Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

288 страниц

Купить Авиационные правила Часть 25 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

АП устанавливают нормы летной годности для выдачи Сертификатов типа, Одобрений главных изменений и дополнительных сертификатов типа на самолеты транспортной категории с газотурбинными двигателями.

Каждое лицо, подающее заявку на получение такого сертификата или на внесение в него изменений, должно доказать соответствие применяемым требованиям данных АП

 Скачать PDF

Издание 5 с поправками 1 - 8

Оглавление

Введение

Раздел А - Общие положения

Раздел А-0 - Общие требования летной годности самолета при отказах функциональных систем

Раздел В - Полет

     Общие положения

     Характеристики

     Управляемость и маневренность

     Балансировка

     Устойчивость

     Сваливание

     Характеристики управляемости самолета на земле и воде

     Различные летные требования

Раздел С - Прочность

     Общие положения

     Полетные нагрузки

     Расчетные условия при выполнении маневров и при полете в неспокойном воздухе

     Дополнительные условия

     Нагрузки на поверхности и систему управления

     Наземные нагрузки

     Гидродинамические нагрузки

     Условия аварийной посадки

     Оценка усталостной прочности

     Защита от молнии

     Приложение П25.581

Раздел D - Проектирование и конструкция

     Поверхности управления

     Системы управления

     Шасси

     Корпус и поплавки гидросамолета

     Размещение членов экипажа, пассажиров и груза

     Аварийное оборудование

     Вентиляция и отопление

     Герметичность

     Пожарная защита

     Разное

Дополнение 25D

     Раздел Е - Силовая установка

     Общие положения

     Топливная система

     Агрегаты и элементы топливной системы

     Масляная система

     Охлаждение

     Система подвода воздуха

     Выхлопная система

     Органы управления и агрегаты силовой установки

     Пожарная защита силовой установки

     Раздел F - Оборудование

     Общие положения

     Приборы: установка

     Электрические системы и оборудование

     Светотехническое оборудование

     Спасательное оборудование

     Прочее оборудование

Дополнение 25F

Раздел G - Эксплуатационные ограничения и информация

     Эксплуатационные ограничения

     Трафареты и надписи

     Летное руководство

     Раздел H - Средства передачи энергии, коммутации и монтажа (EWIS)

     Раздел J - Вспомогательная силовая установка

     Общие положения

     Топливная система

     Масляная система

     Охлаждение

     Системы подвода и отбора воздуха

     Выхлопная система

     Органы управления и агрегаты ВСУ

     Пожарная защита ВСУ

     Общие положения

     Функциональные ограничения

     Маркировка и таблички

     Летное руководство самолета

Приложение А

Приложение В

Приложение С - Условия обледенения

Приложение D - Критерии для определения состава минимального летного экипажа

Приложение Е - [Зарезервировано]

Приложение F

Приложение H

Приложение I

Приложение J

Приложение K

Приложение L

Определения и терминология, относящиеся к общим требованиям к летной годности самолета при отказах функциональных систем

Условные обозначения, применяемые в FAR-25 (АП-25), и соответствующие им обозначения, принятые ранее в отечественной практике сертификации (НЛГС-3)

Перечень употребляемых аббревиатур

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

23.10.2015УтвержденСовет по авиации и использованию воздушного пространства
ИзданМежгосударственный авиационный комитет2015 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 25

НОРМЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВвеДСНИС............................................................................................................................................................. 13

Раздел Л - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................. 15

25.1    Назначение .......................................................................................................................... 15

25.2    ['Зарезервирован! ................................................................................................................. 15

25.3    Специальные требования для одобрения типовой конструкции самолета

для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (HTOPS).............................. 15

Раздел А О - ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА

ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ................................................................................. 16

Раздел В - ПОЛЕТ........................................................................................................................................... 19

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..............................................................................................................................19

25.21    Доказательство соответствия............................................................................................. 19

25.23    Ограничения по распределению загрузки........................................................................ 19

25.25    Ограничения веса................................................................................................................ 19

25.27    Пределы центровок.............................................................................................................20

25.29    Вес пустого самолета и соответствующая цсшрешка .....................................................20

25.31    Сьсмный балласт................................................................................................................20

25.33    11рсдслм частоты вращения и шага воздушного винта...................................................20

ХАРАКТЕРИСТИКИ ..................................................................................................................................20

25.101    Общие положения...............................................................................................................20

25.103    Скорость сваливания ..........................................................................................................21

25.105    Взлет ....................................................................................................................................22

25.107    Взлетные скорости..............................................................................................................22

25.109    Дистанция прерванного взлета..........................................................................................23

25.111    Траектория взлета...............................................................................................................25

25.113    Иозрсбнам дистанция взлета и потребная дистанция разбега ........................................26

25.115    Траектория начального набора нмсоты ............................................................................27

25.117    11абор высоты. Общие положения ....................................................................................27

25.119    Набор высоты в посадочной конфигурации:    все двигатели работают .........................27

25.121    Набор высоты: одни двигатель нс работает    .....................................................................27

25.123    Траектория полета по маршруту.......................................................................................28

25.125    Посадка................................................................................................................................29

25.125А    Потребные посадочные дистанции ...................................................................................30

УПРАВЛЯЕМОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ ............................................................................................30

25.143    Общие положения...............................................................................................................30

25.145    Продольное управление.....................................................................................................32

25.147    Путевая it поперечная управляемое! т................................................................................33

25.149    Минимальная тволютинная скорость ...............................................................................35

БАЛАНСИРОВКА.......................................................................................................................................36

25.161 Балансировка.............................................................................................................................36

УСТОЙЧИВОСТЬ.......................................................................................................................................37

25.171    Общие положения...............................................................................................................37

25.173    Продольная статическая устойчивость.............................................................................37

25.175    Порядок демонстрации продольной статической устойчивости ...................................37

25.177    Статическая боковая устойчивость...................................................................................39

25.181    Динамическая устойчивость..............................................................................................39

СВАЛИВАНИЕ............................................................................................................................................39

25.201    Демонстрация сваливания .................................................................................................39

25.203    Характеристики сваливания ..............................................................................................40

25.207    Предупреждение о приближении сваливания..................................................................40

25.1715    Электрическая металлизация и защита от статического электричества........................ 209

25.1717    Аппараты эащнгы сети.......................................................................................................210

25.1719    Обеспечение доступа EWIS...............................................................................................210

25.1721    Защита EWIS....................................................................................................................... 210

25.1723    Защита EWIS от воспламеняющихся жидкостей ............................................................ 210

25.1725    EWIS силовой установки................................................................................................... 210

25.1727    HWIS перекрывших устройств воспламеняющихся жидкостей..................................... 210

25.1729    Инструкция по поддержанию летной годности .............................................................. 210

25.1731    EW1S системы обнаружения пожара силовой установки и ПСУ................................... 210

25.1733    KWIS систем обнаружения пожара. Общие требования................................................. 210

Ращел J - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА .......................... 211

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................ 211

25J901    Вспомогательная силовая установка ................................................................................ 211

25J903    Вспомогательная си.юная установка................................................................................ 211

25J939    Эксплуатационные характсрисгикм ................................................................................. 211

25J943    Официальная ncpciручка................................................................................................. 212

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.......................................................................................................................... 212

25J951    Общие положения ..............................................................................................................212

25J952    Испытания и анализ топливной системы.........................................................................212

25J953    Независимость топливной системы.................................................................................. 212

25J955    Подача топлива в двигатель ..............................................................................................212

25J961    Работа топливной системы при высокой температуре ...................................................213

25J977    Заборник топлива из бака..................................................................................................213

25J991    Топливные насосы.............................................................................................................. 213

25J993    Трубопроводы и арматуре топливной системы............................................................... 213

25J994    Компонешм топливной системы...................................................................................... 214

25J995    Топливные краны ............................................................................................................... 214

25J997    Топливный фильтр ............................................................................................................. 214

МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА.............................................................................................................................214

25J1011    Общие положения .............................................................................................................. 214

25J1017    Трубопроводы и арматура масляной системы................................................................. 214

25J1019    Масляным фильтр .............................................................................................................. 214

25J1021    Сливные устройства масляной системы .......................................................................... 214

25J1023    Масляные теплообменники ............................................................................................... 215

25J1025    Масляные краны (клапаны)............................................................................................... 215

ОХЛАЖДЕНИЕ............................................................................................................................................ 215

25J1041    Общие положения ..............................................................................................................215

25J1043    Испытания системы охлаждения ...................................................................................... 215

25J1045    Методика испытания по оценке охлаждения................................................................... 215

СИСТЕМЫ ПОДВОДА И ОТБОРА ВОЗДУХА ...................................................................................... 216

25J1091    11одвод воздуха................................................................................................................... 216

25J1093    Защита системы подвода воздуха от обледенения.......................................................... 216

25Л 103    Капилы системы iK>;uio:ia во’щуха..................................................................................... 216

25Л 106    Каналы системы воздушных трубопроводов................................................................... 216

ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА......................................................................................................................... 217

25J1121    Общие положения .............................................................................................................. 217

25Л123    Трубопроводы выхлопной системы.................................................................................. 217

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И АГРЕГАТЫ ВСУ ....................................................................................... 217

25Л141    Органы управления ВСУ ................................................................................................... 217

25J1163    Агрегаты ВСУ..................................................................................................................... 218

25Л165    Системы зажигания двигателя ВСУ ................................................................................. 218

НОЖЛР11ЛЯ ЗАЩИТА ВСУ.............................................................................

