Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

40 страниц

Купить Авиационные правила Часть 139 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила применяются при сертификации Авиарегистром МАК аэродромов, расположенных на территории государств-участников Соглашения и предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок, а также для целей надзора за сертифицированными Авиарегистром МАК аэродромами.

Правилами определяются:

порядок и условия сертификации аэродромов Авиарегистром МАК и порядок надзора за сертифицированными им аэродромами;

обязанности эксплуатанта аэродрома;

требования к организации эксплуатанта аэродрома.

 Скачать PDF

Издание третье

Оглавление

Введение

Раздел А. Термины и определения

Раздел В. Общие положения

Раздел С. Сертификация и надзор

Раздел D. Требования к зксплуатанту азродрома

Приложение 1. Форма заявки на выдачу сертификата

Приложение 2. Форма декларации о соответствии и обязательств эксплуатанта аэродрома

Приложение 3. Форма сертификата

Приложение 4. Форма приложения к сертификату

Приложение 5. Форма заявки на одобрение изменений

Приложение 6. Данные по азродрому

Приложение 7. Качество связанных с аэродромом данных

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

15.03.2018УтвержденМежгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства
ИзданМежгосударственный авиационный комитет2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 139

СЕРТИФИКАЦИЯ АЭРОДРОМОВ

Том I

ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ АЭРОДРОМОВ

Издание третье

2018

п/п

Дата

введения

Содержание

изменения


п/п

Дата

введения

Содержание

изменения


§139.1.065 Выдача Сертификата

(a)    Сертификат может быть выдан, если:

(1)    заявитель продемонстрировал соответствие сертификационным требованиям в соответствии с §139.1.045 и принял на себя обязательства, как указано в приложении 2;

(2)    Авиарегистр МАК:

(i)    по завершении рассмотрения сертификационной документации и выполнения указанных в §139.1.055 проверок, считает, что заявитель правильно установил соответствие аэродрома сертификационным требованиям и способен выполнять в процессе эксплуатации аэродрома эти требования, а также особые условия, ограничения или правила, если они были введены согласно §139.1.040 (c)(3); и

(ii)    не имеет замечаний к содержанию и оформлению сертификационной документации.

(b)    Сертификат Авиарегистра МАК состоит из титульного листа (приложение 3, форма А) и приложения (приложение 4, форма А). По условиям соглашения о взаимодействии между Авиарегистром МАК и Авиационной администрацией в соответствии с §139.1.010, (а) может оформляться совместный сертификат (приложение 3, форма Б, приложение 4, форма Б).

(c)    Срок действия сертификата составляет пять лет.

(d)    Сертификат остается в силе при условии, что:

(1)    эксплуатант аэродрома остается соответствующим относящимся к нему требованиям, а аэродром остается соответствующим сертификационному базису; и

(2)    эксплуатант аэродрома обеспечивает Авиарегистру МАК возможность осуществлять проверки, как это определено в §139.1.055; а также

(3)    сертификат не отзывался и не аннулировался.

(e)    В случае аннулирования или отзыва, сертификат незамедлительно возвращается в Авиарегистр МАК.

§139.1.070 Подтверждение действия сертификата

(a)    Заявка на подтверждение действия сертификата подается не позднее чем за 8 месяцев до окончания срока его действия.

(b)    Эксплуатант аэродрома представляет в Авиарегистр МАК заявку на подтверждение действия сертификата по форме приложения 1.

(c)    К заявке прилагается сертификационная документация в соответствии с §139.1.020 (a)(2), (3), (5).

(d)    В составе сертификационной документации эксплуатант аэродрома прилагает обновленные на дату подачи заявки таблицы соответствия и изменения в составе доказательной документации.

(e)    При подтверждении сертификата выполняются проверки в соответствии с §139.1.055.

(f)    Порядок проведения работ по сертификации при подтверждении действия Сертификата аналогичен порядку работ при первоначальной сертификации.

(a)    Сертификат не подлежит передаче другой организации за исключением случаев переименования или изменения юридического статуса держателя Сертификата.

(b)    Информирование Авиарегистра МАК об изменениях осуществляется в соответствии с §.139.1.080.

§139.1.080    Изменения

(a)    После получения сертификата, эксплуатант аэродрома уведомляет Авиарегистр МАК о планируемых изменениях, указанных в §.139.1.080 (с).

(b)    Эксплуатант аэродрома до подачи заявки на одобрение изменений:

(1)    обеспечивает всестороннюю оценку планируемых изменений, определяет взаимозависимость планируемых изменений с какими-либо затрагиваемыми сторонами, планирует и проводит оценку безопасности полетов;

(2)    согласует планируемые изменения с любыми затрагиваемыми сторонами;

(3)    обеспечивает документирование проведения оценки безопасности полетов.

