Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

62 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают сроки осмотров н ревизии всего оборудования лебедок, канатов, прицепных устройств в направляющих канатов. Правила определяют порядок производства спуско-подъемных операций с указанием необходимых мер предосторожности, обеспечивающих безопасное выполнение этих работ.

 Скачать PDF

Оглавление

Глава I. Проходческие лебедки

     1. Типы проходческих лебедок

     2. Тормоза

     3. Привод проходческих лебедок

     4. Контрольно-измерительная аппаратура и защитно-блокировочные устройства

     5. Сигнализация

Глава II. Здания для подъемных лебедок

Глава III. Канаты

Глава IV. Прицепные устройства

Глава V. Копровые направляющие шкивы

Глава VI. Техническая документация на проходческие лебедки

Глава VII. Меры предосторожности при обслуживании электрического оборудования проходческих лебедок

Глава VIII. Уход за электрооборудованием

Глава IХ. Осмотры и ревизия проходческих лебедок

Глава Х. Спуско-подъемные операции с подвесным оборудованием

     1. Общие положения

     2. Подвесные полки

     3. Натяжные полки

     4. Ставы труб сжатого воздуха, вентиляции, бетона, тампонажа, цементации и водоотлива с жестким креплением их на канатах поддерживающих лебедок

     5. Подвесные насосы со ставом труб водоотлива со свободным перемещением каната в хомутах (подвеска через полиспаст)

     6. Щиты-оболочки, створчатая в секционная опалубка

     7. Тюбинги

     8. Люльки

     9. Кабели

Глава ХI. Ответственность за нарушение правил технической эксплуатации проходческих лебедок при проходке вертикальных стволов шахт

Приложение I. Инструкция для лиц, управляющих проходческими лебедками

Приложение II. Приборы для контроля и ограничения натяжения канатов проходческих лебедок

Приложение III. Паспорт копрового шквал

Приложение IV. Рекомендуемые типоразмеры проходческих лебедок для подвески различного стволового оборудования

Приложение V. Книга записи осмотра проходческих лебедок и их канатов

Приложение VI. Фундаменты

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ УССР УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ И .МЕХАНИЗАЦИИ ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УКРНИИОМШС

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОХОДЧЕСКИХ ЛЕБЕДОК

Г0СГ0РТЕХИЗДАТ 1962

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ УССР УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УКРНИИОМШС

Согласовано

Утверждено

с Гостехнадзором УССР 23 июня 1901 г.

Главным Управлением угольной и торфяной промышленности Укрсовнар*• хоза 23 июня>1961 г.

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОХОДЧЕСКИХ ЛЕБЕДОК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ Москва 1962

а также канатами, получившими износ за врбмя работы более чем на 10% первоначального диаметра при навеске.

§ 35. Работающие канаты должны быть смазаны бескислотной канатной смазкой. При хранении до навески канаты должны быть смазаны канатной мазью и сохраняться в сухом закрытом помещении с деревянным полом или настилом.

§ 36. Канаты проходческих лебедок должны осматриваться раз в неделю специально прикрепленным электрослесарем, два раза в месяц—механиком проходки и раз в месяц — главным механиком стройуправления. Результаты осмотра должны заноситься в «Книгу осмотра проходческих лебедок и их канатов».

§ 37. При навеске нового каната на барабан лебедки должны соблюдаться следующие условия:

а)    недопустимость его осевого раскручивания;

б)    катушка каната должна быть выставлена параллельно оси барабана лебедки и так, чтобы вертикальная плоскость, проходящая через копровый шкив, делила ее пополам, а ось катушки была горизонтальна;

в)    наматывание каната на барабан лебедки должно осуществляться с подтормаживанием катушки для равномерного натяжения его;

г)    изгибы каната через блоки, жимки и прочие приспособления, во избежание порчи каната, не допускаются;

д)    на концах каната, должен быть поставлен бандаж из мягкой проволоки, длиной не менее 5 диаметров каната. Торцы каната должны завариваться с обеих сторон электросваркой;

е)    при панцировке каната к прицепному устройству и к барабану лебедки во избежание перегиба проволок каната на острых кромках жимков последние необходимо закруглять. Радиус закругления должен быть нс менее 0,15 диаметра каната.

При навивке каната витки его в каждом слое должны укладываться без зазора между ними.

§ 38. При многослойной навивке каната на барабан лебедки между слоями каната должны укладываться прокладки (футеровка).

Толщина прокладок из листовой стали принимается от 1,5 до 3 мм в зависимости от грузоподъемности лебедки.

Во избежание выжима и повреждения каната листы прокладок должны укладываться без зазора в стык между собой или внахлестку. Размер нахлестки 20—50 мм.

Допускается применение прокладок из досок лиственных пород дерева.

Деревянные прокладки должны устанавливаться в стык между собой.

Толщина прокладок из досок определяется концевой нагрузкой и крепостью пород дерева и принимается от 25 до 50 мм.

Длина металлических и деревянных прокладок должна стро-

го соответствовать расстоянию между ребордами барабана для каждого слоя навивки каната.

§ 39. Прикрепление каната к барабану лебедки должно быть выполнено таким образом, чтобы при проходе каната через щель в обечайке барабана или реборде он не деформировался и не пережимался острыми краями щели.

