Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

85 страниц

Купить Авиационные правила Часть 33 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

АП-33 предписывает стандартные требования к летной годности для выдачи Сертификатов типа авиационных двигателей и Одобрений главных изменений к этим Сертификатам, а также Дополнительных Сертификатов типа. Указанные в АП-33 требования распространяются на газотурбинные и поршневые маршевые двигатели: дозвуковых самолетов и винтокрылых аппаратов транспортной категории; легких самолетов и винтокрылых аппаратов нормальной категории, а также очень легких воздушных судов гражданского назначения

 Скачать PDF

Издание 4-е, включающее поправки 33-1 - 33-3 к изданию АП-33 1994 года

Оглавление

Введение

Раздел А - Общие положения

     33.1. Применимость

     33.3. Общие положения

     33.4. Документация по поддержанию летной годности

     33.5. Документация по установке и эксплуатации двигателя

     33.7. Режимы работы двигателя и эксплуатационные ограничения

     33.8. Выбор режимов работы двигателя по мощности и тяге

Раздел В - Проектирование, конструкция, испытания. Общие положения

     33.11. Применимость

     33.13. [Зарезервирован]

     33.14. [Зарезервирован]

     33.15. Материалы

     33.15А. Технология изготовления

     33.17. Пожарная безопасность

     33.17А. Электрическое соединение

     33.19. Прочность

     33.21. Охлаждение двигателя

     33.23. Узлы крепления двигателя и прилегающие к ним элементы конструкции

     33.25. Присоединение агрегатов

     33.27. Роторы турбин, компрессоров, вентиляторов и турбонагнетателей

     33.28. Системы управления двигателя

     (а) Применимость

     (b) Проверка

     (с) Смена режимов управления

     (d) Отказы

     (е) Оценка безопасности

     (f) Системы защиты

     (g) Программное обеспечение

     (h) Данные, поступающие от воздушного судна (в предполагаемом варианте установки на воздушном судне)

     (i) Электропитание от воздушного судна

     (j) Сигнал давления воздуха

     (k) Автоматическая готовность и управление режимом установленной 30-секундной мощности при одном неработающем двигателе

     (l) Средства выключения

     (m) Программируемые логические устройства

     33.29. Присоединение приборов

     33.30. Двигатели для выполнения акробатических полетов

     33.30А. Испытания - хронология

Раздел С - Авиационные поршневые двигатели. Проектирование и конструкция

     33.31. Применимость

     33.31А. Анализ напряжений

     33.33.Вибрации

     33.34. Роторы турбонагнетателей

     33.35.Топливная система и система всасывания

     33.37. Система зажигания

     33.37А. Система охлаждения

     33.39. Масляная система

     33.39А. Анализ отказов

     33.39В. Ручная прокрутка

Раздел D - Авиационные поршневые двигатели. Комплекс испытаний

     33.41. Применимость

     33.42. Общие положения

     33.42А. Применение топлив и масел

     33.43. Вибрационное испытание

     33.45. Калибровочные испытания

     33.47. Детонационное испытание

     33.49. Длительное испытание

     (а) Общие положения

     (b) Двигатели без нагнетателей и двигатели, имеющие односкоростной нагнетатель с механическим приводом

     (с) Двигатели, имеющие двухскоростной нагнетатель с механическим приводом

     (d) Вертолетные двигатели

     (e) Двигатели, имеющие турбонагнетатели

     33.51. Эксплуатационное испытание

     33.51А. Испытание при обратной вспышке

     33.51В. Испытание по проверке запуска

     33.51С. Испытание по проверке запуска при низких температурах окружающего воздуха

     33.51D. Испытание по проверке приемистости

     33.51Е. Испытание при превышении частоты вращения

     33.51F. Испытание с распылением воды

     33.51G. Испытание по проверке системы зажигания

     33.51H. Испытание по проверке функционирования воздушного винта

     33.53. Испытания компонентов и систем двигателя

     33.55. Дефектация после разборки

     33.57. Общие замечания к проведению комплекса испытаний

Дополнение D33.ОЛВС - Двигатели для очень легких воздушных судов (ОЛВС). Проектирование и конструкция. Комплекс испытаний

     D33.ОЛВС.1. Применимость

     D33.ОЛВС.2. Общие положения

     D33.ОЛВС.3. Длительное испытание

Раздел Е - Авиационные газотурбинные двигатели. Проектирование и конструкция

     33.61. Применимость

     33.62. Анализ напряжений

     33.63. Вибрации

     33.64. Статорные детали двигателя, нагруженные давлением

     33.64А. Валы компрессора, вентилятора и турбины

     (а) Требования

     (b) Установление соответствия

     33.64В. Воздействия наклонного положения и гироскопической нагрузки

     33.65. Помпажные и срывные характеристики

     33.66. Система отбора воздуха

     33.67. Топливная система

     33.67А. Элементы управления

     33.67В. Стартер

     33.68. Работа в условиях обледенения

     33.69. Система зажигания

     33.70. Основные детали двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах

     33.71. Масляная система

     (а) Общие требования

     (b) Масляные фильтры сетчатого или иного типа

     (с) Масляные баки

     (d) Устройство для слива масла

     (е) Масляные теплообменники

     (a*) Откачивающие насосы

     33.72. Системы гидроприводов

     33.73. Приемистость по мощности или тяге

     33.74. Продолженное вращение

     33.75. Анализ безопасности

     33.76. Попадание птиц

     (а) Общие положения

     (b) Отдельная крупная птица

     (с) Мелкие и средние стайные птицы

     (d) Крупная стайная птица

     33.77. Попадание посторонних предметов (льда)

     33.78. Попадание дождя и града

     (а) Все двигатели

     (b) Вертолетные двигатели

     (с) [Зарезервирован]

     (d) Двигатель, оборудованный защитным устройством или требующий его применения

     33.79. [Зарезервирован]

Раздел F - Авиационные газотурбинные двигатели. Комплекс испытаний

     33.81. Применимость

     33.82. Общие положения

     33.82А. Применение топлив, масел и гидравлических жидкостей

     33.83. Вибрационное испытание

     33.84. Испытание с превышением крутящего момента

     33.85. Калибровочные испытания

     33.87. Длительное испытание

     (а) Общие требования

     (b) Двигатели, за исключением двигателей для вертолетов

     (с) Вертолетные двигатели, для которых требуется режим установленной 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе

     (d) Вертолетные двигатели, для которых требуется режим установленной продолжительной мощности при одном неработающем двигателе

     (е) Вертолетные двигатели, для которых требуется режим установленной 2,5-минутной мощности при одном неработающем двигателе

     (f) Вертолетные двигатели, для которых требуются режимы установленной 30-секундной мощности и установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе

     (g) [Зарезервирован]

     33.88. Испытания с превышением температуры

     33.89. Эксплуатационное испытание

     33.90. Испытание по установлению первоначального технического обслуживания

     33.91. Испытания систем и компонентов двигателя

     33.92. Испытания средств блокировки вращения роторов

     33.93. Дефектация после разборки

     33.94. Проверки локализации лопаток и дисбаланса ротора

     33.95. Испытания систем "двигатель - воздушный винт"

     33.96. Испытания двигателя при использовании в режиме вспомогательного двигателя

     33.97. Реверсивное устройство

     33.99. Общие замечания к комплексу испытаний

Раздел G - Специальные требования на газотурбинные двигатели

     33.201. Требования к конструкции и испытаниям для получения права на Ранний (Еаrlу) ЕТОРS

     33.203. Воздействие опасных факторов вулканического облака

Приложение А - Документация по поддержанию летной годности

Приложение В - Стандартные атмосферные концентрации воды при дожде и граде, принятые при сертификации

Приложение С [зарезервировано]

Приложение D - Область обледенения при смешанной фазе и при кристаллах льда (мощные конвективные облака)

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

15.03.2018УтвержденСовет по авиации и использованию воздушного пространства
ИзданМежгосударственный авиационный комитет2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 33

нормы летной годности

ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

2018

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ

к Авиационным правилам, Часть 33 «Нормы лс той годное IH двигателей во 1лушиы\судов»