(c)    Предварительного одобрения Авиарегистром МАК требуют изменения:

(1)    характеристик взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, МС, перронов;

(2)    оснащения аэродрома (направления посадки) по категории или изменение ранее установленной категории;

(3)    обусловленные установкой, реконструкцией или модернизацией светосигнального, радиотехнического или метеорологического оборудования;

(4)    обусловленные реконструкцией или модернизацией электроснабжения объектов аэродрома;

(5)    категории по уровню требуемой пожарной защиты;

(6)    состава или характеристик препятствий;

(7)    изменения руководства по аэродрому, соответствующие подпунктам (1)-(6) данного п. (с), или содержащие:

(i) изменения организационной структуры, связанные с изменением/ликвидацией структурных подразделений и ключевых должностей;

(и) данные о передаче ранее одобренных видов деятельности третьей стороне;

(Ж) данные об отмене действующих или введение новых эксплуатационных правил и/или процедур;

(8)    любые изменения, влияющие на основные данные или ограничения по эксплуатации, указанные в сертификате, а также на сертификационный базис.

(d)    Заявка на получение одобрения изменения подается в Авиарегистр МАК по форме приложения 5.

(e)    К заявке на одобрение изменений прилагается проект соответствующего изменения руководства по аэродрому с приложением при необходимости, дополнительной информации, относящейся к планируемым изменениям.

(f)    Если изменения относятся к подпунктам (i)-(iii) п. (c)(7) данного параграфа, Авиарегистр МАК в течение 15-ти дней от даты ее поступления рассматривает заявку и уведомляет держателя сертификата о результатах рассмотрения.

(g)    Если изменения относятся к подпунктам (1)-(6), (8) п. (с) данного параграфа, Авиарегистр МАК по результатам оценки заявки и прилагаемой документации вводит соответствующие изменения в сертификационный базис аэродрома.

(h)    Эксплуатант аэродрома по завершении связанных с изменениями работ представляет в Авиарегистр МАК необходимую сертификационную документацию в соответствии с §139.1.020 (2)*

(3), (5).

(i)    В составе сертификационной документации представляются обновленные в части изменений таблицы соответствия и соответствующая доказательная документация, по результатам рассмотрения которых Авиарегистром МАК принимается решение о проверке аэродрома.

(k)    Дальнейший порядок действий соответствует процедуре выдачи сертификата.

(l)    Изменения, указанные в п. (с) настоящего параграфа, вводятся только после получения официального одобрения Авиарегистра МАК и внесения, при необходимости, соответствующих изменений в сертификат и приложение к сертификату аэродрома.

(т) Во всех случаях, если Авиарегистр МАК считает, что требуются немедленные действия по обеспечению безопасности полетов, он может потребовать от держателя сертификата принятия незамедлительных мер с одновременным внесением поправок в документы аэронавигационной информации.

(п) В случае поправок к применяемым в отношении сертифицированного аэродрома нормативным положениям, эксплуатант аэродрома не менее, чем за шесть месяцев до начала применения официально принятых в государстве аэродрома упомянутых поправок направляет в Авиарегистр МАК заявку на одобрение изменений с проектом соответствующего изменения руководства по аэродрому.

(I) Дальнейший порядок действий соответствует n. (f) данного параграфа при отсутствии взаимосвязи изменений с сертификационным базисом аэродрома и п.п. (g)- (к) при ее наличии.

§139.1.085 Надзор

(а) Надзор за сохранением условий выдачи сертификата осуществляется Авиарегистром МАК и Авиационной администрацией в рамках постоянного контроля за деятельностью эксплуатанта аэродрома, а также проверок при сертификации в соответствии с §§139.1.055 и 139.1.080.

§139.1.090 Ограничение сертификата

(a)    Сертификат может быть приостановлен или ограничен Авиарегистром МАК при наличии объективных данных о том, что эксплуатант аэродрома не соответствует сертификационным требованиям.

(b)    Сертификат может быть отменен Авиарегистром МАК, если:

(1)    эксплуатант аэродрома отказался от Сертификата, или

(2)    эксплуатант аэродрома отказался от принятых обязательств (приложение 2), или

(3)    эксплуатант аэродрома не соответствует сертификационным требованиям и не имеет возможности обеспечивать такое соответствие в дальнейшем, или

(4)    эксплуатант аэродрома не предоставляет Авиарегистру МАК или Авиационной администрации возможности проведения необходимых проверок.

(c)    О любые действиях по ограничению сертификата Авиарегистр МАК уведомляет Авиационную администрацию государства аэродрома минимум за пять рабочих дней до принятия решения.

(a)    Авиарегистр МАК формирует сертификационное дело эксплуатанта аэродрома и обеспечивает его хранение на период действия сертификата.

(b)    Сертификационное дело состоит из следующих документов:

(1)    сертификационная документация в соответствии с §139.1.020 (а);

(2)    документы, оформляемые Авиарегистром МАК по результатам проверок в соответствии с §139.1.055;

(3)    копия сертификата, выданного эксплуатанту аэродрома.

Раздел D. Требования к эксплуатанту аэродрома

§139.1.100 Система управления эксплуатанта аэродрома

(a)    Эксплуатант аэродрома внедряет и поддерживает систему управления деятельностью (систему управления), включая систему управления безопасностью полетов и систему менеджмента качества.