Запрещается прикрепление каната к валу барабана. Крепление каната к барабану должно производиться при помощи специально предусмотренных на барабане жимков.

Для ослабления натяжения каната в месте прикреплении его к барабану на поверхности последнего должно быть в первом слое навивки не менее 5 витков трения.

§ 40. Угол отклонения (девиация) струны каната на направляющих шкивах и барабанах проходческих лебедок не должен превышать 2°30/.

§ 41. Контроль натяжения и защита канатов проходческих лебедок, поддерживающих стволовое оборудование, от перегруза или напуска должны осуществляться одним из приборов типа ПНК-420, ДКК-Ю, ПОН либо аналогичными им или при помощи специальной электрической защиты, введенной в схему управления электродвигателей лебедок и состоящей из реле тока, реле времени, промежуточного реле и трансформатора тока.

ГЛАВА IV

ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 42. Несущие элементы прицепных устройств полков, насосов створчатой и секционной опалубки, щитов-оболочек, проходческих агрегатов и другого оборудования к канатам проходческих лебедок должны рассчитываться с десятикратным запасом прочности по отношению к максимальной статической нагрузке каната.

Конструкция прицепных устройств должна строго соответствовать проекту. Все отступления от проекта должны утверждаться главным инженером шахтопроходческого треста.

Соединения прицепных устройств с канатом лебедки должны исключать возможность их разъединения.

§ 43. Подвесные полки должны быть подвешены к канату не менее чем в четырех точках.

Способы подвески должны выполняться строго по проекту.

Прицепные устройства полка с цепями должны иметь заводской паспорт.

Запрещается применение цепей, изготовленных при помощи кузнечной или ручной сварки.

Подвесные устройства полков с цепями должны заменяться не реже одного раза в 5 лет.

п

При шкивной подвеске полка болты крепления подшипников осей шкивов должны заменяться не реже одного раза в 3 года.

§ 44. Канат лебедки может соединяться с прицепным устройством при помощи несимметричного коуша и коуша с клиновым зажимом.

§ 45. При применении несимметричного коуша должны соблюдаться следующие требования.

Коуш должен быть несимметричен по отношению к оси каната, грузовая ветвь должна огибать сторону коуша, имеющего меньший эксцентрицитет. Свободный конец каната огибается петлей вокруг стороны коуша, имеющего большой эксцентрицитет.

Загнутый вверх конец каната должен прикрепляться не менее чем шестью стальными жимками, из которых пять являются рабочими и один —контрольным. Расстояние между центрами жимков должно быть равным 250 мм. Между контрольным и последним рабочим жимками канат должен иметь петлю, вытяжка которой в процессе эксплуатации указывает на необходимость перекрепления каната на прицепном устройстве.

Для улучшения сцепления обеих ветвей каната, а также для устранения перекосов жимков и деформации каната под ними поверхность соприкосновения их с канатом должна быть по возможности большей.

Применять необходимо жимки в виде двух плоских кованых планок.

Длину планок принимать:

а)    для канатов диаметром до 50 мм включительно — не менее (2 dK + 2 do), мм,

где: dK —- диаметр каната, мм; do— диаметр болтов, мм;

б)    для канатов диаметром более 50 мм — равной 160 мм.

Применение жимков из круглой стали во избежание пережима каната воспрещается.

§ 46. При применении прицепных устройств с самозаклини-вающимся коушем свободный конец каната должен крепиться к грузовой ветви его одним рабочим и одним контрольным жимками с петлей каната между жимками, вытяжка которой указывает на необходимость немедленной перепаицировкн каната.

§ 47. Неподвижная ветвь каната полка должна закрепляться при помощи несимметричного коуша, насаженного па ось, опирающуюся подшипниками на балки нулевой рамы, подшкивной площадки или на специально установленные для этой цели балки в стволе.

§ 48. Неподвижная ветвь каната насоса должна закрепляться при помощи клиновой втулки или несимметричного коуша, опирающимися подшипниками на балки нулевой рамы, под-12

шкивной площадки или на специально установленной для этой цели балке в стволе.

§ 49. Направляющие канаты должны крепиться к натяжной раме или подвесному полку при помощи клиновых втулок или жимков.

§ 50. Все узлы закрепления каната и прицепные устрой-ства должны осматриваться ежесуточно дежурным электрослесарем, раз в неделю — главным механиком стройуправления (шахты).

В случае обнаружения неисправности узлов закрепления каната и прицепного устройства спуско-подъемные операции с подвесным оборудованием должны быть немедленно остановлены до их устранения.

Результаты осмотра и меры, принятые для устранения неисправностей, должны заноситься в книгу осмотра подвесного оборудования.

г л л в л v

КОПРОВЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ШКИВЫ

§ 51. Во избежание срыва каната реборды направляющих шкивов должны выступать над его верхней частью не менее чем на полтора его диаметра.

§ 52. Направляющие шкивы должны изготовляться из чугунного литья в соответствии с концевой нагрузкой и строго по утвержденным ведомственным нормалям.

§ 53. Направляющие шкивы подлежат замене новыми при износе толщины обода или реборды более чем на 50% их начальной толщины.

§ 54. Плоскость симметрии направляющих шкивов должна быть строго перпендикулярна их геометрической оси. Ось вращения шкива должна быть строго горизонтальна.