ЛЬ и/и


OooienifiiHf

1НЧП1011ИИ


Обозначение

изменения


ЛЬ

а и


I

Поправка 33-1 введена 05.09.03

Ршел А

33.1 -изменен 33.3 - изменен

33.5 - -заголовок, (а), (аХ2) - изменены

33.7(bXlb(bX5), (ЬХ4Х»Х <ЪШ 0>Х7). (сХ1НсХЗ), (c)(7), (сХ8). (сХНХ (сХ14) - изменены; (cXIXbc). <с)(1Х>0. 0ФХ (2Ф), (3*) - введены;

(с)( 12) - нтмт 33.8(a) - изменен

Раздел В

33.14    - изменен

33.15    - изменен 33.15А введен

33.17(a). (Ь) * изменены; (ЬХО. (ЬХйХ (ЬХЙХ (bX*vX (АХ (В), (Q - нтьяш; (а*). (Ь#Х (с*), (<**) (с*) “ введены 33.19(a) - изменен. (А)-(Е) - изъяты, (»Х1*Н*Х5ф) - введены 33.23 - заголовок изменен 33.25 - изменен

33.27(c) - изменен; (а*). (Ъ*), (с*) -

введены

33.28 - введен

33.29(a) - изменен; (с) - введен

Ряззел С ДЗЗ.С.1 - изъят 33.31 А - введен 33.33 - изменен 33.35(c) - изменен 33.39(a) - изменен ДЗЗ.С.2 - изъят 33.39А введен

33.63 - изменен 33.66(а®) - введен

33.67 -заголовок. (ЬХ2Х (ЬХ-*)- (ЬХ5) -изменены; (d) - введен; (А), (В) - нтьяш

33.67А - введен 33.67В - введен 33.68 - изменен

33.71 (аX (b)(1). (ЪХ2Х Ш), <сХ5) -

изменены

33.74    - введен

33.75    - изменен; (А) - изъят

33.76    - введен

33.77    - таг олово к и гексг изменены

33.78    - введен

Раздел F

33.82    - изменен 33.82А - введен

33.83    - изменен 33.85(c), (d) - введены

33.87(аХ6), <аХ7). (аХ8). заголовок (1>Х1). заголовок <ЬХ2Х 0>Х5Х (ЬХ$Х (с). (сХ1Х (сХ4>-(СХ6), <d>, (dXl). (<IX2X«X (dX5b(dX7), (eXl)

- изменены; (f) -

введен, (A) - изъят

33.88 - изменен; (а). (Ъ), (c), (d)-

ввсдсиы

33.89(аХЗ) - изменен 33.91(a), (Ь), (с) - изменен

33.92    - заголовок и гексг изменены

33.93    - изменен 33.95(дХ1), 00(2) - изменены,

(А), (В) изъяты; (а#), (Ь*)- введены 33.% - заголовок, вводный текст,

(а) - изменены 33.97(a) - изменен


Приложение А

А.33.1 (Ъ)- изменен

А.33.3 вводный текст. (аХ4) -

изменены

А.33.4 - изменен

Проложен не R

Приложение В - введено

Дополнение D33.1 Дополнение D33.1 -изменено

Дополнение D33.2 Дополнение D33.2 - изменено

Раздел D

33.42 - изменен

33.42А - введен

33.43(a), (Ь), (с) - изменены

33.49(a), (ЪХ7), (с)(5Х последний абзац (с),

(е) вводный гексг, (е)0Хш) - изменены

33.51 - изменен

33.53 - изменен

33.55(b). (с) - изменен

Раздел Е

33.61    - изменен

33.62    - изменен

Дополнение ОЗЗ.ОЛВС Дополнение D33.0JIBC - заголовок. D33.QJIBC.3 -изменены

Допатненне D33J Дополнение D33.3 - введено

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр.1

РАЗДЕЛ А ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

33.1. Применимость

(a)    Настоящая Часть АП-33 предписывает стандартные требования к летной годности для выдачи Сертификатов типа авиационных двигателей и Одобрений главных изменений к этим Сертификатам, а также Дополнительных Сертификатов типа.

Указанные в АП-33 требования распространяются на газотурбинные и поршневые маршевые двигатели дозвуковых самолетов и вшггокры-лых аппаратов транспортной категории легких самолетов и винтокрылых аппаратов нормальной категории, а также очень легких воздушных судов (ОЛВС) гражданского назначения.

В Дополнении D33.1 дано определение основных терминов, используемых в АП-33.

(b)    Юридическое лицо (далее по тексту -Заявитель), которое в соответствии с Частью 21 Лвиащкмшых правил (АП-21) обращается за получением Сертификата типа на авиационный двигатель пли Одобрения главного изменения к нему или Дополнительного Сертификата типа, должно показать соответствие двигателя применимым требованиям АП-33 и действующим требованиям к эмиссии загрязняющих веществ от двигателя

33.3.    Общие положения

Заявитель должен показать, что рассматриваемый двигатель удовлетворяет в ожидаемых условиях эксплуатации применимым требованиям данной Част

33.4.    Документации по поддержанию летной годности

Заявитель должен подготовить приемлемую для Компетентного органа Документацию по поддержанию летной годности в соответствии с Приложением А к данной Части Документация может быть неполной при сертвфвкацвв типа двигателя, если имеется программа, гаранпрую-щая ее доработку до первой поставки воздушного судна с установленным двигателем или до оформления Сертификата летной годности воздушного судна с установленным двигателем (в зависимости от того, какое из этих событий произойдет позже).

При необходимости Документация должна обновляться путем изменения существующих Руководств или разделов.

33.5. Документация по установке п эксплуатация двигателя

Заявитель должен подготовить и представил» Компетентному органу (до выдач и Сертификата типа) и Разработчшсу воздушного судна (к моменту поставки двигателя) одобренную Документацию по установке и эксплуатации двигателя. Документация должна включать в себя, по крайней мере, следующее:

(а)    Руководство по установке иди раздел Руководства по эксплуатации:

(1)    Распаложеи1е узлов крепления двигателя, способ его крепления к воздушному судну, максимально допустимую нагрузку на узлы крепления и связанную с him и конструкцию.

(2)    Распатожешк и описание узлов соед!Я«е-ний двигателя с агрегатами трубопроводами электропроводами кабелями каналами и капотами а также максимально допустимые нагрузки на узлы соеднне1шй двигателя с агрегатами и системами воздушного судна.

(3)    Габаритный контурный чертеж двигателя, включая габаритные размеры.

(4)    Определение фшических и функциональных взаимодействий с воздушным судном к оборудованном воздушного судна, включая воздушный винт, когда применяется.

(5)    Когда работа двигателя зависит от компонентов, которые не являются частью типовой конструкции двигателя, то условия взаимодействия и требования к надежности тех компонентов, па которых основывается сертификация типа двигателя, должны быть указаны непосредственно в Руководстве по установке двигателя или с помощью ссылки на соответствующий раздел Руководства по эксплуатации.

(б)    Перечень приборов, необходимых для управления двигателем, включая общие ограничения точности и переходные харастеристнки приборов, которые должны быть указаны таким образом, чтобы можно было оцешггь исправность этих приборов в установленном положении.


(1#) Должны быть указаны сделанные допущения при анализе безопасности, как предписано в 33.75(d), относительно надежности предохранительных механизмов, аппаратуры, приборов раннего предупреждения и сходного оборудования, проверок при техническом обслуживании ши процедур, которые находятся за пределами контроля Заявителя.

(2*) Должны быть предоставлены данные по характеристикам двигателя вместе с данными о приемке двигателя н эксплуатационными ограничениями для определения сертификационных, эксплуатационных и прочностных характеристик воздушного судна. Эти данные должны включать мощностьТягу «наихудшего» н «наилучшего» двигателя и должны включать способы определения влияштя на характеристики двигателя таких факторов, как изменение отборов воздуха и мощности, скорости полета, давления, температуры и влажности окружающей среды.

(3*) Для вертолетных .двигателей, имеющих один или более режимов при одном неработающем двигателе. Заявитель должен предоставил» данные по параметрам и изменению характеристик двигателя, чтобы дать возможность Разработчику воздушного судна разработать методы реализации располагаемой на воздушном судне мощности при одном неработающем двигателе.

(Ь) Руководство по эксплуатации

(1)    Эксплуатационные отравления, уста-иов ленные Компетентным органом.

