Купить Авиационные правила Часть 25 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
АП устанавливают нормы летной годности для выдачи Сертификатов типа, Одобрений главных изменений и дополнительных сертификатов типа на самолеты транспортной категории с газотурбинными двигателями.
Каждое лицо, подающее заявку на получение такого сертификата или на внесение в него изменений, должно доказать соответствие применяемым требованиям данных АП
Издание 5 с поправками 1 - 8
Введение
Раздел А - Общие положения
Раздел А-0 - Общие требования летной годности самолета при отказах функциональных систем
Раздел В - Полет
Общие положения
Характеристики
Управляемость и маневренность
Балансировка
Устойчивость
Сваливание
Характеристики управляемости самолета на земле и воде
Различные летные требования
Раздел С - Прочность
Общие положения
Полетные нагрузки
Расчетные условия при выполнении маневров и при полете в неспокойном воздухе
Дополнительные условия
Нагрузки на поверхности и систему управления
Наземные нагрузки
Гидродинамические нагрузки
Условия аварийной посадки
Оценка усталостной прочности
Защита от молнии
Приложение П25.581
Раздел D - Проектирование и конструкция
Поверхности управления
Системы управления
Шасси
Корпус и поплавки гидросамолета
Размещение членов экипажа, пассажиров и груза
Аварийное оборудование
Вентиляция и отопление
Герметичность
Пожарная защита
Разное
Дополнение 25D
Раздел Е - Силовая установка
Общие положения
Топливная система
Агрегаты и элементы топливной системы
Масляная система
Охлаждение
Система подвода воздуха
Выхлопная система
Органы управления и агрегаты силовой установки
Пожарная защита силовой установки
Раздел F - Оборудование
Общие положения
Приборы: установка
Электрические системы и оборудование
Светотехническое оборудование
Спасательное оборудование
Прочее оборудование
Дополнение 25F
Раздел G - Эксплуатационные ограничения и информация
Эксплуатационные ограничения
Трафареты и надписи
Летное руководство
Раздел H - Средства передачи энергии, коммутации и монтажа (EWIS)
Раздел J - Вспомогательная силовая установка
Общие положения
Топливная система
Масляная система
Охлаждение
Системы подвода и отбора воздуха
Выхлопная система
Органы управления и агрегаты ВСУ
Пожарная защита ВСУ
Общие положения
Функциональные ограничения
Маркировка и таблички
Летное руководство самолета
Приложение А
Приложение В
Приложение С - Условия обледенения
Приложение D - Критерии для определения состава минимального летного экипажа
Приложение Е - [Зарезервировано]
Приложение F
Приложение H
Приложение I
Приложение J
Приложение K
Приложение L
Определения и терминология, относящиеся к общим требованиям к летной годности самолета при отказах функциональных систем
Условные обозначения, применяемые в FAR-25 (АП-25), и соответствующие им обозначения, принятые ранее в отечественной практике сертификации (НЛГС-3)
Перечень употребляемых аббревиатур
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
23.10.2015 | Утвержден | Совет по авиации и использованию воздушного пространства | |
---|---|---|---|
Издан | Межгосударственный авиационный комитет | 2015 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Часть 25
НОРМЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТОВ ТРАНСПОРТНОЙ КАТЕГОРИИ
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВвеДСНИС............................................................................................................................................................. 13
Раздел Л - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................. 15
25.1 Назначение .......................................................................................................................... 15
25.2 ['Зарезервирован! ................................................................................................................. 15
25.3 Специальные требования для одобрения типовой конструкции самолета
для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (HTOPS).............................. 15
Раздел А О - ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА
ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ................................................................................. 16
Раздел В - ПОЛЕТ........................................................................................................................................... 19
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..............................................................................................................................19
25.21 Доказательство соответствия............................................................................................. 19
25.23 Ограничения по распределению загрузки........................................................................ 19
25.25 Ограничения веса................................................................................................................ 19
25.27 Пределы центровок.............................................................................................................20
25.29 Вес пустого самолета и соответствующая цсшрешка .....................................................20
25.31 Сьсмный балласт................................................................................................................20
25.33 11рсдслм частоты вращения и шага воздушного винта...................................................20
ХАРАКТЕРИСТИКИ ..................................................................................................................................20
25.101 Общие положения...............................................................................................................20
25.103 Скорость сваливания ..........................................................................................................21
25.105 Взлет ....................................................................................................................................22
25.107 Взлетные скорости..............................................................................................................22
25.109 Дистанция прерванного взлета..........................................................................................23
25.111 Траектория взлета...............................................................................................................25
25.113 Иозрсбнам дистанция взлета и потребная дистанция разбега ........................................26
25.115 Траектория начального набора нмсоты ............................................................................27
25.117 11абор высоты. Общие положения ....................................................................................27
25.119 Набор высоты в посадочной конфигурации: все двигатели работают .........................27
25.121 Набор высоты: одни двигатель нс работает .....................................................................27
25.123 Траектория полета по маршруту.......................................................................................28
25.125 Посадка................................................................................................................................29
25.125А Потребные посадочные дистанции ...................................................................................30
УПРАВЛЯЕМОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ ............................................................................................30
25.143 Общие положения...............................................................................................................30
25.145 Продольное управление.....................................................................................................32
25.147 Путевая it поперечная управляемое! т................................................................................33
25.149 Минимальная тволютинная скорость ...............................................................................35
БАЛАНСИРОВКА.......................................................................................................................................36
25.161 Балансировка.............................................................................................................................36
УСТОЙЧИВОСТЬ.......................................................................................................................................37
25.171 Общие положения...............................................................................................................37
25.173 Продольная статическая устойчивость.............................................................................37
25.175 Порядок демонстрации продольной статической устойчивости ...................................37
25.177 Статическая боковая устойчивость...................................................................................39
25.181 Динамическая устойчивость..............................................................................................39
СВАЛИВАНИЕ............................................................................................................................................39
25.201 Демонстрация сваливания .................................................................................................39
25.203 Характеристики сваливания ..............................................................................................40
25.207 Предупреждение о приближении сваливания..................................................................40
25.1715 Электрическая металлизация и защита от статического электричества........................ 209
25.1717 Аппараты эащнгы сети.......................................................................................................210
25.1719 Обеспечение доступа EWIS...............................................................................................210
25.1721 Защита EWIS....................................................................................................................... 210
25.1723 Защита EWIS от воспламеняющихся жидкостей ............................................................ 210
25.1725 EWIS силовой установки................................................................................................... 210
25.1727 HWIS перекрывших устройств воспламеняющихся жидкостей..................................... 210
25.1729 Инструкция по поддержанию летной годности .............................................................. 210
25.1731 EW1S системы обнаружения пожара силовой установки и ПСУ................................... 210
25.1733 KWIS систем обнаружения пожара. Общие требования................................................. 210
Ращел J - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА .......................... 211
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................ 211
25J901 Вспомогательная силовая установка ................................................................................ 211
25J903 Вспомогательная си.юная установка................................................................................ 211
25J939 Эксплуатационные характсрисгикм ................................................................................. 211
25J943 Официальная ncpciручка................................................................................................. 212
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.......................................................................................................................... 212
25J951 Общие положения ..............................................................................................................212
25J952 Испытания и анализ топливной системы.........................................................................212
25J953 Независимость топливной системы.................................................................................. 212
25J955 Подача топлива в двигатель ..............................................................................................212
25J961 Работа топливной системы при высокой температуре ...................................................213
25J977 Заборник топлива из бака..................................................................................................213
25J991 Топливные насосы.............................................................................................................. 213
25J993 Трубопроводы и арматуре топливной системы............................................................... 213
25J994 Компонешм топливной системы...................................................................................... 214
25J995 Топливные краны ............................................................................................................... 214
25J997 Топливный фильтр ............................................................................................................. 214
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА.............................................................................................................................214
25J1011 Общие положения .............................................................................................................. 214
25J1017 Трубопроводы и арматура масляной системы................................................................. 214
25J1019 Масляным фильтр .............................................................................................................. 214
25J1021 Сливные устройства масляной системы .......................................................................... 214
25J1023 Масляные теплообменники ............................................................................................... 215
25J1025 Масляные краны (клапаны)............................................................................................... 215
ОХЛАЖДЕНИЕ............................................................................................................................................ 215
25J1041 Общие положения ..............................................................................................................215
25J1043 Испытания системы охлаждения ...................................................................................... 215
25J1045 Методика испытания по оценке охлаждения................................................................... 215
СИСТЕМЫ ПОДВОДА И ОТБОРА ВОЗДУХА ...................................................................................... 216
25J1091 11одвод воздуха................................................................................................................... 216
25J1093 Защита системы подвода воздуха от обледенения.......................................................... 216
25Л 103 Капилы системы iK>;uio:ia во’щуха..................................................................................... 216
25Л 106 Каналы системы воздушных трубопроводов................................................................... 216
ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА......................................................................................................................... 217
25J1121 Общие положения .............................................................................................................. 217
25Л123 Трубопроводы выхлопной системы.................................................................................. 217
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И АГРЕГАТЫ ВСУ ....................................................................................... 217
25Л141 Органы управления ВСУ ................................................................................................... 217
25J1163 Агрегаты ВСУ..................................................................................................................... 218
25Л165 Системы зажигания двигателя ВСУ ................................................................................. 218
НОЖЛР11ЛЯ ЗАЩИТА ВСУ.............................................................................