Не допускается смещение шкива. Главный маркшейдер шахты через каждые 12 месяцев должен производить теодолитную проверку правильности установки шкивов по отношению к оси ствола и оси лебедки.

§ 55. Направляющие шкивы должны осматриваться один раз в сутки электрослесарем, два раза в месяц — механиком проходки и один раз в месяц — главным механиком стройуправления (шахты).

Особое внимание при осмотре направляющих шкивов должно быть обращено на целость их элементов, крепление подшипников, достаточность смазки подшипников, плотность посадки шкива на вал. Результаты осмотра должны быть занесены в «Книгу записи осмотра проходческих лебедок и их канатов». Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.

Еженедельно должна производиться добавка смазки (солидола) с достаточной прошприцовкой трущихся поверхностей.

§ 56. На каждый направляющий шкив должен быть паспорт завода-изготовителя, в который заносятся все данные по его ремонту и эксплуатации.

ГЛАВА VI

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ПРОХОДЧЕСКИЕ ЛЕБЕДКИ

§ 57. На проходческие лебедки должна быть следующая техническая документация:

а)    паспорт (на каждую лебедку);

б)    инструкция по монтажу и эксплуатации (одну на все лебедки оснащения ствола одинакового типа и грузоподъемности);

в)    детальная схема тормозной системы (одну на все лебедки оснащения ствола одинакового типа и грузоподъемности);

г)    коммутационная схема (одну для всех лебедок оснащения ствола одинакового типа, грузоподъемности и включения);

д)    прошнурованная «Книга записи осмотра проходческих лебедок и их канатов» (одна для всех лебедок оснащения ствола, направляющих шкивов и навешенных на них канатов).

Схема тормозной системы и коммутационная схема должны быть вывешены в одном из помещений лебедок на видном месте в рамке под стеклом с указанием, к каким лебедкам они относятся.

Остальная перечисленная техническая документация на лебедки должна храниться у механика проходческого участка.

ГЛАВА VII

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРОХОДЧЕСКИХ ЛЕБЕДОК

§ 56. Персонал, обслуживающий проходческие лебедки, должен пройти специальное обучение и сдать экзамен по правилам безопасности и правилам технической эксплуатации проходческих лебедок.

§ 59. Выводы обмоток и кабельные воронки электродвигателей должны быть надежно закрыты ограждениями, снимать которые во время работы двигателя запрещается.

Вращающиеся части двигателя (контактные кольца, шкивы, муфты и открытые части валов) должны быть также надежно ограждены.

§ 60. Все металлические части электрооборудования, нормально не находящиеся под напряжением, но которые могут

оказаться под ним в случае повреждения изоляции, должны быть надежно заземлены.

Общее переходное сопротивление сети заземления, замеренное у мест, наиболее удаленных от главных заземлителей, не должно превышать 4 ом. Запрещается последовательное заземление электродвигателей лебедок и пусковой аппаратуры. Запрещается применение штырей в качестве заземлителей.

§ 61. Ежесуточно дежурный электрослесарь должен производить наружный осмотр состояния защитных заземлений. В случае замеченной неисправности заземления проходческая лебедка должна быть немедленно отключена до приведения заземления в исправное состояние.

§ 62. При ежемесячном осмотре специально выделенным и обученным лицом всей заземляющей системы согласно «Инструкции по устройству, осмотру и измерению сопротивления шахтных защитных заземлений» (Приложение 20 ПБ изд. 1958 г.) должен быть произведен осмотр системы заземления всех проходческих лебедок.

Перед включением вновь установленной или перенесенной проходческой лебедки должно производиться измерение сопротивления заземления.

Результаты осмотра и измерения заземления должны заноситься в «Книгу осмотра и измерения заземления».

§ 63. Производить какие-либо работы на заземлении при включенном электродвигателе запрещается. При производстве работ на электродвигателе последний должен быть отключен, а на рубильник, питающий его пускатель, должен быть повешен плакат: «Не включать — работают люди».

§ 64. Работы на магнитных станциях, распределительных щитах и электрических проводках производятся не менее чем двумя лицами. Шины и оборудование должны быть отключены.

При ремонтах или ревизиях токоприемников и электросетей для предупреждения ошибочного включения в отключенный рубильник или автомат должен быть проложен миканит и вывешен плакат «Не включать — работают люди».

§ 65. Обслуживание оборудования и управление лебедкой при включенном напряжении должно производиться в резиновых диэлектрических перчатках, испытанных на диэлектрическую прочность.

§ 66. Раздвижные ключи, плоскогубцы, отвертки и прочий инструмент должны быть с изолированными рукоятками. Рукава одежды должны быть застегнуты или завязаны, надеты калоши и головные уборы.

§ 67. Запрещается производить какие-либо работы по ремонту или проверке электрооборудования под напряжением.

УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ

§ 68. Электродвигатель лебедки должен регулярно очищаться от грязи и пыли.

§ 69. Роторные контактные кольца электродвигателей должны быть шлифованными и чистыми, а при потемнении они должны быть прочищены наждачной бумагой № 00. Прочистка щеток должна производиться также наждачной бумагой № 00. Наждачная бумага должна быть нарезана узкими полосками, которые протягиваются в направлении вращения электродвигателя между кольцами и щетками рабочей стороной к щеткам.