(2)    Режимы работы по мощности или тяге и методики приведев1я к стандартным атмосферным условиям.

(3)    Рекомендованное процедуры при нормальных и предельных условиях окружающей среды для:

(i) запуска;

(и) работы на земле; и

(ш) работы в полете.

(4)    [Зарезервирован]

(5)    Описание основных и всех резервных режимов работы системы управления двигателя, а также любой дублирующей системы, вместе с соответствующими отравлениями, и ее взаимодействия с системами воздушного судна, включая воздушный ввп в случае его применения.

(с) [Зарезервирован]

33.7. Режимы работы двигателя

и эксплуатационные ограничения

(a)    Режимы работы и эксплуаташюише ограничения устанавливаются Компетентным органом н отражаются в Карте данных Сертификата типа двигателя в соответстви! с АП-21, включая режимы н огравлеии. основанные на условиях эксплуатации и сведениях. указанных в данном параграфе, и любой другой информации. которая признана необходимой для безопасной эксплуатащш двигателя.

Режимы двигателя по мощности вАиш тяге должны устанавливаться при стандартных атмосферных условиях, без какого-либо отбора воздуха для обслуживания воздушного судна, и только с теми установленными агрегатами которые являются неотъемлемыми д ля функционирования двигателя, включая систему управле-ния. если другое не заявлено в Карте данных Сертификата типа двигателя.

(b)    Для поршневых двигателей режимы и эксплуатационные ограничения устанавливаются применительно к следующему:

(1) Мощности или крутящему моменту, частоте вращения, давлению в подводящем коллекторе и продолжительности работы на критической по давлению высоте и на высоте, соответствующей по давлению стандартной атмосфере на уровне моря, для:

(1)    установленной максимальной продолжительной мощности (при работе без наддува или работе на каждом режиме наддува, когда применяется); и

(и) установленной взлетной мощности (при работе без наддува или работе на каждом режиме наддува, когда применяется).

(2)    Маркам топлив и спецификациям, включая присадки, когда применяются.

(3)    Маркам масла и спецификациям.

(4)    Температуре:

(i) щпннлра ши охлаждающей жшкости;

(и) масла на входе в двигатель; н

(in) газа на входе в колесо турбины турбонагнетателя.

(5)    Давлению:


(О топлива на входе: и

(й) масла в главной магистрали.

(6)    Крутящему моменту привода агрегате® и моменту, обусловленному консольным креплением агрегатов.

(7)    Ресурсу ком попета.

(8)    Частоте вращения колеса турбины турбонагнетателя.

(1Ф) Маркам охлаждающей жидкости и спецификациям

(с) Для газотурбинных двигателей режимы и эксплуатационные ограничения устанавливаются применительно к следующему:

(1) Мощности, крутящему моменту или тяге, частоте вращеюм. температуре таза, продолжительности неп!)ерывной работы для:

(i) установленной максимальной продолжительной мощности или тяги (форсированной);

(1)    установленной максимальной продолжительной мощности или тяги (нефорафованной);

(й) установленной взлетной мощности или тяги (форсированной);

(iv)    установленной взлетной мощности или тяги (нефорсированной):

(v)    установленной 30-м пнут ной мощности при одном неработающем двигателе;

(vi)    установленной 2.5-мннутной мощности при одном неработающем двигателе;

(vi) установленной продолж1ггелыюй мощности при одном неработающем двтгателе:

(vn) установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе;

(ix)    установленной 30-секундной мощности при одном неработающем двигателе; и

(x)    работы при использовании в режиме вспомогательного двигателя.

(2)    Маркам топив и спецификациям, включая присадки, когда применяются.

(3)    Маркам масла и спецификациям.

(4)    Спецификациям на гидравлическую жидкость.

(5)    Температуре:

(i) масла в месте, установленном Заявителем;

(ii)    (Зарезервирован];

(iii)    [Зарезервирован].

(iv)    топлива в месте, установленном Заявителем; и

(v)    наружных поверхностей двигателя, если это установлено Заявителем.

(6)    Давлению:

(i) топлива на входе;

(и) масла в месте, установленном Заявителем:

(iii)    [Зарезервирован];

(iv)    гидравлической жидкости.

(7)    Крутящему моменту привода агрегатов и моменту, обусловленному консольным креплением агрегатов.

(8)    Ресурсу компонента.

(9)    Фильтрации топлива.

(10)    Фильтра мни масла.

(11)    Отбору воздуха и отбору мощности.

(12)    (Зарезервирован).

(13)    Неоднородности потока воздуха на входе в двигатель.

(14)    Превышению частот вращения валов роторов при переменных процессах. числу случаев н продолжительности превышения частот вращения.

(15)    Превышению температуры газа при переменных щюиессах. числу случаев н продол-жигелыюстн превышения температуры.

(16)    Превышению крутящего момента двигателя при переменных процессах, числу случаев превышения и продолжительности превышения крутящего момента.

(17)    Максимальному превышению крутящего момента двигателя для турбовинтовых и турбо-вальных двигателей со свободной турбиной.

(18) [Зарезервирован]

(1*) Максимально допустимым частотам вращеши роторов.

(2Ф) Максимально допустимой температуре газа.

(3*) Максимально допустимому крутящему моменту на выходном валу.


(d) При определении характеристик двигателя и эксплуатационных ограничен в расчет должны приниматься общие ограничения точности системы управления двигателем и приборов, необходимых для управления двигателем, как это указано в 33.5(a)(6).

33.8. Выбор режимов работы двигателя по мощности и тяге

(а) Запрашиваемые для се|гтнфпкании режимы работы двигателя по мощности и тяге должны быть выбраны Заявителем.

(Ь) Каждый выбранный режим должен соответствовать минимальной мощности или тяге, которую все двигатели данною тина могут развивать в условиях, принятых для определения такого режима. Должен быть установлен минимальный объем испытаний, вместе с соответствующими условиями необходимый для гарантии того, что двигатели будут соответствовать этому требованоо.


РАЗДЕЛ В ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ, ИСПЫТАНИЯ. ОК1ЦИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


33.11. Применимость

В данном разделе изложены общие требования к проектн}>овашпо, конструкции и испытаниям поршневых и газотурбинных двигателей воздушных судов.

33.13.    [Зарезервирован]

33.14.    [Заре 1ервнрован|

33.15.    Материалы

Пригодность и долговечность материалов, используемых для изготовления деталейдвигателя, его систем и агрегатов, должны:

(a)    Устанавливаться на ос нова rani опыта использовашп ниш результатов испытаний с учетом условий работы материалов в двигателе; и

(b)    Соответствовать действующим стандартам. сертификатам, паспортам и техническим условиям, которые гарантируют прочностные и другие свойства материалов, принятые при проекпцюваннн. Принимаемые при расчетах прочности значеш<я характеристик матерназа должны соответствовать статистически обоснованным минимальным значениям характеристик. реализуемых в детали (заготовке детали):

(1*) Оцениваться с учетом влияю» окружающих условий, ожидаемых в эксплуатации, технологических особенностей изготовлены деталей (поверхностное упрочнение, дополнительная термическая обработка и др.).

(2*) Обеспечивать там. где возможно, защиту двигателя от коррозии без использования внутренних и внешних ингибиторов коррозии.

33.15А. Технологии изготовлении

(а) Конструкторская Документами на двигатель должна предусматривать требоваши к технологии изготовления н ремонта.выполнение которых должно обеспечить в ожидаемых усло-внях эксплуатации поддержание в допустимых пределах установленного конструкторской Документацией качества деталей и узлов двигателя.

(1) Чертежи для каждого компонента двигателя и для каждой детали об орудова ши должны давать потные подробные данные о конструкции

и используемых материалах. Должны быть указаны тип (состав, технология получения) запойного покрыли и. когда применимо, качество поверхности, обеспечиваемое прнменяе-мымн методами обработки и свойствами поверхностного слоя. Любые нспыташи, необходимые для контроля качества изготовления Komi кию шов или оборудоваши двигателя, должны быть указаны на соответствующих чертежах, непосредственно или путем ссылки на соответствующие Документы.