25J1181 Установленные пожароопасные юны ......................................

25J1183 Трубопроводы, стыки и компоненты .......................................

25J1185 Воспламеняющиеся жидкости...................................................

25J1187 Дренаж и вентиляция пожароопасных тон...............................

25J1189    11ерекрывные устройства...........................................................

25J1191    11ожлрныс перегородки..............................................................

25J1193 Отсек ВСУ...................................................................................

25J1195 Системы пожаротушения...........................................................

25J1197 Огнсгасяпщс вещества ...............................................................

25JI199 Баллоны с огнсгасящпм веществом ..........................................

25J120I Материалы системы пожаротушения .......................................

25J1203 Система обнар\жспня пожара...................................................

25J1207 Соответствие требованиям ........................................................

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ......................................................................................

25J1305 Приборы ВСУ .............................................................................

25J1337 Приборы ВСУ .............................................................................

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ .........................................................

25J1501 Общие положения.......................................................................

25J1521 Ограничения ВД.........................................................................

25J1527 Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота

МАРКИРОВКА И ТАБЛИЧКИ.........................................................................

25J1549    11риборы котроля ВСУ..............................................................

25J1551 Индикация количества масла....................................................

25J1557    11рочис маркировки и таблички ...............................................

ЛЕТНОЕ РУКОВОДСТВО САМОЛЕТА.........................................................

25J1583 "Эксплуатационные ограничения...............................................

ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ В ...................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ С...................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ 1)...................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (ЗАРЕЗЕРВИРОВАЛО! .......................................................

ПРИЛОЖЕНИЕF ...................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ Н ..................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ I ....................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ J....................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ К ..................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ L...................................................................................................

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМ И НОЛ 01 ИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ.........................................

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В FAR-25 (АН-25),

И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ РАНЕЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СЕРТИФИКАЦИИ (ИЛГС-З)...............

ПЕРЕЧЕНЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ АББРЕВИАТУР .......................................

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее 5-е издание Части 25 Авиационных ирашш «Нормы летной годносш самолетов транспортной категории» (Л11-25) включает н себя 11онранки с 25-1 но 25-8 к изданию Л11-25 1994 г.

Настоящие Лвиаииошшс правила. Часть 25 «Нормы летной годности самолетов транспортной категории». включающие в себя Поправки с 25-1 по 25-8 к изданию АГ1-25 1994 года, утверждены Постановлением 35-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 23 октября 2015 года.

Перечень изменений, введенных соответствующими Поправками, приведен в Листах учета изменений, при этом для каждого изменения указан его характер: изменен, введен, изъят, нсрсобозначсн.

Структурно 5-е издание АП-25 состоит из разделов А. А-0, В, С. D, Е, F. G, И, J. Приложений А. В. С, D, Е. F, G. И, I. J. К. L и Дополнений 25D и 25F.

Раздеты А. В. С. I). К, К. G. Н. J и 11ризоженик А, В. С, 1). К. F, G. Н. I. J. К, I. по содержанию и нумерации нлрафафов гармонизированы с соответствующими Нормами летной годности США FAR 25 с поправками, включая 25-141. за исключением поправки 25-140. и Евросоюза CS 25 с Поправкой 15.

Дополнения 25D и 25F имеют самостоятельную нумерацию, при этом:

дополнение 251) содержит отдельные эксплуатационные требования. гармонизированные по содержанию с соответствующими требованиями FAR 121;

- дополнение 25F содержит требования к самолетам с различными видами оборудования

В настоящем издании для выделения дополнительных по отношению к FAR 25 параграфов н их обозначение после цифровой фунпы дополнительно вводился заглавная буква латинского алфавита (А. В. С н т.д.), дополнительные пункты в нлрлф.афлх обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (а*. Ь*. с* н т.д.), а дополнительные подпункты арабскими цифрами со звездочкой (1 *, 2*, 3* и г.д), либо (i*. ii*. iii* и т.д.).

РАЗДЕЛ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

25.1.    Назначение

(a)    Настоящая Часть устаиав шнлст нормы легион годное I и ятя выдачи Сертифнклюн типа. Одобрений главных изменений и Дополнительных сертификатов гопа на самолеты фансноргной категории с газотурбинными двигателями.

(b)    Каждое лицо, подающее заявку на получение такого сертификата или на внесение в него изменений, должно доказать соответствие применяемым требованиям данной Части

25.2.    (Зарезервирован).

25.3. Специальные i реПованни для одобрении Iиноной kuiiciрукцин сачолпа для зкеплуатапии на маршрутах увеличенное дальности (ETOPS)

(a) [Зарезервирован)

(b)    Самолеты с двумя двигателями.

(1)    Для одобрения типовой консфукцнн самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной датьности (ETOPS) с максиматьным временем полета до запасного аэродрома до 180 минут включительно должны быть выполнены требования парлфафл 25.1535.

(2)    [Зарезервирован].

(c)    [Зарезервирован]


Раздел А-0 - ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

1.    Общие наложения. Настоящий раздел содержит деталтпрованные требования и пояснительный материал, относящиеся к общим требованиям к летной годности самолета при откатах функциональных систем. Этот раздел дополняет и конкретизирует требования 25.1309(b). (с) и относится ко всем функциональным системам и оборудованию самолета та исключением элементов конструкции (таких как крыло, оперение, поверхности управления, фюзеляж, узлы крепления двигателя, силовые элементы шасси и учли его крепления и т.д.). которые специально рассмотрены и разделах С' и I)

2.    [Зарезервирован]

3.    Верой I поелн ношнкнонепин особых ситуаций.

3.1.    [Зарезервирован].

3.2.    [Зарезервирован].

3.3 Эксплуатация с отказными состояниями

Самолет должен быть спроектирован и построен таким образом, чтобы в ожидаемых условиях эксплуатации при действиях экипажа в соответствии с ЛР:

3.3.1.    Каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к возникновению катастрофической стпуацин (катастрофическою эффекта), оценивалось как практически невероятное и нс возникало вследствие единичною отказа одною in элементов системы.

3.3.2.    Каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к аварийной ситуации (аварийному >ффек1у). должно оцениваться как событие не более чаете, чем крайне маловероятное. При этом рекомендуется. чтобы суммарная вероятность возникновения аварийной стпуацин (аварийного эффекта), вызванной отказными состояниями (функциональными отказами, видами отказов систем), для самолета в целом не превышала 10"* на час полета.

3.3.3.    Каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к сложной ситуации, должно оцениваться как событие нс более частое, чем маловероятное. 11рн этом рекомендуется, чтобы суммарная вероятность возникновения сложной ситуации (существенного эффекта), вызванной отказными состояниями (фут1К'инона1Ы1ыми отказами, видами отказов систем), дли самолета в целом не превышала 10"* на чае полета.

3.3.3.1. Нес усложнения условий полета и отказные состояния (функциональные отказы, виды

отказов систем), приводящие к их возникновению, подлежат анализу с целью отработки соответствующих рекомендаций по действиям экипажа в полете.

Примечание. Желательно. чтобы любое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к усложнению условий полета (незначительному эффекту'), не могло быть отнесено к частым событиям.