25J1181 Установленные пожароопасные юны ......................................
25J1183 Трубопроводы, стыки и компоненты .......................................
25J1185 Воспламеняющиеся жидкости...................................................
25J1187 Дренаж и вентиляция пожароопасных тон...............................
25J1189 11ерекрывные устройства...........................................................
25J1191 11ожлрныс перегородки..............................................................
25J1193 Отсек ВСУ...................................................................................
25J1195 Системы пожаротушения...........................................................
25J1197 Огнсгасяпщс вещества ...............................................................
25JI199 Баллоны с огнсгасящпм веществом ..........................................
25J120I Материалы системы пожаротушения .......................................
25J1203 Система обнар\жспня пожара...................................................
25J1207 Соответствие требованиям ........................................................
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ......................................................................................
25J1305 Приборы ВСУ .............................................................................
25J1337 Приборы ВСУ .............................................................................
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ .........................................................
25J1501 Общие положения.......................................................................
25J1521 Ограничения ВД.........................................................................
25J1527 Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота
МАРКИРОВКА И ТАБЛИЧКИ.........................................................................
25J1549 11риборы котроля ВСУ..............................................................
25J1551 Индикация количества масла....................................................
25J1557 11рочис маркировки и таблички ...............................................
ЛЕТНОЕ РУКОВОДСТВО САМОЛЕТА.........................................................
25J1583 "Эксплуатационные ограничения...............................................
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ В ...................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ С...................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1)...................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (ЗАРЕЗЕРВИРОВАЛО! .......................................................
ПРИЛОЖЕНИЕF ...................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ Н ..................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ I ....................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ J....................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ К ..................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ L...................................................................................................
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМ И НОЛ 01 ИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗАХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ.........................................
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В FAR-25 (АН-25),
И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ РАНЕЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СЕРТИФИКАЦИИ (ИЛГС-З)...............
ПЕРЕЧЕНЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ АББРЕВИАТУР .......................................
Настоящее 5-е издание Части 25 Авиационных ирашш «Нормы летной годносш самолетов транспортной категории» (Л11-25) включает н себя 11онранки с 25-1 но 25-8 к изданию Л11-25 1994 г.
Настоящие Лвиаииошшс правила. Часть 25 «Нормы летной годности самолетов транспортной категории». включающие в себя Поправки с 25-1 по 25-8 к изданию АГ1-25 1994 года, утверждены Постановлением 35-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 23 октября 2015 года.
Перечень изменений, введенных соответствующими Поправками, приведен в Листах учета изменений, при этом для каждого изменения указан его характер: изменен, введен, изъят, нсрсобозначсн.
Структурно 5-е издание АП-25 состоит из разделов А. А-0, В, С. D, Е, F. G, И, J. Приложений А. В. С, D, Е. F, G. И, I. J. К. L и Дополнений 25D и 25F.
Раздеты А. В. С. I). К, К. G. Н. J и 11ризоженик А, В. С, 1). К. F, G. Н. I. J. К, I. по содержанию и нумерации нлрафафов гармонизированы с соответствующими Нормами летной годности США FAR 25 с поправками, включая 25-141. за исключением поправки 25-140. и Евросоюза CS 25 с Поправкой 15.
Дополнения 25D и 25F имеют самостоятельную нумерацию, при этом:
дополнение 251) содержит отдельные эксплуатационные требования. гармонизированные по содержанию с соответствующими требованиями FAR 121;
- дополнение 25F содержит требования к самолетам с различными видами оборудования
В настоящем издании для выделения дополнительных по отношению к FAR 25 параграфов н их обозначение после цифровой фунпы дополнительно вводился заглавная буква латинского алфавита (А. В. С н т.д.), дополнительные пункты в нлрлф.афлх обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (а*. Ь*. с* н т.д.), а дополнительные подпункты арабскими цифрами со звездочкой (1 *, 2*, 3* и г.д), либо (i*. ii*. iii* и т.д.).
РАЗДЕЛ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
25.1. Назначение (a) Настоящая Часть устаиав шнлст нормы легион годное I и ятя выдачи Сертифнклюн типа. Одобрений главных изменений и Дополнительных сертификатов гопа на самолеты фансноргной категории с газотурбинными двигателями. (b) Каждое лицо, подающее заявку на получение такого сертификата или на внесение в него изменений, должно доказать соответствие применяемым требованиям данной Части 25.2. (Зарезервирован). |
25.3. Специальные i реПованни для одобрении Iиноной kuiiciрукцин сачолпа для зкеплуатапии на маршрутах увеличенное дальности (ETOPS) (a) [Зарезервирован) (b) Самолеты с двумя двигателями. (1) Для одобрения типовой консфукцнн самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной датьности (ETOPS) с максиматьным временем полета до запасного аэродрома до 180 минут включительно должны быть выполнены требования парлфафл 25.1535. (2) [Зарезервирован]. (c) [Зарезервирован] |
1. Общие наложения. Настоящий раздел содержит деталтпрованные требования и пояснительный материал, относящиеся к общим требованиям к летной годности самолета при откатах функциональных систем. Этот раздел дополняет и конкретизирует требования 25.1309(b). (с) и относится ко всем функциональным системам и оборудованию самолета та исключением элементов конструкции (таких как крыло, оперение, поверхности управления, фюзеляж, узлы крепления двигателя, силовые элементы шасси и учли его крепления и т.д.). которые специально рассмотрены и разделах С' и I) 2. [Зарезервирован] 3. Верой I поелн ношнкнонепин особых ситуаций. 3.1. [Зарезервирован]. 3.2. [Зарезервирован]. 3.3 Эксплуатация с отказными состояниями Самолет должен быть спроектирован и построен таким образом, чтобы в ожидаемых условиях эксплуатации при действиях экипажа в соответствии с ЛР: 3.3.1. Каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к возникновению катастрофической стпуацин (катастрофическою эффекта), оценивалось как практически невероятное и нс возникало вследствие единичною отказа одною in элементов системы. 3.3.2. Каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к аварийной ситуации (аварийному >ффек1у). должно оцениваться как событие не более чаете, чем крайне маловероятное. При этом рекомендуется. чтобы суммарная вероятность возникновения аварийной стпуацин (аварийного эффекта), вызванной отказными состояниями (функциональными отказами, видами отказов систем), для самолета в целом не превышала 10"* на час полета. 3.3.3. Каждое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к сложной ситуации, должно оцениваться как событие нс более частое, чем маловероятное. 11рн этом рекомендуется, чтобы суммарная вероятность возникновения сложной ситуации (существенного эффекта), вызванной отказными состояниями (фут1К'инона1Ы1ыми отказами, видами отказов систем), дли самолета в целом не превышала 10"* на чае полета. 3.3.3.1. Нес усложнения условий полета и отказные состояния (функциональные отказы, виды |
отказов систем), приводящие к их возникновению, подлежат анализу с целью отработки соответствующих рекомендаций по действиям экипажа в полете. Примечание. Желательно. чтобы любое отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы), приводящее к усложнению условий полета (незначительному эффекту'), не могло быть отнесено к частым событиям. 3.3.4. [Зарезервирован] 3.3.5. При анализе особой ситуации (эффекта), пытанной отказным состоянием (функциональным отказом, видом отказа системы), необходимо учитывать факторы, которые могут усу-] убить последствия (степень опасности) начального отказного состояния (функционального отказа, вида отказа системы), включая связанные с отказом условия на самолете, которые могут влиять на способность экипажа справиться с прямыми последствиями (например, натнчпе дыма, перегрузка, прерывание связи, изменение давления в кабине и т.п ) 3.3.6. Действия экипажа. При анатизе последствий определенного отказного состояния (функционального oiKaia. вида отказа системы), включая необходимые .действия экипажа, должны учитываться вероятность отказа (отказов), наличие и характер сигнализации (информанип) об откате, а также сложность действий экипажа 3.4. Операции с отказными состой и и ими и внешние воздействии (явлении). При анатизе последствий отказных состояний (функциональных отказов, видов отказов сие том) оценка должна учитывать критн'шые (определяющие) внешние воздействия (явления) и их вероятность Эксплуатационные ограничения должны устанавливаться с учетом вероятности внешних воздействий (явлений) и отказных состояний (функ-цнона тьных отказов, видов отказов систем), характеристик самолета, точности пилотирования, а также погрешностей оорговых систем и оборудования 4. Приемлемые методы. 4.1. [Зарезервирован] 4.2. Соответствие требованиям настоящего раздела и 25.1309(b), (с) должно доказываться путем анализа и расчета вероятностей возможных видов отказов функциональных систем и оценки |