§ 70. Во избежание перегрева пусковых сопротивлений необходимо следить за тем, чтобы стяжные болты спиралей были надежно затянуты. Должна быть обеспечена достаточная вентиляция сопротивлений.

§ 71. Необходимо следить за легкостью хода контакторов, проверяя от руки их включение и отключение.

Контакты должны перекатываться один по другому, что предохраняет от появления дуги, а следовательно, от «нагара». Сила нажатия контактов должна контролироваться не реже одного раза в месяц.

Необходимо, также, следить за исправным действием блок-контактов. Все детали контакторов должны быть чистыми, износившиеся контакты заменены новыми.

§ 72. Рабочие поверхности сердечников и якорей электромагнитов для предохранения их от коррозии должны смазываться техническим вазелином.

§ 73. Необходимо проверять состояние присоединений. Во избежание перегрева все ослабевшие гайки должны подтягиваться.

ГЛАВА IX

ОСМОТРЫ И РЕВИЗИЯ ПРОХОДЧЕСКИХ ЛЕБЕДОК

§ 74. Перед каждой спуско-подъемной операцией с подвесным оборудованием проходческие лебедки должны осматриваться в соответствии с «Инструкцией для лиц, управляющих проходческими лебедками» (Приложение 1).

Кроме осмотров перед каждой спуско-подъемной операцией проходческие лебедки и подвесное оборудование должны осматриваться в объеме, предусматриваемом параграфами 7, 36, 50, 55, 61, 62, 108, 115, 120 и 143 — один раз в неделю дежурным электрослесарем, один раз в две недели механиком проходки и один раз в месяц главным механиком стройуправления (шахты).

Результаты осмотров записываются в «Книгу записи осмот-

ра проходческих лебедок и их канатов» и в «Книгу записи осмотра проходческого оборудования».

§ 75. Не реже одного раза в 6 месяцев каждая проходческая лебедка, находящаяся в работе, должна пройти ревизию по графикам, утвержденным главным инженером стройуправления.

При ревизии подлежат тщательному осмотру и проверке состояние тормозной системы, храповичных остановов, барабанов, намотки канатов на барабан и крепление каната к барабану, редуктора, шарнирных соединений, смазки, крепления анкерных болтов, фундамента, электродвигателя с пускорегулирующей аппаратурой и защитой.

§ 76. Результаты ревизии с перечнем объема выполненных работ оформляются актом за подписью главного механика стройуправления, начальника и механика проходческого участка с утверждением акта главным инженером стройуправления (шахты).

глава х

СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ С ПОДВЕСНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

1. Общие положения

§ 77. Для всех спуско-подъемных операций с подвесным оборудованием, а также для натяжения направляющих канатов должны быть разработаны мероприятия, в которых указываются: осмотр перед каждой спуско-подъемной операцией перемещаемого в стволе оборудования, лебедок, канатов и направляющих шкивов; порядок спуско-подъема оборудования или операций по натяжению канатов, расстановка рабочих и лиц технического надзора в стволе для руководства спуско-подъемными работами, на поверхности у лебедок, и у сигналов (на копре, в здании лебедок и в стволе у перемещаемого оборудования).

Мероприятия по спуско-подъемным операциям и по натяжению канатов должны разрабатываться и подписываться начальником и механиком проходки. При этом, мероприятия по трудоемким операциям (перегон подвесных и натяжных полков на расстояние более 5 м, перемещение щита-оболочки, створчатой и секционной опалубки, демонтаж ставов труб и т. п.) должны утверждаться главным инженером стройуправления.

§ 78. Весь персонал, участвующий в выполнении спускоподъемных операций с оборудованием в стволе и с натяжением канатов, должен быть проинструктирован и ознакомлен с мероприятиями под расписку.

§ 79. Перед выполнением спуско-подъемных операций с под-2 2o«i    17

весным оборудованием из ствола должны быть выданы на поверхность все проходчики, за исключением необходимого минимального количества лиц,' участвующих в выполнении этих работ.

§ 80. Общее руководство работами по спуско-подъемным операциям с подвесными и натяжными полками, щитами-оболочками, створчатой и секционной опалубками, люльками, ставами труб сжатого воздуха, вентиляции, бетона, тампонажа, цементации и водоотлива возлагается на начальника проходки.

Непосредственное руководство спуско-подъемными операциями с перечисленным оборудованием возлагается: на поверхности— на механика проходки или лицо технического надзора, утвержденное приказом по стройуправлению, а в стволе —на горных мастеров, которые обязаны расставить по рабочим местам электрослесарей и проходчиков и осуществлять надзор за правильным выполнением спуско-подъемных операций, подачей сигналов и безопасностью работ.

Руководство работами по спуску тюбингов в забой, подтягиванию их лебедками к месту установки и по наращиванию кабелей возлагается на горного мастера.

Проходческие лебедки, поддерживающие подвесное стволовое оборудование, должны быть оснащены приборами контроля натяжения канатов.

2. Подвесные полки

§ 81. Перемещение полка на расстояние более 5 м должно производиться в присутствии начальника и механика проходки.

§ 82. Перед перемещением полок должен быть очищен от бетона и мусора. Инструмент и материалы должны быть убраны.