3.3.4.    [Зарезервирован]

3.3.5.    При анализе особой ситуации (эффекта), пытанной отказным состоянием (функциональным отказом, видом отказа системы), необходимо учитывать факторы, которые могут усу-] убить последствия (степень опасности) начального отказного состояния (функционального отказа, вида отказа системы), включая связанные с отказом условия на самолете, которые могут влиять на способность экипажа справиться с прямыми последствиями (например, натнчпе дыма, перегрузка, прерывание связи, изменение давления в кабине и т.п )

3.3.6.    Действия экипажа. При анатизе последствий определенного отказного состояния (функционального oiKaia. вида отказа системы), включая необходимые .действия экипажа, должны учитываться вероятность отказа (отказов), наличие и характер сигнализации (информанип) об откате, а также сложность действий экипажа

3.4. Операции с отказными состой и и ими и внешние воздействии (явлении). При анатизе последствий отказных состояний (функциональных отказов, видов отказов сие том) оценка должна учитывать критн'шые (определяющие) внешние воздействия (явления) и их вероятность

Эксплуатационные ограничения должны устанавливаться с учетом вероятности внешних воздействий (явлений) и отказных состояний (функ-цнона тьных отказов, видов отказов систем), характеристик самолета, точности пилотирования, а также погрешностей оорговых систем и оборудования

4. Приемлемые методы.

4.1.    [Зарезервирован]

4.2.    Соответствие требованиям настоящего раздела и 25.1309(b), (с) должно доказываться путем анализа и расчета вероятностей возможных видов отказов функциональных систем и оценки


влияния этих видов откатов на безопасность полета самолета. Такая опенка должна проводиться для каждой системы и во взаимосвязи с другими системами и (при необходимости) подкрепляться наземными и (или) летными испытаниями, испытаниями на пилотажном стенде или другими видами стендовых испытании, расчетами шит моделированием.

(a)    Диализ должен включать возможные виды отказов (в том числе сочетания пилон отказов в различных системах), оценку вероятностен этих пилон откатов, последствия для самолета и находящихся на борту людей с учетом этапа полета, условий эксплуатации и внезапности для экипажа возникновения соответствующего отказного состояния. требуемые дейетвия по парированию, возможность обнаружения отказа, процедуры контроля состояния и обслуживания самолета.

(b)    При анализе конкретных систем может быть учтен опыт эксплуатацтш аналогичных систем.

(c)    В анализе должен учитываться разброс характеристик системы (систем). При этом может быть использовано статистическое распределение указанных харакэсрнстик.

4.3.    [Зарезервирован].

4.4.    [Зарезервирован].

4.5.    [Зарезервирован].

4.6.    [Зарезервирован].

4.7.    Отказное состояние (функц1н>11а1М1ый отказ, вид шкала системы) может быть отнесено к событиям практически невероятным, если выполняется одно из следующих условий:

(a)    Указанное состояние возникает в результате двух и более независимых последовательных отказов различных элементов рассматриваемой системы или взаимодействующих с иен систем с вероятностью менее 10'9 на час полета по типовому профилю.

(b)    Указанное состояние является следствием конкретного механического отказа (разрушение, заклинивание, рассоединение) одного из элементов системы и Заявитель обоснует практическую невероятность такого отказа, используя для доказательства:

анализ схемы и реальной конструкции; статистическую оценку безотказности подобных конструкций за длительный период эксплуатации (при наличии необходимых данных);

результаты испытаний но установлению назначенного ресурса соответствующим элементам согласно требованиям соответствующих разделов настоящих Норм или по установлению других ограничений контролируемых параметров допустимого предогказного состояния.

-    анализ принципов контроля качества изготовления и применяемых конструкционных материалов в серийном производстве, а также стабильности технологических процессов;

-    анализ предусмотренных эксплуатационной документацией средств, методов н периодичности технического обслуживания.

Примечание. В тех случаях, когда рассмаэриал стся конкретный короткий этан (участок) пол ста. сто продолжительность может учитываться при оценке вероятности единичных н множественных отказов.

Нети показано, что отказное состояние (вид отказа, функциональный отказ) огностггся к категории событий практически невероят ных, то такое событие может быть исключено in дальнейшего анализа особых ситуаций для доказательства соответствия |рсбопанням данного раздела.

4.7.1. Для доказательства соответствия самолета требованиям 3.3.2 должно быть дополнительно выполнено одно из следующих условий:

отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) возникает в результате сочетания двух н более независимых последовательных отказов;

-    отказное состояние может быть отнесено к практически невероятным в соответствии с пунктом 4.7(b);

отказное состояние является следствием конкретного механического отказа типа заклинивания одного из элементов системы н может быть отнесено к событию ire более частому, чем крайне маловероятное на основании анализа принятых конструктивных решений и результатов опыта эксплуатации аналогичных конструкций, учитывающего используемые принципы контроля качества изготовления и применяемые конструкционные материалы в серийном производстве, стабильность технологических процессов, а также предусмотренные экституатацнонной документацией средства, методы и периодичность технического обслуживания.

4.8. В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к возникновению аварийной ситуации (аварийного эффекта) и нс отнесено к категории практически невероятных. Летное руководство должно содержать рекомендации, позволяющие экипажу принять все возможные меры для предотвращения переход» аварийной ситуации в катастрофическую.

Желательно, чтобы указанные рекомендации были проверены в летных испытаниях. В тех случаях, когда летная проверка связана с повреждениями самолета, с особо высокой степенью


риска или заведомо нецелесообразна, разработанные рекомендации должны подтверждаться результатами анализа опыта эксплуатации других самолетов, близких но конструкции к сертифицируемому. а также результатами соответствующих лабораторных, стендовых испытаний, моделирования и расчетов.

4.9. В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к возникновению сложной ситуации (существенного эффекта) и нс отнесено к категории практически невероятных. Летное руководство должно содержать указания экипажу по завершению полета при данном отказном состоянии Указания ЛР по действиям в сложных апуациях должны быть проверены в летных испытаниях и не должны требовать от экипажа чрезмерных усилий н

необычных приемов пилотнроваштя. В отдельных случаях, когда конструкция самолета и его систем не обеспечивает возможности имитации какого-либо вида отказа в летных испытаниях, допускается проверка соответствующих указании ЛР в испытаниях на пилотажном стенде, аттестованном д 1я проведения таких испытаний

4.10. В случае если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к усложнению условий полета. Летное руководство должно содержать указания экипажу но продолжению полета, методам эксплуатации систем и парированию неисправностей в полете. Нели при этом отказное состояние (вид отказа системы) влияет на пилотирование, то рекомендации ЛР должны быть проверены летными испытаниями или испытаниями на пилотажном стенде.


Раздел В - ПОЛ КТ


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

25.21. Дока taiivii.ci на сотнею вив

(a)    Следует обеспечить соответствие каждому требованию данного раздела при всех возможных комбинациях веса и центровки в пределах вариантов загрузки самолета, ятя которых запрашивается сертификат типа Соответствие требованиям должно устанавливаться:

(1)    Посредством испытаний, проводимых на самолете, на который требуется получить сертификат типа, или по расчетам, основанным на результатах испытаний и равным им по точности.

(2)    Посредством исследования каждой возможной комбинации веса и цен тровки, если это соответствие нс может быгъ логически выведено из обследованных комбинаций.

(b)    [Зарезервирован].

(c)    Управляемость, устойчивость, балансировка и характеристики сваливания самолета должны быть показаны для всего диапазона высот вплоть до максимальной высоты, возможной в условиях эксплуатации.

(d)    Параметры, критические для проводимых испытаний, такие, как вес, зафузка, метровка и моменты инерции, воздушная скорость, тяга двигателей и ветер должны в летных испытаниях выдерживаться в пределах приемлемых допусков

(с) Сели соответствие требованиям к летным характеристикам самолета зависит от системы улучшения устойчивости самолета или от любого другого автоматического устройства итн устройства с силовым приводом, должно быть доказано соответствие пирлфафам 25.671 и 25.672.

(f)    Для показа соотвстствггя требованиям 25.105(d). 25.125, 25.233 и 25.237 скорость ветра следует замерять на высоте 10 м над поверхностью земли плп скорректировать на разницу между высотой, на которой замеряется скорость ветра, и высотой 10 м

(g)    Требования настоящего раздела, связанные с условиями обледенения, применяются только в том случае, если Заявитель желает сертифицировать самолет для полета в условиях обледенения.