влияния этих видов откатов на безопасность полета самолета. Такая опенка должна проводиться для каждой системы и во взаимосвязи с другими системами и (при необходимости) подкрепляться наземными и (или) летными испытаниями, испытаниями на пилотажном стенде или другими видами стендовых испытании, расчетами шит моделированием. (a) Диализ должен включать возможные виды отказов (в том числе сочетания пилон отказов в различных системах), оценку вероятностен этих пилон откатов, последствия для самолета и находящихся на борту людей с учетом этапа полета, условий эксплуатации и внезапности для экипажа возникновения соответствующего отказного состояния. требуемые дейетвия по парированию, возможность обнаружения отказа, процедуры контроля состояния и обслуживания самолета. (b) При анализе конкретных систем может быть учтен опыт эксплуатацтш аналогичных систем. (c) В анализе должен учитываться разброс характеристик системы (систем). При этом может быть использовано статистическое распределение указанных харакэсрнстик. 4.3. [Зарезервирован]. 4.4. [Зарезервирован]. 4.5. [Зарезервирован]. 4.6. [Зарезервирован]. 4.7. Отказное состояние (функц1н>11а1М1ый отказ, вид шкала системы) может быть отнесено к событиям практически невероятным, если выполняется одно из следующих условий: (a) Указанное состояние возникает в результате двух и более независимых последовательных отказов различных элементов рассматриваемой системы или взаимодействующих с иен систем с вероятностью менее 10'9 на час полета по типовому профилю. (b) Указанное состояние является следствием конкретного механического отказа (разрушение, заклинивание, рассоединение) одного из элементов системы и Заявитель обоснует практическую невероятность такого отказа, используя для доказательства: анализ схемы и реальной конструкции; статистическую оценку безотказности подобных конструкций за длительный период эксплуатации (при наличии необходимых данных); результаты испытаний но установлению назначенного ресурса соответствующим элементам согласно требованиям соответствующих разделов настоящих Норм или по установлению других ограничений контролируемых параметров допустимого предогказного состояния. |
- анализ принципов контроля качества изготовления и применяемых конструкционных материалов в серийном производстве, а также стабильности технологических процессов; - анализ предусмотренных эксплуатационной документацией средств, методов н периодичности технического обслуживания. Примечание. В тех случаях, когда рассмаэриал стся конкретный короткий этан (участок) пол ста. сто продолжительность может учитываться при оценке вероятности единичных н множественных отказов. Нети показано, что отказное состояние (вид отказа, функциональный отказ) огностггся к категории событий практически невероят ных, то такое событие может быть исключено in дальнейшего анализа особых ситуаций для доказательства соответствия |рсбопанням данного раздела. 4.7.1. Для доказательства соответствия самолета требованиям 3.3.2 должно быть дополнительно выполнено одно из следующих условий: отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) возникает в результате сочетания двух н более независимых последовательных отказов; - отказное состояние может быть отнесено к практически невероятным в соответствии с пунктом 4.7(b); отказное состояние является следствием конкретного механического отказа типа заклинивания одного из элементов системы н может быть отнесено к событию ire более частому, чем крайне маловероятное на основании анализа принятых конструктивных решений и результатов опыта эксплуатации аналогичных конструкций, учитывающего используемые принципы контроля качества изготовления и применяемые конструкционные материалы в серийном производстве, стабильность технологических процессов, а также предусмотренные экституатацнонной документацией средства, методы и периодичность технического обслуживания. 4.8. В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к возникновению аварийной ситуации (аварийного эффекта) и нс отнесено к категории практически невероятных. Летное руководство должно содержать рекомендации, позволяющие экипажу принять все возможные меры для предотвращения переход» аварийной ситуации в катастрофическую. Желательно, чтобы указанные рекомендации были проверены в летных испытаниях. В тех случаях, когда летная проверка связана с повреждениями самолета, с особо высокой степенью |
риска или заведомо нецелесообразна, разработанные рекомендации должны подтверждаться результатами анализа опыта эксплуатации других самолетов, близких но конструкции к сертифицируемому. а также результатами соответствующих лабораторных, стендовых испытаний, моделирования и расчетов. 4.9. В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к возникновению сложной ситуации (существенного эффекта) и нс отнесено к категории практически невероятных. Летное руководство должно содержать указания экипажу по завершению полета при данном отказном состоянии Указания ЛР по действиям в сложных апуациях должны быть проверены в летных испытаниях и не должны требовать от экипажа чрезмерных усилий н |
необычных приемов пилотнроваштя. В отдельных случаях, когда конструкция самолета и его систем не обеспечивает возможности имитации какого-либо вида отказа в летных испытаниях, допускается проверка соответствующих указании ЛР в испытаниях на пилотажном стенде, аттестованном д 1я проведения таких испытаний 4.10. В случае если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к усложнению условий полета. Летное руководство должно содержать указания экипажу но продолжению полета, методам эксплуатации систем и парированию неисправностей в полете. Нели при этом отказное состояние (вид отказа системы) влияет на пилотирование, то рекомендации ЛР должны быть проверены летными испытаниями или испытаниями на пилотажном стенде. |
Раздел В - ПОЛ КТ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 25.21. Дока taiivii.ci на сотнею вив (a) Следует обеспечить соответствие каждому требованию данного раздела при всех возможных комбинациях веса и центровки в пределах вариантов загрузки самолета, ятя которых запрашивается сертификат типа Соответствие требованиям должно устанавливаться: (1) Посредством испытаний, проводимых на самолете, на который требуется получить сертификат типа, или по расчетам, основанным на результатах испытаний и равным им по точности. (2) Посредством исследования каждой возможной комбинации веса и цен тровки, если это соответствие нс может быгъ логически выведено из обследованных комбинаций. (b) [Зарезервирован]. (c) Управляемость, устойчивость, балансировка и характеристики сваливания самолета должны быть показаны для всего диапазона высот вплоть до максимальной высоты, возможной в условиях эксплуатации. (d) Параметры, критические для проводимых испытаний, такие, как вес, зафузка, метровка и моменты инерции, воздушная скорость, тяга двигателей и ветер должны в летных испытаниях выдерживаться в пределах приемлемых допусков (с) Сели соответствие требованиям к летным характеристикам самолета зависит от системы улучшения устойчивости самолета или от любого другого автоматического устройства итн устройства с силовым приводом, должно быть доказано соответствие пирлфафам 25.671 и 25.672. (f) Для показа соотвстствггя требованиям 25.105(d). 25.125, 25.233 и 25.237 скорость ветра следует замерять на высоте 10 м над поверхностью земли плп скорректировать на разницу между высотой, на которой замеряется скорость ветра, и высотой 10 м (g) Требования настоящего раздела, связанные с условиями обледенения, применяются только в том случае, если Заявитель желает сертифицировать самолет для полета в условиях обледенения. (1) Если не предписано иное, каждое требование этого раздела, кроме 25.121(a), 25.123(c). 25.143(b)(1) и (b)(2), 25.149. 25.201(сХ2), 25.207(c) и (d). 25.239 и 25.251 от (Ь) до (е), должно выполняться для полета в условиях обледенения Требования 25.207(c) и (d) должны выполняться в посадочной конфпгурашш в условиях обледенения и |
не требуется их выполнение для других конфигураций Соответствие должно быть доказано с отложениями льда, определенными в Приложении С, при нормальной эксплуатации самолета и его системы противообледешпелыюй защиты в соответствии с эксплуатационными офаннченпямн и эксплуатационными процедурами, установленными Заявителем и содержащимися в Летном Руководстве самолета. (2) Для но тега в условиях обледенения нет никаких изменений в предельных значениях распределения нафузкп по 25.23, в предельных значениях веса по 25.25 (кроме тех случаев, когда это ограничено требованиями этого подраздела к летным характеристикам), а также в предельных центровках 25.27 по сравнению с таковыми для условий без обледенения. 25.23. ()i риннченим но распределению затруткн (a) Должны быть установлены диапазоны весов и петровок. при которых возможна безопасная эксплуатация самолета. Если комбинация веса и петровки допустима лишь в определенных пределах распределения нагрузки (например, по размаху крыла), которая может быть случайно превышена. должны быть установлены эти пределы и соответствующие комбинации веса и центровки (b) Ограничения по распределен ню нагрузки не могул превышать: (1) Выбранных пределов. (2) Пределов, при которых доказана прочность конструкции: или (3) Пределов, при которых показано соответствие каждому применимому летному требованию, изложенному в данном разлете. 25.25. Ограничения веса (а) Максимальные веса. Максимальные веса, соответствующие условиям эксплуатации самолета (стоянка, руление на земле или воде, взлет, крейсерский полет и посадка), условиям окружающей среды (высота и температура) и условиям :гагрузкк (вес без топлива, положение метра гя-жссти и распределение веса), должны устанавливаться таким образом, чтобы они не превышали: (1) Наибольшего веса, выбранного Заявителем для данных условий (2) Наибольшего веса, при котором показано соответствие всем применимым требованиям по прочности конструкции и требованиям настоящего раздела. |