(b)    Система управления включает в себя:

(1)

четко определенные границы ответственности и подотчетности в пределах организации эксплуатанта аэродрома, в том числе прямую ответственность за безопасность полетов со стороны старшего руководства;

(2)

документально оформленное изложение целей и принципов эксплуатанта аэродрома в отношении безопасности полетов, называемое руководящими принципами (политикой) в области безопасности полетов, подписанное ответственным руководителем;

(3)

документально оформленный порядок, гарантирующий выявление рисков безопасности полетов при эксплуатации аэродрома;

(4)

документально оформленный порядок, который обеспечивает анализ, оценку и снижение рисков безопасности полетов при эксплуатации аэродрома;

(5)

способы контроля состояния безопасности полетов в организации эксплуатанта аэродрома сопоставляя показатели эффективности и цели обеспечения безопасности полетов в системе управления безопасностью полетов, а также способы оценки эффективности управления рисками по безопасности полетов;

(6)

документально оформленный порядок:

(i)    определения изменений в организации эксплуатанта аэродрома, системе управления, на аэродроме или в его эксплуатации, которые могут влиять на установленные процессы, правила и службы;

(ii)    разработки мер по обеспечению уровня безопасности полетов до внесения изменений,и

(iii)    исключения или изменения элементов управления рисками безопасности полетов, которые больше не являются необходимыми или эффективными в связи с изменениями в эксплуатационной среде;

(7)

документально оформленный порядок пересмотра системы управления, упомянутой в п. (а) данного параграфа, определения причин нестандартного функционирования системы управления безопасностью полетов, определения последствий такого нестандартного функционирования на эксплуатацию и устранения таких причин или их минимизации;

(8)

программу обучения, которая гарантирует, что персонал, участвующий в эксплуатации, аварийно-спасательных и противопожарных мероприятиях, техническом обслуживании и управлении аэродромом, подготовлен и квалифицирован для выполнения обязанностей в рамках системы управления безопасностью полетов;

(9)

средства для сообщений по безопасности полетов, гарантирующие, что персонал полностью осведомлен о системе управления безопасностью полетов, передается

важная информация по безопасности полетов, а также объясняется, почему принимаются конкретные действия по безопасности полетов и почему вводятся или изменены правила по безопасности полетов;

(10)    координацию системы управления безопасностью полетов с планом мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и координацию плана мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме с планами на случай аварийной обстановки организаций, с которыми необходимо взаимодействовать во время предоставления услуг аэродрому, а также

(11)    документально оформленный порядок контроля над соблюдением организацией соответствующих требований.

(с) Система управления соответствует масштабу организации эксплуатанта аэродрома и ее деятельности, принимая во внимание опасности и связанные с ними риски, свойственные этой деятельности.

§139.1.105 Управление аэронавигационными данными и аэронавигационной информацией

(a)    В рамках своей системы управления, эксплуатант аэродрома создает и поддерживает систему менеджмента качества, охватывающую:

(1)    управление аэронавигационными данными; а также

(2)    его деятельность по предоставлению аэронавигационной информации.

(b)    Эксплуатант аэродрома определяет правила для достижения соответствия целям управления безопасностью полетов и авиационной безопасности, касающиеся:

(1)    управления аэронавигационными данными; а также

(2)    деятельности по предоставлению аэронавигационной информации.

§139.1.110 Передача работ

(a)    Если эксплуатант аэродрома заключает договор на выполнение части работ по эксплуатации аэродрома или управлению аэронавигационными данными с организацией, которая не имеет своего собственного сертификата на осуществление такой деятельности, выданного Авиационной администрацией, подрядная организация работает с одобрения и под надзором эксплуатанта аэродрома. Эксплуатант аэродрома обеспечивает Авиарегистру МАК и Авиационной администрации доступ к подрядной организации для определения постоянного соблюдения применимых требований.

(b)    Ответственность за качество работ, выполняемых подрядной организацией, остается за эксплуатантом аэродрома.

(a)    Эксплуатант аэродрома назначает ответственного руководителя, который обладает полномочиями для обеспечения того, чтобы вся его деятельность осуществлялась в соответствии с применимыми требованиями. Ответственный руководитель отвечает за создание и поддержание эффективной системы управления.

(b)    Эксплуатант аэродрома назначает лиц, ответственных за управление и надзор в следующих областях:

(1)    эксплуатационные службы аэродрома; и

(2)    техническое обслуживание аэродрома.

(c)    Эксплуатант аэродрома назначает лицо или группу лиц, ответственных за разработку, поддержание и ежедневное управление системой управления безопасностью полетов.

Эти лица действуют независимо от других руководителей организации, могут непосредственно обращаться к ответственному руководителю и соответствующему руководству по вопросам безопасности полетов и отчитываются перед ответственным руководителем.