(1) Если не предписано иное, каждое требование этого раздела, кроме 25.121(a), 25.123(c). 25.143(b)(1) и (b)(2), 25.149. 25.201(сХ2), 25.207(c) и (d). 25.239 и 25.251 от (Ь) до (е), должно выполняться для полета в условиях обледенения Требования 25.207(c) и (d) должны выполняться в посадочной конфпгурашш в условиях обледенения и

не требуется их выполнение для других конфигураций Соответствие должно быть доказано с отложениями льда, определенными в Приложении С, при нормальной эксплуатации самолета и его системы противообледешпелыюй защиты в соответствии с эксплуатационными офаннченпямн и эксплуатационными процедурами, установленными Заявителем и содержащимися в Летном Руководстве самолета.

(2) Для но тега в условиях обледенения нет никаких изменений в предельных значениях распределения нафузкп по 25.23, в предельных значениях веса по 25.25 (кроме тех случаев, когда это ограничено требованиями этого подраздела к летным характеристикам), а также в предельных центровках 25.27 по сравнению с таковыми для условий без обледенения.

25.23. ()i риннченим но распределению затруткн

(a)    Должны быть установлены диапазоны весов и петровок. при которых возможна безопасная эксплуатация самолета. Если комбинация веса и петровки допустима лишь в определенных пределах распределения нагрузки (например, по размаху крыла), которая может быть случайно превышена. должны быть установлены эти пределы и соответствующие комбинации веса и центровки

(b)    Ограничения по распределен ню нагрузки не могул превышать:

(1)    Выбранных пределов.

(2)    Пределов, при которых доказана прочность конструкции: или

(3)    Пределов, при которых показано соответствие каждому применимому летному требованию, изложенному в данном разлете.

25.25. Ограничения веса

(а) Максимальные веса. Максимальные веса, соответствующие условиям эксплуатации самолета (стоянка, руление на земле или воде, взлет, крейсерский полет и посадка), условиям окружающей среды (высота и температура) и условиям :гагрузкк (вес без топлива, положение метра гя-жссти и распределение веса), должны устанавливаться таким образом, чтобы они не превышали:

(1)    Наибольшего веса, выбранного Заявителем для данных условий

(2)    Наибольшего веса, при котором показано соответствие всем применимым требованиям по прочности конструкции и требованиям настоящего раздела.


(3) Наибольшего веса, при котором показано соответствие сертификационным требованиям, приведенным в Части 36 Авиационных правил.

(Ъ) Минимальный вес. Минимальный вес (наименьший вес. при котором показано соответствие каждому применимому требованию, изложенному в данном разделе) должен устанавливаться таким образом, чтобы он был нс менее:

(1)    Минимальною веса, выбранного Заявителем

(2)    Минимального расчетного веса (наименьшего веса, при котором показано соответствие требованиям прочности конструкции, указанным н разделе С настоящих Норм); или

(3)    Минимального веса, при котором показано соответствие каждому применимому требованию настоящего раздела.

25.27. Пределы центровок

Должны уеланавливлп.сн предельно передняя и предельно задняя петровки для всех эксплуатационных условий. Предельные петровки не должны выходить за следующие пределы:

(a)    Выбранные Заявителем

(b)    При которых доказана прочное! ь конструкции.

(c)    При которых показано соответствие веем применимым требованиям настоящего раздела.

25.29. Все пу стого самолета н

соответствующая центровка

(a)    Вес пустого самолета и соответствующая ему центровка должны определяться путем взвешивания самолета с учетом:

(1)    Закрепленного балласта

(2)    Невмрабагываемого остатка топлива, определяемого в соответствии с 25.959.

(3)    Полного веса рабочих жидкостей, включая:

(i)    масло;

(ii)    гидравлическую жидкость; и

(iii)    другие жидкости, необходимые ;ия нормальной работы систем самолета, кроме питьевом воды. воды, предварительно заливаемой в туалет, и воды, предназначенной дтя впрыска в двигатель

(b)    Условия, при которых производится взвешивание пустого самолета, должны быть четко определены и легко воспроизводимы.

25-31. Съемный балласт

Съемный балласг разрешается использовать для демонстрации соответствия самолета летным требованиям, указанным в данном разделе.

25.33. Пределы частоты вращении и тага воздушно! о вин га

(a)    Должны быть установлены такие предельные значения частоты вращения н шага воздушного винта, которые могут обеспечить:

(1)    Кс’зонасносгь полета в условиях нормальной эксплуатации самолета; и

(2)    Соответствие требованиям к летным характеристикам, изложенным в наршрафах 25.101-25.125.

(b)    У регулятора постоянных оборотов должен быть предусмотрен ограничитель частоты вращения воздушного вита. Он должен ограничивать максимально возможную регулируемую частоту вращения в минуту.

(c)    Средства, используемые для о1раннчсния положения малого шага воздушного вита, должны устанавливаться таким образом, чтобы частота вращения двигателя нс превышала большей из двух цифр: 103% or максимально допустимой частоты вращении двигателя или 99% от утвержденного максимального заброса оборотов при:

(1)    Лопастях воздушного винта на пределе малого шага и неработающем регуляторе оборо тов

(2)    Неподвижном самолете в стандартных атмосферных условиях н отсутствии ветра; и

(3)    Двигателях, работающих на пределе максимального взлетного крутящего момента, для турбовинтовых самолетов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 25.101. Общие положения

(a)    Если нет других указаний, самолеты должны удовлетворял, соответствующим требованиям к летным характеристикам, которые изложены в настоящем разделе, для фактических атмосферных условии и спокойного воздуха

(b)    В том случае, когда на харакгериелпен влияет мощность или тяга двигателя, характеристики определяются при следующих олсосн-гельных влажностях:

(1) Дтя самолетов с газотурбинными двигателями:

(1)    80% при стандарл!ых и более низких температурах;

(ii) 34% при температурах на 28 °С выше стандаршых и при более высоких температурах.

В диапазоне между указанными температурами относительная в 1ажность изменяется линейно

(2)    [Зарезервирован]

(c)    Характеристики должны соответствовать располагаемо!! тяге в конкретных атмосферных условиях. конкрсп!ых режимах полета и при


относительной влажности, указанной в пункте (Ь) данного параграфа Располагаемая тяга должна соответствовать мощности или тяте двигателя и не превышать утвержденную мощность пли тягу, за вычетом:

(1)    Потерь в силовой установке

(2)    Мощности или эквивалентной тип. потребляемой aiрегатами силовой установки и системами в соответствии с конкретными атмосферными условиями и коикре'1ным(1 режимами полет

(d)    Если нет других указаний. Заявитель должен выбрать конфигурации, применяемые при взлете, полете но маршруту, заходе на посадку и посадке

(e)    Конфигурации самолета могут меняться в зависимости от веса, высоты и температуры. ’Эти изменения конфигу рации самолета должны отвечать требованиям, изтоженным в пункте (0 данного параграфа.

(f)    Если нет других указаний, в процессе определения дистанций прерванного взлета, траекторий начального набора высоты, взлетных и посадочных дистанций, изменение коифшураиии. скорости, мощности и тяги следует производить в порядке, установленном Заявителем для эксплуатационных условий.

(g)    Должен быть установлен порядок действий при уходе на второй круг н при прерванной посадке и зависимости от условий, изложенных в 25 119 и 25.121(d).

(h)    Процедуры, установленные в соответствии с пунктами (1) и (g) данного параграфа должны:

(1)    Быть такими, чтобы они могли соответствующим образом выполняться в эксплуатации членами экипажа средней кватнфиканни.

(2)    Предусматривать использование безопасных и надежных методов и устройств.

(3)    Учитывать реально возможные задержки но времени при выполнении этих процедур.

(i)    Дистанции прерванного взлета и посадочные дистанции, указанные в 25.109 и 25.125. соответственно. должны быть определены при полном предельном износе и пределах допуска всех тормозных колодок колес.