(3) Наибольшего веса, при котором показано соответствие сертификационным требованиям, приведенным в Части 36 Авиационных правил. (Ъ) Минимальный вес. Минимальный вес (наименьший вес. при котором показано соответствие каждому применимому требованию, изложенному в данном разделе) должен устанавливаться таким образом, чтобы он был нс менее: (1) Минимальною веса, выбранного Заявителем (2) Минимального расчетного веса (наименьшего веса, при котором показано соответствие требованиям прочности конструкции, указанным н разделе С настоящих Норм); или (3) Минимального веса, при котором показано соответствие каждому применимому требованию настоящего раздела. 25.27. Пределы центровок Должны уеланавливлп.сн предельно передняя и предельно задняя петровки для всех эксплуатационных условий. Предельные петровки не должны выходить за следующие пределы: (a) Выбранные Заявителем (b) При которых доказана прочное! ь конструкции. (c) При которых показано соответствие веем применимым требованиям настоящего раздела. 25.29. Все пу стого самолета н соответствующая центровка (a) Вес пустого самолета и соответствующая ему центровка должны определяться путем взвешивания самолета с учетом: (1) Закрепленного балласта (2) Невмрабагываемого остатка топлива, определяемого в соответствии с 25.959. (3) Полного веса рабочих жидкостей, включая: (i) масло; (ii) гидравлическую жидкость; и (iii) другие жидкости, необходимые ;ия нормальной работы систем самолета, кроме питьевом воды. воды, предварительно заливаемой в туалет, и воды, предназначенной дтя впрыска в двигатель (b) Условия, при которых производится взвешивание пустого самолета, должны быть четко определены и легко воспроизводимы. 25-31. Съемный балласт Съемный балласг разрешается использовать для демонстрации соответствия самолета летным требованиям, указанным в данном разделе. |
25.33. Пределы частоты вращении и тага воздушно! о вин га (a) Должны быть установлены такие предельные значения частоты вращения н шага воздушного винта, которые могут обеспечить: (1) Кс’зонасносгь полета в условиях нормальной эксплуатации самолета; и (2) Соответствие требованиям к летным характеристикам, изложенным в наршрафах 25.101-25.125. (b) У регулятора постоянных оборотов должен быть предусмотрен ограничитель частоты вращения воздушного вита. Он должен ограничивать максимально возможную регулируемую частоту вращения в минуту. (c) Средства, используемые для о1раннчсния положения малого шага воздушного вита, должны устанавливаться таким образом, чтобы частота вращения двигателя нс превышала большей из двух цифр: 103% or максимально допустимой частоты вращении двигателя или 99% от утвержденного максимального заброса оборотов при: (1) Лопастях воздушного винта на пределе малого шага и неработающем регуляторе оборо тов (2) Неподвижном самолете в стандартных атмосферных условиях н отсутствии ветра; и (3) Двигателях, работающих на пределе максимального взлетного крутящего момента, для турбовинтовых самолетов. ХАРАКТЕРИСТИКИ 25.101. Общие положения (a) Если нет других указаний, самолеты должны удовлетворял, соответствующим требованиям к летным характеристикам, которые изложены в настоящем разделе, для фактических атмосферных условии и спокойного воздуха (b) В том случае, когда на харакгериелпен влияет мощность или тяга двигателя, характеристики определяются при следующих олсосн-гельных влажностях: (1) Дтя самолетов с газотурбинными двигателями: (1) 80% при стандарл!ых и более низких температурах; (ii) 34% при температурах на 28 °С выше стандаршых и при более высоких температурах. В диапазоне между указанными температурами относительная в 1ажность изменяется линейно (2) [Зарезервирован] (c) Характеристики должны соответствовать располагаемо!! тяге в конкретных атмосферных условиях. конкрсп!ых режимах полета и при |
относительной влажности, указанной в пункте (Ь) данного параграфа Располагаемая тяга должна соответствовать мощности или тяте двигателя и не превышать утвержденную мощность пли тягу, за вычетом: (1) Потерь в силовой установке (2) Мощности или эквивалентной тип. потребляемой aiрегатами силовой установки и системами в соответствии с конкретными атмосферными условиями и коикре'1ным(1 режимами полет (d) Если нет других указаний. Заявитель должен выбрать конфигурации, применяемые при взлете, полете но маршруту, заходе на посадку и посадке (e) Конфигурации самолета могут меняться в зависимости от веса, высоты и температуры. ’Эти изменения конфигу рации самолета должны отвечать требованиям, изтоженным в пункте (0 данного параграфа. (f) Если нет других указаний, в процессе определения дистанций прерванного взлета, траекторий начального набора высоты, взлетных и посадочных дистанций, изменение коифшураиии. скорости, мощности и тяги следует производить в порядке, установленном Заявителем для эксплуатационных условий. (g) Должен быть установлен порядок действий при уходе на второй круг н при прерванной посадке и зависимости от условий, изложенных в 25 119 и 25.121(d). (h) Процедуры, установленные в соответствии с пунктами (1) и (g) данного параграфа должны: (1) Быть такими, чтобы они могли соответствующим образом выполняться в эксплуатации членами экипажа средней кватнфиканни. (2) Предусматривать использование безопасных и надежных методов и устройств. (3) Учитывать реально возможные задержки но времени при выполнении этих процедур. (i) Дистанции прерванного взлета и посадочные дистанции, указанные в 25.109 и 25.125. соответственно. должны быть определены при полном предельном износе и пределах допуска всех тормозных колодок колес. 25.103. С’корне и. сваливании (а) Нормируемая скорость сваливания Vsr индикаторная земная скорость, назначенная 'Заявителем. Vsk должна быль не менее скорости сваливания с единичной нормальной перегрузкой. Скорость Vsr задается формулой где: Усу.млх индикаторная земная скорость, получаемая, когда скорректированный на нерехрузку |
коэффициент подъемной силы С, = n^G/qS достигает первого максимума в ходе маневра, описанного в пункте (с) данного параграфа Дополнительно, если параметры этого маневра ограничиваются устройством, которое резко создает момент на пикирование при выбранном угле атаки (например, если используется авгомат отдачи ручки), то скорость VryMAx нс должна был, ниже скорости, имеющей место в момент срабатывания такого устройства; Пу, нормальная перегрузка при скорости Vcy мах; G вес самолета; S аэродинамическая площадь крыла; и q - скоростной напор (b) Vcy мах определяется при следующих условиях: (1) Двигатели на режиме малого газа или, если результирующая тяга вызывает замепюс снижение скорости сваливания, нс более чем на режиме нулевой тяти на скорости сваливания (2) Органы управления шагом воздушного шипа (если таковые установлены) находятся но взлетном положении. (3) Другие элементы и части самолета соответствую! различным конфигурациям (положение механизации, положение шасси, отложения льда на различных этапах полета) при испытаниях или в соответствии с требованиями к определению характеристик самолета, где используется Vsr; (4) Вес самолета равен весу, при котором скорость Vsr используется в качестве критерия для определения соответствия характеристик требованиям норм. (5) Центр тяжести в положении, которому- соответствует наибольшая величина нормируемой скорости сваливания. (6) Самолет сбалансирован для прямолинейного полета на скорости, выбранной Заявителем, но не менее 1.13 Vs» и не более 1,3 Vsr. (c) Начиная с установившегося сбалансированного состояния, перемещать рячаг продольного управления для торможения самолета таким образом, чтобы темп уменьшения скорости нс превышал 1.85 км/ч за секунду (1 узел в секунду). (d) В дополнение к требованиям пункта (а) данного иарафафл принимается следующее: если установлено ycipofiCTBO, которое резко создаст MOMCirr на пикирование при выбранном угле атаки (такое, как авгомат отдачи ручки), то нормируемая скорость сваливания Vsr должна быть на 3.7 км/ч (2 узла) или 2%. в зависимости от того что больше, выше тон скорости, при которой срабатывает указанное устройство. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ САМОЛЕТА ИА ЗЕМЛЕ И ВОДЕ.................................. 42
25.231 Продольная устойчивость!! управляемость ....................................................................42
25.233 Путевая устойчивость и управляемость...........................................................................42
25.235 Руление................................................................................................................................42
25.237 Скорость ветра....................................................................................................................42
25.239 Брызгообразованпе. управляемость н устойчивость самолета на воде.........................43
РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ..................................................................................................43
25.251 Вибрация и бафлинг ........................................................................................................... 43
25.253 Скоростные характеристики..............................................................................................44
25.255 Характеристики самолета при разбалансировке ............................................................. 44
Ра тлел С - ПРОЧНОСТЬ .............................................................................................................................. 46
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 46
25.301 Нагрузки ..............................................................................................................................46
25.302 Взаимодействие систем и конструкции ...........................................................................46
25.303 Колффшшент безопасности............................................................................................... 46
25.305 Прочность и деформация...................................................................................................46
25.307 Доказательства прочности................................................................................................. 46
ПОЛЕТНЫЕ НАГРУЗКИ ...........................................................................................................................47
25.321 Общие положения .............................................................................................................. 47
РАСЧЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МАНЕВРОВ
И ПРИ ПОЛЕТЕ В НЕСПОКОЙНОМ ВОЗДУХЕ...................................................................................47
25.331 Условия симметричных маневров .................................................................................... 47