(d)    Эксплуатант аэродрома располагает квалифицированным персоналом для выполнения плановых задач и осуществления деятельности в соответствии с применимыми требованиями.

(e)    Эксплуатант аэродрома назначает служащих, осуществляющих надзор за выполнением персоналом назначенных обязанностей с учетом структуры организации и количества работающего персонала.

(f)    Эксплуатант аэродрома обеспечивает, чтобы персонал, обеспечивающий эксплуатацию, техническое обслуживанием и управление аэродрома, был должным образом подготовлен в соответствии с программой обучения.

§139.1.120 Программы подготовки и проверки профессиональной пригодности

(a)    Эксплуатант аэродрома создает и осуществляет программу подготовки персонала, принимающего участие в эксплуатации, техническом обслуживании и управлении аэродромом.

(b)    Эксплуатант аэродрома обеспечивает надлежащую подготовку лиц, которые проводят работу без посторонней помощи на рабочей площади или других рабочих зонах аэродрома.

(c)    Эксплуатант аэродрома обеспечивает, чтобы лица, упомянутые в пунктах (а) и (Ь) данного параграфа, продемонстрировали свои возможности по выполнению назначенных обязанностей путем проведения проверки профессиональной пригодности через достаточные промежутки времени с тем, чтобы обеспечить постоянный уровень компетентности.

(d)    Эксплуатант аэродрома обеспечивает:

(1)    использование надлежащим образом квалифицированных и опытных инструкторов и экспертов для осуществления программ подготовки; и

(2)    использование соответствующих средств и оборудования для проведения подготовки.

(e)    Эксплуатант аэродрома:

(1)    проводит соответствующую регистрацию квалификации, обучения и проверке профессиональной пригодности в целях демонстрации соответствия данному требованию;

(2)    по запросу предоставляет эти документы персоналу, имеющему к этому отношение; а также

(3)    в случае, если лицо поступает на работу к другому работодателю, по запросу предоставляет эти документы на данное лицо новому работодателю.

§139.1.125 Производственные площади и оборудование

(a)    Эксплуатант    аэродрома    обеспечивает    наличие надлежащих и    соответствующих

производственных площадей и оборудования для своего персонала или персонала, нанятого сторонами, с которыми был заключен договор на предоставление эксплуатационного и технического обслуживания аэродрома.

(b)    Эксплуатант аэродрома обозначает в соответствии с техническими регламентами соответствующие зоны на аэродроме, которые используются для хранения опасных грузов, транспортируемых через аэродром.

(c)    Эксплуатант    аэродрома    обеспечивает,    чтобы на аэродроме    эксплуатировалось

оборудование, имеющее сертификат типа оборудования, выданный в соответствии с Авиационными правилами, часть 170(АП-170).

Примечание. Под оборудованием в пункте (с) данного параграфа понимается радиотехническое, светосигнальное, метеорологическое и прочее оборудование и технические средства, к которому предъявляются сертификационные требования тома IIАП-170.

§139.1.130 Координация с другими организациями

Эксплуатант аэродрома:

(a)    обеспечивает, чтобы система управления аэродрома координировалась и была во взаимосвязи с процедурами по безопасности полетов других организаций, работающих или предоставляющих обслуживание на аэродроме; и

(b)    обеспечивает, чтобы такие организации имели в наличии процедуры по безопасности полетов для соответствия применимым требованиям, а также требованиям руководства по аэродрому эксплуатанта аэродрома.

§139.1.130 Программы по безопасности полетов

Эксплуатант аэродрома:

(a)    утверждает и осуществляет программы по повышению безопасности полетов и обмену информацией в этой области;

(b)    привлекает к участию в программах по повышению безопасности полетов и обмену информацией в этой области организации, работающие или предоставляющие обслуживание на аэродроме.

(a)    С целью повышения безопасности полетов и безопасности использования аэродрома эксплуатант аэродрома создает и внедряет систему сообщений по безопасности полетов для всех сотрудников и организаций, работающих или предоставляющих обслуживание на аэродроме,

(b)    Эксплуатант аэродрома:

(1)    обеспечивает, чтобы персонал и организации, указанные в пункте (а) данного параграфа, использовали систему сообщений по безопасности для обязательного уведомления о любом происшествии, серьезном инциденте и событии; а также

(2)    обеспечивает, чтобы система сообщений по безопасности полетов использовалась для добровольных сообщений по какому-либо недостатку, неисправности и угрозе безопасности, которые могут повлиять на безопасность полетов.

(c)    Система сообщений по безопасности полетов не раскрывает личность информатора, поощряет добровольные сообщения и предоставляет возможность докладывать анонимно.

(d)    Эксплуатант аэродрома:

(1)    регистрирует все предоставленные сообщения;

(2)    соответственно анализирует и оценивает сообщения для устранения недостатков в системе безопасности и определения тенденций;

(3)    обеспечивает участие всех организаций, работающих или предоставляющих обслуживание на аэродроме и связанных с безопасностью полетов, в разборе таких отчетов, определение и проведение корректирующих действий и/или профилактических мероприятий;

(4)    проводит соответствующее исследование отчетов; а также

(5)    воздерживается от возложения вины в соответствии с принципами "справедливой культуры".