25.103. С’корне и. сваливании

(а) Нормируемая скорость сваливания Vsr индикаторная земная скорость, назначенная 'Заявителем. Vsk должна быль не менее скорости сваливания с единичной нормальной перегрузкой. Скорость Vsr задается формулой

где:

Усу.млх индикаторная земная скорость, получаемая, когда скорректированный на нерехрузку

коэффициент подъемной силы С, = n^G/qS достигает первого максимума в ходе маневра, описанного в пункте (с) данного параграфа Дополнительно, если параметры этого маневра ограничиваются устройством, которое резко создает момент на пикирование при выбранном угле атаки (например, если используется авгомат отдачи ручки), то скорость VryMAx нс должна был, ниже скорости, имеющей место в момент срабатывания такого устройства;

Пу, нормальная перегрузка при скорости Vcy мах; G вес самолета;

S аэродинамическая площадь крыла; и q - скоростной напор

(b)    Vcy мах определяется при следующих условиях:

(1)    Двигатели на режиме малого газа или, если результирующая тяга вызывает замепюс снижение скорости сваливания, нс более чем на режиме нулевой тяти на скорости сваливания

(2)    Органы управления шагом воздушного шипа (если таковые установлены) находятся но взлетном положении.

(3)    Другие элементы и части самолета соответствую! различным конфигурациям (положение механизации, положение шасси, отложения льда на различных этапах полета) при испытаниях или в соответствии с требованиями к определению характеристик самолета, где используется Vsr;

(4)    Вес самолета равен весу, при котором скорость Vsr используется в качестве критерия для определения соответствия характеристик требованиям норм.

(5)    Центр тяжести в положении, которому- соответствует наибольшая величина нормируемой скорости сваливания.

(6)    Самолет сбалансирован для прямолинейного полета на скорости, выбранной Заявителем, но не менее 1.13 Vs» и не более 1,3 Vsr.

(c)    Начиная с установившегося сбалансированного состояния, перемещать рячаг продольного управления для торможения самолета таким образом, чтобы темп уменьшения скорости нс превышал 1.85 км/ч за секунду (1 узел в секунду).

(d)    В дополнение к требованиям пункта (а) данного иарафафл принимается следующее: если установлено ycipofiCTBO, которое резко создаст MOMCirr на пикирование при выбранном угле атаки (такое, как авгомат отдачи ручки), то нормируемая скорость сваливания Vsr должна быть на 3.7 км/ч (2 узла) или 2%. в зависимости от того что больше, выше тон скорости, при которой срабатывает указанное устройство.


ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ САМОЛЕТА ИА ЗЕМЛЕ И ВОДЕ.................................. 42

25.231    Продольная устойчивость!! управляемость ....................................................................42

25.233    Путевая устойчивость и управляемость...........................................................................42

25.235    Руление................................................................................................................................42

25.237    Скорость ветра....................................................................................................................42

25.239    Брызгообразованпе. управляемость н устойчивость самолета на воде.........................43

РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ..................................................................................................43

25.251    Вибрация и бафлинг ........................................................................................................... 43

25.253    Скоростные характеристики..............................................................................................44

25.255    Характеристики самолета при разбалансировке ............................................................. 44

Ра тлел С - ПРОЧНОСТЬ .............................................................................................................................. 46

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 46

25.301    Нагрузки ..............................................................................................................................46

25.302    Взаимодействие систем и конструкции ...........................................................................46

25.303    Колффшшент безопасности............................................................................................... 46

25.305    Прочность и деформация...................................................................................................46

25.307    Доказательства прочности................................................................................................. 46

ПОЛЕТНЫЕ НАГРУЗКИ ...........................................................................................................................47

25.321    Общие положения .............................................................................................................. 47

РАСЧЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАНЕВРОВ

И ПРИ ПОЛЕТЕ В НЕСПОКОЙНОМ ВОЗДУХЕ...................................................................................47

25.331    Условия симметричных маневров .................................................................................... 47

25.333    Огибающая условий полета при маневрах.......................................................................48

25.335    Расчетные воздушные скорости........................................................................................49

25.337    Эксплуатационные маневренные перегружн.................................................................. 50

25.341    Нагрузки от порывов и турбулентности ..........................................................................51

25.343    Расчетные веса топлива и масла .......................................................................................53

25.345    Устройства дм увеличения подъемной силы.................................................................. 53

25.349    Условия вращения по крену............................................................................................... 53

25.351    Условия маневр;! рыскания ............................................................................................... 55

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ............................................................................................................ 55

25.361    Крутящим момент двигателя и вспомогательной силовой установки (ВСУ)............... 55

25.362    Нагрузки при отказе двигателя ......................................................................................... 55

25.363    Боковая нагрузка на установки двигателя и ВСУ ........................................................... 56

25.365    Нагружение герметических кабин .................................................................................... 56

25.367    Несимметричные naipy iKii при отказе двшягс.ля ........................................................... 57

25.371    Гироскопические нагрузки ................................................................................................ 57

25.373    Устройства для управления скоростью полета................................................................ 57

НА1РУЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ И СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ........................................................ 58

25.391    Haipy ucii на поверхности управления. Общие положения............................................. 58

25.393    Нагрузки, параллельные оси шарниров ........................................................................... 58

25.395    Система управления........................................................................................................... 58

25.397    Эксплуатационные усилия и моменты, нрикла.'1ываемые пи югом............................... 58

25.399    Двойное управление........................................................................................................... 59

25.405    Ис1к>мо1алслы1ля снсгемн управления ............................................................................. 59

25.407    Влияние триммеров ............................................................................................................ 59

25.409    Вспомогательные поверхности управления..................................................................... 59

25.415    Условия на1ружсння от действия iieipa на земле............................................................ 60

25.427    Несимметричные нлфулкп ................................................................................................ 61

25.445    Вспомогательные аэродинамические поверхности ........................................................ 62

25.457    Закрылки, предкрылки ....................................................................................................... 62

25.459    ('пениальные устройства ................................................................................................... 62

25.105. Взлет

(a)    (’корост киста, укатанные в 25.107, дистанция прерванного виста, укатанная н 25.109, траектория взлета, указанная в 25.111, погребная днеглнция взлета и потребная дистанция разбега, указанные к 25.113, чистая траектория начальною набора высоты, указанная в 25.115, должны определяться для каждой взлетной конфигурации, для всех значений взлетных весов, высот и температур окружающего воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, выбранных Заявителем:

(1)    В условиях полета без обледенения, и

(2)    В условиях полета с обледенением, если в конфигурации согласно 25.121(b) с отложением льда тала «Обледенение на взлете», определенным в Приложении С:

(i)    скорость сваливания при максимальном взлетом весе превышает соответствующее значение скорое hi сваливания без обледенении на большую из величин: 5,6 км/ч земной индикаторной скорости или 3% VSr; либо

(ii)    снижение |раднс1гга набора высоты, определенного согласно 25.121(b), составляет более чем половину уменьшения фадиента набора высоты. применяемого для перехода от полной к чистой траектории начального набора высоты, определенного в 25.115(b).

(1*) Скорость V*. установленная для условий без обледенения, нс обеспечивает маневренные возможности. заданные в пункте 25.143(h) для взлетной конфигурации.

(b)    Все взлетные характеристики, указанные в настоящем разделе, должны быть такими, чтобы при их определении не требовались исключительные квалификация и быстрота реакции экипажа.

(c)    Взлетные характеристики должны основы-ваться на данных, полученных:

(1) Для сухопутных самолетов и самолетов-амфибий:

(1)    на ровной, сухой, мокрой или покрытой осадками искусственной взлетно-посадочной полосе; и

(ii) на мокрой рифленой или покрытой пористым материалом искусственной взлетно-посадочной полосе (по желанию Заявителя), и

(i*) на ровной грунтовой взлепю-посадочной полосе (по желанию Заявителя).

(2)    Для гидросамолетов и самолетов-амфибий на гладко)! водной поверхности; и

(3)    Дтя самолетов с лыжным шасси на ровном сухом снегу.

(d)    Вгпетные характеристики должны включать в себя следующие эксплуатационные поправки в пределах установленных эксплуатационных отра-ничений я 1Я данного самолета:

(1)    Не более 50% от номинальных составляющих ветра вдоль траектории вгтета в направлении, противоположном направлению взлета, и не менее 150% от номинальных составляющих ветра вдоль траектории взлета в направлении взлета.

(2)    Эффективный уклон взлето-посадочной полосы.