Все проходчики, не участвующие в перемещении полка по утвержденным мероприятиям, должны быть подняты на поверхность.

Затем должны быть выбиты клинья, фиксирующие положение подвесного полка, и откинуты щиты (фартуки). После этого должны быть подняты пальцы, для чего в случае необходимости предварительно надо приподнять полок путем коротких включений электродвигателя лебедки подвесного полка с подачей соответствующих сигналов «Подъем» и «Стоп» через руко-ятчика лицу, управляющему лебедкой.

При распоре подвесного полка домкратами последние должны быть отпущены.

Для предупреждения перекоса и зацепления полка за подвесное оборудование возле каждого проема на обоих его этажах должны находиться проходчики.

§ 83. При шкивиой подвеске подвесных полков особое вни-

мание должно быть обращено на обеспечение вращения и смазку шкивов. При буксовании каната по шкивам перемещение полка должно быть немедленно приостановлено. Продолжение спуска-подъема полка может быть возобновлено только после устранения причин, препятствующих вращению шкивов.

При шкивной подвеске полка* на шкивах должны быть установлены кожухи, препятствующие сходу каната со шкивов.

При полиспастной подвеске должно быть проверено состояние крепления и смазки пальца шкива подвески.

§ 84. Горный мастер и проходчики при спуске-подъеме полка должны быть прикреплены предохранительными поясами на верхнем этаже подвесного полка к прицепному устройству, на нижнем — к его междуэтажным связям.

§ 85. Предохранительные пояса должны иметь паспорт или свидетельство об испытании, выданные канатно-испытательной станцией.

§ 86. Подвесной полок должен перемещаться с соблюдением горизонтального положения. В случае перекоса перемещение полка должно быть немедленно приостановлено и может быть возобновлено только после восстановления горизонтального положения.

§ 87. Подача сигналов на спуск-подъем подвесного полка и его установку должна производиться с его верхнего этажа ру-коятчику, передающему сигналы в здание лебедки подвесного полка.

§ 88. Закрепление подвесного полка в новом положении на пальцах или домкратах должно быть произведено после проверки правильности центровки его с раструбами путем пропуска через них бадей подъема.

§ 89. После закрепления подвесного полка, его новое положение должно быть нанесено на указателе глубины подъемной машины.

§ 90. Лебедки подвесных полков должны быть оборудованы приборами-ограничителями натяжения каната типа ПОН или другой защитой, отключающей электродвигатель лебедки в случае напуска каната или перегруза его выше максимально допустимого статического натяжения.

§ 91. Управление лебедкой при спуске-подъеме подвесного полка должно осуществляться одним из машинистов вспомогательного подъема (либо лицом, прошедшим обучение и сдавшим экзамен технического минимума по управлению лебедкой подвесных полков и получившим соответствующее удостоверение) в присутствии дежурного электрослесаря. В обязанности дежурного электрослесаря входит оказание помощи машинисту и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы лебедки.

2*

Лица, которым вменяется в обязанность управление лебед-

19

«Правила технической эксплуатации проходческих лебедок» составлены с учетом требований, предъявляемых к проходческим лебедкам «Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах» издания 1958 г., а также опыта эксплуатации проходческих лебедок.

Правила охватывают условия эксплуатации механической и электрической частей лебедок, контрольно-измерительной и защитно-блокировочной аппаратуры, канатов, прицепных устройств и помещений. Установлен перечень технической документации, который должен быть в наличии на каждой шахте.

Правила устанавливают сроки осмотров и ревизии всего оборудования лебедок, канатов, прицепных устройств и направляющих канатов.

Правила определяют порядок производства спуско-подъемных операций с указанием необходимых мер предосторожности, обеспечивающих безопасное выполнение этих работ.

В правилах имеются приложения, состоящие из: инструкции для лиц, управляющих лебедками, описания приборов защиты канатов, таблицы рекомендуемых типоразмеров проходческих лебедок для различного подвесного оборудования и образцов технической документации.

Правила утверждены Главным Управлением угольной и торфяной промышленности Укрсовнархоза и согласованы с Госгортехнадзором УССР и вводятся в действие в качестве обязательного руководства для инженерно-технического и обслуживающего персонала, отвечающего за нормальную работу проходческих лебедок и за безопасное выполнение спуско-подъемных операций с подвесным оборудованием, поддерживаемым на этих лебедках при проходке вертикальных стволов шахт.

В составлении правил участвовали ст. научные сотрудники УкрНИИОМШСа О. С. Докукин, И. И. Левиков, И. В. Тарасов, С. С. Ткачев и главный механик треста Донецкшахтопроходка А. А. Марков. Руководил разработкой правил И. И. Левиков.

Изменения настоящих Правил и дополнения к ним вносятся УкрНИИОМШС по согласованию с Госгортехнадзором УССР.

кой при спуске-подъеме подвесного полка, должны быть оформлены приказом по стройуправлению (шахте). Копия приказа должна храниться у начальника проходки.

§ 92. Управление лебедкой подвесного полка должно быть индивидуальное и находиться непосредственно у лебедки.

§ 93. Скорость перемещения подвесного полка не должна превышать 0,1 м/сек.