(6)    обеспечивает широкую доступность информации о мерах, принятых согласно сообщениям.

§139.1.140 Хранение регистрируемых данных

(a)    Эксплуатант аэродрома устанавливает соответствующую требованиям систему хранения регистрируемых данных (записей), охватывающую все мероприятия, проводимые в соответствии с требованиями настоящих правил.

(b)    Состав и формат регистрируемых данных устанавливается в руководстве по аэродрому.

(c)    Регистрируемые данные хранятся таким образом, чтобы обеспечить защиту от повреждений, изменений и кражи.

(d)    Регистрируемые данные хранятся в течение, как минимум, пяти лет, за исключением случаев, когда хранится следующее:

(1)    сертификационный базис аэродрома, действующий(е) сертификат(ы);

(2)    соглашения с другими организациями, пока они действительны;

(3)    руководства по аэродромному оборудованию или системам, применяемым на аэродроме, пока они используются на аэродроме;

(4)    отчеты по оценке безопасности полетов на протяжении всего срока действия системы/процедуры/мероприятия;

(5)    отчеты по обучению персонала, квалификации, и медицинским осмотрам, а также проверкам его профессиональной пригодности, как минимум, четыре года после окончания его контракта, или пока область его деятельности не была подвергнута проверке Авиарегистром МАК или Авиационной администрацией; а также

(6)    текущий перечень регистрации угроз безопасности полетов.

(d) Все регистрируемые данные (записи) должны соответствовать законодательству государства аэродрома о защите данных.

§139.1.145 Руководство по аэродрому

(a)    Эксплуатант аэродрома разрабатывает и ведет руководство по аэродрому.

(b)    Содержание руководства по аэродрому отражает сертификационный базис и требования, изложенные в настоящих правилах. Руководство по аэродрому включает или содержит ссылки на всю необходимую информацию по безопасному использованию, эксплуатации и техническому обслуживанию аэродрома, оборудования, а также поверхности ограничения препятствий и поверхности защиты от препятствий и прочие зоны, относящиеся к аэродрому.

(c)    Руководство по аэродрому может быть издано в виде отдельных частей.

(d)    Эксплуатант аэродрома обеспечивает доступ всех сотрудников аэродрома и всего персонала соответствующих организаций к частям руководства по аэродрому согласно их деятельности и ответственности.

(e)    Эксплуатант аэродрома:

(1)    представляет Авиарегистру МАК и Авиационной администрации проекты поправок к руководству по аэродрому по вопросам, требующим предварительного одобрения (§139.1.080 (с)), заблаговременно до начала их применения и гарантирует, что они не начнут действовать до получения одобрения Авиарегистра МАК и Авиационной администрации;

(2)    обеспечивает Авиарегистр МАК и Авиационную администрацию проектами поправок к руководству по аэродрому заблаговременно, до начала их применения, если предлагаемые поправки руководства по аэродрому требуют только извещения Авиарегистра МАК и Авиационной администрации.

Стр.

Введение......................................................................................................................................... 4

Раздел А. Термины и определения......................................................................................... 5

Раздел В. Общие положения................................................................................................... 6

Раздел С. Сертификация и надзор............................................................................................ 8

Раздел D. Требования к эксплуатанту аэродрома............................................................... 15

Приложение 1. Форма заявки на выдачу сертификата....................................................... 29

Приложение 2 Форма декларации о соответствии и обязательств эксплуатанта

аэродрома..................................................................................................................................... 30

Приложение 3. Форма сертификата......................................................................................... 31

Приложение 4. Форма приложения к сертификату............................................................. 33

Приложение 5. Форма заявки на одобрение изменений.................................................. 35

Приложение 6. Данные по аэродрому.................................................................................... 36

Приложение 7. Качество связанных с аэродромом данных............................................. 37

(f)    В случае, когда принятие поправки требуется в интересах безопасности, она публикуется и применяется немедленно, при условии, что все материалы, требующие одобрения в соответствии с пунктом (е) данного параграфа, были заявлены.

(g)    Эксплуатант аэродрома:

(1)    обновляет руководство по аэродрому и гарантирует, что оно содержит все изменения на текущий день и в него вносятся поправки;

(2)    включает все поправки и изменения, требуемые Авиарегистром МАК и Авиационной администрацией; а также

(3)    уведомляет весь персонал и другие соответствующие организации об изменениях, которые имеют отношение к их обязанностям и ответственности.

(h)    Эксплуатант аэродрома гарантирует, что все сотрудники имеют возможность читать и понимать язык, на котором написано руководство по аэродрому и другие эксплуатационные документы, относящиеся к их обязанностям и ответственности.