25.107. Kuieiiiije скорости

(a)    Скорость V| должна устанавливаться относительно скорости Vгр следующим образом:

(1)    Скорость Vet - земная индикаторная скорость. на которой предполагается отказ критическою двигателя. Скорость Уц> должна выбираться Заявителем, но она не до окна быть ниже скорости VMco. которая определяется в соответствии с 25.149(c).

(2)    Скорость Vj, выраженная в единицах темной индикаторной скорости, является скоростью принятия решения на взлете, которая выбирается Заявителем; однако скорость Vj не должна быть меньше, чем скорость Vh- плюс скорость, которая достигается при неработающем критическом двигателе в период между моментом отказа критического двигателя и моментом, когда пилот распознает отказ двигателя и реагирует на него, определяемым началом первого действия пшюта по торможению самолета (например, применение тормозов, уменьшение тяги, выпуск тормозных средств) в ходе испытаний прерванною взлета.

(b)    Скорость V2MM, выраженная в виде земной индикаторной с корост, не должна быть менее:

(1) 1.13 V« для:

(1)    турбовинтовых самолетов с двумя или тремя двигателями; и

(ii) lypGopcaKTHBiibJX самолетов, которые не имеют средств для значительною уменьшения скорости сваливания при одном неработающем двигателе.

(2)    1.08 Vvr для:

(i)    турбовинтовых самолетов, имеющих более трех двигателей; и

(ii)    турбореактивных самолетов, которые имеют средства для значительною уменьшения скорости сваливания при одном неработающем двигателе.

(3)    1,1 Vmc, установленной в соответствии с 25.149.

(c)    Скорость Vi, выраженная в виде земной индикаторной скорости. должна выбираться Заявителем так, чтобы обеспечить ф.адисн1 набора высоты, требуемый в 25.121(b), но эта скорость не должна быть менее:

(1) Скорости ViMin; и


НАЗЕМНЫЕ НАГРУЗКИ...........................................................................................................................62

25.471    Общие положения...............................................................................................................62

25.473    Условия нагружения при посадке и предположения .....................................................63

25.477    Расположение шасси ..........................................................................................................64

25.479    Условия горизонтальной посадки .....................................................................................64

25.481    Условия посадки с опущенным хвостом..........................................................................64

25.483    Условия посачки на одну стойку ......................................................................................65

25.485    Условия действия тюковой нагрузки ................................................................................65

25.487    Условия отскока при посадке ............................................................................................66

25.489    Условия управляемого движения но земле......................................................................66

25.491    Руление, взлет и пробег......................................................................................................66

25.493    Условия качения с торможением ......................................................................................66

25.495    Разворот...............................................................................................................................67

25.497    Рыскание хвостового колеса..............................................................................................67

25.499    Рыскание носового колеса и управление нм....................................................................67

25.503    Вращение.............................................................................................................................68

25.507    Реверсивное торможение...................................................................................................68

25.509    Нагрузки при буксировке...................................................................................................68

25.511 Нагрузки на земле: несимметричные нагрузки

на многоколесные стойки шасси.......................................................................................69

25.515А    Шимми.................................................................................................................................70

25.519    Обеспечение поднятия на домкратах и расчаливання ....................................................70

ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ...................................................................................................71

25.521    Общие положения...............................................................................................................71

25.523    Расчетные веса и положения центра тяжести..................................................................71

25.525    Приложение нагрузок.........................................................................................................71

25.527    Перегрузки для лодки или основного поплавка ..............................................................71

25.529    Условия нагружения лодки и основного поплавка при посадке....................................72

25.531    Условия нагружения лодки и основного поплавка при взлете.......................................72

25.533    Давление на днище лодки и основного поплавка............................................................73

25.535    Нагрузки на вспомогательные поплавки..........................................................................73

25.537    Нагрузки на крыло от погружения в воду и нагрузки на жабры ...................................74

УСЛОВИЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ .....................................................................................................74

25.561    Общие положения...............................................................................................................74

25.562    Динамические условия аварийной посадки .....................................................................75

25.563    Обеспечение прочное! и при вынужденной посадке на воду ........................................ 76

ОЦЕНКА УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ ..............................................................................................76

25.571    Опенка допустимости повреждений и усталостной прочности конструкшш .............76

ЗАЩИТА ОТ МОЛНИИ .............................................................................................................................78

25.581    Защита от молнии ...............................................................................................................78

ПРИЛОЖЕНИЕ П25.581 ............................................................................................................................. 79

Раздел !)-ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ ............................................................................80

25.601    Общие положения...............................................................................................................80

25.603    Материалы...........................................................................................................................80

25.605    Технология производства ..................................................................................................80

25.607    Крепежные детали ..............................................................................................................80

25.609    Защита элементов конструкции ........................................................................................80

25.611    Обеспечение доступа..........................................................................................................80

25.613    Прочностью характеристики материалов и их расчетные значения...........................80

25.619    Специальные дополнительные коэффициенты безопасности........................................81

25.621    Коэффициенты безопасности для отливок.......................................................................81

25.623    Коэффициенты безопасности в опорах ............................................................................82

25.625    Ко1тффпцпснш безопасности

для стыковочных узлов (фитингов).................................................................................. 82

25.629 Требования к аэроупругой устойчивости......................................................................... 82

25.631    Повреждение от удара птицы............................................................................................ 84

ПОВЕРХНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ............................................................................................................. 84

25.651    Испытание на прочное! ь.................................................................................................... 84

25.655    Установка............................................................................................................................ 84

25.657    Ухзы подвески .................................................................................................................... 85

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................................................................................................... 85

25.671    Общие положения .............................................................................................................. 85

25.672    Системы улучшения устойчивости.

автоматические системы и бустерное управление.......................................................... 85

25.675    Упоры .................................................................................................................................. 86

25.677    Системы фнммиронанпя ................................................................................................... 86

25.679 Устройства, предотвращающие повреждение системы ог

воздействия порывов ветра ............................................................................................... 86

25.681    Статические испытания на расчетную нагрузку.............................................................86

25.683    Испытания на функционирование .................................................................................... 87

25.685    Элементы системы управления......................................................................................... 87

25.689    Тросовые системы ..............................................................................................................87

25.693    Соединения ......................................................................................................................... 88

25.697    Управление механизацией крыла и возду шными тормозами........................................ 88

25.699    Указатель положения механизации крыла и воздушных тормозов............................... 88

25.701    Взаимосвязь между закрылками и предкрылками.......................................................... 88

25.703    Система аварийной сигнализации при взлете ................................................................. 89

ШАССИ........................................................................................................................................................ 89

25.721    Общие положения .............................................................................................................. 89

25.723    Испытания амортизации .................................................................................................... 89

25.729    Механизм уборки и выпуска шасси.................................................................................. 90

25.729А    Механизм разворота колее ................................................................................................ 91

25.731    Колеса..................................................................................................................................91

25.733    Шины...................................................................................................................................91

25.735    Тормоза и тормозные системы .........................................................................................92

25.737    Лыжи....................................................................................................................................94

КОРПУС И ПОПЛАВКИ ГИДРОСАМОЛЕТА........................................................................................ 94

25.751    Плавучесть основных поплавков гидросамолета ............................................................ 94

25.753    Конструкция основного поплавка..................................................................................... 94

25.755    Корпус летающей лодки ....................................................................................................94

РАЗМЕЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА, ПАССАЖИРОВ И ГРУЗА ..................................................... 94

25.771    Кабина жнпажа .................................................................................................................. 94

25.772    Двери кабины жкпажа.......................................................................................................94

25.773    Обзор из кабины жнпажа..................................................................................................94

25.775    Лобовые стекла и окна....................................................................................................... 95

25.777    Органы управления в кабине............................................................................................. 96

25.779 Перемещение и действие органов управления.

расположенных в кабине жнпажа.................................................................................... 96

25.781    Форма рукояюк органов управления в кабине................................................................ 97

25.783    Фюзеляжные двери............................................................................................................. 97

25.785    Кресла, спальные места, поясные привязные ремни и привязные системы ................. 99

25.787    Огсски для размещения фузон и багажа ......................................................................... 101

25.789 Фиксация отдельных масс в пассажирской кабине.