(2) За исключением случаев, согласованных с Компетентным органом, каждая деталь должш быть маршфована. Требоваши к маркировке должны быть указаны на чертеже.

(b)    Элементы роторов двигателя, при разрушении которых не обеспечено исключение опасных. связанных с двигателем, последствий, должны подвергаться нсразрушаюшему контролю на всех этапах производства, а также контролю механических свойств материала, из которого они изготовлены. Технологический процесс протводства этих элементов должен быть отнесен к особо ответственным фоцессам и должен гарантировать обеспечение требований п. (а) данного параграфа.

(c)    Детали и агрегаты двигателя должны быть защищены от коррозии в эксплуатации и при хранении.

(d)    Основные детали должны маркироваться так. чтобы можно было получить необходимые сведеши об этих деталях. Должна быть обеспечена прослеживаемость шготовлегаи основных деталей. При изготовлении основных деталей и при выполнении особо ответственных технологических п|)оцессов лонжей предусматриваться повышенный объем их контроля.

(e)    Детали газотурбинного двигателя, неправильная сборка которых может привести к опасным. связаш1ым с двигателем, последствиям, должны быть сконструированы так. чтобы свести к минимуму рнск их неправильной установки или. когда это невыполнимо, должны иметь постоянную маркировку, указывающую их правильное положение при сборке.


(О Модули двигателя, которые в эксплуата-шш могут заменяться независимо от других модулей, должны быть определены и маркированы таким образом, чтобы гарантировать прослеживание изготовления деталей, входящих в модуль, и обеспечить управлеште взаимозаменяемостью таких модулей.

33.17. Пожарная бо {опасность

(a)    Проект нрованне и констру^юванне двигателей и используемые материалы должны быть такими, чтобы свести к мшшмуму вероятность пожара, его распространение во время обычной работы и в условиях отказа, а также последствия такого пожара.

Дополнительно при проектировании и кон-струтфованнн газотурбинных двигателей должна быть минимизирована возможность возникновения пожара внутри двигателя, который может привести к разрушению конструкюш или опасным.связанным с двигателем.последствиям.

В конструкции газотурбшпюго двигателя должны быть предусмотрены меры для предотвращения утечки масла через масляные уплотнения валов и его возгорания.

(b)    За исключением случаев, указанных в пп. (с) и (е) данного параграфа, любые внешние магистрали, соединения и другие компоненты, в которых ццжулируют или содержатся воспламеняющиеся жидкости при нормальных условиях работы двигателя, должны быть огнестойкими или огненепроницасмымн. как определит Ком потешный орган. Эти ком попеты должны быть экранированы иди расположены таким образом, чтобы исключить воспламенение жидкости в случае утечки.

(c)    Баки содержащие воспламеняющиеся жидкости, связанные с ними перекрывные устройства и узлы их крепления, которые являются частью двигателя и устанавливаются на нем, должны быть огненепронннаемымн или за счет коне груцювания пли за счет постановки за попы, за исключением случая, когда повреждение от пожара не будет приводтъ к утечке или выбросу опасного количества воспламеняющейся жидкости

Для поршневых двигателей, имеющих встроенный маслоотстойник вместимостью менее 24 л. не требуется, чтобы маслоотстойник был огненепроницаемым или защищен огне не про нн-паемым экраном.

(d)    Компонент двигателя, спроектированный. сконструированный и установленный для выполнения функции противопожарной перегородки должен быть:

(1)    огненепроницаемым;

(2)    сконструирован так. чтобы опасное количество воздуха, воспламеняющейся жидкости или пламя не могли пройти вокруг противопожарной перегородки или сквозь нее;

(3)    защищен от коррозии.

(e)    В дополнение к требованиям пп. (а) и (Ъ) данного параграфа компоненты системы управления. которые расположены в установленной пожароопасной зоне, должны быть огнестойкими пли огненепроницаемыми. как определит Компетентный орган.

(О Накопление опасного количества воспламеняющихся жидкостей и паров должно предотвращаться дрейфованием и вентиляцией.

(g)[Зарезервирован]

(а*) Если в конструкции газотурбинного двигателя предусмотрен перепуск воздуха ю компрессора и отвод воздуха ю суфлирующих полостей масляной системы, то воздух должен отводиться не в подкапотное пространство, а в атмосферу или в наружный контур двухкоигур-ного двигателя.

(Ь*) Элементы конструкдаи. которые образуют узлы креплешзя двигателя, должны быть огиепепроннцаемыми. что должно обеспечиваться либо свойствами самой конструкции, либо защитой указанных узлов огнене^юищае-мыми экранами.

(с*) Должны быть выполнены огнестойкими за счет конструкции или с помощью защиты входящие в типовую конструкцию двигателя воздухопроводы. разрушение которых от мздействн пожара может привести к палаче воздуха в зону горения (для газотурбинных двигателей и поршневых двигателей с турбонагнетателями).

33.17А. Электрическое соединенно

Любые компоненты, модули, оборудование и агрегаты, которые восприимчивы к статическим разрядам или току при электрических отказах, пли являются потенциальными источниками разрядов ши тока, должны быть заземлена на основную массу двигателя для сведения к минимуму накопления электростатического


или электрического заряда, который мог бы стать причиной:

-    возгорания в областях, где могут присутствовать воспламеняющиеся жидкости или их пары.

поражения электрическим током.

-    неприемлемых помех для электрического или электронного оборудования.

33.19. Прочность

(а) Двигатель должен быть спроектирован и сконструирован таким образом, чтобы свести к минимуму развитие опасных состояний двигателя в период между ремонтами

При проект и]ювашот корпусов роторов вентилятора, компрессора, турбины должна обеспечиваться локализация повреждений вследствие разрушения рабочей лопатки. Вторичные явления, возникающие при разрушении лопатки, не должны приводнть к опасным, связанным с двигателем, последствиям.перечисленным в 33.75 (g)(2).

Должны быть определены размеры, уровни энергии и проходящие вне корпусов роторов вентилятора, компрессора, турбины траектории фрагментов, образовавшихся в результате разрушения лопатки ротора.

Должны быть обоснованы и представлены данные (на основании расчета или испытаний, или того и другого), чтобы Разработчик воздушного судна смет оценить нагрузки, воздействую-щне на конструкт по и системы воздушного судна при работе двигателя с дисбалансом и во время продолженного вращения ротора с дисбалансом после выключешзя двигателя, которое следует за разрушением лопатки при демонстрации соответствия 33.94. Если разрушение вала, подшипника или опоры подпшглшка приводит к возникновению усилий, превышающих указанные. то такие события до.тжны быть оценены.

(1Ф) Элементы роторов двигателя, при разрушении которых не обеспечена локализация фрагментов внутри корпусов двигателя (диски, проставит втулки и др.). должны обладал, достаточной прочностью, чтобы гцютпвостоять максимальным механическим и тепловым нагрузкам, возможным в ожидаемых условиях эксплуатации.

(2*) Элементы статорной конструкции находящиеся в непосредственной близости к вращающимся деталям, должны быть расположены таким образом, чтобы любое трение, вызванное:

(?) температурным расширением или сжатием деталей до предельных значений перемещения в диапазоне эксплуатационных условий двигателя: ити

(и*) перемещением, возникшим в результате вероятной поломи! статорных или вращающихся деталей

- не приводило к возникновению опасных, связанных с двигателем,последствий. В качестве альтернативы может быть предусмотрено устройство, предупреждающее о таком непреднамеренном перемещении.

(3*)[Зарезервирован]

(4*) Ситовой корпус камеры сгорания должен иметь достаточную статическую и циклическую прочность. Конструкция корпуса камеры сгорания должна в пределах устанавливаемого ресурса обеспечивать предотвращен!» развнгня трещин до кригичесп!х размеров.

(5*) Агрегаты, имеющие ротор с высокой кинетической энергией, до.тжны удовлетворять одному из следующих требований:

(?) разрушения ротора не приведут к образованию нелока.тнзованных фрагментов с высокой энергией; ити

(i?) установлен приемлемый уровень прочности конструкции, включающей роторы с высокой энергией: или

(ii?) приемлемая для Компетентного органа комбинация (?) и (i?).