(i)    Эксплуатант аэродрома гарантирует, что руководство по аэродрому:

(1)    подписано ответственным руководителем аэродрома;

(2)    напечатано или находится в электронном виде;

(3)    имеет систему контроля версий, которая видна в руководстве по аэродрому; а также

(4)    учитывает аспекты человеческого фактора и организовано таким образом, чтобы облегчить его подготовку, использование и пересмотр.

(j)    Эксплуатант аэродрома имеет на аэродроме, по крайней мере, одну полную и действующую копию руководства по аэродрому, выполненную на бумажном носителе, и предоставляет ее Авиарегистру МАК и Авиационной администрации для проверки.

(k)    Руководство по аэродрому содержит следующее:

(1)    общие положения;

(2)    требования к системе управления аэродромом, квалификации и обучению;

(3)    данные о месте расположения аэродрома;

(4)    сведения об аэродроме, подлежащие сообщению службе аэронавигационной информации;

(Б) сведения о правилах эксплуатации аэродрома, его оборудовании и мерах по безопасности полетов;

(6)    сведения о применимых нормативных положениях и любых отклонениях от них; а также

(7)    перечень мер по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов.

§139.1.150 Документация

(а) Эксплуатант аэродрома обеспечивает наличие необходимой документации и соответствующих поправок.

Настоящее    третье    издание    "Правил    сертификации    аэродромов"    (том I части    139

Авиационных правил) разработано в соответствии с Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства и направлено на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов в государствах-участниках Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства.

Третье издание тома I АП-139 учитывает опыт сертификации аэродромов, изменения, внесенные в стандарты, рекомендуемую практику и правила ИКАО, а также положения Евросоюза по сертификации аэродромов, включая систему управлению безопасностью полетов.

Настоящее    третье    издание    "Правил    сертификации    аэродромов"    (том I части    139

Авиационных правил) принято постановлением Зб-й сессии Межгосударственного совета по авиации и использованию воздушного пространства от 15 марта 2018 г.

С утверждением настоящих правил теряет силу второе издание тома I АП-139.

В настоящем томе I Авиационных правил, часть 139 (АП-139) используются термины и определения, установленные в томе I Приложения 14 "Аэродромы" к Конвенции о международной гражданской авиации.

Дополнительно используются следующие термины и определения:

Авиационная администрация - полномочный орган государства аэродрома, осуществляющий сертификацию аэродромов, используемых гражданской авиацией и расположенных на территории этого государства.

Государство аэродрома - государство, на территории которого расположен аэродром.

Доказательная документация - документы, подтверждающие выводы о соответствии аэродрома и его оборудования требованиям сертификационного базиса.

Методики оценки соответствия - инструктивный материал, содержащий приемлемые методы доказательства соответствия требованиям сертификационного базиса, состав и формы таблиц соответствия.

Нормативные положения - нормативные положения, изложенные в действующих межгосударственных, международных, региональных или национальных нормах и применимые к аэродромам и эксплуатантам аэродромов.

Руководство по аэродрому - документ, содержащий всю необходимую информацию о месте расположения аэродрома, средствах, службах, сооружениях и оборудовании, эксплуатационных процедурах, организационной структуре и руководящем персонале эксплуатанта аэродрома, а также о системе управления безопасностью полетов.

Сертификат - документ, удостоверяющий соответствие аэродрома сертификационным требованиям или разрешающий его эксплуатацию.

Сертификационные требования - нормативные положения, применимые к аэродрому и его оборудованию (сертификационный базис) и требования, применимые к эксплуатанту аэродрома.

Таблицы соответствия - документы, оформленные заявителем и содержащие систематизированные выводы о соответствии аэродрома и его оборудования требованиям сертификационного базиса.

Эксплуатант аэродрома - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию аэродрома.

§139.1.005 Область применения

(a)    Настоящие правила применяются при сертификации Авиарегистром МАК аэродромов, расположенных на территории государств-участников Соглашения и предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок, а также для целей надзора за сертифицированными Авиарегистром МАК аэродромами.

(b)    Настоящими правилами определяются:

(1)    порядок и условия сертификации аэродромов Авиарегистром МАК и порядок надзора за сертифицированными им аэродромами;

(2)    обязанности эксплуатанта аэродрома;

(3)    требования к организации эксплуатанта аэродрома.

§139.1.010 Принципы сертификации аэродромов

(a)    Сертификация аэродромов и надзор за сертифицированными аэродромами осуществляется Авиарегистром МАК при взаимодействии с Авиационной администрацией государства аэродрома. Порядок взаимодействия определяется отдельным соглашением между ними.

(b)    Порядок и методы проведения работ по сертификации аэродромов регламентируются настоящими правилами. Руководством по процедурам сертификации, методиками оценки соответствия и директивными письмами Авиарегистра МАК.

(c)    Работы по сертификации аэродромов проводятся с соблюдением принципов объективности и независимости Авиарегистра МАК и аккредитованных им сертификационных центров и экспертов-аудиторов.