кабине жнпажа и буфетах................................................................................................. 101

25.791    Информационные табло и трафарезы ;1ля пассажиров .................................................. 101

25.793    Поверхность пола ............................................................................................................... 101

25.795    Аспекты безопасности........................................................................................................ 101

25.799А    Система водоснабжения .................................................................................................... 102

АВАРИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИИ ............................................................................................................. 103

25.801    Аварийное приводнение .................................................................................................... 103

25.803    Аварийная шакуацня.......................................................................................................... 103

25.807    Аварийные выходы............................................................................................................. 103

25.809    Устройство аварийных выходов........................................................................................ 106

25.810    Вспомогательные средства и пути аварийною покидания............................................. 107

25.811    Маркировка аварийных выходов ...................................................................................... 108

25.812    Аварийное освещение ........................................................................................................ 109

25.813    Подход к аварийным выходам........................................................................................... 111

25.815    Ширина продольного прохода .......................................................................................... 113

25.817    Максиматьное количество кресел в ряду......................................................................... 113

25.819    Служебные помещения нижней палубы (в том числе    буфеты) ..................................... 113

25.820    Двери туалетов..................................................................................................................... 114

ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ............................................................................................................... 114

25.831    Вентиляция.......................................................................................................................... 114

25.832    Концентрация озона в кабине............................................................................................ 115

25.833    Системы отопления на жидком топливе .......................................................................... 116

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ..................................................................................................................................... 116

25.841    Герметические кабины....................................................................................................... 116

25.843    Испытания герметических кабин...................................................................................... 117

ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА .............................................................................................................................. 117

25.851    Огнетушители ..................................................................................................................... 117

25.853    Внутренняя отделка кабин................................................................................................. 118

25.854    Пожарная защита туалетов ................................................................................................ 119

25.855    Г рутовые и багажные отсеки ............................................................................................. 119

25.856    Термо акустические изоляционные материалы................................................................ 119

25.857    Классификация грузовых и багажных отсеков................................................................ 119

25.858    Системы обнаружения дыма или пожара в грузовом

или багажном отсеке .......................................................................................................... 120

25.859    Пожарная заицгта обогревателей, работающих на топливе ........................................... 120

25.863    11ожарн.тя защита в зонах с воспламеняющимися жидкостями ..................................... 122

25.865    11ожариая защита органов управления, узлов крепления

двигателей и других конструкций, обеспечивающих полег .......................................... 122

25.867    Защита от пожара других частей самолета ......................................................................122

25.869    Пожарная защита систем ...................................................................................................122

РАЗНОЕ........................................................................................................................................................ 123

25.871    Средства нивелировки........................................................................................................ 123

25.875    Усиление конструкции в зоне вращения воздушных    винтов......................................... 123

25.899    Металлизация и защита от статического электрнчеенва................................................ 123

ДОПОЛНЕНИЕ 25D ....................................................................................................................................... 123

Раздел Е - СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.......................................................................................................... 125

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 125

25.901    Ситовая установка.............................................................................................................. 125

25.903    Двигатели ............................................................................................................................ 125

25.904    Автоматическая система управления взлетом тягой    (АСУВТ).................................... 126

25.905    Ноздушные шипы ............................................................................................................... 126

25.907    Вибрация воздушного винта.............................................................................................. 126

25.925    Клиренс воздушного втгга................................................................................................127

25.929    Протнвообледпнительная запппа воздушного винта ..................................................... 127

25.933    Системы реверсирования................................................................................................... 127

25.934    Испытания системы реверса тяги турбореактивного двигателя.................................... 128

25.937 Системы ограничения сопротвлсния

турбовинтовых двигате льных установок......................................................................... 128

25.939    Рабочие характерце лиси двигателя................................................................................... 128

25.941    Совместимость воздухозаборника, двнппеля и выхлопного устройства..................... 128

25.943    Отрицательная перегрузка................................................................................................. 128

25.945    Система форсирования тяги или мощности .................................................................... 128

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.......................................................................................................................... 129

25.951    Общие положения .............................................................................................................. 129

25.952    Анализ и испытания гоалнвнон системы......................................................................... 129

25.953    Независимость подачи топлива в двигатели.................................................................... 129

25.954    Защита топ ливных систем от ударов молний.................................................................. 129

25.955    Подача топ лива в двигатели.............................................................................................. 129

25.957    Мсжбаковам перекачка топлива........................................................................................ 130

25.959    Нснмраблтыкасмый ос глюк топлива в баках .................................................................. 130

25.961    Работа топливной сисгсмы при высокой температуре .................................................. 130

25.963    Топливные баки: общие положения ................................................................................. 131

25.965    Испытания топливных баков............................................................................................. 132

25.967    Установка топливных баков.............................................................................................. 132

25.969    Расширительное пространство топливного бака............................................................. 133

25.971    Отстойник топливного бака .............................................................................................. 133

25.973    Заправочная горловина топливного бака......................................................................... 133

25.975    Дренаж топливных баков................................................................................................... 133

25.977    Заборник топлива из бака .................................................................................................. 134

25.979    Система заправки топливом под давлением.................................................................... 134

25.981    Температура топливного бака........................................................................................... 134

АГРЕГАТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ....................................................................... 135

25.991    Топливные насосы.............................................................................................................. 135

25.993    Трубопроводы и армагура топливной системы............................................................... 135

25.994    Компонент топливной сисгсмы...................................................................................... 135

25.995    Топливные краны ............................................................................................................... 135

25.997    Топливные фильтры........................................................................................................... 135

25.999    Сливные устройства топливной сисгсмы......................................................................... 136

25.1001    Система аварийною слива топлива .................................................................................. 136

МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА............................................................................................................................ 137

25.1011    Общие положения .............................................................................................................. 137

25.1013    Масляные баки.................................................................................................................... 137

25.1015    Испытания масляных баков............................................................................................... 137

25.1017    Трубопроводы и арматура масляной системы................................................................. 137

25.1019    Масляные фильтры............................................................................................................. 138

25.1021    Сливные устройства масляной системы .......................................................................... 138

25.1023    Масляные теплообменники ............................................................................................... 138

25.1025    Масляные крапы (клапаны)............................................................................................... 138

25.1027    Система флюгировання воздушного впита...................................................................... 138

ОХЛАЖДЕНИЕ........................................................................................................................................... 139

25.1041    Общие положения .............................................................................................................. 139

25.1043    Испытания средств охлаждения........................................................................................ 139

25.1045    Методика испытания по оценке охлаждения................................................................... 139

СИСТЕМА ПОДВОДА ВОЗДУХА........................................................................................................... 140

25.1091    11однод воздуха ................................................................................................................... 140

25.1093    Защита системы подвода воздуха от обледенения.......................................................... 140

25.1103    Канаты системы подвода воздуха и системы воздушных трубопроводов ................... 140

ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА......................................................................................................................... 141

25.1121    Общие положения............................................................................................................... 141

25.1123    Выхлопные трубы............................................................................................................... 141

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И АГРЕГАТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ................................................... 141

25.1141    Органы управления силовом установкой. Общие положения........................................ 141

25.1143    Органы управления двигателями...................................................................................... 142

25.1145    Выключатели зажигания.................................................................................................... 142

25.1149    Органы управления частотой вращения и шагом воздушного винта............................ 142

25.1153    Органы управления флютрованнем воздушных винтов................................................ 142

25 1155 Реверс тяги и установка шага воздушлного

ниша ниже полетного режима .......................................................................................... 142

25. И 61    Органы управления системой аварийного слива топлива .............................................. 143

25.1163    Агрегаты силовой установки............................................................................................. 143

25.1165    Системы зажигания двигателя ..........................................................................................143

25.1167    Коробки примолов агрегатов............................................................................................. 143

ПОЖАРНАЯ    ЗАЩИТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ............................................................................... 144

25.1181    Установленные пожароопасные зоны: входящие полости............................................. 144

25.1182    Зоны гондол за пожарными перегородками и конструкции крепления гондол двигателей, содержащие трубопроводы

с воспламеняющейся жндкосп.ю..................................................................................... 144

25.1183    KoMiioiicimi, содержащие воспламеняющиеся жидкости.............................................. 144

25.1185    Восш1аменяю1цисся жидкости........................................................................................... 144

25.1187    Дренаж и вентиляция пожароопасных зон....................................................................... 145

25.1189    Перекрывные устройства................................................................................................... 145

25.1191    Пожарные перегородки...................................................................................................... 145

25.1193    Капоты и обшивка мотогондолы....................................................................................... 146

25.1195    Системы пожаротушения................................................................................................... 146

25.1197    Огнегасящие вещества ....................................................................................................... 146