(6Ф) При проекпфованин должно быть уделено внимание исключению риска значительного разрушеши корпусов двигателя (особенно тех. которые испытывают нагрузки от высокого давления) в случае местного разрушения корпуса или повреждения корпуса, возникающего, например, от факельного пламени при разрушении камеры сгорания.

(Ь) Любой компонент системы управления шагом лопастей воздушного вштга. который является частью типовой конструкции двигателя, должен соответствовать требованиям 35.21. 35.23. 35.42 и 35.43 АП-35.


33.21. Охлаждение двигателя

Двигатель должен быть спроектирован и сконструирован так. чтобы было обеспечено его необходимое охлаждение в ожидаемых условиях эксплуаташш

Любая зависимость от предполагаемых условий установки на воздушном судне должна быть заявлена в Руководстве по установке или Разделе Руководства по эксплуатации.

33.23. У мы крепления двигателя и прилегающие к ним элементы конструкции

(a)    Для узлов крепления двигателя и прилегающих к ним элементов конструкции должны быть указаны максимально допустимые эксплуатационные и предельные нагрузки.

(b)    Должно быть показано, что узлы крепления двигателя и прилегающие к ним элементы конетруюqоI выдерживают:

(1)    указанные максимально допустимые эксплуатационные нагрузки без остаточной деформации:

(2)    указанные предельные нагрузки без разрушения. но при этом может иметь место остаточная деформация.

33.25. Присоединение агрегат ов

(а*) Двигатель должен нормально работать с загруженными приводами и узлами присоединения агрегатов.

(Ъ*) У злы крепления и приводы устанавливаемых на двигатель агрегатов должны быть спроектированы так. чтобы:

(1*) обеспечивалась безопасная работа двигателя с установленными агрегатами, и

(2*) разрушение агрегатов не приводило в дальнейшем к опасным, связанным с двигателем, последствиям.

(с*) Приводы и узлы грисоединепия. требующие для шлицев выходного вала или соедшпггелыюй муфты смазки от масляной системы двигателя, должны иметь уплотнения, предотвращающие неприемлемые потери маета и загрязнение от источников, находящихся снаружи полости, в которой расположено соединение привода.

(d*) Конструкция двигателя должна допускать необходимые для его эксплуатации проверка регулировки или замены агрегатов.

(е*) Каждый установленный на двигатель агрегат (узел присоединения агрегата или его привод) должен иметь «слабое звено» пли устройство для зашиты двигателя от перегрузки при отказе агрегата.

(Г*) Должны быть оценены возможность и последствия неправильного присоединения агрегатов или узлов присоединения агрегата. Для предогвращения неправильного присоединения должны быть приняты конструктивные меры зашиты.

33.27. Роторы турбин, компрессоров,

вен I или торов н т ypoouai нетат е.тей

(а) Для каждого ротора вентилятора, компрессора. турбины и турбонагнетателя Заявитель должен установить с помощью испытания, расчета или сочетания того и другого, что каждый ротор не будет разрушаться при работе в составе двигателя в течение 5 минут при тех условиях, определенных в п. (Ь) данного параграфа. которые являются наиболее кршичссюми по отношению к прочности такого ротора

(1)    Испытуемые роторы, используемые для демонстрации соответствия этому параграфу, которые не имеют наиболее неблагоприятного сочетания свойств материалов н допусков на размеры. щ)едусмотренных его типовой конструкцией. должны быть испытаны при условиях, от-регулн}юванных для гарантии того, что ротор с наиболее неблагоприятным сочетанием свойств обладает требуемой возможностью по превышению частоты вращения.

Это может быть выполнено с помощью увеличения испытательной частоты вращения, температуры и / или нагрузок.

(2)    Когда испытание двигателя используется для демонстрации соответствия условиям превы-шепия частоты вращения, перечисленным в пп. (b)(3) или (b)(4) данного параграфа, и отказ компонента нтн системы является внезапным и неустановнвганмся. то может оказаться невозможной работа двигателя в течение 5 минут после отказа. При таких обстоятельствах реальная продолжительность превышения частоты вращения является приемлемой, если достигается требуемое макошальное превышение частоты вращения.

(Ь) При определении условий максимального превышения частоты вращения цшмешгельво к каждому ротору для того, чтобы соответствовать пп (а) и (с) данного параграфа. Заявитель


должен оценить следующие частоты вращения ротора, учитывая рабочие температуры детали и температурные градиенты в пределах области рабочих режимов двигателя:

(1)    120 % ее от максимально допустимой частоты вращения ротора, свя занной с любым из режимов двигателя, за исключением режимов при одном неработающем двигателе лродолжн-тельнос1ью менее 25 минут.

(2)    115 % ее от максимально допустимой частоты вращения ротора, связашюй с любым из режимов при одном неработающем двига теле продолжительностью менее 2.5 минут (установленной 30-секундной мощности и установленной 2-минутной мощности при одном неработающем двигателе).

(3)    105 % от наивысшей частоты вращения, которая будет в результате или:

(i)    Отказа ком попе in а ши системы, который в представительной установке двигателя на воздушное судно является наиболее критическим вотношевин превышения частоты вращешя при работе на любом режиме за исключением режимов при одном неработающем двигателе продолжительностью менее 2.5 минут, или

(ii)    Отказа любого компонента ши системы в представительной устазювке двигателя на воздушное судно в сочетании с любым другим отказом компонезгга или системы, который обычно не может быть обнаружен при плановой предполетной проверке или во время нормаль-ного полета, и который является наиболее критическим в отношении превышения частоты вращения, за исключением случаев,охваченных в п. (с) данного параграфа, при работе на любом режиме, за исключением режимов при одном неработающем двигателе продолжотель-ностью менее 2.5 минут.

(4)    100 процентов от наивысшей частоты вращения ротора в результате отказа компонента или системы, который в представительной установке двигателя на воздушное судно является наиболее критическим в отношении превышения частоты вращения, при работе на любом режиме при одном неработающем двигателе продолжительностью менее 2.5 минут.

(с) Наивысшее превышение частоты вощения в результате полной потерн нагрузки на роторе турбины должно быть включено в условия превышения частоты вращения, рассматриваемые в П.П. (b)(3)(f), (b)(3)(D) и (b)(4) дашюго

параграфа, независимо от того, является ли это превышение частоты вращения результатом отказа внутри двигателя или вне двигателя. Превышение частоты вращения в результате какого-либо другого единичного отказа должно бьпъ рассмотрено при выборе наиболее ограничивающих условий превышения частоты вращения для каждого ротора.

Превышения частоты вращения в результате комбинации отказов должны быть также рассмотрены. если Заявитель не сможет показать, что вероятность возникновешм комбинации является не более чем крайне маловероятная (диапазон вероятностей от 10 7 до 109 на час наработки двигателя в полете).

(d) Дополнительно Заявитель должен продемонстрировать. что каждый ротор вентилятора, компрессора, турбины и турбонагнетателя соответствует ilil (d)(1) и (d)(2) дашюго параграфа для максимального превышения часюты вращения. достигаемого при воздействии условий, указанных в пп. (b)(3) н (b)(4) данного параграфа. Для определения требуемых условий испытаний Заявитель должен использовать подход, изложенный в п. (а) данного параграфа.

(1) Увеличение размеров ротора не должно вызывать на двигателе:

(1)    Возгорания,

(ii)    Вылета обломков с высокой энергией сквозь корпус двигателя или опасного разруше-ния корпуса двигателя.

(iii)    Создания нагрузок больше предельных нагрузок, указанных в 33.23(a). ши

(КО Потерю возможности выключения.

(2)    После превышения частоты вращения >1 последующей работой на деталях ротора не должно быть трещин или деформ а щА которые препятствуют безопасной эксплуатации двигателя в течение возможного продолжения работы после заброса частоты вращения

(с) Конструкция и функционирование устройств, систем и приборов, а также методы управления двигателем, не указанные в 33.28. должны обеспечивать отсутствие превышений тех эксшуатанионных ограничений двигателя, которые влияют ва механическую целостность роторов турбин, комцэессоров, венгшяторов и турбонагнетателей.