25.333 Огибающая условий полета при маневрах.......................................................................48
25.335 Расчетные воздушные скорости........................................................................................49
25.337 Эксплуатационные маневренные перегружн.................................................................. 50
25.341 Нагрузки от порывов и турбулентности ..........................................................................51
25.343 Расчетные веса топлива и масла .......................................................................................53
25.345 Устройства дм увеличения подъемной силы.................................................................. 53
25.349 Условия вращения по крену............................................................................................... 53
25.351 Условия маневр;! рыскания ............................................................................................... 55
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ............................................................................................................ 55
25.361 Крутящим момент двигателя и вспомогательной силовой установки (ВСУ)............... 55
25.362 Нагрузки при отказе двигателя ......................................................................................... 55
25.363 Боковая нагрузка на установки двигателя и ВСУ ........................................................... 56
25.365 Нагружение герметических кабин .................................................................................... 56
25.367 Несимметричные naipy iKii при отказе двшягс.ля ........................................................... 57
25.371 Гироскопические нагрузки ................................................................................................ 57
25.373 Устройства для управления скоростью полета................................................................ 57
НА1РУЗКИ НА ПОВЕРХНОСТИ И СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ........................................................ 58
25.391 Haipy ucii на поверхности управления. Общие положения............................................. 58
25.393 Нагрузки, параллельные оси шарниров ........................................................................... 58
25.395 Система управления........................................................................................................... 58
25.397 Эксплуатационные усилия и моменты, нрикла.'1ываемые пи югом............................... 58
25.399 Двойное управление........................................................................................................... 59
25.405 Ис1к>мо1алслы1ля снсгемн управления ............................................................................. 59
25.407 Влияние триммеров ............................................................................................................ 59
25.409 Вспомогательные поверхности управления..................................................................... 59
25.415 Условия на1ружсння от действия iieipa на земле............................................................ 60
25.427 Несимметричные нлфулкп ................................................................................................ 61
25.445 Вспомогательные аэродинамические поверхности ........................................................ 62
25.457 Закрылки, предкрылки ....................................................................................................... 62
25.459 ('пениальные устройства ................................................................................................... 62
25.105. Взлет (a) (’корост киста, укатанные в 25.107, дистанция прерванного виста, укатанная н 25.109, траектория взлета, указанная в 25.111, погребная днеглнция взлета и потребная дистанция разбега, указанные к 25.113, чистая траектория начальною набора высоты, указанная в 25.115, должны определяться для каждой взлетной конфигурации, для всех значений взлетных весов, высот и температур окружающего воздуха в пределах эксплуатационных ограничений, выбранных Заявителем: (1) В условиях полета без обледенения, и (2) В условиях полета с обледенением, если в конфигурации согласно 25.121(b) с отложением льда тала «Обледенение на взлете», определенным в Приложении С: (i) скорость сваливания при максимальном взлетом весе превышает соответствующее значение скорое hi сваливания без обледенении на большую из величин: 5,6 км/ч земной индикаторной скорости или 3% VSr; либо (ii) снижение |раднс1гга набора высоты, определенного согласно 25.121(b), составляет более чем половину уменьшения фадиента набора высоты. применяемого для перехода от полной к чистой траектории начального набора высоты, определенного в 25.115(b). (1*) Скорость V*. установленная для условий без обледенения, нс обеспечивает маневренные возможности. заданные в пункте 25.143(h) для взлетной конфигурации. (b) Все взлетные характеристики, указанные в настоящем разделе, должны быть такими, чтобы при их определении не требовались исключительные квалификация и быстрота реакции экипажа. (c) Взлетные характеристики должны основы-ваться на данных, полученных: (1) Для сухопутных самолетов и самолетов-амфибий: (1) на ровной, сухой, мокрой или покрытой осадками искусственной взлетно-посадочной полосе; и (ii) на мокрой рифленой или покрытой пористым материалом искусственной взлетно-посадочной полосе (по желанию Заявителя), и (i*) на ровной грунтовой взлепю-посадочной полосе (по желанию Заявителя). (2) Для гидросамолетов и самолетов-амфибий на гладко)! водной поверхности; и (3) Дтя самолетов с лыжным шасси на ровном сухом снегу. (d) Вгпетные характеристики должны включать в себя следующие эксплуатационные поправки в пределах установленных эксплуатационных отра-ничений я 1Я данного самолета: |
(1) Не более 50% от номинальных составляющих ветра вдоль траектории вгтета в направлении, противоположном направлению взлета, и не менее 150% от номинальных составляющих ветра вдоль траектории взлета в направлении взлета. (2) Эффективный уклон взлето-посадочной полосы. 25.107. Kuieiiiije скорости (a) Скорость V| должна устанавливаться относительно скорости Vгр следующим образом: (1) Скорость Vet - земная индикаторная скорость. на которой предполагается отказ критическою двигателя. Скорость Уц> должна выбираться Заявителем, но она не до окна быть ниже скорости VMco. которая определяется в соответствии с 25.149(c). (2) Скорость Vj, выраженная в единицах темной индикаторной скорости, является скоростью принятия решения на взлете, которая выбирается Заявителем; однако скорость Vj не должна быть меньше, чем скорость Vh- плюс скорость, которая достигается при неработающем критическом двигателе в период между моментом отказа критического двигателя и моментом, когда пилот распознает отказ двигателя и реагирует на него, определяемым началом первого действия пшюта по торможению самолета (например, применение тормозов, уменьшение тяги, выпуск тормозных средств) в ходе испытаний прерванною взлета. (b) Скорость V2MM, выраженная в виде земной индикаторной с корост, не должна быть менее: (1) 1.13 V« для: (1) турбовинтовых самолетов с двумя или тремя двигателями; и (ii) lypGopcaKTHBiibJX самолетов, которые не имеют средств для значительною уменьшения скорости сваливания при одном неработающем двигателе. (2) 1.08 Vvr для: (i) турбовинтовых самолетов, имеющих более трех двигателей; и (ii) турбореактивных самолетов, которые имеют средства для значительною уменьшения скорости сваливания при одном неработающем двигателе. (3) 1,1 Vmc, установленной в соответствии с 25.149. (c) Скорость Vi, выраженная в виде земной индикаторной скорости. должна выбираться Заявителем так, чтобы обеспечить ф.адисн1 набора высоты, требуемый в 25.121(b), но эта скорость не должна быть менее: (1) Скорости ViMin; и |
НАЗЕМНЫЕ НАГРУЗКИ...........................................................................................................................62
25.471 Общие положения...............................................................................................................62
25.473 Условия нагружения при посадке и предположения .....................................................63
25.477 Расположение шасси ..........................................................................................................64
25.479 Условия горизонтальной посадки .....................................................................................64
25.481 Условия посадки с опущенным хвостом..........................................................................64
25.483 Условия посачки на одну стойку ......................................................................................65
25.485 Условия действия тюковой нагрузки ................................................................................65
25.487 Условия отскока при посадке ............................................................................................66
25.489 Условия управляемого движения но земле......................................................................66
25.491 Руление, взлет и пробег......................................................................................................66
25.493 Условия качения с торможением ......................................................................................66
25.495 Разворот...............................................................................................................................67
25.497 Рыскание хвостового колеса..............................................................................................67
25.499 Рыскание носового колеса и управление нм....................................................................67
25.503 Вращение.............................................................................................................................68
25.507 Реверсивное торможение...................................................................................................68
25.509 Нагрузки при буксировке...................................................................................................68
25.511 Нагрузки на земле: несимметричные нагрузки