25.1199    Баллоны с огнегасяшнм веществом .................................................................................. 147

25.1201    Материалы системы пожаротушения ............................................................................... 147

25.1203    Система обнаружения пожара........................................................................................... 147

25.1207    Соответствие 'требованиям ................................................................................................ 147

Раздел К - ОБОРУДОВАНИЕ....................................................................................................................... 148

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................. 148

25.1301    11азначеине и установка ..................................................................................................... 148

25.1301А    "Эксплуатация при низких температурах .......................................................................... 148

25.1302    Установленные системы и оборудование, используемые летным экипажем............... 148

25.1303    11|Сютажж>-|1ав1(гацио11ныс приборы ............................................................................... 148

25.1305    Приборы кон тропя силовой установки ............................................................................ 149

25.1307    Разнос оборудование.......................................................................................................... 150

25.1309    Оборудование, системы и установки ............................................................................... 150

25.1310    Мощность ист очников энергии и система распределения.............................................. 151

25.1316    Защ1гга электрических и электронных систем от воздействия молнии......................... 151

25.1317    Защита от воздействия электромагнитных нолей

высокой интенсивности (HIRE) ........................................................................................ 151

ПРИБОРЫ: УСТАНОВКА ......................................................................................................................... 152

25.1321    Расположение и видимость приборов.............................................................................. 152

25.1322    Система сигнализации экипажа ........................................................................................ 153

25.1323    Система индикации воздушной скорости ........................................................................ 153

25.1325    Системы статического давления....................................................................................... 154

25.1326    Системы ицянкашш обогрева приемника воздушных давлений................................... 155

25.1327    Указатель магнитного курса (нестабилизированный маг1нмный компас)................... 155

25.1329    Средства автоматического yiipaaiciuu ............................................................................ 155

25.1331    Приборы, использующие питание .................................................................................... 156

25.1333    I (риборные системы ........................................................................................................... 157

25.1337    Приборы контроля работы силовой установки ............................................................... 157

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИИ........................................................................... 158

25.1351    Общие положения .............................................................................................................. 158

25.1353    Электрическое оборудование и сто установка ................................................................ 159

25.1355    Система распределения...................................................................................................... 159

25.1357    Устройства защиты электрических цепей ....................................................................... 160

25.1360    Меры предосторожности от травм ................................................................................... 160

25.1362    Электрическое оборудование, используемое в аварийных условиях ........................... 160

25.1363    Испытания электрической системы.................................................................................. 160

25.1365    Электрические устройства, моторы и трансформаторы................................................. 161

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИИ ........................................................................................... 161

25.1381    Освещение приборов, пультов н индикаторов ................................................................ 161

25.1383    Посадочные фары............................................................................................................... 161

25.1385    Установка системы аэронавигационных огней ............................................................... 161

25.1387    Двугранные углы системы аэронавигационных огней .................................................. 162

25.1389    Распределение и сила света аэронавигационных огней ................................................. 162

25.1391 Минимальные значения силы сисла передних

и заднего аэронавигационных огнен в горизонтальной плоскости.............................. 162

25.1393 Минимальные значения силы сисла передних и заднего

аэронавигационных огней в любой вертикальной плоскости ....................................... 163

25.1395 Максимальная сила света передних и заднего

аэронавт анионных огней в зонах перекрытии............................................................... 163

25.1397    Требования к цветноспс аэронавигационных огней ....................................................... 163

25.1399    Стояночный огонь.............................................................................................................. 163

25.1401    Система огней для предупреждения столкновения ........................................................ 163

25.1403    Освещение для обнаружения обледенения на частях самолета..................................... 164

СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...................................................................................................... 164

25.1411    Общие положения .............................................................................................................. 164

25.1415    Оборудование, используемое при аварийной посадке на воду...................................... 165

25.1419    Защита от обледенения ...................................................................................................... 165

25.1421    Мегафоны............................................................................................................................ 166

ПРОЧЕН ОБОРУДОВАНИЕ ...................................................................................................................... 166

25.1423    Система оповещения пассажиров...................................................................................... 166

25.1431    Электронное оборудование ............................................................................................... 167

25.1433    Вакуумные смсгсмы ........................................................................................................... 167

25.1435    Гидравлические системы................................................................................................... 167

25.1438    Система наддува и пнсвмоснстсмы .................................................................................. 168

25.1439    Защитное дыхательное оборудование .............................................................................. 168

25.1441    Кислородное оборудование и кислородное пшанне ..................................................... 169

25.1441Л    Количество кислорода на самолете .................................................................................. 169

25.1443    Минимальный массовый расход дополнительного кислорода....................................... 170

25.1445    Требования к системе распределения кислорода............................................................ 171

25.1447 Требования к кислородно-раздаточным приборам ......................................................... 171

25.1449    Средства для определения подачи кислорода ................................................................. 172

25.1450    Химические генераторы кислорода.................................................................................. 172

25.1453    Защита кислородно! о оборудования or разрушения ..................................................... 173

25.1455    Слив жидкостей, подверженных замерзанию.................................................................. 173

25.1457 Аварийные бортовые регистраторы звуковой

информации (бортовые диктофоны)................................................................................. 173

25.1459 Аварийные бортовые регистраторы параметрической информации

(бортовые самописцы)....................................................................................................... 175

25.1461    Оборудование, содержащее рогоры с большой кинетической энергией ...................... 176

ДОПОЛНЕНИЕ 25F........................................................................................................................................ 177

Раздел G - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ ....................................200

25.1501    Общие положения...............................................................................................................200

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ОГРАНИЧЕНИЯ ............................................................................................200

25 1503    Офаничснкя скорости Общие положения ......................................................................200

25.1505    Максимальная эксплуатационная скорость .....................................................................200

25.1507    Маневренная скорость .......................................................................................................200

25.1511 Максимальная допустимая скорость в полете

с отклоненными закрылками н'нлн предкрылками ........................................................200

25.1513    Минимальная эволютивная скорость ...............................................................................200

25.1515    Максимальная скорость полета при выпуске и уборке шасси .......................................200

25.1516    Другие ограничения скорости ...........................................................................................200

25.1517    Скорость полета в неспокойном воздухе VrA..................................................................200

25.1519    Вес. центровка и распределение веса ...............................................................................201

25.1521    Ограничения по силовой установке..................................................................................201

25.1523    Минимальный летный экипаж ..........................................................................................201

25.1525    Условия эксплуатации........................................................................................................201

25.1527    Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота .......................................201

25.1529    Инструкции но поддержанию летной ixvuiocth ..............................................................201

25.1531    Эксплуатационные полетные перегрузки ........................................................................201

25.1533    Дополнительные эксплуатационные офаничения..........................................................201

25.1535    Одобрение эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS)..................202

ТРАФАРЕТЫ И НАДПИСИ ......................................................................................................................202

25.1541    Общие положения...............................................................................................................202

25.1543    Обозначения на приборах Общие положения ................................................................202

25.1545    Указания по офаниченпю скорости .................................................................................202

25.1547    Указатель магнитного курса..............................................................................................202

25.1549    Приборы контроля силовой установки.............................................................................202

25.1551    Индикация количества масла.............................................................................................203

25.1553    Тонлнвомеры .......................................................................................................................203

25.1555    Обозначения органов управления .....................................................................................203

25.1557    Прочие маркировки и фафарстм ......................................................................................203

25.1561    Спасательное оборудование..............................................................................................203

25.1563    Трафареты допустимых скоростей ...................................................................................204

ЛЕТНОЕ РУКОВОДСТВО..........................................................................................................................204

25.1581    Общие положения...............................................................................................................204

25.1583    Эксплуатационные офаннчения.......................................................................................204

25.1585    Процедуры по эксплуатации самолета .............................................................................205

25.1587    Сведения о летных характеристиках самолета ................................................................205

Раздел Н -СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ, КОММУТАЦИИ И МОНТАЖА (KWIS)............207

25.1701    Определения........................................................................................................................207

25.1703    Функция и установка EW1S ...............................................................................................207

25.1705    Системы и функции EWIS.................................................................................................207

25.1707    Разделение системы EWIS.................................................................................................208

25.1709    Безопасность системы EWIS .............................................................................................209

25.1711    Идентификация компонентов EWIS .................................................................................209

25.1713    Защита от пожара EWIS .....................................................................................................209