(Г) (Зарезервировано]


Хк

п/п

Обозначение

■тевення

Лк

по

Обошченнг

шменення

2

Поправка 33-2 ввезена 17.02.12 Раздел А

33.1(b) - изменен 33.4 - изменен

33.5(аХ4) - (аХб) - введены. (аХ1*) - (вХЗ*) - введены; (ЪХ4). (ЬХ5). (с) - введены

33.7(a). (ЪЮХО. (ЬХ1Х«). 0>Х7). (сХО. (сХ1Х»>(сХ1Х»х). (сХ8). (сХ«6) - изменены,

ООО7). (сХ1^) - введены; (с)(3*) - изменен; (d) - введен 33.8(b) - изменен

Раздел В

Раздел В - заголовок изменен 33 14 - изменен 33 15(a). (Ь) - изменены.

Примечание - изъято,

(1*), (2*). (а*) - введены 33 15А(1Ха), (1)(Ъ) - введены:

(2). (4) - изменены; (5), (6) введены 33 17(а)-(е) - изменены; (еХ1*).

(eX2*).(f).(g) -введены, (а*). (Ь")~ изменена нумерация: (d*), (с*), (1*}-(3*) - изъяты

33 17А - введен

33 19(a), (2*)-изменены; (2-Xi*). (2*Xii*) -введены; (3*)-(5*) - изменены; (5*)(i*)-(iii*). (6*) - введены; <Ъ) - изменен 33.21 - изменен

33.23(b), (ЪХО, ОХ2Х (1*)-изменены,

(а*)- введен

33.25 - изменен; 33.25(1*) - введена нумерация; (2*). (2*Xi*), (2*Xii*) - введены; (3*>-(5*) - введена нумерация: (6*)- введен 3327(a). (b). (cX2Xi>(cX2Xiv) - изменены. (1*), (2*)- изменены, изменена нумерация, (сХ2Х'0 ■ изменен 33.28 - заголовок н текст изменены 3329(c). (сХ1Мс)(3) - изменены; (сХ4), (db(l>)- введены; (hXlXO'X3) - введены 33.30 - введен ЗЗ.ЗОА - введен

Раздел С

33.33    - изменен

33.34    - введен 33.35(c). (d) - изменены 33.37(а*) - введена нумерация:

(Ь*) - введен

33.37А - введен

33.39(a) - (с)-изменены; (а*),

(Ь*) - введены

33.39А - изменен; (a)-(d) - изменены 33.39В - введен

Раздел I)

33.42    - изменен; (a*)-(d*) - введены 33.42А - изменен; (а). (Ъ) - введены

33.43    - изменен заголовок;

(a), (d) - изменены

33.45(a). lb) - изменены

33.47 - изменен, изменен заголовок:

(а*), (Ъ*) - введены

33.49 - изменен заголовок: (а) - изменен. <аХ1-М*Х4#) - введены; (аХ4*Х«*>-(а)(4вХш*) - введены: (?•) - введена нумерация: (6*) - введен: (Ь) - изменен. (ЬХЗНЪ)(6) - изменены:

(с) изменен; (cXlHcX*). (сХ5>-(сХ8), (с)(Ю) - изменены: (d) - изменен: (dX2)-(dX6) - изменены: (е) - изменен:

(c) (lX*He)(lXiti) - изменены:

(e)(2Xi>-(e)( lXv i) - изменены

33.51    - изменен, изменен заголовок:

33.51    А * введен 33.51В - введен 33.51С - введен 33.51D - введен 33.51Е - введен 33.51F - введен 33.51G - введен 33.51Н - введен 33.53 - изменен 33.55 - изменен 33.57(a) - изменен

Дополнение D33.0JIBC ОЗЗ.ОЛВС.З - изменен заголовок;

(а), <Ь)-изменены

Раздел Е

33.62 - изменен

33.64 - введен

33.64А - введен

33.64В - введен

33.66 изменен, (Ь•) - введен

33.67(a) - изменен; (ЬХбХИ). 0>XWXi>-(ЬХФ0*Ху) введены.

(d)    - изменен 33.67А - изъят

33.67А - изменена нумерация,

(с*) - введен 33.67В - введен

33.68(аХ1*МаХ5*) “ изменена нумерация: (а*) - введен 33.69(a*>-(d#) - введены 33.70 - введен

33.71(a), <сХ4). (сХ9) - изменены

».73(аЧ (я*Х1*Иа*Х2‘), (Ь*).

(Ь*Х1*Ь(Ь*ХЗ#) - введены

33.74    - заголовок н текст изменены

33.75    - изменен

33.76(a), (аХ1МаХЗХ 00(6). |Ъ). (ЬХЗ). Таблица l.(c). (c)(2). (сХ5) - изменены; (с)(6Хк) - изменен, введена нумерация,

(c) (8Xvi) - изменен, введена нумерация. Таблица 2. Таблица 3 - изменены;

(d)    - введен: Таблица 4 - введена

ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр. 2

(g) Если для удовлетворения требований к превышению частоты вращения нспсхтыуется расчет, то аналитические средства должны быть проверены на результатах. п|>едтествук>1пнх испытании с превышением частоты врашешн сходного ротора. Эти средства должны быть п}к>-верены для каждого применяв мото материала.

Ротор двигателя, заявленного на сертификацию. нс должен превышатьусловия для роторов, используемых для проверки аналигических средств, в отношении геометрической формы, рабочих напряжений и температур. Проверка аналигических средств включает оценку возможности прогнозирования увеличения размеров ротора и разрушающей частоты вращения. Прогнозирование должно также показать, что ротор двигателя, заявленного на сертификацию, обладает запасами по разрушающей частоте вращения и увеличению размеров, не меньшими чем у рото|юв. используемых для проверки аналиги-ческих средств.

33.28. Системы управления лвшателя

(a)    Применимость

Эти требования применимы к любой системе или прибору, которые являются частью типовой конструктив двигателя, предназначенной для управления, ограничения или контроля работы двигателя и необходимой для поддержания летной годности двигателя.

(b)    Проверка

(1) Функциональные характеристики

Заявитель должен подтвердить испытаниями, расчетами или сочетанием того и другого, что система управления двигателя выполняет предназначенные функции и при этом:

(i)    Позволяет поддерживать выбранные величины соответствующих параметров управления и удерживать двигатель в пределах одобренных эксплуатационных ограничений при шмснекки окружающих условий в заявленной области полетов;

(ii)    Удовлетворяет требованиям к работоспособности изложенным в 33.51. 33.65 и 33.73. когда это подходит, при всех возможных входных данных системы и допустимой мощности или тяги двигателя, ес ли нельзя продемонстрировать, что отказ функции управления не привода к ситуации, когда вылет воздушного судна невозможен;

(iii)    Позволяет регулировать мощность ититяту двигателя с достаточной точностью в заявленной области условий эксплуатант двигателя:

(iv)    Не создает недопустимых колебаний мощности или тяги.

(2) Ограничения, связанные с окружающей средой

При уставовлежи соответствия требовашям параграфов 33.53 или 33.91 Заявитель должен продеможтрфовать, что заявлешпле условия, связанные с окружающей средой, включая: мощные электромагнитные помехи, внешние мощные электромагнитные поля, молнию и импульсы электрического тока, индуцируемые молнией. - не будут неблагоприятно воздействовать}» функциошрование системы управления двигателя. В инструкциях но установке двигателя должны быть указаны ограничения, в пределах которых система управления была квалифицирована.

(с) Смена |>ежимов управлении

(1) Заявитель должен продемонстр1чх>вать. что если отказ irm неисправность приводит к переходу с одного режима управления на другой, с одного капала управления на другой или с основной системы управления на резервную. то шменение происходит таким образом, что:

(1)    двигатель не превышает любое из эксплуа-тационных ограничений:

(ii)    на двигателе не возникают пом паж. срыв потока или недопустимые изменения ши колебания мощности или тяги, или другие неприемлемые признаки: и

(iii)    в системе управления двигателя существуют средства для предупреждения летного экипажа на случай, если от экипажа требуется произвести изменение и отреагировать на изменение режима управления, пли для осведомления экипажа об изменении режима управле>01я Эти средства предупреждения экипажа должны быть описаны в Руководстве по установке двигателя или разделе Руководства по эксплуатации, а действия экипажа должны быть описаны в Руководстве по эксплуатации двигателя.