§ 94. В случае необходимости допускается счаливание каната подвесного полка. Счаливание должно производиться при помощи двух коушей, соединенных щеками (коуш-счалка). Каждый конец каната должен быть зажимкован, таким же способом как и в прицепном устройстве полка не менее чем пятью рабочими и одним контрольным плоскими жимками. Место счалки не должно переходить через шкив.

Конструкция коуша-счалки должна быть рассчитана на десятикратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке и перед навеской пройти испытание на испытательной станции.

§ 95. Подвесные полки и узлы подвески их должны ежедневно осматриваться электрослесарем по осмотру подвесного оборудования, раз в неделю — механиком проходки и раз в месяц — главным механиком стройуправления (шахты). Результаты осмотра должны заноситься в «Книгу записи осмотра подвесного полка». Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены.

Коуш-счалка канатов должна осматриваться не реже одного раза в неделю. Один раз в 3 месяца надежность крепления канатов на коуш-счалках должна быть проверена путем подтяжки гаек на болтах жимков.

3. Натяжные полки

§ 96. Перемещение натяжного полка должно производиться в присутствии начальника и механика проходки.

§ 97. Перед перемещением натяжного полка должны быть выполнены следующие операции:

а)    пневмогрузчики отсоединены от пневмолебедок;

б)    все незакрепленные на натяжном полке предметы должны быть выданы на поверхность, а все проемы перекрыты лядами или досками. Затем должны быть откинуты щитки (фартуки) и натяжной полок освобожден от закрепления его на выдвижных пальцах, а при распоре натяжного полка домкратами последние должны быть отпущены;

в)    все проходчики, кроме участвующих в перемещении натяжного полка, согласно разработанным мероприятиям, должны быть подняты на поверхность.

ПРОХОДЧЕСКИЕ ЛЕБЕДКИ 1. Типы проходческих лебедок

§ 1. При проходке вертикальных стволов шахт подвесное оборудование должно поддерживаться на канатах тихоходными проходческими лебедками, при помощи которых осуществляются все спуско-подъемные операции с этим оборудованием и с различными материалами.

Настоящие правила распространяются на проходческие лебедки, предназначенные для: подвесных и натяжных полков, щитов-оболочек, створчатой и секционной опалубки, проходческих агрегатов, спасательных лестниц, подвесных насосов, ставов труб различного назначения, тюбингов, люлек и кабелей.

Лебедки для оснащения проходки ствола должны быть выбраны проектной организацией и отражены в оргстройпроекте. Они должны отвечать требованиям «Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах» изд. 1958 г. и настоящим «Правилам технической эксплуатации проходческих лебедок».

Замена лебедок, предусмотренных оргстройпроектом, должна утверждаться главным инженером шахтопроходческого треста.

Схема размещения проходческих лебедок у ствола, с указанием порядкового номера каждой из них и ее назначения, должна вывешиваться в здании главного подъема.

§ 2. Отношение наименьшего диаметра навивки к диаметру каната для направляющих шкивов и барабанов проходческих грузовых лебедок, предназначенных для подвески стволового оборудования (полки, насосы, ставы труб, агрегаты и проч.), должно быть не менее 20.

§ 3. Для проходческих лебедок допускается многослойная навивка каната на барабан. Максимальное число слоев навивки должно рассчитываться из условия, чтобы реборда барабана выступала над верхним слоем не менее чем на 1,5 диаметра каната.

§ 4. Винт червячных редукторов проходческих лебедок должен устанавливаться под червячным колесом.

§ 5. Уровень масла ванны червячного редуктора должен соответствовать метке, установленной заводом-изготовителем лебедки и контролироваться не реже одного раза в неделю.

Конструкция уплотнений масляной ванны должна исключать возможность попадания масла на рабочие поверхности маневрового и предохранительного тормозов.

§ 6. Продолжительность непрерывной работы лебедки не должна превышать времени, предусмотренного паспортом и заводской инструкцией по эксплуатации.

§ 7. Элементы проходческих лебедок — барабан, тормозные устройства, храповичные остановы, редуктор, подшипники, пусковая и защитная аппаратура — должны осматриваться специально прикрепленным электрослесарем не реже одного раза в неделю и перед каждой спуско-подъемной операцией, но не более одного раза в сутки.

Не реже двух раз в месяц, лебедки должны быть осмотрены механиком проходки, и один раз в месяц—главным механиком стройуправления.

Обнаруженные неисправности должны быть немедленно устранены, а результаты осмотра и принятые меры по устранению неисправностей занесены в книгу записи осмотра проходческих лебедок и их канатов.

2. Тормоза

§ 8. В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц должны быть предусмотрены: маневровый тормоз на валу электродвигателя или на промежуточном валу лебедки, предохранительный тормоз и храповичный останов —на барабане.

§ 9. В проходческих лебедках исполнительные органы предохранительного и маневрового тормозов должны быть колодочного типа с грузовым приводом.

В проходческих лебедках грузоподъемностью менее Юг, применяемых для вспомогательных грузовых операций, допускается применение ленточного исполнительного органа предохранительного тормоза с ручным торможением.

В проходческих лебедках грузоподъемностью 10 г допускается применение ленточного предохранительного тормоза с грузовым приводом и быстродействующей рукояткой для торможения с ручным растормаживанием.