на многоколесные стойки шасси.......................................................................................69
25.515А Шимми.................................................................................................................................70
25.519 Обеспечение поднятия на домкратах и расчаливання ....................................................70
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ...................................................................................................71
25.521 Общие положения...............................................................................................................71
25.523 Расчетные веса и положения центра тяжести..................................................................71
25.525 Приложение нагрузок.........................................................................................................71
25.527 Перегрузки для лодки или основного поплавка ..............................................................71
25.529 Условия нагружения лодки и основного поплавка при посадке....................................72
25.531 Условия нагружения лодки и основного поплавка при взлете.......................................72
25.533 Давление на днище лодки и основного поплавка............................................................73
25.535 Нагрузки на вспомогательные поплавки..........................................................................73
25.537 Нагрузки на крыло от погружения в воду и нагрузки на жабры ...................................74
УСЛОВИЯ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ .....................................................................................................74
25.561 Общие положения...............................................................................................................74
25.562 Динамические условия аварийной посадки .....................................................................75
25.563 Обеспечение прочное! и при вынужденной посадке на воду ........................................ 76
ОЦЕНКА УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ ..............................................................................................76
25.571 Опенка допустимости повреждений и усталостной прочности конструкшш .............76
ЗАЩИТА ОТ МОЛНИИ .............................................................................................................................78
25.581 Защита от молнии ...............................................................................................................78
ПРИЛОЖЕНИЕ П25.581 ............................................................................................................................. 79
Раздел !)-ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ ............................................................................80
25.601 Общие положения...............................................................................................................80
25.603 Материалы...........................................................................................................................80
25.605 Технология производства ..................................................................................................80
25.607 Крепежные детали ..............................................................................................................80
25.609 Защита элементов конструкции ........................................................................................80
25.611 Обеспечение доступа..........................................................................................................80
25.613 Прочностью характеристики материалов и их расчетные значения...........................80
25.619 Специальные дополнительные коэффициенты безопасности........................................81
25.621 Коэффициенты безопасности для отливок.......................................................................81
25.623 Коэффициенты безопасности в опорах ............................................................................82
25.625 Ко1тффпцпснш безопасности
для стыковочных узлов (фитингов).................................................................................. 82
25.629 Требования к аэроупругой устойчивости......................................................................... 82
25.631 Повреждение от удара птицы............................................................................................ 84
ПОВЕРХНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ............................................................................................................. 84
25.651 Испытание на прочное! ь.................................................................................................... 84
25.655 Установка............................................................................................................................ 84
25.657 Ухзы подвески .................................................................................................................... 85
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................................................................................................... 85
25.671 Общие положения .............................................................................................................. 85
25.672 Системы улучшения устойчивости.
автоматические системы и бустерное управление.......................................................... 85
25.675 Упоры .................................................................................................................................. 86
25.677 Системы фнммиронанпя ................................................................................................... 86
25.679 Устройства, предотвращающие повреждение системы ог
воздействия порывов ветра ............................................................................................... 86
25.681 Статические испытания на расчетную нагрузку.............................................................86
25.683 Испытания на функционирование .................................................................................... 87
25.685 Элементы системы управления......................................................................................... 87
25.689 Тросовые системы ..............................................................................................................87
25.693 Соединения ......................................................................................................................... 88
25.697 Управление механизацией крыла и возду шными тормозами........................................ 88
25.699 Указатель положения механизации крыла и воздушных тормозов............................... 88
25.701 Взаимосвязь между закрылками и предкрылками.......................................................... 88
25.703 Система аварийной сигнализации при взлете ................................................................. 89
ШАССИ........................................................................................................................................................ 89
25.721 Общие положения .............................................................................................................. 89
25.723 Испытания амортизации .................................................................................................... 89
25.729 Механизм уборки и выпуска шасси.................................................................................. 90
25.729А Механизм разворота колее ................................................................................................ 91
25.731 Колеса..................................................................................................................................91
25.733 Шины...................................................................................................................................91
25.735 Тормоза и тормозные системы .........................................................................................92
25.737 Лыжи....................................................................................................................................94
КОРПУС И ПОПЛАВКИ ГИДРОСАМОЛЕТА........................................................................................ 94
25.751 Плавучесть основных поплавков гидросамолета ............................................................ 94
25.753 Конструкция основного поплавка..................................................................................... 94
25.755 Корпус летающей лодки ....................................................................................................94
РАЗМЕЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА, ПАССАЖИРОВ И ГРУЗА ..................................................... 94
25.771 Кабина жнпажа .................................................................................................................. 94
25.772 Двери кабины жкпажа.......................................................................................................94
25.773 Обзор из кабины жнпажа..................................................................................................94
25.775 Лобовые стекла и окна....................................................................................................... 95
25.777 Органы управления в кабине............................................................................................. 96
25.779 Перемещение и действие органов управления.
расположенных в кабине жнпажа.................................................................................... 96
25.781 Форма рукояюк органов управления в кабине................................................................ 97
25.783 Фюзеляжные двери............................................................................................................. 97
25.785 Кресла, спальные места, поясные привязные ремни и привязные системы ................. 99
25.787 Огсски для размещения фузон и багажа ......................................................................... 101
25.789 Фиксация отдельных масс в пассажирской кабине.