(2)    Величина любого ]пмене!<ия мощности или тяги и соответствующее время юменения должны быть определены и описаны в Руководствах по уста»к>вке и эксплуатации двигателя.


.Vt н п

Обозначение

пменення

Раздел F

33.82    * изменен: (a*)-(f*) - введены

33.83    - изменен заголовок:

(b)    - изменен 33 84 - введен 33.85(a). (Ь)-изменены 33.87 - изменен заголовок:

(а), (аХ1>-(а)(6) -изменены. (aX6Xi>-(лХбХ'н) - введены;

(«Х7). (аК8). (Ъ). (b)(l>-(bX4). (b)(6). (с). (сХ1)-(сХЗ) - глмснсны: (сХ4) - введен; (сХ5) - изменен, изменена нумерация:

(c) (6) - изменена нумерация:

(сXT) - изменен, изменена нумерация;

(d) . (dXD-(dX7). (е). (eXD. («Х2Х (ft

(fXl)-(f)(S) - изменены 33.88(a) - изменен: (b) - нтменен. изменена нумерация:

(с) - изменена нумерация

33.89    изменен заголовок:

(а), (Ь) - изменены

33.90    - заголовок и текст изменены 33.91(c) - изменен

33.92 - изменен, (Ъ), (с) - изменены 33.93(a). <аХ2). (Ь). (с) - изменены 33.94(a). (аХ1). (аХ2) - изменены;

(а*) - введен

33.95- изменен, изменен заголовок 33.96(d) - изменен 33.97(a) - изменен 33.99(a) - изменен

Приложение А

А.33.4 - заголовок н тексг изменены Приложение В

Примечание к рнс. В1 - изменено

Лоно, пин не D33.1

D3311-D3 3.1.3, D33.1.6-D33.1.7,

D33 1 13-D33.1 16. D33.I.19, D331J25-D33 1.27, D33.1.29, D33 1.32. D33.1.34, D33 1.36 - изменены; D33.1.41-D33.1.52 -введены

Дополнение D33.2

Допо.тненне D33.2 - изменен заголовок: D33.2.1, D33.2.1(l>-D33.2.1(3) - изменены: Примечания - введены.

D33.2.2. D33.2.3 - изменены;

D33.2.4 - введен

Дополнение D33.3 D33.3(2), (5) - изменены


п/п

Оботначекше

Н)чевигая

3

Поправка 33-3 введена 15.03.18 Раздел А

33.1(a) и (Ь) - изменены 33.5(a)(4) и (аХФ - изменены 33.7(ЬХ1М2).(7); (cXD.(2).(8) и (d) - изменены. (ЪХ1*) “ введен 33.8(b) - изменен

Рвзяел В

33.11 - изменен

33.14 - изменен

33.15(b) - изменен

33.15А(Ь) - изменен

33.17 - изменен

33.19(a) - изменен

33.21 - изменен

33.23(ЬХИ) и («•)- изъяты

33.25 - изменен

33.27 - изменен

33.28(ЬХ1)(ц), (g)®0*) -изменены;

(ЬХ1*) ” введен

Раздел С

33.37А(а) - изменен 33.39А Заголовок - изменен

РязлелО

33.42А(Ь) - изменен

33.43(c) и (d) - изменены

33.45(a) - изменен

33.47(а*) н (Ь*> - изменены

33.49(bX2) (сХ5) (cX2Xv0 “ изменены

33.51    А(Ь) переобозиаченкжзк (ЬХ1Х (ЬХ2).(3),(4) - введены

33.51    В(а) -изменен 33.51С\Ъ) н (d) - изменены 33.51D- изменен

33.51    Е- изменен

33.51    F(a) -изменен 33.53 - изменен 33.55(b) - изменен 33.57(a) — изменен

Ра1л*л Е

ЗЗ.б4(аХО и <a)(2)(i> - изменены

33.61В Заголовок н текст - изменены

33.65 - изменен

33.67(a) и (а*) - изменены

33.67А Пункт (а*Х (Ь*) и (с*)

персобозначсиы как (а). (Ь) н (с).(с) -изменен

33.68    Заголовок н (а) - изменены,

(Ь) и (а#) переобозначены как (d) и (е);

(Ь) и (с) - введены

33.69    - изменен

33.70    Вводный текст - изменен

33.71    (сХ4) - изменен 33.74 - изменен

33.75(аХЗ). <с)ШвХ2ХЦ) - изменены


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр.З


.V* п п

Обозначение

изменения

33.76(a). (ЬХЗ). (с). (dX2) (4)(i) (5) (7) -изменены 33.77 - изменен 33.78(aXl) (b)(d)- изменен

Раздел F

33.82(d*) - изменен

33.83 - изменен

33.84(аХ1). (b)(2) -изменены

33.87(аХ5). (^ii) (т). (7>. (cXl). (<DOX (е).

(0 вводный текст.

(fX**) изменены;

<ЪХ1в) н lbX2*) “ введены

33.88    Заголовок, (в) н (Ъ) - изменены

33.89    (аХЗ) - изменен

33.90    Вводный текст - изменен.

(а) и (Ъ) - введены

33.91    Заголовок, (а), (Ь) - изменены 33.93 (аХ1). (Ъ). (с) - изменены

33 94 (а). (Ь) вводный текст,

(ЬХ2) - изменены

33.95    (а*) - изменен

33.96    Вводный текст н (Ъ) - изменены 33.99 (а) - изменен

Раиел G

Раздел G - введен 33.201 - введен 33.203 - введен

ПРИЛОЖЕНИЕ А

А.33.1. (с) - изменен

А.33.3. (аХ4) -06). (8); (ЬХЗ) (4) - изменены, (с) - введен

А.33.4. Заголовок и (а) - изменены

ПРИЛОЖЕНИЕ С

Приложение С -введено

ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Приложение D-введено

ДОПОЛНЕНИЕ D33A D33 1.5 - изменен,

D33 1.54.. D33 1 55., D33 1.56., -введены

ДОПОЛНЕНИЕ D33.2 Дополнение О33.2-нзьято

ДОПОЛНЕНИЕ D33J Дополнение ОЗЗ.З-нзьято


.V*

ап

Обозначение

тиснения


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИИ. Стр. 4


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ    ................................................................................................................................ 5

РАЗДЕЛА - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...................................................................................... 7

33.1.    Применимость........................................................................................................ 7

33.3.    Общие положения .................................................................................................. 7

33.4.    Документация по поддержанию летной годности.................................................. 7

33.5.    Документация по установке и эксплуатации двигателя ......................................... 7

33.7.    Режимы работы двигателя и эксплуатационные ограничения ................................ 8

33.8.    Выбор режимов работы двигателя по мощности и тяге ......................................... 10

РАЗДЕЛ В    ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ, ИСПЫТАНИЯ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...................................................................................... 11

33.11.    Применимость........................................................................................................ 11

33.13.    [Зарезервирован]..................................................................................................... 11

33.14.    [Зарезерв!фован].................................................................................................... 11

33.15.    Материалы.............................................................................................................. 11

33.15А. Технология изготовления ........................................................................................    11

33.17.    Пожарная безопасность.......................................................................................... 12

33.17А.    Электрическое соединение...................................................................................... 12

33.19.    Прочность.............................................................................................................. 13

33.21.    Охлаждение двигателя............................................................................................ 14

33.23.    У злы крепления двигателя и прилегающие к ним элементы конструкции ............. 14

33.25.    Присоединение агрегатов....................................................................................... 14

33.27.    Роторы турбин, компрессоров, вентиляторов и турбонагнетателей........................ 14

33.28.    Системы управления двигателя.............................................................................. 16

33.29.    Присоединение приборов........................................................................................ 18

33.30.    Двигатели для выполнения акробатических полетов.............................................. 19

33.30А.    Испытания - хронология......................................................................................... 20

РАЗДЕЛ С - АВИАЦИОННЫЕ ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ ........................................................ 21

33.31.    Применимость........................................................................................................21

33.31 А.    Аналю напряжений................................................................................................. 21

33.33.    Вибрации.................................................................................................................21

33.34.    Роторы турбонагнетателей...................................................................................... 21

33.35.    Топливная система и система всасывания..............................................................21

33.37.    Система зажигания.................................................................................................21

33.37А.    Система охлаждения............................................................................................... 22

33.39.    Масляная система...................................................................................................22

33.39А.    Аналю откатов......................................................................................................... 22

33.39В.    Ручная прокрутка.................................................................................................... 23

РАЗДЕЛ I)    АВИАЦИОННЫЕ ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ.