(d)    При сертификации аэродромов Авиарегистр МАК имеет право:

(1)    посещать аэродром в целях, предусмотренных настоящими правилами;

(2)    устанавливать на аэродроме ограничения, необходимые для сохранения действия выданного им сертификата;

(3)    приостанавливать или аннулировать выданные им сертификаты по любой из следующих причин:

(i)    держатель сертификата не выполняет обязательств, предусмотренных §139.1.012;

(ii)    по заявлению держателя сертификата;

(4)    требовать, при необходимости, от заявителя привлечения независимых компетентных организаций для проведения на аэродроме специальных исследований, в том числе летных, подтверждающих соответствие аэродрома сертификационным требованиям.

(e)    Авиарегистр МАК предоставляет эксплуатантам аэродромов и другим заинтересованным сторонам настоящие правила, а также иные документы, принятые Советом по авиации и использованию воздушного пространства для сертификации аэродромов и оборудования аэродромов и воздушных трасс с целью содействия обеспечению их соответствия действующим требованиям.

§139.1.012 Обязанности эксплуатанта аэродрома

(а) Эксплуатант аэродрома:

(1)    эксплуатирует и содержит аэродром в соответствии с сертификационными требованиями и положениями сертификационной документации;

(2)    обеспечивает, чтобы данные, содержащиеся в изданиях по аэронавигационной информации, соответствовали фактическому состоянию аэродрома;

(3)    при выявлении на аэродроме несоответствий сертификационным требованиям безотлагательно вводит ограничения, обеспечивающие безопасность полетов на аэродроме, принимает необходимые меры по устранению несоответствий и информирует Авиационную администрацию государства аэродрома и Авиарегистр МАК;

(4)    получает от Авиарегистра МАК одобрение на указанные в §139.1.80 (с) планируемые изменения;

(5)    обеспечивает возможность проведения на аэродроме планового и внепланового инспекционного контроля;

(6)    представляет в Авиарегистр МАК информацию о планируемых изменениях в сертификационной документации аэродрома;

(7)    возмещает расходы, связанные с проведением работ по сертификации.

§139.1.015 Рабочие органы Авиарегистра МАК

(a)    В целях участия в сертификационных работах, экспертной оценки результатов сертификационных работ и сертификационной документации, Авиарегистр МАК формирует рабочие группы, комиссии, группы экспертов и другие рабочие органы, а также, при необходимости, привлекает сертификационные центры, испытательные лаборатории.

(b)    Сертификационные центры, испытательные лаборатории и эксперты-аудиторы принимающие участие в сертификации аэродромов, аккредитуются Авиарегистром МАК.

§139.1.020 Сертификационная документация

(а) Для целей настоящих Правил под сертификационной документацией понимается:

(1)    заявка (приложение 1);

(2)    декларация о соответствии и обязательства эксплуатанта аэродрома (приложение 2);

(3)    руководство по аэродрому;

(4)    сертификационный базис;

(5)    таблицы соответствия и доказательная документация.

Примечания. 1. К докозотельной документации отпросятся документы, которые заявитель или Авиарегистр МАИ сочтет необходимыми представить для подтверждения соответствия оэродрома сертификационному базису (акты, отчеты, протоколы, заключения, в том числе заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов и др.)

2. В типовом случае к документам, подтверждающим соответствие, относятся заключение о классе/кодовом обозначении аэродрома, акт обследования препятствий в районе аэродрома и технический отчет по результатом топогрофо-геодезических работ, заключение о несущей способности искусственных покрытий аэродрома, акты летных и наземных проверок оборудования аэродрома и т.п.

§139.1.030 Заявка на выдачу сертификата

(a)    Эксплуатант аэродрома (заявитель) представляет в Авиарегистр МАК заявку на выдачу сертификата по форме приложения 1.

(b)    К заявке на выдачу сертификата прилагается сертификационная документация в соответствии с §139.1.020 (а) (2), (3).

(c)    При подаче заявки на выдачу сертификата заявитель:

(1)    уведомляет Авиарегистр МАК о применимых к аэродрому нормативных положениях и любых отклонениях от них;

Примечание. Допустимой формой уведомления является ссылка на руководство по аэродрому.

(2)    представляет документальные доказательства, подтверждающие право на землепользование участком, на котором расположен аэродром.

(d)    Заявитель представляет все необходимые доказательства по договоренностям с третьими сторонами, которые осуществляют деятельность на аэродроме, если их деятельность может оказывать влияние на безопасность полетов.

(e)    При подаче заявки на выдачу сертификата таблицы соответствия и доказательная документация представляется в Авиарегистр МАК после установления сертификационного базиса в соответствии с §139.1.040.

(f)    Заявителю во всех случаях рекомендуется консультироваться с Авиарегистром МАК до подачи заявки.

§139.1.035 Первый этап сертификации

(a)    При получении заявки на выдачу сертификата, Авиарегистр МАК оценивает содержание заявки и прилагаемой к ней сертификационной документации.

(b)    Авиарегистр МАК уведомляет заявителя:

(1)    о принятии или отклонении заявки и ожидаемом графике процесса сертификации. В случае отклонения заявителю и Авиационной администрации государства аэродрома сообщаются причины отклонения;

(2)    о разработке сертификационного базиса, как это установлено 8 §139.1.040.