Ручные лебедки, предназначенные для вспомогательных работ при проходке стволов глубиной 100 м, должны иметь тормоз, стопорное храповое устройство и сдвоенную зубчатую передачу.

§ 10. Лебедки с ленточным предохранительным тормозом должны иметь в кожухе, укрывающем тормозную ленту и тормозной обод, не менее б смотровых окон размером не менее 150 X 150 мм для контроля зазора между ободом и лентой и правильности прилегания ее к ободу.

Примечание. Имеющиеся па оснащении проходки стволов лебедки типа ПРЛ-15 грузоподъемностью 15 т с двумя предохранительными ленточными тормозами и двумя храповичными остановами на барабане разрешается как исключение применять в эксплуатации до 1965 г.

При работе этих лебедок на спуск и подъем груза, кроме лица, управляющего лебедкой, на штурвалах ее предохранительного тормоза и на рукоятках храповичных остановов должны быть специально выделенные проинструктированные работники.

,§ 11. По окончании работ на лебедке ее электродвигатель должен быть отключен от сети и она должна быть заторможена предохранительным и маневровым тормозами с наложением храповичного останова.

§ 12. Тормозной момент проходческих грузовых лебедок и лебедок для спасательных лестниц должен быть не менее двукратного статического момента вращения при подъеме или спуске расчетного для лебедки груза.

§ 13. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза проходческих лебедок не должна превышать \уЬсек.

§ 14. При расчете тормозов коэффициент трения между колодками и тормозным ободом следует принимать равным 0,35.

§ 15. Грузы предохранительного тормоза должны иметь ограждения, предупреждающие попадание посторонних предметов под груз и травмирование лебедчика при торможении.

Расстояние от груза предохранительного тормоза до пола при полном затормаживании должно быть не менее 150 мм. При меньшем расстоянии под грузом должен быть предусмотрен приямок.

Для свободного хода груза сечение приямка должно быть достаточных размеров.

3. Привод проходческих лебедок

§ 16. Все проходческие тихоходные лебедки должны иметь механический привод.

В зависимости от типа и назначения лебедок должны применяться электродвигатели с фазовым ротором с регулированием скорости при помощи металлических сопротивлений и электродвигатели с короткозамкнутым ротором.

Управление проходческими лебедками должно производиться дистанционно при помощи кнопочных постов управления.

Электродвигатели с фазовым ротором должны включаться при помощи контроллеров, командоконтроллеров и магнитных станций, а с короткозамкнутым ротором — магнитными пускателями.

Вся электрическая аппаратура пуска и управления должна устанавливаться либо непосредственно у каждой лебедки, либо на центральном пульте управления.

При проходке стволов глубиной до 100 м разрешается применять для вспомогательных операций (подвеска направляющих канатов, кабелей, спасательных лестниц) лебедки с ручным приводом.

Электроснабжение всех проходческих лебедок на стволе должно осуществляться от низковольтных щитов электроподстанций или от низковольтных щитов одного из распределительных пунктов.

Подача напряжения с электроподстанции на распределительные пункты и с распределительных пунктов на лебедки допускается только на время их работы.

Запрещается подключение к распределительным пунктам лебедок постоянно действующих потребителей электроэнергии.

§ 17. Запрещается опускать грузы под действием собственного веса. Спуск груза должен производиться только при помощи электродвигателя.

§ 18. Лебедки, служащие для подвески спасательных лестниц, должны иметь механический привод с источником питания, независимым от общей силовой шахтной сети, т. е. должны иметь в качестве привода двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель с питанием от аккумуляторных батарей или от передвижной электростанции. При глубине ствола до 100 м разрешается применение ручного привода.

4. Контрольно-измерительная аппаратура и защитноблокировочные устройства

§ 19. Проходческие лебедки должны иметь:

а)    исправно действующий амперметр с нанесенной па его шкале красной чертой предельно допустимой нагрузки;

б)    вольтметр для контроля напряжения сети;

в)    манометр для лебедок с пневматическим растормажива-нием предохранительного тормоза и отбрасыванием храпович-ного останова;

г)    максимальную, минимальную и нулевую защиту.

§ 20. Во вновь выпускаемых лебедках должна быть предусмотрена блокировка, исключающая пуск электродвигателя в направлении спуска груза при включенных предохранитель-6

ном тормозе и храповичном останове и подъема груза при отброшенном храповичном останове. Концевые выключатели блокировки должны быть во влагостойком исполнении.

5. Сигнализация

§21. Управление лебедками должно вестись строго по сигналам. Таблица сигналов должна быть вывешена: у рукоятчика, у централизованного пульта управления и у лебедок.

Таблица сигналов для спуско-подъемных операций с проходческим подвесным оборудованием разрабатывается на каждой проходке ствола и утверждается главным инженером шахтопроходческого управления.

Сигнализация должна обеспечиваться одним из установленных сигналов.

При наличии электрической сигнализации или телефонной связи обязательно должен быть резервный механический сигнал.

При спуско-подъемных операциях с подвесным оборудованием на проходческих лебедках работа подъема разрешается только для перемещения рабочих и технического персонала, наблюдающих за выполнением этих работ.