КОМПЛЕКС ИСПЫТАНИЙ..................................................................................................... 24

33.41.    Применимость........................................................................................................ 24

33.42.    Обшне положения.................................................................................................. 24

33.42А.    Применение топлив и масел.................................................................................. 24

33.43.    Вибрационное испытание......................................................................................24

33.45.    Калибровочные испытания .................................................................................... 25

33.47.    Детонационное испытание..................................................................................... 25

33.49.    Длительное испытание ......................................................................................... 25

33.51.    Эксплуатационное ncnuraiBie............................................................................... 30

33.51А.    Испытание при обратной вспышке........................................................................ 30

33.51В.    Испытание по проверке запуска............................................................................ 30

33.51С. Испытание по проверке запуска при ншких температурах

окружающею воздуха........................................................................................... 31

33.51D.    Испытание по проверке приемистости.................................................................. 31

33.51Е.    Испытание при превышении частоты вращения................................................... 31

33.51F.    Испытание с распылением воды............................................................................ 32

33.51G.    Испытание по проверке системы зажигания.......................................................... 32

33.51Н.    Испытание по проверке функционирования воздушного вшла............................. 33

33.53.    Испытания компонентов и систем двигателя........................................................ 33

33.55.    Дефектация после разборки................................................................................... 33

33.57.    Общие замечания к проведению комплекса испытаний......................................... 34

ДОПОЛНЕНИЕ D33.0JIBC ДВИГАТЕЛИ ДНЯ ОЧЕНЬ ЛЕГКИХ

ВОЗДУШ ПЫХ СУДОВ (ОЛВС). ИРОЕКТИ РОИЛИ НЕ И КОНС ГРУКЦИЯ. КОМПЛЕКС ИСПЫТАНИЙ................ 35

D33.0JIBC.1. Применимость............................................................................................... 35

D33.0JIBC.2. Общие положения.......................................................................................... 35

D33.0JIBC.3. Длительное испытание................................................................................... 35

РАЗДЕЛ Е АВИАЦИОННЫЕ ГАЗОТУРЫ1ННЫЕДВИГАТЕ. 111.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ......................................................... 36

33.61.    Применимость....................................................................................................... 36

33.62.    Авалю напряжений................................................................................................ 36

33.63.    Вибрации............................................................................................................... 36

33.64.    Статорные детали двигателя, нагруженные давлением......................................... 36

33.64А.    Валы компрессора, вентилятора и турбины........................................................... 36

33.64В.    Воздействия наклонного положения н гироскопической нагрузки........................ 37

33.65.    Помпажные и срывные характеристики................................................................ 37

33.66.    Система отбора воздуха........................................................................................ 37

33.67.    Топлившя система................................................................................................ 37

33.67А.    Элементы управления............................................................................................ 39

33.67В.    Стартер................................................................................................................. 39

33.68.    Работа в условиях обледенения............................................................................. 39

33.69.    Система зажигания................................................................................................ 42

33.70.    Основные детали двигателя, ресурс которых устанавливается в циклах .............. 42

33.71.    Мас ляная система................................................................................................. 43

33.72.    Системы гидроприводов........................................................................................ 45

33.73.    Приемистость по мощности или тяге ................................................................... 45

33.74.    Продолженное вращение ...................................................................................... 46

33.75.    Авалю безопасности............................................................................................. 46

33.76.    Попадание птиц.................................................................................................... 47

33.77.    Попадание посторонних предметов (льда)........................................................... 52

33.78.    Попаланне дождя и града ....................................................................................... 52

33.79.    [Зарезервирован]..................................................................................................... 53

РАЗДЕЛ F-АВИАЦИОННЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛИ.

КОМПЛЕКС ИСПЫТАНИЙ.............................................................................. 54

33.81.    Применимость ........................................................................................................ 54

33.82.    Общие положения ................................................................................................... 54

33.82А. Применение топлив, масел и гидравлических жидкостей....................................... 54

33.83.    Вибрационное испытание ....................................................................................... 54

33.84.    Испытание с превышением крутящего момента..................................................... 55

33.85.    Калибровочные испытания...................................................................................... 56

33.87.    Длительное испытание............................................................................................. 56

33.88.    Испытания с превышением температуры................................................................ 62

33.89.    Эксплуатационное испытание.................................................................................. 63

33.90.    Испытагое по установлению первоначального технического обслуживания .........63

33.91.    Испытания систем и компонентов двигателя.......................................................... 63

33.92.    Испытания средств блокировки вращения роторов ................................................ 64

33.93.    Дефектами после разборки..................................................................................... 64

33.94.    Проверки локалшапии лопаток и дисбаланса ротора ............................................. 64

33.95.    Испытания систем «двигатель-воздушный винт»................................................... 65

33.96.    Испытания двигателя при использовании в режиме

вспомогательного двигателя .................................................................................. 65

33.97.    Реверсивное устройство........................................................................................... 66

33.99.    Общие замечания к комплексу испытаний .............................................................66

РАЗДЕЛ G - СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛИ..................................................................... 67

33.201. Требоеашя к конструкции

и испытаниям для получения права т» Ранний (Early) ETOPS................................ 67

33.203. Воздействие опасных факторов вулканического облака.......................................... 68

ПРИЛОЖЕНИЕ А - ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ

ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ............................................................................ 69

А.33.1. Общие положения.................................................................................................... 69

А.33.2. Формат.................................................................................................................... 69

А.33.3. Содержаше.............................................................................................................69

А.33.4.    Раздел/Руховодство по ограшненням летной годности.......................................... 70

ПРИЛОЖЕНИЕ В - СТАНДАРТНЫЕ АТМОСФЕРНЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВОДЫ

ПРИ ДОЖДЕ II ГРАДЕ, ПРИНЯТЫЕ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ........ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ С [зарезервировано]....................................................................................... 73

ПРИЛОЖЕНИЕ I) ОБЛАСТЬ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПРИ СМЕШАННОЙ ФАЗЕ И ПРИ КРИСТ АЛЛАХ ЛЬДА

(МОЩНЫЕ КОНВЕКТИВНЫЕ ОБЛАКА)........................................... 74

ДОПОЛНЕНИЕ D33.1 -ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АН 33............................................................ 77

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее -1-е издание Части 33 Авиационных правил «Нормы летной годности двигателей воздушных судов» (АП-33) включает в себя поправки 33-1 - 33-3 к изданию АП-33 1994 года.

Настоящая Часть 33 Лвиац|Ю1шых правит «Нормы летной годности двигателей воздушных судов», включающая поправки 33-1 - 33-3 к изданию АП-33 1994 года, утверждена Постановлением 36-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 15.03.2018 г.

АП-33 с поливками 33-1 -33-3 гармонизированы с соответствующими разделами и приложениями Норм летной годности США 14 C’FR Part 33 с поправками по 33-34 включительно и с требовани-ямн Европейских норм летной годности CS-E с поправками по Е-4 включительно.

Перечень введешых изменений приведен в Листе учета юменений. Индексация изменений содержит: номер парнрафа. номер пункта (подпунктов) и характер изменения (введен изъят, заменен). Например: 33.28(b)(1) и (2) - введены.

4-е тланне АП-33 состоит т разделов А. В, С, D, Е. F, G. Приложений А, В, С и D. Дополнений D33.CWBC,D33.1.

Дополнения D33.0JTOC, D33.1 имеют отдельную нумерацию.

D33.0JTBC содержит требования к проектированию и конструкции. комплекс испыташо! и требования к двигателям для очень легких самолетов:

D33.1 содержит определения основных термшов, используемых в АП-33;

В настоящем издании при введении дополнительных относительно 14 CFR Ран 33 параграфов в их обозначение после цифровой группы дополнительно вводится заглавная буква лапше кого алфавита (А, В, С...), дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (а*. Ь\ с*...), а дополнительные подпункты - арабскими цифрами и символами l ii. iiL.. со звездочками(1*. 2*. 3*...; i*. ii*. iii* ...; i**, ii**).