кабине жнпажа и буфетах................................................................................................. 101
25.791 Информационные табло и трафарезы ;1ля пассажиров .................................................. 101
25.793 Поверхность пола ............................................................................................................... 101
25.795 Аспекты безопасности........................................................................................................ 101
25.799А Система водоснабжения .................................................................................................... 102
АВАРИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИИ ............................................................................................................. 103
25.801 Аварийное приводнение .................................................................................................... 103
25.803 Аварийная шакуацня.......................................................................................................... 103
25.807 Аварийные выходы............................................................................................................. 103
25.809 Устройство аварийных выходов........................................................................................ 106
25.810 Вспомогательные средства и пути аварийною покидания............................................. 107
25.811 Маркировка аварийных выходов ...................................................................................... 108
25.812 Аварийное освещение ........................................................................................................ 109
25.813 Подход к аварийным выходам........................................................................................... 111
25.815 Ширина продольного прохода .......................................................................................... 113
25.817 Максиматьное количество кресел в ряду......................................................................... 113
25.819 Служебные помещения нижней палубы (в том числе буфеты) ..................................... 113
25.820 Двери туалетов..................................................................................................................... 114
ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ............................................................................................................... 114
25.831 Вентиляция.......................................................................................................................... 114
25.832 Концентрация озона в кабине............................................................................................ 115
25.833 Системы отопления на жидком топливе .......................................................................... 116
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ..................................................................................................................................... 116
25.841 Герметические кабины....................................................................................................... 116
25.843 Испытания герметических кабин...................................................................................... 117
ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА .............................................................................................................................. 117
25.851 Огнетушители ..................................................................................................................... 117
25.853 Внутренняя отделка кабин................................................................................................. 118
25.854 Пожарная защита туалетов ................................................................................................ 119
25.855 Г рутовые и багажные отсеки ............................................................................................. 119
25.856 Термо акустические изоляционные материалы................................................................ 119
25.857 Классификация грузовых и багажных отсеков................................................................ 119
25.858 Системы обнаружения дыма или пожара в грузовом
или багажном отсеке .......................................................................................................... 120
25.859 Пожарная заицгта обогревателей, работающих на топливе ........................................... 120
25.863 11ожарн.тя защита в зонах с воспламеняющимися жидкостями ..................................... 122
25.865 11ожариая защита органов управления, узлов крепления
двигателей и других конструкций, обеспечивающих полег .......................................... 122
25.867 Защита от пожара других частей самолета ......................................................................122
25.869 Пожарная защита систем ...................................................................................................122
РАЗНОЕ........................................................................................................................................................ 123
25.871 Средства нивелировки........................................................................................................ 123
25.875 Усиление конструкции в зоне вращения воздушных винтов......................................... 123
25.899 Металлизация и защита от статического электрнчеенва................................................ 123
ДОПОЛНЕНИЕ 25D ....................................................................................................................................... 123
Раздел Е - СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.......................................................................................................... 125
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 125
25.901 Ситовая установка.............................................................................................................. 125
25.903 Двигатели ............................................................................................................................ 125
25.904 Автоматическая система управления взлетом тягой (АСУВТ).................................... 126
25.905 Ноздушные шипы ............................................................................................................... 126
25.907 Вибрация воздушного винта.............................................................................................. 126
25.925 Клиренс воздушного втгга................................................................................................127
25.929 Протнвообледпнительная запппа воздушного винта ..................................................... 127
25.933 Системы реверсирования................................................................................................... 127
25.934 Испытания системы реверса тяги турбореактивного двигателя.................................... 128
25.937 Системы ограничения сопротвлсния
турбовинтовых двигате льных установок......................................................................... 128
25.939 Рабочие характерце лиси двигателя................................................................................... 128
25.941 Совместимость воздухозаборника, двнппеля и выхлопного устройства..................... 128
25.943 Отрицательная перегрузка................................................................................................. 128
25.945 Система форсирования тяги или мощности .................................................................... 128
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.......................................................................................................................... 129
25.951 Общие положения .............................................................................................................. 129
25.952 Анализ и испытания гоалнвнон системы......................................................................... 129
25.953 Независимость подачи топлива в двигатели.................................................................... 129
25.954 Защита топ ливных систем от ударов молний.................................................................. 129
25.955 Подача топ лива в двигатели.............................................................................................. 129
25.957 Мсжбаковам перекачка топлива........................................................................................ 130
25.959 Нснмраблтыкасмый ос глюк топлива в баках .................................................................. 130
25.961 Работа топливной сисгсмы при высокой температуре .................................................. 130
25.963 Топливные баки: общие положения ................................................................................. 131
25.965 Испытания топливных баков............................................................................................. 132
25.967 Установка топливных баков.............................................................................................. 132
25.969 Расширительное пространство топливного бака............................................................. 133
25.971 Отстойник топливного бака .............................................................................................. 133
25.973 Заправочная горловина топливного бака......................................................................... 133
25.975 Дренаж топливных баков................................................................................................... 133
25.977 Заборник топлива из бака .................................................................................................. 134
25.979 Система заправки топливом под давлением.................................................................... 134
25.981 Температура топливного бака........................................................................................... 134
АГРЕГАТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ....................................................................... 135
25.991 Топливные насосы.............................................................................................................. 135
25.993 Трубопроводы и армагура топливной системы............................................................... 135
25.994 Компонент топливной сисгсмы...................................................................................... 135
25.995 Топливные краны ............................................................................................................... 135
25.997 Топливные фильтры........................................................................................................... 135
25.999 Сливные устройства топливной сисгсмы......................................................................... 136
25.1001 Система аварийною слива топлива .................................................................................. 136
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА............................................................................................................................ 137
25.1011 Общие положения .............................................................................................................. 137
25.1013 Масляные баки.................................................................................................................... 137
25.1015 Испытания масляных баков............................................................................................... 137
25.1017 Трубопроводы и арматура масляной системы................................................................. 137
25.1019 Масляные фильтры............................................................................................................. 138
25.1021 Сливные устройства масляной системы .......................................................................... 138
25.1023 Масляные теплообменники ............................................................................................... 138
25.1025 Масляные крапы (клапаны)............................................................................................... 138
25.1027 Система флюгировання воздушного впита...................................................................... 138
ОХЛАЖДЕНИЕ........................................................................................................................................... 139
25.1041 Общие положения .............................................................................................................. 139
25.1043 Испытания средств охлаждения........................................................................................ 139
25.1045 Методика испытания по оценке охлаждения................................................................... 139
СИСТЕМА ПОДВОДА ВОЗДУХА........................................................................................................... 140
25.1091 11однод воздуха ................................................................................................................... 140
25.1093 Защита системы подвода воздуха от обледенения.......................................................... 140
25.1103 Канаты системы подвода воздуха и системы воздушных трубопроводов ................... 140
ВЫХЛОПНАЯ СИСТЕМА......................................................................................................................... 141
25.1121 Общие положения............................................................................................................... 141
25.1123 Выхлопные трубы............................................................................................................... 141
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И АГРЕГАТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ................................................... 141
25.1141 Органы управления силовом установкой. Общие положения........................................ 141
25.1143 Органы управления двигателями...................................................................................... 142
25.1145 Выключатели зажигания.................................................................................................... 142
25.1149 Органы управления частотой вращения и шагом воздушного винта............................ 142
25.1153 Органы управления флютрованнем воздушных винтов................................................ 142
25 1155 Реверс тяги и установка шага воздушлного
ниша ниже полетного режима .......................................................................................... 142
25. И 61 Органы управления системой аварийного слива топлива .............................................. 143
25.1163 Агрегаты силовой установки............................................................................................. 143
25.1165 Системы зажигания двигателя ..........................................................................................143
25.1167 Коробки примолов агрегатов............................................................................................. 143
ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ............................................................................... 144
25.1181 Установленные пожароопасные зоны: входящие полости............................................. 144
25.1182 Зоны гондол за пожарными перегородками и конструкции крепления гондол двигателей, содержащие трубопроводы
с воспламеняющейся жндкосп.ю..................................................................................... 144
25.1183 KoMiioiicimi, содержащие воспламеняющиеся жидкости.............................................. 144