ГЛАВА II

ЗДАНИЯ ДЛЯ ПОДЪЕМНЫХ ЛЕБЕДОК

§ 22. Лебедки грузоподъемностью более 15 т должны устанавливаться во временных неотапливаемых зданиях с соблюдением необходимых зазоров между выступающими частями лебедки, а также между фундаментами и стенами.

Лебедки для подвесных полков независимо от их грузоподъемности должны обязательно устанавливаться в зданиях.

Лебедки грузоподъемностью до 15 г другого назначения допускается устанавливать под навесом. Вспомогательные лебедки (для направляющих и уравновешивающих канатов, для подвески кабелей и проч.) допускается устанавливать на открытой площадке, но с обязательным укрытием их электродвигателей и электромагнитов тормозной системы.

Места установки лебедок должны находиться выше уровня паводковых и дождевых вод.

Высота здания должна быть для лебедок грузоподъемностью до 18 г не более 2500 мм, для лебедок грузоподъемностью 18 т и более — не менее 3000 мм.

.§ 23. Проходческие лебедки должны устанавливаться на фундаментах, выполненных по проекту.

Фундамент лебедки и выступающие части лебедки должны

находиться от стен здания на расстоянии не менее 700 мм, электродвигатель— на расстоянии 1000 мм.

§ 24. Фундамент лебедки должен быть выше отметки пола не менее чем на 400 мм.

§ 25. Здания лебедок должны иметь электроосвещение с нормой освещенности площади пола 25 люкс.

Здания лебедок должны быть закрыты на замок при неработающих лебедках.

Запрещается захламлять здания лебедок какими-либо предметами.

ГЛАВА III

КАНАТЫ

§ 26. Для проходческих лебедок должны применяться стальные канаты, отвечающие ГОСТ 3070-55, 3071—65 и некрутя-щиеся канаты ЧМТУ 5250—57. Допускается применение канатов закрытой конструкции и канатов с линейным касанием проволок, а также снятых подъемных канатов при условии положительных результатов испытания и с вычетом из срока службы времени использования их в качестве подъемных.

§ 27. Запрещается применять канаты спиральной свивки в качестве направляющих канатов.

§ 28. Канаты для подвески: полков, проходческих агрегатов, насосов, труб водоотлива и спасательных лестниц должны иметь при навеске шестикратный запас «прочности, а для подвески остального оборудования (щита-оболочки, створчатой и секционной опалубки, труб вентиляции, сжатого воздуха, подачи бетона, цементации и тампонажа; кабелей) — пятикратный.

Направляющие канаты должны иметь при навеске пятикратный запас прочности.

§ 29. Запас прочности каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к расчетной статической нагрузке. Проволоки, не выдержавшие испытания на разрыв или перегиб, в расчет суммарного разрывного усилия не принимаются. Расчетная статическая нагрузка, приходящаяся на лебедку, должна быть не больше ее грузоподъемности. Расчетная статическая нагрузка складывается из веса подвесного оборудования с материалами и с людьми на нем, прицепного устройства, крепящих хомутов и веса каната от точки схода его с копрового шкива до проектной глубины ствола.

§ 30. Перед навеской на лебедку канат должен быть испытан на канатпо-испытателыюй станции. Резервный испытанный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 месяцев.

Канаты для лебедок подвески полков и спасательных лестниц должны пройти повторное испытание через 12 месяцев после навески. Канат должен быть спят и заменен новым, если при повторном испытании его запас прочности окажется менее 5. Канат должен быть также снят, если суммарная площадь проволок, не выдержавших при повторном испытании на разрыв и перегиб, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната.

Канаты для подвески труб: водоотлива, сжатого воздуха, цементации, подачи бетона, тампонажа, щитов-оболочек и опалубки испытываются только при навеске.

§ 31. Предельный срок службы канатов для подвески в стволах насосов, кабеля, щитов-оболочек, створчатой и секционной опалубки, агрегатов, труб водоотлива, вентиляции, сжатого воздуха, подачи бетона, цементации и тампонажа, не должен превышать двух лет.

§ 32. Для испытания каната отрезается конец его длиной не менее 1,5 м. Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен копией заводского паспорта, заверенного шахтой, и дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой.

На ярлыке должны быть указаны: трест, стройуправление, шахта, заводской номер каната, назначение каната, диаметр каната, конструкция его, дата получения с завода, дата отправки его на испытание.

Отрезка каната для испытания автогеном или электросваркой, как правило, не допускается. В отдельных случаях при отрезке каната автогеном или электросваркой необходимо отрубить конец каната длиной не менее 250 мм от конца отрезки.

Оба конца каждого образца должны быть надежно обвязаны проволокой.

Канатно-испытательные станции должны наносить на ярлыке номер испытываемого каната, даты его получения и испытания, а также данные о канате и проволоках, если они по результатам испытания расходятся с данными, указанными предприятиями.

Отрезок каната перед испытанием должен быть осмотрен; при этом данные о всех обнаруженных дефектах (обрыве, спайке, деформировании проволоки, ржавлении и пр.) заносятся в свидетельство об испытании каната.

§ 33. Новый канат для проходческих лебедок должен быть забракован, если в нем при испытании перед навеской суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, составляет 10%, а канатов для подвески полков и спасательных лестниц —6%.

§ 34. Запрещается навешивать или продолжать работу канатами с порванными, выпученными или запавшими прядями,