(c)    По завершении юридических формальностей и результатам оценки представленной заявки и сертификационной документации Авиарегистр МАК принимает решение о проверке аэродрома в соответствии с §139.1.055.

§139.1.040 Сертификационный базис

(a)    Сертификационный базис устанавливает Авиарегистр МАК.

(b)    Порядок взаимодействия Авиарегистра МАК с Авиационной администрацией при установлении сертификационного базиса определяется условиями Соглашения в соответствии с §139.1.010 (а).

(c)    Сертификационный базис состоит из:

(1) нормативных положений, которые Авиарегистр МАК признает применимыми к цели и типу эксплуатации аэродрома и которые действуют на дату подачи заявки на выдачу сертификата, за исключением случаев, когда:

(i)    заявителем или Авиационной администрацией выбирается соответствие поправкам к нормативным положениям, позже вступающим в силу; или

(ii)    Авиарегистр МАК приходит к выводу, что необходимо соблюдение таких вступающих в силу позднее поправок;

(2)    любого применимого нормативного положения, для которого Авиарегистр МАК допускает демонстрацию заявителем эквивалентного уровня безопасности полетов; и

(3)    любого особого условия, ограничения или правила, соблюдение которых Авиарегистр МАК сочтет необходимым для обеспечения безопасности полетов.

(d) Авиарегистр МАК утверждает сертификационный базис и направляет его заявителю в соответствии с п. (Ь) данного параграфа.

§139.1.045 Демонстрация соответствия

(a)    Эксплуатант аэродрома:

(1)    выполняет и документирует все действия, проверки, испытания, оценки безопасности с целью демонстрации:

(i)    соответствия:

(A)    сертификационному базису;

(B)    требованиям раздела D настоящих правил;

(C)    утвержденных схем полетов действующим правилам PANS-OPS ИКАО;

(ii)    что аэродром, а также его поверхности ограничения препятствий и поверхности защиты от препятствий и другие области, связанные с аэродромом, не имеют особенностей или характеристик, делающих аэродром не безопасным для эксплуатации; а также

(2)    согласовывает с Авиарегистром МАК способы демонстрации соответствия; а также

(3)    представляет в Авиарегистр МАК таблицы соответствия и доказательную документацию в соответствии с §139.1.020, (а) (5);

(4)    ведет, хранит и представляет по запросу Авиарегистра МАК соответствующую проектную документацию, включая чертежи, акты проверок, испытаний.

(b)    Для демонстрации соответствия эксплуатант аэродрома непосредственно или косвенно выполняет необходимые проверки, испытания или оценки безопасности полетов. Во всех случаях ответственность остается за эксплуатантом аэродрома.

§139.1.050 Летные проверки

(а) Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования выполняются организацией, уполномоченной Авиационной администрацией государства аэродрома или аккредитованной Авиарегистром МАК.

§139.1.055 Второй этап сертификации. Проверки

(a)    Авиарегистр МАК осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявке (на первичную выдачу, подтверждение сертификата или одобрение изменений) и прилагаемой к заявке сертификационной документации, в том числе проверку:

(1)    соответствия аэродрома сертификационному базису;

(2)    документации и персонала эксплуатанта аэродрома;

(3)    используемых эксплуатантом аэродрома правил безопасной эксплуатации аэродрома и деятельности служб эксплуатанта аэродрома по обеспечению безопасности полетов.

(b)    Порядок взаимодействия Авиарегистра МАК и Авиационной администрации государства аэродрома при проверках определяется условиями Соглашения о взаимодействии в соответствии с §139.1.010 (а).

(c)    Порядок проверки регламентируется Руководством по процедурам сертификации, разработанным Авиарегистром МАК.

(d)    Объем проверок соответствует масштабу и уровню эксплуатации аэродрома.

(e)    Эксплуатант аэродрома обеспечивает Авиарегистру МАК и Авиационной администрации возможность проведения проверок.

§139.1.060 Обеспечение эквивалентного уровня безопасности полетов

(a)    Демонстрация соответствия указанным в §139.1.040 (c)(2) требованиям сертификационного базиса требует от эксплуатанта аэродрома введения мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов.

(b)    При введении предусмотренных п. (а) настоящего параграфа мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов, заявителем проводится оценка безопасности полетов при введении таких мер и оформляется соответствующее заключение, содержащее указанную оценку.

Примечание. Методика оценки безопасности попетое приведена в "Правилах аэронавигационного обслуживания. Аэродромы’' (док. 9981 ИКАО)";

(c)    При разработке мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов, могут привлекаться соответствующие компетентные организации, но во всех случаях рекомендуется консультироваться относительно этих мер и привлекаемых организаций с Авиарегистром МАК.

(d)    Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов, предусмотренное п. (Ь) настоящего параграфа, подписывается заявителем и согласовывается с Авиационной администрацией.