии согласно ГОСТ6901—54. Средний результат испытаний, умноженный на 0,85, должен отвечать проектной марке бетона.

10.    Для армирования ствола и фундамента железобетонных дымовых труб с ненапрягаемой арматурой применяют следующие горячекатаные арматурные стали (ГОСТ 5781-61):

а)    гладкого профиля из стали класса А-1 (ГОСТ 380-60 и ГОСТ 9543-60);

б)    периодического профиля из стали класса А-П (ГОСТ 380—60 и ГОСТ 9543-60);

в)    периодического профиля из стали класса A-III (ГОСТ 6058—57).

11.    Для напрягаемой арматуры следует преимущественно применять:

а) горячекатаную сталь периодического профиля класса A-III, подвергнутую вытяжке с контролем напряжений;

1

Здесь и в дальнейшем даны ссылки как на СНиПа, так и на действующие нормативные и инструктивные материалы.

Поскольку при составлении настоящей инструкции использованы проекты глав нового СНиПа по состоянию на 1 марта 1962 г., при пользовании инструкцией должны учитываться изменения, которые могут быть внесены при утверждении соответствующих глав СНиПа.