25.1185 Восш1аменяю1цисся жидкости........................................................................................... 144
25.1187 Дренаж и вентиляция пожароопасных зон....................................................................... 145
25.1189 Перекрывные устройства................................................................................................... 145
25.1191 Пожарные перегородки...................................................................................................... 145
25.1193 Капоты и обшивка мотогондолы....................................................................................... 146
25.1195 Системы пожаротушения................................................................................................... 146
25.1197 Огнегасящие вещества ....................................................................................................... 146
25.1199 Баллоны с огнегасяшнм веществом .................................................................................. 147
25.1201 Материалы системы пожаротушения ............................................................................... 147
25.1203 Система обнаружения пожара........................................................................................... 147
25.1207 Соответствие 'требованиям ................................................................................................ 147
Раздел К - ОБОРУДОВАНИЕ....................................................................................................................... 148
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................................. 148
25.1301 11азначеине и установка ..................................................................................................... 148
25.1301А "Эксплуатация при низких температурах .......................................................................... 148
25.1302 Установленные системы и оборудование, используемые летным экипажем............... 148
25.1303 11|Сютажж>-|1ав1(гацио11ныс приборы ............................................................................... 148
25.1305 Приборы кон тропя силовой установки ............................................................................ 149
25.1307 Разнос оборудование.......................................................................................................... 150
25.1309 Оборудование, системы и установки ............................................................................... 150
25.1310 Мощность ист очников энергии и система распределения.............................................. 151
25.1316 Защ1гга электрических и электронных систем от воздействия молнии......................... 151
25.1317 Защита от воздействия электромагнитных нолей
высокой интенсивности (HIRE) ........................................................................................ 151
ПРИБОРЫ: УСТАНОВКА ......................................................................................................................... 152
25.1321 Расположение и видимость приборов.............................................................................. 152
25.1322 Система сигнализации экипажа ........................................................................................ 153
25.1323 Система индикации воздушной скорости ........................................................................ 153
25.1325 Системы статического давления....................................................................................... 154
25.1326 Системы ицянкашш обогрева приемника воздушных давлений................................... 155
25.1327 Указатель магнитного курса (нестабилизированный маг1нмный компас)................... 155
25.1329 Средства автоматического yiipaaiciuu ............................................................................ 155
25.1331 Приборы, использующие питание .................................................................................... 156
25.1333 I (риборные системы ........................................................................................................... 157
25.1337 Приборы контроля работы силовой установки ............................................................... 157
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИИ........................................................................... 158
25.1351 Общие положения .............................................................................................................. 158
25.1353 Электрическое оборудование и сто установка ................................................................ 159
25.1355 Система распределения...................................................................................................... 159
25.1357 Устройства защиты электрических цепей ....................................................................... 160
25.1360 Меры предосторожности от травм ................................................................................... 160
25.1362 Электрическое оборудование, используемое в аварийных условиях ........................... 160
25.1363 Испытания электрической системы.................................................................................. 160
25.1365 Электрические устройства, моторы и трансформаторы................................................. 161
СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИИ ........................................................................................... 161
25.1381 Освещение приборов, пультов н индикаторов ................................................................ 161
25.1383 Посадочные фары............................................................................................................... 161
25.1385 Установка системы аэронавигационных огней ............................................................... 161
25.1387 Двугранные углы системы аэронавигационных огней .................................................. 162
25.1389 Распределение и сила света аэронавигационных огней ................................................. 162
25.1391 Минимальные значения силы сисла передних
и заднего аэронавигационных огнен в горизонтальной плоскости.............................. 162
25.1393 Минимальные значения силы сисла передних и заднего
аэронавигационных огней в любой вертикальной плоскости ....................................... 163
25.1395 Максимальная сила света передних и заднего
аэронавт анионных огней в зонах перекрытии............................................................... 163
25.1397 Требования к цветноспс аэронавигационных огней ....................................................... 163
25.1399 Стояночный огонь.............................................................................................................. 163
25.1401 Система огней для предупреждения столкновения ........................................................ 163
25.1403 Освещение для обнаружения обледенения на частях самолета..................................... 164
СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...................................................................................................... 164
25.1411 Общие положения .............................................................................................................. 164
25.1415 Оборудование, используемое при аварийной посадке на воду...................................... 165
25.1419 Защита от обледенения ...................................................................................................... 165
25.1421 Мегафоны............................................................................................................................ 166
ПРОЧЕН ОБОРУДОВАНИЕ ...................................................................................................................... 166
25.1423 Система оповещения пассажиров...................................................................................... 166
25.1431 Электронное оборудование ............................................................................................... 167
25.1433 Вакуумные смсгсмы ........................................................................................................... 167
25.1435 Гидравлические системы................................................................................................... 167
25.1438 Система наддува и пнсвмоснстсмы .................................................................................. 168
25.1439 Защитное дыхательное оборудование .............................................................................. 168
25.1441 Кислородное оборудование и кислородное пшанне ..................................................... 169
25.1441Л Количество кислорода на самолете .................................................................................. 169
25.1443 Минимальный массовый расход дополнительного кислорода....................................... 170
25.1445 Требования к системе распределения кислорода............................................................ 171
25.1447 Требования к кислородно-раздаточным приборам ......................................................... 171
25.1449 Средства для определения подачи кислорода ................................................................. 172
25.1450 Химические генераторы кислорода.................................................................................. 172
25.1453 Защита кислородно! о оборудования or разрушения ..................................................... 173
25.1455 Слив жидкостей, подверженных замерзанию.................................................................. 173
25.1457 Аварийные бортовые регистраторы звуковой
информации (бортовые диктофоны)................................................................................. 173
25.1459 Аварийные бортовые регистраторы параметрической информации
(бортовые самописцы)....................................................................................................... 175
25.1461 Оборудование, содержащее рогоры с большой кинетической энергией ...................... 176
ДОПОЛНЕНИЕ 25F........................................................................................................................................ 177
Раздел G - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ ....................................200
25.1501 Общие положения...............................................................................................................200
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ОГРАНИЧЕНИЯ ............................................................................................200
25 1503 Офаничснкя скорости Общие положения ......................................................................200
25.1505 Максимальная эксплуатационная скорость .....................................................................200
25.1507 Маневренная скорость .......................................................................................................200
25.1511 Максимальная допустимая скорость в полете
с отклоненными закрылками н'нлн предкрылками ........................................................200
25.1513 Минимальная эволютивная скорость ...............................................................................200
25.1515 Максимальная скорость полета при выпуске и уборке шасси .......................................200
25.1516 Другие ограничения скорости ...........................................................................................200
25.1517 Скорость полета в неспокойном воздухе VrA..................................................................200
25.1519 Вес. центровка и распределение веса ...............................................................................201
25.1521 Ограничения по силовой установке..................................................................................201
25.1523 Минимальный летный экипаж ..........................................................................................201
25.1525 Условия эксплуатации........................................................................................................201
25.1527 Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота .......................................201
25.1529 Инструкции но поддержанию летной ixvuiocth ..............................................................201
25.1531 Эксплуатационные полетные перегрузки ........................................................................201
25.1533 Дополнительные эксплуатационные офаничения..........................................................201
25.1535 Одобрение эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS)..................202
ТРАФАРЕТЫ И НАДПИСИ ......................................................................................................................202
25.1541 Общие положения...............................................................................................................202
25.1543 Обозначения на приборах Общие положения ................................................................202
25.1545 Указания по офаниченпю скорости .................................................................................202
25.1547 Указатель магнитного курса..............................................................................................202
25.1549 Приборы контроля силовой установки.............................................................................202
25.1551 Индикация количества масла.............................................................................................203
25.1553 Тонлнвомеры .......................................................................................................................203
25.1555 Обозначения органов управления .....................................................................................203
25.1557 Прочие маркировки и фафарстм ......................................................................................203
25.1561 Спасательное оборудование..............................................................................................203
25.1563 Трафареты допустимых скоростей ...................................................................................204
ЛЕТНОЕ РУКОВОДСТВО..........................................................................................................................204
25.1581 Общие положения...............................................................................................................204
25.1583 Эксплуатационные офаннчения.......................................................................................204
25.1585 Процедуры по эксплуатации самолета .............................................................................205
25.1587 Сведения о летных характеристиках самолета ................................................................205
Раздел Н -СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ, КОММУТАЦИИ И МОНТАЖА (KWIS)............207
25.1701 Определения........................................................................................................................207
25.1703 Функция и установка EW1S ...............................................................................................207
25.1705 Системы и функции EWIS.................................................................................................207
25.1707 Разделение системы EWIS.................................................................................................208
25.1709 Безопасность системы EWIS .............................................................................................209
25.1711 Идентификация компонентов EWIS .................................................................................209
25.1713 Защита от пожара EWIS .....................................................................................................209